Церковь покрова на нерли архитектурные особенности – Сочинение по картине С.В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» ☑️ история создания, описание храма, его архитектурные особенности, общее впечатление о памятнике архитектуры, замысел и идея художника

Содержание

Архитектурные особенности храма Покрова на Нерли

Архитектурные особенности церкви Покрова на Нерли

Покровский храм располагается в необычном месте – низинка весной полностью затапливается талыми водами. Обычный ленточный фундамент заложен на глубину 1,6 м, на нём возведены стены ещё на 3,7 м, вокруг которых насыпан холм. Таким образом, основание церкви более чем на 5 м уходит под землю. Подобная технология применялась в старину для того, чтобы уберечь здание от затопления.

Периметр сооружения практически квадратный со стороной 10 м, подкупольный квадрат со стороной 3,2 м, храм одноглавый, купол увенчан крестом. Стены строго вертикальные, но создается впечатление, что они сужены кверху. Каждая из полукруглых апсид снабжена арочным порталом. Фасады храма украшают резные рельефы, в который центральной фигурой выступает царь Давид-псалмопевец в окружении львов и орлов. В оформлении наружных стен присутствуют женские маски. Внутренний интерьер аскетически прост. Не сохранились фрески на стенах, уничтоженные в конце XIX столетия во время очередных реставрационных работ.

Многие специалисты отмечают необыкновенную гармоничность и строгую пропорциональность строения, придающие храму удивительную стройность и воздушность.

Принадлежность храма Покрова на Нерли к типу четырех-столпных крестово-купольных одноглавых трех-апсидных храмов не исчерпывает всех его архитектурных особенностей. В самом деле, церквей, типологически близких к храму Покрова, много, но тем не менее он является единственным в своем роде.

Стройность и устремленность ввысь — черты, определяющие облик Покровского храма. Теперь уже сложно представить себе, как выглядел он в древности, будучи, согласно результатам раскопок 1950-х годов, окружен с трех сторон галереями (хотя и существуют приблизительные реконструкции).

Мастерство, с которым выполнен основной объем храма, его совершенные пропорции позволяют строить на сей счет самые захватывающие предположения. Однако это был совсем не тот храм, который мы знаем теперь, когда обнажилось его архитектурное ядро, исполненное сдержанного достоинства в каждой своей детали.

Сочинение по картине С.В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» ☑️ история создания, описание храма, его архитектурные особенности, общее впечатление о памятнике архитектуры, замысел и идея художника

Сочинение по картине церковь покрова на нерли

Оно достигается благодаря необычной архитектуре и асимметричному фасаду, создающую ощущение лёгкости и возвышения при взгляде на величественное здание.

Местоположение и общее описание

Храм Покрова на Нерли находится на берегу одноимённой реки в полутора километрах от городка Боголюбово. Ближайший крупный населённый пункт — административный центр Владимирской области, до которого ехать около 10 км. Место, где расположена церковь, входит в состав охраняемой природной территории и считается историко-ландшафтным комплексом регионального значения. Он занесён в список всемирного наследия Юнеско вместе с другими Белокаменными памятниками Владимира и Суздаля того же класса.

Само строение представляет собой христианский храм крестово-купольного типа. Оно стало знаменитым благодаря множеству архитектурных и исторических особенностей, позволяющих по праву считать его одним из самых красивых памятников архитектуры того времени.

Глубокая связь с религией и русской историей также сделало церковь одним из мест паломничества — её ежегодно посещают более тысячи людей, желающих сблизиться с божественным и изучить культуру.

История создания

Храм был построен князем Андреем Юрьивечем Боголюбовским. Согласно летописи 1701 года, его возведение завершилось в 1165 году.

Описание храма покрова на нерли

Некоторые источники утверждают, что работа над церковью была закончена всего за одного лето, другие относят начало строительства к 1158.

Архитектурный памятник был возведён в честь победы в войне против Волжской Булгарии, а также был данью погибшему от ран после возвращения с поля боя сыну князя Изяславу.

Церковь на Нерли также стала первым на Руси религиозным сооружением, посвящённым празднику Покрова Богородицы. Считается, что сам Андрей ввёл его в середине XII века, поскольку этого торжества не было в первоначальных византийских традициях. По легенде, на это его вдохновило явление Богородицы молящимся во время осады Константинополя. Город окружили саранцы. Жителям не оставалось ничего, кроме как молить о спасении. Среди них был и князь Андрей.

По его рассказу, Божья Матерь молилась о спасении вместе с остальными людьми. Затем она подошла к престолу, сняла с головы покров и простелила его над молящимися — отсюда и пошло название. Князь считал, что благодаря божественному заступничеству города устоял, потому решил посвятить ему праздник.

События перед постройкой

Перед возведением храма князь Андрей приказал построить свою главную резиденцию рядом с рекой Нерли. Это произошло в 1158 году. Согласно легенде, правитель вёз икону Божьей Матери из Киева, но в середине дороги его лошадь неожиданно остановилось.

 архитектурные особенности храма покрова на нерли

После этого перед князем возник образ Пресвятой Богородицы и указал ему на место, где нужно будет построить город. Он был настолько поражён видением, что немедленно приказал начать работы.

Вскоре после строительства резиденции началась постройка церкви. Её расположили рядом с местом впадения реки Нерли в Клязьму. Рядом с храмом располагался монастырь, а сам он стал важной точкой для двух крупных торговых путей, проходящих по воде. Здесь корабли разворачивались, чтобы дойти до княжеского города.

По задумке, церковь должна была стать предвратным монументом резиденции, центром её ансамбля.

Строительство церкви

Постройка храма стала непростой задачей. Низина, которую князь выбрал местом для строительства, затапливалась во время полноводья, потому нужно было обезопасить архитектурный памятник от воды. Для этого мастера возвели над фундаментом четырёхметровые каменные стены, а затем засыпали их землёй, образовав искусственный холм. Затем его обложили белыми плитами, а к набережной провели лестницу. На этот искусственном возвышении церковь стояла как на пьедестале, возвышаясь над окружающим миром. Интересно, что до раскопок 1957 года возвышенности считали природными.

Общее впечатление о храме покрова на нерли

Согласно некоторым источникам, белый камень для строительства чудного сооружения князь привёз из завоёванного Булгарского царства. Но исторические документы и факты опровергают эту идею, оставляя её частью красивых легенд. Светлый известняк добывали где-то в окрестностях Москвы, после чего перевозили по воде и суши. Мастеров, если верить «Истории Российской» В. Татищева, князю Андрею позаимствовал его друг Фридрих I Барбаросса.

По имеющейся информации, строительство началось с создания фундаментных рвов. Их засыпали булыжниками и обломками стройматериалов, после чего заливали раствором. Затем строили стены и своды — сначала с козел, потом с подмостий и лесов. Для покрытия куполов использовали тонкие тёсанные доски (в некоторых источниках указан также свинец). Затем их заливали красной медью и покрывали позолотой.

Дальнейшая судьба

Письменных свидетельств о дальнейшей судьбе собора осталось мало. Известно, что в конце XVI века укрепления при нём входили в число патриарших домовых монастырей. Во второй половине XVII века церковь пережила короткий расцвет, но ближе к концу (в 1764 году) была упразднена. В 1877 её подвергли непрофессиональной реставрации, из-за чего бо́льшая часть элементов внутреннего убранства была утрачена.

В 1784 игумен монастыря, к которому был приставлен храм, хотел разобрать её из-за низкой прибыльности. По его словам, стройматериалы должны были пойти на строительство колокольни, но из-за недостатка средств работы никогда не были начаты. О судьбе архитектурного памятника в XVII веке практически ничего не известно.

В середине и конце XIX века он подвергался археологическим раскопкам и исследованиям.

Положение храма сейчас

В 1992 году собор был внесён в список всемирного наследия Юнеско. Он входит в состав архитектурно-ландшафтного заказника под названием «Боголюбовский луг», основанного 2 ноября 2011 года согласно указу губернатора Владимирской области.

Храм покрова на нерли краткая история

Совладельцы храма — русское православное духовенство и Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Он считается частью Богородице-Рождественского мужского монастыря Владимирской митрополии.

Церковь до сих пор действует. По двунадесятым праздникам, включая Рождество и Крещение, в ней проводятся службы. В остальные дни любой желающий может зайти храм, поставить свечу, произнести молитвы или просто осмотреть внутреннее убранство.

Архитектура строения

Многие историки и исследователи считают Церковь Покрова самым красивым из русских храмов. Он отличается необычайно гармоничными пропорциями, изяществом элементов и некоторой аскетичностью, не допускающей помпезных и вызывающих украшений. Эти характеристики создают иллюзию лёгкости, воздушности постройки — храм словно устремляется к небу, возвышаясь над окружающим пейзажем.

Кратко об архитектурных особенностях Храма Покрова на Нерли:

 замысел художника церковь покрова на нерли
  • Средняя апсида и окно на ней слегка приподняты по сравнению с боковыми. Это создаёт иллюзию возвышенности и зрительно увеличивает высоту храма.
  • Фасад декорирован аркатурой, а входы представляют собой перспективные порталы-арки, украшенные резьбой. Стены также украшены пилястрами и полуколоннами, которые соответствуют внутреннему убранству по расположению. Их суммарная толщина в 1,5 раз больше стандартной стены, что делает конструктивный рисунок собора очень ярко выраженным.
  • Северные и южные стены храма асимметричны, а прясла очень узки. Но благодаря строению апсид и особенностям архитектурной композиции строение выглядит гармонично и уравновешенно при взгляде с любого угла.
  • Стены здания строго вертикальные и прямые, но благодаря асимметричным пропорциям они кажутся наклонёнными внутрь, что усиливает иллюзию большой высоты сооружения. Изнутри это эффект поддерживается сужением столпов в верхней части.
  • Основа здания представляет собой почти квадратный четверик. Он отличается небольшими размерами — всего 10 на 10 м без учёта апсид и пространства под куполом. Маленькое пространство внутри в сочетании с другими архитектурными элементами усиливают «воздушность» строения.
  • Глубина фундамента собора — 5,3 м, что практически равно его высоте. Здание стоит на искусственном холме. В древние времена при выходах реки из берегов до него приходилось добираться на лодке.

Задачей древних мастеров было создать не просто храм, а произведение искусства.

Эссе по картине храм покрова на нерли

При взгляде на него у человека возникает чувство превосходства духовного над материальным, ощущение божественной силы и величия.

Такое настроение достигается за счёт чисто архитектурных решений, почти без художественных элементов. Общее впечатление о Храме Покрова на Нерли будет неполным без окружающего пейзажа, ведь план здания составлялся с тщательным учётом всех его деталей.

Несмотря на смещение русла рек, собор смотрится крайне гармонично, почти сливаясь с окружающей природой.

Декор и убранство

Среди декоративных элементов храма примечательна изысканная каменная резьба. Считается, что она повествует о библейском сюжете восхождения царя Давида-псалмопевца. Символика до конца не расшифрована. Предположительное значение элементов:

Церковь покрова на нерли герасимов
  • фигура на троне символизирует самого царя Давида;
  • окружающие его львы, орлы и фантастические звери — знаки власти и величия;
  • строгие женские лица, окружающие композицию, символизируют Деву Марию или Софию (древний символ мудрости и самоотверженности).

Создание подобных каменных украшений — сложная и кропотливая работа. С учётом технологического прогресса того времени, на создание резьбы ушло бы 300 суток непрерывного труда от 10 человек.

Элементы оригинального внутреннего убранства церкви не сохранились: их последние остатки были уничтожены во время непрофессиональной реставрации 1877 года. Считается, что полы собора были выложены майоликовой керамикой, а стены украшены фресками и росписями с картинками из мифических сюжетов.

Картина С. В. Герасимова

Красоту Церкви Покрова на Нерли лучше всего передаёт одноимённая картина С. В. Герасимова. Автор был человеком с глубокой верой, приучался к духовности с раннего детства и умел находить прекрасное во всём. Потому именно в его творчестве лучше всего передан этот храм. В отличие от произведений других художников, Герасимов акцентирует внимание именно на белых стенах постройки, а не на окружающем пейзаже, что многое говорит о его отношении к собору. Художественные особенности его работы:

Пишет сочинение
  • Яркие, живые цвета. Зелёные растения, ярко-голубое с белыми облаками, золотой купол вызывают ощущение лёгкости и спокойствия.
  • Церковь в центре композиции создаёт ощущение величественности. Она похожа на крепость, возвышающуюся над окружающим миром и охраняющую его покой. Это подчёркивает тему возвышения духовного над мирским.
  • В картине показана чёткая граница между землёй и небом — земным и божественным. Согласно замыслу художника «Церкви покрова на Нерли», храм может связать их, служа своеобразным мостом.
  • Золотой купол, ярко переливающийся на солнце, символизирует ценность собора. Он является не только важным религиозным сооружением, но единственным в своём роде важным архитектурным памятником, потому его надо беречь.

Автору настолько хорошо удалось описать храм в своей картине, что мало кто останется не проникнут его красотой и величием. Немалую роль в этом сыграл не только его талант и профессионализм, но и искренняя вера в православные ценности.

Сегодня Церковь Покрова на Нерли по праву считается одним из самых выдающихся памятников своей эпохи. В этом сыграло роль не только её значение для православной церкви, но и крайне удачные архитектурные решения, придавшие зданию неописуемую красоту.


Церковь Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли — это выдающийся памятник русской архитектуры, расположенный вблизи поселка Боголюбово во Владимирской области. Храм Покрова на Нерли является ярчайшим образцом зодчества, который воплотил  в себе ярчайшие отличительные черты стилистики архитектуры владимиро — суздальской школы.

Эта небольшая по размеру церковь построена в 1165 году по заказу князя Андрея Боголюбского. Во времена правления князя был построен Успенский собор, Золотые ворота, ансамбль Боголюбского замка и самое совершенное из всех сооружений — церковь Покрова на Нерли.

 

 

История постройки.

Церковь была построена в память о погибшем княжеском сыне Изяславе. Однако исследования наших дней доказывают, что возведение церкви было осуществлено в 1158 году — то есть храм был построен на целых 7 лет ранее даты, принятой считать традиционной.

Освящение храма было произведено в честь праздника Покрова Богородицы, и церковь была посвящена именно пресвятой Богородицы.

 

 

В образе этой постройки зодчие воплотили идею красоты и совершенства родной земли, гордости за свою родину. Чем ближе подходишь к ней, тем более четко и явственно видны ее спокойные, уравновешенные формы.

Для постройки сооружения использовался белый камень, привезенный из Поволжья, где на тот момент существовало Булгарское царство. Но современные научные изыскания показывают, что эта легенда не имеет под собой исторически подтвержденных фактов.

 

 

Особенности архитектуры.

Выбранное для постройки будущей церкви Покрова было расположено в низине, на просторном заливном лугу. Поэтому был насыпан холм высотой 3 метра, который занимал площадь размером 23 сотки. На этом рукотворном холме, кроме самого храма располагались и все остальные постройки.

Сначала возвели искусственную возвышенность, которую облицевали белым камнем. Фундамент был построен в характерной для древнерусских храмов манере. Он был ленточным, сделанным из необработанного природного камня — дикаря, соединенного между собой известковым раствором.

 

 

Глубина фундамента составляет около полутора метров, и его продолжает основание стен высотой 3 метра 70 см. Стены были укреплены вязким грунтом рукотворного холма и таким образом фундамент уходил в глубину более чем на 5 метров.

От первоначальной постройки церкви сохранились только его основные размеры. Экстерьер храма крестово — купольного типа, и отличается простотой форм, сдержанностью и изысканностью четких линий. У Покровской церкви всего одна глава, а весь периметр постройки украшен аркатурно — колончатыми поясами и порталами.

 

 

Стены постройки возведены строго вертикально, но архитекторами были найдены оптимальные пропорциональные соотношения, благодаря которым они имеют вид наклоненных внутрь. Этот фактор создает визуальное ощущение значительной высоты постройки.

Церковь с трех сторон имеет входы, которые украшены роскошными резными порталами. Фасады украшены скульптурами — нежными девичьими головками, которые символизируют весну и пробуждение природы. Церковь Покрова окружает невысокая галерея.

В оформлении интерьера столбы сделаны немного сужающимися в верхней части, что тоже помогает визуально увеличить высоту потолков в помещении церкви. В декоре стен Покровской церкви щедро используются резные рельефные изображения.

 

 

Центр композиции занимает фигура царя Давида, который восседает на троне. Среди других рельефных фигур можно заметить львов, птиц и женских лиц. Однако первоначальные внутренние росписи были уничтожены во время реставрационных работ в конце XIX века ( 1877 год).

Церковь Покрова на Нерли по праву считают одним из самых совершенных образцов древнерусской архитектуры. На сегодняшний день Покровская церковь находится под охраной государства и располагается на территории природного заповедника.

 

 

Церковь Покрова на Нерли — Википедия

Це́рковь Покрова́ на Нерли́[2] — белокаменный храм во Владимирской области России, в 1,5 км от посёлка Боголюбово; выдающийся памятник владимиро-суздальского зодчества.

Храм Покрова на Нерли олицетворяет период расцвета Владимиро-Суздальского княжества при Андрее Боголюбском. В это время преобразился Владимир, отстроился новый город Боголюбов (Боголюбово)[3] с белокаменными укреплениями, княжеским дворцом и храмом Рождества Богородицы. За 1158—1165 годы строительная артель Андрея Боголюбского создала ряд замечательных белокаменных построек. Его храмостроительная программа сопоставима с деятельностью Ярослава Мудрого, отстроившего Киев веком раньше[4].

Для церкви Покрова было выбрано место чуть более чем в километре от княжеского дворца при впадении Нерли в Клязьму (позднее устье сместилось на юг, оставив после себя старицу). Устье Нерли находилось на пересечении важных торговых речных путей и служило воротами во Владимирскую землю: здесь корабли поворачивали ко княжеской резиденции, отсюда разворачивалась панорама на Боголюбов с княжеским дворцом и на Владимир. Церковь должна была стать выдвинутым вперёд элементом репрезентативного ансамбля, его предвратным монументом[4][5][6].

Летописные свидетельства о церкви Покрова весьма скупы. В Кратком Владимирском летописце говорится: «и потом приде от Киева Андрей Юрьевич и створи Боголюбный град… и постави церкви две камены». «И постави ей храм на реце Клязме, две церкви каменны во имя святыя Богородица» — сообщает Новгородская первая летопись. Очевидно, одна из упоминаемых церквей — Покровская. Наконец, «Житие князя Андрея Боголюбского», источник 1702 года, содержит более подробные сведения. Из текста следует, что храм построен за один сезон в память об Изяславе Андреевиче, сыне князя, умершем от ран после похода в Волжскую Булгарию[4]:

Сегѡ̀ же лѣ́та [] сы́нъ є҆гѡ̀ пе́рвый и҆зѧсла́въ а҆ндре́евичъ ко гдⷭ҇ꙋ ѿ̾и́де… Се́й же вели́кїй кнѧ́зь а҆ндре́й, а҆́ще печа́лїю ѡ҆ сконча́вшемсѧ сы́нѣ, ꙗ҆́кѡ чл҃вѣ́къ ѡ҆б̾ѧ́тъ бы́въ, и҆ скорбѧ́ше… бо́лѣе въ бг҃оꙋгѡ́дныѧ дѣла̀ поѡщрѧ́шесѧ; и҆́бо бг҃олю́бскїѧ ѻ҆би́тели, ꙗ҆́кѡ по́прище є҆ди́но, на рѣкѣ̀ клѧ́зьмѣ, въ лꙋгꙋ̀, нача̀ зда́ти цр҃ковь во и҆́мѧ прест҃ы́ѧ бцⷣы чⷭ҇тна́гѡ є҆ѧ̀ покро́ва, на ᲂу҆́стьѣ рѣкѝ нерлѝ… ѻ҆́нꙋю цр҃ковь є҆ди́нымъ лѣ́томъ совершѝ и҆ ѻ҆би́тель мона́шествꙋющымъ при не́й содѣ́ла.

Судя по тексту, церковь построена не ранее 1165 года, так как в этом году умер княжич. Так, Василий Доброхотов датировал памятник 1166 годом[7]. На основании текста «Жития…» датировали храм Николай Воронин (указывал 1165 год несмотря на то, что княжич умер осенью этого года и за оставшееся время выполнить строительство было нельзя)[8] и Павел Раппопорт (указывал 1165—1167 годы при том, что «Житие…» сообщало о постройке за один сезон)[9]. Высказывались и другие точки зрения. Николай Артлебен[10] и Никодим Кондаков[11] считали, что церковь Покрова строилась одновременно с владимирским Успенским собором. Но Артлебен не исключал, что она может относиться и ко времени правления Всеволода III[12]. Дмитрий Бережков колебался между 1165—1167 годами и 1190-ми годами[13]. В научной и популярной литературе долго фигурировала принятая Ворониным датировка 1165 годом[6].

Владимирский летописец XVI века содержит и посвящение, и дату, называя церковь Покровской в сообщении под 1158 годом[4]:

Въ лѣⷮ . […] Сии же кн҃ꙁь ѻ҆ндрѣи бг҃олюбовныи град спом ѡсыпа, посᲅави тᲂу цр҃ковь каменꙋ ржⷭ҇ᲅво сᲅ҃ѣи бцⷣи на клѧꙁмѣ рѣцѣ , а҆ дрꙋгꙋю покровᲆ сᲅ҃ѣи бцⷣи на нерли, и҆ ᲂу҆сᲅрои мнⷭ҇ᲅырь.

ПСРЛ, т. XXX, стр. 68

Сергей Заграевский[6] и Татьяна Тимофеева[4] на основании этой и других летописей, в том числе домонгольских, в качестве датировки церкви Покрова принимают 1158 год.

Согласно Лаврентьевской летописи, строительство при князе Андрее вели «из всех земель мастеры». Василий Татищев уточнял в «Истории Российской», что «мастеры же присланы были от императора Фридерика Первого, с которым Андрей в дружбе был…» (имеется в виду Фридрих Барбаросса). Полиэтническая строительная артель Андрея переняла навыки добычи, обработки и строительства из белого камня от старых мастеров. Но величественный замысел князя и талант его зодчих сформировали гораздо более совершенный стиль: усложнилась композиция, более стройными стали пропорции, появились сложные белокаменные рельефы фасадов[4].

Перед зодчими стояла непростая задача: место строительства находилось в заливаемой пойме, поэтому нужно было обезопасить храм от воды. Для этого на фундаменте были возведены четырёхметровые стены, засыпанные землёй. Образовался искусственный холм, облицованный каменными плитами, на котором церковь встала как на пьедестале[14].

Камень для строительства, видимо, добывали в окрестностях Москвы. Залежи известняка образуют подземную, частично поднимающуюся на поверхность, жилу, протянувшуюся от подмосковных притоков Клязьмы до среднего течения Оки. Процесс строительства начинался с заготовки строительных материалов, затем разбивали на месте план и отрывали фундаментные рвы по периметру и осям столпов, до глубины залегания материкового грунта. Считается, что у белокаменных зданий был ленточный фундамент, положенный не в котлован, а во рвы, которые заполнялись глыбами валунов, булыжником, обломками известняка и туфа и заливались раствором. Стены и своды строились сначала с козел, а по мере увеличения высоты с деревянных подмостей и лесов. Для кровель использовали тёс, но, может быть, и свинцовые доски. Шлемовидные главы покрывали красной аравийской медью с позолотой. Неизвестно, каким было в древности покрытие главы церкви Покрова, но форма её, как предполагают исследователи, приближалась к шлемовидной. В окна белокаменных храмов вставляли деревянные оконницы, которые могли быть заполнены стеклом[4].

Церковь была освящена в честь праздника Покрова Богородицы. Однако источники, говорящие об установлении этого праздника на Руси в середине XII века по почину Андрея Боголюбского, отсутствуют[15], а в домонгольских летописях о церкви говорится как о посвящённой не какому-то конкретному празднику, а Богородице[16]. Следовательно, этот праздник мог быть установлен и позднее (первые упоминания о нём относятся к XIII веку[4]), и в этом случае церковь первоначально могла иметь какое-либо иное посвящение.

По легенде, содержавшейся в Житии Андрея Боголюбского, белый камень для постройки церкви был вывезен из покорённого Андреем Боголюбским Булгарского царства. Однако эта легенда опровергается как историческими фактами, так и результатами петрографических анализов белого камня, использованного для строительства церкви[17].

Первоначально церковь Покрова была собором небольшого, но имевшего белокаменные укрепления монастыря, располагавшегося на стрелке Клязьмы и Нерли[18]. Этот монастырь в конце XVI века упоминался среди патриарших домовых монастырей, во второй половине XVII века имело место его кратковременное процветание, в 1764 году он был упразднён. В 1784 году из-за низкой доходности Покровской церкви игумен Боголюбова монастыря (к которому она была приписана) добился разрешения разобрать храм на строительный материал для возведения монастырской колокольни, однако недостаток средств не позволил начать работы[19]. В 1803 году на старом каменном куполе была сооружена луковичная глава с железным покрытием, которая в значительной степени определяет облик храма и доныне[20].

Сергей Заграевский. Реконструкция первоначального вида церкви Покрова и Покровского монастыря на Нерли[21]

Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на заливном лугу, и стоит на рукотворном холме высотой около 3 м и площадью около 23 соток[18], на котором располагались и другие монастырские постройки. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили положение). Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекрёсток водных торговых путей.

Обычный для древнерусских храмов бутовый ленточный фундамент из пролитых известью необработанных камней, заложенный на глубине 1,6 м, продолжен основанием стен, высотой 3,7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Таким образом, фундамент уходил на глубину более 5 м. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки (до 5 м).

От храма XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился основной объём — небольшой, почти квадратный в плане четверик (около 10×10 м без учёта апсид, сторона подкупольного квадрата около 3,2 м) и глава. Храм крестово-купольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, c аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклонёнными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. В интерьере крещатые столпы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создаёт дополнительное ощущение «высотности» интерьера.

Членения северной и южной стен храма асимметричны, восточные прясла очень узки. Однако сумма выступа боковых апсид и ширины восточных прясел стен практически равна ширине средних прясел стен, и благодаря этому композиция храма выглядит уравновешенной при взгляде с любой стороны. Многообломные пилястры с полуколоннами на внешней стороне стен храма Покрова на Нерли соответствуют внутренним лопаткам. Их суммарная толщина шире стен примерно в полтора раза, и это создаёт очень ясный конструктивный «рисунок» храма.

Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в 1877 году). Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма — восседающий на троне царь Давид-псалмопевец с псалтерием в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. В оформлении используются львы, птицы и женские маски.

Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями; часто церковь Покрова называют самым красивым русским храмом.

…Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства…

Церковь Покрова на Нерли входит с 1992 года в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля». Боголюбовский луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и историко-ландшафтным комплексом регионального значения.

Храм находится в совместном ведении Русской православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Храм является подворьем Богородице-Рождественского монастыря Владимирской митрополии[22].

  • Вид на церковь и пруд с северо-западной стороны

  • Западный фасад

  • Вид с ? стороны. Апсиды

  • Вид с восточной стороны. Апсиды

  • Северо-западная сторона, слева видна построенная в 1885 году зимняя церковь Трёх Святителей

  • Давид-псалмопевец, львы и грифоны

  • Интерьер церкви

  • Монета Банка России из серии «Памятники архитектуры России», 3 рубля, серебро, 1994 год

  1. ↑ Перечень Приходов, Монастырей, Подворий (юридических лиц), входящих в структуру централизованной религиозной организации Владимирская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), продолжающих свою деятельность в 2018 году // Официальный сайт Владимирской епархии Русской Православной церкви (Московский Патриархат)
  2. ↑ Покров // Справочно-информационный портал Грамота.ru. (Проверено 18 декабря 2018)
  3. Заграевский С. В. К вопросу о происхождении прозвища князя Андрея Боголюбского и названия города Боголюбова // Мат-лы XVIII межд. краевед. конф. (19 апреля 2013 г.).. — Владимир, 2014. — С. 9—16.
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 Тимофеева Т. П., Новаковская-Бухман С. М. Церковь Покрова на Нерли. — М.: Сев. паломник, 2003.
  5. ↑ Раппопорт, 1993, с. 70.
  6. 1 2 3 Заграевский С. В. К вопросу о реконструкции и датировке церкви Покрова на Нерли. // Мат-лы обл. краевед. конф. (20—21 апреля 2007 г.). — Владимир, 2008. — Т. 2. — С. 3—12.
  7. Доброхотов В. И. Древний Боголюбов город и монастырь с его окрестностями. — М., 1852. — С. 70—71.
  8. ↑ Воронин, 1961, с. 279, 298.
  9. ↑ Раппопорт, 1993, с. 264.
  10. Артлебен А. Н. Древности Суздальско-Владимирской области, сохранившиеся в памятниках зодчества в пределах Владимирской губернии. — Вып. 1. — Владимир, 1880. — С. 50—52.
  11. Толстой И. И., Кондаков Н. П. Русские древности в памятниках искусства. — Вып. 6. — СПб., 1899. — С. 14.
  12. ↑ Воронин, 1961, с. 262.
  13. Бережков Д. Н. О храмах Владимиро-Суздальского княжества (XII—XIII вв.) — Владимир на Клязьме: Типо-литография Губ. правления, 1903. — 146 с. — С. 13, 19, 99—100.
  14. ↑ Раппопорт, 1993, с. 70, 72.
  15. Тимофеева Т. П. Архитектура времени Андрея Боголюбского // Памяти Андрея Боголюбского. Сб. ст. — М. — Владимир, 2009. — С. 56—58.
  16. ↑ Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. — Рязань, 2001. — С. 467.
  17. Флоренский П. В., Соловьёва М. Н. Белый камень белокаменных соборов. // Природа : журнал. — № 9. — 1972. — С. 48—55.
  18. 1 2 Заграевский С. В. Вопросы ранней истории Покровского монастыря на Нерли // Материалы XXI межрегиональной краеведческой конференции (18 апреля 2016 г.). — Владимир, 2016. — С. 194—201.
  19. Воронин Н. Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли. — М.: Искусство, 1967. — С. 126.
  20. Власюк А. И. Первоначальная форма купола церкви Покрова на Нерли. // Архитектурное наследство. — 1952. — № 2. — С. 67—68.
  21. Заграевский С. В. Первоначальный вид церкви Покрова и Покровского монастыря на Нерли. Опыт графической реконструкции // Мат-лы ХХIII межрегиональной краевед. конф. (13 апреля 2018 г.). — Владимир, 2018. — С. 224—235.
  22. ↑ Храм Покрова на Нерли Архивная копия от 22 марта 2017 на Wayback Machine на сайте Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Храм Покрова на Нерли: архитектурные особенности — Мегаобучалка

 

Самым замечательным произведением времени Андрея Боголюбского является Храм Покрова на Нерли (ил. 3). По своему общему характеру храм примыкает к обычному владимиро-суздальскому типу одноглавого храма. Но создатель этого шедевра придал ему такие пропорции, что весь он приобрел неповторимо индивидуальный облик.

Этот небольшой с четырьмя обычными крестообразными столбами храм, в основе которого лежала идея отделения внутренности здания от внешнего мира, был расположен в 1,5 км от Боголюбова в устье р. Нерль, у «водных ворот» Владимирской земли, входил в комплекс резиденции князя Андрея.

Посвященный новому празднику Покрова Богородицы и прославлению  ее чудесной силы, храм на устье Нерли, у «ворот» Владимирской земли, служил и ее символом, архитектурным прологом к ансамблям княжеского замка и стольного Владимира. Строительством особого храма Покрова Богородицы утверждалась в присущих средневековью аллегорических образах идея божественного покровительства Владимирской земле и исключительных прав «богоизбранного» князя Андрея. Безымянные мастера блестяще нашли образ этого первого на Руси храма Покрова. Поднятая над заливными лугами путем устройства искусственной насыпи, облицованной известняковыми плитами, как бы парящая над зеркальной гладью вод, устремленная ввысь, церковь связывалась у наших предков с идеей заступничества всемогущих божественных сил. Среди равнинной местности вблизи от Боголюбова он высится на берегу реки наподобие стройного памятника-башни.

Трудно поверить, что в его основе лежит та же крестовокупольная схема, которая была столь суровой и тяжелой в Спасо-Преображенском соборе Переславля. Здесь все иное. Зодчий сделал все, чтобы создать впечатление легкого движения масс вверх, летучести  стройных  форм,  ощущения  их чудесной невесомости. План здания несколько вытянут с запада  на  восток.  Апсиды очень  облегчены,  они  утеряли  характер массивных полуцилиндров, к тому же их маскируют сильно, выступающие колонны угловых пилястр, кроме того, строители церкви Покрова усилили членение стен пилястрами сложного сечения; этот прием помог им выявить изящество и стройность храма. Основной идее его вертикального устремления ввысь, к небу, зодчие подчинили все его внешние детали.



Для того чтобы сделать храм похожим на круглую башню, строитель отступил от разделения наружных стен на равные части, которое было в то время общепринятой нормой. Что касается среднего прясла, то оно, как обычно, шире остальных, так как должно было подчеркивать осевое значение стройной главы. Но прясла, примыкающие к алтарю значительно сужены по сравнению с западными. Для того чтобы эта часть уравновешивала западную, необходимо рассматривать восточное прясло вместе с примыкающей к нему апсидой. Из этого вытекает, что здание воспринимается не как сумма четырех фасадов, как это было раньше, а как единый объем, свободно-ритмически расчлененный лопатками на неравные части.

Нарушение симметрии и правильности искупается в Нерлинском храме (ил. 4) исключительным богатством новых, еще небывалых ранее соотношений между частями здания: вертикальные членения храма преобладают над горизонтальными. Увенчивающая все здание цилиндрическая главка, слегка поднятая на прямоугольном постаменте, отличается исключительной стройностью и приобретает определяющее значение: между главкой, апсидами и всем зданием устанавливается тесная связь. Из-за нарушения симметрии линия кровли воспринимается как сплошная волнистая линия. Все формы, приобретают текучесть, изменчивость, все проникнуто внутренним трепетом.

В основе кубического типа храма лежала идея отделения внутренности здания от внешнего мира. Нерлинский храм также имеет довольно плотные стены.

Важнейшим элементом фасадов храма являются его широкие дробно профилированные пилястры с колонкой. Они образуют мощные пучки вертикалей, влекущих глаз ввысь и усиливающих впечатление легкого перспективного сокращения объема храма кверху. Тот же эффект усиливают узкие, высокие окна, нейтрализующие своей дробной профилировкой ощущение толщи, вскрытой проемом стены.

В восточных делениях боковых фасадов стенная плоскость почти исчезает, ее верхняя часть занята резным рельефом, окном и обломами пилястр по сторонам: это — сознательный прием зодчих, стремившихся ослабить ощущение материальности и весомости стены, погрузив ее в игру светотени. Тонкие колонки членят поверхность апсид, из которых средняя несколько повышена, что подчеркивает центральную ось фасада.

Не менее характерна трактовка колончатого пояса. Он поднят выше уровня хор, членя фасады на две почти равные зоны. Если в Успенском соборе пояс с широким шагом его арок и росписью образует резко подчеркнутую горизонтальную линию, перерезающую фасады, то в церкви Покрова на Нерли ритм арок учащается, колонки сближаются, а арочки обретают подковообразную форму, и в поясе господствует не горизонталь, но частые вертикали тонких колонок, вторящих линиям пилястр и оконных амбразур. В русской архитектуре того времени не существовало второго подобного примера расслоения стены. В сущности, стену мы видим только в нижнем ярусе. Во втором ярусе перспективные окна уводят от переднего плана, уступчатые закомары нависают над стеной, на восточном прясле самой стены почти совсем не видно. В результате здание выглядит так, словно оно образовано не путем сопоставления четырех гладких стен; со своими поясками, валиками, ступенчатыми арками оно как бы изваяно, вылеплено из одного куска.

Арочками на полуколонках обрамлены и окна барабана. Вместе с более широкими арками между ними они образуют вокруг барабана сплошную аркаду. Окна и порталы храма также обрамлены арками, но окна стройнее по своим пропорциям, порталы более низки и широки; в перспективных порталах арки повторяются многократно. Арочки в меньшем масштабе находят себе место и в колончатом пояске, идущем посередине стены, и в пояске, украшающем верхнюю часть апсиды. Но в колончатом пояске апсид колонки через известный промежуток спускаются до самой земли, и потому здесь возникают новые соответствия, соответствия колонок с лопатками, членящими стены. Подобием этого основного мотива служит и каждое из трех прясел на всех трех стенах храма. В среднее прясло особенно ясно вписывается окно в качестве его подобия.

Теми же чертами характеризуется и интерьер храма. При его небольшой площади крещатые столбы могли бы создать чувство стесненности внутреннего пространства, какое испытывает входящий в суровые и сумрачные храмы Долгорукого. Однако зодчие избежали этого впечатления. Как и в Успенском соборе, они стремились достигнуть здесь эффекта значительной высоты пространства. Для этого они несколько опустили хоры, освободив верхнюю, хорошо освещенную полость интерьера. Сравнительно узкие пролеты арок между столбами и стеной контрастировали с их вышиной, усиливая иллюзию высоты сводов. Это ощущение закреплялось обилием вертикальных линий в открытых внутрь храма .апсидах. При этой легкости и вертикальной устремленности пространства в значительной мере скрадывалось впечатление его небольшой площади.

Если храмы, сооруженные Юрием Долгоруким, с предельной ясностью выражают физическую силу в ее прямом и непосредственном материальном воплощении, то архитектурный образ храма, посвященного Покрову богоматери, полон глубокой одухотворенности. Стремление ввысь определяет весь его замысел. Зодчие как бы ставят себе целью преодолеть материальность и тяжесть камня; свет и тень играют на фасадах, дробя и оживляя их поверхность; здание в целом кажется излучающим свет и тепло и пронизанным радостным, жизнеутверждающим чувством. Строители Нерлинского храма пошел наперекор всем тем тенденциям, которые существовали в русской архитектуре 12 века. Он развил, усложнил и обогатил то, что намечалось уже в обработке наружных стен киевской Софии. В силу изрезанности поверхности стен здания оно кажется созданным для того, чтобы его озаряли, играли на нем солнечные лучи. И действительно, существует немного зданий, в которых солнечные лучи отражались бы на таком изобилии граней, выпуклостей и уступов, как в Нерлинском храме.

Вот почему Нерлинский храм можно назвать проявлением жизнеутверждающего начала в нашей древней архитектуре. Вот почему здание это занимает такое своеобразное место среди природы.

 

Древнерусская архитектура — церковь Покрова на Нерли


Древнерусская архитектура дошла до нащих дней в таких шедевраз, как церковь Покрова на Нерли!
Церковь построена в 1165 году, как памятник удачного похода Андрея Боголюбского на волжских булгар в 1164, и празднику Покрова Богородицы . В то же время она была памятником сыну князя Андрея — Изяславу, погибшему в этом походе. 

Посвящение храма Покрову Богородицы было, возможно, первым для русских земель, т.к. этот праздник был установлен Андреем Боголюбским без согласия Киевского митрополита.

Церковь поставлена при впадении Нерли в Клязьму, у «ворот Суздальской земли» (теперь — на берегу озера — старицы Клязьмы), и была первым владимирским храмом, который могли видеть корабли, приходившие с Волги и Оки. 

В 10 км к северо-востоку от Владимира — посёлок Боголюбово, бывшая резиденция князя Андрея Боголюбского, построенная по его распоряжению в 1158-1165 годах в устье реки Нерль.

В 1,5 км от Боголюбово, в живописной пойме реки Нерль, шедевр древнерусской архитектуры — белокаменная церковь Покрова-на-Нерли (1165 г.)

Как показали раскопки Н.Н. Воронина 1954-55 гг., церковь приподнята на искусственном холме, что защитило ее от весеннего половодья — в основании холма заложены фундаменты-субструкции глубиной 5,30 м. Холм был вымощен белокаменными плитами, а здание церкви — окружено открытыми галереями. В стене галереи находилась лестница, ведшая на хоры.

Церковь по праву считается одним из шедевров древнерусской архитектуры. В облике небольшого храма подчеркивается его высота и стройность — вынос апсид минимален, они подчинены основному объему; прясла восточных стен настолько узкие, что едва вмещают элементы аркатуры, пояс которой поднят, вопреки обыкновению, выше уровня хор, а колонки поставлены очень часто. Стены церкви немного наклонены вовнутрь, что, благодаря эффекту перспективного сокращения, усиливает впечатление высоты храма. Вертикальное движение особенно заметно в интерьере, где высота арок превышает их ширину почти в десять раз. 

Церковь была расписана, пол украшен цветными майоликовыми плитками. 

Повреждения, перестройки, изменения: 

1803 — луковичная глава вместо шлемовидной

сер. XIX — первые раскопки, построены кирпичные ворота с колокольней к северу от церкви

1877 — ремонт: сбита роспись, проведены железные связи, поврежденные резные детали заменены штуковыми, под барабаном устроена сферическая кровля, скрывшая прямоугольный постамент XII в.

Литература: Воронин Н.Н. Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польской

Уже более восьмисот лет стоит в суздальской земле, на берегу Нерли, церковь Покрова Богородицы. В ясные летние дни, при безоблачном небе, среди зелени обширного заливного луга ее стройная белизна, отраженная гладью небольшого озерка (старицы Клязьмы), дышит поэзией и сказкой. В суровые зимы, когда все вокруг бело, она словно растворяется в бескрайнем снежном море. Храм настолько созвучен настроению окружающего пейзажа, что кажется, будто он родился вместе с ним, а не создан руками человека. Речка Нерль чистая да быстрая. И храм тут с большим смыслом поставлен: путь по Нерли в Клязьму — это ворота земли Владимирской, а над воротами так церкви и подобает быть. Не зря для нее и посвящение выбрано Покрову. Покров есть зашита и покровительство, русским людям надежда и милость, от врагов укрытие и оберег. Греки Покров не праздновали, это праздник чисто русский, который князь Андрей Боголюбский самолично установил. Вот и встал храм в устье Нерли, у впадения ее в Клязьму, замыкая важную водную магистраль Владимиро-Суздальской земли. Рядом, всего в полутора километрах, высились башни и главы дворцового замка князя Андрея. Видимо, место для постройки выбрано зодчим не случайно, а продиктовано княжеской волей. Здесь корабли, шедшие по Клязьме, поворачивали к княжеской резиденции, и церковь служила как бы выдвинутым вперед элементом роскошного ансамбля, его торжественным монументом. Задача, поставленная перед зодчими, была очень сложной, поскольку намеченное для постройки место лежало в заливаемой пойме. Поэтому зодчий, заложив фундамент, возвел на нем каменный цоколь высотой почти четыре метра и засыпал его землей. Получился искусственный холм, который облицевали тесаными каменными плитами. На этом цоколе, как на пьедестале, и была воздвигнута церковь. 

Церковь Покрова на Нерли рождалась в беспокойное, но и светлое утро для земли Владимирской, когда в глазах современников небесный покров как будто действительно осенял державу великого князя Андрея. Поддерживаемая «мизинными людьми», крепла власть владимирского правителя над корыстным боярством, и высока была рука его на недругов. Вздыбленных барсов на щитах Андреевых ратников видели под своими стенами Киев и Новгород, и золотое солнце южных степей текло по копьям суздальских дружин. Из далекого Вышгорода вывез князь в Залесский край знаменитую византийскую икону Богородицы с младенцем, которой суждено было стать под именем «Владимирской» настоящим палладиумом Древней Руси. Прибытие иконы ознаменовалось чудесами, в которых владимирцы могли усмотреть особое расположение к ним царицы небесной. Пребывание иконы во владимирских войсках во время похода на Волжскую Болгарию (1164 год) предрешило в глазах современников его победоносный исход. В атмосфере этих чудес и возникла церковь, посвященная новому празднику в честь Богородицы — Покрову. 

Инициативу создания праздника приписывают самому Андрею Боголюбскому и владимирскому духовенству, обошедшимся без санкции киевского митрополита. Появление нового богородичного праздника во Владимиро-Суздальском княжестве представляется явлением закономерным, вытекающим из политических устремлений князя Андрея. В «Слове на Покров» есть моление о том, чтобы Богородица защитила божественным покровом своих людей «от стрел, летящих во тьме разделения нашего», моление о необходимости единения русских земель. Легенда говорит, что храм в устье Нерли был посвящен победоносному походу владимирских полков в Волжскую Болгарию в 1164 году, и болгары в качестве своего рода контрибуции якобы возили сюда камень. В благополучном исходе этого военного похода современники видели явное свидетельство покровительства Богоматери владимирскому князю и владимирской земле. Косвенным указанием на связь праздника и церкви Покрова с военными мероприятиями князя Андрея могут служить зарисованные в прошлом веке Ф.А.Солнцевым фрагменты ныне уже утраченной фресковой росписи барабана нерльского храма. В простенках между окнами здесь помещались не апостолы и не пророки, а мученики, похода «за веру христианскую». Павшие владимирские воины (и среди них княжич Изяслав, сын Андрея Боголюбского) и должны были быть сопричислены при этом лику мучеников. 

Храм Покрова на Нерли так легок и светел, словно сложен не из тяжелых каменных квадр. Все конструктивные и декоративные средства выражения подчинены здесь одной цели — передаче изящной стройности здания, его устремленности ввысь. Ритм архитектурных линий Покровской церкви можно уподобить ритму уносящихся под своды песнопений молящихся в честь Девы Марии. Это как бы материализовавшаяся в камне лирическая песнь. Недаром древние воспринимали художественный образ архитектурного сооружения как «гласы чудные от вещей», подобные гласу труб, славящих Бога и святых. 

Скульптурная фигура библейского певца венчает средние закомары фасадов храма по излюбленному в средневековье принципу троичности. Своим появлением на стенах нерльской церкви она обязана, видимо, житию Андрея Юродивого. В одном из видений Андрея говорится о Давиде, который во главе сонма праведников пением славил Богородицу в храме Софии. «Слышу Давида, поюща тебе: Приведутся девы вослед тебе, приведутся в храм царев…». Давид считался одним из пророков, предвозвестивших божественную миссию Марии. Богоматерь называли «Давидовым проречением». Тема прославления Марии звучит и в девичьих масках, вытянувшихся в ряд над верхними окнами фасадов. Эти девичьи лики с косами есть и на фасадах других владимирских богородичных храмов, и только богородичных. 
 

Храм Покрова на Нерли — величайший шедевр древнерусской архитектуры, не найти ей подобной в других странах, ибо только на русской земле могла возникнуть она, олицетворяя тот идеал, который и сложиться-то мог только в русской земле. Именно в таких памятниках и раскрывается душа нашего народа.

 

 

Церковь Покрова на Нерли | Дорогами Души

Покрова на Нерли14 октября – праздник Покрова Богородицы. С ним напрямую связан один из шедевров древнерусской архитектуры, великолепно сохранившийся до наших дней. Это церковь Покрова на Нерли недалеко от Боголюбова.

Храм считается первым архитектурным памятником Древней Руси, который был посвящен празднику Покрова Пресвятой Богородицы.

Даже если вы никогда не были ни во Владимире, ни в Боголюбове, то наверняка видели церковь на фотографиях. Изображение храма всегда включали во все школьные учебники по истории Древней Руси. Это я вам говорю, как учитель истории с 15-летним стажем!

Произносим правильно

Как правильно произносится название этого удивительного древнерусского храма? Запоминаем раз и навсегда: ПокровА на НерлИ.

Раскопками церкви и её детальным изучением занимался выдающийся советский историк, археолог и искусствовед, наш земляк Николай Николаевич Воронин. Из-под его пера вышло немало исследований, посвященных памятникам древнерусского зодчества.

Мне нравится книга Н.Н.Воронина «Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польский (М., Искусство, 1967)». Её читают, в основном, специалисты-искусствоведы и историки. Но в этом исследовании настолько образно рассказано о храме Покрова на Нерли, что я решила процитировать в очерке самые яркие фрагменты. Наиболее важные моменты в этих цитатах я выделила жирным шрифтом.

Кликайте по фотографиям – и они откроются в увеличенном размере

  1. Когда и зачем была построена церковь
  2. Местоположение храма
  3. Архитектурные особенности
  4. Скульптурные изображения на фасадах
  5. Страницы истории
  6. Дорога к храму

Когда и зачем была построена церковь

Причин постройки церкви было несколько. Они прекрасно изложены Н.Н.Ворониным в упомянутом выше исследовании.

«Храм на устье Нерли, как рассказывает легенда, был торжественным монументом в память о победоносном походе владимирских полков в 1164 году на болгар, а ка­мень для его постройки якобы возили сюда в качестве своего рода контрибуции побежденные болгары.

В то же время храм был памятником сыну Андрея Изяславу, за­платившему за эту победу жизнью.

Храм был посвящен новому празднику Покрову Богородицы, установлен­ному владимирским князем и духовенством без согласия киевского митрополита и патриарха. Этот праздник гово­рил об особом покровительстве «царицы небесной» «царям правоверным», владимирской династии и Владимир­ской земле».

Н.Н.Воронин «Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польский»

Здесь следует сделать небольшое пояснение. В августе 1164 года Андрей Боголюбский одержал победу в сражении с волжскими булгарами. Однако в ходе этой битвы был тяжело ранен сын Андрея Боголюбского Изяслав, который вскоре умер от ран. И построил князь храм, который стоял, словно поминальная свеча в память о безвременно ушедшем из жизни сыне.

Храм был возведен зодчими Андрея Боголюбского «единым летом», то есть за один строительный сезон в 1665 году, сразу же после похода на Волжскую Булгарию.  По летописным свидетельствам, на строительстве храма работала целая артель мастеров.

Табличка на фасаде храма

Местоположение храма

Церковь находится в полутора километрах от Боголюбова, бывшей резиденции князя Андрея Боголюбского. Раньше на этом месте река Нерль впадала в Клязьму. Вот почему храм и получил название Покрова на Нерли. Со временем русло  Клязьмы сместилось далеко па юг, оставив после себя ста­рицу – тихую заводь, заросшую кувшинками. Здесь у старицы и стоит храм Покрова.

Старица

А теперь давайте вспомним историю и географию. Клязьма была частью важнейших торговых путей того времени. Она впадает в Оку, Ока в Волгу, Волга – в Каспийское море. То есть по Клязьме шла торговля Владимиро-Суздальского княжества со странами Востока.

И здесь хочу поделиться фотографией карты, которая мне встретилась в Узбекистане, недалеко от крепостной стены Хивы. Надпись гласит, что это Великий шелковый путь. Видите, что в качестве одного из опорных пунктов указан Владимир?

Карта в Хиве

А теперь вернемся к храму, который построен на месте слияния двух рек. Разумеется, зодчие не могли не знать, что весной реки разливаются и весь луг бывает затоплен водой.

«Чем же была вызвана постановка церкви Покрова на столь трудном для строителей месте? В этом был свой глубокий смысл. Устье реки было воротами Суздальской земли и выходом на быстрое течение Клязьмы к Оке и Волге. Мимо храма шли суда из Суздаля и Ростова, ко­рабли послов и гостей из стран Востока, с Волги и Оки. Он не был одиноким. Храм был связан единым замыслом с белокаменным княжеским замком, который был хорошо виден отсюда, и далее – с пышными зданиями самой столицы княжества, Владимира».

Н.Н.Воронин. «Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польский»

Что видели послы и гости, когда проплывали на кораблях в этом месте? А видели они владения Андрея Боголюбского. Невероятной красоты храм с пристанью. Княжеский замок в так называемом Боголюбовом-городе. И сам Владимир с его знаменитыми соборами, Дмитриевским и Успенским.

Все-таки Андрей Боголюбский был мудрым и дальновидным правителем. Поставив храм в таком месте, князь имел возможность не только контролировать волжский торговый путь, но и показывать гостям величие Владимиро-Суздальского княжества.

Архитектурные особенности храма

Возможно, вы видели красивые фотографии церкви Покрова на Нерли весной, во время разлива. Кругом вода, куда ни глянь. И среди этой воды крохотный островок с храмом. Как такое возможно?

Разлив

Дело в том, что церковь возведена на рукотворном холме. Зодчие прекрасно знали о весеннем разливе рек. Поэтому они заложили фундамент из булыжника, на нем выложили основание стен из тесаного камня и обсыпали его изнутри и снаружи глинистым грунтом. Так был создан холм, на котором сейчас стоит церковь.

Знаю, что среди моих читателей есть люди, далекие от архитектуры. Поэтому сделала вот такой мини-словарик, чтобы дальше было всё понятно.

Значение архитектурных терминов, которые упоминаются в этом очерке

Барабан – цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.

Закомара – (от древнерусского «комара» – свод) – полукруглое завершение участка стены, которое закрывает прилегающий к ней внутренний цилиндрический свод.

Аркатурно-колончатый пояс – украшение стены в виде ряда декоративных арочек с колоннами.

Словарь храмовой архитектуры

Храм выстроен в традициях владимирской архитектурной школы. Давайте вспомним отличительные черты памятников Владимиро-Суздальской Руси.

  • Высокий барабан
  • Позакомарное покрытие
  • Аркатурно-колончатый пояс
  • Деление фасадов на три части
  • Узкие щелевидные окна.

Сколько в этой постройке легкости и изящества!

Разлив
Указатель

Об этом же пишет и Николай Николаевич Воронин.

«Идеальная согласованность общего и частного, целого и мельчайших деталей создает его тонкую и просветленную гармонию, уподобляя архитектуру одухотворенной и летя­щей ввысь музыке или песне… Образ прославленного творения владимирских мастеров столь совершенен, что никогда не возникало сомнения в том, что таким он был изначально, что таким он и был задуман его зодчими…».

Н.Н.Воронин «Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польский»

А ведь во времена княжения Андрея Боголюбского церковь Покрова на Нерли выглядела  иначе. В ходе археологических раскопок. Н.Н.Воронин обнаружил фундаменты галерей, которые первоначально окружали храм с трех сторон. Галерей давно нет, от них сохранились плиты с резными изображениями геральдических барсов и грифонов.

На юго-западном фасаде к церкви примыкала лестничная башня, через которую попадали на хоры. На южном фасаде сохранился дверной проем (на фото слева), который позднее был превращен в окно.

Дверной проем
Реконструкция храма

Холм был облицован белокаменными плитами, в которые были встроены желоба-водостоки. А совсем рядом располагалась пристань для кораблей.

Реконструкция церкви

Красота, правда?

Скульптурные изображения на фасадах храма

По форме церковь Покрова на Нерли схожа с Дмитриевским собором во Владимире. Однако если на Дмитриевском соборе почти полторы тысячи резных рельефов, то храм Покрова на Нерли украшен белокаменной резьбой гораздо меньше.

«Резной убор храма прост и немногосложен. На всех трех фасадах повторена одна и та же композиция релье­фов.

Скульптуры на фасаде

В центральных закомарах помещена фигура библейского псалмопевца Давида, сидящего на троне и пророчествующего о богоматери под звон гуслей.По сторонам симметрично расположены два голубя и под ними фигуры львов, связанные с образами псалмов Да­вида.

Ниже – три женские маски с волосами, заплетен­ными в косы; они проходят и через боковые части фа­сада, образуя своего рода фриз: это символы девы Ма­рии, которые неизменно сопутствуют посвященным ей храмам. Ниже по сторонам централь­ных окон – симметричные фигуры лежащих львов, «неу­сыпных стражей» храма…

Компози­ция резного убора прозрачна и изысканна; рельефы подобно драгоценным камеям украшают белую гладь стены».

Н.Н.Воронин «Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польский»

А теперь давайте посмотрим повнимательнее на символику изображений.

Библейский царь Давид. В руках у него скрижаль, то есть табличка с законами. У ног Давида лежат львы, которые символизируют победу добра над злом. Некоторые исследователи связывают их со львами, которые напали на стада Давида.

Львы рядом с центральными окнами. Это обереги храма. Львы лежат, скрестив передние лапы. Кажется, что они дремлют. Но глаза их открыты и они в любую минуту готовы ринуться на защиту. Кстати, обратите внимание на хвосты: они продеты в задние лапы и разветвляются в три цветка.

Женские лики это, безусловно, символ покровительства Богоматери. Кстати, видите аналогию между словами «покров» и «покровительство»?

Фигурки на арактурном поясе. Есть среди них женские лики, львы, грифоны. А есть так называемые «свинообразные рыла» и химеровидные зверьки. Исследователи считают, что это символ извечной борьбы добра и зла.

Консоли храма

Страницы истории храма

После гибели князя Андрея Боголюбского при церкви был основан сначала женский, а затем мужской монастырь, который просуществовал до XVIII века. Затем церковь Покрова на Нерли была приписана к Боголюбовскому монастырю.

В 1784 году игумен Боголюбовского монастыря получил разрешение на разборку церкви. Он хотел использовать камни для строительства монастырской колокольни. Церковь спасло то, что не сошлись с подрядчиком в цене за разборку храма.

В 80-е годы ХХ века храм отреставрировали, сейчас в нем проходят службы.

В 1992 году церковь Покрова на Нерли внесена в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Интересный факт

Однажды мы с подругой и ее мужем купались в старице рядом с храмом. У Ильи был с собой бинокль с очень большим увеличением. Ради интереса мы начали рассматривать храм в бинокль. Оказалось, что на кресте набиты в шахматном порядке гвозди. Видимо, чтобы птицы не садились и не оставляли за собой никаких следов.

Дорога к храму

Как добраться до церкви Покрова на Нерли? Очень просто.

Вы приезжаете в Боголюбово на машине, на рейсовом автобусе из Владимира или на электричке. Переходите через железную дорогу по переходному мосту.

Вид с перехода

Кстати, к решеткам моста прикреплены стилизованные изображения львов и грифонов.

Знак на мосту

Знак на мосту

С железнодорожного перехода виден, как на ладони, Боголюбовский монастырь.

Вид на монастырь

Вы спускаетесь с лестницы. Справа у вас остается тенистая аллея.

Аллея

А вы поворачиваете налево и по лугу идете к храму Покрова.

Боголюбовский луг

Обратите внимание и на сам Боголюбовский луг, который считается заповедным.

Боголюбовский луг
Боголюбовский луг

И если погода хорошая, то уже издали вы сможете увидеть сам храм, эту жемчужину древнерусского зодчества.

«Покров на Нерли является венцом творчества владимирских зодчих середины XII века, подлинных поэтов русской архитектуры».

Н.Н.Воронин «Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польский»

Каждый год 14 октября в день Покрова Пресвятой Богородицы идет в этой церкви праздничная служба. И звучит под сводами храма молитва: «Покрой нас священным Твоим Покровом и избавь нас от всякого зла».

Не зря говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Когда будете во Владимире, найдите пару-тройку часов и съездите в Боголюбово. Зачем? Да просто полюбоваться изумительным храмом Покрова на Нерли.

© Татьяна Трунова, октябрь 2019

Что ещё можно почитать о достопримечательностях Владимира

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *