Авангард в архитектуре – Авангард в архитектуре Ленинграда — это… Что такое Авангард в архитектуре Ленинграда?

Основные направления авангарда • Arzamas

Разговорный минимум для бесед о русском искусстве XX века

Подготовила Анна Красильщик

Абстрактное искусство

Василий Кандинский. Картина с кругом. 1911 год © Национальный музей Грузии

Одно из основных направлений авангарда. В отличие от тради­ционного искусства не подражает реальности и не воспроизводит ее элементы. Объект абстрактного искусства — инструментарий художника: цвет, линия и форма. Первые абстрактные произведения создал Василий Кандинский в конце 1900‑х — начале 1910‑х; первым абстрактным произведением считается его «Картина с кругом» (1911). В 1912–1915 годах появились абстрактные живо­писные системы лучизма (Ларионов, 1912) и супрематизма (Малевич, 1915).

Авангард

Сначала термин употреблялся в военном деле и по отношению к политическим событиям — до тех пор пока в 1885 году французский критик Теодор Дюре не использовал его в художественной критике. Впрочем, в таком значении слово не прижилось. Лишь в 1950-х годах оно вернулось в искусствоведение благодаря французскому критику Мишелю Сёфору, который впервые назвал авангардом русское искусство начала XX века.

Всёчество

Термин придумал весной 1913 года Илья Зданевич — художник, писатель, издатель и журналист. В основу всёчества легли художественно-эстетические идеи Михаила Ларионова и художников его круга: в каталоге к выставке «Мишень» он признал все существующие стили — кубизм, футуризм, орфеизм и другие. 5 ноября того же года Зданевич публично представил свою концеп­цию в Москве на закрытии выставки Наталии Гончаровой. Лекция называлась «Наталия Гончарова и всёчество». После этого Зданевич отправился в Петер­бург, чтобы и там пропагандировать идеи всёчества на лекциях и в диспутах. Эти выступления носили характерный для авангарда эпатажный характер. Так, в конце выступления «Раскраска лица» 9 апреля 1914 года Зданевич выкрасил лицо черной краской, а 17 апреля того же года на акции «Поклонение башмаку» отрицал все, что считалось прекрасным, и воспел красоту башмака, «красивого, подобно автомобилям и двигателям».     

Заборная живопись

Обращение к сюжетам и стилистике надписей на заборах — одна из характер­нейших особенностей авангарда и неопримитивизма. Особенно заметно это направление в работах Ларионова неопримитивистского периода.

Конструктивизм

Эль Лисицкий. Проект небоскреба у Никитских Ворот, вид с Тверского бульвара © charnelhouse.org

От латинского constructio — «построение». Основные черты конструкти­визма — строгость, лаконизм и геометричные формы. Официально стиль был обозначен в 1922 году в одноименной книге художника и теоретика искусства Алексея Гана. Среди самых известных конструктивистов — Владимир Татлин, Александр Родченко, Варвара Степанова, архитекторы Моисей Гинзбург, Константин Мельников, братья Веснины. Конструктивизм распространился в самых разных сферах художественного творчества: театральных декорациях и костюмах, книжном оформлении, архитектуре и проч.

Космизм

Лазарь Хидекель. Города будущего. Надземный город. 1927 год © newsfeed.kosmograd.com

Философское понятие, возникшее в 1870-е годы и обозначающее философов и ученых, размышлявших о внеземном пространстве и космосе. Развитию космизма способствовало беспредметное, или абстрактное, искусство, а ученики Малевича — художник Иван Кудряшов и архитектор Лазарь Хидекель — развивали космический аспект геометрической беспредметности и идеи космизма.

Кубизм

Жорж Брак. Скрипка и подсвечник. 1910 год © San Francisco Museum of Modern Art

Кубизм сформировался во Франции осенью 1908 года в работах Жоржа Брака и Пабло Пикассо. В Россию он проникает разными путями. Так, художница Александра Экстер регулярно привозит из Парижа разные сведения о новом модном стиле, а в 1908 году коллекционер Сергей Иванович Щукин открывает всем желающим свой особняк в Большом Знаменском переулке. В собрании среди прочего есть работы кубистов, и в галерею регулярно заходят будущие бубновалетцы. В 1912 году в сборнике «Пощечина общественному вкусу» выходит статья художника и поэта Давида Бурлюка «Кубизм». Кубизм, пишет он, подразумевает плоскостное понимание мира или канон сдвинутой конструкции, а его важнейший прием — изображение объекта с нескольких точек зрения. Три года спустя в манифесте «От кубизма к супрематизму» Казимир Малевич определяет сущность направления как «диссонанс», происходящий в результате «встречи двух форм»: «В принципе кубизма лежит еще очень ценная задача, не передавать предметы, а сделать картину. <...> В нашей эре кубизма художник уничтожил вещь как таковую с ее смыслом, сущностью и назначением».

Кубофутуризм

Наталия Гончарова. Фабрика. 1912 год © Государственный Русский музей

Впервые это понятие в 1912 году использовал французский критик Марсель Буланже, а на следующий год термин получает распространение и в русской культуре. К кубофутуристам причисляет себя поэтическо-художественная группа «Гилея», а также художники круга «Союза молодежи». В кубофуту­ристических произведениях мир предстает раздробленным на фрагменты или разобранным на элементы. В ноябре 1913 года кубофутуристическими называет свои работы Малевич в каталоге выставки «Союза молодежи». В 1912–1913 годах появляется кубофутуристичная живопись Наталии Гончаровой («Фабрика»).

Левое искусство

Александр Родченко. Вариант обложки журнала
«Леф»    «Леф» — «Левый фронт», журнал, выходивший в Москве в 1923–1925 годах, главный редактор — Владимир Маяковский. Несколько номеров оформлены Александром Родченко. (шарж на О. Брика). 1924 год
© Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Весной 1915 года после Выставки картин левых течений в Петрограде термин «левое искусство» наравне с понятием «футуризм» стал применяться по отношению к новаторскому искусству. В 1917 году были созданы три федерации; одна из них называлась «левой» и объединяла большинство художников-авангардистов. К 1919-му термин меняет свое значение: теперь так называют беспредметников и пролетарских художников. В начале 1920-х последние образуют группировку вокруг журнала «Леф».

Линиизм

Александр Родченко. Линейная конструкция № 108. 1920 год  © monoskop.org

В 1919 году термин изобрел Александр Родченко, обозначив так одно из тече­ний в беспредметном искусстве. «Ввел и объявил линию как элемент конст­рукции и как самостоятельную форму живописи», — писал он в Манифесте раннего конструктивизма.

Лучизм

Михаил Ларионов. Петух (Лучистый этюд). 1912 год © Государственная Третьяковская галерея

Одна из первых систем беспредметной живописи, разработанная Михаилом Ларионовым. Лучизм, считал Ларионов, должен связать в единой гармонии видимый материальный мир и мир духовный. Первые лучистские работы художник создал в 1912 году, и тогда же они были показаны на выставках «Мира искусства». В 1913 и 1914 годах лучистская живопись Ларионова экспонировалась на выставках «Мишень» и «Номер 4». Для реалистического лучизма характерны анималистические сюжеты. Для следующей стадии лучизма — пневмолучизма — использование других техник (например, вставки из папье-маше, знаков вроде нот, крестов и проч.).

Ориентализм

Важная часть программы художников раннего авангарда. Влияние восточного искусства в основном отразилось на теории и манифестах и привлекало худож­ников авангарда скорее сюжетами и темами, чем приемами. Важно было само погружение в атмосферу Востока, а не изучение особенностей искусства. Теоретическое обоснование ориентализма разработали Михаил Ларионов и Илья Зданевич. И как раз любовь к Востоку стала поводом к разрыву Ларио­нова с «Бубновым валетом» — его членов художник обвинял в подража­тельном западничестве. Впрочем, к середине 1910-х тема Востока оказалась забыта, а ориентализм исчерпал себя.

Примитивизм

Михаил Ларионов. Весна. Времена года (Новый примитив). 1912 год
© Государственная Третьяковская галерея

Направление раннего русского авангарда (конец 1900-х — начало 1910-х). Среди особенностей примитивизма — инфантильные, детские формы и пропорции фигур, неуклюжая пластика, имитация любительского рисования, наивная сказочность. Принципиальную роль здесь играла опора на национальную традицию, на образцы древнего и народного искусства, прежде всего икона, лубок, скульптурную архаику. Впервые слово было использовано поэтом и критиком Сергеем Маковским в статье о выставке «Голубая роза»: «Они — возвестители того примитивизма, к которому пришла современная живопись, ища возрождения у самых родников — в творчестве непосредственном, не обессиленном тяжестью исторического опыта. <...> Современный сознательный примитивизм, понятый как основная задача, — последняя победа художнического освобождения». Летом 1907 года термин также используется в анонсе выставки Бурлюков в Херсоне.

Супрематизм

Казимир Малевич. Без названия. Около 1916 года © The Solomon R. Guggenheim Foundation Peggy Guggenheim Collection, Venice

Так в декабре 1915 года Малевич охарактеризовал свои работы, показанные на «Последней футуристической выставке „0,10“». Его «Черный квадрат» открыл новое поле опытов — чисто геометрическую беспредметную форму. В начале 1920 года Малевич уехал преподавать в Витебск, и там супрематизм становится основой новой педагогики Уновиса — «Утвердителей нового искусства».

Футуризм

Джакомо Балла. Скорость + звук. 1913–1914 годы © The Solomon R. Guggenheim Foundation Peggy Guggenheim Collection, Venice, 1976

От итальянского futuro — «будущее». Футуризм возник в Италии в 1909 году благодаря Филиппо Томмазо Маринетти и распространился на все области художественного творчества. Основа футуризма — новый язык искусства, соответствующий изменившемуся миру. По свидетельству Давида Бурлюка, русские художники и литераторы начали использовать термин с 1911 года. Сами футуристы, однако, тогда называли себя будущниками или будетлянами. Ближе всего к футуризму были группы «Ослиный хвост» и «Союз молодежи». Особенно популярен в русской живописи футуризм был до 1914 года.  

15 лучших зданий ленинградского авангарда · Город 812

В Петербурге  более 600 зданий, построенных в 1920-1930- годах в стиле конструктивизма.«Город 812» предложил экспертам — Маргарите Штиглиц и Борису Кирикову — составить рейтинг лучших образцов архитектурного авангарда и объяснить свой выбор. Получилось 15 зданий.

1. Силовая станция трикотажной фабрики «Красное знамя». 1926 — 1928, Э. Мендельсон. Региональный памятник.

Соединение функционализма и экспрессионизма. Повлияла на весь ленинградский авангард. Не используется.

Силовая станция трикотажной фабрики «Красное знамя». 1926- 1928,Э.Мендельсон

2. ДК им Горького. 1925 — 1927. А. Гегело, Д. Кричевский. Федеральный памятник.

Ранняя стадия авангарда, новый тип общественного здания — первый дворец культуры. Компактно соединяет конструктивизм с классицистическими отзвуками. В хорошем состоянии.

ДК им Горького. 1925-1927. А.Гегело, Д.Кричевский

 

3. Универмаг и фабрика-кухня Кировского района. 1929 — 1931. А. Барутчев, И. Гильтер, И. Меерзон, Я. Рубанчик. Региональный памятник.

Соединение новой функции – фабрика-кухня с универмагом и новой конструкции — железобетонный каркас в единое конструктивистское целое. Формула зрелой архитектуры ленинградского авангарда, убедительно использованы прямоугольные и цилиндрические объемы, ленточное остекление, плоская кровля и козырек на крыше. Функция фабрика-кухня утрачена, надстроен сильно искажающий этаж на главном корпусе, уничтоживший летнее кафе.

Универмаг и фабрика-кухня Кировского района. 1929-1931. А.Барутчев, И.Гильтер, И.Меерзон, Я.Рубанчик

4. Кировский райсовет. 1931- 1935. Н. Троцкий. Федеральный памятник.

Найдена динамичная композиция из горизонтали и башни с торчащими балконами. Соединение прямоугольных и полукруглых объемов. Во дворе — круглое здание столовой, куда ведут галереи на столбах. Градостроительная доминанта района. Районная администрация работает. Кинотеатр в большом полукруглом пространстве закрыт и заброшен.

Кировский райсовет. 1931-1935. Н.Троцкий

 

5. Тракторная улица. 1925 — 1927. А. Гегело, А. Никольский, Г. Симонов. Региональный памятник.

Первый ленинградский жилмассив. Новый тип застройки с зелеными дворами и выразительными полуарками — находка ленинградских архитекторов. Квартиры предусматривали ванные комнаты, но ванн еще не производили. Мылись в Ушаковских банях. Сейчас остекляют балконы, нарушая чистоту стиля.

Тракторная улица. 1925-1927. А.Гегело, А.Никольский, Г.Симонов

 

6. Школа им.10-летия Октября (пр. Стачек, 5). 1925 — 1927. А. Никольский. Федеральный памятник.

Первая крупная школа с функциональным зонированием для разных возрастов с выделением общественных помещений и вертикального «стержня» для коммуникаций. Высокая культура деталей. Состояние приличное.

Школа им.10-летия Октября (пр.Стачек, 5). 1925-1927. А.Никольский

 

7. Школа на ул. Ткачей, 9. 1927 — 1929. Г. Симонов. Выявленный объект культурного наследия.

Кристально чистый образец супрематического конструктивизма. Между пространствами для старшего и младшего возраста проходит галерея на столбах, выделен объем для общих залов. Белые стены в сочетании с черным прямоугольником окон нарисованы ювелирно. Сейчас фасад окрашен в желтый цвет, который убивает его контрастный рисунок. В окна вставлены белые стеклопакеты, единый «черный квадрат» убит.

Школа на ул.Ткачей, 9. 1927-1929. Г.Симонов

 

8. Мясокомбинат им. Кирова 1931 — 1933. Н. Троцкий. Выявленный объект культурного наследия.

Шедевр функционализма. Все дифференцированные по функции объемы связны в единую композицию. Гран-при Экспо-1937 в Париже. Доминанта при въезде в город. Пустует, под угрозой уничтожения.

Мясокомбинат им.Кирова. 1931-1933. Н.Троцкий

 

9. Механизированные хлебозаводы по системе инженера Г. Марсакова (Барочная ул., 4, и Политехническая ул., 11). 1931 — 1933. Выявленный объект культурного наследия.

В чистом виде соединение формы здания и производственного цикла замеса и выпечки хлеба по вертикально-кольцевой схеме. Здания в приличном состоянии, но большая проблема – сохранение ныне не используемого оборудования.

Механизированные хлебозаводы по системе инженера. Г.Марсакова (Барочная ул.,4, и Политехническая ул., 11). 1931-1933

10. Водонапорная башня завода «Красный гвоздильщик» (25-я линия, 6). 1929 — 1931. Я. Чернихов. Выявленный объект культурного наследия.

Единственный реализованный проект Чернихова, «скульптура» в конструктивизме.

Водонапорная башня завода «Красный гвоздильщик» (25-линия, 6). 1929-1931. Я.Чернихов

 

11. 1-й жилой дом Ленсовета (наб. Карповки, 13). 1931 — 1935. Е. Левинсон, И. Фомин. Федеральный памятник.

Оригинальная композиция, в плане — зеркальная изгибу Карповки, главный фасад поглощает свет как солнечная батарея. Экспрессивные изгибы лестниц. Соединение жилой и сервисной функций.

Лоджии застекляют, ломая ритм окон.

Водонапорная башня завода «Красный гвоздильщик» (25-линия, 6). 1929-1931. Я.Чернихов

 

12 Дом-коммуна Общества политкаторжан (Троицкая пл.). 1929 — 1933. Г. Симонов, П. Абросимов, А. Хряков. Выявленный объект культурного наследия.

Новый тип дома — со всей сферой обслуживания, включая музей-клуб. Единственное здание конструктивизма, которое изящно входит в панораму Невы.

Дом-коммуна Общества политкаторжан (Троицкая пл.). 1929-1933. Г.Симонов, П.Абросимов, А.Хряков

 

13. ДК им. Ильича (Московский пр.,152). 1929 — 1931. Н. Демков. Выявленный объект культурного наследия.

Еще один чистый образец супрематического конструктивизма. Свободный план, много стекла и света. Искажения минимальны.

ДК им.Ильича (Московский пр.,152). 1929-1931. Н.Демков

14. Круглая баня (ул. Карбышева, 29а). 1927 — 1930. А. Никольский. Региональный памятник.

Оригинальная цилиндрическая форма, к тому же уменьшающая потери тепла. Наверху открытый бассейн. Идея автора состояла в перекрытии бассейна стеклянным куполом. В те годы было нереализуемо.

Круглая баня (ул.Карбышева,29а). 1927-1930. А.Никольский

15. Московский райсовет. 1931 — 1935. И. Фомин, В. Даугуль, Б. Серебровский. Выявленный объект культурного наследия.

Крупный акцент Московского проспекта. Поздний конструктивизм, переходящий в ар-деко, особенно в деталях. Замечательная находка – цилиндрический корпус, который внутри представляет собой семиэтажный атриум с верхним светом. Прообраз атриумной архитектуры, которая сейчас переживает расцвет во всем мире.

Московский райсовет. 1931-1935. И. Фомин, В.Даугуль, Б.Серебровский

 

Подведем итоги. Эксперты назвали только самое-самое, хиты, которые достойны полного сохранения. ДК, магазин, баня должны использоваться по первоначальному назначению, водонапорная башня и силовая станция – бережно приспосабливаться для новых функций.

Но есть еще ДК им. Кирова и ДК им. Ленсовета (проект достройки его башни — на заставочном фото), Ушаковские бани, Выборгская фабрика-кухня, ресторан «Грелка» на Крестовском острове, жилой дом работников Свирьстроя, Калининская пожарная часть, Батенинский и Кондратьевский жилмассивы, Ленполиграфмаш, хлебокомбинат на пр. Обуховской Обороны и т.д.

Вадим Шувалов

Facebook

Вконтакте

Архитектура Советского Авангарда. Восточная Беларусь. Часть 2. Жилые здания.

В жилищном строительстве Восточной Беларуси 1920–1930-х гг. конструктивистские идеи и принципы также нашли себе место.    

Звязда_1934

Сразу после Октябрьской Революции в силу многих факторов начал наблюдаться активный рост городского населения, что требовало скорейшего расширения жилого фонда. На протяжении всего довоенного периода малоэтажное деревянное строительство было основным способом быстрого получения дешевой жилой площади в силу острого дефицита кирпича, цемента и строительных механизмов. Но рост производства строительных материалов во второй половине 1920-х гг. (предприятия по производству кирпича в Минске, Гомеле, Витебске, Бобруйске, цемента и кровельного шифера в Кричеве) способствовал тому, что в годы первой пятилетки Народный комиссариат коммунального хозяйства приступил к возведению многоквартирных секционных жилых домов.

 Основной конструктивной системой в тот период была схема с продольной несущей стеной, которая из-за малых пролетов перекрытий часто дополнялась внутренними столбами и колоннами. Многоквартирные дома имели, как правило, большую протяженность, занимая зачастую по длине целый квартал. Они имели в плане П- или Г-образную форму и компоновались из однотипных секций при ширине корпуса 9-12 метров, что позволяло хорошо освещать все помещения и осуществлять сквозное проветривание. Такая планировка резко отличалась от принятой в дореволюционных домах сложной конфигурации планов с затесненными внутренними дворами-колодцами.

Основным типом были двухквартирные секции, где каждая квартира имела по две или три жилые комнаты. Жилая площадь двухкомнатных квартир колебалась в пределах 30-35, трехкомнатных 35-45 квадратных метров. Кухни и санитарные узлы минимальной площади примыкали к лестничной клетке и, как правило, выходили на сторону двора. В ряде жилых домов санитарный узел состоял из умывальной и уборной или только уборной. Но и в этих случаях стремились организовать естественное освещение. Экономичность решения достигалась также за счет сокращения ширины лестничной клетки и создания значительных уклонов марша. Во многих трех- и четырехэтажных зданиях предусматривалось печное отопление.

 Тем не менее, авторы проектов добивались рациональной и экономичной планировки квартир и домов в целом.

 В отношении к архитектуре конструктивизма основной интерес в жилищном строительстве представляют так называемые дома-коммуны. В конце 1920-х гг. во всем Советском Союзе проектировщики пытались найти тип дома, где из жилой ячейки выносятся некоторые функциональные процессы в специально предусмотренные общественные помещения.

 Одним из ярких представителей такого рода зданий является жилой дом коммунального типа по ул. М. Горького в Витебске (5-й коммунальный). Дом строился для строителей, а после рабочих фабрики «КИМ», находящейся в непосредственной от него близости.

Жилой дом коммунального типа в Витебске (5-й коммунальный). Фото 1929 г.

 Построенный по проекту архитектора А. Вышелесского в 1927-1929 гг., дом был рассчитан на 300 человек. Для одиноких предусматривались комнаты площадью 24 кв. м на четыре человека, для малосемейных – комнаты 12 или 15 кв. м на два-три человека. Каждая группа комнат рассчитывалась на 18-24 человека, имела холл для занятий и отдыха площадью 28-30 кв. м, кухню, умывальную и санитарный узел. Равномерно распределенные в плане лестницы обслуживали отдельные жилые группы и изолировали их друг от друга. В торцах здания было устроено восемь двухкомнатных квартир.

Жилой дом коммунального типа в Витебске (5-й коммунальный). План типового этажа

 В центральной части дома на первом этаже предусматривались общие помещения – зал и читальня, которые разделялись просторным холлом для обслуживания всех жильцов дома. В цокольном этаже размещались помещения коммунально-бытового назначения – душевые, постирочная, комнаты для чистки одежды и т.д.

 Однако после окончания строительства дома помещения для общего пользования, расположенные на первом этаже, были заняты промтоварным магазином, а большая часть цокольного этажа – складскими помещениями. Помимо этого, была нарушена предусмотренная норма заселения: в комнаты, предназначенные для одиноких и малосемейных, селились семьи в четыре-пять человек. В конце 1930-х и в 1940-е гг. здание дважды подвергалось реконструкции и в настоящее время приобрело секционный характер с квартирами в две-три комнаты.

5-й коммунальный дом в Витебске. Фрагмент. Фото 1936 г.

5-й коммунальный дом в Витебске. Фрагмент. Фото 2009 г.

АРХИТЕКТУРА РУССКОГО АВАНГАРДА

АРХИТЕКТУРА РУССКОГО АВАНГАРДА

Конец 1910-х - 1920-е годы - краткий, но чрезвычайно насыщенный событиями период в жизни нашей страны: в 1917 г. к власти пришли большевики, и советскому государству, претендовавшему на построение нового мира, требовалась совершенно иная, чем прежде, архитектура. В связи с этим декларировалась свобода от всяческих "оков", в том числе канонических, стилевых, что предоставило неограниченные возможности для всех видов творчества. Именно столь резкому повороту не столько в политике, сколько в сознании людей мы обязаны бесценным наследием русского авангарда.

Кандидат искусствоведения, заведующая сектором отдела архитектурно-графических фондов XX-XXI вв. Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева (Москва)

Для зодчих наступило время смелых поисков, экспериментов. Приевшийся академизм классики*, чрезмерная декоративность модерна** и нередко не отвечавшее требованиям хорошего вкуса смешение несовместимого в эклектике*** ассоциировались с ушедшим в прошлое царизмом. Важнейшими факторами развития архитектуры стали номинальное освобождение от воли заказчика, отмена частной собственности на землю и крупную недвижимость, открывшие широкие горизонты для проектирования и массового строительства небывалых ранее типов зданий. Зодчество играло ведущую роль в формировании визуального образа страны Советов. Тогда были организованы конкурсы проектов крупных административно-общественных сооружений: разрушая дворцы уходящей эпохи, новый строй стремился создать свои, призванные стать олицетворением мощи, величия, успешности и прогрессивности молодого государства. Однако в архитектуре гораздо труднее, чем в других видах искусства, путь от рождения до реализации творческого замысла. Истощенной Первой мировой (1914 - 1918 гг.) и Гражданской (1918 - 1922 гг.) войнами стране было не до большого строительства, способного отразить произошедшие в ней радикальные перемены. Поэтому многие проекты создавали как бы авансом, впрочем, без сомнений в их реализации. К тому же выдвинуть свежую идею было важнее, чем претворить ее в жизнь.

В 1917 - 1925 гг., в атмосфере романтического восприятия открывшихся горизонтов творчества, появилось множество необычных архитектурных произведений, отличавшихся острой символической выразительностью, - авторы стремились сделать их понятными, как агитационный плакат. Самый яркий из подобных примеров - Башня III Интернационала**** Владимира Татлина (1919 г.). Репрезентативность ее образа заключалась в дерзкой новизне конструкции: разворачивающийся по спирали металлический каркас заключал в себе три стеклянных объема - кубический, пирамидальный и цилиндрический, причем каждый должен был вращаться со строго определенной цикличностью. Там планировали разместить законодательные, исполнительные органы и информационный центр Коминтерна.

Здание, задуманное как величайшая постройка мира, должно было взметнуться ввысь на 400 м. Прочность и жесткость каркаса автор предполагал достичь не массой материала, а спиралевидным изгибом двух металлических стержней с тонкими перемычками, призванных придать монументальному сооружению необычайную легкость. Этот замысел, во многом послуживший примером эстетического освоения новых форм, остался нереализованным, как и множество других, родившихся в первой половине 1920-х годов. Однако они, например, Дворец труда Виктора и Леонида Весниных (1923 г.), "горизонтальные небоскребы" Лазаря Лисицкого (1923 - 1925 гг.), архитектоны (пространственные композиции) Казимира Малевича (1920-е годы), вошли в историю мирового зодчества как этапные произведения.

В 1920 г. в Москве были открыты Институт художественной культуры (ИНХУК) и Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) с архитектурными и производственными факультетами. В первом из них занимались в основном созданием теоретических концепций, во втором - их непосредственной экспериментальной проработкой в атмосфере развернутых творческих дискуссий.

Между тем заметно активизировалось строительство, в частности, электростанций, рабочих поселков при них, промышленных предприятий, малоэтажных жилых комплексов, что потребовало формирования нового архитектурного "языка". И к середине 1920-х годов сложились два главных течения отечественного зодчества - рационализм и конструктивизм (первые их объединения возникли в ИНХУКе). Их представители работали над определением особенностей, закономерностей восприятия человеком невиданной ранее архитектурной формы, ее взаимодействия с функционально-конструктивной основой сооружения. Именно несходство способов решения этих вопросов стало критерием разделения данных концепций, впрочем, достаточно условного, хотя сами их сторонники настаивали на принципиальных различиях своих творческих методов.

Рационалисты делали акцент на эстетических задачах зодчества, достижении его выразительности с использованием законов психофизиологии человеческого восприятия. На формировании их концепции оказали влияние кубофутуризм, супрематизм***** и символический романтизм. На первый план вышел пластический образ объекта (конструкция играла второстепенную роль), причем особое значение приобрело его объемно-пространственное решение.

Организатором, теоретиком и творческим лидером рационалистов был Николай Ладовский, вокруг которого еще в ИНХУКе начал складываться коллектив единомышленников, в 1923 г. объединившихся в Ассоциацию новых архитекторов (АСНОВА). Одним из первых в мире он поставил вопрос о рациональных основах восприятия человеком архитектурно-художественного произведения. Зодчий-новатор изучал соответствующие психофизиологические закономерности, организовал во ВХУТЕМАСе лабораторию, где проводил исследования с применением приборов, специально созданных для проверки глазомера и пространственного воображения.


Проект здания акционерного общества "Аркос"
Архитекторы Веснины. 1927 г.


Проект московского отделения газеты "Ленинградская правда". Архитекторы Веснины. 1924 г.

В начале 1920-х годов Ладовский разработал психоаналитический метод преподавания архитектуры (в частности, композиции) во ВХУТЕМАСе, ввел практику выполнения заданий в макетах, что, безусловно, способствовало развитию у студентов объемно-пространственного мышления.

АСНОВА, относительно немногочисленная организация, действовавшая лишь в столице, была тесно связанна с ВХУТЕМАСОМ и в первую очередь ориентировалась на молодежь (в противоположность активизировавшимся в начале 1920-х годов старым архитектурным обществам Москвы и Петрограда). Не случайно именно рационалисты в большей степени, чем сторонники других архитектурных направлений, занимались педагогической деятельностью.

Подчеркнем: рационалистов нередко критиковали за отвлеченное экспериментирование с формой и отрыв от реальности (например, высотное здание, которое предполагали возвести в Москве на Лубянской плошади; Владимир Кринский, 1922 г.), но освобождение творчества от суг

Про авангард в архитектуре - Прогулки по Москве — LiveJournal

Интересно, что посты про многие выставки или музеи мне приходиться начинать фразой: «Про …. я знаю до обидного мало». Вот и в этот раз: про авангард в архитектуре я знаю очень мало, кроме, пожалуй, имен Ле Корбюзье и Мельникова, его дома в переулках Арбата и о некоторых конструктивистских домах в Москве и некоторых других городах России. Хотя, по словам Директора Музея архитектуры им. Щусева Елизаветы Лихачевой, которая провела нам потрясающе интересную экскурсию по выставке «Авангардстрой. Архитектурный ритм революции», практически все архитекторы, чьи работы представлены на выставке, абсолютно гениальны. А мы (в данном случае я говорю о себе и своем окружении) не знаем о них ничего, даже имен. Хотя, для многих архитекторов Запада именно русский авангард стал источником вдохновения.

Для развития авангарда в России сложились очень хорошие условия: появление новых материалов (бетона, стекла и т.д.) и потребность в принципиально новых условиях для жизни в связи с появлением молодого государства, в строительстве новых заводах, жилых районов и даже новых городов. В общем, было где развернуться и где применить свои таланты. Здесь возникали совершенно разные проекты от вполне реальных до совершенно утопических. Но любая утопия со временем становится реальностью, просто мы еще не дожили до тех условий, в которых она может проявить себя. Например, проект Г.Крутикова «Город будущего» - это инопланетный город. Вообще, истоки тут в русском космизме - как это все интересно и мало знакомо, к сожалению)

Проект И.Леонидова «Город солнца» тоже утопичен. Памятник Последнему солдату, погибшему в последней войне – возможно это когда-нибудь?

Более реальные проекты, например, Проект реконструкции Москвы Н.Ладовского, учтена роза ветров столицы, а вообще то, город должен развиваться в сторону Питера и, в конце концов, сомкнуться с ним.

Авангард интересен еще и тем, что он не несет в себе никакой идеологии.
Например, Проект Института Ленина в Москве И.Леонидова: если не знать, что это, вряд ли можно подумать о Ленине)

Авангард себя не выработал, он был прекращен в 1934 г. за «формализм и буржуазность». Новой тоталитарной власти нужна была «идеологическая архитектура», и за основу был взят классицизм.

На выставке несколько залов, которые посвящены административным зданиям, производству, жилым домам, спортивным сооружениям и домам отдыха.

Братья Веснины Проект московского отделения газеты «Ленинградская правда»

В.Веснин Проект Ивановского сельскохозяйственного банка и универмага. Кстати, в Иваново довольно много авангарда.

Братья Веснины Проект московского музыкального Театра массового действа.

А это не Сити) Это проект Наркомтяжпрома И.Леонидова. Он впервые придумал сочетать здания разной формы.

А.Щусев. Проект жилого дома Коопстрахсоюза

Проект Дома-коммуны И.Прокофьева и группы товарищей

Автозавод ЗИЛ по проекту братьев Весниных. Здесь есть даже променад с фонтаном – все во имя человека.

Проект автозавода им.Молотова. Пол в цеху паркетный, ниельзя стоять долго на бетонном полу - все для блага человека)

Самый последний зал – выставка, посвященная Якову Чернихову.

Макет по его композиции № 56 Архитектурный набросок чисто-фантастического порядка.

Выставка, увы, уже закрылась. Но «Авангардстрой» будет работать еще до апреля, так что советую сходить. Знатоки архитектуры увидят здесь много интересного, а профаны типа меня, как принято говорить, получат большую пищу для размышлений и узнаваний.
Большое спасибо сообществу moskva_lublu и лично  varezhkina_katy за возможность побывать на прекрасной выставке и экскурсии.
Группы музея в соцсетях : Фейсбук, ВКонтакте, Инстаграм и канал на YouTube

Про авангард в архитектуре: tata_lind — LiveJournal

Интересно, что посты про многие выставки или музеи мне приходиться начинать фразой: «Про …. я знаю до обидного мало». Вот и в этот раз: про авангард в архитектуре я знаю очень мало, кроме, пожалуй, имен Ле Корбюзье и Мельникова, его дома в переулках Арбата и о некоторых конструктивистских домах в Москве и некоторых других городах России. Хотя, по словам Директора Музея архитектуры им. Щусева Елизаветы Лихачевой, которая провела нам потрясающе интересную экскурсию по выставке «Авангардстрой. Архитектурный ритм революции», практически все архитекторы, чьи работы представлены на выставке, абсолютно гениальны. А мы (в данном случае я говорю о себе и своем окружении) не знаем о них ничего, даже имен. Хотя, для многих архитекторов Запада именно русский авангард стал источником вдохновения.

Для развития авангарда в России сложились очень хорошие условия: появление новых материалов (бетона, стекла и т.д.) и потребность в принципиально новых условиях для жизни в связи с появлением молодого государства, в строительстве новых заводах, жилых районов и даже новых городов. В общем, было где развернуться и где применить свои таланты. Здесь возникали совершенно разные проекты от вполне реальных до совершенно утопических. Но любая утопия со временем становится реальностью, просто мы еще не дожили до тех условий, в которых она может проявить себя. Например, проект Г.Крутикова «Город будущего» - это инопланетный город. Вообще, истоки тут в русском космизме - как это все интересно и мало знакомо, к сожалению)

Проект И.Леонидова «Город солнца» тоже утопичен. Памятник Последнему солдату, погибшему в последней войне – возможно это когда-нибудь?

Более реальные проекты, например, Проект реконструкции Москвы Н.Ладовского, учтена роза ветров столицы, а вообще то, город должен развиваться в сторону Питера и, в конце концов, сомкнуться с ним.

Авангард интересен еще и тем, что он не несет в себе никакой идеологии.
Например, Проект Института Ленина в Москве И.Леонидова: если не знать, что это, вряд ли можно подумать о Ленине)

Авангард себя не выработал, он был прекращен в 1934 г. за «формализм и буржуазность». Новой тоталитарной власти нужна была «идеологическая архитектура», и за основу был взят классицизм.

На выставке несколько залов, которые посвящены административным зданиям, производству, жилым домам, спортивным сооружениям и домам отдыха.

Братья Веснины Проект московского отделения газеты «Ленинградская правда»

В.Веснин Проект Ивановского сельскохозяйственного банка и универмага. Кстати, в Иваново довольно много авангарда.

Братья Веснины Проект московского музыкального Театра массового действа.

А это не Сити) Это проект Наркомтяжпрома И.Леонидова. Он впервые придумал сочетать здания разной формы.

А.Щусев. Проект жилого дома Коопстрахсоюза

Проект Дома-коммуны И.Прокофьева и группы товарищей

Автозавод ЗИЛ по проекту братьев Весниных. Здесь есть даже променад с фонтаном – все во имя человека.

Проект автозавода им.Молотова. Пол в цеху паркетный, ниельзя стоять долго на бетонном полу - все для блага человека)

Самый последний зал – выставка, посвященная Якову Чернихову.

Макет по его композиции № 56 Архитектурный набросок чисто-фантастического порядка.

Выставка, увы, уже закрылась. Но «Авангардстрой» будет работать еще до апреля, так что советую сходить. Знатоки архитектуры увидят здесь много интересного, а профаны типа меня, как принято говорить, получат большую пищу для размышлений и узнаваний.
Большое спасибо сообществу moskva_lublu и лично  varezhkina_katy за возможность побывать на прекрасной выставке и экскурсии.
Группы музея в соцсетях : Фейсбук, ВКонтакте, Инстаграм и канал на YouTube

Стиль авангард

стиль авангард

Бунтарский стиль авангард возник в начале ХХ века – в период неспокойный для тогдашней молодежи, в связи с глобальными революционными настроениями. Мятежный дух породил перевороты устоев искусства, и началась контрастная игра с формой и цветом, создание неестественных космических образов, отрицание всего естественного и природного. Так что забудьте обо всех нерушимых правилах дизайна, ведь в этой статье мы будем говорить об авангарде.

Стиль авангард в архитектуре

Приходилось ли вам наблюдать архитектурные творения, части которых буквально парят в воздухе? Нет? А вот жителям города Роттердам, что в Нидерландах, приходится наблюдать их буквально на каждом шагу, ведь Роттердам – самый авангардный город в Европе. Скопление большинства произведений авангардного искусства доступны к просмотру в Музее Бойманса-ван-Бёнингена, где каждый желающий может взглянуть на творения кистей Рубенса, Рембранта и ванн Гога, но и на простых Роттердамских улицах есть на что посмотреть, ведь это город искусства.

Казалось бы, авангарду не добраться до востока с его строгими устоями, но и тут архитекторы заделали переворот, что легко наблюдать на примере музея религиозного искусства Синьцзынь-Чжи.

Если вы думали что авангард не дойдет до «нашего брата», то вы ошибались. Архитектура будущего во всем её величестве воплощена в здании школы управления «Сколково», что в Москве. Хоть проект и дело рук английского архитектора, но глаз такая постройка чрезвычайно радует.

(Слева-направо: дом в Роттердаме, музей религиозного искусства в Китае, школа управления в Москве).

Стиль авангард в интерьере

То, что все новое и сверхсовременное – это прерогатива авангарда, мы уже разобрались, но вот как найти место этому интересному стилю в простой жилой квартире и как применить стиль авангард в своем интерьере?

Начнем с того, что отделка стен, пола и потолка должна включать наиболее современные материалы: зеркальная плитка, обои интересной фактуры и цвета, металлическое напыление, пластик и металл. Несколько стен, или даже каждую из них, красят в контрастные цвета любой понравившейся гаммы.

Авангардная мебель также должна быть изготовлена из наиболее современных материалов или из контрастных пород дерева в сочетании с металлом. Неплохо бы включить в свой интерьер последние достижения техники: жидкокристаллический телевизор, модную игровую консоль, хорошую звуковую систему.

Кстати данный стиль отлично подойдет для малогабаритных квартир, ибо приветствует многофункциональность предметов интерьера, отлично, если стол или кровать будут вмонтированы в стену, а полки в ниши межу ступенями лестниц.

Выбирая текстиль для дома, старайтесь не детализировать. Например шторы в стиле авангард должны контрастировать по цвету со стенами, а материал должен быть прост, но фактурен.

Мебель в стиле авангард

Мебель в стиле авангард полностью отражает поклонников этого течения в искусстве: она оригинальна, полна энергии и интересных деталей, но, в то же время, достаточно сдержана, чтобы выполнять необходимые функции.

Собственно мебель может быть любой формы: не удивительно встретить диван, одна половина которого будет квадратной, а другая – круглой, ведь игра с формой – это то, на чем основан весь авангард.

Если вы не приверженец асимметрии в мебели, то выберите простые прямоугольные, квадратные, либо закругленные формы, такое авангард тоже допускает. Эффектно будет смотреться мебель на коротких ножках, максимально приземленная к полу, бесформенные пуфы и лежаки, подвесные кресла и прочее.

Что же касается обивки мебели, то тут можно дать разгул фантазии: любые оригинальные, однотонные материалы вполне подойдут, главное – избегайте мелкой детализации. Стиль авангард в его мебельном воплощении можно пронаблюдать на фото ниже.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *