Экспрессионизм в архитектуре 20 века – Дюссельдорф. Кирпичный экспрессионизм, «иная» архитектура начала 20 века. — Дюссельдорф с Татьяной Щён
Экспрессионизм (архитектура) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 ноября 2014; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 ноября 2014; проверки требуют 3 правки.Экспрессионизм — архитектура Первой мировой войны и 1920-х годов в Германии («кирпичный экспрессионизм»), Нидерландах (амстердамская школа) и сопредельных странах, для которой свойственно искажение традиционных архитектурных форм с целью достижения максимального эмоционального воздействия на зрителя. Предпочтение нередко отдаётся архитектурным формам, вызывающим в памяти природные ландшафты (горы, скалы, пещеры, сталактиты и т. п.).
Ввиду тяжелого финансового состояния Веймарской республики наиболее смелые проекты сооружений в духе экспрессионизма остались на бумаге. Вместо строительства реальных зданий многим архитекторам приходилось довольствоваться разработкой временных павильонов для выставок, а также декораций театральных и кинематографических постановок.
Век экспрессионизма в Германии и сопредельных странах был краток. После 1925 г. ведущие архитекторы, включая В. Гропиуса и Э. Мендельсона, начинают отказываться от всяких декоративных элементов и рационализировать архитектурное пространство в русле «новой вещественности» (см. Баухауз).
Эмоциональный (в противовес рациональному) заряд современной архитектуры возрождается в послевоенный период под названием структурного экспрессионизма. Грандиозные объекты неоэкспрессионистской архитектуры разбросаны по всему миру — от Нью-Йорка (TWA Flight Center в аэропорту им. Кеннеди, арх. Эро Сааринен) до Австралии (Сиднейский оперный театр, арх. Йорн Утзон).
- Sharp, Dennis. Modern Architecture and Expressionism. George Braziller: New York, 1966.
- Pehnt, Wolfgang. Expressionist Architecture . Thames and Hudson, 1973. ISBN 0-500-34058-7
Экспрессионизм — Википедия

Экспрессиони́зм (от лат. expressio, «выражение») — течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Он представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, архитектуру, музыку и танец. Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе.
Экспрессионизм возник как болезненная реакция на уродства цивилизации начала XX века, Первую мировую войну и революционные движения. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Макке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх. Эстетизму и натурализму старшего поколения они противопоставляли идею непосредственного эмоционального воздействия на публику. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Принцип выражения преобладает над изображением

В широком смысле экспрессионистическим можно назвать искусство (вне зависимости от времени его создания), которое ставит перед собой задачу не столько воспроизведения действительности, сколько выражения порождаемых этой действительностью в авторе эмоциональных переживаний — при помощи различных смещений, преувеличений и упрощений. В этом смысле можно говорить об экспрессионизме (предельной эмоциональности, экзальтированности) творчества таких «старых мастеров», как Грюневальд и Эль Греко.
Полагают, что сам термин «экспрессионизм» был введен чешским историком искусств Антонином Матейчеком в 1910 году в противоположность термину «импрессионизм»:
Экспрессионист желает, превыше всего, выразить себя … <Экспрессионист отрицает…> мгновенное впечатление и строит более сложные психические структуры… Впечатления и умственные образы проходят через человеческую душу как через фильтр, который освобождает их от всего наносного, чтобы открыть их чистую сущность <…и> объединяются, сгущаются в более общие формы, типы, которые он <автор> переписывает их через простые формулы и символы.
Обращение немецких писателей и художников начала XX века к хаосу чувств происходило в контексте переоткрытия «дионисийского», иррационального начала искусства, о котором писал Ницше в трактате «Рождение трагедии» (1871).
Своими предшественниками немецкие экспрессионисты считали постимпрессионистов, которые в конце XIX века, открывая новые экспрессивные возможности цвета и линии, перешли от воспроизведения действительности к выражению собственных субъективных состояний. Драматические полотна Винсента ван Гога, Эдварда Мунка и Джеймса Энсора при всей индивидуальности манер этих художников пронизаны зашкаливающими эмоциями восторга, негодования, ужаса.
В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу «Мост», которая бунтовала против поверхностного правдоподобия импрессионистов, стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов. В программе «Моста» было много общего с французским фовизмом. Пытаясь разработать упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными до самого существенного формами, члены «Моста» обращались к творчеству Грюневальда и Альтдорфера, а также к искусству народов Африки. В предвоенные годы к «Мосту» примкнули Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Отто Мюллер.
Банальность, уродливость и противоречия современной жизни порождали у экспрессионистов чувства раздражения, отвращения, тревоги и фрустрации, которые они передавали при помощи угловатых, искорёженных линий, быстрых и грубых мазков, кричащего колорита. Предпочтение отдавалось цветам предельно контрастным с тем, чтобы усилить воздействие на зрителя, не оставить его равнодушным. Малопримечательные, на первый взгляд, картины современной уличной жизни получали под кистью экспрессионистов бьющую через край эмоциональную окраску.
В 1910 г. группа художников-экспрессионистов во главе с Пехштейном отделилась от Берлинского сецессиона и образовала Новый сецессион. В 1912 г. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник», идеологом которой выступал Василий Кандинский. Насчёт отнесения «Синего всадника» к экспрессионизму среди специалистов нет единого мнения. Художники этого объединения слабо озабочены кризисным состоянием общества, их произведения менее эмоциональны. Лирические и абстрактные ноты образуют в их работах новую гармонию, в то время как искусство экспрессионизма по определению дисгармонично.
Когда в Веймарской республике после 1924 года установилась относительная стабильность, невнятность идеалов экспрессионистов, их усложнённый язык, индивидуализм художественных манер, неспособность к конструктивной социальной критике привели к закату этого течения. С приходом к власти Гитлера в 1933 году экспрессионизм был объявлен «дегенеративным искусством», а его представители потеряли возможность выставлять свои работы или публиковаться.
Тем не менее отдельные художники продолжали работать в рамках экспрессионизма на протяжении многих десятилетий. Пастозные, резкие, нервные мазки и дисгармоничные, изломанные линии отличают работы крупнейших экспрессионистов Австрии — О. Кокошки и Э. Шиле. В поисках наивысшей эмоциональной выразительности французские художники Жорж Руо и Хаим Сутин резко деформируют фигуры изображаемых. Макс Бекман преподносит сцены богемной жизни в сатирическом ключе с налётом цинизма.
Из числа крупных представителей течения только Кокошка (1886—1980) застал возрождение всеобщего интереса к экспрессионизму в конце 1970-х гг. (см. неоэкспрессионизм).
Под экспрессионизмом применительно к литературе понимают целый комплекс течений и направлений европейской словесности начала XX века, включенных в общие тенденции модернизма. Главным образом литературный экспрессионизм получил распространение в немецкоязычных странах: Германии и Австрии, хотя определённое влияние это направление имело и в сопредельных европейских странах: Польше (Т. Мичинский), Чехословакии (К. Чапек), России (Л. Андреев), Украине (В. Стефаник) и др.
В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия» c 1914 по 1924 годы, когда в Германии работали Альфред Дёблин, Готфрид Бенн, Франц Верфель, Иван Голль, Август Штрамм, Альберт Эренштейн, Карл Эйнштейн, Отто Флаке и др. На немецком языке писали также авторы т. н. «пражской школы», которых при всей индивидуальности объединяет интерес к ситуациям абсурдной клаустрофобии, фантастическим сновидениям, галлюцинациям. Среди пражских писателей этой группы — Франц Кафка, Густав Мейринк, Лео Перуц, Альфред Кубин, Пауль Адлер.
Предвоенное время (1910—1914) рассматривается как период предэкспрессионизма, связанный с началом деятельности первых экспрессионистских журналов («Der Sturm», «Die Aktion») и клубов («Неопатетическое кабаре», «Кабаре Гну»). Георг Гейм, Георг Тракль и другие авторы того времени не называли себя экспрессионистами; они были причислены к их кругу литературоведами позднейшего времени. Вместо термина «экспрессионизм» в то время оперировали различными дефинициями: «Новый пафос» (Эрвин Лёвенсон), «Активизм» (Курт Хиллер) и др.
Экспрессионистская постановка в США 1930-х годовЭкспрессионистская драма возникла с опорой на наследие А. Стриндберга и Ф. Ведекинда. Психологизм драматургов предыдущего поколения, как правило, отрицается. Вместо индивидуальностей в пьесах экспрессионистов действуют обобщённые фигуры-символы (например, Мужчина и Женщина). Главный герой зачастую испытывает духовное прозрение и восстаёт против фигуры отца.
К примеру, в пьесе Кокошки «Убийца» (поставлена в 1909) упор сделан не на окружающем мире, а на психическом состоянии индивида, который изливает свою душу в длинных монологах. Его сложные для понимания речи выявляют душевный диссонанс и неспособность найти общий язык со старшими.
Помимо немецкоязычных стран, экспрессионистские драмы были популярны также в США (Юджин О’Нил) и России (пьесы Л. Андреева), где Мейерхольд учил актёров передавать эмоциональные состояния с помощью своего тела — резких движений и характерных жестов (биомеханика).
Той же цели передачи острых эмоциональных состояний танцора через его пластику служит экспрессионистский танец модерн Мэри Вигман (1886—1973) и Пины Бауш (1940—2009). Мир балета с эстетикой экспрессионизма познакомил Вацлав Нижинский; его постановка балета «Весна священная» (1913) обернулась одним из самых грандиозных скандалов в истории сценического искусства.
Гротескные искажения пространства, стилизованные декорации, психологизация событий, акцент на жестах и мимике — отличительные черты экспрессионистского кинематографа, который расцвёл на студиях Берлина с 1920 по 1925 годы. К числу крупнейших представителей этого движения относят Ф. В. Мурнау, Ф. Ланга, П. Вегенера, П. Лени.
Во второй половине 1920-х на смену экспрессионизму приходит «новая вещественность», представленная, в частности, фильмами Г. В. Пабста. Однако даже на исходе веймарского периода Фриц Ланг ставит крупнобюджетные фильмы, рассчитанные на самую широкую публику и содержащие, хотя и в «разбавленном» виде, основные элементы экспрессионистской эстетики, — «Метрополис», «Город ищет убийцу», «Завещание доктора Мабузе».
После прихода власти нацистов в 1933 году многие кинематографисты экспрессионистского направления, включая Ланга, перебрались в Голливуд, где внесли весомый вклад в формирование американских жанров фильма ужасов и фильма-нуар.
В конце 1910-х и начале 1920-х гг. архитекторы северогерманской кирпичной и Амстердамской групп использовали для самовыражения новые технические возможности, которые им предоставляли такие материалы, как усовершенствованный кирпич, сталь и стекло. Архитектурные формы уподоблялись объектам неживой природы; в отдельных биоморфных конструкциях той эпохи видят зародыш архитектурной бионики.
Ввиду тяжелого финансового состояния послевоенной Германии самые смелые проекты экспрессионистских сооружений, впрочем, остались невоплощёнными. Вместо строительства реальных зданий архитекторам приходилось довольствоваться разработкой временных павильонов для выставок, а также декораций театральных и кинематографических постановок.
Век экспрессионизма в Германии и сопредельных странах был краток. После 1925 г. ведущие архитекторы, включая В. Гропиуса и Э. Мендельсона, начинают отказываться от всяких декоративных элементов и рационализировать архитектурное пространство в русле «новой вещественности» (см. Баухаус).
Экспрессионистское направление в архитектуре возрождается в послевоенный период под названием структурного экспрессионизма. Грандиозные объекты неоэкспрессионистской архитектуры разбросаны по всему миру — от Нью-Йорка (TWA Flight Center в аэропорту им. Кеннеди, арх. Эро Сааринен) до Австралии (Сиднейский оперный театр, арх. Йорн Утзон).
Чаще всего о музыкальном экспрессионизме говорят применительно к композиторам Новой венской школы во главе с Арнольдом Шёнбергом. Любопытно, что с 1911 года Шёнберг состоял в переписке с В. Кандинским — идеологом экспрессионистской группы «Синий всадник». Они обменивались не только письмами, но также статьями и картинами. Двух мастеров сближало понимание того, что искусство проистекает из «объективной необходимости», которая не может быть объяснена словами. Музыка экспрессионистов воплотила в себе трагическое видение мира, порождённое столкновением высоких духовных устремлений с реалиями мировых войн. Её влияние чувствуется в произведениях крупнейших композиторов современности, как, например, К. Пендерецкого.
Альбомы, монографии, сборники статей[править | править код]
Энциклопедии, словари[править | править код]
- Ришар Лионель. Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка = Encyclopédie de l’Expressionnisme: Peinture et Gravure. Sculpture. Architecture. Littérature. La Scène expressionniste. Théâtre. Cinéma. Musique / Науч. ред. и авт. послесл. В. М. Толмачёв. — М.: Республика, 2003. — 432 с. — 5000 экз. — ISBN 5-250-01846-7.
- Энциклопедический словарь экспрессионизма / Гл. ред. П. М. Топер. — М.: ИМЛИ РАН, 2008. — 736 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-9208-0287-3.
Статьи[править | править код]
Европейский архитектурный экспрессионизм 1910 -1920 гг
Церковь Грундтвига (Копенгаген)
Начало прошлого столетия знаменуется большими переменами в искусстве большинства европейских стран. Хотя отмечающиеся явления отличаются друг от друга, в них легко можно разглядеть общее направление отказ от реализма, характерного для прошлого.
Намечались и серьезные перемены в обществе – капитализм входил в свою заключительную стадию. Ее антинародная сущность нашла свое отражение и в искусстве. Происходило отчуждение деятелей искусства от народа. Такой процесс сказался на качестве искусства – существенно его снизил. В таких условиях рождался экспрессионизм, который позднее был назван самым сложным и противоречивым направлением в современном искусстве, сплетая воедино тенденции реакционные и прогрессивные.
Кирхнер, Эрнст Людвиг
«Экспрессионизм» означает «выражение». Первое упоминание о нем встречается в журнале «Штурм», в публикации философа Воррингера 1911 года. В своем привычном смысле термин попал в выставочный каталог «Синего всадника» в 1912 году. Слово прижилось и стало обозначать произведения, в которых действительное претерпевает изменения для большей выразительности отражения внутреннего мира мастера. Особенно полюбился данный стиль деятелям искусства Германии. Э.Л. Кирхнер – считавшийся идеологом экспрессионизма Германии – полагал, что стиль является проявлением особенных свойств немецкой нации. Возможно, поэтому стиль развивался и был популярен в основном в Германии и Австрии. Стоит, однако заметить, что плачевное положение Германии после войны не позволило реализовать самые интересные проекты экспрессионистов. В основном архитекторы проектировали лишь выставочные павильоны и декорации.
Кирхнер Эрнст Людвиг. Автопортрет с натурщицей
Как уже было отмечено, своей специфичностью архитектура двадцатого века обязана сложным историческим процессам. Однако главную роль в ее формировании сыграли все-таки функциональные, композиционные и технические открытия конца девятнадцатого века. Важно отметить также создание новых стройматериалов с совершенно новыми технологическими свойствами, что позволило архитекторам облачать в проекты свои самые смелые задумки, сформированные исходя из возможности и особенностей процесса освоения новых материалов, создания необычных форм.
Произведения архитектуры, выполненных в стиле «экспрессионизм» характеризуются эмоциональной выразительностью композиции. Для достижения ее использовались различные приемы. Например, острые архитектурные формы, их гротескность, деформация и даже отказ от традиционного построения композиции и формирование ее в соответствии с принципами скульптуры. Конструкции эпохи экспрессионизма биоморфны, формы уподобляются объектам неживой природы. Некоторые специалисты считают проекты, созданные в это время экспрессионистами прародителями бионических направлений в архитектуре.
Ярчайшими представителями этого художественного направления считаются мастера как: Э. Мендельсон, Г. Шарун, Г. Пёльциг, Х. Хэринг.
Эрих Мендельсон, башня-обсерватория Эйнштейна
Строением, отражающим суть экспрессионизма, как архитектурного направления, является Башня-обсерватория Эйнштейна. Формы здания, выполненные из железобетона — монолитны, поэтому обсерватория напоминает скульптуру. Архитектурные формы башни явно преобладают над решением её внутренних пространств.
Рудольф Штайнер, Гётенеум
Не менее интересно здание-скульптура, возведенное в 1923 году в Дарнахе. «Гётенеум» спроектировал известный философ-антропософ Р.Штайнер.
Использование новых для того времени конструктивных решений – каркасов, ленточных окон и плоских крыш становится возможным в сочетании с отрицанием аскетизма их композиции. Например, в работах Мендельсона ясно просматривается противопоставление ортогональности и криволинейности форм, ассиметрия. Он делает объемными угловые участки и торцы, частью композиции становятся объемные башни (в которых располагаются лестницы).
Проектируя кинотеатр «Универзум» Мендельсон экспериментирует с контрастными полихромными декорациями фасадов, фактурой их отделки. Два объема в форме подковы установлены на опоры в форме столбов. Объемы сами по себе контрастируют. Так нижний выполнен большего диаметра, чем верхний. По всей поверхности нижнего объема расположены ленточные окна. Верхний объем окон не имеет. Вертикаль рекламной башни, врезающаяся в концентрические объемы, также является элементом контраста. Башня облицована с использованием светлых тонов, тогда как цилиндры выполнены из темного цвета.
Динамичность конструкциям фабрики по изготовлению шляп в Люкенвальде и цеха фабрики в Ленинграде придают башни-врезки в их основные протяженные формы.
Экспрессионизм как архитектурный стиль существовал в Европе недолго. Перешагнув двадцатые, архитекторы начали расставлять акценты иным образом. Их больше привлекала рационализация пространства, нежели декоративные элементы. Стиль получил второе дыхание в послевоенное время.
24. Архитектурный экспрессионизм (э) в XX веке.
Экспрессиони́зм (от лат. expressio, «выражение») — авангардистское течение в европейском искусстве, получившее развитие в конце XIX — начале XX века, характеризующееся тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образа(ов) (обычно человека или группы людей) или эмоционального состояния самого архитектора.
Политические и экономические проблемы начала ХХ века после событий Первой Мировой войны создают условия для проявления (Э) в архитектуре. Нежелание архитекторов продолжать проекты, начатые до войны, которая принесла Германии сокрушительное поражение, послужило толчком к поиску новых решений.
Архитектура (Э) была попыткой перенести выразительность плоскостных искусств на трехмерные произведения архитектуры.
Черты (Э): контраст ортогональных форм с криволинейными, динамичную асимметрию, выделяя объёмом или формой угловой участок или торец здания. Башенные объемы (чаще с вписанной в них лестницей), полихромные решения фасадов с контрастами цвета и фактуры, преувеличенно выступающие профили, пластическая динамичность объемов, эмоциональная выразительность композиции, заострённость, деформация привычных арх-ных форм, искаженная форма, фрагментированная линия, органические формы, большое количество скульптурных форм, использование кирпича и бетона, отсутствие симметрии, работа “в стол” – множество проектов, которые так никогда и не построили.
Центром возникновения архитектуры (Э) в 1920-х гг. становится Германия, а её ведущими мастерами Э. Мендельсон, Г. Шарун, Г. Пёльциг, Г. Хёринг.
Наиболее ярким в этот период было творчество Э. Мендельсона, осущ. к началу 1930-х гг. большинство своих крупных произведений. Символом (Э) в арх-ре стало построенное им в 1921 г здание астрофизической лаборатории в Потсдаме, более известное под названием «Башня Энштейна». Оно запроектир. как здание-скульптура с пластичными монолит. ж/б формами, почти исключ. ортогональные сопряжения. В арх-ре башни её объёмная форма явно преобладает над решением внутр. пространств.
Изучение конструктивных особенностей материалов нашло отражение в проектах универмагов, построенных Эрихом Мендельсоном в Бреслау, Штутгарте, Хемнице и Берлине (1927-31 гг.).
Объёмно-планировочная структура его объектов определена функционально-технологическими требованиями. Использует современные конструкции каркаса, ленточные окна, плоские крыши, динамичную асимметрию, выделяя объёмом или формой угловой участок или торец здания, вводит в композицию башенные объемы чаще с вписанной в них лестницей, применяет полихромные решения фасадов с контрастами цвета и фактуры отделочных материалов фасадов. Эти приёмы в разнообразных вариантах были им применены для зданий многоэтажных универмагов в Штутгарте, Бреслау, Хёмнице.
Наиболее ярко эти композ. приемы отражены в многофункциональном здании с кинотеатром «Универсум», построенном Мендельсоном в Берлине в 1926 — 1928 гг. Монотонным протяженным объёмам промышленных зданий шляпная фабрика в Люкенвальде под Берлином, или белильного цеха текстильной фабрики в Ленинграде динамизм придавала врезка в основной объём технически обусловленных башенных объёмов.
К середине 1930-х гг. экспрессионизм уходит с архитектурной сцены, чтобы в 1950-1970-х гг. проявится вновь; очень яркими произведениями, как архитекторов старшего /Ле Корбюзье, Г. Шарун/, так и среднего /Э. Сааринен, О. Нимейер, И. Утцон/ поколений.
С 1950-х гг. направление получает наименование неоэкспрессионизма.
Экспрессионизм в архитектуре — Экспрессионизм
ЭКСПРЕССИОНИЗМ — в архитектуре представляет собой ветвь общего экспрессионистического направления в искусстве, объединившего литературу /Ф. Кафка/, музыку /А. Скрябин, А. Шёнберг, Г. Малер/, кино /Р. Вине, Р. Райнер/, изобразительные искусства /В. Кандинский, К. Кольвиц, П. Клее/. Если в литературе и музыке экспрессионизм сформировался в самом начале века, то в архитектуре его первые яркие проявления относятся к 1919?1922 rr. Они первоначально проявляются в компоновке сценографических пространств, особенно в интерьерах фильмов Р. Вине: динамичные декорации с неожиданными и таинственными источниками света, наклонными стенами и каскадами ведущих в никуда лестниц. Всё это формировало эмоциональную, полу мистическую атмосферу действия. После всемирного успеха фильма Р. Вине «Кабинет доктора Калигари» /1920 г/ это направление в искусстве сценографии удостоилось термина «калигаризм».
Характерные черты — возвращение к национальной специфике и романтизму XIX века, яркость и индивидуальность замысла, прямые отсылки к формам естественной природы при общей функциональности, чистоте линий, тяготении к современным материалам. Крупнейшие представители — Эрих Мендельсон, финны Эро Сааринен и Алвар Аалто; ключевые произведения — Сиднейский оперный театр (арх. Йорн Утцон) и Олимпийский центр в Токио (арх. Кендзо Танге).
Экспрессионистическим архитектурным произведениям присуща подчёркнутая эмоциональная выразительность композиции, иногда достигаемая за счёт заострённости, гротескности, нарочитой деформации привычных архитектурных форм, либо вообще отказа от них с формированием композиции по принципам скульптуры.
Центром возникновения архитектуры экспрессионизма в 1920-х гг. становится Германия, а её ведущими мастерами : Э. Мендельсон /1887- 1953/, Г. Шарун /1893-1972/, Г. Пёльциг /1969-1926/, Г. Хёринг /1882-1958 гг./.
Наиболее ярким в этот период было творчество Э. Мендельсона, осуществившего к началу 1930-х гг. большинство своих крупных произведений.
Символом экспрессионизма в архитектуре стало построенное им в 1921 г здание астрофизической лаборатории в Потсдаме, более известное под названием «Башня Энштейна». Оно запроектировано как своеобразное здание-скульптура с пластичными монолитными жел
Экспрессионизм | Архитектура и Проектирование
Афиша фильма «Кабинет доктора Калигари» |
Вместо фантазии поставьте реальность, сознание, рассудок… нереальное чувство, воображение… Никакой сухой практичности, никакой боязни пространства… Фантазию, в которой присутствуют пространство, свет и цвет.
Эрик Мендельсон
Экспрессионизм в архитектуре представляет собой ветвь общего экспрессионистического направления в искусстве, объединившего литературу (Ф. Кафка), музыку (А. Скрябин, А. Шёнберг, Г. Малер), кино (Р. Вине, Р. Райнер), изобразительные искусства (В. Кандинский, К. Кольвиц, П. Клее).
Если в литературе и музыке экспрессионизм сформировался в самом начале века, то в архитектуре его первые яркие проявления относятся к 1919-1922 годам. Они первоначально проявляются в компоновке сценографических пространств, особенно в интерьерах фильмов Р. Вине: динамичные декорации с неожиданными и таинственными источниками света, наклонными стенами и каскадами ведущих в никуда лестниц. Всё это формировало эмоциональную, полу мистическую атмосферу действия. После всемирного успеха фильма Р. Вине «Кабинет доктора Калигари» (1920 г.) это направление в искусстве сценографии удостоилось термина «калигаризм».
Экспрессионистическим архитектурным произведениям присуща подчёркнутая эмоциональная выразительность композиции, иногда достигаемая за счёт заострённости, гротескности, нарочитой деформации привычных архитектурных форм, либо вообще отказа от них с формированием композиции по принципам скульптуры.
Центром возникновения архитектуры экспрессионизма в 1920-х годов становится Германия, а её ведущими мастерами — Эрик Мендельсон (1887- 1953), Г. Шарун (1893-1972), Г. Пёльциг (1969-1926), Г. Хёринг (1882-1958)
Наиболее ярким в этот период было творчество Эрика Мендельсона, осуществившего к началу 1930-х годов большинство своих крупных произведений.
Символом экспрессионизма в архитектуре стало построенное им в 1921 году здание астрофизической лаборатории в Потсдаме, более известное под названием «Башня Энштейна». Оно запроектировано как своеобразное здание — скульптура с пластичными монолитными железобетонными формами, почти исключающими ортогональные сопряжения. В архитектуре башни её объёмная форма явно преобладает над решением внутренних пространств.
Другим ярким примером здания-скульптуры периода раннего экспрессионизма служит «Гётенеум» в Дарнахе (1923-1928 годы) — здание штаб-квартиры антропософов. Автором проекта был не архитектор, а философ Р. Штайнер — основатель антропософской школы.
Начало Первой мировой войны застало антропософов за строительством Гетеанума в Дорнахе (Швейцария). Это здание, по словам Штайнера, должно было стать «свидетельством того, что духовная наука может принести современной цивилизации» (1914 г.). Многие антропософы, с трудом перебираясь через границы враждующих государств, участвовали в этой созидательной работе. Здание включало в себя также скульптурную группу «Представитель человечества», в которой Представитель человечества (Христос) изображен в окружении двух сил, намеревающихся увести человечество с пути, предназначенного ему духовным миром, — Люцифера и Аримана. Эта группа — единственное, что уцелело, когда в 1923 г. здание было уничтожено в результате пожара. Сегодня в Дорнахе находится новый Гетеанум, который был построен уже после смерти Штайнера по его эскизам. В нем расположено руководство Всемирного антропософского общества.
В 1920-е — начале 1930-х годов Эрик Мендельсон проектирует и строит много гражданских, промышленных и многофункциональных объектов в Берлине, Хёмнице, Штутгарте, Бреслау, Ленинграде и др. городах. В этих сугубо коммерческих объектах, где объёмно-планировочная структура жестко предопределена функционально-технологическими требованиями, Мендельсон не отказывается от экспрессионистических решений композиции, заявленных им в 1919-1920-м годах эскизными проектами разнообразных сооружений.
Используя, подобно функционалистам, современные ему конструкции (каркас, ленточные окна, плоские крыши и прочее), он отрицает их композиционный аскетизм. В отличие от ортогональных, монохромных решений модернистов, Мендельсон использует контраст ортогональных форм с криволинейными, динамичную асимметрию, выделяя объёмом или формой угловой участок или торец здания, вводит в композицию башенные объемы (чаще с вписанной в них лестницей), применяет полихромные решения фасадов с контрастами цвета и фактуры отделочных материалов фасадов.
Эти приёмы в разнообразных вариантах были им применены для зданий многоэтажных универмагов в Штутгарте, Бреслау, Хёмнице. Наиболее ярко эти композиционные приемы отражены в многофункциональном здании с кинотеатром «Универсум» (ныне театр Шаубюне), построенном Мендельсоном на Курфюрстендамм в Берлине в 1926 — 1928 годах.
Два концентрических подковообразных объёма (зрительного зала и опоясывающего его фойе) поставлены на столбчатые опоры и контрастны: нижний — большего диаметра — имеет по всей протяженности ленточные окна, верхний — глухой. Контрастны они и по цвету облицовки. Но наибольший контраст предусмотрен автором между низкими и криволинейными объёмами и высокой башней — плоской пластиной, врезанной в этот объём. При этом башня своей светлой облицовкой контрастирует с темными тонами облицовки цилиндрических объёмов.
Монотонным протяженным объёмам промышленных зданий (шляпная фабрика в Люкенвальде под Берлином, или белильного цеха текстильной фабрики в Ленинграде) динамизм придавала врезка в основной объём технически обусловленных башенных объёмов.
К середине 1930-х годов экспрессионизм уходит с архитектурной сцены, чтобы в 1950-1970-х годах проявится вновь; очень яркими произведениями, как архитекторов старшего (Ле Корбюзье, Г. Шарун), так и среднего (Э. Сааринен, О. Нимейер, И. Утсон) поколений. С 1950-х годов направление получает наименование неоэкспрессионизма.
Дюссельдорф. Кирпичный экспрессионизм, «иная» архитектура начала 20 века. — Дюссельдорф с Татьяной Щён
Хорошо, что в Германии (а для меня особенно — в Дюссельдорфе, чтоб всегда «под рукой было») сохранилось немало зданий, построенных в довольно редко встречающемся стиле так называемого кирпичного экспрессионизма (Backsteinexpressionismus) — имевшем место быть в первой трети XX века. В интернете обидно мало про этот выразительный стиль рассказано…
Есть, конечно, несколько «значительных» архитектурно-исторических примеров (но они не у нас, и я про них поэтому не буду), а покажу незначительное, но милое, повседневно-бытовое, кирпичное со столетней историей — из Дюссельдорфа, конечно.
Три двери таких кирпичных и экспрессионистских домов, к примеру: Над дверью тоже не просто так, а выразительно! … каждый угол обыгран: и внутренний,.. … и выступающий!
Замечательный этот стиль, кирпичный экспрессионизм, получил особо широкое распространение в Рурской области с её угольными шахтами и сталелитейными заводами. Здесь он, похоже, даже стал типичным региональным стилем (как когда-то — кирпичная готика). И даже несмотря на разрушительные бомбардировки, достаточно много примеров этого стиля в повседневном и жилом осталось в северных регионах и рейнско-вестфальской промышленной области, опять же — тут, в наших землях (иначе надо ехать за этим стилем в Бремен и Гамбург).
Данный стиль соответствует периоду между двумя мировыми войнами, когда такой, как оказалось, «выразительный кирпич» динамичных и противоречивых «золотых двадцатых» годов предшествовал «гранитно-мраморному» нацистскому третьему рейху с неоклассицизмом и необузданной гигантоманией.
Конспектирую пару умностей про экспрессионизм в архитектуре: он построен на контрасте, с криволинейнойстью форм, динамичной асимметрии, выделяя объёмом или формой угловой участок или торец здания.
Архитектурным произведениям этого стиля присуща подчёркнутая эмоциональная выразительность композиции, иногда достигаемая за счёт заострённости, гротескности. А тут ещё добавляем кирпичи — лаконичные, простые, строгие формы, но и они могут очень увлекать «игрой правильных геометрических форм».
«Кирпичная патина жадно впитывает в себя дневной свет, а после дождя становится более сочной и контрастной» — цитату беру из статьи «Немецкой волны» (и далее — отчасти — по материалам их уважаемых мной толковых публикаций) — с благодарностью за их просветительство.
Вот — жилые дома в Бенрате, например, какие:
«Кирпичный экспрессионизм как стиль возник и развивался в Германии параллельно с функционально-экономичной школой Баухауса (Bauhaus), которая осознанно отказывалась от любых декоративных украшений.»
А дальше — уже совсем лекционно, так как у меня здесь подборка для специальной «архитектурной» экскурсионной тематики.
Мастера того времени разработали собственный орнаментальный язык — с многочисленными углами, рёбрами, разными горизонтальными и вертикальными формами.
Тем самым архитекторы, да и простые строители пытались передавать динамику и напряжение бурной послевоенной эпохи, прогресс и радостное (поначалу) предвосхищение будущего.
Искусство экспрессионизма развивалось на фоне резких психологических потрясений и переломов, вызванных первой мировой войной. Поколение, травмированное «бойней» мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Макке), «воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх». А один из идеологов немецкого экспрессионизма, Э. Л. Кирхнер, даже считал это проявлением специфических свойств немцев…
Общий принцип экспрессионизма — деформация изображения во имя передачи экспрессии переживания или подсознательного импульса. В основном эта деформация связана с эстетикой уродливого и является «средством выражения индивидуального протеста художников против морали, этики и эстетических представлений окружающего общества того времени». Самое важное в объекте предельно заострялось.
Что мы имеем из материалов: обычный обожжённый кирпич (Backstein) и клинкерная плитка (Klinker), поэтому стиль иногда называют не «кирпичным«, а «клинкерным» экспрессионизмом (Klinkerexpressionismus).
«Чтобы придать неожиданные акценты, во время отделки фасадов иногда использовали клинкерные плитки, выбивавшиеся из общей тональности (а по большому счету даже — плитки бракованные, с необычными оттенками.
Что касается цветовой гаммы в целом: архитекторы могли выбирать между многочисленными оттенками красного и коричневого тонов и вплоть до фиолетовой плитки».
На этом фоне эффектно смотрятся сдержанное каменное обрамление основных деталей (а также ослепительно белые рамы) и, как правило, высоких и узких оконных проемов, напоминающих бойницы средневековых крепостей.
Из кирпичей и обожжённых плиток выкладывались самые разные орнаменты и узоры, что оживляло фасады и придавало им вертикальный и горизонтальный ритм. Кое-где художники и архитекторы умудрялись создавать из кирпичей практически скульптурные изображения. Или, как назвать эти вот (немного ранее предвосхитившие этот самый экспрессионизм кирпичные мозаики протестанской церкви Воскресения в Дюссельдорфе (в районе Оберкассель)?
Очень рекомендую: Auferstehungskirche — Düsseldorf-Oberkassel, Arnulfstraße 33.
…И пусть оно было построено в 1913 году (в период югендштиля и ещё не прекратившего своё влияния стиля историзма) и имеет очень много нео(псевдо)-барочных элементов. Но «предчувствие» экспрессионизма есть: здание кирпичное, имеет крышу «сложной» формы и большое количество кирпичных украшений: декоративную кладку стен и даже «окон», заменяя художественное стекло витражей. В архитектуре храма переплетаются черты традиционных немецких крепостных сооружений (а, вместе с тем, и готики), барокко и экспрессионизма.
Внушительный фасад с его сильным вертикальным строем ведёт глаза к небу, а за щипцом преувеличеной высоты — «многоэтажная» крыша… Очарование старого «доброго» кирпича — со следами изнашивания и ломаного края. Согласитесь, это уже геометрические формы кирпичного экспрессионизма с классической вертикалью готической архитектуры.
Ещё одна «видная» достопримечательность — «высотка» Вильгельм-Маркс-Хаус (построено в 1922-24 годах) в центре Дюссельдорфа.
Несомненно, замечательный пример — Тонхалле (Tonhalle) и Эренхоф (Ehrenhof), а также: — Рейнская Терасса (Rheinterrasse), — главный вокзал города, жилые дома на улицах: — Kaiserswerther Straße, — Cecilienallee, — Lützowstraße и — на площади Golzheimer Platz.
К середине 1930-х годов — было не до выразительности — экспрессионизм ушёл с архитектурной сцены, оказав влияние на ар-деко, деконструктивизм и органическую архитектуру (многие архитекторы, начинавшие творить именно в этом ключе, сыграли потом важную роль в развитии последующих стилей).
«Идеи экспрессионизма, с их повышенным вниманием к выразительности и яркой образности, проявившись в 1920-х годах, получили свое дальнейшее развитие в архитектуре западных стран 1960-х годов. В Советском Союзе яркого проявления экспрессионизма не отмечалось, хотя черты его, безусловно, проявлялись у архитекторов-авангардистов, в частности …в творчестве архитектора К. Мельникова». «Современная зарубежная архитектура: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений», автор: О. В. Орельская