Достижения архитектуры месопотамии – Месопотамия древняя цивилизация. где находится на карте мира, архитектура, культура, религия, история, достопримечательности, руины сейчас

История архитектуры Месопотамии

Более пяти тысяч лет назад в долине между реками Тигром и Евфратом проживали две отдельные народности — на юге у Персидского залива жили шумеры, а в северной части — аккады.

Благодаря современным исследованиям ученые выяснили, что шумеры  появились в этом районе первыми. Именно их принято считать создателями культуры и искусства Месопотамии.

В дальнейшем шумерские территории были завоеваны аккадами, но культурные традиции и архитектура шумеров оказали влияние на развитие культур многих последующих народов.

До середины III тысячелетия до нашей эры вся территория Месопотамии была разделена на несколько городов, каждый из которых являлся отдельным государством. Эти города яростно соперничали и часто враждовали между собой, но около 2500 года до нашей эры происходит их объединение в единое государство.

Во II тысячелетии до нашей эры формируется Вавилонская империя, достигшая своего наивысшего развития в XVIII веке до нашей эры. Позже происходит постепенное уменьшение величия империи, и в конце — концов государство распадается.

В I тысячелетии до нашей эры Месопотамию захватили ассирийцы, которые в VIII — VII  веках до нашей эры основали новую империю, столицей которой стал город Ниневия.

В 612 году до н. э. государство ассирийцев погибает, но спустя полвека возникает империя Нового Вавилона, и забытый древний город снова становится главным общественным и культурным центром страны.

Однако существование империи тоже не было слишком длительным, потому что в V столетии данная территория была захвачена персидским войском, города разрушены и разграблены, а многие ценные произведения искусства попросту уничтожены.

 

Барельефы Месопотамии

 

Однако несмотря на сложные условия жизни этой области, месопотамская культура оставила значительный след в истории человечества. Немногие сохранившиеся фрагменты зданий, а также реконструкция построек того периода дают возможность оценить высокий уровень развития архитектуры и мастерства строителей.

Строительные материалы

Для возведения всех видов зданий строители Месопотамии использовали кирпич — сырец, который мастерски укладывали в прочные стены, достигавшие в толщины нескольких метров.

Внешняя сторона стен имела форму выступов, а верхняя часть оформлялась зубчатыми элементами. Иногда внешнюю поверхность стен отделывали глазурованными кирпичами, выкладывая из них сложные геометрические орнаменты или масштабные фигуры фантастических животных.

 

Фантастические животные, выложенные из глазурованного кирпича

 

В постройках месопотамской культуры использовались три вида кирпича:

  • Кирпич — сырец
  • Обожженный кирпич
  • Глазурованный кирпич

Самым крепким оказался глазурованный кирпич, который вначале обжигали в печи, а потом наносили слой цветной глазури, и еще раз запекали. Это давало возможность создавать прочные и красивые сооружения, украшенные выразительными декоративными элементами.

 

Барельефы Месопотамии

 

В Месопотамии на хватало привычных для жителей других районов строительных материалов — природного камня и древесины. Поэтому мастера изобрели собственный способ устройства перекрытий. Их делали из пальмовых стволов или в виде сводов из кирпича.

Сводчатые кирпичные перекрытия были очень популярными, особенно в VII веке до нашей эры. Ими отделывали даже внутреннее пространство жилых домов.

А вот столбы в месопотамской архитектуре не играли столь важной роли, как в Египте. Поэтому они выполняли только функцию опоры для сводов и не имели особой декоративной отделки.

Особенности архитектуры

Культовые постройки возводились в виде целых архитектурных комплексов, главным сооружением которых был зиккурат — высокое сооружение со множеством ступеней.

На вершине зиккурата размещался храм, который также зачастую выполнял роль обсерватории. Неподалеку от храмового комплекса мог располагаться и дворец правителя.

 

Месопотамский зиккурат ( город Ур)

 

Географическое положение Месопотамии было крайне невыгодным в плане обороны, потому что государство находилось на открытой местности. Поэтому в целях защиты от завоевателей каждый населенный пункт должен был иметь оборонительные сооружения. И надо отдать должное месопотамским мастерам, потому что они умели строить технически сложные и хорошо укрепленные оборонительные стены.

В III тысячелетии до нашей эры начинается расцвет городов Ур и Урук, в в начале II тысячелетия до нашей эры столицей империи становится Вавилон.

 

Зиккурат Этеменнигуру в городе Уре

 

Позже, в I тысячелетии до нашей эры, во времена владычества ассирийцев, наибольшего развития достигают города Ниневия и Ашшур. Эти города имели строго перпендикулярное расположение пересекающихся улиц. В центре города размещался дворец правителя. Как правило, он был хорошо защищен городской системой фортификационных сооружений.

Но самым большим городом периода расцвета месопотамской культуры, несомненно, был Вавилон. Город был окружен несколькими крепостными стенами, общая толщина которых достигала 25 метров.

Планировка города была полностью квадратной. По сути, Вавилон представлял собой квадрат со сторонами длиной по 2 километра. Улицы были расположены строгими прямоугольниками правильной формы.

Святилище бога Мардука, которое всем нам известно как Вавилонская башня, было поднято на высокую террасу, имевшую в основании также форму квадрата размером 250 х 250 метров. Таким образом, святилище Мардука также можно считать зиккуратом, который имеет семь ступеней постоянно уменьшающейся площади.

 

Храм и святилище бога Мардука

 

Жилые дома были прямоугольными в плане. В целом, для архитектуры Месопотамии была наиболее характерна геометрически правильная форма зданий. Дома более состоятельных горожан строили двухэтажными, делая при этом плоские перекрытия. В центре каждого дома помещался внутренний дворик, а сама постройка разделялась на жилую и хозяйственную части.

Технические сооружения

В Месопотамии было построено много технических и фортификационных сооружений. Строители прокладывали каналы, сооружали резервуары для воды и акведуки, строили мосты и крепостные стены.

К самым значительным техническим достижениям Месопотамии можно отнести так называемый » Канал королей», который достигал в длины 400 километров и соединял реки Тигр и Евфрат. А весь город Вавилон обеспечивался водой из акведука, который считался одним из чудес того времени.

К сожалению, до наших дней эти шедевры технических сооружений не дошли. От них остались только развалины, которые были найдены археологами во время раскопок. Фрагменты грандиозных построек того времени были скрыты в толще глинистых отложений.

В Месопотамии часто случались наводнения, поэтому многие сооружения строились на искусственных возвышенностях, которые представляли собой насыпные террасы или платформы, сложенные из кирпича. Примером может служить летний дворец Саргона в Хорсабаде, которые стоял на кирпичной платформе.

 

Дворец ассирийского царя Саргона в Хорсабаде

 

Архитектура Ниневии

Город Ниневия был окружен массивными стенами, которые в высоту достигали 33 метров и несколько метров в ширину. Наверху стены на равном расстоянии друг от друга были построены полторы тысячи хорошо укрепленных оборонительных башен.

Планировка города была квадратной, и по всему периметру он был окружен высокими и прочными стенами. На территорию города вели семь входных ворот. На примере Ниневии можно рассматривать типичные черты ассирийской архитектуры.

Самыми значительными сооружениями в городе были дворец и возвышающийся рядом с ним зиккурат, а также храмовый комплекс. Они размещались на искусственно сооруженной террасе, окруженной крепостными постройками. Это был отдельный, дополнительно укрепленный город в пределах территории Ниневии.

Для сооружения насыпной террасы понадобилось полтора миллионов кубических метров глины, из которой было сформировано основание для дворца площадью 100 тысяч квадратных метров.

На террасе, куда вели величественные лестницы в окружении наклонных плоских рамп, был расположен масштабный комплекс дворцовых сооружений. Всего во дворце насчитывалось  около двухсот залов и отдельных комнат. В наши дни часть из них раскопана и восстановлена.

Длина некоторых залов дворца достигала почти 50 метров. При этом они были длинными, но очень узкими, шириной не более шести метров. Ширина залов зависела прежде всего от размера пролетов, а они редко превышали 6 метров.

В комнатах дворцов не было окон, и здание освещалось через дверные проемы и через специальные отверстия в сводах постройки.

Дворец тоже был прямоугольным в плане. По одну сторону главного здания дворца размещались залы для официальных приемов и торжественных событий. С другой стороны находились покои правителя и его гарема, а также хозяйственные постройки.

Интерьер месопотамских храмов и дворцов был богато украшен золотом и эмалями. Крыши дворцов были плоскими, и на них устраивались сады.

Реставрация и реконструкция архитектуры Месопотамии

В 70 — е годы XX века власти Ирака инициировали работы по реконструкции и реставрации многих вавилонских построек. Так, полностью были отстроены знаменитые ворота Иштар и восстановлено их декоративное оформление.

 

Ворота богини Иштар ( реконструкция)

 

Также были реконструированы залы дворца в Хорсабаде.

 

Вход во дворец в Хорсабаде

 

Разрабатывался проект восстановления и обновления уникального зиккурата Этеменанки — Вавилонской башни на всю ее высоту, которая достигала 90 метров. Однако для изготовления несущих конструкций сооружения должны были использоваться более прочные современные материалы.

 

Вавилонская башня — зиккурат Этеменанки в Вавилоне

 

Архитектура Месопотамии: шедевры исчезнувшей цивилизации

Территории древних народов, населявших Переднюю Азию, — не самое лучшее место в мире. Полное отсутствие леса и полезных ископаемых, зыбкие болота и частые наводнения, меняющие русла великих рек — Тигра и Евфрата. Чего там было в достатке — это тростника, глины и воды. Из этих простейших материалов и были построены Вавилонская башня и знаменитые Висячие сады Семирамиды.

Архитектура Междуречья, или лестница в небо

Клинопись

Клинопись была изобретена шумерами. Подобные таблички рассказывали в том числе и о строительстве дворцов и храмов

В IV тысячелетии до н. э. древние люди еще почти нигде на планете не ступили на путь цивилизации. А вот в Передней Азии уже создавались и набирали силу такие ранние государства, как Вавилон, Шумер, Ассирия, Урарту и многие другие.

Для историков так и осталось загадкой, откуда пришли эти народы. Но плодородные долины между великими реками Тигром и Евфратом стали местом рождения величайшей из древних цивилизаций — Месопотамии (Междуречья).

Первыми жилищами местных жителей были хижины, плетенные из тростника и обмазанные глиной. А после изобретения сырцового кирпича стали возводиться и добротные жилые дома, и монументальные сооружения — зиккураты. Поскольку в строительстве главным образом использовался кирпич-сырец, архитектура Междуречья представляла собой простые объемы в виде кубов и параллелепипедов. Можно даже вполне ясно представить, как выглядели подобные города!

ЧАРЛЬЗ ЛЕОНАРД ВУЛЛИ

ЧАРЛЬЗ ЛЕОНАРД ВУЛЛИ Англичанин Вулли был крупнейшим исследователем культуры древней Месопотамии. Им было обнаружено несколько захоронений, послуживших основой для изучения искусства шумеров

Культовым сооружением народов Междуречья до конца эпохи Древности оставался зиккурат — священный храм. Это слово вавилонского происхождения и в переводе означает «вершина». Такой храм был устроен гораздо проще египетских пирамид. Высокое башнеобразное сооружение состояло из нескольких ярусов и не имело внутренних помещений. Только на верхней платформе располагался небольшой храм главного божества — хранителя города. Вход туда был закрыт для обычных посетителей.

Шумеры строили храмы трехступенчатыми — в честь трех своих главных богов. У зиккуратов Вавилона ярусов было семь. Ярусы раскрашивались в символические цвета планет, известных в древности. Террасы храма (на них высаживали экзотические растения) соединялись между собой лестницами или пандусами. Есть предположение, что такой храмовый комплекс также мог служить небесной обсерваторией. Самый известный из ныне сохранившихся зиккуратов находится в древнем городе Ур.

Ряд ученых-библеистов считают, что один из зиккуратов Междуречья стал архитектурным прообразом знаменитой Вавилонской башни. Кто знает…

Зиккурат в Уре

Зиккурат в Уре был возведен около XXI века до н. э. в честь лунного божества — Нанны

Ворота богини войны и зиккурат Этеменанки

На рубеже III и II тысячелетий до н. э. в южной части Месопотамии — Двуречье — образовалась новая империя, столицей которой стал легендарный Вавилон. Это был самый большой город времени расцвета месопотамской культуры.

Вавилоняне были воинственно настроенным народом. Поэтому их здания напоминали крепости. Вокруг столицы быстро появилась мощная стена толщиной несколько метров. В ней было сооружено восемь массивных ворот, названных в честь разных богов. Главные ворота — Северные — носили имя богини Иштар. Она почиталась вавилонянами как богиня плодородия, войны и распри.

Ворота богини Иштар в Вавилоне. VI в. до н. э. Реконструкция

Ворота богини Иштар в Вавилоне. VI в. до н. э. Реконструкция

В архитектурном отношении конструкция ворот не отличалась сложностью — они состояли из двух больших внутренних башен и двух меньших наружных. Но их фантастическая красота ослепляла каждого! Священные быки и драконы — символы Иштар, изображенные на синих глазурованных кирпичах, покрывали стены ворот богини

От ворот широкая дорога вела в главный храм города — зиккурат Этеменанки, посвященный покровителю Вавилона богу Мардуку. «Этеменанки» в переводе означает «Дом основания неба и земли». Ученые предполагают, что это и есть знаменитая Вавилонская башня! Помните историю о том, почему мы все говорим на разных языках? Согласно этой легенде, башню всех времен и народов не смогли достроить из-за того, что строители перестали понимать друг друга. А потом она совсем разрушилась, да так, что многие стали сомневаться, была ли она вообще.

Вавилонская башня

П. Брейгель Старший «Вавилонская башня» (1563)

Археологи при проведении раскопок смогли обнаружить огромный фундамент этой постройки. Это был типичный для Месопотамии зиккурат, но огромного размера. На вершине башни находилось святилище Мардука, покрытое, как и ворота, вавилонским глазурованным кирпичом. Башня выделялась среди всех построек города и производила впечатление мощи и величия.

Висячие сады Семирамиды — второе чудо света

Висячие сады Семирамиды, одно из Семи чудес света, не сохранились до наших дней. По легенде, эти сады велел соорудить царь Навуходоносор II для одной из своих любимых жен, которая была родом из гористой страны Мидии. На плоских равнинах Вавилонии зеленые сады должны были напоминать ей о родине.

На террасах, похожих на горные уступы, был насыпан слой плодородной земли и посажены экзотические растения. Вода для полива зеленых насаждений поступала из Евфрата, для чего была устроена уникальная система водоснабжения. Эта технология была не нова для Месопотамии: согласно археологическим раскопкам, нечто похожее встречалось, например, в легендарной Вавилонской башне. Но именно в Висячих садах Семирамиды она достигла своего совершенства.

Рабы, вращая колесо, качали воду из Евфрата на вершину башни. Оттуда по многочисленным стокам она поступала на все террасы, даря жизнь пышной растительности. Из-за того, что цветы и деревья скрывали конструкцию постройки, издали казалось, что эти сады словно парят в воздухе. В безлесном Вавилоне это производило необыкновенное впечатление!

Культура народов древней Месопотамии не исчезла бесследно — их достижения, в том числе архитектурные, оказали большое влияние на уровень развития и всего Древнего Востока, и античной Европы.

Большинство исследователей считают, что сооружение Висячих садов с Семирамидой связывают ошибочно. Жену Навуходоносора II звали Амитис. А ассирийская царица Семирамида (или, точнее, Шаммурамат) жила много ранее.

Поделиться ссылкой

Месопотамия: архитектура древнейшей цивилизации

Государство и культура Месопотамии, сформировавшиеся в бассейнах рек Тигр и Евфрат, образовали первую значительную цивилизацию в истории человечества. Расцвет ее развития приходится на IV-III тыс. до н. э. Для множества отраслей человеческой жизнедеятельности, воплощенных и ставших известных в позднейших цивилизациях, являлась родиной именно Месопотамия: архитектура, письменность, математика, государственный аппарат, социальное устройство и так далее.

месопотамия архитектура

К сожалению, тысячелетия, прошедшие с того времени, уничтожили многое из достижений этой колыбели человечества. Почти все, что нам известно о ней, известно благодаря сохранившимся в земле материальным артефактам: табличкам для клинописи, дающим представление о древнем письме, найденной каменной стеле, сохранившей законы Хамураппи (древнейшего официального законодательства, родиной которого была именно Месопотамия). Архитектура, рассказывающая о религиозных представлениях, социальном и политическом устройстве этих народов и так далее, тоже играет далеко не последнюю роль в этом. Собственно, именно остатки древних построений дают наиболее полные сведения о давно исчезнувших государствах.

Месопотамия: архитектура как облик цивилизации

В условиях почти полного отсутствия камня и леса в этой местности основным строительным материалом для Шумера, Ассирии и Вавилонии являлась глина, из которой лепился так называемый кирпич-сырец, а позже и обожженный кирпич. Собственно, возникновение и эволюция зданий из сырцового кирпича – это главный вклад в мировую архитектуру, который внесла древнейшая Месопотамия.

архитектура древней месопотамии

Архитектура Междуречья уже в конце VI тысячелетия до н. э. характеризовалась возникновением глинобитных домов, состоящих из нескольких помещений. Это было в тот период, когда большая часть населения планеты еще даже и не думала переходить к сельскому хозяйству, проживая на случайных стоянках и промышляя загонной охотой и собирательством. С зарождением государства в Шумере здесь появляются и монументальные культовые сооружения. Люди, населявшие эту территорию, строили характерные храмы в виде ступенчатых башен и зиккуратов. Зиккураты имели, как правило, пирамидальную форму. Интересно, что именно их облик имеет и библейская вавилонская башня, попавшая в библию из более древних мифов народов Междуречья.

Дворцы и царские резиденции владык Ассирии и Вавилонии имели весьма сложную структуру. Так, например, дворец Саргона II в городе Хорсабаде являлся мощной цитаделью, имеющей высоту двадцать метров. А его внутренний двор был изобильно пронизан каналами и сводчатыми перекрытиями. Сам дворец являлся одноэтажным, однако имел множество внутренних дворов вокруг себя. В одной части были расположены царские апартаменты, а в другой – покои для женщин. Кроме того, во дворце также были размещены государственные службы и храмы.

культура месопотамии

В устройстве городов архитектура древней Месопотамии характерна сплошной застройкой кварталов с наличием общих стен между двумя отдельными домами, а также с выходящими на улицу глухими фасадами и маленькими оконцами, расположенными под крышей. Внутри такой застройки, как правило, располагался внутренний дворик.

Архитектура древней Месопотамии — История архитектуры

Государства древней Месопотамии, то есть долины рек Тигра и Евфрата, как и Египет, принадлежали к крупным речным цивилизациям. Поэтому и здесь строители были в большом почете, а искусство архитектуры развилось раньше, чем в других странах. Но камня здесь не хватало, зато было много глины. Вот почему мастера Древнего Двуречья стали первыми в мире архитекторами, которые работали преимущественно с кирпичом. В Египте также знали кирпич, но использовали его главным образом для бытовых сооружений. Из кирпича, часто даже необожженного на огне, а только высушенного на солнце, складывали жилье бедняков. Более важные строения делали из камня.

В Древней Месопотамии кирпич становится основным материалом как для бытовых, так и для архитектурных сооружений. Используют преимущественно кирпич необожженный, дерево, необходимое для сборки крупных очагов, тоже вещь дефицитная. Итак, настоящий кирпич стоит достаточно дорого, его используют только для облицовки. Хорошо, что климат Месопотамии это позволяет, ведь дождя здесь почти не бывает. Однако климат климатом, а за века, прошедшие от большинства некогда величественных глиняных сооружений почти ничего не осталось. К тому же, кроме дождей, бывают еще разливы рек. Для того чтобы защитить сооружения от разливов, древние строители ставили их на высокие террасы, иногда делали из обожженного кирпича нижний этаж. Еще одним важным строительным материалом был асфальт, который также задерживал влагу. Кроме того, асфальт смешивали с глиной, образуя вязкий раствор вроде цементного, и им скрепляли кирпичи. Строительный раствор — тоже изобретение жителей Двуречья. В Египте кладка была сухой, то есть хорошо отесанные камни плотно подгонялись друг к другу, но ничем не скреплялись.

Но, как мы уже говорили, несмотря на все эти большие достижения древних мастеров, большая часть созданных ими сооружений потерпела сокрушительное разрушение. Понадобился очень кропотливый труд археологов и историков, изучавших записи древних авторов, чтобы мы сейчас могли представить себе первоначальный вид этих сооружений. Как это ни странно, лучше других сохранились наиболее древние — так называемые зикураты.

Фото реконструкции ЗикуратаФото реконструкции ЗикуратаЗикурат. Реконструкция

Зикураты — это тоже пирамиды, но не такие, как в Египте. Они ступенчатые и состоят из нескольких ярусов. Внутри их делали из необожженной глины, сверху обливывали глазурованным кирпичом. В отличие от египетских пирамид зикураты не имели никаких внутренних камер. Храм, посвященный божеству, ставили на верхушке. Глазурь на глазурованном кирпиче была разноцветной. Снизу зикурат на две трети облагали черным кирпичом, верхнюю треть делали красной, храм — голубым с золотом. Считается, что в представлении своих строителей зикурат был моделью вселенной. Нижний черный ярус символизировал подземный мир, связанный со смертью, красный — означал средний мир, где живут люди, голубовато — золотой храм на вершине был символом верхнего мира богов. До наших времен лучше всего сохранился зикурат у города Чога — Занбиль, на юго-западе Ирана. Самым большим был зикурат в Вавилоне. Он был 90 м высотой и занимал площадь около 8100 кв. м. Это сооружение считается прототипом библейской Вавилонской башни.

Фото реконструкции стен Вавилона. Фото реконструкции стен Вавилона. Стены Вавилона. Реконструкция

Зикурат был не единственной важной архитектурной достопримечательностью Вавилона. В период своего подъема это был, пожалуй, самый большой город в мире. Древнегреческий историк Геродот писал в V ст. до н. э., что Вавилон «устроен так прекрасно, как ни один из известных нам городов». Город имел четкое планирование и представлял собой прямоугольник, окруженный двойной стеной. Через каждые 20 м наружной стены возвышалась зубчатая башня, квадратная по плану. Внутренняя стена была меньше, чем внешняя, за ней начинались городские здания. Достаточно большой участок земли между двумя стенами горожане обрабатывали, чтобы иметь запас продуктов на случай осады. Все укрепления были сделаны из обожженного кирпича. Здания внутри города тоже напоминали оборонительные сооружения. Характерной чертой городского пейзажа были плоские крыши, окруженные зубцами.

Фото ворот ИштарФото ворот ИштарВорота Иштар

Стены часто украшали голубой и бирюзовой глазурью. Этот декоративный прием и сейчас остается любимым в некоторых странах Востока. Сейчас из памятников Вавилона сохранились Ворота Иштар и Дорога процессий, окруженная зубчатыми стенами.

Архитектура Месопотамии.

Люди, населявшие долину Тигра и Евфрата, строили храмы со ступенчатыми башнями, или зиккуратами. Погребальные сооружения играли в их архитектуре гораздо меньшую роль, поскольку обитатели Месопотамии не связывали достижение бессмертия с сохранностью тела усопшего. В Двуречье было много глины, а камень и дерево приходилось доставлять издалека, поэтому здания возводили в основном из кирпича.

Зиккураты имели пирамидальную форму; их строили из высушенного на солнце кирпича; своим обликом они походили на библейскую Вавилонскую башню. Зиккурат, доминанта храмового комплекса, был точно ориентирован по сторонам света, однако, в отличие от египетской пирамиды, в нем не было внутренних помещений. На вершину зиккурата, через его семь ступеней вели рампы; там располагалось святилище божества. Каждая ступень была окрашена в свой цвет, и чем выше ьыла ступень, тем ярче был цвет.

