Архитектура в европе 19 века: Европейская архитектура XIX века – Архитектура xix века в европе. Европейская архитектура и скульптура XIX века. Архитектура Высокого Возрождения

Архитектура xix века в европе. Европейская архитектура и скульптура XIX века. Архитектура Высокого Возрождения

Конечно же, все любят путешествовать. И многих туристов интересует именно архитектура стран мира. Сегодня путешествия по Европе становятся очень доступными. А европейские страны богаты архитектурными шедеврами, самых разных стилей и времён.

Для любителей памятников античной архитектуры, безусловно, самым интересным путешествием станет путешествие по Греции. В каждом уголке, в каждом городе этой удивительной страны Вы найдёте величественные сооружения, древние памятки богам и изящные древние колонны. Путешествуя по Греции, непременно следует посетить акрополь и храм Зевса в Афинах, удивительные руины дельфийского храма Аполлона и храм Посейдона, расположенный на мысе Сунион.

Ещё одной страной, богатой античной архитектурой, является Италия. В первую очередь следует посетить знаменитый Колизей, Пантеон и Термы Каракаллы. Но Италия богата не только памятниками античности. Если Вы не знаете, сразу же отправляйтесь в Миланский собор. Это жемчужина итальянской готики. Можно провести не один час глядя на этот шедевр.

Готический стиль также хорошо раскрыт в городах Великобритании. Множество соборов с остроконечными башнями, узкие окна, богатство декоративных элементов – всё это являет собой богатое наследие средневековой Англии. Ну и, конечно, побывав в Лондоне, нельзя не посетить Соборную церковь Святого Петра, более известную как Вестминстерское аббатство.

Не менее интересной страной для туристов является Франция. Образ этой страны окружён ореолом романтики и изящества. Конечно, говоря о Франции, первым в воспоминаниях всплывает образ Эйфелевой башни. Однако памятников архитектуры здесь великое множество. Вы, непременно, встретите их, просто бродя по французским улицам. Это может быть и банк в Париже, и отель в ницце . Если Вам доведётся побывать в Париже, не забудьте посмотреть знаменитую Триумфальную арку. Также во Франции располагаются более восьми десятков средневековых замков.

Ценителям архитектуры будет интересно побывать в Испании. Именно здесь зародился неповторимый стиль – платереско. Он вобрал в себя лучшие черты готики, мавританского стиля и сюжетов эпохи ренессанса. Ну и, конечно же, в Барселоне следует насладиться видом Храма Святого Семейства. Это проект незавершённый знаменитого Антонио Гауди. Он строиться с 1882 года на частные пожертвования.


Корни латинского слова » Architectura » уходят в древнегреческий язык и означают высшее строительное искусство. Появление определённого архитектурного стиля обусловлено несколькими факторами: климатические условия, религиозная приверженность, технические возможности воплощения идей и общий уровень культурного развития населения.

Ампир возник в преддверии Великой Французской революции — т.е. накануне значительных реформаторских перемен. Монументальность и объёмность сооружений в эпоху Наполеона стали сочетаться с применением орнамента на египетские мотивы.

Ар-деко — искусство декорации позднего модерна. Воплотив в себе идею неоклассицизма и модерна, отличается роскошным внешним видом с элементами шика и использованием дорогих материалов. Архитектурный стиль известен с середины 20-х годов ХХ века и в последующем оказал влияние на архитектуру в СССР.

Английская готика — стиль архитектурных решений, используемых в строениях средневековой Англии. Существуют три этапа развития английской готики: ранняя английская готика 1170-1300 гг.; декоративный стиль 1272-1349 гг.; вертикальный стиль — он же перпендикулярный — был распространён в 1350-1539 гг.

Античная архитектура существовала на протяжении с VIII века до н.э. до V века н.э. Неоценимый вклад в общее направление дальнейшего развития архитектурных приёмов и способов их выполнения внесли древнегреческая и древнеримская архитектура.

Барокко — архитектурный стиль стран Европы XVII векаи первой половины XVIII в. Отличительные черты — экспрессивные и неуравновешенные визуальные ощущения с налётом романтизма — визуально передаются вполне явственно. Русское барокко 1680-1700 гг. отличалось значительным влиянием традиций русского зодчества.

Большой стиль — непосредственно связан с правлением короля Франции Людовика XIV и с расцветом французского искусства во второй половине XVII века, называемым «Золотым Веком».

Брутализм как одно из направлений модернизма, возникло в Великобритании в 50-х годах ХХ века и через пару десятков лет стал известен во всех уголках планеты. Основной материал для исполнения всегда служит железобетон.

Архитектура европейских стран середины и второй половины 19 века. Эклектизм.

Эклектизм, укрепившийся в 30-х годах, явился архитектурно-творческим методом всего 19 века.
Важным фактором в развитии архитектуры рассматриваемого периода был быстрый и решительный прогресс строительной техники, обусловивший коренные изменения в применяемых материалах и конструкциях.
Уже с начала 19 века в строительстве начали активно использоваться металлы — чугун, затем железо; во второй половине столетия был осуществлен переход к стали, позже начал применяться железобетон. С каждым десятилетием роль новых строительных материалов все более возрастала, однако в течение долгого времени они рассматривались как вспомогательные и скрывались под каменными оболочками или же приобретали старые, не свойственные им, декоративные формы.
Строительная техника в условиях 19 века значительно продвигается вперед, прогрессирует, в композиционном же отношении архитектура, наоборот, обращается вспять, к давно отошедшим в область истории стилям. Между технической и художественной сторонами архитектуры возникают «ножницы», которые с течением времени расходятся все больше и больше.
Уже в 1830—1840-х годах во Франции, Германии, Англии появляются здания, на облике которых отразились увлечения их авторов раннехристианской, готической, мавританской архитектурой, флорентийским ренессансом.
В 1840—1860 годах архитектором Чарльзом Бэрри совместно с Огастесом Пьюджином строится в Лондоне большое здание Парламента, целиком осуществленное в формах английской готики. Строители этого сооружения имели цель как можно ближе подойти к характеру подлинных сооружений готического стиля.
Подобное копирование стилей прошлого отмечается и в других сооружениях этого времени.
С 1861 по 1875 год в Париже возводится здание Большой оперы (архитектор Шарль Гарнье), пышная отделка которого воспроизводит декоративные формы европейского барокко 17 века. Фасад и интерьеры театра изобилуют лепными декоративными деталями. Особенно богато оформление парадной лестницы и фойе, выполненных из цветных мраморов и бронзы.
Во второй половине века в Берлине и Будапеште были возведены крупные общественные сооружения. Здание Парламента в Будапеште было построено архитектором И. Штейндлем (1855—1870). Заостренная форма купола, башенки и пинакли, стрельчатые арки, контрфорсы придают этому вполне современному зданию «средневековый», «готический» характер. Рейхстаг в Берлине был создан по проекту архитектора Пауля-Валло (1884—1894). Вся декорировка сооружения выполнена в «ренессансно-барочном» стиле.
Одновременно с Рейхстагом на площади Лустгартен архитектором Юлиусом Рашдорфом был возведен главный берлинский собор (1893), также решенный в формах барочной архитектуры.
Все эти здания обладают вполне современными планами, в них применены металлические и иные новые конструкции, но архитектурно-декоративные формы основаны исключительно на копировании и смешении мотивов старых, «исторических» стилей.
Для расширения представлений художественных кругов о средневековой архитектуре, интерес к которой в это время был особенно велик, большое значение имела деятельность видного французского архитектора, ученого археолога Виолле ле Дюка (1814—1879), реставрировавшего научными методами капеллу Сен-Шапель, собор Парижской богоматери и замок Пьерфон.
Помимо названных выше крупных зданий 19 века, оформленных «в разных стилях», можно выделить ряд современных им сооружений, в которых давалось иное, принципиально новое архитектурное решение.

<<< Архитектура европейских стран середины и второй половины 19 века. Общая характеристика развития архитектуры 19 века.

Архитектура европейских стран середины и второй половины 19 века. Использование новых строительных материалов и конструкций. >>>

История искусства >>>

Архитектура барокко и классицизма в Западной Европе

Архитектура Ренессанса породила сразу два противположных направления, барокко и палладианство, ранний классицизм. Творцы эпохи барокко отвергали классические представления о строгости и обязательному следованию порядку. Для зданий в этом стиле характерны богатство убранства, криволинейные формы, искаженные перспективы. Архитекторы стремились к слиянию разных сфер искусства: так, в ансамблях барокко сливается скульптура, архитектура и садово-парковое искусство.

Барокко возникло в Италии, а оттуда распространилось по всей Западной Европе. Стоит выделить двух главных деятелей, принявших наследие позднего ренессансного стиля маньеризм — это Джованни Лоренцо Бернини и Франческо Борромини.

Бернини проектировал не только церкви, капеллы и светские здания, он также работал над созданием крупых объектов, сочетающих архитектуру и скульптуру, например, фонтанов и надгробных памятников. Самые известные его работы — проект площади Святого Петра в Ватикане, а также украшение собора Святого Петра и кафедра там же. Бернини работал над обликом Рима: он соединил улицы и центральные площади. Овальной формы арена, образованная из двух массивных полукруглых колоннад на площади Петра, где жители города могли приветствовать папу — подлинный шедевр барокко. Также он спроектировал несколько фонтанов, всегда бывших предметами его интереса, в частности, фонтан Тритона и фонтан Четырех рек в Риме.

Второй творец эпохи итальянского барокко, Франчески Борромини, полностью отошел от классических канонов и прежних правил. Он проектировал помещения невероятной сложности, и именно он считается наследником традиций Микеланджело Буонаротти. Для него была характерна усложненная планировка интерьеров, включая перепады уровней, а также отсутствие прямых линий и изобилие причудливых архитектурных деталей. Он спроектировал палаццо Барберини и также отдельные элементы собора Святого Петра.

Во Франции барокко естественным образом сливается с классицизмом, используя лучшее из двух архитектурных стилей: гармонию планировки классицизма и богатое убранство барокко. Пример тому — знаменитый Версальский дворей и его роскошная внутренняя отделка.

Стиль барокко встречается и в Австрии. Сначала в нем работал итальянский архитектор Сантино Солари, построивший дворец в Зальцбурге, а дворец Шенбрунн строил уже австрийский архитектор фон Эрларх. В Германии стиль барокко наиболее полно был представлен в Дрездене работами архитектора Маттеуса Пеппельмана — зданиями Цвингера (комплекс для празднеств под открытым небом) и Фрауэнкирхе.

Прежде, чем мы перейдем к истории развития классицизма в Европе, напомним основные принципы, по которым строилась архитектура этого стиля. Ей была свойственна строгость формы и геометризм интерьеров, мягкость цветов и лаконизм внешней и внутренней отделки сооружений. Для классицистической архитектуры характерна симметрично-осевая композиция зданий. В оформлении домов использовались характерные элементы: колоннады, ротонды, портики, рельефы на стенах и статуи на крышах. Окна делались прямоугольными, вытянутыми вверх без кричащего оформления. Дома окрашивали в светлые пастельные тона.

История классицизма в Западной Европе началось с уже знакомого нам по прошлым материалам итальянского архитектора Андреа Палладио. Он изучал древнегреческие и древнеримские храмы и написал несколько трактатов со схемами архитектурных ордеров. Напомним, что ордер — это четкая последовательность вертикальных и горизонтальных элементов. Ордер включает в себя систему пропорций, предписывает состав и взаиморасположение элементов. В раннем классическом стиле (позже его назвали палладианским) были построены светские особняки знатных горожан Венеции, в частности, вилла Ротонда и вилла Капра. Именно Палладио сформулировал основные принциаы классицизма для архитектуры Западной Европы.

Второй известный теоретик раннего классицизма — Винченцо Скамоцци, ученик Палладио. Его труд «Идея универсальной архитектуры» оказал большое влияние на английского архитектора Иниго Джонса, с подачи которого палладианство (и классицизм) стал главенствующим стилем в английской архитектуре. Творчеству Джонса приписывают начало регулярного градостроительства в Лондоне по итальянским образцам: он создад в Ковент-гардене первую площадь современного образца. Больше всего Джонс известен по проектированию Квинс-хаус в Гринвиче и собору Святого Павла.

Дальнейшему развитию архитектуры классицизма в Британии способствовал шотландский архитектор Роберт Адам. Он разработал собственный, «Адамов стиль», добавив к классическим канонам изящное оформление интерьеров.

Одновременно с этим французский архитектор Жан-Жермен Суффло предложил использовать классицистический стиль как основу городской застройки. Самый известный его проект — здание Пантеона в Париже. Среди других деятелей классицизма во Франции стоит отметить Франсуа Мансара, которых хоть и построил множество зданий в стиле барокко, тем не менее, придерживался регулярной планировки. Кстати, в своих проектах он использовал традиционную для французских домов крутую крышу с изломом, что позволило сделать помещения под крышей обитаемыми. Отсюда и пошло название таких пространств — Мансаровая крыша, мансарда.

Самый знаменитый памятник классицизма (и одновременно барокко) во Франции, дворцово-парковый комплекс Версаль, проектировали архитекторы Луи Лево и Жюль Арден-Мансар, внук Франсуа.

В Германии тоже изучали наследие античных мастеров и опыт итальянских коллег. Центрами распространения классицизма становятся Берлин и Мюнхен. С одной стороны, немецкий классизицм также тяготел к античным канонам. С другой — пытался найти гармонию между формой и содержанием, например, подчеркнуть значимость и величие архитектурных памятников. Ярким примером могут служить Бранденбургские ворота в Берлине авторства архитектора Лангханса.

Классицистический стиль развивался: в начале XIX века французские архитекторы черпали вдохновение в римских образцах воинской славы. Так появился ампир, имперский стиль. Здания и памятники были монументальными и должны были демонстировать величие Французской империи, могущество армии. К таким объектам принадлежит знаменитая Триумфальная арка, построенная в честь побед Наполеона архитектором Жаном Шальгреном, а также арка на площади Каррузель.

Поздний классицизм в Германии представлен работами знаменитого архитектора Лео фон Кленце. Именно ему обязан город Мюнхен своим классицистическим обликом. В частности, он спроектировал площадь с несколькими галереями: среди них была Пинакотека (картинная галерея), Глиптотека (музей античной скульптуры) и Пропилеи. Фон Кленц работал и за рубежом: в Санкт-Петербурге он построил здание Нового Эрмитажа. Позднее германский ампир стал стилем бидермайер, более близким к простым горожанам, с множеством интерьерных и экстерьерных декораций.

В Британии стиль ампир был также представлен, он известен как регентский. Свое название он получил от эпохи правления принца-регента Георга III. Самый важный представитель этого стиля — архитектор Джон Нэш. его авторству принадлежат множество объектов. В частности, это городская планировка Риджент-стрит и ландшафтного Риджент-парка, а также комплекс Трафальгарской площади в Лондоне.

В следующих материалах мы перейдем к архитектуре века девятнадцатого. Оставайтесь с нами!

Особенности европейской архитектуры

История зарождения европейского стиля уходит глубоко в прошлое и соединяет в себе особенности и веяния в архитектуре на протяжении многих эпох. Формирование этого направления основано на связи между определенными местами расположения зданий и временем их строительства. Учитываются не только свойства и конструкции возводимых объектов, их функциональность, но также приемы декорирования и художественного оформления. Более ранние архитектурные тенденции не всегда последовательно сменяли друг друга, а могли возникать одновременно и выступать как конкурирующие между собой архитектурные стили, что в итоге и привело к зарождению европейского домостроения.

Предшествующие архитектурные течения и стили В середине I тысячелетия, примерно в X-XII веках, в проектировании и строительстве городских сооружений появилось новое яркое направление. Это так называемый романский стиль, имевший значительное влияние на формирование идей всего мирового искусства того времени.

Характерен прежде всего для церковной архитектуры — храмовых зданий, монастырских комплексов. Отличительные черты построек, выполненных в этом стиле: — влияние на архитектуру особенностей древнеримского зодчества, выраженного в использовании сводов и различных арок; — простота силуэта и наружной отделки; — прочность и основательность строений, которые им придают толстые стены с узкими проемами для окон и различные порталы. Большинство зданий, построенных в это время, являлись крепостями. В их число входили замки знатных и богатых особ, церкви, монастыри.

Главным строением в этих оборонительных комплексах стала башня — донжон, вокруг которой располагались другие сооружения. Позднее, в средневековой Европе, примерно до конца XV века, главенствующую роль заняла готика. В этом стиле арки уже сильно заострены, а высокие, но имеющие небольшую площадь основания, башни, устремлены вверх. Окна стрельчатые, с витражами. Большое значение в готике придается резным деталям для украшения фасадов — архивольтам, тимпанам, вимпергам. Большим толчком для дальнейшего развития всего зодчества в Европе послужила архитектура Возрождения, которая подняла общественный статус и роль мастера, проектирующего здания.

Основные принципы этого стиля были сформулированы в начале XV века и являлись основополагающими в течение еще двух веков. Большое значение в проектировании имели пропорции здания, его симметричность относительно одной или нескольких осей, строгий порядок расположения колонн, пилястр, ниш.

Появление и развитие в градостроительстве таких известных стилей как барокко, рококо и классицизм имели огромное влияние на формирование облика европейского дома.

Особенности строительства домов и коттеджей в Европе

Технология постройки каркасных деревянных домов считается одной из лучших в современном домостроении. Есть несколько её вариантов, имеющих такие названия, как «финские домики», «канадские коттеджи», «немецкие дома». Успешное применение каркасного строительства в сложных условиях северных районов, при повышенной влажности и наличии длительных периодов с отрицательной температурой, доказывает правильность развития европейского архитектурного стиля в выбранном направлении.

Особенно охотно такие здания возводят в Германии, Финляндии, странах Северной Америки, Скандинавии. Проекты домов в европейском стиле не предусматривают каких-либо излишеств. Пространство всех помещений как жилых, так и подсобных используется очень эффективно, количество коридоров и их площадь сведены к минимуму. Для отделки фасадов долгое время использовались такие, широко используемые в строительстве материалы, как облицовочный кирпич, натуральный камень, декоративная, гидроизоляционная или специальная штукатурка.

Планировка домов, построенных в соответствии с требованиями немецкого дизайна и технологий, в своей основе имеет очень простые геометрические фигуры, квадраты или прямоугольники.

Дополнительно можно выделить следующие особенности этого стиля:

  • Простая по своей конструкции крыша.
  • Скатов кровли не больше четырех.
  • Покрытием служит металлическая или битумная черепица.
  • Цвет кровельного покрытия обычно синий или красный, различной тоновой насыщенности.
  • Наличие цоколя, который облицован плиткой из камня, натурального или искусственного.
  • Различные балконы и эркеры, которые являются истинным украшением домов в немецком стиле.
  • Конструкции окон обычно выполнены в виде арок или прямоугольников. Ставни используются все реже. Оконные рамы становятся менее массивными. Входные двери часто устанавливают деревянные, иногда даже отличные по цвету от оконных групп и всего фасада.
  • Входную группу представляет низкая бетонная лестница с малым количеством ступеней и с небольшим навесом над ней.
  • Дома одноэтажные или с двумя этажами.

В отличие от немецкого стиля, скандинавский представлен жилыми домами, которые не имеют подвала или цокольного этажа. Очень популярны строения с жилой мансардой, полноценные двухэтажные здания можно встретить редко.

АРХИТЕКТУРА XIX ВЕКА

…в истории

…в литературе


АРХИТЕКТУРА XIX ВЕКА

XIX век — время революционных изменений во многих областях жизни. Англия демонстрировала свое превосходство, энергично способствуя развитию архитектуры и искусства, поэтому история архитектуры довольно сложная. В сущности, мы уже не говорим, как говорили ранее, о каком-то стиле, который является основным и дает название всей эпохе (эпоха классицизма, эпоха готики и т.п.). Английскую архитектуру XIX века скорее представляется логичным делить на три категории, или направления, которые существовали одновременно:

— архитектура Регентства — 1800-1830, прямое продолжение георгианских традиций предыдущего века;
— архитектура романтизма — примерно в то же время, направление на возрождение разных предшествовавших стилей;
— «индустриальная» архитектура — через весь XIX век и в XX.

~ ЭПОХА РЕГЕНТСТВА ~
По сути дела, в рамках этого направления нельзя сказать, что новый век принес какие-то новые веяния в архитектуру. Дома среднего класса продолжали традиции классицизма прошлого века, и даже века Джонса и Рена. Само деление на классицизм XVIII и XIX века достаточно условно — некоторые из зданий, о которых мы сейчас будем говорить, были построены еще в предыдущем веке. Однако нас интересуют не точные вреемнные границы, а развитие стиля, а именно в XIX веке настпуает расцвет классицизма и его закрепление в качетсве, вероятно, главенствующего стиля в строительстве.

Под влиянием архитектурных находок лорда Элгина и других археологов-любителей, любовь к античным и египетским мотивам, которую мы видели еще на предыдущих лекциях в работе братьев Адам, выросла еще больше. Повсеместно распространяются такие элементы декора, как каменная резьба, рельефы, воспроизведенные в гипсе колонны и драпировки и т.п.

Одним из самых знаменитых архитекторов того времени был Джон Нэш (1752-1835). По поручению принца-регента, он перестраивает один из центральных районов Лондона и создает элегантный квартал резиденций — Риджентс-парк. Принцип строительства тот же, что и в Бате: строгие линии улиц, амфитеатры и т.п.; в самих домах широко применяется ордерная система, лепнина и т.п. Дома светлые и нарядные.

Еще один известный архитектор — Генри Холланд. Например, он спроектировал здание Королевского театра Друри-Лейн (1794), который, к сожалению, в 1809 г. сгорел.

Еще одно знаментиое здание эпохи классицизма — Эпсли-хаус в Лондоне. Это здание подверглось влиянию даже нескольких волн классицизма. Оригинальное здание работы Роберта Адама, возведенное в 1770-е гг., в 1818-19 гг. перестроили для герцога Веллингтона, облицевав кирпич желтым камнем из Бата (арх-р Уайетт).

Дань классицизму отдал и Роберт Смерк, построивший здание Британского музея. Здание имеет форму ионического храма, что, конечно же, свидетельствует о роли греческой культуры и искусств в развитии человечества. Например, именно в этот музей поместили находки Элджина (по поводу них, надо отметить, сегодня идет долгий и пока безрезультатный спор между Соединенным Королевством и Грецией, которая настаивает на их реституции). Музей, таким образом, становится храмом искусств.

Менее масштабные здания также продолжают георгианские мотивы. Отличительная черта многих построек того времени — большие окна и сложное плетение ажурных металлических решеток, похожих на пагоды. Часто можно встретить простые, почти не декорированные стены и низкие крыши, что делало дома похожими на средиземноморские — иногда это впечатление дополнялось еще и крашенными на итальянский манер ставнями.

~ РОМАНТИЗМ ~
Поначалу, как мы уже говорили, сентиментализм и выросший из него и в противовес ему романтизм находили вдохновение в сельской красоте, средневековых традициях и всяческих экзотических влияниях. По всей стране на землях усадеб появлялись ложные руины, коттеджи в сельском стиле и т.п. В самих усадьбах часто можно было найти «готическую библиотеку» или «китайскую столовую». Это стремление к необычному достигло своего апофеоза в так называемом Королевском павильоне в Брайтоне. Построил его для принца-регента также Джон Нэш (1815-22). При первом же взгляде становится понятно, что Нэш хотел поселить принца в какой-то восточной сказке: дворец словно сошел со страниц «Тысячи и одной ночи». Здесь и минареты, и купола, и тонкая резьба. При этом внутри самого павильона — очень скромное название для такого впечатляющего сооружения, не правда ли? — архитектор не стал ограничиваться только «ориентальным» стилем: перед нами комната, которая сочетает индийские мотивы (колонны в виде пальм) с китайскими (желтый цвет, подсвечники с драконами). Очевидно, что Нэш и не стремился к последовательной и корректной стилизации: он хотел создать некую фантазию, «замок в облаках», где регент смог бы отдохнуть от государственных дел.

Всему этому направлению присущи попытки искать новые формы через старые. Стилевое единство ушло в прошлое — началась т.н. «битва стилей». Теперь архитектор решал две задачи: одно дело — удачная планировка и удобство, и совем другое — в каком стиле все это оформить. Начинается масштабное «возрождение» стилей, появляется очень много вторичных стилей с приставкой «нео-«.

Наверное, самым заметным из них в Англии стал стиль неоготики. Без сомнения, самое известное его воплощение — это новое здание Парламента в Лондоне. Авторами проекта были архитекторы сэр Чарлз Бэрри и Огастес Пьюджин, а возводилось здание с 1836 по 1865 гг. Интересно, что когда старое здание сгорело в 1834 г., комитет экспертов сразу предложил строить новое либо в тюдоровском, либо в перпендикулярном стиле, т.е. выбирать нужно было между двух чисто английских стилевых решений. Конечно, это решение было принято не случайно: самим обликом Парламента нужно было подчеркнуть уникальность британской нации. В результате Англия стала одной их немногих европейских стран, которая отказалась от классицизма для своего главного здания. С точки зрения конструкции в здании Парламента средневекового мало; роль стиля в данном случае — передать нравственное, религиозное, национальное значение здания.

Огастес Пьюджин (1812-52) считал Средние века духовным и эстетическим идеалом — в отличие от бездуховной современности. Он последовательно утверждал в своих работах неоготический стиль, и написал книгу, «Контрасты», где на примерах показывал, насколько готика прекраснее, чем «языческий» и однообразный классицизм, и уж тем более насколько она превосходит ужасную индустриальную архитектуру, которая делает осью английского пейзажа не шпиль средневековой церкви, а фабричную трубу. Помимо здания Парламента, он создал еще несколько строений и интерьеров, по большей части церквей. Средневековье для него — это яркие краски, интересные формы, тонкая резьба по дереву, позолота, витражи. Он работал и как дизайнер, например, создавал ткани, изразцы и даже посуду. К сожалению, в конце жизни он внезапно сошел с ума — не оттого ли, что изо всех сил не хотел мириться с окружавшей его реальностью?..

Тем не менее, его взгляды и работы имели огромное влияние — неоготика стала очень популярна. В этом стиле по всей стране строят церкви и жилые дома, городские ратуши и театры.

В 1870-е гг. — в каком-то смысле в противовес таким чересчур вычурным стилям, а в каком-то смысле и вырастая из них, из их стремления убежать от современности, возникает движение «эстетизма». В архитектуре ему свойственно движение к простоте и удобству. Архитекторы этого направления любили красный кирпич и черепицу, темный дуб, достаточно простые интерьеры. Снова попытка достичь гармонии вокруг человека, а через это и у него в душе. В таком стиле построены первые «садовые пригороды» Лондона (такие как Бедфорд-парк) и других больших городов, в противовес фабричным районам.

На самом деле, на протяжении всего XIX века идет борьба между стремительно развивающейся промышленностью и художниками. Очень мало кто из них приветствовал индустриализацию Британии, и было почему: в центрах индустрии и в районах бедняков жизнь становилась все хуже. На место красоте и миру пришли нищета и уродство. Новые дома строились тысячами, но города часто не имели возможности расти вширь из-за системы землевладения, поэтому дома теснились друг к другу, там царила грязь и антисанитария. Поэтому неудивительно, что многие художники, архитекторы, писатели как могли осуждали индустриализацию и воспевали «добрую старую Англию», такую, какой она была раньше. Уходящую идиллическую красоту призывал запечталеть Джон Раскин, духовный отец Братства прерафаэлитов; собственными силами пытались противостоять ей Уильям Моррис и тот же Пьюджин; а салонные художники, вроде Альма-Тадемы или Лейтона, вообще предпочитали убегать от некрасивой реальности в грезы о прекрасной, неомраченной клубами угольного дыма античности. Только в начале ХХ века художники, такие как Уиндем Льюис, вдруг открыли для себя новую красоту турбин, машин и портовых кранов.

~ ИНДУСТРИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ~
Однако уже и в XIX веке были те, для кого индустриализация стала не помехой, а толчком к творческому росту. Естественно, фабричная архитектура появилась одновременно с появлением фабрик, но нас интересует тот период, когда повляются известные строения и имена.

Вероятно, самой знаменитой постройкой индустриального направления можно считать т.н. Хрустальный дворец — колоссальный павильон, построенный в Гайд-парке в 1861 г. для Всемирной выставки. Строивший его мастер Пэкстон, собственно, не был архитектором — он был садовником и использовал при возведении Хрустального дворца опыт строительства теплиц. Выставка 1861 года была очень заметным событием, призванным продемонстрировать главенствующее положение Британии в мире. Открывала выставку сама королева Виктория, и надо думать, что павильон просто поражал воображение. Он был огромен (т.к. среди экспонатов выставки были и станки, и даже целые поезда), внутри спокойно помещались деревья и даже был настоящий фонтан. Это чудо инженерной мысли не разобрали после выставки: его передвигали и достраивали, и вероятно, павильон стоял бы и до сей поры, если бы не сгорел в 1936 г.

В подобном стиле построен и Пальмовый павильон в ботаническом саду Кью-Гарденз, работы архитектора Бертона. В то время получили большое распространение и маленькие сооружения такого рода — зимние сады или оранжереи в домах. Особенной популярностью почему-то пользовались именно пальмы. Широкое распространение новых строительных материалов, а именно металла и стекла, сделало строительство такого рода сооружений простым и достаточно быстрым.

Развитие железных дорог привело к строительству большого количества вокзалов. Очень типичен вокзал Сент-Пэнкрес в Лондоне. Снаружи это чистейшая неоготика, со шпилями, ланцетовидными окнами и пр., но за этим романтическим фасадом скрываются стальные ребра дебаркадера.

Именно в это время становтся известными имена не архитекторов, а инженеров. Особенно знамениты двое: Томас Телфорд и Изамбард Кингдом Брунел. Они работали очень много, но если рассматривать их работу с точки зрения прикладного искусства, то вершиной ее явилось, несомненно, строительство мостов, которые не только имеют предельно практический характер, но и поражают своим изяществом и порой — смелостью замысла.

Пирамиды в европейской архитектуре XVIII века

Два с лишним года назад я посвятил одну из публикаций в своем ЖЖ пирамиде Цестия (http://nezvanov.livejournal.com/4976.html). Я показал, что пропорции этой пирамиды замечательно соответствуют указаниям одного из самых известных алхимиков XVII века Микаэля Майера относительно процедуры получения философского камня. Таких совпадений не бывает, решительно объявил я и счел это удивительное соответствие серьезным аргументом в пользу гипотезы о том, что пирамида Цестия на самом деле была построена во времена расцвета и популярности алхимии, то есть в XVII веке. В энциклопедиях мы можем прочесть, что пирамида Цестия была отреставрирована Римским папой Александром VII в 1660-х годах. Я предположил, что Александр VII не отреставрировал, а построил эту пирамиду, рассчитывая, что после своей смерти он будет там погребен (с тем, чтобы его душа претерпела «трансмутацию» и стала «философским камнем», то есть достигла бы высшего совершенства).

В развитие своей гипотезы я хочу порассуждать вот о чем: какое воздействие на умы европейского общества могло оказать появление в Риме, с его канонически барочной архитектурой, столь диковинного строения? Это должно было неизбежно стать сенсацией, причем сенсацией с оттенком скандала: мы можем предполагать, что Католическая Церковь не стала выполнять волю почившего в бозе папы и отказалась хоронить его в пирамиде. Александра VII в итоге погребли в соборе Святого Петра, причем к созданию могилы приступили только через пять лет после его смерти.

Тем не менее, естественно было бы ожидать, что это архитектурное новшество должно было породить моду. Причем, из-за негативного (как мы полагаем) отношения Церкви к римской пирамиде, подражания должны были бы появиться в тех странах, где власть Католического престола не признавалась.

И такие подражания появились.

В начале XVIII века в Англии начали распространяться и приобретать все большую популярность ландшафтные сады. Эти сады украшались архитектурными строениями довольно причудливых форм. Следуя английской терминологии, такие архитектурные экстравагантности называют фолли (что в переводе означает причуда, каприз). Одной из популярных для фолли тем стала Египетская эзотерическая древность: в ландшафтных садах появились сфинксы, обелиски и пирамиды. Вот, например, пирамида, построенная возле замка Ховард:

Замок Ховард (Castle Howard). Большая пирамида (1728).

Еще одна пирамида была воздвигнута над главными воротами этого замка:

Замок Ховард (Castle Howard). Главные ворота

Вот еще примеры пирамид, которые были построены в Англии в те же 20-е годы XVIII века:

Stanway House, Gloucestershire. Пирамида.

Pyramid at Stowe, Buckinghamshire. Гравюра Жака Риго (Jacques Rigaud), ок. 1739

По поводу последней пирамиды сохранился замечательный комментарий виконта Персеваля (Perceval), который в 1724 году посетил Стоу: «Пирамида в конце одной из дорожек в Стоу является копией в миниатюре знаменитейшей пирамиды в Египте, и я думаю, это единственная вещь такого рода в Англии».

Тут мы видим сразу два культурных мифа, характерных для конца 17 – первой половины 18 веков. Во-первых, речь идет только об одной Египетской пирамиде. То есть, существовало общепризнанное мнение, что в Египте, среди многочисленных, вообще-то, пирамид имеется одна, особенная. На это сейчас редко обращают внимание, и если речь идет о Пирамиде с большой буквы, то как-то само собой разумеется, что имеется ввиду пирамида Хеопса. Хотя сейчас все знают, что пирамиды Хеопса и Хефрена практически одинакового размера (пирамиды-близнецы), пирамида Хефрена даже выглядит повыше, поскольку ее основание расположено выше на плато, и именно она визуально доминирует в комплексе пирамид Гизы. Конечно, внутри пирамида Хефрена «неинтересная», это по сути гора камней, и в нет такого впечатляющего хода к погребальной камере, как в пирамиде Хеопса – но что об этом могли знать европейцы в начале 18 века, если они не имели даже близкого к реальности представления о том, как эти пирамиды выглядят? И это второй культурный миф тех времен: пропорции египетских пирамид. Считалось, что пирамиды в ландшафтных садах «копируют в миниатюре» Египетскую Пирамиду, хотя в реальности они вдохновлялись пропорциями пирамиды Цестия.

Жан-Марсель Умбер и Клиффорд Прайс в своей книге (Jean-Marcel Humbert, Clifford A. Price, Imhotep Today: Egyptianizing Architecture) пишут, что в 18 — 19 веках пирамида Цестия входила в число римских достопримечательностей, обязательных к осмотру, вызывала восхищение архитекторов и служила моделью для пирамид, возведенных в это время в Европе. Получается странновато: пирамида, которая была вроде бы построена в I веке до н.э., стояла себе 17 столетий и никого особо не интересовала, а тут вдруг стала объектом всеобщего восхищения и архитектурного вдохновения.

Вот пример использования силуэта пирамиды в оформлении мемориала (проект):

Алессандро Россини. Проект мемориальной декорации памяти Эрнста Людвига (1725)

А вот знаменитая могила сэра Исаака Ньютона в Вестминстерском аббатстве:

Могила Исаака Ньютона в Вестминстерском аббатстве (1731)

На заднем плане видна пирамида.

Во второй половине XVIII века копии пирамиды Цестия появились и в континентальной Европе. По-прежнему это были фолли, то есть образцы садово-парковой архитектуры.

Пирамида в Парке Монсо, Париж (1773-1778)

Пирамида в парке Wilhelmshöhe, Кассель (ок. 1775)

Пирамида в Царском Селе (1770-е – 1780-е годы)

Пирамида в парке Désert de Retz (построена между 1774 и 1789 годами, отреставрирована после 1973 г.)

Пирамида в Neuer Garten около Потсдама (построена между 1786 и 1791 годами)

Ну, и завершим мы этот обзор европейских пирамид, созданных в XVIII веке по образу и подобию пирамиды Цестия, впечатляющим проектом французского архитектора Этьена-Луи Булле (Etienne-Louis Boullée)

Этьен-Луи Булле. Кенотаф, проект (ок. 1780)

* * *
В данной заметке использованы сведения из публикаций:

1. Patrizia Granziera. Freemasonic Symbolism and Georgian Gardens. http://www.esoteric.msu.edu/VolumeV/Freemasonill.html
2. Jean-Marcel Humbert, Clifford A. Price, Imhotep Today: Egyptianizing Architecture, p. 27. Routledge Cavendish, 2003.

Архитектурые стили в европейских странах.


    Корни латинского слова «Architectura» уходят в древнегреческий язык и означают высшее строительное искусство. Появление определённого архитектурного стиля обусловлено несколькими факторами: климатические условия, религиозная приверженность, технические возможности воплощения идей и общий уровень культурного развития населения.

Ампир 

возник в преддверии Великой Французской революции — т.е. накануне значительных реформаторских перемен. Монументальность и объёмность сооружений в эпоху Наполеона стали сочетаться с применением орнамента на египетские мотивы.

Ар-деко

— искусство декорации позднего модерна. Воплотив в себе идею неоклассицизма и модерна, отличается роскошным внешним видом с элементами шика и использованием дорогих материалов. Архитектурный стиль известен с середины 20-х годов ХХ века и в последующем оказал влияние на архитектуру в СССР. Английская готика — стиль архитектурных решений, используемых в строениях средневековой Англии. Существуют три этапа развития английской готики: ранняя английская готика 1170-1300 гг.; декоративный стиль 1272-1349 гг.; вертикальный стиль — он же перпендикулярный — был распространён в 1350-1539 гг.

Античная архитектура существовала на протяжении с VIII века до н.э. до V века н.э. Неоценимый вклад в общее направление дальнейшего развития архитектурных приёмов и способов их выполнения внесли древнегреческая и древнеримская архитектура.

Барокко — архитектурный стиль стран Европы XVII века и первой половины XVIII в. Отличительные черты — экспрессивные и неуравновешенные визуальные ощущения с налётом романтизма — визуально передаются вполне явственно. Русское барокко 1680-1700 гг. отличалось значительным влиянием традиций русского зодчества.

Большой стиль — непосредственно связан с правлением короля Франции Людовика XIV и с расцветом французского искусства во второй половине XVII века, называемым «Золотым Веком».

Брутализм как одно из направлений модернизма, возникло в Великобритании в 50-х годах ХХ века и через пару десятков лет стал известен во всех уголках планеты. Основной материал для исполнения всегда служит железобетон.

Бумажный стиль — название утопических архитектурных идей ввиду заведомой невозможности их воплощения в реальности.

Бюргерский стиль — распространённая в городах центральной Европы традиция создания строительных форм, основанная на традиционном мещанском мировосприятии и приспособленная под повседневные нужды мелких торговцев и ремесленников.

Готический архитектурный стиль, распространённый в XII-XV веках во многих европейских странах, разделяется на три основных этапа развития — раннеготический, высокая готика и поздняя готика. Изначально готический стиль развивался на базе Романского стиля, распространённого в Бургундии, позже получил признание в других странах Европы. Отличительная черта готического стиля — каркасная конструкция зданий, обеспечивающая принцип вертикали всего сооружения, высокие башни, колонны, арки с заострённым верхом, окна с разноцветными витражами.

Деконструктивизм как стиль архитектуры оформился в конце 80-х годах ХХ века и отличается некоторой агрессивностью по отношению к окружающим городским строениям, а также явной усложнённостью и изломанностью внешних форм зданий.
  
Кирпичная готика — готический стиль архитектуры, распространённый в северогерманских землях, а также в Польше и Прибалтике в XIII-XVI вв. Отсутствие возможности оформления орнамента скульптурами заменялось использованием наряду с обычным красным керамическим кирпичом глазурованного кирпича.

Кирпичный стиль в архитектуре сформировался в середине XIX века и получил своё распространение благодаря относительно простому способу строительства зданий с использованием кирпичной кладки, которая и выполняла роль декора. В России второй половины XIX века кирпичный стиль был основным стилем промышленных сооружений, а позже этом стиль стал востребованным и при возведении гражданских объектов.

Классицизм — стиль европейской архитектуры второй половины XVIII - начала XIX в. Архитектурно-декоративные формы классицизма основаны на мотивах античной архитектуры и отличается гармоничной простотой и строгостью строений.

Конструктивизм — стиль в искусстве и архитектуре, имевший место в СССР с 1920 г. по первую половину 30-х годов ХХ века. Для этого авангардистского стиля присущи строгость и чёткость в геометрических формах.

Конструктивизм скандинавский — современный стиль начала XXI века. Строгость в геометрии и некоторый аскетизм. Чёткие пропорции и отсутствие напыщенности, а также значительная площадь остекления, которая обеспечивает беспрепятственному проникновению солнечного света в помещение и использование натуральных строительных материалов получает признание в Санкт-Петербурге.

Метаболизм возник в середине ХХ века в Японии и его отличает некоторая визуальная незавершённость в восприятии внешнего вида здания и акцентированию внимания на эту незаконченность.

Модерн — распространённый в 1890-1910 гг. отличается использованием новых технологий, позволявших широко использовать металл и стекло при строительстве.

Неоготика — своего рода ренессанс кирпичной готической архитектуры, произошедший в конце 60-х годах XIX века в Германии. Стиль нашёл своё применение при строительстве церквей.

Неоклассицизм — запутанность в определении этого стиля связана с тем, что в России и в Германии этот стиль относится к началу ХХ века и связан с возрождением классицизма 1762-1840гг. без использования штукатурки, но с явственной подчёркнутостью классических форм, выполненных в камне. Во Франции неоклассицизм относится к периоду правления Людовика XVI — т.е. ко второй половине XVIII века.

Органическая архитектура основана на том, что строительные объекты должны гармонично вписываться в окружающую среду и всем своим видом дополнять её, но никак при этом особенно не выделяться. По причине того, что в городских условиях природы уже мало, то этот стиль стал популярен при строительстве загородных особняков.

Постмодернизм — архитектурный стиль, появившийся во второй половине ХХ века во многих странах. Адепты постмодернизма считают себя правоприемниками позднего модерна, но в отличие от модерна широко используются различные варианты оформления орнамента, нередко граничащие с вульгарностью.

Ренессанс — стиль западноевропейского зодчества XV-XVI веков, основанный на возрождении античных (древнегреческих и древнеримских) архитектурных форм. Ранний ренессанс XV век, высокий ренессанс — первая четверть XVI века, поздний ренессанс, он же маньеризм — вплоть до начала XVII века.

Ретроспективизм — вариант неоклассицизма, направление в архитектуре ХХ века, связанное с осознанием наследия всех архитектурных стилей и их национальных особенностей.

Рококо — стиль французской архитектуры первой половины XVIII века, представляющий собой позднюю стадию барокко. Рококо отличается от барокко мелкомасштабностью своих форм (орнаментом).

Романский стиль был распространён в X-XII веках в ряде стран Западной Европы. Базисом для романского стиля служили древнеримские постройки. Отличительные черты — брутальный аскетизм сооружений с небольшими окнами и проёмами. Второстепенные постройки строились вокруг основного сооружения — башни (донжон). Храм в романском стиле выполнял роль крепости.

Русский стиль — архитектурное направление с XIX до начало ХХ века, основанное на осознании национальных архитектурных корней вплоть до византийской архитектуры. Все стили, нашедшие своё воплощение в строительстве на территории России, так или иначе были видоизменены благодаря особенностям традиций русского зодчества.

Сталинский ампир сформировался в конце 30-х годов ХХ века. Для этого стиля характерно использование бронзы и мрамора при оформлении декора, а также архитектурных ордеров. Общая концепция массовых застроек улиц должна была источать из себя уверенность в завтрашнем дне, оптимизм и гордость за свою страну.

Функционализм — архитектурный стиль ХХ века, в основе которого заложены определённые правила, согласно которым каждое сооружение должно быть спроектировано исходя из его конкретных функций. Материалами для строительства являются стекло, железобетон и в отдельных случаях кирпич. Отличительная черта — незапоминающаяся внешность и безликость сооружений.

Хай-тек — вариант позднего модернизма с конца 70-х годов ХХ века. Особенности стиля — повсеместное внедрение высоких технологий в простоту, но это не прагматизм в чистом виде — не исключено жертвование функциональными возможностями ради стилистики. Широкое применение стекла, пластика и металла.

Эклектика — архитектурный стиль, распространённый в Европе и в России в 1830-1890 гг. Хотя и основывался на более ранних стилях, но с добавлением новых черт, причём архитектурная форма сооружения задавалась с учётом их предназначения и общих правил для всех сооружений не существовало.

  Необычные здания в мире. Фото

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *