Элементы готической архитектуры – «ГОТИКА Основные элементы архитектуры. Готика – художественный стиль, господствующий в европейской архитектуре в XIII – XV вв. Слово происходит от итал.». Скачать бесплатно и без регистрации.
колонны, окна, нервюры, пинакли и другие
Элементы готического собора определяют его образ. Собор Кельна (Kölner Dom) (1248-1437 гг, 1842-1880 гг.)
Основным готическим элементом, определяющим величественный образ соборов, является каркасная система несущей конструкции здания, благодаря которой стал новый способ распределения нагрузки.
Любое здание испытывает следующие виды нагрузок: собственный вес, а также дополнительный вес, например, от снега. Нагрузки передаются на фундамент через несущие конструкции
Каркасная система возникла на основе крестового свода романского периода: зодчие того периода иногда между распалубками крестовых сводов выкладывали каменные «ребра», выступающие наружу. В то время подобные ребра имели декоративное значение. Готические архитекторы внесли новаторскую идею, задавшую общую тенденцию стилю: ребра, служившие для украшения романских зданий, превратились в нервюры, которые составили основу каркасной системы. Массивный романский свод сменился ребристым сводом из диагонально перекрещивающихся ребер-нервюр. Пространство между ребрами заполняли легкой кладкой из камня или кирпича.
Нервюры свода в церкви Сан-Франциско в Ассизи.
Церковь Сан-Франческо в Ассизи — базилика Святого Франциска при монастыре Санто-Конвенто ( La Basilica di San Francesco d’Assisi) — храм ордена францисканцев в городе Ассизи. Италия. Архитектор брат Илия Бомбардоне. 1228-1253 гг.
Нервюрный свод позволял перекрывать пространства неправильной формы, и, кроме того, усадка грунта, которая была характерна для романских зданий, готическим зданиям была не страшна. Благодаря нервюрному своду уменьшился боковой распор и вертикальная нагрузка. Свод перестал опираться на стены зданий, он стал легким и ажурным за счет перераспределения нагрузок. Толщина стен уже не влияла на несущую способность здания. В результате из толстостенного массивного сооружения, благодаря новым готическим элементам, здания превратились в тонкостенные. Давление от свода передавалось на столбы-устои, колонны, перераспределяя боковой распор со стен на архитектурные готические элементы: аркбутаны и контрфорсы.
Аркбутан представляет собой арку, построенную из камня. Аркбутаны предназначались для передачи давления от сводов на опорные столбы – контрфорсы. В ранний период готического стиля аркбутан был рассчитан на прием только боковой нагрузки, затем его стали строить таким образом, чтобы он принимал также и часть вертикальных нагрузок. Арки изначально строили под крышами зданий, но поскольку такая конструкция мешала освещению внутренних помещений храмов, их стали создавать снаружи строения. Различаются двухпролетные, двухъярусные варианты подобных арок, а также комбинированные конструкции. Контрфорс- элемент готической архитектуры — представляет собой столб, который должен придать стене большую устойчивость, противодействовать распорной силе сводов. Контрфорсы отстояли от стен на несколько метров и были соединены со строением аркбутанами – перекинутыми арками.
Аркбутаны Страсбургского собора (Cathédrale Notre-Dame – Собор Девы Марии. Не завершен. Начало строительства — в 1015 году, Северная башня (1439 г.) построена по проекту кельнского зодчего Иоганна Хюльца. Южная башня не достроена).
К архитектурным готическим элементам относятся: — Пинакль— архитектурный элемент, который устанавливали с целью предотвращения сдвигающих усилий. Пинакль — это остроконечная башенка, которую устанавливали на вершину контрфорса в том месте, где к нему примыкает аркбутан. – Арка. В готике отказались от полуциркульной арки и заменили их на стрельчатые.
Архитектурные готические элементы.
Готические колонны в Йоркском соборе (Йорк Минстер — Собор Святого Петра в Йорке. Англия. Собор был заложен в 13 веке, строительство продолжалось 250 лет. Реставрационные работы после пожара 1984г. были окончены в 1988 г.)
Иногда внутри собора для ряда мероприятий устраивают газон.
Важный элемент готической архитектуры, выполняющий двойную функцию – несущую и декоративную – столб-устой или колонна. Ствол готической колонны обычно представлял собой правильный цилиндр. Для того, чтобы давление от колонны равномерно распределялось по опорной поверхности, между стволом колонны и фундаментом, который его поддерживает, создавали расширенное основание рядами дополнительной кладки – цоколь. В ранней готике углы цоколя срезаны (собор в Шартре), или убрано целиком вертикальное ребро (собор Парижской Богоматери). Удаление углов делали для того, чтобы цоколь занимал меньше места. Столб-устой с цилиндрическим стволом, установленный у стены, имели высоту от пят нервюр до пола. Отдельно стоящие готические колонны представляли собой опору, на которой пучок колонн стоит на «пяте» — одной массивной опоре, окруженной примыкающими к ней тонкими колоннами. Например, как в Реймском соборе на фото выше. Верхние стволы колонн обрываются на абаке, а нижняя часть устоя сводится к цилиндрическому стволу (как в Соборе Парижской Богоматери) или стволу, усиленному пучком колонн вокруг основного столба. Подобные готические колонны характерны для 12-13 веков.
Абак (abax) – элемент в архитектурных ордерах. Представляет собой верхнюю плиту капители колонны, полуколонны, пилястры. Обычно имеет в дорических и ионических ордерах квадратные очертания с прямыми краями, в коринфском ордере — вогнутые края.
Готические колонны также могли представлять собой пучок тонких колонн, монолитно соединенных с основным устоем. В некоторых сооружениях опоры устанавливали под каждый конструктивный элемент, например, составляли несколько колонок в виде трилистника, как в церкви Сент-Урбан в Труа (под три вала одной нервюры). Такое разделение нагрузки путем установки колонн под архитектурные элементы характерно для строений 14 века. В церкви Сен-Назэр в Каркассоне, архитекторы готическую колонну сделали вертикальным продолжением нервюры, а ее поверхность украсили фестонами. Нервюра и колонна получают многоугольные профили для увеличения прочности.
Церковь Сан-Назэр. Каркассон. 13-15 вв.
База готической колонны — основание, подножие опоры, ее размер определялся высотой обрабатываемой каменной глыбы. Например, в соборе Парижской Богоматери, где в строительстве использовались камни неодинаковой величины, базы колонн имеют различную высоту: для баз (как и для капителей готических колонн), единство размеров не соблюдалось. Готическое окно Изменение государственной структуры, усиление государств, окончание междуусобнических войн дали возможность развиваться инженерной мысли, реализовывать смелые идеи в архитектуре. Философия Божественного света, популярная в католичестве означала изменение религиозного мировоззрения: мир представлял собой не вместилище греха, а становился частью Божественного промысла. Большое окно являлось важнейшим декоративным готическим элементом и означало отказ от отрешения от мира, затворничества, стремления ощутить краски мира, связь с Высшими силами. Важным элементом в готике становится освещение храма, поэтому на первое место выходят окна. Благодаря новой структуре свода, стены освободились от нагрузки, и стало возможным прорезать их большими окнами — после 1150 года началось постепенное утончение стен, усложнение и увеличение оконных проемов. Хорошее освещение в храме создавало ощущение легкости, парения.
Витраж кафедрального собора Реймса.
Готические окна заполняли практически всю поверхность стен. Окна в готике украшали разноцветными витражами, что еще больше усиливало эффект присутствия «Божественного света» в помещении храма. Красные, фиолетовые и синие тона витражей создавали эмоциональный подъем, стремление к духовности. К концу 12 века Франция превратилась в «витражную мастерскую»: считается, что здесь находится половина всех средневековых витражей Европы — около 150 000 кв. м. Формы готических окон разнообразны: стрельчатые окна, окна-розы, окна-медальоны круглые, четырехугольные, эллиптические с изображением исторических сюжетов. Рассмотрим особенности окна-розетки. У окна-розы (розетки) прообразом было античное круглое отверстие в стене, которое превратилось в романский период в окно на западной стене храма. Первые окна-розы появились во французском зодчестве после крестовых походов, около 1200 года, и очень быстро стало популярным среди архитекторов Франции, особенно на севере страны. В течение 12 века круглые окна-розы увеличивались в размерах, пока не достигли ширины нефа. Розу застекляли витражом. Устанавливали такое готическое окно обычно на западном фасаде, над центральным порталом. Перекладины окна-розы составляли радиальный узор из серии расходящихся от центра узоров. Готическое окно-роза являлось религиозным и философским символом единства мироздания, равновесие, печать Соломона. Геометрия окна-розы проявлялась в точном размещении каждого элемента фигуры, центра, концентрических перегородок. Встроенные перегородки окна в виде треугольников, квадратов, звезд, кругов символически указывают на соединение материи и духа, небесного и земного, конечного и бесконечного, вечного и смертного. Считалось, что геометрия окон-розеток основана на взаимозависимости элементов, «ряде Фибоначчи», золотом сечении.
Фибоначчи (математик XIII в.). Ряд Фибоначчи основан на арифметической прогрессии, когда каждый следующий элемент математического ряда является суммой двух предыдущих. Этот математический ряд связывают со структурами растительного мира (например, со структурой расположения листьев на стебле растения).
Готические окна внесли особый вклад в «одушевление» искусства готики благодаря витражам, создающим игру света внутри храма. Богословы того времени считали, что витражи способны просветлять человека и удерживать его от дурных поступков. Витраж составляли из кусочков стекла разного цвета и прозрачности, собранных с помощью свинцовых соединений.
Витраж в Сен-Дени. Авторство оконных витражей приписывают аббату Суггерию. На витражах Сен-Дени изображены исторические и библейские сцены, они объединены единым сюжетом.
Готическое окно было призвано создавать особый духовный настрой при помощи витражей. Визажисты создавали эскиз на деревянных панелях, наносили основным контуры, по которым затем крепили куски стекла свинцовыми полосами. Широко применяли и гризайль – роспись по стеклу красками из окислов железа или меди, которые наносили на стекло и затем фиксировали на нем при помощи нагрева. Стекло при этом становилось менее прозрачным, хотя в массе окраску не меняло. Когда научились создавать сплав серебра, сурьмы, желтой охры, его стали наносить на стекло, обжигать и в результате получали желтое стекло. Благодаря этому открытию витражи пропускали больше света в помещение, но теряли насыщенность и яркость изображения. После окраски всех кусочков стекла, их обжигали в печи, затем выкладывали на деревянную панель с готовым эскизом, совмещали с прорисованными контурами и закрепляли свинцовыми полосками с профилем в виде буквы «Н». Свинцовые полоски спаивали друг с другом, создавая решетку с готовым изображением, которую вставляли в оконную раму, укрепляли арматурой.
Витраж окна-розетки Нотр-Дам де Пари.
Огромные по своим размерам готические окна, украшенные витражами, создавали эффект Божественного присутствия в храме, благодаря особой передаче света, преломляющегося через цветные стеклянные мозаики с религиозными сюжетами. Цветные световые потоки, льющиеся через огромные витражи, становились наглядной иллюстрацией философской религиозной мысли, выражавшейся известными духовниками времен средневековья. Красота и величие этих произведений искусства сохранилась и по сей день. Профессор, директор Дрезденской галереи, Карл Вёрман (1888-1933гг.) писал: «В течение всей своей истории искусство не произвело ничего, что могло бы выдержать, в отношении декоративной эффектности, сравнение с этими рядами расписных стекол». Большое значение имело качество и прозрачность стекла в готическом окне. В 11 веке немецкие мастера, а в 13 веке венецианцы, создали плоское стекло способом, известным еще древним римлянам, но долгое время не имевшем применения. Этот метод заключался в том, что с помощью стеклодувной трубки выдували пузырь в форме длинного цилиндра. Затем цилиндр нарезали раскаленным металлическим прутом, и каждую часть нагревали и выравнивали. Стекло получалось полупрозрачным. В 14 веке французами была создана технология листового стекла. Стекломассу расплавляли, из нее выдували полый сосуд, который в теплом виде выкладывали на вращающийся стол. Благодаря возникающей центробежной силе жидкое стекло расплющивалось и растекалось по столу. Получался плоский диск (до 1,5 м. в диаметре), который нарезали на куски нужных размеров. Для застекления соборов использовали центральные части стекольного диска, так как изготовленное таким способом стекло имели центральную часть более толстую, чем по краям. Новая техника позволила уменьшить количество свинцовых перемычек, так как можно было получать куски стекла довольно больших размеров. Готические элементы в своей совокупности дают визуальное ощущение величия, монументальности, и, в то же время, воздушности и легкости сооружений.
Автор текста: Марина Калабухова
Access to the site is allowed only for human.
Вы используете прокси или другую странную штуку.Подтвердите что вы человек.
Отвечать нужно быстро
You are using a proxy or other strange thing.
Confirm that you are a person.
Готический стиль в архитектуре
В современных реалиях архитектуры готический стиль олицетворяет историю целой эпохи. Необычные, слегка причудливые формы ассоциируются с особым средневековым шармом, отточенным до совершенства способом формирования внешнего облика зданий, легко узнаваемым в плотной городской застройке даже далекими от строительного дизайна людьми.
Основные черты готики в архитектуре
Первое, что бросается в глаза при знакомстве с архитектурой в готическом стиле, – это высоченные остроконечные шпили крыш, внешняя строгость декоративной отделки стен и изобилие сводов и колонн. Сказать, что готический стиль легко узнаваем, это значит, не сказать ничего. Готика по праву считается наиболее выразительным архитектурным стилем, который просто невозможно перепутать с каким-либо другим направлением, например, романским построением с его полукруглыми римскими арками или более аляпистым барокко.
Элементы готического стиля, с чего все началось
Готика, как архитектурный течение, в разные периоды времени привнесла в строительное дело несколько самобытных элементов, ставших впоследствии визитной карточкой средневековых построек:
С приходом готического стиля изменилась концепция возведения здания. За внешней диковенностью и необычным оформлением готики кроется достаточно рациональная идея перераспределения веса стен и перекрытий на дополнительные опоры.
К сведению! В любом высотном здании, построенном в готическом стиле, система колонн арок служит несущим каркасом, цементирующим и объединяющим в одно целое архитектурный комплекс.
Использование каркаса позволило построить здания с достаточно сложными элементами специфического декора и оформления с запредельной на то время высотой потолков внутренних помещений. Например, арочные потолки одного из залов католического собора во французском городке Бове выполнены на высоте в 47 м, а основание шпиля башенки Кельнского собора поднято на 157 м над уровнем входной площадки.
Принцип построения зданий на несущих колоннах, впервые опробованный в готической архитектуре, в настоящее время широко используется в строительстве высотных зданий с запредельно большими пролетами.
Готический стиль в архитектуре средневековья
Как бы не старались поклонники средневековья отождествлять готический стиль с католической церковью, в реальности готика не всегда была архитектурой только костелов и базилик. Сложившийся стереотип представления о здании в готическом дизайне всегда ассоциируется с наиболее яркими памятниками готики, как, например, Собор Парижской Богоматери, кафедральный собор Дуомо.
Здание Миланского кафедрального собора и Дрезденский кафедральный собор, возводившийся на протяжении нескольких столетий и объединивший в себе сразу несколько вариантов готического образа.
Это наиболее яркие образцы зданий в готическом стиле, но архитектура готики не всегда была столь помпезной, такой ее сделала католическая церковь.
Специалисты разделяют эпоху активного использования готического стиля в строительстве на четыре условных периода:
- Появление ранней готики в наиболее важных социально значимых строениях городских общин. Датируется предположительно с 1088 года – даты постройки базилики аббатства Клюни;
- Этап развития и становления готического стиля в большинстве архитектурных решений, общественных зданий и церковных строений датируется 1220-1410 гг.;
- Эпоха доминирования готического стиля в церковной архитектуре завершается в конце XV- XVI веков;
- Короткий этап возрождения элементов готического стиля в современной архитектуре начала XIX века.
Выразительность и эффектность готического стиля всегда была под контролем католической церкви, выступавшей за сдержанность в оформлении здания. Требовалась массивная и одновременно высокая коробка здания, шпиль и огромный купол.
Большую часть необычного декора в готическом стиле мастерам приходилось прятать в нарочито множественных и слегка грубоватых элементах отделки, поэтому с первого взгляда любое здание в готическом оформлении выглядит строгим серым пятном, и только при более внимательном изучении фасада стен и фронтонов можно понять гениальный замысел архитектора.
Кроме новых строительных приемов и специфического готического декора, в архитектуру пришла новая геометрия узоров.
Большинство пропорций, используемых в проектировании готических соборов и зданий, относилось к известному «золотому сечению». Ему подчинялось все, от размеров до формы кривых, дуг, арок, пропорций оконных проемов и площадей крыши.
Ранняя готика
Первыми зданиями, построенными в готическом стиле, стали монастыри и усадьбы богатых вельмож. Первые строились с активным использованием элементов простых арочных потолков базилик и небольших церквей. Первым зданием в средневековой Европе с куполообразной крышей с тремя крестовыми потолочными арками стала базилика аббатства Клюни. Здание крестообразной формы еще хранило элементы крепостной архитектуры с башнями и рядами небольших окон, но готический дизайн был уже налицо.
В Восточной Европе ранние католические постройки лишь отчасти соответствовали канонам готической архитектуры, их использовали только как элементы, подчеркивающие статус церковного строения.
Средневековые жители Италии, в отличие от Испании и Франции, никогда не страдали излишним почитанием готики, их храмы все больше сохраняли открытый романский и византийский стиль, нежели напыщенно строгий готический вариант.
Огромное влияние на формирование стиля оказали традиции возведения замков и крепостных стен. Если присмотреться к деталям наиболее интересных ранних построек в готическом стиле, можно без труда выделить несколько элементов стиля, характерных для архитектуры крепостей:
- Башенки с остроконечными гребнями и шпилями;
- Массивные фронтоны с отделкой, имитирующей крепостную стену;
- Отсутствие окон в нижней части здания, оконные проемы увеличенного размера выполнены достаточно высоко над уровнем цоколя.
Перехода к огромным окнам требовала эстетика проведения церковных обрядов, только таким способом можно было обеспечить необходимое светонаполнение внутренних помещений. Использование элементов замкового стиля можно увидеть в архитектуре Собора Парижской Богоматери или в Соборе города Реймс.
Архитектура расцвета и заката зданий в готическом стиле
С расцветом готики здания стали выше. Основная хитрость готического стиля — несущие колонны уже не справлялись с нагрузкой и не обеспечивали необходимую устойчивость запредельно высоких стен из тесаного камня.
Мастерам приходилось дополнять коробку боковыми арками – аркбутанами, опирающимися на вынесенный ряд колонн. При этом все строение не теряло присущей стилю ажурной легкости, но резко возрастала стоимость работ, а сроки строительства здания растягивались на десятки лет. Арочная система аркбутанов, по сути, стала такой же визитной карточкой архитектуры готики, как и шпилевые крыши или трехсекционные потолки.
Впоследствии, с внедрением более совершенных способов обработки камня, появлением свайных фундаментов и эффективных средств измерения, от использования аркбутанов отказались, здания приобретали более современную форму с сохранением лишь отдельных элементов готического стиля – формы оконных проемов, башень и крыши со шпилями.
Уже в XVII-XIX веках, в викторианскую эпоху, готика обрела новое дыхание в архитектуре монументальных зданий. Многие здания либо строились в полном соответствии с канонами средневекового стиля, либо элементы готики широко использовались для декоративной отделки фасадов и крыш.
Готика в современном строительстве
Современные здания в дизайне средневековья строятся достаточно редко, архитектура и компоновка здания не слишком удобна для оформления строения. Проще и дешевле использовать отдельные элементы, например, скульптуры, форму кровельных скатов, декоративные башенки и оконные проемы для формирования индивидуального образа дома.
Материалы для строительства в готическом стиле
Появление готики во многом было следствием широкого использования в средневековом строительстве новых способов обработки камня и частичного отказа от дерева. Коробки каменных зданий выкладывали из блоков обработанного песчаника, туфа и известняка. Крыши застилали листовым свинцом и медью, а окна стеклили витражами.
Современные материалы могут лишь имитировать элементы архитектуры готического стиля. Чаще всего стены обшивают сайдингом или керамической плиткой, имитирующей огромные каменные блоки, а крышу выполняют с матовым покрытием темного цвета.
Коробку здания зачастую обшивают брусом или строительной древесиной, примерно так как это делали в эпоху средневековья.
Дом в готическом стиле
Придать архитектуре здания готический образ не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Использования одних лишь отделочных материалов будет явно недостаточно, нужно будет кардинально перестроить отдельные элементы:
- Крыша здания оформляется в несколько скатов, с высоким углом наклона и декоративной оградкой со шпилями;
- В компоновке здания должна присутствовать башенка, лучше всего четырехгранной формы, эркеры или вынесенный второй этаж;
- Оконные проемы формируют с луковой аркой в верхней части окна.
Для отделки используют краски приглушенных тонов, минимум пластика и оцинкованного металла. Для стен лучше всего подойдет декоративная штукатурка пастельно-серого цвета или окраса насыщенного песчаника.
Комната в готическом стиле
Для внутренних помещений в готическом стиле используются отделочные материалы в цветах природного камня и тонированная древесина. Для стен выбираются приглушенные тона серого или пастельного цвета.
Потолок расшивается деревянными планками, имитирующими арочные конструкции. Если позволяет форма помещения, стены и потолок можно украсить выносными пилонами. Наибольший вклад в оформление комнаты вносит форма и размер оконного проема. Верхний сектор окон закрывают витражами, а само окно дополняют тяжелыми шторами из бархата.
Мебель в готическом стиле
Какого-то особого дизайна мебели, используемого для оформления в образе готики, не существует. Обычно для интерьера используют массивную деревянную мебель с характерным рисунком и резьбой в средневековой трактовке.
Мебель тонируют в цвет состаренного дуба или орешника, что придает всему помещению оттенок средневековой готики.
Заключение
Готический стиль, красивый и одновременно непростой, производит сильное впечатление даже в небольших зданиях и сооружениях. Его используют в современном дизайне небольших коттеджей и домов, когда нужно подчеркнуть необычное оформление помещения. Сложность построения готики с лихвой компенсируется полученным декоративным эффектом.
Готика
Готика — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV-XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный».
Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие.
Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIVвека Европу охватила так называемая интернациональная готика . В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVIвека .
К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным в период эклектики (середина XIX века) и позднее, применяется термин «неоготика».
В 1980-е годы термин «готика» начал применяться и для обозначения возникшей в это время субкультуры («готическая субкультура»), в том числе музыкального направления («готическая музыка»).
Элементы, определяющие готический стиль
Готический стиль имеет довольно четкие элементы, его определяющие. Готический стиль легко узнаваем по определенным приемам, которые тогда применялись. Если выразить это одной фразой, то можно использовать следующую – устремленность ввысь в мир духовного, его религиозном смысле. Свое выражение эта идея получила в:
- Для готической архитектуры характерны заостренный формы, с резными фасадами и высокими и узкими колонами;
- Особое положение занимают окна – такие же узкие и заостренные вверху;
- Каркасная конструкция зданий и окон;
- Витражи – использование цветного стекла при оформлении окон;
- Опора не стены зданий, а на колоны и измененная конструкция сводов, которая позволила облегчить конструкцию и строить очень высокие здания.
- В скульптуре также проявилась основная идея – устремленность ввысь – тела святых на стенах соборов вытянуты. Но это имеет и еще одну цель – визуальный эффект. Более вытянутые тела выглядят естественно, если вы смотрите на них снизу.
- В живописи готический стиль выражается не только во фресках, но и
жанровом портрете. Особое значение имеет цвет. Поздняя готика
характеризуется яркими цветами и красками, которые противопоставляются
церковным канонам. Развивается техника живописи. Появляются новаторы,
такие как Джотто. Именно в его работах появляются изображения людей со
спины и в профиль. Краски картин и техника некоторых произведений
напоминают современное искусство – почти плакатное. Это ярко видно в
произведениях таких мастеров, как Джотто, Andrea da Firenze, Таддео ди
Бартоло и других. Одним из явлений, характеризующих готическую живопись,
является гротеск. Наиболее известен художник, работающий в этой манере –
Босх, но до него именно готические живописцы развивали этот стиль.
-
Собор Парижской Богоматери ( Notre Dame de Paris), заложенный в 1163 году, строился более двухсот лет. Римский собор (длина – 150 метров, высота башен – 80 метров) строился с 1211 года до начала XIV века, Миланский собор – до XIX.
Ключевой момент готической архитектуры – свет, вечно льющийся Божественный свет – символ просветления и мудрости. Поэтому готика – звездный час витражей.
Готика – первый общеевропейский стиль. По яркости, экспрессивности и парадоксальности ее можно сопоставить разве что с барокко. В ХХ веке готика становиться интернациональным эпитетом. Все удлиненное, заостренное, тянущееся вверх изо всех сил воспринимается нами как «готическое»: древнерусские шатровые храмы, экспрессионизм новгородских икон, даже американские небоскребы.
Готика — следующая ступень в развитии средневекового искусства, второй общеевропейский стиль. Термин «готика» ввели в употребление итальянские гуманисты для обозначения всего, не относящегося к классическим, античным образцам, то есть, по их мнению, уродливого, связанного со сплошным варварством (готы — «варварское» германское племя).
Готический стиль, господствовавший в Западной Европе в XIII — XIV вв., стал высшим художественным синтезом средневековья.
Ведущим видом искусства в готике оставалась архитектура, а наивысшим ее достижением было строительство городских кафедральных соборов, вызывающих ощущение легкости, особой воздушности и одухотворенности. В отличие от романского готический собор — городское сооружение, устремленное ввысь, господствующее над всей городской застройкой.
Переход от романского стиля к готическому в западноевропейской архитектуре был отмечен целым рядом технологических новшеств и новых стилистических элементов. Считалось, что в основе перемен лежало введение стрельчатой арки, которая своей формой подчеркивала устремленность всего здания ввысь, ее появление связывалось с арабским влиянием.
В готической архитектуре применялся базиликальный тип храма. В основе зданий периода готики лежала новая конструкция свода с устойчивой каркасной системой. Центральный неф готического храма обычно был выше боковых, и часть нагрузки принимали на себя аркбутаны — специальные подпружные арки, соединявшие основание свода центрального нефа с контрфорсами ( специальными подпорными столбами) бокового. Такая конструкция позволила значительно облегчить все сооружение и максимально расширить внутреннее пространство здания, почти убрав стены.
Важная деталь готического здания — огромные окна, которые как бы заменили стены и заняли все промежутки между опорами. Окна украшались цветными витражами. Все внутреннее пространство благодаря витражам, было насыщено светом, окрашенным в различные цвета.
Снаружи у готического здания обычно две башни на фасаде, а между ними — круглое большое окно, так называемая «готическая роза».
Ощущение легкости подчеркивалось и внутренним декором. Гладкая поверхность стены исчезла, а своды перерезала сеть нервюр; везде, где возможно, стена вытеснилась окнами, расчленилась нишами или арочками.
Предметы мебели периода готики были достаточно тяжелыми и неуклюжими, они как правило располагались вдоль стен. На шкафах, кроватях, стульях встречались самые различные элементы церковной архитектуры.
Позже на деревянных изделиях начинает использоваться геометрически точный орнамент , достаточно причудливый и вычурный.
Изделия мебели восходят корнями к церковной обстановке. Мебель украшается ажурным, растительным орнаментом, ленточным плетением. Характерная черта этого периода — стилизованный резной орнамент, представленный на изделиях мебели в виде выгравированного кожаного свитка или имитации фактуры ткани, уложенной причудливыми складками.
Один из основных видов мебели — сундук, выполняющий самые разные функции. Сундуки изготавливались из различных пород дерева и были украшены фигурной лепниной, богатыми металлическими вставками.
Повсеместно использовались скамьи. Они были самых разнообразных видов, например, с нижней частью, похожей на сундук, с высокой спинкой.
Кровать в готическом стиле была снабжена балдахином, а в европейских странах с более мягким климатом его заменила деревянная конструкция, украшенная резьбой, филенками и отделкой разных цветов.
«
Если статья понравилась, то поделитесь с друзьями в социальных сетях, буду благодарна!
Элементы готики в архитектуре России XVIII-начала XIX вв.
29 апреля 2016 г.
Готические элементы появились на территории России задолго до XVIII в., мы находим их как в светских строениях (средневековых палатах), так и в культовом зодчестве. Как правило, появление романских и готических деталей в архитектуре Руси было обусловлено не просто влиянием западной культуры, но и наличием иноземных мастеров. Эта традиция «Россики» находит яркое продолжение после петровских реформ и невероятно усиливается при Екатерине II. Впервые готическим постройкам в России начинают сознательно подражать именно в эпоху «театрализованного быта», при Екатерине II, когда и русские архитекторы начинают заимствовать из средневековых европейских сооружений отдельные элементы или приёмы. Как пишет Баранова: «сентиментализм и романтизм в России были причиной возникновения в конце XVIII в. первого оппозиционного течения в искусстве — стиля псевдоготики».
В литературе этот период называют по-разному: часто как «ложную готику» (Н.А.Кожин, Е.А.Борисова) или «псевдоготику» (Н.А.Евсина, В.В.Кириллов и др.), однако в современном искусствоведении принято отождествлять это время с первым периодом общеевропейской «неоготики» (С.В. Хачатуров), принявшей в России своеобразный колорит.
Интерес к «готическому» начинался как очередной «писк» рокайльной моды XVIII века, который по своей условности мало чем отличался от экзотической моды на «китайское» или «турецкое». Эта «готика» выступала преимущественно романтической декорацией со стилистическими чертами западноевропейского средневекового стиля, воздвигаемой в живописных местах загородных усадеб и парков для отдыха их владельцев, что было связано с распространившейся в кругу посвящённой аристократии театрализацией жизни. Несмотря на «бутафорский» характер новой «готической» архитектуры, поэты и художники нашли за её «ширмами» отдохновение своим высоким романтико-философским изысканиям.
Особой спецификой «русской готики» конца XVIII века является легкое совмещение западноевропейских средневековых элементов с элементами архитекторы Руси (раковинами, окнами с гирьками, филенками и проч.), при этом зачастую они своеобразно сочетаются также и с классицистической ордерной системой. В таких постройках, как, например, павильоны и мосты усадьбы Царицыно арх. В.И. Баженова, нередко встречаются народные орнаменты, и даже символы, восходящие ещё к языческим славянским временам. Ещё одной своеобразной чертой является довольно частое сочетание красного кирпича и белого камня (хотя кирпичная готика есть, например, в Северной Германии, там она не имеет столь явных белых акцентов), характерное, в частности, для многих «готических» построек В.И.Баженова и М.В.Казакова (Усадьба Царицыно, Петровский путевой дворец и множество храмов, которые часто приписываются этим архитекторам).
Усадьба Царицыно
Петровский путевой дворец
Такое вольное понимание архитектурного наследия Европы продолжается и в начале XIX в., что хорошо заметно в архитектуре перестроенной в 1805—1806 годы Никольской башни московского Кремля и наружном декоре здания Московской Синодальной типографии, расположенном на отходящей от неоготической башни Никольской улице.
Наличие в московском кремле неоготических элементов обусловлено историческими особенностями. Архитекторы XVIII–начала XIX века при реконструкции исторических памятников не редко проявляли большую вольность. Так пострадавшая в пожаре 1737 года Никольская башня после восстановления приобрела барочный декор, а в 1805—1806 годах была капитально перестроена архитектором А. И. Руска, совместно с учеником Баженова Алексеем Никитичем Бакаревым (1766—1817): прежняя надстройка над четвериком была заменена готическим верхом-восьмериком с высоким белокаменным шатром и ажурными украшениями. Это нововведение должно было подчеркнуть средневековое происхождение самого Кремля. Во время Отечественной войны 1812 года Никольская башня пострадала при взрыве и была восстановлена О. И. Бове в 1816—1819 годы.
Никольская башня, 1883 год
Что же касается Синодальной типографии, это необычное здание было возведено в 1814 году всё тем же Бакаревым совместно с Иваном Львовичем Мироновским (1774–1860). Оба архитектора не раз использовали мотивы готики в своих архитектурных проектах, однако Синодальная типография, пожалуй, самый яркий пример такой архитектуры. Здание было возведено на месте сгоревшей в пожаре 1812 года старой постройки Шарутина, в которой располагался Московский Печатный двор.
Вероятно именно то, что архитекторам, по сути, было поручено «восстановить» палаты XVII века, повлияло на специфику архитектурного декора нового здания. Как известно, в XVIII в. «готикой» в России часто называли, в том числе, и русскую архитектуру XVI–XVII веков. Исходя из этого, логично предположить, что архитекторы взяли за образец уже привычную в то время европейскую готику, построив весь фасад при этом по законам классицизма.
В структуру нового здания были добавлены подлинные исторические детали (две потемневшие каменные плиты со старинными надписями, вмурованные в фасадную стену), а также элементы, воссоздающие те, что были утрачены в сгоревших палатах. Среди них знаменитые солнечные часы (укрепленные над порталами здания), эмблема печатного двора – рельефные фигуры льва и единорога (в центральной части фасада) и герб России (во фронтоне).
Всё здание было щедро украшено лепниной: причём если изящные неоготические вставки вокруг стрельчатых окон (в крыльях здания) лишь добавляют толстым стенам легкости, тяжелый декор ордерных полуколонн и трехчастного стрельчатого же окна над аркой портала (в центральной части) привносят репрезентативность и торжественность.
К счастью, за два столетия внешний вид здания почти не изменился (если не считать «серпа и молота с 15-тью лентами», сменившими двуглавого орла).
Вместе с неоготической Никольской башней, здание типографии стало первыми «историзированными» зданиями старой столицы, которые сегодня задают тон всей застройке вокруг Кремля.
Здания и дома в готическом стиле
Первое сооружение готического стиля – аббатство Сен Дени. 1137—1144 гг.
Готика возникла как отражение религиозной философии, учения о божественности света. Здания в готическом стиле возводились на основе сооружений, выбранных в качестве образца.
Аббатство Сен-Дени
Аббатство Сен-Дени (Abbaye de Saint-Denis) — бенедиктинское аббатство в пригороде Парижа
Современники считали, что после реконструкции церкви в аббатстве Сен-Дени* культовая архитектура достигла вершины в композиционной гармонии. Это храмовое сооружение сыграло большую роль в истории развития французской архитектуры: с нее началась история готики.
Аббатство Сен-Дени ( Abbaye de Saint-Denis). 1137—1144 гг.
Аббатство находится на месте бывшего галло-римского кладбища, где находилось захоронение Святого Дионисия (Дени), погибшего около 250 г. н.э. Обновление аббатства Сен-Дени началось при аббате Сугерии*, который при разработке идеи нового храма руководствовался христианскими философскими принципами, учении о Божественном свете и эманации, автором которых считался Святой Дени. Именно эти принципы легли в основу соборов, которые воплотили религиозные идеи в своей архитектуре.
Аббат Сугерий (Sugerius) – настоятель аббатства Сен-Дени, советник короля.(1081 — 1151гг.)
Церковь Сен-Дени стала первым домом в готическом стиле, архитектура которого оказала влияние на развитие готики во Франции. На месте этой церкви раньше стояла каролингская церковь, которая нуждалась в реконструкции — строение находилось в критическом состоянии, было недостаточно вместительно и не удовлетворяло потребностям аббатства. Строительство новой церкви под патронажем аббата Сугерия, было начато около 1130 года. Обновленная церковь была оснащена группами массивных колонн и каркасным сводом с перекрещивающимися нервюрами (ребрами, опирающимися на столбы, а не на стены). Благодаря венчающим фасад зубчатым стенам, это здание в готическом стиле выглядит как замок, однако, при этом оно не производит впечатления массивного сооружения, напротив, его легкие стены, которые украшают большие витражные окна и вертикальное устремление всего сооружения, создают ощущение возвышенности, легкости. Портал украшает скульптурный декор, бронзовые ворота (они были сохранены от каролингской церкви). Одним из открытий готики Сен-Дени стало использование витражей. Витражи существовали и до аббатства Сен-Дени, однако свое высшее воплощение они нашли именно в концепции этого храмового сооружения и стали одной из основных элементов, присущих готическому стилю. Витраж в представлении просвещенного аббата представлял собой иллюстрацию триединства природы согласно католической религиозной философии: свет (светящая суть) – Отец, стекло – Мать, образы, изображенные на витраже – Сын.
Витражи аббатства Сен-Дени. Витражи, в основном, синих тонов, изготовлены в мастерских Пикардии (Северная Франция).
К 1148 году было закончено сооружение южной башни этого здания в готическом стиле, к 1219 году завершили строительство северной башни. Затем ее пришлось перестраивать, после того как в нее ударила молния (эта башня не сохранилась, она была разрушена в 19 веке). Фасад был неоднократно переделан, и его изначальный проект не сохранился. Считается, что строительство было закончено в 1281 году, но возведение капелл вокруг храма продолжалось еще несколько столетий. Реставрация аббатства проводилась в 1846-1870 гг. Восстановлением портальной скульптуры этого дома в готическом стиле занимался Джозеф Сильвестр Брюн. Реставрационные работы велись под руководством Франсуа Дебре, изменилось обрамление окон, добавился орнамент с надписями (первоначально поверхности не были украшены), были добавлены горизонтальные полосы с декором под верхними окнами на южной и северной части фасада, появились новые статуи. Реставрационные работы также проводилось в 1930-1960 гг. Некоторые элементы Сен-Дени отчасти повторяют нормандскую архитектуру, однако это сооружение превосходит нормандские строения, новым конструктивным подходом и символизмом. В результате, церковь Сен-Дени — здание в готическом стиле — стало не просто усовершенствованным строением романского стиля. Его архитектура стала основой нового направления в искусстве. Архитектурные новшества конца романской эпохи и заключавшиеся, например, в конструировании нового, каркасного, свода, явились предпосылками нового стиля, но ярко проявились и обрели ясные конструкции в церкви Сен-Дени, став базой для развития готики. Все готические дома, храмовые постройки, возведенные во Франции после 40-х годов 13 века, так или иначе напоминали церковь Сен-Дени: она стала критерием совершенства, к которому стремился каждый заказчик, образцом французского храмового зодчества на следующие сто пятьдесят лет. Например, в начале 50-х годов 12 века к северу от Парижа начали строить Нотр-Дам в Санлисе, в котором отразились новшества архитектуры Сен-Дени.
Нотр-Дам в Санлисе (1151-1191гг.)
Изменения архитектурных форм в строящихся домах готического стиля касались разработок новых видов опорных столбов и декора. В Сен-Дени использовался крестообразный (в плане) опорный столб с колоннами по углам – этот тип опоры принципиально усовершенствовать зодчим не удавалось, поэтому разрабатывались модификации опоры в виде пучка колонн, где главный основной столб был массивнее остальных, его поверхность опоясывалась тонкими колоннами, которые чередовались с углублениями. Со временем усложнился декор окна. Но основные принципы сохранились и использовались зодчими на протяжении многих лет.
Часовня Сент-Шапель
Если Сен-Дени стал основой всего готического стиля, и его идеи были повторены в реконструируемых зданиях ранней готики, то часовня Сент-Шапель, возведенная при Людовике Святом, была архитектурным образцом для зодчих, строивших готические дома: часовни в замках и дворцах аристократов.
Часовня Сент-Шапель (1242-1248 гг.)
Часовня Сент-Шапель (Святая Часовня — Sainte Chapelle) – часовня-реликварий во дворе бывшего Королевского дворца в Париже. Часовня — здание в готическом стиле (1242-1248 гг.) считается одним из красивейших небольших сооружений готического стиля (размеры: длина 35 м. ширина 11 м.) Строение увенчано шпилем из дерева кедра (высота шпиля 33 м.). Изготовлен шпиль в 19 веке и является копией шпиля 15 века. Площадь витражей в красно-синих тонах составляет 600 кв.м. История Сент-Шапель началась в 1204 году, когда крестоносцы разграбили Константинополь, забрав христианские реликвии. В 1237 году император Балдуин II продал королю Франции Людовику IX терновый венец Христа. Реликвию было решено хранить недалеко от Королевского дворца для ежедневного поклонения. Для этого была снесена старая часовня и построена часовня, которая была построена в очень короткие сроки и стала центром композиции Королевского дворца. Этому дому в готическом стиле зодчие придали форму ларца для хранения религиозных реликвий – реликвария. Сооружение отражало религиозные чувства верующих, устремлялось вверх, напоминая о Небесных силах, Небесном Иерусалиме, куда устремляются души праведников. Особенностью Сент-Шапель, отличающей часовню от других готических домов того периода, является отсутствие массивных несущих конструкций – контрфорсов.
Контрфорс (contre force — «противодействующая сила») — дополнительная опора, вертикальный устой, конструкция внутри или снаружи здания, которая должна принять на себя тяжесть перекрытия – это может быть, например, выступающая часть стены, ребро, отдельно стоящая опора, соединенная со стеной
Несущие опоры кажутся изящными элементами между высокими окнами. Этого конструктивного новшества добились при помощи металлических связей для поддержки блоков. Каркасная конструкция свода, усиленная металлическими тягами, позволила стенам как будто бы исчезнуть в витражах, на которых изображены 1134 сюжета из Библии (из них на сегодняшний день 720 сохранились с 13 века, другие были созданы заново при реставрации). Нижняя капелла этого здания в готическом стиле может показаться темноватой, зато верхняя капелла воплотила основную идею о божественном свете и эманации. Крыльцо двухэтажное, две двери ведут на верхний (для королевской семьи) и нижний (для придворных) уровни. Сент-Шапель своей архитектурой установила стандарты готических домов, монархи из разных стран Европы стремились создавать подобные сооружения у себя на родине. В самой Франции возводились постройки, во многом повторяющие конструкцию королевской часовни, однако, меньших размеров, как например, капелла Богоматери в церкви аббатства Сен-Жерме-де-Фли. Похож на Сент-Шапель в Париже Сент-Шапель Венсенского замка, которую возвели при короле Карле V (1364-1380гг.).
Сент-Шапель Венсенского замка (1364-1380 гг.)
Декор Сент-Шапель Венсенского замка — дома в готическом стиле — уже содержит элементы «пламенеющей готики» — ажурными украшениями, похожими на языки пламени, характерные для поздней готики.
В Англии «пламенеющая готика» была популярна уже в 13 веке. Иногда считают, что во Франции это направление готики появилось после английской оккупации в 15 веке, однако, декор Сент-Шапель Венсенского дворца свидетельствует о том, что этот стиль появился во Франции раньше.
Еще одно здание в готическом стиле, образцом для которого стала парижская часовня – Сент-Шапель в Рьоме. Строительство велось по заказу Жана Беррийского с 1395 по 1416 гг. Как и венсенская часовня, это строение имеет только один ярус, созданный как копия верхней капеллы парижской Сент-Шапель. Каждый исторический период, каждая страна вносили некоторые дополнения во внешний вид фасадов, создавались сооружения с разным количеством башень, шпилей, декором. Однако, совершенствуя конструкции, используя новые, революционные для того времени материалы при создании готических домов, зодчие преследовали общие цели: передать религиозный посыл верующим, создать атмосферу проникновения божественного света в души людей путем возведения высоких, устремленных вверх сооружений с большим количеством витражных окон.
автор текста: Марина Калабухова
Готический дизайн
Дизайн готической архитектуры примечателен тем, что все его элементы направлены на создание эффекта величия, устремленности ввысь, соединения с Божественным светом.
Готический собор в Кутансе, Франция.
В готическом дизайне существуют самые разнообразные приемы, отражающие философию средневекового духовенства. Создание каркасной системы кровли позволило возводить сооружения невероятной для тех времен высоты, создавать сложные ажурные конструкции, облегчить стены и увеличить окна. Фасады готических сооружений украшены богатым скульптурным декором. Огромные окна с витражами, большое количество скульптурных композиций, выполненных в динамичной манере, способствовали созданию эффекта маскировки конструкции здания. Рассмотрим конструкцию и дизайн фасада готического храма на примере одного из наиболее знаковых сооружений готики — Соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари).
Собор Парижской Богоматери. Париж. Западный фасад.
Западный фасад здания в стиле готика архитектурно разделялся по горизонтали на три части. В нижней части располагались порталы с дверями. Портал был похож на крыльцо, как сделали строители в Реймсском соборе, или на паперть, ведущую внутрь здания, так устроен портал в соборе Нотр-Дам в Париже – такой портал называли «перспективный».
Паперть — площадка перед входом в храм
Порталы готических зданий были щедро декорированы статуями католических святых, ангелов, библейских персонажей. Нередко над порталами, на втором ярусе сооружения, располагали галерею скульптур («галерея королей»). Для готической скульптуры был характерен «готический изгиб» или «готическая кривая» — S -образный изгиб фигур, отображающий душевное состояние изображаемых персонажей. Третий ярус представлял собой аркадную галерею или стрельчатые окна. Фасад готического здания могли венчать фронтоном, щипцом — карнизом, который визуально казался продолжением стены, или пинаклем – декоративной башенкой.
Нартекс – (nárthex), входное помещение с западной стороны христианского храма.
Контрфорсы также могли декорироваться пинаклями. Если был фронтон, то его внутреннее треугольное или полукруглое поле (тимпан) декорировали горельефами. Наиболее распространенными темами дизайна готического стиля были: Страшный суд, сюжеты, посвященные Деве Марии, или сюжеты, связанные со святым, которому посвящен храм. По сторонам от нартекса размещались башни.
Пример плана готического сооружения и расположение нартекса.
На шпиле башни, расположенной над средокрестием, нередко помещали символическую фигуру. В дизайне готических зданий использовались объемный резной декор — крабы, кроссы, ими украшали ребра крыши и пинаклей. Порталы и окна украшались высокими остроконечными фигурами — вимпергами. Торец трансепта* оформляли, как и западный фасад сооружения, создавая порталы, витражные окна и скульптурные композиции.
Трансепт в Вестминстерском аббатстве (Коллегиальная церковь Св. Петра в Вестминстере).
На фото сверху на Коллегиальную церковь Св. Петра в Вестминстере видно, как оформлен трансепт.
Дизайн готики предполагал форму оконных проемов в виде стрельчатой дуги, также использовались «горбыли».Горбыли в готике — это вертикальные перегородки, в их верхней части располагается объемный декор из камня, изображающий пламя, трилистник, цветок розы. Водосточные желоба и трубы создавали в виде драконов, змей и других фантастических чудовищ, гаргулей с человеческими лицами. В дизайне готического здания использовался растительный орнамент: виноградные, дубовые листья, плющ, хмель, кустики земляники, чертополоха. Растительные мотивы декора очень разнообразны: иногда их делали натуралистичными, иногда стилизоваными.
Декоративные растительные орнаменты создавались в форме распускающихся листьев, что создавало ощущение живых растущих форм.
Квадрифолий — один из видов плоской кривой: «роза». Фигура описывается полярным и алгебраическим уравнениями.
Часто используется розетка – мотив орнамента в виде цветка с лепестками, расположенными по радиальному принципу. Льняные складки — готический орнаментальный мотив, напоминающий складки ткани. Цоколь, стены, двери в готических сооружениях нередко украшали разнообразными композициями из квадрифолий.
Квадрифолии украшают двери Баптистерия во Флоренции (Сан-Джованни Батиста). 28 рельефов с фигурами, изображающими житие Иоанна Крестителя, в рамках квадрифолия. Андреа Пизано (1330 г.)
Витраж стал одним из основных декоративных элементов готики. Мастера витражей составляли композиции из библейских сюжетов, изображений Христа и Девы Марии, католических святых, евангельских апостолов. В ранней готике в мозаике витражей применяли синие, красные, фиолетовые краски. Фиолетовый стал символом готики, являлся цветом молитвы и духовности. Затем в рисунках витражей появился желтый, зеленый и оранжевый. Радужное мерцание света, проходящего через цветное стекло внутри церкви в сочетании с мерцающими огнями свечей, создавали ощущение зыбкости, нереальности пространства, что по замыслу создателей, должно было приближать людей к Высшим Силам.
Разновидности дизайна в готическом стиле:
«Ланцетовидным» дизайн в готической архитектуре стали называть от слова «lаnсеа», что означает – ланцет – то есть нож с лезвием с обоих концов. Нервюры в таких строениях расходились от опор как веер, напоминая зонтичный свод. Вместо аркбутан и контрфорсов использовались мощные вертикальные выступы, равномерно располагающиеся вдоль стен.
«Ланцетовидный» дизайн в готике. Собор в Солсбери (Salisbury Cathedral) 1220 — начало 14 века.
«Украшенным» дизайном в готической архитектуре (конец 12-начало 13 вв.) называют следующий этап развития готики. Это название возникло благодаря причудливому, сетчатому сплетению нервюр. «Украшенный» стиль особенно заметен в декоре капеллы Генриха VII. В этом сооружении колонны имели изящный вид, они были словно прижатые к стене, около потолка они словно переходили в тонкие нервюры, которые будто бы оплетали свод сложными узорами.
«Украшенный» готический дизайн. Капелла Генриха VII Вестминстерского аббатства. Лондон. 1502—1512 гг.
Очень красочный дизайн архитектуры в готическом стиле более позднего периода (14-15 вв.), который назвали «пламенеющая готика». Сооружения пламенеющей готики украшались большим количеством декора, который был похож на языки пламени. Наиболее известным примером «пламенеющей готики» стал кафедральный собор в Руане. В этот период особый изгиб приобрела «готическая кривая». Изображения человеческих фигур стали очень изогнутыми. Экзальтированность поз поддерживалась мимикой лиц, развивающимися одеждами.
«Пламенеющая готика» в аббатской церкви Мон-Сен-Мишеля. (1446-1521) Франция.
Поздняя готика получила название «перпендикулярной» из-за пересечения под прямым углом горбылей окон и специфического узора на плоскости стен. Этот вид готики характерен для Англии.
Перпендикулярный стиль в готике. Часовня Святого Георгия в Виндзорском замке. Главный храм рыцарей Ордена Подвязки, возведенный корoлем Эдуардом II в 1348 г.
Разные периоды готики отражены в архитектуре церкви Вестминстерского аббатства в Лондоне — место коронации и погребения английских королей. По архитектурному декору это сооружение ближе к перпендикулярному стилю, северная часть трансепта строилась французскими мастерами и похожа на раннюю готику. Восьмиугольный зал капитула создан в ланцетовидном стиле: он имеет зонтичный свод из множества нервюр, расходящихся от тонкого столба в центре зала. Готический дизайн дал католической церкви новые возможности для своего утверждения. Во всех чертах готической архитектуры используются эффекты, которые усиливают эмоциональное начало в человеке. Архитектурный облик храма сочетался с торжественным ходом богослужения, духовной музыкой и это слияние достигало основной цели: приводить верующих людей в состояние религиозного экстаза.
Автор текста: Марина Калабухова