Дворцы. Царские резиденции, в особенности дворцы ассирийских владык, имели сложную внутреннюю структуру. Дворец Саргона II в Хорсабаде был возведен на укрепленном основании и наряду с городскими стенами служил бастионом. Цитадель двадцатиметровой высоты была пронизана каналами со сводчатыми перекрытиями: по ним сточные воды выводились за пределы города. Сам дворец был одноэтажный, с множеством помещений, сгруппированных вокруг внутренних дворов. В одной его части располагались царские апартаменты, в другой – помещения для женщин; во дворце размещались также службы и храм правителя. Большинство помещений представляли собой узкие, наподобие коридоров, комнаты, разделенные толстыми стенами. Возможно, они были перекрыты простыми цилиндрическими сводами, размах которых был невелик из-за малой прочности использовавшегося в строительстве кирпича. Более крупные помещения, служившие парадными апартаментами, в плане близки к квадрату и, вероятно, имели балочное перекрытие.

Стены были украшены каменными барельефами, изображавшими монарха в битвах и на охоте. Камень, доставлявшийся издалека, использовали только для украшения. Многоцветные ткани служили завершающим аккордом в убранстве интерьеров. Крылатые быки и львы с человечьими головами охраняли вход во дворец, а облицовка из цветных глазурованных кирпичей сверкала под солнцем. Жители Вавилона использовали именно этот материал для украшения Ворот Иштар: на ярко-синем фоне представлены барельефные изображения фантастических животных. В эпоху Ахеменидов персы заимствовали этот тип декора вместе с крылатыми чудовищами и некоторыми другими элементами культуры Месопотамии. И все же в целом ассирийский дворец поражал более своими размерами и пышностью интерьеров, чем качеством архитектурной формы.

Источник: www.krugosvet.ru
  

Лучшие достижения архитектуры Месопотамии

Образно выражаясь, европейская культура поднялась  из волн Средиземного моря; то же можно  сказать об архитектуре как неотъемлемой составной части культуры. Культура, зародившаяся в странах средиземноморского бассейна, была дальней предшественницей современной европейской культуры. Именно здесь несколько тысяч  лет назад человечество начало своё историческое существование, и это  произошло вне Европы, в расположенной  на земле нынешнего Ирака древней  Месопотамии.

Удивительны достижения обитателей Месопотамии в строительном деле. Сооружённые ими большие  города имели часто регулярную сеть улиц и даже канализацию. Городские  укрепления поражали своим размахом, например, двойные стены города Урука имели ширину 5 метров и общую длину 9 километров, 800 башен усиливали их оборонительную мощь. Крепости напоминали месопотамские святилища — храмы. Для защиты от наводнений их возводили на высоких основаниях. Составной частью храма был зиккурат— четырёхугольная в плане, кверху суживающаяся ступенчатая башня. В самом большом городе Месопотамии Вавилоне башня храма бога Мар Дука производила на современников неизгладимое впечатление своими гигантскими размерами. Память об этой башне сохранилась на века в библейской легенде о вавилонском столпотворении. Этот зиккурат в древности считали одним из семи чудес света.

В Месопотамии сложился обычай, по которому каждый властитель строил для себя новый дворец. Такой  дворец мог иметь около двухсот  комнат, окружавших внутренние дворы. Снаружи дворец выглядел сложенным  из кирпича массивным колоссом без  окон, обнесённым зигзагообразными оборонительными  стенами.

Стены дворцов украшали плиты с выпуклыми изображениями  людей, животных, растений и др. В  некоторых дворцах этих рельефов было столько, что если их расположить  в один ряд, он вытянулся бы на сотни  метров. На рельефах изображались победоносные битвы или сцены из придворной жизни. Правитель, которого считали  равным богам, изображался гораздо большим и более сильным, нежели его подчинённые.

Умело переданы многие детали, хотя фигуры людей немного скованны и неуклюжи. Совсем иначе — естественными и стремительными — представлены животные в сценах охоты. Совершенство этих образов не удалось превзойти в позднейших рельефах.

Из ярких глазурованных  кирпичей составлялись узоры и фигуры на стенах. Тут можно было найти  цветки, напоминающие ромашку, а также  быков, львов и фантастических зверей, призванных охранять от злых духов. Подобные изображения украшали, например, городские  ворота, посвящённые богине Иштар, в Вавилоне. Пристрастие к изображению всякого рода фантастических животных пришло позднее из восточных стран в Европу и сохранилось до начала нашего столетия.В круглой пластике выполнены также грозные изваяния фантастических зверей, охранявших ворота, и находившиеся в храмах т.н. «молящиеся».

Огромное значение придавалось постройке дворца. Самой  важной частью дворца был тронный  зал, где царь с подобающими церемониями  принимал послов и приносящих дары подданных. Он соответствовал целле, святилищу храма, где восседало божество. Трон даже ставили на то место, где находилось возвышение в целле. Во дворце Навуходоносора в Вавилоне трон был обращен ко входу. В ассирийских дворцах входящие посетители должны были сделать поворот на 90 градусов, чтобы увидеть царя, восседающего на троне в конце длинной комнаты. 

Почти такое же значение, как тронный зал, имел двор перед  ним, связанный с залом монументальными  воротами, подобными тем, что вели к святилищу храма. Значительную часть дворца занимали жилые помещения, существовал также просторный зал, используемый для роскошных пиров. Возле  возвышения, на котором сидел  ассирийский царь, располагался ряд  небольших комнат, одна из которых  была предназначена для ритуальных омовений и очищений царя.

Еще одна характерная  черта ассирийского дворца — настенные; украшения, представляющие царя любимцем богов, побеждающим воином и удачливым  охотником.Часто встречаются сцены битв, подношения даров и дани, избиения побежденных. Цель подобных изображений — произвести впечатление на тех, кто приходил поклониться царю.

Святилище от дворца отличала храмовая башня — зиккурат. С III династии Ура башня стала существенной частью месопотамского храма. Зиккурат опоясывали выступающие террасы, поэтому создавалось впечатление, что это несколько башен, уменьшающихся в объеме уступ за уступом.. Такой «лестницей» остались навсегда зиккураты: постепенное, мерное восхождение, а не порыв в небесную высь, как у пирамид Гизы. И это чередование часто подчеркивалось раскраской: так, за уступом, окрашенным в черный цвет, следовал другой, естественного кирпичного цвета, а за ним — побеленный.

Зиккураты строили в 3—4 уступа, а то и больше, до семи. Вместе с раскраской озеленение террас придавало яркость и живописность всему сооружению. Верхняя башня, к которой вела широкая лестница, была иногда увенчана сверкающим на солнце золоченым куполом.Каждый большой город имел свой зиккурат, выложенный сложной кладкой из кирпича. Зиккурат возвышался обычно возле храма главного местного божества. Город считался собственностью этого божества, призванного защищать его интересы в сонме прочих богов. Как небожителю по самой своей природе, божеству полагалось проживать на большей высоте, чем смертному. В верхней башне зиккурата, наружные стены которой иногда покрывались голубым глазурованным кирпичом, находилось святилище. Туда народ не допускался, и там не было ничего, кроме ложа и иногда золоченого стола. Святилище и было «жилищем бога», который почивал там по ночам, обслуживаемый целомудренной женщиной.

Но это же святилище  использовалось жрецами для более  конкретных нужд: они поднимались  туда каждую ночь для астрономических  наблюдений, часто связанных с  определением календарных сроков сельскохозяйственных работ.

Огромным достижением  месопотамских архитекторов было изобретение  арки и сводов, положенных впоследствии в основу всего строительного  искусства Древнего Рима и средневековой  Европы. Покрытие из клиновидных кирпичей, приложенных один к другому по кривой линии и удерживаемых таким  образом в равновесии, широко применялось  в Вавилонии, как видно по остаткам дворцов, каналов и мостов, обнаруженных в Месопотамии. Жители Месопотамии в некоторых отношениях опередили строителей других стран. Они научились выводить арки, а также своды — сложенные из кирпичей полукруглые потолки, которые не нуждались ни в потолочных балках, ни в подпирающих снизу столбах. Месопотамцы были просто вынуждены изобрести свод, так как в их стране не было ни деревьев для изготовления длинных балок, ни камня для опорных столбов. Была только глина, из которой делали кирпичи. Так как глину по большей части не обжигали на огне, а только сушили на Солнце, строения постепенно разрушались — и сегодня от прежних дворцов и храмов остались лишь огромные кучи глины. 
 
 

Доклад  на тему: «Лучшие достижения архитектуры  Месопотамии» 
 
 
 
 
 
 
 

Ученицы 10 класса А

МОУСОШ  №22

Дядечкиной Людмилы 
 
 

Архитектура стран Двуречья и Месопотамии. Всеобщая история архитектуры

Месопотамией (т. е. Междуречьем) в широком смысле слова называют равнину в долине рек Евфрата и Тигра. К ней относится и Ассирия — область, расположенная в средней части долины Тигра, по обеим сторонам реки. Тигр и Евфрат образуют как бы огромную восьмерку, и часто только ее северную часть называют Месопотамией. В настоящей работе мы будем употреблять название Месопотамия только в этом узком смысле слова, а южную часть равнины, ниже максимального сближения обеих рек, будем называть Двуречьем, как это сейчас принято в специальной литературе.

Двуречье представляет собой наносную, образованную отложениями рек низменность (в древности Тигр и Евфрат не сливались и достигали Персидского залива значительно севернее нынешнего общего устья). Культура Двуречья складывалась и развивалась не только между Евфратом и Тигром, но и по обе стороны Евфрата. Древнейшие известные нам жители страны называли ее Шумером. После того как северная часть Двуречья была заселена семитическими племенами (в течение первой половины III тысячелетия до н. э.), Шумером стала называться только южная часть Двуречья, а северная — Аккадом (по названию важного города, возникшего здесь около 2400 г. до н. э.).

Карта стран Двуречья и Месопотамии

В течение IV тысячелетия до н. э. (археологические периоды культуры Убайд и ранних слоев культуры Урука) племенам шумерийцев удалось справиться с катастрофическими разливами рек, осушить заболоченную почву каналами и использовать воды Евфрата для регулярного орошения. Почва низменности оказалась необыкновенно плодородной, и вскоре хлеба стало производиться больше, чем это было нужно для одного лишь пропитания земледельцев. На рубеже IV и III тысячелетий до н. э. (археологические периоды культур Джемдет-Наср и раннединастической) завершается разделение труда между сельским хозяйством и ремеслом; начинает применяться труд рабов. Власть в общине переходит к родовой знати, возглавляющей также организацию орошения земель. Из земель общины выделяются храмовые земли. Храмы становятся хозяйственными и политическими центрами государства.

Первые государства Двуречья представляли собой небольшие объединения общин; наряду с жрецом-правителем ими управляли советы старейшин и народные собрания. В результате продолжавшейся столетиями борьбы за власть между отдельными правителями около 2400 г. все Двуречье было объединено под властью царей города Аккада. Местная родовая аристократия была подавлена, храмовые земли превращены в царские, на место родовой знати пришла царская служилая знать, царская власть стала самодержавной. Эту служилую знать составляли преимущественно семиты-аккадцы, жившие в районе столицы царства, на севере Двуречья.

Государство Аккада погибло в XXIII в. до н. э. Около 2100 г. до н. э. создается новое, более мощное государство того же типа — царство Шумера и Аккада, обычно называемое, по правящей династии, царством III династии г. Ура. Это было время расцвета царской бюрократии. Царскохрамовые хозяйства, обрабатываемые огромными полчищами жестоко эксплуатируемых рабов, занимают большую часть страны, общественная жизнь свободного населения — общинников замирает. Закладываются основы официальной религиозной идеологии, сохранившиеся затем в течение почти двух тысячелетий. Просуществовав около ста лет, царство III династии г. Ура пало около 2000 г. до н. э. под ударами соседних племен, поддержанных частью местного населения. К этому времени произошло полное этническое слияние шумерийцев и аккадцев, и аккадский язык стал языком, общим для всего Двуречья.

На развалинах государства III династии Ура возникает несколько царств, но к XVIII в. до н. э. власть над страной переходит к царям Вавилона. Наиболее известен из правителей новой, I Вавилонской династии — царь-законодатель Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.). Цари уже не ведут собственного грандиозного хозяйства, а раздают царские земли чиновникам, воинам и издольщикам. В стране развиваются мелкие и средние частные хозяйства. Мелкие хозяйства не могут обеспечить себя всем необходимым сами, и поэтому развиваются внутренняя торговля и кредит, а с ними и ростовщичество. Ростовщичество, падение плодородия из-за засоления орошаемых земель и длительное господство завоевателей касситов (1746—1171 гг. до н. э.) приводят к упадку Вавилонии. Одновременно начинается расцвет Ассирии.

Города Ассирии, за исключением самого древнего ее центра — Ашшура, расположены у предгорий Загра, на востоке долины Тигра, и легко доступны нападениям горных племен. Поэтому ассирийцы уделяли большое внимание обороне городов и военному делу. Через города Ассирии или вблизи от них проходили почти все важнейшие торговые пути Передней Азии, и ассирийские правители рано подчинили их своему контролю. Государство обороняющееся постепенно превращается в государство захватническое.

И действительно, возникнув как маленький и политически зависимый от других народов город-государство Ашшур (III — начало II тысячелетия до н.э.), Ассирия в XIV—XIII вв. до н. э. становится одной из могущественнейших древневосточных держав, а в IX—VIII вв. до н. э. подчиняет себе всю Переднюю Азию.

Новый подъем Вавилонии наступает только в конце VII — начале VI в. до н. э., после разрушения великой Ассирийской державы. Вавилон становится гегемоном нового объединения, и этот последний период в истории Двуречья называется Нововавилонским (в отличие от Старовавилонского — первого периода возвышения Вавилона). Нововавилонское, или Халдейское, царство распространялось от гор Ирана до границ Египта. Господство принадлежало торгово-жреческой верхушке самоуправляющихся торговых городов. В 539—538 гг. до н. э. Вавилония была завоевана Персидской державой.


Глава «Архитектура стран Двуречья и Месопотамии» книги «Всеобщая история архитектуры. Том I. Архитектура Древнего мира». Авторы: В.К. Афанасьева, И.М. Дьяконов; под редакцией О.Х. Халпахчьна (отв. ред.), Е.Д Квитницкой, В.В. Павлова, А.М. Прибытковой. Москва, Стройиздат, 1970

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *