Что такое палаццо в архитектуре – Развитие архитектуры. Разработка архитектурного типа городского дворца (палаццо), рядового жилого дома, загородного жилого дома-виллы

Палаццо — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Пала́ццо (итал. palazzo, от лат. palatium — дворец) — итальянский городской дворец-особняк XV—XVIII вв. Название происходит от Палатинского холма, где древнеримские императоры возводили свои дворцы. Палаццо представляет собой тип городского дворца-особняка, характерный для итальянского Возрождения, сложился в XV в. преимущественно во Флоренции. Является одним из первых типов здания универсального назначения.

Классический тип палаццо — трёхэтажное (реже двух- или четырёхэтажное) здание с величественным фасадом, выходившим на улицу, и уютным двором окруженным колоннадой . Композиционным центром здания был внутренний дом, обнесённый арочными галереями. Первый этаж отводился под служебные помещения, на втором располагались парадные комнаты и залы, на третьем — жилые комнаты. Палаццо Рима, Генуи, Венеции и других итальянских городов имели свои архитектурные отличия. Особенно славились палаццо Флоренции.

история и особенности архитектуры и обзор самых известных дворцов мира

Слово «палаццо» в переводе с итальянского означает «дворец». Городской дворец-особняк XV-XVIII веков, характерный для итальянского Возрождения, получил свое название от Палатинского холма, где древнеримские императоры возводили свои дворцы.

Флоренция – родина палаццо

Первые городские особняки появились в XV веке в основном во Флоренции.
Работу по их проектированию и возведению проводили архитекторы Ф. Брунеллески, Микелоццо ди Бартоломмео, Л. Б. Альберти, Бенедетто да Майано, Арнольфо ди Камбио.

Классический палаццо – это 3-х, реже 2-х и 4-х этажное здание, фасад которого выходит на улицу. Композиционным центром является внутренний двор, обнесенный арочными колоннадами.

На первом этаже расположены служебные помещения. На втором – парадные помещения, на третьем – жилые. Самые ранние палаццо отличаются замкнутостью, суровостью внешнего облика, сохраняют многие черты средневекового замка.

Палаццо Рима, Генуи, Венеции имели свои архитектурные отличия. Особенно славились палаццо Флоренции.

История строительства палаццо Веккьо

В 1298 году правители Флоренции решили построить новую ратушу, соответствующую высокому статусу города.

Дворец возвели в 1299 году по проекту известного архитектора Арнольфо ди Камбио, который создал его мощным и нерушимым. Палаццо Веккьо, старый дворец на площади Пьяцца Синьория, – важнейшее общественное здание Флоренции на протяжении многих веков.

Палаццо Веккьо

Сегодня большую часть здания занимает музей, в нем работают и муниципальные власти, это ратуша. Старинный мрачный замок в центре оживленного и яркого города напоминает надежную крепость, хотя это правительственная резиденция. Чтобы скрыть чрезмерную мрачность дворца, архитектор декорировал его изящными арками.

Особенности архитектуры палаццо Веккьо

Здание имеет необычный для светской архитектуры облик. Построенное в виде прямоугольника, оно представляет собой оборонительный форт со сторожевой башней и мощными зубчатыми стенами. Городские власти в то время опасались внезапных вторжений, поэтому дворец имел столь внушительный вид.

Башня дворца

Фасад палаццо

Дворец выглядит монолитным, будто вырубленным из одного куска скалы. Строгие черты внешнего облика без особых изысков. Стены трехэтажного здания сложены из обычного красного кирпича.

Нижний уровень не имеет украшений: он использовался для защиты от врагов. Фасад прорезан двумя рядами арочных окон. Тонкие карнизы зрительно четко делят его на три блока.

Гербы на фасаде

Окна второго этажа более широкие, оконные проемы разделены переплетами. Все это придает дворцу более светский облик.

Зубчатую стену по периметру здания поддерживают арочные карнизы. В нишах под арками – 9 гербов, принадлежащих правителям флорентийской республики. Над ними – ряд окон-бойниц, которые служили для обороны замка: через них можно было выливать на врагов раскаленное масло и смолу.

Над главным входом – изящный синий фронтон с монограммой Иисуса и двумя золотыми львами, которые дали название входу в ратушу «Львиные ворота». По углам установлены статуи Давида и Геркулеса.

В 1478 году на окнах палаццо Веккьо были казнены заговорщики во главе с Франческо Пацци, пытавшиеся свергнуть власть Медичи. После этого за дворцом закрепилась мрачная слава.

Часовая башня

Особую величавость незамысловатому палаццо придает увенчанная зубцами башня, высота которой равна 94 метрам. Строение почти до самого верха построено без окон. В ней находились камеры для заключенных.

Статуи

Верхушка башни увенчана ажурной башенкой, а фасад украшен часами работы Джордано Ледерле. Установленные в 1667 году, часы исправно показывают время до сих пор. Старый замок с выдающейся вверх часовой башней – один из узнаваемых символов Флоренции.

Особенности интерьера палаццо Веккьо

За мрачными кирпичными стенами дворца скрывается пышное убранство залов. Все фрески внутри здания окаймлены позолотой. Внутренние дворики и коридоры обставлены прекрасными скульптурами и фонтанами. Много работ в интерьере выполнено знаменитым Микельанджело. Каждый зал оформлен по-своему в индивидуальном стиле.

Внутри дворца

Внутренний дворик Медичи

Сразу за Львиными воротами начинается уютный внутренний дворик. Его пол оформлен каменными плитами, по периметру – массивные колонны с ажурной резьбой.

Стены и потолок украшены живописью. В центре двора – чаша фонтана с Амуром. Небольшие апельсиновые деревья растут в кадках, расположенных вдоль стен.

Этот уютный романтичный дворик создан в честь свадьбы Франческо Медичи, герцога Тосканы, с Иоанной. Кстати, этот брак оказался неудачным. За 12 лет брака нелюбимая жена герцога родила 8 детей и умерла в возрасте 32 лет.

Залы Веккью

Внутренний уютный дворик ведет в Зал Пятисот. Это огромное помещение длиной 52 метра и шириной 23метра. Стены и своды зала покрыты фресками со сценами сражений. Прекрасный кассетный потолок расписан батальными сценами в жанре «подвигов Геракла».

Интерьер

Именно здесь заседал большой совет в составе 500 человек. В нишах, расположенных по периметру зала, статуи Пап, бывших в дружеских отношениях с династией Медичи.

Кабинет Медичи

За огромным залом Пятисот – небольшая комната, в которой Козимо Медичи, один из правителей, оборудовал свой кабинет, где много картин и статуэток. Герцог с разносторонними интересами использовал его как лабораторию, студию, сокровищницу. На стенах под многими из картин скрываются тайники.

Более жизнерадостно оформлены залы второго этажа. Наиболее красивый из них – зал Лилий. Вход в него отделан мраморными плитами. Оригинально оформлен потолок: на нем множество золотистых сот с голубой сердцевиной и золотой лилией внутри ее.

На стенах по всей высоте – фрески с библейскими сюжетами, портреты важных персон Римской Империи в шикарных рамах.

Потолок

Потолочные своды Зала Стихий оформлены аллегорическими изображениями четырех сил природы: Огня, Ветра, Земли, Воды. Через широкие окна зала льется теплый, естественный свет, щедро заливая все пространство. На крыше дворца – терраса Сатурна, откуда можно любоваться великолепной Флоренцией.

Кусочек рая на земле – палаццо дель Те

Дель Те расположен на юге Мантуи, древнего города Италии в регионе Ломбардии. В переводе с итальянского дель Те обозначает «разъединенный». Раньше дворец стоял на маленьком островке посреди канала, соединяющего два озера. Со временем канал засыпали, остров дель Те стал частью общей суши, а название сохранилось.

Палаццо дель Те

Из истории палаццо

Сразу же после постройки палаццо дель Те, в 1534 году, слава о нем прогремела по всей Италии и Европе. В чем причина такой популярности?

Дворец невелик по размерам, стоит на отшибе, в низине. Построен герцогом Федерико II на месте конюшен отца, страстного коннозаводчика, который выращивал здесь знаменитых на всю Европу скакунов.

Популярность вовсе не случайна потому, что от неприметного на первый взгляд здания кружится голова.

Двадцать с лишним расписанных комнат «взрывают» изнутри скромное снаружи палаццо. В здании нет ни одной детали, ни одного помещения, которое бы не было сделано по контрасту с другим.

Дель Те, Италия

Контрасты ошеломляют. Человек, сотворивший это, хотел быть непредсказуемым, и добился этого. Звали его Джулио Романо, это был любимый ученик Рафаэля.

Особенности палаццо дель Те

Дель Те – настоящее воплощение райского сада для тонких наслаждений души, а не для грубых удовольствий тела. Все работы, до самых мельчайших деталей, совершались под личным руководством Романо.

Во дворце 20 залов и 2 лоджии. Восточная лоджия выходит во внутренний сад, а северная – в открытый парк. Каждый зал расписан по своей литературой программе и абсолютно не похож ни на какой другой.

Самый знаменитый из них – Зал Гигантов. Он расположен строго симметрично залу Психеи. Это две крайние точки крыла дворца, соединенные анфиладой комнат.

Зал Гигантов

В Зале Гигантов представлена борьба титанов против Юпитера и олимпийских богов.

Фигура мечущего молнии Юпитера прорезает клубящиеся облака. Внизу – разверзшийся от сотрясений Тартар, глубочайшая бездна, куда Зевс низвергнул титанов.

Они падают в провалы, погибая под огромными обломками скал. Отчаянные жесты, корчащиеся тела выражают боль и безысходность. Этому огромному немому отчаянию вторят резкие кричащие краски.

В Конском зале росписи посвящены лошадям. Зал Амура и Психеи подробно иллюстрирует историю их любви. Взволнованное воображение успокоит расположенный рядом небольшой сад с фонтаном.

Интерьер

Палаццо в наши дни

Знаменитые постройки-дворцы по сей день украшают итальянские города, особенно славится ими Флоренция. Интерес к палаццо не ослабевает и в наши дни. Владение таким особняком или виллой в подобном стиле – показатель успешности и респектабельности.

Тысячи итальянцев приобретают и реставрируют старые постройки. После реставрации они выглядят по-прежнему роскошно и сочетают представление о старине и комфорте.

Интерьер Загрузка…

Ещё интересные сооружения

Палаццо — Архитектурный словарь

(итал. palazzo, от лат. palatium — дворец; название происходит от Палатинского холма, на котором строили свои дворцы древнеримские императоры)

тип городского дворца-особняка, характерный для итальянского Возрождения и сложившийся в 15 в. (в основном во Флоренции — архитекторы Ф. Брунеллески, Микелоццо ди Бартоломмео, Л. Б. Альберти, Бенедетто да Майано). Классическое палаццо представляло собой 3-, реже 2- или 4-этажное здание, выходившее фасадом на улицу; его композиционным центром был внутренний двор, обнесённый арочными колоннадами. В 1-м этаже палаццо были расположены служебные, во 2-м — парадные, в 3-м — жилые помещения. В ранних палаццо, отличающихся замкнутостью и монолитностью общего объёма, суровостью внешнего облика (фасады, отделанные крупным рустом), ещё сохранялись отдельные черты средневекового замка. В палаццо 16 в. (архитекторы Браманте, Дж. и А. да Сангалло, Рафаэль, Б. Перуцци, Микеланджело, Б. Буонталенти, Б. Амманати — преимущественно в Риме и Флоренции; Палладио в Виченце, М. Санмикели в Вероне) усиливается роль ордерных элементов, иногда — пластического декора, композиция нередко обретает тесную связь с городским окружением, смягчается контраст между фасадом и приветливым внутренним двором. Многим палаццо были присущи черты местного своеобразия: таковы, например, праздничная живописность венецианских палаццо (архитектор Я. Сансовино и др.), динамичность пространственной композиции в генуэзских палаццо (архитектор Г. Алесси и др.).

* * *

итальянский дворец, городской особняк.

(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)

Источник: Архитектурный словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ПАЛАЦЦО — ПАЛАЦЦО (итал. palazzo, от лат. palatium — дворец) — итальянский городской дворец-особняк 15-18 вв., имевший величественный уличный фасад и внутренний двор с арочными галереями. Большой энциклопедический словарь
  2. Палаццо — (итал. palazzo, от лат. palatium — дворец; название происходит от Палатинского холма, на котором строили свои дворцы древнеримские императоры) тип городского дворца-особняка, характерный для итальянского Возрождения и сложившийся в… Большая советская энциклопедия
  3. палаццо — Это существительное, называющее итальянский дом-дворец, заимствовано, естественно, из итальянского языка, где palazzo – «дворец» восходит к латинскому palatium (palatum). Таким образом, это слово с явным иностранным оттенком родственно привычному и воспринимаемому как русское палатка или палата. Этимологический словарь Крылова
  4. палаццо — нескл., ср. Городской дворец (в Италии). Палаццо венецианских дожей. [итал. palazzo] Малый академический словарь
  5. палаццо — пала́ццо нескл., «роскошный дворец в ит. стиле». Из ит. раlаzzо, откуда и пала́ц «дворец», через польск. раɫас (1707 г.; см. Христиани 45; Преобр. II, 6). Этимологический словарь Макса Фасмера
  6. палаццо — См. палата Толковый словарь Даля
  7. палаццо — орф. палаццо, нескл., с. Орфографический словарь Лопатина
  8. палаццо — палаццо нескл. ср. Дом-дворец в Италии. Толковый словарь Ефремовой
  9. палаццо — сущ., кол-во синонимов: 3 дворец 17 особняк 6 палац 1 Словарь синонимов русского языка
  10. палаццо — ПАЛАЦЦО, нескл., ср. В Италии: дом-дворец. П. дожей в Венеции. Толковый словарь Ожегова
  11. Палаццо — (итал. palazzo, от лат. palatium — дворец; название происходит от Палатинского холма в Риме, на котором строили свои дворцы древнеримские императоры), тип городского дворца-особняка, характерный для итальянского Возрождения. Сложился в XV… Художественная энциклопедия
  12. палаццо — ПАЛАЦЦО неизм.; ср. [итал. palazzo] В Италии: городской дворец. П. венецианских дожей. Толковый словарь Кузнецова
  13. палаццо — ПАЛ’АЦЦО, нескл., ср. (·итал. palazzo). Дворец. Палаццо венецианских дожей. Толковый словарь Ушакова
  14. палаццо — Нескл., ср. [ит. palazzo]. Дворец. Палаццо венецианских дожей. Большой словарь иностранных слов
  15. палаццо — Пала́ццо, нескл., с. Морфемно-орфографический словарь
  16. палаццо — см. >> дворец, чертог Словарь синонимов Абрамова

