Эклектика в архитектуре это – Эклектика характерные черты в архитектуре. Эклектика — архитектурные стили — дизайн и архитектура растут здесь
Эклектическая архитектура — это… Что такое Эклектическая архитектура?
- Эклектическая архитектура
-
В одном квартале: храмовая, коммерческая (cлева) и муниципальная эклектика (Cправа: нынешнее здание Роснефти было построено как Дом дешёвых квартир имени Бахрушина)
Экле́ктика (эклектизм, историзм) в архитектуре — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг.
Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неомавританский стиль, неовизантийский стиль, псевдорусский стиль, индо-сарацинский стиль) называют
Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.
«Пусть совокупится более различных вкусов. Пусть в одной и той же улице возвышается и мрачно готическое, и обременённое роскошью украшений восточное, и колоссальное, египетское, и проникнутое стройным размером греческое… Пусть как можно реже дома сливаются в одну ровную, однообразную стену…» Н. В. Гоголь, «Об архитектуре нынешнего времени», 1831
Эклектика прошла два этапа в развитии — 1830-е—1860-е гг. и 1870-е—1890-е гг.; в России естественно разделение на «николаевский» и «александровский» этапы. За этим делением стоит не столько различие в политических режимах, сколько социальная эволюция общества России и Европы в целом, возникновение нового класса заказчиков и новых функций архитектуры.
Крупнейшие мастера эклектики в российской архитектуре:
- первый этап
- второй этап
Литература
- Москва. Памятники архитектуры 1830-х — 1910-х годов. Москва: Искусство, 1975.
Wikimedia Foundation. 2010.
- Эклектизм (архитектура)
- Эклетика
Смотреть что такое «Эклектическая архитектура» в других словарях:
Эклектика — (греч. eklego выбираю) художественное направление в архитектуре, ориентирующееся на использование в одном сооружении любых форм прошлого в любых сочетаниях; обычно имеет место в период смены больших художественных систем. Элементы эклектизма… … Архитектурный словарь
Электизм — (греч. eklego выбираю) художественное направление в архитектуре, ориентирующееся на использование в одном сооружении любых форм прошлого в любых сочетаниях; обычно имеет место в период смены больших художественных систем. Элементы эклектизма… … Архитектурный словарь
Белорусская Советская Социалистическая Республика
— (Беларуская Савецкая Сацыялicтычная Рэспублiкa) Белоруссия (Беларусь). I. Общие сведения БССР образована 1 января 1919. С созданием Союза ССР 30 декабря 1922 вошла в его состав как союзная республика. Граничит на З. с… … Большая советская энциклопедияСоединённые Штаты Америки — (США) (United States of America, USA). I. Общие сведения США государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. км2. Население 216 млн. чел. (1976, оценка). Столица г. Вашингтон. В административном отношении территория США … Большая советская энциклопедия
Китай — Китайская Народная Республика, КНР (кит. Чжунхуа жэньминь гунхэго). I. Общие сведения К. крупнейшее по численности населения и одно из крупнейших по площади государств в мире; расположен в Центральной и Восточной Азии. На востоке … Большая советская энциклопедия
Вена — (Wien) столица Австрии. Площадь 415 км2 Население 1642 тыс. чел. (1968). Расположена у подножия Альп на Дунае, в месте, где он прорывается из гор на низменность и где дунайская судоходная магистраль и исторический торговый путь вдоль неё… … Большая советская энциклопедия
Румыния — (România) Социалистическая Республика Румыния, СРР (Republica Socialistă România). I. Общие сведения Р. социалистическое государство в южной части Европы, в основном в бассейне нижнего Дуная. На В. омывается Чёрным морем … Большая советская энциклопедия
Эстетика — (от др. греч. aisthanomai чувствовать; aisthetikos воспринимаемый чувствами) Наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения, в процессе (и в результате) которого … Энциклопедия культурологии
Эклектизм (архитектура) — это… Что такое Эклектизм (архитектура)?
- Эклектизм (архитектура)
-
В одном квартале: храмовая, коммерческая (cлева) и муниципальная эклектика (Cправа: нынешнее здание Роснефти было построено как Дом дешёвых квартир имени Бахрушина)
Экле́ктика (эклектизм, историзм) в архитектуре — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг.
Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неомавританский стиль, неовизантийский стиль, псевдорусский стиль, индо-сарацинский стиль) называют
Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.
«Пусть совокупится более различных вкусов. Пусть в одной и той же улице возвышается и мрачно готическое, и обременённое роскошью украшений восточное, и колоссальное, египетское, и проникнутое стройным размером греческое… Пусть как можно реже дома сливаются в одну ровную, однообразную стену…» Н. В. Гоголь, «Об архитектуре нынешнего времени», 1831
Эклектика прошла два этапа в развитии — 1830-е—1860-е гг. и 1870-е—1890-е гг.; в России естественно разделение на «николаевский» и «александровский» этапы. За этим делением стоит не столько различие в политических режимах, сколько социальная эволюция общества России и Европы в целом, возникновение нового класса заказчиков и новых функций архитектуры.
Крупнейшие мастера эклектики в российской архитектуре:
- первый этап
- второй этап
Литература
- Москва. Памятники архитектуры 1830-х — 1910-х годов. Москва: Искусство, 1975.
Wikimedia Foundation. 2010.
- Эклектика (философия)
- Эклектическая архитектура
Смотреть что такое «Эклектизм (архитектура)» в других словарях:
Эклектизм — (от греч. eklektikуs способный выбирать, выбирающий), соединение разнородных художественных элементов; обычно имеет место в периоды упадка искусства. Элементы эклектизма заметны, например, в позднем древнеримском искусстве,… … Художественная энциклопедия
Архитектура — (лат. architectura, от греч. architeckton зодчий, строитель), зодчество, искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека. Произведения архитектуры здания, ансамбли, а также… … Художественная энциклопедия
-
Архитектура — (лат. architectura, от греч. architéкtón строитель) зодчество, система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать эти здания и сооружения в соответствии с… … Большая советская энциклопедия
Архитектура Франции — Французская архитектура архитектура населения Франции. Содержание 1 Храмы 1.1 Романский стиль XI века 1.2 Готика … Википедия
Эклектика (архитектура) — У этого термина существуют и другие значения, см. Эклектика. В одном квартале: храмовая, коммерческая (слева) … Википедия
Чили. Архитектура и изобразительное искусство — Портал гостиницы Санто Доминго в Сантьяго. XVIII в. Чили. Архитектура и изобразительное искусство Архитектура. От древних культур на севере страны сохранились руины крепостей и поселений. В индейских селениях пустыни Атакама индейцы строили… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»
Историзм (архитектура) — В одном квартале: храмовая, коммерческая (cлева) и муниципальная эклектика (Cправа: нынешнее здание Роснефти было построено как Дом дешёвых квартир имени Бахрушина) Ранняя эклектика А. И. Штакеншнейдера частный дом дворец Белосельских Белозерских … Википедия
Эклектическая архитектура — В одном квартале: храмовая, коммерческая (cлева) и муниципальная эклектика (Cправа: нынешнее здание Роснефти было построено как Дом дешёвых квартир имени Бахрушина) Ранняя эклектика А. И. Штакеншнейдера частный дом дворец Белосельских Белозерских … Википедия
Рим — I Древний (лат. Roma), город, возникший (согласно античному преданию, в 754/753 до н. э.) из группы поселений, к середине 3 в. до н. э. подчинивший себе весь Апеннинский полуостров; в дальнейшем средиземноморская держава, включавшая… … Большая советская энциклопедия
Эстонская Советская Социалистическая Республика — Эстония (Ээсти НСВ). I. Общие сведения Эстонская ССР образована 21 июля 1940. С 6 августа 1940 в составе СССР. Расположена на С. З. Европейской части СССР, на побережье Балтийского моря, между Финским (на С. ) и Рижским… … Большая советская энциклопедия
Эклектика (архитектура) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Эклектика (от др.-греч. ἐκλεκτός — «выбирающий», «отбирающий»)[1] — художественное направление в архитектуре, ориентирующееся на использование в одном сооружении любых форм прошлого в любых сочетаниях[2]; обычно имеет место в период смены больших художественных систем[3].
В отечественной искусствоведческой литературе термин «эклектика» употреблялся часто как синоним термину «историзм». Для разграничения этих понятий и устранения в термине «эклектика» негативной смысловой коннотации, появившейся на рубеже XIX—XX веков, искусствоведы приняли термин «историзм»[4][5][6].
Описание
Эклектика в архитектуре и изобразительном искусстве представляет собой сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий или художественных изделий, имеющих качественно иной смысл и назначение. Эклектика искусства обычно служит эффектной декорацией для материальной культуры нового типа, ещё не выработавшей собственного стиля[7]. Поэтому эклектика в большинстве случаев означает отсутствие стилевой целостности[8].
В отличие от приверженцев популярного в конце XIX — начале XX века историзма, где от творца требуется соответствие выбранной исторической направленности (своего рода ностальгия)[9], в эклектике выбор стилевых компонентов с целью создания оригинального произведения определялся их эстетической привлекательностью и уместностью по отношению к функции постройки[6].
Эклектика может присутствовать внутри историзма для обозначения смешения форм в одном здании (Дворец правосудия в Брюсселе)[10]. Она может соединять как родственные стили (римский тип храма с греческими колоннами), так и совершенно различные (ренессансный портик рядом с египетскими колоннами, мавританскими оконными проёмами и готическим шпилем). Выбор продиктован временны́ми (как в историзме) или территориальными (как в экзотизме (фр.)) особенностями[11].
История
Элементы эклектики присутствуют в позднем искусстве Древнего Рима: произвольная комбинация форм, заимствованных из строительного искусства Греции, Египта, Передней Азии и др., когда потери в содержании пытались компенсировать роскошью формы[3].
В XI веке в романской архитектуре южной Италии (Кафедральный собор Палермо, Палатинская капелла) эклектика проявилась в арабо-нормандском стиле[12].
Развитие эклектики в 1830-е годы связано с распадом эстетической системы классицизма и стремлением архитекторов к большей творческой свободе[6]. В архитектуре и декоративном искусстве с середины XIX века эклектика стала сложным, многосоставным псевдостилем в оформлении построек новых типов: крупных административных и зрелищных зданий, доходных домов, промышленных и транспортных сооружений. Мотивы готики, Ренессанса и барокко на крупных фасадах образовывали дробную сетку декора. Свобода выбора и размещения мотивов в эклектической архитектуре подготовляла вольное изобретение мотивов в последующие периоды[7].
Отсутствие чётко сформулированных формальных критериев и часто беспринципное соединение разнородных элементов вызывали критику и придали термину «эклектика» негативную окраску. Тем не менее эклектика широко использовался для парадного строительства (здания музеев, театров, вокзалов, торговых пассажей и др.)[6]. Эклектика проявилась также в архитектуре постмодернизма XX века[2].
Евгения Ивановна Кириченко выделяла следующие периоды эклектики (считая историзм одним из её этапов)[13]:
- 1800—1810-е годы: зарождение эклектики,
- конец 1820-х — 1840-е: зрелость её романтической фазы,
- 1850—1860-е: угасание её и развитие историзма,
- 1870—1890-е: полный расцвет историзма.
Владимир Григорьевич Лисовский отмечает принципиальное отличие «историзма» от «эклектики», где последнее направление на раннем этапе стремилось к идентичности оригиналу, а на позднем приобрело большую самостоятельность. Андрей Львович Пунин называет метод эклектики середины XIX века «ретроспективным стилизаторством» и отмечает развитие в последней трети века «эклектического стиля» внутри эклектики[13].
Архитекторы
Некоторые представители архитектурного направления:
См. также
Примечания
- ↑ Лисовский Владимир Григорьевич. Архитектура России XVIII – начала XX века. Поиски национального стиля. — Белый город, 2009. — С. 6. — 567 с.
- ↑ 1 2 Nikolaus Pevsner, Hugh Honour, John Fleming. Lexikon der Weltarchitektur. — 3 издание. — München: Prestel, 1992. — ISBN 3-7913-1238-3.
- ↑ 1 2 Юсупов, Э. С. Словарь терминов архитектуры. — СПб.: Фонд «Ленингр. галерея», 1994. — 416 с. — ISBN 5-85825-004-1.
- ↑ Сергей Николаевич Погодин, Алексей Малинов. Фигуры истории, или, «Общие места» историографии. — Изд-во «Северная звезда», 2005. — С. 92. — 472 с.
- ↑ Галина Александровна Принцева. Культура и искусство России XIX века: новые материалы и исследования : сборник статей. — «Искусство,» Ленинградское отд-ние, 1985. — С. 6. — 184 с.
- ↑ 1 2 3 4 Д. П. Шульгина. Эклектизм. Большая российская энциклопедия — электронная версия. Министерство культуры Российской Федерации. Проверено 11 июля 2018.
- ↑ 1 2 Словарь терминов. Российская академия художеств. www.rah.ru. Проверено 15 октября 2017.
- ↑ Виктор Власов. Теория формообразования в изобразительном искусстве. — Санкт-Петербургский университет, 2017. — 386 с. — ISBN 9785040866755.
- ↑ Hamlin, T. The Rise of Eclecticism in New York (англ.) // Journal of the Society of Architectural Historians. — 1952. — № 11. — С. 3–8.
- ↑ Fritz Baumgart. DuMont’s kleines Sachlexikon der Architektur. — Köln, 1977.
- ↑ Vittorio Magnago Lampugnani. Hatje Lexikon der Architektur des 20. Jahrhunderts: Das umfassende Nachschlagewerk zur Architektur unserer Zeit mit 511 Stichwörtern und ausführlichen Literaturangaben. — Stuttgart: Hatje Cantz Verlag, 1998. — 440 с. — ISBN 9783775707381.
- ↑ Wilfried Koch. Baustilkunde – Europäische Baukunst von der Antike bis zur Gegenwart. — München: Orbis-Verlag, 1988. — С. 136. — ISBN 3-572-05927-5.
- ↑ 1 2 Евгения Михайловна Кишкинова. «Византийское возрождение» в архитектуре России: середина ХIХ-начало ХХ века. — Искусство-СПБ, 2006. — С. 5—6. — 266 с.
Литература
Ссылки
Эклектика (архитектура) — Википедия. Что такое Эклектика (архитектура)
Эклектика (от др.-греч. ἐκλεκτός — «выбирающий», «отбирающий»)[1] — художественное направление в архитектуре, ориентирующееся на использование в одном сооружении любых форм прошлого в любых сочетаниях[2]; обычно имеет место в период смены больших художественных систем[3].
В отечественной искусствоведческой литературе термин «эклектика» употреблялся часто как синоним термину «историзм». Для разграничения этих понятий и устранения в термине «эклектика» негативной смысловой коннотации, появившейся на рубеже XIX—XX веков, искусствоведы приняли термин «историзм»[4][5][6].
Описание
Эклектика в архитектуре и изобразительном искусстве представляет собой сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий или художественных изделий, имеющих качественно иной смысл и назначение. Эклектика искусства обычно служит эффектной декорацией для материальной культуры нового типа, ещё не выработавшей собственного стиля[7]. Поэтому эклектика в большинстве случаев означает отсутствие стилевой целостности[8].
В отличие от приверженцев популярного в конце XIX — начале XX века историзма, где от творца требуется соответствие выбранной исторической направленности (своего рода ностальгия)[9], в эклектике выбор стилевых компонентов с целью создания оригинального произведения определялся их эстетической привлекательностью и уместностью по отношению к функции постройки[6].
Эклектика может присутствовать внутри историзма для обозначения смешения форм в одном здании (Дворец правосудия в Брюсселе)[10]. Она может соединять как родственные стили (римский тип храма с греческими колоннами), так и совершенно различные (ренессансный портик рядом с египетскими колоннами, мавританскими оконными проёмами и готическим шпилем). Выбор продиктован временны́ми (как в историзме) или территориальными (как в экзотизме (фр.)) особенностями[11].
История
Элементы эклектики присутствуют в позднем искусстве Древнего Рима: произвольная комбинация форм, заимствованных из строительного искусства Греции, Египта, Передней Азии и др., когда потери в содержании пытались компенсировать роскошью формы[3].
В XI веке в романской архитектуре южной Италии (Кафедральный собор Палермо, Палатинская капелла) эклектика проявилась в арабо-нормандском стиле[12].
Развитие эклектики в 1830-е годы связано с распадом эстетической системы классицизма и стремлением архитекторов к большей творческой свободе[6]. В архитектуре и декоративном искусстве с середины XIX века эклектика стала сложным, многосоставным псевдостилем в оформлении построек новых типов: крупных административных и зрелищных зданий, доходных домов, промышленных и транспортных сооружений. Мотивы готики, Ренессанса и барокко на крупных фасадах образовывали дробную сетку декора. Свобода выбора и размещения мотивов в эклектической архитектуре подготовляла вольное изобретение мотивов в последующие периоды[7].
Отсутствие чётко сформулированных формальных критериев и часто беспринципное соединение разнородных элементов вызывали критику и придали термину «эклектика» негативную окраску. Тем не менее эклектика широко использовался для парадного строительства (здания музеев, театров, вокзалов, торговых пассажей и др.)[6]. Эклектика проявилась также в архитектуре постмодернизма XX века[2].
Евгения Ивановна Кириченко выделяла следующие периоды эклектики (считая историзм одним из её этапов)[13]:
- 1800—1810-е годы: зарождение эклектики,
- конец 1820-х — 1840-е: зрелость её романтической фазы,
- 1850—1860-е: угасание её и развитие историзма,
- 1870—1890-е: полный расцвет историзма.
Владимир Григорьевич Лисовский отмечает принципиальное отличие «историзма» от «эклектики», где последнее направление на раннем этапе стремилось к идентичности оригиналу, а на позднем приобрело большую самостоятельность. Андрей Львович Пунин называет метод эклектики середины XIX века «ретроспективным стилизаторством» и отмечает развитие в последней трети века «эклектического стиля» внутри эклектики[13].
Архитекторы
Некоторые представители архитектурного направления:
См. также
Примечания
- ↑ Лисовский Владимир Григорьевич. Архитектура России XVIII – начала XX века. Поиски национального стиля. — Белый город, 2009. — С. 6. — 567 с.
- ↑ 1 2 Nikolaus Pevsner, Hugh Honour, John Fleming. Lexikon der Weltarchitektur. — 3 издание. — München: Prestel, 1992. — ISBN 3-7913-1238-3.
- ↑ 1 2 Юсупов, Э. С. Словарь терминов архитектуры. — СПб.: Фонд «Ленингр. галерея», 1994. — 416 с. — ISBN 5-85825-004-1.
- ↑ Сергей Николаевич Погодин, Алексей Малинов. Фигуры истории, или, «Общие места» историографии. — Изд-во «Северная звезда», 2005. — С. 92. — 472 с.
- ↑ Галина Александровна Принцева. Культура и искусство России XIX века: новые материалы и исследования : сборник статей. — «Искусство,» Ленинградское отд-ние, 1985. — С. 6. — 184 с.
- ↑ 1 2 3 4 Д. П. Шульгина. Эклектизм. Большая российская энциклопедия — электронная версия. Министерство культуры Российской Федерации. Проверено 11 июля 2018.
- ↑ 1 2 Словарь терминов. Российская академия художеств. www.rah.ru. Проверено 15 октября 2017.
- ↑ Виктор Власов. Теория формообразования в изобразительном искусстве. — Санкт-Петербургский университет, 2017. — 386 с. — ISBN 9785040866755.
- ↑ Hamlin, T. The Rise of Eclecticism in New York (англ.) // Journal of the Society of Architectural Historians. — 1952. — № 11. — С. 3–8.
- ↑ Fritz Baumgart. DuMont’s kleines Sachlexikon der Architektur. — Köln, 1977.
- ↑ Vittorio Magnago Lampugnani. Hatje Lexikon der Architektur des 20. Jahrhunderts: Das umfassende Nachschlagewerk zur Architektur unserer Zeit mit 511 Stichwörtern und ausführlichen Literaturangaben. — Stuttgart: Hatje Cantz Verlag, 1998. — 440 с. — ISBN 9783775707381.
- ↑ Wilfried Koch. Baustilkunde – Europäische Baukunst von der Antike bis zur Gegenwart. — München: Orbis-Verlag, 1988. — С. 136. — ISBN 3-572-05927-5.
- ↑ 1 2 Евгения Михайловна Кишкинова. «Византийское возрождение» в архитектуре России: середина ХIХ-начало ХХ века. — Искусство-СПБ, 2006. — С. 5—6. — 266 с.
Литература
Ссылки
Эклектика (архитектура) Википедия
Эклектика (от др.-греч. ἐκλεκτός — «выбирающий», «отбирающий»)[1] — художественное направление в архитектуре, ориентированное на использование в одном сооружении различных форм искусства прошлого в любых сочетаниях[2]; обычно проявляется в периоды смены больших художественных систем[3].
В русской/советской историографии термин «эклектика» долгое время употребляли в качестве синонима термину «историзм». Для разграничения этих понятий и устранения в термине «эклектика» негативных смысловых коннотаций, появившихся на рубеже XIX—XX веков, историки искусства приняли термин «историзм»[4][5][6].
Описание
Эклектика в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве представляет собой сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления зданий или художественных изделий, имеющих иной смысл и назначение. Эклектика в искусстве обычно служит эффектной декорацией для произведения культуры, ещё не выработавшей собственного стиля[7]. Поэтому эклектика в большинстве случаев означает отсутствие стилевой целостности[8].
В отличие от приверженцев популярного в конце XIX — начале XX века историзма, где от творца требуется соответствие идеи композиции выбранному стилизуемому образцу (своего рода ностальгия)[9], творческий метод архитектурной эклектики предполагает выбор отдельных стилевых компонентов с целью создания оригинального и внешне привлекательного произведения независимо от функции постройки[6].
Эклектика может проявляться в композиции здания историзма в качестве смешения разнородных форм (Дворец правосудия в Брюсселе)[10]. Она может соединять как родственные стили (римский тип храма с греческими колоннами), так и совершенно различные (ренессансный портик рядом с египетскими колоннами, мавританскими оконными проёмами и готическим шпилем). Выбор продиктован временны́ми (как в историзме) или территориальными (как в экзотизме (фр.)) особенностями[11].
История и критика термина
Элементы эклектики присутствуют в архитектуре разных стран и эпох. Например, в архитектуре эллинизма в качестве соединения традиций эллинского и ближневосточного искусства, в архитектуре поздней Римской империи в произвольной комбинации форм, заимствованных из строительного искусства Греции, Египта и Передней Азии[3].
В XI веке в романской архитектуре южной Италии (Кафедральный собор Палермо, Палатинская капелла) эклектика проявилась в арабо-нормандском стиле[12].
Развитие эклектики в 1830-е годы связано с кризисом эстетики классицизма и стремлением архитекторов к большей творческой свободе[6]. В архитектуре и декоративном искусстве с середины XIX века эклектика стала сложным, многосоставным псевдостилем в оформлении построек новых типов: крупных административных и зрелищных зданий, доходных домов, промышленных и транспортных сооружений. Мотивы готики, Ренессанса и барокко на крупных фасадах образовывали дробную сетку декора. Свобода выбора и размещения мотивов в эклектической архитектуре подготовляла вольное изобретение мотивов в последующие периоды[7].
В России термин «эклектика» впервые употребил Н. В. Гоголь. В статье «Об архитектуре нынешнего времени» (1831) Гоголь вопрошал: почему бы в Петербурге не строить помимо «греческих и римских храмов» готические башни, мавританские минареты и китайские пагоды? После несколько наивных призывов к расширению исторических прототипов писатель делает ряд замечаний о «мнимости» и «прекрасном мираже хорошей эклектической архитектуры»[13]. Гоголь подчёркивал атектоничные качества «архитектуры умного выбора» (так он интерпретировал греческое слово «эклектика»). В его фантазиях архитектура представляет собой некие висящие в воздухе ажурные арки, галереи, лоджии. Под влиянием Гоголя написана статья его друга, литератора Н. В. Кукольника в редактируемой им «Художественной газете»[14]:
«Наш век эклектический; во всём у него характеристическая черта — умный выбор». Архитекторы «со вкусом стали преодолевать «столбовое однообразие» (имеются в виду ордерные колоннады классицизма)… «Роды архитектуры перемешиваются и производят новые…».
Отсутствие чётко сформулированных формальных критериев и хаотичное соединение разнородных элементов вызывали критику и придали термину «эклектика» негативную окраску. Тем не менее, эклектический метод широко использовался для парадного строительства (здания музеев, театров, вокзалов, торговых пассажей и др.)[6]. Эклектика проявилась также в архитектуре постмодернизма XX века[2].
Е. И. Кириченко выделяла следующие периоды эклектики (считая историзм одним из её этапов)[15]:
- 1800—1810-е годы: зарождение эклектики,
- конец 1820-х — 1840-е годы: зрелость романтической фазы эклектики,
- 1850—1860-е годы: угасание эклектики и развитие архитектуры историзма,
- 1870—1890-е годы: полное развитие историзма.
В. Г. Лисовский отмечает принципиальное отличие «историзма» от «эклектики»; последнее направление на раннем этапе стремилось к идентичности оригиналу, а на позднем приобрело большую самостоятельность. А. Л. Пунин называет метод эклектики середины XIX века «ретроспективным стилизаторством» и отмечает развитие в последней трети века «эклектического стиля» внутри эклектики[15].В. Г. Власов подчёркивает в эклектике «искусственное, вторичное соединение элементов содержания и формы, имеющих различное происхождение»[16]. В. С. Горюнов и М. П. Тубли отмечали «переходный характер» архитектуры эклектики, преодолённый позднее «антиэклектической направленностью» искусства модерна[17].
Архитекторы
Некоторые представители архитектурного направления:
См. также
Примечания
- ↑ Лисовский Владимир Григорьевич. Архитектура России XVIII – начала XX века. Поиски национального стиля. — Белый город, 2009. — С. 6. — 567 с.
- ↑ 1 2 Nikolaus Pevsner, Hugh Honour, John Fleming. Lexikon der Weltarchitektur. — 3 издание. — München: Prestel, 1992. — ISBN 3-7913-1238-3.
- ↑ 1 2 Юсупов, Э. С. Словарь терминов архитектуры. — СПб.: Фонд «Ленингр. галерея», 1994. — 416 с. — ISBN 5-85825-004-1.
- ↑ Сергей Николаевич Погодин, Алексей Малинов. Фигуры истории, или, «Общие места» историографии. — Изд-во «Северная звезда», 2005. — С. 92. — 472 с.
- ↑ Галина Александровна Принцева. Культура и искусство России XIX века: новые материалы и исследования : сборник статей. — «Искусство,» Ленинградское отд-ние, 1985. — С. 6. — 184 с.
- ↑ 1 2 3 4 Д. П. Шульгина. Эклектизм (неопр.). Большая российская энциклопедия — электронная версия. Министерство культуры Российской Федерации. Дата обращения 11 июля 2018.
- ↑ 1 2 Словарь терминов (неопр.). Российская академия художеств. www.rah.ru. Дата обращения 15 октября 2017.
- ↑ Виктор Власов. Теория формообразования в изобразительном искусстве. — Санкт-Петербургский университет, 2017. — 386 с. — ISBN 9785040866755.
- ↑ Hamlin, T. The Rise of Eclecticism in New York (англ.) // Journal of the Society of Architectural Historians. — 1952. — № 11. — С. 3–8.
- ↑ Fritz Baumgart. DuMont’s kleines Sachlexikon der Architektur. — Köln, 1977.
- ↑ Vittorio Magnago Lampugnani. Hatje Lexikon der Architektur des 20. Jahrhunderts: Das umfassende Nachschlagewerk zur Architektur unserer Zeit mit 511 Stichwörtern und ausführlichen Literaturangaben. — Stuttgart: Hatje Cantz Verlag, 1998. — 440 с. — ISBN 9783775707381.
- ↑ Wilfried Koch. Baustilkunde – Europäische Baukunst von der Antike bis zur Gegenwart. — München: Orbis-Verlag, 1988. — С. 136. — ISBN 3-572-05927-5.
- ↑ Гоголь, Н. В. Собрание сочинений в 6 т.. — М.: Гослитиздат, 1953. — Т. 6. — С. 47.
- ↑ Кукольник, Н. В. Новые постройки в Петергофе / Н. В. Кукольник // Художественная газета. — 1837. — № 11-12. — С. 175—177
- ↑ 1 2 Евгения Михайловна Кишкинова. «Византийское возрождение» в архитектуре России: середина ХІХ-начало ХХ века. — Искусство-СПБ, 2006. — С. 5—6. — 266 с.
- ↑ Власов В. Г. Эклектика, эклектичность, эклектическое мышление. — Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т.. — СПб.: Азбука-Классика, 2010. — Т. 10. — С. 632—641.
- ↑ Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера. — СПб.: Стройиздат, 1992.
Литература
Ссылки
Эклектика как всё самое лучшее, взятое вместе
XIX век в архитектуре – период изысканного разнообразия, постепенной трансформации устоявшихся и появления новых стилей. Но совмещение нескольких стилистических особенностей – это не то дело, с которым может справиться каждый. Поэтому искусствоведам не оставалось ничего другого, как признать новую тенденцию полноправным направлением в архитектуре и дать ей название. Так и появилась эклектика.
Эклектика – термин звучный и красивый. Он передаёт саму суть данного направления, ведь архитекторы, обращавшиеся к ней, должны были умело сочетать в одном здании элементы нескольких стилей. Необарокко, ампир, неоренессанс, псевдорусский стиль – творческий подход к оформлению строений впервые стал официально неограниченным.
Сталкивались ли те, кто решил работать в стиле эклектика, с какими-либо подводными камнями? Не вызывали ли они неодобрение у людей в Европе, привыкших к чётко установленным канонам и определённым рамкам? Безусловно, было и такое. Общество ещё не было готово к архитектурному разнообразию в концепции одного здания. Сейчас, когда XXI век не возбраняет микс из абсолютно не похожих друг на друга направлений, нам сложно представить, каково было критикам середины XIX века. А между тем, новые здания казались инородными, неправильными, а сознание отказывалось принимать их за произведения искусства. Существует скептическое мнение, что появление эклектики как стиля связано с упадком в архитектуре, но можем ли мы согласиться с этим, глядя на шедевры того времени?
В 1830-1890 годах люди в Европе желали украсить улицы, сделать их максимально парадными и красиво обустроить новые жилые кварталы. Поэтому всё чаще стали обращаться к имитации классических строительных материалов. Появилось также тяготение к излишней роскоши, но лепные украшения и другие способы её воплощения зачастую смотрелись гротескно и не воспринимались всерьёз. Однако произведения великих мастеров того времени вошли в историю, ибо они восхищают своей гармоничностью.
Жемчужиной эклектики можно по праву назвать здание Парижской оперы Гарнье. Жан Луи Шарль Гарнье был не только французским архитектором периода эклектики, но и историком искусства. Поэтому неудивительно, что знания о творчестве минувших веков позволили ему, не придерживаясь заданных и нерушимых канонов, грамотно подойти к проектированию здания. Парижская опера – это эталон эклектической архитектуры в стиле «боз-ар», являющемся одним из ответвлений эклектики, которое воспевает и продолжает традиции барокко и итальянского ренессанса.
Гарнье считается идеологом данного стиля, среди характерных особенностей которого можно отметить насыщенный декор, использование барельефов и картушей, строгую симметрию. Распространялся же «боз-ар», что дословно переводится как «изящные искусства», благодаря парижской Школе изящных искусств. Там ученикам приходилось осваивать самые разные исторические стили, чтобы они могли угодить любому заказчику.
Кажется логичным, что если взять частички разных хороших вещей и совместить их, то они определённо друг другу не навредят. Представители болонской школы исходили из подобных умозаключений, используя в эклектике те стороны творчества разных мастеров Возрождения, которые казались им наиболее блистательными.
В России период эклектики принято разделять на «николаевский» и «александровский» этапы. Менялась не одна лишь политика. У архитектуры появлялись новые функции, поэтому и требования к ней становились иными. Если ампир предполагал, что постройки всех типов должны следовать единым правилам, то эклектика подразумевала уникальный подход к каждому отдельному случаю.
Архитекторы учитывали средства заказчика и предназначение самой постройки. Церковь ли проектирует мастер или же муниципальное здание? Частный ли это дом? А, может быть, речь идёт о настоящем доме-дворце, как в случае с великолепным архитектурным ансамблем Белосельских-Белозерских, построенном Андреем Ивановичем Штакеншнейдером в Санкт-Петербурге?
Одним из известнейших архитекторов первого этапа стал Константин Андреевич Тон. Среди его работ — храм Христа Спасителя в Москве, построенный в русско-византийском стиле, доходный дом на Малой Морской улице в Санкт-Петербурге, собор Рождества Пресвятой Богородицы в Красноярске (к сожалению, он был взорван в 1936 году). Русско-византийский стиль, изобретённый Константином Тоном, не прижился в русской архитектуре.
После окончания правления императора Николая I, который благоволил ему, перестали конструироваться постройки в духе Тона, но архитектор, как бы то ни было, внёс ощутимый вклад в развитие храмового зодчества.
Константин Михайлович Быковский – блестящий представитель второго этапа. Среди его творений можно назвать придел церкви Николая Чудотворца в Дербенёвском. Ее непростая история ведётся с далёкого 1635 года: церковь множество раз перестраивалась и видоизменялась, была закрыта советскими властями и вновь открыта после распада СССР. Работы по восстановлению храма ведутся и сейчас.
Константин Быковский также является автором старого здания Центрального банка на Неглинной улице в Москве. Фасад этого архитектурного сооружения был украшен лепниной и выглядел строго, но удивительно красиво.
Одним из известных произведений Быковского является храм иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине. Интересно, что давным-давно на месте храма была некая церковь, которую уничтожили в Смутное время, а затем восстановили и снова снесли. Быковский блестяще справился с «реанимацией» «места церковного» со столь длинной и запутанной историей. Храм выглядит аккуратно и в наши дни является украшением и изюминкой северного административного округа Москвы.
Мастером поздней эклектики считается Александр Никанорович Померанцев. Именно благодаря ему в Ростове-на-Дону появился первый многоэтажный доходный дом, принадлежавший купцу Генч-Оглуеву. В нём четыре этажа, последний из которых особенный – мансардный. В здании присутствуют элементы и готики, и барокко, и классицизма. В том же городе по проекту Померанцева было построено здание городской думы.
Итак, что же такое эклектика: хаос или гармония? Восхитительные примеры зданий этого стиля убеждают в том, что правильным ответом стоит считать второй.
характерные черты, особенности и примеры
В истории все повторяется: первый раз в виде драмы, второй — в виде фарса. Это справедливо и для двух периодов в русской архитектуре. Начало первого зародилось в 30-е годы XIX века и завершилось вместе с его окончанием. Начало второго происходило в 60-е годы века XX. В некотором смысле происходит до сих пор, слегка изменив параметры. Дело в том, что в XIX веке сформировалась архитектура эклектики, и в этом стиле построено большинство доходных домов России, которые и спустя полтора столетия достойно смотрятся на фоне других старинных зданий того же Санкт-Петербурга или Москвы.
А в середине XX века также начался бум хрущевок. Задачи перед архитекторами стояли такие же, как и 100 лет назад: обеспечить население квартирами. Сложно говорить о том, что эти постройки украсили улицы страны.
Предпосылки возникновения стиля
В XVIII веке в России преобладал стиль ампир: античность, колонны, неизбежный греческий фронтон. По классическим канонам строились усадьбы, дворцы и храмы по всей империи. Процесс был, можно сказать, отлажен, и все всех устраивало. Ну, или почти всех. Первыми начали критиковать античный стиль литераторы, среди которых можно назвать такие известные имена, как Гоголь, критик Белинский, философ Чаадаев, а также Герцен, которого, как говорят, «разбудили декабристы»… Таким образом, в обществе назревал протест и требовались перемены.
«Неистовый Виссарион» (Белинский) сформулировал концепцию, которая была призвана стать основой нового самобытного стиля в архитектуре: «Народность есть альфа и омега эстетики нашего времени».
Экономические условия
Все эти «брожения умов» совпали с изменениями в структуре общества: дворянство постепенно беднело и не могло позволять себе дорогие проекты, доживая своей век в античных усадьбах. Выделился класс промышленников и купцов, полет фантазии которых не был ограничен средствами. Практически все эти «новые русские», как, например, купцы Брусницыны, были из крестьянского сословия и предпочитали строить в канонах русского зодчества.
То есть возник некий запрос социума, на который архитектура должна была дать ответ.
Новое направление
Итак, общество настойчиво стремилось к возрождению народных традиций, а к середине XIX века было много разговоров о народной доле, продолжением которых стало известное «хождение в народ» студентов в 1861 году.
Поэтому тема народности должна была найти отражение в эстетике вообще и в архитектуре в частности, тем более что в 30-х годах позапрошлого века только ленивый не высказался с критикой стиля ампир.
Известный общественный деятель и реставратор Михаил Дормидонтович Быковский, ставший впоследствии основателем архитектурного общества в Москве, одним из первых сформулировал тезисы нового направления в зодчестве: антиакадемизм, национальное своеобразие, готический акцент, свобода творческого самовыражения и никаких ордерных канонов. Позже он дополнил их пояснениями. Так возник стиль в архитектуре — эклектика.
Впрочем, сам зодчий был приверженцем готического направления, что и подтверждает спроектированный им комплекс Марфино под Москвой, принадлежавший в то время дипломату Н.П. Панину. Его супруга графиня Софья Владимировна Панина и пригласила М.Д. Быковского для создания усадьбы, которая стала одним из ярких примеров эклектики в архитектуре. Кстати, знаменитый «Бал у Сатаны» снимался именно здесь.
Ложная готика
Итак, что же такое эклектика в архитектуре? Это направление, объединяющее множество стилей в одном строении. Архитекторы предпочитали другие названия эклектики: историзм, романтизм, ложная готика, русско-византийский стиль, а со второй половины XIX века — Боаз-ар, или Beaux-Arts.
Триумфальное шествие нового направления началось именно с нео-готики, которая тяготела к романтизму. Характерными чертами эклектики в архитектуре первой половины XIX века являлись: вертикальный акцент в сооружениях, утонченность шпилей, наличие богато декорированных башенок и скульптур, ажурное оформление фасадов. Здания, спроектированные с привлечением данных элементов, напоминали сказочные замки, создавая романтичное настроение. Этим они контрастировали с классической готикой той же Англии, которая отличалась мрачностью и аскетизмом.
Впрочем, со временем, когда данное направление стало использоваться в частном строительстве, архитектурные излишества постепенно уступили место строгости вертикальных форм, приближаясь к английским образцам.
Северная столица
Эклектика в архитектуре Петербурга представлена множеством зданий.
Одно из них расположено на Набережной реки Крестовки, под №12. Это бывший особняк графини Клейнмихель. Его отличительными чертами, выдающими готический стиль, являются характерные башенки, фонари, выполненные из кованного железа, а также решетки на окнах, довершающие образ замка. Здание построено в 1834 году и несколько раз перестраивалось. Еще в начале прошлого века здесь устраивались шумные балы. Дача княгини Салтыковой по улице академика Крылова, 4 — еще один из образцов стиля эклектики в архитектуре. Здесь присутствует все, что должно быть в готическом здании: башни, выполненные из дерева; прекрасно спроектированный фасад, акцентированный вход в здание в виде арки. Эта постройка также относится к 30-м годам позапрошлого века. В 90-е годы XX столетия она была восстановлена после длительного периода запустения.
Время нео-готики в России было коротким: около 20 лет. Однако это направление оставило свой заметный след в преображении многих городов империи, отметив начало изменений в общественных настроениях страны.
Следует отметить, что эклектика в архитектуре России разделяется на два периода: с 1830 по 1860 год был «николаевский» этап, а начиная с 1870 и до конца столетия — «александровский». И дело не только в смене государя, но и в появлении на социальной плоскости нового класса собственников, определяющего главенствующий стиль в градостроительстве.
Элементы стиля и их сочетание
Особенностями стиля эклектики в архитектуре России можно считать два момента.
- Использование компонентов всех имеющихся «исторических» направлений от нео-реннесанса до псевдо-русского, а также привнесенных на русскую «почву» экзотических стилей в виде индо-сарацинского и т. п.
- Изменение функции ордера, имевшего определяющее значение в стиле ампир, и ставшего в эклектике декоративной формальностью.
Важными особенностями эклектики в архитектуре были функциональность и универсальность. То есть сформированный ректором Императорской Академии художеств Константином Андреевичем Тоном «русско-византийский стиль» мог быть использован при строительстве храмов, но не частных зданий, при проектировании которых применялись в соединении другие направления. Общественные или производственные строения создавались с учетом их функций, а также имеющихся средств.
Таким образом, использование элементов декора или его минимизация, наличие отделки или в случае ее отсутствия, в целях экономии, строительство зданий из красного кирпича — все это могло варьироваться в зависимости от бюджета.
Подобной универсальностью стиль ампир похвастать не мог ввиду жестко закрепленных канонов.
Элементы декора
Множеством элементов декора отличались здания стиля нео-барокко — направления эклектики, к которому тяготел один из талантливейших архитекторов XIX века Андрей Иванович Штакеншнейдер.
Среди творений наследника изящного вкуса графа Растрелли (как его называли современники) почетное место занимает Дворец Белосельских-Белозерских, расположенный на перекрестке Невского проспекта и набережной реки Фонтанки.
Эспер Белосельский-Белозерский был не только вельможей, но и прекрасно разбирался в искусстве, а потому желал возрождения барочно-рокайльного стиля, популярного во времена Елизаветы. И проект дворца задуман был именно с этой целью. Здание известно не только тем, что на нем закончилось строительство частных дворцов на Невском, но и тем, что его владельцами были и члены императорской фамилии. Последним хозяином постройки стал банкир И.И. Стахеев.
Среди проектов, воплощенных в 1844 году Штакеншнейдером, был Мариинский дворец на Исаакиевской площади — прекрасный образец эклектики в архитектуре Санкт-Петербурга.
Псевдорусский стиль
Народное направление, и псевдорусский стиль широко использовался при проектировании зданий разного назначения. В XIX веке происходило формирование национального самоосознания, на волне которого возникло данное направление в архитектуре.
В нем органично сочетались многие элементы древнерусского строительства, а также стилизованные под вышивку и резьбу компоненты украшений. Постепенно стиль деревянных построек был перенесен на каменные.
Ярким образцом этого направления стал возведенный после покушения на Александра II Храм Спаса на Крови. Его автор — архитектор Парланд соединил множество элементов русского зодчества в своем проекте и выиграл конкурс, в котором принимали участие такие мастера, как Бенуа и Шретер.
Веяния Востока
Невозможно не отметить включенных в эклектику оттенков Востока, в частности, мавританского влияния на архитектуру. Эти элементы прекрасно контрастировали с холодным климатом нашей страны, привнося в него тепло и насыщенные цвета. Восточная традиция объединила в себе множество стилей завоеванных стран. К тому же она органично вписывается в классические формы в качестве экзотических акцентов: двери и окна, выполненные в характерной манере с применением цветного стекла; лепнина с загадочными сюжетами, галереи и арки, подчеркивающие своеобразие всего комплекса, орнаменты из цветного мрамора.
Это направление было полярным по отношению к ставшим уже привычными нео-готике и классицизму. Воронцовский дворец в Алупке, построенный архитектором Блором из Британии является воплощением мавританского влияния.
В Российской Империи было построено множество прекрасных произведений архитектуры в стиле эклектики, которыми мы и сегодня восхищаемся, отдавая дань мастерству и таланту их создателей. Кроме того, благодаря именно этому направлению, стало возможным формирование русского модерна. Но это уже другая история.