Доклад архитектура маньеризма – маньеризм в архитектуре и искусстве Центральной Италии» 2019, Москва — дата и место проведения, программа мероприятия.

Маньеризм - Архитектурные стили - Дизайн и архитектура растут здесь

Маньеризм – направление в искусстве Западной Европы 16 - 17 веков, связанное с кризисом культуры Высокого Возрождения. В произведениях маньеристов ясность изображения, свойственная мастерам Ренессанса, уступила место странным, вычурным и неестественным формам. Художники, скульпторы и архитекторы использовали необычные пропорции, причудливые сочетания цветов, делали акцент на живописных эффектах и гротескных декоративных элементах.

Основным мерилом красоты, по мнению представителей маньеризма, является субъективная художественная идея художника. В связи с этим маньеристы искажали принципы гармонии, в центре их внимания были эфемерность мира и зыбкость человеческой судьбы.

Маньеризм наиболее четко проявился в итальянском изобразительном искусстве. Картины и скульптуры маньеристов проникнуты чувством трагедии и мистической экзальтации. Работы отличаются острыми диссонансами цвета и светотени, сложными и преувеличенно выразительными позами, удлиненностью фигур и изощренной виртуозностью рисунка. 

В архитектуре маньеризм пришел на смену классическому совершенству форм Высокого Возрождения и стал переходным этапом от классической строгости к пышности барокко. Среди наиболее известных архитекторов, творивших в духе маньеризма – Виньола, Джакомо делла Порта, Б. Амманати, Б. Буонталенти, Дж.Вазари, П. Лигорио, Дж. Романо.  

Для здания, выполненного в стиле маньеризма, характерно использование множества выразительных декоративных элементов при отсутствии стилистического единства между ними. Максимум внимания уделяется фасаду. Здесь используются такие детали, как золотые инкрустации, псевдолепнина, псевдобарельефы, богатая роспись полов и потолков. Планировка зачастую непродуманная, несбалансированная, поскольку главный ориентир для архитектора - стремление разрушить установленные правила. 

В дизайне интерьера использовались богатые и сложные украшения. Стены покрывались узорами и скульптурным орнаментом, при этом типы орнамента смешивалась - человеческие фигуры соседствовали с геральдическими знаками, растениями, фигурами животных и фантастических существ. Широко использовались мифологические мотивы. К примеру, загородная вилла д’Эсте, один из самых красивых дворцово-парковых комплексов Италии, была задумана как сад нимф Гесперид. Трехэтажный фасад виллы украшен скульптурами, внутренняя отделка призвана подчеркнуть высокий статус владельцев здания - правителей Тиволи. В многоуровневом парке расположено множество великолепных фонтанов, скульптурных композиций, гротов, арок. Вилла д’Эсте является прообразом Версальского парка и Петровского Петергофа.

Один из признанных шедевров маньеризма - Палаццо дель Те, загородная вилла, расположенная недалеко от Мантуи. Она была создана любимым учеником Рафаэля Джулио Романо для маркиза Федерико II Гонзага. Внутреннее убранство виллы весьма причудливо, ее залы от пола до потолка богато украшены живописными мотивами. В одном из самых роскошных помещений виллы - зале Гигантов - посетителю кажется, будто стены рушатся, а пространство внутри закручивается по спирали.  

Еще одно знаменитое здание, несущее в себе черты маньеризма, – это библиотека Лауренциана (названная в честь Лоренцо I Медичи). Ее декором занимался Микеланджело, который также интересовался эффектами, позволяющими усилить эмоциональную выразительность, и во многом предопределил появление барокко. К примеру, разорванный фронтон и лестница с изогнутыми маршами, созданные им для вестибюля библиотеки Медичи, создают ощущение фантомности и зыбкости пространства.

Наиболее известным и влиятельным покровителем маньеризма вне Италии стал французский король Франциск I. По его приглашению созданием и отделкой великолепного дворца в Фонтенбло занялись такие знаменитые итальянские художники, как Леонардо да Винчи и Бенвенуто Челлини. Дворец в Фонтенбло напоминает огромную роскошную шкатулку. Изогнутые лестницы центрального входа, изысканные формы окон, лепнина и странная форма крыш и сегодня напоминают нам об изначальном замысле строителей, даже несмотря на то, что дворец несколько раз пережил реконструкцию.

 

Маньеризм в искусстве, архитектуре и дизайне

Маньеризм в переводе с итальянского означает «вычурность». Многие искусствоведы склонны не рассматривать его как отдельный архитектурный стиль и считают маньеризм лишь переходным этапом от Ренессанса к Барокко, своеобразным периодом упадка между двух взлетов архитектурной и культурной мысли.

Причины зарождения маньеризма

Свобода и гармония, достигнутые в эпоху Возрождения, постоянно подавлялись в жизни светскими и церковными запретами. Эта дисгармония и породила фальшивый и мелочный стиль маньеризма. Он возник как отражение неуравновешенности самой эпохи.

Маньеризм в искусстве — это целая плеяда мастеров, прославивших Италию, давшая миру выдающиеся произведения. Влияние маньеризма на всю историю искусства трудно переоценить. Этот стиль — начало великолепного и блестящего периода в искусстве, архитектуре и дизайне. Многие совремнные стили родом из той эпохи.

Основные характеристики маньеризма

Характерной чертой маньеризма в архитектуре является нарушение сбалансированности и гармоничности Ренессанса. Архитекторы–маньеристы нередко применяли искажение форм и пространства. Основной упор делался на детализацию и эффектность. Использовались не мотивированные структурные решения, вызывающие ощущение беспокойства с большим количеством элементов гротеска. Зачастую период маньеризма сравнивают с эпохой полного упадка строительства в Риме. В маньеризме отчетливо ощущаются усталость и исчерпанность.

Маньеризм в архитектуре

Вынужденная конкуренция заставила архитекторов делать все больший акцент на внешних эффектах, демонстрируя мастерство и оригинальность. Но тем сильнее выступали скудость замысла, подражание и вторичность. Рваные линии контуров зданий и практически полное отсутствие симметрии при переизбытке декоративных элементов создавали тяжелые для восприятия, режущие глаз композиции. Самыми крупными и заслуживающими внимания архитектурными проектами этого периода являются расположенный в Мантуе Палаццо дель Те и флорентийская Библиотека Лауренциана. И все же иногда маньеризм обращался к прекрасным формам Ренессанса. Яркое тому подтверждение — мост Санта–Тринита через реку Арно. В архитектурном маньеризме было и особое течение – стилизация построек под гроты, пещеры и поросшие мхом стены.

