Архитектурные памятники построенные при петре 1: Петропавловский собор, Меншиковский дворец, Летний дворец Петра I, Палаты Кикина. – Стройка имени Петра: архитектурные дары первого российского императора

Памятники Петербурга, архитектуры, петровской эпохи, фото с названиями

Санкт-Петербург является главным туристическим центром России. С каждым годом растет число туристов, приехавших полюбоваться историческими постройками петровской эпохи.

Если Вы ещё не были в Санкт-Петербурге, то обязательно должны его посетить! Мы собрали для Вас топ лучших архитектурных памятников.

петербург город памятник

Санкт-Петербург поистине является центром мировой и российской культуры. На его территории насчитывается 5830 памятников, из них 3590 федерального значения. Каждый имеет свою историю и своё неповторимое значение. Туристы съезжаются с разных концов мира, чтобы полюбоваться этими удивительными произведениями архитектуры. Архитектурные ансамбли были построены без использования специальной техники. Камень к камню были выложены огромные улицы, которые сохранились до сих пор.

Императоры и Императрицы воздвигали себе большие дворцы с огромным количеством спален, каждая из которых была выполнена в разном стиле. Многие памятники входят в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и находятся под охраной государства.

Во время второй мировой войны памятники исторического наследия были повреждены немецкими оккупантами. Работы по восстановлению и реставрации были начаты в 1944 году и продолжаются и по сей день. Некоторые мемориалы были полностью разрушены и восстанавливать приходилось по сохраненным фотографиям.

Санкт-Петербург поистине является городом-памятником, сохранившимся до наших дней.

Для Вас мы подготовили топ-8 мест, которые обязательно нужно увидеть своими глазами.

петропавловская крепость

Является центральной частью туристического похода. Десятки тысяч туристов посещают её каждый день для того, чтобы насладиться красотой и величием.

Автором проекта Петропавловской крепости был российский император Петр I и французский инженер Ламбер. Главная функция крепости — защита от нападения шведов.

Петропавловская крепость была образцом военного и инженерного мастерства. Строилась по последним технологиям того времени. Стены крепости имеют внушительные размеры: высота — 9 м и толщина — 20 м. В строительстве были задействованы солдаты, пленные шведы, крестьяне и каторжники. Работа велась круглые сутки, так как опасались нападения шведов. Сам император Петр I руководил строительством.

Крепостная ограда проходила по краю берега, что не давало ни одного шанса кораблю для высадки войска.

Несмотря на то, что Петропавловская крепость и возводилась как оборонительное сооружение, она так и не участвовала в реальных боевых действиях.

После утраты военного значения в Петропавловской крепости была расположена государственная политическая тюрьма, которая просуществовала в течение 200 лет.

Также Петропавловская крепость была и усыпальницей семьи Романовых.

Крепость стала последним приютом практически для всех государей России. Первой похоронена была дочь Петра I, скончавшаяся в 1708 году, в 1715 – 1717 года были также захоронены трое малолетних детей императора.

Рядом с Петропавловской крепостью находилось кладбище, где хоронили всех начальников крепости.

17 июля 1998 г. в Петропавловского крепости были преданы земле останки последних членов семьи императора Николая II, слуги и доктора, расстрелянных в Екатеринбурге 17 июля 1918 г.

С 1924 г. Петропавловская крепость стала государственным музеем. По традиции каждый день ровно в 12 часов с крыши крепости раздается выстрел из сигнальной пушки.

летний дворец петра

Летний дворец считается самым старинным зданием в Санкт-Петербурге. Дворец построили в самом живописном месте Летнего сада.

Проект дворца принадлежит итальянскому архитектору Доменико Трезини, с учетом пожеланий императора Петра I. Летняя резиденция была выполнена в стиле барокко.

Во дворце проживали император и его семья. На первом этаже располагались личные комнаты Петра I, второй этаж занимала его супруга Екатерина и их дети. Петр I  жил в Летнем дворце до самой смерти.

Летний дворец сохранил архитектуру до сегодняшнего дня без изменения. Это одно из немногих зданий, которое Вы можете увидеть в первозданном виде. На первый взгляд может показаться, что Летний дворец маленький, однако в нем расположилось 14 комнат для императора и его семьи и хозяйственные кладовые. Во дворце для наказанных был карцер.

С 1934 года Летнему дворцу присваивается статус Музея. В нем можно увидеть личные вещи Петра I, одежду, трон, посуду, картины, книги из личной библиотеки императора.

В годы Второй Мировой войны Летний дворец пострадал от удара взрывной волны, но все последствия были исправлены в 1946 г. И дворец снова мог радовать посетителей.

дворец меншикова

Дворец Александра Дмитриевича Меншикова расположился на Васильевском острове. Он был самым первым зданием в Санкт-Петербурге, выполненным из камня. В то время это казалось диковинкой, так как все здания были построены из дерева.

Князь Меншиков впервые ввел разделения на комнаты по предназначению: кухня, столовая, спальни, токарня. Дворец был выполнен в стиле барокко.

Во дворце часто принимали высокопоставленных послов, царских особ, проводили свадьбы и пиры. Все убранства были выполнены богато и следовали моде того времени. Все иностранные гости восхищались дизайном. Стены некоторых комнат были выложены голландской плиткой. Стоила она очень дорого, и мастерам приходилось подгонять высоту стены под размер плитки.

В 1727 году князя Александра Меншикова арестовали и отправили в ссылку. По указу Анны Иоанновны дворец Меншикова был передан Первому кадетскому корпусу. С 1880 года здесь был расположен музей кадетского училища.

Во время Великой Отечественной войны дворец Меншикова изрядно был разрушен. От удара бомб крыша практически была уничтожена, впоследствии из-за влажности по стенам пошла плесень. Сразу после войны частично дворец восстановили и отдали здание военно-политическому училищу имени Энгельса.

И только лишь через 20 лет принято решение полностью восстановить здание и придать ему первозданный вид. Восстановление заняло ещё 20 лет.

Сегодня дворец князя Меншикова является одним из филиалов музея Эрмитажа, где хранятся экспонаты различных эпох.

исаакиевский собор

Исаакиевский собор является одним из самых крупных храмов России. Высота здания составляет 101,5 метров, что делает его заметным из любой точки Санкт-Петербурга.

А история строительства Исаакиевского собора началась так. Петр I родился в день памяти монаха Исаакия Далматского. Император всегда почитал святого, и в 1710 году началось строительство собора в честь святого Исаакия. По началу церковь была построена из дерева, но с 1717 года начался переход всех значимых зданий с деревянных на каменные. В первую очередь реконструкции подвергся Исаакиевский собор.

Под руководством троих архитекторов строительство заняло 10 лет. Но месторасположение было неудачное: стены постоянно подмывало Невой, и постоянный ремонт требовал больших вложений из казны. Было принято решение о закладке нового Исаакиевского собора. Само строительство началось лишь в 1768 году уже при правлении Екатерины II.

Исаакиевский собор претерпел несколько перестроек и изменений. И лишь в 1858 году прошло освящение храма.

Сегодня Исаакиевский собор является одним из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга, который обязательно стоит посетить!

кунсткамера

1714 год – год основания музея Кунсткамера. Он стал первым бесплатным музеем в России.

Свои первые экспонаты Петр I купил, когда путешествовал по Европе, где и заинтересовался идеей основать кунсткамеру в России. Это были птицы, рыбы, насекомые и уродцы, хранящиеся заспиртованными в сосудах.

В 1704 году вышел царский указ, по которому всех родившихся и умерших детей-уродцев должны были доставлять в Москву на хранение. Сюда же отправлялись необычные животные, растения.

В 1714 году всю накопленную коллекцию из Москвы перевезли в Санкт-Петербург, и первый общественный музей открыл свои двери посетителям.

Буквально через пару лет музей так разросся, что новые экспонаты уже некуда было складывать. Было принято решение о переносе музея в дом вельможи Александра Кикина.

Очень часто Петр I сам лично проводил экскурсии для своих гостей, рассказывая о каждом экспонате подробно.

В 1747 году случился сильный пожар, сгорело огромное число экспонатов, на пополнение коллекции ушло 20 лет.

К 1830 году экспонатов накопилось такое количество, что их распределение заняло целых 7 лет.

Кунсткамера во время блокады и Великой Отечественной войны была закрыта и сохранена.

Сегодня Кунсткамера имеет название «Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого».

здание 12 коллегий

Задумывалось как административное зданием на Васильевском острове, строительство которого началось в 1722 году. Первым архитектором был Доменико Трезини, после его смерти строительство поручено курировать Михаилу Земцову. Закончил стройку зять Доменико — Джузеппе. Здание двенадцати коллегий полностью было достроено лишь в 1744 году.

На первый взгляд это неприметное здание, пока не увидишь его с торца. И тогда Вы понимаете, что это 12 совершенно одинаковых зданий, соединенных между собой коридором, расположенным на втором этаже. Протяженность составляет почти 400 метров.

Впоследствии административный квартал был перемещен в другое место. А в здании двенадцати коллегий был основан Государственный архив.

С начала XIX века в некоторых корпусах располагался Государственный Педагогический Университет. В 50-е годы XIX века его реформировали в Государственный университет.

Здание двенадцати коллегий ныне — это главный корпус Санкт-Петербургского государственного университета. В здании расположен музей истории университета.

зимний дворец

Зимний дворец является главной резиденцией семьи Романовых. Был построен по приказу императрицы Елизаветы.

Елизавета решила построить самый большой дворец в Европе по площади и по убранству, тем самым утереть нос другим странам. По задумке все комнаты должны были быть отделаны величественно и богато.

Елизавета при жизни так и не успела достроить дворец, и строительство и внутренняя отделка продолжились уже при правлении Екатерины II. Работа над внутренним дизайном комнат велась даже при правлении Николая  I.

Общая площадь Зимнего дворца составляло 60 тысяч квадратных метров и насчитывало 1084 комнат.

Только при Николае II Зимний дворец перестал считаться главной резиденцией царей. Но здание не пустовало: его передали под Государственный музей.

Во времена Первой Мировой войны  огромные комнаты были отданы под госпиталь, а в Февральскую революцию в них заседало Временное правительство.

Во время Второй Мировой войны вся коллекция картин и экспонатов была вывезена на Урал. И уже после окончания войны Государственный Эрмитаж открыл двери для всех желающих.

адмиралтейство

По приказу Петра Первого в 1704 году на противоположном берегу Невы началась закладка здания Адмиралтейства. Руководил строительством А.Д. Меншиков и Петр I.

Адмиралтейство в первую очередь строилась как оборонительное сооружение, а потом уже стало верфью. Стройка завершилась уже через год, и почти сразу был спущен на воду первый корабль. И к середине XVIII века Россия имела самый сильный флот в Европе.

Адмиралтейство также выполняло пограничную функцию: записывались все корабли, которые проходили по Неве.

Адмиралтейский шпиль был сделан голландцем Германом ванн Балесом. Шпиль был выполнен из железа (эту идею Петр I позаимствовал в Европе). Под шпилем находился набатный колокол, который оповещал о начале работы, об ее окончании или об опасности.

До конца 18 века внешняя архитектура не менялась, а изменилось лишь улицы вокруг: появился Зимний дворец и другие значимые объекты.

В 1783 году произошел сильный пожар, и Екатерина Вторая приказала перенести производство кораблей в Кронштадт, а в оставшемся здании расположить Сенат. Но администрация Адмиралтейства всячески оттягивала этот процесс.

Взошедший на престол Павел I решился заняться внешним видов адмиралтейства: хотел сделать площадь  перед Адмиралтейством  местом проведения солдатских учений, но это ему не удалось.

Император Александр I также не хотел иметь рядом с резиденцией судостроительный завод и приказал закончить дело о реконструкции внешнего вида Адмиралтейства. Из-за Отечественной войны 1812-1814 перестройка затянулась на 17 лет.

Большие изменения были как во внешнем облике, так и вокруг: появилось много памятников, зданий.

В 1925 году в Адмиралтействе было открыто Высшее военно-морское инженерное училище.

Сегодня в здании Адмиралтейства находится Ведомство военно-морского флота России, и двери туда закрыты.

Петербург – город с удивительной трехсотлетней историей, город, который расскажет и покажет Вам, как среди болот и лесов, вопреки законам природы строился символ нового Российского государства. И если Вы еще ни разу здесь не были, то скорее исправляйте свою ошибку: покупайте билет и насладитесь величием одного из красивейших городов мира.

Автор статьи: Гузель Нуриева

Архитектура Санкт-Петербурга XVIII в.

Петровское время – петровские реформы – явилось переломным для всей русской жизни, обозначило переход от Средневековья к Новому времени. При этом ориентация на Западную Европу стала определяющей и даже принудительной. Под влиянием Запада, а также по велению времени искусство постепенно все более принимало светский характер, освобождаясь от уз религии.

Город, заложенный в дельте реки Невы самим императором и названный им Петербургом в честь своего небесного покровителя, святого апостола Петра, должен был воплотить мечту о новом идеальном городе. Петр замыслил его как вариант любимой им Голландии, как портовый город-крепость.

Строительство новой столицы было связано с событиями Северной войны (1700-1721), которую вела Россия со Швецией за освобождение исконно русских земель на берегах Невы и Финского залива, чтобы утвердиться на Балтийском море.

В мае 1703 г. на Заячьем острове состоялась торжественная закладка Петропавловской крепости. Предполагалось что она будет защищать вход в Неву в случае войны. Но своих оборонительных функций крепость никогда не выполняла, практически сразу после строительства она стала использоваться как тюрьма для политзаключенных. Одним из самый известных узников крепости был царевич Алексей. В том же году в центре земляной крепости была заложена деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла, увенчанная шпилем.

С 1714 г. Петр запретил каменное строительство везде, кроме Петербурга, и одним из первых выдающихся сооружений стал Петропавловский собор, заложенный в мае на месте разобранной деревянной церкви. Автором проекта являлся Доменико Трезини (1670-1734), итальянец, прошедший архитектурную школу в Дании. Собор представляет собою прямоугольную в плане трехнефную базилику, типичную для европейской культовой архитектуры. С запада ее венчает колокольня с золоченым шпилем (40м), по форме напоминающая “столпообразный” храм, состоящий из постепенно уменьшающихся ярусов. Колокольня собора, несомненно, самая большая удача архитектора. Трезини нашел необходимый для мощного простора Невы вертикальный акцент, выразил неудержимое и вместе с тем легкое устремление ввысь, которое уравновешивает однообразное плоское пространство. Архитектурная композиция колокольни в верхней части типична для “петровского барокко”: волюты, “сцепляющие” этажи, верхний четверик перекрыт куполом, на который поставлен восьмигранный фонарик со шпилем.

Петропавловский собор является усыпальницей российских императоров. Обычай хоронить членов правящей династии в храмах основывался на представлении о божественном происхождении их власти. В допетровской Руси храмом-усыпальницей являлся Архангельский собор Московского Кремля, там похоронены все великие московские князья и цари от Иоанна Калиты до Иоанна Алексеевича. Во времена Петра I место погребения лиц, принадлежавших к царской фамилии, не было окончательно определено. Царских родственников хоронили в Благовещенской усыпальнице. В недостроенном Петропавловском соборе в 1715 году похоронили двухлетнюю дочь Петра I и Екатерины Наталью, а под колокольней — супругу царевича Алексея Петровича принцессу Шарлотту Христину Софию Брауншвейг-Вольфенбюттельскую. Там же в 1718 году предали земле останки самого царевича. В 1716 году у входа в собор похоронена Марфа Матвеевна, вдова царя Фёдора Алексеевича. После смерти Петра I гроб с его телом был помещён во временной часовне внутри строившегося собора. Погребение состоялось лишь 29 мая 1731 года. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве и похороненного в Архангельском соборе Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764 Ивана VI, место захоронения последнего не известно до сих пор.

Первые семь лет существования города составили “деревянный период” его истории, от которого сохранился только домик Петра I на Березовском острове.

Место для строительства было выбрано в тылу Петропавловской крепости так, чтобы из окон были видны стратегически важные объекты — водные просторы, окружающая местность и бастионы крепости. Домик строился из тёсаных сосновых брёвен на манер русской избы. В домике отсутствовали печи и дымоходы, в которых не было необходимости, поскольку Пётр жил в нём лишь в тёплое время года. Крышу украшала деревянная резная мортира, а по краям конька были установлены «бомбы с пылающим пламенем». Эти утраченные элементы указывали на то, что царь был одновременно командиром почётной роты бомбардиров Преображенского полка. В документах 1720-х годов здание носило название или «старых красных хоромцев, что у двора Романа Вилимовича Брюса в роще», или просто «красных хором».

Утвержденный в 1718 году, проект предусматривал что центром города станет Васильевский остров. Петр мечтал о создании Венеции у себя в стране, поэтому было решено прорыть параллельные каналы по всему острову. Они предназначались для осушения местности, водоснабжения, водного сообщения, борьбы с пожарами. Предполагалось также, что они будут служить защитой от наводнения. В 1720–1730-х годах усиленно застраивалась Стрелка, где появились здания Двенадцати коллегий, Гостиный двор, Кунсткамера, дворец царицы Прасковьи Федоровны, дома приближенных Петра I. Сюда были переведены правительственные учреждения, Академия наук, морской торговый порт, здесь расположился академический университет. В тот же период на Васильевский остров переехала Морская академия — впоследствии Морской корпус. Меншиковскую усадьбу занял Сухопутный шляхетный корпус.

Архитектором здания Двенадцати коллегий являлся Д. Трезини, при участии талантливого русского зодчего М. Г. Земцова. Здание отличается строгой геометрической правильностью плана, несмотря на двенадцать частей, связанных между собой галереями.

Здание Двенадцати коллегий. Рисунок неизвестного художника XVIIIв. (сверху) и современный вид (снизу).

Петр не допускал никаких излишеств даже при строительстве дома, именно дома, а не дворца, для себя в Летнем саду. Причем определялся такой подход вовсе не недостатком средств, а принципами целесообразности, строгости и простоты. Действительно, прямоугольный в плане двухэтажный дом почти кубической формы, перекрытый высокой четырехскатной крышей, больше походил на жилище богатого голландского бюргера, чем на дворец главы сильного русского государства.

Первоначально Летний дворец дворец был окружен водой с трех сторон, и с крыльца можно было сразу же попасть на ботик. Стены светло-желтого цвета гармонируют с золочеными оконными переплетами, розовато-коричневыми барельефами и красной черепичной крышей, над которой поблескивает позолоченный флюгер в виде фигурки Георгия Победоносца на коне. Свинцово-серая вода, беломраморная скульптура и зеленые шпалеры сада усиливают декоративное звучание архитектуры.

Летний дворец был жилым домом Петра и его семьи, и в нем не предусматривалось парадных помещений. Большие приемы и празднества происходили не во дворце, а в саду. Главным создателем сада, который уже в 1710-е годы поражал современников своей красотой и изобретательностью “затей”, был сам Петр I. Летний сад был разбит не по французской моде, господствовавшей тогда в Европе, а по голландской: без радиальных аллей, по квадратной схеме, со стрижеными шпалерами (рядами ровно подстриженных деревьев и кустов по обеим сторонам дорожки), с асимметричным расположением в нем дворца.

Летний сад

На трех площадках центральной аллеи были устроены фонтаны, а на пересечении прямых дорожек стояли беседки. Подстриженные кустарники создавали вдоль аллей зеленые стены с нишами для античных статуй, к которым Петр I проявлял огромный интерес. Он не жалел денег на приобретение скульптуры, которая должна была не только украшать сад, но и служить средством пропаганды проводимых им преобразований. Этим объясняется продуманность в подборе статуй. “Правосудие”, “Милосердие”, “Слава” в аллегорической форме возвеличивали преобразовательную деятельность Петра I. Бюсты Ахиллеса, Александра Македонского, Юлия Цезаря, римских полководцев напоминали о подвигах и деяниях героев, пробуждая “к мужественным делам усердие”. Летний сад играл большую роль в общественной жизни столицы, в нем устраивались ассамблеи, разнообразные празднества и иллюминации по случаю побед и семейных торжеств.

Постепенно вкусы Петра стали отклоняться от добротного утилитаризма бюргерской Голландии в сторону величавой пышности абсолютистской Франции. Это нашло отражение при строительстве Петергофа, ставшего истинным “парадизом” Петра на море. Петергоф был задуман им как “соединение вод источников и моря”. Оригинальный ансамбль, в создание которого внес свою лепту художник европейского масштаба и исключительного дарования Жан Батист Леблон (1679-1719), соединил в себе черты “большого стиля” Людовика XIV, итальянского ренессанса и голландской архитектуры. Ни один из петергофских павильонов – Эрмитаж, Марли и Монплезир – не может считаться произведением Леблона, но в каждом из них чувствуется влияние его вкуса и декоративного мастерства, особенно в постройке Эрмитажа, где консоли балкона и окна нижнего этажа особенно ярко отражают его стиль.

Ансамбль дворцов и парков Петергофа – памятник архитектуры и садово-паркового искусства выдающегося значения, получивший всемирную известность как “столица фонтанов” (всего в парках Петергофа 4 каскада и 176 фонтанов) .

Верхний сад Петергофа

Исключительное мастерство Леблона проявилось в планировке усадьбы с террасами и лестницами, спускающимися к морю. Он, как первый последователь Ленотра, дал в Верхнем парке типичный образец французского регулярного парка с длинными стрелами аллей, пересеченных площадками и фонтанами, с геометрически подстриженными деревьями. В планировке Нижнего – соединил классицизм французского регулярного парка с барочной фонтанно-скульптурной декорацией, свойственной итальянским садам.

Вид сверху на Верхний парк, Большой дворец и Нижний парк Петергофа

Центральную ось композиции петергофского Нижнего парка составлял морской канал, который под прямым углом пересекала аллея, идущая от дворца Марли, и лучевые аллеи, что обеспечивало исключительный пространственный обзор. Этот мощный пространственный размах усиливался могучей игрой водной стихии: вода каскадами низвергалась вдоль лестниц, взлетала струями фонтанов, спокойной гладью канала вливалась в море. Петергоф с его морской романтикой оказался непохожим ни на один из известных европейских художественных стилей.

Вид на Нижний парк Петергофа со стороны Большого дворца. Морской канал впадает в Финский залив

Излюбленным мотивом орнамента для Елизаветы Петровны был рокайль (раковина), импортированный из Франции, поэтому в оформлении дворцовых интерьеров, ювелирных украшениях, столовых сервизах, мебели и в мелкой пластике широко использовался стиль рококо. Не только обычаи елизаветинского двора напоминали нравы французского рококо, и не только русское декоративно-прикладное искусство было тождественно французскому, архитектура также следовала новой моде.

Но, как это не раз бывало, сила петербургского пейзажа была настолько велика, что иностранные художники, работавшие там, начинали творить в совершенно ином, нежели в Европе, стиле. Блестящим тому примером служит творчество Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771), итальянца по крови, француза по образованию, русского по духу, стиль которого не укладывается ни в какие европейские рамки.

Последовательное развитие стиля Растрелли проявилось и в построенных им царских резиденциях близ Петербурга – в ансамбле Петергофа и Царского Села. Великолепные царские резиденции были призваны демонстрировать высокую культуру царского двора и мощь империи.

В ходе перестройки Большого Дворца в Петергофе в 1747-1752 гг., Растрелли удалось расширить старый Петровский дворец за счет галерей и надстроенного третьего этажа, при этом архитектор сумел сохранить основную композицию Петровского дворца. Более радикальным изменениям подверглись внутренние интерьеры, где впервые гений Растрелли проявился в области декоративно-прикладного искусства.

Большой каскад и Большой дворец в Петергофе

В мае 1752 года она поручила архитектору Бартоломео Франческо Растрелли вновь перестроить Екатерининский дворец в Царском Селе, поскольку сочла его слишком старомодным и маленьким. После демонтажа, грандиозной перестройки и строительных работ, которые длились четыре года, и появился современный дворец, выполненный в стиле Русское барокко. 30 июля 1756 года состоялась презентация 325-метрового дворца потрясённым российским вельможам и иностранным гостям. В результате полной перестройки Царскосельского дворца за четыре года был создан грандиозный ансамбль парадной резиденции, “русский Версаль”, воспетый Ломоносовым. И внешний облик дворца, и композиция интерьеров создавали эффект бесконечной протяженности (лента дворца составляла 306 м) при нарастании масштабов к центру. Сам центр выделен лишь более высокой крышей, изогнутым фронтоном и тремя ризалитами. Изысканность сочетания лазурного цвета стен, белизны архитектурных деталей и позолоты скульптур, декоративных рельефов и капителей, способствовала зрительному преодолению некоторой тяжеловесности чрезмерно длинного фасада. При этом следует подчеркнуть, что и растянутые здания, и пышность декоративного убранства, и двух- трехцветная раскраска фасадов продолжали традиции русской архитектуры XVII в.

Екатерининский дворец в Царском Селе.

Янтарная комната в Екатерининском дворце

Жемчужиной летней резиденции российских императоров в Царском Селе являлась янтарная комната. Король Фридрих Вильгельм I преподнёс кабинет Петру I в дар. Пётр оценил подарок: «Король подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чём давно желали» — писал он жене Екатерине. Янтарный кабинет упаковали и с большими предосторожностями переправили в Санкт-Петербург в 1717 году. Это шедевр искусства XVIII века, бесследно исчезнувший во время Второй мировой войны.

Растрелли, которого современники называли волшебником, создавал архитектурные сооружения торжественные и ликующие, полные величия и государственной представительности. Красноречивым доказательством этого являются Зимний дворец и Смольный монастырь.

В архитектуре Зимнего дворца нашла развитие композиционная схема дома-блока, замкнутого вокруг внутреннего двора. Четыре массивных угловых объема, в которых размещались основные дворцовые помещения: парадная Посольская лестница, тронный зал, театр, церковь – соединялись корпусами-галереями с анфиладой парадных залов, образуя обширный внутренний двор.

Общая протяжённость фасадов, составлявшая 210 м, подчёркивала колоссальность масштабов здания. Но как при этом избежать скучного однообразия и монотонности в их оформлении? Между тем ни один из фаса­дов не повторял другой, в определённых ракурсах (издали или на близком расстоянии) каждый воспринимался по-своему, так как был декорирован особым образом колоннами, скульптурными масками, вазами и статуями. Фасад, выходящий на набереж­ную Невы, был рассчитан на обозрение издали, а противоположный, по существу самый главный, — ориентирован на парадную Дворцовую площадь, обращённую к городу. Главный подъезд был расположен в северном корпусе: к нему торжественно подъезжали кареты императрицы и её гостей. Через огромную галерею они поднимались по Посольской лестнице, с верхней площадки которой открывался вход в парадные залы дворца.

Главные ворота Зимнего Дворца.

Не могла не восхищать общая устремлённость здания вверх. Помимо того что дворец был одним из самых высоких сооружений, архитектор зрительно увеличил этот эффект. На фасаде здания он расположил колонны то группами, то попарно, то в одиночку, причём обязательно в два яруса, строго друг над другом. Более того на уровне кровли шла балюстрада с каменными скульптурами и вазами, расставленными с таким расчётом, что зрительно они продолжали вертикали колонн. Разнообразный ритм колонн, разорванные фронтоны, слияние декора нижнего яруса с верхним сообщали фасаду эффект непрекращающегося движения.

Важным эмоциональным фактором воздействия на зрителей являлось нарядное цветовое решение фасада, основанное на сопоставлении бледно-терракотового тона стен, белых стволов колонн и пилястр, золотистых капителей, разнообразной декоративной скульптуры и позолоты металлического кружева решёток балконов. Самые ответственные места в декоре здания занимали символы императорской власти и русской государственности. Поразителен рисунок обрамления наличников огромных окон (22 типа!), в оформлении которых фантазия зодчего-декоратора, казалось, не знала границ.

Дворцовые сооружения поражали своими размерами и пышностью внутреннего убранства. Дворец имел более 1050 отдельных помещений и комнат, 1886 дверей, 1945 окон и 177 лестниц. В парадных интерьерах было изобилие цвета, лепнины и узора; они полны движения, создаваемого бликами солнечного света и отражениями от множества зеркал. Здесь всё сверкало и переливалось, создавая ослепительную роскошь и торжественное величие.

Зимний дворец – вершина творчества Растрелли в области светского зодчества, в нем соединились три европейских стиля – барокко, классицизм и рококо, что в целом и дало своеобразный “растреллиевский стиль”. Замечательное творение Растрелли не было завершено самим мастером. Постройка Зимнего дворца требовала огромных денег, которых часто не было в российской казне. Дворец продолжали достраивать и украшать другие зодчие.

Ансамбль Смольного монастыря как произведение архитектуры явился творческой переработкой приемов русского зодчества допетровской поры и европейских монастырских комплексов. В центре Растрелли поместил пятиглавый крестообразный в плане собор, который окружали двухэтажные монастырские кельи, создающие форму крестообразного обширного двора, четыре внутренних угла которого подчеркивались одноглавыми церквами. Наружные стены с часовнями по внешним углам ограды также повторяли форму креста. Перед западным фасадом собора предусматривалась гигантская 140-метровая колокольня в виде легкой многоярусной башни. В отличие от свободной живописной расстановки монастырских зданий на Руси, в основу ансамбля Растрелли был положен принцип регулярности и симметрии.

Воскресенский собор Смольного монастыря являет собой уникальное сочетание традиционного русского пятиглавия и европейской купольной базилики. Из “тела” здания вырастает двухъярусный восьмигранник, увенчанный куполом и восьмигранным фонариком с луковичным завершением. К нему примыкают четыре двухъярусные башенки со слегка вогнутыми гранями, также увенчанные луковичными главками. Прижав боковые башни почти вплотную к центральному куполу, Растрелли придал пятиглавию удивительную монолитность и в то же время динамизм, неудержимое стремление вверх. Этот собор считается наиболее приближенным к стилю европейского барокко сооружением Растрелли и относится к величайшим шедеврам мировой архитектуры.

Декоративное убранство собора поражает своей нарядностью. Чёткие выступы стен, оформленные пучками колонн, фронтонами различной формы, мягко закругляющимися волютами, нависающими карнизами, создают выразительную игру света и тени. Белые детали на синем, лазурном фоне стен, обилие позолоты на куполах и главках, капителях, гирляндах и картушах подчёркивают великолепно найденное соотношение форм и пропорций здания. Собор, имеющий план равноконечного креста, смотрится одинаково хорошо со всех сторон.

Строительство собора, как и всего ансамбля монастыря, не было завершено Растрелли. Вступившая на престол Екатерина II была увлечена другими планами. Барокко перестало отвечать требованиям последней моды, пристрастиям и вкусам двора и самой императрицы. В России начинал своё победное шествие новый архитектурный стиль — классицизм. Великий зодчий оказался не у дел. В 1763 г. он подал в отставку и покинул Петербург.

Сегодня собор недействует, используется как окнцертный зал для классической музыки

С вступлением Екатерины II на российский престол начался новый этап в развитии русской культуры, ее сближения с европейской. Петр I только заложил основы этого сближения. В царствование Елизаветы Россия уже стремительно догоняла Европу, в эпоху Екатерины русское искусство впервые встало наравне с западноевропейским, а Петербург действительно стал Северной Пальмирой. На смену нарядному и пышному барокко пришел стиль классицизма, в основе которого лежали идеалы античности. “Екатерининский классицизм” сыграл огромную роль в формировании классицистического облика русской столицы. Получили свое дальнейшее развитие такие принципы градостроительства, как регулярность и симметрия, основополагающие при строительстве Петербурга, началось сооружение гранитных набережных, зданий общественного назначения.

Первым из них стала Академия художеств. Фактически Академия возникла в 1757 г. во время царствования Елизаветы Петровны при участии таких просвещеннейших деятелей русской культуры, как М.В. Ломоносов и И.И. Шувалов. Но Екатерина II, придя к власти, не могла отказаться от славы основательницы столь замечательного для России художественно-воспитательного учреждения, и официальной датой его создания считается 1764 г., когда был принят устав и начато строительство здания по проекту Жана Батиста Валлен-Деламота (1729-1800) и Михаила Федоровича Кокоринова, ставшего первым ректором Академии. Здание Академии художеств было построено в стиле раннего классицизма, сохраняющего очарование уходящего барокко. Это ощущается в использовании криволинейных форм в плане здания, представляющего собой каре с круглым двором, напоминающим римский Пантеон, в расстановке колонн, оконных проемах. Валлен-Деламот любил округлять углы зданий, применять раскрепованные (Раскреповка – небольшой выступ плоскости фасада, антаблемента.) карнизы и сдвоенные колонны. В полной мере его вкусы проявились при строительстве дворца для К.Г. Разумовского, необычайно легкого и изящного здания, несмотря на его внушительную величину.

Особую роль в строительстве Петербурга 80-х годов сыграл итальянский зодчий Джакомо Кваренги (1744-1817), наиболее полно как мастер проявивший себя именно в России. Он проектировал и руководил строительством дворцов, загородных усадеб, театров, гостиных дворов, церквей, частных домов. Стиль Кваренги характеризуется как строгий классицизм с его творческой бескомпромиссностью, которая выражается в предельной простоте и четкости форм, статичности, обязательной симметрии, строгом чередовании одинаковых декоративных мотивов. Типичные для стиля Кваренги многоколонные портики с треугольными фронтонами, контрастирующие со спокойной гладью симметричных крыльев, стали неотъемлемой чертой чуть холодноватого классицистического облика Северной Пальмиры.

В соответствии с принципами строгого классицизма Д.Кваренги были построены здания Академии наук, названное манифестом классицизма, Мариинская больница, Смольный институт благородных девиц, Конногвардейский манеж. Для всех этих зданий характерны гладкие симметричные крылья и центральный портик, увенчанный треугольным гладким же фронтоном. Нижний цокольный этаж мог быть либо из огромных прямоугольных гранитных блоков с лестницей (Академия наук, Конногвардейский манеж), либо представлять собой массивную рустованную аркаду с входом (Смольный институт, Мариинская больница).

Кваренги был также первоклассным мастером интерьеров, в оформлении которых он использовал цветные мраморы, позолоченную бронзу, роспись в технике гризайль, скульптуру, лепные медальоны. Зрительный зал Эрмитажного театра наподобие античного украшен коринфскими колоннами, статуями Аполлона и девяти муз, размещенными в нишах между колоннами, барельефными медальонами. В Зимнем дворце он создал Большой Тронный (Георгиевский) зал, Концертный зал, Аванзал и Большую галерею вдоль фасада на Неву. Все они отличаются великолепием и строгостью отделки, богато украшены многочисленными колоннами и полуколоннами из цветного мрамора, многоцветной росписью.

Основание Петербурга и перенесение столицы сыграло в истории русского зодчества решающую роль и определило направление его дальнейшего развития. Отныне всей последующей архитектуре суждено было развиваться по двум параллельным руслам – петербургскому и московскому.

Творениям классицизма в “золотой век” Екатерины в России нет аналогий. Нигде в Европе ни в XVIII в., ни в начале XIX в. не удалось достичь того великолепия, той величественной красоты, которая характеризует классицистические архитектурные ансамбли Петербурга и его пригородов. Русский классицизм – это великое явление в истории мирового искусства.

Памятники Санкт-Петербурга эпохи Петра I

Памятники Петербурга петровской эпохи

Памятники Петербурга петровской эпохи

Адмиралтейство Адмиралтейство - это одно из старейших зданий Санкт-Петербурга, памятник русского классицизма. Золотой кораблик на его шпиле - один из символов города. К зданию Адмиралтейства лучами сходятся три важные улицы Санкт-Петербурга: Невский проспект, Вознесенский проспект и Гороховая улица. Адмиралтейство было заложено 5 ноября 1704 года. Место для строительства выбрали не случайно. В 1732-1738 годах Адмиралтейство было перестроено в камне, под руководством архитектора И.К.Коробова. Прежний план здания был сохранен. В 1806-1823 годах Адмиралтейство перестраивали еще раз, работы проводил архитектор А.Д.Захаров. Причиной нового строительства стало несоответствие архитектуры Адмиралтейства званию

Адмиралтейство

Адмиралтейство — это одно из старейших зданий Санкт-Петербурга, памятник русского классицизма. Золотой кораблик на его шпиле — один из символов города. К зданию Адмиралтейства лучами сходятся три важные улицы Санкт-Петербурга: Невский проспект, Вознесенский проспект и Гороховая улица.

Адмиралтейство было заложено 5 ноября 1704 года. Место для строительства выбрали не случайно. В 1732-1738 годах Адмиралтейство было перестроено в камне, под руководством архитектора И.К.Коробова. Прежний план здания был сохранен.

В 1806-1823 годах Адмиралтейство перестраивали еще раз, работы проводил архитектор А.Д.Захаров. Причиной нового строительства стало несоответствие архитектуры Адмиралтейства званию «центрального» здания города. К 1823 году здание, за исключением башни со шпилем, было полностью перестроено в классическом стиле.

Кунсткамера Кабинет редкостей, музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, — первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге.    Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен по коллекции «уродцев» — анатомических редкостей и аномалий. Здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом российской академии наук.

Кунсткамера

Кабинет редкостей, музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, — первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге.

Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен по коллекции «уродцев» — анатомических редкостей и аномалий. Здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом российской академии наук.

Кикины Палаты Ки́кины пала́ты — памятник архитектуры петровского барокко, находящийся в Санкт-Петербурге по адресу Ставропольская улица, дом 9.   Это единственный сохранившийся до нашего времени дом адмирала-советника и одного из сподвижников Петра I — Александра Кикина. Он был построен в 1714—1720 годах неизвестным архитектором Смольного (возможно, Андреасом Шлютером). В 1718 году Кикин был казнён за организацию побега из России царевича Алексея Петровича, а его дом взят в казну. В 1719—1727 годах здесь находилась коллекция петровской кунсткамеры и личная библиотека Петра I. В 1720-х годах Кикины палаты были перестроены неизвестным архитектором. С 1733 года здесь разместились канцелярия, лазарет и церковь лейб-гвардейского Конного полка.

Кикины Палаты

Ки́кины пала́ты — памятник архитектуры петровского барокко, находящийся в Санкт-Петербурге по адресу Ставропольская улица, дом 9. Это единственный сохранившийся до нашего времени дом адмирала-советника и одного из сподвижников Петра I — Александра Кикина. Он был построен в 1714—1720 годах неизвестным архитектором Смольного (возможно, Андреасом Шлютером).

В 1718 году Кикин был казнён за организацию побега из России царевича Алексея Петровича, а его дом взят в казну. В 1719—1727 годах здесь находилась коллекция петровской кунсткамеры и личная библиотека Петра I. В 1720-х годах Кикины палаты были перестроены неизвестным архитектором. С 1733 года здесь разместились канцелярия, лазарет и церковь лейб-гвардейского Конного полка.

Меншиковский дворец

Строительство дворца началось в мае  1710 года  по проекту  Джованни Мария Фонтаны  и  Готфрида Иоганна Шеделя . K  1714 году  большинство строительных работ было завершено, однако отделка интерьеров велась до  1727 года .

Усадьба светлейшего князя с цветником и садом протянулась через весь  Васильевский остров  от  Большой  до  Малой Невы . На её территории располагались бани, медоварня, хлебопекарня, кузница. Царь  Пётр Первый  называл этот дворец  Посольским домом  и проводил там почти все праздничные пиры и торжественные обеды. В Меншиковском дворце свадьбу сыграли  царевич Алексей  и немецкая принцесса  Шарлотта София  (в православии Наталия Алексеевна) и племянница  Петра Первого , будущая российская императрица  Анна Иоанновна  с  герцогом Курляндским .

Для отделки использовались самые дорогие и современные материалы, некоторые из которых привозились из-за границы, а некоторые изготавливались русскими мастерами. Большие  сени  — парадный вестибюль  — отличаются своим торжественным и нарядным обликом. В петровское время на первом этаже здания располагались некоторые служебные помещения и мастерские, обслуживающие  князя . Второй этаж занимала княжеская семья. Помимо роскошных покоев, на этаже располагались парадные залы,  галереи  и  анфилады .Рассказывают что в перилах главной лестницы Меньшиков соединил две монограммы свою и Петра первого за что получил от Петра кулаком по лицу.

Здание Двенадцати Коллегий Строительство здания начато в 1722 году, окончено в 1742. Строительство замедлил кратковременный перенос столицы в Москву с 1722 по 1732 год, когда работы остановили. Однако при Анне Иоанновне с 1732 года работы снова возобновились. Состоит здание из 12 одинаковых частей, каждая часть принадлежала отдельному министерству. Общая длина здания составила более 400 метров.  В 1802 году здание передали Главному педагогическому институту. В 1819 году на его основе был создан Петербургский университет, которому предоставили часть, а затем и всё здание.

Здание Двенадцати Коллегий

Строительство здания начато в 1722 году, окончено в 1742. Строительство замедлил кратковременный перенос столицы в Москву с 1722 по 1732 год, когда работы остановили. Однако при Анне Иоанновне с 1732 года работы снова возобновились. Состоит здание из 12 одинаковых частей, каждая часть принадлежала отдельному министерству. Общая длина здания составила более 400 метров. В 1802 году здание передали Главному педагогическому институту. В 1819 году на его основе был создан Петербургский университет, которому предоставили часть, а затем и всё здание.

Петропавловская Крепость крепость в Санкт-Петербурге. расположенная на Заячьем острове. Является историческим ядром города, первоначально крепость именовалась Занхт-Питер-Бурх, заложена 16 мая 1703 по плану Петра I с архитектором Де Ланбергом: 6 бастионов, соединённых куртинами, 2 равелина, кронверк, первоначально дерево-земляные, в 30 — 40-х и 80-х годах XVIII века одеты камнем. Остров соединён с Петроградской стороной в 1703 году Иоанновским мостом

Петропавловская Крепость

крепость в Санкт-Петербурге. расположенная на Заячьем острове. Является историческим ядром города, первоначально крепость именовалась Занхт-Питер-Бурх, заложена 16 мая 1703 по плану Петра I с архитектором Де Ланбергом: 6 бастионов, соединённых куртинами, 2 равелина, кронверк, первоначально дерево-земляные, в 30 — 40-х и 80-х годах XVIII века одеты камнем. Остров соединён с Петроградской стороной в 1703 году Иоанновским мостом

8) Развитие архитектуры при Петре I

Характерные черты градостроительства

Начало перехода к регулярной застройке новых городов (Санкт-Петербург, Азов, Таганрог) улицами, пересекающимися под прямыми углами и с выносом фасадов по линии улиц.

Строительство государственных, военных, производственных и гражданских зданий симметрично. Высокие шпили венчали важнейшие городские здания.

В гражданском правительстве Петербурга широко используется камень. Уделялось внимание освещению, мощению и уборке улиц, проводилось озеленение.

Создано централизованное управление по архитектурно-строительному делу — Комиссия по строению в Санкт-Петербурге.

В Россию были приглашены иностранные архитекторы, что способствовало слиянию западноевропейской культуры с русским зодчеством и формированию архитектурного стиля — петровского барокко. Новым явлением в архитектуры стало сооружение триумфальных арок.

Черты петровского барокко

· Симметрия фасадов, состоящих из трех выступов-ризалитов, одного центрального и двух боковых. Высокое парадное крыльцо.

· Высокие крыши с переломами, шпилями, башнями или башенками. Линия кровли усложнялась полукруглыми фронтонами, заполненными декоративным рельефом. Волнообразные или изломанные карнизы.

· Вертикальные «лопатки» — ребра-выступы заменяли пилястры и колонны.

· Углы зданий либо первые этажи оформлялись «рустом» — имитацией крупных выступающих камней.

· Ритмическое расположение проемов, разные формы окон, обрамленных белыми наличниками.

· Отштукатуренный фасад окрашивался в два цвета, чаще всего в сочетании красного и белого.

· Внутренне убранство решалось по принципу анфилады — ряда примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создавало сквозную перспективу.

Церковная архитектура

В первой четверти XVIII века было построено 22 храма. В строительстве церковных зданий произошло сочетание элементов ордерной системы (колонны, портики, фронтоны) с новомосковским барокко. Храмы были просторными, светлыми, в них присутствовало стремление к высотности, ярусности, использовалась скульптура. Богатый орнамент и башни-колокольни были характерным признаком. Возникли храмы центрической композиции, устремленные ввысь.

Развивалось деревянное зодчество. Всемирную славу получила Преображенская церковь на острове Кижи.

Светское начало в архитектуре получило преобладание над церковным.

Архитекторы

Основные сооружения и проекты

Доменико Андреа Трезини

(1670-1734)

По проектам архитектора заложены Кронштадт, Александро-Невская лавра, начата постройка Петропавловской крепости в камне, выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова, выстроены Летний дворец Петра I, Петровские ворота Петропавловской церкви, здание Двенадцати коллегий, Галерная гавань, Благовещенская церковь Александро-Невской лавры.

Георг Иоганн Маттарнови

Начал постройку Кунсткамеры, Партикулярной верфи, составил проект второго Зимнего дворца. Умер в 1719 г. и достройку заложенных зданий осуществил Н. Ф. Гербель. Достройка Кунсткамеры завершена в 1734 г. при участии архитекторов Г. Киявери и М. Г. Земцова.

Н. Ф. Гербель

По его проекту на берегу Мойки был сооружен Конюшенный двор.

Готфрид Шедель

Дворец А. Д. Меншикова на Васильевском острове, при участии Д. Фонтана. Ораниенбаумский дворец А. Д. Меншикова, церковь Ораниенбаумского дворца.

И. П. Зарудный

(1670-1727)

Церковь Иоанна Воина на Якиманке, церковь архангела Гавриила на Чистых прудах, или Меншикова башня, иконостас Петропавловского собора в Петербурге.

Русская архитектура эпохи Петра I

CОДЕРЖАНИЕ

     Введение……………………………………………………………….……….3

  1. Особенности русской архитектуры начала XVIII вв
  1. Общие принципы архитектуры петровской эпохи………………..4
  2. Архитектура Петербурга……………………………………………6
  3. Архитектура Москвы………………………………………………22

     Заключение………………………………………………………….………..25

     Список литературы и источников………………………………….……….30


ВВЕДЕНИЕ

Формирование и развитие русской архитектуры находится в тесной связи с историей нашей страны, а так же инновациями и развитием научно-технического прогресса. Русская архитектура следует за традицией, корни которой были установлены ещё в Византии, а затем в Древнерусском государстве. После падения Киева русская архитектурная история продолжалась во Владимиро-Суздальском княжестве, Новгородской и Псковской республиках, Русском царстве, Российской империи, Советском Союзе и современной Российской Федерации. Русский стиль как направление в творчестве, основанное на использовании  традиций, методов или приёмов русского национального искусства, изначально стал способом выражения национальной идеи, выработки отношения к наследию – от обновления до возрождения с использованием всех пластов нашей  культуры. Осмысление русского архитектурно-художественного наследия в начале 18 века приводит к зарождению русского стиля в искусстве. Несмотря на начавшееся в петровское время сложение новой системы понятий и новой художественной ориентации на западные образцы, в современных постройках продолжаются традиции допетровской эпохи. Национальные особенности, сформированные на протяжении предыдущих сотен лет, не только не теряют своей актуальности в переломный период в культуре России, но и становятся способом выражения идей новой государственности в архитектуре и искусстве. Стремление к ярусности, многообъёмности, живописности, пейзажности, органичной связи с природным окружением, насыщенным колористическими решениями интерьеров и декорированию, свойственные русскому зодчеству, чётко  прослеживаются в новых сооружениях.


ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ НАЧАЛА XVIII ВВ

2.1.        Общие принципы архитектуры петровской эпохи

С приходом к власти Петра I  в начале  18 века открывается новая эпоха в истории России и ее культуры. Петровские реформы, превращение Московского государства в могущественную Российскую империю (1721) дали сильнейший толчок гражданскому строительству. В архитектуре в первой трети 18 века утверждаются идеи национального могущества России.  Петровский период  был переломным этапом в русской архитектуре. Ведущими типами сооружений этого времени становятся общественные и правительственные здания, промышленные и торговые постройки, а также городские и загородные дворцово-парковые ансамбли. Появляются новые типы зданий: верфи, заводы, арсеналы (военные), госпитали, театры, музеи, библиотеки и т. п.  Расширяется производство строительных и отделочных материалов, широко применяются штукатурные работы. Организуется архитектурный надзор над строительством. Улицы застраиваются в линию, устанавливаются противопожарные требованиям конструкциям. Указы Петра I содержали конкретные распоряжения, касающиеся архитектуры и строительного дела. Так, специальным его приказом предписывалось выводить фасады вновь строящихся зданий на красную линию улиц, в то время как в древнерусских городах дома часто располагались в глубине дворов, за различными хозяйственными постройками.

С наибольшей наглядностью и полнотой новые качества русского зодчества 18 в. проявлялись в архитектуре Петербурга. Новая русская столица была заложена в 1703 г. и строилась необычайно быстро.

Для осуществления этих грандиозных задач Петр 1 пригласил из Западной Европы лучших архитекторов, с целью проектировать и руководить строительством городов. Одновременно 8 одаренных юношей были посланы изучать архитектуру Италии и Голландии ( И. Коробов, П. Еропкин, и др.) которая привлекла внимание Петра 1 сходными с Петербургом природно-климатическими условиями, а так же простотой архитектуры и целесообразностью приемов строительства, имевшего специфические особенности, связанные с необходимостью ведения гидротехнических работ. Под руководством М. Г. Земцова была начата подготовка отечественных архитектурных кадров.

Архитектура Петербурга при Петре I

Работу выполнила Михеева Светлана Васильевна

Работу выполнила

Михеева

Светлана Васильевна

Начало XVIII века было знаменательно для России переменами и значительными достижениями. Это эпоха Петра Великого, его реформ в политике и экономике. Происходили большие преобразования общественной жизни России, культуры.

Начало XVIII века было знаменательно для России переменами и значительными достижениями.

Это эпоха Петра Великого, его реформ в политике и экономике. Происходили большие преобразования общественной жизни России, культуры.

Важнейшие составляющие и городской структуры, и образа города XVI - XVII веков – храмы. Русские церкви были не очень большие, но их было очень много. В старых русских городах все дороги вели к Храму. Ядро традиционного русского города – Кремль, точнее – Кремль-город. Древний панорамный план Московского Кремля называется «Кремленград». Город по-русски – это поселение, имеющее ограду, то есть укрепления. Ближе к центру тесно стояли церкви, в центре был Кремль с кустом церквей и башен, возглавляемых Соборной колокольней Приход каждой церкви в русском городе включал несколько десятков дворов-домохозяйств, или домосемейств.

Важнейшие составляющие и городской структуры, и образа города XVI — XVII веков – храмы. Русские церкви были не очень большие, но их было очень много. В старых русских городах все дороги вели к Храму.

Ядро традиционного русского города – Кремль, точнее – Кремль-город. Древний панорамный план Московского Кремля называется «Кремленград». Город по-русски – это поселение, имеющее ограду, то есть укрепления.

Ближе к центру тесно стояли церкви, в центре был Кремль с кустом церквей и башен, возглавляемых Соборной колокольней

Приход каждой церкви в русском городе включал несколько десятков дворов-домохозяйств, или домосемейств.

Важнейшие составляющие и городской структуры, и образа города XVI - XVII веков – храмы. Русские церкви были не очень большие, но их было очень много. В старых русских городах все дороги вели к Храму. Ядро традиционного русского города – Кремль, точнее – Кремль-город. Древний панорамный план Московского Кремля называется «Кремленград». Город по-русски – это поселение, имеющее ограду, то есть укрепления. Ближе к центру тесно стояли церкви, в центре был Кремль с кустом церквей и башен, возглавляемых Соборной колокольней Приход каждой церкви в русском городе включал несколько десятков дворов-домохозяйств, или домосемейств. Постройки в российских городах XV – XVII веков были деревянные. Из-за этого непрочными и недолговечными. Так в 1415, 1418, 1422, 1445, 1451, 1453, 1458, 1468, 1470, 1473, 1468, 1475, 1480, 1485, 1488, 1492 и 1493  г.г. прошли разрушительные пожары. 18 страшных пожаров только в Москве за один век! И все равно строили деревянные дома, хотя потихоньку переходили на камень для важных зданий.

Постройки в российских городах XV – XVII веков были деревянные. Из-за этого непрочными и недолговечными. Так в 1415, 1418, 1422, 1445, 1451, 1453, 1458, 1468, 1470, 1473, 1468, 1475, 1480, 1485, 1488, 1492 и 1493 г.г. прошли разрушительные пожары. 18 страшных пожаров только в Москве за один век! И все равно строили деревянные дома, хотя потихоньку переходили на камень для важных зданий.

Древняя русская жизнь исчерпала себя вполне. Она развила все начала, которые в ней скрывались, все типы, в которых непосредственно воплощались эти начала. Она сделала все, что могла, и, окончив свое призвание, прекратилась. В XVII в. наше государство дошло до полной несостоятельности, нравственной, экономической и административной, и могло выйти на правильную дорогу только путем резкой реформы.

Древняя русская жизнь исчерпала себя вполне. Она развила все начала, которые в ней скрывались, все типы, в которых непосредственно воплощались эти начала. Она сделала все, что могла, и, окончив свое призвание, прекратилась.

В XVII в. наше государство дошло до полной несостоятельности, нравственной, экономической и административной, и могло выйти на правильную дорогу только путем резкой реформы.

Петр I вывел Россию из этого кризиса на новый путь. Преобразования Петра представляются естественной исторической необходимостью. Приобщение к европейскому, более цивилизованному быту, стало главной задачей Петра в области культуры.

Петр I вывел Россию из этого кризиса на новый путь. Преобразования Петра представляются естественной исторической необходимостью. Приобщение к европейскому, более цивилизованному быту, стало главной задачей Петра в области культуры.

Известный историк и публицист М.М. Щербатов считал, что путь пройденный страной при Петре I, без него пришлось бы преодолевать два столетия. Карамзин в начале XIX века полагал, что на это потребовалось бы шесть столетий.

Известный историк и публицист М.М. Щербатов считал, что путь пройденный страной при Петре I, без него пришлось бы преодолевать два столетия.

Карамзин в начале XIX века полагал, что на это потребовалось бы шесть столетий.

Архитектурные сооружения петровского времени имеют четкий конструктивный порядок, состоя из несущих стен, колонн и несомых сводчатых и плоских потолков и перекрытий.

Архитектурные сооружения петровского времени имеют четкий конструктивный порядок, состоя из несущих стен, колонн и несомых сводчатых и плоских потолков и перекрытий.

Петропавловский собор Главной архитектурной доминантой в Петербурге стал Петропавловский собор, увенчанный позолоченным шпилем, высота которого достигала 45 м. В самом начале строительства города Петр ориентировался на Амстердам.

Петропавловский собор

Главной архитектурной доминантой в Петербурге стал Петропавловский собор, увенчанный позолоченным шпилем, высота которого достигала 45 м.

В самом начале строительства города Петр ориентировался на Амстердам.

Пять Зимних дворцов было выстроено в Санкт-Петербурге в разные периоды.    Дошедший до наших дней Зимний дворец был возведен выдающимся архитектором Б. Растрелли в 1754-1762 годах для императрицы Елизаветы Петровны, не дожившей до его завершения. Этот грандиозный дворец - апофеоз русского барокко. Он должен был доминировать в центре города, символизируя богатство и величие России. Сегодня в нем расположен музей Эрмитаж.

Пять Зимних дворцов было выстроено в Санкт-Петербурге в разные периоды.  

Дошедший до наших дней Зимний дворец был возведен выдающимся архитектором Б. Растрелли в 1754-1762 годах для императрицы Елизаветы Петровны, не дожившей до его завершения. Этот грандиозный дворец — апофеоз русского барокко. Он должен был доминировать в центре города, символизируя богатство и величие России. Сегодня в нем расположен музей Эрмитаж.

Вид на Невский проспект и Строгановский дворец. Третья четверть XVIII века Строительство начато в марте 1753 года (архитектор Ф. Б. Растрелли). 15 декабря 1753 состоялся бал по случаю новоселья, который посетила императрица Елизавета Петровна.

Вид на Невский проспект и Строгановский дворец.

Третья четверть XVIII века

Строительство начато в марте 1753 года (архитектор Ф. Б. Растрелли).

15 декабря 1753 состоялся бал по случаю новоселья, который посетила императрица Елизавета Петровна.

Здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом Российской академии наук. Музей, основанный по указу Петра I, открыл свои двери для посетителей в 1714 г. Он был создан с целью собирания и исследования раритетов, созданных природой и руками человека.

Здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом Российской академии наук. Музей, основанный по указу Петра I, открыл свои двери для посетителей в 1714 г. Он был создан с целью собирания и исследования раритетов, созданных природой и руками человека.

Дворец Меншикова Дворец А.Д.Меншикова, первого губернатора Петербурга музей русской культуры первой трети XVIII в. Дворец построен в 1710-1714 гг. архитекторами Д.М.Фонтана и Г.И.Шеделем. Здесь проходили первые в Петербурге парадные приемы и празднества.     Необычайно интересны интерьеры, полностью отделанные голландской изразцовой плиткой

Дворец Меншикова

Дворец А.Д.Меншикова, первого губернатора Петербурга музей русской культуры первой трети XVIII в. Дворец построен в 1710-1714 гг. архитекторами Д.М.Фонтана и Г.И.Шеделем.

Здесь проходили первые в Петербурге парадные приемы и празднества.    

Необычайно интересны интерьеры, полностью отделанные голландской изразцовой плиткой

Летний сад У Летнего сада Небо нежно-голубое  Прячут в мягкие подушки  Груды серых облаков.  В бледно-матовом покое  Незапятнанных снегов  Ровный полог. Вдоль опушки  Я иду. Мелькают прутья  Строго вычурной решетки  Меж законченных колонн.  Здесь оставлен оттиск четкий  Отошедший в даль времен.  С ним себя могу сомкнуть я.  Вдоль возделанной аллейки  Статуй домики седые  Протянулись полосой,  И недвижна на скамейке  Дева с русою косой.  Все, как в дни давно былые. Владимир Пяст 1909 год У истоков маленькой речки Безымянный Ерик напротив первого дворца Петра I его Домика император решил создать одно из чудес нового города - регулярный Сад,

Летний сад

У Летнего сада

Небо нежно-голубое Прячут в мягкие подушки Груды серых облаков. В бледно-матовом покое Незапятнанных снегов Ровный полог. Вдоль опушки Я иду. Мелькают прутья Строго вычурной решетки Меж законченных колонн. Здесь оставлен оттиск четкий Отошедший в даль времен. С ним себя могу сомкнуть я. Вдоль возделанной аллейки Статуй домики седые Протянулись полосой, И недвижна на скамейке Дева с русою косой. Все, как в дни давно былые.

Владимир Пяст 1909 год

У истоков маленькой речки Безымянный Ерик напротив первого дворца Петра I его Домика император решил создать одно из чудес нового города — регулярный Сад, «лучше чем в Версале у французского короля».

Петергоф Замысел создания загородной царской резиденции, которая не уступала бы Версалю во Франции, возник у Петра I в 1714 году. Общая концепция планировки парков и дворцов Петергофа принадлежит императору. Впервые Петергоф (нем.  Peterhof  — Петров двор) упоминается в походном журнале Петра I в 1705 году как «путевой двор» и пристань для переезда на остров Котлин. Это была одна из многих мыз («попутных светлиц»), построенных по дороге из Санкт-Петербурга вдоль южного берега Финского залива. Петергофский дворец построен в стиле «петровского барокко» в 1714-1725 годах по проекту И. Браунштейна, Ж.-Б. Леблона, а затем Н. Микетти.

Петергоф

Замысел создания загородной царской резиденции, которая не уступала бы Версалю во Франции, возник у Петра I в 1714 году. Общая концепция планировки парков и дворцов Петергофа принадлежит императору.

Впервые Петергоф (нем.  Peterhof  — Петров двор) упоминается в походном журнале Петра I в 1705 году как «путевой двор» и пристань для переезда на остров Котлин. Это была одна из многих мыз («попутных светлиц»), построенных по дороге из Санкт-Петербурга вдоль южного берега Финского залива.

Петергофский дворец построен в стиле «петровского барокко» в 1714-1725 годах по проекту И. Браунштейна, Ж.-Б. Леблона, а затем Н. Микетти.

Самые известные архитекторы Санкт-Петербурга

Пожалуй, трудно найти в мире город, который бы строился руками такого количества великих мастеров. Великолепные дворцы правителей, фаворитов и вельмож, величественно-строгие храмы, монументальные дома купечества и дворянства потрясающе гармонируют с памятниками и мостами-узорами через величественную Неву. Санкт-Петербург строился всегда:

  • когда тяжело больной Петр Первый осматривал новые корабли,
  • когда гремели балы в домах приближенных Екатерины Второй,
  • когда Наполеон сжигал Москву,
  • когда Ленин скорым шагом торопился на очередное заседание,
  • и под пулеметным огнем немецких истребителей и среди взрывов падающих бомб.

Он строился, возрождался, перестраивался. С чего же все началось?

Кто стоял у истоков, кто задал музыку, которую мы слышим сегодня, гуляя по улицам-музеям?

Доменико Трезини

Самые известные архитекторы Санкт-ПетербургаСамые известные архитекторы Санкт-ПетербургаПамятник Доменико Трезини

Санкт-Петербург был заложен в 1703 году и начинается он с Петропавловской крепости, для строительства которой в Россию прибыл приглашенный Петром Первым великий итальянец — Доменико Трезини.

После назначения главным архитектором города, он оставил колоссальное наследие:

  • Петропавловская крепость,
  • здание 12 коллегий,
  • Кронштадт,
  • Зимний дворец Петра Первого,
  • Александро-Невская лавра,
  • Гостиный двор на Васильевском острове.

Франческо Бартоломео Растрелли

Самые известные архитекторы Санкт-ПетербургаСамые известные архитекторы Санкт-ПетербургаФранческо Бартоломео Растрелли

Растрелли Работал в России с 1716 года, сначала под руководством своего знаменитого отца, Бартоломео Карло Растрелли, скульптора и архитектора. После себя оставил архитектурные шедевры: Зимний, Аничков и Воронцовский дворцы, Смольный собор и Андреевская церковь. И это не все.

Более подробно о том, что именно построил Франческо Растрелли в Петербурге.

Антонио Ринальди

Тоже великий итальянец. В Петербург прибыл в 1751 году, а с вступлением на престол Екатерины Второй назначен придворным архитектором, коим и был до 1784 года. В 1768 году по приказу матушки-государыни, начал возводить подарок ее фавориту Григорию Орлову — Мраморный дворец. Строился до 1785 года, а граф скончался в 1783, подарка не дождавшись.

Самые известные архитекторы Санкт-ПетербургаСамые известные архитекторы Санкт-ПетербургаАнтонио Ринальди

Память о Ринальди в его творениях: Мраморный и Большой Гатчинский дворцы.

Этьен Фальконе

Этот француз ничего не построил, тем более в России. Фальконе нельзя не упомянуть, поскольку он создал талисман Санкт-Петербурга, его визитную карточку, эмблему, которую знают люди во всем мире, городской неофициальный герб и ангела-хранителя: Этьен Морис Фальконе явил городу и всем народам России (и не только), а именно Медного Всадника.

По приглашению все той же Екатерины Второй, прибыл в Россию в 1766 году и приступил к работе над памятником, хотя начал труды над проектами и гипсовой моделью еще будучи в Париже. Монумент был торжественно открыт 7 августа 1782 года.

Самые известные архитекторы Санкт-ПетербургаСамые известные архитекторы Санкт-ПетербургаПортрет Этьен Фальконе

Андрей Воронихин

Самые известные архитекторы Санкт-ПетербургаСамые известные архитекторы Санкт-ПетербургаАндрей Никифорович Воронихин

Гениальный россиянин, бывший крепостной графа А.С. Строганова. Неизвестно, каким образом, но граф разглядел в мальчишке талант и за свой счет отправил учиться в Санкт-Петербург, а позже освободил вовсе. Низкий поклон тебе, Андрей Никифорович, за Казанский собор и Горный институт.

Также рекомендуем: масонская символика в архитектуре Петербурга.

Михаил Земцов

Самые известные архитекторы Санкт-ПетербургаСамые известные архитекторы Санкт-ПетербургаМихаил Земцов

12 летний Миша из Москвы, попав в Санкт-Петербург в 1700 году и заинтересовав Петра Первого своим умом, поступает в ученичество к Трезини. Был во многих заграничных поездках, учился в Москве, а потом ее же и застраивал. Вернувшись в Петербург, внес вклад в строительство Аничкова дворца, оставил горожанам в память о себе Спасо-Преображенский собор и церковь Симеона и Анны.

Займет не один день, перечисление всех архитекторов, внесших вклад в сияние Санкт-Петербурга в созвездии красивейших городов мира. Ибо не упомянуты трудившиеся над его благородными чертами в 19 веке, не сказано о тех, кто строил прямые линии Московского проспекта в преддверии Великой Отечественной Войны и ни слова о людях, кто продолжал украшать город, после изгнания фашистов. Даже те, кто начинал огранку этого алмаза, перечислены не все. Так будем вспоминать о них о всех, иногда гуляя хоть по Невскому проспекту, хоть по кронверку Петроградской стороны.

Смотрите также
Подпишитесь на канал Эксклюзивные новости Санкт-Петербурга

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.