Конца 19 начала 20 века архитектура – Стилевые поиски в архитектуре конца 19 – начала 20 веков — Архитектура предреволюционной России (1890-1917 гг.)

Содержание

Егэ. история. культура. архитектура конца 19-20 века. неорусский стиль

Псевдорусский стиль в архитектуре конца XIX века

К концу XIX века этот стиль стал уже настолько востребованным, что его стали применять не только при строительстве важных государственных, религиозных и других крупных, дорогостоящих зданий.

Во многом благодаря движению народников и других сходных идей, многие простые сельские жители, причем не только зажиточные, стали строить дома в псевдорусском стиле или с применением его элементов.

Развитие и его массовая популяризация привели к тому, что люди начали практически полностью копировать русские дома XVII века. Особенный интерес в 70-е гг. XIX века уделялся крестьянским домам.

Зарождение неорусского стиля

Неорусский является предшественником модерна, утверждают многие. Он появился в начале 20 века, придя на замену (или как продолжение) псевдорусскому стилю. В то время в архитектуре продолжались поиски русского национального стиля. И, казалось бы, псевдорусский стиль помог в формировании собственной уникальности, но развитие продолжалось. 

Еще в середине 19 века, когда только начинал развиваться псевдорусский стиль, официальные лица измеряли церкви, собирали народную утварь, произведения из стекла, глины, зарисовывали рукописные заставки, деревянную резьбу. Такие действия давали уникальный материал для близкого и тщательного изучения русского стиля.

Русский стиль, идя по пути эклектизма, начал выделяться некоторыми особенностями, которые были свойственны всему направлению. К их числу можно отнести пристрастие к богатой и дробной декорации, которая воспроизводила мотивы русского зодчества 16 и 17 веков. Кроме того, велись разработки приемов формированию пространства, основанные на использовании принципа свободной планировки. Подобный принцип был найден в “палатных” и “хоромных“ сооружениях древнерусских мастеров. 

Уже на рубеже 19 и 20 веков в развитии национально-романтического направления были замечены довольно большие изменения, которые в некоторой степениотвечали за переход от эклектики к модерну в архитектуре. Суть этих изменений заключается в отмене культа детали и принятие обобщенной трактовки форм в архитектуре, а это должно было превратиться в основной источник их художественной выразительности. Таким образом, сменился круг исторических прототипов, приемлемых в архитектуре. Так, вместо увлечения декоративными приемами школы древнерусского зодчества пришел более глубокий интерес к зодчеству Владимиро-Суздальской земли, древних Пскова и Новгорода, Севера России. 

Сторонники национального романтизма создали себе новые критерии в эстетике

Поэтому их внимание было обращено в былинную широту, сказочную одухотворенность. Для архитекторов это было, словно, преломление через своеобразное построение формы в целом, а этоприводило к созданию зрительных образов, схожих с зодчеством прошлых эпох, порой весьма отдаленных. 

Разработка приемов в архитектуре, отвечавших вышеперечисленным изменениям, была неразрывно связана с творчеством Васнецова, Поленова, Билибина и других. 

Именно под влиянием творчества живописцев появилось стремление к усилению чувственного начала в архитектуре. 

Новый вид национального стиля назвали неорусским. 

Неорусский стиль появился в Абрамцевском художественном кружке, куда входили знаменитыехудожники того времени. Его деятельность была тесно связана с театром, так что неудивительно, что большая часть его членов трудились над декорациями. К примеру, Васнецов сотворил для постановки «Снегурочки», по Островскому, зарисовки палат, которые в последствие отражали неорусский интерьер. Отправной точкойстал макет дворца Алексея Романовав Подмосковье, который сохранился еще со времен Екатерины.

Опорой для палат служилибольшие колонны, которые напоминали колонны, использованные в древнихсеверных храмах. Синие полотки ярко украшалиобразамиживотных, неба, растений. Перила из дерева, рамки, обрамляющие окна и зеркала, украшали резьбой. 

Особенности русско-византийского стиля

В архитектуре 19 века русско-византийское направление развивалось при активной поддержке российского правительства. Ведь этот стиль являлся воплощением идеи официального православия. Русско-византийская архитектура характеризуется заимствованием некоторых приемов композиции и мотивов, использованных в византийских храмах.

Византия заимствовала архитектурные формы из античности, но постепенно изменила их, выработав тип церковных сооружений, сильно отличающийся от базилик древних христиан. Главная его черта – использование купола, покрывающего среднюю часть здания, с применением приема так называемых парусов.

Внутреннее оформление византийских храмов не блистало богатством и не отличалось сложностью деталей. Но при этом их стены в нижней части были облицованы мрамором дорогих сортов, а в верхней украшались позолотой. Своды были покрыты мозаикой и фресками.

Снаружи сооружение состояло из двух ярусов удлиненных окон с закругленным верхом. Окна в некоторых случаях группировались по два или по три, и каждая из групп отделялась от других колонкой и обрамлялась фальшивой аркой. Помимо окон в стенах, делались отверстия у основания купола с целью лучшего освещения.

Особенности неорусского стиля

Несмотря на принадлежность неорусского направления к модерну и псевдорусскому течению, он имеет существенные отличия, что выделяет его в самостоятельный стиль. От модерна его отличает маскировка внутренней конструкции строения, а также утилитарное назначение, оформленное в причудливо-сложную орнаментацию.

1
5

Неорусский стиль довольно точно отражает традиции и культуру национального зодчества. Он отличается рядом особенностей:

  1. В качестве ориентира использует древнее народное творчество, которое лежит в основе стилистических особенностей современной культуры. Связь старых традиций с появившимся модерном раскрыла новые черты и стала выражением национального самосознания, самобытности.
  2. Применяет обобщенные мотивы, творческую стилизацию прототипа, основные принципы образования формы, объемов и пластичности вместо точного копирования.
  3. Имеет ощутимую связь с религией и философией, в основе которой лежит теория, предполагающая возможность единения интеллигенции с народом при помощи православия.
  4. Сочетает пластическую архитектурную массу с отдельно прорисованными деталями. Баланс, равновесие столь несочетаемых компонентов дает архитектуре уникальный эмоциональный настрой.

Стиль олицетворяет пристрастие к богатой и дробной декорации

Высокие потолки характерны для внутреннего строения здания

1
5

https://youtube.com/watch?v=nF3U713TGoc

Собор Петра и Павла в Петергофе

Собор во имя Святых апостолов Петра и Павла в Петергофе. Фотография: Ольга Липунова / фотобанк «Лори»

В конце XIX века разросшийся Петергоф стал испытывать недостаток в большом храме, где могло бы собраться много прихожан. Автором проекта нового собора Петра и Павла стал Николай Султанов, но строительством руководил архитектор Василий Косяков. Пятиглавый храм облицевали красным и желтым кирпичом и украсили поливными изразцами и декоративными колонками. Также на фасадах поместили иконы святых — покровителей императорской фамилии. Собор относился к придворному ведомству, сюда приходили члены императорской семьи.

В 1930-е годы собор закрыли, в годы войны он сильно пострадал. Позже здание использовали как склад, и восстановили церковь только в 1980-е годы.

Псевдорусский стиль. Черты

Основной чертой этого стиля является грамотное сочетание русской архитектуры с иными стилями, например, романтизмом, или даже модерном.

Красный, белый и бежевый — вот три цвета, которые часто встречаются в архитектуре.

В русском стиле сочетаются вертикальные и горизонтальные строгие линии с изящными изгибами бочковидной формы.

В зданиях часто встречаются множество объемных элементов разных размеров.

В русском стиле встречаются три вида крыш — это шатровые, двускатные и бочечные. Все они обязательно будут украшены различными объемными элементами, например, петушками, колоннами и другими.

Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»

Храм Спаса на Крови — мемориальная церковь, построенная в память об императоре Александре II на месте его гибели. Собор проектировали архитектор Альфред Парланд и архимандрит Игнатий Малышев. Идея построить храм в русском стиле принадлежала Александру III: он хотел, чтобы тот был похож на ярославские церкви XVII века.

Возводить храм начали через два года после трагического события — в 1883-м. Однако его строительство затянулось до 1907 года. Украшенный собор напоминал храм Василия Блаженного в Москве: каждый из девяти куполов был покрыт цветной эмалью и не похож на остальные. В декоре храма использовали мрамор, гранит, позолоту. Стены внутри украсили мозаикой по рисункам Виктора Васнецова, Михаила Нестерова и других известных художников тех лет.

Храм Спаса на Крови получил исключительный статус: он не был приходским, войти туда можно было только по специальному пропуску. После революции государство перестало финансировать церковь, заботу о ней взяли на себя горожане. В 1930 году храм был закрыт, после чего его использовали в самых разных целях: здесь размещался морг, склад театральных декораций. Только в 1997 году Спас на Крови открылся для посетителей в качестве музея. С 2004 года здесь периодически проводятся богослужения.

Трансформация в ампир

Архитектура первой половины 19 века в России характеризуется постепенным переходом от классицизма к ампиру. Ампир (по-французски значит «имперский») — это стиль, относящийся к позднему, или высокому, классицизму. Он также появился во Франции в годы, когда у власти был Наполеон I, и получил свое развитие на протяжении первых тридцати лет XIX века, после чего сменился историзмом.

В России этот стиль возник во время царствования императора Александра I. Как известно, начиная с XIX века в России наблюдалось увлечение культурой Франции. Как это нередко делали русские монархи, Александр I «выписал» из Франции начинающего архитектора Огюста Монферрана. Ему царь поручил возведение Исаакиевского собора в Петербурге. В дальнейшем Монферран стал одним из отцов так называемого русского ампира.

Культурное резюме

Как и романтическое возрождение Западной Европы, неорусский стиль сложился вокруг интереса интеллектуалов к монументам нации. Историзм разносился эхом вместе популярными национализмами и панславизмом того времени. Первым иллюстрированным примером, относящимся к русской архитектуре, был проект графа Анатолия Демидова совместно с французским художником Андре Дюраном: записи об их туре по России 1839 г. были опубликованы в Париже в 1845 г. под названием «Альбом живописного и архитектурного путешествия по России». Литографии Дюрана обманывают иностранную восприимчивость к, казалось бы, такой иной русской архитектуре, показывая некоторые элементы искаженными любопытным образом. Кроме того, тщательное изображение самой архитектуры относится скорее к литературе путешествия, чем к историческому исследованию.

Попытка узнать хронологию и развитие русской архитектуры началась с исследования И.М.Снегирева и А.А.Мартынова «Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества» (Москва, 1851). Государство проявляло интерес к этому, финансируя серию брошюр, изданных как «Древности российского государства» (Москва, 1849-53, 6 выпусков) и изображающих древность и произведения искусства. Затем Московское Археологическое Общество начала исследования по теме, формализуя ее в списке предметов к изучению. В 1869-1915 гг проходит серия конференций (раз в 3 года), выступления на которых касались в основном исследований об архитектуре Киевской Руси и начального периода Московской.

Возможно, главным успехом Общества стало издание «Комиссии по сохранению древних памятников» в 6 томах, в 1907-1915 гг. Императорская Академия Художеств также заказала В.В.Суслову исследование, развернутое в 2 произведениях в нескольких томах: «Памятники древнего русского зодчества» (1895-1901, 7 томов) и «Памятники древне-русского искусства» (1908-12, 4 тома).

Используя исторические принципы позитивистов, хронология русской архитектуры четко устанавливается, начиная с публикации окончательного исследования (в 6 томах), касающейся русского искусства: «История русского искусства» (1909-17), изданной Игорем Грабарем. Издание последнего тома была прервана революцией.

Развитие стиля

Возникновение неорусского стиля

Национальный русский стиль, поиски которого начались еще в 1830-х годах и завершились официальным утверждением неорусского стиля, в 1870-х годах приобрел иной характер — псевдорусского стиля, связанного с антифеодальной демократической идеологией.

Неорусский стиль возник в рамках общеевропейского подъема интереса к национальной архитектуре, и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. Представляя собой искусную стилизацию, неорусский стиль последовательно сочетался с другими стилями — от архитектурного романтизма первой половины XIX века до стиля модерн.

Утверждение неорусского стиля

Известные исследователи русского зодчества средних веков своими трудами оказали большое влияние на формирование псевдорусского стиля середины XIX века. Его утверждению способствовало также и то, что по мере развития капитализма международные связи России все больше расширялись, вследствие чего она все чаще участвовала в международных торгово-промышленных выставках, на которых все страны, в целях рекламы, стремились в облике павильонов отразить свои национальные черты. Подобная тенденция была свойственна и России, для чего был очень удобен неорусский стиль

Русские павильоны были оригинальны, нарядны, выразительны и привлекали внимание вычурностью богатого декоративного убранства, заимствованного из крестьянского деревянного зодчества и народного прикладного искусства.

Тенденции в неорусском стиле распространилось и массовое строительство в городах. Так многочисленные доходные дома и особняки трёх столиц строились в псевдорусском стиле.

«Упрощение» неорусского стиля

Однако к концу XIX века тенденции сменились. В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова и к традициям зодчества русского Севера. Зачастую подобную тенденцию в архитектуре учёные объясняют стремлением нового поколения капиталистов сократить денежные и временные издержки при строительстве домов, которые возникали при использовании изрядно украшенного неорусского стиля.

В начале XX века неорусский стиль окончательно уступил место российскому конструктивизму, который возобладал в российской архитектуре.

Некоторые исследователи склонны разделять псевдорусский стиль и неорусский стиль, утверждая, что неорусский стиль стоит ближе к модерну, чем к эклектике, и этим отличается от псевдорусского стиля в его традиционном понимании.

Корифеи Петербурга

Появление и развитие ампира в архитектуре 19 века в России тесно связано с именем архитектора Воронихина Андрея Никифоровича. Одно из его лучших произведений – это петербургский Казанский собор. Его мощные колоннады полуовалом обрамляют площадь, обращенную к Невскому проспекту. Другое знаменитое его творение – здание Горного института. Оно выделяется огромным портиком с дорической колоннадой, которая выступает на фоне брутальных стен фасада. По бокам портик украшают скульптурные группы.

Известными творениями в стиле ампир Жана де Томона, французского архитектора, являются Большой театр в Петербурге и здание биржи. Непосредственно перед сооружением мастером были установлены две ростральных колонны, которые символизируют четыре великих русских реки, таких как Волга, Волхов, Днепр и Нева. Ростральной называется колонна, украшением которой служат ростры – скульптурные изображения корабельных носов.

Признанным шедевром архитектуры 19 века в стиле ампир является комплекс зданий, относящихся к Адмиралтейству, архитектора Захарова Андреяна Дмитриевича. Уже существовавшее здание было обновлено с учетом воплощения темы морской славы и могущества флота. Оно превратилось в грандиозное сооружение с фасадом протяженностью около 400 метров, с величественным архитектурным обликом и подчеркнутым центральным положением в городе.

Дом в неорусском стилефасада стандартной формы. В те времена применяли массивные увесистые конструкции преимущественно из дерева. Можно оформить стены и потолок византийским орнаментом, придав дому особую неповторимую атмосферу.

Внимание! Важным декором фасада был резной наличник, который также использовали для внутренней отделки окон и зеркал

Резьба по дереву – один из основных атрибутов стиля

Для отделки дома нередко применяли узорчатую фурнитуру, схожую с резьбой по дереву. Для создания накладок применялись бронзовые сплавы, железо. Украсить интерьер можно при помощи арок или скульптур. Для неорусского стиля подходят скульптуры греческих богов или простых жителей прошлых веков.

В то время особенно была в ходу древесина, поэтому дома строились из дерева, украшались резьбой. Мебель также была деревянной, она обладала простыми формами и массивностью. Стулья, шкафы и стол были большими, устойчивыми и крепко сбитыми.

На заметку! Часто в домах использовали лавки, этот атрибут становился неизменным предметом традиционной избы.

Украшенный росписью сундук в доме также занимал особое место – выполнял роль хранителя культуры и древних традиций. Он укреплялся железными полосами и олицетворял собой надежное, самобытное хранилище.

Камин с мозаичной отделкой – классический русский аксессуар

Русский колорит в интерьере

Отправить заявку или сообщение Вы можете через форму обратной связи,
или позвонить по телефонам +7 (000) 123 4567; +7 (000) 123 4567.

25-08-2018, 16:59   Miers      

Это может быть интересным.

Прокоментировать статью.

Развитие[ | код]

В конце XIX века | код

Государственный исторический музей (1875—1881) в Москве

В начале 1870-х годов народнические идеи пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому деревянному зодчеству и русской архитектуре XVI—XVII веков. Одними из самых ярких построек псевдорусского стиля 1870-х годов стали «Терем» Ивана Ропета в Абрамцеве под Москвой (1873) и типография Мамонтова (1872) в Москве, построенная Виктором Гартманом. Это направление, активно пропагандировавшееся известным художественным критиком Владимиром Стасовым, распространилось вначале в архитектуре деревянных выставочных павильонов и небольших городских домов, а затем в монументальном каменном зодчестве.
К началу 1880-х годов «ропетовщину» сменило новое официальное направление псевдорусского стиля, почти буквально копировавшее декоративные мотивы русской архитектуры XVII века. В рамках данного направления здания, построенные, как правило, из кирпича или белого камня, стали обильно декорироваться в традициях русского народного зодчества. Для этой архитектуры характерны «пузатые» колонны, низкие сводчатые потолки, узкие окна-бойницы, теремообразные крыши, фрески с растительными орнаментами, использование многоцветных изразцов и массивной ковки. В рамках данного направления были возведены Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа, 1890—1893, архитектор Александр Померанцев), здание Исторического музея (1875—1881, архитектор Владимир Шервуд), завершившие ансамбль Красной площади в Москве, и Саввинское подворье архитектора Ивана Кузнецова. По эскизам художника В. М. Васнецова в парке Абрамцево в 1883 году выстроена «Избушка на курьих ножках», в 1899—1900 — дом И. Е. Цветкова на Пречистенской набережной Москвы-реки (д. 29), Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, собственный дом художника в 3-м Троицком переулке Москвы.

В начале XX века | код

Фасад Ярославского вокзала в Москве по проекту Ф. О. Шехтеля — сочетание псевдорусской архитектуры с приёмами модерна

«Дом-сказка» архитектора А. А. Бернардацци в Санкт-Петербурге разрушен в ВОВ

В начале XX века получает развитие «неорусский стиль» (среди историков архитектуры нет единого мнения, следует ли выделять это ответвление псевдорусского стиля как самостоятельное). В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова и к традициям зодчества русского Севера. На сооружениях этого направления иногда лежит отпечаток стилизации в духе северного модерна. В Санкт-Петербурге «неорусский стиль» нашёл применение главным образом в церковных постройках Владимира Александровича Покровского, Степана Кричинского, Андрея Петровича Аплаксина, Германа Гримма, хотя в этом же стиле строились и некоторые доходные дома (характерный пример — дом Купермана, построенный архитектором А. Л. Лишневским на Плуталовой улице).

По эскизу С. В. Малютина 1903 года оформлен фасад здания музея «Русская старина» в Смоленске. Часто Малютин сообразно стилю оформлял интерьер мебелью с резьбой и росписями (дом Перцовой в Москве).

Любопытным образцом неорусского стиля (с чертами модерна) является Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме, построенная в честь 300-летия Романовых архитектором В. И. Мотылёвым в 1913—1916 годы по рисунку С. И. Вашкова (1879—1914) — ученика Васнецова.

Петербургское зодчество в стиле отмечено работой архитектора А. А. Бернардацци — доходный дом П. К. Кольцова (1909—1910) на углу Английского проспекта и Офицерской улицы (ныне ул. Декабристов), получивший народное название «Дом-сказка» (разрушен в ВОВ).

Широкую известность приобрели спроектированные Ф. О. Шехтелем русские павильоны на международной выставке в Глазго 1901 года (англ.). Также им разработан фасад Ярославского вокзала в Москве.

Историками архитектуры высказывалось мнение, что неорусский стиль стоит ближе к модерну, чем к историзму, и этим отличается от «псевдорусского стиля» в его традиционном понимании.

Королевский стиль

Ампир часто относят к так называемым королевским стилям, что обусловлено его театральностью при оформлении как внутренних помещений, так и внешней отделки. Его особенностью является обязательное присутствие колонн, лепных карнизов, пилястров, прочих классических элементов. К этому добавляются мотивы, отражающие почти без изменений такие образцы деталей античной скульптуры, как сфинксы, грифоны, львиные лапы.

В ампире элементы располагаются в строгом порядке при наличии симметрии и равновесия. Данному стилю присущи:

  • массивные, монументальные формы;
  • военная символика;
  • богатый декор;
  • влияние древнеримских и древнегреческих художественных форм.

Художественным замыслом данного стиля было подчеркнуть и воплотить идеи могущества самодержавной власти, государства, военной силы.

Дом-музей Виктора Васнецова в Москве

Дом-музей художника Виктора Васнецова в Москве. Фотография: Солодовникова Елена / фотобанк «Лори»

Проект собственного дома художник Виктор Васнецов придумал сам. По рисункам его воплотил в реальность архитектор Василий Башкиров (по другим данным, Михаил Приемышев) в 1893–1894 годах. Окна здания декорированы нарядными наличниками и колоннами, фасад опоясывают поливные изразцы. Интерьеры дома также были выполнены под руководством хозяина: по его эскизам сделали печь, мебель. Васнецов жил здесь до конца своих дней, а спустя 30 лет после его смерти в здании открылся мемориальный музей.

Особняк Игумнова в Москве

Особняк Игумнова (резиденция посла Франции) на Большой Якиманке в Москве. Фотография: Денис Ларкин / фотобанк «Лори»

Известный промышленник Николай Игумнов заказал строительство своего нового московского особняка ярославскому архитектору Николаю Поздееву в 1888 году. Терем в псевдорусском стиле с островерхими шатрами и колоколенками построили из голландского кирпича и украсили разноцветными изразцами в духе ярославской архитектуры. Среди других декоративных деталей здания — необычные арки и колонны. Войдя внутрь особняка, гости попадали на парадную лестницу а-ля рюс, а вот интерьеры комнат оформили в европейском стиле. В советское время в здании располагался Институт мозга человека, сейчас особняк принадлежит Французскому посольству.

Из истории

Мода на всё русское вернулась в 19 веке: императорский дом устраивал тематические балы с «боярскими» декорациями и костюмами. Неорусские мотивы появились в живописи, декоративно-прикладном искусстве. Интересом к славянскому наследию подпитывались художественные сообщества: так, княгиня Тенишева превращает своё имение Талашкино под Смоленском в плацдарм для художественных экспериментов, широко известны также творческие мастерские Абрамцево. Архитектор Сергей Малютин возводит в Талашкино терем, декорированный по всем канонам, и строит истинно древнерусскую церковь (расписана Николаем Рерихом). У Тенишевой была большая коллекция предметов искусства и быта, которую она часто выставляла, пропагандируя русский стиль.

Основу русского зодчества составляют былинные мотивы и византийский стиль. А на цветовую палитру влияет, прежде всего, азиатская традиция.

Представители неорусского стиля

Центром появления неорусского стиля считают Абрамцевский художественный кружок, в котором состояли известные художники тех времен.

Работая преимущественно в театре, они занимались декорациями, создавая атмосферу и быт Древней Руси для спектаклей. Инициатором нового направления считают Виктора Васнецова, который в своих картинах отражал красоту древнерусской архитектуры.

Храм Димитрия Солунского в Берёзовке. Архитектор – Александр Никанорович Померанцев

По его проекту был создан фасад Третьяковской галереи, сочетающей в себе причудливые формы с гладью и спокойствием кирпичных стен. Огромную роль в формировании стиля сыграл архитектор Алексей Щусев, вдохновлявшийся древнерусским зодчеством Новгорода и Пскова. Его ранняя работа – храм-памятник на Куликовом поле – посвящена победе над монголо-татарами.

1
5

Самое значимое произведение архитектора Щусева – Казанский вокзал в Москве.

Также он построил не менее знаменитую Марфо-Мариинскую обитель. В том же направлении работали зодчие Владимир Покровский и Сергей Малютин. Покровскому принадлежит проект здания Ссудной кассы, а Малютин создал целый ряд памятников и архитектурных построек в Москве.

Дом купца Игумнова в Ярославле

Архитектура Европейских Стран и Америки Конца 19 — Начала 20 Века. Общая характеристика. Поздний модерн.

В начале 20 века модерн постепенно переходит в свою позднюю, конструктивную стадию. Роль декоративного убранства на фасадах зданий позднего модерна снижается до минимума и главное внимание сосредоточивается теперь уже на выразительности основных конструктивных элементов — на пропорциях фасадных плоскостей, окон, простенков, столбов. Качественные изменения в модерне переплетаются с дальнейшими успехами строительной техники и усиливающимся использованием новых строительных материалов, чему в значительной мере способствовала ранее деятельность Лабруста, Пэкстона, Бальтарда, Эйфеля и других строителей. В архитектуре обнаруживается стремление к простоте и экономии архитектурных средств, к выявлению в композиции зданий их назначения и особенностей используемых строительных материалов. В это время, в начале 20 века, как уже отмечено, в строительную практику начинает широко внедряться железобетон, оказавший большое стимулирующее воздействие на творческую мысль архитекторов.
В рассматриваемый период, продолжавшийся до первой мировой войны 1914—1918 годов, когда определялись принципиальные основы новой современной архитектуры, работал помимо названных ранее мастеров старшего поколения ряд выдающихся архитекторов — французы Тони Гарнье (р. 1868) и Огюст Перре (1874—1954), голландец Хендрик Берлаге (1856—1934), австриец Адольф Лоос (1870—1933), немец Петер Беренс (1868—1940) и американец Франк Ллойд Райт (1869—1959). Все эти мастера продолжали работать и после первой мировой войны, но время их творческого формирования падает именно на предвоенные годы. Каждый из них по-своему преодолевал воздействие модерна и боролся за простую и выразительную архитектуру, связанную с современной техникой и современными индустриальными конструкциями.
Тони Гарнье. Творчество Тони Гарнье целиком связано с его родным городом Лионом. В период с 1901 по 1917 год им был разработан проект «Промышленного города», рассчитанный на 35 тысяч человек и задуманный как идеальный город современного типа — с малоэтажными домами, полукоттеджами, с обилием зелени между ними, с многочисленными общественными сооружениями и обособленной промышленной территорией. Сооружения этого города задуманы в железобетоне, что было очень прогрессивно и вместе с тем характерно для рассматриваемого времени. Проект Т. Гарнье не был осуществлен, за исключением отдельных сооружений — рынка для продажи скота (1913), больницы (1915), стадиона (1916) и некоторых других. Гарнье имел приверженность к греческой классике, но это увлечение, так же как и элементы модерна, мало ощутимо в его творчестве. Сильной его стороной является использование новых материалов, главным образом железобетона, которому он придает смелые очертания и пропорции.
Огюст Перре. Железобетон как материал увлекает и ОпостаПерре. В 1903 году им был построен в Париже первый целиком железобетонный жилой дом. Этот опыт был настоящим новаторством. Сооружения Перре конструктивно легки, логичны. Стремясь использовать в полной мере архитектурно-конструктивные возможности железобетона, Перре, по признанию одного исследователя, «сделал то же в области железобетонного строительства, что Анри Лабруст для железных конструкций». Творчество Перре оказало в дальнейшем определяющее влияние на французскую архитектуру. Стилистически произведения Перре, осуществленные до первой мировой войны, выполнены в формах позднего — конструктивного — модерна. В этом отношении особенно характерен театр Елисейских полей в Париже, построенный в 1913 году.
Хендрик Берлаге. Хендрик Берлаге являлся крупнейшим представителем голландской архитектуры периода до первой мировой войны. Главное его произведение — биржа в Амстердаме (1903), — построенная из кирпича, в местных традициях, логичностью и естественностью планировки и оборудования оказало огромное влияние на европейскую архитектуру. В целом амстердамская биржа представляет собой по характеру архитектуры сооружение, переходное от модерна к новым формам.
Австрийский архитектор Адольф Лоос — ученик О. Вагнера, пошел еще дальше своего учителя по пути борьбы с декоративизмом. В построенных им в Вене жилых домах ощущаются результаты настойчивой борьбы за простоту и целесообразность архитектуры.
Петер Беренс. Крупный немецкий архитектор Петер Беренс сосредоточил свое внимание на архитектуре промышленных сооружений, которые ранее вообще не рассматривались как объекты архитектурной деятельности. Беренс возглавил строительные работы крупного индустриального объединения АЭГ, для которого проектирует Турбинную фабрику в Берлине (1909), здание электростанции и другие сооружения. Беренс, подобно названным выше архитекторам, являлся представителем позднего модерна, хотя и допускал в своих произведениях некоторые особенности ранней стадии этого стиля. Архитектором было построено в Санкт-Петербурге в 1910 году бывшее здание Германского посольства на Исаакиевской площади. Классицистическое окружение этого здания повлияло на его облик. В решении фасадов, одетых красным гранитом, применены измененные в пропорциях, сильно стилизованные полуколонны.
Франк Ллойд Райт. Самым крупным архитектором Соединенных Штатов Америки первой половины 20 века был ученик и последователь Салливэна Франк Ллойд Райт. Провозгласив полный отказ от декоративных стилизаций, Райт мыслил архитектуру как объемно-пространственное искусство, развивающееся в трех измерениях. В то же время он призывал к установлению самой тесной связи с природой и к максимальному использованию в архитектурных композициях особенностей природного окружения. Порицая переуплотненность капиталистических городов и создание сверхвысоких зданий, Райт культивировал постройку загородных домов коттеджно-особнякового типа. Архитектура райтовских частных домов обобщается обычно понятием «стиль прерий».
В области конструктивной разработки зданий Ф.-Л. Райт основывался на принципах современного индустриального производства и широком использовании железобетона.
К числу наиболее известных произведений Райта раннего периода относятся здание компании «Ларкин» в Буффало (1901) и дом Мартин в Иллинойсе (1901). В них ощущается еще несомненная связь с архитектурными формами модерна, проступающими в ряде деталей внешнего и внутреннего убранства сооружений.
Стремясь к четкости и простоте архитектуры, Райт вместе с тем чрезмерно усложнял и мельчил объемное решение зданий. Горизонтально стелющиеся объемы особняков Райта кажутся несколько тяжелыми, излишне массивными. Это является результатом сознательной воли автора, преследовавшего цель «романтизации» архитектуры, установления полного созвучия между ней и окружающей природой.
«Города-сады» Э. Говарда. С конца 19 века пробуждается особый интерес к вопросам градостроительства. Причиной этого явились непреодолимые противоречия, Обнаружившиеся в процессе роста капиталистических городов. К указанному времени относится идея создания городов-садов, разработанная англичанином Э. Говардом в его книге «Завтрашний день» (1898). По мысли Говарда, строительство новых населенных мест следовало вести в форме городов-садов, в которых сочетались бы все положительные особенности и городов и сельских мест и в то же время были бы сняты их недостатки. Говард предложил создать город с населением в 32 тысячи человек и с территорией, равной примерно 400 гектарам. Этот город должен был быть окружен зеленым поясом, в пять раз превышающим размеры самого поселения и используемым для сельскохозяйственных целей. Планировка города-сада носила центричный характер — к большому саду, расположенному в центре города, сходились по радиусам бульвары. Озеленены должны были быть и кольцевые улицы. В центральной части города предполагалось сосредоточить общественные здания. Жилые дома представляли собой двухэтажные коттеджи; всего задумано было создать около 5500 домов.
Идея Говарда была частично осуществлена в 1903 году в виде опытного города Лечуорта, недалеко от Лондона. Однако в капиталистических условиях прогрессивные предложения, подобные «Городу-саду» Говарда и «Промышленному городу» Тони Гарнье, не могли получить должного распространения. Капитализм с характерным для него преобладанием частновладельческих интересов поставил непреодолимые препятствия на пути радикального решения градостроительных проблем.

<<< Архитектура Европейских Стран и Америки Конца 19 — Начала 20 Века. Общая характеристика. Стиль модерн.

Французское искусство конца 19 — начала 20 века. Живопись. >>>

История искусства >>>

Архитектура Европейских Стран и Америки Конца 19 — Начала 20 Века. Общая характеристика. Стиль модерн.

Попытки преодоления широко распространенного в архитектуре 19 века эклектизма, сковывавшего дальнейшее ее развитие, связаны с так называемым модерном — течением в архитектуре и искусстве, определившимся в самом конце 19 века. Модерн — «югендстиль» в Австрии и Германии, «ар нуво» во Франции — преследовал цель создания нового, современного стиля. Он получил большое распространение во всех европейских и заокеанских странах в 1890-х и 1900-х годах. Модернисты, понимая полную беспринципность, опустошенность и бесперспективность эклектического метода, боролись с ретроспективизмом и фальсификацией архитектуры прошлого.
Большое внимание было обращено на новые строительные материалы — металлы, железобетон, стекло, в облицовке — керамику, поливные изразцы, которые осмысливались эстетически. При определении планов и композиции сооружений стремились нарушить отжившие догмы и трафереты старой архитектуры. Архитекторы модерна предпочитали асимметрию в группировке объемов зданий и в расположении оконных и дверных проемов. Они придавали отдельным частям домов и декоративным деталям «обтекаемые» формы, вялые, неопределенные очертания.
В отделке нашли широкое распространение манерный абстрагированный орнамент, мотивы водорослей, стилизованных болотных растений, женских голов с распущенными волосами. Нередко декоративные мотивы модерна смешивались с сильно измененными формами «исторических» стилей.
Во многих случаях, как, например, в оформлении павильонов Парижской международной выставки 1900 года и в архитектуре построенных к открытию этой выставки Большого и Малого дворцов на проспекте Елисейских полей, было совершенно утрачено чувство меры; на фасадах этих зданий применены в изобилии вычурные произвольные и претенциозные архитектурно-орнаментальные украшения.
Крупнейшими представителями модерна были венские архитекторы Отто Вагнер (1841—1917) и Иозеф Ольбрих (1867—1908), бельгийский архитектор Ван-де-Вельде (1863—1957), американский — Луис Салливэн (1856—1924), английский — Чарльз Макинтош (1869—1928).
В работах этих мастеров проявилась двойственность модерна — с одной стороны, стремление к объемным рациональным архитектурным композициям, с другой — формализм и внешнее, поверхностное украшательство. В их творчестве обнаружилась вместе с тем общая тенденция модерна к переходу от сложных и надуманных форм к более простым и конструктивным. Архитекторы модерна с течением времени стали призывать не только к новаторству, но и к четкости и конструктивной оправданности решений.
Отто Вагнер. В творчестве О. Вагнера общая эволюция в развитии западноевропейской архитектуры сказалась особенно заметно. Ранние его работы были эклектичны и исполнялись в декоративных формах, но затем он обратился к поискам современных архитектурных средств. Книга «Современная архитектура», изданная О. Вагнером в 1895 году, в полной мере выражает его архитектурное кредо. Труд этот призывает к простоте и геометризации архитектурных объемов. В ряде своих работ, в частности в станции венского метрополитена «Карлсплатц», О. Вагнер наиболее полно выражает принципы модерна, в других же, например в жилом доме на улице Нейштифтгассе, строит архитектуру на простых геометрических формах и почти вовсе отказывается от орнаментации.
Характернейшим представителем модерна был также Иозеф Ольбрих. Построенные им Выставочное здание венского Сецессиона (1899) и Дом художников в Дармштадте являются типичными произведениями ранней декоративной стадии этого стиля.
Ван-де-Велъде. Бельгиец Ван-де-Вельде развивал и пропагандировал новый стиль — модерн преимущественно в области интерьера. Он исходил из правильного понимания огромного влияния на современную архитектуру и прикладное искусство машинного производства, но обнаружил в своих произведениях особую склонность к изогнутым «экспрессивным силовым линиям», якобы выявляющим работу современных конструкций. Наиболее известным его произведением является здание Фолькванг-музея с отделкой в формах «чистого» модерна.
Луис Салливэн. Луис Салливэн был ранним основоположником современной американской архитектуры. Салливэн, стоявший во главе так называемой «чикагской школы», вел борьбу с очень устойчивым в Соединенных Штатах эклектизмом, превращавшим небоскребы в башни и кампанилы средневековья, «украшавшим» их готическими и классицистическими деталями. Ранние произведения Салливэна исполнены в формах модерна, но мало-помалу архитектор вырабатывает более простую и четкую манеру, и на первый план в его сооружениях начинают выступать уже функциональная и конструктивная стороны архитектуры. Примером может служить универсальный магазин в Чикаго, построенный Салливэном в 1899 году.

<<< Архитектура Европейских Стран и Америки Конца 19 — Начала 20 Века. Общая характеристика.

Архитектура Европейских Стран и Америки Конца 19 — Начала 20 Века. Общая характеристика. Поздний модерн. >>>

История искусства >>>

Архитектура Европейских Стран и Америки Конца 19 — Начала 20 Века. Общая характеристика.

Несмотря на широкое распространение в архитектуре эклектизма, строительство последних десятилетий 19 века шло по пути дальнейшего технического прогресса.
Конструирование сооружений с активным использованием металлов облегчалось введением в строительную практику, начиная с 1840-х годов, сварочного железа.
После того как в 1856 году был изобретен бессемеровский способ производства стали, архитектура обогатилась еще более прочным, высококачественным материалом.
Уникальным произведением, отразившим успехи строительной техники в конце 19 века, явилась Эйфелева башня высотой 312 метров, построенная к Всемирной парижской выставке 1889 года по проекту инженера Густава Эйфеля. Сооружение это, созданное из изготовленных заранее стальных частей, оказало большое стимулирующее воздействие на дальнейшее развитие строительства и архитектуры.
К той же выставке 1889 года архитектором Дюбером и инженером Коттан-сэном была создана Галерея машин, образованная металлическими фермами плоских заостренных очертаний, начинающимися от земли. Пролет этих ферм был уникальным и равнялся 112,5 метра (галерея была разобрана в 1910 г.). По совершенству инженерного замысла галерея не имела себе равных.
Применение металлического каркаса сделало возможным строительство во второй половине века в Соединенных Штатах высотных зданий — небоскребов. Увеличение этажности зданий было вызвано в основном резким повышением в условиях капиталистической Америки стоимости участков земли в центральных частях крупных городов.
Наряду с металлом во второй половине 19 столетия появляются новые прогрессивные материалы — бетон и железобетон, оказавшие определяющее воздействие на все дальнейшее развитие мировой архитектуры.
Предпосылкой к появлению бетона и железобетона явилось изобретение в начале этого века нового крепчайшего вяжущего вещества — цемента. Он был изготовлен путем смешения тонко молотого известняка и глины, обжига смеси и последующего размола в порошок полученного клинкера.
Начальные попытки создать железобетонные конструкции связаны с именами Уилкинсона и Куанье, они относятся к 1850-м годам. Патент на изготовление первых изделий из железобетона был взят Жозефом Монье в 1867 году. Эту дату можно считать началом «железобетонной эры». Бетон представляет собой результат замешивания цементного раствора с так называемыми инертными материалами — песком, гравием, щебнем. Выдерживая большие сжимающие усилия, бетон вместе с тем хуже сопротивляется растяжению. Для того чтобы устранить этот недостаток, в него вводится так называемая арматура — расположенные в определенном порядке, на основании расчетных данных железные стержни и прутья. Это и превращает бетон в железобетон.
Обладая способностью нести громадные нагрузки, железобетон позволяет вместе с тем придавать ему самые различные формы — применять громадного пролета сводчато-купольные системы (при самых минимальных сечениях), делать сильно выступающие навесы, козырьки, намного уменьшать габариты опорных частей зданий — стен и столбов. Вместе с тем железобетон позволяет упростить и предельно стандартизировать процесс возведения сооружений.
Однако, несмотря на свои достоинства, железобетон стал внедряться в строительство не сразу — в основном лишь с 1890-х годов. В 1900-х годах случаи применения железобетонных конструкций для возведения зданий (главным образом промышленных) стали более многочисленными. Подлинный же размах строительство из железобетона приобрело лишь начиная с 1920-х годов.
Характерно, что первые здания, в которых был использован железобетон, сохраняли традиционную внешность. В архитектуре повторилось то, что имело место ранее с металлом, когда он начал применяться в строительстве. Новый материал воспринимали лишь как подсобное строительное средство, его не осмысливали эстетически. Активное воздействие на архитектурные формы железобетон начал оказывать лишь с 1900-х годов.

<<< Искусство Европейских Стран и Америки Конца 19 — Начала 20 Века.

Архитектура Европейских Стран и Америки Конца 19 — Начала 20 Века. Общая характеристика. Стиль модерн. >>>

История искусства >>>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *