Архитектурные стили средневековья – Архитектура западноевропейского Средневековья. — Сайт учителя МХК Романовой Ольги Владимировны» Сердце, воображение и разум «

Содержание

Архитектура средневековья, стили архитектуры эпохи средневековья, фотографии памятников архитектуры средневековья — Housesdesign

Добавить в избранное

Средневековье – период между Античностью и Новым временем, когда ведущим видом искусства считалась архитектура. Многие историки связывают начало этой эпохи с падением Римской империи.

Средние века, хоть и условно, но можно разделить на три основных временных промежутка: Раннее средневековье, Высокое средневековье, а также Позднее средневековье, которое еще называют ранним Новым временем.

Византия – государство, возникшее в результате разделения Римской империи на западную и восточную части в период Раннего средневековья. Восточно-Римское государство (Византия) процветало и развивалось, в отличие от западной его части, где все приходило в упадок от нападения врагов.

Основой философии византийского искусства был духовный мир человека, его связь с богослужением. Внешняя красота в этот период отодвигалась на второй план, в отличие от эпохи Античности, где присутствовал культ человека и его идеальных форм. Это можно заметить и в архитектуре: византийские постройки очень часто снаружи выглядят абсолютно неприметно и просто, основной акцент делается на внутреннюю организацию пространства.

В V-VI вв. возник и начал широко использоваться тип крестово-купольного храма на основе базилики и центрического храма. Самым значимым памятником такой системы можно назвать собор Святой Софии, который находился в Константинополе. Византия также прославилась мозаикой из смальты, фресками и иконописью.

Дальше началась эпоха рыцарей, замков и завоеваний, которая привязана к романскому стилю (X-XII вв.). Храмы и замки феодалов имели толстые массивные стены, мощные неприступные башни, очень узкие окна (бойницы) и тяжелые своды. Само понятие «романский стиль» появилось лишь в XIX веке и употреблялось по той причине, что присутствовала связь с архитектурой Древнего Рима (в основном полукруглые арки и своды). Главным материалом, который использовался при строительстве, был камень.

В романской архитектуре предпочтение отдавалось всему крупному и массивному, благодаря чему здание демонстрировало силу и мощь своего владельца. Сооружения в данном стиле иногда выглядят очень давяще. Основная роль в романском стиле отводилась суровой архитектуре крепостного типа – замкам, монастырям, церквям; в этот период было построено огромное количество храмов.

Романские церкви представляли собой базилики (вытянутое сооружение), как правило, состоящие из 3 нефов. Внутри храм освещался за счет окон центрального нефа, который был выше и шире двух остальных. Базилика всегда направлена на восток, вход располагается с западной стороны и обозначается двумя башнями.

Завершающим этапом эпохи Средневековья была готическая архитектура, возникшая в XII веке во Франции. С технической точки зрения она гораздо совершеннее и интереснее, чем все ее предшественники. В этот период появляется каркасная система, которая принимает на себя всю нагрузку здания. Таким образом, теперь вместо стен можно было делать большие витражные окна.

Основной характерной особенностью готической архитектуры является головокружительная высота, преобладание вертикалей над горизонталями, своеобразное стремление вверх. Вместо полукруглых сводчатых арок главенствующее место теперь стала занимать стрельчатая арка, которая всем своим видом тоже тянется ввысь.

Фасады готических соборов украшались большим количеством статуй (чаще всего это были фигуры людей, горгулий, других мифических существ), а также различными резными деталями. Самыми величественными и красивыми постройками в готическом стиле можно назвать Собор Парижской Богоматери, Миланский собор (Дуомо) из белого мрамора, Кёльнский собор, Реймсский собор, Вестминстерское аббатство.

Автор: Елена Эллер

Архитектура средневековья | The Architect

Средневековая архитектура объединяет в себе 4 архитектурных стиля. Наиболее знаменитым является  «Каролингское возрождение», а также Оттоновское искусство,  романский и готический стили.

Как зарождалась средневековая архитектура? 

     Но обо всем по порядку. Итак, архитектура средних веков, а именно «Каролингское возрождение» припадает на эпоху правления Карла Великого и всей династии Каролингов. Во времена правления Карла все внимание главным образом было сконцентрировано вокруг культурного центра, которым была столица Аахен. Наблюдается яркий  расцвет искусства средневековья, быстрыми темпами развивается церковная, административная и судебная сферы. Многие ученые пришли к выводу, что в те времена происходило также возрождение далеких античных традиций, и средневековая архитектура значительным образом преображалась. Самым значимым памятником того времени считается капелла императорской резиденции, которая располагалась в Аахене.

Архитектура средневековья

Время оттоновского искусства 

 В тоже время Оттоновское искусство напрямую связывают правлением династии Оттока Великого. Однако ученые пришли к выводу, что этот архитектурный стиль оказал значительное влияние на становление «Каролингское возрождение». Наиболее популярными архитектурными сооружениями того времени считаются базилики. Здания, в которых были большие башни, массивные стены и маленькими узкими окошечками. Сооружения больше походили на оборонительные крепости. Однако внутри убранство было более изысканное. Их  украшали мозаиками и фресками, использовали западные и восточные хоры, а также тщательно разработанную западную апсиду. Архитектура средневековья совместила мощь и величие внешних стен, а также изящество и богатство внутреннего убранства.

Средневековье

Рассвет средневековой архитектуры

Архитектура средневековья включает также и Романский стиль, который ознаменовал конец раннего средневековья. Это направление стало первым общеевропейским стилем во всей архитектуре того времени. В  средние века он зародился примерно в одно и то же время в ряде стран, поэтому быстро и широко распространился, увлекая всю Европу. Для этого периода характерны огромные замки-крепости с высокими башнями, в которых были  окна-бойницы, а также церкви и монастыри. Каждый зал церкви представлял собою гармоничную и законченную композицию. Каменные толстые стены были прорезаны многочисленными арками и аркадами, что напоминала о минувших традициях классической римской архитектуры.

Архитектура в средневековье

Готическая архитектура средневековья

Завершает свое правления архитектура средневековья Готическим направлением. Готическая архитектура средневековья зародилась во Франции XII века

. Первоначально понятие «готика» относилось исключительно к архитектуре.  Главными элементами в архитектуре того времени стали: стрельчатые  арки, крестовые своды, арочные контрфорсы, а также ажурные декоративные элементы на окнах. Готическая архитектура средневековья применяла изобретения, которые  применялись и в других направлениях и стилях архитектуры Средневековья. Однако их комбинация дала жизнь совершенно новому типу зданий. Ярким примером и по сей день считается аббатство Сен-Дени в районе Парижа.

Средневековье в архитектуре

Статьи по теме:

Архитектурные стили Древнего Египта, Античности и Средневековья

Этот материал был написан более двух лет назад, а тогда трава была зеленее и мороженное вкуснее. С тех пор прошло много времени и много изменилось. Учитывайте это.

Знакомясь с тем или иным памятником архитектуры, мы в первую очередь соотносим его с определенной

культурно-исторической эпохой, выявляем наиболее характерные черты его художественного стиля.

Путь, пройденный архитектурой — это последовательная смена разнообразных стилей, созданных на протяжении истории цивилизаций. Под стилем архитектуры мы понимаем совокупность элементов и признаков, характерных для множества памятников архитектуры.

Архитектурные стили Древнего Египта и Античности

Начало формирования художественных стилей в архитектуре чаще всего связывают с Древним Египтом, где был создан самобытный и уникальный стиль, получивший название канонического. За три тысячелетия здесь были возведены различные типы архитектурных сооружений, не имеющие аналогов в мировом зодчестве. Среди них знаменитые пирамиды, заупокойные храмы, дворцы и жилые здания.

Большое влияние на древнеегипетскую архитектуру имели религиозные верования египтян: вера в загробную жизнь, культ богов и фараонов. Считалось, что земные жилища простого смертного человека временны, а потому для них не стоит использовать прочные материалы. В то же время храмы богов и гробницы фараонов возводились из самых прочных пород камня, потому что строились на века.

Одной из главных особенностей архитектуры Древнего Египта является ее монументальный характер: грандиозность пространственных композиций, колоссальные размеры, подавляющие человека. пирамиды и храмовые сооружения должны были жить в веках, быть устойчивыми и долговечными.

Протяженность композиции, когда ее отдельные звенья как бы нанизывались на одну ось, — другая важная особенность египетского стиля архитектуры. она объясняется тем, что сооружения предназначались для проведения грандиозных религиозных церемоний с пышными процессиями. Вот почему по обе стороны дороги, ведущей к храму, на протяжении сотен метров располагались аллеи сфинксов.

Вход в храм был оформлен пилонами в форме усеченных пирамид. За ними располагались перистильные дворы, ограниченные по сторонам колоннадой, и гипостильные залы — обширные крытые помещения, потолок которых опирался на многочисленные, часто поставленные колонны.

Древнеегипетские колонны не имеют аналогов в мировой архитектуре. Капители колонн выполнены в виде стилизованных растительных форм — ветвей пальм или цветов папируса, распустившихся или закрытых бутонов лотоса. Иногда капитель колонны воспроизводит изображение головы богини Хатхор.  Интересно, что ствол лотосовидной колонны имеет по всей высоте один и тот же диаметр, а папирусообразной — сужается кверху.

Кроме перечисленных признаков для архитектурного стиля Древнего Египта свойственны строгая симметрия, стремление к геометризму форм, сложная планировка гигантских архитектурных сооружений, прочность строительных материалов.

В эпоху Античности (VIII в. до н. э. — Vв. н.э.) в Древней Греции и Древнем Риме сложился так называемый классический стиль архитектуры.легкая и стройная архитектура отражала представления греков о силе и красоте человека. ее важнейшие качества: изящество и простота, гармоничность и соразмерность человеку, практичность и торжественность.

Создание греческими зодчими  ордерной (от лат.ordo — порядок, строй) системы положило начало возникновению универсального языка архитектуры, которым человечество пользуется вот уже более двух тысяч лет. С понятием ордерной системы в первую очередь связано появление различных типов колонн, использовавшихся при возведении священных храмов.

Одна из древнейших колонн,дорическая, не имеет базы, ее небольшой ствол прорезан вертикальными желобками (каннелюрами) и увенчан капителью. Верх ствола уже основания, благодаря чему достигается эффект устремленности колонны и всего здания ввысь. Ионическая колонна тоньше, выше и наряднее дорической. Она имеет основание и более глубокие каннелюры, а вверху по краям — спиральные завитки, волюты. Коринфская колонна еще более легка и изящна. Верх колонны венчает четырехугольная капитель, украшенная резными листьями вьющегося растения аканта.

Основными объектами греческой архитектуры в сложившихся уже к VIII в. до н. э. городах -государствах (полисах)были агора — площадь, на которой проходила повседневная жизнь горожан. это территория с храмами богов и святилищами, где устраивались религиозные церемонии, а также театрами для постановки драматических представлений.

Римляне обогатили достижения древних греков новыми инженерными идеями и строительными технологиями. они впервые стали использовать прочный и водонепроницаемый материал — бетон, а при строительстве храмов применили купольное перекрытие пространства. На основе новых, арочных и сводчатых конструкций возводились триумфальные арки, мосты — акведуки для водоснабжения городов, общественные бани (термы), зрелищные сооружения.

Больших успехов римляне достигли в строительстве дорог, связавших между собой провинции огромной римской империи. Римские города отличались строгой регулярностью планировки. В целом для римской архитектуры, всегда стремившейся к удовлетворению практических нужд человека, были характерны монументальность и рационализм.

Архитектурные стили Средневековья

В средние века (V — XVвв.). когда по всей Западной Европе начинается каменное строительство монастырских храмов и феодальных замков, господствует архитектура романского (XI — XIIвв.) и готического (XIII — XV вв.) стилей.

Термин «романский стиль» (от лат. romanus — римский) носит условный характер. Он появился позднее, в XIX в., когда ученые указали на тесную связь западноевропейского зодчества с римскими архитектурными традициями. Особенно ярко этот  стиль проявился в архитектуре церковных зданий, и прежде всего в романской базилике, представляющей собой удлиненный в плане храм, внутренние помещения которого перекрыты массивными сводами.

Монолитная цельность, четко выявленные объемы, равномерное членение фасада с помощью горизонтальных и вертикальных линий, суровая красота лаконичного скульптурного декора отличают внешний облик этих зданий. Характерным элементом романской архитектуры является арочная форма дверных и оконных проемов, небольшая ширина которых подчеркивает толщину и мощь стен. Внешний облик романской базилики дополняют башни внушительных размеров.

В середине XIII в. на смену романскому стилю в архитектуре приходит готика. термин «готика» появился в эпоху Возрождения в Италии и уже своим названием (от варварского германского племени готов) показывал отрицательное отношение деятелей Возрождения к искусству Средневековья.

Всего за несколько десятилетий в архитектуре произошли разительные перемены. Массивным, приземистым, словно вросшим в землю романским базиликам готика противопоставила устремленные ввысь изящные ажурные вертикали соборов. Каркасная система позволила создавать небывалые по высоте и объему интерьеры. Невидимая изнутри, она снимала нагрузку со стен, давая возможность покрывать почти всю их плоскость огромными окнами с многоцветными витражами. Высокие стрельчатые арки, окна и порталы, богато украшенные декоративными деталями, создают ощущение легкости и пространственной свободы интерьера.

Родиной готики считают провинцию Иль — де — Франс в центральной части Франции, где впервые применили новую архитектурную конструкцию с использованием каркасной системы и стрельчатого свода. Новый архитектурный стиль быстро распространился в Германии, Австрии, Чехии, Италии, Англии и Испании. В каждой из этих стран он приобрел свой неповторимый и оригинальный облик.

Существенный вклад в развитие средневековой архитектуры внесли древнерусские мастера. Национальная самобытность древнерусского зодчества дает все основания говорить о нем как об особом архитектурном стиле, созданном в IX-XVII вв. на основе традиций византийского зодчества. Его отличают простота форм, многоглавие, пышность и богатство внутренней отделки.

Крестово-купольный тип храма, получивший широкое распространение на Руси, представлен шедеврами мирового значения: соборами Святой Софии в Киеве и Новгороде, Успенским и Дмитриевским соборами во Владимире, архитектурными памятниками Московского кремля. В основе уникального архитектурного типа  — шатрового храма, созданного в XVI в. лежат традиции народного деревянного зодчества.

Архитектура эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) дала миру великие творения зодчих и архитектурные идеи. В историю мировой художественной культуры эта эпоха вписала выдающиеся имена зодчих — профессионалов: Брунеллески, Альберти, Браманте, Микеланджело. Главным ее открытием стало возрождение классических традиций Античности, противопоставленных «готическому варварству» средневековья. В то же время архитектура не была простым копированием или подражанием античным мастерам, она активно создавала новые формы и элементы.

Каковы главные отличительные особенности архитектурного стиля эпохи Возрождения? Прежде всего. это строгая симметрия композиции, гармоническая уравновешенность и соотнесенность частей и целого, преобладание горизонтальных членений фасада и поверхностей стен, равномерное чередование оконных проемов и архитектурных деталей, геометрическая правильность форм, отказ от каменной каркасной конструкции готики, декоративно-орнаментальная трактовка античных ордеров.

Основными типами архитектурных построек становятся храмы, дворцы (палаццо) и другие общественные сооружения, возведенные по заказу монархов, знати и духовенства. В эпоху Возраждения яркие архитектурные открытия следовали одно за другим.

Архитектура в Средние века

Эпоха средневековья представлена двумя основными стилями:

  • Романский
  • Готический

Романский стиль

Замечание 1

Слово «романский» имеет латинские корни «romanus» — римский. «Норманнский» — так именуется он в Англии.

Развитие стиля пришлось на одиннадцатый век нашей эры. Наиболее полное отражение стиль нашел в архитектуре. Распространение романского стиля получило движение от монашеских орденов, возникающих тогда в больших количествах. В то время для орденов возводились архитектурные сооружения в виде монастырей, храмов, приходских, крепостных, кафедральных церквей, что в свою очередь способствовало накоплению опыта в строительстве.

На смену военным римским лагерям приходили городские постройки, играющие роль административных центров, жилые дома приняли форму крепостных башен и крепостей.

Романские постройки характеризуются лаконичностью наружной отделки, основательностью и прочностью, массивностью стен и узкими проемами окон. При этом сооружения идеально вписываются в окружающий ландшафт.

Влияние монашеских орденов напрямую отразилось на внешнем облике зданий. Здания не имеют излишеств, строги и практичны, но при этом окна могли быть как в форме трилистников, так и глаз, ушей. Сооружения отличаются своей массивностью, всем своим видом указывая на силу и мощь владельца.

Основные особенности романского собора:

  • высота,
  • увеличенная алтарная часть,
  • каменные своды, обычно крестовые, коробовые, плоские по балкам, цилиндрические пришли в замену кессонным потолкам,
  • мощные колонны и стены,
  • полуциркульные арки,
  • продольная организация пространства в основе плана.

Наиболее значимые памятники архитектуры, построенные в романском стиле:

  • Даремский собор Христа, Девы Марии и св. Катберга;
  • Окемский замок;
  • Лаахское аббатство Святой Марии;
  • Лимбурский собор;
  • Церковь Святого Якоба;
  • Церковь Богородицы в Калуннборге;
  • Пизанский собор.

Даремский собор был сооружен в 1093 г. в г. Дарем, поблизости с границей с Шотландии, по поручению епископа Вильгельма де Сен-Кале. Расположен на вершине утеса. Помимо эстетической функции выполняет еще и оборонительную роль.

Окемский замок был возведен в конце двенадцатого века в виде усадьбы барона нормандского Волчелин Де Ферреса в Великобритании.

Рисунок 1. Окемский замок в Англии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Лаахское аббатство — средневековый монастырь в Германии, возведенный на берегу Лаахского озера в 1216 году. Является одним из самых выдающихся по красоте архитектурным сооружением романского стиля.

Лимбурский собор строился в четыре этапа с 1206 по 1235 год на месте старинного храма.

Церковь Богородицы была основана около 1170 года на северо-западе города Калуннборг в Дании. Церковь выстроена в форме греческого креста из красного кирпича. По многим параметрам схожа с Иерусалимским Храмом Гроба Господня. Своими пятью башнями отсылает на посланный Богом на землю Небесный Город, так называемый Небесный Иерусалим.

Пизанский собор – действующий собор, музей в Итальянском городе Пиза, построен в конце тринадцатого века. Собор уникален своим стилем, в котором собраны архитектурные элементы византии, ислама, ломбардии. Имеет вид латинского креста, применение техники чередования белого и черного мрамора и арочных сводов внутри собора создает ощущение огромного пространства, свойственным мечетям. Византийское влияние основывается на применении колоннад из гранита черного цвета. Колонны ранее были привезены из мечети города Палермо, в 1063 году завоеванной пизанцами.

Замечание 2

В целом романский стиль господствовал в Западной и частично в Восточной Европе в XI-XII веках.

Готический стиль

Ярчайший символ архитектуры европейского Средневековья, пришедший на смену Романскому стилю, является Готический стиль. Термин «готика» возник гораздо позже самой эпохи, в Новое время, как презрение к культуре, привнесенной варварами-готами в европейское искусство. Понятие указывало на отличие средневековой культуры от стилистики Древнего Рима.

Родиной стиля по праву считается северная часть Франции. Сперва готический стиль доминировал в архитектуре храмов, церквей и монастырей, затем отразился и на гражданских постройках в виде дворцов, административных зданий и домов.

Особенности готического стиля в архитектуре:

  • Полуарки (аркбутаны) или стрельчатые каменные арки, придающие строению невесомость и воздушность
  • Узкие башни, стремящиеся ввысь
  • Кованые шпили на крыше
  • Геометрическое подчеркивание вертикали во всех частях сооружений, стремящихся ввысь
  • Огромное количество элементов декора (вимперги, тимпаны, архивольты)
  • Удлиненные окна больших размеров стрельчатого типа, как правило с витражными узорами.
  • Порталы, как элементы обрамления главного входа в здание, предназначенные для визуального увеличения проемов дверей
  • Кованые массивные двери в заостренных, глубоких, вытянутых проемах.

Природный камень являлся основным материалом для возведения сооружений. Добывали белый камень в основном во Франции, вблизи Турне, откуда материал доставляли по всей Европе.

Наиболее значимые памятники архитектуры, построенные в готическом стиле:

  • Собор Шатре
  • Собор Реймсе
  • Собор Парижской Богоматери
  • Кельнский собор

Собор Шатре был построен в 1260 году в французском городе Шатр и стал одним из шедевров архитектуры готического стиля. Был построен на месте сожженного пожаром кафедрального собора, выстроенного в романском стиле. Уцелевшие башни и крипта стали знамением свыше и причиной строительства в почти уничтоженном городе нового собора.

Рисунок 2. Собор Шатре, Франция. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Собор Реймсе был построен в 1311 году в французском городе Реймсе. В Средневековье, практически до XIX века являлся местом коронации французских монархов.

Собор Парижской Богоматери построен в 1345 году в Париже. По праву является одним из символом столицы Франции. Как и многие другие храмы той эпохи сооружен на фундаментах ранее разрушенных церквей. Данный собор расположен в месте первой христианской церкви в Париже – базилики Святого Стефана, который в свою очередь был построен на разрушенном галло-римском храме Юпитера.

Кельнский собор строился в два этапа, в период с 1248 по 1437 год и с 1842 по 1880. По окончанию стройки собор стал самым высоким зданием в мире. Высота сооружения достигла 157 метров.

Замечание 3

На смену Средневековья пришла эпоха Возрождения или как еще называли эту эпоху — Ренессанса.

Архитектура западноевропейского Средневековья. — Сайт учителя МХК Романовой Ольги Владимировны» Сердце, воображение и разум «

 Архитектура западноевропейского  Средневековья

В Средние века архитектура становится главным видом искусства, подчиняющим себе другие виды. В ней традиционно выделяют два стиля: романский (XI–XII вв.) и готический (XIII–XV вв.).

 

 

Романский стиль (XI–XII вв.)

 

 Возрождение античных архитектурных традиций и появление новых стилей зодчества характерны для архитектурного облика западноевропейского Средневековья. Одним из самых распространенных сооружений X–XII вв. становится античная римская базилика, положившая начало так называемому романскому стилю архитектуры.

 

Характерный элемент романики – арочная форма дверных и оконных проемов. В период расцвета романской архитектуры, в конце XII в., входы соборов стали оформляться в виде расположенных одна за другой, уменьшающихся полукруглых арок, опирающихся на пристенные колонны, так называемыйперспективный портал.

Внутри перспективного портала располагался тимпан —  полукруглая или треугольная ниша над входом.

 

В  очертаниях преобладают вертикальные и горизонтальные линии. Сложная структура зданий внешне выглядит четкой и ясной. Толстые стены, создающие впечатление массивности и мощи, прорезаны узкими оконными и дверными проемами.

Основными типами архитектурных построек этого времени становятся монастырские храмы, феодальные замки, городские укрепления и жилые дома.

 

 

Важнейшим типом культового здания была монастырская церковь, в большей степени отразившая дух романской эпохи, ее представления о «модели мира». Господствующим типом храма становится вытянутая в плане базилика, символизирующая главную идею католической церкви – идею крестного пути, пути страданий и искупления грехов.

 

  В романских храмах стали использовать цилиндрические (над центральным залом) и более сложные крестовые (над боковыми нефами) своды перекрытий. К числу новшеств следует также отнести второй поперечный неф (трансепт) и увеличение восточной части храма (хора), предназначенной для духовенства. Для освещения центрального нефа, затрудненного крестовыми перекрытиями боковых нефов, стали использовать высокие своды с многочисленными окнами. Внешний облик романских храмов дополняли башни: центральная крупная на средокрестье и боковые – квадратные и восьмигранные.  

 

Цилиндрический свод Крестовый свод

 

Центром средневековой романской архитектуры была Франция. Церковь Петра и Павла в монастыре Клюни, разрушенная во время Французской революции в конце XVIII в. (в настоящее время сохранился лишь ее фрагмент), являлась самым крупным храмом в Европе и служила прототипом для ряда других церквей. Согласно описанию н рисункам, это была пятинефная базилика с 30-метровым по высоте центральным нефом. Церковь имела пять высоких башен: две симметрично расположенные на главном фасаде, одну на средокрестье и две – на большом трансепте. В строительстве этой церкви впервые был применен новаторский прием, имевший большое значение для всего последующего развития архитектуры, – использование слегка заостренной (стрельчатой) арки свода.

Крупнейшими центрами романской архитектуры стали также Германия и Италия. Знаменитую «падающую башню» в итальянском городе Пизе сегодня знает каждый. Пизанский собор (XI–XII вв.) представляет собой грандиозную и в то же время простую в плане пятинефную базилику.

 

 

 

Готический стиль(XIII–XV вв.).

 

 

 

В готическом периоде развития архитектуры условно различают три этапа:

  • ранняя готика (XII–XIII вв.),
  • высокая готика (XIII в.)
  • поздняя, или «пламенеющая» готика (XIV–XV вв., а в отдельных случаях – XVI в.).

 

 

 
 

Внешний вид готического собора с его острыми шпилями, богато украшенными порталами рождал в душе человека восторг и удивление перед подобным творением рук человеческих.   При взгляде на готический собор создается впечатление, что вся его каменная громада движется вверх наперекор законам физики, наглядно воплощая идею торжества человеческого духа над плотью.

 

 

В основе готического собора – несколько упрощенная в плане романская базилика, преобразованная в новые архитектурные формы и очертания. Для большей вместимости помещения и создания ощущения простора требовалось расширить внутреннее пространство храма. Зодчие сумели сделать перекрытие зала более легким, благодаря чему можно было уменьшить толщину несущих колонн и объединить пространство трех нефов собора.

Сущность готической конструкции состояла в каркасном перекрытии здания, составляющем как бы его скелет.

 

Каркасная система готической архитектуры — совокупность конструктивных строительных приемов, которая позволила изменить распределение нагрузки в здании и заметно облегчить его стены и перекрытия. 

 

Основными элементами конструкции являются контрфорсы, аркбутаны и нервюры.

 

 

 

 

Аркбута́н  — наружная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов постройки на опорный столб — контрфорс.

 

 

Контрфорсы —  вертикальные части стен, увеличивающие их устойчивость.

 

 

Нервюра — выступающее ребро   каркасного крестового свода.

подробнее о каркасной системе

 

 

Система аркбутанов и контрфорсов, вынесенная наружу, за стены собора, придавила ему ажурность, так характерную для готики. Невидимая изнутри, эта система снимала гигантскую нагрузку со стен, предоставляя возможность покрывать почти всю их плоскость оконными проемами, застекленными цветными витражами. 

 

 

  В результате пространство готического собора, в отличие от мрачноватого интерьера романских церквей, стало более светлым.

 

 

Единственной массивной частью храмового готического здания являлся главный фасад, на котором располагались две огромные башни, переходящие в тонкий шпиль. Готические соборы очень нарядны и богато декорированы: контрфорсы украшены остроконечными башенками (пинаклями), окна и перспективные порталы венчают остроугольные резные или ажурные фронтоны (вимперги). Впечатление легкости, невесомости, ажурности обусловлено и своеобразной пластикой архитектурных форм: подчеркнутыми вертикалями опор, имеющих вид не столбов, а пучков тонких колонок, стрельчатыми арками, остроконечными шатрами и фронтонами.

 

Ви́мперг – ажурное или резное остроконечное завершение входа.

 

 

 

Таким образом, формы готического здания приобрели характерную вертикальность, расчлененность, остроконечность, насыщенность пластикой, легкость и динамичность. По сравнению с романскими храмами, высота готических соборов значительно больше. Подчеркнутая вертикальностью всех членений придает зданию устремленность вверх, к небесному своду.

 

 

К шедеврам ранней французской готики принадлежит собор Нотр-Дам в Париже

Характерной особенностью немецкой готики является использование элементов романской архитектуры: простой план, небольшое количество украшений на внешних стенах, гладкие двускатные крыши. У входа в храм располагалась одна (реже две) высокая башня, увенчанная шатром и остроконечным шпилем. Вместо розы в центре фасада – большое стрельчатое окно.

Собор в Кёльне – характерное для немецкого зодчества произведение готики.

Эпохи в архитектуре: часть 3

Продолжим..
Средневековой принято считать архитектуру Европы IX—XVI веков. В период времени от развала Римской империи до становления культуры и архитектуры Ренессанса Европа была самым динамично развивающимся ареалом жизни и обитания человека в мире, поэтому эталоном развития искусства и культуры средневековья считается именно Европа того времени.

Средневековая культура тяготела к духовной жизни в ущерб земной, поэтому в архитектуре предпочтение отдается строительству церквей и монастырей.Этому способствовали также многочисленные крестовые походы и паломничества. Из светских построек того периода главными были замки постоянно враждовавших друг с другом королей и феодалов. Собственно, постоянные междоусобные войны послужили основной причиной того, что многие замки, монастыри и городские сооружения более походили на крепости, а легко горящее дерево быстро было заменено в строительстве камнем.

За период средневековья сменилось два основных стиля — романский и готический.

1. Романский стиль получил свое название из-за того, что первые сооружения этого периода очень напоминали римские здания. Отличались они уделением особого внимания строительству огромных башен-крепостей с толстыми, массивными стенами, приспособленностью к военным целям, в частности, к обороне, твердостью, крепостью стен и фундамента.Каменные арки и своды полукруглой формы получили широкое применение, т.к позволяли перекрывать гораздо большее пространство, чем деревянные крыши, ограниченные длиной бревен. В эпоху феодальной раздробленности толстые стены, сравнительно невысокий купол, толстые и приземистые колонны, узкие и небольшие окна романских сооружений были необходимостью, не смотря на то, что сам по себе этот стиль имел своей целью возвеличение значимости христианского мира и господства христианской религии.

Эпохи в архитектуре: часть 3 - Средневековая архитектура.

Эпохи в архитектуре: часть 3 - Средневековая архитектура.

Эпохи в архитектуре: часть 3 - Средневековая архитектура.

Ярким представителем Романского стиля в Италии, например, является «Площадь семи чудес» в ПИзе.

Эпохи в архитектуре: часть 3 - Средневековая архитектура.

Эпохи в архитектуре: часть 3 - Средневековая архитектура.

Эпохи в архитектуре: часть 3 - Средневековая архитектура.

2.Кардинальные изменения в структуре средневекового общества XII-XVI вв : начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил — городских, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов привели к смене ориентиров и приоритетов в строительстве.
Готический стиль (от ит. gotico — готский, варварский) гораздо интереснее и совершеннее в техническом отношении. Его характерной чертой является стремление архитектора построить здание максимально устремлённым ввысь.Место полукруглой сводчатой арки заняла стрельчатая арка. Готические соборы имели внутри много высоких и изящных колонн, большие, с множеством цветных, разрисованных стекол, окна. Обильные выпуклые украшения — статуи, барельефы, висячие арки, причудливая каменная резьба — богато украшали здания изнутри и снаружи. Одна или несколько высоких башен и величественные порталы (двери) придавали готическим соборам особую торжественность.
Эпохи в архитектуре: часть 3 - Средневековая архитектура.

Эпохи в архитектуре: часть 3 - Средневековая архитектура.

Эпохи в архитектуре: часть 3 - Средневековая архитектура.

Эпохи в архитектуре: часть 3 - Средневековая архитектура.

Типичные представители :
Нотр-Дам да Пари

Эпохи в архитектуре: часть 3 - Средневековая архитектура.

Эпохи в архитектуре: часть 3 - Средневековая архитектура.

Миланский Дуомо

Эпохи в архитектуре: часть 3 - Средневековая архитектура.

Эпохи в архитектуре: часть 3 - Средневековая архитектура.

Эпохи в архитектуре: часть 3 - Средневековая архитектура.

искусство, особенности, скульптура, соборы, примеры, в интерьере, черты, замок, здания

Романский стиль в архитектуре возник в 10-м веке и господствовал на территории Восточной Западной Европы до конца 12-го века. Этот стиль средневекового искусства появился во времена новой феодальной цивилизации. Он являл собой противоположность и логическое продолжение античного зодчества. Для периода раннего феодализма характерны раздробленность европейских земель и междоусобные войны. И эти факты не могли не отразиться на архитектуре того времени. Дозорные башни, массивность стен и сводов, световые проемы, походившие на бойницы – эти черты присущи постройкам романского периода.

Происхождение термина

Только в начале 19-го века появилось определение «романский стиль», когда возникла необходимость ввести определенные уточнения в историю искусства Средневековья.

До этого момента архитектурные стили имели общее название и обозначались термином «готика«. Сегодня готическое направление считается более поздним периодом, который приходится на 12-й век. Романский стиль, как термин, появился благодаря французским археологам, которые считали это архитектурное направление не совсем удачным вариантом позднеримской архитектуры. На этом фото отчетливо можно просмотреть особенности романского стиля:

Нотр Дам ля Гранд, Пуатье, Франция, 11-век

Характерные особенности

Характерные особенности романской архитектуры

Романская архитектура основывалась на использовании деталей римского каменного зодчества и их опыта, относящегося к античному стилю. К особенностям стиля относятся:

  • Полуциркульные арки.
  • Массивные стены.
  • Цилиндрические, а также крестовые своды.

В капителях и соборах устанавливались массивные колонны, надежно поддерживающие каменную конструкцию. Иногда колонны заменяли пилонами — мощные столбы (восьмигранные, крестчатые). Пример собора в романском стиле можно увидеть на фото, представленном сбоку. Строения отличались простотой геометрических форм, однако стены украшались всевозможными резными и рельефными скульптурами.

Романский стиль — это не просто общие особенности и определенные характеристики. Это целая эпоха, которую можно подразделить на два основных подвида:

  • Замковый — небольшие жилые постройки в несколько этажей, отличающиеся округлыми сегментами.
  • Крепостной — боевые крупные крепости квадратной формы, надежно защищающие своих обитателей от вражеского нападения.

Величественные храмы огромных размеров находились на расстоянии колокольного звона. Они выступали в роли крепости для прихожан храма, а порой и для жителей всего города. Дома феодалов, а точнее сказать их замки, являлись настоящей крепостью. Они были окружены стенами внушительной высоты с башнями. А добраться до ворот можно было через подъемные мосты, опускающиеся над поверхностью воды глубокого рва.

Романский стиль тесно переплетался и взаимодействовал с последующими направлениями в архитектуре — классицизму, готическому.

Этот стиль развивался на основе романского искусства, но существовали отличительные черты готики:

  • Благородство изысканных форм.
  • Увеличение опорных столбов, а также высота постройки.
  • Окна зданий увеличены в размерах.
  • Тонкость скульптурной и резной работы.

Британия

Направление романского стиля в архитектуре относилось непосредственно к замкам. Внешняя специфика соответствовала практическим требованиям:

  • Минимализм декора. Возведение замка внушительных размеров было непростой задачей в 11-м веке. Это требовало огромных затрат, посему декорированием фасада здания занимались в последнюю очередь.
  • Каменная кладка. Аккуратная подгонка камней гарантировала прочность строения, и за неимением кирпичей это был самый надежный вариант.
  • Окна небольшого размера. В те времена стекло было дорогостоящим и редким материалом. Выстраивать замки с большими окнами было не только невыгодно, но и не целесообразно — полупрозрачность строения могла снизить его безопасность.

Собор Святого Дэвида

Англия

Становление романской архитектуры в Англии непосредственно связано с нормандским завоеванием, хоть и заметны в работах отблески архитектуры эпохи Возрождения. В начале столетия деревянные башни уже полностью сменились на каменные. Изначально это были двухэтажные здания, имевшие форму куба. По примеру нормандских архитекторов, английские зодчие начали использовать сочетание донжона, рвы и палисады, которые окружали лагеря лучников.

Донжон — главная башня средневекового замка, стоявшая отдельно в недоступном месте. Играла роль убежища во время нападений врага.

В 1077 годы был воздвигнут знаменитый Тауэр, во время правления Вильгема Завоевателя. Донжон Тауэра — Белая башня.

Отличительной чертой романского направления стало объединение в одном построении двух типов храмов: приходского и монастырского. Из Нормандии также было позаимствовано конструирование двухбашенного фасада западной части здания. Это можно наблюдать на примере собора, расположенного в Дареме.

В начале 12-го века возводились башенообразные донжоны: прямоугольные ил многоугольные конструкции. Но к концу века башни приобрели округлую форму.

Английский Тауэр (вид сбоку)

Германия

Вормский собор

Вормский собор — ярчайший пример романского стиля в Германии. Его строительство длилось больше ста лет (с 1171 по 1234гг). Для построения использовался песчаник (желто-серый), а объемное пространство структуры здания строго выражены четкими гранями. Храм состоит из 4-х высоких круглых башен с каменными конусами-шатрами и нескольких более низких башен средокрестия. Гладкая поверхность стен и узкие окна оживляются лишь благодаря аркообразным фризам вдоль карниза. Верхнюю часть цоколя галереи и фриз арки соединяют узкие лицены.

Лизены — вертикально расположенные плоские выступы на поверхности стены.

Франция

Первоначальные формы романской архитектуры появились к концу 10-го века. Широкое распространение получили паломнические соборы Франции с хором и радикальными капеллами обходной галереи вокруг него. Также использовались трехнефные базилики — в среднем нефе находились своды цилиндрической формы (Сен-Сернен, Тулуза).

Французское зодчество романского периода отмечено невероятным многообразием школ. Бургунская школа Клюни 3 тяготела к особой композиции монументального характера. А церковь Норт-Дам (Пуатье) отличалась красивейшими скульптурами, украшающими строение.

Нотр Дам ля Гранд, Пуатье, Франция, 11-век

Испания

В романскую эпоху в Испании началось строительство замков-крепостей и городских укреплений . Архитектура храмов и церквей была очень схожа с зодчеством французских строителей, что можно наблюдать на примере кафедрального собора в Саламанке. В целом она определенно отличалась четкостью разграниченных объемов, целостностью завершенных частей и безупречностью форм.

Кафедральный собор в Испании

Италия

Домский собор в Италии

В зодчестве культового направления архитекторы Италии придерживались центрического типа для крещалин и базикального для соборов. Центрами средневекового романского стиля были два города: Тоскана и Ломбардия. В ломбардских храмах особое внимание уделялось фасадам. Скульптурный декор, лизены, выносные крыльца-портики, миниатюрные галереи — все это применялось в убранстве итальянских церквей 11-12 столетия.

Одним из самых интересных архитектурных ансамблей являются колокольни, собор и баптистерий в Парме. Фасад собора украшают портики и аркады, а также миниатюрные галереи. Здание бапсистерия имеет восьмигранную форму и опоясывается 6-ю воздушными галереями.

Скульптура

В начале 12-го столетия наступает широкое распространение монументальной скульптуры и в особенности рельефа. На смену языческому византийскому стилю приходят церковные композиции, которые олицетворяют сцены из евангельского писания.

Романские соборы украшались монументально-декоративными композициями в виде рельефных человеческих фигур, расписанных красками. Как правило, скульптуры использовались для создания целостной картины экстерьера соборов.

Месторасположение рельефов не имело определенных границ: они могли находиться на западных фасадах, возле порталов, на капителях или архивольтах. Угловые фигуры были значительно меньше, чем скульптуры в центре тимпана (внутренняя часть полукруглой арки, находящейся над порталом). Во фризах они принимали более приземистую форму, а на несущих колоннах — удлиненные пропорции.

Основной задачей романских художников являлось создание образа вселенной, поэтому они не стремились передать сюжеты реального мира.

Искусство

Изобразительное искусство того времени тесно переплеталось с романской архитектурой. Поэтому главенствующее место в убранстве соборов занимала фреска. Разноцветные росписи ярким ковром покрывали стены нефов, поверхности сводов, аспиды и притвора.

В период 11-12 вв. впервые стали появляться витражи, которые располагались в оконных проемах капелл и аспиды. На ярких витражных картинах изображали сцены из Священного Писания.

Интерьер

Интерьер внутренней планировки соборов отвечал социальным и культурным потребностям. В храмах устанавливалось по три нефы, которые разграничивали пространство для прихожан разных слоев населения.

Византийские аркады стали использоваться и в романской архитектуре. Внутренние колонны имеют цилиндрическую форму, что позднее применялось в готике. Капитель имела форму куба, пересеченного шаром. Но со временем она упрощалась и в итоге приняла канонический вид. Скульптурные фигуры в форме рельефа покрывала поверхности капители и стен.

Пробковая подложка под линолеум — для чего она нужна и в каких случаях применяется.

Чем была отличительна Викторианская эпоха и каковы ее особенности, читайте тут.

Необычный дизайн кухни: http://trendsdesign.ru/home/kitchen/kak-dostich-neobychnogo-dizajna-kuxni.html

С начала 10-го века применяется техника витражей, композиция которых была довольно примитивной. Позднее можно было встретить настоящие картины, выполненные из многоцветных стекол различных цветов. В этот период также появляются стеклянные лампады и сосуды.

Видео-обзор на романский стиль и его особенности

Выводы

Романский стиль оставил за собой массивный отпечаток на дальнейшем развитии интерьера и экстерьера других эпох. Постепенно перетекая в готическое направление, все равно стиль остался основополагающим для готики и других архитектурных эпох мира. Хорошим примером стал маньеризм, как переход с одной исторической эпохи к другой. Если же вы больше приверженец нестандартных форм и хаоса, то вперед читать за авангард, как одну из ветвей искусства XX века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *