Микеланджело как архитектор – 7. Архитектурные сооружения Микеланджело. История искусства всех времён и народов. Том 3 [Искусство XVI–XIX столетий]
25. Архитектурное творчество Микеланджело
Архитектурные проекты (1538-1564)
В поздний период творчества, когда изобразительные образы утрачивают в живописи, скульптуре и графике Микеланджело героическое начало, обретая черты повышенной эмоциональности, пессимизма, обреченности, когда во всем искусстве Италии широко распространились маньеристские тенденции, Микеланджело обратился к иным областям искусства — к поэзии и архитектуре. Лишь в искусстве архитектуры Микеланджело остается верен заветам своих героических лет, его вера в безграничную творческую мощь художника вновь проявляется полностью. Не надо изображать видимый мир; великий порыв, упорно наполняющий его душу, пусть находит свое выражение не в чувственной реальности, — она слишком обманчива! — а в сцеплении, борьбе и победе стройных и устойчивых сил, имена которым колонна, карниз, купол, фронтон. И тут нет измены тому идеалу человеческой красоты, которому он верил и поклонялся, ибо, как мы знаем, Микеланджело утверждал зависимость архитектурных частей от человеческого тела.
С давних времен Микеланджело почитают как «отца барокко», он занялся архитектурой будучи уже зрелым и знаменитым, а последние десятилетия жизни посвятил почти исключительно архитектуре. Архитектура занимала определенное место в творчестве Микеланджело и раньше. Но она была либо непосредственно связана с его живописными и скульптурными произведениями, как в росписях свода Сикстинской капеллы или при создании ансамбля капеллы Медичи, либо представляла эпизодические заказы, оставшиеся в проектах. Таким был заказ папы Льва X на перестройку фасада церкви Сан Лоренцо во Флоренции, порученный Микеланджело в 1516 г. Микеланджело прославил свое имя, создав интерьербиблиотеки Лауренцианы, великолепным образцом скульптурного мышления в архитектуре, со знаменитой лестницей, что, по словам В. Н. Лазарева, подобна «потоку лавы, вытекающему из узкого дверного проема», и чьи криволинейные ступени кажутся нам вечно подвижными в своем как бы неудержимом чередовании. хотя Микеланджело поздно обратился к ней, он и в этом искусстве прославил свое имя.
К проблемам архитектуры Микеланджело подходил прежде всего как скульптор. В этой области он не получил специального образования, но соприкосновение с творениями выдающихся архитекторов того времени — Браманте, Джулиано да Сан-гало и других способствовало освоению им этой специфической профессии.
Он проявил себя как выдающийся градостроитель в оформлении Капитолийского холмапри грандиозной реконструкции древнеримской площади и установлении посредине античной конной статуи императора Марка Аврелия (1537-1539).
Архитектурный талант проявил Микеланджело при постройке собора Св. Петра(ему принадлежат западный фасад ибарабан с куполом) (1546-1564). Оставаясь до конца жизни архитектором величайшего собора христианского мира, и до конца жизниборясь с завистниками и недоброжелателями, он также составил: — проектукреплений Борго, — увенчал огромным карнизом, шедевром ренессансного зодчества,палаццо Фарнезев Риме (1546-1547), — проект реконструкции старого моста Санта Тринита (1560), по котрому Амманати выстроил мост спустя 10 лет, — проект римских городскихворот Порта-Пиа, названных по имени папы Пия IV (1561), — проект перестройки древних терм Диоклетиана вцерковь Cанта-Maрия-дельи-Анджели(1563)(от проекта Микеланджело ничего не осталось, ее полностью перестроили в XVIII в.), и — проектцеркви Санта-Джованни-де-Фьорентины(1559-1560), — план гробницы родственников папы Юлий III — дяди Антонио, кардинала де Монти, и мессера Фабиано, деда папы, в церкви Сан Пьетро а Монторио, (1549) и гробницы маркиза Мариньяно, брата Пия IV в Миланском соборе (в 1560 г., Микеланджело тогда было около 85 лет).
Микеланджело нарушил архитектурные традиции предшествующих поколений. В его постройках ордер зачастую терял свое тектоническое значение, превращаясь в средство декорирования стен, создания укрупненных масс, поражающих человека своими масштабом и пластикой. Во архитектуре Микеланджело, гениального скульптора и живописца, господствует пластическое начало, подчеркнутое выявление пластичности форм и их напряженной динамики, в создании динамических контрастов масс большую роль играют напряженный, насыщенный светотенью рельеф стены, сильно выступающие пилястры, пластически выразительные наличники, «большой ордер». Постройки Микеланджело подготавливают почву для барокко, однако их величественная тектоничность остается чисто ренессансной чертой.
Архитектуру Микеланджело воспринимал как отражение красоты человека, он говорил: «Совершенно несомненно, что архитектурные части подобны частям человеческого тела. Кто никогда не умел или не умеет хорошо воспроизвести человеческую фигуру, особенно в том, что касается анатомии, никогда этого не поймет»
Микеланджело – биография, фото, жизнь, скульптуры, статуи и картины
Биография
Микеланджело Буонарроти – признанный гений эпохи Возрождения, который принес неоценимый вклад в сокровищницу мировой культуры.
6 марта 1475 года в семье Буонарроти Симони родился второй ребенок, которого назвали Микеланджело. Отец мальчика был мэром итальянского городка Карпезе и являлся отпрыском благородного рода. Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно. Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной. Через месяц после рождения сына срок службы Лодовико ди Лионардо на посту мэра подошел к концу. И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции.
Микеланджело БуонарротиФранческа, мама малыша, постоянно болела, а будучи беременной, упала с лошади, поэтому не смогла самостоятельно выкармливать младенца. Из-за этого крошечного Мике поручили кормилице, и первые годы его жизни прошли в семье каменотеса. Малыш с раннего детства играл с камушками и долотом, пристрастившись к окультуриванию глыб. Когда мальчик подрос, то частенько говорил, что своим талантом обязан молоку приемной матери.
Портрет МикеланджелоРодная мама мальчика умерла, когда Мике исполнилось 6 лет. Это так сильно повлияло на психику ребенка, что он становится замкнутым, раздражительным и нелюдимым. Отец, беспокоясь за душевное состояние сына, отдает его в школу «Francesco Galeota». Рвения к грамматике ученик не проявляет, зато заводит друзей, которые прививают ему любовь к живописи.
В 13-летнем возрасте Микеланджело объявил отцу, что продолжать семейное финансовое дело не намерен, а будет обучаться художественному мастерству. Таким образом, в 1488 году подросток становится учеником братьев Гирландайо, которые приобщают его к искусству создания фресок и прививают азы живописи.
В мастерской Ghirlandaio провел год, после чего отправился изучать скульптуры в садах Медичи, где талантом юноши заинтересовался правитель Италии Лоренцо Великолепный. Теперь биография Микеланджело пополнилась знакомством с молодыми Медичи, которые потом стали римскими папами. Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов. В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа. Изучая скелеты и мышцы мертвых тел, Микеланджело досконально познакомился со строением человеческого тела, но подорвал собственное здоровье.
Рельефная скульптура Микеланджело «Битва кентавров»В 16 лет юноша создает две первые рельефные скульптуры — «Мадонну у лестницы» и «Битву Кентавров». Эти первые барельефы, вышедшие из-под его рук, доказывают, что юный мастер наделен необычайным даром, и его ожидает блестящее будущее.
Творчество
После смерти Лоренцо Медичи на престол взошел его сын Пьеро, который политической недальновидностью разрушил республиканский строй Флоренции. В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. В стране вспыхивает революция. Флоренция, раздираемая междоусобными фракционными войнами, не выдерживает военного натиска и сдается. Политическая и внутренняя обстановка в Италии накаляется до предела, что отнюдь не способствует творчеству Микеланджело. Мужчина отправляется в Венецию и Рим, где продолжает обучение и изучает статуи и скульптуры древности.
Скульптуры Микеланджело «Вакх» и «Пьета»В 1498 году скульптор создал статую «Вакх» и композицию «Пьета», которые приносят ему мировую известность. Скульптуру, где юная Мария держит на руках мертвого Иисуса, разместили в церкови Святого Питера. Через несколько дней Микеланджело услышал разговор одного из паломников, который заявлял, что композиция «Пьета» создана Christoforo Solari. Этой же ночью юный мастер, охваченный гневом, пробрался в церковь и высек надпись на нагрудной ленте Марии. Гравировка гласила: «MICHEL ANGELUS BONAROTUS FLORENT FACIBAT – это сделал Микеланджело Буонароти, Флоренция».
Чуть позже он раскаялся в своем приступе гордыни и решил больше не подписывать свои работы.
Надпись на скульптуре Микеланджело «Пьета»В 26 лет Мике взялся за невероятно трудную работу – высечение статуи из 5-метровой глыбы испорченного мрамора. Один из его современников, не создав ничего интересного, просто бросил камень. Больше никто из мастеров не был готов облагородить искалеченный мрамор. Только Микеланджело не побоялся трудностей и спустя три года явил миру величественную статую Давида. Этот шедевр обладает невероятной гармонией форм, наполнен энергией и внутренней силой. Скульптор сумел вдохнуть жизнь в холодный кусок мрамора.
Скульптура Микеланджело «Давид»Когда мастер закончил работу над скульптурой, была создана комиссия, которая определила место размещения шедевра. Здесь состоялась первая встреча Микеланджело с Леонардо да Винчи. Эту встречу нельзя было назвать дружественной, ведь 50-летний Леонардо сильно проигрывал молодому скульптору и даже возвел Микеланджело в ряды соперников. Увидев это, молодой Пьеро Содерини устраивает соревнование между художниками, поручив им роспись стен Большого Совета в палаццо Веккьо.
Картина Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»Да Винчи начал работу над фреской по сюжету «Битва при Ангиари», а Микеланджело взял за основу «Битву при Кашине». Когда 2 наброска выставили на всеобщее обозрение, то никто из критиков не смог отдать предпочтение ни одному из них. Оба картона оказались изготовлены так умело, что чаша справедливости уравняла талант мастеров кисти и красок.
Картина Микеланджело «Битва при Кашине»Так как Микеланджело слыл еще и гениальным художником, его попросили расписать потолок одной из римских церквей в Ватикане. За эту работу живописец принимался дважды. С 1508 по 1512 года разрисовал потолок церкви, площадь которого составляла 600 кв. метров, сюжетами из Ветхого Завета от момента Сотворения мира до Потопа. Ярчайшим образом здесь выступает первый человек – Адам. Изначально Мике планировал нарисовать только 12 Апостолов, но проект настолько сильно вдохновил мастера, что он посвятил ему 4 года жизни.
Сперва художник расписывал потолок вместе с Франсеско Гранакси, Джулиано Бугардини и сотней чернорабочих, но потом в припадке гнева уволил подручных. Моменты создания шедевра он скрывал даже от папы римского, который неоднократно порывался посмотреть на роспись. В конце 1511 Микеланджело настолько измучили просьбы жаждущих увидеть творение, что приоткрыл завесу тайны. Увиденное потрясло воображение многих людей. Даже Рафаэль, находясь под впечатлением от этой росписи, частично изменил собственный стиль письма.
Фреска «Адам» Микеланджело в Сикстинской капеллеРабота в Сикстинской капелле настолько утомила великого скульптора, что он пишет в своем дневнике следующее:
«После четырех замученных лет, сделав более чем 400 фигур в натуральную величину, я чувствовал себя настолько старым и уставшим. Мне было только 37, а все друзья уже не узнавали старика, которым я стал».
Также он пишет, что от напряженной работы его глаза почти перестали видеть, а жизнь стала мрачной и серой.
В 1535 году Микеланджело вновь берется за роспись стен в Сикстинской капелле. На этот раз он создает фреску «Страшный Суд», которая вызвала бурю негодования среди прихожан. В центре композиции изображен Иисус Христос, окруженный обнаженными людьми. Эти человеческие фигуры символизируют грешников и праведников. Души правоверных поднимаются в небеса к ангелам, а души грешников собирает на своей ладье Харон и гонит их в Ад.
Фреска «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капеллеПротест верующих вызвала не сама картина, а именно обнаженные тела, которые не должны находиться в святом месте. Неоднократно звучали призывы к уничтожению крупнейшей фрески итальянского Возрождения. Во время работы над картиной художник упал с лесов, сильно повредив ногу. Эмоциональный мужчина увидел в этом божественный знак и решил отказаться от работы. Переубедить его смог только лучший друг, а по совместительству доктор, который помог больному исцелиться.
Личная жизнь
Вокруг личной жизни знаменитого скульптора всегда ходило множество слухов. Ему предписывают различные близкие отношения со своими натурщиками. В поддержку версии о гомосексуализме Микеланджело говорит и тот факт, что он никогда не был женат. Сам он объяснял это следующим образом:
«Искусство — ревниво и требует всего человека. Я имею супругу, которой весь принадлежу, а мои дети — это мои произведения».
Точное подтверждение у историков находят его романтические отношения с маркизой Витторией Колонна. Эта женщина, отличавшаяся незаурядным умом, заслужила любовь и глубокую привязанность Микеланджело. Более того, маркиза Пескара считается единственной женщиной, чье имя связано с великим художником.
Микеланджело с маркизой Витторией КолоннаИзвестно, что познакомились они в 1536 году, когда маркиза прибыла в Рим. Через несколько лет женщина была вынуждена покинуть город и отправиться в Витербо. Причиной послужило восстание ее брата против Павла III. С этого момента начинается переписка Микеланджело и Виттории, которая стала настоящим памятником исторической эпохи. Считается, что отношения Микеланджело и Виттории носили лишь характер платонической любви. Оставаясь преданной погибшему в бою мужу, маркиза испытывала к художнику лишь дружеские чувства.
Смерть
Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564. За несколько дней до смерти художник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы. Затем он направился в крохотную церковь Санта-Мария дель Анджели, где хотел довести до совершенства скульптуру Мадонны. Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога. И сам он не достоин встречи с Раем, так как не оставил после себя потомков, за исключением бездушных каменных изваяний. Мике хотел в последние свои дни вдохнуть жизнь в статую Мадонны, чтобы таким образом завершить земные дела.
Могила Микеланджело в церкви Санта-КрочеНо в церкви от перенапряжения он потерял сознание, а очнулся к утру следующего дня. Добравшись до дома, мужчина падает в кровать, диктует завещание и испускает дух.
Интересные факты
Великий итальянский скульптор и живописец оставил после себя множество работ, которые до сих пор восхищают умы человечества. Даже на пороге жизни и смерти мастер не выпустил из рук инструментов, стремясь оставить потомкам только лучшее. Но присутствуют в биографии итальянца моменты, которые известны не многим.
- Микеланджело изучал трупы. Скульптор стремился к воссозданию человеческого теле в мраморе, соблюдая мельчайшие подробности. А для этого ему необходимо было хорошо знать анатомию, поэтому мастер провел десятки ночей в монастырском морге.
- Художник не любил живопись. Удивительно, но Буонарроти считал создание пейзажей и натюрмортов пустой тратой времени и называл эти картины «пустыми картинками для дам».
- Учитель сломал нос Микеланджело. Это стало известно из дневников Джорджо Вазари, детально описавший ситуацию, где учитель из зависти побил ученика, сломав ему нос.
- Тяжелая болезнь скульптора. Известно, что последние 15 лет жизни Мике страдал от сильных суставных болей. В то время многие краски были ядовитыми, а мастер вынужден постоянно дышать испарениями.
- Хороший поэт. Талантливый человек талантлив во многом. Эти слова можно смело отнести к великому итальянцу. В его портфолио находятся сотни сонетов, не опубликованных при жизни.
Творчество знаменитого итальянца принесло ему славу и богатство еще при жизни. И он смог в полной мере вкусить почитание поклонников и насладиться популярностью, что было недоступно многим его коллегам.
Микеланджело / История / Мы создаем общение
Пожалуй, никакой другой художник не воплощал в такой степени гениальность, как Микеланджело. С самого начала он восхищал своей непохожестью и техникой ваяния. Творческая энергия, богатство выразительных средств, работа в самых различных жанрах дали современникам право именовать его «божественным».При этом жизнь донимала Микеланджело невзгодами: никто другой так не мучился доходящей до наваждения мыслью о возможной неудаче и неизбежном несовершенстве его творений. Это нашло отражение в усилившейся с годами потребности менять по ходу работы замысел произведения. «Бог есть совершенство, — писал Микеланджело, — и тот, кто стремится достичь его, стремится к божественности». Одержимый не переводимыми на язык искусства видениями, Микеланджело так и не завершил надгробие папы Юлия II, над которым с перерывами работал в течение сорока лет!
Эпитет «божественный» не должен скрывать от нас личность Микеланджело, даже в тех случаях, когда она совершенно не соответствует общепринятым представлениям о «гении».
Множество историй, донесённых до нас современниками и часто почитателями художника, создают портрет очень противоречивого человека. Гордый, вспыльчивый и недоверчивый, он подвергал тяжёлому испытанию всех, кто пытался с ним общаться. Отношения Микеланджело с папами, у которых он состоял на службе ( а работал он, как и жил, до очень глубокой по тем временам старости — 89 лет), были весьма драматичны. Однажды во время работы над потолком Сикстинской капеллы появился потерявший всякое терпение заказчик — папа Юлий II — и спросил, когда же художник закончит роспись. «Когда смогу, тогда и закончу!» — грубо ответил тот. Не стерпев, папа взобрался на леса и принялся колотить его палкой! В ответ Микеланджело бросил работу и ушёл, твёрдо решив отказаться от заказа. Папе пришлось отослать ему пятьсот дукатов, чтобы вернуть назад.
Часто причиной конфликтов была скупость. Так, во Флоренции подмастерья, помогавшие Микеланджело в отделке фасада церкви Святого Лаврентия, прекратили работу, заявив, что он им очень мало платит. Мысли о деньгах постоянно преследовали художника: либо потому, что ему их не хватало, либо потому, что он искал наилучший способ их вложения. Иногда из-за недостаточного финансирования останавливалась вся работа: плохо составив смету, Микеланджело был вынужден выпрашивать дополнительные средства, которые заказчик не хотел давать из-за медленного темпа работ. Но без денег темпы было невозможно ускорить!
Вот почему в его письмах и стихах часто звучит безнадёжность, причём не только из-за материальных трудностей: «На наш рассудок тяжко давят плоть и смерть». В конце жизни он был желчен и зол: «И зачем это я намалевал столько рож? Все они меня в конце концов надули. Кажется, что, переплыв море, я утонул в стакане воды».
Или ещё: «Хвалённое искусство, которому я отдал столько лет, — в почёте, а сам я стар, беден, да ещё и под сапогом у других.» Эти строчки были написаны примерно в 1546 году: Микеланджело предстояли ещё восемнадцать лет жизни.
Самая знаменитая часть росписи — «Сотворение Адама»: не жизнь, но разум — вот главное, что получил Адам.
История росписи потолка Сикстинской капеллы в Ватикане началась с недоразумения: Микеланджело рассматривал живопись как незначительный по сравнению со скульптурой вид искусства и самого себя не считал художником. Поэтому всё началось с того, что он отказался от заказа и только потом на него согласился. Эта работа стала его мучением: ведь предстояло покрыть фресками ( очень сложная техника росписи, с которой Микеланджело лишь мимоходом имел дело в мастерской своего учителя Гирландайо) поверхность в 540 кв. м. Над этим художник работал в одиночку в течение 4-х лет (1508-1512) — факт для подобного вида работы уникальный. Для одного это была непосильная ноша, серьёзно подорвавшая здоровье мастера: те пять помощников, которых он поначалу нанял, с работой не справились и были вскоре уволены.
По ходу дела возникало множество трудностей: из-за некачественно наложенной штукатурки первые фрески покрылись плесенью. Преодолевая неимоверные сложности, Микеланджело воспевал новый мир и изображал естественного человека, ещё не приговорённого развитием сознания к бездействию. Невинные и могущественные, персонажи его картин не стыдятся своей наготы, которая не шокирует, ибо выражает целомудрие.
Микеланджело — архитектор.
В этом качестве он работал над эскизом базилики собора Святого Петра в Риме: смерть помешала ему закончить работу, но завершавшие его труд мастера сохранили все замыслы автора.
Инструменты скульптора обеспечивали поступательное развитие этого вида искусства: мрамор обтёсывали с помощью молотка и остроконечных резцов; затем детали обрабатывались зубчатым долотом, край которого, как у пилы, был нарезан зубчиками; после этого производилась доводка стамеской.
И, наконец, скульптор полировал своё творение скребками и щётками. От состояния инструментов зависело не только качество произведения, но даже его стиль. У Микеланджело хорошие резцы появились благодаря небольшой промышленной революции XIV в.: в Западной Европе удалось тогда восстановить технику плавки, позволяющую получать очень прочный металл, из которого стали делать лезвия для шпаг, а потом и резцы для скульпторов.
С помощью такого инструмента он мог обтёсывать куски мрамора под углом, высекая из него с необыкновенной точностью детали величиной с палец.
Пожалуй, никакой другой художник не воплощал в такой степени гениальность, как Микеланджело. С самого начала он восхищал своей непохожестью и техникой ваяния. Творческая энергия, богатство выразительных средств, работа в самых различных жанрах дали современникам право именовать его «божественным».
Незавершённость как принцип.
Созданная в 1499 году «Пьета» — одно из самых прекрасных творений Микеланджело. Её законченность поразительна.
«Пьета Ронданини«, напротив, осталась незавершённой из-за смерти скульптора. Но то, что в данном случае не завершено в силу обстоятельств, в другом объясняется намеренным деянием автора.
\стырено с инета\
Микеланджело: творчество и биография
Микеланджело Буонарроти многие считают самым знаменитым художником итальянского Возрождения. Среди его наиболее известных работ – статуи «Давид» и «Пьета», фрески Сикстинской капеллы.
Непревзойденный мастер
Творчество Микеланджело Буонарроти кратко можно охарактеризовать как величайшее явление в искусстве всех времен – так его оценивали при жизни, так продолжают считать по сей день. Несколько его работ в живописи, скульптуре и архитектуре являются одними из самых известных в мире. Хотя фрески на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане, вероятно, – наиболее знаменитые произведения художника, прежде всего он считал себя скульптором. Занятие несколькими видами искусств в его время не было чем-то необычным. Все они базировались на рисунке. Микеланджело всю свою жизнь занимался мраморной скульптурой, а другими видами искусства только в определенные периоды. Высокая оценка Сикстинской капеллы частично является отражением более пристального внимания, которое уделялось живописи в XX в., и отчасти результатом того, что многие работы мастера остались незавершенными.
Побочным эффектом прижизненной славы Микеланджело стало более подробное описание его пути, чем любого другого художника того времени. Он стал первым деятелем искусств, чья биография была опубликована еще до его смерти, их даже было две. Первая представляла собой последнюю главу книги о жизни художников (1550) живописца и архитектора Джорджо Вазари. Она была посвящена Микеланджело, творчество которого было представлено как кульминация совершенства искусства. Несмотря на такое восхваление, он был не совсем доволен и поручил своему помощнику Асканио Кондиви написать отдельную краткую книгу (1553), вероятно, основанную на комментариях самого художника. В ней Микеланджело, творчество мастера изображены так, как он хотел, чтобы их видели другие. После смерти Буонарроти Вазари во втором издании (1568) опубликовал опровержение. Хотя ученые предпочитают книгу Кондиви прижизненному описанию Вазари, важность последнего в целом и его частое переиздание на многих языках сделали произведение главным источником сведений о Микеланджело и других художниках эпохи Возрождения. Слава Буонарроти также имела следствием сохранение бесчисленного количества документов, в том числе сотен писем, очерков и стихов. Однако, несмотря на огромное количество накопившегося материала, в спорных вопросах часто известна только точка зрения самого Микеланджело.
Краткая биография и творчество
Живописец, скульптор, архитектор и поэт, один из самых знаменитых художников итальянского Возрождения был рожден под именем Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони 6 марта 1475 г. в Капрезе, Италия. Его отец, Леонардо ди Буанаротта Симони, короткое время служил магистратом в небольшой деревне, когда у них с женой Франческой Нери появился второй из пяти сыновей, но они вернулись во Флоренцию, когда Микеланджело был еще младенцем. Из-за болезни матери мальчик был отдан на воспитание в семью каменотеса, о чем великий скульптор позже шутил, что с молоком кормилицы он впитал молоток и зубила.
Действительно, учеба менее всего интересовала Микеланджело. Творчество маляров в соседних храмах и повторение увиденного там, согласно его ранним биографам, привлекали его гораздо больше. Школьный друг Микеланжело, Франческо Граначчи, который был на шесть лет старше его, познакомил своего товарища с художником Доменико Гирландайо. Отец понял, что сын не интересуется семейным финансовым бизнесом и согласился отдать его в возрасте 13 лет в подмастерья к модному флорентийскому живописцу. Там он познакомился с техникой фрески.
Сады Медичи
Микеланджело провел лишь год в мастерской, когда у него появилась уникальная возможность. По рекомендации Гирландайо он переехал во дворец флорентийского правителя Лоренцо Великолепного, могущественного представителя семейства Медичи, для изучения классической скульптуры в его садах. Это было благодатное время для Микеланджело Буонарроти. Биография и творчество начинающего художника ознаменовались знакомством с элитой Флоренции, талантливым скульптором Бертольдо ди Джованни, видными поэтами, учеными и гуманистами того времени. Буонарроти также получил специальное разрешение церкви исследовать трупы для изучения анатомии, хотя это негативно сказалось на его здоровье.
Сочетание этих влияний легло в основу узнаваемого стиля Микеланджело: мышечная точность и реализм сочетаются с почти лирической красотой. Два сохранившихся барельефа, «Битва кентавров» и «Мадонна у лестницы», свидетельствуют о его уникальном таланте в 16-летнем возрасте.
Ранний успех и влияние
Политическая борьба после смерти Лоренцо Великолепного вынудила Микеланджело бежать в Болонью, где он продолжил свою учебу. Он вернулся в Флоренцию в 1495 г. и начать работать скульптором, заимствуя стиль у шедевров классической древности.
Существует несколько версий интригующей истории о скульптуре Микеланджело «Купидон», которую искусственно состарили, чтобы она напоминала редкий антиквариат. Одна версия утверждает, что автор хотел этим добиться эффекта патины, а согласно другой, его арт-дилер закопал произведение, чтобы выдать за антиквариат.
Кардинал Риарио Сан-Джорджо купил «Купидона», считая скульптуру таковой, и требовал вернуть ему деньги, когда обнаружил, что был обманут. В конце концов обманутого покупателя настолько впечатлило творчество Микеланджело, что он позволил художнику оставить деньги себе. Кардинал даже пригласил его в Рим, где Буонарроти жил и работал до конца своих дней.
«Пьета» и «Давид»
Вскоре после переезда в Рим в 1498 году его карьере способствовал другой кардинал, Жан Билэр де Лагрола, папский посланник французского короля Карла VIII. Скульптура Микеланджело «Пьета», которая изображает Марию, держащую мертвого Иисуса на коленях, была закончена менее чем за год и была помещена в храме с гробницей кардинала. Шириной 1,8 м и почти такой же высоты, статуя перемещалась пять раз, пока не обрела свое нынешнее место в соборе Святого Петра в Ватикане.
Вырезанная из цельного куска каррарского мрамора, скульптура текучестью ткани, положением субъектов и «движением» кожи Пьеты (что означает «жалость» или «сострадание») повергала в страх своих первых зрителей. Сегодня это невероятно почитаемая работа. Микеланджело создал ее, когда ему было всего 25 лет.
Легенда гласит, что автор, подслушав разговор о намерении приписать произведение другому скульптору, смело вырезал свою подпись на ленте на груди Марии. Это единственная работа с нанесенным на ней его именем.
К тому времени, когда Микеланджело вернулся во Флоренцию, он стал уже знаменитостью. Скульптор получил заказ на статую Давида, которую два предыдущих ваятеля безуспешно пытались сделать, и превратил пятиметровый кусок мрамора в доминирующую фигуру. Сила сухожилий, уязвимая нагота, человечность выражений и общая смелость сделала «Давида» символом Флоренции.
Искусство и архитектура
Последовали другие заказы, в том числе амбициозный проект гробницы папы Юлия II, но работа была прервана, когда Микеланджело попросили перейти от скульптуры к росписи, чтобы украсить потолок Сикстинской капеллы.
Проект разжег воображение художника, и первоначальный план написания 12 апостолов превратился в более 300 фигур. Позже эта работа была полностью удалена из-за грибка в штукатурке, а затем восстановлена. Буонарроти уволил всех помощников, которых считал неумелыми, и завершил роспись 65-метрового потолка сам, проводя бесконечные часы, лежа на спине и ревниво охраняя свое произведение до его завершения 31 октября 1512 г.
Художественное творчество Микеланджело кратко можно охарактеризовать следующим образом. Это запредельный образец высокого искусства эпохи Возрождения, который содержит христианские символы, пророчества и гуманистические принципы, впитанные мастером во время своей молодости. Яркие виньетки на потолке Сикстинской капеллы производят эффект калейдоскопа. Самым знаковым изображением является композиция «Сотворение Адама», изображающая Бога, прикасающегося пальцем к человеку. Римский художник Рафаэль, видимо, изменил свой стиль после того, как увидел эту работу.
Микеланджело, биография и творчество которого навсегда остались связанными со скульптурой и рисунком, из-за физических нагрузок во время росписи капеллы вынужден был обратить свое внимание на архитектуру.
Мастер продолжил работу над гробницей Юлия II в течение следующих нескольких десятилетий. Он также проектировал капеллу Медичи и библиотеку Лауренцина, расположенную напротив базилики Сан-Лоренцо во Флоренции, в которой должна была разместиться библиотека дома Медичи. Эти здания считаются поворотным моментом в истории архитектуры. Но венцом славы Микеланджело в этой области стала работа главным архитектором собора Святого Петра в 1546 году.
Конфликтный характер
Микеланджело представил парящий «Страшный суд» на дальней стене Сикстинской капеллы в 1541 г. Немедленно раздались голоса протеста – обнаженные фигуры были неуместны для столь святого места, прозвучали призывы уничтожить крупнейшую фреску итальянского Возрождения. Художник ответил, введя в композицию новые образы: своего главного критика в виде дьявола и себя как освежеванного Святого Варфоломея.
Несмотря на связи и покровительство богатых и влиятельных людей Италии, которые обеспечил блестящий ум и всесторонний талант Микеланджело, жизнь и творчество мастера были полны недоброжелателей. Он был задирист и вспыльчив, что часто приводило к ссорам, в т. ч. и с его заказчиками. Это не только приносило ему беды, но и создавало у него чувство неудовлетворенности – художник постоянно стремился к совершенству и не мог пойти на компромисс.
Иногда с ним случались приступы меланхолии, оставившие след во многих его литературных произведениях. Микеланджело писал, что он в великой скорби и трудах, что у него нет друзей, и они ему не нужны, и что ему не хватает времени, чтобы достаточно поесть, но эти неудобства приносят ему радость.
В молодости Микеланджело дразнил товарища по учебе и получил по носу, что изуродовало его на всю жизнь. На протяжении многих лет он испытывал растущую усталость от своей работы, в одном из стихотворений он описал огромные физические усилия, которые ему пришлось приложить, чтобы расписать потолок Сикстинской капеллы. Политические распри в его любимой Флоренции также терзали его, но самым заметным его недругом был флорентийский художник Леонардо да Винчи, который был на 20 лет его старше.
Литературные произведения и личная жизнь
Микеланджело, творчество которого выражалось в его скульптурах, живописи и архитектуре, в зрелые годы занялся поэзией.
Так никогда и не женившись, Буонарроти был предан благочестивой и благородной вдове по имени Виттория Колонна – адресату более 300 его стихотворений и сонетов. Их дружба оказывала огромную поддержку Микеланджело до смерти Колонны в 1547 г. В 1532-м мастер сблизился с молодым дворянином Томмазо де’Кавальери. Историки до сих пор спорят о том, носили ли их отношения гомосексуальный характер или он испытывал отеческие чувства.
Смерть и наследие
После непродолжительной болезни 18 февраля 1564 г. — всего за несколько недель до своего 89-летия — Микеланджело умер в своем доме в Риме. Племянник перевез тело во Флоренцию, где он почитался как «отец и повелитель всех искусств», и похоронил его в Базилике ди Санта-Кроче — там, где завещал сам скульптор.
В отличие от многих художников, творчество Микеланджело принесло ему славу и богатство еще при жизни. Ему также посчастливилось увидеть публикацию двух своих биографий авторства Джорджо Вазари и Асканио Кондиви. Высокая оценка мастерства Буонарроти имеет многовековую историю, и его имя стало синонимом итальянского Возрождения.
Микеланджело: особенности творчества
В отличие от большой известности произведений художника, их визуальное влияние на позднейшее искусство относительно ограничено. Это нельзя объяснить нежеланием копировать произведения Микеланджело просто из-за его известности, так как равному ему по таланту Рафаэлю подражали гораздо чаще. Возможно, что определенный, почти космического масштаба тип выражения Буонарроти, накладывал ограничения. Примеров почти полного копирования всего несколько. Наиболее талантливым был художник Даниэле да Вольтерра. Но все же в определенных аспектах творчество в искусстве Микеланджело нашло продолжение. В XVII в. он считался лучшим в анатомическом рисунке, но его меньше хвалили за более широкие элементы его работ. Маньеристы использовали его пространственное сжатие и извивающиеся позы его скульптуры «Победа». Мастер XIX в. Огюст Роден применил эффект незавершенных мраморных блоков. Некоторые мастера XVII в. стиля барокко копировали его, но так, чтобы исключить буквальное сходство. Кроме того, Джан Лоренцо Бернини и Питер Пауль Рубенс лучше всего показали, как использовать творчество Микеланджело Буонарроти грядущими поколениями скульпторов и художников.
Микеланджело Буонарроти
Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 года в Капрезе, маленьком городке в 40 милях к юго-востоку от Флоренции. Теперь этот городок в честь художника называется Капрезе Микеланджело.
Его отец, Лодовико, в момент рождения сына исполнял обязанности подесты (мэра) Капрезе, но вскоре срок его службы подошёл к концу, и он вернулся на родину, во Флоренцию. Древний род Буонарроти к этому времени сильно обеднел, что не мешало Лодовико гордиться своим аристократизмом и считать себя выше того, чтобы самому зарабатывать на жизнь. Семье приходилось жить на те деньги, которые приносила ферма в деревушке Сеттиньяно, расположенной в трёх милях от Флоренции.
ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНИЯ
Здесь, в Сеттиньяно, грудного Микеланджело отдали на кормление жене местного каменотёса, поскольку средств на содержание большой семьи катастрофически не хватало. Там Буонарроти научился работать с глиной и познал азы обращения с резцом. Камень в окрестностях Флоренции добывали с давних пор, и Микеланджело любил говорить впоследствии, что «впитал с молоком кормилицы резец и молоток скульптора». Спустя некоторое время мальчик был отправлен в школу, но его больше интересовали уроки рисования, которые он получал, общаясь с художниками и перерисовывая в церкви фрески и иконы. Художественные наклонности у Микеланджело проявились в раннем возрасте, однако отец, в соответствии со своими понятиями об аристократизме, долго сопротивлялся желанию сына стать художником. Микеланджело проявил характер и, в конце концов, добился разрешения поступить в ученики к художнику Доменико Гирландайо. Это случилось в апреле 1488 года.
Первой серьёзной художественной работой Микеланджело Буонарроти был рисунок, сделанный с гравюры Шонгауэра во время обучения в мастерской Гирландайо.
Вначале юноша сделал копию с гравюры, а затем нарисовал с нее картину, увеличив в размерах и расписав ее красками. По воспоминаниям одного из учеников, Микеланджело специально ходил в рыбные ряды, чтобы в деталях рассмотреть строение плавников, рыбьих хвостов и других элементов, а затем перенести увиденное на бумагу.
Уже в следующем году он перешёл в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронажем фактического хозяина города Лоренцо де Медичи (прозванного Великолепным). Лоренц Великолепный был очень образованным человеком, прекрасно разбирался в искусстве, сам писал стихи и сразу сумел распознать талант юного Микеланджело.
Некоторое время Микеланджело жил во дворце Медичи. Лоренцо относился к нему как к любимому сыну. Там Буонарроти имел возможность познакомиться с роскошной коллекцией, включавшей не только работы Мазаччо, Донателло, Джотто, но также и античных авторов. Увиденное оказало огромное влияние на последующее творчество Микеланджело Буонарроти: он осознал, что скульптура и живопись существенно отличаются друг от друга не только по форме, но и по внутреннему содержанию. Если живописец, рисуя картину, запечатлевает на холсте то, что видит, дополняя это своими внутренними эмоциями, то скульптор опирается в первую очередь на свое внутреннее видение и придает каменной глыбе соответствующую форму.
ВЫНУЖДЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
В 1492 году покровитель Микеланджело умер, и художник возвратился в родной дом. Во Флоренции в это время начались политические настроения, и в конце 1494 года Микеланджело покинул город. Посетив Венецию и Болонью, в конце 1495 года он вернулся обратно. Но ненадолго. Новое республиканское правление не способствовало умиротворению городской жизни, ко всему прочему нагрянула эпидемия чумы. Микеланджело продолжил свои скитания. 25 июня 1496 года он появился в Риме.
Следующие пять лет он провёл в «Вечном городе». Здесь его ждал первый большой успех. Вскоре после прибытия Микеланджело получил заказ на мраморную статую Вакха для кардинала Рафаэля Риарио, а в 1498-1499 годах ещё один — на мраморную композицию «Пьета» (в изобразительном искусстве так традиционно называлась сцена оплакивания Христа Богоматерью). Микеланджеловскую композицию признали шедевром, что ещё более упрочило его положение в художнической иерархии. Следующим заказом стала картина «Погребение», но её художник не закончил, в 1501 году вернувшись во Флоренцию.
Жизнь в родном городе к тому времени стабилизировалась. Микеланджело получил заказ на огромную статую Давида. Величественная статуя достигала в высоту 4,3 метра и была изваяна из цельного куска белого карраркого мрамора.
Завершённый в 1504 году «Давид», подобно «Оплакиванию Христа» в Риме, укрепил репутацию Микеланджело во Флоренции. Статую, вместо ранее планировавшегося места (у городского собора), установили в самом сердце города, напротив Палаццо Веккьо, где размещалось правительство города. Она стала символом новой республики, боровшейся, как и библейский Давид, за свободу своих граждан.
НЕЗАКОНЧЕННОЕ СРАЖЕНИЕ
Любопытна история ещё одного заказа, поступившего от города, — на картину «Битва при Кашине» для Палаццо Веккьо. Её сюжетом должна была стать победа флорентийцев над пизанцами в битве при Кашине, произошедшей в 1364 году. Драматизм ситуации усугублялся тем, что вторую картину для Палаццо Веккьо («Битва при Ангиари») брался писать Леонардо да Винчи.
Леонардо был на 20 лет старше Микеланджело, но молодой художник принял этот вызов с открытым забралом. Леонардо и Микеланджело недолюбливали друг друга, и многие с интересом ждали, чем закончится их соперничество. К сожалению, обе картины не были завершены. Леонардо оставил свою работу после сокрушительной неудачи, которую потерпел, экспериментируя с новой техникой настенной росписи, а Микеланджело, создав великолепные этюды к «Битве при Кашине», уехал в марте 1505 года в Рим по зову папы Юлия II.
ЗАКАЗЫ ОТ РИМСКИХ ПАП
Впрочем, добрался он до места назначения лишь в январе 1506 года, проведя несколько месяцев в каменоломнях Каррары, где отбирал мрамор для заказанной ему усыпальницы папы Юлия II.
Первоначально планировалось украсить её сорока скульптурами, но вскоре папа охладел к этому проекту, а в 1513 году умер. Началась многолетняя тяжба между художником и родственниками усопшего. В 1545 году Микеланджело всё же закончил работу над гробницей, оказавшейся лишь бледной тенью первоначально замысла. Сам художник называл эту историю «трагедией с усыпальницей».
Зато другой заказ папы Юлия II увенчался полным триумфом Микеланджело. Им стала роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане. Её художник выполнил между 1508 и 1512 годами. Когда фреска было представлена на суд зрителей, её признали произведением нечеловеческой мощи.
Сменивший папу Юлия II на папском престоле Лев Х (Медичи) в 1516 году заказал Микеланджело проект фасада церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Его вариант в 1520 году был отклонён, но это не помешало художнику получить следующие заказы для той же церкви. К выполнению первого из них он приступил в 1519 году, это была усыпальница Медичи. Второй проект — знаменитая библиотека Лауренциана для хранения книг и манускриптов, принадлежавших семье Медичи. Занятый этими проектами, Микеланджело большую часть времени оставался во Флоренции.
В 1529-1530 годах он отвечал за городские оборонительные сооружения в противостоянии с войсками Медичи (их изгнали из Флоренции в 1527 году). В 1530 году Медичи вернули себе власть, и Микеланджело, спасая свою жизнь, бежал из города. Однако папа Климент VII (тоже из рода Медичи) гарантировал Микеланджело безопасность, и художник вернулся к прерванной работе.
ВОЗВРАЩЕНИЕ В РИМ
В 1534 году Микеланджело вновь, и уже навсегда, возвратился в Рим. Папа Климент VII, собиравшийся поручить ему роспись «Воскресение» для алтарной стены Сикстинской капеллы, умер на второй день после приезда художника. Новый папа, Павел III, вместо «Воскресения» заказал для той же стены роспись «Страшный суд». Эта огромная фреска, законченная в 1541 году, ещё раз подтвердила гениальность Микеланджело.
Последние двадцать лет своей жизни он почти целиком посвятил архитектуре.
При этом он ещё успел создать две замечательные фрески для капеллы Паолина в Ватикане («Обращение Савла» и «Распятие св. Петра», 1542-1550 года).
Начиная с 1546 года, Микеланджело занимался реконструкцией собора святого Петра в Риме. Отказавшись от ряда идей своих предшественников, он предложил своё собственное видение этого здания. Окончательный вид собора, освящённого лишь в 1626 году, всё-таки, прежде всего, плод именно его гения.
Микеланджело всегда был глубоко верующим человеком; к концу жизни его религиозное чувство обострилось, о чём свидетельствуют его последние работы. Это серия рисунков, изображающих Распятие, и две скульптурные группы «Пьета».
В первой художник изобразил самого себя в образе Иосифа Аримафейского. Вторую скульптуру завершить помешала смерть, настигшая Микеланджело на 89 году жизни, 18 февраля 1564 года, в доме на виа Мачель де Корви, снесённом в конце XIX века при реконструкции площади Венеции. Теперь на его месте находится монумент «Алтарь Отечества». Микеланджело прожил почти целую эпоху, от периода Высокого Возрождения к истокам Контрреформации. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских — он выполнял заказы для девяти из них.
Микеланджело в равной мере сочетал в себе талант скульптора, живописца и мыслителя. Из-под его руки выходили шедевры, посвящённые красоте человека. Скульптурным и живописным произведениям Микеланджело присущи драматизм образов, пластичность и вместе с тем сложность поз персонажей, монументализм и многоплановость образов. Принадлежащие его перу сонеты являют собой образцы стихотворного искусства и посвящены таким философским темам, как счастье, любовь, одиночество. Часть из них еще при жизни гения была положена на музыку; стихотворения Микеланджело вдохновляли композиторов разных эпох вплоть до нашего времени.
На этом листе, украшенном автокарикатурой, художник шутливо причитает, рассказывая о своей работе над фреской Сикстинской капеллы: «Я получил за труд лишь зоб, хворобу; да подбородком вклинился в утробу. Грудь как у гарпий; череп, мне на злобу; Полез к горбу, и дыбом — борода; А с кисти на лицо течёт бурда». (перевод А. Эфроса)
Микеланджело Буонарроти — выдающийся представитель эпохи Возрождения, а также раннего барокко. Работы Микеланджело Буонарроти высоко ценились его современниками и стали образцом высокого искусства для многих последователей мастера, а также представителей других течений. Свидетельством уважительного отношения к Микеланджело является его биография, которая была издана еще при жизни мастера.
ВНЕШНОСТЬ
Существует несколько портретов Микеланджело. Также его изображение было в биографии Кондиви, которая вышла в 1553 году, а в 1561 году Леоне Леони отчеканил монету с его изображением.
Описывая внешность Микеланджело, Ромен Роллан избрал за основу портреты Конте и д’Оланда: «Микеланджело был среднего роста, широкий в плечах и мускулистый. Голова у него была круглая, лоб квадратный, изрезанный морщинами, с сильно выраженными надбровными дугами. Черные, довольно редкие волосы, слегка кучерявились. Небольшие светло-карие глаза, цвет которых постоянно менялся, усеянные желтыми и голубыми крапинками. Широкий прямой нос с небольшой горбинкой. Тонко очерченные губы, нижняя губа немного выпирает. Жиденькие бакенбарды, и раздвоенная негустая бородка фавна, скуластое лицо со впалыми щеками».
Тем не менее, в кинематографе предпочитали изображать его более привлекательным, чем он был в действительности.
Микеланджело не оставил после себя ни одного задокументированного автопортрета. Однако, ряд его работ исследователями считаются возможными изображениями художника. Среди них — «Святой Прокл Болонский», голова Олоферна во фреске «Юдифь и Олоферн» на потолке Сикстинской капеллы, проигравший в скульптурной группе «Дух победы», лицо на снятой коже Святого Варфоломея (фреска «Страшный суд»).
Считается также, что он изображен на фреске Рафаэля «Афинская школа», хотя это утверждение не является однозначным. После смерти Микеланджело, Даниеле да Вольтерра сделал посмертную маску скульптора и его бюст.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Особое место среди друзей и знакомых Микеланджело занимал римский дворянин Томмазо Кавальери. «Всех больше, писал Вазари, — любил он, несомненно, молодого римского дворянина Томмазо Кавальери, страстно преданного искусству. Микеланджело сделал на картоне его портрет в натуральную величину — свой единственный портрет с натуры, ибо он отвергал натурную живопись, разве что речь шла о людях выдающейся красоты».
Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери в августе 1532 г., во время приезда в Рим из Флоренции. Пик их дружбы падает на 1533-1535 гг., когда художник написал лучшие из своих любовных сонетов и полные отчаяния самоуничижительные письма. Он посылал своему юному другу рисунки на античные темы: «Стрелки из лука», «Ганимед», «Титий», «Вакханалия», «Падение Фаэтона», смысл которых можно интерпретировать как неоплатонические аллегории «сжигающей страсти», «губительной любви» и «смертельного томления».
Благородство и красота Кавальери покорили сердце Микеланджело. Он забрасывает юношу восторженными письмами, посвящает ему любовные сонеты. Кавальери никогда не злоупотреблял страстью своего друга, принимая знаки его внимания с достоинством и почтительностью. Он сохранил преданность Микеланджело до конца его дней, помогал ему в делах, после смерти художника был его душеприказчиком. Кавальери много сделал для того, чтобы сохранить его бумаги, планы и эскизы для застройки Капиталийского холма, проследил за тем, чтобы начатые работы были продолжены в соответствии с замыслом мастера. Никто, кроме Аретино — итальянского писателя Позднего Ренессанса, сатирика, публициста и драматурга, не осквернил их дружбы грязными подозрениями. Бенедетто Варки — итальянский гуманист и писатель XVI века, когда приезжал в Рим, встречался с Кавальери в мастерской Микеланджело, и тот произвел на него самое лучшее впечатление. Позднее он писал: «Когда я встретился с мессером Томмазо Кавальери, он поразил меня не только своей несравненной красотой, но также и приятностью обхождения, тонким умом и редким душевным благородством; такой человек вполне заслужил любви и лишь вырастал в глазах при более близком знакомстве».
В 1536 году в Рим приехала Виттория Колонна, маркиза Пескара. Здесь эта 47-летняя вдовая поэтесса заслужила глубокую дружбу 61-летнего Микеланджело. Виттория стала единственной женщиной, имя которой прочно связывают с Микеланджело. Исследователь Нортон утверждал, что «его стихи к ней… подчас трудно отличить от сонетов к юноше Томмазо Кавальери, к тому же известно, что Микеланджело сам подчас заменял обращение „синьор“ на „синьора“ перед тем, как пустить свои стихи в народ». В будущем его стихи были подвергнуты цензуре внучатым племянником перед опубликованием.
Её отъезд в Орвьето и Витербо в 1541 году по причине восстания её брата Асканио Колонна против Павла III не вызвал изменения в её отношениях с художником, и они продолжали посещать друг друга и переписываться, как прежде. Она возвратилась в Рим в 1544 году.
Биографы знаменитого художника отмечали, что «переписка этих двух замечательных людей представляет не только высокий биографический интерес, но и является прекрасным памятником исторической эпохи и редким примером живого обмена мыслей, полных ума, тонкой наблюдательности и иронии».
Исследователи писали по поводу сонетов Микеланджело, посвящённых Виттории: «Нарочитый, вынужденный платонизм их отношений усугубил и довёл до кристаллизации любовно-философский склад микеланджеловской поэзии, отразившей в значительной мере воззрения и стихотворчество самой маркизы, игравшей в течение 1530-х годов роль духовной руководительницы Микеланджело».
Записи бесед Виттории и Микеланджело, сильно обработанные, сохранились в посмертно опубликованных записях португальского художника Франческо д’Олланда.
Микеланджело: жизнь и творчество художника
Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни (1475 — 1564) — великий итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из величайших мастеров эпохи Возрождения.
СОДЕРЖАНИЕ
Биография Микеланджело
Творчество Микеланджело
Интересные факты из жизни художника
Картины Микеланджело
Библиография
БИОГРАФИЯ МИКЕЛАНДЖЕЛО
Один из известнейших скульпторов, художников, поэтов, живописцев и архитекторов всех времён – Микеланджело Буонаротти родился 06.03.1475 в городе Капрез, где учился в начальных классах, а по окончании, в 1488 году, стал заниматься скульптурой, будучи учеником Бертольдо в мастерской величайшего живописца истории — Доменико Гирландайо.
Внимание Лоренцо Медичи привлёк талант мальчика, поэтому он принял его в свой дом и финансово помогал Микеланджело развиваться. Когда Лоренцо умер, Буонаротти поехал в Болонью, где возвёл мраморного ангела с канделябром, а также статую для церкви святого Петрония. В 1494 году он снова возвращается во Флоренцию. Начался новый период его творчества, в котором он смело утрировал формы природы, чтобы выразить свои идеи и лучше передать характеры.
В 1503 году Микеланджело был приглашён в Рим Юлием II, чтобы соорудить надгробный памятник, который Юлий хотел изготовить себе ещё при жизни. Скульптор согласился и приехал. Спустя два года Буонаротти посчитал, что внимания папы к нему недостаточно и, обидевшись, вернулся во Флоренцию.
В Риме художник находился уже в 1508 году, куда был снова вызван Юлием II, чтобы продолжить начатую работу, а также выполнить новый заказ – украшение потолка Сикстинской капеллы во дворце Ватикана фресковой живописью. Юлий II скончался спустя пару месяцев после завершения росписи Сикстинского потолка.
Падение Флоренции, грозившее Микеланджело опасностью умереть, произвело в его душе серьёзное потрясение, а также ухудшило здоровье. И будучи итак необщительным и суровым, он стал ещё нелюдимее и мрачнее, погрузившись целиком и полностью в свой идейный мир, что никак не могло не сказаться на характере его творчества.
В 1532 году он получил приглашение от «нового» папы в Рим, дабы завершить украшение Сикстинской капеллы, изобразив «Страшный суд» на алтарной стене, а «Падение Люцифера» на противоположной. Только первая была исполнена Буонаротти в 1534-1541 без помощников.
Последними произведениями кисти Микеланджело были фрески в капелле дворца Ватикана. Буонаротти немного позже расстался со скульптурой, своей любимой отраслью, в которой работал, будучи в преклонном возрасте.
Художник занимался архитектурой, доживая свои последние годы. Он был назначен в 1546 году главным зодчим собора Петра, потому как Микеланджело был не только талантлив, но и опытен в деле строительства.
Микеланджело Буонаротти скончался в Риме 18 февраля 1564 года.
ТВОРЧЕСТВО МИКЕЛАНДЖЕЛО
Творчество Микеланджело принадлежит к эпохе Высокого Возрождения. Уже в юношеских произведениях, таких, как рельефы «Мадонна у лестницы», «Битва кентавров» (оба около 1490—1492 гг.), вырисовываются главные черты искусства Микеланджело: монументальность, пластическая мощь и драматизм образов, благоговение перед красотой человека. Спасаясь от гражданских беспорядков, возникших в результате правления Савонаролы, Микеланджело переезжает из Флоренции в Венецию, затем в Рим.
- Мадонна у лестницы
- Битва кентавров
- Вакх
В течение пяти лет жизни в Риме он создал первые из своих знаменитых работ, включая скульптуры «Вакх» (1496— 1497 гг.) и «Пьета» (1498—1501 гг.) в соборе Святого Петра. В 1500 г. по приглашению граждан Флоренции Микеланджело с триумфом вернулся в этот город.
Вскоре в его распоряжении оказалась мраморная глыба четырёхметровой высоты, от которой отказались уже два скульптора. Три последующих года он самозабвенно работал, почти не выходя из своей мастерской. В 1504 г. монументальная статуя обнажённого Давида предстала на суд публики.
В 1505 г. властолюбивый Папа Юлий II повелел Микеланджело вернуться в Рим, заказав усыпальницу для самого себя. Ваятель целый год трудился над гигантской бронзовой статуей, которая должна была венчать монумент, чтобы чуть ли не сразу после окончания работы стать свидетелем того, как его создание было переплавлено на пушки.
После смерти в 1513 г. Юлия II его наследники настояли на выполнении ещё одного проекта надгробной скульптуры. На это, включая вызванные капризами заказчиков многочисленные переделки, ушло 40 лет жизни Микеланджело. В итоге он был вынужден отказаться от реализации своего замысла, предусматривавшего возведение надгробия как части внутренней архитектуры собора Святого Петра.
Колоссальный мраморный Моисей и статуи, известные под названием «Рабы», навеки остались впечатляющими частями незавершённого целого.
По свидетельствам современников, Микеланджело был замкнутым и погружённым в себя человеком, подверженным внезапным вспышкам буйства. В частной жизни он был почти аскетом, поздно ложился и рано вставал. Говорили, что часто он спал, даже не снимая обуви.
В 1547 г. он получил пост главного архитектора при реконструкции собора Святого Петра и спроектировал огромный купол, который по сей день остаётся одним из величайших шедевров архитектуры.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ МИКЕЛАНДЖЕЛО
Микеланджело родился в семье беднейшего флорентийского дворянина Лодовико Буонаротти. Из-за нехватки средств еще грудного ребенка отдали на содержание другой супружеской паре Тополино. Именно они научили будущего гения разминать глину и работать резцом раньше, чем читать и писать. Сам Микеланджело говорил своему другу Джорджо Вазари:
«Если есть что хорошее в моем даровании, то это от того, что я родился в разреженном воздухе аретинской вашей земли, да и резцы, и молот, которыми я делаю свои статуи, я извлек из статуи моей кормилицы».
Известную статую Давида Микеланджело создал из куска белого мрамора, который остался от другого скульптора. Ценный камень перешел в другие руки только потому, что прежний владелец не смог выполнить работу из этого куска, после чего бросил его.
Когда Микеланджело закончил свою первую «Пьету» и её выставили в Соборе Святого Петра, до автора дошли слухи, что людская молва приписывает эту работу другому скульптору — Кристофоро Солари. Тогда Микеланджело высек на поясе Девы Марии: «Это сделал флорентиец Микеланджело Буонаротти». Позже он сожалел об этой вспышке гордости и больше никогда не подписывал свои скульптуры.
Великий мастер часто жаловался на убытки, и его считали бедным человеком. Всю жизнь мастер экономил буквально на всем. В его доме практически не было мебели и драгоценностей. Однако после смерти скульптора выяснилось, что Микеланджело собрал целое состояние. Исследователи подсчитали, что в современном эквиваленте его состояние равнялось десяткам миллионам долларов.
В Сикстинской капелле Микеланджело разрисовал около тысячи квадратных метров потолка и дальних стен капеллы. На роспись потолка у художника ушло четыре года. За это время здоровье мастера сильно ухудшилось – при работе огромное количество краски попадало в его легкие и глаза. Микеланджело работал без помощников, сутками расписывал потолок, забывая о сне, и спал на лесах, не снимая сапоги неделями. Но это, несомненно, стоило таких усилий. Гете писал:
«Не повидав Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек».
Зимой 1494 года во Флоренции прошёл сильный снегопад. Правитель Флорентийской республики Пьеро де Медичи, вошедший в историю под именем Пьеро Невезучий, вызвал Микеланджело и заказал ему вылепить снежную статую. Работа была выполнена, и современники отмечали её красоту, но никаких сведений о том, как выглядел снеговик или кого он изображал, не сохранилось.
Микеланджело изобразил на своей скульптуре Моисея с рогами. Многие историки искусства объясняют это неправильным толкованием Библии. В Книге Исхода говорится, что когда Моисей спустился с горы Синай со скрижалями, израильтянам было трудно смотреть в его лицо. В этом месте в Библии употреблено слово, которое с иврита можно перевести и как «лучи», и как «рога». Однако по контексту однозначно можно сказать, что речь идёт именно о лучах света — что лицо Моисея сияло, а не было рогато.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Сомов А. И. Микеланджело Буонарроти // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Карел Шульц, «Камень и боль» (текст романа в библиотеке Александра Белоусенко)
- Дажинa В. Д. Микеланджело. Рисунок в его творчестве. — М.: Искусство, 1987. — 215 с.
- П. Д. Баренбойм, Тайны Капеллы Медичи, Спб., Изд-во СПбГУП, 2006, ISBN 5-7621-0291-2
- Баренбойм Петр, Шиян Сергей, Микеланджело. Загадки Капеллы Медичи, Слово, М., 2006. ISBN 5-85050-825-2
- Микеланджело. Поэзия. Письма. Суждения современников / сост. В.Н.Гращенков. — М., 1983. — 176 с.
- Микеланджело. Жизнь. Творчество / Сост. В. Н. Гращенков; вступительная статья В. Н. Лазарева. — М.: Искусство, 1964.
- Ротенберг Е. И. Микеланджело. — М.: Искусство, 1964. — 180 с.
- Микеланджело и его время / Под ред. Е. И. Ротенберга, Н. М. Чегодаевой. — М.: Искусство, 1978. — 272 с. — 25 000 экз.
- Ирвинг Стоун, «Муки и радости», big-library.info/?act=read&book=26322
- Wallace, William E. Michelangelo: Skulptur, Malerei, Archtektur. — Köln: DuMont, 1999. (Monte von DuMont)
- Tolnay K. Michelangelo. — Princeton, 1943—1960.
- Gilles Néret Michelangelo. — Köln: Taschen, 1999. — 96 с. — (Basic Art).
- Ромен Роллан, «Жизнь Микеланджело»
- Peter Barenboim, «Michelangelo Drawings — Key to the Medici Chapel Interpretation», Moscow, Letny Sad, 2006, ISBN 5-98856-016-4
- Edith Balas, «Michelangelo’s Medici Chapel: a new Interpretation», Philadelphia, 1995
- James Beck, Antonio Paolucci, Bruno Santi, «Michelangelo. The Medici Chapel», London, New York, 2000
- Władysław Kozicki, Michał Anioł, 1908. Wydawnictwo Gutenberg — Print, Warszawa
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, https://vm.ru, https://muzey-factov.ru, https://citaty.su, https://muzei-mira.com.
Если вы нашли неточности, или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы, и наши читатели, будем вам очень благодарны.
Микеланджело: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Микеланджело: жизнь и творчество художника
3.6 (72%) 5 голос(ов)Микеланджело — кратко
Микеланджело Буонарроти — гений эпохи Возрождения. Талантливый скульптор, архитектор, поэт, мыслитель и прекрасный художник. Он прожил почти 89 лет и до последних своих дней не расставался с инструментами, стремясь создать наследие будущему поколению. Кратко описать весь его вклад в мировую культуру очень сложно, но мы сделаем такую попытку.
Детство и юность.
Родился Микеланджело в 1457 году в семье мэра, одного из провинциальных городков в Италии. Должность мэра не приносила финансовой стабильности. Несмотря на аристократическое происхождение рода, семья жила очень бедно.
Мать, измотанная беременностями, умерла, когда мальчику исполнилось всего 6 лет. Но и до этого, из-за болезни мамы, маленький Мике проводил много времени в семье кормилицы. Там он впервые берется за долото и окультуривает камень.
В дальнейшем, ваятель утверждал, что обязан своим талантом приемной матери и ее семье каменотесов.
Малыша отдают в школу финансов. Отец мечтает, что Мике продолжит семейное дело и станет банкиром. Но в этой стезе мальчик не проявляет должного энтузиазма. И отец примиряется с выбором сына. В 13 лет юноша становиться учеником художника — Доменико Гирландайо.
Проведя в его мастерской год, он переходит в школу Бертольдо ди Джованни. Известная школа скульптора находиться под опекой Лоренсо де Медичи. Правитель Италии заинтересовался, безусловно, талантливым парнем. Так и происходит знакомство с несколькими будущими Папами Римскими. В дальнейшем Мике будет работать под началом 9 пап Римских!
Самые яркие и известные работы:
Мадонна на лестнице – барельеф из мрамора, одно из самых ранних произведений.
Самые известные его шедевры — статуя Давида. Она была изготовлена в родной Флоренции.
Статуя Моисея, созданная по заказу папы римского Юлия.
Мадонна Брюгге — скульптура из мрамора для церкви города Брюгге.
Рабы — целый цикл работ, которые находятся во многих музеях Европы.
Скорчившийся мальчик — единственная работа, которая находиться в России, в Эрмитаже.
Сикстинская капелла.
В 1508 году Буонарроти был приглашен для росписи потолка Сикстинской капеллы. Этот заказ достался мастеру, из-за происков его недругов. Ведь он сам много раз утверждал, что не художник, а скульптор. Но это не помешало мужчине создать шедевр, известный и в наши дни. Микеланджело выполнил эту работу в рекордные сроки, и совершенно без помощников. Целых 4 года он с энтузиазмом создавал фреску за фреской. Он расписал почти 600 квадратных метров! Все фрески посвящены строкам Ветхого завета — от Сотворения мира до Потопа. В дальнейшем художник жаловался, что этот труд подорвал его здоровье. В 37 лет, он чувствовал себя стариком. От тяжелой работы его глаза почти перестали видеть.
И только в 1534 году была продолжена роспись прилегающих стен. Самостоятельная работа скульптора — «Страшный Суд». Вторая работа — «Люцифер» создавалась уже с ассистентами.
Личная жизнь.
Личная жизнь у великого мастера не удалась. Сам Мике говорил, что его супруга — искусство, а их дети — его произведения. Множество слухов приписывали скульптору близкие отношения с натурщиками. Но никаких достоверных фактов в пользу его гомосексуальности не обнаружено. Единственной женщиной в его длинной жизни была Виттория Колонна, маркиза. Ей было 47 лет, а ему 61, когда они познакомились. Но множество их писем друг к другу носят лишь дружеский характер.
Старость.
В возрасте 71 год Микеланджело назначили главным архитектором собора Петра. Ведь он показал себя не только талантливым, но и очень опытным строителем.
Последние 15 лет жизни Микеланджело страдал от болей в суставах.
Умер Буонарроти в Риме в 1564 году. За несколько дней до смерти он уничтожил все неоконченные работы и наброски. В завещании он указал, что отдает тело земле, душу Господу, а имущество родным.