Модерн в архитектуре примеры – МОДЕРНИЗМ в архитектуре — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Содержание

Модерн в архитектуре — АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ — LiveJournal

Русский модерн


«Дом книги» в Санкт-Петербурге


Дом Зингера («Дом книги») — здание на Невском проспекте, 28 в Санкт-Петербурге, памятник архитектуры федерального значения, находится в государственной собственности.
Семиэтажное здание в стиле модерн, площадью около 7000 м2 было построено в 1902—1904 по проекту архитектора Павла Сюзора для «Мануфактурной компании Зингер». Проект был новаторским и по техническому исполнению, и по стилю, и по назначению. Руководство компании «Зингер», производящей швейные машины, хотело построить небоскрёб, подобный тому, что в это время строился компанией в Нью-Йорке: многоэтажное здание со множеством офисов. Однако здания в центре Санкт-Петербурга не могли превышать 22 метров. Архитектор блестяще разрешил это противоречие: над шестью этажами с мансардой он возвел изящную башню, увенчанную стеклянным глобусом. Именно эта, устремлённая ввысь башня, и создаёт впечатление «небоскрёба», но при этом, благодаря своей лёгкости, не затмевает куполов Казанского Собора и Спаса на крови, возвышающихся над Невским проспектом.
Другое, чисто техническое, сходство с небоскрёбом: это первое здание в России, в котором был применён металлический каркас. Новыми в архитектуре Санкт-Петербурга были также атриумы: крытые стеклянной крышей внутренние дворы. Здание было оснащено самыми передовыми технологиями того времени, начиная от лифтов и заканчивая автоматической очисткой крыш от снега.
Но больше всего поражал современников стиль здания. Шестидесятилетний архитектор не побоялся оформить дом в новом стиле модерн. В отделке используются текучие, «органические» линии, интерьер украшен растительным орнаментом из кованой бронзы. На фасаде установлены скульптуры А. Г. Адамсона, символизирующие прогресс и швейную индустрию, основной профиль компании «Зингер». Дом Зингера стал ярким образцом модерна.
До 1917 здание принадлежало компании «Зингер». В советское время в здании располагался «Дом книги». С 2004 по сентябрь 2006 находилось на реконструкции; с ноября 2006 в нём вновь функционирует «Дом книги».
«Дом книги» в Санкт-Петербурге


Фёдор Шехтель. Особняк Е.И. Шаронова. Музей Градостроительства и быта. Таганрог


Строительство Ярославского вокзала.


Архитектор Фёдор Шехтель. Ярославский вокзал в Москве


Дом С. М. Грибушина, Пермь, 1905 г., архитектор — А. Б. Турчевич


Санкт-Петербург


Архитектура московского модерна


ГОСТИНИЦА «БОЯРСКИЙ ДВОР» (ДОМ МОСКОВСКОГО СТРАХОВОГО ОБЩЕСТВА),
позже – ЗДАНИЕ ЦК КПСС, ныне – АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ
Старая пл., 8. 1901-1902 гг., архит. Шехтель
Московский модерн (c) nikto001


Старая площадь © Константин Кокошкин

Новая площадь, дом 8
«Новая площадь, дом 8» на Яндекс.Фотках

Бывший дом  „ Московского   общества  страхования от огня“ и гостиница „ Боярский   двор “ на Старой площади (1901)
«Старая пл., 8» на Яндекс.Фотках
Бывший дом «Московского общества страхования от огня»
и гостиница «Боярский двор» на Старой площади (1901)

"Дом фарфора на Кирова"
«»Дом фарфора на Кирова»» на Яндекс.Фотках


Доходный дом И.П. Исакова

Пречистенка, 28
«Пречистенка, 28» на Яндекс.Фотках
Доходный дом И.П. Исакова


Доходный дом М.В. Сокол

Кузнецкий мост, 3
«Кузнецкий мост, 3» на Яндекс.Фотках
Доходный дом М.В. Сокол


Автор построенного в 1903 г. доходного дома М.В. Сокол — архитектор И.П. Машков (настоящее имя Иван Михайлович Соколов), (1867-1945).
Несмотря на то, что зодчий работал преимущественно в стиле «псевдорусской» эклектики и неоклассицизма, самым известным его произведением стал дом, выполненный в стиле модерн — доходный дом М.В. Сокол. Здание видно с далеких точек благодаря своей самой характерной части – высокому плавно изгибающемуся аттику, поле которого занимает полихромная майоликовая композиция, изображающая северный морской пейзаж, над которым реет орёл. Панно выполнено по рисунку художника объединения «Мир искусства» Николая Сапунова, плитки с «люстрами» (т.е. радужным металлическим блеском) и рельефные изразцы созданы по рисунку Михаила Врубеля «Рыбки». Изготовлены керамические украшения на заводе «Абрамцево».
Декоративные детали дома разнообразны: гнутые рамы окон ресторана и квартиры хозяйки, а также изогнутые козырьки над балконами обнаруживают франко-бельгийскую ориентацию, общий строй сооружения с майоликовыми панно на аттике тяготеет к проектам Венского Сецессиона. Абсолютно «венской» деталью в глазах современников, по-видимому, выглядели золочёные завершения устоев аттика (в настоящее время окрашенные в серый цвет). Крыша золотого цвета и кованые украшения, не сохранившиеся до наших дней, представляются заимствованием у архитектора Отто Вагнера.
Автор придал отдельным декоративным элементам самостоятельную художественную ценность. Неповторимы лепные украшения над входом, металлические козырьки над боковыми балконами верхнего этажа, неповторяющиеся основания трех фасадных эркеров, металлические решетки аттика, оригинален рисунок кованых ворот (в настоящее время утраченных) и др.
Дом Сокол проектировался и строился, как часть целостного ансамбля с находящимся в паре кварталов от него отелем «Метрополь». Отель "Метрополь"
«Отель «Метрополь»» на Яндекс.Фотках
Отец-основатель «Метрополя» — Савва Мамонтов, потомственный купец, меценат, замыслил грандиозный культурный центр, какого не знала Москва, — с театром размерами больше Венской оперы, гостиницей, рестораном, катком, залами для выставок и зимним садом… Под эту мечту акционерное общество «Санкт- Петербургское общество страхования», главным пайщиком которого и был Савва Мамонтов, арендовало целый квартал в Москве и провело конкурс на проект фасадов нового сооружения, в котором приняли участие более 20 прекрасных архитекторов… Закончилось, правда, обвинением Мамонтова в растрате и препровождением его в наручниках в Таганскую тюрьму… Его защищал знаменитый Плевако, он был оправдан судом присяжных, но акционеры достроили «Метрополь» уже без Саввы.
И в итоге в 1901г. вместо культурного центра в трех минутах ходьбы от Кремля открылся роскошный отель с тремя ресторанами. Гостиница в стиле модерн поражала не только москвичей, но и искушенных иностранцев, и по праву считалась одной из лучших в Европе. Она выделялась не только своими размерами, но и оригинальной архитектурой и интерьерами: барельефы, башенки, витые решетки, майоликовые панно, стеклянные купола и мраморные колонны. Удивляло не только убранство гостиницы, но и ее техническое оснащение: только в Метрополе были холодильники, горячая вода, особая вентиляционная система, электрические лифты. Имелась своя электростанция, центральное отопление и артезианский колодец.
Однако не успела гостиница проработать и года, как в здании произошел сильнейший пожар: очевидцы утверждали, что Метрополь горел «как факел», уцелели только стены и фасад с майоликовыми панно. Новых постояльцев «Метрополь» принял только в 1905 г., что и принято считать временем рождения отеля.
К работе над проектом гостиницы Метрополь были привлечены лучшие художники и архитекторы конца XIX — начала XX века. Уильям Валькотт — архитектор, автор проекта фасадов «Метрополя». Лев Кекушев — архитектор, автор первоначального проекта «Метрополя», многие его идеи были воплощены при строительстве гостиницы. Михаил Врубель (1856-1910) — художник, по рисунку которого было создано центральное майоликовое панно «Принцесса Греза». Меньшие по размеру композиции «Орфей», «Полдень» и «Поклонение волхвов» созданы А. Головиным. Николай Андреев — автор барельефа «Времена года» на фасаде гостиницы. Даже опуская более чем столетнюю историю отеля, связанную с известнейшими людьми, бывшими его постояльцами, эту гостиницу по праву считают одной из ярчайших достопримечательностей столицы.
Построивший «Метрополь» архитектор Уильям Валькотт вписал в декоративно-керамический фриз над третьим этажом афоризм Ницше: «Опять старая история: когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». В этом доме до сих пор есть чему поучиться.Отель "Метрополь"
«Отель «Метрополь»» на Яндекс.Фотках

Отель "Метрополь"
«Отель «Метрополь»» на Яндекс.Фотках


Одно из самых замечательных зданий в стиле модерн не только в России, но и во всём мире — Метрополь. Автором и инициатором этого проекта стал Савва Иванович Мамонтов. Он сыграл важную роль в становлении модерна в России.
“Метрополь” называют “энциклопедией русского модерна” и “Вавилонской башней нового времени”. Он строился в 1899-1904 годах по проекту архитектора В. Валькотта при участии Л. Кекушева и А. Эрихсона. Пластика фасадов с обилием выступов и разнообразными по форме оконными проемами подчеркивает причудливая игра светотени. Это впечатление усиливает контраст фактуры и цвета использованных материалов.
Романтический образ гигантского здания исполнен динамики. Горизонталям балконов вторят плавные, текучие линии завершения ризалитов, а вертикальный строй эркеров подхватывают островерхие башенки. По богатству скульптуры керамических украшений с “Метрополем” не может сравниться ни одно здание Москвы. Главенствующее место на фасаде, обращённом к бывшему проспекту Маркса (ныне к Охотному ряду), занимает керамическое панно “Принцесса Грёза”, выполненное по рисунку М. Врубеля. Другие панно — “Жажда”, “Поклонение божеству”, “Поклонение природе”, “Орфей играет”, “Жизнь”, “Полдень” и “Поклонение старине” — работы художника А. Головина.
Вдоль всего здания проходит многофигурный барельеф “Времена года”, созданный по моделям скульптора Н. А. Андреева.Отель "Метрополь"
«Отель «Метрополь»» на Яндекс.Фотках


Гостиница Метрополь ночью © Константин Кокошкин


Особняк В.В. Правдиной
1908, архитекторы А. Правдин, А.А. Галецкий (?), Садовая-Сухаревская ул, 5
В 1898 году меценат герцог Эрнст-Людвиг Гессен-Дармштадтский бесплатно предоставил часть своего парка в Дармштадте и денежную поддержку для того, чтобы ведущие архитекторы могли реализовать свои творческие замыслы — без влияния заказчиков. После завершения строительства архитекторы могли продать здания горожанам Дармштадта.

Одним из откликнувших на предложение герцога был Йозеф Ольбрих, один из самых ярких представителей венского варианта модерна — «Сецессиона». Он стал архитектором главного здания Дармштадтской колонии архитекторов и художников — «дома Эрнста-Людвига», который был построен на средства герцога и потом подарен колонии. Наиболее запоминающейся чертой этого здания были очертания монументального входа, похожие на греческую заглавную букву «омега». Такое решение вообще было характерно для Ольбриха (в основном он строил в Вене), но в первую очередь связывается именно с «домом Эрнста-Людвига», получившим международную известность.

В числе приглашенных был и художник Ханс Кристиансен. Вместе с архитектором Ольбрихом он участвовал в создании и оформлении многих домов в Дармштадтской колонии. Повторяющимся мотивом у Кристиансена было стилизованное изображение розы.

Эти две черты — вход Ольбриха и розы Кристиансена — и унаследованы в особняке Правдиной.


Московские особняки (c) retromoscow


P.S. Памятник Столице — Особняк К.А. Гутхейль
1902-1903, архитектор В.Ф. Валькот, Пречистенский пер., 8


Также, как и несколько других зданий на нашем маршруте, дом Гутхейль был построен Торгово-строительным акционерным обществом для продажи состоятельным горожанам. Здание симметрично, есть один главный четко выраженный фасад — и то, и другое нехарактерно для модерна и было сделано, возможно, для контраста с соседним особняком (Якунчиковой) и демонстрации диапазона возможностей архитекторов, работавших на эту фирму.

В оформлении особняка прослеживается влияние французского варианта модерна (Ар Нуво). Во-первых, это использование рокайльных мотивов (т.е. элементов стиля рококо) — различных завитков и толстеньких младенцев. Во-вторых — и это одна из самых запоминающихся черт особняка — стеклянный навесной козырек.


P.S. Памятник Столице — Особняк М.Ф. Якунчиковой
1899-1900, архитектор В.Ф. Валькот, Пречистенский пер., 10


Особняк по стилю близок к английскому (шотландскому) варианту модерна. Надо еще сказать, что автор этого особняка, архитектор Вильям Валькот — англичанин, хотя и родился в Одессе. Здесь есть небольшая подборка ссылок по модерну, в том числе ссылки на страницы, посвященные Чарльзу Макинтошу, известному архитектору из Глазго. Но здания Макинтоша внешне были очень простыми, практически лишенными декора. В особняке Якунчиковой от макинтошевских зданий остались только прямоугольные очертани

Стиль модерн в архитектуре, орнаменты декора

Модерн в архитектуре характеризовался яркой выразительностью и декоративностью.

Модерн в архитектуре. Дом Зингера в Петербурге. Проект архитектора Павла Сюзора. 1904 г.

Стиль модерн в архитектуре появился на волне художественного протеста против устоявшихся канонов и традиций зодчества, а также подражательной манере эклектики. Во многом модерн обязан своим появлением развитию технологий в области материалов и строительства. Появление такого материала как железобетон дало возможность создавать сложные криволинейные фасады, карнизы, оконные и дверные проемы. Мода на модерн существовала недолго: если 1886 г. считается началом развития стиля, то уже после начала Первой мировой войны в 1914 г. стиль пришел в упадок. Модерн в архитектуре очень разнообразен и вариативен, в его многочисленных направлениях можно найти всевозможные формы, мотивы и цветовые сочетания. Традиционно стиль модерн в архитектуре считают приверженцем растительных мотивов, не использующим углы и прямые линии. Однако, наряду с таким видом модерна существовал и прямолинейный, геометрический модерн, не терпевший никаких украшений и криволинейности. Основная особенность, объединяющая все направления этого стиля — необычность, неповторимость, несхожесть с предыдущими стилевыми направлениями, несмотря на использование некоторых элементов из архитектуры прошлого. Модерн в архитектуре наследовал традиции зодчества Европы, Ближнего и Дальнего Востока, Африки. Однако мастера стиля не копировали образцы прошлого, а лишь заимствовали из них художественные мотивы, подвергая их свободной интерпретации. Нередко архитектура модерна строится по принципу «изнутри — наружу», то есть сначала планируются внутренние помещения, и, исходя из внутренней планировки, формируется пространственное решение дома, что в дальнейшем отражается на его внешнем виде. Такой подход в архитектуре модерна привел к появлению асимметричных зданий с необычными формами и элементами конструкции. Другой вариант модерна в архитектуре — определенная идея, которая находит свое отражение в декоре фасадов и внутренних помещений и превращает здания в фантазийные сооружения.

Каса Батло. Дом, в котором воплощена национальная идея каталонцев — победа над драконом. Архитектор Гауди, Барселона.

В период властвования стиля модерн в архитектуре организовывались творческие мастерские, объединения, где над конкретным заданием совместно работали архитекторы, скульпторы, декораторы, художники-прикладники, резчики по камню и дереву, литейщики. Такое сотрудничество было необходимо, так как в основном (за исключением «геометрического модерна») для стиля характерны орнаменты, составленные на основе природных форм: изогнутых стеблей, листьев, лепестков, завитков волос. Орнамент наносился на стены в виде росписи, объединялся в мозаичные панно, вырезался на дереве или воплощался в металле. Орнамент в стиле модерн содержал изображения павлиньего хвоста, длинные лебединые шеи, волны. Популярна была непрерывная линия, названная «удар бича», которая стала отличительным признаком орнамента в стиле модерн. Эту линию сравнивали с биологическими формами и считали, что она вызывает ассоциацию с живым организмом. Такой модерн-декор использовали в своих сооружениях В. Орт (Victor Horta. 1861 — 1947 гг. бельгийский архитектор), Г. Гимар (Hector Guimard. 1867—1942гг.), Маркуш Гейза (венгерский архитектор).

Дворец «Цифра Палота» (Ornamental Palace). архитектор Маркуш Гейза (Géza Márkus), 1902 г., г. Кечкемет. Болгария. Закругленные контуры фасада декорированы орнаментом в стиле модерн — психоделическим узором, основанным на фольклорном рисунке.

Несмотря на свою яркость и неординарность, стиль модерн в архитектуре не смог приобрести «государственный статус» и получил развитие преимущественно в строительстве домов для богатых заказчиков: городских особняков, магазинов, многоквартирных доходных домов, которые хотели поразить воображение и произвести впечатление людей неординарных. Фантазия архитектора в таком случае не была ограничена материальными средствами и жесткими правилами, поэтому здание формировалось свободно, на основе пожеланий заказчика. Декор и форма фасадов принимали необычные формы, образуя совместно с внутренним убранством единый комплекс.

Стиль модерн в архитектуре разных стран

Каждая страна дала собственное название новому стилю. В Бельгии, как и во Франции, его называли «ар-нуво». В Англии — «либерти», в России новый стиль получил название «модерн», в Германии — «югендстиль», в Австрии — «сецессион». Венский сецессион — практичный стиль с простыми и правильными геометрическими формами. В произведениях сторонника этого направления — А. Лооса нет декора, так как архитектор считал орнамент «лепетом живописи». Произведения А. Лооса (Adolf Loos) — дом Мюллера в Праге в (1928-1930 гг.), сельский дом Кунера в Пайербахе. Австриец Йозеф Хоффман (Josef Hoffmann; 1870—1956гг.) построил в Брюсселе Дворец Стокле (1911г.) — вестник приближающегося функционального стиля.

Дом Мюллера в Праге — представитель геометрического модерна в архитектуре. Идея заключалась в планировке внутреннего пространства на основе кубов, составляющих объем дома. Архитектор А. Лоос. 1928-1930 гг.

Отто Вагнер (Wagner, Otto. 1841–1918 гг.) представил иной модерн в архитектуре Вены в расписном здании Майолике-хауз (Majolika_house) (1898), Здании почты в Вене (1910).

Бельгийский архитектор Виктор Орта стоял у истоков европейского модерна в архитектуре. Поверхность фасада особняка Армана Сольве (1895—1900 гг.), построенного В. Ортом, напоминает морскую волну — это впечатление возникает благодаря пластичной линии фасада, ограждениям балконов, образующим единую композицию.

Особняк Сольве. архитектор В. Орт. 1895—1900 гг. Брюссель, Бельгия.

Модерн в архитектуре Брюсселя — отель Тассель демонстрирует новые архитектурные формы. Архитектор В. Орта.

Другой брюссельский архитектор, творивший в стиле модерн, — Арман ван Васберхе (Armand van Waesberghe. 1879-1949 гг.) С 1896 по 1902 гг. он возвел в Брюсселе девять домов. В своих произведениях мастер объединил модерн и готические мотивы.

Дом в стиле ар-нуво на площади Гутенберг, 8 (Square Gutenberg, 8). архитектор А.ван Васберхе (Armand van Waesberghe). 1898 г. Брюссель.

В Чехии в стиле модерн строил Ян Котера (Kotera. 1871-1923 гг.).

Общественный дом в Простеёве. Архитектор Я. Котер. 1905 — 1907 гг.

Эктор Гимар создавал модерн в архитектуре Франции: павильоны станций парижского метро, дом Мецзара в Париже. В Испании творил Антонио Гауди, который сочетал талант инженера, конструктора, архитектора и декоратора, в результате чего его произведения приобретали неповторимый вид, который делал здание похожим на фантастическую скульптуру. В основе работ Гауди лежит использование такого пластичного и прочного материала как железобетон. Работы Гауди: Каса Батло (1906), Каса Мила (1910), Парк Гуэль (1914) собор Саграда Фамилия.

Фантастический собор Саграда Фамилия (Святое семейство) продолжает достраиваться и сейчас. Архитектор Гауди, Барселона.

В русской архитектуре модерн нашел свое воплощение в церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцево (1882 г) — плод совместной работы художников В. Поленова, В.Васнецова, А Мамонтова. В русском модерне отчетливо просматривались черты национального зодчества: дом Перцова в Москве (1907 г.) по проекту С.Малютина и Н.Жукова. Однако, некоторые сооружения напоминали и европейские образцы: гостиница «Метрополь» архитектора В.Валькота (1903 г.), памятник модерна — Дом «Зингер» (ныне «Дом Книги») в Санкт-Петербурге (1902-1904 гг. архитектор П. Сюзор). Еще один образец русского модерна — магазин Елисеева (1902-1903 гг. архитектор Г. Барановский). Ф. Линдваль построил в Петербурге гостиницу «Астория» в 1913-1914 гг. Среди сооружений модерна в архитектуре Москвы: особняк Рябушинской, особняк Дерожинской архитектора Ф. Шихтеля, особняк Миндовского, дом архитектора Л. Кекушева, дом Сокол архитектора Машкова.

Гостиница Метрополь в Москве. Архитектор В. Валькот. 1903 г.

В США получила известность чикагская школа модерна Луиса Салливена (Louis Henry Sullivan; 1856 -1924 гг.), сторонника сочетания органической и рациональной архитектуры.

Здание Thrift Building. Архитектор Луис Салливен.

Период стиля модерн в архитектуре по-разному оценивался критиками. Кто-то вообще не склонен рассматривать его как самостоятельный стиль, другие видели в нем признак упадка, а третьи видели в модерне определенный этап, важный для дальнейшего развития архитектуры. Этот стиль продемонстрировал, что возможны новые подходы к украшению зданий, предложив специфический модерн-декор, который выступал в гармонии с пластичными фасадами и архитектурными элементами.

Бывший доходный дом К.Х. Кельдаля на Каменноостровском проспекте (д.13). Архитектор Шауб В.В. 1903 г.

Изобретательность стиля доказала, что невозможное — возможно, а то, что казалось сказкой и фантастикой, мастер способен воплотить в жизнь. Модерн-декор, необычные конструкции и фасады и сейчас вызывают интерес у людей творческих, обладающих широкими взглядами, умеющих воплотить свои желания в жизнь и не боящихся нового и непривычного.

Барельефы на фасаде доходного дома К.Х. Кельдаля на Каменноостровском проспекте.

Ныне для изготовления декора используют не только традиционные материалы, но и искусственные, например, полиуретан. Характеристики этого материала позволяют создавать оригинальные изделия, а также делать точные копии с фасадных элементов известных исторических сооружений.

Барельеф из полиуретана, созданый на основе декора фасада бывшего доходного дома К.Х.Кельдаля на Каменноостровском проспекте.

Дом с элементами модерна и пластичным декором из полиуретана.

Автор текста: М. Костин

Полезные ссылки:

Индивидуальный заказ

Готовые комплекты декора

Монтаж

Стиль модерн в архитектуре и интерьере |

Нежный и удивительно плавный стиль модерн, переводе с французского означающий «современный», пришел на смену стиля эклектика в 1880-1890 годы, рожденный под влиянием искусства Японии и Древнего Египта, характерно отличался плавностью и изогнутостью линий, растительными орнаментами и мотивами.

Стиль модерн в архитектуре

В последнем десятилетии девятнадцатого века зародился новый художественный стиль в архитектуре, стиль плавных совершенных линий и природных мотивов. В технологии строительства использовались стекло, метал, камень, за счет чего удавалось достичь необычайных изгибов фасадов зданий.

Виктор Орта – основатель модерна в архитектуре

Отцом-основателем модерна в архитектуре считается бельгийский архитектор Виктор Орта. В своих проектах Виктор Орта использовал новые по тем временам материалы, такие как металлические конструкции и стекло. Зданиям и их конструкциям он придавал необычные формы, близкие к растительной и природной тематике. В 1893 году Орта строит Дом Тасселя, который считается первой в мире постройкой в стиле модерн. Далее Орта возводит ряд не менее замечательных строений — собственный дом, а сегодня Музей Орта, дом Сольвей, дом Ван Этвельде.

дом Тасселя

дом Сольвей

В интерьерах зданий все с пола до потолка также проектировалось в едином изящном природном стиле – светильники, лестничные перила, своды, фурнитура — все чудесно и гармонично подобрано.

Один из самых модных трендов в современном искусстве интерьеров. Сочетая в себе несочетаемое – старину и новизну, этот стиль необычен и интересен… Читайте далее Стиль гранж в интерьере: спокойная классика или сиэтлский саунд

 Эктор Гимар – французский представитель школы модерн

Еще обучаясь в парижской школе изящных искусств, во время поездки в Брюссель Эктор знакомится с восхитительными архитектурными проектами Виктора Орта. Зарождающаяся архитектура в стиле модерн оказала неизгладимое впечатление на молодого Гимара, так в 1898 году он строит замок Беранже, сделавший его широко известным. Оригинальные фасады зданий очень понравились французской публике, и Гимар становится необычайно популярным на родине. Он занимается не только архитектурой, но также создает интерьеры к своим зданиям и проектирует мебель в стиле модерн. Одной из самых известных работ архитектора является Отель Гимар, который он подарил своей жене.

отель Гимар

Эктор Гимар спроектировал входные павильоны первой линии парижского метро.

парижский метрополитен

парижский метрополитен

Антони Гауди

Антони Гауди – испанский каталонский архитектор, является, пожалуй, самый ярким и наиболее известным представителем модерна. Известность к Гауди пришла далеко не сразу, он достаточно долго, более 12 лет трудился чертежником под началом именитых архитекторов, изучая архитектуру и создавая собственные чертежи, пытался участвовать в архитектурных конкурсах.

Решающим событием для Гауди и его будущих архитектурных творений было знакомство с богатейшим человеком Каталонии Эусеби Гуэлем, текстильным магнатом. Гуэль, ценитель искусства и красоты, разглядел в молодом архитекторе яркую индивидуальность. Итак, Гауди начал строить для семейства Гуэль, так появились проекты павильонов усадьбы Гуэля в Педральбесе недалеко от Барселоны, Винные погреба Гуэля в Гаррафе, часовни и крипта Колонии Гуэля и фантастический Парка Гуэля в Барселоне.

О том, как он произошел ходят различные легенды. Одни считают, что название этого стиля берет свое начало от итальянского barocco, что означает причудливый склонный к излишествам. Другие говорят, что имя стилю дала perola barroca– португальская «жемчужина неправильной формы»… О самом роскошном стиле читайте Роскошный стиль барокко в интерьере

Таким образом Гауди стал самым модным архитектором в Барселоне, богатейшие люди Каталонии заказывали у Гауди особняки один роскошнее другого. Творению Антони Гауди принадлежит более 20 чудесных и по сей день удивительных проектов, словно творений природы, – домов, часовен, гостиниц и иных сооружений, половина из которых и по ныне стоит в Барселоне.

дом Мила, Гауди

Последним творением Гауди был бессмертный собор Святого Семейства Sagrada Família, став истинным воплощением его таланта.

Sagrada Familia

Sagrada Família

Модерн в России

Модерн захлестнул и дореволюционную Россию, изменился внешний облик зданий, легких и воздушных, каждое из которых имело свой собственный изящный архитектурный характер. В архитектуре из металла и бетона создавались высокие пролеты и свободные пространства, в моду вошли большие витражные окна, эркеры в несколько этажей, придавая окнам замысловатую конфигурацию.

дом Морозова, русский модерн

гостиница Метрополь, русский модерн

Архитекторы стремились достичь внешней неповторимости своих зданий, используя всевозможные приемы оформления фасадов: облицовка керамической мозаикой, скульптурными орнаментами и композициями. В качестве декоративных элементов использовалась стилизация цветов, причудливо изгибающихся и переплетающихся стеблей растений. Очертаниям зданий иногда придавалась искусственная деформация.

доходный дом Графа М.П. Толстого

музей А.В,Суворова, русский модерн

В России, а особенно в Петербурге 1900-х годов велось обширное строительство зданий в стиле модерн. Здесь зародился «северный модерн», в котором отделка фасадов осуществлялась природным камнем – гранитом и мрамором, залегающем на Скандинавском полуострове и в окрестностях Петербурга. В интерьерах наряду с каменной отделкой широко использовались древесина и металл.

особняк Ксешинской, русский модерн

Наиболее известными проектами в России в стиле модерн являются Дом Морозова на Арбатской, гостиница Метрополь в Москве, особняк М.Ф. Кшесинской, музей Суворова, доходный дом графа М.П.Толстого, дом 1/3 на Кировском проспекте в Петербурге.

дом 1/3 на Кировском проспекте, русский модерн

О русском модерне рекомендую посмотреть замечательный фильм Андрея Шляхова «Прогулка в стиле модерн»

 

Стиль модерн в интерьере

Мягкий и неоднозначный, таинственный и романтический, нежный – вот что можно сказать о стиле модерн в интерьере. Его линии настолько плавны и изогнуты, его формы обтекаемы и удивительны. В модерне нет четких геометрических форм, а скорее каждая форма уникальна и имеет свой неповторимый контур. На смену величественным лестницам из камня приходят изящные кованые ажурные ступеньки, глянцевые металлические и посеребренные перила, создающие иллюзию легкости и воздушности.

интерьер дома Тассель

интерьер дома Тассель

В интерьере повсеместно используется стекло не только для окон, но и в качестве перегородок и витражей, позволяя солнечному свету струиться в помещения, некогда темные и мрачные, а теперь светлые и играющие всеми своими цветами и формами.

В переводе с французского языка дословно этот стиль означает «современное искусство». Отличительными чертами его являются смелые геометрические формы, этнические узоры и орнаменты, богатство и яркость цветовой палитры, роскошь и шик….Что это за стиль?… Читайте далее

Интерьеры в силе модерн выражали растительные мотивы, листья, травы, цветы. На растительную тематику создавались обои, гобелены, а предметы мебели имели художественно-кованные или гнутые ножки и подлокотники. Так, английский поэт и художник, один из основателей модерна Уильям Моррис создавал удивительные по красоте тех времен обои с травами, деревьями и птицами.

Уильям Моррис, обои стиль модерн

Появляется в интерьере и дерево, и не только ценные породы красных деревьев, но ольха, орех и временами сосна.

Стоит отдельно отметить мебель – изящная, резная и удивительно красивая, мебель декорировалась изображением птиц и цветов, вставками стекла или хрусталя.

Цветовая гамма приближена к природным оттенкам – многогранному зеленому, всевозможным оттенкам серого, белого и голубого.

Если говорить о модерне, то это был удивительный по красоте и изяществу стиль, тонкий, плавный, художественный. Модерн подарил миру множество уникальных и прекрасных зданий и интерьеров, красота которых не затухает и по сей день.

 

Похожие статьи

Март 24, 2014   admin

Модерн — стиль в живописи и архитектуре и его отличительные черты | DesigNonstop

Модерн — стиль в живописи и архитектуре и его отличительные черты

7

Модерн - стиль в живописи и архитектуре и его отличительные чертыСтиль модерн, он же Ар Нуво, однозначно является моим самым любимым стилем. Более того, дизайн моего сайта по всем признакам выполнен именно в стиле Ар Нуво, как оказалось. Это и синий цвет, и растительные орнаменты, и насыщенность композиции, и обилие плавных линий. Модерн очень интересный стиль в плане прикладного применения в живописи, архитектуре, декоре интерьеров. Именно благодаря этой своей практичной особенности распространяться на смежные сферы искусства, модерн обрел сегодня второе рождение. По крайней мере, очень удобно оформлять среду проживания в одном стиле, начиная с ограды у входа и заканчивая обложкой книги.


 
 

Модерн (от фр. moderne — современный) — художественное направление в искусстве. Представителей модерна объединяло антиэклектическое движение — стремление противопоставить свое творчество эклектизму предыдущего периода. Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, природных линий, интерес к новым технологиям (например в архитектуре), элементам прикладного искусства.Модерн

 
 

В разных странах стиль модерн назывался по-разному: в США — тиффани (по имени Л. К. Тиффани), во Франции — Ар Нуво (фр. art nouveau, новое искусство), в Германии — югендстиль (нем. Jugendstil, молодой стиль), в Австрии — стиль Сецессион (Secessionsstil), в Англии — модерн стайл (modern style, современный стиль), в Италии — стиль либерти, в Испании — модернизмо, в Нидерландах — Nieuwe Kunst, в Швейцарии — еловый стиль (style sapin).Модерн

 
 

Период Модерна относительно короток, имеет достаточно четкие хронологические границы: от конца 1880-х и до 1914 года, начала первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы. В период модерна происходило стремительное переосмысление старых художественных форм и приемов, сближение и слияние различных видов и жанров искусства. Художники модерна дерзко ломали привычные нормы и границы. Главным содержанием периода модерна стало стремление к открытию новых методов, стилей, форм, синтезу различных источников.Модерн

 
 

Художники модерна использовали в своем творчестве разные формы: греческой архаики, крито-микенского искусства, античной классики, экзотического искусства Китая и Японии, Готики и Ренессанса, искусства этрусков и французского Рококо. Одним из основных выразительных и стилеобразующих средств в искусстве модерна стал орнамент. Стремление к целостности, пластичности внешних и внутренних, декоративных и конструктивных элементов композиции, динамика и текучесть форм и есть отличительные особенности стиля Модерна.Модерн

 
 

Представители стиля модерн стремились к рациональному стилистическому единству, чтобы картинам и шпалерам, украшающим стены, соответствовали мебель, изделия из стекла, столовые приборы, а также одежда, ювелирные украшения и вообще все, что находится в оформленном ими пространстве. В модерне присутствует декоративность и двухмерность изображения, бег извилистых гибких линий, плоскостные узоры. И было не важно, предназначался ли такой декор для книжной обложки или же для фасада здания.Модерн

 

 

У истоков французского модерна стояли Поль Гоген и художники его круга. Также наиболее известным мастером Ар Нуво во Франции был Анри де Тулуз-Лотрек. Важную роль в развитии Ар Нуво во Франции сыграли архитектор Эктор Гимар, ювелир Рене и художник по стеклу и мебели Эмиль Галле. Значительное место в искусстве Ар Нуво принадлежит известным бельгийским архитекторам Анри ван де Велде и Виктору Орта. В Испании архитектор Антонио Гауди отличался наиболее индивидуальным и оригинальным вариантом Ар Нуво.Модерн

 
 

В Великобритании черты, характерные для нового стиля, появились в оформлении книг уже с начала 1880-х. Одним из наиболее известных художников-графиков Ар Нуво был Обри Бёрдсли, его эксцентричные рисунки иллюстрировали литературные произведения. Одним из ведущих представителей модерна в Великобритании был Ч.Р.Макинтош, шотландский архитектор и дизайнер, выполнявший самые разные художественные работы – от архитектурных проектов до эскизов обоев и изделий из серебра. Творчество Макинтоша оказало огромное влияние на развитие европейской архитектуры и искусства.Модерн

 
 

В США архитектор Луис Салливан использовал орнаменты в стиле модерн для украшения фасадов спроектированных им зданий. Ведущим представителем Ар Нуво был Луис Комфорт Тиффани, живописец и художник по стеклу. Он изобрел уникальное стекло с радужным отливом, которое назвал favrile и использовал при изготовлении своих знаменитых ваз и ламп в форме цветов.Модерн

 
 

Также представителями модерна можно назвать следующих художников – Густав Климт, Альфонс Муха, Михаил Врубель, Амедео Модильяни, Анри Руссо, Фердинанд Ходлер, Ян Тороп, Андерс Цорн, Константин Коровин, Михаил Нестеров, Франц фон Штук, Валентин Серов, Макс Курцвайль, Константин Сомов, Александр Бенуа, Мстислав Добужинский, Борис Кустодиев.Модерн

 
 

Стиль модерн достиг высшей точки своего развития на рубеже 19–20 веков, но вскоре был забыт – ведущие архитекторы стремились теперь к простоте и ясности форм и проявляли больше интереса к машинным технологиям, чем к ручной работе. Богатый декор 1890-х годов уступил место геометрическим, ничем не украшенным поверхностям зданий начала 20 века. Ар Нуво вышел из моды и был открыт заново только пятьдесят лет спустя.Модерн

Архитектурный модернизм — это… Что такое Архитектурный модернизм?

Здание Баухауз в Дессау после реконструкции.

Архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne — новейший, современный; «англ. modern» — современный, новый) — движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 70-е—80-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции. В специальной литературе термину «архитектурный модернизм» соответствуют английские термины «modern architecture», «modern movement» или же «modern», употребляемые в том же контексте. Выражение «модернизм» употребляется иногда как синоним понятия «современная архитектура»; или же как название стиля (в англоязычной литературе — «modern»).

Архитектурный модернизм включает такие архитектурные направления, как европейский функционализм 20-30-х годов, конструктивизм и рационализм в 20-х годах России, движение «баухауз» в Германии, архитектурный ар-деко стиль, интернациональный стиль, брутализм, органическая архитектура. Таким образом, каждое из этих явлений  — суть одна из ветвей общего дерева, архитектурного модернизма.

Основные представители архитектурного модернизма — это пионеры современной архитектуры Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер, а также некоторые другие.

Общая характеристика

Кредо архитектурного модернизма заложено в самом его названии — это созидание нового, чего-то такого, что соответствовало бы сегодняшнему дню. То есть, присутствует принципиальная установка на новизну архитектуры, — как конструктивных и планировочных идей, закладываемых в проекте, так и внешних форм. Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передает общий характер построек модернизма.

Основные принципы архитектурного модернизма:

 — использование самых современных строительных материалов и конструкций,
 — рациональный подход к решению внутренних пространств (функциональный подход),
 — отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений,
 — их «интернациональный» характер.

В своих истоках архитектурный модернизм основывался на новейших достижениях научно-технического и промышленного прогресса, а также на передовых социально-реформаторских идеях своего времени. Социальные установки архитекторов-модернистов отличались, как правило, явным демократизмом, а то и левизной, — по крайней мере, во многих декларациях его теоретиков.

Стили-предшественники модернизма в архитектуре это так называемые «неостили»: русский модерн, сецессион в Австрии, югендстиль в Германии, ар-нуво во Франции, а также неоклассицизм, развившийся позже повсеместно.

Последующий за модернизмом стиль — постмодернизм, основная черта которого это отказ от примата функции и возврат к использованию элементов традиционных исторических стилей.

Истоки — вторая половина 19 века

Современная архитектура (модернизм) имела главным источником и вдохновляющим началом техническую и промышленную революцию XIX века. Железобетон, чрезвычайно прочный и устойчивый к нагрузкам материал, был впервые запатентован в 1867 г. Придумал его простой французский садовник Жозеф Монье, пытаясь найти решение для изготовления садовых кадок для растений — что положило начало развитию конструкций из железобетона (армированного бетона). Невероятно легкие и прочные по сравнению с тем, что знала история раньше, эти конструкции вызвали к жизни новые формы в промышленном строительстве, а позже и в жилых и общественных зданиях. В это же время было освоено строительство из металла — смелые и изящные металлические конструкции, зачастую с огромными пролетами, применялись в строительстве оранжерей, мостов, для перекрытий вокзальных перронов и больших городских рынков. Известные постройки этой эпохи, возведенные с применением металлических конструкций — Библиотека Сен-Женевьев в Париже (1850), Хрустальный дворец Д.Пэкстона в Лондоне (1851), Дворец Машин на Всемирной выставке в Париже (1889), Бруклинский мост (1883) и др. В 1889 году в Париже была возведена Эйфелева башня — поначалу как сугубо временное сооружение Всемирной выставки, а позже ставшая символом технического и строительного прогресса 19 века.

В Соединенных Штатах конец столетия ознаменовался строительством высотных зданий с металлическим каркасом (снаружи покрытым ещё декоративной облицовкой из камня) — в Чикаго, в Нью-Йорке. Благодаря каркасу здания уже могли достигать высоты 15—20 этажей — при весьма «облегченном» плане (дом Монаднок в Чикаго, (1891) арх. Дж. Рут; здание торгового дома Шлезингер & Майер в Чикаго, арх. Л.Салливэн. 1899—04, и др.).

Важную роль для развития новых тенденций сыграли такие факторы, как движение «искусства и ремесла» в Великобритании, вдохновителями которого были художник и эссеист Уильям Моррис, художник и писатель Джон Рескин, а также промышленный подъем в Германии, выразившийся, в частности, в образовании новых промышленно-художественные мастерских в Мюнхене («Vereinigte Werkstätten für Kunst im Handwerk», 1898) и в крупных художественно-промышленных выставках (художественно-архитектурные выставки Дармштадтской колонии (1897, 1901, 1905-08), Дрезденская промышленная выставка (1899—1900 гг.) и др).

Так называемые «неостили», расцветшие в Европе в конце 19 — нач. 20 века — югенд-стиль в Германии, сецессион в Австрии, ар-нуво во Франции, модерн в России — решительно порывали с прошлым, как в отношении формы, так и в отношении базовых установок, являясь таким образом прямыми предшественниками модернизма. Архитектура «неостилей», с её огромными, немыслимыми раньше оконными проемами и пролетами перекрытий, большими поверхностями остекления, смело осваивала железобетон, что было весьма важным опытом для последующих поколений архитекторов.

Теоретическую основу движения к обновлению архитектуры и дизайна на этом этапе подготовили статьи, книги (а иногда и постройки) таких видных архитекторов и теоретиков архитектуры, как Готфрид Земпер (Германия), Анри Ван де Вельде (Бельгия), Виолле-ле-Дюк (Франция).

Архитекторы — предтечи модернизма это: Чарльз Р. Макинтош, Ч.-Ф.-А. Войси (Великобритания), Отто Вагнер, Адольф Лоос (Австрия), Ганс Пельциг (Германия), Хендрик П. Берлаге, Анри Ван де Вельде (Бельгия) и некоторые другие. В Америке — Луис Салливэн, а также Фрэнк Ллойд Райт. Хотя почти все они были представителями региональных «неостилей», их по праву можно считать также и зачинателями модернизма в архитектуре.

Классические примеры модернизма в архитектуре

  • Здание Баухауза в Дессау, 1926-29, арх. В. Гропиус;
  • Выставочный павильон Германии в Барселоне, 1929, арх. Мис Ван дер Роэ;
  • Вилла Савой в Пуасси, 1930, арх. Ле Корбюзье;
  • Жилые комплексы «Хай-пойнт-1» и «Хай-пойнт-2» в Лондоне, 1936, арх. Б. Любеткин;
  • Санаторий в Паймио, 1933, арх. А. Аалто;
  • Архитектура города Чандигарх, Индия. Арх. Ле Корбюзье, П. Жаннере и др.;
  • Новая столица Бразилии, г. Бразилиа, арх. Л. Коста, О. Нимейер, 50-е гг.;
  • Здание «Сигрем» в Нью-Йорке, 1958, арх-ры Мис ван Дер Роэ, Ф. Джонсон;
  • Музей Гуггенхейма в Нью-Йорке, 1955. Арх. Фрэнк Ллойд Райт.
  • Жилой комплекс «Хабитат» на Экспо-67 в Монреале, 1955, арх. М. Сафди.
  • Парламентское здание «Улей» в Веллингтоне, 1981, арх. Бэзил Спенс.

См. также

Ссылки

Литература

  • Pevzner, Nicolaus. Pioneers of the Modern Movement. London, 1936
  • Гидеон, Зигфрид. Пространство, время, архитектура. (Перевод с нем.), Стройиздат, М., 1984 г.
  • Френк Ллойд Райт. Будущее архитектуры. М., 1960.
  • William J.R. Curtis. Modern Architecture since 1900. Phaidon, 1982, 1987, 2006. ISBN 9780714833569

Северный модерн — Википедия

Се́верный моде́рн — направление интернационального модерна, получившее развитие в архитектуре северных стран[1] — в Швеции, Финляндии, Норвегии. В России направление связано, в основном с архитектурой Санкт-Петербурга, где развивалось в начале XX века под влиянием шведской и в особенности финской архитектуры национального романтизма. В более широком понимании — обращение к национальным истокам, переосмысление национальной средневековой архитектуры в рамках стиля модерн, в первую очередь в таких крупных центрах как Стокгольм, Рига, Хельсинки и Санкт-Петербург: это направление модерна рассматривают как один из этапов формирования Скандинавского дизайна.

Дом Шокина (Кимры, 1917, ул. Володарского, 11)

В Европе аналогичный стиль носит название «национальный романтизм». Термин «северный модерн» — более поздний, возник в советское время и не используется западными искусствоведами. Его появлению в России способствовали усилившиеся в начале XX века культурные и экономические связи с Финляндией и Швецией — странами, где национальный романтизм — главное течение в искусстве, а также возросший интерес к русскому народному искусству, фольклору, деревянному и каменному зодчеству русского Севера.

В октябре 1897 Дягилев организует в музее училища технического рисования барона А. Л. Штиглица выставку скандинавских художников. В экспозицию вошли отобранные в мастерских Скандинавии и Парижа произведения более семидесяти художников Швеции, Норвегии, Дании. Среди них — Андерс Цорн, Бруно Лильефорс, Карл Ларсон.

В январе 1898 года Сергей Дягилев организует Выставку русских и финских художников, в которой наравне с Александром Бенуа и Михаилом Врубелем участвуют художники В. Бломстед, Аксели Галлен-Каллела и другие.

Знакомство с их творчеством оказало огромное влияние на русских художников. Общение Николая Рериха с финским художником Галлен-Каллелой вылилось в большую дружбу, сходство их живописи и взглядов на искусство неоднократно отмечалось.

Ведущий финский архитектор Элиэль Сааринен, бывший основоположником стиля финского национального романтизма, являлся членом Петербургской академии художеств и группы «Мир искусства». Он часто посещал Петербург, был лично знаком с Игорем Грабарем, Сергеем Дягилевым, Николаем Рерихом и другими известными деятелями русской культуры.

По проекту финского зодчего А. Шульмана в 1904 году в Санкт-Петербурге строился в стиле финского модерна дом И. В. Бессера (ныне Владимирский проспект, 19).

В результате сформировалось два часто взаимодействовавших направления. Одно из них — «русский стиль». В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова. Другое — собственно «русский северный модерн», очень близкий к постройкам Стокгольма и Гельсинфорса.

Главные внешние приметы архитектуры «северного модерна» — с большим искусством подобранные сочетания естественных и искусственных отделочных материалов, каждый из которых выигрывает от соседства с другим. Цоколь часто облицован финским гранитом, в основном грубо обработанным, а кое-где гладко тёсаным, со скульптурой. Плоскости стен верхних этажей покрыты фактурной штукатуркой или отделочным кирпичом. В элементы отделки введены орнаменты, вдохновленные северным фольклором, образами северной флоры и фауны. Часто используется майолика, цветная керамическая плитка. Формы зданий массивны, свободны от мелкого декора. Контрастные сочетания фактур, цветотональных плоскостей, форм, разнообразие оконных проемов и их сочетания с простенками — всё это превращает фасады в полном смысле слова в сложную холодную структуру, напоминающую и северные скальные ландшафты, и масштабные средневековые сооружения.

Становление модерна в искусстве Финляндии пришлось на эпоху пробуждения национального самосознания, интереса к фольклору и истории. Поэтому модерн оказался тесно связан с национальным романтизмом, течением, бурно развивавшимся с конца XIX века в различных сферах культуры: архитектуре, литературе, музыке, живописи[2].

Важнейшим событием, заставившем говорить о самобытной финской архитектуре, стала Всемирная выставка 1900 г. в Париже, где финский павильон, спроектированный Э. Саариненом, А. Линдгреном и Г. Гезеллиусом, вызвал всеобщее восхищение и завоевал международное признание. Зрителей впечатлило необычное сочетание форм, идущих от финской деревянной архитектуры, древних каменных церквей и модного в ту пору стиля Ар-Нуво[3].

В последующее десятилетие новое направление оформилось и завоевало популярность в Финляндии, а Э. Сааринен, А. Линдгрен и Г. Гезеллиус создали ряд построек в Хельсинки и других городах страны. Наиболее значительные их работы — их собственный дом и мастерская  «Виттреск» (Hvitträsk)[en], здание Национального музея Финляндии, дом страхового общества «Похьёла»[en], жилые дома на полуострове Катаянокка. Позже Э.Сааринен построил здания вокзалов в Хельсинки (1906-1914) и Выборге (1913, не сохранился).

Видным представителем национального романтизма в Финляндии был архитектор Ларс Сонк, построивший ряд церквей (Михайловский собор в Турку, кафедральный собор в Тампере, Церковь Каллио в Хельсинки), а также множество жилых, общественных и коммерческих зданий (здание телефонной компании, здание больницы в районе Эйра и др.)

Архитекторы финского модерна отказались как от обильной декоративности и помпезности эклектики, так и от симметрии и регулярности классицизма. Они использовали свободную композицию целого и частей, обусловленную функциональным назначением, живописную динамичную расчлененность объемов. Внешние формы использовали мотивы древней романской и народной архитектуры. Выразительные силуэты островерхих крыш и башен они умело вписывали в природное окружение. Широко применялись такие традиционные материалы, как гранит и дерево [4].

Галерея[править | править код]

  • Сааринен, Г. Гезеллиус, А. Линдгрен. Павильон Финляндии на Всемирной выставке в Париже (1900)

  • Э. Сааринен, Г. Гезеллиус, А. Линдгрен. Здание страховой компании «Похьёла», главный вход (1899—1901)

  • Э. Сааринен, Г. Гезеллиус, А. Линдгрен. Национальный музей Финляндии (1905—1910[5])

  • Э. Сааринен. Вокзал в Хельсинки (1909—1914)

  • Л. Сонк. Кафедральный собор в Тампере (1907)

  • Л. Сонк. Здание телефонной компании в Хельсинки (1903—1907)

  • Л. Сонк. Интерьер банковского зала в Хельсинки (1904)

  • Б.Федерли. Жилой дом «Паландер» в Тампере (1901)

Развитие стиля «северный модерн» в Санкт-Петербурге находилось под влиянием шведской и финской неоромантической архитектуры. Проводником идей от первого источника стал представитель шведской диаспоры Петербурга Федор (Фридрих) Лидваль. Здания, построенные по его проектам в период с 1901 по 1907 год, и особенно принадлежавший семье Лидвалей жилой комплекс на Каменноостровском проспекте, стали качественной альтернативой распространению в Петербурге немецкого и австрийского (сецессион) вариантов модерна. Отмечено влияние на становление творческой манеры Лидваля таких крупных представителей неоромантизма в Швеции как Фердинанд Боберг и И. Г. Класон. Другим важным вкладом в формирования стиля на раннем этапе стала постройка по проектам Роберта Мельцера особняков на Каменном острове. Немногим позднее влияние более эпатажной финской архитектуры стало основным. В таких знаковых постройках как дом Путиловой на Большом проспекте Петроградской стороны (архитектор Ипполит Претро) и здании страхового общества «Россия» на Большой Морской улице (архитектор Г. Гимпель) — оба 1907 года постройки, зодчие прибегли к прямому цитированию из работ своих финских коллег, что впрочем не преуменьшает высоких художественных качеств этих произведений. В период второй половины десятилетия «северный модерн» стал основным течением в архитектуре Петербурга, привлекая к себе силы молодых архитекторов. Именно с этим временем связаны основные достижения Николая Васильева, последовательного приверженца романтической темы с индивидуальным видением стиля. Это фасад дома Алексея Бубыря на Стремянной улице и окончательный проект Соборной мечети, в суровом облике которой «северная» тема преобладает над восточными мотивами. Интересным примером стиля является Дом Бажанова (архитектор Павел Алёшин), до настоящего времени сохранился подлинный интерьер парадных помещений квартиры Бажанова: парадной лестницы, приёмной, кабинета, холла, гостиной, фойе, малой и большой столовых, белого зала.

В последующие годы «северный модерн» подвергался резкой критике, порой шовинистического характера. Оскорбительно именованный «чухонский модерн», он был противопоставлен неоклассике как подлинно национальному (имперскому) стилю. Тем не менее, появляются новые постройки, в которых прежняя декоративность уступает место рациональной архитектуре. Вместо мелкого орнаментального и скульптурного декора романтический образ формируется за счет пластики сочетания крупных объёмов фасада — эркеров, балконов и силуэта кровли. Особый интерес вызывают доходные дома, построенных в 1910—1912 годах по проектам Алексея Бубыря, и среди них — дом Капустина в панораме реки Фонтанки.

«Северный» модерн не получил массового распространения. Но с ним связаны едва ли не самые яркие страницы петербургского дачного строительства начала XX в. Правдивый язык естественных материалов — дерева и камня, заострённая стилизация мотивов средневековой и народной архитектуры Севера, органическая взаимосвязь с ландшафтным окружением — вот основные особенности, определившие региональное своеобразие этого стилевого направления

Ведущие представители северного модерна в России[править | править код]

  1. ↑ Фремптон К. Современная архитектура: критический взгляд на историю развития. М.: Стройиздат, 1990.
  2. Иконников A.B. Архитектура Финляндии. — Всеобщая история архитектуры. — М.: Стройиздат, 1972. — Т. 10. — С. 297.
  3. Кириллов В. В. Архитектура «северного модерна». — Изд. 3-е. — М.: ЛИБРОКОМ, 2011. — С. 50-51.
  4. Курбатов Ю. И. Хельсинки. — Л.: Искусство, 1985. — С. 82-83. — 247 с. — (Города и музеи мира).
  5. ↑ Kansallismuseo — История (неопр.). Kansallismuseo. Дата обращения 22 июня 2019.
  6. ↑ Б. М. Кириков. Архитектура Петербурга конца Х1Х — начала XX века. — СПб.: ММУ1, 2006. — С.300
  • Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. — СПб.: Стройиздат, 1992;
  • Власов В. Г.. Северный модерн // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VIII, 2008. — С. 651-655.
  • Иконников А. В. Архитектура Москвы. XX век. — М.: 1984;
  • Исаченко В. Г. Архитектура Санкт-Петербурга. Справочник-путеводитель. — СПб.: «Паритет», 2004. — 416 с. — ISBN 5-93437-125-8;
  • Зодчие Санкт-Петербурга. XIX — начало XX века / сост. В. Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. — СПб.: Лениздат, 1998. — 1070 с. — ISBN 5-289-01586-8.;
  • Кириллов В. В. Архитектура северного модерна. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. — 160 с. — ISBN 978-5-397-01974-3.
  • Лисовский В. Г. Северный модерн: Национально-романтическое направление в архитектуре стран Балтийского моря на рубеже XIX и XX веков. Санкт-Петербург: Издательский дом «Коло», 2016. — 520 с.
  • Нащокина М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — 3-е изд. — М.: Жираф, 2005. — 535 с. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-043-1.;
  • Фремптон К. Современная архитектура: критический взгляд на историю развития. М.: Стройиздат, 1990.

Модернизм в изобразительном искусстве — Википедия

Модернизм в изобразительном искусстве — совокупность художественных течений, характеризующихся нарушением классических изобразительных форм, установлением нового и утверждением радикальных художественных принципов. Модернизм — художественное направление середины XX века, рамки которого иногда расширяют с 60-х годов XIX века по 70-е годы XX столетия. Модернизм затрагивает изобразительный стиль и содержание искусства. Модернизм определяют как своеобразную философию и новую форму художественного мышления. Наиболее заметными течениями в рамках классического модернизма принято считать фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм. Также к модернистским течениям относят более ранние импрессионизм и постимпрессионизм и более поздние — оп-арт, кинетическое искусство. Классический модернизм, как правило, использовал абстрактную форму, поэтому абстрактную живопись часто считают одним из наиболее характерных примеров модернизма. В то же время, модернизм не ограничен абстрактными принципами и многие его канонические примеры были созданы в рамках фигуративной живописи.

Условной датой начала модернизма называют 1863 год — год открытия в Париже «Салона отверженных», куда вошли работы художников, не принятых к участию в официальном Парижском салоне. В широком смысле модернизм — «другое искусство», главной целью которого является создание произведений, основанных на внутренней свободе, особом видении мира и формирующих новый изобразительный язык, где важной составляющей становится вызов устоявшимся художественным канонам.

XIX век[править | править код]

В настоящий момент не существует единого мнения, какой именно момент следует считать отправной точкой современного искусства. Также как не существует четких стилистических и хронологических границ модернизма. Несмотря на то, что принципы современной скульптуры и архитектуры складываются в конце XIX века, начало современной живописи можно отнести к более раннему времени[1].

Одной из условных дат возникновения современного искусства, иногда называют 1863 год[1], когда Эдуард Мане выставил в Салоне отверженных в Париже свою картину Завтрак на траве (Le déjeuner sur l’herbe). В некоторых случаях датой начала нового искусства определяют 1855, когда Гюстав Курбе представил картину Мастерская художника» или 1784, когда Жак-Луи Давид завершил работу над Клятвой Горациев[1]. По словам историка-искусствоведа Х. Г. Арнасона: «Каждая из этих дат имеет значение для развития современного искусства, но ни одна категорически не обозначает нового начала… Постепенная метаморфоза произошла в течение ста лет»[1].

Также широко распространено мнение, что основные идеи и принципы современного искусства складываются еще в XVII веке[2], на заре искусства Нового времени. Концепции, которые в конечном итоге привели к формированию современного искусства, можно проследить и в рамках Эпохи Просвещения, и в XVII веке[3]. Например, критик и теоретик современного искусства Клемент Гринберг считал Иммануила Канта «первым настоящим Модернистом». В то же время, Гринберг обращал внимание на разницу художественных программ модернизма и искусства XVIII века: «Эпоху Просвещения критиковали со стороны … Модернизм критикуется изнутри»[4].

Важным рубежом в формировании современного искусства можно считать Французскую революцию 1789 года. Она обозначила новые принципы, привела к формированию новых институций, представила новые социальные и политические реалии. Искусствовед Эрнст Гомбрих называл новое искусство «самосознанием, которое заставило людей выбирать стиль своего здания, также как человек выбирает узор своих обоев»[5].

Идеи, связанные с принципами современного искусства, складывались в рамках романтизма, реализма и импрессионизма[1]. Стилистические и смысловые формы классического модернизма формировались под влиянием постимпрессионизма и символизма, которые можно считать непосредственными предшественниками и частью традиции современного искусства.

Начало XX-го века[править | править код]

Среди арт-движений, которые получили активное развитие в первом десятилетии XX-го века, были фовизм, кубизм, экспрессионизм и футуризм.

В период между 1910 и окончанием Первой мировой войны и после расцвета кубизма в Париже возникло несколько движений. Джорджо де Кирико переехал в Париж в июле 1911 года, где он присоединился к своему брату Андреа (поэт и художник, известный как Альберто Савинио). Через своего брата он познакомился с Пьером Лапрадом, членом жюри Осеннего салона, где он выставлял ряд своих картин: «Загадка Оракула», «Загадка полудня» и «Автопортрет». В 1913 году он выставил свои работы в Салоне Независимых и Осеннем салоне, и его работы заметили Пабло Пикассо, Гийом Аполлинер и другие видные художники. Его неотразимые и загадочные картины считаются важным фундаментом для формирования сюрреализма. «Песня любви» (1914) — одно из самых известных произведений де Кирико и является ранним примером сюрреалистического стиля, хотя она была написана за десять лет до того, как движение было «основано» Андре Бретоном в 1924 году.

Первая мировая война положила конец этому этапу, но указала на начало ряда антихудожественных движений, таких как дадаизм, в том числе работы Марселя Дюшана и сюрреализм. Художественные арт-группы, такие как Де Стейл и Баухаус, выработали новые идеи о взаимосвязи искусства, архитектуры, дизайна и художественного образования.

Современное искусство в США начало активно развиваться после Арсенальной выставки в 1913 году и с помощью европейских художников, которые переехали в США во время Первой мировой войны.

Послевоенные годы[править | править код]

Однако только после Второй мировой войны США стали новым центром художественных арт-движений. В 1950-х и 1960-х годах возникли абстрактный экспрессионизм, живопись цветового поля, концептуальное искусство группы искусство и язык, поп-арт, оптическое искусство, живопись жестких контуров, минимализм, лирическая абстракция, флуксус, хеппенинг, видео-арт, постминимализм, фотореализм и другие арт-движения. В конце 1960-х и 1970-х гг. искусство кантри, перформанс, концептуальное искусство и другие новые виды искусства привлекли внимание кураторов и критиков за счет более традиционных средств массовой информации. Широко стали распространяться большие инсталляции и перформанс.

К концу 1970-х годов, когда культурные критики заговорили о «закате живописи» (название провокационного эссе, написанного в 1981 году Дугласом Кримпом), новое медиаискусство само по себе стало категорией с растущим числом художников, экспериментирующих с технологиями, такими как видеоарт. Живопись приобрела новое значение в 1980-х и 1990-х годах, о чем свидетельствует рост неоэкспрессионизма и возрождение фигуративной живописи.

К концу 20-го века ряд художников и архитекторов начали сомневаться в идее «модерна» и перешли к созданию типично постмодернистских работ.

XIX век[править | править код]

  • Романтизм — Франсиско Гойя, Уильям Тёрнер, Эжен Делакруа, Каспар Давид Фридрих, Филипп Отто Рунге
  • Реализм — Гюстав Курбе, Камиль Коро, Жан Франсуа Милле́, Роза Бонёр
  • Маккьяйоли — Джованни Фаттори, Сильвестро Лега, Телемако Синьорини
  • Импрессионизм — Фредерик Базиль, Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Камиль Писсарро
  • Постимпрессионизм — Винсент Ван Гог, Поль Гоген и Поль Сезанн, Жорж Сёра, Поль Синьяк, Морис Дени, Поль Серюзье, Пьер Боннар, Тулуз-Лотрек
  • Символизм — Гюстав Моро, Одилон Редон, Пюви де Шаванн, Эжен Каррьер, Обри Бердслей, Джордж Фредерик Уоттс, Яцек Мальчевский
  • Наби (группа) — Морис Дени, Пьер Боннар, Поль Рансон, Аристид Майоль, Феликс Валлотон
  • Модерн, ар-нуво — Поль Гоген, Густав Климт, Фернан Кнопф, Михаиль Врубель, Леон Бакст , Эдвард Мунк
  • Пуантилизм — Жорж Сёра, Поль Синьяк, Анри Кросс, Люсьен Писсарро
  • Дивизионизм — Гаэтано Превиати, Джузеппе Пеллицца да Вольпедо, Джованни Сегантини

Начало XX века[править | править код]

  • Абстракционизм — Франсис Пикабия, Василий Кандинский, Франтишек Купка, Робер Делоне, Леопольд Сюрваж, Пит Мондриан
  • Фовизм — Андре Дерен, Анри Матисс, Морис де Вламинк, Жорж Брак, Кис ван Донген
  • Экспрессионизм и связанные с ним группы (Мост, Синий всадник) — Эрнст Людвиг Кирхнер, Василий Кандинский, Франц Марк, Эгон Шиле, Оскар Кокошка, Эмиль Нольде, Аксель Тёрнеман, Карл Шмидт-Роттлуфф, Макс Пехштайн
  • Футуризм — Джакомо Балла, Умберто Боччони, Карло Карра, Джино Северини, Наталия Гончарова, Михаил Ларионов
  • Кубизм — Пабло Пикассо, Жорж Брак, Жан Метцингер, Альберт Глейзес, Фернан Леже, Роберт Делоне, Анри Ле Фоконье, Марсель Дюшан, Жак Вийон, Фрэнсис Пикабиа, Хуан Грис
  • Скульптура — Константин Бранкузи, Йожеф Чаки, Александр Архипенко, Раймонд Дюшан-Вийон, Жак Липшиц, Осип Цадкин, Анри Лоренс, Эли Надельман, Хаим Гросс, Хана Орлофф, Яков Эпштейн, Гюстав Миклош
  • Орфизм — Робер Делоне, Соня Делоне, Франтишек Купка
  • Фотография — Пикториализм, Группа F/64, Новое ви́дение (New Vision)
  • Супрематизм — Казимир Малевич, Александр Родченко, Эль Лисицкий
  • Синхромизм — Стэнтон Макдональд-Райт, Морган Рассел
  • Школа мусорных вёдер — Эдвард Хоппер, Джон Слоан, Джордж Лакс, Роберт Генри, Эверетт Шинн, Уильям Галкенс

Между Первой и Второй мировыми войнами[править | править код]

  • Дадаизм — Жан Арп, Марсель Дюшан, Макс Эрнст, Фрэнсис Пикабиа, Курт Швиттерс
  • Вортицизм — Уиндем Льюис
  • Метафизическая живопись — Джорджо де Кирико, Карло Карра, Джорджо Моранди
  • Де Стейл — Тео ван Дусбург, Пит Мондриан
  • Экспрессионизм — Эгон Шиле, Амедео Модильяни, Хаим Саутин
  • Новая вещественность — Макс Бекман, Отто Дикс, Георг Гросс, Кристиан Шад
  • Фигуративизм — Анри Матисс, Пьер Боннард
  • Американский модернизм — Стюарт Дэвис, Марсден Хартли, Джорджия О’Кифф
  • Конструктивизм — Наум Габо, Густав Клутзис, Эль Лисицкий, Казимир Малевич, Вадим Меллер, Александр Родченко, Владимир Татлин
  • Сюрреализм — Марк Шагал, Рене Магритт, Жан Арп, Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Джорджо де Кирико, Андре Массона, Жоан Миро
  • Баухауз — Василий Кандинский, Пауль Клее, Йозеф Альберс, Ласло Мохой-Надь, Лионель Файнингер, Йоханнес Иттен, Оскар Шлеммер, Герхард Маркс, Юст Шмидт, Гунта Штольц
  • Скульптура — Александр Колдер, Альберто Джакометти, Гастон Лашез, Генри Мур, Пабло Пикассо, Хулио Гонсалес
  • Шотландские Колористы —  Фрэнсис Каделл, Сэмюэл Пепло, Джордж Хантер, Джон Дункан Фергюссон
  • Супрематизм — Казимир Малевич, Ольга Розанова, Любовь Попова, Иван Клюн, Надежда Удальцова, Александра Экстер, Николай Суетин, Иван Пуни, Нина Генке, Александр Древин, Александр Родченко
  • Прецизионизм — Чарльз Шилер, Чарльз Демут

После Второй мировой войны[править | править код]

  • Фигуративизм — Бернар Бюффе, Жан Карзу, Морис Буатель, Даниэль Дю Жанере, Клод-Макс Лочу
  • Скульптура — Генри Мур, Дэвид Смит, Тони Смит, Александр Колдер, Исаму Ногучи, Альберто Джакометти, сэр Энтони Каро, Жан Дюбюффе, Исаак Виткин, Рене Иче, Марино Марини, Луиза Невельсон, Альберт Врана
  • Абстрактный экспрессионизм — Виллем де Кунинг, Джексон Поллок, Ханс Хофманн, Франц Клайн, Роберт Мазервелл, Ли Краснер, Джоан Митчелл
  • Американские абстрактные художники — Илья Болотовский, Ибрам Лассау, Эд Рейнхардт, Джозеф Альберс, Бургойн Диллер
  • Ар брют — Фердинан Шеваль, Фридрих Шрёдер-Зонненштерн, Адольф Вёльфли, Алоиза (Алоиза Корбаз), Огюстен Лесаж, Луи Сутер, Генри Дарджер, Мадж Гилл
  • Арте повера — Яннис Коунеллис, Лучиано Фабро, Марио Мерц, Пьеро Мандзони, Алигьеро Боэтти, Микеланджело Пистолетто, Джулио Паолини, Джованни Ансельмо, Джузеппе Пеноне, Пино Паскали
  • Живопись цветового поля — Барнетт Ньюман, Марк Ротко, Адольф Готлиб, Сэм Фрэнсис, Моррис Луис, Кеннет Ноланд, Джулс Олицки, Элен Франкенталер
  • Ташизм — Жан Дюбюффе, Пьер Сулаж, Ханс Хартунг, Людвиг Мерварт
  • КОБРА — Пьер Алешинский, Карел Аппел, Асгер Йорн
  • Де-коллаж — Вольф Востелл, Миммо Ротелла
  • Неодадаизм (Нео-дада) — Роберт Раушенберг, Джаспер Джонс, Джон Чемберлен, Джозеф Бойс, Ли Бонтекоу, Эдуард Кинхольц
  • Фигуративный экспрессионизм — Ларри Риверс, Грейс Хартиган, Элейн де Кунинг, Роберт Де Ниро-старший, Лестер Джонсон, Джордж МакНил, Эрл М. Пилгрим, Ян Мюллер, Роберт Бошамп, Боб Томпсон
  • Флуксус — Йозеф Бойс, Нам Джун Пайк, Джордж Мациюнас, Терри Райли, Джон Кейдж, Карлхайнц Штокхаузен, Йонас Мекас, Ла Монте Янг, Йоко Оно
  • Хеппенинг — Аллан Капроу, Джим Дайн, Клас Ольденбург, Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн, Нам Джун Пайк, Шарлотта Мурман, Роберт Уитмен, Йоко Оно
  • Доу эль Сет — движение основаное в Барселоне поэтом / художником Джоан Броссой — Антони Тапиес
  • Grupo El Paso — основанная в Мадриде художниками Антонио Саура, Пабло Серрано
  • Геометрическая абстракция — Василий Кандинский, Казимир Малевич, Надир Афонсу, Манлио Ро, Марио Радиче, Мино Ардженто
  • Живопись жёстких контуров —  Эльсуорт Келли, Кеннет Ноланд, Джон Маклафлин, Фрэнк Стелла, Эл Хелд, Рональд Дэвис
  • Кинетическое искусство — Александр Колдер, Джордж Рики, Наум Габо, Виктор Вазарель
  • Ленд-арт — Христо, Ричард Лонг, Роберт Смитсон, Майкл Хайзер
  • Автоматисты — Клод Говрё, Жан-Поль Риопелль, Пьер Говро, Фернан Ледук, Жан-Поль Муссо, Марсель Феррон
  • Минимализм — Сол Левитт, Дональд Джадд, Дэн Флавин, Ричард Серра, Агнес Мартин
  • Постминимализм — Ева Гессе, Брюс Науман, Линда Бенглис
  • Лирическая абстракция — Ронни Ландфилд, Сэм Гиллиам, Ларри Зокс, Дэн Кристенсен, Натвар Бхавсар, Ларри Пунс
  • Неофигуративизм — Фернандо Ботеро, Антонио Берни
  • Неоэкспрессионизм — Георг Базелитц, Ансельм Кифер, Йорг Иммендорфф, Жан-Мишель Баския
  • Трансавангард — Франческо Клементе, Миммо Паладино, Сандро Чиа, Энцо Кучи
  • Свободная фигуративность — Эрве Ди Роза, Франсуа Буаронд, Роберт Комбас
  • Новый реализм — Ив Клейн, Пьер Рестани, Арман
  • Оптическое искусство — Виктор Вазарели, Бриджит Райли, Ричард Анушкевич, Джеффри Стил
  • Фотореализм — Одри Флэк, Чак Клоуз, Дуэйн Хэнсон, Ричард Эстес, Малкольм Морли
  • Поп-арт — Ричард Гамильтон, Роберт Индиана, Джаспер Джонс, Рой Лихтенштейн, Роберт Раушенберг, Энди Уорхол, Эд Руша, Дэвид Хокни
  • Послевоенный европейский фигуративизм — Лукиан Фрейд, Фрэнсис Бэкон, Франк Ауэрбах, Герхард Рихтер
  • Новая европейская живопись — Люк Туйманс, Марлен Дюма, Нео Раух, Браха Эттингер, Микаэль Борреманс, Крис Офили
  • Живопись фигурного холста — Фрэнк Стелла, Кеннет Ноланд, Рон Дэвис, Роберт Мангольд.
  • Советское изобразительное искусство — Александр Дейнека, Александр Герасимов, Илья Кабаков, Комар и Меламид, Александр Жданов, Леонид Соков
  • Спациализм — Лучо Фонтана
  • Дюссельдорфская школа фотографии — Андреас Гурски, Кандида Хефер, Томас Штрут, Йорг Сассе, Аксель Хютте, Эльгер Эссер.
  • Видео-арт — Нам Джун Пайк, Вольф Востелл, Джозеф Бойс, Билл Виола
  • Виженари арт — Эрнст Фукс, Поль Лаффоли, Майкл Боуэн

Крупнейшие выставки и музеи изобразительного искусства[править | править код]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *