Барокко в англии архитектура: Архитектура Великобритании — Википедия – Черты барокко в архитектуре Англии
Черты барокко в архитектуре Англии
Количество просмотров публикации Черты барокко в архитектуре Англии — 1452
Развитие барокко в Германии и Австрии
В XVIII в. Германия оставалась раздробленной на множество королевств, герцогств и княжеств. Экономический упадок, отсталый уклад жизни не способствовали развитию страны. Наиболее интересные и значительные памятники архитектуры и изобразительного искусства создавались в трёх немецких государствах – Баварии, Саксонии и Пруссии. В Баварии и Саксонии в первой половине XVIII столетия благодаря тесным художественным контактам с Италией развивался стиль барокко. Здесь работали знаменитые итальянские мастера: в Вюрцбурге – художник-монументалист Джованни Баттиста Тьеполо, а в Дрездене – мастер городского пейзажа Бернардо Беллотто.
С Баварией связано творчество архитектора Бальтазара Неймана (1687-1753). Он автор резиденции архиепископа-курфюрста Франконии (1719-1744) в Вюрцбурге (Рис. 5.1), расписанной Тьеполо. Это огромный дворец с четырьмя внутренними дворами и очень протяженным фасадом – сто шестьдесят семь метров. Нейман оформил фасад крупными ризалитами. Нижний этаж выполнен просто и строго; верхние — украшены скульптурами, в которых, несмотря на обилие деталей, чувствуется гармония и тонкий вкус.
Рис. 5.1
Замечательным памятником барокко является также резиденция курфюрстов Саксонии под названием Цвингер в Дрездене (Рис. 5.2). Это строительство стало делом жизни архитектора Маттеуса Даниеля Пёппельмана (1662-1736). Обширный двор, предназначенный для празднеств, Пёппельман окружил с трёх сторон двухэтажными павильонами, которые соединил одноярусными галереями с застеклёнными арками.
Рис. 5.2
Особенно выразительна галерея, в центре которой возвышается причудливой формы купол ʼʼворот под коронойʼʼ (Рис. 5.3). Сооружение пышно украшено в стиле барокко (скульптуру для него выполнил австрийский мастер Бальтазар Пермозер). Пышность убранства,
стремление к своеобразной архитектурной игре характерны для большинства построек Австрии в стиле барокко, в т.ч. и храмовых. Такова церковь Св. Карла Борромея (Рис. 5.4), возведённая Иоганном Бернхардом Фишером фон Эрлахом (1656 – 1723) в Вене между 1715 и 1737 гᴦ.
Рис. 5.3
Рис. 5.4
Рис. 5.5. И. Б. Фишер фон Эрлах. Траутзон. Садовый дворец. 1710 ᴦ.
Городские и загородные особняки в Австрии тоже были выдержаны в стиле итальянских барочных дворцов, но нижние этажи часто строились из гранёных каменных блоков (так называемый бриллиантовый руст), а верхние декорировались выразительными ордерными деталями – пилястрами, колоннами, арками со скульптурой (Рис. 5.5).
Контрольные вопросы и задания по теме ʼʼРазвитие барокко в Германии и Австрииʼʼ
1. Каковы причины проникновения черт барокко в архитектуру немецких
государств?
2. Какие памятники архитектуры барокко Германии вы знаете?
3. Какие черты барокко, присущи постройке Бальтазара Неймана
(1687-1753) в Вюрцбурге?
4. Какие черты барокко присущи постройке Маттеуса Даниэля
Пёппельмана (1662-1736) в Дрездене?
5. Какие памятники архитектуры барокко Австрии вы знаете?
Рис. 6.1
Ни один из европейских стилей не существовал в искусстве Англии XVII – XVIII вв. в чистом виде, поскольку все они пришли на английскую почву гораздо позже, чем в другие страны. По этой причине, к примеру, черты барокко и классицизма могли оригинально переплетаться в творчестве одного зодчего или даже в одной постройке.
Собор Святого Павла (Рис. 6.1), возведённый в 1675-1710 гᴦ. по проекту Кристофера Рена (1632-1723), является необычным в истории архитектуры сочетанием средневекового собора с классическим куполом. Главный фасад собора выполнен в стиле барокко и украшен двухъярусным портиком со сдвоенными колоннами и фронтоном. Как и в Соборе Святого Петра в Риме, в сооружении Кристофере Рена есть внутренний купол и наружный, чисто декоративный, рассчитанный на вид издалека и увенчанный тяжёлым фонарём (возвышающейся частью купола с проёмами для освещения).
Чтобы удержать данный фонарь, архитектор ввёл и третью часть – конусовидную конструкцию из кирпича между внутренним и внешним куполами. Трёхчастная конструкция купола – уникальное для XVIII века архитектурное решение. Собор Святого Павла известен не только в Англии, но и в других странах Европы. В частности он стал образцом для церкви Святой Женевьевы в Париже, построенной в 1757-1790 гᴦ. французским архитектором Жаком Жерменом Суфло.
Королевский госпиталь в Гринвиче (Рис. 6.2) был возведен Кристофером Реном в 1696-1716 гᴦ. недалеко от Куинз-хауса Иниго Джонса. Госпиталь состоит из двух симметричных корпусов, над которыми возвышаются башни с куполами. Колоннадами из сдвоенных колонн корпуса выходят на разделяющую их небольшую площадь. Эти колонны образуют очень эффектную перспективу, заканчивающуюся Куинз-хаусом.
Видным английским архитектором был Джеймс Гиббс (1682-1754). Самой крупной его работой стала церковь Сент-Мартин ин зе Филдз в Лондоне (1722-1726 гᴦ.) (Рис. 6.4). Её фасад, обращенный к Трафальгарской площади, выполнен в виде большого портика, похожего на портики античных храмов, однако увенчан высокой колокольней. Эта церковь послужила образцом для многих церквей не только в Англии, но и в Америке и даже в Индии.
Рис. 6.2
Рис. 6.3
Другая значительная постройка Гиббса — библиотека Рэдклиффа в Оксфорде (1737-1749) (Рис. 6.3) — шестнадцатигранное в плане сооружение с куполом, окруженное колоннужной из сдвоенных колонн.
Рис. 6.4
Раннее английское барокко
Пожар 1666 года уничтожил значительную часть деревянных строений Лондона, что ускорило развитие архитектуры Англии. Топограф Кристофер Рен сумел в кратчайшие сроки застроить целые районы города, и восстановить разрушенные церкви и общественные здания, используя стиль барокко. В последней четверти XVII века он получил название – раннее английское барокко. Англичане не желали слепо копировать стиль итальянских и французских зданий. Версаль с его помпезностью был не по душе английской знати.
В центральной части храма расположена кафедра, а алтарь перенесен к восточной стене. Здание спроектировано так, чтобы службу могло посетить максимальное количество прихожан. | |
Сент-Джеймс. Лондон (1683 г.) ↑ |
К. Рен применил оптические эффекты при проектировании фасада здания, применив круглые окна, визуально увеличивающие объем библиотеки. |
|
↑ Библиотека Тринити-Колледж. Кембридж (1676-1684 гг.) |
Гигантский ордер из начального проекта был убран по причине нехватки материала. Фасад в стиле барокко окружает двойной ряд колонн коринфского стиля с пилястрами, украшенными резьбой. |
|
↑ Западный фасад. Собор Св. Павла. (1675-1710 гг.) |
По задумке, купол собора должен был быть виден из любой точки города. Для осуществления проекта использовали двойной купол с системой контрфорсов между ними. | |
Двойной купол ↑ |
Модель с центрической планировкой создавалась в качестве проекта будущего здания. Английский собор был больше похож на сооружения в стиле барокко, возводимые на континенте. |
|
↑ Большая модель собора Св. Павла. Лондон |
Богатый декор покрывает окна наружных стен собора. В качестве украшения использована лепнина, окаймляющая контур окна. | |
Окно с закругленным верхом. Собор Св. Павла ↑ |
К. Рен часто использовал в своих проектах крупные окна, закругляющиеся кверху. Чаще они использовали в церквях – так же, как и совмещение при постройке деталей из кирпича и камня. |
|
↑ Церковь Сент-Беннет (1683 г.) |
Сохранить
Вопрос 20. Архитектура барокко в странах Западной Европы (Германия, Австрия, Англия)
Стиль барокковозник в результате дальнейшей эволюции стиля Возрождения. В Западных странах (Германия, Австрия и Англия) признаки барокко стали появляться лишь в середине 17 века.
ГЕРМАНИЯ. Стиль барокко стал развиваться в архитектуре Германии на сто лет позже, чем в Италии и Франции, но зато, как бы наверстывая упущенное, он приобретал здесь чрезвычайно полное и яркое выражение. По насыщенности и сложности форм немецкое барокко могло сравниться только с барокко Италии. Вместе с тем немецкое барокко отличается в целом некоторой измельченностыо и сухостью деталей. Типично барочные темы нередко переплетаются в нем с мотивами рококо. Крупным художественным центром Германии этого времени стала Бавария со своим главным городом Мюнхеном. Франсуа Кювилье. В Мюнхене с 1725 года работал французский архитектор Франсуа Кювилье. Наиболее известное его произведение — павильон Амалиенбург в Нимфенбурге (1734-1739). Внутренние отделки Амалиенбурга по изысканности и разнообразию мотивов нисколько не уступают лучшим образцам этого стиля во Франции.
Иоганн Бальтасар Нейман. Другим архитектурным центром на юге Германии была Франкония. В первой половине 18 века во франконском городе Вюрцбурге работал один из крупнейших архитекторов Германии — Иоганн Бальтасар Нейман (1687—1753). В 1719 году Нейман приступил к проектированию
Целый ряд первоклассных архитектурных памятников находится в главном городе Саксонии — Дрездене. Маттеус Даниэль Пеппельман. Центральной фигурой дрезденского барокко является Маттеус Даниэль Пеппельман (1662—1736) — автор знаменитого дрезденского «Цвингера». Построенный им с 1711 по 1722 год «Цвингер» является лишь частью большого ансамбля, предназначенного для празднеств под открытым небом. Осуществленная часть этого комплекса — «Цвингер» (или «Цитадель») представляет собой прямоугольную площадку, замыкающуюся двумя полукружиями. На оси площадки и по углам ее построены двухэтажные павильоны, соединенные между собой одноэтажными галереями, обработанными аркадами. Утонченно-изящная и изощренная архитектура «Цвингера» — яркий образец барокко, формы которого в Германии в одинаковой степени распространяются и на внешний и на внутренний облик зданий. Архитектура Дрездена в первой половине 18 века обогатилась двумя крупными церквами — не сохранившейся протестантской «Фрауэнкирхе» и католической придворной церковью. Строителем Фрауэнкирхе (1726—1743), наиболее известной протестантской церкви Германии, был архитектор Георг Бэр (1666—1738). Внутри храма было восемь опорных столбов, поддерживавших купол и многоярусные хоры, огибавшие всю церковь. Все сооружение, в том числе купол, было облицовано местным известняком, благодаря чему оно казалось вытесанным как бы из одного куска камня. Фрауэнкирхе — один из наиболее характерных образцов немецкого барокко. Благодаря сложным формам купола и угловых башенок здание приобрело живой, подвижный силуэт. Фрауэнкирхе оказала несомненное влияние на европейскую церковную архитектуру. Придворная католическая церковь в Дрездене была возведена с 1738 по 1751 год итальянским архитектором Гаэтано Киавери (1689—1770). Прямоугольная в плане, она расчленена на нефы, из которых главный выступает в виде самостоятельного объема. К основной части здания примыкает стройная многоярусная колокольня, в композиции которой нельзя не видеть результата воздействия русской архитектуры, памятники которой Киавери наблюдал, работая в ранний период своей деятельности в Петербурге. Фасады церкви обработаны пилястрами; высокие балюстрады, скрывающие крыши, завершаются статуями, обогащающими внешний облик храма. Произведение Киавери — памятник зрелого барокко — отличается монументальностью и типично итальянской сочностью форм.
Андреас Шлютер. Архитектура Пруссии и Берлина объединила в себе стилистические черты архитектуры различных частей Германии. Наиболее значительным мастером берлинской архитектуры начала 18 века был Андреас Шлютер (1664—1714). С 1694 года он работает в Берлине. Здесь Шлютер строит начатое еще до него классицистическое по облику здание Цейхгауза — одно из лучших сооружений столицы Германии, отличающееся композиционной четкостью и пропорциональностью своих фасадов. В 1713 году Шлютер был приглашен Петром I в Петербург, где вскоре и умер, успев лишь приступить к порученным ему работам. Георг Кнобельсдорф.
АВСТРИЯ. Иоганн Фишер спроектировал ряд венских дворцов. Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах(1656—1723) создал новый стиль аристократического загородного дома — динамичный и эффектный, воплотив его в ряде особняков венской аристократии.
Он объединил идеи загородного дворца в стиле французского барокко, состоящего из множества соединенных павильонов, со стилем виллы эпохи Возрождения, окруженной невысокими отдельными флигелями и вдохновленной классикой (типичный пример — Андреа Палладио). Используя мощные закругленные формы архитекторов римского барокко, особенно Бернини, он придал своим виллам более динамичный вид.
Проекты загородных домов Фишера оказали решающее влияние на архитекторов его времени. В похожем стиле синтеза римского и французского барокко с добавлением палладианских элементов он создал новый вид городского дворца, который характеризовался впечатляющими формами, структурной чистотой и динамическим напряжением в декоре.Зимний дворец принца Евгения Савойского, начатый в 1695 году является замечательным образцом этого стиля.
Наиболее значительное произведение австрийского барокко, где ярко проявлялись оба влияния, итальянское и классическое французское,— известную церковьСв. Карла Борромея (Карлскирхе) в Вене (1716—1737), самую большую в центральной части города, созданную под несомненным влиянием барочной архитектуры Рима периода ее расцвета.
Созданный Фишером фон Эрлахом план венской церкви Сан-Карло Борромео состоит из центрированного ядра в окружении дополнительных отсеков. В этой церкви он попытался использовать и привести в гармонию основные идеи, заключенные в самых важных священных строениях — Иерусалимском храме, Пантеоне, и Соборе святого Петра в Риме, святой Софии в Стамбуле, а также Доме инвалидов в Париже и Соборе святого Павла в Лондоне. Относительно независимые части здания — пара римских высоких триумфальных колонн, низкие башни, высокий овальный купол, центральный портик, повторяющий римский храмовый фасад, поперечный неф готического собора (трансепт) ипресбитерий приводятся в гармонию для создания визуального единства для осмотра с любой точки. Соединение формальной и символической структуры здания возникло в результате его двойного назначения. Например, самая впечатляющая деталь церкви — пара огромных триумфальных колонн, стоящих на противоположных концах портика, украшенных рельефами на духовные темы, прославляющими жизнь святого Карла. Однако две колонны также намекают на герб императора — «Геркулесовы столбы».
В основе ее композиции чисто декоративный прием: церковь скрыта за фасадной пристройкой, в центре которой — шестиколонный портик; между ним и боковыми павильонами — две колокольни, воспроизводящие форму классических триумфальных колонн Траяна и Маркуса Аврелия в Риме.Внутреннее пространство — овальной формы и перекрыто овальным же куполом.
Иоганн Лукас Хильдебрандт (1668—1745) был почитателем творчества Гварино Гварини. Он спроектировал ряд аристократических резиденций, из которых очень мало реализовано. После смерти архитектора стиля барокко Иоганна Фишера фон Эрлаха Хильдебрандт стал ведущим придворным архитектором. Основные элементы его стиля были заимствованы из французской архитектурной эры Людовика XIV и из образцов позднего барокко северной Италии (особенно волнистые стены итальянского архитектора Гварино Гварини). Он стал знаменит своими архитектурными украшениями, выделял поверхность его зданий при помощи живописных эффектов и вводил новые темы в украшения.
Одним из самых значительных памятников венской дворцовой архитектуры является Верхний Бельведерский дворец Своей общей композицией, пластичностью и цветовым решением проект дворца разительно отличается от рационализмаФишера. Как его экстерьер, так и интерьеры отличаются богатством архитектурно-орнаментальной декорировки.
АНГЛИЯ.Барокко в Англии имело ограниченный характер и небольшой срок существования.
Собор Святого Павла, возведённый в 1675-1710 гг. по проекту Кристофера Рена (1632-1723), является необычным в истории архитектуры сочетанием средневекового собора с классическим куполом. Главный фасад собора выполнен в стиле барокко и украшен двухъярусным портиком со сдвоенными колоннами и фронтоном. Как и в Соборе Святого Петра в Риме, в сооружении Кристофере Рена есть внутренний купол и наружный, чисто декоративный, рассчитанный на вид издалека и увенчанный тяжёлым фонарём (возвышающейся частью купола с проёмами для освещения).
Чтобы удержать этот фонарь, архитектор ввёл и третью часть – конусовидную конструкцию из кирпича между внутренним и внешним куполами. Трёхчастная конструкция купола – уникальное для XVIII века архитектурное решение. Собор Святого Павла известен не только в Англии, но и в других странах Европы.
Видным английским архитектором былДжеймс Гиббс (1682-1754). Самой крупной его работой стала церковь Сент-Мартин ин зе Филдз в Лондоне (1722-1726 гг.) Её фасад, обращенный к Трафальгарской площади, выполнен в виде большого портика, похожего на портики античных храмов, однако увенчан высокой колокольней.
Другая значительная постройка Гиббса —библиотека Рэдклиффа в Оксфорде(1737-1749) — шестнадцатигранное в плане сооружение с куполом, окруженное колоннадой из сдвоенных колонн
Архитектура Англии — English Club TV On the Go
Архитектура Англии радует своим разнообразием. За долгую историю страну не раз захватывали другие племена и народы, что оказало существенное влияние и на ее внешний вид.
Древняя архитектура
Доисторический период на территории Англии оставил след в виде культовых сооружений, наиболее известные из них — каменные блоки у Стоунхенджа и Эйвбери. Оборонительными сооружениями служили замки Кадбери и Меиден.
Многие древние достопримечательности относятся к тому времени, когда на территории Британии господствовали римляне. Более четырех сотен лет назад они строили свои оборонительные укрепления, который частично сохранились до сих пор. Такими достопримечательностями являются Адрианов вал и памятник в Бате, в Линкольне. Множество римских строений послужило основой для более поздних зданий — к примеру, маяк в Дувре или дворец в Фишбурне.
Архитектура Средневековья.
Во время англосаксонского периода архитектурные изыски находили свое воплощение, в основном, во время строительства церквей, крупных и укрепленных. Из-за постоянных войн с норманнами до нашего времени дошла только Церковь всех Святых, которая находится в Бриксворте.
После захвата норманнами на территории Англии начал развиваться романский стиль. Скругленные приземистые арки, крупные барельефы и галереи со скульптурами можно встретить в Рочестере, Дувре или Йоркшире. Крупнейшим оборонительным сооружением был каменный Тауэр в Лондоне.
Готический период в Англии начался поздно, в середине двенадцатого века, однако в течение трех столетий продолжал оставаться самым популярным. Для этого направления характерны высокие окна с витражами, декоративные узоры на камне, резко очерченные линии и острые шпили. Ярчайшим памятником готики в Англии является Вестминстерский дворец и собор в Солсбери.
Эпоха новых течений — Возрождение и барокко
Как и во всей Европе, Ренессанс в Англии привел к новым тенденциям в искусстве — так, на смену строгим готическим формам приходят более изящные решения, церкви и замки украшают росписями. Многие решают отойти от консервативных вариантов и следуют моде Голландии и Италии. В это время был построен дворец Монтекют Хаус в Сомерсетшире и Лонглит Хаус в Уилтшире.
Период барокко с его пышностью и любовью к деталям в Англии был достаточно коротким, потому нашел свое воплощение в основном в ландшафтных формах — к примеру, в садах Хэпмтон Корта. В архитектурном варианте он присутствует в замке Ховард.
Период классицизма
После значительных политических перемен, а также Великого лондонского пожара в 1666 году основным стилем в Англии становится классицизм. Сдержанность форм, простота и логичность планировки как Лондона, так и каждого здания, стала наглядным примером английского духа. В этом стиле выполнен Собор Св.Павла и библиотека Рена в Кембридже. Следующим этапом в развитии данного стиля стало следование римским канонам строительства, что временами доходило до абсурда — как монумент Пеншо в Сандерленде, который копирует афинский храм Гефеста.
Викторианская эпоха
После промышленной революции города стали стремительно развиваться, а громоздкий классический стиль сменился неоготикой. Новые инженерные достижения позволили построить такие известные здания, как дом Пардамента в Лондоне, а также Хрустальный дворец, который возвели специально для Первой всемирной выставке технических новшеств, где был продемонстрирован экономический потенциал Англии. Новый стиль архитектуры старался сохранить все достоинства готики, используя новые материалы и технологии, при этом не забывая о нотке Ренессанса, с его романтичностью и близостью к природе.
Современные стили
Новое время привнесло в Англию современную мировую моду, а после Второй мировой города восстанавливали в основном по европейским канонам. Так, стандарты жилых зданий не претерпели существенных изменений, но новые постройки в сфере искусства тяготеют к поиску оригинальных форм выражения — как брутализм с его интересом к простым и чистым цветам, а также необычным фактурам и элементам модерна. В этом стиле построен Королевский Национальный театр и Центр искусств Барбикан.
Строгая и минималистичная архитектура постмодерна — воплощение современного стремления к оптимизации. В этом стиле выполнены офисные и торговые центры, выставочные залы. В Лондоне воплощением постмодернизма можно назвать Новое крыло Национальной галереи.
фото с описанием, стили и направления, самые знаменитые памятники архитектуры Англии
Англия, как одна из самых древних стран, внесла значительный вклад в общемировую архитектуру. Невероятное количество исторических памятников на территории государства производит огромное впечатление на туристов.
Мистический Стоунхендж
Доисторический период архитектуры Англии связан с культовыми сооружениями, самым известным из которых является знаменитый Стоунхендж. Мистический монумент представляет собой комплекс каменных глыб, расставленных посреди Солсберийской равнины. Мегалитическое сооружение, появившееся до нашей эры, изначально представляло собой кольцеобразный вал, окруженный глубоким рвом. Многотонные валуны выполнены из известкового песчаника.
Внутри рукотворного круга стояли 30 камней, уступавших в размерах наружным валунам, а в центре красовался так называемый алтарь – монолит, вес которого превышал 30 тонн. Ученые полагают, что уникальное сооружение – это древнейшая обсерватория, появившаяся в каменном веке.
Адрианов вал
Кроме того, многие достопримечательности относятся к тому периоду, когда на британской территории появились римские наемники, построившие военные поселения и дороги. Несколько сотен лет они возводили оборонительные укрепления, и некоторые из них частично сохранились. Адрианов вал – выдающийся античный памятник, ставший символом господства Римской империи. Загадочная стена из торфа и камня является образцом инженерного искусства.
Знаменитый Тауэр
Когда речь заходит об архитектуре Англии во времена Средневековья, то можно уверенно сказать, что главные изыски зодчества воплощались в строительстве церквей. Однако после захвата страны норманнами появляется новый стиль – романский. И ярким его представителем признан лондонский Тауэр. Крупное оборонительное сооружение на протяжении нескольких веков играло важную роль в истории государства. Построенное по приказу Вильгельма Завоевателя, оно представляет собой четырехэтажную башню, попасть в которую можно только по пристроенной лестнице. Сколько бы ни было восстаний против пришлых завоевателей, ни разу англичане не смогли взять Тауэр штурмом.
Романский стиль – это тяжеловесные сооружения с высокими башнями и маленькими окошками. Он давно канул в Лету, а строгие очертания каменных замков вдохновляют современных архитекторов, заимствующих различные элементы.
Готика
Готический стиль, охвативший Европу, пришел в Англию достаточно поздно – в середине XII века, когда к стране присоединились анжуйские и нормандские провинции. Более трехсот лет он оставался самым популярным направлением архитектуры Англии, которое подчеркивало ничтожность человека перед Господом, и не случайно чаще всего этот стиль использовался в религиозных сооружениях – соборах. Вытянутые вверх остроконечные строения со стрельчатыми арками и огромными окнами, украшенными цветными витражами, и сейчас вызывают восхищение. А их внутреннее пространство поражало обилием света, что вызывало эмоциональное потрясение у верующих.
Яркий представитель средневековой готики
Солсберийский собор является идеальным образцом готики Англии. Архитектура потрясающе красивого сооружения, строившегося около 40 лет, отличается величием и совершенством исполнения замысла. Изумительное творение человеческих рук, линии которого подчеркивают устремленность в небеса, славится самым высоким шпилем в государстве. Расположившееся на окраине города, оно представляет собой старейший религиозный памятник. Удивительно, что в стены храма встроен очень сложный часовой механизм, появившийся в конце XIV века.
Солсберийский собор покорил сердца туристов своим величием, а роскошное внутреннее убранство никого не оставляет равнодушным. Яркий представитель готической архитектуры Англии, он и сейчас принимает прихожан.
Классицизм
Следом за готическим стилем приходит классицизм, который появился в тех странах, где зарождался капитализм. Он нес в себе черты буржуазной идеологии. Рационалистический подход к оценке окружающего мира переносился в искусство, в том числе и в зодчество. Для стиля характерны четкость пропорций, простота, повторяющиеся линии, сдержанный декор.
Классицизм в архитектуре Англии появился в начале XVII века, а примером этого стиля признан Банкетинг-хаус, прекрасно сохранившийся до наших дней. Здание, которое восхищает идеальными пропорциями, предназначалось для торжественных приемов. Двухъярусное величественное строение в полной мере отражает английские традиции. Верхний этаж декорирован пилястрами дорического и ионического ордера, а нижний – рельефной вкладкой.
Долгое время особняк являлся образцом для всех архитекторов Англии.
Смешение стилей
После того как на трон восходят Стюарты, объединившие в единую Британию Шотландию и Англию, в 17 веке в архитектуре происходит значительный перелом. Страна, являвшаяся важным центром европейского зодчества, догоняет в своем развитии остальные государства. Изящные постройки, в которых искусно переплетаются черты классицизма и барокко, становятся образцами для сооружений в других странах. В этот период ни один из стилей архитектуры Англии не существует в чистом виде.
Религиозная достопримечательность
Самой узнаваемой достопримечательностью Лондона является собор Святого Павла. Любопытно, что ни одно здание в городе не может быть выше восхитительного сооружения эпохи Возрождения. Визитная карточка столицы страны частенько фигурирует на рекламных туристических проспектах. Собор, который появился на месте сгоревшего храма, по мнению жителей, возвеличил славу города. Он выполнен в смешанном барочно-классическом стиле.
Высокий, 111-метровый купол религиозной достопримечательности покоится на восьми колоннах, а стены спроектированы очень толстыми, чтобы поддерживать крышу. Кроме того, свод храма усилен наружными каменными полуарками – аркбутанами.
Важной деталью символа Лондона является западный фасад, представляющий собой двухъярусный портик, уровни которого поддерживаются сдвоенными колоннами. С двух его сторон возвышаются башни, и в одной из них размещены часы.
Новый стиль, зародившийся в Англии
Как считают исследователи, XVII столетие стало для архитектуры Англии периодом ученичества, а в XVIII веке, когда страна выходит на мировую арену, искусство занимает первое место. Новый правящий класс, видевший свои идеалы в культуре Древнего Рима, вновь обращается к классике.
Однако зодчие понимают, что установившиеся правила ограничивают творчество, препятствуя воплощению идеи. На смену классическим творениям приходят неоклассические. Так родилось эстетическое направление, которому было присуще обращение к античности.
Дворец в античном стиле
Чизвик-хаус – это небольшой летний дворец, хозяин которого много путешествовал. Лорду запомнились руины Древнего Рима, и, когда он вернулся домой, решил возвести особняк в античном стиле. Самостоятельное произведение имеет две лестницы, балюстраду, а фасад здания делится на цоколь и портик. Все служебные и хозяйственные помещения располагались в небольшой пристройке, а не в основном здании.
Любопытно, что каждый из камней, украшавших фасад, покрывался специальной резьбой, которая напоминала червоточины. Во всем внешнем облике дворца заметны элементы античности: колонны с человеческими лицами, причудливые дымоходы, напоминающие египетские обелиски. Прекрасный образец архитектуры Англии 18 века после смерти хозяина перешел к новому владельцу и стал еще красивей. Здесь даже появились античный мостик и причудливые дорожки-серпантины.
Неоготика
В начале XIX века правящая элита почувствовала угрозу социального напряжения. Высшие слои боялись потерять контроль над обществом. Везде витали мысли о возврате в романтичное Средневековье. Все это нашло отражение в новом направлении – неоготике. Однако архитектура Англии 19 века отличается от зодчества прошлых столетий появлением современных строительных материалов, которые дают много возможностей выразить свой взгляд на мир. В строительство внедряются новые производственные процессы, что приводит к снижению роли архитектора в общем процессе.
Многие протестовали против подобной индустриализации, и в это время вырастает поколение молодых и целеустремленных мастеров, соединивших индивидуальный взгляд и современные материалы.
Вокзал, больше напоминающий собор
Вокзал Сент-Панкрас не зря прозвали «собором железных дорог». Это подлинный памятник неоготической архитектуры Англии, открытый в 1876 году. Уникальное произведение выполнено из камня, мозаики, стальных конструкций. После завершения строительства знаменитая достопримечательность признана национальным британским стилем.
Вокзал представляет собой покрытый стеклянным куполом дебаркадер – место прихода и отхода поездов. Фасадом необычного шедевра зодчества является здание гостиницы, украшенное псевдобойницами, высоченными башенками с острыми шпилями и аркадами. Неоготика изобилует большим количеством декоративных элементов. За основу строения из ярко-красного кирпича был взят английский средневековый собор.
Главной особенностью современной английской архитектуры является преемственность стилей. Молодые талантливые зодчие, принимающие новшества, всегда чтят исторические традиции страны.
Контрольные вопросы и задания по теме «Черты барокко в архитектуре Англии»
1. Каковы особенности развития английской архитектуры
XVII–XVIIIвв?
2. Назовите имена архитекторов, использовавших в своём творчестве
черты барокко.
3. Какова история возведения первой купольной постройки в Лондоне?
4. Какие стили сочетаются в архитектуре собора Святого Павла
в Лондоне?
5. Какие черты барокко присущи собору Святого Павла в Лондоне?
6. В чём состоит уникальность конструкции купола собора Святого Павла
в Лондоне?
7. Какие черты барокко присущи наиболее значительным постройкам
Джеймса Гиббса (1682 – 1754)?
7. Варианты заданий, предлагаемых к опросу по теме «Архитектура барокко»
1. Определить название и автора предложенного фрагмента барочной
архитектуры, дать характеристику, выделяя присущие этому
сооружению стилистические особенности.
2. Из предложенных фрагментов разностилевых архитектурных
сооружений выбрать те, которые относятся к стилю барокко;
обосновать ответ.
3. Дать сравнительную характеристику предложенным фрагментам
архитектуры, выделяя национальные особенности стиля.
4. Дать характеристику предложенным фрагментам интерьера барокко,
выделяя стилистические особенности.
Список рекомендуемой литературы
1. Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство.
– М.: Высшая школа, 2002.
2. Бирюкова Н. В. История архитектуры. – М.: Инфра — М, 2006.
3. Бутромеев В. Искусство Западной Европы: Италия, Испания, Англия,
Франция. – М.: Современник, 1996.
4. Энциклопедия. Т. 7. Искусство. Ч. 2. Архитектура, изобразительное и
декоративно-прикладное искусство XVII–XXвеков /
Глав. ред. М. Аксёнова. – М.: Аванта+, 2004.
5. История искусства: Художники, памятники, стили /
Пер. с исп. Т. В. Сафроновой, Г. Ю. Соколовой.
– М.: Астрель: АСТ, 2006.
6. Вёрман Карл. История искусства всех времён и народов.
— М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.
7. Алпатов М. В. Этюды по истории западноевропейского искусства.
— М., 1963.
8. Вагнер Г. К. Искусство мыслить в камне. – М., 1990.
9. Всеобщая история архитектуры. – М., 1962. Т. 1 – 5.
Содержание
Введение
1. Общая характеристика стиля барокко. 3
2. Архитектура барокко в Италии. 4
3. Архитектура барокко во Франции. 14 4. Влияние итальянского барокко на архитектуру в Испании. 17
5. Развитие барокко в Германии и Австрии. 21
6. Черты барокко в архитектуре Англии. 26
7. Варианты заданий, предлагаемых к опросу по теме
«Архитектура барокко». 30
30
Архитектура барокко — эволюция эпохи Возрождения
Стиль барокко появился в Италии как результат эволюции эпохи Возрождения. Его «видимые» формы начали существовать с конца XVI века. Из Италии барокко распространился по всей территории Европы, где был преобладающим стилем до середины XVIII века.
В каждой из европейских стран были особые социальные и политические условия, а также национальные традиции, что не могло сказаться и на архитектуре. В любом из государств барокко в архитектуре приобретало свои особенные национальные черты. К примеру, в Италии архитектура барокко распространялась как на внешний, так и на внутренний вид зданий, во Франции было значительное расхождение между внутренним фасадным и убранством сооружений, поскольку в первом преобладали барочные начала, а во втором – классицистические. В то время как в Англии архитектурный стиль барокко выступает в качестве лишь своеобразного оттенка и акцента классицизма – преобладающего стиля. Однако все же архитектура барокко во всех странах обладала и общими чертами.
В переводе с итальянского «барокко» означает «причудливый»,«странный».
Стиль барокко в архитектуре тяготел к некой парадной торжественности, а также пышности.
В то же время им были выражены прогрессивные представления о безграничности, многообразии, и единстве мира. В барокко в архитектуре наблюдался интерес к разным природным стихиям, окружению, среде человека, ставшего восприниматься частью мира. Архитектура барокко характеризуется тем, что люди в ней предстали как сложные, многоплановые личности с собственным миром переживаний, вовлеченные в драматические конфликты.
Кроме того, архитектура барокко отличается тем, что в ней присутствует мощный пространственный размах, сложность беспокойных, сливающихся между собой текучих форм, криволинейность планов, а также очертаний, связь с окружающим пространством.
Что касается нашей страны, то украинское барокко в архитектуре характеризуется своеобразными особенностями, к примеру, использованием и применением традиций народного искусства, самобытный стиль которого лучше всего проявился в архитектуре Слобожанщины и Левобережья, которые были воссоединены с Россией после освободительной войны 1648-1654 гг.
На западной Украине, оставшейся под властью Польши, все было по-другому: заказчики, их предпочтения и требования, архитекторы(в большинстве случаев иностранцы), традиционные приемы строительства, а также стройматериалы. Наблюдалось усиление политики католической экспансии.
Именно этим можно объяснить строительство огромного количества католических монастырей на Волыни, в Галиции, Подолии, а также Правобережье.
Украинское барокко в архитектуре
Впервые проявилось иезуитском костеле Петра и Павла, построенном в городе Львов в период с 1610 до 1630 года. Строительством руководил итальянский зодчий Джакомо Бриано.
Здание этого костела практически идентично римской церкви капитула иезуитов Иль Джезу, построенной в 1575 году Джакомо делла Порта, которого считают одним из тех, кто основал стиль барокко в архитектуре. Иль Джезу стал примером для многих католических церквей во всем мире.
Архитектура в стиле барокко была присуща и прочим типам зданий – замковым, дворцовым, и т.п. Несмотря на тот факт, что благодаря приезжим мастерам архитектура создаваемых ими зданий получила определенные черты, которые свойственны их творческой индивидуальности, украинское барокко, сформировавшееся ближе к концуXVII века, обладало своими особенностями, устойчивой общностью художественных и конструктивных черт.