Архитектурные стили москвы – Москва советская: как менялась столичная архитектура :: Городская недвижимость :: РБК Недвижимость

Содержание

Как определять стили московской архитектуры: gosh200 — LiveJournal

Хочу составить короткий и простой классификатор, который позволит быстро разобраться в типах московских зданий.
И не только московских, в принципе это будет применимо в любом старом российском городе.
Понятие стиля я буду использовать в том виде, который почерпнул на лекции в музее архитектуры им Щусева.
А именно — это совокупность архитектурных свойств, присущих зданиям конкретной эпохи и получивших международное распространение.
Из этого определения вытекает, что локальные московские стили (типа сталинского ампира или нарышкинского «барокко») мы здесь не рассматриваем пока.

Список стилей я ограничу таким упрощенным перечнем — в порядке их хронологии:
1) барокко (1710-1770)
2) классицизм (1770-1830)
3) эклектика (1830 — 1890)
4) модерн (1890 — 1918)
5) конструктивизм (1925-1935)
Здесь надо понимать что никогда искусство не укладывается в жесткие схемы, так что приводимые даты, названия и методы довольно условны.  Далее классификацию уже можно бесконечно уточнять и расширять.
Но для начала такая схема годится для подавляющего числа московских стилевых зданий, как легко усваиваемый, запоминающийся костяк. Повторю, что все здания начиная со «сталинизмов» в этот определитель не включены.

Зачем вообще это нужно, в архитектуре разбираться, стили всякие определять?
А это способ повысить качество жизни, который заключается в системном изучении мироустройства и последующих развлечениях, вытекающих из новых знаний. Стоит только начать — потом не остановишься. Попробуйте.  И оно ведь все на виду и применимо  всегда — просто передвигаешься по городу и постоянно играешь. Стоишь в пробке и развлекаешься. Ходишь по улицам — и тоже развлекаешься.
Можно друзей в компании поражать и развлекать точно угадывая возраст здания, можно себя удивлять всякими находками. Есть и другие бонусы в виде например лушчего ориентирования в городе или появления в картине знаний опорных точек для усвоения истории.

Итак, поехали. Вот видим мы здание и задаем себе вопросы

1) Есть ли в здании элементы древнегреческого храма (треугольник или балка, опирающиеся на характерные колонны) ?


По-научному это называется — ордерная архитектура.

Если есть, сразу вычеркиваем модерн и конструктивизм. То есть это барокко или классицизм.
Идем к пункту №2.

Нет ордеров?

Тогда смотрим, есть ли на здании хоть какие-то украшения. Если нет ни одного украшения вообще, это конструктивизм.

Принципиальный необходимый признак конструктивизма — полное отсутствие декора, функция которого выполняет конструкция здания, разнокалиберные окна и  пересечения/сочетания простейших форм (обычно «брусков» и цилиндров). Цвета у конструктивистских зданий чаще всего серые, белые, кирпичные — по цвету стройматериала. Очень характерная фишка конструктивизма — ограда на крыше. Как правило здания заметно ассиметричные.

Если украшения есть (и много!) — то это модерн.
Настоящий, чистый модерн, как новое искусство, провозглашает полный отказ от исторических элементов и обращается к природным мотивам.  Т.е. он принципиально отрицает классическую ордерную архитектуру, поэтому там не может быть древнегреческих/римских элементов и прочих историзмов.

Для московского модерна характерно  применение мозаичных панно, фигурных решеток и различной лепнины.
Окна и особенно оконные переплеты часто имеют сложные, фигурные формы.

2) Теперь надо разобраться где барокко, классицизм или эклектика

Если здание имеет асимметрию или ломаные фасады с карнизами, то это точно не классицизм.

Здание в стиле классицизма всегда чем-то похоже на греческий храм, составлено из строгих плоскостей и обязательно строго симметрично.


Хотя строго говоря, в Москве подавляющее большинство классицистических зданий представлено его разновидностью — ампиром.
Для ампира характерна желтая покраска и торжественно-пафосная лепнина.

Как узнать барокко?
Необходимый признак барокко — сильно выдающиеся и «изломанные» (раскрепованные) карнизы, повторяющие так же изломанные плоскости фасада. Практически все здания в стиле барокко их имеют.

Еще очень характерны сдвоенные колонны

Цвета у барочных зданий обычно зеленые или красные

3) Остался еще один хитрый тип зданий, который часто маскируется под другие стили и к нему сложно применить правила для определения.
Там могут быть ордера как в классицизме или барокко, а могут быть растительные орнаменты или даже древнерусские украшения.
Готика, арабика — все что угодно.
А на самом деле это эклектика

Иногда, чтобы отличить эклектику, нужно знать характерные элементы разных стилей и эпох.
Бывает что это почти точно классицизм, но что-то, какие-то детали выдают анахронизм.

В любом случае, даже если в здании применен очень точно какой-то стиль, но он не соответствует данной эпохе — это тоже эклектика, точнее ее разновидность — историзм.

Для Москвы очень характерны два вида эклектики: во-первых, псевдорусский стиль.
В принципе же понятно что это ну никак не древнерусский терем? 😉

И псевдоготика — а это явно не готический собор, хоть и похож. Вот так и понимаешь что перед тобой эклектика.

Хотя по большому счету в Москве есть эклектика всех видов и направлений.
Собссно, большинство стилевых зданий в Москве — это эклектика.
Если не дореволюционная, то сталинская.

Вопросы, замечания?

как разобраться в десяти стилях за одну прогулку – Москва 24, 05.05.2016


Некоторые улицы Москвы – настоящие учебники по архитектуре. Внимательно глядя на здания и сравнивая детали, можно за одну прогулку прокачать зрение и начать разбираться в разных стилях. Чтобы убедиться в этом, корреспондент m24.ru прогулялась с историком архитектуры Дмитрием Беззубцевым по Рождественке и попросила научить «читать» дома. Мы разобрали десять зданий и десять стилей, часто встречающихся в Москве, и составили архитектурный гид.

Куда смотреть и что видеть

В Древней Греции и Риме в эпоху античности были созданы каноны, объясняющие, как построить красивое, пропорциональное здание: как его разбивать на части, какие использовать колонны. Этот язык позже назовут классикой. Классические приемы окажутся актуальными для многих последующих стилей.

Внимательно глядя на здания Рождественки, мы будем задавать себе несколько вопросов. Какие из классических принципов здесь используются? Они просто цитируются или трансформируются? Чем здание отличается от классики, что в нем нового, оригинального? Ответы на эти вопросы помогут определить архитектурный стиль.

Дмитрий Беззубцев

Историк архитектуры

1. Сталинская архитектура. Центральный детский магазин

На примере Центрального детского магазина мы можем рассмотреть, какие отличительные черты есть у сталинской архитектуры. Она всегда опирается на классику, в ней обязательно будут цитаты. Цитата – это использование элемента или принципа из прошлого стиля без изменений, можно провести параллель с цитатой в литературе. Например, нижняя часть облицована гранитом, за счет чего выглядит очень массивно. Средняя часть отделана рустом (рельефная, выпуклая облицовка стены – прим. m24.ru), и смотрится легче, чем гранитный низ, но массивнее верха. У здания есть четкое завершение – карниз. А также четкое разбиение по вертикали и горизонтали – большие арки в несколько этажей и горизонтальный валик над ними. Все это – классические принципы.

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 3


А что здесь нового, привнесенного временем? Это, во-первых, большой масштаб – он сразу говорит, что здание построено в XX веке. Во-вторых, современный материал, который активно использовался в сталинской архитектуре, особенно в 1950-х. Это керамическая плитка, по виду похожая на камень с его несколько неоднородным цветом и градиентами. В-третьих, индустриальность, которая еще не стала типовым крупнопанельным строительством, но уже ушла от ручных приемов. Это хорошо видно на карнизе. В дворянской Москве такой карниз был бы сделан вручную из гипса или вырезан из камня, что долго и дорого. А здесь он набран из типовых элементов, сделанных на заводе. Эта индустриальность – черта поздней сталинской архитектуры.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

2. Эклектика, неоклассика. Отель Savoy

Эклектика – эпоха, в которой возник интерес к истории архитектуры. Стали изучаться все существующие стили, и стало возможно и интересно комбинировать элементы разных стилей в одном здании – то есть, по сути, цитировать. В Москве к эклектике относится большинство зданий XIX века и многие начала XX-го. В ней выделяются отдельные направления, например, неоклассика. Большая часть Москвы до XIX века строилась в стиле классицизм, а раз эклектика цитирует – она будет заимствовать черты именно этого стиля.

Посмотрим на гостиницу Savoy. Здесь, как и в Центральном детском магазине, можно найти классические приемы:

  • принцип «тяжелый низ, легкий верх»,
  • разбивка по ярусам,
  • карниз,
  • колонны правильной пропорции,
  • античные маски на замковых камнях,
  • термальные окна (полукруглые окна, посередине разбитые стойками – прим. m24.ru).

Однако отметим, что здесь есть черты, к античности не имеющие отношения – маски египетских фараонов, изображения дракончика и крылатых танцующих девушек. Эклектика может себе позволить совмещать цитаты из классики с чем-либо еще.

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 4


Теперь посмотрим, что отличает здание от классики, и почему это все-таки здание начала XX века в неоклассическом стиле? Например, два первых этажа – в рустовке, но на нижнем она лишь слегка обозначена, что противоречит канонам. Дело все в том, что Savoy строился в век капитализма, когда на первых этажах стало выгодно делать витрины. А массивный руст может отвлекать прохожих от созерцания, поэтому акцент с него снимается. Металлический легкий козырек на входе тоже отсылает нас к началу века промышленности. В это время активнее используется металл, и он позволяет создавать тонкие, искусные элементы. Однако привычки сложно изменить, и у металлических колонн все равно делают капители, хоть, в отличие от каменных колонн, технически они уже не нужны.

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 2

3. Модерн. Бывший доходный дом братьев Джамгаровых

Модерн можно определить по нескольким признакам. Во-первых, он создает новые линии и формы. Даже когда цитирует, все равно делает это абсолютно по-новому. Давайте посмотрим на дом №7. Здесь есть карниз и колонны, и мы помним, что они – явление классическое. Но здесь карниз оригинальной, закругленной формы. А колонны совсем тоненькие, оригинальной пропорции, да и украшены подсолнухом. Здесь есть классическая, казалось бы, филенка (углубление на фасаде, обычно прямоугольное – прим. m24.ru). Но она сливается со стеной, не имеет окончания. Так никогда бы не сделала классика, архитектор модерна сам придумывает эти линии и приемы.

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 3


Второй важный принцип модерна – технологичность. Этот стиль не стесняется металла и показывает его на фасаде. Плюс металл позволяет создавать новые формы – например, большие остекления. В этом здании интересна витрина на первом этаже. С одной стороны, она имеет форму эркера (часть помещения, выступающая за линию фасада – прим. m24.ru). Но здесь она не выдается вперед, а утоплена на одном уровне со стеной.

4. Эклектика, неоренессанс. Бывший Московский международный торговый банк

Интересно разобрать дом № 8/15, здание бывшего Московского международного торгового банка. Большинство деталей в его оформлении – цитаты из итальянского Ренессанса, но немного гипертрофированные. Когда речь идет о слегка переработанных цитатах – это эклектика. Но, если приглядеться, мы увидим, что здесь эклектика начинает фантазировать и ощутимо менять цитируемые формы.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Например, карниз. Он должен быть четкой горизонтальной линией, но здесь он разорван окном, и есть второй, дополнительный карнизик. На первом этаже руст буквально залезает на окна. Да и капители у колонн, отсылающих к итальянскому XVI веку, металлические.

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 6

5. Эклектика, псевдорусский стиль. Бывший доходный дом Третьяковых

Псевдорусский стиль – тоже направление эклектики. Оно ссылается на русскую архитектуру, в основном XVII века. Посмотрим на дом № 13/9 строение 1. Здесь, в отличие от классики, нет четких единых вертикалей, нет колонн, все разбито на маленькие части. Фасад чем-то напоминает пестрый декоративный ковер. Какие детали русской архитектуры здесь цитируются:

  • поребрик – линия кирпичей, выложенная под углом к основной кладке,
  • гирьки на окнах,
  • шатровые крыши,
  • кокошники над окнами,
  • квадратные филенки – типично русская черта, когда вертикаль разбита на квадратики.

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 5


Некоторые формы здесь переосмысливаются. Тех же щипцовых крыш не одна, а несколько. Присмотримся к арке в центральной части и увидим, что она по-модерновому растянутой формы. Или, например, здесь есть килевидные арки, но обычно они заканчиваются треугольником, как языком пламени. А здесь его заменили на прямоугольник.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

6. Лирическое отступление про железобетон. «Кузнецовский» корпус МарХИ

Зайдем во двор Московского архитектурного института и посмотрим на корпус, построенный талантливым архитектором Александром Кузнецовым. Его сложно атрибутировать по стилю, но нам он нужен скорее как пример попытки сделать все еще старую эстетику, но новаторских очертаний.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Здесь тоже есть классические приемы – рустовка, чуть утяжеленный нижний ярус, колонны. Но при этом здесь делается ленточное остекление – заметим, еще до авангарда, для которого оно будет являться отличительной чертой. Кирпичная стена этого просто не выдержала бы, но новые технологии позволяют. А еще здесь нет ни одной привычной нам колонны. Попробуйте найти привычную капитель. Их тут просто нет, потому что в каменном строительстве капитель была отдельным блоком, а железобетон заливается в форму, поэтому колонны по формам получаются плавные, без четких переходов. Колонны обычно держат карниз, но здесь на них не возложен вес, они просто разбивают пространство. Кроме того, обычно колонны либо круглой формы, либо с бороздками – канелюрами. А у Кузнецова колонны с канелюрами переходят в круглую форму.

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 3

7. Барокко. Храм Николая Чудотворца в Звонарях

На примере этой церкви можно увидеть отличительные черты барочной архитектуры. Для нее характерно усложнение форм, их дробление, дублирование. Барокко часто использует раскрепованный ордер, который здесь можно увидеть, приглядевшись к колоннам верхнего восьмигранного яруса. Они как будто выпрыгивают из-под карниза и вытягивают его за собой.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

На следующем уровне обратите внимание на люкарну (круглое окно, соединенное с интерьером и служащее для освещения – прим. m24.ru). Причем заметим, что здесь она не круглая, а овальная, то есть более сложная. Рамы на первом этаже не просто прямоугольные, а с расширениями – «ушками», – а также в декоре видим купидончиков – это тоже признаки барокко.

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 2

8. Авангард. Дом-коммуна ЖСКТ «Изотерма»

Авангард создавал здания, простые с точки зрения декора, но сложные, а порой и революционные, с точки зрения конструкций и организации пространства. Чтобы убедиться в этом, посмотрим на дом № 21/7. На этом здании совсем нет декора, однако это и не просто прямоугольная коробка. Внимание здесь акцентируется на углу. То, что он скошенный, не ново для архитектуры, а вот то, что он ни на что не опирается, просто висит в воздухе, другие стили позволить себе не могут. Раньше место, где соединяются две стены, считалось самым массивным, несущим, и могло отдельно выделяться, например, колонной. В распоряжении авангарда современные материалы, и он это подчеркивает. В этом здании на углу сделаны окна. Более того, они намеренно краешком залезают на стену.

Практически все окна дома работают в горизонтальной плоскости. В этом приеме архитекторы учитывают, что человек перемещается по комнатам горизонтально, и освещать помещение эффективнее по горизонтали. За исключением лестничных клеток, там мы встречаем вертикальное ленточное остекление.

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 2


А еще в здании интересны балконы со стороны переулка. Они вынесены на угол, и у них формально даже есть подпорка. Но эта подпорка обрывается внизу, а сверху просто скобкой входит в стену. Это ново, технологично и довольно дерзко.

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 3

9. Классицизм. Колокольня Рождественского монастыря

Классицизм здесь можно определить, во-первых, по цвету. Желтое здание с белыми колоннами – типичная архитектура Москвы времен Екатерины II и Александра I. Во-вторых, по способу декорирования. Есть пилястры, каждая из которых имеет опору и несет карниз. При этом все сдержанно, ничего не выпрыгивает. В самом низу – мощная белокаменная основа. Лепные украшения также указывают на классицизм – венки, листики. Причем этот декор тоже довольно сдержанный – сравните с барочным, который мы разбирали до этого.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

10. Московская архитектура начала XVI века. Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Напоследок зайдем в монастырь и посмотрим на собор Рождества Богородицы, мысленно убрав трапезную и паперть, пристроенные в начале XX века. Основной объем храма построен в самом начале XVI века. В нем очень интересно сочетаются древние русские принципы и итальянское влияние. Сама типология храма – совершенно русская, одноглавый храм-богатырь. Узкие окна-бойницы, гора кокошников, килевидные арки – так строили еще в XIV веке. Но здесь архитектор уже знаком с работой итальянцев, строивших Кремль. Итальянцы, в отличие от наших зодчих, были мастерами в плане профилей и деталей. Они множат линии, создавая светотень и пластичность. Присмотритесь к профилям на кокошниках – каждый из них особенной формы.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

10 самых красивых зданий Москвы – Варламов.ру – ЖЖ

Вчера я показал вам 10 самых уродливых зданий Москвы. Конечно, это был субъективный рейтинг, основанный лишь на моем хорошем вкусе. Критиковать всегда проще, критика объединяет людей. «Смотри, какое говно!» – и вот уже у тебя за спиной выстраивается поддакивающая толпа, которая словно чайки повторяет: «Да-да-да-да!» А вот с хорошей архитектурой намного сложнее.

Хорошей архитектуры в России практически нет. У нас выросло несколько поколений, который вообще не представляют, что такое архитектура. Последний качественный всплеск был 100 лет назад, во время расцвета искусства авангарда. И всё. После 30-х – тишина. Сталинский ампир я не считаю качественной архитектурой, но это тот шрам, который украшает город. Однако на смену ему пришла борьба с украшательством, потом брежневское монументальное говно, а потом было не до архитектуры, есть было нечего.

Так что в эстетическом плане русскому человеку остается ностальгировать по дореволюционной классике и послереволюционному модерну. Может быть, поэтому у нас так любят пародии на классическую архитектуру?

Здесь надо сделать отступление. Человек идет по городу, видит Большой театр или какую-то усадьбу – глазу хорошо и приятно, и вот человек решает построить себе дом в таком стиле. Классическая архитектура кажется простой и понятной. Все стили изучены. Вот вам готика, а вот барокко. Спутать невозможно. Вот вам ионический ордер, а вот дорический. Всё понятно как в конструкторе «Лего». Казалось бы, берешь учебник и строишь. Как только архитектору кажется, что все понятно, капкан захлопывается. Всё. Качественно проектировать в классическом стиле могут единицы. Это как играть классическую музыку: невероятно сложно, необходим огромный опыт и практика. Классика не прощает ошибок. Малейшая ошибка в пропорциях – и всё развалится. Именно поэтому из семени благих намерений («сделать красиво») почти наверняка появится на свет очередной уродец.

Каждой эпохе соответствует свой архитектурный стиль. Был модерн, был конструктивизм, был тот же сталинский ампир. Это отражение эпохи. Была архитектура застоя и «архитектура денег» лихих 90-х. В этом смысле даже лужковское говно имеет право на существование. Конечно, не в том количестве, в котором оно раскидано по городу. Сегодня мы имеем дело с архитектурой высоких технологией. Новые материалы, технологии и компьютерные программы позволяют строить немыслимые ранее конструкции. Небоскребы ставят рекорды по высоте, здания поражают невозможностью формы. И это прекрасно. Архитектура должна идти в ногу со временем, а не тиражировать пародии на успехи прошлого.

Но тут мы сталкиваемся ещё с одной проблемой. Многие годы в России вообще не было нормального архитектурного образования. Главный архитектурный ВУЗ страны, МАрхИ, чуть не прикрыли за неэффективность. Они даже молебен заказывали, чтобы лицензии не лишиться. Качество образования там крайне низкое. Знаю, так как сам учился. На весь ВУЗ всего несколько крутых архитекторов, которые действительно могут чему-то научить. В основном же молодые ребята попадают в руки старых маразматичных пердунов, которые как пауки держатся за свои места, при этом научить ничему не могут. Получить хорошее образование удается единицам. И эти единицы оказываются потом в мире, где нет заказчика. Да, мало вырастить хорошего архитектора, надо еще вырастить хорошего заказчика, у которого будет вкус. Так что травка надежды только начала пробиваться через глухую бетонную крышку совка. Возможно, наши дети будут строить прекрасные современные здания, а пока любой успех в архитектурном плане больше похож на чудо, чем на закономерность.

Сегодня я сделал подборку самых красивых зданий Москвы. У вас наверняка будет свое мнение на этот счет. Знаю, что многие из отмеченных мной строений не пользуются успехом у москвичей. Но мне они нравятся! Не согласны? Кидайте свой список в комменты!

1. Dominion Tower Захи Хадид


Фото: Александр Усольцев

России обычно не везёт с реализацией проектов мировых звёзд архитектуры, но есть несколько исключений. Одно из них – офисный центр Dominion Tower Захи Хадид, который в конце прошлого года всё-таки достроили на Шарикоподшипниковской улице.

Заха Хадид – одна из лучших архитекторов в мире. Почти все её проекты гениальны. К сожалению, совсем недавно она умерла. Хорошо, что в Москве есть здание, построенное по ее проекту.

Это семиэтажное здание с офисными помещениями и паркингом на 251 место. Центр облицован композитно-алюминиевыми панелями, которые меняют цвет в зависимости от угла зрения и освещённости. Этажи здания как будто небрежно наброшены друг на друга. Описывая здание, представители Zaha Hadid Architects говорили об «идее пространственного полёта».

Это похоже на игру дженга, стопку книг или торт со съехавшими коржами. По первоначальному замыслу «вылет» этажей друг относительно друга должен был достигать 20 метров, но из-за российских строительных норм его пришлось урезать до 8.


Фото: Александр Усольцев

Архитектурое бюро «Элис» адаптировало идею Хадид к суровой российской действительности. Возможно, из-за этого Dominion Tower получился намного скромнее, чем большинство зарубежных проектов Хадид и чем её проект нового здания Экспоцентра, которое так и не было построено.

Девелопер ставил перед Хадид задачу спроектировать здание, которое «через 50 лет не будет выглядеть устаревшим». Справилась ли с этим лауреат Притцкеровской премии, решайте сами.

Сейчас в здании гордо сидит Фонд содействия реформированию ЖКХ.

2. Жилой дом Copper House


Фото: KALINKA

Это, наверное, один из первых необычных домов в Москве, за который не стыдно. Небольшой аккуратный жилой комплекс авторства Сергея Скуратова появился в Бутиковском переулке в 2004 году. Это три кубических шестиэтажных здания, «оторванных» от земли за счёт консольных выносов.

Дома облицованы панелями из патинированной меди, которые придают им характерный зеленоватый цвет. Как выразился основатель девелопера Rose Group (именно эта компания строила комплекс) Борис Кузинец, этот оттенок – «архитектурная инверсия цвета травы».

Из интервью Скуратова:

Я вот знаю, что ни один мой дом не принес никому вреда, – но я открываю блоги и читаю там, что пишет какая-то девочка: «Copper House, конечно, хороший дом, но зачем его покрасили в такой отвратительный зеленый цвет?» Ей отвечают: «Дура, это патинированная медь». «А что такое патинированная медь?» – «Это как когда на Пушкина голуби какают». А она: «Это ж сколько голубей погубили!»

Стоит напомнить, что дом стоит в самом центре Москвы. Хороший пример, как можно грамотно вписать современную архитектуру в историческую среду.

3. «Дом на Мосфильмовской»


Фото: Vostok

Это ещё одна известная работа Сергея Скуратова. Тот редкий случай, когда новое здание в Москве становится узнаваемой частью её современного облика.

Забавно, что Лужкову «Дом на Мосфильмовской» сразу не понравился, и небоскрёб даже попытались объявить «самостроем» и урезать его высоту, а то и вовсе разобрать. Но в 2010 году Лужков ушёл, и здание уцелело.

Комплекс состоит из двух корпусов: 53-этажного (213 метров) и 34-этажного (132 метра). Когда о комплексе говорят москвичи, они подразумевают прежде всего башню. О том, что второй корпус – тоже часть «Дома на Мосфильмовской», знают в основном те, у кого не получилось купить квартиру в башне и кто стал искать запасной вариант.

Небоскрёб получил премию на АРХ-Москве 2005, а в 2006 году был номинирован на первую национальную архитектурную премию Buildings Awards. Кроме того, здание вошло в топ-5 небоскрёбов мира по версии Emporis.

Великолепная работа! Легкий и изящный небоскреб отлично смотрится на панораме Москвы.

4. Комплекс «Москва-Сити»


Фото: Vostok

Вообще, мне очень нравится комплекс «Москва-Сити». Главная его проблема в том, что его поставили, не продумав транспортную инфраструктуру. Но если рассматривать его с архитектурной точки зрения, то большинство небоскребов очень крутые.

Особенно удался комплекс «Город Столиц», вот эти две башни:

Фото: Vostok

Очень нравится мне спиральный небоскреб:

Фото: Vostok

И жилой комплекс из двух небоскребов ОКО:

Фото: Vostok

5. Здание Федерального арбитражного суда


Фото: ТПО «Резерв»

Об этом здании мало кто знает, так как оно спрятано внутри квартала за метро «Новослободская». Еще больше люди удивляются, когда узнают, что это, оказывается, здание суда! Стеклянный гигант на Селезнёвской улице должен был сформировать новый образ российского суда – открытого и прозрачного, а потому справедливого.

Здание состоит из двух блоков – общественного, в котором проходят заседания, и административного, где размещён аппарат суда. Фасад общественной части (намеренно плавной формы в контрасте с «жёстким» административным корпусом) оформлен узнаваемыми металлическими пластинами, похожими на жалюзи. Архитектор Владимир Плоткин из ТПО «Резерв» говорит, что эти пластины хотели даже сделать управляемыми, но оказалось, что слишком дорого. В итоге «жалюзи» остались неподвижными.

Здание арбитражного суда было построено в 2007 году. Помимо залов заседаний, рабочих кабинетов и пресс-центра, в нём разместились реабилитационный центр и ресторан для сотрудников.

ТПО «Резерв» стало победителем конкурса «Дом года 2008» в номинации «Проект года» и было номинировано на World Architecture Festival в Барселоне за проект здания суда.

6. Новый офис НТВ


Фото: Антон Белицкий

Если у НТВ и есть что-то хорошее, то это их офис. Здание проектировали датчане, сейчас его почти достроили. Очень неплохо получилось.


Фото: Антон Белицкий

7. «Белая Площадь» на «Белорусской»

Одно из немногих современных зданий в Москве, которое нравится вообще всем. Построили его 10 лет назад по проекту ABD architects под руководством Бориса Левянта. Офисные здания занимают весь квартал, при этом сделаны очень деликатно. На участке находится знаменитая церковь Николы Чудотворца, и офисный центр нисколько с ней не спорит, а, скорее, является фоном.

Редкий пример того, как можно грамотно и аккуратно вписать новое здание, не навредив окружению.


Фото: Scubapro (Wikipedia)

8. Кампус школы «Сколково»


Фото: Adjaye Associates

Это не совсем Москва, но куда же мы без Сколково. С архитектурной точки зрения в Сколково все гораздо лучше, чем с научной. Если построить российскую Кремниевую долину пока не получается, то сделать качественную архитектуру, за которую не стыдно, вышло на отлично.

Автором проекта кампуса стал британский архитектор Дэвид Аджайе. В основе проекта лежит картина Малевича «Супрематизм», можно сказать, что это современное переосмысление русского авангарда.


Фото: Adjaye Associates

Но поскольку сам архитектор африканского происхождения, он добавил в оформление здания танзанийские орнаменты.


Фото: http://www.archiexpo.es/

Здание кампуса представляет собой гигантский трёхэтажный диск-основание с расположенными на его крыше административным и гостиничным блоками. Сам университетский городок с аудиториями, медиацентрами и целыми улицами находится внутри диска. На крыше диска разместили беговую дорожку. В здании опробованы некоторые инновации, такие как стена-фонтан и зелёная стена.

Строительство кампуса началось в 2006 году и завершилось в 2010-м.

9. Офис «НОВАТЭКа»


Фото: Speech

Дизайн офисного здания на улице Удальцова разработало архитектурное бюро Speech во главе с Сергеем Чобаном и Сергеем Кузнецовым. Это двенадцатиэтажный дом, легко узнаваемый благодаря волнообразно изогнутым эркерам и облицовке панелями из португальского известняка. Здание начали проектировать в 2005 году и сдали в 2011-м. Сейчас «НОВАТЭК» хочет построить ещё один офис на месте снесённой гостиницы «Спорт», которая располагалась неподалёку.

Здание интересно тем, что оно с первого взгляда не шокирует зрителя. Скромное и аккуратное. Кому-то оно может показаться чересчур простым.


Фото: Speech

Но весь кайф в деталях. Оно как дорогой костюм: сшито добротно, из качественных материалов. Наслаждение в каждой детали, придраться не к чему. Отличная работа.


Фото: Speech


Фото: Speech

10. Фабрика Станиславского

Вообще, это целый квартал на Таганке, расположенный на территории бывшей фабрики Алексеевых.

Здесь сделали офисный центр, жилые дома, ресторан и даже театр. Наверное, один из лучших примеров реконструкции промышленной территории в Москве. Проект реконструкции разработан британским архитектором Джоном МакАсланом.

Я помню, что тут было раньше, и вижу, как этот квартал изменился.

Здания отреставрировали, что-то восстановили с нуля, новые жилые дома скромны и незаметны на фоне дореволюционной промышленной архитектуры, а благоустройство такое, какое редко встретишь даже в Европе и США.

Москва контрастная: смешение архитектурных стилей города

Автор:
05 июня 2015 20:10

Когда прибываешь в Москву по железной дороге, можно отчетливо ощутить, как меняется архитектура города: вот, казалось бы зеленая зона с обычными низкими домишками, по мере пути этажи прибавляются, и вот уже и совсем гигантские постройки, знаменующие прибытие в столицу. Но Москва выглядит контрастно не только в этой ситуации. В самом городе также можно увидеть довольно странные архитектурные комбинации.

Ржавые гаражи на фоне небоскребов Москва-сити.

Ржавые гаражи на фоне небоскребов Москва-сити.

Сталинский ампир контрастирует с Москва-сити.

Сталинский ампир контрастирует с Москва-сити.

Здесь прямо-таки смешение веков.

Здесь прямо-таки смешение веков.
Москва контрастная: смешение архитектурных стилей города

Деревня Терехово разместилась прямо в пяти километрах от Москва-сити.

Деревня Терехово разместилась прямо в пяти километрах от Москва-сити.

Снова древние памятники архитектуры оживляют своими яркими красками сталинские постройки, а небоскреб завершает этот архитектурный контраст.

Снова древние памятники архитектуры оживляют своими яркими красками сталинские постройки, а небоскреб завершает этот архитектурный контраст.

Храм Николы Чудотворца, обнесенный современными зданиями.

Храм Николы Чудотворца, обнесенный современными зданиями.

Вновь разнообразие московской архитектуры.

Вновь разнообразие московской архитектуры. Москва контрастная: смешение архитектурных стилей города

На этом фото, кажется, есть всё, что только может быть:)

На этом фото, кажется, есть всё, что только может быть:)

Церквушка, зажатая офисными зданиями.

Церквушка, зажатая офисными зданиями.

Конечно, здесь колорит достигается за счет ретро-поезда.

Конечно, здесь колорит достигается за счет ретро-поезда.

Москва советская: как менялась столичная архитектура :: Городская недвижимость :: РБК Недвижимость

От авангарда 1920-х годов к функционализму спальных районов 1980-х — «РБК-Недвижимость» рассказывает о ключевых архитектурных стилях советской Москвы

Фото: Николай Рахманов /Фотохроника ТАСС

За время советской власти — с 1917 по 1991 год — застройка Москвы осуществлялась под влиянием разных архитектурных стилей: конструктивизма, рационализма, ар-деко, сталинского стиля (соединившего ар-деко, ампир и эклектику), брутализма и др. Набор этих терминов мало что говорит современникам. Между тем московская архитектура XX века оказала влияние на многих зодчих с мировым именем.

Редакция «РБК-Недвижимости» подготовила обзор архитектурных стилей Москвы, которые получили развитие в 1917–1991 годах.

Время архитектурного авангарда

1918 по 1932 год

Советская архитектура зарождалась в 1920-е годы. Идеологическая эйфория и социальные преобразования оказали существенное влияние на формирование советской архитектуры. Это отразилось на облике российских городов, в том числе Москвы. В первые десятилетия советской власти архитектура испытала влияние духа грандиозных перспектив. Архитекторы говорили о городах будущего и стремились уйти от традиционных направлений.

Советский Союз вызывал интерес у многих мировых мастеров, которые пытались искать новое слово в архитектуре. Наша страна с ее революционной атмосферой была для этого подходящей экспериментальной площадкой. В 20-х годах прошлого века в России активно работали, в том числе над проектами по заказу советских властей, Ле Корбюзье, Мендельсон, Гропиус, Таут, Май, Майер и другие.

Конструктивизм

Авангардистское направление, которое получило развитие в 20-х — первой половине 30-х годов прошлого века. Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.

В 1926 году была создана творческая организация конструктивистов — Объединение современных архитекторов (ОСА). Организация стала разработчиком так называемого функционального метода проектирования, основанного на научном анализе особенностей жизнедеятельности зданий и градостроительных комплексов.

В эти же годы происходит увлечение советских конструктивистов идеями Ле Корбюзье (французский архитектор — пионер архитектурного модернизма и функционализма).

Пример

 

Дворец культуры ЗИЛа (построен в 1931–1937 годах)

 

При создании проекта авторы опирались на известные пять принципов Ле Корбюзье: использование опор-столбов вместо массивов стен, свободная планировка, свободное оформление фасада, удлиненные окна, плоская крыша. Фото: zilcc.ru 

Рационализм

Авангардистский стиль в архитектуре 20-х — первой половины 30-х годов прошлого века. Характеризуется лаконичностью форм, строгостью и подчеркнутым функционализмом. В отличие от конструктивистов, рационалисты уделяли внимание психологическому восприятию архитектуры человеком. Они не отрицали полностью наработок прошлого, как это делали приверженцы конструктивизма.

На рубеже 1922–1923 годов группа единомышленников творческого лидера рационалистов Николая Ладовского создала творческую организацию — Ассоциацию новых архитекторов (АСНОВА). В ее состав в разное время входили такие выдающиеся архитекторы, как Лазарь Лисицкий и Константин Мельников.

В 1923–1926 годах разгорелась полемика между Ассоциацией новых архитекторов (АСНОВА) и ОСА. Рационалисты обвиняли своих оппонентов в «ограниченности» и «превращении инженерной конструкции в некий фетиш».

В 1928 году один из любимых учеников Ладовского Георгий Крутиков представил свой дипломный проект «летающего города». Архитектор предлагал оставить землю для труда, отдыха и туризма, самим же перебраться в парящие в облаках города — коммуны.

 

Пример

 

Типография акционерного общества «Огонек» («Типография Жургаза», «Типография Лисицкого», 1932 год)

 

Архитектурный комплекс в центре Москвы в 1-м Самотечном переулке. Это единственный реализованный архитектурный проект художника-авангардиста и архитектора Лазаря Лисицкого. Фото ИТАР-ТАСС/ Сергей Карпов

Советский монументальный классицизм

С середины 1930-х до середины 1950-х годов

Сталинская архитектура объединяет несколько архитектурных стилей, которые можно охарактеризовать словами «монументальность», «помпезность», «роскошь», «величественность». Многообразие сталинского стиля прослеживается на примере разных проектов павильонов и фонтанов ВДНХ. В конце 20-х годов в профессиональной среде шутили: «В полемике рационалистов и конструктивистов победили неоклассики». Пристрастия Сталина к классической архитектуре перевесили стремление к целесообразности и пролетарской аскетичности форм, которые исповедовались в 1920-е.

Постконструктивизм

Стиль советской архитектуры 30-х годов, когда на фоне политических и идеологических факторов происходил переход от конструктивизма к сталинскому ампиру. Проекты многих зданий в стилистике конструктивизма подверглись реконцепции в новом архитектурном формате сталинского ампира.

Примеры

 

Главное здание Библиотеки им. В. И. Ленина (1928–1940 годы)

 

Комплекс библиотеки по проекту архитекторов Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха состоит из пяти частей, соединенных в единую систему вокруг внутренних дворов. Для облицовки фасадов использовались известняк и черный гранит, для интерьеров — мрамор, бронза, дубовые стеновые панели. Критики упрекали проект в эклектизме. Фото: Depositphotos/ppl1958; Depositphotos/kavunchik

 

Дом СТО (здание СНК СССР, Совета Министров СССР, Госплана СССР). Сейчас — основное здание Госдумы РФ (1932–1935 годы)

 

Здание, построенное архитектором Аркадием Лангманом, на долгие годы вперед определило тип «идеального» правительственного здания. Строго симметричная постройка по логичности и конструктивной четкости фасадов тяготеет к конструктивизму, по монументальности и репрезентативности — к следующему периоду советской архитектуры — неоклассицизму. Фото: Василий Егоров и Алексей Стужин /Фотохроника ТАСС; ИТАР-ТАСС/ Вячеслав Прокофьев

Ампир

Одно из лидирующих направлений в архитектуре, монументальном и декоративном искусстве СССР с середины 1940-х до середины 1950-х годов. Стиль соединил в себе элементы барокко, «наполеоновского» ампира, позднего классицизма и ар-деко. Символами сталинского ампира являются знаменитые московские высотки.

Развитие стиля было прервано в 1955 году постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».

 

Примеры

 

Главный вход ЦПКиО им. Горького в Москве (1955 год)

 

Вход  украшают огромные Триумфальные ворота, сооруженные по проекту архитектора Георгия Щуко. Сейчас они находятся на реконструкции, которая завершится в мае 2015 года. Здание будет оборудовано лифтами, кондиционерами и подсветкой. На высоте 18 метров откроется смотровая площадка, где установят бинокли.  Фото: ИТАР-ТАСС; ИТАР-ТАСС/ Александра Мудрац 

 

Главный павильон ВСХВ (ВДНХ)

 

Павильон, построенный к 1954 году на месте старого здания по проекту Георгия Щуко, выдержан в лучших традициях неоклассической архитектуры и имеет сходство с центральной башней здания Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Пропорции здания рассчитаны на восприятие с дальних точек, детали лаконичны. Уступами, напоминающими ступени гигантской лестницы, павильон поднимается вверх и увенчан золоченым шпилем со звездой. Фото: Николай Акимов /Фотохроника ТАСС; ИТАР-ТАСС/ Михаил Джапаридзе

Ар-деко

Советская архитектура 1930-х испытала и влияние основного мирового стиля тех лет — ар-деко (фр. art déco, «декоративное искусство»), который зародился во Франции в 1920-х годах, а затем стал популярен в международном масштабе (потерял актуальность после Второй мировой войны). Этот эклектичный стиль, представляющий собой синтез модернизма и неоклассицизма, лег в основу проектов некоторых станций Московского метрополитена: «Аэропорт», «Сокол», «Маяковская».

 

Пример

 

Кремлевская АЗС на Волхонке (1930-е)

 

Небольшой ликбез по архитектурным стилям. Часть 16: «Сталинский ампир» московских высоток

ИМЕЕТ ЛИ ПРАВО НА СУЩЕСТВОВАНИЕ
ТЕРМИН «СТАЛИНСКИЙ АМПИР»?

Часто приходится слышать вопрос: в каком архитектурном стиле построены знаменитые московские высотки?
    И, как правило, ответ на них такой: конечно же, «сталинский ампир»!

    Предлагаю вам попытаться разобраться, имеет ли право на существование этот термин, или само понятие «сталинский ампир» является не только не вполне корректным с точки зрения архитектуры, но и неверным по существу.

    С точки зрения архитектуры, тот стиль, в котором построены московские высотки, называется эклектикой.
    Но что означает эклектика? Смешение различных стилей и не более того.

    К эклектике можно отнести большую часть наиболее интересных сооружений второй половины XIX — начала ХХ века,построенных в стилях, называемых «неоготическим», «неоклассическим», «русско-византийским» и т. д. (часто вместо приставки «нео» употребляется «псевдо», что, как я думаю, правильно). Так что, само по себе понятие «эклектика» мало что говорит о стилистической особенности того или иного здания, относимого к этому стилю.

    Действительно, если мы говорим об эклектике, то сочетание каких именно архитектурных стилей мы при этом подразумеваем? Ведь к эклектике можно отнести и здание парламента в Будапеште (неоготика и ренессансная архитектура с элементами неоклассицизма),



и храм Спаса на крови в Санкт-Петербурге (псевдорусский стиль, с опорой на «русское узорочье»),



хотя они имеют между собой не слишком много общего. Не так ли?

    Но прежде чем ответить на вопрос, вынесенный в заголовок поста, давайте сначала посмотрим на московские высотки, чтобы лучше представлять себе то, о чем речь пойдет ниже.

    Московские высотки, часто называемые «сталинскими», были построены в конце 1940-х — 1950-х годах. Всего их семь, хотя изначально планировалось построить восемь высотных зданий, должных символизировать 800-летие Москвы (восьмое здание в Зарядье, на месте которого в 60-е — 70-е гг. была сооружена гостиница «Россия», теперь уже не существующая, не было построено, поскольку после смерти Сталина было принято решение об упрощении строительства и избавлении от излишней декоративности. См.: Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 4 ноября 1954 г. «Об устранении излишеств в пректировании и строительстве»).


1. Высотка на площади Красных ворот (1947 — 1952 гг.):

2. Здание МИДа на Смоленской-Сенной площади (1948 — 1953 гг.):

3. Жилой дом на Кудринской площади (1948 — 1954 гг.):

4. Главное здание МГУ на Воробьевых горах (1949 — 1953 гг.):

5. Гостиница «Ленинградская» на Комсомольской площади (1949 — 1954 гг.):

6. Гостиница «Украина» на Кутузовском проспекте (1953 — 1957 гг.):

7. Жилой дом на Котельнической набережной (1953 — 1957 гг.):

  При внимательном взгляде на московские высотки становится очевидным, что их эклектичный вид определяется сочетанием таких стилей как неоклассицизм и ампир, и в особенности слиля ар-деко, в котором построены не менее эклектичные американские небоскребы первой половины ХХ века, например, знаменитый «Крайслер билдинг» в нью-йоркском Манхеттене, считающийся одним из образцов этого стиля.


    Но есть, конечно же, и особенности, связанные с тем, что на советскую архитектуру второй половины 40-х годов ХХ века оказала огромное влияние Победа СССР в самой страшной в истории человечества войне, из которой Советский Союз вышел не только победителем, но и настоящей империей, под контролем которой находились значительная часть Европы и Азии.
    Здания, подобные московским высоткам, в это время строились не только в столице советской империи — Москве, но и в других городах могучего Советского Союза, а также в столицах стран-сателлитов. Например, построенный советскими строителями в 1952 — 1955 гг. Дворец культуры и науки в Варшаве:

    С помощью архитектуры советский режим, имперский по своей сути (кстати, я не склонен обвинять имперскую идею во всевозможных грехах, поскольку считаю ее правильной; но об этом отдельный разговор) всячески пытался подчеркнуть свое величие.

    Насколько советская эклектика 40-х — 50-х годов ХХ века близка к ампиру?
    Ответ на этот вопрос может дать сравнение двух зданий, одно из которых было построено в первой половине XIX века, а второе, спустя более чем сто лет:

Здание Главного Адмиралтейства, построенное в Санкт-Петербурге
в 1806 — 1823 гг. архитектором А. Д. Захаровым —
одним из лучших представителей стиля ампир в России XIX века:

Главный павильон ВДНХ, построенный по проекту архитектора Г. В. Щуко в 1954 году:


    Я считаю, что советскую эклектику, нашедшую свое лучшее воплощение в москоских высотках, вполне можно называть «сталинским ампиром», хотя, конечно же, было бы правильнее называть ее «советским ар-деко».

    Вопрос остается открытым и спорным.
    А что думаете об этом вы, мои уважаемые друзья и читатели?

    Впрочем, эта тема будет продолжена.

    Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

Лужковский стиль — Википедия

Лужко́вский стиль — неологизм, обозначающий стилевые особенности в архитектуре Москвы в период нахождения у власти мэра города Ю. М. Лужкова (с 1992 по 2010 годы). Синонимами лужковскому стилю нередко употребляются выражения «московский стиль»[1][2][3] и «лужковская архитектура»[4]. Несёт в себе признаки постмодернизма[5], историзма[6] и эклектики[1], заимствуя черты из разных архитектурных стилей — от модерна и рококо[7] до сталинского ампира и хай-тека[8][9].

Характерными признаками лужковского стиля в архитектуре Москвы является украшательство строящихся зданий башенками[2][10][11][12], балясинами[13], использование в отделке «фальшивых» материалов[6]. Смысл «московского», или «лужковского» стиля заключается также в командно-административной системе принятия решений в области архитектуры и строительства и исчезновении авторской ответственности архитектора за конечный результат[13][14][нужна атрибуция мнения].

Лужковская архитектура периода 90-х годов — это попытка перепрыгнуть через советское прошлое. Появляется направление — «ретроразвитие»: архитекторы стараются посмотреть назад, взять что-то из прошлого, модернизировать и выстроить новую историю[15].

Проявления лужковского стиля встречаются не только в Москве, но и в других регионах России. Так, доктор искусствоведения, профессор Московского архитектурного института В. И. Глазычев усматривает приметы московского стиля в сносе исторической застройки и возведении к празднованию тысячелетия Казани новых зданий и сооружений[3]. Профессор архитектуры Ярославского технического университета Н. Н. Кудряшов видит в новых зданиях Ярославля «вульгарный и обыденный постмодерн», провинциальную моду, заимствованную из мотивов лужковской архитектуры.

Рядом искусствоведов, культурологов, архитекторов и журналистов лужковский стиль оценивается как китч[2], стёб[4], пошлость[16][17] и дурновкусие[18][19], ставится в один ряд с турецкой и египетской курортной архитектурой, а также безликой и однообразной американской пригородной застройкой где царят китч и фальшь[20][21].

Образцами лужковского стиля являются такие постройки, как торговый центр «Наутилус» на Лубянской площади (архитектор А. Р. Воронцов), фонтан «Пушкин и Натали» на площади Никитских Ворот[2], Центр оперного пения Галины Вишневской на Остоженке, ресторан «Белый лебедь» на Чистых прудах, офисное здание «Самсунг» на Большой Якиманке [22], торговый центр «Новинский пассаж»[23], дом «Патриарх» на Патриарших прудах, «дом-яйцо» на улице Машкова[4] и другие[24].

К числу архитекторов — приверженцев лужковского стиля относят руководителя ГУП Моспроект-2 М. М. Посохина[14], руководителя мастерской № 7 той же организации В. И. Колосницина[25], архитекторов С. Б. Ткаченко[4], М. Леонова, Д. Б. Бархина и ряд других[22][24]. Среди выразителей лужковского стиля в изобразительном искусстве называют З. К. Церетели, А. М. Шилова и И. С. Глазунова.[13][26][27]

Исследованию и критике лужковского стиля посвящены ряд статей и публикаций архитектурных критиков Г. И. Ревзина, В. З. Паперного, Н. С. Малинина, Д. В. Парамоновой.

Китайгородская стена: Воссоздание фрагментов стены в 1990-е гг. осуществлено в общем русле «лужковского» подхода к исторической архитектуре, когда предпочтение отдавалось не полноценной реставрации, а муляжам, имитирующим старинные постройки (неоисторизм). Например, часть стены и ресторан в виде башни, пристроенные к фрагменту древней стены на площади Революции, — новодел, который не имеет ничего общего с находившейся рядом с этим местом Угловой (Заиконоспасской) полубашней, так как за образец была взята совсем другая башня Китай-города.

Искусствовед и архитектурный критик Г. И. Ревзин:

«Лужковский стиль» в принципе выступал в Москве как стиль государственный, но это была особая государственность. Она строилась как некая оппозиция официальному холодному брежневскому стилю. Вместо этого Юрий Михайлович желал видеть Москву празднично-пряничную, отчасти сказочную, игровую, в 90-е годы он вообще любил клоунаду и с удовольствием играл роль коверного в цирке Юрия Никулина. Это странно, но в роли новой государственной Москвы должна была выступать Москва несколько в стиле «конфетки-бараночки», «самовары-чайнички», хотя и с маковками церквей. С этим, разумеется, никто не мог работать, потому что этот образ слишком на грани, даже глубоко за гранью пошлости[17].

Искусствовед, историк архитектуры, член Экспертно-консультативного общественного совета (ЭКОС) при главном архитекторе города А. А. Клименко:

Рубеж тысячелетий отражается в архитектуре столицы России как время абсолютного господства пошлости, дурновкусия, наглости и хамства, определяемого именами З. К. Церетели, М. М. Посохина, А. М. Шилова, И. С. Глазунова и патронирующего всем этим дельцам от искусства Ю. М. Лужкова, по воспитанию, образованию и судьбе катастрофически далекого от сферы культуры. <…> Отсюда господство в Москве насаждаемого Лужковым т. н. «московского» стиля — башенки, рюшечки, балясинки и прочая псевдоисторическая дребедень, заставляющая российских и зарубежных специалистов говорить о том, что «в Москве творится нечто абсолютно чудовищное»[13].

Первый вице-президент московского союза архитекторов, профессор МАРХИ Е. В. Асс:

Значение лужковского стиля, на мой взгляд, слишком демонизируется. Конечно, за последние годы было построено много, мягко говоря, безвкусных объектов. Но было бы обидно считать их приметой нового времени, нового стиля[18].

Культуролог Д. Б. Дондурей:

Недавно федеральный телеканал рассказывал, что в Москве 700 памятников архитектуры уничтожены только за последние годы: срыты, перестроены, перебетонированы — переплавлены в огне московского возрождения… При этом новая архитектура получила название «лужковской» — и мы не помним случая в истории, чтобы настолько единым был архитектурный стиль: ведь на каждой из новостроек укреплена башенка…[10]

Историк архитектуры, искусствовед и писатель В. З. Паперный:

Много писалось об иронии этой архитектуры, якобы роднящей её с постмодернизмом. Я думаю, что это ошибка. Это не ирония, а стёб, который отличается от иронии тем, что у говорящего нет собственной точки зрения. Стёб — это позиция человека, который считает, что точку зрения иметь стыдно, и на всякий случай всегда насмешливо кривит губы. Это наследие брежневской эпохи, когда всё ещё приходилось говорить не то, что думаешь, но за ухмылку уже не сажали. На мой взгляд, худшие примеры стёба — это здания «Патриарх» и «Яйцо Фаберже» архитектурной мастерской Сергея Ткаченко. Авторы такого рода творений как бы говорят: быдло всё примет за чистую монету, а мы с ребятами посмеёмся[4].

Мэр Москвы Ю. М. Лужков:

Это современный стиль архитектуры, и я могу мечтать о том, что этот стиль — развитие московских традиций. Вообще Москва отличается по своей архитектуре, это так называемая российская эклектика, что означает неопределенность стилей. Но она хороша и тем, что я называю не неопределенностью, а разнообразием стилей[14].

Архитектор, профессор Международной академии архитектуры М. А. Филиппов:

Я не адепт Лужкова со всеми его очевидными архитектурными переборами. Но лужковский стиль порожден не его вкусом, не он его навязывает. Это архитекторы дают карикатуру на старую архитектуру, они дают ту пошлость, которая получила имя нашего градоначальника[16].

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *