Готический стиль в архитектуре кратко – Готика кратко — Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени
Коротко о стилях: Готика
Готика — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы.
Слово происходит от итал. gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья.
Происхождение термина
Однако варварского в этом стиле ничего не оказалось: напротив, он отличается большим изяществом, гармоничностью и соблюдением логических законов. Более правильное название было бы «стрельчатый», т.к. стрельчатая форма дуги составляет существенную принадлежность готического искусства. И, действительно, во Франции, на месте рождения этого стиля, французы дали ему вполне соответствующее наименование — «стиль оживаль» (от ogive — стрелка).
Три основных периода:
— Раннеготический XII-XIII века.
— Высокая готика — 1300-1420 гг. (условно)
Архитектура
Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.
Изобразительное искусство
Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики.
В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Но при этом готическая скульптура — неотъемлемая часть ансамбля собора, она — часть архитектурной формы, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь, его тектонический смысл. И, создавая импульсивную светотеневую игру, она в свою очередь оживляет, одухотворяет архитектурные массы и способствует взаимодействию их с воздушной средой.
Живопись. Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее — наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы. Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло.
На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр.) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411—1416).
Мода
Интерьер
Дрессуар — посудный шкаф, изделие мебели поздней готики. Нередко покрывался росписью.
Мебель эпохи готики простая и тяжеловесная в прямом смысле этого слова. К примеру, одежду и предметы быта впервые начинают хранить в шкафах (в античности для этих целей использовали исключительно сундук). Таким образом, к концу эпохи Средневековья появляются прототипы основных современных предметов мебели: шкафа, кровати, кресла. Одним из наиболее распространённых приемов изготовления мебели была рамочно-филёнчатая вязка. В качестве материала на севере и западе Европы использовали преимущественно местные породы древесины — дуб, орех, а на юге (Тироль) и на востоке — ель и сосну, а также лиственницу, европейский кедр, можжевельник.
Что посмотреть?
Готическая архитектура
Готический собор в Руане отражает теологическую концепцию католической церкви того периода: устремление ввысь.
Основная идея готики в архитектуре — выразить не прочность, фундаментальность, устойчивость здания, как в романском стиле, а христианскую идею устремления вверх, к Высшим Силам и Божественному свету. Зародившись во Франции, готика быстро распространила свое влияние на страны Европы, где властвовал католицизм.
Франция
Готическая архитектура появилась в Северной Франции в середине 12 века и достигла расцвета в первой половине 13 века. Готическая архитектура основана на новой (относительно романской) конструктивной основе – каркасе из столбов (в зрелой готике вместо столбов – пучок колонн) и стрельчатых арок. В результате использования каркасной системы, стены перестали нести нагрузки от сводов кровли, благодаря этому они стали тоньше, в них стали устраивать огромные окна. Благодаря ослаблению давления свода на стены, у зодчих появилась возможность создать ощущение легкости и воздушности зданий. Фасады украсили стрельчатые арки, большое количество скульптурных композиций с сюжетами на религиозные, бытовые и сатирические темы, рельефных орнаментов. Украшали сооружения разноцветные витражи. Впервые готическая каркасная система, определившая общий вид величественных сооружений, появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137-1144гг.) Яркие примеры начального этапа готики: соборы в Шартре, Лане, Париже.
Собор в Лане – пример ранней готики в архитектуре Франции
К середине 13 века готика приобретает новые черты, ее называют «высокой», «зрелой». В это время соборы в готическом стиле возводились в Германии (Кёльн), Нидерландах (Утрехт), Испании (Бургос), Великобритании (Вестминстерское аббатство), Швеции (Упсала), Чехии (собор святого Вита). Благодаря крестоносцам готика попала на острова Греции, Родос, Кипр, Сирию.
Зрелая готика в архитектуре. Часовня Сент-Шапель в Париже (1243-1248 гг.)
В конце 13 — начале 14 вв. готика в архитектуре Франции претерпела некоторые изменения: появилось больше декора, у статуй, украшающих фасады, появились характерные черты: S-образный изгиб, куртуазность в позах.
Куртуазностью называется манера поведения при дворе, учтивость, галантность.
С 14 века во Франции в готическом стиле строили городские и монастырские церкви, капеллы. Поздняя готика названа «пламенеющей» из-за характерного узора оконных проемов, напоминающих языки пламени, как, например, в церкви Сен-Маклу в Руане. В это время на главных площадях городов возводили ратуши с элементами готической архитектуры и большим количеством декора, например, ратуша в Сен-Кантене (1351—1509гг). Замки стали выглядеть как величественные дворцы (комплекс папского дворца в Авиньоне).
Церковь Сен-Маклу в Руане (Св. Маклоу — Church of Saint-Maclou) (1434—1470гг.), Архитектор Пьер Робен.
Англия
Средокрестие — пространство, полученное пересечением продольных нефов с поперечным трансептом. Неф – продольная часть храма, отделенная от соседних объемов колонной, аркадой. Обычно храм расчленяется на главный неф и боковые нефы. Трансепт – поперечный неф или несколько нефов.
В Великобритании развитие готики в архитектуре было замедленным из-за внутренних раздоров, войн, церковных конфликтов. Расцвет английского готического искусства начинается в 14 веке и продолжается до начала 16 века: Английская готическая архитектура развивалась под влиянием завоеваний нормандских и анжуйских территорий. Влияние нормандского зодчества сказалось на четких приемах построения зданий: до конца 16 века используются нормандские оконные переплеты заостренной формы с розетками или в виде решетки. Английские архитекторы сохраняли нормандский вариант толстых стен. Такие стены пронизывали галереями и коридорами. Строили каменные своды с низкими аркбутанами или вовсе без аркбутанов и контрфорсов. Английская готика в архитектуре проигрывала в высоте, но при этом отличалась протяженностью (старый собор Святого Павла в Лондоне имел длину 179 метров). К готическим сооружениям Англии относятся: церкви в Сольсбери, Винчестере, Оксфорде, Глочестере, Личфильде, Кембридже, Эли, Питерборо, Линкольне, Йорке. Кентерберийский собор, Вестминстерское аббатство, соборы в Эксетере и Глостере.
Соборная церковь Святого Петра в Вестминстере (Вестминстерское аббатство) — готическая церковь в Вестминстере (Лондон), к западу от Вестминстерского дворца. 1245- 1740 гг. (Архитектор Хр. Врин закончил строительство церковных башен). Длина — 156 м; высота храма – 31 м., высота башен- 69 м.
В английской готической архитектуре различаются три основных направления.
Ранняя английская готика
Ранняя английская готика (1170-1300 гг.). Ланцетовидный стиль (Lanceolate style). Для этого периода зодчеству свойственно устремление вверх, как символ стремления к небесам. Характерный элемент стиля — расходящиеся пучки нервюр сводов, напоминающих ланцет. В архитектуре господствуют ланцетовидные очертания арок и проемов. Окна вытянуты в высоту, узкие, появляется сдвоенное окно — бифория. Скульптурный декор становится более выпуклым.
Главный неф собора в Линкольне (12 в. — 1311 г.) выполнен в ланцетовидном стиле
«Украшенный стиль» (1272-1349 гг.)
В этот период сформировались характерные черты английских кафедральных соборов, с центральной башней над средокрестием, двумя маленькими башенками, обрамляющими по норманнской традиции фасад. Вместо большой розы западного фасада (как во французской готике) — прямоугольное окно. Арки делали ланцетовидными. Примером стилевого направления является собор Солсбери (1220-1284 гг.), построенный под руководством епископа Ричарда Пура. Башня над средокрестием создана в 1313–1320 гг.(высота — 123 м.) Она является самой высокой средневековой башней в Англии. Храм имеет длину 140 м.
Собор Солсбери (1220-1266 гг.), архитектор Элиаш Дерхем.
«Перпендикулярный стиль» поздней английской готики (1350-1539 гг.) – это направление готики стало самостоятельным английским стилем. Впервые стиль проявился в готической архитектуре церкви аббатства в Глостере в 30-е годы 14 века. Основным мотивом декора перпендикулярного стиля является вытянутый, узкий прямоугольник, увенчанный аркой с остроконечным навершием. Такие прямоугольники покрывают все поверхности, образуя геометрически правильную решетку. Перпендикулярная готика в архитектуре Англии позволила увеличить окна, практически полностью заменив ими стены. Воплощение перпендикулярного стиля – Часовня королевского колледжа, основанного в Кембридже при Генрихом VI в 1441 году. Строительство велось до 1515 года.
Часовня королевского колледжа (1441 – 1515 гг.) Ведущий мастер: Джон Уайстел.
автор текста: Марина Калабухова
🏰 Готический стиль в архитектуре: храмы, стилистика
Готический стиль в архитектуре развивался медленно. На протяжении нескольких веков мастера добавляли новые детали, укрепляли конструкции, строили высокие арки и сводчатые потолки. Сохранившиеся готические соборы сегодня притягивают внимание людей во всём мире. В сегодняшнем обзоре Homius расскажет об основных элементах готического стиля и этапах его формирования.
Содержание статьи
История стиля
Готический стиль в архитектуре получил широкое развитие в эпоху Средневековья в XII-XVI веках. Историки считают родиной этого архитектурного направления северную Францию. Постепенно готика распространилась по Западной, Восточной, Центральной и отчасти Северной Европе, заменив собой популярный в то время романский стиль. Новое направление применялось при строительстве церквей, монастырей и храмов.
ФОТО: am-seo.ruСамые знаменитые соборы мира, например, Нотр Дам, построены в готическом стилеПризнаки готической архитектуры:
- высокие шпили на крышах;
- стрельчатые арки и полуарки из камня;
- «роза» на фасаде;
- удлинённые, заострённые окна с витражами:
- узкие башни, устремлённые вверх.
Все элементы здания в готическом стиле стремятся вверх.
ФОТО: avatars.mds.yandex.netУзнать готический собор очень легко по узким и высоким башенкам, множеству изящных архитектурных деталейПериоды развития готической архитектуры в мире
В центральной части Восточной и Северной Европы готический стиль формировался в несколько этапов: с XI – XII веков и с XV – XVI веков. Здания, построенные в этот период, даже сегодня считаются «устрашающими и величественными».
ФОТО: upload.wikimedia.orgОгромные залы, витражи и сводчатые потолки – главные элементы готических соборовФОТО: i2.wp.comВитражи в готических соборах использовались на всех этажахФОТО: static.tonkosti.ruЗалы Кентерберийского собора вытянуты не только ввысь, но и в длинуВ тринадцатом веке готический стиль активно распространялся по Европе. Строились красивые и величественные соборы в Англии, Австрии, Чехии и Германии.
ФОТО: static.tildacdn.comВитражи – основной элемент готических соборов. Как правило, они отображают библейские сюжетыРазвитие готического стиля в XII-XIII веках
Соборы в период ранней готики были построены в Париже, Лионе и Шартре. Архитектурная композиция этих сооружений отличается совершенством, богатым, изысканным декором и особым ритмом.
ФОТО: upload.wikimedia.orgЧасовня Сент-Шапель была построена в 1243—1248 годах. Её главное отличие – многочисленные витражиФОТО: mytravelbook.orgВестминстерское аббатство – яркий представитель ранней готикиФОТО: img-fotki.yandex.ruСобор Святого Вита в Праге по сей день привлекает толпы туристов. Здесь приёмы готики были интерпретированы под местные особенности и традицииФОТО: по-европе.рфОкна собора Святого Вита украшены множеством тематических витражей с художественными элементамиФОТО: tripsaway.ruОдно из популярных мест на Кипре – собор Святого НиколаяПоздняя готика: изменения в стиле XIV-XV веков
С течением времени в готике появлялись новые элементы, и к XIV-XV векам стали активно использоваться светские сюжеты в росписи стен.
ФОТО: cdn.pixabay.comРоспись купола и стен в Папском дворце в Авиньоне была сделана в XIV-XV веках, в период поздней готикиФОТО: upload.wikimedia.orgАнненкирхе в Аннаберг-Буххольце была построена в период 1499—1525 гг.ФОТО: kuku.travelСобор Святого Стефана в Вене имеет отдельную часть, построенную в готическом стилеФОТО: cityzeum.comКаменные статуи в нишах – важнейшая архитектурная деталь в готических соборахОсновные элементы стиля: каркасы, арки и своды
Самый простой тип готического сооружения – звёздчатый свод. Его стали использовать в тот период, когда возникла необходимость создания большого квадратного перекрытия и укрепления конструкции. Дополнительно крестцовый свод был снабжён рёбрами и нервюрами.
ФОТО: pp.userapi.comПри строительстве Эксетерского собора использовалась технология воздвижения веерных сводовКомпозиционная основа сводов была разработана строителем собора Святого Вита в XIV веке. В дальнейшем, звёздчатые и сетчатые своды получили широкое распространение в английской готике.
В больших соборах для создания надёжной конструкции стали использовать аркбутаны – один или два яруса. Особенно часто двухъярусную систему использовали в строительстве пятинефных соборов.
ФОТО: farm6.staticflickr.comКонтрфорсы и аркбутаны – основные элементы каркасной системыФОТО: про-путешествия.comСобор Святого Мунго в Великобритании имеет ярко выраженную каркасную системуМозаичные окна в готической архитектуре
Витражи – главная особенность готических соборов. Они использовались для закрытия проёмов, создания сквозного освещения, а также выполняли декоративные функции. Во многих зданиях на витражных окнах изображены христианские сюжеты.
ФОТО: travelpast50.comВитраж собора в Страсбурге выполнен в виде «розы»ФОТО: 2.bp.blogspot.comСложные витражи с изображениями Святых – важнейшая особенность готического стиляФОТО: img-fotki.yandex.ruСвет, проникая через цветные стёкла, создаёт красивую полутень в помещенияхВ эпоху Возрождения применялся особый метод изготовления витражей – мастера скоблили заранее выкрашенное стекло, создавая красивый рисунок на бытовую или религиозную тематику.
ФОТО: 1.bp.blogspot.comВитражная «роза» собора Парижской Богоматери – одна из самых впечатляющих конструкций в миреФОТО: informburo.kzВ некоторых соборах витражи могут занимать почти всю стенуТехнология строительства аркбутанов, контрфорсов и порталов
Любое готическое сооружение имеет прочную каркасную структуру. Основная задача каркаса – укрепление здания, облегчение тяжёлых перекрытий и стен. После создания каркасной структуры мастера Средневековья смогли возводить высокие соборы необычной формы.
Основные элементы каркаса:
- аркбутаны;
- контрфорсы;
- нервюры.
Каркасы стали распределять равномерно по всему периметру здания, благодаря чему готические храмы получили запоминающийся «скелет» и надёжную опору. Нервюрные своды имеют множество преимуществ: сокращение сроков строительства, повышение освещённости внутри здания и объединение всех залов храма в один.
ФОТО: upload.wikimedia.orgАркбутаны – сложные опорные конструкции, без которых массивные стены соборов рассыпались бы ещё в момент их возведенияСнаружи готические соборы укреплялись аркбутанами – каменными арками, передающими давление от нефов к опорным столбам.
ФОТО: mif-medyza.ruАкбутаны и пинакль дополнительно украшали красивой резьбойДругой архитектурный элемент – контрфорс. Это вертикальная конструкция, которая устанавливается напротив сводов и своей массой снимает с них часть давления.
ФОТО: static.tildacdn.comМногоуровневые порталы делают вход в здание заметнымФОТО: upload.wikimedia.orgПортал содержит несколько архитектурных элементов: карниз, барельеф, пилястры, орнамент, колонныИзвестные архитектурные сооружения в готическом стиле
Во всем мире существует несколько самых знаменитых и часто посещаемых готических архитектурных сооружений: собор Святого Стефана в Вене, Бургосский собор в Испании, Миланский собор в Милане, собор Парижской Богоматери в Париже, Кёльнский собор в Германии.
ФОТО: img.theculturetrip.comГлавные архитектурные детали Кёльнского собора – две башни, уходящие вверхФОТО: s2.fotokto.ruНотр Дам де Пари богато украшен готическими деталями со всех сторон, а главные башни видны даже с внутреннего двораФОТО: immigrationnews.co.ukОгромное окно от пола до потолка сразу притягивает взгляды посетителей Вестминстерского аббатстваГотика Англии и Франции
Зарождение готики как архитектурного стиля произошло на севере Франции. Своего рассвета она достигла в XIII веке. Основной готической постройкой в то время был монастырь ордена бенедиктинцев с библиотекой на 570 книг. Вторым главным собором во Франции стал собор Парижской Богоматери.
ФОТО: worldlist.travelСобор Шартре был построен в период с XII до XIX веков. От других построек он отличается художественной цельностьюВ Англии, в отличие от других стран, готика появилась рано и просуществовала до четырнадцатого века. Собор в Солсбери стал одним из образцов английской готики, но национальной святыней и резиденцией епископа стал Кентерберийский собор. Британская готика делится на несколько периодов: английская готика, геометрически-криволинейная и перпендикулярная.
ФОТО: hakkindabilgial.comКентерберийский собор построен в XII-XIV векахФОТО: pp.userapi.comВинчестерский собор в Англии – одно из самых посещаемых местЗнаменитые храмы и соборы Чехии
В Чехии готика появилась намного позже, чем в остальных странах. Когда в Германии и Франции этот стиль уже набрал большую популярность, строители Чехии только начали использовать готические элементы. Поначалу они смешивались с романским стилем, и только к XIII веку получили широкое распространение.
ФОТО: i.pinimg.comСобор Святой Варвары, построенный в готическом стиле, находится в местечке под названием Кутна ГораВ двенадцатом веке в Чехии отсутствовали крупные города, поэтому развитие готического стиля происходило медленно.
ФОТО: upload.wikimedia.orgКостёл Благовещения Девы Марии в Чехии – образец ранней готикиГотические сооружения Германии и Испании
Готика в Германии развивалась под прямым воздействием Франции. Среди самых значимых сооружений исследователи выделяют Часовню Святого Варфоломея, Кёльнский собор, Церковь Святого Михаила в Нижней Саксонии. Постепенно готический стиль в Германии приобрел мощь и собственные характерные черты.
ФОТО: ucarecdn.comКёльнский собор занимает третье место в мировом списке самых высоких церквейФОТО: incomartour.com.uaКёльнский собор внутри украшен капителями и большими оконными проёмамиИскусство орнамента было принесено в Испанию арабами. Среди крупнейших готических построек в Европе – кафедральный собор в Толедо. Основание собора было заложено в 1227 году. Особенность сооружения – пять нефов и элементы французского готического стиля.
ФОТО: cdn.pixabay.comМюнстерский собор в Ульме перестраивался несколько раз и был восстановлен окончательно лишь в 1956 годуФОТО: aristeya.com.uaБургосский собор в Испании является памятником Всемирного наследия ЮНЕСКОЧто такое неоготика
Неоготика – новое течение в эпохе историзма. При строительстве зданий в этом стиле используются готические элементы в сочетании с современными конструкциями. Такие здания строились в Маниле, Киеве, Гуаньчжоу, Нью-Йорке.
ФОТО: the-city.kiev.uaНеоготика распространилась в России. Одно из популярных зданий – розовый замок барона Гильденбандта в МосквеЧлены аристократических семей заказывали строительство домов в стиле неоготики. В России этот стиль имел другое название «псевдоготика».
Строительство современных коттеджей в готическом стиле
Сегодня строительство домов в готическом и псевдоготическом стиле не так широко распространено, но всё ещё продолжается. Современный дом в готическом стиле может иметь красивые архитектурные элементы, и стильный дизайн комнат.
ФОТО: i04.fotocdn.netЗамок Гарибальди – современный шедевр в стиле готики, построенный в селе Хрящевка Самарской областиФОТО: avatars.mds.yandex.netСовременные строительные компании разрабатывают под заказ проекты готических коттеджей. Получившиеся постройки очень близки к оригиналу и сильно выделяются среди пластиковых и стеклянных многоэтажекНекоторые строительные студии предоставляют услугу «Постройка коттеджа в готическом стиле». Такие дома возводятся только по индивидуальному заказу и всегда привлекают много внимания со стороны прохожих.
В заключение
Под влиянием кинематографа готический стиль вновь набирает популярность. Таинственность и мрачность притягивает туристов к древним соборам и вызывает желание разгадать их тайны.
Как вы относитесь к готическим постройкам? По вашему мнению, стоит ли воссоздавать древние замки и соборы по сохранившимся чертежам, или лучше строить современные гигантские сооружения?
ПредыдущаяDIY HomiusТкань перкаль: королевский шик и комфорт премиум-класса
СледующаяDIY HomiusУтри нос подругам — лайфхаки для настоящих хозяек на все случаи жизни
Понравилась статья? Сохраните, чтобы не потерять!
ВОЗМОЖНО ВАМ ТАКЖЕ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:
10. Общая характеристика готического стиля.
Готика (Готический стиль) – исторический художественный стиль, господствовавший в западноевропейском искусстве в период с XIII по XV века.
Общая характеристика стиля Готика
Готика – в основном архитектурный стиль, но и в дизайне интерьера ему свойственны очень существенные отличия от других стилей, свое собственное и ни с чем не сравнимое “лицо”: огромные окна, многоцветные витражи, световые эффекты. Гигантские ажурные башни, подчеркнутая вертикальность всех конструктивных элементов.
Характерными элементами в дизайне интерьеров становятся стройные колонны, сложные формы сводов, ажурные орнаменты, окна в форме розы и стрельчатые своды, оконные стекла в свинцовом обрамлении, из выпуклого стекла, но без занавесей.
Фантастичные, превосходящие все существующие до сих пор конструкции готики преодолевают громоздкость камня. Вследствие этого основными чертами могут считаться иррационализм, дематериализация, стремление вверх, мистика, легкость, экспрессивность.
История стиля Готика
Готами древние римляне называли варварские племена, вторгавшиеся с севера в пределы империи в III-V вв. Термин появился в эпоху Итальянского Возрождения как насмешливое прозвание “варварской”, примитивной, уходящей в прошлое средневековой культуры. Вначале его применяли к литературе – для обозначения неправильной, искаженной латыни. Средневековую архитектуру тогда называли общим словом “tedesca” (итал. “немецкая”). Есть предположение, что слово “готика” впервые употребил Рафаэль, знаменитый художник эпохи Возрождения.
Готика – венец средневековья, это яркие краски, позолота, сияние витражей, экспрессия, взлетающие в небо колючие иглы шпилей, симфония света, камня и стекла… Готический стиль характеризует заключительную стадию развития средневекового искусства Западной Европы. Факт рождения готического стиля можно считать кульминацией романского и вместе с тем – его преодолением. Долгое время элементы того и другого стиля сосуществовали, а переходное время XII в. носило возрожденческий характер».
Место рождения нового стиля – Париж. Здесь в 1136-1140 годах под руководством аббата Сугерия (Сюжера) были возведены два пролета главного нефа церкви аббатства Сен-Дени. Но строительство готического храма – задача для поколений. Собор Парижской Богоматери ( Notre Dame de Paris), заложенный в 1163 году, строился более двухсот лет. Римский собор (длина – 150 метров, высота башен – 80 метров) строился с 1211 года до начала XIV века, Миланский собор – до XIX.
Немного позже,в XVIII-XIX веках, вкусы Запада стали вновь обращаться к романтичным направлениям дизайна Средневековья. Это и привело к возрождению готического стиля в этот период. Возрождение готики совпадает по времени с появлением викторианского стиля интерьеров.
Парадоксальной особенностью готического стиля, совершенные формы которого демонстрируют иррационализм, дематериализацию и наивысшую, мистическую экспрессию, является то, что поводом (но не причиной) его возникновения послужили технические достижения – рациональное совершенствование строительной конструкции. История готической архитектуры – это история нервюры и аркбутана. Освобождение стен от нагрузки позволяло прорезать их огромными окнами –это стимулировало искусство витража. Интерьер храма становился высоким и светлым.
Особенности стиля Готика
Интерьеры с дизайном в готическом стиле отличаются величием и изяществом. Стены перестают быть конструктивным элементом, становятся более легкими, облицовываются деревом или украшаются стенной росписью ярких цветов, настенными гобеленами. Дощатые и каменные полы раннеготического интерьера позднее также застилались коврами. Характерными элементами становятся ажурные орнаменты, каменное кружево резьбы, стрельчатые своды. Над входом, как правило, красуется огромное витражное окно-роза. Оконные стекла в свинцовом обрамлении, из выпуклого стекла, но без занавесей. Потолки деревянные балочной конструкции или с открытыми оформленными стропилами; возможна декоративная роспись на потолке.
Типичные мебельные изделия готического стиля дизайна интерьера: высокие двустворчатые шкафы с четырьмя, шестью или девятью филенками, а также буфеты на высоких ножках, высокие спинки стульев и кроватей, имитирующие архитектурные детали крепостных замков и церквей. Позже это влияние сказалось и на орнаментике: столярному мастерству была навязана точная геометрическая орнаментика, противоречащая самой фактуре дерева. Основным видом мебели, как в замках рыцарей, так и у простых горожан был сундук, из которого со временем сформировался сундук-скамья. Сундуки служили столами, скамьями и кроватями. Часто сундуки ставили один на другой, украшая при этом всю конструкцию стрельчатыми сводами – так получился шкаф. Стол в готическом интерьере имел глубокий выдвижной ящик и сильно выступающую столешницу, основанием которой были две торцовые опоры. Под откидной столешницей находилось множество отделений и маленьких ящичков. Кровать, если она не была встроена в стену, имела балдахин или большой, подобный шкафу, деревянный каркас, а в южных странах Европы – дощатую конструкцию с архитектурным членением, резьбой и цветной отделкой.
В строительстве и отделке готических зданий использовались в основном камень, мрамор, дерево (дуб, орех и ель, сосна, лиственница и кедр европейский, можжевельник). В декоре использовалась плиточная мозаика, майолика; сундуки обтягивали кожей, использовалась богатая металлическая (железная и бронзовая) фурнитура, мотивы сталактитов, выточенные бруски. Фигурная лепнина подчас расписывалась и покрывалась позолотой.
Цветные витражи в виде стрельчатых арок – одна из самых узнаваемых особенностей стиля готики. Огромные окна, для которых стены служат лишь легким каркасом, многоцветные витражи, световые эффекты, наконец, прекрасное окно-роза – все это и создает неповторимое “лицо” стиля готики.
Теологи приписывали витражам способность просветлять душу человека и удерживать его от зла. Истоки этого вида изобразительного искусства восходят к поздней античности.
Уникальные эффекты витража объясняются прозрачностью его основы – цветного стекла; использовавшаяся же для прорисовки контуров черная краска была непрозрачной. В орнаментальных зонах витража доминируют красный и синий тона, в сюжетных – белый, различные оттенки фиолетового, желтый и зеленый.
“Готические розы”, красочные витражи, раскрашенная скульптура – все это говорит об особой роли цвета в средневековье. В дизайне интерьеров готического стиля использовались насыщенные красные, синие, желтые, коричневые оттенки, а также золотые и серебряные нити. Для контрастных деталей использовались пурпурные, рубиновые, иссиня-черные, гвоздично-розовые, зеленые оттенки.
Элементы декора готического стиля интерьера
Картинами для украшения комнат в готике пользуются редко. В то же время, эпоха готики – это время расцвета книжной миниатюры и появления станковой живописи, время высокого подъёма декоративных искусств. В готическом стиле наблюдается расцвет цехового ремесла: в резьбе по камню и дереву, в мелкой скульптуре из слоновой кости, в керамике и стеклоделии, в многообразных металлических изделиях, украшавшихся камнями и эмалью, в тканях и шпалерах – всюду изощрённость фантазии и щедрое богатство декора сочетаются с блестящим мастерством и тщательностью отделки.
Заключение
Ключевой момент готической архитектуры – свет, вечно льющийся Божественный свет – символ просветления и мудрости. Поэтому готика – звездный час витражей.
Готика – первый общеевропейский стиль. По яркости, экспрессивности и парадоксальности ее можно сопоставить разве что с барокко. В ХХ веке готика становиться интернациональным эпитетом. Все удлиненное, заостренное, тянущееся вверх изо всех сил воспринимается нами как “готическое”: древнерусские шатровые храмы, экспрессионизм новгородских икон и, даже, американские небоскребы.
Готика кратко — Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени
Готика кратко
Готика, кратко говоря – это архитектурный стиль, пришедший на смену романскому стилю, начиная с XII века. Он господствовал по всей Европе вплоть до XV века, а в некоторых странах существовал и в XVI столетии.
Слово готика не имеет отношения к германскому племени готов. Сначала оно использовалось в уничижительном смысле деятелями Возрождения, которые сравнивали все предшествующее искусство с варварскими формами. Во Франции готика называлась более правильно – «стрельчатым стилем». Сейчас готика по праву считается выдающимся архитектурным стилем средневековья.
Главными чертами готики были:
• стремление вверх, легкость архитектурных форм;
• большая высота строения;
• стрельчатые арки; островерхие крыши;
• большие окна с витражами;
• большое количество скульптурных фигур;
Романский стиль в архитектуре был необходим во время междоусобных войн и представлял собой в первую очередь архитектуру оборонных сооружений. Готика стала нужна во время активного расширения городов. Появляются совершенно новые типы зданий: биржа, рынок, суд, больница, ратуша.
Готика, кратко говоря, придавала городу новый, грациозный и легкий облик, но одновременно и величественный.
Храм XIII века — теперь уже не только место для богослужения. Здесь теперь разыгрывают театральные представления, устраивают диспуты студенты. Город рос, и нужно было, чтобы храм мог вместить всех жителей.
И строители, чтобы не утолщать стены и не делать сооружение массивным, создали новую конструкцию. Они стали применять стрельчатые своды и особую систему нервюр, которые равномерно распределяли нагрузку. Применение опорных столбов, на которые теперь приходилась вся тяжесть свода, помогло расширить пространство сооружения. Вместо узких бойниц теперь можно было делать широкие окна, украшенные для красоты разноцветными витражами.
Самым великолепным образцом готического архитектурного стиля стал собор Парижской Богоматери. Он известен «галереей королей» и огромным количеством фигур химер, которые пугали входящих.
Скульптура также повсеместно применяется в готическом стиле, как и в романском. Чаще всего применяли статуи-колонны и монументальные статуи. В готическом стиле также широко используется скульптурная резьба по камню – изображение цветов и листьев.
Готика теряет свое значение с приходом эпохи Ренессанса в XVI веке.
Готическая архитектура — История архитектуры
Перейти к контентуГлавное меню:
- Всеобщая история архитектуры
- Первобытнообщинный период
- Первобытнообщинный период
- Рабовладельческое общество
- Рабовладельческое общество
- Карта раздела «Рабовладельческое общество»
- Рабовладельческое общество
- Древний Египет
- Эфиопия
- Эгейский мир
- Двуречье и Месопотамия
- Передняя Азия
- Закавказье
- Иран
- Иран
- Иран. Мидия. Экбатаны. Гробницы
- Иран. Гробницы Дукан-и-Дауд, Кызкапан и Курх-у-Кич
- Иран. Ахеменидский период. Сузы, Персеполь
- Иран. Пасаргады. Дворцы
- Иран. Персеполь. Дворцы
- Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса
- Иран. Дворцы Дария
- Иран. Сузы. Дворец Дария
- Иран. Гробницы Кира, Дария, Да-у-Духтар
- Иран. Святилища
- Иран. Эпоха Ахеменидов. Этапы развития архитектуры
- Парфия
- Парфия. Селевкия, Ктесифон
- Парфия. Хатра
- Парфия. Ашшур, Дура-Европос
- Парфия. Жилые дома
- Парфия. Дворец Хатры
- Парфия. Дворцы Ашшура, Ниппура, Кухи-Ходжа
- Парфия. Культовые сооружения
- Парфия. Фортификация
- Парфия. Гробницы
- Парфия. Общественная архитектура
- Иран. Сасанидское государство
- Иран. Гур, Дарабгерда, Бишапур, Нишапур
- Иран. Ктесифон. Фортификация городов
- Иран. Арки, своды, купола
- Иран. Арки, своды, купола 2
- Иран. Дари-Шахр, Ширван, Тель-Дехаб
- Иран. Дворец в Фирузабаде, ансамбль Бишапура
- Иран. Дворец в Сарвистане, дворец в Ктесифоне — Таки-Кисра
- Иран. Дворец Касри-Ширин, комплекс Хош-Кури
- Иран. Парковые гроты Таки-Бустана
- Иран сасанидский. Культ огня. Чортак
- Иран сасанидский. Христианство. Культовые алтари
- Иран. Особенности общественного строительства
- Иран. Искусство
- Иран. Искусство 2
- Средняя Азия
- Афганистан
- Юго-Восточная Азия
- Дальний Восток. Китай
- Дальний Восток. Корея
- Дальний Восток. Япония
- Америка. Этапы развития
- Архитектура античного мира
- Архитектура античного мира
- Карта раздела «Архитектура античного мира»
- Архитектура античного мира
- Архитектура древней Греции
- Греция. Архитектура древнейшей эпохи (XII — середина VIII в. до н.э.)
- Греция. Архитектура архаической эпохи (750-480 гг. до н.э.)
- Архитектура греческой метрополии
- Архитектура Великой Греции
- Архитектура Малой Азии и островов Эгейского моря
- Греция. Архитектура эпохи расцвета (480-400 гг. до н.э.)
- Сооружения второй четверти V в. до н.э. вне Афин
- Расцвет аттической архитектуры
- Сооружения 2-й половины V в. до н.э. в Великой Греции и Малой Азии
- Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
- Греция. Архитектура эпохи эллинизма (323г. до н.э.-Iв. н.э.)
- Греция Эллинизм. Общественные сооружения
- Греция. Эллинизм. Культовое строительство
- Греция. Эллинизм. Мемориальные сооружения
- Архитектура античных государств Северного Причерноморья
- Вклад древней Греции в мировое развитие архитектуры
- Архитектура древнего Рима
- Этрусская архитектура
- Архитектура Римской республики
- Римская республика. Общественные сооружения
- Римская республика. Инженерные сооружения
- Римская республика. Жилые сооружения
- Римская республика. Виллы
- Архитектура Римской империи
- Римская империя. Градостроительство
- Римская империя. Общественные сооружения
- Римская империя. Мемориальные и триумфальные сооружения
- Римская империя. Инженерные сооружения
- Римская империя. Жилые сооружения
- Римская империя. Погребальные сооружения
- Ордер
- Декор
- Декор 2
- Композиция
- Роль римской архитектуры
- Раннехристианская архитектура
- Архитектура Восточной Европы. Средние века
- Архитектура Восточной Европы. Средние века
Готическое искусство | История архитектуры
Боковой распор нервюрного свода, строго лаколизованный, в противоположность тяжелому романскому своду не требовал массивной опоры в виде утолщения стены в опасных местах, а мог быть нейтрализован особыми столбами-пилонами — контрфорсами. Готический контрфорс является техническим развитием и дальнейшим усовершенствованием контрфорса романского. Контрфорс, как установили готические зодчие, работал тем успешнее, чем он был шире снизу. Поэтому они начали придавать контрфорсам ступенчатую форму, относительно узкую наверху и более широкую внизу.
Нейтрализовать боковой распор свода в боковых нефах не представляло трудностей, так как высота и ширина их были сравнительно невелики, а контрфорс можно было поставить непосредственно у наружного столба-устоя. Совершенно иначе приходилось решать проблему бокового распора сводов в среднем нефе.
Готические зодчие применяли в таких случаях особую арку из клинчатых камней, так называемый аркбутан; одним концом эта арка, перекинутая через боковые нефы, упиралась в пазухи свода, а другим — на контрфорс. Место ее опоры на контрфорсе укреплялось башенкой, так называемым пинаклем. Первоначально аркбутан примыкал к пазухам свода под прямым углом и воспринимал, следовательно, только боковой распор свода. Позднее аркбутан начали ставить под острым углом к пазухам свода, и он принимал, таким образом, на себя частично и вертикальное давление свода.
При помощи готической каркасной системы достигалась большая экономия материала. Стена как конструктивная часть здания становилась излишней; она либо превращалась в легкий простенок, либо заполнялась громадными окнами. Стало возможным строить здания невиданной ранее высоты (под сводами — до 40 м и выше) и перекрывать пролеты большой ширины. Возрастали и темпы строительства. Если не было помех (отсутствия средств или политических осложнений), то даже грандиозные сооружения возводили в относительно короткие сроки; так, Амьенский собор в основном был построен меньше чем за 40 лет.
Строительным материалом служил местный горный камень, который тщательно отесывали. Особенно старательно пригонялись постели, то есть горизонтальные грани камней, поскольку они должны были воспринимать большую нагрузку. Связующим раствором готические зодчие пользовались весьма умело, достигая при его помощи равномерного распределения нагрузки. Ради большей прочности в некоторых местах кладки ставили железные скобы, укрепленные заливкой из мягкого свинца. В некоторых странах, как, например, в Северной и Восточной Германии, где не было пригодного строительного камня, здания воздвигали из хорошо отформованного и обожженного кирпича. При этом мастера виртуозно создавали фактурные и ритмические Эффекты, используя кирпич различной формы и размеров и разнообразные способы кладки.
Мастера готической архитектуры внесли много нового в планировку соборного интерьера. Первоначально одному пролету среднего нефа соответствовали два звена — пролеты боковых нефов. При этом основная нагрузка ложилась на устои ABCD, тогда как промежуточные устои Е и F выполняли задачи второстепенные, поддерживая пяты сводов боковых нефов. Промежуточным устоям соответственно придавали меньшее сечение. Но с начала 13 в. стало обычным иное решение: все устои делали одинаковыми, квадрат среднего нефа делился на два прямоугольника, и каждому звену боковых нефов соответствовало одно звено среднего нефа. Таким образом, все продольное помещение готического собора (а нередко также и трансепт) состояло из ряда единообразных ячеек, или травей.
Готические соборы строились на средства горожан, они служили местом городских собраний, в них давались представления мистерий; в соборе Парижской Богоматери читали университетские лекции. Так повышалось значение горожан и падало значение клира (который в городах был, кстати, не столь многочисленным, как в монастырях).
Названное явление отразилось и на планах больших соборов. В соборе Парижской Богоматери трансепт намечен не так резко, как в большинстве романских соборов, ввиду чего несколько смягчается граница между святилищем хора, предназначенным для клира, и основной продольной частью, доступной для всех. В соборе Буржа трансепт совсем отсутствует.
Но такая планировка встречается только в ранних произведениях готики. В середине 13 в. в ряде государств началась церковная реакция. Она особенно усилилась тогда, когда в университетах обосновались новые нищенствующие ордена. Маркс отмечает, что они «снизили научный уровень университетов, схоластическое богословие снова заняло первенствующее положение» (К. Маркс, Конспект работы Грина «История английского народа», «Архив Маркса и Энгельса», т. VIII, стр. 344.). В то время по требованию церкви в уже построенных соборах устанавливалась перегородка, отделявшая хор от общедоступной части здания, а во вновь строившихся соборах предусматривалась иная планировка. В основной — продольной — части интерьера вместо пяти стали строить три нефа; снова развивается трансепт, по большей части — трехнефный. Восточную часть собора — хор — стали увеличивать до пяти нефов. Большие капеллы окружали венком восточную абсиду; средняя капелла была обычно больше других. Однако в архитектуре готических соборов того времени имела место и другая тенденция, отражавшая в конечном счете рост ремесленных и торговых цехов, развитие светского начала, более сложное и широкое мировосприятие. Так, для готических соборов стало характерным большое богатство декора, нарастание черт реализма, а временами и жанровости в монументальной скульптуре.
Вместе с тем первоначальная гармоничная уравновешенность горизонтальных и вертикальных членений к 14 в. все больше уступает место устремленности здания ввысь, стремительной динамике архитектурных форм и ритмов.
Интерьеры готических соборов не только грандиознее и динамичнее интерьеров романского стиля — они свидетельствуют об ином понимании пространства. В романских церквах четко разграничивались нартекс, продольный корпус, хор. В готических соборах границы между этими зонами теряют свою жесткую определенность. Пространство среднего и боковых нефов почти сливается; боковые нефы повышаются, устои занимают сравнительно малое место. Окна становятся больше, простенки между ними заполняются фризом из арочек. Тенденция к слиянию внутреннего пространства сильнее всего проявилась в архитектуре Германии, где многие соборы строились по зальной системе, т. е. боковые нефы делались той же высоты, что и главный.
Сильно изменился и внешний вид готических соборов. Характерные для большинства романских церквей массивные башни над средокрестием исчезли. Зато мощные и стройные башни часто фланкируют западный фасад, богато украшенный скульптурой. Размеры портала значительно увеличились.
Готические соборы как бы вырастают на глазах у зрителя. Очень показательна в этом отношении башня собора во Фрейбурге. Массивная и грузная в своем основании, она охватывает весь западный фасад; но, устремляясь ввысь, она становится все стройнее, постепенно утончается и завершается каменным ажурным шатром.
Романские церкви гладью стен были четко изолированы от окружающего пространства. В готических соборах, напротив, дан образец сложного взаимодействия, взаимопроникновения внутреннего пространства и внешней природной среды. Этому способствуют огромные проемы окон, сквозная резьба башенных шатров, лес увенчанных пинаклями контрфорсов. Большое значение имели и резные каменные украшения: флероны-крестоцветы; каменные шипы, вырастающие, словно цветы и листья, на ветвях каменного леса контрфорсов, аркбутанов и шпилей башен.
Большие изменения претерпел и орнамент, укращающий капители. Геометрические формы орнамента капителей, восходящие к «варварской» плетенке, и античный по своему происхождению аканф почти полностью исчезают. Мастера готики смело обращаются к мотивам родной природы: капители готических столбов украшают сочно моделированные листья плюща, дуба, бука и ясеня.
Замена глухих стен огромными окнами привела к почти повсеместному исчезновению монументальных росписей, игравших столь крупную роль в романском искусстве 11 и 12 вв. Фреску заменил витраж — своеобразный вид живописи, в котором изображение составляется из кусков цветных расписанных стекол, соединенных между собой узкими свинцовыми полосами и охваченных железной арматурой. Возникли витражи, по-видимому, в каролингскую эпоху, но полное развитие и распространение они получили лишь при переходе от романского к готическому искусству.
Витражи, помещенные в оконных проемах, наполняли внутреннее пространство собора светом, окрашенным в мягкие и звучные цвета, что создавало необычайный художественный эффект. Украшающие алтарь и алтарные обходы живописные композиции поздней готики, выполненные в технике темперы, или цветные рельефы также отличались яркостью красок.
Прозрачные витражи, сияющие краски алтарной живописи, блеск золота и серебра церковной утвари, контрастировавшие со сдержанной суровостью колорита каменных стен и столбов, придавали интерьеру готического собора необыкновенную праздничную торжественность.
Как во внутреннем, так и особенно во внешнем убранстве соборов значительное место принадлежало пластике. Сотни, тысячи, а иногда десятки тысяч скульптурных композиций, отдельных статуй и украшений на порталах, на карнизах, водостоках и на капителях непосредственно срастаются со структурой здания и обогащают его художественный образ.
Переход от романского стиля к готике в скульптуре произошел несколько позже, чем в архитектуре, но затем развитие совершалось в необычайно быстрых темпах, и готическая скульптура на протяжении одного столетия достигла своего наивысшего расцвета.
Хотя готика знала рельеф и постоянно к нему обращалась, основным типом готической пластики была статуя.
Правда, готические фигуры воспринимаются, особенно на фасадах, как элементы единой гигантской декоративно-монументальной композиции. Отдельные статуи или статуарные группы, неразрывно связанные с фасадной стеной или со столбами портала, являются как бы частями большого многофигурного рельефа. Все же, когда направлявшийся в храм горожанин приближался вплотную к порталу, общая декоративная целостность композиции исчезала из поля его зрения, и его внимание привлекала пластическая и психологическая выразительность отдельных статуй, обрамляющих портал, и надвратных рельефов, подробно повествующих о библейском или евангельском событии. В интерьере же скульптурные фигуры, если их ставили на выступающие из столбов консоли, были обозримы с нескольких сторон. Полные движения, они отличались по ритму от стройных устремленных ввысь столбов и утверждали свою особую пластическую выразительность.
По сравнению с романскими готические скульптурные композиции отличаются более ясным и реалистическим раскрытием сюжета, более повествовательным и назидательным характером и, главное, большим богатством и непосредственной человечностью в передаче внутреннего состояния. Совершенствование специфических художественных средств языка средневековой скульптуры (экспрессия в лепке форм, в передаче духовных порывов и переживаний, острая динамика беспокойных складок драпировок, сильная светотеневая моделировка, чувство выразительности сложного, охваченного напряженным движением силуэта) способствовало созданию образов большой психологической убедительности и огромной эмоциональной силы.
В отношении выбора сюжетов, равно как и в распределении изображений, гигантские скульптурные комплексы готики были подчинены правилам, установленным церковью. Композиции на фасадах соборов в своей совокупности давали картину мироздания согласно религиозным представлениям. Не случайно расцвет готики был временем, когда католическое богословие сложилось в строгую догматическую систему, выраженную в обобщающих сводах средневековой схоластики — «Сумма богословия» Фомы Аквинского и «Великое зерцало» Винцента из Бове.
Центральный портал западного фасада, как правило, посвящался Христу, иногда Мадонне; правый портал обычно — Мадонне, левый — святому, особенно чтимому в данной епархии. На столбе, разделяющем двери центрального портала на две половины и поддерживающем архитрав, располагалась большая статуя Христа, Мадонны или святого. На цоколе портала часто изображали «месяцы», времена года и т. д. По сторонам, на откосах стен портала помещали монументальные фигуры апостолов, пророков, святых, ветхозаветных персонажей, ангелов. Иногда здесь были представлены сюжеты повествовательного или аллегорического характера: Благовещение, Посещение Марии Елизаветой, Разумные и неразумные девы, Церковь и Синагога и т. д.
Поле надвратного тимпана заполнялось высоким рельефом. Если портал был посвящен Христу, изображался Страшный суд в следующей иконографической редакции: вверху сидит указывающий на свои раны Христос, по сторонам — Мадонна и евангелист Иоанн (в некоторых местностях он заменялся Иоанном Крестителем), вокруг — ангелы с орудиями мучений Христа и апостолы; в отдельной зоне, под ними, изображен ангел, взвешивающий души; слева (от зрителя) — праведники, вступающие в рай; справа — демоны, завладевающие душами грешников, и сцены мучений в аду; еще ниже — разверзающиеся гробы и воскресение мертвых.
При изображении Мадонны тимпан заполнялся сценами: Успение, Взятие Мадонны на небо ангелами и ее небесное коронование. В порталах, посвященных святым, на тимпанах развертываются эпизоды из их житий. На архивольтах портала, охватывающих тимпан, помещали фигуры, развивавшие основную тему, данную в тимпане, или образы, так или иначе идейно связанные с основной темой портала.
Собор в целом представлял собой как бы собранное в едином фокусе религиозно преображенное изображение мира. Но в религиозные сюжеты незаметно вторгался интерес к реальной действительности, к ее противоречиям. Правда, жизненные конфликты, борьба, страдания и горе людей, любовь и сочувствие, гнев и ненависть выступали в преображенных образах евангельских сказаний: преследование жестокими язычниками великомученика, бедствия патриарха Иова и сочувствие его друзей, плач Богоматери о распятом сыне и т. д.
И мотивы обращения к обыденной жизни были смешаны с отвлеченными символами и аллегориями. Так, тема труда воплощена в серии месяцев года, данных как в виде идущих от древности знаков зодиака, так и через изображение трудов, характерных для каждого месяца. Труд — основа реальной жизни людей, и эти сцены давали готическому художнику возможность выйти за пределы религиозной символики. С представлениями о труде связаны и распространенные уже с позднероманского периода аллегорические изображения так называемых Свободных искусств.
Рост интереса к человеческой личности, к ее нравственному миру, к основным особенностям ее характера все чаще сказывался в индивидуализированной трактовке библейских персонажей. В готической скульптуре зарождался и скульптурный портрет, хотя эти портреты лишь в редких случаях делались с натуры. Так, в некоторой степени портретный характер носили помещаемые в храме мемориальные скульптуры церковных и светских властителей.
В позднеготической книжной миниатюре с особенной непосредственностью выразились реалистические тенденции, были достигнуты первые успехи в изображении пейзажа и бытовых сцен. Было бы, однако, неверно свести всю эстетическую ценность, все своеобразие реалистической подосновы готической скульптуры только к чертам реалистически точного и конкретного изображения жизненных явлений. Правда, готические ваятели, воплощая в своих статуях образы библейских персонажей, передавали то чувство мистического экстаза и волнения, которое не было им чуждо. Их чувства носили религиозную окраску и были тесно связаны с превратными религиозными представлениями. И все же глубокая одухотворенность, необычайная интенсивность и сила проявлений нравственной жизни человека, страстная взволнованность и поэтическая искренность чувства в значительной мере определяют художественную правдивость, ценность и неповторимое эстетическое своеобразие скульптурных образов готики.
По мере роста новых буржуазных отношений, развития и укрепления централизованного государства гуманистические, светские, реалистические тенденции росли и крепли. К 15 в. в большинстве стран Западной и Центральной Европы прогрессивные силы вступили в открытую борьбу против основ феодального общества и его идеологии. С этого времени великое готическое искусство, постепенно исчерпывая свою прогрессивную роль, утрачивало художественные достоинства и творческую самобытность. Наступал исторически неизбежный перелом в развитии европейского искусства — перелом, связанный с преодолением религиозных и условно-символических рамок, сковывающих дальнейшее развитие реализма, с утверждением искусства светского, сознательно реалистического по своему методу. В ряде областей Италии, где города смогли добиться относительно ранней и относительно полной победы над феодализмом, готика не получила полного развития, кризис же средневекового мировоззрения, средневековых форм искусства наступил значительно ранее, чем в других странах Европы. Уже с конца 13 в. итальянское искусство вступило в ту полосу своего развития, которая непосредственно подготовляла новую художественную эпоху — эпоху Возрождения.