Кто является архитектором спасской башни – Башни московского Кремля: Спасская, Кутафья, Тайницка, Троицкая, Никольская, Боровицкая, Набатная, Москворецкая, Водовзводная, Оружейная, Арсенальная, Царская, Сенатская, Петровская, Комендантская, Благовещенская

Содержание

Спасская башня — Википедия

Спа́сская ба́шня (Фро́ловская, Фло́ровская, Фролола́врская, Иерусали́мские воро́та[2][3]) — проездная башня Московского Кремля, выходящая на Красную площадь. Построена в 1491 году архитектором Пьетро Солари[4][5]. В 1624—1625 годах (по другим данным — в 1626 году[6]) английский архитектор Христофор Галовей надстроил башню многоярусным верхом в готическом стиле[7][8]. В 1937 году на сооружение поместили навершие в виде рубиновой звезды[9].

Первоначальное название башни — Фроловская, или Фрололаврская, — происходит от церкви Фрола и Лавра на Мясницкой, куда вела дорога из Кремля через эти ворота. Во времена правления Ивана III городская застройка подходила вплотную к крепостным стенам. Она являлась причиной распространения пожаров и препятствовала свободному въезду в Кремль. По распоряжению царя храмы и дома в радиусе 10 саженей от крепости разобрали, в этот же период ликвидировали храм Фрола и Лавра

[10][11]. Некоторое время ворота именовали Иерусалимскими по церкви Входа Господня в Иерусалим. Но указ царя Алексея Михайловича от 17 мая 1658 года закрепил официальное название — Спасские[12]. Оно было связано с иконами Спаса Смоленского и Спаса Нерукотворного, написанными с внешней и внутренней стороны ворот. Кроме того, до конца XVIII века у Москворецких ворот располагалась церковь Спаса Смоленского — памятник взятия Смоленска[13]. Позднее по воротам стали именовать и саму башню[14].

Спасская башня и Алевизов ров в XVII веке

Строительство[править | править код]

В правление Дмитрия Донского в восточной части крепости располагалась белокаменная Фроловская башня с железными воротами

[15]. При ремонте 1464—1466 годов архитектор Василий Ермолин украсил стены сооружения рельефами с изображением святых Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского[16][7]. Тем не менее земляные работы вокруг башни не проводили, поэтому устройство несущих конструкций доподлинно неизвестно[17]. Во время московского пожара 1488 года сгорели деревянные настилы трёх ярусов боя башни и пушечная изба поблизости[18][19].

В период правления Ивана III приступили к масштабной реконструкции крепости, возведение её восточной части начали со строительства новой Фроловской башни. Летописные свидетельства подтверждают, что её построили на месте старой башни или в непосредственной близости от неё[17][20]. Работами руководил архитектор Пьетро Солари, об этом свидетельствуют белокаменные плиты с памятными надписями, установленные над въездными воротами башни. С внешней стороны надпись сделана на латинском языке, с внутренней — на славянском:

В лето 6999 [1491 год] июля божией милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимерского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государств его, а делал Пётр Антоний Солярио от града Медиолана[21].

Оригинальный текст (ст.-слав.)

В ЛѢТО • ҂Ѕ҃ЦЧѲ • І҆Ꙋ́ЛІА • БОЖЬЕЮ МИЛОСТИЮ҃ • СДѢЛАНА БЫⷭ҇ СЇА СТРѢЛНИЦА ПОВЕЛѢНЇЕМЪ II І҆Ѡ҃АННА ВАСІЛЬЕВІЧА ГДⷭ҇РА И҆̀ САМОДРЪЖЦА ВСЕѦ РꙊСИИ И • ВЕЛИКОГО КНЅ҃Ѧ ВОЛО//ДИМЕРЬСКОГО • И МОСКОВСКОГО • И НОВОГОРОДСКОГО • И ПСКОВСКОГО. И ТВЕРЪСКОГО • И ЮГ//ОРСКОГО • И҆ ВАТСКАГО • И ПЕРМЬСКОГО • И БОЛГАРСКОГО • И ИНЫⷯ В̾ Л҃-Е ЛѢ<Т>О ГДР//ЬСТВА ЕГО А • ДѢЛАЛ ПЕТРЪ АНТОНІС • Ѿ ГРАДА МЕДІѠЛАНА[22][23].

Строительство завершилось в 1491 году. Основание сооружения представляло собой четырёхгранник с проездной аркой, прикрытой с внешней стороны отводной стрельницей и двумя боковыми бастионами. Стрельница — кирпичная пристройка с аркой в нижней части — использовалась для защиты проездных ворот

[20]. При необходимости проход перекрывали железными решётками — герсами, и неприятель оказывался запертым внутри. Стрельница была открыта сверху, что позволяло обстреливать врага с галереи второго этажа. Для этого наверху располагались зубцы с бойницами[24]. Такая система защиты характерна для военной архитектуры конца XV века и была устроена на всех проездных башнях Кремля[25]. Фроловская башня считалась главной среди кремлёвских фортификационных сооружений, её венчал деревянный шатровый купол, под которым разместили часовой и набатный колокола[5][26][27]. Железные затворы Фроловских ворот с двух сторон расписали «по золоту цветами»[28]. Для безопасного передвижения воинов в толщине крепостных стен проложили проходы. Галерею, связывавшую Фроловскую и Набатную башни, позднее заложили каменными ядрами
[29]
.

В правление Василия III между Москвой-рекой и Неглинной вдоль стен крепости проложили Алевизов ров[30][31][32]. От Фроловских ворот через водоток перекинули деревянный подъёмный мост. Вскоре из-за оживлённого движения его заменили арочным каменным и стали именовать Спасским[33][34]. На мосту регулярно выставляли лубочные картинки, на подходах стояли нищие, калеки и слепые[35][36].

XVII век[править | править код]

Древо государства Московского с изображением башен Кремля, 1668 год

К концу XVI века башню венчал деревянный верх с двуглавым орлом[37], сведения о гербовом навершии с основанием в виде шара относятся также к 1611 году[6]. Декор регулярно меняли и описания наиболее ранних моделей не сохранились[38].

В 1624—1625 годах (по другим данным — в 1626 году[6]

) английский архитектор Христофор Галовей возвёл над башней многоярусный верх в готическом стиле[7][8]. В работах участвовал русский мастер Бажен Огурцов, который завершил мерлоны боевой площадки прямым карнизом с циркульными арками. В нишах аркатурного пояса установили белокаменные статуи в стиле маньеризма — «болваны». Над нижним четвёриком возвышался двухэтажный прямоугольный объём, декорированный белокаменными деталями, часами и колонками по углам[39][40]. Завершалась башня восьмигранным ярусом с открытыми арочными звонами, увенчанными кирпичным шатром с черепичным покрытием. Композиционное решение сооружения было сходно с Брюссельской ратушей[41][42].

По распоряжению царя Михаила Фёдоровича нагие статуи на башне прикрыли специально сшитыми суконными однорядками[43]. Однако в 1628 году фигуры сильно обгорели при пожаре и были демонтированы[44]. По другим данным, они пострадали от огня только в 1654 году вместе с шатровой надстройкой и часами Фроловской башни. Архиепископ Павел Алеппский сообщал, что вернувшийся из Смоленского похода царь Алексей Михайлович «пролил обильные слёзы» по этому поводу. Вскоре и башню, и часы исправили

[20][45].

В 1658 году по указу царя Фроловские ворота переименовали в Спасские, позднее так стали именовать и башню[14][43][12]. Согласно «Описи порух и ветхостей» 1667 года, башня и близлежащая стена находились в неудовлетворительном состоянии:

На Спасской башне вверху, где стоит боевой часовой колокол у двух каменных столбов кирпича по три вывалилось <…> у крылец подпоры каменные жъ многие и перильца выпадали, а иные трясутца <…> да в той же башне от набату и от Монастырского Приказу углы отсели, кровли худы и обвалилися <…> и в ненастье бывает теча <…> От нижнего окна посторонь киота башня разселась вдоль к верху[46].

Вскоре разрушения устранили. Чтобы подчеркнуть красоту Спасской башни, Никольскую на некоторое время оставили без высокого шатра[47].

В 1668 году часть Кремлёвской стены со Спасской башней была запечатлена на иконе Симона Ушакова «Древо государства Российского». На образе видно, что на тот момент крепость имела красную расцветку[48][49]. Впервые о побелке Кремля в письменных свидетельствах упоминается в 1680 году, при этом в докладных записках подтверждалось, что до того момента Спасские ворота имели кирпичный цвет[50]. Сооружение украшала поливная зелёная черепица, оттенок достигали благодаря использованию свинцовой глазури и медной окалины[51].

XVIII век[править | править код]

«Спасские ворота и Вознесенский монастырь в Кремле», работа Фёдора Алексеева и его учеников, 1800-е годы Спасская башня, 1883 год

В начале XVIII века по указу Петра I крепостные сооружения Москвы подробно описали и обмерили[52]. Опасаясь нападения шведских войск, царь распорядился укрепить Кремль: «у Никольских и Спасских ворот сделать редан; Спасские ворота сделать так же, а ворота зарубить с землёю на 15 футов, за рвом сделать контр-шкарф»[53]. Рядом со Спасской башней установили укрепления из брёвен, у её задней стены возвели каменную гауптвахту с галереей на каменных столбах[28][54].

В правление Петра I именно возле Спасских ворот брали пошлину за бороды[55]. Когда императорский двор переехал в Санкт-Петербург, кремлёвские сооружения начали постепенно приходить в упадок[56]. Спасская башня сильно пострадала во время Троицкого пожара: выгорели деревянные затворы и кровля, створчатые ворота и перекрытия. Из-за повреждений обрушились колокола, пробив башенные своды

[57]. По распоряжению Елизаветы Петровны строение вскоре восстановили[58].

XIX век[править | править код]

В начале царствования Александра I Спасские ворота реконструировали, у проходов сооружения установили портал с коринфскими колоннами и две каменные часовни. Были демонтированы герсовые решётки и обветшавшие петровские бастионы, засыпан Алевизов ров и разобран Спасский мост[59][60]. На тот момент у башни располагались караульная и дом часовщика[61].

Во время оккупации Москвы 1812 года по распоряжению Наполеона Кремль подготовили к возможной обороне. Спасские ворота завалили землёй и брёвнами. Когда французские войска покидали город, они планировали подорвать крепость. Но башню успели разминировать и она не пострадала[62][63].

Спасская башня считалась главным проездным сооружением крепости, поэтому ворота регулярно подновляли: заделывали трещины, обновляли штукатурку, заменяли прогнившие детали

[64]. В 1820-х годах и десятилетием позднее сооружение ремонтировали по проекту архитектора Ивана Мироновского. В 1831 году были полностью заменены дубовые ставни ворот, через два года для них изготовили специальные ключи с вензелем Николая I. Их выполнил механик Спасских курантов В. Я. Лебедев. Они хранились у московского коменданта, в 1887 году их передали на хранение в Оружейную палату[65]. Из-за статуса башни её обильно украшали гирляндами и иллюминацией к коронациям императоров[66].

В 1861 году началась масштабная реконструкция кремлёвских строений, во время которой обновили облицовку стен, килевидные арки звонов и аркатурных поясов, восстановили осыпавшиеся зубцы и участки стен отводной стрельницы. Через год художник Жан Батист Артари восстановил образы над воротами, росписи стен и сводов по сохранившимся фрагментам[67][68]. В 1866—1868 годах провели капитальный ремонт, во время которого демонтировали портал и скатную кровлю. Часовни, возведённые по проекту Осипа Бове перед въездом в ворота, заменили двумя новыми с шатровыми покрытиями и миниатюрными главками наверху[69][70].

XX и XXI века[править | править код]

Во время вооружённого восстания 1917 года Спасские ворота, часовни и часы сильно пострадали от артиллерийского обстрела[71][72]. Позднее башню реконструировали под руководством архитектора Николая Марковникова[73]. Часовни восстановили к 1921 году под руководством И. Е. Бондаренко, И. В. Пыльского и А. А. Латкова[74]. Однако уже в 1925 году их разобрали[69].

Во время Второй мировой войны кремлёвские сооружения замаскировали, чтобы предотвратить бомбардировку крепости. Рубиновую звезду на Спасской башне погасили и закрыли деревянными щитами. Для ориентации водителей в ночное время суток на ворота нанесли белые полосы. Несмотря на меры предосторожности, очертания крепости хорошо читались по соседним улицам[75]. Во время бомбардировок Кремля в марте 1942 года одна из бомб взорвалась между Спасской и Набатной башнями, но они пострадали незначительно[76][77]. В апреле 1945 года маскировку демонтировали. При послевоенной реконструкции для шатра Спасской башни изготовили медную кровлю, напоминающую по форме черепицу[78]. По другим данным, новое покрытие кровли установили только через двадцать лет во время следующей реставрации[79].

В 1973 году в кремлёвских сооружениях провели комплексные капитальные работы. Авторами проекта выступали архитекторы А. В. Воробьёв и А. И. Хамцов, по проекту которых восстановили белокаменный декор и обновили ветхие элементы. Стены и своды сооружения имели трещины, поэтому их укрепили стальными стяжками и железобетонными конструкциями[80][81][82]. До 1990-х годов по ночам специальными внешними рефлекторами освещали только Спасскую и Никольскую башни. Позднее подобное оборудование установили и возле других крепостных сооружений[83].

В 2014—2015 годах был проведён капитальный ремонт Спасской башни. Во время работ обновили стёкла звезды, восстановили циферблаты курантов, провели консервацию кладки и белокаменных элементов. При новогодних торжествах на закрытое лесами сооружение проецировали изображение часов и башни[84][85][86].

Описание[править | править код]

Декор верхних ярусов Спасской башни, 2005 год

Историк С. П. Бартенев указывает следующие габариты Спасской башни: высота — 34 сажени, периметр основания — 29 сажени, высота нижней части — 14 саженей, высота верхней — 20 саженей, число этажей — 10[87]. Конструкция сложена из тяжеловесного кирпича, вес каждого из которых достигает восьми килограммов. Для цоколя и архитектурного декора использовали лекальный кирпич. Двойные стены сооружения скреплены каменными упорами и оборудованы проходными галереями, каменными и деревянными лестницами[20][88].

Внизу Спасская башня представлена удлинённым параллелепипедом. В верхней части каждой из его сторон расположены семь полуциркульных оконных рам, выделенных белокаменным поясом. У самой вершины объёма — полузаложенные удлинённые окна. Со стороны Красной площади и Кремля фасады декорированы готическими фронтонами, опирающимися на дорические колонны. Со всех сторон четырёхгранный объём увенчан рядом арок, украшенных белокаменными башенками, резными столбиками, колоннами и щипцами. Они обрамлены зубчиками и перехвачены поясом маленьких раковин и розеток, а также оформлены скульптурами мифологических львов и медведей, держащих флагштоки в виде шаров[89]. Углы четвёрика акцентированы белокаменными пирамидами с позолоченными флюгерами[20].

Верхняя часть башни представлена четвёриком с часами, над которым возвышается восьмигранный объём, украшенный арками, колоннами и балюстрадами. Они завершаются восьмигранной крышей с пролётами готической формы, разделёнными двойными колонками[90][18].

Отводная стрельница сохранила архитектурные формы XV века и представлена прямоугольником, который уже нижнего объёма башни. Конструкция не имеет крыши и в верхней части по периметру оформлена рядом зубцов. Углы декорированы лопатками с пьедесталами[90]. С внешней стороны Спасских ворот размещена копия повреждённой таблички на латыни. Когда демонтировали оригинал неизвестно, он хранится в фондах Музеев Кремля и содержит следующую надпись[91]:

IOANNES VASILII DEI GRATIA MAGNUS DUX VOLODIMERIAE, MOSCOVIAE, NOVOGARDIAE, TFERIAE, PLESCOVIAE, VETICIAE, ONGARIAE, PERMIAE, BUOLGARIAE ET ALIAS TOTIUSQ(UE) RAXIE D(OMI)NUS, A(N)NO 30 IMPERII SUI HAS TURRES CO(N)DERE F(ECIT) ET STATUIT PETRUS ANTONIUS SOLARIUS MEDIOLANENSIS A(N)NO N(ATIVIT) A-(TIS) D(OM)INI 1491 K(ALENDIS) M(ARTIIS) I(USSIT)P(ONE-RE)[90][3]

Куранты[править | править код]

Куранты Спасской башни, 2012 год

Циферблаты Спасских курантов выходят на четыре стороны. Диаметр каждого из них составляет 6,12 метра, высота римских цифр — 0,72 метра. Длина часовой стрелки — 2,97 метра, минутной — 3,27 метра. Обод, цифры и стрелки механизма позолочены, а общая масса конструкции достигает 25 тонн. Для четвертичного боя в механизме используются молотки. Они соединены с десятью колоколами, масса каждого из которых превышает триста килограммов. Также установлен один часовой колокол, массой более двух тонн. Механизм занимает десятый ярус башни[92][93].

По одной из версий, часы на Фроловской башне появились сразу после строительства сооружения в 1491 году. Но о первых часовщиках летописи упоминают лишь в XVI веке, и ряд исследователей полагает, что механизм был установлен в этот же период[6][14]. Часы располагались только на Спасской башне и служили для указания времени церковного благовеста всему городу. По указу Петра I в 1705 году Спасские часы переделали на «немецкий лад» с двенадцатичасовым циферблатом[61][14][94]. В 1851—1852 годах братья Николай и Иван Бутенопы изготовили новые куранты, использовав некоторые запчасти[прояснить] старого механизма. Часы занимали с восьмого по десятый ярусы башни. В шесть и двенадцать часов они исполняли марш Преображенского полка, в три и девять — гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» композитора Дмитрия Бортнянского[95]. После ремонта 1918 года в двенадцать часов куранты стали исполнять «Интернационал», а в полночь — «Вы жертвою пали…». Бой часов ежедневно передавали по радио[96]. С 1938 года механизм перестал играть мелодии и только отбивал часы и четверти. К инаугурации Бориса Ельцина в 1996 году куранты обновили, чтобы они могли исполнять в двенадцать и шесть часов «Патриотическую песнь», в три и девять — мелодию «Славься» из оперы «Жизнь за царя» композитора Михаила Глинки. После реставрации 1999 года они стали исполнять вместо «Патриотической песни» гимн России, официально утверждённый в 2000 году[97][98][99].

Звезда[править | править код]

С XVI века Спасскую башню венчал золочёный двуглавый орёл. Предположительно, первый вариант выполнили из дерева, но его описание не сохранилось. К концу XIX века навершия были изготовлены из позолоченной меди[18][100]. Последнего орла установили на Спасской башне в 1912 году[37][101]. В преддверии восемнадцатого Дня Октябрьской революции навершие Спасской башни решили заменить на пятиконечную звезду с серпом и молотом. Её выполнили по эскизам художника Фёдора Федоровского и украсили уральскими самоцветами. Центр навершия декорировали гербом страны, выложенным из полудрагоценных камней, от него расходились позолоченные лучи к вершинам. Изделия на Никольских и Спасских воротах стали самыми большими из всех: расстояние между их лучами составляло 4,5 метра, а масса каждой достигала одной тонны[102][103]. В мае 1937 года декор Спасской башни решили заменить светящимся рубиновым аналогом. Старую звезду с самоцветами позднее установили на шпиль Северного речного вокзала. Новое навершие имело конструкцию сходную с флюгером и могло вращаться, размах его лучей составил 3,75 метра. Звезду подсвечивают автономные лампы мощностью 5 киловатт каждая[104][9][105].

После распада Советского Союза общественные деятели неоднократно высказывали предложения восстановить навершия в виде двуглавых орлов. Эту инициативу поддерживают Русская православная церковь, общественные движения «Народный собор», «Возвращение» и другие. В сентябре 2010 года участники фонда «Возвращение» обратились к президенту России с просьбой заменить пятиконечную звезду Спасской башни двуглавым орлом[106][107]. Похожие предложения поступали во время масштабной реконструкции башни в 2014 году. Это вызвало общественный резонанс и беспокойство представителей партии КПРФ. Однако комендант Кремля Сергей Хлебников заверил, что планировалась только замена ламп на энергосберегающие, а не демонтаж звезды[108]. К февралю 2015 года обновили системы подсветки и поворотного крепления конструкции[109].

Реконструкция Спасской башни, 1912 год

Фроловские ворота являлись главным проездным сооружением Кремля и почитались как святые. Через них запрещалось въезжать верхом, проходящие мужчины снимали шляпы перед образом Спасителя на внешней стороне сооружения[20]. В народе существовало поверье, что латинская надпись над воротами сулила проклятие тем, кто пройдёт в головном уборе. Рядом с башней проводили церковные обряды по освящению воды, что подтверждает культовый статус сооружения[110]. Историк Алексей Малиновский полагал, что эта традиция родилась в правление царя Михаила Фёдоровича. К башне примыкали келии Воскресенского монастыря, где проживала мать государя инокиня Марфа Иоанновна. Вероятно, дежурившая у ворот стрелецкая стража требовала от простолюдин снимать головные уборы перед покоями монахини. Традиция прижилась, и в 1648 году её официально закрепили указом царя Алексея Михайловича[111][112][61]. Ослушавшийся распоряжения должен был сделать пятьдесят земных поклонов[113]. Историк Иван Снегирёв сообщает о поверии, согласно которому во время вступления войск Наполеона в Кремль сильный порыв ветра сорвал треуголку императора[35]. Путешественник Хуан Валера описал обычай[114][115]:

«…проходя под ними, все обязаны обнажать головы и кланяться, причём от обязанности воздавать такие почести никоим образом не освобождены ни иностранцы, ни те, кто исповедуют иную, а не православную веру.»

Ворота являлись парадным въездом в Кремль для военных полков и иностранных посланников. Так, после взятия Казани Иван IV торжественно въехал в крепость через Фроловскую стрельницу. Этим маршрутом Кремль покинула Марина Мнишек, жена Лжедмитрия I. У ворот дежурили Стрелецкий и Опасный караулы, поблизости размещались дворы Прибылого караула, сопровождавшего членов царской семьи в поездках[116]. Перед коронацией все правители России, начиная с Михаила Фёдоровича, торжественно вступали на территорию крепости через Спасскую башню. Так же проходили все крестные ходы, в Вербное воскресенье дорогу устилали красным сукном и украшали вербами. У Спасских ворот встречали чудотворные иконы, привезённые с разных концов страны[117]. Рядом с воротами издавна стоял ящик для челобитных государю, который убрали по указу Петра I[113]. В дальнейшем сооружение сохранило свой статус. В XX веке через Спасскую башню выезжал командующий Вооружёнными силами принимать военные парады на Красной площади, так же проходила смена почётного караула у Мавзолея Ленина[118].

К празднованию четырёхсотлетия города Орла в 1966 году над входом в главный вокзал установили копию Спасской башни, выполненную из фанеры[119]. В честь Спасской башни назвали международный военно-музыкальный фестиваль, проходящий ежегодно на Красной площади[120][121]. В 2007 году точная копия Спасской башни высотой 55 метров была установлена в Йошкар-Оле, она получила название Благовещенская[122]. Уменьшенная копия башни установлена в одном из жилых дворов на улице Академика Анохина[123].

» Фреска Спас Смоленский, 1865 год Реставрация Спаса Смоленского, 2010 год Церемония открытия надвратной иконы Спасской башни Кремля, 2010 год » Восстановленный образ Спаса Смоленского, 2010 год

Происхождение[править | править код]

Точная дата создания икон над воротами Фроловской башни неизвестна. Предположительно, они относятся ко времени окончания Русско-литовской войны 1512—1522 годов[124][125]. Согласно Степенной книге, во время нашествия хана Махмет-Гирея в 1521 году одна из престарелых инокинь Вознесенского монастыря молилась о спасении столицы[126]. При одном из молебнов монахине привиделось, что через Фроловские ворота из Кремля «под звон колоколов» выходит крестный ход со множеством священников, дьяконов и причетников. За ними шли епископы, среди кото

История Спасской башни Московского Кремля. Справка

Старые названия строго запрещались. И только Боровицкая башня, которую было велено именовать Предтеченской, несмотря ни на какие запреты до наших дней дошла как Боровицкая, то есть построенная на месте небольшого бора или сосновой рощи   «боровицы».

Ворота Спасской башни были главным парадным въездом в Кремль, считались святыми и особенно почитались в народе: мужчины должны были проходить в них с непокрытой головой, а проезжать через Спасские ворота верхом запрещалось. Отсюда уходили на битву полки, здесь встречали царей и  иностранных послов.

При постройке башня имела четырехгранную форму и была приблизительно вдвое ниже, чем ныне.

С 1625 года кремлевские башни начали надстраивать. Первой была надстроена главная башня Кремля   Фроловская. Русский архитектор Бажен Огурцов и английский мастер Христофор Галовей возвели над башней многоярусный верх, заканчивающийся каменным шатром.

В середине XVII веке на вершине шатра водрузили герб Российской империи   двуглавого орла. Позже подобные гербы были  установлены на самых высоких башнях   Никольской, Троицкой и Боровицкой.

Ныне Спасская башня имеет 10 этажей. Ее высота до рубиновой звезды   67,3 метра, со звездой   71 метр. Звезда на Спасской башне впервые была установлена в 1935 году, в 1937 году ее сменила новая, имеющая размах крыльев 3,75 м.

Первые часы на Спасской башне были установлены  в 1491 году. В 1625 году их сменили новые часы, изготовленные англичанином Христофором  Галовеем, русскими кузнецами Жданом  с сыном и внуком, литейщиком Кириллом Самойловым.  В 1707 году они были заменены голландскими курантами с музыкой. В 1763 году часы вновь заменили. Всем известные ныне Кремлевские куранты были смонтированы в 1851 1852 годах братьями Бутеноп.

В 1920 году при ремонте Спасской башни музыкант М.Черемных и слесарь Н.Беренс, починив часы, подобрали на курантах мелодию Интернационала. За время своего существования куранты неоднократно реставрировались. Последняя, самая серьезная реставрация была проведена в 1974 году.

Все справки>>

Спасская башня Московского Кремля и ее знаменитые куранты: история и особенности

Воплощением многовековой силы и торжества Российского государства является Спасская башня Московского Кремля.

Из истории башни и Кремля

Спасская башня, выходящая на Красную площадь, входит в архитектурный ансамбль 20 башен Московского Кремля.

В конце 15 века Москва становится столицей русского централизованного государства. Государь Иван Третий, желая сделать Кремль достойной резиденцией, приглашает в Москву лучших русских и иностранных зодчих. Они начинают строительство новых укреплений.

Тогда-то и поднялись краснокирпичные кремлевские стены протяженностью 2236 метров. Мощные крепостные стены соединили 20 высоких башен. Их возводили там, где к Кремлю подходили важные стратегические дороги.

Дореволюционное фото Кремля

Для защиты Кремля с северо-восточной стороны по проекту итальянского архитектора Пьетро Солари была возведена десятиэтажная Спасская башня. Известна точная дата завершения строительства – 1494 год.

Поначалу башня именовалась Фроловской из-за соседства церкви Фрола и Лавра. 350 лет назад по высочайшему повелению царя Алексея Михайловича о переименовании всех кремлевских башен она стала Спасской по изображению лика Спаса, расположенного над проездными воротами.

Архитектура в истории башни

Строение очень интересно по своей конструкции. Исстари она считалась главной башней Кремля, свидетельство тому – ее устройство. Она имеет пять боевых ярусов. Между ними проложена лестница, спрятанная между двойными стенами.

Наружная отделка из красного обожженного кирпича. Полы, своды и лестницы – из белого известняка. На верхних площадках бойницы. Два каменных бастиона не сохранились до наших дней. Толщина оборонительных стен достигает 5 метров.

Это проездная башня. Ее ворота закрывались крепкими дубовыми полотнищами. С наружной стороны были пристроены башенки – стрельницы, проезды в которые защищались специальными спускающимися решетками – герсами.

Вид на Спасскую башню

В 17 веке сделали новые надстройки. Над башней соорудили шатер, который позднее снабдили гербом России – двуглавым орлом. Такой чести была удостоена только Спасская башня. На ней же издревле были башенные часы.

Конструкция украшена декоративными башенками, пирамидками, фигурками зверей, кружевами из белого камня. Вправо и влево уходят кирпичные стены огромной для того времени высоты.

У подножия начинался огромный 50 м длины и около 10 м ширины мост. Он был перекинут через внушительный ров, стены которого выложены белым камнем, а глубина достигала 22 метров. Этот огромный ров служил не только для обороны, но и преграждал путь огню во время губительных московских пожаров.

За рвом в 50 м от стен Кремля начиналась граница Красной площади. Высота башни 71 метр, периметр основания 61,8 метра.

Спасские ворота

Во все времена главными в Кремле считались ворота Спасской башни. Белокаменные доски, установленные над ними, на русском и латинском языках извещают о дате строительства. Исстари ворота считались святыми и особо почитались в народе.

Они были главным парадным въездом в Кремль, без повелений и указов каждый проезжающий мимо на лошади спешивался и в знак уважения скидывал шапку. Тех, кто нарушал это правило, народ заставлял класть 50 поклонов перед надвратной иконой.

Спасские ворота

Интересно, что эту традиции возвел в ранг закона своим указом царь Алексей Михайлович в 1648 году. Через ворота Спасской башни торжественно отправлялись полки в военные походы, через них въезжали в Кремль российские самодержцы, шли крестные ходы, выносили иконы и святые мощи.

Здесь же в Вербное воскресение проходило шествие «на осляти»: патриарх, подобно Христу, проезжал на ослике, ведомом под уздцы самим государем. Затем патриарх поднимался на гульбище Спасской башни, святил воду и кропил ею крепостные стены.

Все иностранные послы проходили возле святыни во время их торжественной встречи в Кремле.

Спасские ворота были ключевыми в обороне Кремля. Здесь на предмостках стояли орудийные батареи. Для защиты этого направления была изготовлена и поставлена при входе знаменитая Царь-пушка. Отлитая из бронзы, с весом ствола орудия 40 тонн и длиной ствола 5 метров, она своим видом приводила в смятение неприятеля.

Лобное место

Прямо в створе ворот Спасской башни видно Лобное, или Царево, место.
Это внушительный округлый постамент, наверх к которому ведут 12 каменных ступеней. Здесь прилюдно оглашали важнейшие указы, сюда царь и патриарх выходили для общения с народом. Именно на этом месте просил прощения за свои прегрешения и всенародно каялся Иван Грозный.

Лобное место

Петр Первый тоже на этом месте во время Стрелецкого бунта самолично отрубил головы пятерым мятежникам. Здесь же проходили молебны и церковные праздники. В новом тысячелетии возобновилась традиция крестных ходов к Лобному месту.

Спасские куранты

На башне установлены знаменитые часы – куранты. Дебют часов состоялся спустя год после возведения. Первые часы с музыкальным механизмом смонтированы в 16 веке. С тех пор они несколько раз видоизменялись. Мелодии тоже были разные.

Главным создателем часов с боем является английский механик Аристарх Галовей. Механизм показывал на удивление точное время, работал без сбоев и даже исполнял музыкальные мелодии. Время отображалось при помощи цифр, стрелок тогда еще не было. Эти часы прослужили недолго, они пострадали во время пожара.

Спасские куранты

В 1705 году Петр Первый распорядился установить на башне голландские часы с немецким циферблатом. По воле руководящего работами мастера Фатца куранты были настроены играть немецкую песенку.

За всю историю кремлевских курантов это единственный период, когда они играли иностранную музыку. К 1852 году износ часов достиг критического уровня. В этом же году создание важнейшего часового механизма Кремля было доверено московским купцам братьям Бутенопам.

С задачей они справились блестяще, Используя часть старого механизма и применяя современные достижения, мастера изготовили новые куранты, которые украшают Спасскую башню по сей день.

Это единственные полностью механические часы в мире и самые древние в Европе. Чугунный литой корпус и механические детали из стойких сплавов помогают переносить колебание температур в течение года.

Игральный вал обеспечивал мелодичный перезвон. До революции 1917 года они исполняли «Марш Преображенского полка» утром и «Коль славен наш Господь…» вечером. Во время штурма Кремля большевиками часы были повреждены. Восстановленные по указанию Ленина, до 1938 года исполняли революционные гимны – «Интернационал» и «Вы жертвою пали». В последующие годы звучал только перезвон по часам и четвертям.

Циферблаты кремлевских курантов выходят на четыре стороны. Диаметр каждого из них 6,12 метра. Устройство весом 25 тонн и длиной стрелки почти 3 метра заняло три этажа. На звоннице Спасской башни 11 колоколов, у каждого из которых своя нота звучания.

Циферблаты кремлевсих часов

Главный колокол озвучивает время каждый час и весит 2160 кг. Вес маятника 32 кг. Каждые 15 минут – перезвон 9 колоколов. Бой часов производит молоток, соединенный с колоколом. Часы заводят с помощью электромоторов.

В 1999 году после крупной реставрации были позолочены стрелки и цифры часов. С января 2001 года Кремлевские куранты на Спасской башне в 00:00, 06:00, 12:00, 18:00 вызванивают строку из Гимна России.

Новый год приходит в полночь 31 декабря с началом перезвона колоколов за 20 секунд до первого удара главного тяжелого колокола.

Колокола Спасской башни

Десятки лет часы показывают правильное время. Для этого куранты связали подземным кабелем с контрольными часами института имени Штернберга.

Звезды Спасской башни

До 1935 года башню венчал золоченый двуглавый орел, который был демонтирован. На его месте установили пятиконечную звезду из нержавеющей стали и красной меди. В центре звезды уральскими самоцветами был выложен серп и молот, покрытый золотом.

Звезда Спасской башни

Такие же звезды водрузили еще на 4 наиболее значимые башни. Однако они очень быстро потускнели, да и выглядели в общем архитектурном ансамбле Кремля громоздко и неуклюже.

2 ноября 1937 года их заменили. С тех пор светящаяся рубиновая звезда сияет на вершине башни. Размах лучей – 3,75 м, вес – около тонны. Вращающаяся звезда в виде многогранной пирамиды с подсветкой изнутри состоит из двух слоев стекла. Внутренний слой – из стекла молочного цвета, наружный – из рубинового. Внутри автономные лампы с вентиляционной системой для предохранения их от перегрева.

С распадом Советского Союза появились призывы к восстановлению двуглавого орла над Спасской башней Кремля. Официальных заявлений на этот счет со стороны власти нет.

Внутри башни нет ничего интересного

Современная жизнь Спасской башни

Шли века…Крепость постепенно теряла свое оборонительное значение и становилась центром политической, экономической, культурной, духовной жизни Российского государства. Интересна и современная жизнь башни.

Вид на современный Кремль

С нижней площадки уже многие десятилетия проводятся фото-, кино-, видеосъемки всех массовых мероприятий, проходящих на Красной площади. С верхнего гульбища открывается прекрасный вид на постройки Кремля и Замоскворечье, непрерывная цепь крепостных стен, башен и монастырей московского Кремля.

В общественном сознании московский Кремль со Спасской Московского Кремля башней стал символом всей России. Часы на Спасской башне отсчитывают ход истории нашей страны.

Вид на современный Кремль Загрузка…

Ещё интересные сооружения

Спасская башня Московского Кремля

Спасская башня (до 1658 — Фроловская) — наиболее известная из 20 башен Московского Кремля, выходит на Красную площадь вблизи Лобного места и Покровского собора. Шатёр башни украшают часы-куранты, сделавшие Спасскую башню собирательным символом Кремля и Москвы в целом.

 

Башня была построена в 1491 году по проекту миланского архитектора Пьетро Антонио Солари, впоследствии надстроена английским архитектором Христофором Галовеем совместно с русским мастером Баженом Огурцовым. Изначально возведена из красного кирпича, в разные годы белилась или оставалась красной в зависимости от эстетических предпочтений.

 

Форма основания башни — четверик, который венчает многоярусное шатровое завершение с часами-курантами и богатым декоративным оформлением. Верхняя часть четверика украшена кружевным арочным поясом с башенками по углам и фигурами фантастических зверей, также в резном оформлении пояса можно обнаружить изображения цветов и ракушек, а над курантами — фигуры павлинов. Выше курантов расположена звонница, венчает башню шатёр с красной звездой на вершине.

 

Общая высота Спасской башни со звездой составляет 71 метр. К башне примыкает массивная отводная стрельница с проездными воротами.

 

 

История Спасской башни


В период правления Ивана III в Москве началась радикальная перестройка Кремля, в ходе которой в 1485-1495 годах взамен старых белокаменных стен и башен были возведены новые — из обожжённого кирпича. Строительство Спасской башни по проекту итальянского архитектора Пьетро Антонио Солари из Милана стало начальным этапом возведения восточной линии укреплений Московского Кремля; до неё на этом месте находилась Фроловская стрельница. Так как под кремлёвскими стенами был вырыт ров, от башни через него перекинули мост.

 

В память о строительстве башни над воротами установлены 2 белокаменные таблички с памятной надписью на латинском (со стороны Красной площади) и русском (со стороны Кремля) языках:

 

«В лето 6999 июля Божией милостью сделана была сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и Великого князя Владимириского, и Московского, и Новгородского, и Псковского, и Тверского, и Югорского, и Вятского, и Пермского, и Болгарского, и иных в 30 лето государства его, а делал Пётр Антоний от града Медиолана».

 

В конце 16 века башню венчал деревянный шатровый верх с двуглавым орлом, но в 1624-1625 годах была проведена ещё одна перестройка: по проекту английского архитектора Христофора Галовея при участии московского мастера Бажена Огурцова над башней был возведён многоярусный верх в готическом стиле, украшенный обнажёнными фигурами-«болванами». Нагие фигуры на башне были восприняты неоднозначно, и по указу царя Михаила Фёдоровича для них были сшиты специальные кафтаны, однако, жить «болванам» в любом случае оставалось недолго — в 1628 году они сгорели при пожаре. В середине 17 века на вершину башни был вновь водружён двуглавый орёл — герб Российского государства, впоследствии установленный также на Никольской, Троицкой и Боровицкой башнях.

 

До Революции 1917 года слева и справа от Спасских ворот располагались часовни — сначала деревянные, затем отстроенные в камне, но в 1925 году они были снесены.

 

Изначально башню, как и предшествующую ей стрельницу, называли Фроловской — по церкви Фрола и Лавра на Мясницкой улице, куда вела дорога из ворот — вплоть до 1658 года, когда царь Алексей Михайлович повелел называть её Спасской, так как над Спасскими воротами были размещены иконы Спаса Смоленского (со стороны Красной площади) и Спаса Нерукотворного (со стороны Кремля).

 

 

Спас Смоленский и Спас Нерукотворный


Одной из особенностей башни, благодаря которой она получила своё современное название, стали размещённые над проездными воротами иконы Спаса Смоленского и Спаса Нерукотворного.

 

Образ Спаса Смоленского был написан в 1514 году в благодарность за взятие Смоленска и помещён над воротами со стороны Красной площади. В 1521 году, когда Москве удалось избежать осады войсками хана Мехмед-Гирея, взамен иконы на стене была нарисована фреска, на которой изображён Спаситель с раскрытым Евангелием и припадающие к его ногам святые преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. В годы советской власти образ был заштукатурен и долгое время считался утраченным, так как в официальных документах не было зафиксировано, что с ним произошло, а у специалистов не было точных сведений о том, был ли он нарисован на стене или являлся отдельным элементом. Когда в 2000-х годах был поднят вопрос восстановления иконы, её долго искали в запасниках художественных музеев, но в итоге образ был обнаружен под слоем штукатурки на своём законном месте: в 2010 году его расчистили и восстановили.

 

Появление образа Спаса Нерукотворного на внутренней стороне ворот (со стороны Кремля) связано с эпидемией чумы, прокатившейся по России в середине 17 века. Москва сильно пострадала от эпидемии, но один из городов — Хлынов (совр. Киров) — она обошла стороной; пошли слухи, что причина избавления Хлынова от болезни — чудотворный образ Спаса Нерукотворного, которому молились жители города. В 1648 году по приказу царя Алексея Михайловича образ доставили в Москву. Разместив оригинал иконы в Новоспасском монастыре, с неё сделали два списка: первый отправили в Хлынов, второй разместили на внутренней стороне ворот Спасской башни. К сожалению, в советские годы образ был уничтожен, а оригинальная икона пропала; на сегодняшний день киот на внутренней стороне ворот Спасской башни остаётся пустым.

 

 

Куранты Спасской башни


Часы на Спасской башне — вероятно, самые известные часы России, ведь именно по ним россияне встречают Новый Год — перезвон кремлёвских курантов стал одной из самых ярких новогодних традиций мира.

 

Куранты установлены на верхнем четверике башни со всех четырёх сторон и имеют внушительные размеры:

• диаметр циферблата — 6,12 метра;

• длина минутной стрелки — 3,27 метра;

• длина часовой стрелки — 2,97 метра;

• высота римских цифр — 0,72 метра.

 

Часы имеют музыкальный механизм: в 00:00, 06:00, 12:00 и 18:00 исполняется гимн Российской Федерации, в 03:00, 09:00, 15:00 и 21:00 — мелодия хора «Славься» из оперы Глинки «Жизнь за царя».

 

Впервые часы на Спасской башне появились ещё в 16 веке и о них практически ничего неизвестно. В 1625 году по проекту Христофора Галовея старые часы заменили новыми, которые имели уникальное строение: часы отсчитывали дневное и ночное время, обозначенное славянскими буквами и арабскими цифрами, при этом стилизованная под Солнце стрелка была неподвижна — вращался сам циферблат. В 1705 году по указу Петра I часы были переделаны на немецкий лад: с циферблатом на 12 часов, а в 1770 на башню установили английские часы. Современные куранты были изготовлены братьями Николаем и Иваном Бутенопами в 1851-1852 году.

 

 

Звезда Спасской башни


Звезда на вершине Спасской башни появилась в 1935 году, когда советская власть пожелала водрузить на кремлёвские башни новый символ взамен идеологически устаревшего двуглавого орла.

 

Первые кремлёвские звёзды были изготовлены из нержавеющей стали и красной меди, в середине размещались позолоченные серп и молот, выложенные уральскими самоцветами. Звезду на Спасской башне, помимо прочего, украшали расходящиеся из середины лучи. К сожалению, звёзды 1935 года быстро потускнели под воздействием погоды, и уже в 1937 году их заменили светящимися рубиновыми, которые можно увидеть и сегодня.

 

Размах лучей звезды на Спасской башне составляет 3,75 метра.

 


 

Спасская башня на сегодняшний день является одним из символов Москвы и видной достопримечательностью туристических маршрутов.

 

Добраться до Спасской башни можно пешком от станций метро «Охотный ряд» Сокольнической линии, «Театральная» Замоскворецкой и «Площадь Революции» Арбатско-Покровской.

Спасская башня

Возведена в 1491 году архитектором Пьетро Антонио Солари. Ее строительство положило начало сооружению восточной линии укреплений Кремля. Башня расположена на месте Фроловской стрельницы 1367-1368 годов. Ее ворота, выходящие на Красную площадь, всегда были главным парадным въездом в Кремль. Они особенно почитались в народе и считались святыми. Ворота служили для выездов царя, торжественных выходов патриарха, встреч иностранных послов.

Башня имеет четырехгранную форму и вплотную примыкающую к ней мощную отводную стрельницу, служившую для защиты проездных ворот. Закрывались они специальными опускными железными решетками — герсами. Если неприятель проникал внутрь стрельницы, герсы опускались, и враг оказывался запертым в своеобразном каменном мешке. Его обстреливали с верхней галереи стрельницы. На фасаде башни и сейчас можно разглядеть отверстия, через которые пропускались цепи для подъема и спуска специального деревянного настила моста, а в проходе ворот — пазы, по которым ходила металлическая решетка. Из ворот стрельницы опускались подъемные мосты.

Над воротами отводной стрельницы и воротами Спасской башни со стороны Кремля на белокаменных досках вырезаны надписи на русском и латинском языках, рассказывающие о времени ее постройки: “В лето 6999 (1491год — ред.) июля божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государства его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана (Милана — ред.)”.

Первоначально башня называлась Фроловской, в связи с тем, что неподалеку в Кремле располагалась церковь Фрола и Лавра. В 1516 году от башни через ров перекинули деревянный мост. Уже в конце XVI века над башней существовал шатровый верх, увенчанный двуглавым орлом. Указом от 16 апреля 1658 года царь Алексей Михайлович повелел именовать ее Спасской. Новое название было связано с иконой Спаса Нерукотворного, помещенной над воротами со стороны Красной площади. Сама икона не сохранилась, но место, где она висела, хорошо видно.

В 1624-1625 годах русский архитектор Бажен Огурцов и английский мастер Христофор Галовей возвели над башней многоярусный верх, заканчивающийся каменным шатром. Это было первое шатровое завершение кремлевских башен. Нижняя часть здания была украшена белокаменным кружевным арочным поясом, башенками, пирамидками. Появились фантастические фигурки (“болваны”), наготу которых по приказу царя Михаила Федоровича стыдливо прикрыли специально сшитыми одеждами. Башня по праву стала считаться самой красивой и самой стройной башней Кремля. К сожалению, при надстройке башни с ее фасадов были сняты белокаменные рельефы В.Д.Ермолина, выполненные еще для Фроловских ворот времени Дмитрия Донского. На них были изображены покровители московских князей — святые Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский. (Фрагмент рельефа святого Георгия хранится сегодня в Третьяковской галерее).

В XVII веке к Спасским воротам через ров был перекинут каменный мост на арках, на котором шла оживленная торговля. В 50-х годах XVII века на вершине шатра главной башни Кремля водрузили герб Российского государства — двуглавый орел. Позже подобные гербы установили на самых высоких башнях — Никольской, Троицкой и Боровицкой.

Первые часы на Спасской башне были установлены по проекту Христофора Галовея. В 1707 году их сменили голландские куранты с музыкой. В 1763 году часы вновь заменяются, а в 1851 году эти последние куранты XVIII века капитально ремонтируются братьями Н. и П. Бутеноп. В 1920 году при ремонте Спасской башни музыкант М.М.Черемных и слесарь Н.В.Беренс, починив часы, подобрали на курантах мелодию Интернационала.

Звезда на Спасской башне впервые была установлена в 1935 году. В 1937 году ее сменила новая, имеющая размах крыльев 3,75 м. Внутри звезды круглосуточно горит лампа мощностью 5000 вт. Звезда вращается от ветра, как флюгер.

Спасская башня имеет 10 этажей.

Высота башни — до звезды — 67,3 м , со звездой — 71 м.

Текст и фотографии представлены историко-культурным музеем-заповедником «Московский Кремль»

👍 Спасская башня Московского Кремля (с часами): история, фото, легенды

Спасскую башню (высота со звездой — 71 метр) построил в 1491 году архитектор Пьетро Антонио Солари. Об этом сообщает памятная надпись на латыни — первая в Москве мемориальная доска.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Сначала башню называли Фроловской — по церкви Фрола и Лавра на Мясницкой, к которой вела дорога от башни. Церковь не сохранилась. Не сохранилась и тюрьма, где томились участники соляного и медного бунтов.

Повышение налога на соль поставило «черных людей» посадов в тяжелое положение. Под давлением населения правительство отменило налог, но решило собрать недоимки сразу за 3 года. Злоупотребления близких к царю лиц обострили ситуацию, и 1 июня 1648 года Алексея Михайловича по дороге из Троице-Сергиева монастыря окружила толпа с требованием наказать вымогателей.
На следующий день царя вновь окружили: люди требовали выдачи злодеев и даже начали громить боярские дома. Царь решил отдать палачу Плещеева, но толпа выволокла его на Красную площадь и растерзала. Тогда Алексей Михайлович пообещал выслать из Москвы ненавистных бояр. И тут начался пожар. По слухам, виновны были приближенные к царю. В ответ народ разгромил хоромы Морозова, двор купца Василия Шорина, убил дьяка Чистого и боярина Траханиотова. Восстание пошло на убыль.

Вскоре к прежним причинам недовольства добавились новые: затянувшаяся война против Польши и обесценивание медных денег. Пытаясь выйти из финансового кризиса, правительство выпустило медные деньги, сравняв в цене с серебряными. Из-за этого цены выросли, и появилось много фальшивок. В ночь на 25 июля 1662 года в людных местах Москвы появились «воровские листы», которые обвиняли родственников царя. Над городом поплыли звуки набата, а толпа устремилась в село Коломенское к Алексею Михайловичу.
Царь уже было уговорил народ разойтись, но к бунтовщикам добавилось подкрепление. Тогда «тишайший» царь приказал расправиться с бунтовщиками. Много людей пострадало, но медные деньги были отменены.

Напоминают о том времени клады, найденные советскими археологами на Красной площади. Один из них содержал 33 000 серебряных монет времени Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.

Название Спасской башне дали по надвратной иконе Спаса Смоленского.

Что есть что в церкви

Слева и справа от Спасских ворот до 1925 года находились часовни — часовня Великого Совета Откровение (Смоленская), и часовня Великого Совета Ангел (Спасская). От ворот Спасской башни уходили на битву полки, и здесь же встречали иностранных послов. Все крестные ходы из Кремля шли через эти ворота, все правители России, начиная с Михаила Федоровича, перед коронацией проходили через них. Поэтому Спасские ворота называли еще Царскими или Святыми.

В XVII веке икона стола в специальном киоте, и строго-настрого запрещалось проходить через ворота Спасской башни в головном уборе или проезжать верхом на лошади. За «забывчивость» били батогами или заставляли класть 50 земных поклонов. При этом когда Наполеон проезжал через Спасские ворота, порыв ветра сорвал с него треуголку. А когда французы в 1812 году пытались похитить драгоценный оклад с иконы Спаса Смоленского, произошло чудо: приставленная лестница упала, а святыня осталась невредима.

Но в советское время икона исчезла со Спасской башни и до 11 мая 2010 года считалась утраченной. На ее месте был заштукатуренный белый прямоугольник. А при реставрации башни стало ясно, что икона Спаса Смоленского не утрачена, а спрятана. Архитектор Константин Аполлонов, выполняя приказ уничтожить живопись, скрыл образ под сеткой-рабицей и слоем бетона. Так спасли икону, и сохранность образа составила 80%.

Теперь икона Спаса Смоленского вновь над воротами Спасской башни. А из дневников Н.Д. Виноградова становится ясно, что сам комендант Кремля разрешил скрыть иконы любым способом, лишь бы не было видно.


В XVI веке на Спасской башне установили фигуры львов медведей и павлинов. Сейчас считается, что это были символы царской власти (львы и единороги). Они сохранились, хотя и пострадали в 1917.

А еще в XVI веке на Спасской башне появились фигуры обнаженных людей. А церковь на Руси даже обычных фигурных изображений не допускала! Правда, при царе Михаиле Федоровиче их наготу стыдливо прикрыли специально сшитыми одеждами. Но нам этот курьез не увидеть — его не пощадили время и пожары. Сами статуи использовали как камни для фундамента.

А во времена Петра I возле Спасской башни на Красной площади появились манекены с образцовой одеждой французского и венгерского кроя. Рядом стояли стражники и, при отсутствии у направляющихся в Кремль надлежащей одежды, ножницами укорачивали полы и бороды.


На Спасской башне в XV веке появились первые в России часы. А в конце XVI века часы были еще на двух башнях Кремля — Троицкой и Тайницкой.

В 1585 году при всех этих башнях находились на службе часовщики. В 1613-1614 годах часовщики упоминались еще и при Никольской башне. Работа эта была очень ответственной и требовала соблюдения правил: алкоголь не пить, в карты не играть, вином и табаком не торговать, с воровскими людьми не общаться.

В то время циферблаты часов были огромными, чтобы по ним могли узнать время все, у кого не было личных часов. То есть течение времени в городе зависело от часов на кремлевских башнях. Минутной стрелки на часах не было, но они все равно могли спешить или отставать на пару часов — это зависело от поспешности часовщика, который каждый час вручную переводил стрелки. Отсчет времени шел еще интереснее: сутки делились не пополам, а на день и ночь. Летом день начинался в 3 часа утра и заканчивался в 8 вечера, потому и циферблат был рассчитан на 17 часов.

Первые механические часы для Спасской башни создал Галловей. Они весили 400 кг. По контуру расписанного «под небо» циферблата располагались арабские цифры и церковнославянские буквы, обозначавшие числа в допетровской Руси. При этом вращался циферблат, а стрелка смотрела строго вверх.

У наших часов стрелка движется по направлению к цифре, в России, же наоборот — цифры движутся по направлению к стрелке. Некий господин Галловей — весьма изобретательный человек — придумал циферблат такого рода. Объясняет он это следующим образом: «Так как русские поступают не так, как все другие люди, то и произведенное ими должно быть устроено соответственно».

Иногда часовщики обзаводились хозяйством прямо при башне. Так на Спасской башне часовщик построил себе избушку, разбил огород и развел кур. И этим вызвал огромное неудовольствие властей и жителей города.

Часы на Спасской башне служили верой и правдой, пока не были проданы в Ярославль. В 1705 году по указу Петра I в Кремле установили новые часы с циферблатом на 12 часов, выписанные из Амстердама. Какую мелодию исполняли эти куранты — неизвестно. Да и недолго они радовали москвичей перезвоном: часы часто ломались, а после пожара 1737 года пришли в негодность. А так как столицу перенесли в Петербург, с ремонтом не спешили.

В 1763 году в Грановитой палате нашли большие английские куранты и пригласили для их установки немецкого мастера Фатца. И вот в 1770 году кремлевские куранты заиграли немецкую песенку «Ах, мой милый Августин».

Во время пожара 1812 года эти часы повредили. Через год часовщик Яков Лебедев предложил отремонтировать куранты, и в 1815 году часы запустили вновь. Но все же время их не пощадило.

Спасские башенные часы в настоящее время находятся в состоянии близком к совершенному расстройству: железные колеса и шестерни от долговременности так истерлись, что в скором времени сделаются совершенно негодными, циферблаты пришли в большую ветхость, осевшие деревянные полы, лестницы требуют непременной переделки, …дубовый фундамент под часами от долговремения сгнил.

Новые куранты изготовили в 1851-1852 годах на русском заводе братьев Бутеноп. Использованы некоторые старые детали и все наработки часового дела того времени.

Исполнение мелодии возложили на игральный вал — барабан с отверстиями и штифтами, связанными канатами с колоколами под шатром башни. Для этого пришлось с Троицкой и Боровицкой башен снять 24 колокола и установить их на Спасской, доведя общее количество до 48.

Непростым оказался вопрос выбора музыки. Композитор Верстовский и капельмейстер московских театров Штуцман отобрали 16 самых знакомых москвичам мелодий, но Николай I оставил только две — Преображенский марш Петровских времен и молитву «Коль славен наш Господь в Сионе». Хотели набрать на игральный вал гимн Российской империи «Боже, Царя храни!», но император запретил, заявив, что куранты могут играть любые песни, кроме гимна.

В 1913 году к 300-летию дома Романовых куранты на Спасской башне отреставрировали.


Но 2 ноября 1917 года при штурме Кремля в часы попал снаряд. Он повредил механизм, и часы встали почти на год. Лишь в 1918 году по указанию В.И. Ленина куранты восстановили.

Сначала для ремонта курантов обратились в компанию Буре и Рогинского, но те запросили 240 тысяч золотом. Тогда власти обратились к кремлевскому слесарю Николаю Беренсу, который знал устройство курантов (он был сыном мастера из компании «Братья Бутеноп»). К июлю 1918 года Беренс снова запустил куранты. Но так как он не разбирался в музыкальном устройстве часов, настройку звона поручили художнику и музыканту Михаилу Черемных. Конечно же, предпочтение отдали революционным мелодиям, поэтому куранты стали исполнять в 12 часов «Интернационал», в 24 часа — «Вы жертвою пали…». В августе 1918 года комиссия Моссовета приняла работу, прослушав трижды каждую мелодию с Лобного места.

Но в 1930-х годах комиссия признала звучание курантов неудовлетворительным: изношенный механизм боя и морозы сильно искажали звучание. Поэтому в 1938 году часы на Спасской башне снова замолчали.

В 1941 специально для исполнения «Интернационала» смонтировали электромеханический привод, но и он не спас музыкальный строй. В 1944 году по указанию И.В. Сталина часы на Спасской башне пытались настроить на исполнение нового гимна на музыку Александрова, но и это не удалось.

Крупная реставрация механизма курантов с остановкой на 100 дней прошла в 1974 году, но и тогда музыкальный механизм не тронули.

История кремлевских звезд

В 1991 году Пленум ЦК решил возобновить работу курантов на Спасской башне, но выяснилось, что для исполнения гимна СССР не хватает 3 колоколов. К задаче вернулись в 1995.

Тогда новым гимном планировали утвердить «Патриотическую песню» М.И. Глинки, и в 1996 году во время инаугурации Б.Н. Ельцина куранты на Спасской башне после традиционного перезвона и отбивания часов вновь заиграли после 58 лет молчания! И хотя на звоннице осталось всего 10 колоколов из 48, недостающие заменили металлическими билами. В полдень и полночь, 6 утра и 6 вечера куранты стали исполнять «Патриотическую песню», а в 3 и 9 часов утра и вечера — мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки. После реставрации 1999 года часы на Спасской башне вместо «Патриотической песни» стали исполнять государственный гимн РФ.

Куранты на Спасской башне уникальны и являются полностью механическими.

Диаметр циферблата — 6,12 метров. Циферблат такой огромный, что через него может пройти поезд Московского метро! Высота римских цифр — 0,72 метра, длина часовой стрелки — 2,97 метров, длина минутной стрелки — 3,27 метров. Весь часовой механизм занимает 3 из 10 этажей башни.

Вес часов на Спасской башне — 25 тонн, а приводят его в действие 3 гири весом от 160 до 224 кг. Сейчас их с помощью электромотора поднимают дважды в сутки. Точность хода достигается благодаря маятнику весом 32 килограмма. При этом переводили стрелки на зимнее и летнее время только вручную (для перевода часа назад куранты просто останавливали на 1 час). И хотя точность хода практически безукоризненна, все же за часами следит Астрономический институт на Воробьевых горах.

Механизм боя часов состоит из 9 четвертных колоколов (около 320 кг) и 1 колокола, отбивающего полный час (2 160 кг). Каждые 15, 30, 45 минут часа перезвон играется 1, 2 и 3 раза соответственно. А в начале каждого часа кремлевские куранты вызванивают 4 раза, и следом большой колокол отбивает часы.

Музыкальный механизм курантов состоит из программного медного цилиндра диаметром около 2 метров, который вращает гиря весом более 200 кг. Он усеян дырочками и штифтами в соответствии с набранными мелодиями. Барабан при вращении заставляет штифты нажимать на клавиши, от которых тянутся тросы к колоколам на звоннице. Ритм сильно отстает от оригинала, поэтому узнать мелодии непросто. В полдень и полночь, 6 и 18 часов исполняется гимн РФ, в 3, 9, 15 и 21 час — мелодия хора «Славься» из оперы М. Глинки «Жизнь за царя».

Часы на Спасской башне стали не только символом Москвы, но и символом всей России.
Кстати, первая в России газета тоже называлась «Куранты». Она начала выпускаться в XVII веке и представляла собой длинный рукописный свиток. Он был склеен из листов, на которых записывали самые интересные сведения, собранные Посольским приказом — их сообщали посланники России в других государствах.

Мини-путеводитель по Кремлевским стенам и башням
Говорят, что… …когда в старой Москве купец обращался к врачу с жалобой на головную боль, обычно происходил такой диалог: «Вы где торгуете? В Кремле? А через какие ворота ездите, через Боровицкие или Спасские? Так, вам надо ездить через другие». И это помогало, ведь над Спасскими воротами висела почитаемая икона, и при въезде нужно было снимать головной убор. Голова и переохлаждалась….
…при отступлении французской армии из Москвы Спасскую башню приказали взорвать. Но подоспевшие донские казаки потушили уже зажженные фитили.
…надстраивали Спасскую башню, чтобы защитить куранты от дождя. Но часы были и на других башнях Кремля. На самом деле этой Иерусалимской башне (ведущей в Московский Иерусалим — храм Василия Блаженного) пытались придать особенный вид.
…Новый год начинается с первым или последним ударом колокола кремлевских курантов. Но на самом деле смена года происходит с началом перезвона часов — за 20 секунд до первого удара колокола. А 12 удар завершает первую минуту Нового года.
Спасская башня на фотографиях разных лет:
А вы бы хотели что-то добавить в рассказ о Спасской башне Московского Кремля?

Спасская башня — Москва | оборонительное сооружение, памятник архитектуры (истории), строение 15го века

Она же Фроловская башня.

Возведена в 1491 г. архитектором Пьетро Антонио Солари. Ее строительство положило начало сооружению восточной линии укреплений Кремля. Башня расположена на месте Фроловской стрельницы 1367-68 гг. Её ворота, выходящие на Красную площадь, всегда были главным парадным въездом в Кремль. Они особенно почитались в народе и считались святыми. Ворота служили для выездов царя, торжественных выходов патриарха, встреч иностранных послов.

Башня имеет четырёхгранную форму и вплотную примыкающую к ней мощную отводную стрельницу, служившую для защиты проездных ворот. Закрывались они специальными опускными железными решетками — герсами. Если неприятель проникал внутрь стрельницы, герсы опускались, и враг оказывался запертым в своеобразном каменном мешке. Его обстреливали с верхней галереи стрельницы. На фасаде башни и сейчас можно разглядеть отверстия, через которые пропускались цепи для подъема и спуска специального деревянного настила моста, а в проходе ворот — пазы, по которым ходила металлическая решетка. Из ворот стрельницы опускались подъемные мосты.

Над воротами отводной стрельницы и воротами Спасской башни со стороны Кремля на белокаменных досках вырезаны надписи на русском и латинском языках, рассказывающие о времени ее постройки: „В лето 6999 (1491 г.) июля божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государства его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана (Милана)”.

Первоначально башня называлась Фроловской, в связи с тем, что неподалеку в Кремле располагалась церковь Фрола и Лавра. В 1516 г. от башни через ров перекинули деревянный мост. Уже в конце XVI в. над башней существовал шатровый верх, увенчанный двуглавым орлом. Указом от 16 апреля 1658 г. царь Алексей Михайлович повелел именовать ее Спасской. Новое название было связано с иконой Спаса Нерукотворного, помещенной над воротами со стороны Красной площади. Сама икона не сохранилась, но место, где она висела, хорошо видно.

В 1624-25 гг. русский архитектор Бажен Огурцов и английский мастер Христофор Галовей возвели над башней многоярусный верх, заканчивающийся каменным шатром. Это было первое шатровое завершение кремлевских башен. Нижняя часть здания была украшена белокаменным кружевным арочным поясом, башенками, пирамидками. Появились фантастические фигурки («болваны»), наготу которых по приказу царя Михаила Федоровича стыдливо прикрыли специально сшитыми одеждами. Башня по праву стала считаться самой красивой и самой стройной башней Кремля. К сожалению, при надстройке башни с ее фасадов были сняты белокаменные рельефы В.Д. Ермолина, выполненные еще для Фроловских ворот времени Дмитрия Донского. На них были изображены покровители московских князей — святые Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский. (Фрагмент рельефа святого Георгия хранится сегодня в Третьяковской галерее.)

В XVII в. к Спасским воротам через ров был перекинут каменный мост на арках, на котором шла оживленная торговля. В 1650-х гг. на вершине шатра главной башни Кремля водрузили герб Российского государства — двуглавый орёл. Позже подобные гербы установили на самых высоких башнях — Никольской, Троицкой и Боровицкой.

Первые часы на Спасской башне были установлены по проекту Христофора Галовея. В 1707 г. их сменили голландские куранты с музыкой. В 1763 г. часы вновь заменяются, а в 1851 г. эти последние куранты XVIII в. капитально ремонтируются братьями Н. и П. Бутеноп. В 1920 г. при ремонте Спасской башни музыкант М.М. Черемных и слесарь Н.В. Беренс, починив часы, подобрали на курантах мелодию «Интернационала».

Звезда на Спасской башне впервые была установлена в 1935 г. В 1937 г. ее сменила новая, имеющая размах крыльев 3,75 м. Внутри звезды круглосуточно горит лампа мощностью 5000 Вт. Звезда вращается от ветра, как флюгер.

Восстановление надвратной иконы. Последний раз надвратный образ видели в 1934 году. Долгое время о надвратной иконе напоминал лишь белый прямоугольник, окаймленный рамкой. Образ над воротами считался утраченным, пока проведённое в конце апреля 2010 года зондирование надвратного киота Спасской башни не показало наличие под штукатуркой образа Христа. В конце июня 2010 года началась реставрация иконы. Вначале счистили штукатурку и демонтировали сетку, защищавшие икону Спаса Смоленского от внешней среды. К 5 июля 2010 года икона Спаса Смоленского была полностью открыта. По примерным оценкам реставраторов икона сохранилась на 80%. Были заметны следы от осколков, полученные при обстреле башни, и от штырей, державших сетку. 24 августа 2010 года реставрация иконы Спаса Смоленского завершена. Позолоту, нанесенную в 1895 году было решено не восстанавливать, но и более ранние слои не открывать. Реставраторы точечно восстановили краски и утраченные фрагменты. 26 августа 2010 года, после снятия строительных лесов, надвратная икона Спасской башни снова предстала перед посетителями Красной площади. Освящение возвращенной святыни патриархом Кириллом произошло 28 августа 2010 года в праздник Успения Богородицы.

Спасская башня имеет 10 этажей. Высота башни: до звезды — 67,3 м, со звездой — 71 м.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *