Микеланджело архитектура – 7. Архитектурные сооружения Микеланджело. История искусства всех времён и народов. Том 3 [Искусство XVI–XIX столетий]

Давид (Микеланджело) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Давид — мраморная статуя работы Микеланджело, впервые представленная флорентийской публике на площади Синьории 8 сентября 1504 года. С тех пор пятиметровое изваяние стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом. В настоящее время оригинал статуи находится в Академии изящных искусств во Флоренции.

Статуя, предназначенная для кругового обзора, изображает обнажённого Давида, сосредоточенного на предстоящей схватке с Голиафом. В этом сюжете состояло иконографическое новшество, поскольку Вероккьо, Донателло и прочие предшественники Микеланджело предпочитали изображать Давида в момент торжества после победы над гигантом.

Юноша готовится к бою с превосходящим его по силе врагом. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Брови грозно сдвинуты, в них читается нечто устрашающее. Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. Свободная поза героя — классический пример контрапоста — уже подготавливает смертоносное движение.

Речь о создании статуи ветхозаветного царя впервые зашла в середине XV века, когда гильдия торговцев шерстью (на которую народ Флоренции возложил надзор за украшением соборного храма Санта-Мария-дель-Фьоре) выступила с предложением окружить собор двенадцатью крупногабаритными скульптурами ветхозаветных персонажей.

К 1464 году было готово только два изваяния, одно из которых выполнил Донателло, а другое — его подмастерье Агостино ди Дуччо. Для статуи Давида во Флоренцию была доставлена огромная глыба мрамора из копей Каррары. После смерти Донателло в 1466 году Агостино отошёл от работы над этим проектом, едва принявшись за обтёсывание ног фигуры. Вскоре был расторгнут контракт и с пришедшим ему на смену Антонио Росселлино.

Взор «Давида»

К началу XVI века заброшенная глыба мрамора, которую флорентийцы прозвали «Гигантом», представляла собой жалкое зрелище. С каждым десятилетием она неумолимо таяла в размерах из-за губительного воздействия осадков. Наконец кураторы собора, проконсультировавшись с Леонардо да Винчи и другими знатоками скульптуры, признали статую годной к доделке.

После некоторых колебаний завершение «Давида» было поручено известному своей амбициозностью 26-летнему скульптору Микеланджело Буонарроти. Контракт с ним был подписан 16 августа 1501 года, а уже 13 сентября молодой человек приступил к работе. Борьба Микеланджело за извлечение из бесформенной глыбы идеального человеческого тела продолжалась два года.

25 января 1504 года, когда работа над «Давидом» уже близилась к завершению, его пришли оценить ведущие флорентийские художники. Только немногие из них, во главе с Боттичелли, по-прежнему настаивали на размещении статуи близ собора. Для прочих консультантов, включая Джулиано да Сангалло, Пьеро ди Козимо и Леонардо да Винчи, общегражданский посыл скульптуры перевесил её религиозное значение. Для защиты от негативного действия сил природы статую было предложено перенести туда, где заседал городской совет, — в лоджию Ланци.

Транспортировка статуи к стенам палаццо Веккьо заняла четыре дня. На этом месте «Давид» сменил двухметровую бронзовую группу «Юдифь и Олоферн» работы Донателло. Подобно своей предшественнице, произведение Микеланджело воспринималось как наглядный образ героической борьбы флорентийского народа за свободу от тирании.

В 1873 году во избежание порчи от воздействия осадков и выветривания статуя была перенесена в один из залов Академии изящных искусств. Её место на площади Синьории заняла в 1910 году копия. В 2003—2004 годах оригинал Микеланджело был очищен реставраторами от накопившихся за многие годы загрязнений.

Злоупотребление образом «Давида» в современной культуре является признаком китча

Едва ли в мире найдётся статуя, которая может сравниться с «Давидом» по количеству копий и слепков. Наиболее известные копии установлены:

  • Специалисты по анатомии обращают внимание на то, что в целях достижения большей художественной выразительности скульптор пошёл на искажение пропорций человеческого тела, особенно заметное в верхней части статуи. Один из учёных вычислил, что между правой лопаткой и позвоночником не хватает одной мышцы[1].
  • Подобно другим ренессансным изображениям ветхозаветных персонажей, «Давид» не обрезан, что расходится с иудейской традицией[2]. В XX веке власти Иерусалима отказались принять у флорентийцев слепок со статуи, поскольку та изображает героя израильского народа в облике итальянца XVI века.
  • В 1991 году на статую набросился вандал с молотком, который, прежде чем его скрутили охранники, успел отколоть несколько кусков мрамора от пальцев левой ноги.
  • Anton Gill.
    Il Gigante: Michelangelo, Florence, and the David, 1492—1504
    . St. Martin’s Press, 2003. ISBN 0-312-31442-6.

Бахус (Микеланджело) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Бахус» (итал. Bacco; также — «Пьяный Бахус»[1]) — мраморная скульптура, изображающая бога вина Вакха (Бахуса). Это произведение было создано Микеланджело в 1497 году по заказу кардинала Рафаэля Риарио.

Современный исследователь творчества скульптора, Уильям Уоллес, считает эту работу первым шедевром Микеланджело[2].

Заказ на статую Микеланджело получил 4 июля 1496 года, поскольку кардинал хотел расширить свою коллекцию античных скульптур. Однако известно, что Риарио отказался от завершённого произведения, и скульптуру приобрёл банкир Якопо Галли, сады которого были расположены вблизи палаццо Канчеллерия. Друг скульптора Кондиви ошибочно отрицал факт заказа кардиналом статуи[3], но в 1981 году это было подтверждено исследователями

[4].

В 1572 году статую приобрели Медичи и перевезли во Флоренцию.

Сейчас статуя находится в музее Барджелло во Флоренции[5].

Эта двухметровая скульптурная группа предназначена для кругового обзора. Микеланджело изобразил пьяного бога вина, которого сопровождает сатир. Кажется, что Вакх готов упасть вперёд, он шатается, но сохраняет равновесие, отклоняясь назад. Взгляд бога обращён на чашу с вином, и он кажется слишком влюблённым в свой собственный дар человечеству[2]. Мышцы спины выглядят напряжёнными, но расслабленные мышцы живота и бёдер демонстрируют физическую, а значит, и духовную слабость. Микеланджело добился впечатления неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла бы нарушить эстетический эффект.

На рисунке нидерландского художника Мартена ван Хемскерка (сделанном ок. 1532—1535) у статуи уже не хватает руки с кубком и пениса. Рука и кубок были восстановлены в начале 1550-х.

Эта скульптура упоминается в биографическом романе К. Шульца «Камень и боль»:

«Хмельной бог обнажён и улыбается в веселье, приветствует, понимает, мирит, утешает и успокаивает, с душой вина на губах, с душой вина, разлитой по всему его гладкому, мягко изогнутому телу[6].»

По мнению Виктора Лазарева, «Вакх» — «наименее самостоятельная из работ Микеланджело», так как в ней легко читается влияние античной пластики[7].

  • Edgar Wind. Pagan Mysteries in the Renaissance. London, 1958, p. 147 —157 (ch. 12: A Bacchic Mystery by Michelangelo)
  1. ↑ Роллан, 1992, с. 95.
  2. 1 2 Wallace, 2010, с. 12 —13.
  3. ↑ Эрпель, 1990, с. 13.
  4. ↑ Michael Hirst, Michelangelo in Rome: an altarpiece and the ‘Bacchus’  (англ.)
  5. ↑ Museo Nazionale del Bargello — Galleria
  6. ↑ Шульц, 2007, с. 484 —485.
  7. ↑ Микеланджело. Поэзия. Письма, 1983, с. 7.
  • Вазари Д. Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов = итал. Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti. — К.: Искусство, 1970. — С. 296 —429, 497 —507. — 520 с.  (укр.)
  • Микеланджело. Поэзия. Письма. Суждения современников / сост. В. Н. Гращенков. — М.: Искусство, 1983. — 451 с.
  • Эрпель Фриц. Микеланджело / Пер. с нем. Сергея Данильченко. — Берлин: Хеншель, 1990. — 72 с. — ISBN 3-362-00044-4.
  • Роллан Ромен. Жизнь Микеланджело // Жизни великих людей: Пер. с франц. В. Курелла.. —
    М.
    , 1992. — 71 —197 с. — ISBN 5-206-00351-4.
  • Шульц К. Камень и боль: роман. — М.: Эксмо, 2007. — 688 с. — ISBN 5-699-20485-7.
  • Eric Scigliano. Michelangelo’s Mountain: The Quest For Perfection In The Marble Quarries Of Carrara. — Simon and Schuster, 2005. — 352 с.  (англ.)
  • John Addington Symonds. The Life of Michelangelo Buonarroti. — 1893.  (англ.)
  • William Wallace. The Treasures of Michelangelo. — Andre Deutsch, 2010. — ISBN 978-0-233-00253-8.  (англ.)

Рабы Микеланджело — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Рабы» (итал. prigioni — «пленники»), высеченные прославленным итальянским скульптором Микеланджело — цикл знаменитых скульптур, хранящихся в различных музеях Европы, предназначавшихся для неосуществлённого проекта гробницы папы Юлия II в Сан-Пьетро-ин-Винколи (осуществлен «урезанный» вариант проекта).

2-й вариант проекта гробницыОсуществленный вариант
Michelangelo Second design for wall tomb for Julius II.jpg

Проект надгробия папы Юлия II существовал в нескольких вариантах. Один из них (2-й) включал статуи рабов, которые должны были находиться на нижнем ярусе. Микеланджело успел закончить 2 из них, и начать 4, когда работа над этим вариантом была остановлена. Окончательный вариант гробницы не включал статуи рабов.

В 1546 г. Микеланджело подарил 2 готовые статуи Роберто Строцци в благодарность за оказанное гостеприимство, а тот преподнес их французскому королю Франциску I. В 1578 года они хранились в замке Экуан, после этого — в замке Пуату у кардинала Ришелье, в 1793 году были сняты с продажи как национальное достояние и попали в Лувр.

4 незаконченные статуи находятся во Флоренции (галерея Академии) — они остались во флорентийской мастерской Микеланджело, в 1564 г. Леонардо, его племянник, подарил их герцогу Козимо I: скульптуры находились в гроте в садах Боболи (Питти галерея), а в 1909 году их перенесли в Галерею Академии во Флоренции.

Две законченные луврские статуи являются противопоставлением прекрасного и сильного юноши, пытающегося разорвать путы, другому юноше, бессильно повисающему в них.

Значение[править | править код]

В первоначальном плане мавзолея, по утверждению Вазари: «Пленники эти означали области, покоренные этим папой и подчиненные апостольской церкви; другие же разнообразные статуи, также связанные, — олицетворяли все добродетели и хитроумные искусства, изображенные там потому, что и они были подчинены смерти и не в меньшей степени, чем сам первосвященник, который столь успешно им покровительствовал»[1].

В «Восставшем рабе» находили олицетворение архитектуры, а в «Умирающем» — живописи, так как у ног фигуры имеется незавершенное изображение обезьяны из афоризма Ars simia naturae[2].

Прочие[править | править код]

  • Еще один «раб» хранится в Музее Буонарроти во Флоренции, но принадлежность его к работе Микеланджело оспаривается.
  • Мацулевич Ж. Статуэтка «Скованный раб» Микеланджело из собрания Эрмитажа // Искусство. 1964. № 8. С. 66-70.

Вечер (Микеланджело) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Вечер» (итал. Crepuscolo) — мраморная статуя, изображающая аллегорию Вечера (или Сумерек), созданная Микеланджело в течение 1524—1534 гг. Статуя входит в композицию надгробия Лоренцо II Медичи в капелле Медичи.

Новая сакристия (ризница) была задумана как мемориальная капелла Джулиано Медичи, брата римского папы Льва, и Лоренцо, его племянника, которые умерли молодыми. Это был замысел Льва X, но заказчиком стал папа Климент VII, другой член семьи Медичи, который активно поддерживал этот проект.

Микеланджело работал над статуей в течение 1524—1534 гг. По Эрпелю, статуя была почти готова в марте 1526[1], а окончательно статуя была доработана в 1534 году, когда Микеланджело уехал в Рим, не установив скульптуру и не завершив гробницу [а].

Предыдущая модель[править | править код]

Существовала терракотовая модель для статуи, описанная в каталоге Кристофа Готлиба Мурра (1797) [б]. Однако, о ней ничего неизвестно с 1802 года, когда коллекция была распродана[2].

«Вечер» — пожилой мужчина атлетического телосложения. Его лицо едва намечено, как и у «Дня», что контрастирует с полированной поверхностью тела[3]. Он засыпает, его левая рука уже едва поддерживает тело, голова склоняется на грудь, а правая нога, небрежно заброшенная, через несколько мгновений выпрямится, и «Вечер» ляжет ровно и горизонтально. По Виктору Лазареву, «словно пытаясь подчеркнуть, что наступают сумерки, когда все предметы кажутся затянутыми паволокой, Микеланджело сознательно оставил незавершенными лицо, руки и ноги»[4].

Как писал Либман, «„Вечер“ — погружен в смутные размышления»[5]. Айнем сказал, что «кажется, все силы покинули слабое тело (…) „Вечера“. Голова незавершена, но гнетущая атмосфера пожилого возраста и ностальгии переданы безошибочно»[6].

В биографическом романе Ирвинга Стоуна «Муки и радости» (1961) о скульптуре написано, что: «(…) Лицо „Вечера“ — было портретом его собственного, со впалыми глазами, костлявым носом, бородатого лица»[7].

В японском аниме-сериале «Эрго Прокси» (2006) все четыре статуи-аллегории выступают советниками правителя города Ромдо (Рим?). Скульптура «Вечера» — персонификация Джорджа Беркли, влиятельного ирландского философа, который известен своими работами о субъективном идеализме, запечатлёнными в его книге «Быть — это чувствовать» (лат. «Esse est percipi»)[8].

  1. ↑ Эрпель, 1990, с. 14.
  2. ↑ LeBrooy, 1972, с. 86.
  3. ↑ Wallace, 2010, с. 33.
  4. ↑ Микеланджело. Поэзия. Письма, 1983, с. 21.
  5. ↑ Либман, 1964, с. 22.
  6. ↑ Einem, 1973, с. 100.
  7. ↑ Стоун, 1991: «Dusk was a portrait of his own sunken-eyed, bony-nosed, bearded face».
  8. ↑ Визуальные цитаты (неопр.). ERGO PROXY SUM. Архивировано 3 октября 2012 года.
  9. Наталя Куликова. Медичи — символ эпохи Возрождения (неопр.). Архивировано 30 сентября 2012 года.
  • Вазари Д. Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов = итал. Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti. — К.: Искусство, 1970. — С. 296 —429, 497 —507. — 520 с. (укр.)
  • Либман М. Я. Микеланджело Буонарроти. — М.: Советский художник, 1964. (рус.)
  • Микеланджело. Поэзия. Письма. Суждения современников / сост. В. Н. Гращенков. — М.: Искусство, 1983. — 451 с.
  • Стоун И. «Муки и радости. Роман: Пер. c англ. Н. Банникова = англ.  The Agony and the Ecstasy. — М., 1991. — 768 с. — ISBN 5-253-00154-9.
  • Эрпель Фриц. Микеланджело / Пер. с нем. Сергея Данильченко. — Берлин: Хеншель, 1990. — 72 с. — ISBN 3-362-00044-4.
  • Eric Scigliano. Michelangelo’s Mountain: The Quest For Perfection In The Marble Quarries Of Carrara. — Simon and Schuster, 2005. — 352 с. (англ.)
  • Herbert von Einem; Ronald Taylor. Michelangelo = нем. Michelangelo (1959). — London: Methuen&Co Ltd, 1973. — 329 с. (англ.)
  • John Addington Symonds. The Life of Michelangelo Buonarroti. — 1893. (англ.)
  • Paul James LeBrooy. Michelangelo models formerly in the Paul von Praun Collection. — Michigan, 1972. (англ.)
  • William Wallace. The Treasures of Michelangelo. — Andre Deutsch, 2010. — ISBN 978-0-233-00253-8. (англ.)

Лия (Микеланджело) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

                      Чтоб всякий ведал, как я названа,
                      Я — Лия, и, прекрасными руками
                      Плетя венок, я здесь брожу одна.

                      Для зеркала я уберусь цветами;
                      Сестра моя Рахиль с его стекла
                      Не сводит глаз и недвижима днями.

                      Ей красота её очей мила,
                      Как мне — сплетенный мной убор цветочный;
                      Ей любо созерцанье, мне — дела

Лия (итал. Lia) — мраморная скульптура Лии, первой жены Иакова, старшей сестры Рахили, созданная Микеланджело для гробницы папы Юлия II около 1542 г. «Лия» размещена в нише слева от «Моисея».

По Уильяму Уоллесу, Лия «задумчива», «полна благородного, тихого величия»[1]. В левой руке она держит зеркало, чтобы наблюдать за действиями людей, а в правой — гирлянду цветов, что символизирует добродетели человеческие при жизни и прославление их после смерти[2]. Эрик Шильяно отмечает, что Лия вполне «жизненная», и «её ноги (…) крепко держатся земли», а «… собранные складки туники в районе лона напоминают о плодовитости библейской Лии, которая родила Иакову шесть сыновей»[3].

В Библии сестры Рахиль и Лия противопоставляются друг другу, что дает возможность расценивать их как аллегорические фигуры:

«Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом и красива лицем Быт. 29:17»

Лия символизирует собой «жизнь деятельную» (лат. Vita activa)[2][4], поскольку именно так её изобразил Данте. Прототипами Рахили и её старшей сестры Лии, очевидно, являются «активный» Джулиано и «созерцательный» Лоренцо Медичи[3].

Святой Матфей (Микеланджело) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Евангелист Матфей (итал. San Matteo; также — Святой Матфей) — незаконченная мраморная статуя апостола Матфея, созданная Микеланджело около 1505−1506 гг. Уильям Уоллес отмечал, что это произведение Микеланджело имело значительное влияние на его современников, в частности оно проcлеживается в позе Святой Екатерины с картины Рафаэля и в скульптурах Якопо Сансовино, в частности в статуе Святого Иакова[1].

24 апреля 1503 года Микеланджело подписал договор с шерстяным цехом (итал. Arte della Lana) на создание двенадцати статуй апостолов для собора Санта-Мария-дель-Фьоре, с условием, что он должен выдавать по одной работе в год[2][а]. Договором предусматривалось, что скульптор сам поедет в Каррару для выбора мрамора[3]. По меньшей мере пять блоков были доставлены во Флоренцию в 1504[4]. Микеланджело успел начать только одну статую — статую Святого Матфея.

Мраморный блок, из которого Микеланджело ваял статую, сохранил свои прямоугольные формы. Сама фигура святого выполнена в сильном контрапосте — левая нога поднята и опирается на камень, что вызывает изменение оси между тазом и плечами[5]. В правой руке он держит книгу, крепко прижимая её к телу. Голова апостола обращена влево и вверх. Левая рука лежит вдоль тела свободно, как ненужная, поскольку Левий Матфей записывал не собственные слова, а сказанные ему ангелом [1].

Как отметил Лазарев, поза святого совсем необычная, поскольку кажется, что Матфей пытается высвободиться из камня, но тот держит его и не отпускает[6].

Вазари рассматривал эту работу не как статую, а как предварительную заготовку или модель. Он писал, что Микеланджело «сделал еще эскиз мраморной статуи св. Матфея для Санта-Мария-дель-Фьоре. Этот эскиз показывает большую законченность и учит скульпторов, каким образом нужно вырезать статуи из мрамора, не портя его, как снимать мрамор слоями так, чтобы можно было всегда целесообразно использовать его, немного убрать или изменить, если это потребуется» [7]. Эрик Шильяно же писал, что «Святой Матфей — это значительно больше, и значительно меньше, чем просто незавершённая статуя»[3]. По мнению Шильяно, Микеланджело не хотел разбивать камень, потому что «видел, что влияние сделанного частично состояло в том, чего он не делал, в камне, который он не забрал»[8]. Он также приводит слова Питера Роквелла (англ. Peter Rockwell), современного скульптора и искусствоведа, что подход, который Вазари описал как совершенный и правильный, на самом деле является «неудобной и сложной техникой для вырубки статуи, а также необычной для того периода, да и для самого Микеланджело. Это скорее алгоритм раскрытия, а не практический способ»[9].

В надгробной речи на смерть Микеланджело, Бенедетто Варки (итал. Benedetto Varchi) отмечает это произведение как показывающее «глубину и совершенство интеллекта и таланта» скульптора. Это может считаться одним из первых документированных свидетельств признания незаконченного произведения искусства[2].

Штудия Рафаэля по евангелисту Матфею датируется 1507 годом. Сейчас рисунок хранится в Британском музее. Четко прорисована левая рука, а правая с книгой даже не намечена. Рафаэль продолжил линии ног, так, что видны икры святого.

В 1998 году было опубликовано стихотворение «Микеланджело: Св. Матфей — незавершен» Луизы Лоуренс Уайт (англ. Louise Lawrence White), в котором скульптор перестал работать над камнем после того, как добрался до его сердца[10].

а. ^ высота каждой из скульптур устанавливалась как «четыре локтя с четвертью» (248,2 см)[2]
  1. 1 2 Wallace, 2010, с. 19.
  2. 1 2 3 Michaël J. Amy. The Dating of Michelangelo’s St Matthew. — 2000. — Т. 142, вып. 1169.
  3. 1 2 Scigliano, 2005, с. 111.
  4. ↑ Wallace, 2010, с. 18.
  5. ↑ Статуя Св. Апостола Матфея (ок. 1503-1506) (неопр.). www.mikelangelo.ru. Дата обращения 1 июля 2012. Архивировано 7 октября 2012 года.
  6. ↑ Микеланджело. Поэзия. Письма, 1983, с. 11.
  7. ↑ Вазари, 1970, с. 313.
  8. ↑ Scigliano, 2005, с. 116.
  9. ↑ Scigliano, 2005, с. 113.
  10. Louise Lawrence White. Michelangelo: St Matthew—Unfinished (англ.). Sport 20 124-125. Wellington: Fergus Barrowman (березень 1998). — «(…)/through gauzy distance/the tap tap tap of a chisel/when a man carved/so deep into stone/he felt the heart move then/wiped the sweat from his eyes/and walked away/(…)». Дата обращения 1 мая 2012. Архивировано 6 октября 2012 года.

Обращение Савла (Микеланджело) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Обраще́ние Са́вла» (итал. Conversione di Saulo) — фреска в Апостольском дворце Ватикана, в Капелле Паолина[1]. Одна из двух последних законченных работ Микеланджело. Фреска написана в период с июля 1542 по июнь 1545 гг. по заказу папы Павла III. Фреска отличается мощью, выразительностью и стройностью композиции.

Строить капеллу начали в 1537 году и точная дата начала и конца работы Микеланджело над фреской неизвестны, однако в 1550 году две фрески были готовы. Папа Павел III умер годом раньше. Кроме фрески «Обращение Савла» Микеланджело написал для капеллы фреску «Распятие святого Петра». Капелла Паолина с двумя фресками расположена вне ватиканских музеев, рядом с личными покоями Папы Римского. Капелла Паолина, в отличие от Сикстинской капеллы и собора Святого Петра, недоступна для туристов.

До нашего времени не дошли эскизы Микеланджело к «Обращению Савла»; однако в Нидерландах в Харлеме, в музее Тейлера, на листе с архитектурными этюдами сохранилось несколько эскизов итальянским карандашом к «Распятию апостола Петра». Кроме этого, в Неаполе в Каподимонте, хранится поврежденный фрагмент картона Микеланджело для фигур солдат в нижней левой части фрески.

После окончания работ над фресками в капелле Паолина, Микеланджело почти полностью посвятил себя архитектуре — Собор святого Петра, Капитолий, Палаццо Фарнезе, Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири, Сан-Джованни-деи-Фиорентини.

  1. ↑ Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. // Редактор Л. П. Анурова. 2006.
  • Гримм Г. Д. Микель-Анджело Буонарроти. — СПб.: «Грядущий день», 1913—1914. Т. 1, Вып. 1—5.
  • Дживелегов А. К. Микельанджело. 1475—1564. — [М.]: «Мол. гвардия», 1957.
  • Дажина В. Д. Микеланджело. Рисунок в его творчестве. — М.: «Искусство», 1986.
  • Микеланджело. Жизнь. Творчество [Сб.] / Сост. В. Н. Гращенков. — М.: «Искусство», 1964.
  • Thode H. Michelangelo und das Ende der Renaissance. Berlin, 1902—1912. Bd. I—III.  (англ.)
  • Popp A. Die Medici-Kapelle Michelangelos. Munchen, 1922.  (англ.)
  • Tolnay L. de. Michelangelo. Vol. 1—5. Princeton, 1943—1960.  (англ.)
  • Weinberger M. Michelangelo the Sculptor. London; N. Y., 1967. Vol. 1—2.  (англ.)
  • Hartt F. Michelangelo. The complete Sculptor. N. Y., 1967.  (англ.)
  • Heusinger L. Michelangelo. Life and Works. Firenze, 1967.  (англ.)
  • Wilde J. Michelangelo. Six Lectures. Oxford, 1978.  (англ.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *