Как выучиться на архитектора – Какие качества нужны архитектору 🚩 архитектор образование 🚩 Высшее образование
где учиться, зарплата, плюсы и минусы
Архитектор (от др.-греч. αρχι — главный, старший и др.-греч. τέκτων — плотник, строитель) — специалист, осуществляющий архитектурное проектирование, включая разработку объемно-планировочных и интерьерных решений. Архитектурное проектирование — это организация архитектурной среды, включающее в себя проектирование зданий, в том числе разработку интерьерных и объемно-планировочных решений. Профессия подходит тем, кого интересует рисование и черчение (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Профессия архитектор тесно связана со строительством, поэтому эта профессия является одной из самых древних. Во всем мире существует множество уникальных дворцов, храмов, ратушей, жилых зданий, мостов, построенных в различных архитектурных стилях. По этим стилям мы можем определить эпоху строительства, нравы жителей городов, их традиции или достаток. Красота той или иной постройки может вызывать у людей определенные чувства и настроение. Это и делает архитектуру искусством, в котором каждый архитектор общается со зрителями через свои творения, передает своё настроение, свои мысли и идеи.
Каждому этапу развития человечества присуще возникновение определенного архитектурного стиля. Архитектурные памятники способны сообщить историкам не меньше, чем сохранившиеся пергаменты или летописи. Цивилизации древности оставили после себя величайшие архитектурные творения: пирамиды в Египте, Великая Китайская стена, Колизей и таких примеров можно привести множество. Архитектурой Древней Руси (древнерусской архитектурой) принято считать период русского искусства со времени образования Киевского государства и до реформ Петра I (с IX до XVII вв.).
Технический прогресс не стоит на месте, технологии строительства постоянно усложняются, а вместе с ними и профессия архитектора. Задачи, которые ставятся перед архитекторами, изменяются, и компетенция современного специалиста определяется более четко, нежели раньше. Но основная цель остается неизменной – получить архитектурное строение, оптимально сочетающее безопасность, рациональное и эффективное использование площади, а также особенности оригинальной и уникальной дизайнерской идеи.
Виды профессиональных архитекторов (в общем смысле) в зависимости от рода деятельности:
- архитектор (в узком смысле) занимается разраб
Как стать архитектором: советы профессионалов
По просьбе «Газеты.Ru» Евгений Асс, Иван Овчинников, Данир Сафиуллин и Сергей Чобан рассказали о том, кто, когда, где и при каких условиях может стать архитектором.
Евгений Асс: «Учиться всю жизнь, везде и всему»
1. Когда вы решили стать архитектором и как им стали? Мне не пришлось ничего решать, все решилось само собой, поскольку у меня отец архитектор, и мать занималась историей архитектуры, и вокруг были одни архитекторы. Книги по архитектуре, треугольники, рейсфедеры, линейки, кальки — все это составляло мир моего детства, и отказаться от этого я не мог. Поступил в МАрхИ, закончил его и постепенно стал архитектором.
2. Какими качествами должен обладать человек, который хочет состояться в профессии архитектора и стать востребованным? Как ему понять, что он правильно выбрал профессию? Есть ли какие-то возрастные ограничения, после которых начинать уже поздно?Выучиться на архитектора просто: закончил институт и можешь работать архитектором. А вот стать архитектором — для этого требуется и талант, и большие усилия. Чтобы стать архитектором нужно обладать особой чувствительностью к окружающему миру, к материи этого мира. Нужна острая наблюдательность: нужно видеть жизнь, наблюдать за движениями и перемещениями людей, за тем, как они осваивают пространство. Очень важно обладать воображением, для того чтобы представить себе как в пространстве, которое вы создаете, будут люди двигаться, что они будут чувствовать, откуда будет проникать свет, какие физические ощущения вызовет прикосновение к стене или к полу.Необходима изобретательность, чтобы придумать такую форму, которая была бы интересной, новой и привлекательной для людей. Надо чувствовать конструкции: какой должна быть балка для того, чтобы она не обрушилась — это должно быть на уровне чувств, а не на уровне расчетов, которые делают инженеры. Нужно понимать, как будет себя вести твой объект в том мире и в том окружении, куда ты его погружаешь. Нужно понимать историю, политику, осязать дыхание современной культуры. И, наконец, надо быть художником, чтобы все эти ощущения, мысли, знания и представления превратились в ценную пространственную, материальную форму. Вот это все и составляет особенности архитектурной профессии.Все, то, о чем я говорил выше, приходит с годами. Необходимо пройти какой-то путь, вчувствоваться в мир, накопить жизненный опыт. По-моему, академик Жолтовский говорил, что архитекторами становятся только после сорока.
3. Какие учебные заведения в России и за границей готовят сильных архитекторов? Есть ли у российского архитектурного образования свои особенности, плюсы и минусы? В чем они проявляются?
4. Помимо обязательной учебной программы нужны ли какие-то дополнительные знания и навыки? Где и как их можно получить?Архитектура — это и искусство, и наука, и техника, и философия, и поэзия, и еще много чего. Сколько бы всему этому ни учили в институте, всегда будет недостаточно, поэтому могу порекомендовать архитектору учиться всю жизнь, везде и всему.Традиционно существует представление, что архитектор прежде всего должен уметь рисовать. Хотя рисунок важен в работе архитектора, я не считаю, что это определяющий компонент профессии — не обязательно хорошо рисующий человек становится архитектором. Архитектура, бесспорно, искусство, но не искусство рисования. Художественные практики в наше время гораздо многообразнее просто рисунка — это и инсталляции, и перформансы, и видеоарт, и фотография. Самые разные формы творчества могут добавить к профессиональному образованию важные штрихи.Архитектурное образование связано с таким обширным кругом знаний и умений, что оно позволяет довольно легко сориентироваться в разных областях, поэтому из архитекторов легко уходят в разные творческие профессии. В поэзию, как Андрей Вознесенский, в театр, как Сергей Бархин. Участники групп «Пинк Флойд» и «Пет Шоп Бойз» — тоже архитекторы. Янис Ксенакис, замечательный композитор в свое время был сотрудником мастерской Ле Корбюзье.
5. Какие области архитектуры можно назвать наиболее перспективными, востребованными и высокооплачиваемыми?Ваш вопрос неспроста имеет определенный коммерческий оттенок. Архитектура, к моему глубокому сожалению, все больше определяется как бизнес, а не как социальное творчество. Для бизнеса сейчас не самые простые времена. В ситуации экономического кризиса строительство довольно сильно свернулось. Универсальный архитектор редко выбирает, в какой области ему работать: заниматься ли ему жильем или театрами. Как правило, не он выбирает, а его выбирают и дальше от этого зависит его профессиональный и экономический успех. Во всем мире моментом выбора может стать победа на конкурсе. У нас же конкурсов нет и в помине.А востребовано сейчас то же, что и всегда: будущее исторических центров, массовое жилье, проблема разрастания городов. Сегодня модная тема — это экология, энергоэффективность и «устойчивое развитие», хотя мне кажется, что эти вопросы всегда существовали и традиционно решались на уровне здравого смысла и профессиональной ответственности.
6. Что легче: найти интересную и хорошо оплачиваемую работу архитектора в России или уехать работать за границу? Если второе, то куда именно?В России не хватает архитекторов, а за границей из наших более или менее успешно ассимилировались буквально единицы. Поехать можно, но другое дело — насколько легко будет реализоваться: везде существуют свои профессиональные сообщества, и в них внедриться очень непросто. Больших русских имен там вы не найдете. Это одна из наших проблем: российская архитектура слабо интегрирована в мировой процесс, наши архитекторы не включены в глобальный архитектурный оборот. В то время, когда в Россию приглашают десятки западных архитекторов, русских архитекторов почему-то никто не зовет ни в Лондон, ни в Париж. В какой-то мере это связано с недостатками в подготовке, но по большей части, как я уже говорил, с дезинтегрированностью России в мировое архитектурное сообщество.Если говорить о том, где сейчас самые большие архитектурные рынки, то, конечно, это Китай. Вся мировая архитектура сейчас работает на Китай, там строится сумасшедшее количество зданий. Это вообще, наверное, самый успешный архитектурный рынок в истории. И китайские архитекторы, кстати, благодаря этому интегрировались в глобальное мировое архитектурное пространство. Во всем мире больше всего архитектурных студентов из Китая. А в 2012 году самую главную международную архитектурную награду — премию Притцкера — получил китайский архитектор Ванг Шу. Русские архитекторы даже близко не подошли к тому, чтобы претендовать на такую награду.
7. Что бы вы посоветовали человеку, молодому или не очень, который вдруг захотел стать архитектором?Не надо обольщаться — если человек хорошо рисует, то это еще не достаточное основание для того, чтобы стать архитектором. Надо проверить в себе наличие тех качеств, о которых я говорил вначале: надо начать внимательно присматриваться к миру, начать фиксировать свои ощущения и умозаключения, записывать, зарисовывать, начать читать книжки об архитектуре, изучать памятники архитектуры и все окружающие пространства. И тогда со временем, может быть, удастся стать архитектором.
Иван Овчинников: «Профессия интересная, надо идти и пробовать»
2. Какими качествами должен обладать человек, который хочет состояться в профессии архитектора и стать востребованным? Как ему понять, что он правильно выбрал профессию? Есть ли какие-то возрастные ограничения, после которых начинать уже поздно?Необходим довольно большой набор качеств. В первую очередь, чувство вкуса и фантазия. Также, безусловно, важны чувство конструкции, чувство материала. Огромное значение имеет понимание всех жизненных процессов, которые происходят вокруг нас. Архитектор должен быть и социологом, и психологом, поскольку в каждом архитектурном проекте происходит своя жизнь, и очень важно ее понимание и осознание.Понять, что правильно выбрал профессию, мне кажется, очень сложно и не только в архитектуре. Вот я до сих пор сомневаюсь (смеется — прим. ред.). Надо попробовать, только так — опытным путем. Что касается возраста… Кто-то выбирает этот путь смолоду и идет по нему, кто-то сворачивает после окончания института, а кто-то становится архитектором уже к зрелым годам и находит себя в этом деле.
3. Какие учебные заведения в России и за границей готовят сильных архитекторов? Есть ли у российского архитектурного образования свои особенности, плюсы и минусы? В чем они проявляются?Естественно, очень сильная школа в Голландии. По инженерии, конструктиву и по осознанности сильная школа в Германии. Лично мне понравился подход у финнов и у шведов: у них он, что ли, более приземленный и имеет более тесную связь с реальностью.В России основной архитектурный вуз – МархИ, хотя в последнее время принято считать, что он не дает того образования, которое нужно современному архитектору, и я отчасти эту позицию разделяю. И плюс, и минус нашего отечественного архитектурного образования — в мощной фундаментальной подготовке, но в целом оно оторвано от реалий. Человек выходит из МАрхИ, зная историю архитектуры, умея рисовать, умея разрабатывать концепции, но полностью проект он построить не готов — не хватает знаний, они все какие-то очень поверхностные.
4. Помимо обязательно учебной программы нужны ли какие-то дополнительные знания и навыки? Где и как их можно получить?Нужно понимание рынка, понимание материалов, понимание требований заказчика, понимание конструкций. Эти знания обычно получают, когда уже идут работать в какие-то архитектурные мастерские. Там и начинается реальное обучение.Что касается дополнительного обучения, то мы с 2005 года организуем фестиваль «Города», в рамках которого стараемся заполнить часть пробелов в архитектурном образовании. Во всех европейских вузах очень распространена практика работы с материалами, и сам процесс проектирования и обучения более жизненный и больше привязан к реалиям. Нормальной практикой в западном образовании считается строительство учебных проектов в натуральную величину — то есть студент может участвовать в строительстве дома еще на первых курсах. На мой взгляд, это очень важно для архитектора. Если ты своими руками построил дом, совершенно по-другому начинаешь воспринимать то, что ты проектируешь. Мы то же пытаемся сделать и в России — даем возможность архитекторам реализовать свои проекты «от» и «до».Этой зимой мы проводим фестиваль в парке искусств «Музеон», где будет построен 21 «микродом» — функциональные эксплуатируемые объекты площадью от 5 до 15 квадратных метров. По сути, это задание на дом-комнату. Каждый участник должен понять на этом проекте, как устроен пирог стен, как работает тот или иной материал, что такое энергоэффективность и как банально сделать так, чтобы в доме было тепло. Какие-то примитивные вещи, которым как раз в МАрхИ не учат. Микродома будут строиться зимой в непростых условиях, а потом полгода они будут функционировать как общественные и жилые здания. Все это время мы будем их тестировать — оценивать по тем критериям, которые на западе уже давно стали нормой, а в России практически не используются. В российской практике такое делается впервые.
5. Какие области архитектуры можно назвать наиболее перспективными, востребованными и высокооплачиваемыми?Не берусь судить про высокооплачиваемость, но по ощущениям это небольшие проекты, которые ближе к конкретным заказчикам, материалам и строителям. В большой архитектуре намного сложнее сделать имя и строить крупные общественные или жилые здания. Это удается единицам. А интерьеры, квартиры, коттеджи проектируют все кому не лень. У меня ощущение, что денег там больше, но насколько это способно приносить творческое удовлетворение — каждый уже решает сам.
6. Что легче: найти интересную и хорошо оплачиваемую работу архитектора в России или уехать работать за границу? Если второе, то куда именно?Я никогда не искал работу за границей. Но, насколько я знаю, за границей с нашим образованием принимают на работу неохотно.
7. Что бы вы посоветовали человеку, молодому или не очень, который вдруг захотел стать архитектором?Помню, еще до поступления в институт я был с родителями на какой-то архитектурной тусовке. И там присутствовал уже состоявшийся архитектор, но сильно подвыпивший. И когда он узнал, что у меня есть планы на эту профессию, то сказал: «Вань, если хочешь стать таким же, как я, иди в архитектурный».Ну, а если серьезно, то профессия интересная, надо идти и пробовать. Все архитекторы любят свою работу, и есть за что любить. Когда ты что-то построил и тебе удалось реализовать свои творческие планы, ты получаешь удовлетворение. И это самое главное. Никогда не нужно идти на компромиссы и на уступки, надо выдерживать давление со всех сторон, отстаивать свою позицию, держать качество архитектуры и отвечать за свои действия.Я не берусь давать каких-то универсальных рецептов, но надо понимать, что архитектура — это не просто рисование эскизов и гуляние по стройке с важным видом. Это тяжелая работа и часто ненормированный график без сна и отдыха. Любой архитектурный проект — это сложнейший механизм. Человеку, который не готов к долгой скрупулезной работе, будет тяжело.
Данир Сафиуллин: «Надо любить жизнь, людей, их жилище»
1. Когда вы решили стать архитектором и как им стали?В далеком детстве в городе Буинск под Казанью я закончил художественную школу. Я с детства очень любил рисовать. Когда встал вопрос о выборе профессии, я понял, что поблизости нет ни одного художественного вуза, лишь архитектурный в Казани. Он опосредованно, но все же был связан с рисованием. Туда я и решил поступить. А вообще я тогда об архитектуре знал очень мало. Уже в процессе я понял, что это за профессия и чем занимаются архитекторы. Надо сказать, меня это очень сильно заинтересовало.
2. Какими качествами должен обладать человек, который хочет состояться в профессии архитектора и стать востребованным? Как ему понять, что он правильно выбрал профессию? Есть ли какие-то возрастные ограничения, после которых начинать уже поздно?Надо любить жизнь, людей, их жилище. Без этого сложно проектировать дома и интерьеры. Чтобы создать комфортное жилье, надо иметь любовь к самому процессу и тогда все получится.Я понял, что правильно выбрал профессию в институте. Осознал, что без архитектуры мне уже не интересно. Мне кажется, что в любом возрасте можно начинать проектировать и есть много примеров, когда люди уже в преклонном возрасте начинали заниматься архитектурой и продолжали этим заниматься до самого конца.Насколько мне известно, швейцарский архитектор Петер Цумтор вначале был мебельщиком, плотником и только потом стал проектировать и строить дома. К этой профессии можно прийти по-разному и в разном возрасте.
3. Какие учебные заведения в России и за границей готовят сильных архитекторов? Есть ли у российского архитектурного образования свои особенности, плюсы и минусы? В чем они проявляются?В основном все сильные российские архитекторы — это выходцы из МАрхИ. Есть приличные школы архитектурного образования в Новосибирске, Нижнем Новгороде, Казани. При этом очень талантливые архитекторы и интересные проектировщики добиваются успеха в своей карьере и становятся звездами архитектуры независимо от школы, благодаря своим личным качествам.Минус российского образования в его негибком и устаревшем подходе. Мы до сих пор руководствуемся СНиПами — нормами и правилами строительства, которые пришли к нам еще из советских времен. Они очень сильно ограничивают архитекторов в действиях. К примеру, возьмем классическое дерево: мы по ограничению СНиПа не можем его применять в малоэтажных общественных зданиях, потому что это запрещено.И к слову, об иностранных подходах к обучению. Помню, по обмену к нам приезжали из Швейцарии группы архитекторов и у нас был совместный урок быстрого проектирования на определенную тему. У них была всего лишь одна картинка какого-нибудь интерьера, и они могли рассказать по ней всю концепцию: как это будет выглядеть, каков замысел. У нас же были планы, разрезы, фасады, все по шаблону, как правильно учили. У них больше свободы мысли. Что касается зарубежного образования в целом, то тут у меня нет однозначного ответа. Чтобы выбрать для себя какую-то определенную школу, нужно пробовать, если есть возможность. Нужно смотреть, что ближе.
4. Помимо обязательно учебной программы нужны ли какие-то дополнительные знания и навыки? Где и как их можно получить?Они нужны всегда и постоянно. Мир не стоит на месте, все время появляются новые материалы, новые технологии. Все это увеличивает пространство для творчества в архитектуре и строительстве. Получать и искать эти знания нужно самому. Если раньше было сложно найти эту информацию, то сейчас в современном мире это не проблема.В Москве открываются различные архитектурные школы: институт «Стрелка», МАРШ, Британская школа дизайна. У всех разные методы обучения и свои особенности. Студент может параллельно учиться иным подходам.
5. Какие области архитектуры можно назвать наиболее перспективными, востребованными и высокооплачиваемыми?Наверное, нужно искать заработок там, где есть частный капитал. Государство очень скромно оплачивает градостроительные проекты, плюс законодательные базы очень сильно ограничивают нормами. Поэтому выгодно работать с частными инвесторами и, скорее всего, в области общественных сооружений: культурных и досуговых объектов. Еще есть сфера частного интерьера, когда заказчик и инвестор вкладываются во внутреннее пространство — свой дом, офис.
6. Что легче: найти интересную и хорошо оплачиваемую работу архитектора в России или уехать работать за границу? Если второе, то куда именно?Сложно везде. Но преимущество работы в России — это большая территория и большие потребности: много городов, поселков, а значит больше работы. Если говорить о Европе, то там очень большая плотность и уже практически негде строить, поэтому сильная конкуренция. Уезжать не так уж и легко. Если человек едет не ради большого заработка, а хочет получить некий новый опыт в архитектуре и творчестве, то он может поехать в Европу, в Японию. А если он хочет заработать денег, то надо ехать в те страны, где ведется масштабное строительство: Арабские Эмираты, Китай, Казахстан. Все зависит от конкретных потребностей.
7. Что бы вы посоветовали человеку, молодому или не очень, который вдруг захотел стать архитектором?Нужно интересоваться наукой, культурой, образованием и иметь познания во всех этих областях. Нужно постоянно развиваться и познавать. И самое главное — нужно уметь видеть будущее и конечный результата своей работы: каким будет объект через десять лет.
Сергей Чобан: «Главная цель — найти свою философию»
1. Когда вы решили стать архитектором и как им стали?Я учился на графическом отделении в художественной школе имени Бориса Иогансона при Академии художеств СССР, тогда еще в Ленинграде. Это была одна из двух школ в городе, которая готовила будущих художников в рамках лицея. Всегда интересовался архитектурой через рисунок: делал много рисунков, пейзажей со зданиями, мне была очень интересна и петербургская архитектура, и архитектура, например, Древнего Новгорода. И тем не менее, я целенаправленно хотел стать художником-графиком.А потом случилась довольно странная вещь, которая и определила мою дальнейшую судьбу. Я проиллюстрировал книгу автора, который был в Советском Союзе запрещен. Это не было каким-то сознательным выступлением — чистая случайность: нашел книгу на даче, она меня поразила, и я ее проиллюстрировал. Мои работы очень понравились и попали на полугодовую выставку. Пришли люди из Академии художеств, увидели, на какую тему иллюстрации, и мне любезно сказали, что на «идеологический» факультет лучше документы не подавать и что единственная возможность для меня — это архитектурный. Мне сказали: «Ты хорошо занимаешься математикой, физикой, у тебя хороший рисунок, ты хорошо рисуешь здания, так делай это». И вот так, не желая того, я поступил на архитектурный факультет.Сегодня с расстояния тех изменений, которые произошли в Советском Союзе, а потом в России, я могу сказать: как хорошо, что я не стал художником. То, что сейчас происходит в искусстве, я никогда не понял бы и не смог бы в этом направлении двигаться. Поэтому в то время для меня это было несчастьем, которое привело к счастливой развязке. Я поступил в Академию художеств на архитектурный факультет, оказался в этом замечательном входном вестибюле академии, и меня захватила эта атмосфера.
2. Какими качествами должен обладать человек, который хочет состояться в профессии архитектора и стать востребованным? Как ему понять, что он правильно выбрал профессию? Есть ли какие-то возрастные ограничения, после которых начинать уже поздно?Нужна довольно быстрая реакция. Зачастую ты должен принимать решения в сжатых во времени обстоятельствах. В рамках одного разговора ты не всегда можешь сказать: я должен подумать, я должен с кем-то посовещаться. Если ты хочешь быть лидером, архитектором, который какие-то вещи привносит в жизнь, ты должен быстро уметь принимать решения, за которые тебе потом не будет стыдно. Должна быть реактивность в дискуссии с коллегами, с сотрудниками, с заказчиком, с властями. Вторая важная часть — это лидерские качества и умение брать на себя ответственность за эти принятые решения, умение реализовывать их потом в работе с коллегами и сотрудниками. Но это скорее инструменты.А главное – это некое свое видение архитектуры, города. Это цель, к которой ты движешься всю жизнь и, наверное, никогда ее в идеале не достигаешь. Это некий путь к себе. Осознать: а какой город нравится тебе, а в каком городе ты сам хочешь жить, в каком здании и как архитектурными средствами твои замыслы воплотить. Главная цель — найти свою философию в этом огромном мире архитектуры и архитекторов.Понять, насколько человек обладает быстрой реакции, задатками лидера и другими механизмами воплощения своих идей, можно, думаю, на последних курсах обучения. А вот уйти от подражания и невольного повторения того, что уже делают другие, найти свой мир для этой реализации и найти свое собственное «я» — это процесс длительный. По этому пути нужно двигаться долго, и очень поздний возраст может привести к каким-то результатам. В тридцать, в сорок и в пятьдесят можно понять — что именно ты хотел сказать в этой профессии.
3. Какие учебные заведения в России и за границей готовят сильных архитекторов? Есть ли у российского архитектурного образования свои особенности, плюсы и минусы? В чем они проявляются?Мой опыт подсказывает, что в Европе это Швейцария. В Цюрихе техническая высшая школа, безусловно, одно из лучших учреждений. Если говорить о Германии, то это Брауншвейг или Ахен — два университета, которые готовят хороших специалистов.Что касается России, то, на мой взгляд, образование МАрхИ по-прежнему лидирующее, и у нас в офисе много выпускников этого вуза, которые это подтверждают. В Санкт-Петербурге лидерство поделено на две равные половинки между архитектурным факультетом института Репина и инженерно-строительным университетом.Мне кажется, что основу все равно задает сочетание учебы, практики и тот профессор, с которым ты непосредственно общаешься. Редко студент может добиться успеха, самостоятельно работая над собой. Все-таки нужен спарринг-партнер, наставник, с которым ты проговариваешь все свои идеи. Он должен раскрыть необходимые качества, не пытаться эти качества заглушить или наоборот вытащить на свет божий слишком рано. Мне очень повезло с моими профессорами. Но образование сегодня складывается не только из университета, а и из работы в фирмах, в частных компаниях архитекторов. Из той практики, которую молодой архитектор получает еще на стадии обучения, работая в частных компаниях.Что касается сильных и слабых сторон, то я не вижу никаких преимуществ или недостатков российского и зарубежного образования друг перед другом. В какой-то момент мне казалось, что техническая сторона лучше на Западе, а в России мне нравилась рисовальная подготовка. Сегодня все смешалось, потому что многие вещи делаются студентами в компьютере, начиная от идеи и заканчивая проектированием. Более технические познания современных конструкций происходят на уровне глобального обмена информацией через интернет, через различные публикации. Все технологии примерно известны. Сказать, что рисование рукой является гигантским преимуществом, я тоже не могу. Скорее это некая гимнастика, которую можно заменить другой. Рисовать очень хорошо, например, как рисую я, — задача очень индивидуальная, и ни один институт привить это не в состоянии.
4. Помимо обязательно учебной программы нужны ли какие-то дополнительные знания и навыки? Где и как их можно получить?Это даже не назовешь знаниями или умениями. Должно быть два основных обстоятельства, которые, на мой взгляд, необходимы архитектору: это хорошее здоровье и знание языков. Я считаю не лишним знание математики, как глобальной гимнастики для мозга. Такая тренировка позволяет грамотно и четко излагать мысли.
5. Какие области архитектуры можно назвать наиболее перспективными, востребованными и высокооплачиваемыми?Сегодня востребованы все области. В России идет активное строительство всего чего угодно: университеты, музеи, театры, я уж не говорю об офисных, жилых и торговых зданиях. Другое дело, что все всех областях нужно повышать качество того, что делается, оно не достигло того уровня, который можно было бы считать среднеевропейским.
6. Что легче: найти интересную и хорошо оплачиваемую работу архитектора в России или уехать работать за границу? Если второе, то куда именно?Если говорить о выпускнике, который ищет работу как сотрудник, то при наличии знания иностранных языков, определенных способностей и знания всех механизмов, включая компьютерную программу, шансы равны. У меня есть большой офис в Германии, в котором, кстати, работают, в том числе и выпускники МАрхИ. Найти работу нашему выпускнику в берлинском офисе вполне возможно при наличии разрешения на пребывания и других формальностей, которые существуют.Если вы самостоятельный архитектор, то, конечно же, рынок на Западе более жесткий и найти заказ там гораздо сложнее. Сделать имя сложно всегда. Это больше, чем просто получить заказ. Это получить десятки заказов и подтвердить решением этих задач, что ты являешься специалистом необходимого уровня. Это всегда тяжело, и иностранцу во много раз тяжелей, чем человеку, который говорит на родном языке этой страны.И если есть желание попробовать свои силы за пределами России, то лучше обратить внимание на страны, где более стабильная экономика, причем стабильная не только в пункте «сейчас». В какой-то момент Испания была очень интересна, но теперь мы видим, что там происходит. Если говорить о стабильных странах, то это Германия, Голландия, Англия и Америка.
7. Что бы вы посоветовали человеку, молодому или не очень, который вдруг захотел стать архитектором?Если кто-то просто задумывается, не приложив к этому никаких усилий: не обучаясь в художественной школе, не находясь в детской архитектурной школе, не поработав ни с объемом, ни с плоскостью, не попытавшись перевести свою мысль в некое изобразительное начало; если это желание абсолютно абстрактное, из серии «нравится профессия архитектора, а еще вчера нравилась профессия врача» — в этом случае, наверное, лучше все еще раз взвесить и не рисковать. Потом может быть большое разочарование. Когда я заканчивал институт, у нас каждый курс был более 50 человек, но сегодня занимаются архитектурой очень немногие.Если желание пойти в эту профессию связано с тем, что человек с детства много конструировал и макетировал, постоянно выстраивал объемы, много рисовал здания, если замечал здания на улице и отдавал себе отчет в том, почему одно здание нравится, а другое нет; если мозг вращается вокруг строения как такового, то есть вероятность, что это — твое.
Источник: Газета.ру
Архитектор как профессия | Работа | Зарплата | Минусы | Учеба
Кто такой архитектор
В широком смысле работа архитектора заключается в проектировании объектов и пространств, разработке проектной документации. Комфортные безопасные дома и офисы, продуманная городская среда, красивые парки и скверы – все это не обходится без участия архитекторов.Застройка новых микрорайонов, реализация проекта Комфортная городская среда, столичная программа реновации, индивидуальная застройка жилых домов обеспечивают архитекторов рабочими местами.
Зарплата архитектора в России и за рубежом
Страна/регион в мес. | Стажер | Ландшафтный архитектор | Архитектор | Главный архитектор |
---|---|---|---|---|
Москва | 691 USD | 920 USD | 1,225 USD | 2,460 USD |
Регионы РФ | 383 USD | 691 USD | 916 USD | 1,530 USD |
США | 2,500 USD | 4,750 USD | 7,330 USD | 11,250 USD |
Европа | 2,170 USD | 3,750 USD | 5,000 USD | 6,670 USD |
Современные специализации
Развитие технологий, возросшие требования к эргономике и безопасности архитектурной среды привели к тому, что в профессии появилось несколько специализаций:- Архитектурное проектирование. Основная деятельность по направлению – подготовка строительной документации, чертежей, последующий авторский надзор за построением. Архитекторы проектируют гражданские здания, промышленные сооружения и социально-культурные объекты.
- Градостроительство. Архитектор-градостроитель проектирует не здания, а пространство между ними. Разрабатывает генеральный план города, отдельных районов и улиц. Специалисты учитывают демографические данные региона, особенности местного ландшафта, зонирование жилых и промышленных объектов. Сколько необходимо детских садов, какая должна быть ширина проезжей части, как проложить системы коммуникаций – задачи, которые решает архитектор-градостроитель.
- Реставрация архитектурных объектов. Работа специалистов заключается в экспертной оценке памятников архитектуры, создании проекта по их восстановлению с учетом современных требований. Главная задача архитектора-реставратора – сохранить работы других авторов. Для этого требуется тесное сотрудничество с историками, искусствоведами и инженерами.
- Ландшафтная архитектура. Фронт работ включает озеленение пространства (чаще всего участок рядом с частным домом) с проектированием малых архитектурных форм (беседка, баня, спортивная площадка) и систем коммуникаций (полив, освещение). Ландшафтных архитекторов привлекают для проектирования городских парков, скверов и зон отдыха на открытом пространстве.
- Научная и преподавательская деятельность. Архитекторы занимаются изучением теории архитектуры, исследовательской работой и работой в вузах.
Преимущества и недостатки профессии
Преимущества работы архитектором, как и недостатки профессии – субъективные категории. Тем не менее есть несколько причин, которые могут вдохновить на обучение специальности:- Осязаемый результат труда. Эмоции, которые испытывает архитектор, проходя мимо здания, построенного по своему замыслу, с лихвой оправдывают все трудности профессии. Только по этой причине многие выбирают архитектуру своей будущей специальностью.
- Возможность менять жизнь людей к лучшему. Проектирование «умных» домов, реализация технологий «зеленой архитектуры», постоянное совершенствование эргономики жилых и социальных зданий – вот лишь несколько примеров того, как архитектор может повысить качество жизни. Не стоит забывать и об эстетической стороне профессии. Намного приятнее смотреть на город с красивыми зданиями и парками вместо типовых хрущевок с неуютными дворами.
- Продолжительная карьера. Реализовываться в профессии можно практически всю жизнь. Например, на должность главного архитектора проекта в основном рассматривают специалистов с 15-20 летним опытом и старше. Знаменитый индийский архитектор Балкришна Доши стал лауреатом Притцкеровской премии в 90 лет[0].
- Возможность работать удаленно. Найти постоянную работу или временный проект по специальности можно на одном из сайтов, приведенных в таблице.
- Стресс и недосыпание во время обучения. В Англии провели исследование, показавшее, что около 26% студентов архитектурных вузов имеют проблемы психологического характера[1]. Основная причина – недостаток сна. 91% опрошенных признались, что регулярно выполняют домашние задания по ночам. Макеты, чертежи, теория отнимают у студентов все свободное от занятий время.
- Ненормированный рабочий день. Создание концепции объекта и детальная проработка идеи не всегда идут по установленному графику. Помимо этого, согласование работ с заказчиком и техническими специалистами также вносят коррективы в первоначальный план. И если в начале работы нормированный график вполне возможен, то к моменту сдачи проекта бессонные ночи практически гарантированы.
- Критика. Руководство или клиент ждут от специалиста конкретного продукта, который не всегда совпадает с мировоззрением и вкусом самого архитектора. Насколько бы хорошо не была сделана работа, сколько бы души ни было вложено в проект, несколько критических замечаний могут перечеркнуть все старания. При этом надо найти в себе силы и вдохновение продолжить работу. Готовность к постоянной критике – одно из требований профессии.
- Большой объем технических, монотонных задач. Проработка конструктивных деталей, систем коммуникаций, чертежей и смет занимают 90 % времени архитектора. Это утомительная, кропотливая и далекая от творчества деятельность.
- Высокая степень ответственности. Малейшие просчеты в работе архитектора могут привести к серьезным последствиям, особенно когда объект уже построен, и ничего нельзя исправить. Одно дело – неудобная планировка, другое – угроза безопасности людей. В случае ошибки проектирования главный архитектор проекта несет уголовную ответственность.
- Необходимость обучаться на протяжении всей карьеры. Развитие технологий, изменение регламентов, появление новых строительных материалов и других инноваций требуют от архитекторов дополнительных знаний. Не стоит рассчитывать на то, что обучение ограничится вузом. Искать и изучать новую информацию придется постоянно.
Где искать работу архитектору?
Сайт | Описание |
---|---|
Freelancehunt | Биржа фрилансеров. Есть возможность разместить портфолио. Стоимость расширенного профиля 500RUB/мес. |
Пчёл.нет | Агрегатор по поиску удаленной работы, собирает вакансии с 40 сайтов |
FL.ru | Сайт для фрилансеров. Есть возможность разместить портфолио. Стоимость расширенного профиля 1085RUB/мес. |
Indeed | Международный агрегатор вакансий. Аудитория в России составляет 14.9 млн. в день |
HeadHunter | Сайт по трудоустройству на территории России, Украины, Беларусь |
Как получить профессию
Уникальность профессии состоит в том, что специалист одновременно должен быть и творческим человеком и грамотным техническим специалистом. В работе важна не только дизайнерская идея, но и соблюдение всех норм и регламентов, учет потребностей людей, для которых разрабатывается проект. Поэтому студенты изучают 3 блока дисциплин: инженерный, творческий и общеобразовательный. Профессионалу необходимы знания в области архитектурной физики, геодезии, проектирования инженерных сетей, моделирования пространства, законов визуального восприятия. И это лишь краткий перечень дисциплин, на которых основан труд архитектора.Среднее специальное образование архитектора
Начальное архитектурное образование можно получить в профессиональном колледже или техникуме, поступить в который можно после 9-го или 11-го класса. Для зачисления, как правило, необходимо пройти творческое испытание (рисунок, основы графики) и предоставить аттестат. Срок обучения после 9-го класса – 4 года, после 11-гоКакие предметы нужно сдавать на архитектора: рекомендации и список
Строить всегда было престижно и уважаемо в обществе. Каждый человек понимает в своей жизни важность воспроизведения новых проектов, строительства недвижимости и развития современных городов. Ни одно здание и сооружение не сможет обойтись без опытного проектирования и разработки профессионала. Таким образом, это делает архитектурное дело одной из древнейших профессий.…
Вконтакте
Google+
Мой мир
Различные здания, храмы, соборы, мосты и ратуши считаются частью культуры. Сегодня мы можем наблюдать различные виды этого искусства в самых разных уголках мира, наблюдая, как прогрессировало сознание и воображение людей в определённые периоды времени. Каждый творец пытался внести в свою работу что-то индивидуальное и отличительно от других. Великая красота сооружений до сих пор тревожит умы молодых деятелей, поэтому эта профессия до сих пор считается одним из популярных выборов абитуриентов.
Это интересно: куда поступать после 11 класса?
Раньше не требовалось сдачи экзаменов, чтобы стать архитектором. Не проводили курсов обучения и не было специальных институтов, как сейчас, которые могли научить желающих этому интересному делу. Архитектурная деятельность обычно передавалась семьями или близкими людьми, опыт давался по ходу, поэтому мало кто из тогдашних архитекторов действительно знал, что он делает. Сейчас каждый желающий и имеющий способности принести что-то в культуру может попытать себя в этой работе.
Архитектурное дело в современном мире
Мы можем заметить, как с каждым годом к каждой профессии приписывают всё больше и больше требований. Технический прогресс заставляет людей приспосабливаться к изменениям. Теперь недостаточно иметь некоторый опыт в архитектурном деле, чтобы быть мастером. Сегодня каждый уважающий себя архитектор должен закончить специальное высшее учебное заведение, где за 4–5 лет он научится всему самому основному.Но основные задачи для работников и любителей в этом деле остались такими же, какие были и несколько сотен лет назад. Архитектор должен уметь проектировать и создавать макет безопасного и рационального здания, которое, кроме общей функциональности, должно быть красивым и уникальным. Многие считают, что эта профессия идеально подходит людям, которые любят проявлять себя в творческих сферах жизни и развиваться в техническом направлении. Архитектура объединяет в себе навыки и умения двух противоположных сфер жизни, что одновременно делает её сложной и интересной.
Это интересно: какие существуют в Москве колледжи после 9 класса?
Проекты утверждаются только в том случае, если сооружение будет действительно эффективным, красивым и максимально комфортным для человека. Хоть и дизайнерское оформление очень важно в архитектурном деле, оно должно уступать практичности.
Какие виды архитекторов существуют
Любая современная профессия имеет различные направления и виды. Это характеризуется тем, что со временем на специалиста наваливается слишком много задач и не во всех он действительно может быть мастером. Таким образом, можно представить несколько видов архитекторов:
- Архитектор-реставратор. Мы часто можем услышать о зданиях и культурных памятках различных стран, что или под влиянием времени, или из-за военных действий были частично или полностью разрушены. Задача архитектора такого плана максимально близко к оригиналу восстановить сооружение.
- Ландшафтный архитектор. В обязанности человека, который занимается ландшафтной архитектурой входит умение проектировать красивые и практичные парки и сады.
- Дизайнер. Архитектор, кроме умения создавать действительно хорошие и функциональные проекты зданий, должен отличаться хорошим художественным вкусом. Дизайнеры-архитекторы чаще всего ответственны за внешний вид здания или внутреннего наполнения домов.
- Главный архитектор. Это лидер и умеющий распределять задания человек. Он отвечает за все строительные процессы и должен тонко разбираться во всех проблемных местах своего дела.
Это интересно: какие предметы нужно сдавать на дизайнера — перечень и рекомендации.
Где учатся на архитектора и какие предметы необходимо сдавать
Нельзя точно сказать, какие предметы и институт стоит выбрать человеку, что хочет заниматься архитектурным делом. Институты бывают разные и не все подходят определённому типу архитекторов. Сейчас многие люди выбирают факультеты дизайна и архитектуры, хотя человеку для занятия этим делом можно поступать и на другие специальности. Предметы и подробности творческого конкурса зависят только от нужного факультета и направления. Сейчас можно услышать много советов о том, что необязательно поступать в высшее учебное заведение, чтобы получить полный объём знаний об этой деятельности.
Конечно, это является правдой. Но не стоит забывать, что именно институт позволяет человеку влиться в профессиональное общество своего любимого дела. Вопрос поступать абитуриенту или подождать всегда является сложным, но всё же рекомендуется не запускать обучение в высшем учебном заведении хотя бы ради получения диплома.
Дизайн даёт общее представление об искусстве и умении представить хорошую картинку человеку, а архитектура позволяет углубиться в строительный процесс.
Это интересно: постоянные издержки фирмы — это что такое?
Для поступления на архитектора интерьеров и ландшафтов необходимо сдавать такие вступительные экзамены в институт:
- Язык (профилирующий в стране).
- Литература.
- История.
- Творческий конкурс.
Кроме этого, поступать на архитектора такого типа можно и после девятого класса, и после одиннадцатого класса, что даёт более обширные возможности при поступлении.
Для поступления на архитектора другого типа (к примеру, реставратора), будут необходимы другие вступительные экзамены в институт:
- Математика.
- Язык.
- Информатика или история.
- Творческий конкурс.
Обучение на архитектурной специальности в институте даёт огромные преимущества для желающих развиваться в этом направлении. На самом деле, необязательно поступать и сдавать экзамены, чтобы быть мастером своего дела и в современном мире. Однако, большинство компаний и фирм требуют у специалистов наличия документа, подтверждающих их уровень образования, в частности, профессионального. Это делает обучение в институте практически необходимым.
10 причин не быть архитектором :: Статьи
1. Ваш круг общения может быть однообразным
Как правило, круг общения архитектора состоит из таких же, как он, архитекторов. Тому может быть две причины: либо он не выходит из офиса и, стало быть, ежедневно видит перед собой только архитекторов – либо взгляды и интересы его настолько специфичны, что кроме коллег по цеху мало кто поймет. Поразительно, как много возникает архитектурных супружеских пар – в других сферах они встречаются гораздо реже. Все это неспроста.
2. Соцпакет бывает и лучше
В архитектурных бюро часто бывают проблемы с корпоративной культурой. Работая менеджером в крупной международной компании, вы получите за счет фирмы улучшенную страховку, дополнительное медицинское обслуживание, обучающие курсы и тренинги, шеф-повара и прочие приятные бонусы, призванные удерживать сотрудника в фирме. Архитекторы даже не всегда работают в штате, так что о соцпакете и говорить не приходится.
3. Постоянные задержки в офисе
Распределение времени и творческий процесс — понятия сложно совместимые. В поисках идеального решения можно сорвать все сроки – и 8 часов мгновенно превратиться в 16 с ночными посиделками у монитора. Но если собственные творческие идеи еще можно обуздать, то всегда прибавят проблем подрядчики с постоянными переводами чертежей под их формат.
4. Проблемы с мировоззрением заказчика
Клиент нанимает архитектора, чтобы получить необходимый ему продукт, не заботясь о ваших чувствах. Поэтому в карьере приходится постоянно идти на компромиссы. В жизни любого архитектора были и будут случаи, когда отличные идеи откладываются в ящик по чьей-нибудь прихоти.
5. Сложно следовать своим идеалам
Как бы ни пришлось перекраивать проекты под запросы заказчика, архитекторы все равно останутся одними из самых упрямых, отстаивая свои идеи до последнего. И тут часто бывает, что собственное эго перевешивает здравый смысл. Хорошо, если ссору или недопонимание с заказчиком получится уладить. Но бывает, что собственные идеалы приводят и к необязательной потере клиента. А от этого еще обиднее.
6. Не у всех архитекторов веселая работа
Во время обучения студенты архитектуры 95% времени посвящают эскизному проектированию и обычно не тратят время на проработку конструктивных деталей, составление сметы, коммуникации с подрядчиками, рабочими чертежами, выездами на объект. Однако, спустя 10 лет работы, обычно все меняется ровно наоборот. Непосредственным проектированием архитектуры занимаются ГАПы, а остальные становятся частью архитектурной команды. Роль каждого в этой команде, безусловно, тоже может быть очень важной, но нужно иметь в виду, что многие аспекты работы будут утомительными и скучными.
7. Дом, в котором вы живете, часто далек от ваших идеалов
Дом, спроектированный по собственному проекту, – мечта, к которой стремится каждый архитектор. Но обычно все заканчивается квартирой, в которой особо не разгуляешься. В итоге архитектор постоянно вынашивает в голове планы, как он изменит и переделает каждый угол пространства. Но из-за нехватки времени, средств и терпения всем этим планам обычно не суждено сбыться, и неудовлетворенность продолжает накапливаться.
8. Возможные ошибки невозможно исправить
Природа профессии архитектора такова, что постоянно приходится экспериментировать. В результате никто не избегает ошибок и просчетов. Проблема лишь в том, что когда ты это понимаешь, объект уже построен и ждет своих владельцев, которым в дальнейшем придется мучиться и самим искать пути решения проблемы.
9. Слишком долгий путь к профессионализму
Архитекторы тратят больше других времени на обучение, а потом еще и работают годами, чтобы получить опыт и добиться звания архитектора. Во многих других сферах – за такое же количество времени и усилий – вы могли бы продвинуться намного дальше в развитии карьеры. Не зря по устоявшемуся стандарту молодым архитектором можно прослыть вплоть до 35-40 лет.
10. Скорее всего вы не будете проектировать сами
Когда все начинают учиться, они поголовно верят, что после получения диплома их ждет долгая карьера создания образов и идей, которые потом кто-нибудь другой будет развивать и реализовывать. Суровая правда такова, что в итоге практически никто не доходит до подобного уровня. В 90-е годы в бюро RTKL работало 120 сотрудников, из которых лишь 12 имели доступ к клиентам, а остальные занимались своими узкими областями. Впрочем, и отдавать своим идеи на реализацию другим тоже непросто, ведь нельзя быть до конца уверенным, что их правильно истолкуют и перенесут в проект.
И тут мы возвращаемся к самым первым пунктам: либо ты посвящаешь себя этому делу целиком, либо готовишься принять последствия.
Фото © wilsonarchitects.com.au, nomeancity.net
9 альтернативных профессий :: Статьи
С 2008 на сайте Archinect существует рубрика Working out of the Box, в которой профессионалы делятся своими историями, почему они решили уйти из архитектуры и как архитектурное прошлое помогло им найти себя в новой специальности. За неполных 8 лет в разделе опубликовали более 50 рассказов, которые будут интересны и сами по себе, даже если вы не планируете менять направление работы. На примере этих материалов мы постарались понять, почему архитекторы бросают профессию, что полезного дает архитектурное образование и собрали основные направления, которые могут привлечь несостоявшегося архитектора.
Зачем уходить
Несмотря на то, что в историях рассказывается о людях с самым разным опытом — от студентов, ушедших в другие сферы сразу после получения диплома, до профессионалов с 10-летним стажем работы на проектах разного уровня — доводы у большинства на редкость мало отличаются: бесконечные рабочие часы, где проектированию отведено 10% времени, а остальные 90% рабочего дня занимают переговоры с подрядчиками, решение проблем с чертежами, бюджетом и заказчиками.
С другой стороны, не только негативные стороны жизни архитектора толкают его к смене профессии. Архитектура — одна из самых разносторонних специальностей, задействующая очень разные аспекты жизни. Каждый следующий проект может открыть неизвестную до этого область, которая, возможно, окажется для вас настоящим призванием.
Что дает архитектурное образование
Если работа архитектора у кого-то может вызвать негативные эмоции, то насчет архитектурного образования все сходятся в одном — чем бы в итоге ни занимался человек, потраченные на обучение годы точно того стоят. Ким Кноленберг, открывшая собственную ферму, считает, что вряд ли смогла бы осилить этот проект, если бы не учеба в архитектурной школе, где она «научилась находить и решать проблемы, работать в команде и отстаивать свои идеи перед аудиторией». Список полезных навыков можно продолжать бесконечно. Тут и понимание контекста, и формирование аналитического подхода, и пространственное мышление. Работающий теперь в области проектирования интерфейсов Гонг Шето (Gong Szeto) рассказывает, что чаще всего на переговорах с ИТ-инженерами, трейдерами и банкирами ему приходится цитировать «пользу, прочность, красоту» Витрувия, поскольку формула, оказывается, очевидна не каждому.
Что считать архитектурой
Хоть основная часть героев рубрики больше и не занимается непосредственно проектированием зданий, мал кто из них считает, что они действительно бросили эту сферу деятельности — скорее, просто несколько отклонились от привычного для многих восприятия архитектуры. По словам Густаво Алмейда-Сантоша (Gustavo Almeida-Santos), работающего теперь креативным директором, его компания «по сути не занимается зданиями и сооружениями, но схожим образом обрабатывают информацию и проходит через те же стадии проектирования». Для него это просто еще одна область архитектуры.
1. На службе у архитекторов
Профессии, напрямую связанные с архитектурой
Архитектура — большая сфера деятельности, которая, тем не менее, живет по своим правилам и законам. Поэтому людям без архитектурного образования сложно вписаться и понять специфику работы. Это касается и таких профессий, как архитектурные фотографы и визуализаторы. Порталы по архитектуре и специализированные издательства, как правило, тоже основывают архитекторы.
Таким образом можно по-прежнему оставаться в самом центре архитектурной жизни, но избавиться при этом от большинства негативных последствий профессии. Важно, что вашими заказчиками будут сами архитекторы, с которыми вы говорите на одном языке. А направления деятельности здесь могут быть самыми разными. Например, Мэтт Тримбл (Matt Trimble), желая оптимизировать монотонный процесс редактирования чертежей, начал с написания простых скриптов для Autocad, а теперь возглавляет компанию Radlab, занимающуюся разработкой программного обеспечения для архитекторов.
Или можно перейти в графический дизайн и помогать архитекторам создавать книги, печатную продукцию, сайты. Или, как Анн Деру (Anne Dérian), после семи лет работы в разных бюро открыть собственное производство мозаики. Направлений здесь много, главное — выбрать то, что действительно нравится.
2. Интернет
Разработка веб-сайтов и приложений
Наверняка вы используете или хотя бы слышали про веб-сервис Pinterest, который позволяет собирать изображения в интернете. Но мало кто знает, что его основателем был архитектор. Будучи студентом и желая систематизировать свою огромную коллекцию рендеров, чертежей и фотографий, Эван Шарп (Evan Sharp) запустил с другом сервис, который спустя всего 5 лет существования оценивают уже в 11 млрд. долларов. По словам Эвана, архитектурная школа заставила его взглянуть пространственно на структуру интернета и понять, как люди могут использовать сеть в своих целях.
Среди популярных приложений, разработанных архитекторами, можно вспомнить также и сервис презентаций Prezi, который изменил подход к показам слайдов. Вся презентация создается на одном едином полотне, над которым перемещается камера, отдаляя и приближая отдельные области.
3. UI-дизайнер
Разработка пользовательских интерфейсов
Профессия разработчика пользовательских интерфейсов — возможно, одна из самых близких по духу к архитектуре. Создавая удобную для человека среду, UI-дизайнер продумывает перемещения пользователя внутри заданной системы, манипулируя потоками. По словам Ани Колак (Ania Kolak), архитектурное прошлое научило ее равноценно работать как с отдельными деталями, так и с проектом в целом.
4. Разработка игр
Проектирование виртуальных пространств
Любовь к рисованию в свое время убедила Фрэнсиса Тсаи (Francis Tsai) пойти в архитектурную школу. И, на его взгляд, именно обучение архитектуре и развитию пространственного мышления помогло ему стать известным в мире разработки игр. По сути, работа заключается в построении модели виртуального пространства и наполнению его объектами и эмоциями.
5. Моушн-дизайн
Создание заставок и видеороликов
Развитое пространственное мышление, как и отточенное чувство композиции, по мнению Магнуса Херта (Magnus Hierta) позволили ему быстро освоиться в моушн-дизайне и участвовать в создании видеороликов разных форматов. Как и архитектор, моушн-дизайнер должен быть не только дизайнером, но режиссером, оператором, монтажером, программистом и продюсером.
В разговоре про телевидение нельзя обойти стороной Дмитрия Ликина, сооснователя архитектурного бюро WOWHAUS. Работающий также на Первом канале в качестве главного художника, он принимал непосредственное участие в одном из самых ярких ребрендингов на российском телевидении 2000-х годов.
6. Медиа-персоны
Работа в кадре
Принято говорить, что по разговорчивости архитектор должен быть на втором месте после журналиста, чтобы успешно отстаивать свои идеи. Хотя, кроме умения быстро говорить, нужно еще и обладать определенной харизмой. В этом мы убедились на собственном опыте во время фестиваля «Зодчество-2015», засняв порядка 20 роликов с рассказывающими о своих проектах архитекторами.
Тем временем Archinect публикует историю Джона Гиддинга (John Gidding), приглашенного вести шоу Designed to Sell («Спроектировано на продажу»). По сценарию Гиддинг помогает владельцам улучшить дом и повысить его стоимость для продажи. Но самое главное, что телевизионные бюджеты помогают ему выбивать деньги на любые технологические новинки строительной сферы и позволяют экспериментировать и оставаться в тренде технологий.
7. Девелопмент
Так сложилось, что архитекторы не слишком жалуют девелоперов в силу разных взглядов на мир. Но ничто не мешает самому архитектору выступить в роли управляющего, значительно упростив себе жизнь. В 2010 году Мигель Мак-Келви (Miguel McKelvey), уже имеющий за своими плечами опыт продаж, стал сооснователем сети коворкингов WeWork, которая спустя пять лет работы насчитывает 250 сотрудников и 54 локации.
Наличие архитектора на руководящих должностях позволило отстоять завышенные траты на проектирование интерьеров, без которых бы не удалось в итоге создать фирменную атмосферу коворкингов.
8. Дизайн одежды, текстиля и аксессуаров
Лишь после сокращения в период кризиса Эмили Фишер (Emily Fischer) нашла время собрать собственный сайт и разместить фотографии своих экспериментов с текстилем. Стеганые одеяла, которые вошли в нашу подборку подарков для архитекторов, мгновенно облетели интернет, а сама Эмили через три недели после увольнения уже открыла собственную фирму.
Сделать кольцо из бетона мог только архитектор. Но Линда Беннет пошла еще дальше, создав набор DIY Ring Kit, с помощью которого владелец должен сам сделать кольцо, замесив все необходимые материалы. Проект публиковался во всех крупных изданиях, успешно прошел кампанию на Kickstarter, а общая коллекция украшений за два года превысила 50 наименований.
9. 3D-печать
Печать в 3D обсуждается уже на протяжении многих лет, но все еще имеет большой потенциал. Купив на втором курсе поддержанный принтер, Кайл Вильям и Лиз вон Хасселн (Kyle William, Liz von Hasseln) планировали с его помощью постепенно оплачивать обучение. Но пара настолько увлеклась экспериментами, что даже дошла до использования сахара в качестве чернил. Теперь их проект The Sugar Lab создает сахарные скульптуры, развивая абсолютно новое направление пищевой печати.
Бонус: Дизайнер LEGO
Адора Ло (Adora Lo) стала еще одной жертвой финансового кризиса 2009, но уже давно не жалеет об этом. Сборка городов для тематических парков LEGO — работа мечты для многих архитекторов. Пока старые друзья по колледжу жалуются на неиссякаемые чертежи лестниц, Агора рассказывает, как собирала 9-метровую копию башен Петронас для парка в Сингапуре.
Изображения © Archinect, nerdcore.soup.io
Какие предметы нужно сдавать на архитектора?
Люди, занимающиеся созданием общечеловеческих благ, всегда были уважаемы обществом. Профессия архитектора является тому примером. Здания и сооружения любого масштаба перед постройкой требуют тщательной архитектурной проработки. Эта древняя и почитаемая профессия объединяет в себе знания не только инженерных, но и технических, художественных и даже гуманитарных наук.
Получить фундаментальное образование в области архитектуры – непростая задача, но при личной целеустремленности и хорошей подготовке овладеть сложной, но творческой профессией архитектора вполне возможно.
Характеристика профессии
Архитектура объединяет в себе техническое и творческое начало. Ранее эта профессия воспринималась как специализация, которая позволяет выполнять строительные проекты. Такая узкая направленность сформировалась в процессе урбанизации, когда началась эпоха строительства больших и малых городов. В понимании большинства людей градостроитель – это тот, кто формирует облик города, и талант специалиста оценивался по его готовым работам. Но уже в прошлом веке взгляд на профессию архитектора стал гораздо шире, и специализацию начали разделять на 2 глобальные отрасли.
- Отрасль проектирования. Здесь задачей архитектора является объемное проектирование зданий и сооружений разнообразных типов и назначений. Это могут быть жилые комплексы или производственные цеха. Проект должен быть проработан до мелочей и содержать подробные чертежи, сопровождающиеся описанием.
- Отрасль градостроительства. В этом случае решаются первоначальные задачи проектирования жилых застроек с учетом расположения всей инфраструктуры: автомобильных дорог, коммуникаций, торговых точек, детских и медицинских учреждений. В процессе формирования проекта архитектор учитывает розу ветров, особенности почвы, глубину залегания грунтовых вод и так далее. После проделанной архитектором работы подключается отрасль проектирования, где уже и создается проект самих построек.
Любая профессия с течением времени претерпевает изменения на пути своего развития. Сегодня рассматриваемая специализация имеет несколько наиболее востребованных разновидностей.
- Главный архитектор. Это грамотный и опытный профессионал своего дела, который может контролировать других специалистов и может увидеть нюансы любого архитектурного проекта, скорректировав в них проблемные места заблаговременно (до начала выполнения строительных работ). Кроме того, этот человек выполняет и управленческие функции, которые заключаются в распределении обязанностей и делегировании полномочий среди вверенной ему рабочей группы.
- Архитектор сферы дизайна. Его задача – создать уникальный и высокохудожественный проект, который может как затрагивать монументальную постройку, так и ограничиваться внутренним оформлением помещения. Эстетика (внешняя и внутренняя) сооружений играет важную роль в строительстве, поэтому дизайнер в сфере архитектуры на сегодняшний день является одной из востребованных профессий.
- Архитектор ландшафта. Помимо построек, архитектура касается и оформления окружающей территории. Спроектировать сад, парковую зону или придомовую территорию – все это задачи ландшафтного архитектора. Такой специалист, помимо знаний проектирования, должен разбираться и в аграрных вопросах, так как ландшафт неразрывно связан и с озеленением территории.
- Архитектор реставрационных работ. Эта специализация направлена на восстановление памятников, зданий и сооружений, имеющих историческое или культурное значение. Перед архитектором ставится задача не только грамотно и качественно восстановить объект, но и сделать это так, чтобы он максимально соответствовал своему первоначальному облику.
В деятельности современного архитектора важны знания различной направленности, поэтому данная профессия подразумевает под собой серьезный процесс длительного и фундаментального обучения.
Требования вузов
Чтобы стать архитектором, недостаточно набрать высокие баллы по результатам ЕГЭ и сдать вступительные экзамены. Профильные высшие учебные заведения потребуют от абитуриента пройти испытания по академическому рисунку, черчению и композиции. Такие требования зависят от выбранного вуза, а также от специфики факультета, на котором вы захотите учиться. Начать обучение в вузе можно только после 11 класса. Если вы захотите изучать архитектуру более детально и глубоко, имеет смысл после 9 класса поступить в профильный колледж и начать изучать профессию с азов, а затем уже поступать для дальнейшего обучения в осознанно выбранный вами вуз.
Требования архитектурных учебных заведений довольно серьезные, и важным среди них является экзамен по рисунку. Такой экзамен проводят в 2 этапа. Сначала абитуриенту предложат в течение 6 часов выполнить объемный рисунок античной головы. На следующем этапе за 4 часа испытуемому предстоит нарисовать объемную композицию, состоящую из геометрических фигур. Рисунок нужно выполнить в размере 40х30 см с помощью графитового карандаша.
В своей экзаменационной работе будущий архитектор должен показать свое пространственное мышление, умение видеть предметы проекционно, знать, как на рисунок переносятся пропорции, и понимать, по каким закономерностям создаются формы. Кроме того, абитуриент должен понимать законы перспективы, линии, применения тона. Академический рисунок, выполненный будущим студентом, покажет его умение размещать изображение в пределах листа, правильно видеть все нюансы композиции и так далее.
Все эти практические навыки являются необходимой базой для того, чтобы получать дальнейшие знания в области архитектурного проектирования.
Предметы для поступления и подготовка
Задумываясь о поступлении в архитектурный вуз, важно не только хорошо освоить школьные предметы, необходимые для сдачи ЕГЭ, но и брать дополнительные уроки по черчению и рисунку. Такая подготовка повысит ваши шансы на зачисление в выбранное учебное заведение. Чтобы подготовка была целенаправленной, имеет смысл заранее уточнить, какие экзамены и испытания вам предстоит пройти именно в том вузе, который вы для себя выбрали.
Если поступление сразу в высшее учебное заведение вам кажется сложным, обучение можно начать в колледже, а уже после него повышать свой уровень в высшем учебном заведении. Для поступления в архитектурный колледж или техникум после 9 класса нужно постараться получить в школе максимально высокие оценки, а также сдать математику, русский язык, обществознание. Кроме того, возможен и творческий конкурс по рисованию и черчению. После 9 класса обучение в архитектурном колледже составит 4 года. Если вы поступите в этот колледж после 11 класса – срок учебы составит 34–36 месяцев.
Примерно тот же перечень предметов нужно сдавать на архитектора для поступления в вуз после 11 классов. Базовыми предметами для сдачи ЕГЭ будут математика, русский язык и история (или обществознание). Но в зависимости от специализации они могут немного отличаться друг от друга:
- архитектор-дизайнер – для поступления потребуется ЕГЭ по русскому языку, истории и литературе;
- архитектор-реставратор – абитуриент сдает ЕГЭ по математике, информатике, русскому языку и истории.
Дополнительными экзаменами станут рисунок и черчение. Порядок их проведения у каждого вуза свой, а для успешной сдачи вам нужно заранее к ним подготовиться.
Творческое испытание может проводить каждый университет по своему усмотрению, но, как показывает практика, это бывает не везде, а только в самых высокорейтинговых учебных заведениях с большим количеством претендентов на место.