Архитектура стиля Палаццо – HiSoUR История культуры

Стиль Палаццо относится к архитектурному стилю XIX и XX веков, основанному на палацах (дворцах), построенных богатыми семьями итальянского Возрождения. Этот термин относится к общей форме, пропорции и кластеру характеристик, а не к конкретной конструкции; следовательно, он применяется к зданиям, охватывающим период почти двести лет, независимо от даты, при условии, что они являются симметричными, украшенными карнизами, подвальными и аккуратными рядами окон. «Палаццо-стиль» зданий 19-го века иногда называют итальянской архитектурой, но этот термин также применяется к гораздо более декоративному стилю, особенно жилых зданий и общественных зданий.

В то время как ранние здания в стиле Палаццо были тесно связаны с формами и масштабом итальянских оригиналов, к концу 19 века стиль был более слабо адаптирован и применен к коммерческим зданиям, во много раз превышающим оригиналы. Архитекторы этих зданий иногда рисовали свои детали из источников, отличных от итальянского Возрождения, таких как романская и иногда готическая архитектура. В XX веке стиль был поверхностно применен, как стиль готического возрождения, к многоэтажным зданиям. В конце 20-го и 21-го столетий некоторые архитекторы Postmodern снова нарисовали стиль палаццо для городских зданий.

история

происхождения
Стиль Palazzo начался в начале 19-го века по существу как стиль возрождения, который, подобно классическому возрождению и готическому возрождению, привлекал археологические стили архитектуры, в данном случае дворцы итальянского Возрождения. Итальянские палацци, в отличие от вилл, которые были установлены в сельской местности, были частью архитектуры городов, которые строились как таунхаусы, первый этаж часто служил коммерческими помещениями. Ранние палацци существуют из романского и готического периодов, но окончательный стиль относится к периоду, начинающемуся в 15 веке, когда многие благородные семьи стали богатыми в торговле. Известные примеры включают Palazzo Medici-Riccardi, построенный Микелоццо во Флоренции, Палаццо Фарнезе, построенный Антонио да Сангалло Младшим и завершенный Микеланджело в Риме, и Ca ‘Vendramin Calergi Мауро Кодусси и Ка’Гранде Якопо Сансовино на Гранд Канал в Венеции.

Начало 19 века
Самые ранние настоящие здания эпохи Возрождения «Палаццо» в Европе были построены немецким архитектором Львом фон Кленце, который обычно работал в греческом неоклассическом стиле. Palais Leuchtenberg, (1816), вероятно, является первым из нескольких таких зданий на новой Людвигштрассе и имеет отреставрированный полуподвал и квоины, три этажа окон, на которых расположены второй этаж, большой карниз и мелкоколонный портик вокруг главной двери. Стены облицованы и окрашены как Палаццо Фарнезе.

В Англии самое раннее применение стиля Палаццо в 19 веке было связано с рядом лондонских джентльменских клубов. Затем оно было применено к жилым помещениям, как в городах, так и, реже, загородных домах, а также в банках и коммерческих помещениях. В конце XIX века стиль Палаццо был адаптирован и расширен, чтобы служить в качестве основной архитектурной формы для универмагов и складов. В Англии стиль Палаццо был у его пуриста во второй четверти XIX века. Он был в конкуренции с классическим стилем Возрождения, в который были включены большие фронтоны, колоннады и гигантские ордена, придающие великолепие общественным зданиям, как это видно в Британском музее (1840-е годы), и более романтичные стили итальянского и французского народов, в которых много внутренней архитектуры был построен.

Ранними примерами являются лондонские клубы, The Athenaeum Club от Decimus Burton (1824) и United Service Club от John Nash и Decimus Burton (1828) на Ватерлоо Плейс и Pall Mall. В 1829 году Барри начал архитектуру Возрождения Возрождения в Англии с его дизайном стиля Palazzo для Клуба путешественников, Pall Mall. В то время как проекты Бертона и Нэша используют модели английского ренессанса, такие как «Банкетный дом Иниго Джонса», «Уайтхолл» и «Дом королевы», «Гринвич», проекты Барри добросовестно археологичны в воспроизведении пропорций и форм их итальянских моделей ренессанса. Они имеют флорентийский стиль, а не Палладиан. Барри построил второй палаццо в Pall Mall, The Reform Club (1830-е годы), а также The Athenaeum, Манчестер. Другими крупными эссе Барри в этом стиле являются таунхаус Бриджуотер Хаус, Лондон (1847-57) и загородный дом Кливиден в Бакингемшире (1849-51).

После Чарльза Барри стиль Палаццо был принят для разных целей, особенно банковских. В 1845 году у Бэлфаст-Банка были свои помещения, отремонтированные сэром Чарльзом Ланьоном. № 15 Кенсингтонский дворец-сад (1854) Джеймса Томаса Ноулза свободно адаптирует особенности палаццо.

1850-1900 гг.
Крупным архитектором 19-го века, активно работающим в стиле «Палаццо», был Эдмунд Блэкет. Blacket прибыл в Сидней, Австралия, всего за несколько лет до открытия золота в NSW и Виктории в 1851 году. В течение следующего десятилетия он построил головные помещения шести различных банковских компаний в Сиднее, а также филиалы в загородных городах. В Сиднее эти редкие примеры ранней архитектуры дворца Блэкета, построенные из местного желтого сиддского песчаника, были снесены в период с 1965 по 1980 год, чтобы освободить место для более высоких зданий.

С 1850-х годов был спроектирован ряд зданий, которые расширяют стиль палаццо с его рустами, рядами окон и большим карнизом, над очень длинными зданиями, такими как Grosvenor Terrace в Глазго (1855) от JT Rochead и Watts Warehouse (Britannia House) , Манчестер, (1856) Трэвисом и Магналом, «виртуозное представление» в дизайне палаццо. С 1870-х годов многие городские здания были спроектированы так, чтобы напоминать венецианские, а не флорентийские палацци, и были более украшены орденами, часто с аркадными лоджиями на уровне улицы, такими как здание почтового отделения Джеймса Барнета в Сиднее (1866 и 1880-е годы). Стиль Palazzo был чрезвычайно популярен в Манчестере в Соединенном Королевстве, особенно в работе Эдварда Уолтерса, чьи лучшие работы Palazzo включают зал свободной торговли (1853) и 38 и 42 Mosley Street (1862).

Стиль palazzo нашел широкое применение в конце 19 века, когда он был адаптирован для торговых и коммерческих зданий. Генри Хобсон Ричардсон разработал ряд зданий, использующих форму палаццо, но замечательных для использования итальянского романского, а не стиля Ренессанса. Крупнейшим и наиболее известным из таких работ был оптовый магазин Marshall Field в Чикаго (1885 год, снесенный в 1930 году), который с большими окнами, установленными в аркады, демонстрирует направление, которое должна было предпринять коммерческая архитектура, в замене внешних наружных стен экраном стены, защищающие внутреннее структурное ядро. Только один из зданий в стиле дворцового стиля Ричардсона остается неповрежденным, здание Хайдена в Бостоне.

Американский архитектор Луи Салливан стал первопроходцем конструкции из стальной рамы, что означало, что как полы, так и внешние стены здания поддерживались внутренней стальной рамой, а не строением стен. Это технологическое развитие позволило построить гораздо более высокие жилые здания, чем это было возможно ранее. Прудентичное здание Салливана в Буффало и здание Уэйнрайт в Сент-Луисе демонстрируют применение стиля палаццо к высоким структурам, которые поддерживают элементы ренессанса карниза и дифференцированного фундамента, но имеют свои скалистые стены, состоящие в основном из стекла, ряды окна, разделенные вертикальными полосами, которые также определяют углы здания, что дает аналогичный эффект квотам.

Начало 20 века
Архитектура стиля Palazzo оставалась обычным явлением для крупных универмагов в первой половине 20-го века, иногда им давали детали Art Deco. Архитекторы Starrett и van Vleck построили несколько типичных примеров, таких как Gimbel Brothers (теперь Heinz 57 Center Sixth Avenue) в Питтсбурге в 1914 году, а также Garfinckel’s (теперь Гамильтон-Сквер) в Вашингтоне, округ Колумбия, в 1929 году. Последнее здание имеет восемь этажей , и имеет ярко выраженный курс, который выступает как карниз над третьим уровнем, устройство, которое дает нижним частям здания более традиционную палаццо, чем менее декорированные уровни, которые поднимаются над ней. Флагман 1924 года Рич, один из главных универмагов Атланты, является еще одним примером стиля Палаццо.

Стиль был также применен к более высоким зданиям, таким как The Equitable Building (1915), спроектированное Эрнестом Р. Грэмом, 38-этажное офисное здание в Нижнем Манхэттене, которое является знаковым инженерным достижением как небоскреб.

В 1930-х годах было построено несколько правительственных зданий в Берлине для Третьего Рейха, спроектированное Эрнстом Сагебиелем в лишенном Палаццо стиле, который поддерживает подвал и карниз, но почти лишен декоративных деталей, полагаясь на влияние на общую пропорцию и баланс простых прямоугольных компонентов. Примечательным примером является Министерство авиации Рейха (ныне Министерство финансов), построенное в 1935-36 годах.

С развитием современной архитектуры стиль палаццо стал менее распространенным.

Пост Современное возрождение
Постмодернистская архитектура пережила некоторое оживление в стиле Палаццо, в сильно упрощенных и эклектичных формах. Итальянский архитектор Альдо Росси разработал ряд зданий в стиле Палаццо, в том числе отель Il Palazzo в Фукуоке, Япония (1989 год), который сочетает в себе элементы типичного фасада палаццо, в том числе проецирующего карниза, с интенсивным красным, найденным в японской традиционной архитектуре, и зеленый из патинированной бронзы. В 1996 году Росси разработал строительный комплекс на большом угловом блоке в Шютценквартире, Берлин, и ранее занимал участок Берлинской стены. Исследование Росси в архитектуре города привело его к созданию единого здания с появлением нескольких структур различной ширины, дизайна и цветов, многие из которых имеют элементы архитектуры дворца.

Характеристики
Характерным видом здания в стиле дворца является то, что он опирается на внешний вид итальянского палаццо или таунхауса, например, во Флоренции и вдоль Большого канала в Венеции. Стиль, как правило, возрождается в эпоху Возрождения, но может быть романским или, реже, итальянской готикой. Фасад является скалистым, без какого-либо большого выступающего портика или фронтона. Есть несколько этажей с регулярными рядами окон, которые обычно дифференцируются между уровнями, а иногда имеют фронтоны, которые попеременно треугольные и сегментные. Фасад симметричен и обычно имеет некоторый акцент на его централизованно размещенном портале. Подвал или цокольный этаж обычно дифференцируются при обработке его кирпичной кладки и часто рустерируются. Углы раннего XIX века, как правило, имеют quoins или, в зданиях 20-го века, часто есть некоторый акцент, который дает визуальную силу углам. За исключением некоторых примеров постмодерна, всегда делается упор на карниз, который может быть очень большим и нависать над улицей. Все публичные лица здания обрабатываются аналогичным образом, основное отличие заключается в отделке дверей.

Палаццо

Палаццо Веккьо, Флоренция

Палаццо Веккьо был сооружен по образцу более старого административного дворца Палаццо Тоскана в городе Вольтерра, но выглядит намного мощнее и кажется вырубленным из одного куска скалы. Проект предусматривал чёткие формы: в плане это прямоугольник, но тонкие карнизы по фасаду зрительно делят его на три блока. Увенчанная зубцами галерея как бы повторяется на звоннице и на башне, высота которой достигает 94 м, дополняя впечатление величавой простоты. В 1667 г. на башне были установлены часы работы аугсбургского мастера Г. Ледерле, которые до сих пор ходят.

В 1478 году на окнах Палаццо Веккьо были повешены заговорщики во главе с Франческо Пацци, пытавшихся свергнуть власть Медичи. Бернардо ди Бандино Барончелло, убийца Джулиано Медичи, был повешен на окнах того же Палаццо Веккио 20 декабря 1479 г. История с повешением Франческо Пацци обыграна в романе Томаса Харриса «Ганнибал» и одноимённом фильме Ридли Скотта.

(лат. palatium — дворец) — итальянский городской дворец-особняк XV—XVIII вв. Название происходит от Палатинского холма, где древнеримские императоры возводили свои дворцы. Палаццо представляет собой тип городского дворца-особняка, характерный для итальянского Возрождения, сложился в XV в. преимущественно во Флоренции. Является одним из первых типов здания универсального назначения.

Статуи у входа в Палаццо Веккьо

Кладка фасадов

Вход в палаццо

Перед Палаццо Веккьо находится ряд скульптур, среди которых знаменитая копия Давида работы Микеланджело, заменившая в 1873 году оригинал. Над фасадом над входом находится медальон с монограммой Христа, фланкированной фигурами львов на ярко-голубом фоне тимпана и увенчанной треугольным карнизом. Надпись по латыни «Rex regum et Dominus dominantium», что означает «Король правит, а Бог властвует», была помещена здесь в 1551 году по указу Козимо I.

Внутренний дворик

Классический тип палаццо — трёхэтажное (реже двух- или четырёхэтажное) здание с величественным фасадом, выходившим на улицу, и уютным двором. Композиционный центр здания был внутренний дом, обнесённый арочными галереями. Первый этаж отводился под служебные помещения, на втором располагались парадные комнаты и залы, на третьем — жилые комнаты. Палаццо Рима, Генуи, Венеции и других итальянских городов имели свои архитектурные отличия. Особенно славились палаццо Флоренции.

Палаццо Питти

Ф. Брунеллески воплотил в Палаццо Питти свою идею о том, каким должен быть ренессансный дворец: это куб с равными высотой и глубиной, покрытый типичным флорентинским грубо высеченным камнем. Палаццо имеет три этажа, три входные двери на нижнем этаже, 7 окон на

каждом из верхних этажей. Окна на фасаде связаны длинным балконом. Под линией крыши была построена лоджия, придавшая конструкции законченный вид.

Санта Мария дель Фьоре

В 1420–1436 Брунеллески возвел величественный восьмигранный купол собора Санта-Мария дель Фьоре – первый крупный памятник ренессансного зодчества и выдающееся достижение инженерной мысли.

Ф. Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дель Фьорево Флоренции. 1420—36 гг.

Самое знаменитое произведение Брунеллески – купол флорентинского собора Санта-Мария дель Фьоре (1420—36), увенчавший базилику, начатую в кон. 13 в. Арнольфо ди Камбио. В 14 в. собор расширили и достроили до основания восьмиугольного барабана диаметром ок. 42 м. В то время не было технических возможностей возвести огромные леса для погашения сил распора (давления) купола на относительно тонкие стены. Отказавшись от лесов, Брунеллески создал систему самоопоры купола в ходе его возведения. Всю ответственность за техническую сторону он впервые в истории архитектуры взял на себя, строители только выполняли его указания. Свой строительный метод вывел из «приёмов древнеримской каменной кладки», которые изучал на развалинах Рима; но придал своему произведению отличную от античных купольных сооружений, заострённую кверху, напоминающую о готике форму. Для облегчения веса купол был сделан пустотелым и состоял из двух оболочек: более толстая нижняя являлась несущей, более тонкая верхняя – защитной. Оболочки были связаны между собой нервюрами и погашающими распор горизонтальными кольцами. Белые рёбра нервюр на фоне ярко-красной черепицы зрительно облегчают каменную массу огромного купола; он не давит на здание, а как бы парит в воздухе, словно бутон волшебного цветка с ещё не распустившимися лепестками.

Особое место в истории итальянского зодчества занимает Леон Баттиста Альберти (1404—72). Блестящий стилист, Альберти оставил многочисленные труды на латинском и итальянском языках. По многогранности своей деятельности эта идеальная «ренессансная личность» сравнима лишь со всемирно известным мыслителем и художником Высокого Возрождения Леонардо да Винчи. В Италии и за ее пределами Альберти снискал себе славу выдающегося теоретика искусства. Его перу принадлежат знаменитые трактаты «Десять книг о зодчестве» (1449—52), «О живописи», «О статуе» (1435—36).

Но главным призванием Альберти была архитектура. В архитектурном творчестве Альберти тяготел к смелым, экспериментаторским решениям, новаторски используя античное художественное наследие. Альберти создал новый тип городского дворца (палаццо Ручеллаи). В культовом зодчестве, стремясь к величию и простоте, Альберти использовал в оформлении фасадов мотивы римских триумфальных арок и аркад (церковь Сант-Андреа в Мантуе, 1472—94). Имя Альберти по праву считается одним из первых среди великих творцов культуры итальянского Возрождения. Его теоретические сочинения, его художественная практика, его идеи и, наконец, сама его личность гуманиста сыграли исключительно важную роль в становлении и развитии искусства Раннего Возрождения.

ПАЛАЦЦО — это… Что такое ПАЛАЦЦО?


ПАЛАЦЦО
тип итальянского городского дворца эпохи Возрождения, имеющего, как правило, внутренний двор с аркадами

(Болгарский язык; Български) — палацо

(Чешский язык; Čeština) — renesanční palác

(Немецкий язык; Deutsch) — Palazzo; Palást

(Венгерский язык; Magyar) — pallazzo

(Монгольский язык) — палаццо; ордон

(Польский язык; Polska) — pałac

(Румынский язык; Român) — palazzo

(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — palaco

(Испанский язык; Español) — palacio .italiano

(Английский язык; English) — palazzo

(Французский язык; Français) — palazzo

Источник: Терминологический словарь по строительству на 12 языках

(итал. palazzo, от лат. palatium — дворец; название происходит от Палатинского холма, на котором строили свои дворцы древнеримские императоры), тип городского дворца-особняка, характерный для итальянского Возрождения и сложившийся в 15 в. (в основном во Флоренции — архитекторы Ф. Брунеллески, Микелоццо ди Бартоломмео, Л. Б. Альберти, Бенедетто да Майано). Классическое палаццо представляло собой 3-, реже 2- или 4-этажное здание, выходившее фасадом на улицу; его композиционным центром был внутренний двор, обнесённый арочными колоннадами. В 1-м этаже палаццо были расположены служебные, во 2-м — парадные, в 3-м — жилые помещения. В ранних палаццо, отличающихся замкнутостью и монолитностью общего объёма, суровостью внешнего облика (фасады, отделанные крупным рустом), ещё сохранялись отдельные черты средневекового замка. В палаццо 16 в. (архитекторы Браманте, Дж. и А. да Сангалло, Рафаэль, Б. Перуцци, Микеланджело, Б. Буонталенти, Б. Амманати — преимущественно в Риме и Флоренции; Палладио в Виченце, М. Санмикели в Вероне) усиливается роль ордерных элементов, иногда — пластического декора, композиция нередко обретает тесную связь с городским окружением, смягчается контраст между фасадом и приветливым внутренним двором. Многим палаццо были присущи черты местного своеобразия: таковы, например, праздничная живописность венецианских палаццо (архитектор Я. Сансовино и др.), динамичность пространственной композиции в генуэзских палаццо (архитектор Г. Алесси и др.).

Источник: «Архитектурный словарь»

Строительный словарь.

Палаццо — это… Что такое Палаццо?

  • Палаццо — Строцци, Флоренция …   Википедия

  • ПАЛАЦЦО — (ит., от лат. palatium дворец). Дворец; пребывание коронованных особ или знатных и богатых лиц. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАЛАЦЦО (итальян.) дворец. Словарь иностранных слов, вошедших в состав …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Палаццо — Питти во Флоренции. ПАЛАЦЦО (итальянское palazzo, от латинского palatium дворец, чертог), итальянский городской особняк 15 18 вв., имевший величественный уличный фасад и приветливый внутренний дворик.   Башня палаццо во Флоренции …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • палаццо — См. чертог… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. палаццо дворец, чертог; особняк Словарь русских синонимов …   Словарь синонимов

  • ПАЛАЦЦО — ПАЛАЦЦО, нескл., ср. (итал. palazzo). Дворец. Палаццо венецианских дожей. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ПАЛАЦЦО — (итал. palazzo от лат. palatium дворец), итальянский городской дворец особняк 15 18 вв., имевший величественный уличный фасад и внутренний двор с арочными галереями …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПАЛАЦЦО — ПАЛАЦЦО, нескл., ср. В Италии: дом дворец. П. дожей в Венеции. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • палаццо — Тип итальянского городского дворца эпохи Возрождения, имеющего, как правило, внутренний двор с аркадами [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики архитектура, основные понятияздания, сооружения,… …   Справочник технического переводчика

  • Палаццо — (итал. palazzo, от лат. palatium дворец; название происходит от Палатинского холма, на котором строили свои дворцы древнеримские императоры)         тип городского дворца особняка, характерный для итальянского Возрождения и сложившийся в 15 в. (в …   Большая советская энциклопедия

  • ПАЛАЦЦО — тип итальянского городского дворца эпохи Возрождения, имеющего, как правило, внутренний двор с аркадами (Болгарский язык; Български) палацо (Чешский язык; Čeština) renesanční palác (Немецкий язык; Deutsch) Palazzo; Palást (Венгерский язык;… …   Строительный словарь

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *