Чикагская школа архитектуры – 2.Чикагская архитектурная школа. Принципы создания многоэтажных офисных сооружений. Мастера; сооружения.

Чикагская школа | История архитектуры

Чикагская школа – это объединение творчества архитекторов, которое сложилось в США в Чикаго в 1880-е годы. Деятельность этих архитекторов отличалось новаторством, стремлением к многоэтажности и вертикальности линий сооружений. Ситуация, которая сложилась в результате пожара 1871 г., который уничтожил значительную часть старого Чикаго, положило начало деятельности архитекторов чикагской школы.

Город стал отстраиваться с невероятной быстротой, также этому способствовало его географическое положение, наличие большого озера, водных путей сообщения и сложившегося железнодорожного узла. В связи со спекуляцией земельными участками, цены на землю росли каждый день, возникла необходимость интенсивной застройки, которая породила новый тип здания – небоскреб.

Архитектор Генри Ричардсон (1838-1886)

Основоположником чикагской школы считается архитектор Генри Ричардсон (1838-1886), он возводил производственные и конторские здания в стиле «неоренессанса».

Инженер Уильям «Ле Барон» Дженни (1832—1907)

Первый небоскреб в 1885 г. построил в Чикаго инженер Уильям «Ле Барон» Дженни (1832—1907). Это было здание Страхового общества, Уильям успешно применил каркасную стальную конструкцию, которую облицевал красным кирпичом. Здание не сохранилось, его снесли в 1931 г.

Здание Страхового общества в Чикаго

После Уильяма Дженни каркасные дома стали строить другие архитекторы, хотя они еще долго следовали стилю, созданного Ричардсоном. Таким образом, заложив основы «интернационального стиля».

Архитектор Луис Салливен (1856-1924)

 

Наиболее выдающимся представителем чикагской школы является архитектор Луис Салливен (1856-1924). Салливен основатель американского функционализма, он провозгласил «форма в архитектуре должна соответствовать функции». Салливен использовал «чикагскую ситуацию» для реализации своих рационалистических идей.

Уэйнрайт билдинг

Наиболее заметным небоскребом, спроектированным Л. Салливеном, стало 10-ти этажное офисное здание Уэйнрайт билдинг в Сент-Луисе. Это здание имеет сплошной стальной каркас. Салливен поставил здание на двухэтажное основание, выше которого вертикальные элементы были подчеркнуты, в то время как горизонтальные сведены до минимума. Сверху эти вертикальные ритмы перекрыты глубоким декоративным фризом и выступающим карнизом.

Целый ряд многоэтажных зданий Чикаго создан под влиянием идей Салливена. Так, например, его принципами руководствовались архитекторы Бернэм и Рут. Это можно наблюдать в проекте здания Рилайенс Билдинг, построенного в 1890 году, его внешний облик определен металлическим каркасом здания и выявлением различных функций его основных частей. По таким же принципам построено еще одно здание по проекту Бернэма и Рута Монаднок-Билдинг в 1891 году.

Еще один яркий представитель чикагской школы – это выдающийся американский архитектор Ф. Л. Райт, ученик Луиса Салливена. На творчество которого, идеи чикагской школы оказали влияние сильнее всего.

Международная Колумбийская выставка 1893 года в Чикаго

Однако широкое развитие новых композиционных приемов, пропагандируемых чикагской школой, вошло в противоречие с привычными взглядами на архитектуру со стороны заказчиков и влиятельных деятелей муниципалитета. Интенсивное развитие нового архитектурного направления было прервано Международной Колумбийской выставкой 1893 года в Чикаго. Проектирование этой выставки было передано архитекторам, сторонникам «классической» архитектуры. В итоге парадный выставочный ансамбль здания был спроектирован по всем академическим канонам, с пропилеями, портиками, аркадами. Скромный павильон транспорта, построенный по проекту Салливена, затерялся в массе эффектных «ренессансных» и «античных» сооружений выставки, которая была названа Белым городом.

В итоге, именно строительство этой выставки можно считать началом конца развития чикагской школы. В дальнейшем появлялись лишь единичные сооружения, например, универмаг Карсона, Пири и Скотта, построенного по проекту Салливена в 1899- 1904 годах. Но в итоге

чикагская школа потерпела поражение, архитектуру снова захлестнула волна эклектики.

Позднее Л. Мис ван дер Роэ стал возводить небоскребы из стали и стекла. Он эмигрировал в США, так же как и М. Брейер, В. Гропиус и Л. Мохой-Надь, после прихода к власти нацистов в Германии в 1933 г. Эти архитекторы дали новый толчок развитию функционализма в Америке.

Чикагская школа в архитектуре | Деловой квартал

Еще в конце XIX в. в США широкую популярность получили идеи прагматизма, способствовавшие освобождению американской архитектуры от традиций европейского классицизма. В этот период стал быстро меняться отношение к прекрасному, а также многие до этого незыблемые культурные традиции и каноны. Появились несвойственные для Европы высотные дома и оснащенные всеми благами цивилизации коттеджи на одну семью.

Современные тенденции развития собственного американского стиля часто еще были эклектичны и противоречивы, но они способствовали зарождению нового течения в архитектуре, получившего название «чикагская школа». Ее образовала группа архитекторов, которые в 1870—1890-е гг. работали при восстановлении Чикаго после пожара 1871 г.

Среди представителей этой школы были такие знаменитые американские архитекторы, как Льюис Салливен, Уильям Дженни, Уильям Холаберд, Мартин Рош, Джон Рут, Джордж Этвуд, Дэниел Бернэм. Они разрабатывали новые принципы постройки многоэтажных конторских зданий с использованием легкого и прочного стального каркаса и больших остекленных поверхностей. Инициаторами использования подобных каркасных конструкций выступали представители сталепрокатной промышленности, искавшие новые рынки сбыта своей продукции.

Салливен позднее писал об этом: «Идея стального каркаса, который несет все нагрузки в здании, была предложена чикагскими архитекторами в порядке эксперимента. Склонность к торговле — движущая сила американской жизни. Производство вторично. Но продажа должна казаться услугой — удовлетворением потребности… Проницательность бизнесменов, сочетавшаяся с инженерным воображением, помогла чикагским архитекторам реализовать идею стального каркаса».

Зарождению чикагской школы способствовали несколько обстоятельств. В это время появился новый тип заказчика: энергичный чикагский предприниматель, для которого основным фактором была функциональность, а не вычурность и пышность конструкции. Да и сами архитекторы изменили представление об архитектурной деятельности. Теперь это были профессионалы, сочетавшие в себе качества архитекторов, инженеров и бизнесменов. Прототипом жесткого «американского архитектора» был Уильям Дженни.

В его задачи входило проектировать здания в соответствии с требованиями заказчиков. Наряду с функциональными вопросами и экономические проблемы. Дженни смог трансформировать эклектическое смешение романтических стилей и академического классицизма с ордерной системой в единую систему для конструкции, которая отличалась низкой ценой и техническим инженерным совершенством.

Ателье Дженни было прообразом современных архитектурно-проектных фирм. В нем работали практически все представители чикагской школы. Известный историк архитектуры Зигфрид Гидион в своей книге «Пространство, время, архитектура» писал: «…основатель чикагской школы Уильям ле Барон Дженни занимал приблизительно то же место в воспитании молодого поколения чикагских архитекторов, как Петер Беренс в Германии или Опост Перре во Франции. Он давал молодым архи-текторам профессиональную подготовку, в которой они нуждались, для решения новых проблем, которую не могли предложить существующие архитектурные школы».

Предшественником небоскреба чикагской школы стало здание страховой компании, построенное в 1883—1885 гг. в Чикаго Уильямом Дженни. В нем архитектор основой многоэтажной конструкции сделал металлический каркас, который был облицован кирпичом.

Первые небоскребы имели всего 15 этажей, а уже через 30 лет начался бум на строительство действительно высоких зданий. Главным представителем этого направления стал Льюис Салливен (1856—1924). Исходя из своего понимания принципов формы Салливен расчленял здание на три части в соответствии с его назначением: первый, общественный, этаж — база, средняя часть — соты одина-ковых ячеек с конторскими помещениями и третья часть — технический этаж. Пунктиры окон между пилонами олицетворяли большое количество работавших в здании людей, распределенных по ячейкам. Его первыми проектами стали здание компании «Уэйнрайт» в Сент-Луисе (1890 г.) и компании «Гаранти» в Буффало (1894—1895 гг.).

здание компании «Уэйнрайт» в Сент-Луисе

здание компании «Уэйнрайт» в Сент-Луисе

Их фасады были сделаны из грубо отесанного камня, имелись рустованный цоколь, аттик, а также орнаментированные фризы с крутыми слуховыми окнами и выступающим карнизом. Наиболее удачной работой архитектора был универмаг «Шлезингер-Мейер» (1899—1904 гг.). Фасад проектировался с учетом максимальной освещенности внутреннего пространства. Основным его элементом являлись «чикагские окна». Они представляли собой большие, жестко закрепленные оконные стекла.

При оформлении Салливен использовал растительные и цветочные формы современного ему модерна. Декоративное оформление магазина, особенно главного входа, представляло собой высшее достижение Салливена как разработчика архитектурного орнамента. При минимуме декора гармония достигалась при помощи пропорций основных объемов, ритмом окон и совершенством отделки деталей. Салливен даже сформулировал закон природы. «Каждая вещь в природе имеет форму, иначе говоря — свою внешнюю особенность, указывающую нам, чем именно она является, в чем ее отличие от нас и других вещей.. Всюду и всегда форма следует за функцией — таков закон. Там, где неизменна функция, неизменна и форма». В здании был сохранен тип складского помещения со сплошным полом.

Рилаенс-билдинг Дэвида Бернхама (1845—1912) и Джона Рута (1850—1891) являлся первым образцом высотного здания со стальным каркасом без каменной отделки.

Рилаенс-билдинг Дэвида Бернхама (1845—1912) и Джона Рута (1850—1891)

Цоколь и аттик стали практически неразличимы. На первый план вышли каркас и горизонтали междуэтажных перекрытий, а обычное для тех лет декорирование фасадов ордерами и аркадами отсутствовало. Конторские этажи были выполнены в виде повторений одинаковых членений.

Самым знаменитым проектом Бернхама и Рута был небоскреб Флэтайрон-билдинг в Нью-Йорке, построенный на сложном треугольном участке у пересечения Бродвея с Пятой авеню. В нем отразились все характерные черты чикагской школы. Здание имело 21 этаж При его возведении использовались современные каркасные технологии, но фасад был облицован терракотой и известняком. Подобная архитектура имела прежде всего, индустриальный характер.

Джон Рут стремился теоретически осмыслить тот новый подход, который они применили iпри проектировании здания. Он писал о том, что культура его времени стала иметь прагматичный характер, поэтому и подход к архитектуре должен был быть таким же: «Один из результатов применения приведенных мной методов заключается в разложении наших архитектурных проектов на их основные элементы. Конструкция, лежащая в основе этих зданий, стала настолько существенной, что она, безусловно, должна диктовать выбор внешних форм. Равным образом требования, предъявляемые к зданию с точки зрения экономичности и технологии, настолько обязательные, что все архитектурные детали должны быть соответственно видоизменены.В этих условиях мы должны работать, исходя из точно определенных целей, проникнувшись полностью духом времени, чтобы таким образом придать зданию подлинно художественные формы».

В здании Флэтайрон-билдинг отразились все характерные черты чикагской школы. При его строительстве Бернхам и Рут использовали современные каркасные технологии, но фасад был облицован терракотой и известняком.

Флэтайрон билдинг. Flatiron-Building

Помимо небоскребов архитекторы возводили так называемые многофункциональные общественные комплексы, в состав которых входили офисы, театр, гостиница. Подобным комплексом был построенный в 1886—1889 гг. Адлером и Салливеном знаменитый Аудиториум. Он представлял собой сооружение, в котором отели и офисы создавали окружение для крупнейшего в США театрального зала на 4237 мест.

Фасад Аудиториума был практически лишен декора, но внутренние пространства украшал богатый орнамент в виде низкого рельефа из позолоченного гипса, покрывавший все поверхности интерьера. Салливен широко применял орнамент, т. к. считал его продолжением ритма формы. Были также построены Центральный музыкальный зал (Д. Адлер, 1879 г.) и Малый театр Виккерса (Д. Адлер и Л. Салливен, 1885 г.).

Влияние чикагской школы на европейскую архитектуру сложно было переоценить. Современный немецкий архитектор Й. Клейхус писал: «Многие американцы думают, что мы, берлинские архитекторы, главным образом интересуемся Франком Ллойдом Райтом. Это никогда не было правдой. Действительно, в ранний период были интересные немецкие публикации о работе Райта. Но я не знаю ни одного берлинского архитектора 1920-х гг., кто бы действительно находился под влиянием Райта. В Берлине все находились под воздействием чикагской архитектуры, которую представляли Уильям ле Барон Дженни, Адлер и Салливен, Бернэм и Рут и позднее Холаберд и Рош, а также Парсел, Фик и Элмсли. Взятые вместе, они составляют архитектурную душу Чикаго».

После Всемирной Колумбийской выставки в Чикаго в 1893 г влияние чикагской школы стало постепенно ослабевать. В рамках выставки демонстрировался Белый город, названный так благодаря специально построенным шести величественным белоснежным зданиям. Все архитекторы чикагской школы, за исключением Салливена, стали постепенно отказываться от найденных решений и следовать за модными течениями. Окончательно чикагская школа распалась к середине 1890-х гг.

Смотрите также:

Чикагская архитектурная школа.

Наиболее свободным от традиций европейской архитектуры было архитектурное направление, возникшее в 70-х годах в Чикаго и известное под названием Чикагской школы. В Чикагской школе были разработаны новые принципы постройки многоэтажных конторских зданий с использованием лёгкого и прочного стального каркаса и больших остеклённых плоскостей. Такая архитектура создавалась в тесном сотрудничестве с инженерами и была в первую очередь индустриальным строительством.

Значение Чикагской школы для истории архитектуры состоит в том, что впервые в XIX в. был преодолен разрыв между конструкцией и формой, между инженером и архитектором. Это разделение характеризовало все предшествующее развитие архитектуры века. С поразительной смелостью архитекторы Чикагской школы старались освоить чистые формы, в которых конструкция и архитектура объединены в целое. Небоскрёб стал наглядным символом превосходства американской экономики.

Основатель Чикагской школы Уильям ле Барон Дженни (1832-1907) до того, как стать архитектором, был инженером. Видимо поэтому архитектурные детали и декоративные украшения играли в его работах незначительную роль. В мастерской Дженни прошли подготовку многие будущие архитекторы Чикаго, в том числе и Луис Салливен.

Луис Салливен (1846-1924), архитектор, публицист, является одним из самых известных представителей Чикагской школы. Он один из первых стал проектировать здания с металлическим каркасом в виде облицованных кубов, превратив их полностью в здания машинной эпохи. Мз традиционных архитектурно-оформительских приемов у него можно встретить только орнаменты на нижних и самых верхних этажах. При минимуме декора гармония достигалась, главным образом, пропорциями основных объемов, ритмом окон, совершенством отделки деталей. Считая критерием истинности творчества соотношения формы и функции, он формулирует закон природы: «Каждая вещь в природе имеет форму, иначе говоря — свою внешнюю особенность, указывающую нам, чем именно она является, в чем ее отличие от нас и других вещей… Всюду и всегда форма следует за функцией — таков закон. Там, где неизменна функция, неизменна и форма». Так возникла формула Салливена «Форма следует за функцией», ставшая позже лозунгом функционалистов.

Фрэнк Ллойд Райт. (1869-1956)

Внёс огромный вклад в развитие индустриального дизайна (жилые дома, административные здания, мебельные проекты, интерьерные работы, посуда, ткань, обои, керамика, витражи, графический дизайн). Активно занимался преподавательской деятельностью. выпускал книги.

Мебель Райта отличается изысканными пропорциями и подчёркнутой геометрией без каких- либо декоративных элементов. Выпущенная спустя сто лет опять серийно в середине 80-х годов она оказалась вновь современна.

Фрэнк Ллойд Райт — самое знаменитое имя в области американского дизайна жилых домов.

Американский архитектор, основатель школы «органической архитектуры», автор знаменитого «Дома над водопадом» и здания музея Гуггенхайма в Нью-Йорке.

Для американцев Райт — «бог архитектуры». Его творчество стоит несколько особняком от интернационального стиля и вообще функционализма. Он довольно критично отзывался о работах своих западноевропейских коллег, называя их постройки «картонными коробками» и «ящиками на ходулях».

Его «органическая архитектура» поначалу представляет собой вариант американского модерна, но быстро уходит гораздо дальше. В раннем творчестве Райта есть нечто и от Ар Деко, хотя, возможно, что наоборот, стиль Ар Деко кое-что брал у Райта.

Райт создает «обнаженные» интерьеры. Где это необходимо, он открывает кирпичную кладку, добавляет немного дерева. В некоторых домах (например, в Уинслоу-хаус в Иллинойсе) применяет окна с частым переплетом, доминирующие как мотив в интерьере. В отличие от европейских функционалистов Райт никогда не отрицал орнамента и украшений. Единственное требование, которое он предъявлял к декору – быть органичным, т.е. «развиваться из природы и архитектуры» и «соответствовать природе материалов».

Идеи для декора Райт часто черпал из орнаментальных мотивов доколумбовой Африки.

Райт сформулировал «9 принципов органической архитектуры», которых придерживался в своих жилых постройках.

«Дом над водопадом» наиболее яркая работа Райта.

Дом принадлежит Эдгару Кауфману и находится в штате Пенсильвания, был построен Райтом в 1935— 1939 гг.

Американская академия архитектуры в 1991 г. назвала «лучшей работой за всю историю американского зодчества».

При проектировании этого своего самого знаменитого произведения Райт оставил нетронутым водопад, над которым возвел дом.

Все перекрытия дома — железобетонные плиты, консольно вынесенные на разных уровнях и в разных направлениях от центрального массива.

А центральный массив — как бы скала — выполнен из местного рваного камня. Таким образом, все конструктивные горизонтальные элементы — гладкие и светлые, все вертикальные — темные и брутально-шершавые. «Скальная» эстетика присутствует и в интерьере. Одну стену составляет необработанная часть скалы, на которой воздвигнут дом.

«Дом над водопадом» представляет собой единый композиционный организм, демонстрирующий единение архитектуры с природой.

Мебель Райта так же является воплощением его «органических» принципов.

Она несколько тяжеловесна, всегда герметична.

В качестве материалов Райт использует дуб, красное дерево.

Наиболее наглядным примером мебели Райта служит цилиндрический стул для дома Д. Мартина в Буффало.

Все интерьеры Райта выглядят очень современно, хотя и созданы, как правило, в первой половине 20века.

У Райта было множество учеников и последователей. Своими работами он заслужил репутации отца американского модернизма.

Архитектура чикагской школы — Любовь к жизни — LiveJournal

    Архитектура чикагской школы (англ. Chicago school) — особое явление в истории культуры Америки. Чикагская архитектурная школа предложила новые тенденции развития и во многом определила градостроительство США на XX — XXI века.

    Появление особой архитектурной школы связано с пожаром в городе в 1871 году. После пожара город необходимо было переустраивать, причем относительно быстро и без излишней дороговизны. Так в конце XIX века в городе стали строиться здания многоэтажной конструкции с металлическим каркасом, кирпичной облицовкой. Здания будто тянулись вверх, город стал выглядеть как собрание небоскребов, соседствующих друг с другом.

    Среди архитекторов школы можно назвать Луиса Салливена, Джона Рута, Даниэла Бернема и других. Одним из первых зданий чикагской школы стало здание страховой компании, построенное в 1883 — 1885 годах Уильямом Ле Бароном Дженни. Затем были возведены Монаднок-билдинг (1891 г.), Рилайенс-билдинг (1894 г.), универмаг «Карсон-Пири-Скотт»(1899 — 1904 гг.). После здания такого типа стали сооружаться в других городах страны.

    Новизной подобной архитектуры стало почти полное отсутствие декорирования зданий: этажи повторялись одинаковыми архитектурными решениями, основу здания составляли стальные каркасы. Украшались фризы, карнизы здания, но не стены, где все внимание концентрировалось на вертикальных элементах. В других зданиях, наоборот подчеркивались горизонтальные линии, либо акцент был сделан на контрасте пышно декорированных первых этажей и подчеркнуто аскетичных верхних этажей.

    Чикагская архитектурная школа, ярко заявившая о себе в 1880-е годы работами в стиле модерн, где целью было заявлены практичность и «следование функции», выполнила задачу быстрой застройки города и практически распалась в 1890-е годы. Но влияние чикагской архитектуры можно проследить в постройках как ХХ, так и даже XXI веков.

Автор: Светлана Воробьева
Источник:
#США@modern_era_architecture

Чикаго: неповторимый архитектурный стиль города и чикагская школа

Чикаго — это город, в котором творили мэтры мировой архитектуры Л.Салливен, Л.Мис ван дер Роэ и непревзойденный Ф.Л.Райт.
Творчество этих людей до сих пор привлекают тысячи людей со всех концов света.
К числу наиболее ярких страниц предистории современной архитектуры относится так называемая чикагская школа, развившаяся в г. Чикаго в 80-х годах XIX в.
После пожара 1871 г., уничтожившего город почти целиком, Чикаго стал отстраиваться с лихорадочной быстротой. Над проблемой высотных зданий работала группа талантливых архитекторов, таких, как Барон Дженни, Даниел Бёрнем, Джон Рут. Но наиболее яркой фигурой среди них был Луис Салливен (1856– 1924), не только одаренный архитектор, но и мыслитель. “Форма должна соответствовать функции” — эта формула, выдвинутая Салливеном, стала теоретической базой основного направления современной архитектуры — функционализма. Однако интенсивное развитие новых композиционных приемов, культивируемых чикагской школой архитектуры, прервано Международной Колумбийской выставкой, прошедшей в 1893 г. в Чикаго. Архитектуру вновь захлестнула волна эклектики. Проектирование зданий было передано сторонникам традиционной, “классической” архитектуры, использующим массу эффектных античных и ренессансных деталей (пропилеев, портиков, аркад). Чикагская школа потерпела поражение, однако выдвинутые ею идеи продолжают жить и до сих пор.
Более чем столетие спустя Чикаго — все еще город высотных зданий. Если окунуться в ретроспективу наиболее узнаваемых небоскребов, построенных в Чикаго в прошлом веке, то к ним можно отнести:
Marina City   

 

МАРИНА-СИТИ (1964, архитектор Бертран Голдберг). Высота 179 м, 60 этажей, 900 квартир, материал — бетон. Два здания в виде кукурузных початков рассчитаны на жильцов с высоким уровнем доходов.

Каждая квартира имеет парковочное место для автомашин, расположенное в нижнем двадцатиэтажном объеме здания. 

ЛЭЙК-ПОИНТ ТАУЭР — самое высокое жилое здание из стекла и бетона в мире (1968, архитекторы Джорж Шиппорейт и Джон Хайнрих — ученики Л. Мис ван дер Роэ). Высота его 197 м. Башня вынесена в озеро Мичиган. Стекло, вода и… гордое одиночество впечатляют. Эскизы этого здания были сделаны Л. Мис ван дер Роэ в 1920-х годах и вошли в историю как “стеклянный небоскреб”.

ДЖОН ХЭНКОК ЦЕНТР (1969, проектировщики — проектная фирма СОМ (Скидмор, Овингс и Мэрилл)). Общая площадь 252 тыс. м2, высота 334 м, 100 этажей, материал — сталь, алюминий, стекло. К моменту завершения это было самое высокое здание в мире. Для машин предусмотрен паркинг на тысячу автомобилей. Стоимость жилых апартаментов тем дороже, чем выше они расположены от земной поверхности. Последние этажи занимают ресторан, обсерватория и телестанция. Кроме того, в комплексе предусмотрены бассейны, гимнастические залы, катки. Диагональные стержни придают зданию устойчивость, при этом нагрузка на фундаменты не превышает 135 т на 1 м2 (у подобных сооружений она колеблется в пределах 200–250 т на 1 м2). Вертикальными коммуникациями служат две лестницы и 8 скоростных лифтов.


СИРС ТАУЭР (1974, проектировщики — СОМ, архитекторы Брюс Грэхэм и Фазмир Хан). Высота 443 м, считалось самым высоким административным зданием мира с 1974 по 1997 г., материал — сталь, алюминий, стекло. Построено оно для многочисленных служб торговой компании “Сирс, Робак энд Компани” (сеть магазинов ВУЛВОРТА). Легкая и весьма устойчивая конструкция, придуманная фазмиром Ханом, покоится на девятичастном квадратном модуле. Вертикальные конструкции из девяти мегамодулей собраны в “букет”. Из них только две достигают высшей отметки в 443 м. Помимо большой устойчивости по отношению к весу и ветру “Сирс…” в свое время с успехом справился с эстетическими задачами оживления монотонного стеклянного фасада. Самое парадоксальное, что офис компании “Сирс…” в 1988 г. съехал из небоскреба в пригород, так как проблемы были слишком очевидны: во время сильного ветра башня скрежещет и вибрирует, как корабельная мачта, а с площади у ее основания посетителей и прохожих сдувает даже в погожие дни.

УАКЕР ДРАЙВ 333 (1982, архитектор Кон Педерсен). Здание в проезде Уакер из металла, стекла, гранита, мрамора (высота 145 м) — одно из знаковых и этапных небоскребов 1980-х. Его называют первым небоскребом “постмодерной” эпохи, родоначальником которой является Роберт Стерн. Дом выразительно вспучен с симметричными трехчастными подрезками по вертикали.

Чикаго — “ветреный город”, как величают его за бризы, дующие с озера Мичиган, — гордо называет себя архитектурной столицей Америки. И это вполне оправданно.

http://fashionhome.ru/articles/arcdes/CHikagoNepovtorimyy_2639.html

Ранний американский функционализм. Чикагская архитектурная школа.

Развитие промышленности в Америке началось значительно позже европейской. Америка была богата сырьем, но бедна квалифицированными рабочими. С 1860 по 1895 гг. промышленное производство выросло в 7 раз и США, обогнав Германию и Францию, вышли на второе место в мире после Англии. Необремененные вековыми традициями в области художественных стилей, американские художники и архитекторы искали новые формы, созвучные времени и характеру индустриального производства, оказавшись в авангарде оригинальных решений и технологией строительства жилых помещений. Начала рождаться новая профессия дизайнера. На рубеже 19-20 вв. заметным явлением стала архитектура США – высотные конторские дома и отдельные односемейные коттеджи, оснащенные новейшими средствами жизнеобеспечения. Дизайнерский бум начался в США только в конце 20 –х годов и достиг своего первого пика во время проведения Всемирной выставки в Нью –Йорке (1939-1940). Тем не менее в раннем американском функционализме видят универсальную модель развития «дизайна для всех». Небоскреб стал наглядным символом превосходства американской экономики. Наиболее свободным от традиций европейской архитектуры было направление, возникшее в к. 70-х годов в Чикаго под названием Чикагской школы, где были разработаны принципы постройки многоэтажных зданий из легкого и прочного стального каркаса и больших остекленных плоскостей. Впервые в 19 веке был преодолен разрыв между формой и конструкцией, между инженером и архитектором. Основатель Чикагской школы – Уильям Ле Барон Дженни (1832 – 1907). В его мастерской прошел подготовку один из самых известных представителей чикагской школы, архитектор, публицист Луис Салливен (1846 – 1924). Он один из первых стал проектировать здания с металлическим каркасом в виде облицованных кубов, превратив их полностью в здания машинной эпохи. Считая критерием истинности творчества соотношения формы и функции, он формулирует закон природы: «Каждая вещь в природе имеет форму, иначе говоря – свою внешнюю особенность, указывающую нам, чем именно она является, в чем ее отличие от нас и других вещей…Всюду и всегда форма следует за функцией – таков закон. Там, где неизменна функция, неизменна и форма». Так возникла формула Салливена «Форма следует за функцией», ставшая позже лозунгом функционалистов.

Общепризнанный патриарх американской архитектуры Франк Ллойд Райт, автор более сотни проектов жилых домов, ряда административных и общественных зданий, среди которых известный «Дом над водопадом» для Э. Кауфмана (1936), музей Гуггенхейма в Нью- Йорке. Он оставил после себя немало книг, статей, записей лекций, именуя конец 19 века веком стали и пара. Он утверждал, что дизайнеры должны создавать прототипы изделий массового машинного производства, предварительно изучив технологию современного производства и свойства материалов. Промышленный дизайн как самостоятельная профессия впервые появился в Америке, где формирование общества массового потребления началось раньше, чем в Европе. Такие потребительские товары, как автомобили, стиральные машины, холодильники, радиоприемники, бытовые электроприборы в 20-е годы стали доступны большинству американцев, благодаря чему значительно ускорился темп жизни.

Культ машины – центральная тема теоретических произведений Райта – был с готовностью подхвачен в Европе нач. 20 века. Ар нуво все больше утрачивает свои позиции. Венские архитекторы , работая в линеарном стиле все больше тяготеют к авангарду. Особое значение для развития теории дизайна представляет творчество венского архитектора Адольфа Лооса – известный австрийский архитектор и публицист в области архитектуры. Произведения Лооса поражают редким сочетанием лаконизма и богатства художественных форм. Ле Корбюзье отмечал, что Лоос «расчистил почву под нашими ногами», признавая тем самым его роль как предтечи новой архитектуры.

2.Чикагская архитектурная школа. Принципы создания многоэтажных офисных сооружений. Мастера; сооружения.

Примерно к 1880 г. в Чикаго широко развернулось строительство новых зданий, вызванное ростом населения и экономическим прогрессом. Как и в предыдущие годы 19 века, когда строились железные дороги и крупные магазины, возникли новые задачи, и архитекторы должны были строить здания, не имеющие прецедентов в классической архитектуре.

Чикагская школа избежала неоклассицизма, потому что она основывалась на опыте США 1850-1880 гг., периода, когда считались исключительно с утилитарными потребностями и с необходимостью строить целые города на девственных землях с доставкой издалека всех строительных материалов.

     К 1900 г. Чикаго охватила строительная лихорадка. Требовались все новые и все более высокие здания: конторские, административные, гостиницы и театры. Вильям Ле Барон Дженни является создателем и руководителем Чикагской школы, Джон Рут — теоретиком. Вместе с Даниэлем Барнхемом, Уильямом Холабердом и Мартином Рош они полностью создали этот город. Чикагская школа стала применять металлические каркасы, изобрела и разработала систему фундаментов, допускающих строительство определенного типа конторских и торговых многоэтажных зданий на болотистом грунте, и создала новый тип многоэтажных многоквартирных домов. В результате ее деятельности выявилась необходимость тесного сотрудничества архитекторов и инженеров.

Американский архитектор Вильям Ле Барон Дженни (William Le Baron Jenney) — предложил новаторскую технологию строительства, при которой впервые был использован несущий каркас. Традиционно роль несущей конструкции выполняли внешние стены. Исходя из того, что прочность стали примерно в 10 раз выше, чем у самого качественного бетона и каменной или кирпичной кладки, здания стали опираться на металлический каркас, поддерживающий как внешние, так и внутренние стены. Благодаря несущему каркасу общий вес сооружений удалось уменьшить почти на треть. Архитектор не решился полностью отказаться от других несущих конструкций, поэтому здание имело также несущую заднюю стену и гранитные колонны. Хоум-иншуранс-билдинг — первый в мире небоскрёб, построенный в 1885 году в Чикаго затем был снесён. Высота здания 10 этажей. Он был первым зданием в мире выше пяти этажей.

Рисунок 1 Хоум-иншуранс-билдинг

Школа проявила ярко выраженное стремление к уничтожению на фасадах «изящных орнаментов… более чем излишних»; общее решение фасадов должно было диктоваться «системой конструкций», а архитектурные детали должны были подчиняться «решительным промышленным или коммерческим требованиям». Отсюда систематическое оголение фасадов с ритмом так называемой «Чикагской школы» и особое внимание, обращенное на композицию объемов.

Наиболее чистым выражением каркасной структуры было многоэтажное башенное здание Рилайенс-билдинг в Чикаго (1890—94, архитекторы Д. Х. Вернем, Дж. У. Рут). Конструкция «Рилайенс-билдинг» представляла собой стальной каркас со стеклянным заполнением — прообраз небоскребов XX века. Конторские этажи решаются повторением одинаковых членений. Обычное для практики тех лет декорирование фасадов ордерами и аркадами здесь отсутствовало. Здание поражало современников новизной архитектурного образа.

Рисунок 2 Рилайенс-билдинг

ЛУИС САЛЛИВАН: американский архитектор, идеолог чикагской школы арх-ры и учитель Фрэнка Ллойда Райта. Ему принадлежит афоризм «форму в архитектуре определяет функция». Стремился как можно меньше использовать декор, главное — пропорции, ритм окон, совершенство отделки деталей. Первое крупное произведение — Аудиториум в Чикаго. Уэйнрайт билдинг:10-эт офисное здание в стало наиболее заметным небоскребом, спроектир.им. Здание имеет сплошной стал.каркас. Л.Салливан придал своему зданию 2-хэтаж.основание, выше которого были подчеркнуты вертик.элементы, а гориз., образованные углублениями в стенах, сведены до минимума. Эти вертик.ритмы перекрыты сверху глубоким декоративным фризом и выступающ. карнизом. Гаранти-билдинг в Буффало: членения вертикальной массы здания строго отвечают его функции. На первом этаже обнажены опоры несущего каркаса здания. Над вторым этажом, где начинаются конторские помещения, ритм простенков становится вдвое более частым, подчеркивая общую вертикальную устремленность композиции. Тринадцатый, технический этаж трактован как пластически-насыщенное завершение здания. Проект универс.магазина Шлезингера и Майера в Чикаго (теперь Карлсон, Пири, Скотт: внутри здания сохранен тип складского помещения со сплошным полом. Фасад спроектирован с учетом макс. освещенности внутр. прост-ва. Окна с металлич. рамами точно врезаны в фасад. В нижних этажах окна объединены узкой полосой орнамента на терракоте, акцентирующей гориз. организацию фасада. Самым примечательными являются прямоугольные «чикагские окна«, представляющие собой большое, жестко закрепленное оконное стекло, по обеим сторонам которого находились подвижные оконные рамы, открывающиеся подобно дверям.

5частей по Салливану:

Рисунок 3 Карлсон, Пири, Скотт

1ч. Подземный этаж (для котлов и машин)2ч. Этаж на уровне земли (для магазинов, банков и.т.д., которым нужны просторные помещения со светом и просторным выходом)

3ч. Второй этаж (большие габариты, окна для залов, выставочных композиций)

4ч. Некоторое кол-во однотипных этажей (для контор)

5ч. Верхняя часть — 1-2эт (для котлов, резервуаров, подводок) Идеи Салливана были для того времени – революционными. Здания проектир. “изнутри-наружу”, внешне выражалась идея внутр.пространства. Проектирование это было новаторским и многие архитекторы не поддерживали эту идею

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *