Китайская традиционная архитектура: Архитектура Китая — Искусство — медиаплатформа МирТесен – Архитектура Китая, архитектура Древнего Китая кратко самое главное кратко

Содержание

Архитектура Китая — Искусство — медиаплатформа МирТесен

Развитие китайской архитектуры находило свое проявление в строительстве дворцов, монастырей, храмов. Материалами кроме камня были дерево, бамбук, тростник, глина, а также терракота, фаянс, фарфор.

Приход к власти первого императора из династии Хань (с 206 г. до н. э. по 220 г. н. э.) имел большое значение не только для объединения огромной империи, границы которой с тех пор не изменялись, но и для развития китайской культуры, ставшей основой китайского мировоззрения вплоть до сегодняшнего времени.

В произведениях искусства отображаются славные моменты прошлой истории, превозносятся добродетели, осуждаются пороки. Одновременно создатели произведений искусств часто черпают свое вдохновение у природы.

Эпоха Хань (III в. до н. э. — III в. н. э.) знаменита своими погребальными комплексами, к которым вели «дороги духов», обрамленные статуями мифологических животных. Подземные погребения, оформленные рельефами и росписями, отмечались также наземными постройками, которые внутри были украшены плоскими рельефами. Если в целом для развития искусства характерна тенденция к абстрагированию от реальности, то в период Хань особое внимание сосредоточивается на изображении окружающей действительности.

В результате проникновения из Индии буддизма, в Китае появляются и новые типы культовых сооружений. Это прежде всего пагоды, представляющие собой башни из кирпича или камня, имеющие несколько ярусов с выступающими крышами, а кроме того, пещерные храмы, подобные индийским.

Так же как и в Индии, в Китае, под влиянием сооружений из бамбука некоторые архитектурные формы принимали своеобразный характер, например углы крыши были приподняты, а сама кровля оказывалась слегка прогнутой.

В начале нашего летоисчисления возникают новые большие города, и важной задачей опять становится строительство дворцов, которые представляли собой целые комплексы построек с павильонами, воротами и бассейнами посреди архитектурно проработанных парков. Для китайцев характерна особая любовь к природе, проявляющаяся в чутком к ней отношении и восприятии ее как важной составной части жизненной среды. Это выражается в сооружении храмов, объединяемых в симметричные комплексы, окруженные благоустроенными садами, в которых стоят отдельные пагоды.

Кроме городов, храмов и дворцов строились гидротехнические сооружения, каналы и плотины.

 

Храм Неба (кит. трад. 天壇, упр. 天坛, пиньинь: Tiāntán, палл.: Тяньтань) — храмово-монастырский комплекс в центральном Пекине, включающий единственный храм круглой формы в городе — Храм Урожая (это главный храм комплекса, часто называемый Храмом Неба). Занесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечетва. Площадь комплекса составляет 267 га. Тяньтань является одним из символов города.

Комплекс построен в 1420 г во время правления под девизом «Юнлэ» династии Мин. Изначально назывался Храмом Неба и Земли, но после строительства в 1530 году отдельного Храма Земли стал выполнять функцию поклонения Небу.

Храм неба расположен к юго-востоку от императорского дворца. Появился он в то же время, что и Запретный город, и первоначально действовал как храм Неба и Земли. Этим объясняется необычная форма территории храмового комплекса (южная часть постройки имеет форму квадрата, а северная округла): согласно китайской традиции, круг символизирует Небо, а квадрат — силы Земли; с тех пор в стенах Тяньтаня возносились молитвы исключительно Небу.

В течение почти 500 лет раз в году, в день зимнего солнцестояния, императоры прибывали сюда, чтобы после трехдневного строгого поста принести Небу щедрые дары. Считалось, что у владыки Поднебесной божественное происхождение, поэтому только император имеет право обращаться к Небесам с молитвами о процветании государства. Властитель заклинал ветер, дождь, жару и холод, чтобы они появлялись именно тогда, когда назначено вековечным природным циклом, — это было залогом хорошего урожая.

 

Храм Тяньнин (Пекин) — буддийский храм в районе  Сюаньу , Пекин , КНР. В храме стоит Пагода храма Тяньнин, построенная в 12-м веке. Возведённая при киданьской династии Ляо в 1100—1119/1120 годах, пагода была достроена незадолго до падения этой династии. Это 13-этажное строение, 57.8 м (189 фт) высотой, на восьмиугольном основании, обычном в китайских пагодах, сделанном из камня и кирпича. Пагода имитирует стиль старинных деревянных пагод, отличающихся деревянным доугуном (декоративное крепление балок). Она стоит на широкой платформе, которая олицетворяет гору Сумеру. Пагода имеет веранду с перилами, хотя они декоративные. Стоит отметить декоративные порталы и изображения буддийских небесных стражей (Локапала), выполненых в китайском стиле. Дизайн пагоды вдохновил строителей эпохи Мин на постройку Пагоды храма Цышоу в 1576 году. 

Историк архитектуры Лян Сычэн (1901—1972) — основоположник изучения древнекитайской деревянной архитектуры называл пагоду храма Тяньнин чистым примером средневековой китайской архитектуры.

 

 

Пагода Шести Гармоний или пагода Люхэта ) — 13-ярусная 60-метровая пагода в южной части города Ханчжоу, Китай, является одним из ярких памятников архитектуры Китая периода династии Сун.

Восьмиугольная пагода, названная в честь шести гармоний буддизма, расположена на берегу реки Цяньтан, у подножья холма Юэлунь. В первый раз она была построена в период Северной империи Сун (960—1127 гг.), затем уничтожена в 1121 году и полностью восстановлена в 1165 г, в период Южной империи Сун (1127—1279). В 1900 была проведена серьёзная реконструкция пагоды.

В соответствии с историком Джозефом Нидхемом, пагода ранее служила маяком, помогала морякам определить место стоянки ночью, а также защищала от приливных волн.

С высоты пагоды открывается хороший вид на долину реки Цяньтан и двухъярусный мост через неё, который был построен китайским инженером Лао Ишенем в 1934-1937 годах.

 

Храм Истинного Единства 

 даосский храм у подножья горы Лунхушань 

 вниз по реке Луси, в 5 км от города Шанцин. Находиттся в 20 км к югу от города Интань в провинции Цзянси, автобусом можно доехать до деревни в 1 км по другую сторону моста, добраться можно также на плотах по реке. Это один из центральных храмов Школы Небесных Наставников, храм получил название по имени Школы Истинного Единства

В этом месте основатель даосизма Чжан Даолин выплавлял эликсир бессмертия. Чжан Шэн, четвёртый Небесный Наставник, в последние годы династии Хань построил этот храм, который раньше назывался Храмом Небесных Наставников, позднее храмом Яньфа. В современном виде храм был достроен во время династии Мин, название Храм Истинного Единства дал ему император.

 

 

Пагода Баочу в Ханчжоу — яркий пример китайского каменного зодчества Эпохи пяти династий и десяти царств (907—978). Девятиярусная 45-метровая пагода была возведена на Холме драгоценного камня (северный берег Западного озера) в 963 году как залог благополучного возвращения из Кайфына царевича Чу, последнего правителя местного княжества У-Юэ.

Будучи поставленной на весьма узкое основание, башнеобразная пагода без внутренних лестниц отличается стройностью и изяществом. На макушке пагоды — декоративный фонарь. К XX веку сооружение обветшало, однако предпринятая в 1933 году реставрация не отличалась добросовестностью: два верхних яруса были снесены вовсе, вследствие чего высота постройки сократилась на 15 метров.

 

 

Пагода Дацинь (кит. 大秦塔) в районе Чжоучжи (кит. 周至县) китайской провинции Шэньси около города Сиань — древнейшая христианская церковь на Дальнем Востоке. Воздвигнута христианами-несторианами (представители Ассирийской церкви) приблизительно в 640 году Первоначально входила в состав монастыря.

В VIII веке получила название «Дацинь» — так древние китайцы именовали Римскую империю и Византию. Во время преследований христиан в Китае (ок. 845 г.) храм пришёл в запустение. В XIV веке сооружение облюбовали буддистские монахи, которые покинули его вслед за землетрясением 1556 года, завалившим подземные переходы и нанёсшим большой ущерб зданию. В 1998 году китайское правительство признало пагоду одним из немногих сохранившихся памятников несторианского христианства в Китае и взяло её под охрану, присвоив статус объекта национального достояния Китая.

На стенах памятника по сей день можно разглядеть изображения Рождества Христова и Ионы под стенами Ниневии. Также сохранились отдельные надписи на сирийском языке. В настоящее время сохранности пагоды угрожают не столько землетрясения, сколько периодические наводнения. В 1999 году была проведена косметическая реставрация; в ходе новых работ предполагается расчистить погребённые в XVI веке подземные залы.

У пагоды установлена на черепахе-биси копия так называемой «Несторианской стелы», возведенной в 781 году представителями той же Ассирийской церкви. Оригинал стелы находится в музее «Лес стел». В трёх километрах к востоку от пагоды находится знаменитый храмовый комплекс Лоугуаньтай.

 

 

Дворец Высшей Чистоты

Согласно традиции, дворец построил основатель даосизма, первый Небесный Наставник Чжан Даолин во II векен. э..

Название Шанцин означает Выcшая чистота, этот термин часто употребляется в китайской традиции, так называется даосская школа. 

 

В состав комплекса входят два дворца, 12 павильонов и 24 двора, здесь Чжан Даолин организовывал основные ритуальные церемонии. Этот комплекс называли также «Столицей бессмертных» и «Городом духов».

В комплексе почти отсутствуют типичные для даосских храмов жертвенники и алтари, считается, что именно здесь духи получают своё назначение и ранг в божественной иерархии.

Территория дворца занимает большую площадь над рекой Луси к востоку от основного города, местность неровная, включает в себя холмы. Весь комплекс окружён каменной стеной, внутри комплекса — живописный парк. Дворец призван всей своей формой выражать основные идеи даосизма, показывать высшее совершенство, развивать духовность и высшие моральные качества даосов. Весь дворец является священной территорией, на нём практически не было расположено жилых и административных зданий, основные ежедневные церемонии проводятся в другом месте, сам же дворец предназначен для прогулок, медитаций, отдыха, высших ритуалов и является местом единения с природой для старых даосов.

Дворец называется также «столицей бессмертных» и «местом, где сотни духов получают задания». Дворец повёрнут к югу, а с севера упирается в гору Сихуа (西华山).

После разрушений дворец был восстановлен в сунском архитектурном стиле.

Беседка в парке

При входе во дворец — трёхэтажный павильон с аркой, на верхнем этаже расположены алтари, который называется Ворота Фуди (Ворота Счастливой Земли). Далее дорога, окружённая стеной с двух сторон, ведёт к Павильону Спешивания, где полагается спуститься с лошади и подготовиться ко входу на основную территорию дворца, освободясь при этом от оружия.

Далее предстояло пройти через Зал Девяти Дворцов и Восьми Триграмм, в котором изображена схема Восьми Триграмм Ицзина, распределённым по девяти дворцам, двадцать восемь колонн, соответствующие 28 лунным стоянкам китайского зодиака. За этим залом начиналась территория духов.

Проход в мир духов

 

Далее через окружённую каменными стенами Улицу Драконов через ступени путь идёт в большой двор перед воротами Линсян (Ворота Волшебной Звезды).

 

За воротами находится двор, на котором выложен символ Великого Предела (Тайцзи), с двух сторон двор замыкают Колокольная башня и Барабанная Башня.

Барабанная башня 

В следующем дворе расположен священный пруд, около которого следует отпустить на волю животных и птиц, к этому месту приезжали также императоры, чтобы отпускать на волю пойманых зверей. Здесь четвёртый небесный наставник Чжан Шэн посадил акацию. Далее располагается павильон, в котором обитали старики-даосы (Небесные Наставники и настоятели храмов), они накапливали энергию ци и готовились к возрождению в мире бессмертных. К этому павильону примыкает священный колодец c посеребрённой водой, отводящей несчастье.

Далее следует обширный парк, в котором спрятан Павильон заточённых злых духов.

 

Наньюэ Дамяо

 крупный храмовый комплекс, расположенный в посёлке Наньюэ в провинции Хунань, у подножия горы Хэншань. Название храма переводиттся как «Великий Храм Наньюэ» или «Великий Храм Южного Пика»; Южным Пиком (Наньюэ) называют гору Хэншань. Располагается недалеко от городаХэншань, находится в 50 км к северу от города Хэнъян и в 110 км к югу от города Чанша, административно входит в территорию муниципалитета города Хэнъян.

Наньюэ Дамяо является местом массового паломничества, при этом паломники начинают отсюда начинают восхождение на гору Хэншань. Большинство храмов комплекса посвящено даосским божествам. Храм включает в себя также буддийский монастырь и конфуцианский алтарь.

 

 

Резиденция Небесных Наставников (кит. 天師府, Тяньшифу) — даосский храмовый комплекс в городе Шанцин, в горах Лунхушань. Административно подчинённ муниципалитету города Интань. Находится на расстоянии 20 км к юго-востоку от Интаня, связан с Интанем автобусом. Первоначально назывался Обитель Великого Истинного Мужа, занимал площадь 24000 кв. м.

Здесь находился административный центр Школы Небесных Наставников, известной позже как Школа Истинного Единства (正一道), место обитания патриарха и даосская община.

Комплекс построил основатель даосизма, первый Небесный Наставник Чжан Даолин во II веке н. э..

После революции комплекс пришёл в упадок. В апреле 1983 Госсовет КНР расширил список охраняемых объектов, туда вошла также Резиденция Небесных Наставников.

Постепенно были выделены средства для реставрации храмовых комплексов, которые были открыты для туризма. Резиденция Небесных Наставников находилась в запущенном состоянии, многие храмы и павильоны были разрушены, территория была расширена и реставрирована, но реальное восстановление храмов и даосской общины можно отнести к середине 90-х годов. Храмовый комплекс был расширен, на его территории раскинут декоративный парк, общая площадь стала 50000 кв. м.

 

 

 

Пайлоу (кит. 牌楼), или Пайфан

 резные орнаментированные триумфальные ворота из камня или дерева, возводившиеся в Китае в честь правителей, героев, выдающихся событий. Перекрыты одной или несколькими крышами в зависимости от числа пролётов. 

Пайфан изображается в различных формах. Одна из форм включает в себя размещение деревянных столбов на каменные основания, и связать их друг с другом деревянными балками. Этот тип всегда красиво оформлен, колонны обычно окрашены в красный, украшенная сложная конструкция и китайская каллиграфии. Крыши покрыты цветными изразцами, в комплекте с мифическими чудовищами — так же, как и китайские дворцы.

Другая форма Пайфана заключается в форме арок из камня или кирпича, стены которых могут быть окрашены в белый или красный цвета, или украшенне цветными изразцами; в верхней части арки украшаются, как и их деревянные аналоги.

Еще одна форма Пайфана, построена в основном на религиозных могильники, состоит из простых белых каменных столбов и балок, без черепицы, без цветных украшений, но с особенной разработкой резьбы, созданная мастером каменщиком.

 

Ворота в деревне Сиди

 

Храм Цонгченг

 

Гробницы императоров династии Мин (кит. упр. 明十三陵, пиньинь: Ming shisan ling, «Тринадцать минских гробниц») — комплекс мавзолеев тринадцати императоров китайскойдинастии Мин (XV—XVII вв.) (начиная с третьего императора этой династии, Чжу Ди). Комплекс расположен на склонах гор Тяньшоу в Чанпинском районе Пекинской области, в 50 км к северу от центра Пекина.

Этот мавзолейный комплекс — один из основных компонентов памятника Всемирного наследия «Гробницы императоров династий Мин и Цин», в который также включен мавзолейСяолин первого императора этой династии Чжу Юаньчжана (вблизи его столицы, Нанкина), гробницы некоторых других минских деятелей, а также мавзолеи династии Цин вМаньчжурии и под Пекином. Заметим, что второй минский император, Чжу Юньвэнь, мавзолея не имеет в связи с обстоятельствами его смещения третьим императором, Чжу Ди.[1]

Место для захоронения было выбрано императором Чжу Ди после того, как он перенёс столицу Китая из Нанкина в Пекин. Ему пришлось по душе то, что участок защищён от «губительных влияний севера» горной цепью. Расположение императорских могил также является классическим воплощением принципов фэншуя. Тринадцать мавзолеев расположены на одном участке, отгороженном от посторонних глаз высокой стеной, и имеют общую «священную дорогу» (шэньдао), уставленную статуями реальных и мифических животных.[1]

В XX веке три гробницы были вскрыты и исследованы археологами, однако в 1989 г. археологические изыскания на территории комплекса были прекращены и с тех пор не возобновлялись.

 

Павильон с черепаховой стеллой у входа в погребальный комплекс 

 

Парк Бэйхай 

императорский сад к северо-западу от Запретного Города в Пекине.

Бай Та (Белая ступа) — 40-метровая ступа, размещенная на вершине острова Цхунхуа. Сделана из белого камня. Гравюры солнца, луны и пламени украшают поверхность башни. Уничтожена землетрясением в 1679 и отстроена в следующем году и снова восстановлена в 1976 после землетрясения в городе Таньшаньнедалеко от Пекина. Гробница внутри хранит буддийские писания, монашеские мантии, сосуды для милостыни и кости монахов(остатки после кремации).

На территории парка находится пара восстановленных буддийских храмов, такие как Юйнань (Храм Вечного мира) и Чаньфу.

На северном берегу размещен Павильон 5 драконов : 5 соединенных павильонов со шпилями и традиционными китайскими карнизами, построенные во времена династии Мин.

Один из павильонов 5-ти драконов

Стена 9 драконов — размещена к северу от Павильона 5 драконов. Была построена в 1756 и является одной из 3 подобных стен в Китае. Сделана из семицветного глазурированного кирпича. 9 драконов, играющих в облаках, украшают обе стороны стены.

Стена 9-ти драконов

 

Также на северном берегу существует зал Дзинсинь (зал успокаивающегося сердца). Из себя она представляет сад в саду площадью более 4 000 м².

Круглая стена (Tuancheng) вмещает в себя холл Получения света (Chengguangdian) — просторное здание с двойной карнизной крышей, сделанной из желтой, окаймленной зеленым цветом, глазированной черепицы. Внутри находится Будда высотой 1.6 м, подаренный императору Гуансюю кхмерским королем Камбоджи. Статуя высечена из монолита чистого белого нефрита; украшена драгоценными камнями. Войска Альянса восьми держав повредили левую руку статуи во время грабежей, последовавших за взятием Пекина в 1900 году.

В парке можно найти камни Тайху, привезённые из провинции Хэнань, и разнообразные коллекции, начиная от нефритовых сосудов эпохи Юань, заканчивая коллекцией из 495 стел со следами погибших сотни лет назад деревьев.

 

Летний императорский дворец (кит. трад. 頤和園, упр. 颐和园, пиньинь: Yíhé YuánПарк Ихэюань) — летняя резиденция императоров Цинской династии на окраинеПекина. Парк с более чем 3000 строений занесён ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества. К западу до 1860 года находились обширные Императорские сады.

Создание «Сада чистой ряби» началось в 1750 году по приказу императора Цяньлуна с устройства рукотворного озера Куньмин (прообраз — Дяньчи). Из вырытой при строительстве озера земли возведён холм Долголетия, на вершине которого выстроены несколько буддийских храмов.

Вдоль берега идет Длинный коридор, занесённый в Книгу рекордов Гиннесса как «самый длинный в мире расписанный коридор» — 728 метров. На стенах висит около 8 тысяч картин. Вокруг стоят бронзовые фигуры драконов и львов — символов императорского могущества. Здесь же на берегу стоит знаменитая Мраморная ладья, где любила обедать императрица Цыси, потратившая на создание Летнего дворца деньги, собранные на строительство китайского военно-морского флота — 30 миллионовлян серебра (937,500 кг).

Парк неоднократно перестраивался, его общая площадь — около 290 гектаров. Расположенная в северной части парка гора Ваньшоушань («Гора долголетия») занимает четверть этой площади, а лежащее к югу от горы озеро Куньминху — примерно три четверти.

Мост из 17 пролётов

Мраморная ладья

 

Самый длинный расписной коридор

 

Лунный мост

Архитектура Китая, архитектура Древнего Китая кратко самое главное кратко

В каждой стране есть, в числе прочих, какой-то один свой, оригинальный национальный архитектурный стиль и традиции, какие-то отдельные древние или не очень архитектурные сооружения самого разного назначения, которые давно уже стали своеобразной визитной карточкой этой страны.

Такой «визитной карточкой» Поднебесной являются средневековые Врата Небесного Спокойствия или ворота Тяньаньмэнь на одноимённой площади в центре Пекина; их изображения печатают на открытках, выполненные в китайском национальном архитектурном стиле пайлоу или пайфан, они попали и на государственный герб страны, и теперь символизируют, согласно официально принятой трактовке, древние традиции Поднебесной и её великого народа.

Архитектура в Древнем Китае – коротко самое главное

Китайская архитектура

В истории китайского зодчества историки-востоковеды, равно в самом Китае и за его пределами, традиционно выделяют несколько периодов с характерными, только им присущими архитектурными традициями и стилями.

В частности, древнейший после эпохи неолита период Шан Инь, за ним период Чжоу, период «Борющихся царств» и так далее.

Такое деление архитектурных стилей по эпохам и периодам напрямую связано с историей и культурой ранних китайских царств и отдельных провинций, а затем и империй, и хронологически идёт по восходящей – от зодчества неолита и раннего феодального периода в Средневековье, а затем уходит в Новое и далее в Новейшее время.

Причём для этих двух последних периодов, и в особенности для Новейшего времени, больше характерны преемственность традиций и стремление к наиболее полному сохранению объектов исторического и культурного наследия китайского прошлого в разных концах страны, что отчасти связано с широко распространёнными в Поднебесной идеями конфуцианства.

Многие из таких объектов давно уже признаны памятниками Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Одним из самых ярких примеров стремления современных китайцев сохранить архитектурное наследие предков является многовековая история вышеупомянутых ворот Тяньаньмэнь, которая началась ещё в эпоху Мин (XIV век) и продолжается до сих пор.

Китайская архитектура

Вынуждены, однако, признать, что зачастую жителями Поднебесной движут какие-то сиюминутные меркантильные соображения и что тогда это делается, прежде всего, ради личной наживы – как в случае с традиционными сыхэюянями (подробнее о них чуть ниже) в старых, центральных районах китайской столицы, которые, то бишь эти самые сыхэюани, сдаются внаём приезжим, в том числе иностранцам, переоборудуются под мелкие точки общепита, в которых для туристов готовятся в основном блюда китайской национальной кухни и так далее.

Однако, продолжим.

В условиях постоянного противостояния и междоусобных войн в древнем и средневековом Китае наибольшее внимание уделялось, понятно, строительству оборонительных, фортификационных и инженерных сооружений, реже памятников, в том числе воинской доблести, а во времена относительного затишья – дворцов и целых дворцовых комплексов (Запретный Город, Горное пристанище от летнего зноя), даосских и буддийских храмов (всевозможных пагод и ступ) и монастырей, а также «общегражданских» сооружений вроде традиционных китайских сыхэюаней, фанз и яодуней.

Археологические раскопки подтверждают – тогда в строительстве и архитектуре Поднебесной строго регламентировалось вообще всё, что только можно регламентировать: начиная от высоты построек, планировки и характера (городской) застройки и заканчивая цветом узорчатых черепичных крыш и фасадов зданий.

Преобладающим материалом в древней китайской архитектуре было дерево.

Особенности традиционной китайской архитектуры

Китайская архитектура

В числе главных таких особенностей китайского зодчества как можно более чётко выверенная ориентация зданий и архитектурных комплексов по сторонам света, по осям север-юг, запад-восток и расположение комнат и их меблировка по знаменитым правилам фэн-шуй.

Причём главными всегда считались постройки на северной стороне, а второстепенными – все остальные.

Так, в северном здании традиционного китайского сыхэюаня, представлявшего собой единый «жилищный комплекс», состоящий из четырёх жилых построек главными фасадами вовнутрь, образующих внутренний двор, всегда располагались покои главы семьи или хозяина дома, точнее, двора – там всегда было больше света.

Кстати, по воображаемой оси север-юг в Китае ориентированы и культовые сооружения – храмы и монастыри.

Ещё одна особенность традиционной китайской архитектуры заключается в особом акценте на симметрии – этот акцент легко прослеживается, например, в конструкциях дворцов, храмовых сооружений и, конечно, памятниках китайского садово-паркового искусства.

Немалую роль в Китае издревле играли, как играют до настоящего времени, и (простите за тавтологию!) малые архитектурные формы, украшающие входы в богатые китайские дома – небольших размеров скульптуры животных, в том числе мифических, самого разного предназначений и «функционала» – вплоть до отпугивания злых духов.

Такой с позволения сказать туземный бестиарий объясняется самым настоящим культом животных в китайском народном фольклоре, каждому из которых отводится некое символическое значение и своё особое место.

Кстати, абсолютно ту же роль, отпугивание всевозможных злых духов, играют и традиционно изогнутые края китайских крыш.

Шедевры архитектуры Китая

Счёт шедеврам древнего китайского зодчества – объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО – сохранившихся до наших дней идёт на сотни, всем этим дворцам, храмам, алтарям, сооружениям мемориального характера и так далее, и они разбросаны по всему Китаю.

В их числе:

Дворцы –

  • Запретный Город,
  • Горное пристанище от летнего зноя.

Дворец

Пагоды и иные культовые сооружения –

  • Большая (Даянь) и
  • малая (Сяоянь) пагоды диких гусей в Сиане, провинция Шенси,
  • Храм Тяньнин и другие.

Пагоды

Мемориалы и памятники –

  • Храм Конфуция,
  • Биси,
  • Пайлоу

и другие сооружения.

Мемориалы и памятники

Современная архитектура Китая

Что же касается именно современной китайской архитектуры, то речь здесь должна идти больше о типовой многоэтажной панельной застройке в крупнейших китайских мегаполисах.

Квартиры в таких городских многоэтажках насчитывают, как правило, 20-30 кв. м. общей площади, а в совмещённых санузлах нет ни ванн, ни унитазов – их заменяют простым душем и «многофункциональной» дырой для слива воды и нечистот.

При этом богатые китайцы предпочитают жить в собственных виллах за городской чертой.

Однако даже при таких печальных, в общем-то, для себя «раскладах» китайцы всё ещё способны удивить весь остальной мир.

Вот лишь несколько примеров подлинных шедевров современного китайского зодчества:

  • Штаб-квартира корпорации Alibaba в Ханчжоу;
  • Здание Банка Китая в Гонконге;
  • Театр в Вужене;
  • Глобальный центр «Новый век» в Чэнду;
  • Отель «Шератон» в Хучжоу

и ряд других очень необычных и весьма оригинальных суперсовременных сооружений по всей стране, в том числе и в самом Пекине.

Современная мусульманская архитектура в Китае

Современная мусульманская архитектура в Китае

На сегодня в Китайской Народной Республике насчитывается 39 тысяч мечетей, большая часть из которых – 25 тысяч таких сооружений находятся в Синьцзяне, исторически тесно связанным со Средней Азией и Ближним Востоком. Именно этим и объясняется такое средоточие мусульманских культовых сооружений в этом местности.

Внешне здешние мечети едва ли отличаются от своих даосских и буддийских «собратьев». А вот в западных районах Китая они имеют классические атрибуты мечетей Среднего Востока, включая высокие минареты, традиционные для арабского Востока купола и арки.

Китайская архитектура — особенности в древности и наши дни

Из чего состоит архитектура Китая? Недра Китая богаты многочисленными породами мрамора, гранита, известняка. Строевым лесом – лиственница, ель, сосна, дуб и т.д. Наибольшее применение в строительстве нашли корейский кедр, веймутова сосна, бамбук.

Поскольку в древнем Китае зодчие акцент ставили на дерево, чем другим материалам, поэтому до настоящего времени сохранилось сравнительно немного памятников древнейших эпох. О характере архитектуры эпох Шан (Инь), Чжоу, Цинь и Хань (до 25 года н. э.) можно судить в основном по изображениям на погребальных плитах, моделям и останкам каменных конструкций. Все что ни делается в Китае – все делается по Фен-Шую.

архитектура моста через реку в Китае

Архитектура Древнего Китая

Модели зданий, а также сохранившиеся изображения построек на каменном рельефе периода Хань показывают, что китайские зодчие уже 2000 лет назад сооружали многоэтажные здания, увенчанные многоярусными крышами, покрытыми цилиндрической черепицей, которая по краям скатов кровли украшалась кругами с различными изображениями и надписями.

украшение крыш зданий в Китае

Архитектура жилых зданий древнего Китая.

Тип жилья, создаваемый китайцами в течение тысячелетий, мало чем отличается от своих древнейших прототипов. Строились они из дерева, кирпича-сырца и камня. Стены дома, как правило, не являлись несущими конструкциями. Они заполняли пролеты между деревянными опорными столбами, защищая помещения от холода.

фасад крыш в Китае

Главный фасад – южный. Он имел вход и окна, заполняющие всю плоскость стены. На севере окон не предусматривалось. Южная стена выполнялась в виде деревянной решетки, заклеенной промасленной бумагой (изобретена в III веке до н. э.). Крыша имела характерные широкие свесы, защищающие стены от осадков и прямого солнечного света. Перед главным фасадом часто устраивалась крытая галерея (япон. энгава – «серое пространство»). Галерея служила внешним коридором, связующим все комнаты в доме, местом приема гостей, промежуточным пространством между внутренним и внешним миром.

Происхождение китайской крыши

Существует множество версий о происхождении этой чисто китайской формы крыши:

  • желание зодчих преодолеть, визуально облегчить массу высокой крутой кровли;
  • фиксация естественного прогиба длинных стропильных балок, имеющих шарнирные опоры на концах;
  • уподобление кровли изогнутым ветвям деревьев, силуэту горной гряды;
  • обеспечение более пологой траектории стоков, предохранение поверхности стен от смачивания.

южный фасад китайского дома и форма крыши

Внутренняя планировка китайского дома

Внутренняя планировка китайского дома подчинялась установкам основоположника даосизма – философа Лао-Цзы (V в. до н. э.): “Реальность здания заключается не в четырёх стенах и крыше, но во внутреннем пространстве, предназначенном для жизни в нем…”.

Согласно китайской традиции, дом является неотъемлемой деталью окружающего пейзажа, своего рода ширмой, сквозь которую природа вторгается внутрь здания, дополняет и обогащает его. Здание – лишь временный приют на долгом пути человеческой жизни. Его тонкие стены и перегородки легко ломаются под напором урагана, но решётчатый каркас остается целым. После урагана легкие стены и перегородки быстро собираются и монтируются.

планировка внутри китайского дома

Особенности архитектуры Китая

Визуальная связь с внешним миром осуществляется с помощью деревянных решёток и бумажных трансформируемых перегородок. Если в доме были прочные стены из камня, то их поверхность обязательно украшалась живописным пейзажем. Этот прием получил особую популярность  в XI-XII веках (сунская школа). В глинобитных или каменных стенах прорезали дверные и оконные проемы в форме листьев, цветов или ажурных ваз. Иногда в доме устраивали миниатюрные сады с деревьями – лилипутами.

украшение стен живописных пейзажем
вид внутреннего двора китайского дома

Обязательной принадлежностью китайского дома, бедного или богатого, был внутренний двор с садом. Усадьба окружалась высокой стеной. Обычно сразу же за входом с улицы, во дворе, возводилась дополнительная стенка. По поверью, она преграждала путь злым духам, которые не догадывались свернуть и обогнуть её.

В древнем Китае считали, что духи могут передвигаться только прямо либо сворачивать в сторону под прямым углом. Именно поэтому во дворце императора Цинь Ши-хуанди (III в. до н. э.) все подъезды, внутренние переходы в здании, тропинки в парке были криволинейными.
Формы дверных и оконных проемов в китайских усадьбах
Формы дверных и оконных проемов в китайском доме

 Дворцовая архитектура Китая

Края дворцовой крыши делали изогнутыми, чтобы злые духи не могли продвигаться вдоль них. Нередко их украшали фигурки животных, выполнявших роль оберегов от злых духов.

Дополнительная стенка закрывала внутреннее пространство двора от “злого глаза”. Кстати, у нас также встречаются люди знающие это, которые ставят в окна куклы, игрушки от злого глаза.

Посетителя встречали или перед ней, или в специальном помещении для гостей. Поверхность стен белилась, украшалась рисунками и иероглифами (иногда именами владельцев усадьбы, благопожеланиями в адрес хозяев и гостей и т.п.). На фасадах, выходящих на улицу, обычно не было окон – старинная традиция стран Древнего Востока. Как правило, окна смотрят во двор или в сад.

оберег от злых духов на дворцовой крыше

Садово-парковая архитектура в Китае

Главный принцип композиции китайского сада – естественность, “случайность” в размещении всех его компонентов. Во всем господствует живописная криволинейность объемов и силуэтов – берега водоемов, переправы из полузатопленных валунов, контуры деревьев, криволинейные очертания горных массивов и холмов.

Изогнутые силуэты построек дополняют рукотворный и естественный пейзажи. У зрителя ни в коем случае не должно было сложиться впечатления о целенаправленной деятельности художника.

Другой немаловажный композиционный принцип – это достижение эффекта постепенного “сгущения” растительной массы от центра усадьбы к её периметру. По мере удаления от дома деревья и кустарники увеличиваются в размерах становится более густой их крона. Из-за этого при взгляде со стороны усадьбы теряется условная граница между естественным лесным массивом и садом. Сад как бы устремляется навстречу дикому лесу и горным вершинам.

расположения растительности в китайском саду

архитектура каменного сада в китае

В древнем Китае очень популярны были каменные сады. Считалось, что в камнях скрываются души выдающихся отшельников-даосов. С камнем связывали также идею душевной частоты, благородства и вечности. Поэтому очень ценились камни, омываемые прозрачными водяными струями и покрытые седым мхом – символом старости, долголетия.

В Китае верили, что камень остается живым до тех пор, пока не подвергнется обработке. Поэтому камни крайне редко использовались в строительстве. Иное дело – дерево! Оно не только не “умирает”, но и одушевляет здание.

Большое внимание уделялось извилистым дорожкам, инкрустированным мелкими камешками и цветным песком. Дорожки украшались узорами в форме иероглифов, сюжетами народных сказок и легенд. Чаще просто имитировали чешую гигантской змеи или дракона, извивающегося между холмами. Изогнутые мостики в сочетании со своим собственным отражением в воде образовывали причудливую рамку вокруг живописной – группы деревьев или изящной беседки.

извилистые дорожки в китайском саду

Тихие сады с водоемами, перекрытыми горбатыми мостиками, глубокий цвет красных лакированных колонн и резных решеток, легкий и разноголосый звон колокольчиков, подвешенных к углам изогнутых черепичных крыш, создавали картину совершенной гармонии природы и человеческих чувств.

Это впечатление еще более усиливается за счет искусного подбора растений, учитывающего не только их форму и размеры, но и смену окраски в течение года, включение в композицию серебристого снега, инея.

Деревья, как и камни, создавали определенное настроение:

  • кипарис – величественное, возвышенное;
  • бамбук – уединенность, грусть;
  • сакура (японская вишня) – мечтательность, умиротворенность.

Как говорят китайцы: “Зодчие всеми силами добиваются естественности, в которой не было бы видно ни малейших губительных следов человеческих рук…”.

Декоративные элементы в китайской архитектуре

Наиболее древние постройки отличались простотой объемов, преобладанием конструктивных форм над декорацией. Китайцы умели ценить красоту конструкции и не старалисъ маскировать её орнаментом или скульптурными украшениями.

Все декоративные элементы несли определенную смысловую нагрузку:

  • стрекоза – “возрождение”,
  • цветок – “чистота и невинность”,
  • черепаха – “долголетие”,
  • обезьяна – “слух, зрение, обоняние”.

Изображение  животных или растений носило характер благопожелания обитателям дома и его гостям. Символы феникса, тигра, дракона и черепахи, например, обозначали четыре стороны горизонта. Летящий или танцующий журавль – знак счастья и удачи.

Культ сил природы и отдельных животных процветал в Китае во все времена. Особым уважением пользовались божества Солнца и Луны, духи пяти планет, Полярной звезды. Китайскими “божествами вод” считались драконы Лун-Ваны. Они отвечали за водный режим страны, за засухи и наводнения. Кроме дракона, китайцы почитали тигра, феникса, черепаху, лису. Изображения этих животных украшают многие китайские дворцы и храмы. Скульптурами слонов, верблюдов, львов оснащались погребальные комплексы, “дороги процессий”, “дороги духов”.

декоративные элементы на крыше

Особенности градостроительства Древнего Китая

В основу градостроительной практики древнего Китая легли народные строительные традиций, синтезированные в даосском учении Фэн-шуй. Согласно этому учению, наиболее благоприятной считалась меридиональная планировочная ось: “Господин Солнце всегда смотрит на юг”. На юг обращались главные фасады зданий, что обеспечивало оптимальный температурный режим во внутренних помещениях.

геомантия дома в архитектуре китая

Даоссы разработали целую науку – геомантию, которая связывала особенности рельефа местности с положением небесных тел, с магнитными полями, с космическими силами и символами (Небо, Земля, пять первоэлементов и пр.). Для этих целей были изобретены компас, карты звездного неба и сейсмограф. Только при благоприятном сочетании небесных сил и “пульсов духа” земли участок считался подходящим для строительства. Особое внимание уделялось сочетаниям геометрических символов, чаще всего – круга и квадрата.

В Тибете с древних времен существовало искусство гармоничного расположения своего жилища “Са Че” – анализ Земли. Полное название Са Чу Ме Лунг Шинг Ги Че Па означает анализ 5 элементов.

Эта древняя наука рассказывает, как окружающий ландшафт, форма и расположение зданий, планировка и интерьер помещений, освещение влияют на наше благосостояние, здоровье, настроение, отношения с людьми и энергию. Са Че – это, прежде всего, здравый смысл. Мы живем на земле и сильно зависим от нее, и, анализируя помещения, здание, земельный участок, прилегающие территории мы можем определить насколько гармоничное или дисгармоничное влияние они оказывают на нас и наших близких, бизнес и здоровье, а также скорректировать это воздействие.

геомантия наука о взаимосвязи человека и природы

Особенность древнекитайских городов – регламентированная высота зданий. Она определялась в соответствии с социальным положением домовладельцев, которые в согласии со своим рангом селились ближе или дальше от центра города – императорского дворца, храмового комплекса. Простой народ имел право строить только одноэтажные здания.

Особо регламентировался цвет крыш:

  • золотисто-желтые  – дворец “солнцеликого” императора
  • ярко-голубые “небесная чистота” – культовые постройки
  • зеленые “древесная листва” – жилища вельмож, высших чиновников, отдельные храмы и пагоды невысокого ранга;
  • серые “земной прах” – жилища рядовых горожан. Особо выделялись административный, торговый и жилой районы, парковые зоны.

Культовая архитектура Древнего Китая

Наиболее интересным типом культовых построек Китая является пагода. Она утвердилась в Китае с появлением буддизма (III-II вв. до н. э.). Идея пагоды была заимствована в Индии. Однако вертикаль сооружения с многочисленными, загнутыми вверх, карнизами национальна.

пагода культовое зодчество в китае

Крыши пагод воспроизводят листву, вертикальный силуэт – гигантское дерево. Концы балок торчат наружу подобно сучьям. Центральная мачта держит на себе всю конструкцию. Над пагодой возвышается металлический шест с девятью зонтами (имитация индийской ступы). На конце шеста – двухметровая надставка в форме языков пламени. Каждая деталь башни имела символическое значение – девять ступеней нирваны Будды, четыре стороны света и др.

Если пагода строилась из дерева, то её крыша окрашивалась в зеленый цвет, несущие конструкции – в красно-оранжевый. Этим достигалось гармоничное единство здания с растущими рядом елями. Не случайно многие китайские поэты именовали пагоду «Дом-дерево». Строились первые пагоды из «одушевлённых» строительных материалов – кедра, бамбука, ели. С помощью пропитки древесины особыми смолами зодчие научились продлевать жизнь постройкам до нескольких столетий.

Ставили пагоды на вершинах гор и холмов. Это полностью отвечало постулатам чань-буддизма о ничтожности и суетности земной жизни, о величии Природы. Начиная с V века н.э., пагоды строят из более прочных материалов – кирпич, камень и т. п.

Памятники архитектуры Китая

Дяолоу – укреплённые многоэтажные особняки, числом до 1400, характерные для уезда Кайпин в провинции Гуандунна юге Китая.

Дяолоу
Башни в Дяолоу

Анья́н  — городской округ в провинции Хэнань КНР, чуть к северу от средней части бассейна Хуанхэ. В районе города обнаружено большое количество предметов, которые относят к периоду династии Шан(1562—1027 гг. до н. э.). Считается, что здесь располагалась столица этого царства — Инь. Территория древнего города (Иньсюй, “останки Инь”) включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Аньян

Сиди  и Хунцунь — два старинных села в китайской провинции Аньхой, которые лучше других сохранили традиционную планировку и деревянную застройку эпох династий Мин и Цин. Построены в традиционном стиле архитектурной школы Хой. Представляют собой уникальные туристические достопримечательности и обладают большой исторической ценностью.

сиди - древняя деревня

Существует ряд других архитектурных памятников в Китае:

Современная архитектура Китая

Современная архитектура Китая – это роскошные небоскребы и замысловатые телебашни, уникальные стадионы и театры, продуманные и комфортные жилые комплексы, просторные аэропорты, созданные с удивительной фантазией и представляющие собой шедевры современного зодчества.

Ночной Шанхай

Современные здания в китайских мегаполисах отличаются разнообразием и свободой форм и стилей, смелым полетом фантазии архитекторов, воплотивших в жизнь даже самые немыслимые проекты. Так, в Пекине особого внимания заслуживает стадион “Птичье гнездо”, Большой национальный театр в виде огромной капли, Центральный офис CCTV, Национальный водный стадион “Водный куб” и др.

Шанхай и Гонконг порадуют путешественников самыми высокими в мире небоскребами, контрастирующими на фоне колониальных построек. Каждый небоскреб неповторим: на крыше одного расцветает красочный лотос из стекла и бетона, верхушка другого меняет цвет в зависимости от времени дня, третий напоминает по форме космический корабль.

Архитектура Китая не похожа ни на какую-либо другую в мире, она уникальна и неповторима, взаимосвязана с наукой фен-шуй, красива и умиротворена. 

Просмотры: 1 657

Архитектура Китая. Современные и исторические памятники архитектуры Китая :: SYL.ru

Перцепция космоса в китайской традиционной культуре (древней и современной) настолько значительна и всеобъемлюща, что она, естественно, не могла не найти отражения в формировании искусств и архитектуры. Традиционные значимые китайские постройки в точности копируют структуру космогонической системы мироздания.

архитектура китая

Взаимосвязь традиционного искусства и культуры

Архитектура Китая сочетается с окружающей природой. Из-за климатических особенностей и преизбытка дождей в стране издревле применялась высокая кровля с относительно крутыми скатами. О знатности и положении в обществе владельца свидетельствовал дом, имеющий несколько ярусов с кровлей одна над другой. Для создания оригинальных форм криволинейных скатов с заметно приподнятыми углами китайцы применяли выгнутые стропила. Под ними выводились короткие бруски, которые создавали ступенчатые консоли-выступы. После чего к ним надежно крепились доски с заранее нанесенным резным орнаментом, обязательным элементом которого был силуэт дракона. Вырезанный рисунок покрывался черным или же ярко-красным лаком, часто с позолотой, реже — с инкрустацией перламутром. Архитектура Древнего Китая не перестает удивлять современников: пагоды органично сочетаются с пейзажем, очертания тибетских храмов схожи с формой невысоких холмов или пологих гор. Все постройки прекрасны, это не просто строительство как способ укрытия от стихии, это созидание посредством искусства идеальных условий для умиротворенного созерцания природы.

архитектура древнего китая

Особенности Китайской архитектуры

Архитектура средневекового Китая тесно связана с развитием и всего искусства, но в особенности — живописи. Представление о мире и общие идеи, которые сложились ещё в глубокой древности, выражались в живописи и архитектуре этой эпохи. Но архитектура отличается подчинением традициям и правилам, которые сложились значительно раньше, чем в живописи. Основные правила не только не потеряли своего значения в период Средневековья, но и образовали особый художественный стиль. Этот необычный декоративный жанр совсем не похож на стили других стран. Он отражает философский дух и жизнелюбие, которые свойственны всему искусству Китая. Китайский живописец-пейзажист и архитектор схожи своим обостренным и возвышенным чувством природы, как и мыслители и поэты. Работа зодчего в Китае похожа на работу художника. Он, пытаясь не нарушить гармонию природы, выбирает место будущего строительства и словно вписывает одно сооружение в другое. Зодчий никогда не станет строить здание, если оно не будет гармонировать с окружающим массивом.

 китайская пагода

Особенности китайского жилого дома

К сожалению, в Китае, в отличие от древних и средневековых цивилизаций ближнего Востока, практически не сохранились памятники далекого прошлого. Дело в том, что древние китайцы выстраивали свои дома из глиняных кирпичей и дерева. Как известно, эти материалы весьма быстро уничтожаются временем. Именно поэтому памятников древней и ранней архитектуры до нашего времени дошло крайне мало. Поселения и города, состоявшие преимущественно из легких деревянных построек, разрушались и сгорали, каждый новый правитель, пришедший к власти, уничтожал старые дворцы и на их месте возводил новые. Сейчас достаточно тяжело воссоздать и систематизировать последовательную картину поэтапного развития архитектуры Китая до танской эпохи.

От периода правления Хань и от феодальной эпохи до современников не дошло никаких сооружений, за исключением некоторых, которые были скрыты под могильными курганами или гробницами. Великая стена, возведенная всем известным Цинь Ши Хуан-ди, настолько часто реставрировалась и ремонтировалась, что ее самый верхний слой был выложен гораздо позже. Там, где вальяжно располагались танские дворцы Чанъани и Лояна, остались только аморфные холмы. Самые первые буддийские сооружения — монастыри Баймасы в Лояне и Даяньсы (недалеко от Чанъани) — хотя и находятся в данный момент там, где расположились изначально, довольно часто перестраивались.

памятники архитектуры китая

Глиняные образцы и барельефы доказывают, что, за некоторыми незначительными исключениями, архитектура древнего Китая по планировке и стилю похожа на современную. Все те же орнаменты и барельефы дают ученым-архитекторам некоторое представление о ханьских постройках и домах, а вот о шикарном великолепии императорских дворцов все любопытствующие могут узнать лишь из письменных источников. Совсем недавно обнаружено место, на котором располагался дворец Цинь Ши Хуан-ди в Сяньяне (Шэньси), но археологические раскопки еще не начинались.

Культовые сооружения

Китайская пагода, считающаяся наиболее характерной постройкой для данного государства, имеет индийское происхождение. Тем не менее, между высокой пагодой и индийским ступенчатым монументом, имеющим низкое основание, очень мало сходства. Скорее всего, их подлинной предшественницей является добуддийская многоэтажная башня, которая часто изображена на ханьских барельефах. Только такие башни были двухэтажными, с заметно выступающими крышами, очень схожими с крышами нынешних пагод. Самая известная китайская пагода — Даяньта (Большая пагода диких гусей), которая построена в 652-704 годах в пределах современной Сиань (тогдашней столицы Чанъань). Размещенная на фоне внушительной горной гряды, которая буквально составляет обрамление всему городу, Даяньта видна на большие расстояния и величаво возвышается над всеми окрестностями. Она настолько массивная и тяжелая, что в близи напоминает крепость. В основании пагода имеет 25 м и простирается ввысь на 60 метров.

архитектура средневекового китая

Два стиля китайской архитектуры

Ученые доказали, что архитектура Китая имеет два стиля: южный и северный, причем распространение их в стране не всегда соответствует географическим широтам и границам. Например, в Манчжурии достаточно часто встречается южный стиль, а в Юннани решительно преобладает северный. Эти закономерности обусловлены историческими причинами, а различия двух архитектурных стилей чрезвычайно четко проявляется в пагодах и храмах.

Главное отличие данных архитектурных видов — в орнаментации карниза, конька и изогнутости кровли. В южном направлении зодчества крыши максимально изогнуты, при этом выступающий карниз буквально вздымается ввысь подобно горну. Практически все коньки кровли украшены маленькими фигурками разнообразных даосских мифических животных и божеств. Их настолько много, что линия крыши теряется. Каждая опора и карниз щедро декорированы орнаментацией и резьбой, пустой и гладкой поверхности совсем не остается. Самые удивительные образцы такой страсти к украшению повлияли на европейский архитектурный стиль XVIII века.

А вот северный стиль все ученые-архитекторы единодушно называют дворцовым, так как его наилучшими образцами являются роскошные строения Запретного города, императорские гробницы цинской и минской династий. У них завитки кровли смягченные, сдержанные и напоминают форму шатра. Бытует мнение, что данный стиль ведет историю от шаров императоров Монголии. Орнаментация и декор более скромны и не столь пышны. Более стилизованные и маленькие в сравнении с южным архитектурным направлением фигурки можно лицезреть лишь на самых коньках кровли. Удачный компромисс между декоративной загруженностью южного направления и выверенной стилизацией дворцовых построек Пекина наглядно просматривается в Шаньси.

современная архитектура китая

«Запретный город»

Логическая ясность и символизм явно ощущается в планировке абсолютно всех городских ансамблей и в самой архитектуре городов. Наглядным примером, подтверждающим данное утверждение, может послужить Пекин – столица государства, которой удалось сохранить памятники архитектуры Китая. Старая часть столицы имеет название «Внутренний город», она отделена воротами и стеной от так называемого «Внешнего города». В самом центре «Внутреннего города» находится основной архитектурный ансамбль, растянувшийся на несколько километров, — «Императорский город», который словно замкнут кольцом нескольких стен и массивными воротами. Внутри него располагается «Запретный город» — в настоящее время музей. Это и есть величественный Императорский дворец. Все это благолепие — настоящий город в городе: с разноцветными крышами домов, тенистыми двориками и садами, беседками и коридорами, бесконечными переходами с бесчисленными боковыми ответвлениями. В его таинственной глубине скрывались покои жен императора, увеселительные сооружения, обширная театральная сцена и множество других построек.

Дворцовый ансамбль Гугун

Особенности архитектуры Китая особенно ярко представлены в дворцовом ансамбле Гугун, который был резиденцией императора во время правления династий Цин и Мин. Данное архитектурное творение было возведено примерно в период 1406-1420 гг. и более известно всему миру как «Пурпуровый запретный город». На его территории располагаются десятки дворцовых ансамблей разной величины, в целом они имеют 9 000 комнат. Это самый впечатляющий, грандиозный и прекрасно сохранившийся архитектурный ансамбль страны, в котором вершили дела целых 24 императора в период до революции 1911 года. Гугун, согласно постулатам, которые диктует архитектура Китая, делится на две основные части: внешний двор и внутренние покои. Основными постройками внешнего двора считаются три павильона внушительных размеров: Чжунхэдянь (Павильон полной гармонии), Тайхэдянь (Павильон высшей гармонии), Баохэдянь (Павильон сохранения гармонии).

особенности архитектуры китая

Храмы

Храмовая архитектура Древнего Китая представлена большими комплексами:

  • Величавый Тяньтань («Храм неба») был возведен во «Внешнем городе» в 1420–1530 годах. Он представляет собой ряд зданий, выстроенных друг за другом и тесно окруженных кольцом зелени. Ритм ансамблю задают ступенчатый алтарь из белого мрамора и два величественных храма.
  • Циняньдянь («Храм молитвы за богатый урожай») поражает своими размерами, это самое высокое здание, которое увенчано трёхъярусной густо-синей конусообразной крышей.
  • Погребальный комплекс минских императоров Шисаньлин («13 гробниц») удивляет своим пространственным размахом. Сооружение включает в себя, помимо могильного кургана с прилагающимся подземным дворцом, храмы, арки, башни, которые живописно включаются в окружающий пейзаж.

Величайшее творение рук человека

Великая китайская стена — один из величайших памятников мирового зодчества, строившийся в период с IV — III веков до н.э. Она до сих пор потрясает воображение и более чем достойна возглавить рейтинг «Шедевры архитектуры Китая». Выстроенное по северной границе страны, данное сооружение изначально предназначалось для защиты от набегов кочевников и попутно для прикрытия от песков пустыни крестьянских полей. Первоначально длина стены составляла 750 км, но, неоднократно достраиваясь, она достигла протяженности в 3000 км. Причем построена Китайская стена именно по самым крутым склонам хребтов, из-за этого она имеет много резких поворотов. Средняя ширина стены колеблется от 5 до 8 метров, а высота — от 5 до 10 метров. Через каждую сотню метров по всему периметру выстроены башни, предназначенные для светового оповещения о нападении врага. Основа стены собиралась из утрамбованной древесины вперемешку с камышом, после чего все облицовывали серым кирпичом.

шедевры архитектуры китая

Нарастающая тяга к пышности

Архитектура Китая 15–17 веков полна величия. В зодчестве последующих столетий оно также сохранялось, однако постепенно брала верх тяга к помпезности, пышности и неумолимому изобилию декоративного убранства. Неотъемлемой составляющей частью многочисленных архитектурных комплексов становятся парковая скульптура, резные ворота, вазы и курильницы. Наглядное доказательство данной тенденции – загородный императорский дворец Ихэюань (в дословном переводе — «Сад безмятежного отдыха»), который отличает изощрённая затейливость оформления: причудливо изгибающиеся сквозные галереи, арочные мосты, тенистые беседки и пагоды, возведенные из фарфора, дерева, камня и меди.

Традиции и современность

Современная архитектура Китая продолжает развивать традиции далекого прошлого, вместе с этим отличаясь более строгим духом. Слияние монументальных и декоративно–прикладных форм постепенно подготовило отход от характерных особенностей зодчества прошлых исторических периодов.

Особенности современной китайской архитектуры: tema — LiveJournal

У многих людей есть предубеждение относительно китайцев, что те не моются, питаются рисом с тараканами и живут в говне.

Однако Китай опережает Россию лет на 30. И не только по количеству шоссе, городских дорог с разделителями и скоростных железных дорог.

Современная китайская архитектура ушла гораздо дальше нашей. Китайцы не просто строят квадратные метры, они строят жилье, приятное для глаза и души. Конечно, с нашей точки зрения у них не всегда хватает вкуса. Но цели и решения у них на голову выше наших.

Первая особенность — сложный периметр

У нас здания в сечении — прямоугольники. Китайское здание в сечении — сложная фигура. У любого здания есть углубления и полуколодцы на фасаде, которые у нас считались бы а) нефункциональными и б) отъедающими драгоценные метры. Они служат одной цели: так душевнее.

Китайцы знают толк в том, что придает душевность зданию. Даже если здание — унылое.

Даже если это новостройка средней руки.

Вторая особенность — украшение крыши

Даже если здание простейшее, в Китае нельзя после верхнего этажа просто тупо закончить фасад.

Обязательно сверху что-нибудь должно быть. Если денег мало, пойдет просто козырек или ограда из крупных элементов.

Если денег много, надо городить кокошник, чтобы был виден за 20 километров.

Главное — украсить крышу.

Сверху обычно устраивается смотровая площадка, место для шашлыка, разбивается сад. Все только для жителей, посторонним попасть сложно — вахтер не пустит.

Один из балкончиков на 36-м этаже:

Третья особенность — особенные верхние этажи

Китайцы понимают самое главное — нет ничего приятнее верхнего этажа. Или двух верхних этажей. Поэтому квартиры там делаются особенными и продаются гораздо дороже.

Даже в невысоком здании верхний этаж и крыша над ним — самое уютное место.

Выше тебя — только небо. Это китайцы понимают и ценят. Безвкусица? Зато каждый балкончик — уютные и приватный.

Сравните с видом из окна в любом спальном районе России.

Найдите у нас что-нибудь подобное.

А все дело в том, что китайцы не только платежеспособны, а еще и разборчивы. Поэтому нет дефицита желающих купить как можно больше квартир на крыше с видом. И архитекторы стараются для людей, а не для застройщиков.

Массовая многоэтажная застройка в Китае — охуенна. Хочется жить в таком доме, со сложными балконами, уютными закутками, нишами, крышами и пролетами.

А в это время в Москве строится элитный (=для лохов) квартал «Сады Пекина». Ни один уважающий себя китаец на такое бетонное говно не посмотрел бы даже — ни балкончиков, ни эркеров, ни углублений, ни мансард.

Великая Россия:

Немытый Китай:

Архитектура Китая — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Архитектура Китая — искусство проектировать, строить здания и сооружения (также их комплексы) социалистического государства в Восточной Азии. За пяти тысячелетнюю историю китайской цивилизации сохранилось немало архитектурных сооружений, многие из которых по праву считаются шедеврами мирового масштаба. Их разнообразие и оригинальность воплощают в себе традиции старины и лучшие достижения китайского зодчества.

Традиционная архитектура Китая имеет ряд присущих только ей особенностей, в то время как его архитектурный декор способствует узнаваемости китайских зданий во всем мире.

Преобладание деревянных конструкций

Способы соединения деревянных балок из трактата Инцзао Фаши, 1103 год н. э.

Подавляющее большинство строений в древнем Китае строились из дерева. Будь то жилой дом или императорский дворец, в первую очередь в землю вбивали деревянные столбы, которые вверху соединялись балками. На этом основании затем возводилась кровля, покрываемая впоследствии черепицей. Проёмы между столбами заполнялись кирпичами, глиной, бамбуком или другим материалом. Таким образом, стены не несли функции несущей конструкции.

Древние китайцы, вероятно, одни из первых использовали «поточный метод» в архитектуре. Стандартная конструкция сооружений позволяла точно знать размеры деталей, из которых она возводилась. Поэтому строители могли изготавливать их по отдельности, а затем собирать непосредственно на месте строительства. В результате возведение осуществлялось ударными темпами. Например, императорская резиденция — Запретный город в Пекине, общей площадью 720 тысяч квадратных метров был построен всего за 13 лет. Для сравнения, только на сооружение купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции было потрачено около 30 лет.

Поскольку дерево обладает определённой гибкостью и упругостью, то по сравнению с каменными сооружениями, деревянные более стойки к землетрясениям.

При всех своих достоинствах, деревянные конструкции имеют и существенные недостатки, главное из которых — недолговечность и пожароопасность. Многие архитектурные памятники сгорели от ударов молний или пострадали от пожаров.

Архитектурный декор

Традиционный архитектурный декор Китая представляет специфичное Китаю, его центральным, и восточным территориям, архитектурное оформление пространства здания, он содержит в себе внешние элементы постройки, видимые глазу зрителя. Архитектурный декор этой страны является одним из элементов китайской архитектуры, способствующим узнаваемости таких зданий во всем мире.

  • Декоративные элементы
  • Чивэнь на конце конька крыши

  • Чивэнь на стыке скатов

  • Мэньдин на внутренних дверях в Запретном городе

  • Доугун на углу крыши пагоды Фогун времен Ляо

  • Балюстрада на каменном мосту в городе Ситан

  • Архитектурная живопись
  • Архитектурная живопись Хэ си в Запретном городе

  • Архитектурная живопись сюаньцзы на примере Храма Дунъюэ в Пекине

Дворцовая архитектура

Храмы и алтари

Мемориальные сооружения

Гробницы

Ворота, ведущие в погребальный комплекс императоров династии Мин

Садово-парковая архитектура

Мосты

Фортификационные сооружения

Жилые постройки

  • Жилые комплексы сыхэюань
  • Жилые комплексы крепостного типа — тулоу (Фуцзянь)
  • Укреплённые особняки дяолоу (Гуандун)
  • Фанза — типичный крестьянский дом северного Китая
  • Кан — обогреваемая лежанка, типичная принадлежность традиционных жилых домов севера страны

Ссылки

Литература

  • Jiang Lu — The Art of Traditional Architectural Ornaments in Northern China/«ProQuest» 2007

Традиционная архитектура Китая Википедия

Архитектура Китая — искусство проектировать, строить здания и сооружения (также их комплексы) социалистического государства в Восточной Азии. За пятитысячелетнюю историю китайской цивилизации сохранилось немало архитектурных сооружений, многие из которых по праву считаются шедеврами мирового масштаба. Их разнообразие и оригинальность воплощают в себе традиции старины и лучшие достижения китайского зодчества.

Традиционная архитектура Китая имеет ряд присущих только ей особенностей, в то время как его архитектурный декор способствует узнаваемости китайских зданий во всем мире.

Преобладание деревянных конструкций[ | ]

Способы соединения деревянных балок из трактата Инцзао Фаши, 1103 год н. э.

Подавляющее большинство строений в древнем Китае строились из дерева. Будь то жилой дом или императорский дворец, в первую очередь в землю вбивали деревянные столбы, которые вверху соединялись балками. На этом основании затем возводилась кровля, покрываемая впоследствии черепицей. Проёмы между столбами заполнялись кирпичами, глиной, бамбуком или другим материалом. Таким образом, стены не несли функции несущей конструкции.

Древние китайцы, вероятно, одни из первых использовали «поточный метод» в архитектуре. Стандартная конструкция сооружений позволяла точно знать размеры деталей, из которых она возводилась. Поэтому строители могли изготавливать их по отдельности, а затем собирать непосредственно на месте строительства. В результате возведение осуществлялось ударными темпами. Например, императорская резиденция — Запретный город в Пекине, общей площадью 720 тысяч квадратных метров был построен всего за 13 лет. Для сравнения, только на сооружение купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции было потрачено около 30 лет.

Поскольку дерево обладает определённой гибкостью и упругостью, то по сравнению с каменными сооружениями, деревянные более стойки к землетрясениям.

При всех своих достоинствах, деревянные конструкции имеют и существенные недостатки, главное из которых — недолговечность и пожароопасность. Многие архитектурные памятники сгорели от ударов молний или пострадали от пожаров.

Архитектурный декор[ | ]

Традиционный архитектурный декор Китая представляет специфичное Китаю, его центральным, и восточным территориям, архитектурное оформление пространства здания, он содержит в себе внешние элементы постройки, видимые глазу зрителя. Архитектурный декор этой страны является одним из элементов китайской архитектуры, способствующим узнаваемости таких зданий во всем мире.

  • Декоративные элементы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *