Культурный центр архитектура: Рубрика Музеи и культурные центры • ARTANDHOUSES – достопримечательности с выдающейся архитектурой — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
достопримечательности с выдающейся архитектурой — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Опера для народа: Большой национальный театр Пекина
Год | 2007 |
Расположение | Пекин, Китай |
Автор концепции | Пол Андрие |
Большой национальный театр Пекина открылся в 2007 году, накануне летней Олимпиады. К зданию, форму которого чаще всего сравнивают с яйцом, отношение сложилось неоднозначное: слишком большой контраст между ним и окружающей застройкой.
Театр построили рядом с Домом народных собраний и площадью Тяньаньмэнь – главной в Пекине и самой большой в мире. Новые объекты в этом месте не должны превышать 46 м – высоты Дома собраний. Поэтому здание оперы решено было «углубить» на 32,5 метра. Главный купол вытянули в длину на 212 м. Ширина составила 144 м, а высота – 46. Общая площадь здания превысила 150 тыс. «квадратов».
Театр, расположенный в центре искусственного озера, облицевали тысячами титановых пластин и листами прозрачного стекла. В течение дня свет проникает сквозь стеклянную крышу, а по вечерам через подсвеченную прозрачную часть здания можно увидеть, что происходит внутри.
С берегом его соединяет тоннель длиной 60 м. Современные технологии позволяют озеру не замерзать и оставаться чистым круглый год.
В здании оборудовали три помещения для представлений. В самом центре — оперный зал на 2416 мест, по обе стороны которого расположены концертный зал на 2017 мест и театр на 1040.
Здесь также есть различные выставочные пространства, открытые для бесплатного посещения. В целом, комплекс напоминает городской район с улицами, площадями, торговыми зонами, ресторанами, местами для отдыха.
В Калитею вернулось море: культурный центр имени Ставроса Ниархоса
Год | 2016 |
Расположение | Калитея, Греция |
Автор концепции | Ренцо Пиано |
Культурный центр имени Ставроса Ниархоса находится в Калитее, в 4 километрах к югу от центра Афин. Этот важный культурный и образовательный проект, включающий Национальную библиотеку и Национальную оперу, расположен на территории благоустроенного парка площадью 170 тыс. кв. м.
Калитея исторически всегда была неразрывно связана с морем – это один из первых афинских морских портов. В начале XXI века, несмотря на очевидную близость воды, вид на море был утрачен. Сначала на этом месте построили ипподром, а после Олимпийских игр 2004 года здесь осталась парковка. Чтобы исправить ситуацию, решено было создать искусственный холм с южной стороны строительной площадки.
Теперь из здания культурного центра открывается завораживающий вид на водную гладь.
Здесь расположена библиотека и два оперных зала. В одном, на 450 мест, проходят классические оперные и балетные постановки, во втором (на 1400 человек) – экспериментальные.
Библиотека задумана не только как образовательное учреждение, но и как место общения, как пространство, в котором культурное достояние находится в свободном доступе.
Помещение читального зала, расположенное на самом верху, полностью остеклено. Это прозрачный куб, из любой точки которого открывается панорамный вид на Афины и море. Навес над читальным залом покрыт 10 тыс. кв. м фотоэлектрических элементов, способных производить 1,5 мегаватт электроэнергии. Это делает здание полностью автономным в рабочее время.
Арт-объект в Щербинке: культурный центр в водонапорной башне
Год | 2018 |
Расположние | Москва, Россия |
Автор концепции | IND architects |
Создание концепции редевелопмента водонапорной башни в Щербинке в Новой Москве началось с исследования места и общения с местными жителями. Для них это здание оказалось символичным – застройка вокруг менялась, а башня оставалась неизменной.
«Местные жители ассоциируют с ней детские воспоминания и важные события. Перед нами стояла задача максимально бережно отнестись к реконструкции и сохранить силуэт башни. Ее основание мы оставили открытым, а многофункциональный зал разместили на втором этаже. Здесь появилась надстройка в едином стиле с основной конструкцией. Она делает саму башню более заметной и в то же время увеличивает полезную площадь – здесь разместится коворкинг», — рассказал
Культурный центр / OFF Архитектура
Культурный центр / OFF Архитектура
OFF Предложение архитектуры недавно получило первый приз за свой культурный центр в Кугно, Франция. Центральным элементом здания является внешняя обработка, которая представляет собой тканую деревянную сетку, которая фильтрует различные плотности света на основе тепловых, визуальных и окружающих качеств, определенных каждой программой.
Подробнее о выигрышном предложении после перерыва.
Главный вход здания создает прочную связь между зданием и городом, в то время как естественным образом ведет общественность к вестибюлю. Здание также использует свое уникальное место, так как ландшафтный парк предлагает холмистые холмы для защиты реальных или потенциальных программ, а растительный покров помогает разрушить и адаптировать масштаб здания к его окрестностям.
Здание спроектировано как компактный объект, акцентированный на его центр патио, которое охватывает три уровня. В центральном ядре, доступном из главного вестибюля, организовано в общей сложности четыре циркуляционных центра. Эти элементы приносят пользователей на разные уровни: два предназначены для публики, тогда как другие обеспечивают доступ к персоналу. Таким образом, потоки людей четко идентифицируются и облегчают профессиональную циркуляцию между различными полюсами: выставочный зал, главное место проведения / амфитеатр, муниципальные архивы, школа художественного образования, библиотека, культурные службы и технические помещения.
Амфитеатр, непосредственно доступный из вестибюля, вмещает от 400 мест до 1000 человек. Он призван предложить общественности лучшие условия видимости и прослушивания. Кроме того, мобильные скамейки делают пространство гибким для различных событий.
Предложение DQZ Cultural Center / Holm Architecture Office (HAO) + AI
Предложение DQZ Cultural Center / Holm Architecture Office (HAO) + AI
Предоставлено Holm Architecture Office + AI
Holm Architecture Office (HAO) и AI были приглашены для создания предложения для города Daqiuzhuang в северном Китае. Новое культурное здание, расположенное в недавно развитой части города, имеет форму традиционной китайской площади двора. Поднимая квадрат в диагональных углах, создаются двойные точки входа в здание, которые ведут посетителей и местных жителей через общественные программы наземного уровня здания к выставочным пространствам среднего и верхнего уровня, расширяя существующую ось Север-Юг окружающих город. Больше изображений и описание архитекторов после перерыва.
Центр культуры DQZ расположен примерно в 200 километрах к югу от Пекина на севере Китая. Сельская деревня в заброшенном соленом болоте всего 30 лет назад, Daqiuzhuang быстро выросла из деревни в город благодаря своим ранним инвестициям и производству основного товара города: стали. Здание Культурного центра DQZ занимает переработанную площадь, которая имитирует исторические болота города своим тоном и разнообразием растительной жизни, сочетая ландшафт, деревья, гибкие водные объекты и собирающие пространства в новый городской центр с 20 000 M2 / 200 000 SF Культурный центр DQZ.
Предоставлено Holm Architecture Office + AI
Внутренний двор здания создает защищенный пышный пейзаж с вишневыми деревьями и террасами, которые можно использовать в качестве открытого места для проведения местных театральных и фестивальных мероприятий. Центральная выставочная площадь здания открывается визуально через стеклянные фасады во внутренний двор, соединяющий внутренние пространства с внешним двором. Отмечая историю роста города, фасад здания DQZ выполнен из перфорированных стальных листов. Это позволяет естественную вентиляцию, а также интеграцию вывесок здания в самый фасад. Здание предназначено для интеграции геотермического отопления для отопления и охлаждения, а также для интеграции фотоэлементов в частях крыши и в зонах публичной площади.
Предоставлено Holm Architecture Office + AI
«Мы вышли за возможность работать с городом Дацючжуан. С построением DQZ мы хотели создать дизайн, который объединяет прошлое и настоящее в одном здании. Он одновременно интегрирует столь необходимые общественные функции для расширения города из детских садов в районы для сбора сообществ и культурных выставок, отмечая историю этого района за счет использования стали в фасаде здания и его с
Архитектура для молодёжи
Многофункциональные центры досуга известны, строго говоря, с античности: к примеру термы, сочетавшие в себе функции бани, фитнес-центра, библиотеки, клуба, были средоточиями общественной жизни Греции и Рима. Второе рождение идея досуговых центров получила в конце XIX века, на общей демократической волне, когда в России и в ряде других европейских стран практически синхронно стали создаваться Народные дома, просветительские клубы и другие подобные учреждения. После революции они перекочевали в новую систему Советской России, но с не меньшим упорством продолжали существовать и в капиталистических странах. В СССР собственно молодёжные досуговые центры стали строиться начиная с 1950-х –1960-х годов. Сегодня резоны строить МДЦ остаются всё теми же: отвлечь подростков от вредных влияний и направить их энергию «в мирное русло».Молодёжный досуговый центр. Проект, 2012 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Молодёжный досуговый центр. Постройка, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Один из таких центров, построенный в рамках государственно-частного партнёрства, готовится к открытию в Приморском районе Санкт-Петербурга. Место, где расположился новый МДЦ, представляет собой типичный вариант спальной застройки, где всё меряется масштабом автострады и скоростью несущегося автомобиля. На фоне дробных многоэтажных фасадов небольшое компактное здание выделяется лаконичными авангардными формами и красными вставками. В перспективе Богатырского проспекта и Яхтенной улицы оно воспринимается как строгая модернистская «коробочка», отсылающая к корбюзианским первообразам.
Молодёжный досуговый центр. Постройка, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
В то же время фасад, выходящий на аморфное пространство между МДЦ и универсамом О.Кей, решён вполне репрезентативно, по правилам классической трёхчастной композиции, хотя и в современном ключе. Основная фасадная плоскость обрамлена двумя ризалитами – лестничными клетками. По центру расположен современный металлический навес над уличной сценой. Благодаря открытой сцене с приглашающим «портиком», здание включается в общественное пространство: здесь можно послушать летние концерты, покататься на роликах и скейтах, просто пообщаться.
Молодёжный досуговый центр. Сцена. Постройка, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Боковые фасады асимметричны; вместо устойчивой центрической композиции здесь присутствует динамика с поступательным движением в направлении повышенных ризалитов. Сдвинутый от центра главный вход расположен со стороны Яхтенной улицы и отмечен решительным выступом оригинального красного портала. Подобно навесу над уличной сценой, его обнажённые металлические конструкции выполнены в авангардной стилистике. Важный пластический акцент – открытые галереи с простыми цилиндрическими колоннами на уровне земли.
Молодёжный досуговый центр. Козырек над главным входом. Постройка, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Молодёжный досуговый центр. Постройка, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Молодёжный досуговый центр. Козырек над главным входом. Постройка, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Первый этаж вмещает репетиционный зал, комнаты для различных кружков и помещения для административно-хозяйственной деятельности, которые группируются вокруг центральной входной зоны.
Молодёжный досуговый центр. План 1 этажа © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Ядром композиции стал зрительный зал на двести человек на втором этаже. Его красная коробка возвышается над основным серым телом здания, рисуя характерный модернистский силуэт. Перед залом находится выставочный холл; по периметру расположены тренажёрный зал, компьютерный класс и другие помещения.
Молодёжный досуговый центр. План 2 этажа © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
«Работать над этим объектом было нелегко, учитывая крайне экономный бюджет, – говорит руководитель авторского коллектива Анатолий Столярчук. – К сожалению, нам не дали сделать интерьеры; отделка помещений затянулась на два года. Однако мы ощущали моральное удовлетворение, ведь цель работы благородна – дать молодёжи достойную площадку, где подростки могли бы реализоваться, выбрать себе занятие по душе, а не болтаться по подворотням. Позже архитектурная кафедра в институте им. И.Е. Репина утвердила эту тему в качестве курсового задания для студентов четвёртого курса. Ребята придумали настолько интересные варианты, что можно было лишь в очередной раз пожалеть о крайне скудном финансировании таких важных объектов и по-хорошему позавидовать свободной фантазии наших учеников. С другой стороны, узкие рамки всегда стимулируют творческую мысль и часто помогают прийти к оптимальному варианту».
Параллельно с МДЦ на Богатырском проспекте мастерская Анатолия Столярчука работала над аналогичным объектом в Красногвардейском районе (улица Передовиков, д.16, к. 2) со схожим объёмным решением, который также ждёт открытия.
Молодёжный досуговый центр в Красногвардейском районе. Проект, 2012 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Молодёжный досуговый центр в Красногвардейском районе. Проект, 2012 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Учитывая важность темы, логичным видится устройство открытых конкурсов на решение МДЦ (индивидуальное или повторного использования) как часть той же самой задачи вовлечения талантливой молодёжи в полноценную творческую жизнь. Возможно, это могли бы быть конкурсы не только на объёмное решение, но и на комплексную концепцию создания и размещения подобных центров, с социологическими опросами и статистическими изысканиями. Вовсе небесспорной представляется повторяющаяся привязка участка, выделяемого городом под МДЦ, к гигантскому гипермаркету, обедняющая и опошляющая идею городского общественного центра. Аморфный асфальтированный пустырь, частично занятый автостоянкой – это ещё не площадь. Взятая шире, эта тема приводит к необходимости осмысления локального центра новостроек как такового.
Но это в теории. Пока же, облицованные дешёвыми панелями и окружённые асфальтом, молодёжные клубы готовы приютить наших детей с посильным архитектурным гостеприимством…
Молодёжный досуговый центр. Постройка, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Молодёжный досуговый центр. Сцена. Постройка, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Молодёжный досуговый центр. Козырек над главным входом. Постройка, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Молодёжный досуговый центр. Фонарь со стороны Богатырского проспекта. Постройка, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Молодёжный досуговый центр. Разрез © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Молодёжный досуговый центр. Ситуационный план © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Главная страница / Статьи / Культурный центр ЗИЛ
Культурный центр ЗИЛ расположен на месте Симонова монастыря, отдельные постройки которого (южная стена с башнями и трапезная) сохранились до сегодняшнего дня. Обитель представляла собой крупный сторожевой монастырь, к XX веку, правда, утративший влияние.
С начала XIX-го столетия окрестности прихода были популярным местом загородных прогулок. Писатель Николай Карамзин, ценивший местные виды, сделал Сергиев пруд местом трагической гибели героини повести «Бедная Лиза». До нашего времени он не сохранился. Теперь на месте пруда расположено административное здание завода «Динамо».
С 1920-х годов в СССР как часть культурной революции развивалась система рабочих клубов. Постепенно клубы расширялись, возникали дома, а затем и дворцы культуры. Одним из первых и крупнейшим в Москве стал Дворец культуры автозавода им. Лихачева.
Идея его создания была выдвинута в 1929 году. В открытом конкурсе выиграл проект талантливых архитекторов-конструктивистов — братьев Александра, Виктора и Леонида Весниных.
Строительство Дворца культуры ЗИЛ началось в 1931 году. В 1933 был завершен малый театр, а в 1937 — примыкающий к нему клубный корпус. Архитектурный комплекс изначально предполагал отдельное здание театра на 4000 тысячи зрителей, а также развитие обширной парковой зоны. Однако амбициозный проект был свернут.
Сверху силуэт дворца культуры напоминает самолет. Здание состоит из простых геометрических форм — параллелепипедов и включенных в них цилиндров полуротонды, балконов, эркеров.
Изящество и легкость строению придают большие застекленные поверхности.
«Дворец культуры был похож со стороны на глыбу горного хрусталя. Он сверкал радиусами белого света и раздвигал ночь».
Константин Паустовский, газета «Правда», 1933 год
Крышу дворца венчает раздвижной металлический купол обсерватории, ведет к ней крутая винтовая лестница. Пока обсерватория не функционирует, зато во время экскурсии по культурному центру можно подняться на крышу, откуда открывается роскошный вид на Москву.
Раньше на плоских крышах-террасах дворца в теплое время года проходили различные мероприятия. Под открытым небом работала читальня и кафе.
Подробнее об экскурсиях центра:
Экскурсия по зданию Культурного центра ЗИЛ
«Москва с крыши»
Фоторепортаж газеты «Российские новости»
Зимний сад — застекленная полуротонда с выходом в парк. Стены, облицованные серым мрамором, скрытое освещение, визуально приподнимающее потолок, зелень — задуманный архитекторами образ пространства в целом сохранился до наших дней.
Изначально здесь стояли фонтаны в форме чаш. Во время реконструкции вместо них появились стеклянные кристаллы. При включении они подсвечиваются, вокруг конструкции возникают шары из водной пыли, которые создают иллюзию объемного потока воды.
Светильники в гардеробе главного здания и в театральной части — трубки, расположенные вплотную друг к другу, но на разных уровнях — созданы рабочими ЗИЛа во время реконструкции 1966–1976 годов (архитекторы П. Зиновьев, Р. Алдонина, О. Лебедева).
В систему освещения лектория в 1960-1970-е гг. включили солярный символ — плафоны расходятся из центра потолка подобно лучам. Форма помещения напоминает об античном амфитеатре.
Клубный день интеллигенции завода
Устный журнал «Новости жизни»
«30 ноября в клубный день интеллигенции завода в лектории дворца культуры впервые будет проведено новое интересное мероприятие.
Устный журнал «Новости жизни» — так называется серия информаций, с которыми выступят перед автозаводцами деятели науки, техники, искусства, спорта».
газета «Московский автозаводец», 1949 год
Сегодня здесь каждый вечер по будням проходят лекции и дискуссии по разным дисциплинам: архитектура, политология, культурология, биология, экономика и др.
На месте библиотеки раньше располагался буфет. Еду на третий этаж доставлял специальный лифт.
Супрематический паркет из разных сортов дерева в холле театрального корпуса был придуман во время реконструкции. Когда-то здесь стоял памятник Владимиру Ленину. Позже вождь «прописался» на третьем этаже клубной части в виде бюста.
Сам театральный зал пострадал во время Великой Отечественной войны, а после был восстановлен в духе сталинского ампира. Сегодняшний облик зала определяет плафон в форме мощных изогнутых ребер — результат реконструкции.
«Театр чудесно задуман. Я хотел бы, чтобы в один из вечеров здесь шла моя пьеса».
Ромен Роллан о Дворце культуры ЗИЛ
Кружки Культурного центра ЗИЛ имеют долгую историю. Старейший из них — Драматический театр им. С.Л. Штейна — основан в 1937 году. Многие ученики стали профессиональными актерами, среди них Василий Лановой, Вера Васильева, Игорь Таланкин, Валерий Носик, Владимир Земляникин.
Работающая сегодня в культурном центре Образцовая изостудия существует также с 1937 года. Здесь до сих пор сохранились старые гипсовые головы, по которым учились рисовать несколько поколений.
Детский хореографический ансамбль «Юный зиловец», основанный в 1952 году, является лауреатом и дипломантом международных конкурсов и фестивалей. Ансамбль Бруно Белоусова основан в 1966 году. Коллектив участвовал в культурной программе Олимпиады 1980 года, в подготовке и проведении культурной программы Первых всемирных юношеских игр.
В разные годы во Дворце культуры ЗИЛ работали шахматный клуб и кружок по шитью, здесь учились фотоделу и цирковому искусству, в студиях занимались радиолюбители, авиа-, автомоделисты и юннаты. Во дворце встречали Новый год, провожали призывников на службу, вручали паспорта и регистрировали браки.
Во Дворце культуры ЗИЛ побывали Ромен Роллан, спортсмены Лев Яшин и Валерий Харламов, космонавты Юрий Гагарин и Герман Титов. В 1963 году здесь состоялась встреча с Фиделем Кастро, а в декабре 1978 — концерт Владимира Высоцкого.
Интерьеры центра можно узнать в различных фильмах как известных, так и не очень, как советских, так и современных. Здесь, например, снималась картина «Чародеи» и эпизоды сериала «Оттепель».
Сегодня здание Культурного центра ЗИЛ как памятник культурного наследия регионального значения охраняется государством. В 2008 году он был передан Департаменту культуры города Москвы.
Архитектура Культурного центра ЗИЛ сегодня
Снимки посетителей в Instagram
Новый этап жизни центра только начался, но ЗИЛ уже стал не только местом досуга для жителей Москвы и ближайшего Подмосковья, но и площадкой, встречающей международные проекты. Здесь прошла лекция лауреата Нобелевской премии по экономике Роберта Ауманна и встреча с композитором Джоном Эпплтоном, на сцене центра выступала группа Mary McBride Band, совместный спектакль представили «Балет Сюзанн Фаррелл» (США) и театр «Балет Москва», в рамках проектов «Корейский экспресс» и «Танцевальная платформа ЗИЛ» свои хореографические постановки показали артисты из Южной Кореи и США.
Фото: архив Культурного центра ЗИЛ, wikipedia.org, «ЗИЛ: страницы трудовой славы». Издательство «Плакат». Москва, 1986 г., thecharnelhouse.org, @anastasiakr.
Дух места: как историко-культурный аспект в проектировании досугового центра.
Архитектура не существует вне места. Здания всегда обладают индивидуальными свойствами и особенностями, своей историей и духом. Любая постройка место преображает, трансформирует его.
В ходе проектирования автором была написана научная работа на тему « дух места: как историко-культурны аспект в проектировании. При проектировании необходимо учитывать не только физические параметры и исторические особенности места, но и его эмоциональный фон, и отношение к нему на иррациональном уровне. Автор сделал вывод, что такое дух места в архитектуре. И если говорить в общих чертах – это очень тесное переплетение контекстуализма и регионализма, влияющие друг на друга. Но не только физические параметры контекста и региональные особенности места могут сформировать «дух места» , но и исторические события и традиции в определенный период времени могут иметь свой самобытный дух места и времени.
Дух места может быть как существующим понятием так и приобретенным. Для апробации полученных данных была выбрана площадка обладающая своим «Духом места» и определенным настроем – это заброшенная больница скорой помощи в парке Зеленая роща. Но существующий дух места не является положительным, он негативно влияет на окружение и жизнь самого места. Поэтому автор решил поменять « полярность духа места» с отрицательного на положительный
Возведение досугового центра кардинально изменит отрицательный эмоциональный фон на положительный.
Основным архитектурным приемом, используемым в проекте, отражается во взаимодействии фигура-фон и образе отражения сносимого здания, несущего черты конструктивизма.
Для сохранения духа места, было выбрано решение сохранения контура больницы здания и вписанные в него существующих блоков досугового центра. Все здание разделено на 4 функциональные зоны, соответствующие 4-ем частям эмоционального фона парка. Основная функция досугового центра это театр на 1200 мест, она включает в себя производственный блок и административный блок. А так же в досуговый центр включены такие функции как библиотека, медиатека и кафе на 120 мест .
Плане проект представляет четкую структуру, повторяющую контур здания и напоминающий нам птицу, тот самый символ, который является одним из определяющим в нашей традиционной архитектуре.
Основной конструктивной системой здания является каркасно-стеновая система с наружными и внутренними стволами жесткости, где эти стволы жесткости и формируют контур старого здания.