Архитектурный стиль конструктивизм: Конструктивизм (искусство) — Википедия – Конструктивизм

Содержание

Конструктивизм (искусство) — Википедия

Украина, Харьков. Госпром. Архитекторы С. Серафимов, С. Кравец, С. Фельгер (1928 г.)

Конструктиви́зм — направление в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, зародившееся в 1915 году и существовавшее в течение первой половины 1930 годов в СССР, затем в ряде других стран, прежде всего, в Германии (Баухаус) и Голландии (Де Стейл).[1] В некоторых случаях конструктивизм рассматривают как источник и составляющую часть интернационального стиля и как одно из течений, определивших развитие Нового ви́дения.

Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В архитектуре принципы конструктивизма были сформулированы в теоретических выступлениях А. А. Веснина и М. Я. Гинзбурга, практически все они впервые воплотились в созданном братьями А. А., В. А. и Л. А. Весниными проекте Дворца труда для Москвы (1923) с его чётким, рациональным планом и выявленной во внешнем облике конструктивной основой здания (железобетонный каркас). В 1926 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — Объединение современных архитекторов (ОСА). Данная организация являлась разработчиком так называемого функционального метода проектирования, основанного на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны.

Применительно к зарубежному искусству термин «конструктивизм» в значительной мере условен: в архитектуре он обозначает течение внутри функционализма, стремившееся подчеркнуть экспрессию современных конструкций, в живописи и скульптуре — одно из направлений авангардизма, использовавшее некоторые формальные поиски раннего конструктивизма (скульпторы Н. Габо, А. Певзнер).

В указанный период в СССР существовало также литературное движение конструктивистов.

Башня Татлина, Рабочий и колхозница на марке 2000 года

Конструктивизм принято считать советским явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не может быть ограничен рамками одной страны. Так, провозвестником этого направления в архитектуре можно рассматривать, например, такие сооружения как Эйфелева башня, которая использовала принцип открытой каркасной структуры и демонстрировала конструктивные элементы во внешних архитектурных формах. Этот принцип обнаружения конструктивных элементов стал одним из важнейших приемов архитектуры XX века и был положен в основу как интернационального стиля, так и конструктивизма[2].

Как писал Владимир Маяковский в своём очерке о французской живописи:

«Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм…»

В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшего забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить производству, а производство — народу.

Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами утилитаризма или так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе.

Так, один из теоретиков «производственного искусства» Борис Арватов писал, что «…будут не изображать красивое тело, а воспитывать настоящего живого гармоничного человека; не рисовать лес, а выращивать парки и сады; не украшать стены картинами, а окрашивать эти стены…»

«Производственное искусство» стало не более чем концепцией, однако сам по себе термин конструктивизм был произнесён именно теоретиками этого направления (в их выступлениях и брошюрах постоянно встречались также слова «конструкция», «конструктивный», «конструирование пространства»).

Помимо вышеуказанного направления на становление конструктивизма оказали огромное влияние футуризм, супрематизм, кубизм, пуризм и другие новаторские течения 1910-х годов в изобразительном искусстве, однако социально обусловленной основой стало именно «производственное искусство» с его непосредственным обращением к современным российским реалиям 1920-х годов (эпохи первых пятилеток).

Рождение термина[править | править код]

Термин «конструктивизм» использовался советскими художниками и архитекторами ещё в 1920 году: конструктивистами себя называли Александр Родченко и Владимир Татлин — автор проекта Башни III Интернационала. Впервые конструктивизм официально обозначен в 1922 году в книге Алексея Михайловича Гана, которая так и называлась — «Конструктивизм».

А. М. Ганом провозглашалось, что «…группа конструктивистов ставит своей задачей коммунистическое выражение материальных ценностей… Тектоника, конструкция и фактура — мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры». То есть явным образом подчёркивалось, что культура новой России является индустриальной.

В 1922—1923 годах в Москве, начавшей восстанавливаться после Гражданской войны, были проведены первые архитектурные конкурсы (на проекты Дворца труда в Москве, здания московского филиала газеты «Ленинградская правда», здания акционерного общество «Аркос»), в которых принимали участие архитекторы, начавшие творческий путь ещё до революции — Моисей Гинзбург, братья Веснины, Константин Мельников, Илья Голосов, Пантелеймон Голосов и др. Многие проекты были наполнены новыми идеями, позднее положенными в основу новых творческих объединений — конструктивистов и рационалистов. Рационалистами было создано объединение «АСНОВА» (Ассоциация новых архитекторов), идеологами которого были архитекторы Николай Ладовский и Владимир Кринский. Конструктивисты же объединились в ОСА (Объединение современных архитекторов) во главе с братьями Весниными и Моисеем Гинзбургом. Ключевым отличием двух течений стал вопрос о восприятии архитектуры человеком: если конструктивисты придавали наибольшее значение функциональному назначению здания, которое и определяло конструкцию, то рационалисты считали функцию здания второстепенной и стремились учитывать прежде всего психологические особенности восприятия

[3].

Конструктивисты видели своей задачей увеличение роли архитектуры в жизни, и способствовать этому должны были отрицание исторической преемственности, отказ от декоративных элементов классических стилей, использование функциональной схемы как основы пространственной композиции. Конструктивисты искали выразительность не в декоре, а в динамике простых конструкций, вертикалей и горизонталей строения, свободе плана здания

[3].

Ранний конструктивизм[править | править код]

Большое влияние на проектирование конструктивистских общественных зданий оказала деятельность талантливых архитекторов — братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных. Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг.

Впервые архитекторы-конструктивисты громко заявили о себе на конкурсе проектов здания Дворца Труда в Москве. Проект Весниных выделялся не только рациональностью плана и соответствием внешнего облика эстетическим идеалам современности, но и подразумевал использование новейших строительных материалов и конструкций.

Дом Культуры ЗИЛ. Арх. братья Веснины

Следующим этапом был конкурсный проект здания газеты «Ленинградская правда» (московского отделения). Задание было на редкость сложным — для строительства предназначался крохотный участок земли — 6×6 метров на Страстной площади. Веснины создали миниатюрное, стройное шестиэтажное здание, которое включало не только офис и редакционные помещения, но и газетный киоск, вестибюль, читальный зал (одна из задач конструктивистов заключалась в том, чтобы на малой площади сгруппировать максимальное количество жизненно необходимых помещений).

Ближайшим соратником и помощником братьев Весниных был Моисей Гинзбург. В своей книге «Стиль и эпоха» он размышляет о том, что каждый стиль искусства адекватно соответствует «своей» исторической эпохе. Развитие новых архитектурных течений, в частности, связано с тем, что происходит «…непрерывная механизация жизни», а машина есть «…новый элемент нашего быта, психологии и эстетики». Гинзбург и братья Веснины организовывают Объединение современных архитекторов (ОСА), в которое вошли ведущие конструктивисты.

C 1926 года конструктивисты начинают выпускать свой журнал — «Современная архитектура» («СА»). Выходил журнал на протяжении пяти лет. Оформлением обложек занимались Алексей Ган, Варвара Степанова и Соломон Телингатер.

Расцвет конструктивизма[править | править код]

Здание газеты «Известия» Студенческое общежитие «Дом-Коммуна»

Архитекторы зрелого конструктивизма использовали функциональный метод, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Таким образом, идейно-художественные и утилитарно-практические задачи рассматривались в совокупности. Каждой функции отвечает наиболее рациональная объёмно-планировочная структура (форма соответствует функции).

На этой волне происходит борьба конструктивистов за «чистоту рядов» и против стилизаторского отношения к конструктивизму. Иначе говоря, лидеры ОСА боролись против превращения конструктивизма из метода в стиль, во внешнее подражательство, без постижения сущности. Так, нападкам подвергся архитектор Григорий Бархин, создавший Дом «Известий».

В эти же годы происходит увлечение конструктивистов идеями Ле Корбюзье: автор и сам приезжал в Россию, где плодотворно общался и сотрудничал с лидерами ОСА.

В среде ОСА выдвигается ряд перспективных архитекторов, таких, как братья Илья и Пантелеймон Голосовы, Иван Леонидов, Михаил Барщ, Владимир Владимиров. Конструктивисты активно участвуют в проектировании промышленных зданий, фабрик-кухонь, домов культуры, клубов, жилых домов.

Наиболее распространённым типом общественных зданий, воплотившим в себе основные принципы конструктивизма, стали здания клубов и домов культуры. Примером может служить дома культуры Пролетарского района Москвы, более известного как Дворец культуры ЗИЛа; строительство осуществлялось в 1931—1937 годах по проекту братьев Весниных. При создании проекта авторы опирались на известные пять принципов Ле Корбюзье: использование опор-столбов вместо массивов стен, свободная планировка, свободное оформление фасада, удлинённые окна, плоская крыша. Объёмы клуба подчёркнуто геометричны и представляют собой вытянутые параллелепипеды, в которые врезаны ризалиты лестничных клеток, цилиндры балконов

[3].

Характерным примером воплощения функционального метода стали дома-коммуны, архитектура которых соответствовала принципу, высказанному Ле Корбюзье: «дом — машина для жилья». Известным примером зданий такого типа является общежитие-коммуна Текстильного института на улице Орджоникидзе в Москве. Автором проекта, реализованного в 1930—1931 годах, был специализировавшийся преимущественно на промышленной архитектуре Иван Николаев. Идея дома-коммуны предполагала полное обобществление быта. Концепция проекта была предложена самими студентами; функциональная схема здания была ориентирована на создание жёсткого распорядка дня студентов. Утром студент просыпался в жилой комнате — спальной кабине размером 2,3 на 2,7 м, вмещавшей только кровати и табуретки — и направлялся в санитарный корпус, где проходил как по конвейеру последовательно душевые, помещения для зарядки, раздевалки. Из санитарного корпуса жилец по лестнице или пандусу спускался в низкий общественный корпус, где проходил в столовую, после чего отправлялся в институт или же в другие помещения корпуса — залы для бригадной работы, кабинки для индивидуальных занятий, библиотеку, актовый зал. В общественном корпусе находились также ясли для детей до трёх лет, а на крыше была устроена открытая терраса. В результате проведённой в 1960-е годы реконструкции общежития первоначальный замысел строгого распорядка дня был нарушен[3]. Другой известный пример — дом наркомата финансов в Москве. Он интересен как пример дома «переходного типа» от традиционного квартирного жилья к дому-коммуне. Подобных домов было построено шесть — четыре в Москве, по одному Екатеринбурге и Саратове; до настоящего времени сохранились не все[3].

Особой фигурой в истории конструктивизма считается любимый ученик А. Веснина — Иван Леонидов, выходец из крестьянской семьи, начавший свой творческий путь с ученика иконописца. Его во многом утопические, устремлённые в будущее, проекты не нашли применения в те трудные годы. Сам Ле Корбюзье называл Леонидова «поэтом и надеждой русского конструктивизма». Работы Леонидова и теперь восхищают своими линиями — они невероятно, непостижимо современны.

Ленинградский конструктивизм[править | править код]

Ленинградские конструктивисты:

  • Абросимов, Павел Васильевич
  • Вакс, Иосиф Александрович
  • Гегелло, Александр Иванович
  • Гуминер, Яков Моисеевич
  • Демков, Николай Фёдорович
  • Зазерский, Алексей Иванович
  • Каценеленбоген, Тамара Давыдовна
  • Кричевский, Давид Львович
  • Левинсон, Евгений Адольфович
  • Лялин, Олег Леонидович
  • Мендельсон, Эрих
  • Мунц, Владимир Оскарович
  • Никольский, Александр Сергеевич
  • Овсянников, Сергей Осипович
  • Оль, Андрей Андреевич
  • Претро, Ипполит Александрович
  • Симонов, Григорий Александрович
  • Троцкий, Ной Абрамович
  • Фомин, Игорь Иванович
  • Хряков, Александр Фёдорович
  • Чернихов, Яков Георгиевич
  • Явейн, Игорь Георгиевич

Харьковский конструктивизм[править | править код]

Будучи столицей Советской Украины в 1919—1934 годах, Харьков оказался одним из крупнейших центров конструктивистской застройки в Советском Союзе. Общепризнанным символом конструктивизма в Харькове является ансамбль площади Свободы (до 1991 — площадь Дзержинского) с доминирующим зданием Госпрома (Держпрома). Многочисленные здания в конструктивистском стиле занимают район вокруг площади; среди них — дом «Слово», построенный в 1928 году кооперативом литераторов и имеющий в плане символическую форму буквы «С» (слав. «слово»). Яркими конструктивистскими постройками в Харькове являются дом культуры железнодорожников, почтамт, общежитие Харьковского политехнического института «Гигант».

В 1931 году в юго-восточной части города был возведён Харьковский тракторный завод. Соцгород ХТЗ (архитектор П. Алешин) является выдающимся образцом жилой застройки в конструктивистском стиле.

Минский конструктивизм[править | править код]

Дом правительства в Минске

Примером конструктивизма в Минске является дом правительства Республики Беларусь — крупнейшее общественное здание Иосифа Лангбарда, один из лучших памятников конструктивизма, положивший начало формированию нового центра города.

Клуб пищевиков ― здание общественного назначения, построенное в Минске в авангардно-конструктивистском стиле архитектором А. К. Буровым в 1929 году.

Минские конструктивисты:

Горьковский конструктивизм[править | править код]

В Нижнем Новгороде было возведено несколько домов-коммун («Культурная революция», «Дом чекиста») и комплекс соцгорода в районе автозавода.

Свердловский конструктивизм[править | править код]

Гостиница «Исеть» — часть «Городка чекистов» в Екатеринбурге, архитекторы И. П. Антонов, В. Д. Соколов, А. М. Тумбасов (1928—1933)

Екатеринбург (Свердловск), до 1934 бывший центром огромной Уральской области, стал одним из крупнейших центров конструктивистской архитектуры в СССР. В начале 1930-х годов XX века центр города был перестроен в соответствии с планом «Большой Свердловск»; крупные конструктивистские ансамбли разместились вдоль восточной части проспекта Ленина, на площади Труда и площади Парижской Коммуны. В качестве примеров можно назвать жилой комбинат НКВД («Городок чекистов»), Дом связи, дом-коммуну Госпромурала и ряд других зданий. Кроме того, многочисленные конструктивистские здания разбросаны по городскому центру — например, Дом контор, Дом старых большевиков, Дом обороны. С запада проспект Ленина замыкает Медгородок, объединяющий пять медицинских зданий в конструктивистском стиле, а с востока — комплекс Уральского политехнического института (Втузгородок), включающий здания института и комплекс конструктивистских общежитий.

В северной части Екатеринбурга в 1928—1933 годах был построен мощный Уральский завод тяжелого машиностроения (Уралмаш). Соцгород Уралмаш, выстроенный в тридцатые годы, является ярким примером конструктивистского рабочего поселка. Важнейшими конструктивистскими сооружениями Уралмаша считаются ансамбль площади Первой пятилетки и водонапорная башня УЗТМ («Белая башня»).

Свердловские конструктивисты:

  • Соколов, Вениамин Дмитриевич
  • Тумбасов, Арсений Михайлович
  • Антонов, Иван Павлович
  • Горшков, Александр Борисович
  • Коротков, Евгений Николаевич
  • Домбровский, Сигизмунд Владиславович
  • Валенков, Георгий Павлович
  • Парамонов, Валерий Павлович
  • Голубев, Георгий Александрович
  • Жеманов, Николай Иванович
  • Югов, Иван Алексеевич
  • Бабыкин, Константин Трофимович
  • Рейшер, Моисей Вениаминович
  • Шефлер, Бела Михайлович
  • Оранский, Пётр Васильевич
  • Емельянов, Владимир Владимирович

Конструктивизм в дизайне и фотографии[править | править код]

Гостиница «Исеть» — часть «Городка чекистов» в Екатеринбурге, архитекторы И. П. Антонов, В. Д. Соколов, А. М. Тумбасов (1928—1933)

Конструктивизм — направление, которое, прежде всего, связывают с архитектурой, однако он существовал в дизайне, полиграфии, художественном творчестве. Конструктивизм в фотографии отмечен геометризацией композиции, съёмкой в головокружительных ракурсах при сильном сокращении объёмов. Такими экспериментами занимался, в частности, Александр Родченко.

В графических видах творчества (плакат и пр.) конструктивизм характеризовался применением фотомонтажа вместо рисованной иллюстрации, предельной геометризацией, подчинением композиции прямоугольным ритмам. Стабильной была и цветовая гамма: чёрный, красный, белый, серый с добавлением синего и жёлтого (С. Сенькин). В области моды также существовали определённые конструктивистские тенденции — на волне общемирового увлечения прямыми линиями в дизайне одежды, советские модельеры тех лет создавали подчёркнуто геометризированные формы.

Среди модельеров выделяется Варвара Степанова, которая с 1924 года вместе с Любовью Поповой разрабатывала тканевые рисунки для 1-й ситценабивной фабрики в Москве, была профессором текстильного факультета ВХУТЕМАСа, проектировала модели спортивной и повседневной одежды[4][5].

Самой известной фотомоделью тех лет была знаменитая Лиля Юрьевна Брик[6].

В 1923 рядом манифестов был провозглашён конструктивизм как течение в литературе (прежде всего в поэзии), создан «Литературный центр конструктивистов». В нём участвовали поэты Илья Сельвинский, Вера Инбер, Владимир Луговской, Борис Агапов, литературоведы Корнелий Зелинский, Александр Квятковский и другие. Конструктивисты-писатели провозглашали близость поэзии «производственной» тематике (характерные названия сборников: «Госплан литературы», «Бизнес»), очеркизм, широкое применение «прозаизмов», использование нового размера — тактовика, эксперименты с декламацией. К 1930 году конструктивисты стали объектом травли со стороны РАПП и объявили о самороспуске.

Конструктивизм оказал заметное влияние на музыкальное искусство. Хотя не было композиторов, посвятивших этому направлению свое творчество целиком, однако в отдельных произведениях многих композиторов это направление принесло свои плоды. В первую очередь это было связано с поэтизацией образов заводов и фабрик, с имитацией слуховых впечатлений от звуков машин и механизмов, которые воспринимались музыкантами как особая «музыка машин». Яркие плоды это направление дало в творчестве французских композиторов, составлявших группу «Шестёрка». Сделавшись, по существу, теоретиком и первооткрывателем нового направления, Эрик Сати, который ещё в годы Первой мировой войны изобрёл новый вид звукового искусства, «меблировочную музыку», писал о том, что она «глубоко индустриальна».[7]:437-438 Действительно, конструктивный принцип механической повторности, положенный им в основу своего изобретения, характерен для других произведений этого направления. О подчёркнутой конвейерности или индустриальности говорят и названия некоторых опусов Сати: «Автоматические описания» (1913), «Звуковой плиточный пол» (1917—1918), «Железный коврик для приёма гостей» (1924) и другие. Пример старшего друга и наставника своеобразным образом преломился у некоторых композиторов из французской «Шестёрки». К примеру, у Дариюса Мйио одним из основных произведений конструктивистского стиля стал вокальный цикл для сопрано и семи инструментов «Сельскохозяйственные машины» (1919), а спустя пять лет — балет «Голубой экспресс» (1924), а у Артюра Онеггера — симфоническая картина «Пасифик-231» (1923), изображавшая движение паровоза во главе железнодорожного состава. Эта яркая концертная пьеса принесла ему большую популярность. Напротив того, Жорж Орик категорически не принял авангардное начинание Сати, называя его меблировочную музыку — «назойливой химерой».[7]:415

Важнейшим представителем этого направления в отечественной музыке стал А. Мосолов[8]. Его симфонический эпизод «Завод» из неосуществленного балета «Сталь» стал символом конструктивизма в русской музыке. Конструктивизм также проявил себя в таких произведениях, как фокстрот «Электрификат» (1925), оркестровые «Телескопы» (4 пьесы, 1926—1930) Л. Половинкина; фортепианная пьеса «Рельсы», опера «Лёд и сталь» Вл. Дешевова и др. К конструктивизму принято относить балеты великих советских композиторов «Болт» (1931) Шостаковича и «Стальной скок» (1927) Прокофьева. Однако ни авторы биографий Прокофьева музыковеды И. В. Нестьев, И. И. Мартынов, И. Г. Вишневецкий, ни сам композитор не характеризовали музыку балета «Стальной скок» как конструктивистскую, в то время как конструктивистскими называли декорации к балету Г. Б. Якулова.

Для музыкального языка этого направления характерны особые стилевые приемы — резкие, скрежещущие звучности и внезапные контрасты. Музыка может имитировать звуки машин, в связи с чем важную роль играет прием остинато и даже полиостинато[9]. Характерны поиски новых звучностей, например использование листа железа в «Заводе» Мосолова, «препарированного» фортепиано в произведениях Дешевова. Ярким примером подобного рода стала также «Симфония гудков» Арсения Авраамова — её исполнение в Баку (1922) и в Москве (1923) стало олицетворением идеи о том, что весь город с автомобильными гудками, заводскими сиренами, пушечной пальбой — это гигантский оркестр со своей характерной музыкой.

Произведениях данного направления нередко свойственны индустриальные названия, однако имеются случаи, когда несмотря на названия характерные стилевые черты конструктивизма в самой музыке отсутствуют, как, например, в «Сельскохозяйственной симфонии» А. Кастальского. Нередки также и обратные примеры, когда при наличии характерных приемов и образов отсутствует характерное название, как, например, в «Сюите для большого оркестра» А. Животова (1928).

Ещё во время доминирования конструктивизма, рационализма и других модернистских течений в советской архитектуре работали зодчие, опиравшиеся на архитектурные традиции античности и эпохи Возрождения. Самые известные представители: Иван Фомин (Ленинград) с его «красной дорикой» и Иван Жолтовский (Москва), поклонник Ренессанса.

В начале 1930-х годов в значительной степени изменилась политическая ситуация в стране, а следовательно, и в искусстве. Новаторские и авангардные течения подвергались резкой критике. На смену романтично-утопическому, строгому и революционному аскетизму пришли пышность и избыточность сталинского неоклассицизма.

По мнению С. О. Хан-Магомедова и А. Н. Селивановой[10], в СССР в 1932—1936 годах имел место переходный стиль, названный условно «постконструктивизм».

Гостиница «Исеть» — часть «Городка чекистов» в Екатеринбурге, архитекторы И. П. Антонов, В. Д. Соколов, А. М. Тумбасов (1928—1933)

Стиль конструктивизм в архитектуре — svarokmaster.by

Стиль конструктивизм в архитектуре — авангардистское направление начала XX, появление которого стало ответом на потребность общества в простом, функциональном и комфортном интерьере. На смену изрядно поднадоевшему модерну, который отличался изощренностью и витиеватостью линий, пришла строгость, лаконичность форм и полное подчинение дизайна логике.

Стиль конструктивизм в архитектуре

Считается, что главными предпосылками появления направления стали излишний романтизм и роскошь модерна. Архитектуре не хватало рациональности, строгости и функциональности. Конструктивизм в интерьере с его девизом доказал, что именоваться красивым могут лишь полезные и функциональные предметы, все остальное — напыщенность и излишества. Здесь вы не увидите витиеватый орнамент, изжившие себя растительные мотивы, лепной декор и замысловатые линии — каждый элемент подчиняется установленному порядку. При этом интерьер не лишен оригинальности и изысканности.

История архитектурной революции

Конструктивизм в архитектуре «прилетел» в Европу из России. Именно здесь после Октябрьской революции приняли решение отказаться от всего старого, в частности — от «искусства ради искусства». Пролетариат намеревался восстанавливать страну после разрухи по новым канонам. Идею подали браться Веснины, которые преподнесли свой вариант проекта Дворца труда в Москве. Проект отличался новшествами в планировке помещений, эстетичного облика самого здания и в использовании строительных материалов. Именуясь «архитектурным переломом», стиль проекта подходил под догму новаторского искусства. Для обихода создавались органичные вещи, которые упрощали жизнь людей.

Повлияли на дизайн в стиле конструктивизм и другие новаторские направления эпохи — кубизм, футуризм и пуризм, которые коснулись всех граней искусства. Архитекторы стали искать пути экономного расселения людей в городах, возводя типовые квартиры, рассчитанные на средний класс.

Ранее Густава Эйфель создает Эйфелеву башню в Париже, которая становится предвестницей появления нового течения в архитектуре. Параллельно создаются предпосылки нового течения и в Америке, где начинают разрабатываться проекты небоскребов с нависающими стенами.

Как определить стиль интерьера конструктивизм

Стиль конструктивизм в архитектуре

Конструктивизм в архитектуре зданий проявляется не только функциональностью, но и выразительностью. Эффект достигается не благодаря декору, а с помощью современных материалов. К особенностям построек относятся:

  • Монолит. Дом воспринимается как единое целое.
  • Масштабность. Здания поражают своими размерами, что достигалось благодаря использованию новых, доселе не открытых, технологий.
  • Сегментированность. Просматривается четкое деление построек на отдельные фигуры.
  • Бетон, стекло и пластик. Конструктивизм в архитектуре дома не просто использует эти материалы, но и оперирует ими для достижения художественной выразительности.
  • Игра с «правильными» формами. Характерная черта — плавный переход из одной формы в другую.
  • Приглушенные цвета. Основная палитра фасадов зданий — серый, белый бежевый цвет, разнообразие достигается за счет использования стекла и металла.

Стиль конструктивизм в архитектуре

Главным образом конструктивизм в дизайне интерьера отличается от других направлений сдержанностью, отсутствием пестрых элементов и системностью. Дизайн продумывался для зарождающегося типа жилья — малогабаритных квартир. Поэтому помещения не захламливались аксессуарами, осветительными приборами (лишними торшерами, бра) и ненужными предметами. Им здесь не было места.

Стиль конструктивизм в архитектуре Конструктивизм в интерьере — особенности:
  • Обилие естественного освещения, которое достигается за счет создания проектов коттеджей с окнами в пол. Тяжелые шторы отсутствуют либо заменяются легкими жалюзи.
  • Цветовая гамма не отличается особым богатством и характеризует промышленный бум начала 20-го века. Присутствуют однотонные принты и смелые контрасты. Фон помещений — серый, светло-серый и черный. На нем выделяются белые, бежевые, желтые и красные детали. Популярно сочетание белого и серого тонов.
  • В интерьере не найти красного дерева или позолоты. Его главные герои — пластик, металл, стекло, натуральный камень и хромированные детали.
  • Наличие пустого пространства, использование в помещении одного основного цвета. Мебель словно вырастает из пола и сливается с помещением. В мягкой мебели плавные и округлые формы уступают строгим квадратным.
  • Широкое использование встроенных ниш, подсветки. Минимальный декор мебели, отсутствие на ней орнамента.
Стиль конструктивизм в архитектуре

Как использует камень конструктивизм в интерьере маленькой квартиры?

Камень используется в дизайне наравне со стеклом и металлом. Зачастую это мрамор, который нашел широкое применение благодаря своему роскошному природному рисунку. Гранит используется для создания акцентов на фасадах зданий, а известняковые плиты — в качестве тропинок в садах и у крыльца здания.


Стиль конструктивизм в архитектуре

Если рассмотреть конструктивизм в интерьере в гостиной, фото дизайна демонстрируют применение мрамора серых и темных оттенков для отделки полов. Он укладывается равномерно, сохраняется плавный переход рисунка. В ванных комнатах камень используется для облицовки ванной, оформления полов и стен. Это может быть и мраморная плитка. На кухне неотъемлемый атрибут — столешница из натурального камня и подоконник.

Стиль конструктивизм в архитектуре

Конструктивизм в интерьере офиса просматривается массивными квадратными колоннами, выполненными из натурального камня. Композиция из белого и черного мрамора — типичное цветовое сочетание направления, что используется для отделки офисов и ресепшенов в Беларуси. В кафе полы устилают гранитные плиты серых оттенков, гармонирующие с общим настроением помещения.

Стиль конструктивизм в архитектуре

Конструктивизм в архитектуре: интерьер ванной комнаты и кухни

Желание визуально расширить пространство приводит к объединению ванной и туалета. Фавориты интерьера – белый и черный цвета. Округлая раковина монтируется в прямоугольное каменное подстолье. Возможно наличие двери со стеклом в пол. Но стекло при этом изготавливается матовым, или с напылением. При установке ванной с гидромассажем используют специальные шторы или перегородки из стекла. Ванная изобилует зеркалами и стеклом. Предполагается дополнение интерьера навесной сантехникой.

Стиль конструктивизм в архитектуре

Конструктивному дизайну свойственны традиционные света без оттенков – красный, серый, желтый, бежевый, красный, а также синий и зеленый. Стены выкладываются натуральным камнем или плиткой, в зависимости от бюджета владельца. Важно отсутствие узоров. Максимум допускаются полосы или естественная структура камня. Одно из требований — блестящая гладкость, никаких шероховатых поверхностей.


Стиль конструктивизм в архитектуре

Для отделения зон используется разное напольное покрытие. Так, мраморную плитку комбинируют с ламинатом или паркетом. Занавески в тон стен или жалюзи не отвлекают внимание хозяйки. Помимо основного источника света, каждая рабочая зона дополнительно подсвечивается. Кухонная техника не прячется от взора, но помещается в нише. Она одновременно выполняет функцию аксессуара.

Конструктивизм в архитектуре, черты которого просматриваются в строгих линиях и прямых углах, выделяет в обеденной зоне стол. Направление можно определить по контрастным цветам и сочетанию материалов (дерево-стекло, дерево-камень). Многие собственники совмещают гостиную с кухней, предоставляя себе больше возможностей для оформления дизайна.


Стиль конструктивизм в архитектуре

Как создать конструктивизм в интерьере комнаты?

Стиль конструктивизм в интерьере, фото которого демонстрируют небольшие объемы мебели, предполагает наличие в доме бассейна, гаража и террасы. Первый этаж занимает просторная гостиная (возможно, совмещенная с кухней и столовой) и спальни для гостей. Спальни и детские комнаты располагаются на втором этаже. В интерьере используются натуральные материалы и однотонные краски. В мебели акцент делается не на обивку, а на конструкцию и ее назначение. Шкаф существует не для того, чтобы рассматривать его декор, а чтобы хранить в нем вещи.


Стиль конструктивизм в архитектуре

Конструктивизм в архитектуре жилых домов исключает монотонность в помещении благодаря использованию контрастов и ярких акцентов. В качестве напольного покрытия применяется паркетная доска, паркет или ламинат серых оттенков. Для оформления стен подбирают однотонные обои или штукатурку. Оштукатуривается и потолок, а вместо традиционной большой люстры используются подвесные светильники. Мебель — функциональная и эргономичная. Нередко в спальне вместо кровати ставили раскладной диван.

Древесина просматривается в напольном покрытии, отделке стен (что становится одним из акцентов в помещении). Если в гостиной стоит камин, то он отделывается натуральным камнем и имеет простую форму.

Заключение

Кажущийся простым, конструктивизм интерьера комнаты предполагает проведение серьезной работы для создания гармоничного и стильного ансамбля цветов и геометрических форм в помещении. Достижение красоты и эстетичности возможно за счет грамотного подбора фактур, цветов, отделки и мебели. Мебель, не смотря на свою простоту, не является массовой, и стоит немалых денег.


Стиль конструктивизм в архитектуре

Самые гениальные архитектурные решения пересекаются с простотой и функциональностью. Это подтверждает триумфальное возвращение направления. Дизайнеры активно используют его для оформления офисных помещений и ресторанов, составления проектов коттеджей в Минске. Такой дизайн позволяет отдохнуть от излишеств, но в тоже время не лишен комфорта и презентабельности.

Конструктивизм. Особенности стиля и его отличие от функционализма

Содержание статьи

Если рассматривать все минималистические стили архитектуры, то конструктивизм является самым востребованным в истории Советского Союза. По канонам конструктивизма в нашей стране возводились здания, поскольку это направление опиралось на следующие «киты»: утилитарность и полезность.

Конструктивизм в этом плане имеет много общего с функционализмом, что также отражается и во временных рамках, в которых он был популярен у нас и за рубежом, но при этом у двух стилей имеются и свои отличия.

унитарность и иполезность конструктивизмаунитарность и иполезность конструктивизма

Если говорить коротко, то конструктивизм предполагал создание функциональных, и в то же время красивых, высокопарных зданий, которые, несмотря на свой минималистический вид, обладали очень мощными формами.

Среди особенностей конструктивизма можно отметить:

1. Монолитность.

Конструктивисты старались достичь «бесшовности» в облике зданий. Невзирая на разбиение на различные сегменты, напоминающие геометрические фигуры, дома в стиле конструктивизма выглядели как одно целое, неделимое, словно атом, что и выступает основным отличием от функционализма, где такой подход считался бесполезной мишурой.

Монолитность в конструктивизмеМонолитность в конструктивизме

2. Фрагментированность.

Фрагменты, которые все же выделялись в фасадах и иных участках зданий, не выпадали из общей канвы, смотрелись неотделимо, что отличало конструктивизм от функционализма, где экстерьер здания вполне мог обособляться на разные участки и группы.

Мощные формы конструктивизмаМощные формы конструктивизма

3. Всеохватность.

Конструктивизм всегда поражал своими размерами. Порой здания в этом стиле выглядели действительно огромно.

Конструктивизм и фунционализм отличияКонструктивизм и фунционализм отличия

4. Использование стекла и бетона в строительстве.

В данном стиле стекло, бетон, металл и пластик являются своеобразными инструментами в руке художника, которыми он творит новое здание.

Бетон и стекло в конструктивизмеБетон и стекло в конструктивизме

5. Ровные цвета.

Стилевые решения конструктивизма подчас простые и блеклые, невыразительные, бесцветные. Для разнообразия в них вплетается металл и стекло, что помогает сделать их более изысканными и интересными.

Ровные цвета в конструктивизмеРовные цвета в конструктивизме

6. Богатая палитра форм.

Формы конструктивизма действительно могут быть разными. Здесь нет никаких запретов. Однако странных спиралей или каких-то слишком специфичных решений вы тут не найдете. Все изменения форм укладываются в определенный спектр, границы которого узки, но при этом здания всегда отличаются какими-то своими чертами, не похожими друг на друга.

Конструктивизм. Богатая палитра формКонструктивизм. Богатая палитра форм

Главное отличие функционализма от конструктивизма: функционализм использует минималистические формы и ограниченные материалы лишь по причине их удобства, функциональности, а конструктивизм использует их с целью творческого выражения, креативности.

Конструктивизм: часть 1 – Рабочие клубы

Это продолжение серии статей об отдельных периодах русской архитектуры. Ранее уже были рассмотрены особняки в стиле ампир (1800-1830-е гг.), эклектика (1830-1890е гг.), и модерн (1890-1914 гг.). Переходя в ХХ век, я начинаю рассказ о конструктивизме 1920-1930 гг. с рассмотрения Рабочих клубов.

Итак – наступил ХХ век, прошли годы, первая мировая война плавно перешла  в две революции, а затем отгремела гражданская война. Многострадальная Родина, взявшая в руки винтовку в 1914 году, с началом первой мировой войны, так и проходила с ней где-то до 1922-23 года, то есть почти десять лет. Строительство отдельных зданий все же велось и в эти годы, но это были единичные объекты.

Из крупных сооружений, которые продолжали строить во время всех войн и революций, был, например, Казанский вокзал по проекту Щусева. Но о строительстве и об архитектуре в эти годы можно бы и вообще не говорить – шли непрерывные войны. Утонченный модерн, парадный ретроспективизм, неожиданные и ювелирные  стилизации и все другие красоты резко оборвались фактически в 1914 году.
Но — прошли годы, закончились революции, утихла гражданская война.
На развалинах Российской империи появилось новое государство, новая жизнь, новые приоритеты и совершенно новые общественные отношения. И – как естественное продолжение – новая архитектура.
Конструктивизм — это первый советский архитектурный стиль, который воплотил в кирпиче, металле и стекле идеи русского авангарда начала XX века. Подчеркнутая функциональность, простые геометрические формы, экономичность и отсутствие излишеств, вот его главные характеристики. Проектировали здания для новых, свободных и счастливых людей, для нового типа человеческих отношений.

И часто сами объекты были по назначению принципиально новыми —  кварталы домов на рабочих окраинах Москвы, дома-коммуны, фабрики-кухни, дворцы труда. Наиболее распространённым типом общественных зданий, воплотившим в себе основные принципы конструктивизма, стали здания клубов и дворцов культуры.

Часть 1 — Рабочие клубы

Наиболее ярко тенденции советского конструктивизма проявились в зданиях рабочих клубов.
В данной статье я решил детально рассмотреть два сооружения, наглядно показывающих два противоположных принципа подхода к созданию клуба. Компактный многоэтажный корпус  на углу двух центральных улиц — Клуб им. Зуева, и свободно расположенный и распластанный в парке комплекс зданий – ДК им. Горбунова.

Клуб им. Зуева построен в 1927—1929 годах на Лесной улице. Арх. И.Голосов. Объемная и динамичная композиция здания сразу делает его запоминающимся сооружением. Динамичный характер эпохи отразился в принципиально новых архитектурных решениях. В основу композиции здания положен контраст между простыми кубическими объемами бетонных стен и стеклянными плоскостями огромных витражей. Угол здания решен постановкой стеклянного цилиндра главной лестничной клетки. Железобетонный каркас здания читается и на фасадах. Во всем видно торжество асимметрии.
Необходимо иметь в виду и то обстоятельство, что по первоначальному плану Москвы в этом  месте должны были пересекаться важные городские магистрали – новое Бульварное кольцо (на месте Лесной улицы) и будущий проспект (вместо Миусского переулка), идущий из центра. Но этим планам не суждено было сбыться.

42285 Дом культуры имени С. М. Зуева.jpg

Фото 1930-31 гг.


ДК-имени-Зуева.jpegФото 1933 года.
Прекрасная фотография, на которой видны оба фасада здания и весь его первоначальный облик.
И стеклянный «стакан» на углу, ориентированный на перекресток  двух будущих городских магистралейплан.jpg

План клуба им. Зуева, но уже в современном состоянии.
Хорошо видна глухая стена зрительного зала, обращенная в сторону Миусского переулка,
на месте которой первоначально был витраж


Но о важности сохранения построек советского конструктивизма сегодня говорят только в узких кругах специалистов. В отличии от сооружений прошлых веков, с колоннами и капителями, с деталями вычурного модерна и прочее – эпоха советского конструктивизма в наши дни не в почете. Достаточно полистать страницы интернета, что бы увидеть суровое и несколько пренебрежительное отношение к конструктивизму — нашему самому первому этапу архитектуры Страны Советов. Большинство рабочих клубов и домов культуры уже потеряли первоначальную функцию, а в последние десятилетия перестроены и «обновлены» до полной неузнаваемости. Не исключение и клуб имени Зуева. Большой зрительный зал на 950 мест располагается на третьем-четвертом этажах. Первоначально он имел естественное освещение через широкие окна и выходы на балкон в сторону Миусского переулка. Изменился характер отделки колонн, стен и лестницы. Но этому зданию еще повезло, оно продолжает действовать как Дом культуры!

лестница.jpg

Начало винтовой лестницы – одного из главных акцентов в объемно планировочном решении здания


78412 Дом культуры имени С. М. Зуева.jpgМонолитное перекрытие лестницы, с центральным кругом и расходящимися от него балками35691 Дом культуры имени С. М. Зуева.jpgФотография 1970-80-х гг. f1a8a514ac1.jpg
Сегодняшнее состояние здания вызывает двойственные чувства. С одной стороны дом живет и функционирует. С другой – видно, что архитектура изменена очень сильно, все витражи на фасаде в сторону Миусского переулка заменены глухими стенами и уничтожены балконы. А уж розовый цвет окраски внушает чувство недоумения. Ну – зачем так-то портить здание?
Вернитесь к началу статьи и еще раз посмотрите фотографию клуба в 1933 году….. разительный контраст, не так ли?!
Конечно, зданию нужна грамотная научная реставрация. Вот ведь какие чудеса происходят у нас – реставрировать и воссоздавать первоначальный архитектурный облик нужно не какого-то там старинного здание давно прошедших веков – а памятника архитектуры, построенного нашими современниками. Но – надо!

Дворец культуры им. Горбунова построен на территории Филей, тогда еще пригорода Москвы. Дворец культуры занимает большую территорию и в его состав входит солидный  набор подразделений. Зрительный зал, лекционный зал, читальный зал, библиотека, спортивный зал и помещения для различных кружков.
Здание является центром всего этого микрорайона, включающего авиазавод, фабрику-кухню, жилой район и парк.  Дворец культуры проектировался и строился долго, с 1929 по 1938 год. Первоначально намечавшийся как клуб авиазавода, он стал районным Дворцом культуры. Зрительный зал был запроектирован на 1500 человек, а его сценическая часть получила полноценный театральный набор с колосниками для смены декораций, что видно на чертеже разреза. То есть получился театральный и киноконцертный зал,  большой и высокий, с двумя ярусами балконов.

Генплан.jpg1. Дворец культуры,
2. стадион,
3. центральная площадь,
4. жилые кварталы (тоже хороший конструктивизм)
5. парк (в 90-е годы здесь был стихийный рынок)
6. авиазавод (в наши дни — ГКНПЦ им. М. В. Хруничева)ДК Горбунова.jpgДК им. Горбунова. 1929-38 гг. Арх. Я Корнфельд.
Входной блок и за ним фасад основного здания, с характерным для построек конструктивизма
полукруглым витражом двухсветного вестибюля. Фото 1960-х гг.план.jpgПлан второго этажа:
Справа зрительный зал, в центре клубные помещения, слева спортивный залразрез.jpg

Продольный разрез: Двухсветный вестибюль с балконом, зрительный зал и сцена с колосниками


24_2.jpegЗрительный зал ДК им. Горбунова на 1500 человек.
Вид со сцены на партер, амфитеатр и два яруса балконов33730 ДК имени Горбунова. Интерьер холла.jpgДвухсветный вестибюль с балконом. Фото 1939-40 гг.ДК им. Горбунова.jpg

Фотография из музейного архива авиазавода.
Очень понравилась колоритная надпись.
Сегодня она является для нас историческим документом эпохи первых советских пятилеток


Создание рабочих клубов имело очень большое значение в 1920-1930-е. годы. И многие тысячи людей именно в клубах получили первые, действительно художественные знания. Принятый за основу набор помещений рабочего клуба, это – универсальный зрительный зал для собраний, показа кино и театральных постановок, и кружки для самодеятельности. И, конечно – библиотека.
Кружки по техническим интересам, кружки гуманитарных знаний, истории и литературы, а также студии для занятий рисунком и живописью, музыкой и хореографией.
В ДК им. Горбунова было и много подразделений для спортивных занятий — спортивный зал, лыжная база, футбольное поле, каток.
Интенсивное клубное строительство в Москве, начавшееся в 20-е годы, отразило все наиболее яркие архитектурные идеи своего времени.
8357 ДК имени С.П. Горбунова. Клубный корпус.jpgКлубный корпус. Фото 1930-х гг.панорама.jpgТак выглядит Дворец Культуры в наши дниВ лихие девяностые годы на этой площади и на аллеях парка по выходным размещался стихийный рынок, где в основном шла торговля кассетами для магнитофонов. Гремела музыка, на самодеятельных подмостках выступали самодеятельные артисты. Толпы молодежи искали записи на свой вкус. Вот тогда-то с чьей-то легкой руки рынок получил название «Горбушка». В наши дни это безобразие давно закончено, аллеи приведены в порядок. И тишина.

Конечно, хотелось бы рассказать и о других рабочих клубах, возведенных в Москве в стиле конструктивизма. Их довольно много. Но на сегодня я ограничусь только двумя.

Материалы:
Памятники архитектуры Москвы. Том 9. – М.: Искусство-XXI век, 2012
Сайт фотографии прошлого – Pastvu.com.

Небольшой ликбез по архитектурным стилям. Часть 11: Конструктивизм (интернациональный стиль)

АРХИТЕКТУРНЫЙ ЛИКБЕЗ

ЧАСТЬ ОДИННАДЦАТАЯ

Архитектура ХХ века непохожа на все предыдущие архитектурные стили. Зародившиеся в начале века рационализм и конструктивизм, главными чертами которых стали простота, утилитаризм и экономичность, получили новое мощное направление — функционализм, названный международным (интернациональным) стилем.

    Главными объектами приложения архитектурной мысли становятся не столько культовые сооружения, сколько функциональные здания: вокзалы, заводы и фабрики, мосты, общественные учреждения и, конечно, жилища людей.
    Американский архитектор Луис Салливен (1856 — 1924), провозгласивший лозунг «форма следует функции», считал, что дом человека должен напоминать жилище пчел. А поэтому нужно возводить «ульи для людей» — единообразные, стандартные сооружения, в которых человек будет чувствовать себя составной частью гигантской городской биосферы.


Эмпайр-Стейт-Билдинг (1929 — 1931 гг.) относят к стилю ар-деко,
но в целом застройка нью-йоркского Манхеттена в ХХ веке более чем соответствует идее
превращения города в «человеческий муравейник»:

      Новые идеи и прнинципы архитектуры гласили:

    — архитектура должна быть легкой и давать ощущение парения;
    — архитектура должна подчинять себе огромные потоки света внутри здания и научиться снаружи обыгрывать световые эффекты;
    — благодаря новым материалам и технологиям архитектура должна научиться оперировать целостными пространствами огромных размеров.

    Уже в начале ХХ века модерн стал все более тяготеть к поискам рациональных конструктивных решений. На смену усложненным формам и декораьтивным украшениям модерна пришли функциональные и четкие конструкции, более лаконичные и простые объемы.
    Внешний вид построек отражал не только их конструкцию, но и внутреннюю планировку. Интерьеры освобождались от излишеств и перегруженности деталями. Окна стали нередко заменять стены, а пространство здания стремительно убегало ввысь.
    Появление небоскребов в Америке стало подлинной сенсацией. Первый небоскреб американского архитектора Луиса Салливена в городе Сент-Луисе произвел настоящий переворот в архитектуре.


Уэйнрайт-билдинг в Сент-Луисе (1890 — 1891 гг.):

    Стальные каркасы с вертикальными конструкциями, напичканные скоростными лифтами и другой техникой, явно бросали вызов классике.


Манхеттен:



    Основателем конструктивизма, создателем «интернационального стиля» стал Ш. Э. Ле Корбюзье (1887 — 1965). Основы для «новой архитектуры» он искал в чисто геометрических формах, линиях под прямым углом, в безупречных сочетаниях вертикали и горизонтали, в абсолютном белом цвете, то есть в том, что было совершенно противоположно архитектуре моего любимого Антони Гауди (может быть, именно поэтому у меня к Ле Корбюзье несколько предвзятое негативное отношение).

    Задача архитектора, по мнению Ле Корбюзье, сводится лишь к поиску простых форм и правильной системы пропорций. В своей книге «Путь к архитектуре» (1923 г.) он так изложил суть своих художественных принципов:
    «Большое искусство создается простыми средствами… Простые геометрические формы прекрасны, потому что они легко воспринимаются… Куб, конус, шар, цилиндр, призма — вот великие первичные формы. Их образ представляется нам чистым, легко воспринимаемым, однозначным. Поэтому они красивы. Это прекраснейшие из форм…
    Горизонт риует горизонтальную линию как абстрактное выражение покоя. Вертикаль, пересекаясь с горизонталью, образует два прямых угла. Вертикаль и горизонталь неизменны. Прямой угол — это как бы интеграл сил, поддерживающий мир в равновесии…»

    Одним из самых известных сооружений Ле Корбюзье является вилла «Савой» (1928 — 1931 гг.) во французском городе Пуасси:




    В ней выразилось то, к чему Ле Корбюзье постоянно призывал: структура здания должна разрабатываться так же последовательно и логично, как осуществляется конструирование машин. Он говорил, что «на самолет нельзя смотреть как на птицу или стрекозу, в нем надо видеть машину для полета». Так и дом — жилище человека — это «машина для жилья».

    Такую «машину для жилья» — «Юните Д’Абитасьон» Ле Корбюзье построил в 1948 — 1954 годах в Марселе:


Этот дом рассчитан на 350 семей (примерно 1600 человек), включает 337 двухэтажных квартир, магазины, сад на крыше, спортзал, бассейн, детский сад, т. е. все, что необходимо человеку для благоустроенной жизни:



    Юните Д’Абитасьон считается эталонном конструктивизма. В восхищении от этого сооружения коллега Ле Корбюзье по этому стилю архитектор Вальтер Гропиус — учредитель немецкого варианта конструктивизма — стиля «баухаус», писал: «Любой архитектор, который не найдет это здание прекрасным, пусть лучше отложит свой карандаш». 

    Я не архитектор, хотя очень люблю архитектуру, и именно поэтому совершенно не согласен с мнением В. Гропиуса. Нет, я не исключаю, что жилые дома, построенные по проектам Ле Корбюзье, функциональны и удобны для их жильцов. Но вот что касается эстетической составляющей, которая для меня является главной при оценке того или иного здания, то просто ответьте на один вопрос: хотелось бы вам, чтобы все города мира были застроены такими вот «машинами для жилья»?
    Мне бы этого категорически не хотелось!
    А ведь именно к этому призывал Ле Корбюзье:
    «Мы за новые пути в создании городов. Что же касется Парижа, Лондона, Берлина, Москвы или Рима, то эти столицы должны быть полностью преобразованы собственными средствами, каких бы усилий это ни стоило и сколь велики ни были бы связанные с этим разрушения».
    Так, в 1925 году Ле Корбюзье предложил план реконструкции Парижа, согласно которому предлагалось полностью снести старую, историческую часть города и на ее месте построить новый, суперсовременный город. К счастью, этого не случилось!

    В Советском Союзе развитие конструктивизма в 20 — 30- годы ХХ века нашло свое воплощение в творчестве таких архитекторов как братья Веснины (Леонид, Виктор и Александр Александровичи), Моисей Яковлевич Гинзбург, Алексей Викторович Щусев и Константин Степанович Мельников.


Универсальный магазин Мосторга на Красной Пресне
(проект братьев Весниных, 1926 г.):

Дом Наркомфина на Новинском бальваре в Москве,
простроенный в 1930 году про проекту М. Я. Гинзбурга:


Здание Накромзема СССР на Садовом кольце, построенное в 1928 — 1933 годах А. В. Щусевым
(сейчас здесь располагается Министерство сельского хозяйства РФ):

Дом Мельникова в Кривоарбатском переулке (1927 — 1929 гг.):


    Стоит мне только представить, что вся Москва могла бы быть застроена подобными сооружениями в стиле конструктивизма, мне сразу же становится плохо. И без того несчастная Москва в 20-30-е годы подверглась варварской реконструкции, в результате которой навсегда были утрачены уникальные памятники архитектуры.
    Хорошо хоть, что к перестройке Москвы в духе интернациональной архиектуры особенно не приложил руку Ле Корбюзье и его сторонники, которых в это время было предостаточно.

     И в особенности я рад тому, что так и не состоялся проект так называемого основоположника советского конструктивизма В. Е. Татлина, который задумал построить в центре Петрограда (или Москвы) совершенно абсурдную башню имени Третьего Интернационала, должную стать главным административным и агитационным центром Коминтерна — организации, готовившей человечество к мировой революции.

    Прообразом этой башни была Вавилонская башня:


«Вавилонская башня»
(картина Питера Брейгеля Старшего, 1563 г.):



    Но если Вавилонская башня служила символом разъединения человечества, то башня Коминтерна, по задумке Татлина, должна была явиться символом его объединения в полном соответствии с главным лозунгом Третьего Интернационала — «Пролетарии всех стран — соединяйтесь!».

    Башня Татлина была задумана высотой в 400 метров (в полтора раза выше Эйфелевой башни), а внутри ее каркасной структуры должны были располагаться стеклянные помещения кубической, пирамидальной, цилиндрической и сферической формы, вращающиеся вокруг наклонной оси с разной скоростью.

    Проект этой колоссальной башни был разработан В. Е. Татлином в 1919 году, в разгар Градданской войны. Разумеется, средств на его осуществление в нищей Советской России не было. С большим трудом удалось найти лишь рейки и бумагу для макета, продемонстрированного в Москве в декабре 1920 года во время работы VIII Съезда Советов.




    В конце 20-х — начале 30-х годов ХХ века руководство СССР несколько охладело к подобным радикальным формам авангардистской архитектуры конструктивизма, поэтому проект Татлина, к счастью, так и не был осуществлен.
    Однако, коструктивизм в разных своих проявлениях на протяжении всего ХХ века продолжал свое победное шествие во всем мире.
    Так, мне совершенно не понятно, как можно было построить музей Гауди в его родном Реусе в стиле, являющимся совершенно противоположным всему тому, что исповедовал в архитектуре этот великий зодчий эпохи модерна:

    Следующая — двенадцатая часть нашего архитектурного ликбеза будет посвящена еще одному стилу архитектуры ХХ века, известному как «органическая архитектура».

    Так что, продолжение следует…

    Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

Конструктивизм (искусство) — это… Что такое Конструктивизм (искусство)?

Конструктиви́зм — советский авангардистский метод (направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — первой половине 1930 годов.

Особенности стиля

Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В архитектуре принципы конструктивизма были сформулированы в теоретических выступлениях А. А. Веснина и М. Я. Гинзбурга, практически они впервые воплотились в созданном братьями А. А., В. А. и Л. А. Весниными проекте Дворца труда для Москвы (1923) с его чётким, рациональным планом и выявленной во внешнем облике конструктивной основой здания (железо-бетонный каркас). В 1926 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — ОСА (общественная организация, основанная в 1924 году членами ЛЕФа). Данная организация являлась разработчиком так называемого функционального метода проектирования, основанного на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны.

Применительно к зарубежному искусству термин «конструктивизм» в значительной мере условен: в архитектуре он обозначает течение внутри функционализма, стремившееся подчеркнуть экспрессию современных конструкций, в живописи и скульптуре—одно из направлений авангардизма, использовавшее некоторые формальные поиски раннего конструктивизма (скульпторы И. Габо, А. Певзнер)

В указанный период в СССР существовало также литературное движение конструктивистов.

Появление конструктивизма

Конструктивизм принято считать русским (точнее говоря, советским) явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не может быть ограничен рамками одной страны. Так, провозвестником этого стиля в архитектуре явилась ещё Эйфелева башня, сочетающая в себе элементы как модерна, так и оголённого конструктивизма.

Как писал Владимир Маяковский в своём очерке о французской живописи: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм…»

В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшем забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить производству, а производство — народу.

Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами утилитаризма или так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе.

Так, один из теоретиков «производственного искусства» Борис Арватов писал, что «…будут не изображать красивое тело, а воспитывать настоящего живого гармоничного человека; не рисовать лес, а выращивать парки и сады; не украшать стены картинами, а окрашивать эти стены…»

«Производственное искусство» стало не более чем концепцией, однако, сам по себе термин конструктивизм был произнесён именно теоретиками этого направления (в их выступлениях и брошюрах постоянно встречались также слова «конструкция», «конструктивный», «конструирование пространства»).

Помимо вышеуказанного направления на становление конструктивизма оказали огромное влияние футуризм, супрематизм, кубизм, пуризм и другие новаторские течения 1910-х годов в изобразительном искусстве, однако социально обусловленной основой стало именно «производственное искусство» с его непосредственным обращением к современным российским реалиям 1920-х годов (эпохи первых пятилеток).

Рождение термина

Башня Татлина, Рабочий и колхозница на марке 2000 года

Термин «конструктивизм» использовался советскими художниками и архитекторами ещё в 1920 году, однако впервые он был официально обозначен в 1922 году в книге Алексея Михайловича Гана, которая так и называлась — «Конструктивизм».

А. М. Ганом провозглашалось, что «…группа конструктивистов ставит своей задачей коммунистическое выражение материальных ценностей… Тектоника, конструкция и фактура — мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры».

То есть явным образом подчёркивалось, что культура новой России является индустриальной.

Конструктивизм в архитектуре

Основная статья: Конструктивизм (архитектура)

Братья Веснины и расцвет конструктивизма

Дом Культуры ЗИЛ. Арх. братья Веснины

Важной вехой в развитии конструктивизма стала деятельность талантливых архитекторов — братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных. Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг. (Они начали свою карьеру ещё в эпоху Модерн).

Впервые архитекторы-конструктивисты громко заявили о себе на конкурсе проектов здания Дворца Труда в Москве. Проект Весниных выделялся не только рациональностью плана и соответствием внешнего облика эстетическим идеалам современности, но и подразумевал использование новейших строительных материалов и конструкций.

Следующим этапом был конкурсный проект здания газеты «Ленинградская правда» (московского отделения). Задание было на редкость сложным — для строительства предназначался крохотный участок земли — 6×6 м на Страстной площади.

Веснины создали миниатюрное, стройное шестиэтажное здание, которое включало не только офис и редакционные помещения, но и газетный киоск, вестибюль, читальный зал (одна из задач конструктивистов заключалась в том, чтобы на малой площади сгруппировать максимальное количество жизненно необходимых помещений).

Моисей Гинзбург — «Стиль и эпоха»

Ближайшим соратником и помощником братьев Весниных был Моисей Яковлевич Гинзбург. В своей книге «Стиль и эпоха» он размышляет о том, что каждый стиль искусства адекватно соответствует «своей» исторической эпохе. Развитие новых архитектурных течений, в частности, связано с тем, что происходит «…непрерывная механизация жизни» , а машина есть «…новый элемент нашего быта, психологии и эстетики». Гинзбург и братья Веснины организовывают Объединение современных архитекторов (ОСА), в которое вошли ведущие конструктивисты.

C 1926 года конструктивисты начинают выпускать свой журнал — «Современная архитектура» (или просто «СА)». Выходил журнал на протяжении пяти лет. Оформлением обложек занимался Алексей Ган.

Деятельность ОСА

  • 1927 год — Первая выставка современной архитектуры;
  • 1928 год — Первая конференция ОСА
  • 1929 год — Первый съезд ОСА

Функциональный метод

Здание газеты «Известия» Kscan 11.jpeg

Функциональный метод — это теоретическая концепция зрелого конструктивизма (1926—1928 гг.), основанная на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Таким образом, идейно-художественные и утилитарно-практические задачи рассматривались в совокупности. Каждой функции отвечает наиболее рациональная объёмно-планировочная структура (форма соответствует функции).

На этой волне происходит борьба конструктивистов за «чистоту рядов» и против стилизаторского отношения к конструктивизму. Иначе говоря, лидеры ОСА боролись против превращения конструктивизма из метода в стиль, во внешнее подражательство, без постижения сущности. Так, нападкам подвергся архитектор Григорий Бархин, создавший Дом «Известий».

В эти же годы происходит увлечение конструктивистов идеями Ле Корбюзье: автор и сам приезжал в Россию, где плодотворно общался и сотрудничал с лидерами ОСА.

В среде ОСА выдвигается ряд перспективных архитекторов, таких, как братья Илья и Пантелеймон Голосовы, Иван Леонидов, Михаил Барщ, Владимир Владимиров.

Конструктивисты активно участвуют в проектировании промышленных зданий, фабрик-кухонь, домов культуры, клубов, жилых домов.

Особой фигурой в истории конструктивизма считается любимый ученик А. Веснина — Иван Леонидов, выходец из крестьянской семьи, начавший свой творческий путь с ученика иконописца. Его во многом утопические, устремлённые в будущее, проекты не нашли применения в те трудные годы. Сам Ле Корбюзье называл Леонидова «поэтом и надеждой русского конструктивизма». Работы Леонидова и теперь восхищают своими линиями — они невероятно, непостижимо современны.

Ленинградский конструктивизм

Ленинградские конструктивисты:

  • Абросимов, Павел Васильевич
  • Вакс, Иосиф Александрович
  • Гегелло, Александр Иванович
  • Демков, Николай Фёдорович
  • Зазерский, Алексей Иванович
  • Каценеленбоген, Тамара Давыдовна
  • Кричевский, Давид Львович
  • Левинсон, Евгений Адольфович
  • Лялин, Олег Леонидович
  • Мендельсон, Эрих
  • Мунц, Владимир Оскарович
  • Никольский, Александр Сергеевич
  • Овсянников, Сергей Осипович
  • Оль, Андрей Андреевич
  • Претро, Ипполит Александрович
  • Симонов, Григорий Александрович
  • Троцкий, Ной Абрамович
  • Фомин, Игорь Иванович
  • Хряков, Александр Фёдорович
  • Чернихов, Яков Георгиевич
  • Явейн, Игорь Георгиевич

Харьковский конструктивизм

См. Госпром, дом «Слово»

Минский конструктивизм

Kscan 11.jpeg Дом правительства в Минске

См. Дом правительства Республики Беларусь

Конструктивизм в дизайне и фотографии

Конструктивизм — направление, которое, прежде всего, связывают с архитектурой, однако, такое ви́дение было бы однобоким и даже крайне неверным, ибо, прежде, чем стать архитектурным методом, конструктивизм существовал в дизайне, полиграфии, художественном творчестве. Конструктивизм в фотографии отмечен геометризацией композиции, съёмкой в головокружительных ракурсах при сильном сокращении объёмов. Такими экспериментами занимался, в частности, Александр Родченко.

В графических видах творчества конструктивизм характеризовался применением фотомонтажа вместо рисованной иллюстрации, предельной геометризацией, подчинением композиции прямоугольным ритмам. Стабильной была и цветовая гамма: чёрный, красный, белый, серый с добавлением синего и жёлтого. В области моды также существовали определённые конструктивистские тенденции — на волне общемирового увлечения прямыми линиями в дизайне одежды, советские модельеры тех лет создавали подчёркнуто геометризированные формы.

Среди модельеров выделяется Варвара Степанова, которая с 1924 года вместе с Любовью Поповой разрабатывала тканевые рисунки для 1-й ситценабивной фабрики в Москве, была профессором текстильного факультета ВХУТЕМАСа, проектировала модели спортивной и повседневной одежды[1][2].

Самой известной фотомоделью тех лет была знаменитая Лиля Юрьевна Брик[3].

Конструктивизм в литературе

В 1923 рядом манифестов был провозглашён конструктивизм как течение в литературе (прежде всего в поэзии), создан «Литературный центр конструктивистов». В нём участвовали поэты Илья Сельвинский, Вера Инбер, Владимир Луговской, Борис Агапов, литературоведы Корнелий Зелинский, Александр Квятковский и другие. Конструктивисты-писатели провозглашали близость поэзии «производственной» тематике (характерные названия сборников: «Госплан литературы», «Бизнес»), очеркизм, широкое применение «прозаизмов», использование нового размера — тактовика, эксперименты с декламацией. К 1930 году конструктивисты стали объектом травли со стороны РАПП и объявили о самороспуске.

Конструктивизм под запретом

Ещё в ту пору, когда конструктивизм, рационализм и прочие новаторские течения были господствующими, им уже противостояли стойкие «консерваторы». Они отстаивали своё право говорить языком традиционных форм, берущих начало в античной Греции, Риме, в шедеврах Палладио и Пиранези, Растрелли и Баженова

Наиболее известны среди них ленинградский мастер Иван Фомин с его «красной дорикой» и московский архитектор Иван Жолтовский, поклонник Ренессанса.

В начале 1930-х годов в значительной степени изменилась политическая ситуация в стране, а, следовательно, и в искусстве. Новаторские и авангардные течения сначала подвергались резкой критике, а потом и вовсе оказались под запретом, как буржуазные. Как написал конструктивист М. Гинзбург, каждой эпохе соответствует свой стиль искусства.

На смену романтично-утопическому, строгому и революционному аскетизму пришли пышные формы тоталитарного барокко и надменная избыточность сталинского неоклассицизма. Странным представляется следующий факт — в СССР велась борьба с «прямыми углами», с «буржуазным формализмом», с «леонидовщиной», а дворцы во вкусе Людовика XIV стали считаться вполне пролетарскими.

Конструктивисты оказались в опале. Те из них, кто не захотел «перестроиться», до конца дней влачили жалкое существование (или даже оказались репрессированы).[4] Однако Илья Голосов, например, сумел вписаться в конъюнктуру 1930-х и смог создать по-настоящему интересные постройки. Братья Веснины также участвовали в творческой жизни СССР, однако такого авторитета, как раньше, уже не имели.

По мнению некоторых авторитетных учёных в СССР в 1932—1936 гг. имел место «переходный стиль», названный условно «постконструктивизм».

Конструктивизм возрождается

В 1960-е годы, когда, как раз, началась борьба с «архитектурными излишествами», опять вспомнили о наработках конструктивистов. Изучение их наследия стало обязательным для молодых архитекторов.

В начале XXI века конструктивизм вновь возвращается в архитектуру. Теперь он носит название скандинавский, так как его корни лежат в загородном домостроении скандинавских стран. Скандинавский конструктивизм характеризуют обилие простора и солнечного света, функциональность и простота, натуральность и естественность. Он имеет заданный ритм линий и строгую геометрию. Ему свойственна эстетика целесообразности, рациональность строго утилитарных форм.

Архитекторы

Kscan 11.jpeg

Примечания

Литература

  • Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда. — М., 2001.
  • Иконников А. В. Архитектура Москвы. XX век. — М., 1984.

См. также

Ссылки

Конструктивизм в архитектуре

Конструктивизмом принято называть авангардистские направления в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве и фотографии. Этот стиль получил свое развитие в период с 1920 до начала следующего десятилетия.

Главные характерные черты конструктивизма – строгость, лаконичность форм, геометризм и монолитность облика. Конструктивисты даже создали свою официальную творческую организацию и разработали свой собственный функциональный метод проектирования. Метод этот основан на научном анализе функционирования сооружений, зданий, комплексов. Конструктивизм в архитектуре сохранился в своих характерных памятниках – фабриках-кухнях, Дворцах труда, рабочих клубах, домах-коммунах, которые были построены в те времена.

Те творческие взгляды, которые объединят собой понятие «конструктивизм», воплотились не только в архитектуре, но и в других сферах деятельности человека, к примеру, в литературе.

Несмотря на то, что это направление считается советским явлением, как и любое другое течение, оно не ограничивается рамками стран бывшего СССР. Возможно, для кого-то это будет новостью, но провозвестником стиля конструктивизм в архитектуре является также Эйфелева башня, сочетающая в себе как конструктивистские, так и модернистские элементы.

Такое течение зародилось в условиях непрерывного поиска чего-то нового. Новаторы того времени возносили отказ от «искусства ради искусства», и считали что оно должно служить производству. Приверженцы такого мнения призывали художников и архитекторов творить только полезные вещи, обеспечивая тем самым хорошую жизнь в благоустроенных городах. Термин «конструктивизм» привнесли в русский язык теоретики «производственного искусства», главной причиной этого стало частое употребление в брошюрах и выступлениях архитекторов слов «конструктивный», «конструкция», «конструирование».

Архитектура конструктивизма, как и любого другого направления, имеет своих ярких представителей. Это братья Леонид, Виктор и Александр Веснины, которые осознали лаконичную эстетику этого направления, будучи уже опытными специалистами в области проектирования зданий, живописи и оформления книг. Проект братьев выделился на конкурсе проектов здания Дворца Труда в городе Москва. Рациональный план, соответствие внешнего облика эстетике современности, использование самых новых конструкций и строительных материалов – все это стало толчком к развитию направления «конструктивизм».

Архитектура – понятие очень непростое, и следующий этап для Весниных оказался несколько сложнее предыдущего. Так, им нужно было спроектировать здание газеты «Ленинградская правда» на крохотном участке земли. Братья создали небольшое шестиэтажное здание, однако здесь было все: и офисное помещение, и редакционные комнаты, и газетный киоск, и вестибюль, и небольшой читальный зал, ведь именно умение сгруппировать много необходимых помещений в одном – главная задача конструктивистов.

Как уже упоминалось выше, конструктивизм в архитектуре располагал собственным функциональным методом. Согласно конструктивистам, каждой функции соответствует самая рациональная структура.

Было время, когда течение подвергалось критике консерваторов, отстаивающих право использовать традиционные формы, позже оно было запрещено. В Советском Союзе велась активная борьба с буржуазным формализмом и прямыми углами. Когда конструктивисты оказались в опале, часть архитекторов забыли, часть – адаптировалась к изменениям. Некоторые советские ученые утверждают, что на смену течению пришел «постконструктивизм».

Конструктивизм в архитектуре вновь дал о себе знать в 60-е годы, когда началась борьба с «архитектурными излишествами», а в начале 1990-х годов некоторые невоплощенные идеи 20-х стали реальностью. Сегодня это течение все активнее проявляется в архитектуре больших городов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *