Архитектурная композиция – КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ АРХИТЕКТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ для специальности- Архитектура зданий и с

Глава 1. Композиция в искусстве и архитектуре 1

  1. Сущность композиции.

Творческая деятельность архитекто­ра состоит в организации опреде­ленного пространства для разнооб­разных общественных потребностей как материального, так и духовно­го свойства. В кругу проблем, с ко­торыми сталкивается архитектор, находится и проблема композиции, создание гармонического, художе­ственно выразительного произведе­ния. Композиционное творчество придает деятельности архитектора художественную специфику.

Под композицией в искусстве понимают строение (структуру) ху­дожественного произведения, рас­положение его основных элементов и частей в определенной системе и последовательности, т.е. компози­ция — это единство и целостность формы художественного произведе­ния, обусловленной его содержани­ем. Композицию рассматривают в двух взаимосвязанных проявлени­ях: как живой процесс художест­венного творчества, т.е. решение конкретной композиционной зада­чи, и как ее реализацию.

Единство и целостность — основа композиции. Во всех опреде­лениях композиции постоянно при­сутствует ее основной признак — целостность формы. В свою очередь композиционная деятельность име­ет своей направленностью и конеч­ной целью достижение такого един­ства и целостности.

Началом структурного единства формы может быть ее монолит­ность, внутреннее равновесие ком­понентов. Например, простые не расчлененные на отдельные элемен­ты геометрические формы — шар, куб, конус, цилиндр и т.д. в своей изначальной законченности несут в себе единство.

Архи­тектурная композиция — это це­лостная художественно выразитель­ная система форм, отвечающая функциональным и конструктивно­-техническим требованиям.

Композиция — это творчество, созидание. Нельзя овладеть компо­зицией, не приобретя собственного опыта в ней. Основные принципы формообразования учащиеся долж­ны испытать в ходе живой самосто­ятельной деятельности.

Таким образом, решающая роль в освоении основ объемно-простран­ственной композиции отводится практическому способу через поста­новку и решение творческих зада­ний.

  1. ПОНЯТИЕ ОБ ОСНОВНЫХ СВОЙСТВАХ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФОРМ

В основе восприятия объем­но-пространственных форм лежат свойства, присущие всем архитек­турным объемам и используемые в архитектурной композиции. Эти свойства являются объективными.

Основные свойства объемно-пространственных форм следующие: геометрический вид, положение в пространстве, величина, масса.

К дополнительным свойствам можно отнести фактуру, свет и цвет.

Каждое из этих свойств может изменяться в определенных преде­лах и иметь бесконечное количест­во состояний. При сопоставлении различных состояний свойств воз­можны самые разнообразные их со­четания.

Композиционные элементы по характеру стереометрического очер­тания условно можно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся фор­мы, образованные параллельно-пер­пендикулярными плоскостями, — куб и параллелепипед

К второй группе относятся фор­мы, образованные плоскостями и имеющие неперпендикулярные гра ни, — пирамиды, призмы, много гранники

Третья группа включает все те ла вращения и формы, образован ные криволинейными поверхностя ми, — шар, цилиндр, конус, фор мы с параболическими и гипербо лическими поверхностями и т.д

К четвертой группе можно от­нести бесчисленное количество сложных стереометрических фигур, имеющих прямолинейные и криво­линейные поверхности

В архитектурной композиции наиболее употребительна первая группа фигур — кубы и паралле­лепипеды. Это объясняется следую­щими обстоятельствами:

  • прямоугольные элементы наибо­лее удобны для организации жиз­ненных процессов и ориентации че­ловека в пространстве;

  • прямоугольные элементы легко соединяются в группы;

  • внутреннее пространство прямо­угольных элементов нетрудно раз­делить на им подобные пространст­ва меньшего размера;

  • вертикальные и горизонтальные плоскости этих элементов соответ­ствуют наиболее развитой конст­руктивной стоечно-балочной сис­теме.

Формы других стереометриче­ских тел труднее сочетаются между собой. Их применение эффективно в особых случаях, при организации единичных крупных пространств.

Объемная форма характеризует­ся относительным равенством вели­чин по трем координатам. Наибо­лее типичные объемные формы — куб, шар. В этих фигурах измере­ния по всем трем направлениям равны

Плоскостная форма характери­зуется развитостью по двум коорди­натам при подчиненной третьей. Наиболее типичным примером является плоскостной параллелепипед

Линейная форма характеризует­ся преобладанием одного какого- либо измерения над двумя другими

При измерении соотношений трех типовых состояний объемно­пространственной формы обнару­живается возможность перехода от объема к плоскости, от плоскости к линии.

Например, предельные состоя­ния формы — куб, квадрат, линия.

Архитектурная композиция. — изо, презентации

Тема: Архитектурная композиция

Цели урока:

  • Ознакомить учащихся со средствами композиции в изобразительном искусстве и архитектуре.
  • Сформировать навыки построения фронтальной композиции здания.

Краткое содержание:

Особенности архитектуры как искусства заключается в создании единства архитектурной композиции из множества архитектурных форм

Единство архитектурного произведения достигается рядом композиционных и художественных средств

Композиционные и художественные средства

  1. Композиционный центр
  2. Симметрия
  3. Пропорции
  4. Масштабность
  5. Ритм

Образно-эстетические начала архитектуры, выразительные средства проявляются в трех типах архитектурных композиций:

  1. Фронтальная композиция
  2. Объемная композиция
  3. Глубинно- пространственная композиция 

Фронтальная композиция

В ее основе лежат два измерения: вертикаль и горизонталь. Фронтальная композиция притягивает глаз своей линейной протяженностью вверх либо вправо и влево.

Практическая работа

Задание: Создать фронтальную композицию здания, используя ее выразительные средства.

Просмотр содержимого документа
«Архитектурная композиция.»

Архитектурная композиция

Архитектурная композиция

Цели урока

Цели урока

  • Ознакомить учащихся со средствами композиции в изобразительном искусстве и архитектуре.
  • Сформировать навыки построения фронтальной композиции здания.
Особенности архитектуры как искусства заключается в создании единства архитектурной композиции из множества архитектурных форм
  • Особенности архитектуры как искусства заключается в создании единства архитектурной композиции из множества архитектурных форм
Единство архитектурного произведения достигается рядом композиционных и художественных средств
  • Единство архитектурного произведения достигается рядом композиционных и художественных средств
композиционные и художественные средства Композиционный центр Это подчинение главному второстепенных форм, частей здания, ориентация в сторону композиционного центра

композиционные и художественные средства

  • Композиционный центр

Это подчинение главному второстепенных форм, частей здания, ориентация в сторону композиционного центра

Сандро Боттичелли, Весна, 1477-1478 гг. В произведении Сандро Боттичелли , Весна , 1477-1478 гг. Композиционный центр совпадает с центром холста, таким образом подчеркивая основную роль персонажа. Композиция уравновешивается светлыми массами силуэтов, чем достигается ее симметрия.

Сандро Боттичелли, Весна, 1477-1478 гг.

В произведении Сандро Боттичелли , Весна , 1477-1478 гг. Композиционный центр совпадает с центром холста, таким образом подчеркивая основную роль персонажа. Композиция уравновешивается светлыми массами силуэтов, чем достигается ее симметрия.

Возвращение блудного сына . Рембрандт . Главное в картине Рембрандта выделяется светом, сосредотачивая наше внимание. Композиционный центр находится почти у края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа.

Возвращение блудного сына . Рембрандт .

Главное в картине Рембрандта выделяется светом, сосредотачивая наше внимание. Композиционный центр находится почти у края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа.

Найдите композиционный центр

Найдите композиционный центр

композиционные и художественные средства 2. Симметрия

композиционные и художественные средства

2. Симметрия

Применяется в архитектуре и асимметрия Собор Василия Блаженного в Москве. Спасо- Преображенский собор Мирожского монастыря. Около 1156. Псков.

Применяется в архитектуре и асимметрия

Собор Василия Блаженного в Москве.

Спасо- Преображенский собор Мирожского монастыря. Около 1156. Псков.

композиционные и художественные средства 3. Пропорции: соотношение архитектурных форм по высоте, ширине и длине.

композиционные и художественные средства

3. Пропорции: соотношение архитектурных форм по высоте, ширине и длине.

КОМПОЗИЦИОННЫЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА 4. Масштабность Соразмерность формы и ее элементов по отношению к человеку, окружающему пространству и другим архитектурным формам.

КОМПОЗИЦИОННЫЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

4. Масштабность

Соразмерность формы и ее элементов по отношению к человеку, окружающему пространству и другим архитектурным формам.

композиционные и художественные средства 5. Ритм Создается равномерным повторением форм и интервалов (элементы орнамента, колонны в храмах, окна в современных жилых домах и т.п.)

композиционные и художественные средства

5. Ритм

Создается равномерным повторением форм и интервалов (элементы орнамента, колонны в храмах, окна в современных жилых домах и т.п.)

композиционные и художественные средства

композиционные и художественные средства

  • Композиционный центр
  • Симметрия
  • Пропорции
  • Масштабность
  • Ритм
Образно-эстетические начала архитектуры, выразительные средства проявляются в трех типах архитектурных композиций:

Образно-эстетические начала архитектуры, выразительные средства проявляются в трех типах архитектурных композиций:

  • Фронтальная композиция
  • Объемная композиция
  • Глубинно- пространственная композиция
Фронтальная композиция

Фронтальная композиция

  • В ее основе лежат два измерения: вертикаль и горизонталь. Фронтальная композиция притягивает глаз своей линейной протяженностью вверх либо вправо и влево.
Фронтальная композиция   Направления по горизонтали образуют собой привычный мир наших обыденных собственных действий Жилой дом на Смоленской площади в Москве

Фронтальная композиция

Направления по горизонтали образуют собой привычный мир наших обыденных собственных действий

Жилой дом на Смоленской площади в Москве

Фронтальная композиция Вертикаль волей- неволей ассоциируется с некоторым душевным усилием, с проявлением человеческой воли, является своего рода «вызовом Небу»

Фронтальная композиция

Вертикаль волей- неволей ассоциируется с некоторым душевным усилием, с проявлением человеческой воли, является своего рода «вызовом Небу»

Обобщение

Обобщение

  • Сегодня мы будем работать над созданием фронтальной композиции здания, используя ее выразительные средства.
  • Перечислите эти композиционные и художественные средства
композиционные и художественные средства

композиционные и художественные средства

  • Композиционный центр (подчинение главному)
  • Симметрия (и асимметрия)
  • Пропорции
  • Масштабность
  • Ритм
Практическая работа

Практическая работа

  • Создать фронтальную композицию здания, используя ее выразительные средства.
Презентация составлена учителем МОУ СОШ №5 Смирновой Н.А. г.Череповец

Презентация составлена учителем МОУ СОШ №5 Смирновой Н.А. г.Череповец

Архитектурное решение — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Архитекту́рное реше́ние (архитектурные решения, АР) — часть проектной работы, направленной на создание документации для производства строительных работ.

Архитектурное решение здания (архитектура здания) — авторский замысел объекта с комплексным решением функциональных, конструктивных, и эстетических требований к нему, а также социальных, экономических, санитарно-гигиенических, экологических, инженерно-технических аспектов, зафиксированных в архитектурной части документации для строительства (проекта) и реализуемые при строительстве. Главными разделами являются: архитектурно-художественные, архитектурно-планировочные и конструктивные решения[1].

Архитектурное решение или архитектурный раздел отвечает за общие визуальные и функциональные характеристики проектируемого сооружения, планировочную схему и эргономику. В комплект проектной документации, наряду с архитектурным разделом входят также:

  • конструктивный раздел;
  • инженерный раздел;
  • смета.

Архитектурно-планировочное решение здания — проектные материалы, представляющие поэтажные планы здания, проработанные с учётом планировочной схемы, функционально-планировочного и объёмно-планировочного решений[1].

Архитектурно-художественное решение[править | править код]

Архитектурно-художественное решение (архитектурно-художественный образ, облик) здания — проектные материалы, представляющие внешний вид и интерьеры объекта, выполненные в соответствии с концепцией, выбранным архитектурным стилем, посредством проработки объёмно-пространственного, архитектурно-композиционного решений и архитектурно-художественных приёмов[1].

Архитектурно-композиционное решение[править | править код]

Архитектурно-композиционное решение здания — построение композиции объёмов всего здания, фасадов, интерьеров при обработке объёмно-пространственного решения посредством архитектоники объёмных форм и архитектурно-художественных приёмов[1].

Объёмно-планировочное решение здания — решение поэтажных планов, где взаимосвязаны габариты и форма помещений в плане и в общем объёме здания[1].

Функционально-планировочное решение[править | править код]

Функционально-планировочное решение здания — решение поэтажных планов, где определены набор помещений, их назначение и функциональные взаимосвязи[1].

Объёмно-пространственное решение здания — моделирование внешней формы объёма здания на основе объёмно-планировочного решения.

  • Лахтин В. Н. Система расселения и архитектурно-планировочная структура городов Урала / В. Н. Лахтин. — М.: Стройиздат, 1977. — 128 с.

Архитектурная композиция — Википедия

Архитектурная композиция — способ организации архитектурных элементов с целью достижения общего единства и гармоничности[1].

Виды архитектурной композиции

В основе архитектурной композиции лежит то или иное пространственное и тектоническое образование, в соответствии с чем можно выделить некоторые виды композиционных приёмов.

Выбор того или иного композиционного решения диктуется не только эстетическими принципами, а определяется всей совокупностью требований к архитектурному сооружению — функциональных, экономических и социальных, а также конкретными возможностями и условиями: природными факторами, технологией строительства и другими[2].

Архитектурная форма определяется в основном способом её образования, зависящим от материально-технических и эстетических условий; в любом случае архитектурная форма сохраняет свои объективные свойства. Субъективно характер формы может меняться в зависимости от условий зрительного восприятия[2].

Объёмная композиция

Объёмная композиция определяется объёмным[3] построением формы, которое в данном случае является доминирующим[2].

Пространственная композиция

Пространственная композиция соответствует пространственному формообразованию, полностью или частично ограждённому пространству. В простейшем случае это единое внутреннее пространство, как, например, комната, зал, крытая арена[2].

Глубинно-пространственная композиция

Дальнейшее развитие пространственной композиции осуществляется путём частичного объединения ряда пространств или же расчленения единого пространства на отдельные взаимосвязанные части. Такое построение способствует возникновению при зрительном восприятии ощущения известной глубины. Наличие элементов глубинности в пространственном построении приводит к понятию глубинно-пространственной композиции, простейшим примером которой может служить анфиладное расположение смежных помещений. Естественно, что понятие глубинно-пространственной композиции не ограничивается внутренним пространством, а относится и к внешним, частично ограниченным пространствам[2].

Объёмно-пространственная композиция

Сочетание объёмных форм с пространственными элементами является основой построения различных видов объёмно-пространственной композиции. Простейший пример такой композиции — здание, П-образное в плане. Здесь пространство открытого двора сочетается с окружающими его объёмами. Здание с портиком даёт сочетание объёма с пространством портика[2].

Фронтальная композиция

Разновидностью подобного построения является фронтальная композиция, развёрнутая фронтально к главной точке зрения. Характерным её признаком является построение архитектурно-пространственной формы по двум координатам: вертикальной и горизонтальной; построение в глубину имеет подчинённое значение. Однако это условие весьма ограничительно. Характерной особенностью фронтальной композиции является аспект восприятия, а не объективные свойства формы; фронтальностью могут обладать и здания объёмной структуры[2].

Высотная композиция

Высотная композиция определяется преобладанием размера высоты формы над её размерами в плане. В архитектуре прошлых веков подчеркивается делением на ярусы, с увлечением высоты массивность ярусов убывает.

Средства

К основным средствам архитектурной композиции относятся пропорции, ритм, контраст, нюанс, симметрия, асимметрия[1]. Самая старая известная нам работа по этой теме — античный трактат «Десять книг об архитектуре» — служила учебником всем архитекторам с XV по XIX века.

Пропорции — один из важнейших методов достижения выразительности, выражает соотношение частей между собой, а также по отношению ко всему произведению в целом. Один из самых известных способов пропорционирования, введенный Леонардо да Винчи, называется «золотое сечение».

Пропорции в архитектуре часто привязываются к параметрам человека. Все сооружения служат человеку и должны быть ему соразмерны. В древние времена части человеческого тела стали естественной основой всех единиц измерения. И сейчас все размеры мы сравниваем с человеческим ростом, это важно и с точки зрения, и эргономии, и с психологической[1][4].

Ритм — чередование соизмеримых элементов с закономерной частотой. Ритм может придать торжественный или динамический строй сооружению[1].

Контраст — резкое противопоставление качеств объекта, например объемов, пространств, вертикалей[1].

Нюанс, в отличие от контраста, изображает сходство объектов с незначительными отличиями. Исходным состоянием является полное совпадение, идентичность, тождество[1].

Симметрия — соответствие в расположении частей относительно центра. Это одно из самых сильных средств композиции, которое обычно обеспечивает ей статичность. Асимметрия — понятие, противоположное симметрии, создает динамическое развитие композиции. Сочетание симметрии и асимметрии влияет на баланс гармонии и равновесия[1].

Другим важным средством композиции можно назвать принцип соподчиненности по массе, вытекающий из геометрии тел. Вместе элементы должны создавать целостность формы, когда отсутствуют случайные элементы, а сама форма образует единство, при отсутствии которого композиция теряет гармонию[1].

См. также

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 доктор архитектуры, профессор Шумилкин С. М., к.т.н., профессор Дергунов В. И., кандидат архитектуры, доцент Шумилкина Т. В., архитектор Чигин Е. Н. Начало архитектурной композиции. Методическая разработка по архитектурной композиции для студентов 1 курса направления «Архитектура». — Нижний Новгород: ННГАСУ, 2005.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 Соколов А.М. Основные понятия архитектуры. — Л.: Общество «Знание», 1974.
  3. ↑ В теории архитектуры объём определяется как замкнутая, цельная единица среды, воспринимаемая извне.
  4. Эрнст Нойферт. Строительное проектирование. — Стройиздат, 1984.

Архитектурная композиция — Википедия. Что такое Архитектурная композиция

Архитектурная композиция — способ организации архитектурных элементов с целью достижения общего единства и гармоничности[1].

Виды архитектурной композиции

В основе архитектурной композиции лежит то или иное пространственное и тектоническое образование, в соответствии с чем можно выделить некоторые виды композиционных приёмов.

Выбор того или иного композиционного решения диктуется не только эстетическими принципами, а определяется всей совокупностью требований к архитектурному сооружению — функциональных, экономических и социальных, а также конкретными возможностями и условиями: природными факторами, технологией строительства и другими[2].

Архитектурная форма определяется в основном способом её образования, зависящим от материально-технических и эстетических условий; в любом случае архитектурная форма сохраняет свои объективные свойства. Субъективно характер формы может меняться в зависимости от условий зрительного восприятия[2].

Объёмная композиция

Объёмная композиция определяется объёмным[3] построением формы, которое в данном случае является доминирующим[2].

Пространственная композиция

Пространственная композиция соответствует пространственному формообразованию, полностью или частично ограждённому пространству. В простейшем случае это единое внутреннее пространство, как, например, комната, зал, крытая арена[2].

Глубинно-пространственная композиция

Дальнейшее развитие пространственной композиции осуществляется путём частичного объединения ряда пространств или же расчленения единого пространства на отдельные взаимосвязанные части. Такое построение способствует возникновению при зрительном восприятии ощущения известной глубины. Наличие элементов глубинности в пространственном построении приводит к понятию глубинно-пространственной композиции, простейшим примером которой может служить анфиладное расположение смежных помещений. Естественно, что понятие глубинно-пространственной композиции не ограничивается внутренним пространством, а относится и к внешним, частично ограниченным пространствам[2].

Объёмно-пространственная композиция

Сочетание объёмных форм с пространственными элементами является основой построения различных видов объёмно-пространственной композиции. Простейший пример такой композиции — здание, П-образное в плане. Здесь пространство открытого двора сочетается с окружающими его объёмами. Здание с портиком даёт сочетание объёма с пространством портика[2].

Фронтальная композиция

Разновидностью подобного построения является фронтальная композиция, развёрнутая фронтально к главной точке зрения. Характерным её признаком является построение архитектурно-пространственной формы по двум координатам: вертикальной и горизонтальной; построение в глубину имеет подчинённое значение. Однако это условие весьма ограничительно. Характерной особенностью фронтальной композиции является аспект восприятия, а не объективные свойства формы; фронтальностью могут обладать и здания объёмной структуры[2].

Высотная композиция

Высотная композиция определяется преобладанием размера высоты формы над её размерами в плане. В архитектуре прошлых веков подчеркивается делением на ярусы, с увлечением высоты массивность ярусов убывает.

Средства

К основным средствам архитектурной композиции относятся пропорции, ритм, контраст, нюанс, симметрия, асимметрия[1]. Самая старая известная нам работа по этой теме — античный трактат «Десять книг об архитектуре» — служила учебником всем архитекторам с XV по XIX века.

Пропорции — один из важнейших методов достижения выразительности, выражает соотношение частей между собой, а также по отношению ко всему произведению в целом. Один из самых известных способов пропорционирования, введенный Леонардо да Винчи, называется «золотое сечение».

Пропорции в архитектуре часто привязываются к параметрам человека. Все сооружения служат человеку и должны быть ему соразмерны. В древние времена части человеческого тела стали естественной основой всех единиц измерения. И сейчас все размеры мы сравниваем с человеческим ростом, это важно и с точки зрения, и эргономии, и с психологической[1][4].

Ритм — чередование соизмеримых элементов с закономерной частотой. Ритм может придать торжественный или динамический строй сооружению[1].

Контраст — резкое противопоставление качеств объекта, например объемов, пространств, вертикалей[1].

Нюанс, в отличие от контраста, изображает сходство объектов с незначительными отличиями. Исходным состоянием является полное совпадение, идентичность, тождество[1].

Симметрия — соответствие в расположении частей относительно центра. Это одно из самых сильных средств композиции, которое обычно обеспечивает ей статичность. Асимметрия — понятие, противоположное симметрии, создает динамическое развитие композиции. Сочетание симметрии и асимметрии влияет на баланс гармонии и равновесия[1].

Другим важным средством композиции можно назвать принцип соподчиненности по массе, вытекающий из геометрии тел. Вместе элементы должны создавать целостность формы, когда отсутствуют случайные элементы, а сама форма образует единство, при отсутствии которого композиция теряет гармонию[1].

См. также

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 доктор архитектуры, профессор Шумилкин С. М., к.т.н., профессор Дергунов В. И., кандидат архитектуры, доцент Шумилкина Т. В., архитектор Чигин Е. Н. Начало архитектурной композиции. Методическая разработка по архитектурной композиции для студентов 1 курса направления «Архитектура». — Нижний Новгород: ННГАСУ, 2005.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 Соколов А.М. Основные понятия архитектуры. — Л.: Общество «Знание», 1974.
  3. ↑ В теории архитектуры объём определяется как замкнутая, цельная единица среды, воспринимаемая извне.
  4. Эрнст Нойферт. Строительное проектирование. — Стройиздат, 1984.

Википедия — свободная энциклопедия

Избранная статья

Американская экспедиция на К2 1953 года (англ. 1953 American Karakoram expedition) — американская экспедиция на вершину Чогори под руководством доктора Чарльза Хьюстона, состоявшаяся летом 1953 года и ставившая своей целью первое восхождение на второй по высоте восьмитысячник планеты. Это была пятая по счёту попытка восхождения на К2 и третья со стороны американских альпинистов.

Экспедиция вылетела из Нью-Йорка в Карачи 25 мая 1953 года и после почти месячного перехода к Базовому лагерю у подножия К2 начала свою работу на горе. За чуть менее чем полтора месяца осады ребра Абруццкого (Абруцци) были организованы восемь промежуточных лагерей. В последнем из них (на высоте 7770 м) 2 августа собрались все участники экспедиции, готовясь к финальному рывку. Однако в ночь на 3 августа на гору обрушился шторм, который не утихал последующие две недели. На пятые сутки пережидания непогоды неожиданно тяжело заболел один из сильнейших участников экспедиции Арт Гилки, которому требовалась немедленная эвакуация вниз, но альпинисты смогли её начать лишь 10 августа. Вечером того же дня Арт Гилки погиб в результате схода снежной лавины, но, даже не имея «на руках» больного, все альпинисты смогли спуститься в Базовый лагерь только 15 августа, претерпев все возможные испытания.

Хотя экспедиция не достигла своей главной цели, в альпинистских кругах на десятилетия вперёд она стала эталоном альпинистской взаимовыручки и, по словам Райнхольда Месснера, «самой потрясающей неудачей, которую только можно себе представить».

Хорошая статья

Солове́цкий ка́мень в Санкт-Петербурге — памятник жертвам политических репрессий в СССР и борцам за свободу. Он находится на Петроградской стороне в историческом центре города, на его старейшей площади — Троицкой. Этот сквер расположен рядом с местами, непосредственно связанными с политическими репрессиями в СССР — Домом политкаторжан, тюрьмой и некрополем Петропавловской крепости, Большим домом.

Памятник представляет собой гранитную глыбу, привезённую с территории бывшего Соловецкого лагеря, считающегося символом ГУЛАГа и советского государственного террора в целом. Он был установлен по инициативе и силами бывших политических заключённых и Санкт-Петербургской организации «Мемориал». Авторами памятника выступили художники Юлий Рыбаков и Евгений Ухналёв, которые в советское время сами пережили политическое заключение. Мемориал призван увековечить память не только о жертвах репрессивной системы и о борцах с ней, но в широком смысле он символизирует ценность свободы, прав человека и человеческого достоинства. Соловецкий камень является центральным местом мероприятий, посвящённых памяти жертв государственного террора в СССР, а также других правозащитных акций.

Изображение дня

«Дрозд-отшельник» — один из геоглифов Наски

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *