Маньеризм в архитектуре примеры: Маньеризм — Википедия – Искусствоед.ру – Образовательный и культурно-просветительский сетевой ресурс об искусстве и культуре

Содержание

Маньеризм в интерьере, особенности стиля, фото-примеры – Rehouz

Многие эксперты не считают маньеризм полноценным художественным стилем. А лишь причудливым явлением – ответом на события тех лет, на потрясения, постигшие Европу, на крушение гуманитарных принципов. Как бы то ни было, маньеризм оставил яркий, загадочный след в монументальном и изобразительном искусстве, предвосхитил барокко и рококо.

Стиль маньеризм в интерьереСтиль маньеризм в интерьере

Предпосылки и история

В 1527 году могучий папский престол сильно пошатнулся. Гвардейцы Ватикана были перебиты, Рим разграблен, Папа лишен былого влияния. Выдающиеся художники, поэты, архитекторы, цвет и гордость папского двора, покинули Вечный Город. Идеалы Ренессанса оказались попранными, культуру охватил озноб упадка. Так, появился маньеризм – декаданс XVI века, нервное дитя политического кризиса и религиозной нестабильности.
Искусство спряталось от бытия в затейливую раковину – всю из иллюзий и аллегорий. Художники, отринув Ренессанс, его гимн Человеку, культивировали мысль о шаткости судьбы, о том, что каждый – игрушка рока. Теперь они, прежде всего, стремились выразить в своих работах некий умозрительный, метафизический посыл, игнорируя материальную действительность.

Впрочем, утратив рычаги политики и экономики, Италия осталась средоточием искусства. Здесь высились палаццо и соборы, украшенные скульптурами и фресками Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэля. Здесь жили обедневшие, но просвещенные и гордые аристократы. Разрыв между их запросами и возможностями, между культурой и экономикой весьма способствовал расцвету маньеризма с его ложной, напыщенной роскошью. К концу XVI века новое течение, выплеснувшись за рамки литературы и живописи, стало господствующим в дворцах Италии, их экстерьере и интерьере.

Суть маньеризма

Чтобы представить сущность маньеризма, вспомните последние произведения Рафаэля, алтарную живопись Эль Греко, барельефы, статуэтки Бенвенуто Челлини – их экспрессию, красочность, высокопарность. Отрицание античных канонов и классических пропорций, пренебрежение реальностью в угоду скрупулезной и чувствительной эстетике, – вот что видится в работах маньеристов.

Новое течение решало несколько задач. Во-первых, превратить сюжет в метафору, выразить абстрактную, мистическую, порой заумную идею, понятную только художнику. А во-вторых, что называется, пустить пыль в глаза: создать ощущение несметного богатства и надменного величия. Отсюда – выразительные средства стиля, его субъективизм и экзальтация, трюки и уловки. В погоне за мнимой роскошью маньеризм необычайно усложнился: пожалуй, ни одному другому методу не присуще такое количество и разнообразие художественных приемов и декоративных подробностей.
Маньеризм в интерьере
В архитектуре и дизайне основа маньеризма – отсутствие стандартов при организации пространства, планировке, декоративном оформлении. В этом смысле маньеризм превзошел не только рококо, но и эклектику.

Маньеризм в интерьере: особенности

Особенности маньеризма в интерьереИх немало, благодаря чему «манерный стиль» не путают с похожим на него барокко. Маньеризму, в частности, присущи:

  1. Подчеркнутая пышность. Стены украшают не только орнаменты, лепнина, инкрустация, но и обилие скульптурных композиций. Для последних характерна нарочитая удлиненность – «лебединые» шеи персонажей, вытянутые конечности.
  2. Иллюзорные предметы и детали: нарисованный мрамор, фальшивые окна, арки и ниши, ложные межкомнатные двери, поддельные портьеры, имитация статуй.
  3. Применение особых эффектов – игры света, перехода одного оттенка в другой (эффект омбре), перетекание орнамента в орнамент.
  4. Метафоры и аллегории, заметные в декоре. Лепнина, горельефы состоят не просто из узоров, а всевозможных эмблем и символов.
  5. Яркая, пестрая цветовая палитра, багровые, лазурные, золотые тона.
  6. Внутренние стены дома часто как бы распадаются на отдельные цветовые пятна, контрастирующие друг с другом.
  7. Роспись: масштабными, многоцветными фресками покрыты подчас все стены и потолки.
  8. Избыток вычурных деталей, украшений и предметов отточенной, ажурной работы.
  9. Эклектичность. В одном помещении могут сочетаться мебель и аксессуары, принадлежащие различным эпохам. Связующее звено между ними, пожалуй, одно: изощренность формы и отделки.

Подробности воплощения

Интерьер, созданный в духе маньеризма, непременно живописен. Не только в смысле визуальной красочности, но и потому, что для его оформления широко использовали живопись – мотивы и копии работ модных в ту пору художников. Огромные фрески покрывают потолки и стены, заставляя человека чувствовать себя внутри грандиозной картины, одним из её героев.Маньеризм. Живопись в интерьере

Живопись маньеристов легко распознает даже дилетант: персонажей множество, обнаженные тела изящно деформированы, позы напряжены и неестественны, жесты слишком жеманны, лица бледны, а палитра состоит из многих, достаточно ярких фрагментов. Барочная живопись тоже прихотлива, но, в отличие от маньеризма, в ней больше прямолинейности, анатомической правды и меньше подтекста.

Кроме картин на стенах можно заметить псевдоскульптуры, псевдобарельефы, псевдониши с псевдовазами. Ложные двери в ложных портьерах и «слепые» венецианские окна выглядят особенно реалистично в обрамлении витиеватой мебели, украшенной бронзой, накладками из серебра и позолотой.
Маньеризм в интерьере гостиной
В орнаментах, покрывающих фасады и спинки мебели, сквозят иносказательные, гротескные, саркастические образы. Это аллегории грехов, химеры, медузы, фантастические твари с рогами и крыльями.
Гостиная в стиле маньеризм
Убранство в стиле маньеризм выглядит немного хаотично; в подобной обстановке человек ощущает беспокойство и даже тревогу, но в то же время – желание рассматривать формы и линии, пытаться постичь тайну, зашифрованную в деталях.
Интерьер в стиле маньеризмСтремление преувеличить, поразить, быть может, даже напугать – вот что мниться в интерьерах, созданных в конце XVI века, когда в Европе властвовал маньеризм. То, что нынче кажется манерностью, бесполезной витиеватостью, апологеты стиля считали утонченностью, истинным, возвышенным искусством.
Маньеризм в интерьере - фотоМаньеризм был призван убедить любого в сказочном богатстве домовладельца, в его исключительном статусе: каждая деталь излучала шик, великолепие, намек на «особенность». Однако маньеристы так яростно отрицали «старые» эталоны, что сегодня их труды выглядят искусственно, а интерьеры кажутся нагромождением диковинных предметов и деталей.

***

Маньеризм в интерьере доминировал недолго. И это понятно: чрезмерность, внутренний накал изрядно утомляют, даже если выглядят красиво, филигранно. Уже к началу XVII века маньеризм потеснило барокко – стиль, который стал и продолжением маньеризма, и выходом из него. Быть может, даже бегством – из этой немного абсурдной «комнаты иллюзий».

Интересное о мире

Маньеризм

Маньеризм стилистические особенности и ведущие художники

Острое восприятие жизни сочеталось в маньеризме с программным стремлением не следовать природе, а выражать субъективную «внутреннюю идею» художника, образа, рождавшегося в его душе. В этом противоречивом духе представители маньеризма интерпретировали отдельные элементы творчества мастеров Высокого Возрождения. Они культивировали представления о неустойчивости мира, шаткости человеческой судьбы, находящейся во власти иррациональных сил. Искусство маньеризма тесно связано с придворной позднефеодальной культурой, элитарной по своей сущности и ориентированной на узкий круг знатоков. Ярче всего маньеризм проявился в Италии в творчестве Понтормо, Пармиджанино, Джулио Романо, для которых характерны драматическая острота образов, трагизм мировосприятия, усложненность и преувеличение, экспрессия поз и мотивов движения, удлиненность пропорций фигур, колористические и светотеневые диссонансы.

Шпалера (ит. — spalliera) — настенный безворсовый ковер, украшенный ком позициям и в обрамлении орнаментального бордюра.

Маньеризм (итал. manierismo — прием, манера) — течение в европейском искусстве XVI в., представители которого отошли от ренессансной гармонии восприятия мира,гуманистической концепции человека как совершенного творения природы.
Черты маньеризма: — превалирование формы над содержанием: — изысканная техника.
Суггестивность (от лат. suggestio — внушение, намек) — активное воздействие на воображение, эмоции, подсознание зрителя.

Б. Амманати. Вилла папы Юлия III. Нимфей. 1555 г.

Б. Амманати. Вилла папы Юлия III. Нимфей. 1555 г.

Особую роль в произведениях маньеризма играет виртуозная нервная линия, нередко приобретающая самостоятельное значение. В большинстве портретов маньеризма подчеркивается внутренняя напряженность и замкнутость персонажей, обостренное субъективно-эмоциональное отношение художника к модели. В изощренно-декоративных монументальных циклах (Джулио Романо и др.) преобладают насыщенные гротескной орнаментикой решения.

С 40-х гг. XVI в. маньеризм стал господствующим течением в итальянском придворном искусстве и приобрел черты холодной официальности. Его художественный язык отмечен принципиальным эклектизмом, насыщен сложными, доступными лишь узкому кругу посвященных аллегориями (живописцы Дж. Вазари, Веронезе, Тициан, Тинторетто). В скульптуре (Б. Челлини, Джамболонья) и архитектуре (Ам- манати, Вазари, Джулио Романо) маньеризм проявился главным образом в тяготении к неустойчивой, динамичной композиции, подчеркнутой (нередко чрезмерной) выразительности декора и фактуры, в стремлении к сценическим эффектам. Превращению маньеризма в общеевропейское явление способствовала деятельность итальянских мастеров во Франции (Николо дель Аббате, Россо Фьорентино, Приматиччо), Испании (В. Кардуччо), Чехии (Дж. Арчимбольдо), а также широкое распространение маньеристской графики и прикладного искусства.

Бронзино. Портрет юноши. 1530-1532 гг.

Бронзино. Портрет юноши. 1530-1532 гг.

Влияние маньеризма во многом определило творчество представителей 1-й школы Фонтенбло во Франции 30-40-х гг. В 1528 г. Франциск I приступил к строительству замка Фонтенбло, пригласив для его оформления Россо Фьорентино — представителя флорентийского маньеризма, а двумя годами позже — Приматиччо, представлявшего североитальянский маньерйзм. Таким образом, первую школу Фонтенбло возглавляли итальянцы, творчество которых представляет «галльский маньеризм», отличный от раннего итальянского. Если в Италии маньеризм соединял светские и религиозные черты, во Франции он имел светский характер. Европейский маньеризм со временем выродился в космополитическое течение во 2-й школе Фонтенбло в конце XVI — начала XVII вв., а также в Германии и Нидерландах середины и 2-й пол. XVI в.

Виньола. Замок Фарнезе в Капрароле. 1558-1573 гг.

Виньола. Замок Фарнезе в Капрароле. 1558-1573 гг.

Архитектруа

Бартоломео Амманати (1511 — 1592) не был коренным флорентийцем и явился в Тоскану уже зрелым художником. В Риме вместе с Виньолой принимал участие в сооружении виллы папы Юлия III (вилла Джулия) — сложного комплекса, в композиции которого выражено значение продольной оси, проходящей сквозь само здание виллы, главный двор, лоджию в нимфей, а затем в сад. Контраст к постройкам Амманати образуют его флорентийские работы, крупнейшая из них — расширение дворца, разбивка парка, строительство садового фасада палаццо Питти. Аманнати сообразовывался с построенным в XV в. главным фасадом дворца, но руст у него покрывает даже полуколонны, членящие каждый этаж.

Нимфей (букв.— убежище нимф) — многоуровневая надстройка с нишами и бассейном
Черты внутренней противоречивости еще более заметны в комплексе правительственных зданий Уфиц- ци, наиболее крупном создании Джорджо Вазари (1511-1574). Задуманный как единый ансамбль, комплекс решен в виде улицы, связывающей площадь Синьории с набережной Арно. С обеих сторон улица застроена одинаковыми по архитектуре зданиями, которые соединены у выхода на набережную узким переходным корпусом с аркой-лоджией в нижнем этаже.

Жан Гужон Нимфы Фонтана невинных , 1547-1549 Мрамор

Жан Гужон Нимфы Фонтана невинных , 1547-1549 Мрамор

Cкульптура

В скульптуре отсутствуют большие гуманистические идеи и связанные с ними подлинные героические образы. Нарастает процесс превращения пластических работ в самоценное художественное произведение, не связанное с окружением, что особенно характерно для творчества Челлини.

Бенвенуто Челлини (1500-1571) обладал мятежным характером, вел беспокойную жизнь, часто переезжая из одного города в другой. В 25 лет переехал на некоторое время в Рим, став любимым художником папы Климента VII, работал во Франции у Франциска I.

Я. Понтормо. Христос в Эммаусе. 1525 г. Фрагмент

Я. Понтормо. Христос в Эммаусе. 1525 г. Фрагмент

Челлини, наиболее прославленный из ювелиров своего времени, испытал свои силы и в монументальной скульптуре и медальонном искусстве. Как скульптор-монумента- лист Челлини — автор «Персея», герой которого отмечен чертами надменности и жестокости. Чтобы облегчить скульптуру, он помещает ее на высоком и узком постаменте, реальная масса которого исчезает в изобилии скульптур и декоративных форм.

Пармиджанино. «Мадонна с длинной шеей». 1534 г.

Пармиджанино. «Мадонна с длинной шеей». 1534 г.

Живопись

Основоположником маньеризма во Флоренции был Якопо Понтормо (Якопо Карручче да Понтормо) (1494-1556). Первым произведением Понтормо стала оконченная в 1520 г. фреска на вилле Медичи в Поджо-а-Кайано, сюжетный замысел которой трудно определим. В противовес классическим решениям здесь нет ни героя, ни действия, связь между персонажами перенесена в сферу мечтательности и едва уловимой тревоги. В крупной станковой композиции «Христос в Эмма- усе» Пантормо с неприкрытой правдой обрисовал типы босоногих апостолов. Художник ввел в колористическую гамму картины крупные полосы открытого алого, лимонножелтого, зеленого и синего цветов. «Положение во гроб» — монументальная алтарная картина в церкви Санта-Феличита — законченное программное произведение маньеризма, в нем элементы объективного мировосприятия уступили место стихии субъективного, естественная норма — болезненному искажению.

Я. Понтормо. Положение во гроб. Ок. 1528 г.

Я. Понтормо. Положение во гроб. Ок. 1528 г.

Для живописи маньеризма характерны «figura serpentinata» — змеевидные фигуры с вытянутыми пропорциями
Другой представитель раннего маньеризма — Россо Фьорентино (1495-1540) в первый период творчества тяготел в драматическим решениям. В резко угловатых линиях и кричащих красках, в обрисовке персонажей «Снятия с креста» есть нечто истерическое. Композиция «Моисей и дочери Иофара» полна яростного возбуждения.
Пармская школа маньеризма связана с творчеством Пармиджанино (1503-1540), у которого принципы нового направления определены в таких работах, как «Мадонна с длинной шеей». Изысканные линии удлиненной фигуры мадонны представлены в каноническом «змеевидном изгибе», манерны движения рук, тонкие бескостные пальцы. Колорит словно замутнен. В портретах Пармиджанино субъективная фантазия автора противостоит реальным качествам модели.

это Эль Греко, живопись и архитектура

Стилистическое направление в искусстве и культуре под названием «маньеризм» возникло в 16-м веке. Характер нового литературно-художественного направления отражал кризис идеалов, сформировавшихся в эпоху Возрождения. Представители маньеризма культивировали идеи о тотальной непостоянности окружающего мира и зыбкого положения человеческой судьбы. Этот этап в развитии живописного, архитектурного и скульптурного искусства принято считать ранней стадией зарождающегося барокко.

Черты стиля

На смену стилю Ренессанса в Италии 16-го столетия возникает стиль маньеризма, сразу после готического стиля в архитектуре средневековья, но широкое распространение он получил лишь в начале 17-го века. Направление, порожденное общественно-политическим кризисом в Европе, активно развивалось на территории Мантуи, Рима и Флоренции. Хотя маньеризм историками, как отдельный стиль не признан. Его более относят к раннему барокко. 

Позднее маньеризм в искусстве охватил Францию, Германию, Испанию и множество других европейских стран.

Интерьер

В интерьере превалируют яркие орнаменты насыщенного гротеска, невообразимо утонченные образы и фантастические композиции. Для оформления декора использовались художественные работы современников, на картинах которых представлялись образы аллегорической направленности.

Маньеризм считается своеобразные переходным периодом к стилю барокко, который пропагандирует роскошь и величие изысканных форм. И для него характерно отсутствие конкретных принципов в организации пространств.

В светском интерьере используются настенные росписи — огромные картины полностью покрывают стены. Кроме того, стены и полотки украшаются псевдолепниной, псевдорельефами, а порой и псевдоскульптурами.

Мода на такой дизайн помещений продержалась относительно недолго – всего пять лет. Однако за это время дворцы и палаццо стали походить на дорогостоящие шкатулки.

В конце 16-го столетия на поверхности стен начали изображать ложные окна, двери и портьеры, которые выглядели невероятно реалистично.

Мебель, инкрустированная серебром, золотом и бронзой, подчеркивала вычурность общего интерьера и дорого выглядела в общей композиции залов.

Архитектура

Для архитектуры маньеризма свойственно использование необычных решений структурного характера. Наблюдается нарушение сбалансированных идей эпохи Ренессанса: утрата гармонии во взаимодействии человека с природой, уравновешенности между телесным и духовным состоянием. Яркими представителями нового стиля стали примеры архитектуры:

  • Палаццо дель Те – площадь в Мантуя, спроектированная архитектором по имени Джулио Романо.
  • Библиотека Лауренциана, возведенная Микеланджело во Флоренции.
  • Лоджия Галерии Уффици.

Палаццо дель Те

Сейчас же отблески маньеризма можно заметить в нарышкинском барокко, которое очень развито на территории России.

Скульптура

Маньеризм в искусстве создания скульптурных композиций ярко выражен в работах Челлини Бенвенуто – ведущего скульптора того времени.

Гениальный скульптор написал автобиографическую книгу «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции». Рукопись, в которой описывается жизнь и творческое становление автора, находится в библиотеке Лауренциана.

Наиболее известные скульптурные творения, сохранившиеся во Флоренции:

  • Статуэтка «Борзая», «Козимо Медичи», «Нарцисс», «Аполлон и Гиацинт» (Барджелло).
  • «Персей» (Лоджия деи Ланци).
  • «Распятие» (Эскориал).

Козимо Медичи

Мода

Мужские наряды времен марьенизма

Направление модных тенденций маньеризма в корни отличались от ренессансного идеализирования фигуры человека. Теперь мода находится под мощным влиянием геометрических фигур, которые превалируют над плавными и естественными линиями человеческого тела.

Одежда мужчин имеет преимущественно конусообразную форму, с основанием на уровне бедер. Ближе к плечам конус значительно сужается, а ноги плотно перетягиваются вязаными чулками. Наряд представителей сильного пола напоминал доспехи рыцарей, выполненные из ткани. Он состоял из батистовой белой рубашки, хубона, коротких штанов шаровидной формы (они надевались поверх длинных чулок), головного убора и длинного плаща. Мужчины носили туфли из атласа или бархата, а также мягкие невысокие сапоги.

Идеалы женской красоты также подверглись изменениям – под платьями затягиваются тугие корсеты, создавая эффект узкой и тонкой талии. С ранних лет девочкам приходится носить свинцовые пластины, чтобы не допустить развития груди крупных форм. Но уже в 17-м веке женское тело перестали прятать под высокими корсетами: широкое декольте открывало плечи и грудь.

В 18-м веке появились первые корсеты на китовом усе. Они утягивали талию до 40 см, плавно сглаживая недостатки и подчеркивая пышность груди.

Костюмы женщин напоминали силуэт двух конусов, которые соединялись вершинами в области талии. Юбки изготавливались на основе металлического воронкообразного каркаса (вертюгаден), по поверхности которого тонкий, но плотный слой конского волоса. Далее на каркас тщательно натягивалась тафта черного цвета, а уже после этого ткань самого платья.

Элегантные наряды из шелка, бархата и парчи дополнялись броскими и дорогостоящими украшениями.

Женские наряды времен маньеризма

Живопись

Неоценимый вклад в развитие живописи тантрического маньеризма внес испанский художник по имени Эль Греко. К сожалению, он не имел последователей и только через три столетия его гениальные творения возвели в ранг важнейших для европейского изобразительного искусства работ. Самые известные картины мастера:

  • «Поклонение волхвов» (1568 г). Находится в музее Сомания (Мехико).
  • «Кающаяся Мария Магдалина» (1589 г.) – В будапештском Музее Изящных искусств.
  • «Вид Толедо» (1604-14 гг.) – Нью-Йорк, Музей Метрополитэн.

На картинах маньеристов человек изображался беспомощным существом, чья судьба зависит только от него самого. Внезапные контрасты и светотеневые решения подчеркивают колоритность изображений. Человеческое тело соразмерно растянуто, а позы на полотнах выглядят неестественно.

Распространению стиля в Германии способствовал художник Ханс Фон Аахен.

Видение нелогичного и катастрофического мира отображалось в работах художников маньеризма:

  • Пармиджано Франческо.
  • Фьорентино Россо.
  • Лавиния Фантано.

Коррадо Джаквинто

Литература

Манерность форм и напряженность образов оставила отпечаток на развитии литературы. Особую популярность в области поэзии заслужил куртуазный маньеризм, который сочетал в себе высокопарность слов и циничность высказываний. Также ощутимы пересечения и с культурой модернизма.

Куртуазный маньеризм – это течение в поэзии 16-17 вв. Характеризуется напущенной изысканностью, насмешливостью и язвительностью, порой граничащей даже с пошлостью.

Маньеризм в литературе характеризуется игрой контрастов между любовью земной и возвышенным чувством. Изощренность структуры и вычурность слога ярко показана в самом известном произведении того времени – в двухтомном романе Лили Джона «Эвфуэс».

Влияние стиля чувствуется в произведениях Марино, Тассо, Чинтио Джиральди и Маттео Банделло.

Популярность маньеризма стала шириться и набирать обороты благодаря Вазари – биографу и художнику 16-го века. Он охарактеризовал это направление в искусстве как уравновешенность грациозности и утонченность линий.

Как оформить комнату для мальчика подростка вы узнаете, перейдя по ссылке.

Как рассчитать ламинат на комнату подробно описано в этой статье.

Что такое бесшовная текстура мрамора: http://trendsdesign.ru/materialy/mramor/sovremennom-stroitelstve-i-interere.html

Видео-обзор на культуру маньеризма

Выводы

Маньеризм зародился в эпоху кризиса культурных и художественных идеалов. Внутренняя противоречивость стиля превосходила направление стиля рококо, и породила открытие эротизма в искусстве. Определение стиля в широком смысле характеризуется формотворческим началом перехода от эпохи античности, через эпоху классицизма и до современного периода.

Маньеризм Википедия

Маньери́зм (от итальянского maniera, манера) — западноевропейский литературно-художественный стиль XVI — первой трети XVII века. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком[1]. Некоторые исследователи (особенно литературоведы) не склонны считать маньеризм самостоятельным стилем и усматривают в нём раннюю фазу барокко. Существует и расширенное толкование понятия «маньеризм» как выражения формотворческого, «претенциозного» начала в искусстве на разных стадиях культурного развития — от античности до современности.

Общая характеристика стиля[ | ]

Маньеризм появился в Италии, где важнейшими очагами развития стиля стали Флоренция, Мантуя и Рим, а затем получил распространение во Франции и других европейских странах.

Стиль был отчасти порождён кризисными явлениями в общественно-политической сфере, характерными для позднего Возрождения с его социальной, моральной и религиозной неустойчивостью; иногда начальную фазу маньеризма связывают с разграблением Рима в 1527 году. Самое же главное, маньеризм в броской форме отразил существенную, подобную взрыву трансформацию искусства и литературы от средних веков к Новому времени.

Маньеризм в изобразительном искусстве[ | ]

маньеризм в архитектуре | Архитектурные стили

Мудехар

23 Август, 2013

Мудехар – это синтетический стиль в декоративно-прикладном искусстве, живописи и архитектуре Испании XI-XVI веков. Название этого архитектурного течения произошло от имени религиозной группы мудехаров – мусульманского населения, которое осталось на территории Пиренейского полуострова после его освобождения в ходе Реконкисты.

Японский стиль (сёйн)

15 Июль, 2015

Японский стиль архитектуры (сёйн) − стиль, характеризующийся сдержанностью, элегантностью, простотой, функциональностью и минимализмом во всем. Постройки в данном стиле открытые, светлые, состоящие в основном из прямоугольных элементов. Сооружаются они главным образом из дерева и отличаются массивными скатами крыш и тонкими стенами.

Стиль прерий

11 Сентябрь, 2017

Стиль прерий, или школа прерий – архитектурный стиль конца 19-го — начала 20-го века, наиболее широко распространённый на Среднем Западе США.

Постмодернизм

3 Апрель, 2015

Постмодернизм − направление, противопоставившее себя модернизму и претендующее на его замену. Впервые термин «постмодернизм» был использован в 1975 году Ч. Дженксом. Постмодернистское движение в архитектуре началось в Америке в 1960-1970-х годах в связи с неудачами модернистской архитектуры.

Эклектика

28 Май, 2015

Эклектика − направление в архитектуре, господствующее в Европе и России в 1830-е −1890-е годы и основанное на использовании элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неомавританского, неоренессанса, индо-сарацинского, неоготики, неовизантийского, псевдорусского) и их искусственном соединении. Термин «эклектика»  был  введен родоначальником философской школы эклектизма Потамоном  еще во втором веке. В переводе с греческого языка «эклектика» и «эклектизм» означают «избранный, отборный».

Индо-сарацинский стиль

28 Март, 2016

Индо-сарацинский стиль − архитектурный стиль, родиной которого является Индия времен колонизации Британией в годы правления королевы Виктории (1837-1901).

Брутализм

19 Август, 2013

Архитектурный стиль брутализм (новый брутализм, необрутализм) зародился на Британских островах в пятидесятых годах 20 века. Он является одним из видов послевоенного модернизма.

Американский форсквер

23 Ноябрь, 2016

Американский форсквер − пост-викторианский архитектурный стиль, появившийся в США в конце XIX столетия и достигший пика своей популярности в начале XX века. Основной отличительной чертой зданий, выполненных в данном стиле, является квадратная форма как в основании, так и по фасадам. Для американского форсквера характерны простота дизайна, прямые линии и симметрия.

Историзм

16 Июнь, 2018

Историзм – это направление в архитектуре, а также в декоративном искусстве, распространённое в 19-м и продолжавшее оказывать определённое влияние также в 20-м веке. Его суть, и прежде всего в архитектуре, состоит в попытке возврата к более ранним архитектурным стилям и их частичном комбинировании.

Ар-нуво

23 Август, 2013

Ар-нуво (модерн) – это стиль в архитектуре, который получил распространение в Европе в конце 19-го – начале 20-го столетия. Ему свойственны использование новых материалов, например стекла и металла; отказ от прямых углов, линий и симметричных форм.

Маньеризм — это… Что такое Маньеризм?

        течение в европейском искусстве 16 века, отражающее кризис гуманистической культуры Высокого Возрождения (См. Высокое Возрождение). Основным эстетическим критерием М. становится не следование природе, а субъективная «внутренняя идея» художественного образа, рождающаяся в душе художника. Используя в качестве стилистических нормативов произведения Микеланджело, Рафаэля и других мастеров Возрождения, маньеристы искажали заложенное в них гармоничное начало, культивируя представления об эфемерности мира и шаткости человеческой судьбы, находящейся во власти иррациональных сил. В элитарном, ориентирующемся на знатока искусстве М. возродились и отдельные черты средневековой, придворно-рыцарской культуры. Ярче всего М. проявился в искусстве Италии. Творчество ранних маньеристов (Понтормо, Россо Фьорентино, Беккафуми, Пармиджанино), выступивших в 20-х годах 16 века, проникнуто трагизмом и мистической экзальтацией; произведения этих мастеров отличаются острыми колористическими и светотеневыми диссонансами, усложнённостью и преувеличенной экспрессивностью поз и мотивов движения, удлинённостью пропорций фигур, виртуозным рисунком, где линия, очерчивающая объём, обретает самостоятельное значение. В маньеристическом портрете (Бронзино и др.), открывающем новые пути в развитии этого жанра, аристократическая замкнутость персонажей сочетается с обострением субъективно-эмоционального отношения художника к модели. Своеобразный вклад в эволюцию М. внесли ученики Рафаэля (Джулио Романо, Перино дель Вага и другие), в монументально-декоративных циклах которых преобладали атектоничные, насыщенные гротескной орнаментикой решения. С 1540-х годов М. превращается в господствующее направление в придворном искусстве; живопись этого периода отмечена холодной, «академичной» официальностью, педантичным аллегоризмом и принципиальным эклектизмом художественной манеры (Дж. Вазари, Ф. Цуккари, Дж. П. Ломаццо). Для скульптуры М. (Б. Амманати, Б. Челлини, Джамболонья, Б. Бандршелли) характерны стилизация человеческой фигуры, измельчённость формы, а также смелое решение проблем абсолютно круглой статуи. В архитектуре М. (Б. Амманати, Б. Буонталенти, Дж. Вазари, П. Лигорио, Джулио Романо) гуманистичная ясность образа вытесняется стремлением к сценическим эффектам, к эстетизации декора и подчёркиванию экстравагантной детали. Деятельность итальянских мастеров М. за пределами своей страны (Россо Фьорентино, Никколо дель Аббате, Приматиччо во Франции, В. Кардучо в Испании, Дж. Арчимбольдо в Чехии), а также широкое распространение маньеристической (в том числе архитектурно-орнаментальной) графики способствовали превращению М. в общеевропейское явление. Принципы М. определили творчество представителей 1-й школы Фонтенбло (Ж. Кузен Старший, Ж. Кузен Младший, А. Карон), немца X. фон Ахена, нидерландских мастеров А. Блумарта, А. и X. Вредеман де Врис, X. Голциуса, К. ван Мандера, Б. Спрангера, Ф. Флориса, Корнелиса ван Харлема. Выступление в Италии, с одной стороны, академистов болонской школы (См. Болонская школа), с другой — Караваджо ознаменовало конец М. и утверждение Барокко. В современном западном искусствознании сильны тенденции к неоправданному расширению понятия «М.», к включению в него мастеров или шедших своим, особым путём, или лишь испытавших отдельные маньеристические влияния (Тинторетто, Эль Греко, Л. Лотто, П. Брейгель Старший).

        

         Лит.: Виппер Б. Р., Борьба течений в итальянском искусстве 16 века…, М., 1956; Ротенберг Е. И., Искусство Италии 16 века, [М., 1967]; Briganti G., Der italienische Manierismus, Lpz., 1962; Manierismo. Barocco. Rococo: concetti e termini, Roma, 1962; Studies in western art, v. 2, (The Renaissance and mannerism), Princeton, 1963; Bousquet J., La peinture manieriste, [Neuchatel], 1964; Hauser A., Der Manierismus, Munch., 1964; Tafuri M., L’architettura del manierismo nel Cinquecento europeo, Roma, 1966; The meaning of mannerism, Hannover (New England), 1972.

         М. Н. Соколов.

        Дж. Арчимбольдо. «Фантастическая голова». 2-я пол. 16 в. Музей «Ала Понцоне». Кремона.

        Дж. Арчимбольдо. «Фантастическая голова». 2-я пол. 16 в. Музей «Ала Понцоне». Кремона.

        Джулио Романо. Роспись «Зала гигантов» в Палаццо дель Те в Мантуе. 1532—35. Фрагмент.

        Джулио Романо. Роспись «Зала гигантов» в Палаццо дель Те в Мантуе. 1532—35. Фрагмент.

        Никколо дель Аббате. «Обращение Павла». Ок. 1555. Художественно-исторический музей. Вена.

        Никколо дель Аббате. «Обращение Павла». Ок. 1555. Художественно-исторический музей. Вена.

        Пармиджанино. Женский портрет (т. н. «Антея»). 1535—37. Национальные музеи и галереи Каподимонте. Неаполь.

        Пармиджанино. Женский портрет (т. н. «Антея»). 1535—37. Национальные музеи и галереи Каподимонте. Неаполь.

        Ф. Приматиччо. Декоративное убранство комнаты герцогини д’Этан во дворце в Фонтенбло. Стукковая лепнина, живопись маслом на холсте. 1540-е гг. Фрагмент.

        Ф. Приматиччо. Декоративное убранство комнаты герцогини д’Этан во дворце в Фонтенбло. Стукковая лепнина, живопись маслом на холсте. 1540-е гг. Фрагмент.

        Адриан де Врис. «Психея». Бронза. 1593. Национальный музей. Стокгольм.

        Адриан де Врис. «Психея». Бронза. 1593. Национальный музей. Стокгольм.

        Б. Челлини. «Нарцисс». Мрамор. 1540-е гг. Национальный музей. Флоренция.

        Б. Челлини. «Нарцисс». Мрамор. 1540-е гг. Национальный музей. Флоренция.

        Россо Фьорентино. «Оплакивание Христа». Ок. 1535. Лувр. Париж.

        Россо Фьорентино. «Оплакивание Христа». Ок. 1535. Лувр. Париж.

        Понтормо. «Положение во гроб». 1526—28. Церковь Санта-Феличита. Флоренция. Фрагмент.

        Понтормо. «Положение во гроб». 1526—28. Церковь Санта-Феличита. Флоренция. Фрагмент.

        П. Лигорио. Фонтан «Орган» на вилле д

        П. Лигорио. Фонтан «Орган» на вилле д’Эсте в Тиволи (между 1550 и 1572).

        Ф. Цуккари. Палаццетто Цуккари в Риме. 1593. Портал.

        Ф. Цуккари. Палаццетто Цуккари в Риме. 1593. Портал.

Маньеризм в живописи: особенности направления

Маньеризм в живописи – это направление в изобразительном искусстве XVI–первой половины XVII века. Оно возникло в Италии как реакция на кризис гуманистических идеалов, характерных для эпохи Возрождения. В более широком смысле под данным понятием подразумевают новое культурное течение, которое было характерно также и для литературы, архитектуры, скульптуры, музыки.

Предпосылки возникновения

Маньеризм в живописи появился в то время, когда в искусстве все еще продолжали господствовать принципы высокого Возрождения. Однако в связи с целым рядом кризисных явлений социально-экономического, политического и духовного характера в культуре наблюдался отход от традиционного понимания человека как гармоничного целого духовного и телесного начал. Многие мыслители, ученые, представители интеллигенции разочаровались в гуманистических идеалах. Была утрачена вера в гармонию мира, возможность идеального сосуществования человека мира и природы.

маньеризм в живописи

Новый подход

Следствием указанных явлений и стал маньеризм в живописи, для которого было характерен отход от четких классических пропорций, величественных сюжетов, монументальных образов. Теперь художники стали писать совершенно в иной манере. Последнее понятие и стало определяющим для нового направления, поскольку на первый план вышло не идейное содержание полотна и изысканность, утонченность, а изощренность форм.

 маньеризм итальянской живописи

Этапы

Маньеризм в живописи прошел несколько этапов развития. Первый период припадает на 1520-1540 годы. В это время новый стиль особенно бурно развивался в итальянских, а точнее, в римско-флорентийских кругах (Вазари, Понтормо и других). Художники активно осваивали новый язык и изобразительные приемы, делая акцент на линии, светотени, необычности построения композиции, особой цветовой гамме.

Со второй половины XVI века и примерно до начала следующего столетия новое направление распространилось по континенту, так что в ряде европейских государств возникли его местные школы. Наиболее известной из них было Фонтенбло во Франции. Таким образом, данный стиль получил общеевропейское признание, оказав большое влияние на развитие следующего течения в культуре – барокко.

Особенности

Маньеризм итальянской живописи заложил основу всего течения в целом. Молодые авторы стремились преодолеть стройность и гармоничность, характерную для мастеров Возрождения. Вместо плавных и ровных очертаний они стали изображать ломанные линии, вместо спокойных уравновешенных поз – стремительность и динамику движений фигур, а монументальные величественные образы были заменены довольно сложными композициями.

Художники часто стремились передать внутреннюю напряженность героев. И для этого прибегали к нарушению световой гармонии. Фигуры намеренно делались удлиненными, вытянутыми, чем нарушалась пропорция образа. Авторы использовали холодные цвета в отличие от своих предшественников, которые, стремясь передать душевное умиротворение и внутреннюю гармонию, рисовали теплыми красками.

маньеризм в живописи особенности

Влияние

Итак, указанные особенности стиля, маньеризма, позволяют выделить его в отдельный этап развития культуры и искусства. Хотя некоторые исследователи склонны видеть в нем либо одно из проявлений Возрождения, либо начальный этап барокко. Однако большинство специалистов все-таки сходится на том, что этот ни с чем не сравнимый стиль слишком оригинален, что дает основания выделять его как отдельный этап развития. Например, искусствоведы отмечают, что спиритуализм данного течения лег в основу сакрального барокко. Даже в наше время в изобразительном искусстве наблюдается подражание этому стилю. Так что некоторые выделяют современное направление – неоманьеризм.

 особенности стиля маньеризм

В других странах

Новое течение получило широкое распространение в европейских странах во многом благодаря тому, что итальянские художники работали в ряде культурных центров на континенте. Но и местные мастера также проявляли немалый интерес к новому художественному языку, приемам, средствам изобразительности. Особенности живописи художников-маньеристов нашли отражение в творчестве Э. Греко.

Причина популярности рассматриваемого стиля заключается в том, что он отличался особенной изящностью и куртуазностью. Не зря в рамках данного направления вновь возродились идеалы рыцарской романтики, темы которой как бы получили вторую жизнь в трудах художников раннего нового времени.

 особенности живописи художников маньеристов

Вместе с тем, этот стиль был понятен и доступен только ограниченным лицам. Он развивался в замкнутых кругах придворной и дворцовой интеллигенции. И не получил такого широкого размаха, как идеи гуманизма, воплощенные в полотнах. Техника исполнения отличалась замысловатостью и вычурностью, которая делала произведения сложными для восприятия. Маньеризм в живописи, особенности которого сильно отличались от почерка представителей Возрождения, хотя и получил широкое распространение, тем не менее не стал таким знаковым явлением в культуре. Творчество знаменитых титанов, значение которых было столь велико, вышло за границы изобразительного искусства и получило широкий общественный резонанс.

Феномен гуманистических идеалов заключается в том, что они имели не только культурное, но общественно-политическое значение. Чего нельзя сказать о маньеризме. Вместе с тем его следует рассматривать как знаковое явление в искусстве, поскольку он знаменовал переход от классического античного стиля к барокко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *