Архитектурные особенности: Все архитектурные стили от А до Я, список с фото – Rehouz – Определитель архитектурных стилей • Arzamas

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ ЗДАНИЙ | sibac.info

Современная архитектура зарождалась еще в древние времена. Все это время с тех пор архитектура активно развивается и отражает уровень развития человечества. В связи с активным развитием архитектуры появились архитектурные стили. В связи с развитием технологий современная архитектура имеет возможность создавать уникальные сооружения, которые не перестают поражать воображение на протяжении долгого времени.

Современная архитектура – это некая «визитная карточка» эпохи в целом.

Цель работы: рассмотреть развитие современной архитектуры на примере всемирно известных зданий.

Доступность новых материалов таких как железо, сталь, бетон и стекло привела к возникновению новых строительных технологий, ставших частью промышленной революции.

Современная архитектура предлагает новые необычные формы и строительные концепции. При строительстве современных концептуальных зданий обычно используют стекло – для фасада, сталь – для внешних опорных конструкций, и бетон для каркаса и междуэтажных перекрытий.

 

1. Планарное остекление (остекление на «спайдерах» – «пауках»).

В 80-х годах прошлого века английская компания Pilkington для создания новых областей применения своей продукции открыла производство системы остекления под названием Pilkington Planar [2]. Ее точечная система крепления позволяла создавать прозрачные безрамные конструкции больших площадей и самых разнообразных форм.

Системы получили название «планарное остекление». Иногда аналогичные системы называют структурным остеклением.

«Планарное остекление» это примыкающие друг к другу светопрозрачные элементы, не разделенные рамами или перегородками из непрозрачных материалов. Остекление может быть изогнутым, ступенчатым, или другим в зависимости от формы листов стекла и их взаимного расположения (рис. 1).

 

Рисунок 1. Здание с планарным остеклением. Конструкции.

 

В качестве светопрозрачных элементов в планарном остеклении используются различные виды изделий из стекла: закаленное стекло, многослойное стекло, стеклопакеты. К стеклу, в данном случае, предъявляются более высокие требования, чем обычно, так как оно обеспечивает прочность и жесткость конструкции.

Преимуществами планарного остекления являются: низкая теплопроводность следовательно хорошая энергоэффективность; широкий выбор дизайнерских решений не ограничивающих полет фантазии; хорошая устойчивость конструкции к воздействию окружающей среды; долговечность эксплуатации и хорошая износостойкость; быстрая и удобная замена отдельных элементов остекления без необходимости разбора всей конструкции.

2. Купольные дома

Из-за особой формы купольные строения можно смело отнести к разряду произведений искусства. Они выглядят совсем миниатюрными, но это не совсем так. При внешней компактности эти дома очень просторны, они имеют привлекательный внешний вид. Купольные дома по всем параметрам превосходят обычные здания кубического типа (рис. 2) [6]. Сама суть купольного домостроения подразумевает отсутствие потолков и несущих опор. Это дает не только до 30% экономии на материалах стен и перекрытий: конструкция становится легкой и не требует массивного основания.

 

Купольное домостроение

Рисунок 2. Купольный дом[6].

 

Изначальная задача этих технологий — реализация объектов быстрого строительства. На сооружение купольных домов уходит не более двух недель (без учета сооружения фундамента и внутреннего обустройства).

Отопление купольного дома в зимний период требует на 20–30% меньше энергоресурсов, по сравнению с обычными зданиями.

В связи с тем, что несущие стены отсутствуют, купольный дом не имеет ограничений в планировке. В нем можно легко совместить гостиную и столовую в одну просторную комнату с высоким потолком. Комната отдыха может занимать хоть половину всего дома. Примечательно, при желании, планировку можно изменить путем переноса быстровозводимых перегородок. Сфера эффективно поглощает звук и в то же время не пропускает шум с улицы.

3. Небоскреб Мэри-Экс в Лондоне (огурец).

Небоскрёб Мэри-Экс или Башня Сент-Мэри Экс, 30 расположен в столице Великобритании, его конструкция исполнена в виде сетчатой оболочки с центральным опорным основанием (рис 3) [1].

Строительство начато 2001 г. и закончено в 2003 г. Здание введено в эксплуатацию в 2004г., его высота составляет 180 м (591 фут), количество этажей 40, общая площадь 47950м

2, общая стоимость 400 миллионов долларов. Главный архитектор Норман Фостер, а главный подрядчик Компания Skanska.

http://files.adme.ru/files/news/part_56/566805/40.jpg

Рисунок 3. Небоскрёб Мэри-Экс [2]

 

Мэри-Экс – это первая высотка в мире, претендующая на звание экологического небоскрёба. Норман Фостер в своём проекте использовал естественную вентиляцию и солнечное освещение. Небоскрёб получился весьма экономичным с общим потреблением электроэнергии вдвое меньшим, чем у других подобных строений. [6]

 

http://files.adme.ru/files/news/part_56/566805/40.jpg

Рисунок 4. Вид изнутри здания.

 

Во время планирования строительства Мэри-Экс неоднократно возникали дискуссии и споры касательно правильно выбранного места, а также высоты будущего здания.

Руководством страны еще перед началом строительства была поставлена задача реализовать проект таким образом, чтоб здание вписывалось в историческую картину района, а также с высоты его обзора должны просматриваться главные достопримечательности центральной части города, с чем Норман Фостер справился на отлично, за что получил две престижные премии.

4. Музей Гоггенхайма в испанском городе Бильбао

Сеть музеев Гуггенхайма сейчас включает Нью-Йорк, Венецию, Берлин и Бильбао. Именно в испанском Бильбао находится самое впечатляющее по своей архитектуре и формам задание. Музей Гоггенхайма в испанском городе Бильбао спроектировал Американский архитектор Франк Гери. Внутри музей как огромный лабиринт. Светлые изогнутые стены, хромированные детали и огромные витражные окна зрительно расширяют пространство (рис. 6) [3].

 

http://files.adme.ru/files/news/part_56/566805/40.jpg

Рисунок 6. Музей Гоггенхайма в испанском городе Бильбао[3].

 

Снаружи здание музея облицовывали тонкими титановыми листами, а сложные кривые изогнутых элементов просчитывались с помощью компьютера. За счет этого зданию был обеспечен такой сложный, но красивый «гнутый» силуэт. Примечательно, что стекла, использовавшиеся при облицовке здания, наоборот, из-за требований технологии оставляли плоскими.

Музей является, по сути, стальным каркасом, который состоит из широких секций трехметровой решетки. Необычайную пластичность конструкции обеспечивает соединение отдельных частей каркаса.

Музей Гуггенхайма в Бильбао занимает достаточно большую площадь – 24 тысячи квадратных метров. Ни одно помещение в музее не повторяется, интерьер представляет собой постоянно меняющееся пространство, которое соткано из белых плоскостей стен.

5. Здание Медиатеки в Японии

В Японии, в здании Медиатеки, спроектированном Тойо Ито, достигнута гармония между природой и искусственной средой и осуществляется их постоянное взаимодействие (рис. 8) [5].

 

http://files.adme.ru/files/news/part_56/566805/40.jpg

Рисунок 8. Здание Медиатеки в Японии[5].

 

Как говорит сам архитектор, медиатека является лишь прозрачной оболочкой для информации. Дизайн объекта включает три основных элемента: трубы, платформы и кожу. Платформы — это этажи, которые нанизаны на 13 колонн, спаянных из труб (рис. 9).

Прямых колонн только пять, которые одновременно являются и опорами, и шахтами для лифтов. Все остальные меняют свое направление и диаметр от одного этажа к другому. А кожа — это оболочка всего сооружения.

 

Медиатека в Сендае

Рисунок 9. Колонны здания Медиатеки [5].

 

Опорами здания стали 13 труб древовидной формы, выполненные в стрежневой конструкции, все 13 опор разные по размерам. Это странное сочетание 13 колонн, где 5 собрались на главном фасаде, создают колонный портал перед входом, где одна башня за пределами стеклянной плоскости фасада.

Заключение.

Современная архитектура направлена на привлечение внимания людей [7], повышение энергоэффективности зданий и сооружений и улучшения условий проживания людей. Из представленного анализа отдельных объектов современной архитектуры видно, что широкое распространение получило планарное остекление, благодаря своей низкой теплопроводности, большому выбору дизайнерских решений, не ограничивающих полет фантазии.

 

Список литературы:

  1. Башня Мэри-Экс. Официальный сайт [Электронный ресурс] — Режим доступа: — URL: www.30stmaryaxe.com (дата обращения 21.04.2017)
  2. Небоскрёб Мэри-Экс. // Свободная энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс] — Режим доступа: — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%80%D1%91%D0%B1_%D0%9C%D1%8D%D1%80%D0%B8-%D0%AD%D0%BA%D1%81 (дата обращения 21.04.2017)
  3. Питерман Александр. Музей Гуггенхайма: почему Apple выбрала именно его? (фоторепортаж) // UiP.me [Электронный ресурс] — 2012 — Режим доступа: — URL: https://uip.me/2012/01/muzej-guggenxajma-pochemu-apple-vybrala-imenno-ego-fotoreportazh/ (дата обращения 21.04.2017)
  4. Планарное остекление: новые архитектурные формы. // «Вестник строительного комплекса» — 2009 — № 65 [Электронный ресурс] — Режим доступа: — URL: http://www.vestnik.info/archive/31/article501.html. (дата обращения 21.04.2017)
  5. Полетаева Александра Медиатека города Сендай — архитектурный памятник и монтажная студия. // Теории и практики. [Электронный ресурс] — 2010 — Режим доступа: — URL: https://theoryandpractice.ru/posts/831-mediateka-goroda-senday—arkhitekturnyy-pamyatnik-i-montazhnaya-studiya (дата обращения 21.04.2017)
  6. Рыбалтовская Елена. Норман Фостер. Башня Мэри-Экс, 30. // Строительство и недвижимость. [Электронный ресурс] – № 17, 2004 — Режим доступа: — URL: http://www.nestor.minsk.by/sn/2004/17/sn41706.html. (дата обращения 21.04.2017)
  7. Шедевры современной архитектуры. // Adme.ru [Электронный ресурс] — Режим доступа: — URL: http://www.adme.ru/arhitektura/shedevry-sovremennoj-arhitektury-566805/ (дата обращения 21.04.2017)
  8. Шухарт Редрик (Adlynx). Купольные дома. Технология строительства. // Copyright by RMNT.RU — информационная система по строительству, ремонту, недвижимости, дизайну интерьера (c) 2002-2017. [Электронный ресурс] — Режим доступа: — URL: http://www.rmnt.ru/story/house/646449.htm. (дата обращения 21.04.2017)

Особенности архитектуры в городах и странах мира

Древнегреческая архитектура

Архитектура современных городов характеризуется многообразием и стремительным развитием, идущим параллельно техническому прогрессу. По построенным в ту или иную эпоху зданиям можно наблюдать изменчивость стилей, ценностей и стремлений человека к удовлетворению собственных потребностей.

Замечание 1

Древние города Греции до сегодняшнего дня считаются шедеврами архитектуры. Это достояние мировой культуры, наследие человечества. Без фундамента, заложенного в древней Греции, современная архитектура Европы существовать не смогла бы.

Выраженная связь архитектуры исторического города с современным городом очевидна. В Древней Греции религиозным, культурным, политическим центром поселения являлся храмовый комплекс, и уже от него расползались проложенные по сетке прямоугольной формы улицы. В Греции античные храмы строились по ордерной системе, что в дальнейшем оказало значительное влияние на историю всей мировой архитектуры. Именно тогда установились правила соотношения конструктивных частей зданий с декоративным оформлением. Это называется ордер. В Греции конструкция, композиция храмов основана на балках и колоннах. Следует отметить, что в архитектуре современных поселений древнегреческая ордерная система преимущественно сохранилась в исторических памятниках, а также застройке старых районов.

Особенности архитектуры городов Европы и Востока

Для европейского средневекового города весьма характерно наличие крепости, которая окружена высокой каменной стеной и рвом с водой, для реализации оборонительной функции. В последующем европейские города строили вокруг зданий главных кафедральных соборов, окруженных ратушей и рыночной площадью. Улицы при этом прокладывались от крепостных ворот к центру.

На Востоке города проектировались аналогично. В центральной части города размещалась мечеть и минареты, а рядом религиозная школа — медресе, дворец правителя, а также караван-сарай. Уже от этих строений расходились дороги и жилые кварталы.

Рисунок 1. Панорама восточного города. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Архитектура Руси и Москвы

Для городов Руси очень характерно:

  • вписывание их в окружающий ландшафт;
  • окружение сельскими поселениями.

Города преимущественно строились на возвышенности, с которой хорошо просматривались окрестности. Но в эпоху Возрождения стали преобладать иные принципы градостроительства. Улицы стали планировать строго перпендикулярно, а главные из них выходили на главные архитектурные ансамбли, дворцы. Яркий пример этого Санкт-Петербург.

Московская архитектура это целая историческая летопись. Для архитектуры Москвы характерно смешение разных стилей, образов и направлений, происходившее на протяжении многих столетий. Отголосок пятнадцатого века, отголосок каменного зодчества — Успенский собор и Кремль. Эпоха Екатерины Великой оставила образцы классицизма – Большой Театр, Сенат, Дом Пашкова, Царицынский путевой дворец. Напоминание об Отечественной войне 1812 года — заново отстроенная столица и знаменитые здания Исторического музея, дома Игумнова. В двадцатом веке в столицу России приходит модерн, а с ним новые здания: гостиница «Националь», гостиница «Метрополь», здание Ярославского вокзала. Век настоящий подарил Москве ультрасовременную архитектуру с небоскрёбами, фасадами из стекла, многоэтажными офисами.

Рисунок 2. Московский кремль. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Американская архитектура

Архитектура США обрела самостоятельность в развитии только через сто лет после появления независимого государства. Изначально с европейскими формами социальной жизни колонисты завезли и связанные с ними определенные типы построек. Это были английские упорядоченные и уравновешенные схемы зданий, сделанные очень добротно. Пристрастие к простым и ясным системам распространялось также на планы большинства американских городов, основой которых стала прямоугольная сетка улиц.

Замечание 2

В ходе развития капитализма в Северной Америке, жилище американца становится вещественным свидетельством принадлежности к определенной социальной группе. На фасадах появляются суховатые и элегантные, графические детали декора.

Независимость от форм фасада здания системы внутренних пространств, перешла от домостроения народного в произведения Джефферсона третьего президента США и самого яркого архитектора того времени. Основным произведением Джефферсона стал университет в Шарлоттсвилле. Ландшафт создан объединением природы и архитектуры и природы в упорядоченную целостность. Смена представлений в профессиональной культуре укрепила в значительной степени представление архитекторов Америки об относительной независимости символов власти и престиж в архитектуре, от решения архитектурой практических проблем. Это вылилось в создание генерального плана Вашингтона – новой столицы Америки. План был разработан в 1791 году, и соединил идею города — произведения искусства с практичностью. На прямоугольную сетку улиц были наложены пучки радиальных авеню, излучаемые главными центрами власти – Белым домом и Капитолием.

Со средины девятнадцатого века в американской архитектуре сумбурность целого начала сочетаться с сухой конкретизацией деталей, при этом в дощатой обшивке деревянных домов был имитирован открытый брусчатый каркас. Такой «символический» каркас превратился в характерную особенность архитектурной моды, которая распространилась далее по всей Америке и была названа «брусчатым стилем». Источником подражаний стали фахверковые готические постройки Западной Европы, и швейцарские народные жилища — прообраз дач и загородных домов в европейских странах.

Архитектура азиатских городов

Шанхай, Пекин, Хошимин и другие азиатские города являются смешением современных небоскребов и зданий, которые построены в колониальном стиле. Токио, после Второй мировой войны, возрождался практически из руин. Архитектурной особенностью этого города стало строительство высотных зданий с учетом инновационных передовых технологий. В Дубаи стремительно взлетают вверх небоскребы и покоряются морские просторы. Здесь многие небоскребы построены на рукотворных насыпных островах. При этом большинство архитектурных проектов выглядит достаточно футуристично и даже фантастично. Самое известное строение подобного рода — башня «Бурдж-Халифа» высотой восемьсот двадцать восемь метров, которую построил архитектор из США Смит.

Архитектурные особенности мечетей, о которых вы могли не знать

16:06 , 09 января 2020

724

Архитектура мечетей Республики Татарстан. (Источник фотографий: yandex.ru)

Архитектура мечетей Республики Татарстан. (Источник фотографий: yandex.ru)

Мечеть (масджид) — место поклонения в исламе. Несмотря на то, что намаз может совершаться мусульманином в любом чистом месте, где не создается неудобств окружающим, каждая община мусульман выделяет какое-то место или здание для коллективных намазов.

Существует огромное разнообразие вариантов мечетей по всему миру. Строительные материалы и дизайн зависят от культуры, наследия и ресурсов каждой местной мусульманской общины. Тем не менее, есть ряд особенностей, общих для почти всех мечетей.

Минарет

Минарет — это тонкая башня с балконами или открытыми галереями, из которых муэдзин мечети призывает верующих молиться пять раз в день. Минареты являются отличительными традиционными чертами многих мечетей, хотя они различаются по высоте, стилю и количеству.

Архитектурные особенности мечетей, о которых вы могли не знать

Минареты могут быть квадратными, круглыми, шестиугольными, восьмиугольными или даже спиральными, и они обычно покрыты заостренной крышей. Слово «минарет» происходит от арабского «манара» — место, где зажигают огонь или «маяк».

Купол

Многие мечети, особенно на Ближнем Востоке, увенчаны куполом. В некоторых традициях купол символизирует свод небес. Интерьер купола обычно высоко украшен цветочными, геометрическими и другими узорами. Главный купол мечети обычно венчает главный молитвенный зал строения. В некоторых мечетях могут быть и несколько куполов.

Архитектурные особенности мечетей, о которых вы могли не знать

Молитвенный зал

Молитвенный зал мечети называется «мусалля» (место для молитвы). Здесь намеренно не расставляют никакую мебель. Верующие молятся прямо на полу и сидят в ожидании намаза тут же. Для нужд пожилых и маломобильных прихожан в конце зала обычно стоят стулья или скамейки.

Архитектурные особенности мечетей, о которых вы могли не знать

Вдоль стен или в колоннах, как правило, оборудованы книжные полки для религиозных книг и копий Корана. Помимо этого, зал представляет собой большое открытое пространство.

Михраб

Михраб – это углубление в стене, которое отмечает направление на кыйблу. Это углубление может быть небольшим и полукруглым, а может значительно выдаваться вперед. Михраб, как правило, бывает украшен мозаичной плиткой или каллиграфией, чтобы визуально выделить это место. Иногда в михрабе устанавливают кафедру для имама – минбар.

Архитектурные особенности мечетей, о которых вы могли не знать

Минбар

Минбар — это возвышенная платформа в передней части молитвенного зала мечети, из которой произносятся проповеди или обращения к верующим. Минбар обычно изготавливается из резного дерева, камня или кирпича. Минбар обычно включает в себя ступени, ведущие к верхней платформе, которая иногда венчается небольшим куполом.

Архитектурные особенности мечетей, о которых вы могли не знать

Место для совершения омовения

Омовение (вуду, тахарат) обязательная часть подготовки к молитве. Иногда место для омовения отводится в уборной. В некоторых, особенно в древних мечетях место для омовения находится снаружи мечети, вдоль одной из ее стен, а также во дворе мечети. Для омовения доступна проточная вода и оборудованы маленькие стулья или сидения, чтобы было легче присесть и помыть ноги.

Архитектурные особенности мечетей, о которых вы могли не знать

Ковры

Во время намаза верующие совершают поясные и земные поклоны. Обязательное условие – место для совершения намаза должно быть чистым. С этой целью, а также для того, чтобы не сидеть на голом полу, в мечетях расстелены ковры. Традиционные ковры для мечетей имеют изображения арок. Это символ михраба и он указывает направление на кыйблу.

Архитектурные особенности мечетей, о которых вы могли не знать

Обувные полки

Полка для обуви является практической особенностью многих мечетей по всему миру. Мусульмане снимают обувь перед входом в мечеть, чтобы сохранить чистоту самой мечети и ее ковров. Полки помогают избежать нагромождения обуви перед входом в мечеть, а также позволяют верующим легко найти свою обувь после намаза.

Islam-Today

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Архитектурные особенности городов России — от Калининграда до Владивостока

Города России во время СССР постепенно превращались в трудно различимую массу. Хрущевки и плановая застройка стали лейтмотивом архитектуры страны. Однако панелька панельке рознь, а Дома Советов не везде одинаковы. Ищем различия в оформлении зданий и стараемся понять, как на это повлияло географическое положение и история.

Европейский город за пределами России


Пожалуй, Калининград — самый нетипичный город страны, ведь большую часть своей истории он принадлежал Восточной Пруссии. Возможность кричать «Калининград наш!» у нас появилась в 1945 году после штурма немцев. Поэтому вся архитектура бывшего Кёнигсберга разительно отличается от всей остальной России. Здесь много зданий, построенных в готическом стиле: монотонные цвета, шпили и резкие геометрические фигуры. Достаточно посмотреть на театр кукол, который специально переоборудовали на 300 посадочных мест. Изначально это была лютеранская церковь. Удивительно, что советские архитекторы сохранили фасад и конструкцию.

Вообще, здесь трудно выделить какое-то одно здание и сказать, что оно нетипично для нашей страны, ведь весь город в целом нельзя назвать российским. Удачно выцепили кусок пирога. Однако тебя поразит то, что все строения функционируют и не служат исключительно памятниками. Взгляни на Балтийский федеральный университет. Твой универ — венец конструктивизма с лозунгами Ленина на стенах. Калининградцы же ходят на занятия в уютные и невысокие здания БФУ имени Канта. Кирпичная кладка красного цвета, крыша в тон и небольшая башня с часами — в таком стиле построен один из старых корпусов вуза. Кстати, о конструктивизме и монументализме: один из символов — Дом Советов, который стал символом «долгостроя». Подобные объекты ты строил в детстве, когда собирал конструктор.

Что касается многоэтажек: здесь ты не будешь чувствовать себя муравьем — доля высоток (25 и более этажей) всего 3,1%. Все остальное это либо старые здания Кёнигсберга, либо хрущевки. Однако от последних избавляются, модернизируя их под ганзейский стиль. Иронично, что это происходит в основном на Ленинском проспекте. Отличительные моменты Кёнигсберга: единство стиля в оформлении города (относительно остальной России), огромное количество исторических районов и отсутствие высоток.

Москва Белокаменная, Стеклянная и Резиновая

Москву не единожды разрушали и отстраивали заново. Поэтому во время прогулки по ней у тебя появится чувство, будто ты путешествуешь во времени. Единого стиля у города нет и никогда не будет. Народ называет это мешаниной, а бывший мэр Лужков — эклектикой:

«Вообще, Москва отличается по своей архитектуре, это так называемая российская эклектика, что означает неопределенность стилей. Но она хороша и тем, что я называю не неопределенностью, а разнообразием стилей».

Итак, что можно встретить в лужковской Москве? Здания, которые сочетают в себе несочетаемые элементы. Посмотри на ТЦ «Наутилус». Возникает ощущение, что это сбежавший из сказки замок, притворяющийся современным зданием. Или дом «Патриарх» с замахом на сталинский ампир и Диснейленд одновременно. Многие архитекторы называют застройку Лужкова пошлостью.

Одна из отличительных черт — сталинские высотки. Иосиф Виссарионович решил, что столицу впору застроить небоскребами. У правителя возникла грандиозная идея создания в центре комплекса зданий, которые будут служить сопровождением к Дворцу Советов. Последний так и остался на стадии проекта, зато остальные 7 ты сегодня лицезреешь. Среди них мечта всех российских школьников — МГУ. Типичный представитель сталинского ампира: помпезность, роскошь и монументальность. Если ты посмотришь на здание МИД и гостиницу «Украина», то заметишь сходство с университетом имени Ломоносова. Эти и еще несколько зданий москвичи называют «семь сестер». Объединяет их единство стилей: ар-деко, постконструктивизм и классицизм. Каждое здание украшено шпилем. Так, на улицах Москвы начался переход от русской архитектуры к советской, о чем мы подробно рассказывали. Впоследствии тренд окутал и остальную страну.

Ну и куда без стеклянных офисов? Иконой считается Москва-Сити — комплекс в стиле нью-йоркских небоскребов. Однако культурологи видят в возвышающихся над Кремлем зданиях аллегорию. Победу Америки над Россией. Вообще, офисный центр действительно выбивается из общей архитектуры, которая и так разрознена. Везде камень, а в центре нелепо высятся стеклянные небоскребы. Это выглядит иронично, если учесть, что у Москвы прозвище Белокаменная.

Город мостов, колонн и арок


Питер, в отличие от столицы, выглядит более целостным. Первый император России заранее продумал вместе с архитекторами тонкости дизайна. В первую очередь государь решил, что строительство будет осуществляться по всем европейским стандартам. Особенности архитектуры Санкт-Петербурга: продуманная регулярность застройки и соразмерность городских ансамблей. Здесь ты редко наткнешься на здания, которые в десять раз различаются по своей высоте, — это главное отличие от Москвы. Местный Лидер-тауэр всего 145 метров — он считается крупнейшим небоскребом.

Город стоит на Неве-реке, из-за чего по всему Питеру ты постоянно натыкаешься на мосты. Здесь их около 800, что в два раза больше, чем в столице. Да и вообще, один из символов мегаполиса — разводные мосты.

Эклектика Петербурга имеет цельный вид, потому что период такой застройки длился с 1830-х по 1900-ые года. Архитекторы придерживались строгих норм и смешивали стили взвешенно. Яркий пример питерской эклектики — Дворец Белосельских-Белозерских. Здание в стиле необарокко, каких по всему городу не один десяток. Вообще, приставка «нео» становится в этот период популярной. Неоготика, неоренессанс, неорусский стиль и так далее. Отсюда столько арок, колонн и лепнины.

В Санкт-Петербурге плавно осуществлялся переход от стиля к стилю, и главным условием всегда было использование каменных пород при строительстве. В 20 веке город перенимает модерн. Главные памятники этого периода — магазин Елисеева и Дом книги. В это время здания будто отпочковывались друг от друга. Всего в этом ключе построено более полутора тысяч новых домов. Забавно, что они похожи друг на друга настолько, что при прогулке возникнет чувство дежавю. Кстати, тех же хрущевок в Питере гораздо меньше, чем в любом другом городе, — в конце 60-х их перестали строить и заменили на «дома-корабли», которые, к слову, позже появлялись и в других ветреных регионах России.

Однако стоит отметить, что современные архитекторы прибегают к практике хаотизма.  Исаакиевский собор долго считался одним из самых высоких зданий Питера, но скорое появление Лахта-центра переплюнет архитектурный шедевр по высоте в 4 раза. Из-за этого есть риск возникновения разрозненности архитектуры. В таком случае Эрмитаж, Зимний дворец и другие исторические памятники начнут выбиваться из общей картины города.

Мечети, церкви и хрущевки

Перемещаемся в Татарстан. Здесь, как и в Москве, главная достопримечательность архитектуры — Кремль. Так как город старый, то тут ты опять увидишь разрозненность стилей. Возможно, это главная проблема древних городов. Тем не менее в городе есть свои особенности градостроительства. В основном они проявляются в постройках 19-20 века. Это белокаменные дома с лепниной. Допустим, Александровский пассаж — один из немногих подобных зданий в России. В начале 20 века центр Казани имел две части городской застройки. Они отражали развитие двух главных городских национальных культур: русской и татарской.

В «русской» части преобладал неоклассицизм — здесь стоят Музей изобразительных искусств и здание Казанской художественной школы. Также в этой части города сооружено несколько соборов и церквей. Однако более интересны Новая и Старая Татарская слобода, ведь подобных памятников архитектуры ты не встретишь нигде в России. Район украшен различными минаретами мечетей. В этих районах жили татарские рабочие и ремесленники.

В 20 веке начинается типовая советская застройка. Появляются знаменитые хрущевки и сталинки, а самый яркий представитель этого периода — Мергасовский дом. Сегодня, если честно, он больше похож на помойку. Его обошли реновации, связанные с праздником тысячелетия города, подготовкой к Универсиаде и ЧМ. Однако жители не жалуются. Местный дизайнер Лера Цинк так отзывается о легенде Казани:

«Дом понравился мне тем, что отличается от других в городе. Перед Универсиадой Казань застроили, почистили, а Мергасовский дом остался таким же, каким был, — в этом есть какая-то магия».

Отличительные особенности архитектуры Казани заключаются в смешении стилей разных культур. Прошелся в одной части — побывал в Средней Азии, погулял в другой — посмотрел на типичную Россию. Вряд ли где-то еще найдешь такое смешение.

Столица Урала


Удаляемся вглубь страны, чтобы рассмотреть архитектуру Екатеринбурга. В 1781 Екатерина II даровала поселению статус уездного города Пермской губернии, хотя до этого местность была заводом-крепостью. Выходит, что у жителей на роду написано дышать выхлопами, но до тяжелой промышленности было еще далеко. В этот период заложена основа регулярной планировки города, которая подразумевала массовую застройку, — не хрущевскими темпами, но все же. Появляются здания в стиле классицизма, и, что удивительно, сегодня большинство из них в отличном состоянии. Посмотри хотя бы на аптеку горного ведомства: ее построили в 1821 году, а выглядит она так, как будто только вчера ее сдали в эксплуатацию.

В Екатеринбурге аккуратно относятся к историческим памятникам. Стоит отметить и уникальное решение преобразовать первый городской театр в кинотеатр. Сооружение выполняет свои функции на протяжении 173 лет. Только слегка подверглось техническим улучшениям. Кстати, екатеринбургские чиновники 19 века, видимо, любили, когда все нужное под рукой. Поэтому в черте города построено сразу 7 усадьб и резиденций. Это почти так же удобно, как холодильник у кровати: далеко по делам ходить не нужно.

А потом пришел Ленин со своим видением мира. Однако в период его правления в столице Урала не произошло существенных изменений. Зато у Сталина и его архитекторов было много идей. Допустим, Городок чекистов — комплекс зданий в стиле конструктивизма. Самое большое из них полукруглой формы — гостиница «Исеть». Кстати, изначально проект задумывался так, чтобы при рассмотрении с воздуха обитель чекистов была похожа на серп и молот.

Свою лепту в архитектуру города внес и знаменитый президент-выпивоха Борис Николаевич. Он был первым секретарем Свердловского обкома КПСС и принимал важные решения, в том числе касаемо и облика мегаполиса. По его решению отгрохали Белый дом — монументальное здание высотой в 90 метров. Он целиком облицован мрамором, за счет чего выглядит цельно и внушительно. Кстати, местные называют его «Зуб мудрости».

Фигура бывшего главы государства настолько значима в городе, что правительство решило отдать ему честь и построить рядом с Екатеринбург-Сити «Ельцин-центр». Это большая «стекляшка» на площади, у которой тебя встретит замурованный в белый камень Борис Николаевич. Кстати, угадай, в честь кого названа улица, на которой стоит музей в честь первого президента. Вообще, в городе щепетильно относятся к любой памяти — будь то сооружения советского периода или дореволюционной России. Сегодня же город массово застраивается небоскребами, что видно на примере Екатеринбург-Сити.

Соревнование с Сан-Франциско

Архитектура Владивостока — удивительная штука, ведь он изначально строился как город, и архитекторы постарались продумать многие детали. Однако не все смогли реализовать. Развитие города шло с трудом.

В 1880 году Россия наладила морское сообщение с Дальним Востоком и будущий портовый город постепенно начал заселяться и застраиваться. Первым делом в центре построили Русско-Китайский банк, чтобы китайцам было где хранить деньги. Потом появилась гостиница «Централь», чтобы после вкладов гости Поднебесной отдохнули. И, наконец, соорудили дома управляющих торговых фирм, чтобы продавать ребятам леса, рыбу и прочие ценности.

Однако город при этом оставался грязным и пыльным. В 1899 году сделали дорогу до почты, видимо, чтобы отправлять письма Николаю о плачевном состоянии улиц. Однако развитие шло, и архитектура становилась лучше. В какой-то мере местные архитекторы оказались новаторами, ведь их проекты обладали уникальным решениями, — появился термин «‎дальневосточный классицизм». В этом стиле выдержано здание генерального консульства Японии: колонны, лепнина, а снизу — нетипичная крупная и грубая каменная кладка. Видимо, в городе не было специалистов по обработке камня. Дом братьев Пьянковых и гостиница «Версаль» вообще будто бы одно строение.

А потом настал совок. Конструктивизм, который охватил волной практически весь СССР, слегка прикоснулся к облику этого города. Сейчас здесь только три подобных памятника архитектуры, а дом-коммуна на Светланской улице сохранился в первозданном виде. Отдельного внимания заслуживает ансамбль «Большой Владивосток» в стиле монументализма, а в отделке присутствуют черты классицизма. Кстати, минимализм и модернизм здесь четко прослеживаются во многих культурных зданиях: театр Горького, кинотеатр «Океан», а также Дом советов. Ну и, конечно же, хрущевки — куда российскому городу без них? В 1954 году Никита Сергеевич посетил город и решил, что пора бы его оборудовать по «последнему слову техники». Привет улице Спортивной, которая в 1958 году подверглась обновлениям.

Сегодня главная достопримечательность Владивостока — мост Золотой. Между прочим, его хотел проложить еще Хрущев, когда объявил, что хочет сделать город лучше, чем Сан-Франциско. Однако это совершенно разные города, и непонятно, на что опирался глава государства, когда делал заявление. Самое высокое здание российского порта 90 метров, когда как в американском городе такие дома даже не считают за небоскребы. Поэтому Владивосток — типичный советский город с нотками уникальной дальневосточной архитектуры, которую ты не встретишь в других городах страны.

Если ты будешь путешествовать по России, то заметишь, как города плавно меняют облик, их архитектура меняется, тенденции приобретают свои черты. Пожалуй, единственное, что придает им общий вид, — это хрущевки, обильное количество рекламных баннеров и тысячи «Пятерочек». Возможно, это новый русский стиль, который твои потомки будут изучать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *