Архитектурная концепция – Градостроительная концепция — ЦЕНА ВЫПОЛНЕНИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ КОНЦЕПЦИИ — Профессия — Каталог статей
Архитектурная концепция многофункционального высотного здания
Номинация «Технологии информационного моделирования в проектировании объектов недвижимости» (BIM-ПРОЕКТ)
Автор: Ярошевич Татьяна Викторовна
ООО «Управляющая компания «Д-Холдинг»
г. Москва
Основная идея проекта создать многофункциональное высотное здание с гибким внутренним пространством, которое вмещает образовательный центр, компании работающие в сфере IT и дизайна.
Структура здания состоит из 3 ядер жесткости, которые окутаны сплетением переходов и связей. Функциональная площадь здания формируется из трансформируемых модулей, размещаемых в структуре системы пешеходных связей. Модули могут использоваться как офисы, зимние сады, рекреационные зоны и так далее. Модуль может быть также демонтирован. Таким образом создается сложное перетекающее пространство, лишенное привычного деления на этажи. При такой схеме возможно попасть в одну и ту же точку разными путями с меньшей потребностью использовать лифты.
Внутренняя структура здания заключена в наружную оболочку, которая защищает от климатических воздействий и позволяет трансформировать внутреннюю модульную систему, адаптируя здание под актуальное функциональное наполнение и сохраняя цельность архитектурного образа.
Созданная архитектура объекта олицетворяет открытость и свободу, способствует более интенсивному социальному взаимодействию и обмену информацией, что стимулирует общее развитие новых технологий.
В основном в создании проекта использована программа Revit 2017 с целью показать возможности BIM технологий в решении сложных объемно-пространственных задач, автоматизации генерации графических материалов и их синхронизации. Также использованы программы 3D Studio Max и Adobe Photoshop для конечной визуализации объекта.
Архитектурная концепция | Студия М5
Это вид подачи предпроектных решений больших и амбициозных бизнес-проектов в сфере недвижимости. Концепция не предназначена для непосредственной реализации, а является лишь конкретизацией идеи вашего бизнеса, выраженной в визуализациях, планах, фасадах, разрезах, градостроительных схемах и технико-экономических показателях. Основным же показательным материалом, несущим информационную нагрузку являются красочные и яркие 3D визуализации. Запечатленные на них объекты архитектуры и ландшафта всегда выглядят эффектно и реалистично, показывая лучшие стороны будущего проекта. Архитектурная концепция, по своей сути, является ярко оформленным эскизом, над созданием и осмыслением которого трудятся наши специалисты. Во внимание принимаются абсолютно все факторы: местоположение и градостроительные условия, инвестиционное составляющее и публика, которой будет продемонстрирован проект, а также требования заказчика и государственные строительные нормы. В итоге создания архитектурной концепции рождается эффектное проектное предложение, олицетворяющее стратегию развития вашего бизнеса.
В состав концепции может входить:
Общая информация по объекту
(краткая пояснительная записка)
Схема генерального плана
(чертеж, показывающий привязку к местности)
Схемы планировок здания (зданий)
(где будут нанесены основные группы помещений и их размеры
Архитектурный разрез
Визуальные виды фасадов
3D визуализации
Сроки:
Сроки выполнения архитектурной концепции зависят от сложности будущего проекта и его окончательного состава. Минимально, изготовление показательного материала может быть выполнено в сроки от 2 недель.
Стоимость:
Расчет цены производится индивидуально к каждому проекту, исходя из требований заказчика и конкретного состава проекта. Минимальная стоимость работ над архитектурной концепцией — 595 у.е.
Внимание, цены в иностранной валюте указаны справочно. Все расчеты осуществляются в белорусских рублях в соответствии с законодательством РБ.
Разработка архитектурной концепции, стоимость проектирования архитектурных концепций в Москве
Концепция архитектурного решения предполагает детальное изучение территории, транспортной доступности, наличия ограничений на участке. Полученные данные служат основой для описания преимуществ и минусов участка, описания его особенностей, которые могут сказаться на выборе дизайна, конструкций и даже материалов.
Готовый проект концепции описывает особенности архитектурной стилистики, размеры и количество этажей, общие рекомендации касательно планировки, внешнего облика, благоустройства территории, расположения на участке.
Результатом работ по эскизному проектированию является альбом схем и чертежей с планами, фасадами, разрезами и 3D-визуализацией.
Стоимость концепции здания
На период проведения акции скидка на все услуги до 20 %
Площадь здания, кв.м. |
Полная стоимость, руб |
---|---|
до 1000 |
150 000 |
1000-5000 |
250 000 |
5000-10000 |
300 000 |
*точная стоимость работ определяется после получения технического задания
Стоимость концепции загородного дома
Площадь дома, кв.м. |
Полная стоимость, руб |
---|---|
до 500 |
150 000 |
500- 1000 |
250 000 |
*точная стоимость работ определяется после получения технического задания
Стоимость концепции интерьера
Площадь, кв.м. |
Полная стоимость, руб |
---|---|
до 500 |
150 000 |
500- 1000 |
250 000 |
*точная стоимость работ определяется после получения технического задания
Стоимость концепции благоустройства территории
Площадь территории, га |
Полная стоимость, руб |
---|---|
до 1 |
100 000 |
1-2 |
150 000 |
2-5 |
250 000 |
5-10 |
300 000 |
*точная стоимость работ определяется после получения технического задания
Почему нужна архитектурная концепция
В ходе создания архитектурного проекта многие задаются вопросом, необходима ли разработка предварительной концепции. Мы рекомендуем не игнорировать данную услугу, так как вы получаете:
- возможность грамотно выбрать архитектурные решения для объекта;
- простоту определения жизнеспособности планов с финансовой и технической стороны;
- визуализацию объекта, чтобы на первых этапах работы иметь представление о преимуществах и недостатках объекта;
- полноценную оценку того, насколько выбранные варианты реализации идей соответствуют ТУ, техническому заданию и прочей документации;
- возможность сократить стоимость и сроки разработки за счет оптимизации проектирования и непосредственно строительства.
О концепции обустройства участка
Наша команда подготовит концепцию проекта обустройства придомовой территории. Подобная услуга обоснована для больших объектов в Москве, когда затраты на оформление участка довольно высокие. С нашей помощью вы избежите рисков и ошибок в строительстве.
При разработке плана объекта мы можем продумать размещение озеленения, зон отдыха, детских и спортивных площадок, пешеходных дорожек и автомобильных стоянок. За счет подготовки концепции вы получите полное представление о проекте, обоснование внедрения технических решений, сможете оценить примерную стоимость реализации ваших идей. Помимо этого, мы предоставим вам возможность наглядно оценить, насколько оформление ландшафта стилистически сочетается с дизайном строений.
Разработка архитектурной концепции проекта — Energy
Разработка архитектурной концепции проекта
Разработка архитектурной концепции проекта — подбор конструктивных и дизайнерских решений для строительства на этапе обсуждения особенностей объекта с заказчиком. Концепция не предназначена для использования при возведении жилых или иных объектов, она лишь дает понять собственнику, как нанятые специалисты поняли техническое задание, каким они видят будущий объект. При создании концепции специалисты должны учитывать все действующие нормативы, правила и законы в области строительства.
Концепцию будущего объекта можно также назвать конкретизацией идей планируемого строительства. В состав концепции должны войти различные документы: планы, разрезы, рисунки, схемы, трехмерные изображения и т. д. Эта документация не только дает полное представление о будущем здании заказчику, но и упрощает, ускоряет дальнейшие этапы проектных работ, позволяет выполнить предварительные расчеты стоимости строительства здания. Технические и экономические обоснования строительства помогают собственнику принять окончательное решение о возможности реализации предложенных специалистами идей.
Только если заказчик проектирования будет уверен в функциональности будущего объекта, в соответствии его конструктивных и планировочных решений назначению, требованиям, изложенным в техническом задании, он примет решение о дальнейшем развитии идей специалистов.
Как создается концепция архитектуры
Разработка архитектурной концепции проекта — это сложные и очень ответственные профессиональные работы. Для подготовки концептуальных решений, нанятым проектировщикам предстоит:
- Детально изучить расположение участка, исследовать транспортную инфраструктуру, оценить будущие пути подъезда. На основе первых исследований создаются документы, описывающие преимущества и недостатки участка, его технические особенности, которые необходимо учитывать при принятии архитектурных и дизайнерских решений.
- Провести развернутый маркетинговый анализ строительства (для коммерческих и производственных предприятий). Необходимо изучить спрос и предложение на товар, создаваемый или реализуемый на территории объекта, подготовить профессиональный прогноз на развитие рынка, определить соответствие участка назначению здания и правилам его эксплуатации.
С учетом этих данных создается концепция или несколько вариантов концепции для строительства будущего здания. В концепции должны описываться:
- базовые особенности объекта, его площадь, количество этажей и назначение;
- рекомендации по зонированию внутреннего пространства, по благоустройству окружающей территории, по устройству объектов социально-бытовой инфраструктуры и т. д.;
- технико-экономические обоснования строительства;
- рекомендации по используемым архитектурным и дизайнерским решениям;
- примерные расчеты стоимости строительства;
- финансовый анализ эксплуатации здания;
- анализ экономической целесообразности строительства.
Подготовив концепцию с указанными данными, специалисты помогают собственнику оценить качество принятых решений. Только если концепт удовлетворит владельца, он может дать разрешение на дальнейшую разработку архитектурно-дизайнерского проекта.
Можно ли обойтись без концепции?
Концепция строительства очень важна, она помогает правильно определить наиболее подходящие архитектурные решения для здания, оценить жизнеспособность принимаемых решений с технической и финансовой точек зрения. Концептуальное проектирование — это визуализация будущего объекта, которая позволяет заранее оценить все его будущие особенности, преимущества и недостатки.
Собственник имеет право сократить объемы проектных работ, исключив из них концептуальное проектирование, но в этом случае он не получит полного комплекта документов визуализации и не сможет вовремя оценить соответствие принимаемых специалистами решений ТЗ, ТУ и другим исходным документам.
Качественная концепция помогает оптимизировать дальнейшие проектировочные и строительные работы, сократить время и стоимость выполнения профессиональных мероприятий.
Концепция от архитектурного бюро
Чтобы гарантировать правильное и качественное проектирование на всех этапах, собственнику следует заказывать такие сложные и ответственные работы только у опытных и квалифицированных мастеров. Специалисты имеют необходимые знания и навыки для подготовки наглядных документов визуализации, способных отразить принятые решения и идеи специалистами.
У профессиональных компаний можно заказать еще и подготовку презентационных материалов, которые, к примеру, требуются при представлении концепции будущего строительства совету директоров предприятия или в других ситуациях.
Чтобы рассчитать цену концепции и архитектурного проекта жилого дома, следует воспользоваться калькулятором.
Поделитесь ссылкой
Дата публикации: 14.10.2016
Разработка архитектурной концепции: история
Из чувств — тоска и недоумение. Потому что строители сараев и гаражей плотно обложили ссылками благородное понятие «архитектурная концепция». Наберите в поисковике эту пару слов, вам живо объяснят, что вся суета — для заказчика, а результатом станет «обоснованное решение участка». И заказывать услугу лучше сразу с концепцией.
Мы пойдем другим путем
А как же великие архитектурные трансформации, повлиявшие на жизнь поколений? Что насчет знаменитых социальных инноваций в жилой среде? А гениальные урбанистические решения, которые реализуются по всему миру? Попробуем разобраться со всем этим без сараев.
С определениями в ссылках связываться не будем, там катастрофа. Справимся сами. Для начала коротко о концепции вообще: это система взглядов, основная мысль. Если говорить об архитектурной концепции, то это тоже система взглядов и обоснований нового стиля, технологических решений, разрушения старого и т.д. Это четкая аргументация, почему нужно строить так, а не иначе.
Палладианство – первая птичка
Андре Палладио – архитектурный концептуалист чистой воды. Первый в истории. Мало кто понимает, насколько европейские и американские города обязаны ему сходством своих архитектурно-художественных концепций. Отойдите в сторону от знаменитых площадей или памятников, по которым можно сразу распознать Прагу или, к примеру, Будапешт. Пройдитесь по средним и мелким европейским улочкам – вы не сможете понять, в каком именно городе идете. Потому что Андре Палладио написал знаменитый труд – «Четыре книги по архитектуре», по которой учились и вдохновлялись архитекторы всего мира. Палладианство – это симметрия, перспективы и принципы античного греческого стиля.
У этой концепции ровно пять признаков:
- пропорции во всем, с математической точностью;
- абсолютная симметрия;
- венецианское окно трехчастной формы;
- треугольный фронтон;
- архитектурные ордера – стандартизированные колонны.
Самые дальние железнодорожные станции и провинциальные дома культуры — все выстроены с фронтонами, колоннами, симметричные и пропорциональные. Концепция на весь мир.
Барокко: конкурентное решение католиков
В истории мировой архитектуры есть всего две великих эпохи, главной концепцией которых стало «чтобы красивее было, чтобы радовало глаз». Это модерн и барокко. Само собой, у каждой эпохи свой контекст, в искусстве на пустом месте ничего не возникает. История концепции великого барокко началась пятьсот лет назад в Германии, как это ни странно. Мартин Лютер приколотил к церковной двери список с крупными претензиями к католикам примерно в таком формате: зажрались, продались, далее по списку. Католический ТОП-менеджмент не понял вовремя, что резко устарел – феодализм позади, на дворе буржуазная весна – вовремя не перестроились. И началась великая битва за паству – война конкурентов, появились протестанты.
Что же католики? Они создали абсолютно новую концепцию архитектурно-художественного облика католических церквей. Это была игра на контрасте: на фоне суровой простоты протестантов они дали начало величайшей эпохе в искусстве – барокко. «Заходите, люди добрые, посмотрите на нашу красоту». Барокко – это красота на красоте, завитушка на завитушке, торжественность, изощренность, парадность. Это сумасшедшие фасады итальянских церквей – все началось именно с них. Это и Эрмитаж с Екатерининским дворцом у нас… Кстати, в музыке это Бах, Гендель и Вивальди со товарищи. Вот она, животворящая сила конкуренции…
Чемпион мира по архитектурным концепциям
Ну конечно же, Санкт-Петербург. Пожалуй, это самое масштабное воплощение единой архитектурной концепции. Причем за всю историю строительства.
Из всех столиц мира Санкт-Петербург является единственным городом, построенным с самого начала по генеральному плану — концепции архитектурного облика всего городского ансамбля целиком и сразу. Париж, Лондон и другие мировые мегаполисы начинались с мелких россыпей кривых избушек возле речки, концепциями там и не пахло.
Еще в начале 17-го века была утверждена единая градостроительная политика города – уникальный случай такого рода. Причиной тому были катастрофические пожары среди деревянных построек. Новая концепция включала в себя новый план с 12-ю перспективами и 3-я лучами-проспектами, которые должны были сойтись в точке шпиля Адмиралтейства.
Снести Париж к чертовой матери
Знаменитый лучезарный город от великого и ужасного Ле Корбюзье – пример архитектурно-планировочной концепции, которая изменила облик современных городов всего мира. Речь о градостроительстве – разделе архитектуры, занимающейся планировкой и застройкой городов.
Почти сто лет назад Корбюзье занялся планировкой города на три миллиона жителей с садом и промышленными предприятиями, расположенными за пределами зеленого пояса. Он предлагал снести 240 гектаров старого Парижа, чтобы построить деловой центр с небоскребами для офисов и максимальным простором для пешеходов, парков и широких проездов. Ничего не напоминает?
Концепция Корбюзье состояла их четырех принципов:
- высокая плотность населения в городе;
- максимальное число видов передвижения: автобусы, метро, трамвайные пути и т.д.;
- много парков и зеленых зон везде, где только можно;
- разгрузка центра городов, куда все стремятся. Застройка окраин.
Комментарии здесь не нужны. Все мегаполисы мира сейчас развиваются именно по таким принципам. Париж, правда в двадцатых годах уцелел: Корбюзье сам отказался от этого радикального шага. Но облик мира он изменил, это фигура масштаба Андре Палладио, конечно.
Хрущевки: проще, больше, дешевле
Строительство дешевых бетонных коробок в сумасшедших объемах по всему Советскому Союзу началось после разработки архитектурной концепции – обоснованной и прогрессивной. Это сейчас все любят ворчать на шестиметровые кухни и прогнившие трубы. А в конце пятидесятых годов хрущевки были желанной альтернативой баракам с туалетами во дворе и пресловутым коммуналкам.
Так или иначе это была новая высота жизни советских граждан. Хрущевские микрорайоны – отличный пример реализации масштабной архитектурной концепции. По всей стране сооружались домостроительные комбинаты, выпускающие стандартные панели как горячие пирожки. Как можно больше и как можно дешевле – вот главная идея. Никаких излишеств, только функции. Вполне грамотная и успешно реализованная инициатива, кстати.
И напоследок
Важно, чтобы за тучей предложений мелких архитектурных услуг не терялось понимание настоящих явлений и исторических ценностей. Чтобы за бытовыми стереотипами не потерялась высокая эстетика новых концепций.
Потому что с архитектурой и ее развитием в историческом и технологическом контексте ничто не может сравниться. Это удивительный мир искусства, инженерной мысли, психологии, технологий и много чего другого.
Архитектурная концепция | Архитектурное проектирование | Реконструкция фасада
Современное градостроительство давно уже не рассматривает город как набор зданий. С 80-ых годов прошлого века повсеместное распространение получила модель, согласно которой город – это сложная динамическая система, включающая в себя помимо зданий, дороги, общественные пространства, пешеходные и транспортные потоки, исторические и культурные слои, социальные взаимодействия.
20 сентября 2017
В основе любой осознанной деятельности лежит план. В нем фиксируется текущее положение дел, выделяются показатели, которые нужно изменить, и записывается то значение этих показателей, которого нужно достичь. Даже если план формально не записан на бумаге, он все равно есть. Самый простой пример – человек идет в магазин. Он знает, что дома у него нет, предположим, никакой еды. Он хочет купить хлеб, молоко и мясо. Это значит, что ему…
20 мая 2017
Торговые центры сейчас сочетают в себе функции, которые раньше были присущи рынкам и городским площадям. Люди в торговые центры теперь приходят не только за покупками, но и проводят там свободное время: смотрят кино, играют в боулинг, сидят в кафе и даже работают в коворкингах. При проектировании нового такого центра не меньшее, а то и большее внимание, чем архитектурной концепции здания, нужно уделить планировке внутренних помещений….
08 февраля 2017
При подготовке проектно-сметной документации на любой объект монументального строительства требуется множество различных схем, планов, чертежей. Не являются исключением и общественные пространства. К общественным или иначе публичным пространствам относятся: городские площади, парки, скверы, улицы и подобные им объекты. Более того, Закон обязывает застройщика проходить процедуру публичных слушаний, для которой нужно подготовить…
30 января 2017
Социологические исследования среди москвичей из года в год подтверждают, что большинство из них хотели бы жить за городом. Такая тяга к природе мало объяснима с рациональной точки зрения, ведь Москва по благоустройству и озеленению в последнее время обогнала почти все мировые столицы. Даром, что наш город – самый северный столичный мегаполис. Но рынку все равно, есть ли научное объяснение тому или иному явлению или нет – раз есть…
24 января 2017
К концу нулевых годов проблема точечной застройки в столице стала приводить к массовому недовольству горожан. Москвичи, чего с начала 90-х с ними не бывало, начали организовываться и проводить акции протеста. Социальная проблема грозила перейти в разряд политических. С приходом к власти в Москве новой администрации во главе с Сергеем Собяниным, в городе были пересмотрены или вовсе отменены большая половина инвестиционных контрактов под…
06 декабря 2016
ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ НОВЫХ КОНЦЕПЦИЙ В АРХИТЕКТУРНОЙ НАУКЕ
Золотов Т.В.
Российская архитектурная наука на рубеже XX-XXI веков переживает процесс последовательного обновления своих теоретических подходов к осмыслению архитектурно-пространственной среды. Подъем творческой инициативы обусловлен неординарной ситуацией в современной проектной сфере, позволяющей отечественным теоретикам отбросить архаичные предрассудки и приступить к воплощению потенциальных замыслов на качественно новом информационном уровне научного познания. Это дает возможность говорить о прогрессивных тенденциях, наметившихся в развитии фундаментальных областей архитектурной науки.
В частности, градостроительное искусство открывает новые перспективы для совершенствования и гуманизации городского пространства путем формирования планировочных ансамблей с ярко выраженной индивидуальностью проектных решений, органично сочетающихся с исторической средой и образующих с ней живописный синтез разновременной застройки. Ситуация в архитектуре сегодня тесно связана с возникновением новых естественнонаучных областей познания окружающего мира и инновациями в сфере компьютерных технологий, воплощающих самые экстравагантные замыслы в виртуальную реальность. С освоением киберпространства появилась возможность цифрового моделирования, а благодаря современным технологиям строительного производства, и творческой реализации архитектурных форм практически любой сложности.
Исходя из этого, наибольший интерес представляет пласт архитектурной теории последней трети XX — начала XXI веков, который можно условно разделить на четыре последовательных этапа развития профессионального мышления в связи с актуальными социально-политическими процессами эпохи. Данная дифференциация позволит четко обозначить временные границы каждой творческой стадии формирования архитектурного знания со свойственной ему пестротой теоретических поисков.
Первый этап, временные рамки которого охватывают 70-е годы XX века, интересен тем, что на этот период приходится очередной подъем в развитии архитектурной мысли ХХ столетия, инициированный формированием качественно новых методов исследования и моделирования архитектурно-пространственной среды (рис.1). Новаторские поиски в области архитектуроведения привлекли к себе внимание архитектурных критиков и теоретиков, став предметом многочисленных дискуссий, наиболее яркие из которых были запечатлены в профессиональной публицистике. Учет исторически сложившегося контекста города при проектировании новых градостроительных ансамблей позволил совершенно в иной плоскости взглянуть на проблему повсеместного тиражирования одних и тех же планировочных решений. Утилитарный характер застройки 70-х годов ХХ века в некоторой степени программировал процессы творческого мышления, вынуждая представителей научного сообщества выступать в оппозиции по отношению к упрощенной стандартизации архитектурных форм.
В отечественном зодчестве к этому времени прочно утвердились позиции архитектурного неофункционализма как новой разновидности функционализма 20-х годов, в основу которого лег принцип строгого следования внешней формы функциональному назначению объекта. Наиболее последовательно это стилевое направление осуществлялось в проектировании жилых комплексов крупных микрорайонов, со свойственной им «строчной» застройкой кварталов однотипными зданиями, создающими навязчивый эффект монотонного однообразия архитектурного силуэта городов.
Глобальная универсализация планировочного контекста и экспансия схематизма рациональной архитектуры в масштабе всей страны вызвали ответную реакцию в научно-исследовательских кругах теоретиков, инициировавших творческую разработку контекстуального метода проектирования. В практической деятельности эта новаторская концепция получила широкое распространение как «средовой подход», суть которого заключалась в том, что новые архитектурные формы бережно вписываются в сложившийся городской контекст, не нарушая пространственных связей, а напротив, органично сочетаясь с устоявшейся структурой и постепенно ассимилируя с ней [4].
Таким образом, в 70-е годы ХХ века развитие архитектурно-градостроительной практики в России шло двумя взаимосвязанными путями функциональной стандартизации массовой застройки городов и реализации на основе теоретического обоснования нового контекстуального подхода к проектированию зданий в исторической среде. Также следует отметить, что эстетически интегрированное целое архитектурной науки и зодчества в отечественной культуре эволюционировало в относительной изоляции от архитектурных тенденций зарубежных стран, где на первый план выдвинулось творческое направление постмодернизма, породившее впоследствии разнообразные течения архитектурной мысли [1].
Второй этап развития научного знания, хронологические границы которого можно обозначить 80-ми годами XX века, был ознаменован временным спадом творческой активности в профессиональной среде (рис.2). Сложившаяся ситуация наложила определенный отпечаток на образ мышления современников, в аналитической форме продемонстрировавших субъективное отношение к социально-культурным процессам того времени. На данном историческом витке политический режим в стране оказывает большое влияние на развитие архитектурной науки, ограничивая новаторские поиски и направляя творческую инициативу в необходимое социальное русло. Таким образом, гомогенные и агрессивные визуальные поля типовой архитектуры доминируют в воспринимаемом контексте городов, стимулируя на протяжении длительного времени негативные общественные настроения. Поэтому в теории архитектуры обстоятельно рассматриваются возможности применения контекстуального подхода к решению таких актуальных задач, как локализация монотонных комплексов зданий, обезличивающих структурную ткань микрорайонов.
Единая направленность отечественной архитектуры на рациональное обобщение художественных образов среды в 80-е годы ХХ века постепенно расслаивается и перестает восприниматься как универсальная стилеобразующая система, применимая к любым типам архитектурных сооружений. В республиках Советского Союза разворачиваются поиски новых способов воплощения архитектурно-пространственных замыслов на базе творческого освоения культурного наследия каждого отдельно взятого региона многонациональной страны. Использование традиционных принципов проектирования в современном строительстве того времени позволило преодолеть назойливую схематичность функционалистского контекста путем включения в его структуру индивидуальных проектов, учитывающих региональные особенности местной архитектуры и подчеркивающих глубокую самобытность городского ландшафта [7].
Наряду с этим можно отметить, что в начале 80-х годов ХХ века на развитие советской архитектуры большое влияние оказали хронологически запоздавшие тенденции западного постмодернизма, сформировавшегося как стилевая модель в 70-е годы. Отечественные эксперименты в данном направлении отличались некоторой скованностью творческих интерпретаций и предельной серьезностью проектных решений, исключающих любые проявления иронии, свойственные метафорическим образам архитектуры «американского постмодернизма».
События обозначенного периода позволили теоретикам рассматривать актуальную проблематику зодчества в связи с качественным обновлением его приоритетной направленности. Это обусловило последовательный переход от монополии принципов архитектуры позднего функционализма через контекстуальность проектирования в исторически сложившейся среде к творческому осмыслению национального своеобразия художественной культуры различных регионов России, объединенных внутренними взаимодействиями в сложное интегрированное целое.
Третий этап эволюции архитектурной мысли, который приходится на 90-е годы XX века, можно охарактеризовать как переломный в отечественной истории, связанный с глобальными социально-экономическими катаклизмами, повлекшими за собой распад Советского Союза и, как результат, – нарушение функциональных основ государственности (рис.3). Идеологические процессы 90-х годов имели судьбоносное значение для архитектурной теории, практически парализовав всякую исследовательскую деятельность в приоритетных областях научного знания. Творческий кризис мышления вызвал цепную реакцию в публицистической среде, способствуя реорганизации и расформированию ряда профессиональных периодических изданий.
После распада СССР на отдельные автономные государства каждая союзная республика пошла своим путем творческого совершенствования архитектурного мастерства, опирающегося на традиции регионализма в местной культуре. Эти преобразования послужили своеобразным импульсом для радикальной трансформации предметно-пространственной среды крупнейших городов, структурная ткань которых стала обогащаться новыми тенденциями художественного формообразования, придававшими произведениям архитектуры индивидуальную выразительность.
Новаторские поиски 90-х годов ХХ века в России имели стихийный характер воплощения проектных замыслов, основанных на заимствовании формальных приемов архитектуры из различных стилевых систем и их использовании в современной строительной практике. Творческое возрождение принципов архитектурного эклектизма в новой его ипостаси способствовало внедрению в сложившийся контекст города стилизованных построек жилого и общественного назначения, косвенно отсылающих к истокам русского модерна начала ХХ века как излюбленной темы архитектурных интерпретаций конца столетия [6].
Проектные предложения по обновлению унифицированной застройки предыдущего периода отличались разнородностью художественных подходов, перекликающихся как с мотивами архитектурного историзма, так и с наигранной метафоричностью постмодернизма. Тенденции «полистилизма» в отечественной архитектуре позволяли персонализировать реализованные постройки, но в меньшей степени по сравнению с индивидуализацией западной архитектуры, концентрирующейся вокруг «звезд», приобретающих международное признание и популярность среди специалистов.
Таким образом, архитектурный эклектизм новой редакции, сочетающий в своих зданиях элементы разновременных стилей, широко распространился на территории России именно в 90-х годах ХХ века. В качестве противопоставления эклектике можно рассматривать пафос новизны зарубежной архитектуры преуспевающих «звезд», поражающих воображение профессиональной общественности крайней экспрессивностью своих нестандартных решений и чрезмерной усложненностью пространственных композиций, виртуально моделируемых при помощи сверхсовременных компьютеров [5].
Четвертый этап, временные границы которого определяются началом XXI века, стал ключевым для формирования принципиально новой направленности познания окружающей среды на основе переосмысления существующих сегодня приемов и средств архитектурного проектирования и выявления наиболее перспективных путей его развития (рис.4). Аналитическое знание испытало своеобразный подъем интеллектуальной активности, инициированный новыми возможностями изучения альтернативных способов воплощения неординарных замыслов в цифровом измерении, открывающем непредсказуемые горизонты для творчества.
В архитектурной практике получила широкое распространение иная форма интерпретаций художественных образов мышления, направленная на освоение сложного и многослойного киберпространства компьютерных систем, связанных с обширной информационной сетью интернет ресурсов. Спонтанный прорыв инновационных технологий моделирования трехмерного пространства в реальное проектирование основательно пошатнул традиционные представления об архитектуре как о последовательном процессе бесконечного чередования с определенной периодичностью вариаций и их комбинаций на тему классики и модернизма.
Борьба со сложившимися за века стереотипами мышления и ретроградными принципами проектирования сопровождалась становлением генетически новой, не имеющей прецедентов в истории, нелинейной парадигмы современной архитектуры, зародившейся в 90-х годах ХХ века. Архитектурное творчество получило мощный импульс к эволюции формы благодаря смене своей природной ментальности и обращению к естественнонаучным областям познания, опирающимся на выдвинутую в 80-х теорию нелинейных систем. Суть новой научной теории заключалась в том, что она, в отличие от механистической линейной теории, предлагала рассматривать окружающий мир как множество самоорганизующихся систем, переживающих периоды стабильности и скачкообразные переходы в иное состояние, а Вселенную – как сверхсложную непредсказуемую систему, непрерывно изменяющуюся в своем развитии [3].
Потенциал принципиально новых в технологическом отношении цифровых машин позволил транслировать чуждые для человеческого понимания идеи теории сложности в виртуальной реальности и моделировать на их основе совершенно немыслимые формы и поверхности криволинейных, органических и механоморфных очертаний. Этот научно-технический феномен западной культуры приобрел впоследствии целый ряд взаимозаменяемых названий: нелинейная архитектура, архитектура сложности, космогенное проектирование, лэндформная архитектура, киберпространственное проектирование, дигитальная архитектура [3]. Термины наглядно отражают опосредованный характер нового творческого направления в архитектуре, исходящего из непосредственного восприятия нелинейной парадигмы в фундаментальной науке, преобразованной при помощи компьютерного эксперимента с многомерным пространством в новое качество реально существующей материальной структуры.
«Науки о сложных системах», включающие фрактальную геометрию, нелинейную динамику, неокосмологию и теорию самоорганизации, совершили коренной переворот в мировоззренческих представлениях о новой картине мира как о множестве нелинейных систем, каждая из которых развивается по законам самоорганизации [2]. «Новая парадигма в архитектуре» рубежа веков строится на естественнонаучных принципах познания мира, что открывает широкое поле деятельности для современных проектировщиков и позволяет говорить о нелинейной архитектуре как о неординарном явлении художественной культуры, базирующемся на фундаментальной подоснове и не имеющем ничего общего с модными тенденциями поверхностного характера.
Таким образом, было выявлено, что архитектурная наука на рубеже XX-XXI веков развивается скачкообразно, переживая подъемы и спады творческой активности. На исходном этапе ведется разработка теоретической концепции «средового подхода» к проектированию в исторических контекстах и поиск возможностей использования принципов математического моделирования в архитектурной теории. Данный период сменяется инертным состоянием застоя в научно-исследовательской деятельности, несколько замедлившего процессы интеллектуального постижения действительности. Открытие новых естественнонаучных областей знания обусловило кардинальные изменения в сложившейся системе культурных ценностей и послужило импульсом к зарождению новой нелинейной парадигмы в архитектуре.
Литература
-
Глазычев В.Л. Постмодерн в аспекте социологии. Концепция нового эклектизма // Декоративное искусство СССР.– 1983.– № 1.– С. 30-39.
-
Дженкс Ч. Новая парадигма в архитектуре / 2005. — Режим доступа:
http://city-2.narod.ru/ae/ ad37.html. -
Добрицына И.А. Нелинейная парадигма в архитектуре 90-х годов ХХ века // Вопросы теории архитектуры. Архитектурное сознание ХХ-ХХI веков: разломы и переходы / Сб. науч. трудов под ред. И.А. Азизян.– М.: Научная книга, 2001.– С. 146-206.
-
Иконников А.В. Архитектурная наука и проблема ее развития // Архитектура СССР.– 1973.– № 9.– С. 39-41.
-
Раппапорт А.Г. Стархитектор / 2005.– Режим доступа:
http://www.architektor.ru/ai/rappaport. htm. -
Хайт В.Л. Образные традиции городской среды и тенденции архитектурного стилеобразования рубежа XX века // Об архитектуре, ее истории и проблемах: сб. науч. статей / В.Л. Хайт.– М.: УРСС, 2003.– С. 400-408.
-
Хан-Магомедов С.О. Новаторские поиски и стилизация в «национальном духе» // Декоративное искусство СССР.– 1970.– № 8.– С. 8-13.
Золотов Тимофей Владимирович,
аспирант УралГАХА
Научный руководитель:
кандидат архитектуры,
доцент кафедры ТА и ПК
Конева Е. В.