Живопись периода маньеризма

Церковная роспись и полотна на религиозные темы этого периода отличаются сильно акцентированным эротизмом и изломанностью линий. Перегруженность композиций и использование едкой цветовой палитры становятся их главными характерными чертами. Широко используются причудливые эффекты игры света и тени. Тела на полотнах чаще всего удлинены или даже деформированы.

 

Скульптура эпохи маньеризма

Скульптурные композиции в основном выполнялись под античность. Но, так же как и все произведения искусства периода маньеризма, изобиловали элементами гротеска и неестественностью поз. Самыми известными скульпторами и художниками этого времени были Бенвенуто Челлини, Россо Фьорентино, Джованни Булонья и Никколо дель Аббате.

Архитекторы – маньеристы

Самыми известными архитекторами периода маньеризма были Бартоломео Амманати, Джулио Романо, Джорджо Вазари и другие. Благодаря тому, что многие из них работали и строили далеко за пределами своей родины, маньеризм распространился по всей Европе.

Похожее

Поделиться:

Итальянский маньеризм. Придворная архитектура - История архитектуры

Перейти к контенту

Главное меню:

  • Всеобщая история архитектуры
  • Первобытнообщинный период
  • Первобытнообщинный период
  • Рабовладельческое общество
  • Рабовладельческое общество
    • Карта раздела «Рабовладельческое общество»
    • Рабовладельческое общество
    • Древний Египет
    • Эфиопия
    • Эгейский мир
    • Двуречье и Месопотамия
    • Передняя Азия
    • Закавказье
    • Иран
      • Иран
      • Иран. Мидия. Экбатаны. Гробницы
      • Иран. Гробницы Дукан-и-Дауд, Кызкапан и Курх-у-Кич
      • Иран. Ахеменидский период. Сузы, Персеполь
      • Иран. Пасаргады. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса
      • Иран. Дворцы Дария
      • Иран. Сузы. Дворец Дария
      • Иран. Гробницы Кира, Дария, Да-у-Духтар
      • Иран. Святилища
      • Иран. Эпоха Ахеменидов. Этапы развития архитектуры
      • Парфия
      • Парфия. Селевкия, Ктесифон
      • Парфия. Хатра
      • Парфия. Ашшур, Дура-Европос
      • Парфия. Жилые дома
      • Парфия. Дворец Хатры
      • Парфия. Дворцы Ашшура, Ниппура, Кухи-Ходжа
      • Парфия. Культовые сооружения
      • Парфия. Фортификация
      • Парфия. Гробницы
      • Парфия. Общественная архитектура
      • Иран. Сасанидское государство
      • Иран. Гур, Дарабгерда, Бишапур, Нишапур
      • Иран. Ктесифон. Фортификация городов
      • Иран. Арки, своды, купола
      • Иран. Арки, своды, купола 2
      • Иран. Дари-Шахр, Ширван, Тель-Дехаб
      • Иран. Дворец в Фирузабаде, ансамбль Бишапура
      • Иран. Дворец в Сарвистане, дворец в Ктесифоне — Таки-Кисра
      • Иран. Дворец Касри-Ширин, комплекс Хош-Кури
      • Иран. Парковые гроты Таки-Бустана
      • Иран сасанидский. Культ огня. Чортак
      • Иран сасанидский. Христианство. Культовые алтари
      • Иран. Особенности общественного строительства
      • Иран. Искусство
      • Иран. Искусство 2
    • Средняя Азия
    • Афганистан
    • Юго-Восточная Азия
    • Дальний Восток. Китай
    • Дальний Восток. Корея
    • Дальний Восток. Япония
    • Америка. Этапы развития
  • Архитектура античного мира
  • Архитектура античного мира
    • Карта раздела «Архитектура античного мира»
    • Архитектура античного мира
    • Архитектура древней Греции
    • Греция. Архитектура древнейшей эпохи (XII - середина VIII в. до н.э.)
    • Греция. Архитектура архаической эпохи (750-480 гг. до н.э.)
    • Архитектура греческой метрополии
    • Архитектура Великой Греции
    • Архитектура Малой Азии и островов Эгейского моря
    • Греция. Архитектура эпохи расцвета (480-400 гг. до н.э.)
    • Сооружения второй четверти V в. до н.э. вне Афин
    • Расцвет аттической архитектуры
    • Сооружения 2-й половины V в. до н.э. в Великой Греции и Малой Азии
    • Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
    • Греция. Архитектура эпохи эллинизма (323г. до н.э.-Iв. н.э.)
    • Греция Эллинизм. Общественные сооружения
    • Греция. Эллинизм. Культовое строительство
    • Греция. Эллинизм. Мемориальные сооружения
    • Архитектура античных государств Северного Причерноморья
    • Вклад древней Греции в мировое развитие архитектуры
    • Архитектура древнего Рима
    • Этрусская архитектура
    • Архитектура Римской республики
    • Римская республика. Общественные сооружения
    • Римская республика. Инженерные сооружения
    • Римская республика. Жилые сооружения
    • Римская республика. Виллы
    • Архитектура Римской империи
    • Римская империя. Градостроительство
    • Римская империя. Общественные сооружения
    • Римская империя. Мемориальные и триумфальные сооружения
    • Римская империя. Инженерные сооружения
    • Римская империя. Жилые сооружения
    • Римская империя. Погребальные сооружения
    • Ордер
    • Декор
    • Декор 2
    • Композиция
    • Роль римской архитектуры
    • Раннехристианская архитектура
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века

что это такое, куртуазный в живописи, архитектуре и искусстве, художники маньеристы, mannerism

Стилистическое направление в искусстве и культуре под названием “маньеризм” возникло в 16-м веке. Характер нового литературно-художественного направления отражал кризис идеалов, сформировавшихся в эпоху Возрождения. Представители маньеризма культивировали идеи о тотальной непостоянности окружающего мира и зыбкого положения человеческой судьбы. Этот этап в развитии живописного, архитектурного и скульптурного искусства принято считать ранней стадией зарождающегося барокко.

Черты стиля Маньеризм как искусства

На смену стилю Ренессанса в Италии 16-го столетия возникает стиль маньеризма, сразу после готического стиля в архитектуре средневековья, но широкое распространение он получил лишь в начале 17-го века. Направление, порожденное общественно-политическим кризисом в Европе, активно развивалось на территории Мантуи, Рима и Флоренции. Хотя маньеризм историками, как отдельный стиль не признан. Его более относят к раннему барокко. Позднее маньеризм в искусстве охватил Францию, Германию, Испанию и множество других европейских стран.

Убранство замков в стиле маньеризм

Убранство замков в стиле маньеризм

Интерьер

В интерьере превалируют яркие орнаменты насыщенного гротеска, невообразимо утонченные образы и фантастические композиции. Для оформления декора использовались художественные работы современников, на картинах которых представлялись образы аллегорической направленности.

Маньеризм считается своеобразные переходным периодом к стилю барокко, который пропагандирует роскошь и величие изысканных форм. И для него характерно отсутствие конкретных принципов в организации пространств.

В светском интерьере используются настенные росписи – огромные картины полностью покрывают стены. Кроме того, стены и полотки украшаются псевдолепниной, псевдорельефами, а порой и псевдоскульптурами. Мода на такой дизайн помещений продержалась относительно недолго – всего пять лет. Однако за это время дворцы и палаццо стали походить на дорогостоящие шкатулки.

В конце 16-го столетия на поверхности стен начали изображать ложные окна, двери и портьеры, которые выглядели невероятно реалистично.

Мебель, инкрустированная серебром, золотом и бронзой, подчеркивала вычурность общего интерьера и дорого выглядела в общей композиции залов.

Декор интерьера в стиле маньеризм

Декор интерьера в стиле маньеризм

Архитектура

Для архитектуры маньеризма свойственно использование необычных решений структурного характера. Наблюдается нарушение сбалансированных идей периода Ренессанса: утрата гармонии во взаимодействии человека с природой, уравновешенности между телесным и духовным состоянием. Яркими представителями нового стиля стали примеры архитектуры:

  • Палаццо дель Те – площадь в Мантуя, спроектированная архитектором по имени Джулио Романо.
  • Библиотека Лауренциана, возведенная Микеланджело во Флоренции.
  • Лоджия Галерии Уффици.
Палаццо дель ТеПалаццо дель Те

Палаццо дель Те

Сейчас же отблески маньеризма можно заметить в нарышкинском барокко, которое очень развито на территории России.

Скульптура

Маньеризм в искусстве создания скульптурных композиций ярко выражен в работах Челлини Бенвенуто – ведущего скульптора того времени.

Гениальный скульптор написал автобиографическую книгу «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции». Рукопись, в которой описывается жизнь и творческое становление автора, находится в библиотеке Лауренциана.

Наиболее известные скульптурные творения, сохранившиеся во Флоренции:

  • Статуэтка «Борзая», «Козимо Медичи», «Нарцисс», «Аполлон и Гиацинт» (Барджелло).
  • «Персей» (Лоджия деи Ланци).
  • «Распятие» (Эскориал).

Читайте также о скульптуре Романского стиля.

Козимо МедичиКозимо Медичи

Козимо Медичи

Мода

Мужские наряды времен марьенизмаМужские наряды времен марьенизма

Мужские наряды времен марьенизма

Направление модных тенденций маньеризма в корни отличались от ренессансного идеализирования фигуры человека. Теперь мода находится под мощным влиянием геометрических фигур, которые превалируют над плавными и естественными линиями человеческого тела.

Одежда мужчин имеет преимущественно конусообразную форму, с основанием на уровне бедер. Ближе к плечам конус значительно сужается, а ноги плотно перетягиваются вязаными чулками. Наряд представителей сильного пола напоминал доспехи рыцарей, выполненные из ткани. Он состоял из батистовой белой рубашки, хубона, коротких штанов шаровидной формы (они надевались поверх длинных чулок), головного убора и длинного плаща. Мужчины носили туфли из атласа или бархата, а также мягкие невысокие сапоги.

Идеалы женской красоты также подверглись изменениям – под платьями затягиваются тугие корсеты, создавая эффект узкой и тонкой талии. С ранних лет девочкам приходится носить свинцовые пластины, чтобы не допустить развития груди крупных форм. Но уже в 17-м веке женское тело перестали прятать под высокими корсетами: широкое декольте открывало плечи и грудь.

В 18-м веке появились первые корсеты на китовом усе. Они утягивали талию до 40 см, плавно сглаживая недостатки и подчеркивая пышность груди.

Костюмы женщин напоминали силуэт двух конусов, которые соединялись вершинами в области талии. Юбки изготавливались на основе металлического воронкообразного каркаса (вертюгаден), по поверхности которого тонкий, но плотный слой конского волоса. Далее на каркас тщательно натягивалась тафта черного цвета, а уже после этого ткань самого платья.

Элегантные наряды из шелка, бархата и парчи дополнялись броскими и дорогостоящими украшениями.

Женские наряды времен маньеризмаЖенские наряды времен маньеризма

Женские наряды времен маньеризма

Живопись: картины и художники

Неоценимый вклад в развитие живописи тантрического маньеризма внес испанский художник по имени Эль Греко. К сожалению, он не имел последователей и только через три столетия его гениальные творения возвели в ранг важнейших для европейского изобразительного искусства работ. Самые известные картины мастера:

  • «Поклонение волхвов» (1568 г). Находится в музее Сомания (Мехико).
  • «Кающаяся Мария Магдалина» (1589 г.) – В будапештском Музее Изящных искусств.
  • «Вид Толедо» (1604-14 гг.) – Нью-Йорк, Музей Метрополитэн.

На картинах маньеристов человек изображался беспомощным существом, чья судьба зависит только от него самого. Внезапные контрасты и светотеневые решения подчеркивают колоритность изображений. Человеческое тело соразмерно растянуто, а позы на полотнах выглядят неестественно.

Распространению стиля в Германии способствовал художник Ханс Фон Аахен.

Видение нелогичного и катастрофического мира отображалось в работах художников маньеризма:

  • Пармиджано Франческо.
  • Фьорентино Россо.
  • Лавиния Фантано.
Коррадо ДжаквинтоКоррадо Джаквинто

Коррадо Джаквинто

Литература: известные маньеристы

Манерность форм и напряженность образов оставила отпечаток на развитии литературы. Особую популярность в области поэзии заслужил куртуазный маньеризм, который сочетал в себе высокопарность слов и циничность высказываний. Также ощутимы пересечения и с культурой модернизма.

Куртуазный маньеризм – это течение в поэзии 16-17 вв. Характеризуется напущенной изысканностью, насмешливостью и язвительностью, порой граничащей даже с пошлостью.

Маньеризм в литературе характеризуется игрой контрастов между любовью земной и возвышенным чувством. Изощренность структуры и вычурность слога ярко показана в самом известном произведении того времени – в двухтомном романе Лили Джона «Эвфуэс».

Влияние стиля чувствуется в произведениях Марино, Тассо, Чинтио Джиральди и Маттео Банделло.

Популярность маньеризма стала шириться и набирать обороты благодаря Вазари – биографу и художнику 16-го века. Он охарактеризовал это направление в искусстве как уравновешенность грациозности и утонченность линий.

Как оформить комнату для мальчика подростка вы узнаете, перейдя по ссылке.

Как рассчитать ламинат на комнату подробно описано в этой статье.

Что такое бесшовная текстура мрамора: https://trendsdesign.ru/materialy/mramor/sovremennom-stroitelstve-i-interere.html

Видео-обзор на культуру маньеризма

Выводы

Маньеризм зародился в эпоху кризиса культурных и художественных идеалов. Внутренняя противоречивость стиля превосходила направление стиля рококо, и породила открытие эротизма в искусстве. Определение стиля в широком смысле характеризуется формотворческим началом перехода от эпохи античности, через эпоху классицизма и до современного периода.

5. Характерные черты стиля маньеризма.

Маньеризм появился в Италии (в основе Флоренция, Мантуя и Рим), далее Франция и др. страны. Стиль отразил существенную трансформацию искусства от средних веков к Новому времени. Характерными особенностями можно считать повышенный спиритуализм, взвинченность и изломанность линий, использование так называемой «змеевидной» линии, удлинённость или даже деформированность фигур, напряжённость поз (контрапост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции и т. д.

Живописцы маньеризма: Франческо Пармиджанино, Джорджо Вазари, школа Фотенбло, Эль Греко.

В скульптуре: Бартоломео Амманнати и Джамболонья, в искусстве которого сочетаются причудливость поз с изысканной плавностью и элегантностью форм. К ведущим скульпторам-маньеристам относят Бенвенуто Челлини.

Маньеризм в архитектуре выражает себя в нарушениях ренессансной сбалансированности; использовании архитектонически не мотивированных, вызывающих у зрителя ощущение беспокойства структурных решений, элементов гротеска.

7. Стиль рококо. Происхождение и представители.

Стиль Рококо возник во Франции в первой половине 18 века как развитие стиля барокко, распространился в Италии, Германии, России и др.. Появление стиля обусловлено изменениями в философии, вкусах. Идея рококо: вечная молодость, красота, изящество, легкость, бегство от реальности. Характерные черты: изысканность, декоративная нагруженность, грациозный орнаментальный ритм, внимание к мифологии, эротике, комфорту. Написано множество картин, изображающих обнаженную натуру, нимф, Венеру. Так же большое внимание уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Архитектура рококо стремится быть легкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало – почти изчезают прямые линии и поверхности, всюду в оформлении появляется затейливая лепная орнаментация, и др.

Представители в живописи: Джамбаттиста Тьеполо, Антуан Ватто, Бернардо Беллотто, Пьетро Лонги и др.

8. Искусство начала 18в. Влияние истровских реформ на культуру России.

К этому времени на западе разевался стиль как барокко. В России она связано с реформами 18 в. Петра 1. этот век очень важен он прощается со средневековьем.

Петр забыл отменить крепостное право. Появляются первые трактаты об ис-ве. Пнрвые книги по античности. Появляется понятие цвет, фактура и перспектива. Появляется гирлянды, колонны, начинают писать «парсуны»-персональные портреты где лицо изображается в 3D, а одежда плоскостная.Постепенно в проект вводится понятие чертежи.

В изобраз. Ис-во появляется новые сюжеты- пейзажи мифологические и исторические.

Жанр портрет , светское понимание религиозного сюжета. Первые пейзажи : город и человек. Он ввел батальный жанр.

Художники начинают работать с натурой, изучают анатомию. Барокко будет развиваться своим путем и развив с путем русского зодчества.

Барокко –это первый общий национальный русский стиль. Для него хар-но ясность , декоративность ,пышность отделки ,игра света и тени.

Ввод анфиладный принцип (вход из комнаты в комнату). Паркет из дорогих пород дер.

Цветовая гамма это сочетание интенсивно голубого с белым. Иногда оранжевого с белым.

Архитектура. В Петровскую эпоху вносятся новшества в архитектуру и строительство, обусловленные требованиями правительства выразить в архитектурных сооружениях силу, мощь и величие Российской империи.

С политико-экономическим развитием страны предъявляются к гражданскому строительству. Наиболее заметными строениями того времени в Москве были Большой Каменный мост, Арсенал в Кремле и др.

Петровская эпоха характеризуется строительством новой столицы - Петербурга (с 1703 г.), для чего были приглашены иноземные зодчие Трезини, Растрелли. Новая столица была задумана как регулярный город, с длинными лучевыми проспектами, с городскими ансамблями кварталов и улиц, площадей. Трезини выступил как автор жилых зданий трех категорий: для "именитых" граждан - каменных, для "зажиточных" и "простых" людей - мазанковых. Общественные сооружения Трезини отличались простотой стиля- здание Двенадцати коллегий (ныне Университет). Самым значительным сооружением был Петропавловский Собор Петропавловской крепости.

В числе общественных зданий выделялись Гостиный двор, Биржа, Адмиралтейство. Одновременно с Петербургом строились загородные дворцы со знаменитыми парковыми ансамблями - Петергоф и др.

Огромным вкладом в стиль русского барокко была деятельность отца и сына Растрелли. Отец (итальянский скульптор) участвовал в декоративном оформлении Петергофа. Сын (уже русский архитектор) был автором Смольного монастыря и Зимнего дворца в Петербурге, Большого Дворца в Петергофе, Екатерининского дворца в Царском Селе и др. На смену русскому барокко в зодчестве в 60-е годы пришел русский классицизм, который достиг своего расцвета в начале 19 в. Представителями классицизма в России стали архитекторы В.П. Баженов, М.Ф.Казаков и И. Е. Старов.

Искусство маньеризма Архитектура маньеризма поражала публику внешними

Искусство маньеризма Искусство маньеризма

Архитектура маньеризма поражала публику внешними эффектами и оригинальной манерой. Вот почему ее главными отличительными Архитектура маньеризма поражала публику внешними эффектами и оригинальной манерой. Вот почему ее главными отличительными качествами являлись необычная интерпретация классической ордерной системы, отказ от абсолютного совершенства архитектурных пропорций, перенасыщение декором, нарушающим внешнее единство стены, контраст гладких и рустованных (имитирующих кладку грубо обработанными камнями) поверхностей, использование витых колонн, пристрастие к чередованию планов, игра световых контрастов, неоправданное сопоставление больших и малых масштабов. Говоря о характерных особенностях архитектуры маньеризма, российский искусствовед М. В. Алпатов подчеркивал: «Здания кажутся не столько построенными из камня, сколько нарисованными, вычерченными при помощи линейки и циркуля» . Давно отмечено, что между архитектурой маньеризма и барокко не существует резких граней, а потому маньеризм в архитектуре часто рассматривают как раннее барокко.

ВИНЬОЛА (наст. фам. Бароцци) Джакомо да (1507 -73), итальянский архитектор. Дворцы (Фарнезе в Капрароле, ВИНЬОЛА (наст. фам. Бароцци) Джакомо да (1507 -73), итальянский архитектор. Дворцы (Фарнезе в Капрароле, 1558 -73), виллы (папы Юлия III в Риме, 155055), церкви (Иль Джезу в Риме, 1568 -84) сочетают принципы архитектуры Возрождения с элементами барокко и классицизма. Теоретик архитектуры ( «Правило пяти ордеров архитектуры» , 1562).

Джакомо да Виньола. Джакомо делла Порта. Церковь Иль Джезу. 1575 г. Рим. Когда в Джакомо да Виньола. Джакомо делла Порта. Церковь Иль Джезу. 1575 г. Рим. Когда в 1575 г. В Риме появилась церковь Иль Джезу (Иисуса), выполненная по проекту Джакомо да Виньолы (1507 -1573), она была воспринята как настоящий переворот в архитектурном мышлении. Особенно поразил современников фасад церкви, отличающийся смелостью необычных решений и пышностью декора. В членениях фасада легко угадывались элементы классической архитектуры, которые явно вступали в противоречие не только с античной, но и с ренессансной традициями.

Джакомо да Виньола. Джакомо делла Порта. Церковь Иль Джезу. 1575 г. Рим. Сдвоенные колонны Джакомо да Виньола. Джакомо делла Порта. Церковь Иль Джезу. 1575 г. Рим. Сдвоенные колонны и пилястры придавали зданию парадность и напыщенность. Казалось, что архитектор Джакомо делла Порта (ок. 1540 -1602), который проектировал фасад церкви, стремился во что бы то ни стало избежать монотонных повторов, создать ощущение нарастающих к центру архитектурных форм. Верхний ярус фасада плавно переходил в нижний, не разрушая его целостного восприятия.

Формирование маньеризма в архитектуре связано с творчеством флорентийских мастеров во главе с Джорджо Вазари Формирование маньеризма в архитектуре связано с творчеством флорентийских мастеров во главе с Джорджо Вазари (1511 -1574) – замечательным скульптором, художником и архитектором, прославившимся известным сочинением «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550). Джорджо Вазари (1511 -1574). Автопортрет.

Джорджо Вазари. Уффици. 1560 г. Флоренция. Во Флоренции он построил здание административных учреждений – Джорджо Вазари. Уффици. 1560 г. Флоренция. Во Флоренции он построил здание административных учреждений – Уффици, в котором сейчас находится всемирно известная картинная галерея.

Два корпуса здания, обрамляющие улицу, создают своеобразный тоннель, оформленный трехпролетной аркой в сторону реки Два корпуса здания, обрамляющие улицу, создают своеобразный тоннель, оформленный трехпролетной аркой в сторону реки Арно. И хотя Вазари не суждено было завершить задуманный проект, ему все же удалось сказать свое слово в архитектуре маньеризма. Джорджо Вазари. Уффици. 1560 г. Флоренция.

Маньеризм в изобразительном искусстве Один из самых необычных художников маньеризма – флорентийский скульптор, ювелир, Маньеризм в изобразительном искусстве Один из самых необычных художников маньеризма – флорентийский скульптор, ювелир, талантливый писатель и теоретик искусства Бенвенуто Челлини (15001571). Свое назначение в искусстве он видел в виртуозном владении техникой и в создании изысканных образов. В 1540 г. по приглашению французского короля Франциска I он уезжает во Францию, где становится придворным ювелиром. Бенвенуто Челлини

Бенвенуто Челлини. Золотая солонка. Около 1540 г. Подлинный шедевр его творчества – золотая солонка Бенвенуто Челлини. Золотая солонка. Около 1540 г. Подлинный шедевр его творчества – золотая солонка с аллегорическим изображением фигур Земли и Моря. Предназначенная в качестве подарка Франциску I. . По замыслу художника, солонка должна была составлять своеобразный ансамбль вместе с другими предметами для сервировки королевского стола. Когда художник показал королю восковую модель солонки, тот пришел в неописуемый восторг.

Бенвенуто Челлини. . Персей. 15451554 гг. В 1545 -1554 гг. Челлини исполнил по заказу Бенвенуто Челлини. . Персей. 15451554 гг. В 1545 -1554 гг. Челлини исполнил по заказу флорентийского герцога Козимо I Медичи самую крупную свою работу – бронзовую статую Персея. В этом произведении он обратился к излюбленному образу ренессансной скульптуры – образ героя, торжествующего победу над врагом. Создать статую для знаменитой площади Синьории во Флоренции было большой честью для художника, ведь там уже стояли скульптуры Донателло и Микеланджело. Герой греческого мифа, победивший Медузу Горгону, должен был символизировать победу Козимо I Медичи и его приход к власти во Флоренции. Архитектурное, скульптурное и ювелирное мастерство художника было выражено в этом произведении в полном объеме. Благородные современники посвящали сонеты знаменитому художнику и каждый день прикрепляли их к ограде, мимо которой шел в свою мастерскую Челлини.

Большой интерес представляет творчество фламандского скульптора Жана де Булоня (1529 -1608), которого итальянцы называли Большой интерес представляет творчество фламандского скульптора Жана де Булоня (1529 -1608), которого итальянцы называли Джамболонья. В 1564 г. Он создал изящную фигуру парящего в воздухе Меркурия. Жан де Булонь. Меркурий. 1564 г.

Преодолевая тяжесть материала, скульптору действительно удалось создать впечатление легко взмывающей вверх фигуры божественного посланника, Преодолевая тяжесть материала, скульптору действительно удалось создать впечатление легко взмывающей вверх фигуры божественного посланника, едва касающегося земли, а точнее, воздушной струи, выдуваемой маской южного ветра. Фигуре Меркурия художник придал предельную утонченность и одухотворенность. Жан де Булонь. Меркурий. 1564 г.

Характерными особенностями маньеризма в живописи являлись орнаментальность и декоративность, изысканность и утонченность, максимальная оригинальность Характерными особенностями маньеризма в живописи являлись орнаментальность и декоративность, изысканность и утонченность, максимальная оригинальность образов. Картины живописцев все больше напоминали декоративные панно, служащие украшением стен. Художники-маньеристы любили ошеломляющие парадоксы, усложненные метафоры. Расшифровать такую картину просто невозможно, так как воображение и фантазия художников не знали границ. ПАРМИДЖАНИНО (наст. имя, Джироламо Маццола) (11 января 1503, Парма — 24 сентября 1540, Казальмаджоре, Ломбардия), итальянский художник, один из крупнейших живописцев маньеризма.

Такова знаменитая картина итальянского художника Пармиджанино (1503 -1540) «Мадонна с длиной шеей» . Глядя Такова знаменитая картина итальянского художника Пармиджанино (1503 -1540) «Мадонна с длиной шеей» . Глядя на нее, понимаешь, как далеко ушел художник от естественной простоты мадонн Рафаэля. В своем стремлении к изяществу он специально вытянул пропорции фигуры, придав Марии капризный и жеманный вид. Маленькая головка с «лебединой шеей» , изящная рука с тонкими длинными пальцами, длинноногий ангел слева, непомерно высокая колонна причудливых пропорций на заднем плане… Нет здесь гармонии, совершенства пропорций, присущих картинам Высокого Возрождения. Для решения композиции картины художник помещает в левом углу теснящихся ангелов. Фигура младенца, которого она держит на руках, также сильно вытянута по диагонали. Пармиджанино. Мадонна с длиной шеей. 1534 -1540 гг. Галерея Питти, Флоренция

1524 Пармиджанино прибыл в Рим, где был представлен новоизбранному папе Клименту VII. Дабы продемонстрировать 1524 Пармиджанино прибыл в Рим, где был представлен новоизбранному папе Клименту VII. Дабы продемонстрировать свое мастерство преподнес папе несколько картин, в том числе знаменитый «Автопортрет в выпуклом зеркале» (1524), где блестяще разрешил достаточно сложную перспективную задачу, в итоге придав своему изображению (с огромной рукой на переднем плане, более крупной, чем голова) почти «сюрреалистический» облик. Франческо Пармиджанино. Автопортрет в выпуклом зеркале. 1524 г.

Пирамиджанино. Амур с крыльями. Пирамиджанино. Амур с крыльями.

Вычурность приемов, застылость торжественных поз, холодность, бесстрастие лиц, нарочитое богатство придворных одежд характерны для Вычурность приемов, застылость торжественных поз, холодность, бесстрастие лиц, нарочитое богатство придворных одежд характерны для парадных портретов итальянского художника Анджело Бронзино (1503 -1572). Анджело Бронзино. Портрет Изабеллы Медичи.

От парадного портрета Лукреции Пачиатичи также веет холодом и презрительным равнодушием. Красный цвет платья От парадного портрета Лукреции Пачиатичи также веет холодом и презрительным равнодушием. Красный цвет платья подчеркивает торжественный характер портрета. Глядя на этот портрет мы никогда не разглядим за холодной маской живого человека. А перед нами женщина чрезвычайно интересной и драматической судьбы. Эта благородная красавица, супруга известного литератора была вместе с мужем обвинена в ереси, заключена в тюрьму. И только заступничество Козимо Медичи спасло супругов от расправы Анджело Бронзино. Портрет Лукреции Пачиатичи. 1540. Галерея Уффици, Флоренция.

Знатных заказчиков парадных портретов явно не беспокоило то, какое впечатление они произведут на зрителя. Знатных заказчиков парадных портретов явно не беспокоило то, какое впечатление они произведут на зрителя. Они красивы, богаты и изысканы. Анджело Бронзино. Элеонора Толедская с сыном. Около 1545 года. Галерея Уффици во Флоренции.

l Анджело Бронзино. Портрет молодого человека. l Анджело Бронзино. Портрет молодого человека.

l Анджело Бронзино. Портрет молодого скульптора. l Анджело Бронзино. Портрет молодого скульптора.

Взгляните на «Портрет юноши среди розовых кустов» известного английского мастера Николаса Хиллиарда (1547 -1619). Взгляните на «Портрет юноши среди розовых кустов» известного английского мастера Николаса Хиллиарда (1547 -1619). Сколько в нем вычурности и жеманства, так не свойственных представлениям о мужской силе и красоте. Изящный юноша с прижатой к сердцу рукой (явный намек на разбитое любовью сердце) томно припал к дереву среди густых зарослей роз. Не случайна и надпись, сделанная художником: «Восхваляемая верность – источник моих страданий» . Многочисленные шипы роз, вонзающиеся в тело героя, лишний раз напоминают о коварстве неразделенной любви. Николас Хиллиард. Портрет юноши среди розовых кустов. Около 1588 г. Музей Виктории и Альберта. Лондон.

l Николас Хиллиард. Портрет Джоржа Клиффорда. l Николас Хиллиард. Портрет Джоржа Клиффорда.

ПОНТОРМО (Pontormo) (наст. фам. Карруччи, Carrucci) Якопо (14941557), итальянский живописец. Представитель флорентинской школы, один ПОНТОРМО (Pontormo) (наст. фам. Карруччи, Carrucci) Якопо (14941557), итальянский живописец. Представитель флорентинской школы, один из основоположников маньеризма ( «Положение во гроб» , 1526 -28). Якопо ди Понтормо. Портрет дамы в красном платье. 1522 -1525 годы. Дерево. Штеделевский институт. Франкфурт-на. Майне.

Якопо Понтормо. Портрет молодого человека. Якопо Понтормо. Портрет молодого человека.

l Вершиной маньеризма можно назвать творчество итальянского художника Джузеппе Арчимбольдо (1527 -1593). Рожденные им l Вершиной маньеризма можно назвать творчество итальянского художника Джузеппе Арчимбольдо (1527 -1593). Рожденные им фантастические и изощренные творения – яркий пример крайнего выражения маньеризма. Он работал при дворе короля Богемии Рудольфа II, собравшего в Праге уникальную коллекцию произведений искусства маньеризма. Художник прославился своими экстравагантными картинами с изображениями человеческих лиц в виде композиций из овощей и фруктов, часто с портретным сходством. Забытый средневековый художник был провозглашен в 20 в. предтечей сюрреализма, а одна из его картин ( «Библиотекарь» ) названа «триумфом абстрактного искусства в 16 -м столетии» . l Джузеппе Арчимбольдо. 1527 -1593 гг.

l Джузеппе Арчимбольдо. Портрет Рудольфа II. Около 1591 г. Замок Скоклостер, Швеция Учение о l Джузеппе Арчимбольдо. Портрет Рудольфа II. Около 1591 г. Замок Скоклостер, Швеция Учение о живом космосе Арчимбольдо воплотил в знаменитом портрете Рудольфа II в виде Вертумна – этрусского божества садов и обработки земли. Именно в нем художник обнаружил удивительное сходство с королем. Тяжелый массивный подбородок короля зарос кустистой бородой в виде колючек. Одутловатые круглые щеки напоминают наливные красные яблоки и персики. Черные круглые блестящие глаза изображают вишня и ежевика. Выпуклый лоб напоминает тыкву, оттопыренные уши – початки кукурузы, стручки гороха примостились над губами, а каштан – на подбородке. Совершенно изумительно выглядит прическа в виде переплетенных кистей винограда, гранатов и колосков пшеницы. Одежду короля составляет пестрый ковер изысканных цветов. Художник с любовью написал каждый цветок, колосок и самую маленькую ягодку.

l Джузеппе Арчимбольдо. Весна. Около 1573. Собрание Неже. Париж. l Джузеппе Арчимбольдо. Весна. Около 1573. Собрание Неже. Париж.

l Джузеппе Арчимбольдо. Лето. Около 1573. Лувр. Париж l Джузеппе Арчимбольдо. Лето. Около 1573. Лувр. Париж

l Джузеппе Арчимбольдо. Осень. l Джузеппе Арчимбольдо. Осень.

l Джузеппе Арчимбольдо. Зима. 1573. l Джузеппе Арчимбольдо. Зима. 1573.

l Джузеппе Арчимбольдо. Флора. l Джузеппе Арчимбольдо. Флора.

 «Особенный мастер» Эль Греко… Художник судьба которого так же таинственна и полна чудес, «Особенный мастер» Эль Греко… Художник судьба которого так же таинственна и полна чудес, как и его неповторимая живопись. Тщательно изучая творчество мастеров, но при этом не подражая никому, в искусстве он нашел свой путь. Он родился в 1541 г. на острове Крит, принадлежащем Венецианской республике. С ранних лет интересовался живописью. Постигал художественные методы в мастерской Тициана в Венеции, а затем самостоятельно работал в Риме. В возрасте 35 лет он приехал в Испанию, где работал придворным художником в Мадриде. Необычайность его творческой манеры не пришлась по вкусу испанскому королю Филиппу II, и художник вынужден был переехать в Толедо, бывшую столицу Испании. Там он оставался до конца своих дней.

Самое характерное, что отличало творческий почерк художника, - это причудливая вытянутость фигур в длину, Самое характерное, что отличало творческий почерк художника, - это причудливая вытянутость фигур в длину, беспокойный, нервный ритм извилистых линий, изысканное сочетание красок , необычность фосфоресцирующего освещения, не имеющего реального источника, а главное – необъяснимая одухотворенность загадочность образов. Большую часть своих творений Эль Греко посвятил сюжетам Священного Писания, и все они могут быть отнесены к шедеврам мирового искусства. Картина «Сошествие Святого Духа» принадлежит к лучшим творениям художника. На ней показано событие, резко изменившее дальнейшую жизнь учеников Христа. Духовный восторг и озарение апостолов художник передает с помощью контрастов света и тени. Апостолы расположены вокруг фигуры Девы Марии, находящейся в центре кругообразной композиции. Этот прием помог художнику создать ощущение устойчивости и равновесия. Эта особенность подчеркнута и расположением лучей, нисходящих от голубя вниз и замыкающих сжатое до предела пространство.

Эль Греко. Погребение графа Оргаса. 1586 г. Церковь Сан-Томе. Толедо. В его художественной манере Эль Греко. Погребение графа Оргаса. 1586 г. Церковь Сан-Томе. Толедо. В его художественной манере удивительно совмещаются множество стилей и направлений. Убедиться в этом можно на примере известной картины «Погребение графа Оргаса» . В основе картины лежит средневековая легенда о чудесном погребении благочестивого графа, не совершившего никаких особенных подвигов. По преданию, на его похоронах свершилось чудо: святые Стефан и Августин спустились с небес и предали его тело земле. Картина четко делится на две композиционные части: верхнюю (небесную), передающую стремительность движения, и нижнюю (земную), исполненную торжественного покоя. В разверзшихся небесах. В потоках мерцающего света мы видим Христа. Деву Марию и Иоанна Крестителя: они пропускают на небеса душу умершего графа.

В историю мировой живописи Эль Греко вошел и как блестящий мастер реалистического портрета, поражающего В историю мировой живописи Эль Греко вошел и как блестящий мастер реалистического портрета, поражающего глубиной психологической характеристики. Парадный портрет главного инквизитора Нуньо де Гевара позволяет по достоинству оценивать дарование художника. Портрет внешне прост, но полон огромного внутреннего напряжения и силы. Есть в нем что-то зловещее, способное вызвать ужас и страх. Мерцание пламенеющей пурпурной мантии инквизитора, холодный, бесстрастный блеск его горящих глаз, жесткие и властные очертания рта, рука, нервно вцепившаяся в подлокотник кресла… Ни мраморный пол, ни роскошные стены, обитые тисненной кожей, ни парадное кресло-трон из красного бархата не могут скрыть главного. Перед нами человек, по воле которого предано огню инквизиции множество невинных жертв. Эль Греко. Портрет Нуньо де Гевара. 1596 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Эль Греко. Вид Толедо. 1595 -1600 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. «Вид Толедо» - один Эль Греко. Вид Толедо. 1595 -1600 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. «Вид Толедо» - один из прославленных шедевров Эль Греко, демонстрирующий новые грани его художественной манеры. «Какая колдовская сила подняла художника на склоне лет, кто дал ему крылья, чтобы подняться над любимым городом и так по-орлиному остро его увидеть? В тот далекий XVI век только разве ведьмам и чародеям были доступны эти птичьи полеты над нашей землей…» (И. В. Долгополов) Грозовое небо над городом – воплощение бурного и стремительного движения стихии. Темно-синее, почти черное на горизонте, оно наполняется светом гигантских облаков, подсвеченных изнутри серебристо-белыми вспышками. Зубцы крепостных башен, тянущихся вдоль холмов, освещены всполохами зеленоватых зарниц. Яркая зелень лугов контрастирует с темными старыми деревьями, раскачиваемыми холодным ветром.

Эль Греко. Апостолы Петр и Павел. 1614 год. Эрмитаж. Петербург. Эль Греко. Апостолы Петр и Павел. 1614 год. Эрмитаж. Петербург.

l Эль Греко. «Христос изгоняет торговцев из храма» . Национальная галерея в Лондоне. l Эль Греко. «Христос изгоняет торговцев из храма» . Национальная галерея в Лондоне.

Эль Греко. Кающаяся Магдалина. Эль Греко. Кающаяся Магдалина.

Эль Греко. «Лаокоон» . 1604 -1614. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. В творчестве позднего Эль Греко Эль Греко. «Лаокоон» . 1604 -1614. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. В творчестве позднего Эль Греко изобразительные приемы принимают все более ирреальный характер. «Лаокоон» — единственная картина мастера на мифологический сюжет, создает зыбкий образ, словно возникший из тяжкого сновидения.

Эль Греко. «Портрет кавалера с рукой на груди» . 1577 -79. Мадрид, Прадо. Одна Эль Греко. «Портрет кавалера с рукой на груди» . 1577 -79. Мадрид, Прадо. Одна из ранних работ кисти Эль Греко, лучший образ испанского дворянина того времени.

Эль Греко. «Портрет монаха Ортенсио Парависино, поэта и гуманиста, друга художника» . 1609. Бостон, Эль Греко. «Портрет монаха Ортенсио Парависино, поэта и гуманиста, друга художника» . 1609. Бостон, Музей изящных искусств.

Эль Греко. Святой Иероним. Эль Греко. Святой Иероним.

Эль Греко. Святой Франциск и Иоанн Евангелист. Эль Греко. Святой Франциск и Иоанн Евангелист.

Эль Греко. «Троица» . 15771579. Прадо, Мадрид. Эль Греко. «Троица» . 15771579. Прадо, Мадрид.

Вопросы и задания 1. Каковы основные черты архитектуры маньеризма ? Аргументируйте свой ответ известными Вопросы и задания 1. Каковы основные черты архитектуры маньеризма ? Аргументируйте свой ответ известными примерами. 2. Какое выражение нашел маньеризм в скульптурных произведениях Бенвенуто Челлини и Жана де Булона? Каковы ваши личные впечатления от этих произведений ? 3. Каковы характерные черты маньеризма в искусстве живописи? Какое воплощение они нашли в творчестве Пармиджанино, Халлиарда, Бронзино и Арчимбольдо? Попробуйте выявить общие черты в их творчестве. Какие различия между ними вы могли бы отметить? 4. Что отличает творческую манеру «особенного мастера» Эль Греко? Можно ли причислить его творчество исключительно к искусству маньеризма? Какие из произведений художника вам особенно понравились? Почему?

Маньеризм - это... Что такое Маньеризм?

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

(итал. manierismo, от maniera – манера, приём), направление в западноевропейском, главным образом итальянском, искусстве сер. и кон. 16 в., отразившее кризис гуманистических идеалов эпохи Возрождения. Произведения маньеристов пронизаны ощущением трагических диссонансов бытия, власти над человеком иррациональных сил. Подражая внешним приёмам Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля и др. мастеров Высокого Возрождения, маньеристы утверждали служение «субъективной идее» художника в противоположность ренессансному принципу следования природе. На смену ясной гармонии пришли неустойчивость композиции, усложнённые, манерно изощрённые формы, деформированные фигуры, чрезмерные, внутренне напряжённые, нервные движения, никак не мотивированные сюжетом. Красота детали становилась важнее красоты и гармонии целого. В искусстве маньеризма, ориентированном прежде всего на утончённые вкусы аристократии, возродились некоторые черты рыцарской культуры Средневековья. Ведущими представителями маньеризма в живописи были Я. Понтормо, Ф. Пармиджанино, А. Бронзино, Р. Фьорентино, Дж. Вазари, Б. Бандинелли, Ф. Цуккаро, Дж. Романо; в скульптуре Б. Челлини, Джамболонья.

Ф. Пармиджанино. «Мистическое обручение св. Екатерины». 1525—27 гг. Национальная галерея. Лондон
Ф. Пармиджанино. «Мистическое обручение св. Екатерины». 1525—27 гг. Национальная галерея. Лондон

 

Я. Понтормо. «Снятие с креста». Ок. 1528 г. Капелла Каппони церкви Санта-Фелисита. Флоренция
Я. Понтормо. «Снятие с креста». Ок. 1528 г. Капелла Каппони церкви Санта-Фелисита. Флоренция

 

Ф. Пармиджанино. «Автопортрет в выпуклом зеркале». Ок. 1524 г. Художественно-исторический музей. Вена
Ф. Пармиджанино. «Автопортрет в выпуклом зеркале». Ок. 1524 г. Художественно-исторический музей. Вена

 
В др. европейских странах к маньеристам относятся Н. дель Аббате и представители Первой школы Фонтенбло – Ж. Кузен Старший, Ж. Кузен Младший и А. Карон (Франция), В. Кардучо (Испания), X. Голциус, К. ван Мандер, Ф. Флорис, Корнелис ван Харлем (Нидерланды), Арчимбольдо (Чехия). Отдельные черты маньеризма присущи произведениям Эль Греко. В архитектуре (Б. Амманати, Дж. Вазари, П. Лигорио, Дж. Романо) маньеризм проявился в произвольном смешении элементов различных ордеров, разрушении логичных связей между ними. Ренессансная ясность форм вытесняется стремлением к усложнённости декора, к подчёркиванию отдельных деталей.
Утверждение в итальянском искусстве рубежа 16–17 вв., с одной стороны, академистов болонской школы (братья Карраччи), а с другой – Караваджо и его последователей ознаменовало конец маньеризма и зарождение стиля барокко.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *