Модернизм 20 века в архитектуре: Архитектура модернизма (XX век) – 10 зданий в стиле модернизм
Access to the site is allowed only for human.
Вы используете прокси или другую странную штуку.Подтвердите что вы человек.
Отвечать нужно быстро
You are using a proxy or other strange thing.
Confirm that you are a person.
Архитектурный модернизм — Википедия
Архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne — новейший, современный; «англ. modern» — современный, новый) — движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 1970-е—1980-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции. В специальной литературе термину «архитектурный модернизм» соответствуют английские термины «modern architecture», «modern movement» или же «modern», употребляемые в том же контексте. Выражение «модернизм» употребляется иногда как синоним понятия «современная архитектура»; или же как название стиля (в англоязычной литературе — «
Архитектурный модернизм включает такие архитектурные направления, как европейский функционализм 1920—1930-х годов, конструктивизм и рационализм в 1920-х годах СССР, движение «баухауз» в Германии, архитектурный ар-деко-стиль, интернациональный стиль, брутализм, советский модернизм, органическая архитектура. Таким образом, каждое из этих явлений — суть одна из ветвей общего дерева, архитектурного модернизма.
Основные представители архитектурного модернизма — это пионеры современной архитектуры Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер, а также некоторые другие.
Общая характеристика
Кредо архитектурного модернизма заключено в самом его названии — это создание чего-то нового, что соответствовало бы духу современности, требованиям сегодняшнего дня. То есть в модернизме присутствует принципиальная установка на новизну архитектуры, — как конструктивных и планировочных идей, закладываемых в проекте, так и внешних пластических форм. Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передаёт общий характер построек модернизма.
Основные принципы архитектурного модернизма:
- использование самых современных строительных материалов и конструкций (в частности, стального или ж/б каркаса).
- рациональный подход к решению внутренней планировки (функциональный подход),
- отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений,
- «интернациональный» характер.
В своих истоках архитектурный модернизм основывался на новейших достижениях научно-технического и промышленного прогресса, а также на передовых социально-реформаторских идеях своего времени. Социальные установки архитекторов-модернистов отличались, как правило, явным демократизмом, а то и левизной, — по крайней мере, во многих декларациях его теоретиков.
Стили-предшественники модернизма в архитектуре — это так называемые «неостили»: русский модерн, сецессион в Австрии, югендстиль в Германии, ар-нуво во Франции, а также неоклассицизм, развившийся позже повсеместно.
Последующий за модернизмом стиль — постмодернизм, основная черта которого — отказ от примата функции и возврат к использованию элементов традиционных исторических стилей.
Истоки — вторая половина XIX века
Торговый дом Шлезингер и Майер, 1899—04. Арх. Л.СалливенСовременная архитектура (модернизм) имела главным источником и вдохновляющим началом техническую и промышленную революцию XIX века. Железобетон, чрезвычайно прочный и устойчивый к нагрузкам материал, был впервые запатентован в 1867 году. Придумал его простой французский садовник Жозеф Монье, пытаясь найти решение для изготовления садовых кадок для растений — что положило начало развитию конструкций из железобетона (армированного бетона). Невероятно лёгкие и прочные по сравнению с тем, что знала история раньше, эти конструкции вызвали к жизни новые формы в промышленном строительстве, а позже и в жилых и общественных зданиях. В это же время было освоено строительство из металла — смелые и изящные металлические конструкции, зачастую с огромными пролётами, применялись в строительстве оранжерей, мостов, для перекрытий вокзальных перронов и больших городских рынков. Известные постройки этой эпохи, возведённые с применением металлических конструкций, — Библиотека Сен-Женевьев в Париже (1850), Хрустальный дворец Д. Пэкстона в Лондоне (1851), Дворец Машин на Всемирной выставке в Париже (1889), Бруклинский мост (1883) и другие. К той же Всемирной выставке в Париже была возведена Эйфелева башня — поначалу как сугубо временное сооружение выставки, а позже ставшая символом технического и строительного прогресса XIX века.
В Соединённых Штатах конец столетия ознаменовался строительством высотных зданий с металлическим каркасом (снаружи все ещё покрытым декоративной облицовкой из камня). Благодаря каркасу здания могли уже достигать высоты 15—20 этажей — при весьма «облегчённом» плане (дом Монаднок в Чикаго, 1891, арх. Дж. Рут; здание торгового дома Шлезингер & Майер в Чикаго, 1899—04, арх. Л. Салливен). Приоритетная роль в проектировании и строительстве первых высотных зданий принадлежит так называемой Чикагской школе, идеологом которой был Луис Салливен, активный поборник функционального подхода, автор знаменитого изречения «форма следует функции» (известен также и как учитель молодого Ф.Л. Райта).
Существенную роль в развитии новых тенденций сыграло движение «искусства и ремесла» в Великобритании, вдохновителями которого были художник и эссеист Уильям Моррис, художник и писатель Джон Рескин. Значение рационального подхода в архитектуре отстаивал в своих теориях и проектах талантливый архитектор Чарльз Ренни Макинтош, лидер английского модерна, один из участников так называемой Школы Глазго.
Школа искусств в Глазго. 1897—1909 Арх. Ч.Р. Макинтош.Следует отметить также промышленный подъём в Германии, выразившийся, в частности, в образовании Объединенных промышленно-художественных мастерских в Мюнхене (1898), в крупных Художественно-промышленных выставках (художественно-архитектурные выставки Дармштадтской колонии (1897, 1901, 1905-08), Дрезденская промышленная выставка (1899—1900 гг.) и другие).
Большую роль в развитии новых тенденций архитектуры сыграл Отто Вагнер, ведущий архитектор венского сецессиона (дворец Хойос, 1890-е гг., многоквартирные дома в Вене, конец 1890-х гг.).
Упомянутые уже «неостили», расцветшие в Европе в конце XIX — начале XX века, — немецкий югенд, сецессион в Австрии, французский ар-нуво, русский модерн — решительно порывали с прошлым, как в отношении формы, так и в отношении базовых установок. Архитектура «неостилей», с её огромными, немыслимыми раньше оконными проёмами и пролётами перекрытий, большими поверхностями остекления, смело осваивала сталь и железобетон, являясь таким образом прямой предшественницей модернизма.
Теоретическую основу движения к обновлению архитектуры и дизайна на этом этапе подготовили статьи, книги (а иногда и постройки) таких видных архитекторов и теоретиков архитектуры, как Готфрид Земпер (Германия), Анри Ван де Вельде (Бельгия), Виолле-ле-Дюк (Франция), Луис Салливен.
Архитекторы — предтечи модернизма: Чарльз Р. Макинтош, Ч.-Ф.-А. Войси (Великобритания), Отто Вагнер, Адольф Лоос (Австрия), Ганс Пельциг (Германия), Хендрик П. Берлаге, Анри Ван де Вельде (Бельгия) и некоторые другие. В Америке — Луис Салливен, а также Фрэнк Ллойд Райт. Хотя почти все они были представителями региональных «неостилей», их по праву можно считать также и зачинателями модернизма в архитектуре.
Начало XX века. Успехи нового строительства в предвоенный период
Многоквартирный дом по ул. Б. Франклина, 25, Париж. 1913. Арх. Огюст ПерреПервое в Европе жилое здание из железобетона было построено в 1904 году — это известный многоквартирный дом в 10 этажей на улице Бенджамина Франклина, 25, в Париже, по проекту Огюста Перре. Ничем не скрытый ж/бетонный каркас явственно читается на его фасаде, легком и ажурном, хотя все еще не свободном от украшений. Огюста Перре называют во Франции «отцом бетона», он был пионером и успешным практиком строительства зданий с применением этого материала.
Однако ж/бетон не сразу завоевал признание у архитекторов, конструкции из него выглядели, по их мнению, «неэстетично» — слишком тонко, несолидно и немонументально. По этой причине его считали материалом совершенно непригодным для «зданий с красивыми фасадами». К овладению конструктивными и пластическими возможностями ж/бетона гражданская архитектура пришла значительно позже. Промышленный подъем конца XIX — начала XX века вызвал потребность в строительстве большого числа новых производственных предприятий и других промышленных объектов. Проектировщики, главным образом инженеры, относившиеся к новым строительным материалам без предубеждения и не связанные требованиями архитектурного украшательства, смело использовали современные конструктивные решения и ресурсы, добиваясь при этом иногда весьма впечатляющего художественного эффекта — что можно видеть, скажем, на примере «летящих» мостов швейцарца Р.Майара или выразительно-пластичных ангаров для дирижаблей француза Э.Фрейсине.
Особенно преуспевала в этом Германия, на тот момент лидер экономического прогресса в Европе. Крупный промышленный концерн AEG (Всеобшее Электрическое Общество) пригласил известного архитектора Петера Беренса на пост главного архитектора и проектировщика AEG. Его фабричные комплексы AEG в Берлине, и особенно турбинный завод, построенный им для концерна в 1909 г. — массивные, строгие, подчеркнуто монументальные здания — стали своего рода символом промышленной мощи и силы капитала.
Фабрика турбин AEG, Берлин. 1909. Арх. П. БеренсБеренс последовательно отстаивал принципы функционализма в архитектуре — так же, как и работавший в его мастерской Вальтер Гропиус, будущий создатель «Баухауза». В 1911 году по проекту Гропиуса (в сотрудничестве с А.Мейером) была построена фабрика сапожных колодок «Фагус-верк» в г. Альфельд-на-Ляйне. Трехэтажное здание фабрики, с ее огромными, вытянутыми по горизонтали окнами и безопорными стеклянными углами — что опрокидывало устоявшиеся представления о тектонике, — стало вехой в развитии нового архитектурного языка. Еще одна заметная довоенная постройка В.Гропиуса — показательное фабричное здание, спроектированное им (совместно с А.Мейером) для выставки германского Веркбунда 1914 года. Здесь спиральные лестницы на обоих торцах здания заключены в сплошную стеклянную оболочку, разделенную горизонтальными тягами, да к тому же еще частично скругленную, что создавало невероятный по тому времени эффект невесомости конструкции.
В целом гражданская архитектура того периода (жилые дома, городские постройки) шла еще по пути «художественных» стилизаций — среди архитекторов были в ходу альбомы с образцами декоративных форм готики, романского, испанского стиля, неоклассики; в России, например, также и русского национального стиля. Сейчас постройки такого рода объединяют общим термином «эклектика». Модерн (югенд, ар нуво), хоть и являлся в своей основе таким же «художественным» стилем, однако ему не чужды были и прогрессивные тенденции — в отношении принципа целесообразности формы, очищения плоскости стены от орнамента. В архитектурной среде велась дововольно жесткая полемика на эти темы — о необходимости решительного обновления архитектуры в связи с новыми задачами и новыми возможностями строительных технологий. Австрийский архитектор Адольф Лоос опубликовал программное, во многом провокационное эссе «Орнамент и преступление» (1913), в котором подверг разгромной критике «художественный романтизм» разного рода псевдо-стилей (также и модерна), что в то время воспринималось как резкий вызов общепринятым представлениям.
На американском континенте подобную же кампанию за обновление архитектуры вел архитектор Фрэнк Ллойд Райт. Достаточно продолжительная работа в фирме «Адлер и Салливен», под началом Луиса Салливена, первого строителя высотных зданий, идеолога рационализма, сформировала его систему взглядов, сделав его приверженцем рационального, функционального подхода. Уже работая самостоятельно, примерно с 1900 по 1917 годы он спроектировал и построил ряд довольно своеобразных частных домов — с «открытым» планом, с вытянутыми по горизонтали линиями фасадов, широкими свесами крыш — домов невысоких, как бы льнущих к земле, и невероятно просторных и уютных внутри. Эти дома получили название «дома прерий», возможно, по той причине, что построены в основном в пустынных районах штата Иллинойс, вокруг Чикаго.
Дом Айвери Кунли, Риверсайд, Иллинойс. 1908-12. Арх. Ф.Л.РайтСреди лучших райтовских построек «стиля прерий» можно назвать Дом Уорда В. Виллитса, (Хайланд Парк, Иллинойс, 1902), Дом Мейер Мэй (Гран Рапидс, Мичиган, 1908), дом Айвери и Куини Кунли (Риверсайд, штат Иллинойс, 1908), дом Фредерика Роби (Чикаго, 1910). Эти и другие проекты, созданные Райтом между 1900-м и 1009 годами, были отобраны им для рекламного альбома-портфолио Wasmuth (издан в 1910 году в Берлине), благодаря которому работы Райта стали известны в Европе и оказали большое влияние на европейских архитекторов после Первой мировой войны.
Хотя достижения архитекторов-новаторов в предвоенную эпоху достаточно осязаемы, но по настоящему это лишь своего рода переходный этап, время больших открытий модернизма еще не наступило. Разрыв между «техникой» и «искусством» все еще присутствует, его только предстоит преодолеть. Архитектура постепенно освобождается от фасадных декораций, осваивая мышление в трех измерениях, внимание архитектора все больше привлекают проблемы взаимодействия объемов, пространств, проблемы функциональности, «чистоты» материалов — того, что эстетика югенда обычно отодвигала на второй план. Наконец, становится очевидным, что современная техника и особенно открытие ж/бетона предоставляют архитектору такие возможности, каких наверняка не имели строители предыдущих десятилетий.
Видные архитекторы этого периода и их постройки:
В Германии: Петер Беренс, Вальтер Гропиус.
В Австрии: Отто Вагнер (вилла Вагнер-2, 1913, Австрийский почтовый сберегательный банк , 1906)
Йозеф Хоффман (Дворец Стокле в Брюсселе, 1905-1911)
Адольф Лоос (частные виллы в Австрии, в Швейцарии, 1904 — 1917).
Нидерланды: Хендрик П. Берлаге (здание Амстердамской биржи, 1897 – 1903)
США: Ф.Л.Райт («дома прерий», 1900 — 1917)
Л.Г.Салливен (универмаг Ван Аллена, Клинтон, Айова, 1914; здание Аудиториума, Чикаго)
Двадцатые и тридцатые годы. Расцвет модернизма
Классические примеры модернизма в архитектуре
- Здание Баухауса в Дессау, 1926-29, арх. В. Гропиус;
- Выставочный павильон Германии в Барселоне, 1929, арх. Мис Ван дер Роэ;
- Вилла Савой в Пуасси, 1930, арх. Ле Корбюзье;
- Жилые комплексы «Хай-пойнт-1» и «Хай-пойнт-2» в Лондоне, 1936, арх. Б. Лубеткин;
- Санаторий в Паймио, 1933, арх. А. Аалто;
- Архитектура города Чандигарх, Индия. Арх. Ле Корбюзье, П. Жаннере и др.;
- Новая столица Бразилии, г. Бразилиа, арх. Л. Коста, О. Нимейер, 50-е гг.;
- Здание «Сигрем» в Нью-Йорке, 1958, арх-ры Мис ван Дер Роэ, Ф. Джонсон;
- Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, 1955. Арх. Фрэнк Ллойд Райт.
- Жилой комплекс «Хабитат» на Экспо-67 в Монреале, 1967, арх. М. Сафди.
- Парламентское здание «Улей» в Веллингтоне, 1981, арх. Бэзил Спенс.
Литература
- Pevzner, Nicolaus. Pioneers of the Modern Movement. London, 1936
- Гидеон, Зигфрид. Пространство, время, архитектура. (Перевод с нем.), Стройиздат, М., 1984 г.
- Френк Ллойд Райт. Будущее архитектуры. М., 1960.
- William J.R. Curtis. Modern Architecture since 1900. Phaidon, 1982, 1987, 2006. ISBN 9780714833569.
- Архитектура современного Запада. Изогиз, Москва, 1932.
- Фремптон К. «Современная архитектура. Критический взгляд на историю развития». М.: Стройиздат, 1990
Ссылки
Архитектурный модернизм Википедия
Архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne — новейший, современный; «англ. modern» — современный, новый) — движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 1970-е—1980-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции. В специальной литературе термину «архитектурный модернизм» соответствуют английские термины «modern architecture», «modern movement» или же «modern», употребляемые в том же контексте. Выражение «модернизм» употребляется иногда как синоним понятия «современная архитектура»; или же как название стиля (в англоязычной литературе — «modern»).
Архитектурный модернизм включает такие архитектурные направления, как европейский функционализм 1920—1930-х годов, конструктивизм и рационализм в 1920-х годах СССР, движение «баухауз» в Германии, архитектурный ар-деко-стиль, интернациональный стиль, брутализм, советский модернизм, органическая архитектура. Таким образом, каждое из этих явлений — суть одна из ветвей общего дерева, архитектурного модернизма.
Основные представители архитектурного модернизма — это пионеры современной архитектуры Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер, а также некоторые другие.
Общая характеристика
Кредо архитектурного модернизма заключено в самом его названии — это создание чего-то нового, что соответствовало бы духу современности, требованиям сегодняшнего дня. То есть в модернизме присутствует принципиальная установка на новизну архитектуры, — как конструктивных и планировочных идей, закладываемых в проекте, так и внешних пластических форм. Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передаёт общий характер построек модернизма.
Основные принципы архитектурного модернизма:
- использование самых современных строительных материалов и конструкций (в частности, стального или ж/б каркаса).
- рациональный подход к решению внутренней планировки (функциональный подход),
- отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений,
- «интернациональный» характер.
В своих истоках архитектурный модернизм основывался на новейших достижениях научно-технического и промышленного прогресса, а также на передовых социально-реформаторских идеях своего времени. Социальные установки архитекторов-модернистов отличались, как правило, явным демократизмом, а то и левизной, — по крайней мере, во многих декларациях его теоретиков.
Стили-предшественники модернизма в архитектуре — это так называемые «неостили»: русский модерн, сецессион в Австрии, югендстиль в Германии, ар-нуво во Франции, а также неоклассицизм, развившийся позже повсеместно.
Последующий за модернизмом стиль — постмодернизм, основная черта которого — отказ от примата функции и возврат к использованию элементов традиционных исторических стилей.
Истоки — вторая половина XIX века
Торговый дом Шлезингер и Майер, 1899—04. Арх. Л.СалливенСовременная архитектура (модернизм) имела главным источником и вдохновляющим началом техническую и промышленную революцию XIX века. Железобетон, чрезвычайно прочный и устойчивый к нагрузкам материал, был впервые запатентован в 1867 году. Придумал его простой французский садовник Жозеф Монье, пытаясь найти решение для изготовления садовых кадок для растений — что положило начало развитию конструкций из железобетона (армированного бетона). Невероятно лёгкие и прочные по сравнению с тем, что знала история раньше, эти конструкции вызвали к жизни новые формы в промышленном строительстве, а позже и в жилых и общественных зданиях. В это же время было освоено строительство из металла — смелые и изящные металлические конструкции, зачастую с огромными пролётами, применялись в строительстве оранжерей, мостов, для перекрытий вокзальных перронов и больших городских рынков. Известные постройки этой эпохи, возведённые с применением металлических конструкций, — Библиотека Сен-Женевьев в Париже (1850), Хрустальный дворец Д. Пэкстона в Лондоне (1851), Дворец Машин на Всемирной выставке в Париже (1889), Бруклинский мост (1883) и другие. К той же Всемирной выставке в Париже была возведена Эйфелева башня — поначалу как сугубо временное сооружение выставки, а позже ставшая символом технического и строительного прогресса XIX века.
В Соединённых Штатах конец столетия ознаменовался строительством высотных зданий с металлическим каркасом (снаружи все ещё покрытым декоративной облицовкой из камня). Благодаря каркасу здания могли уже достигать высоты 15—20 этажей — при весьма «облегчённом» плане (дом Монаднок в Чикаго, 1891, арх. Дж. Рут; здание торгового дома Шлезингер & Майер в Чикаго, 1899—04, арх. Л. Салливен). Приоритетная роль в проектировании и строительстве первых высотных зданий принадлежит так называемой Чикагской школе, идеологом которой был Луис Салливен, активный поборник функционального подхода, автор знаменитого изречения «форма следует функции» (известен также и как учитель молодого Ф.Л. Райта).
Существенную роль в развитии новых тенденций сыграло движение «искусства и ремесла» в Великобритании, вдохновителями которого были художник и эссеист Уильям Моррис, художник и писатель Джон Рескин. Значение рационального подхода в архитектуре отстаивал в своих теориях и проектах талантливый архитектор Чарльз Ренни Макинтош, лидер английского модерна, один из участников так называемой Школы Глазго.
Школа искусств в Глазго. 1897—1909 Арх. Ч.Р. Макинтош.Следует отметить также промышленный подъём в Германии, выразившийся, в частности, в образовании Объединенных промышленно-художественных мастерских в Мюнхене (1898), в крупных Художественно-промышленных выставках (художественно-архитектурные выставки Дармштадтской колонии (1897, 1901, 1905-08), Дрезденская промышленная выставка (1899—1900 гг.) и другие).
Большую роль в развитии новых тенденций архитектуры сыграл Отто Вагнер, ведущий архитектор венского сецессиона (дворец Хойос, 1890-е гг., многоквартирные дома в Вене, конец 1890-х гг.).
Упомянутые уже «неостили», расцветшие в Европе в конце XIX — начале XX века, — немецкий югенд, сецессион в Австрии, французский ар-нуво, русский модерн — решительно порывали с прошлым, как в отношении формы, так и в отношении базовых установок. Архитектура «неостилей», с её огромными, немыслимыми раньше оконными проёмами и пролётами перекрытий, большими поверхностями остекления, смело осваивала сталь и железобетон, являясь таким образом прямой предшественницей модернизма.
Теоретическую основу движения к обновлению архитектуры и дизайна на этом этапе подготовили статьи, книги (а иногда и постройки) таких видных архитекторов и теоретиков архитектуры, как Готфрид Земпер (Германия), Анри Ван де Вельде (Бельгия), Виолле-ле-Дюк (Франция), Луис Салливен.
Архитекторы — предтечи модернизма: Чарльз Р. Макинтош, Ч.-Ф.-А. Войси (Великобритания), Отто Вагнер, Адольф Лоос (Австрия), Ганс Пельциг (Германия), Хендрик П. Берлаге, Анри Ван де Вельде (Бельгия) и некоторые другие. В Америке — Луис Салливен, а также Фрэнк Ллойд Райт. Хотя почти все они были представителями региональных «неостилей», их по праву можно считать также и зачинателями модернизма в архитектуре.
Начало XX века. Успехи нового строительства в предвоенный период
Многоквартирный дом по ул. Б. Франклина, 25, Париж. 1913. Арх. Огюст ПерреПервое в Европе жилое здание из железобетона было построено в 1904 году — это известный многоквартирный дом в 10 этажей на улице Бенджамина Франклина, 25, в Париже, по проекту Огюста Перре. Ничем не скрытый ж/бетонный каркас явственно читается на его фасаде, легком и ажурном, хотя все еще не свободном от украшений. Огюста Перре называют во Франции «отцом бетона», он был пионером и успешным практиком строительства зданий с применением этого материала.
Однако ж/бетон не сразу завоевал признание у архитекторов, конструкции из него выглядели, по их мнению, «неэстетично» — слишком тонко, несолидно и немонументально. По этой причине его считали материалом совершенно непригодным для «зданий с красивыми фасадами». К овладению конструктивными и пластическими возможностями ж/бетона гражданская архитектура пришла значительно позже. Промышленный подъем конца XIX — начала XX века вызвал потребность в строительстве большого числа новых производственных предприятий и других промышленных объектов. Проектировщики, главным образом инженеры, относившиеся к новым строительным материалам без предубеждения и не связанные требованиями архитектурного украшательства, смело использовали современные конструктивные решения и ресурсы, добиваясь при этом иногда весьма впечатляющего художественного эффекта — что можно видеть, скажем, на примере «летящих» мостов швейцарца Р.Майара или выразительно-пластичных ангаров для дирижаблей француза Э.Фрейсине.
Особенно преуспевала в этом Германия, на тот момент лидер экономического прогресса в Европе. Крупный промышленный концерн AEG (Всеобшее Электрическое Общество) пригласил известного архитектора Петера Беренса на пост главного архитектора и проектировщика AEG. Его фабричные комплексы AEG в Берлине, и особенно турбинный завод, построенный им для концерна в 1909 г. — массивные, строгие, подчеркнуто монументальные здания — стали своего рода символом промышленной мощи и силы капитала.
Фабрика турбин AEG, Берлин. 1909. Арх. П. БеренсБеренс последовательно отстаивал принципы функционализма в архитектуре — так же, как и работавший в его мастерской Вальтер Гропиус, будущий создатель «Баухауза». В 1911 году по проекту Гропиуса (в сотрудничестве с А.Мейером) была построена фабрика сапожных колодок «Фагус-верк» в г. Альфельд-на-Ляйне. Трехэтажное здание фабрики, с ее огромными, вытянутыми по горизонтали окнами и безопорными стеклянными углами — что опрокидывало устоявшиеся представления о тектонике, — стало вехой в развитии нового архитектурного языка. Еще одна заметная довоенная постройка В.Гропиуса — показательное фабричное здание, спроектированное им (совместно с А.Мейером) для выставки германского Веркбунда 1914 года. Здесь спиральные лестницы на обоих торцах здания заключены в сплошную стеклянную оболочку, разделенную горизонтальными тягами, да к тому же еще частично скругленную, что создавало невероятный по тому времени эффект невесомости конструкции.
В целом гражданская архитектура того периода (жилые дома, городские постройки) шла еще по пути «художественных» стилизаций — среди архитекторов были в ходу альбомы с образцами декоративных форм готики, романского, испанского стиля, неоклассики; в России, например, также и русского национального стиля. Сейчас постройки такого рода объединяют общим термином «эклектика». Модерн (югенд, ар нуво), хоть и являлся в своей основе таким же «художественным» стилем, однако ему не чужды были и прогрессивные тенденции — в отношении принципа целесообразности формы, очищения плоскости стены от орнамента. В архитектурной среде велась дововольно жесткая полемика на эти темы — о необходимости решительного обновления архитектуры в связи с новыми задачами и новыми возможностями строительных технологий. Австрийский архитектор Адольф Лоос опубликовал программное, во многом провокационное эссе «Орнамент и преступление» (1913), в котором подверг разгромной критике «художественный романтизм» разного рода псевдо-стилей (также и модерна), что в то время воспринималось как резкий вызов общепринятым представлениям.
На американском континенте подобную же кампанию за обновление архитектуры вел архитектор Фрэнк Ллойд Райт. Достаточно продолжительная работа в фирме «Адлер и Салливен», под началом Луиса Салливена, первого строителя высотных зданий, идеолога рационализма, сформировала его систему взглядов, сделав его приверженцем рационального, функционального подхода. Уже работая самостоятельно, примерно с 1900 по 1917 годы он спроектировал и построил ряд довольно своеобразных частных домов — с «открытым» планом, с вытянутыми по горизонтали линиями фасадов, широкими свесами крыш — домов невысоких, как бы льнущих к земле, и невероятно просторных и уютных внутри. Эти дома получили название «дома прерий», возможно, по той причине, что построены в основном в пустынных районах штата Иллинойс, вокруг Чикаго.
Дом Айвери Кунли, Риверсайд, Иллинойс. 1908-12. Арх. Ф.Л.РайтСреди лучших райтовских построек «стиля прерий» можно назвать Дом Уорда В. Виллитса, (Хайланд Парк, Иллинойс, 1902), Дом Мейер Мэй (Гран Рапидс, Мичиган, 1908), дом Айвери и Куини Кунли (Риверсайд, штат Иллинойс, 1908), дом Фредерика Роби (Чикаго, 1910). Эти и другие проекты, созданные Райтом между 1900-м и 1009 годами, были отобраны им для рекламного альбома-портфолио Wasmuth (издан в 1910 году в Берлине), благодаря которому работы Райта стали известны в Европе и оказали большое влияние на европейских архитекторов после Первой мировой войны.
Хотя достижения архитекторов-новаторов в предвоенную эпоху достаточно осязаемы, но по настоящему это лишь своего рода переходный этап, время больших открытий модернизма еще не наступило. Разрыв между «техникой» и «искусством» все еще присутствует, его только предстоит преодолеть. Архитектура постепенно освобождается от фасадных декораций, осваивая мышление в трех измерениях, внимание архитектора все больше привлекают проблемы взаимодействия объемов, пространств, проблемы функциональности, «чистоты» материалов — того, что эстетика югенда обычно отодвигала на второй план. Наконец, становится очевидным, что современная техника и особенно открытие ж/бетона предоставляют архитектору такие возможности, каких наверняка не имели строители предыдущих десятилетий.
Видные архитекторы этого периода и их постройки:
В Германии: Петер Беренс, Вальтер Гропиус.
В Австрии: Отто Вагнер (вилла Вагнер-2, 1913, Австрийский почтовый сберегательный банк , 1906)
Йозеф Хоффман (Дворец Стокле в Брюсселе, 1905-1911)
Адольф Лоос (частные виллы в Австрии, в Швейцарии, 1904 — 1917).
Нидерланды: Хендрик П. Берлаге (здание Амстердамской биржи, 1897 – 1903)
США: Ф.Л.Райт («дома прерий», 1900 — 1917)
Л.Г.Салливен (универмаг Ван Аллена, Клинтон, Айова, 1914; здание Аудиториума, Чикаго)
Двадцатые и тридцатые годы. Расцвет модернизма
Классические примеры модернизма в архитектуре
- Здание Баухауса в Дессау, 1926-29, арх. В. Гропиус;
- Выставочный павильон Германии в Барселоне, 1929, арх. Мис Ван дер Роэ;
- Вилла Савой в Пуасси, 1930, арх. Ле Корбюзье;
- Жилые комплексы «Хай-пойнт-1» и «Хай-пойнт-2» в Лондоне, 1936, арх. Б. Лубеткин;
- Санаторий в Паймио, 1933, арх. А. Аалто;
- Архитектура города Чандигарх, Индия. Арх. Ле Корбюзье, П. Жаннере и др.;
- Новая столица Бразилии, г. Бразилиа, арх. Л. Коста, О. Нимейер, 50-е гг.;
- Здание «Сигрем» в Нью-Йорке, 1958, арх-ры Мис ван Дер Роэ, Ф. Джонсон;
- Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, 1955. Арх. Фрэнк Ллойд Райт.
- Жилой комплекс «Хабитат» на Экспо-67 в Монреале, 1967, арх. М. Сафди.
- Парламентское здание «Улей» в Веллингтоне, 1981, арх. Бэзил Спенс.
Литература
- Pevzner, Nicolaus. Pioneers of the Modern Movement. London, 1936
- Гидеон, Зигфрид. Пространство, время, архитектура. (Перевод с нем.), Стройиздат, М., 1984 г.
- Френк Ллойд Райт. Будущее архитектуры. М., 1960.
- William J.R. Curtis. Modern Architecture since 1900. Phaidon, 1982, 1987, 2006. ISBN 9780714833569.
- Архитектура современного Запада. Изогиз, Москва, 1932.
- Фремптон К. «Современная архитектура. Критический взгляд на историю развития». М.: Стройиздат, 1990
Ссылки
Стиль модернизм в архитектуре
Архитектурный модернизм является нового образца стилем в архитектуре 20-го века, который в корне отличается от всех предшествующих стилей, так как в основе его лежит первым делом рациональность и функциональность.
Архитектор модернизма отказывается от монументальной и других тематик, присущих ранним архитектурным стилям; отсутствует лепной декор и остальные украшения.
Стиль модернизм в архитектуре, сооружения, которые выполненные в этом стиле, возведены исключительно из нового образца материалов, как железобетон, стекло, кирпич. Кроме того, фасады, выполненные в данном стиле в большей степени были облицованы стеклом, то есть выполнены в сухом способе отделки. Ежели и были типичные бетонные стены и другие конструктивные элементы, то декорирование их отсутствовало напрочь.
Архитектура модернизма была стилем международного, можно сказать, межконтинентального уровня и проявилась в большей степени при сооружениях зданий-небоскребов, отсюда следует, что стиль выполнялся в городах и являлся стилем общественных, в большей степени не жилых построек.
Но стиль модернизм проявлял себя не только в прямоугольных незамысловатых остекленных «коробках» с полным остеклением фасадов, были и проекты различных форм и конструкций, довольно сложных и оригинальных, как например, музей Гуггентхейма в Нью-Йорке, который Вы можете наблюдать на рисунке выше (здание округлой формы), а также для наглядности представлена фотография ниже кафе «Жимчужина» в Азербайджане. Весьма замысловатые формы, не так ли? Но при этом замете, никакого декора, росписей и т. д., только формы конструктивных элементов, в этом и есть весь модернизм.
Модернизм в архитектуре 20 века совмещает в себе несколько ответвлений, как европейский функционализм, (20-30г), рационализм (20 г России), конструктивизм, «баухауз» (германия), органическая архитектура, брутализм, ар-деко, интернациональный стиль.
Кроме того, стоит отметить стили-предшественники модернизма (класс неостили): ар-нуво (Франция), югендстиль (германия), сецессион (Австралия), неоклассицизм.
Модернизм в архитектуре 20 века
Введение…………………………………………………………
Модерн………………………………………………………………
Функционализм……………………………………………
Органическая архитектура……………………………………………..
Баухауз……………………………………………………………
Интернациональный стиль……………………………………………..13
Конструктивизм…………………………………………
Рационализм…………………………………………………
Ар-деко……………………………………………………………
Тенденции в архитектуре после Второй мировой войны……………..17
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…..……………………………….21
Наиболее широкое определение модернизма ( от фр. moderne – новейший, современный) – исторический период развития искусства конца 19 – 80-х годов 20 века. Писавшие о модернизме всегда отмечали особый интерес его представителей к созданию новых форм, демонстративно противопоставленных гармоническим формам классического искусства, а также акцент на субъективности модернистского миропонимания. Первые модернисты — это люди конца XIX века, взращенные всеобщим кризисом европейской культуры. Многие из них отвергали методы социально-политического радикализма в изменении жизненного уклада, но все они были ярыми приверженцами духовной революции, которая, по их мнению, неизбежно рождалась из кризиса старого мира. Для мастеров модернизма характерно стремление к обновлению художественного языка, форм, отказ от стилей прошлого.
В данной работе делается обзор основных стилей и тенденций в развитии архитектуры данного периода. Поскольку рассмотреть подробно всё многообразие архитектурных достижений и веяний в рамках настоящей работы не представляется возможным, здесь даются лишь общие черты и краткие характеристики.
Из всех видов искусства архитектура наиболее тесно связана с материальной культурой, поэтому изменения, происходящие в обществе, находят в ней непосредственное отражение. Создаётся новое, то, что соответствует сегодняшнему дню, что идёт в ногу с жизнью. Углубление социальных противоречий западноевропейского общества в начале века, возможно, наиболее отчетливо сказалось в архитектуре. Стихийный рост городов, численности населения, занятого в промышленном производстве, и несоответствие этому темпов жилищного строительства повлекли за собой переуплотнение застройки, повышение этажности, неизбежное уничтожение зелени. Все это вызвало к жизни массу проблем, которых не знали предыдущие эпохи.
Для общества начала 20 века характерны следующие процессы: рост численности населения, прежде всего в городах, рост числа промышленных предприятий, рост городов, развитие научно-технической и промышленной революции. Появляются новые материалы – такие, как бетон, железобетон. Поскольку железобетон – это прочный и устойчивый к нагрузкам материал, его стали использовать в промышленном строительстве, а позже и в жилых общественных зданиях. Было освоено строительство из металла – металл применялся при возведении мостов, вокзальных перронов. Примеры построек с применением металла – Дворец Машин на Всемирной выставке в Париже(1889), Бруклинский мост(1883), Библиотека Сен-Женевьев в Париже(1850). В 1889 году в Париже была построена Эйфелева башня, поначалу как временное сооружение Всемирной выставки, вызвавшее массу противоречивых откликов, а позже ставшая символом технического и строительного прогресса. Она была выполнена целиком из обнажённых металлических конструкций, чтобы подчеркнуть выразительные возможности нового материала. В США в это же время возводились высотные здания с металлическим каркасом, благодаря которому здание могло достичь 15-20 этажей. Важную роль для развития новых тенденций сыграло движение « искусства и ремесла» в Великобритании, промышленный подъём в Германии.
В связи с ростом численности населения появляются тенденции к уплотнению застроек, увеличение этажности, функциональности. Наблюдается установка на новизну архитектуры – как в проекте, так и во внешних формах.
Некоторые исследователи выделяют основные принципы архитектурного модернизма:
1. Отказ от старых форм и стилей.
2. Использование современных материалов и конструкций.
3. Рациональный подход
к решению внутренних
4. Отказ от излишнего
украшательства в угоду
5. «Интернациональность» стиля.
Теоретическую основу этого направления подготовили труды таких архитекторов и теоретиков, как Готфрид Землер (Германия), Анри Ван де Вельде (Бельгия), Виолле-ле-Дюк (Франция).
За модернизмом последовал постмодернизм, возродивший использование элементов традиционных стилей.
Среди архитектурных стилей модернизма можно выделить – модерн, английский функционализм, конструктивизм и рационализм в России в 20-х годах, движение «баухауз» в Германии, ар-деко, брутализм, органическую архитектуру, интернациональный стиль.
Основные представители архитектурного модернизма — Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер.
Со 2-й половины 19 века по мере широкого использования новых строительных материалов, в первую очередь, железобетона и стекла, развития инженерного дела, значение архитектурного творчества стало падать. Возникло разделение труда инженеров и архитекторов. Архитекторы занимались в основном декорированием сооружений, сконструированных инженерами без особых мыслей о целостности композиции. В архитектуре царило засилье эклектики и украшательства. В 90-е годы 19 века стиль модерн определился как архитектурный стиль. Он преследовал цель создание нового универсального синтетического стиля – как преодоление эклектики ( в одном произведении соединялись архитектура, пластика, живопись, декоративно-прикладное искусство). С другой стороны, модерн возник в противовес рационализму 19 века. С появлением в строительстве чугуна и стали в общественных, а затем в промышленных и жилых зданиях стал формироваться новый тип здания, исходя из функционального назначения. Архитектуру модерна отличает стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, функциональных зданий.
Одним из родоначальников стиля модерн считают бельгийского художника-архитектора Виктора Орта. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные, фантастические формы. Построенный им в Брюсселе в 1901 году магазин «Инновассион» — сплошь остеклённый, с металлическими переплётами – по праву считается новаторским.
В архитектуре стиль модерн расцвёл бурно и пышно. Модерн использовался чаще в строительстве особняков и парадных зданий – для официальных зданий он был слишком волен. При формировании планов архитекторы модерна смело шли на применение ассиметричных решений в группировке объёмов и расположении оконных и дверных проёмов. Наиболее заметной чертой модерна стал отказ от прямых углов и линий в пользу плавных, изогнутых линий. Характерны силуэты и орнаменты, стилизующие в плавных изогнутых линиях формы растений и водяных раковин. Фасады отличались круглыми, иногда фантастически выгнутыми контурами проёмов, использованием решёток из кованого металла и глазурованной керамики. Ряд орнаментальных мотивов заимствовался из искусства Древнего Востока, прежде всего Японии.
Большую роль в формировании интерьеров в стиле модерн сыграло появление электричества. Витражи, подсвеченные изнутри, придавали зданиям неповторимую привлекательность, а интерьерам – выразительность.
В оформлении фасадов, оконных и дверных проёмов использовался плоский гипсовый лепной орнамент. В рисунках витражей в качестве орнаментальных мотивов выступали цветы – ирисы, маки, водяные лилии, некоторые травы. Использовался и геометрический орнамент.
Архитектурные формы словно пытались приблизиться к скульптурной пластике. Оконные, арочные проёмы, их декор и заполнение стали особым выражением стиля. Большое внимание уделяется не только внешнему виду, но и интерьеру зданий. Стены помещений часто окрашивались в пастельные тона – с ними тонко сочеталась мебель новых форм.
Для этого стиля характерно множество кривых линий и нагромождение декоративных элементов. Модерн некоторые исследователи называют олицетворением красивого, которое невозможно найти в окружающей жизни. Отсюда разнообразие и переливы форм, многоцветность, сочетание геометрических форм с пластическими чертами, тенденция к ассиметричным формам и композициям.
Здания, построенные по проекту испанского архитектора А. Гауди(1852-1926) поражают причудливостью форм, даже фантастичностью. Они настолько органично вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся творением природы, а не делом рук человека. Таковы недостроенный кафедральный собор «Ла Саграда Фамилия» в Барселоне (1883-1926), жилой комплекс в Барселоне «Коса Мила» — волнообразный фасад, необычные вытянутые кованые балконы.
Одно из замечательных зданий в стиле модерн – Метрополь. Инициатором проекта был Савва Иванович Мамонтов. Это здание строилось в 1899-1904 годах по проекту архитектора В. Валькотта при участии Л.Кекушева и А. Эриксона. Пластика фасадов с обилием выступов и разнообразными по форме оконными проёмами подчёркивает игру светотени. Используются материалы разной фактуры и цвета. Здесь и характерная для модерна многобашенность, вызывающая ассоциации со Средневековьем. Главенствующее место на фасаде, обращённом к Охотному ряду, занимает панно «Принцесса Грёза», выполненная по рисунку М. Врубеля. Это демонстрирует стремление архитекторов модерна к синтезу в одном сооружении разных видов искусств.
Модерн широко представлен в
архитектуре Санкт-Петербурга –
Постепенно стиль модерн в архитектуре сменяется функционализмом, составляющими которого являются утилитаризм, техницизм и рационализм. Такие материалы, как бетон и железобетон, становятся «королями» этого стиля.
Функционализм сложился в начале 1920-х годов 20 века как попытка облегчить средствами архитектуры жилищный кризис, дать минимум бытовых удобств широким слоям населения. В этом отношении функционализм был как бы ответом на подъем рабочего движения в послевоенной Европе. Основное внимание представителей функционализма было направлено на такие объекты, как жилая ячейка, жилой поселок, фабрики, школы, больницы, магазины, а также мебель и внутреннее оборудование зданий.
Функционализм был противоречивым архитектурным направлением, что нашло выражение во многих его крайностях: в утилитаризме Бруно Таута, в техницизме и рационализме Л. Мис ван дер Роэ. Распространению принципов функционализма способствовал Шарль Эдуард Жаннере, более известный в истории как Ле Корбюзье (1887—1965), один из крупнейших архитекторов XX века, внесший принципиально важные как функциональные, так и формально-эстетические решения, под знаком которых архитектура развивалась в течение десятилетий, а от многого не отказалась и по сей день. «Пять принципов» Ле Корбюзье: дом на столбах, сад на плоской крыше, свободная планировка интерьера, горизонтально-протяженные окна, свободная композиция фасада.
Подъем функционализма приходится на
период от середины 1920-х до начала 1930-х
годов. Наиболее крупные представители
Сходные задачи, но на иной социальной основе, ставили в то же время советские архитекторы братья Веснины, М. Гинзбург, А. Никольский, М. Барщ, Н. Ладовский.
К наиболее употребительным композиционным приемам функционализма следует отнести: асимметричное расчленение различных по назначению объемов, построение этих объемов в соответствии с внутренним пространством; использование навесных стен и больших поверхностей остекления, цветовых и ритмических закономерностей. Были выдвинуты идеи гибкого плана, универсального пространства, его трансформации. Некоторые представители функционализма недооценивали идейно-эстетическую сторону архитектуры, считая, что функционально совершенная форма есть синоним прекрасного. Однако, по выражению Эрнста Гомбриха, лучшие создания функционализма красивы только потому, что дизайнеры обладают вкусом и художественным чутьём.
Для этого стиля характерна особая эстетика. Пример — работы братьев Огюста и Гюстава Рэрэ – галерейные, коридорного типа дома, горизонтально протяжённые окна, плоская крыша с садом, свободная планировка интерьера, встроенное оборудование в квартирах.
В 20-30-е годы сложились две противоположные теории строительства – урбанистическая и дезурбанистическая.
В 1925 году Ле Корбюзье представил проект реконструкции центра Парижа – «План Вуазен». По этому плану город должен был стать сочетанием небоскрёбов и свободного пространства земли, зелени и транспортных коммуникаций. В этих планах была выражена идея города будущего, не имеющая ничего общего со сложившимися преимущественно в средние века европейскими городами. Архитектор применял плоские покрытия, ленточные окна, открытые опоры в нижних этажах здания, свободную планировку. Принцип, высказанный Ле Корбюзье – «Дом – машина для жилья», нашёл выражение в проектировании домов-коммун. Известный пример такого здания, воплощавшего идею обобществления быта, в нашей стране – общежитие-коммуна Текстильного Института на улице Орджоникидзе в Москве (автор проекта – И. Николаев, 1930-1931).
Модернизм в архитектуре
Данная информация взята с сайта компании «РДС Строй» https://rdstroy.ru
Со страницы https://rdstroy.ru/akademia-rds/kafedra-istorii-arkhitektury/modernizm-v-arkhitekture/
Модернизм — это движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 70-е — 80-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции.
Архитектурный модернизм включает такие архитектурные направления, как европейский функционализм 20-30-х годов, конструктивизм и рационализм в 20-х годах России, движение «баухаус» в Германии, архитектурный Ар Деко стиль, интернациональный стиль, брутализм, органическая архитектура и др. Таким образом, каждое из этих явлений — одна из ветвей общего дерева, архитектурного модернизма.
Возникновение модернизма
В начале XX в. стало очевидно, что индустриализация и новые технологии внесли в жизнь людей изменения. В искусстве, архитектуре и дизайне традиции, которые сохранялись в течение последних столетий, больше не подходили к реалиям современного мира.
Лидеры модернизма были, в известном смысле, революционерами. Модернизмом стали называть новые формы, появлявшиеся во всех областях искусства, — в живописи, архитектуре, музыке и литературе. Четыре человека считаются пионерами модернизма в архитектуре. Они определили границы нового направления, так что их по праву можно считать создателями модернизма. Все четверо были архитекторами, но активно занимались дизайном интерьеров и различных предметов. В Европе это Вальтер Гропиус (1881-1969), Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969) и Ле Корбюзье (1871-1965), а в Америке — Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959).
Основные принципы архитектурного модернизма
- Использование самых современных строительных материалов и конструкций.
- Рациональный подход к решению внутренних пространств (функциональный подход).
- Отсутствие тенденций украшательства.
- Интернациональный характер. Отсутствие национального уклона, выраженного в специфике возведения здания или его оформлении, будущее одно для всех.
Некоторые стили модернизма
Конструктивизм
Получил признание в Советском Союзе в прошлом веке в 1920-е годы и начале 1930-х годов. Он сочетал передовые технологии и технику с общепризнанной в государстве целью — построения коммунизма. Наделён механистическими и динамическими формами.
Клуб им. Русакова в Москве (архитектор — К. Мельников), 1927-1929 гг.
Баухаус
Стиль получил название, благодаря одноимённому художественному объединению, основанному в Германии немецким архитектором Вальтером Гропиусом. Несмотря на свою относительную недолговечность (с 1919 по 1933 год), он оказал огромное влияние на дизайн двадцатого века, классический современный стиль и авангард.
Одной из основных целей Баухауза было сочетание широкого спектра искусств — архитектуры, скульптуры, живописи с ремеслами и техникой, где функциональность стоит на первом месте.
Функционализм
Архитектурный стиль ХХ в., который привёл в соответствие здания и сооружения с их функциями. Зародился в Германии и Нидерландах. Хотя функционализм и не является исключительно современной концепцией, он тесно связан с современным стилем архитектуры, который сложился в течение второй четверти ХХ-го века.
Прогрессивная строительная техника, необходимость в новых типах зданий, изменения культурных и эстетических идеалов повлияли на популярность этого направления. Главным лозунгом в архитектуре становится удовлетворение практических потребностей. Самое сильное влияние направления наблюдалось в Германии, Чехословакии, СССР и Нидерландах.
Брутализм
Брутализм был известен с 1950-х и до середины 1970-х годов. Бруталистские здания имеют повторяющиеся модульные элементы функциональных зон, которые отчетливо сформулированы и сгруппированы в единое целое. Поверхности литого бетона сделаны, чтобы подчеркнуть основной материал конструкции с текстурой деревянной опалубки, используемой для литейных форм. Строительные материалы, используемые в этом стиле включают кирпичи, сталь, стекло, необработанный камень.
С уважением,
Команда Факультета Архитектуры и дизайна
#РДС-Академия
Данная информация взята с сайта компании «РДС Строй» https://rdstroy.ru
Со страницы https://rdstroy.ru/akademia-rds/kafedra-istorii-arkhitektury/modernizm-v-arkhitekture/
Модернизм в литературе — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Модернизм в литературе — явление в литературе конца XIX — начала XX века, характеризуемое отходом от классического романа в пользу поиска нового стиля и радикальным пересмотром литературных форм. Является частью общего направления в искусстве — модернизма (от лат. modernus — «современный, недавний»).
Период модернизма считается завершившимся к концу 1930-х годов[1]. На смену модернизму пришёл постмодернизм.
Модернизм в литературе стал закономерным итогом развития художественного сознания и перехода от классического восприятия автором мира к модернистскому. Вместо создания собственного мира, предложения читателю готовых концепций, литература модернизма становится чистым отражением реальности или её полной противоположностью. Автор перестаёт быть носителем абсолютной истины и начинает демонстрировать её относительность. Как следствие, рушится целостность мира произведения: на смену линейному повествованию приходит обрывочное, раздробленное на небольшие эпизоды и подаваемое посредством нескольких героев, имеющих даже противоположный взгляд на излагаемые события и факты[2].
Модернизм в литературе проявился в новых направлениях: символизме, акмеизме, футуризме, экспрессионизме, сюрреализме, но существовал и вне них. Более того, нередко все эти (кроме определённой, более поздней прослойки символизма) модернистские направления несколько дистанцируются от модернизма просто[источник не указан 1382 дня]. Одновременно была переосмыслена реалистичная литература[3]. Появился стиль, названный «потоком сознания», характеризующийся глубоким проникновением во внутренний мир героев. Важное место в литературе модернизма занимает тема осмысления войны, потерянного поколения.
Главные представители литературы модернизма:
- ↑ Анну Ахматову также относят к классическим поэтам[2].