Немецкий стиль в архитектуре – Особенности домов в немецком стиле. Технология строительства коттеджей.

Содержание

Фахверковые дома – эталон немецкого стиля и надежности

Появившись в Германии, сегодня они стали очень популярны в разных уголках мира, в том числе и в нашем.

История фахверка

Немецкое слово Fachwerk образовано из двух частей: das Fach — секция, ячейка и das Werk — сооружение. Дословно получается «сооружение из секций». Посмотрев со стороны на фахверковые дома, мы убедимся в точности определения. Похожие на пряничные домики из сказки, они не останутся незамеченными во время прогулки по старинным европейским улочкам. Их неизменно светлые стены как будто «перерезаются» темными деревянными балками. Завершает конструкцию покатая крыша.

Фахверковые дома
Фахверковые дома

По словам историков, фахверк зародился в Германии, в районах, где недалеко были реки и развивалось корабельное дело. Чтобы чинить и строить суда, нужно было хорошо разбираться в плотницком деле. И однажды мастера сообразили, что можно строить не только крепкие корабли, но и добротные дома.

Фахверк зародился в Германии


Фахверк зародился в Германии

Датируется появление фахверка 12 веком. Но расцвет его пришелся на 15-16 века, когда архитекторы смешивали традиционный фахверк с новыми веяниями:

  • с элементами барокко (фронтоны с большими завитками по краям, обилие деталей на фасаде, скульптуры людей и животных), 
  • с готическими элементами (цитаты из Священного писания на фасаде), 
  • с деталями эпохи ренессанса (обилие характерных розеток, раковин, венков, цветочных ваз на фасаде). 

Помимо этого, географическое деление на области тоже повлияло на строительство. Если посетить несколько областей Германии, то одинаковых фахверковых домов там не встретишь. Выделяют следующие направления: фраконский, алеманский и нижнесаксонский фахверк. 

Появление фахверка датируется 12 веком
Появление фахверка датируется 12 веком

Строились дома с учетом того, что земля в те времена была очень дорогой. Поэтому жилое пространство хотелось увеличить не за ее счет. Делали это следующим образом:

  • Строили каркас из крепких деревянных стоек и балок. 
  • Панели, заполняющие пространство между ними, делали из смеси глины с диким камышом или соломой. Называлась эта смесь саманом (узнать о ней больше вы можете из публикации Строительство саманного дома для своей семьи). Наносился саман на «скелет» из деревянных прутьев. 
  • Чтобы расширить пространство в помещении, предприимчивые немцы придумали строить так, чтобы каждый этаж был шире предыдущего и «нависал» над ним где-то на полметра. Еще этот нависающий этаж защищал нижние от влаги. Впоследствии характерные выступы и стали одной из отличительных черт фахверка как архитектурного течения. 
  • После завершения работ с каркасом и панелями дом штукатурили и красили. Причем красили не абы как, а по определенному принципу. Панели – в светлый цвет, а деревянный каркас – обязательно в темный. Дом становился визуально «разбитым» на ячейки. Вот так появилось еще одно отличие, о котором мы поговорим позже. 
  • Ну и, наконец, крыша. В старых немецких фахверковых домах крыши были высокими, покатыми. Под ними располагалось дополнительное жилое помещение.

Что касается украшения фасада и дома в целом, то их могли позволить себе лишь зажиточные бюргеры. Они приглашали опытных мастеров, отлично знающих свое дело. 

Фахверковый дом, украшенный резьбой
Фахверковый дом, украшенный резьбой

По желанию хозяина те могли воссоздать на фасаде родовой герб, сделать уникальную резьбу, украсить дом скульптурами, росписями или надписями: например, с пожеланиями доброго здравия и достатка или просто с информацией о том, кто живет под этой крышей и рады ли владельцы гостям. Подобные высказывания назывались Haussprüche (от нем. das Haus – дом и der Spruch – изречение). 

Интересно: исследователи этого вида архитектуры выявили, что в немецких фахверковых постройках есть некая символика. Если балки перекрещиваются, как буква X, то это символизирует Андреевский крест (на котором распяли апостола Андрея).

Андреевский крест
Андреевский крест

Если отрезки боковых балок не перекрещиваются, то это форма называется «Швабская женщина». Почему швабская? Вероятнее всего, ассоциация идет с национальным костюмом швабских женщин: шнурованный корсет с декольте и пышная юбка.

Если балки напоминают букву «У», то перед вами «Дикий человек». Происхождение данного названия толком не известно. Может быть, так степенные жители средневековой Германии представляли человека со странным поведением – дикого.

Дикий человек


Дикий человек

Изогнутые завитки в виде буквы «S» на угловых балках были оберегами от молнии. Страшные маски на фасаде защищали от злых духов и недоброжелателей. Изображения солнца в виде розеток были символами плодородия и материального благополучия.

Изображения солнца в виде розеток были символами плодородия и материального благополучия
Изображения солнца в виде розеток были символами плодородия и материального благополучия

С наступлением 18 века фахверк сдал свои позиции. Очень сложно было в такой дом подвести инженерные коммуникации, а жить без них не хотелось. 19 и 20 века тоже ознаменованы фахверковым затишьем и массовым строительством более современных зданий. А вот 21 век всколыхнул интерес к этому стилю. В крупных городах Германии и не только стали реставрировать старинные фахверковые дома и строить новые, но уже с учетом современных материалов, тенденций и т.д. И называются теперь потомки бюргерских домов фахверк-хаусами, или фахверковыми домами.

Можно ли строить фахверк в России?

На страницах БСЭ (Большой Советской Энциклопедии) есть упоминание о фахверке. Но с пометкой о том, что строить его можно только в теплом климате, иначе не перезимуете. Например, на юге страны: «…В современном строительстве Ф. с деревянным каркасом и кирпичным или саманным заполнением применяются главным образом в районах с тёплым климатом (в т. ч. в производственных постройках вспомогательного назначения)». Такие данные были на период 1969-1978 гг.

Проект фахверкового дома для России. Фото с сайта sip-complect.ru
Проект фахверкового дома для России. Фото с сайта sip-complect.ru

Но спасибо новым технологиям. Теперь фахверковые дома не менее теплые, чем кирпичные или из бруса. В коттеджных поселках, а именно там чаще всего встречаются подобные дома, есть все необходимые коммуникации. Теплые полы, стеклопакеты и современные теплоизоляционные материалы хорошо защищают от холода. Встречаются дома с камином или печью, в них уж точно не замерзнешь. Вот и стал фахверк потихоньку завоевывать свою аудиторию в России.

Немецкая архитектура до XX века

Разнообразие направлений

Архитектура Германии имеет долгую, богатую и разнообразную историю. Здесь имеются образцы архитектуры Каролингов, романского, готического стилей, архитектуры Ренессанса, барокко, классической и современной (модернизм) архитектуры. Многовековая раздробленность Германии на маленькие княжества и царства привела к великому разнообразию направлений в архитектуре и благоприятствовала развитию национальной архитектуры. Строительство немецких городов производилось в разнородных и разнообразных архитектурных стилях. Многие из архитектурных памятников были утрачены в годы Второй Мировой Войны. Послевоенная застройка проводилась в стиле модерн.

Резюмируя вышесказанное, можно выделить ряд направлений в архитектуре Германии до XX века:

  • дороманский период;
  • романский период;
  • готический стиль;
  • ренессанс;
  • барокко;
  • классицизм;
  • историзм.

Основные направления

В Дороманский период можно включить и древнюю архитектуру, берущую свои истоки еще от Римской империи. Ярким примером зданий древней архитектуры являются сторожевые башни Лимес Романус, на тот момент являющиеся границей Римской имерии, а также древние городские ворота города Трир (старейшего города Германии).

Замечание 1

В целом, к дороманской архитектуре принято относить здания, возведенные в королевстве Меровингов (конец VIII – начало XI века). Из известных зданий этого периода можно выделить Лорш Абби – сторожку, построенную для военных целей и церковь Св. Михаила в г. Хильдесхайм.

Романский период (X – начало XIII века) выделяется наличием в зданиях полукруглых арок, парных окон, а также крутых сводов. В композициях германских церквей романского периода важную роль играли башни. В этот период началось формирование общеевропейского художественного стиля, называемого романским. Основными очагами такой культуры стали монастыри. Данный период примечателен тем, что создатели храмов были вынуждены приводить планировку здания в соответствие с требованиями культа, усовершенствовав конструкцию перекрытий, сделав их каменными. Одно из самых выдающихся сооружений этого периода – Шпайерский собор, построенный в несколько этапов. В XI веке это сооружение считалось самым большим зданием в христианской культуре.

Рисунок 1. Шпайерский собор. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готический стиль является кульминацией развития романской архитектуры. Эволюционировало это направление в период позднего средневековья. В 1230 годы была построена церковь Девы Марии в г. Трир, являющимся важнейшим городом в готической культуре соборов Германии. Примечательно, что построен он в архитектурных традициях французской готики. В этом разделе стоит упомянуть и Кельнский Собор, который является крупнейшим собором в готическом стиле. Специфическим ответвлением в готической архитектуре является кирпичная готика, которая распространена в Северной Европе. Такая географическая особенность обусловлена отсутствием каменных ресурсов в этих районах.

Рисунок 2. Церковь Девы Марии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Ренессанс или архитектура эпохи Возрождения относится к периоду начала XV и начала XVII веков. В Германии ренессанс начал развиваться позже, чем в остальной Европе, однако при этом был популярен не только в светской архитектуре, но и в религиозной. Виднейшим памятником немецкого Ренессанса является Гейдельбергский замок. Одним из первых зданий, причисленных к этому периоду, является часовня Фуггеров, построенная банкиром в качестве усыпальницы для всей своей семьи.

Барокко. Родиной этого стиля считается Италия XVII века, в то время активно выражающая торжество позиции абсолютистского государства и церкви. Поэтому Барокко являлось своеобразным ответом на движение протестантской реформации. В Германию барокко пришел после Тридцатилетней войны, архитекторы руководствовались французскими образцами, в частности – зданиям Людовика XIV в Версале. В Архитектуре барокко совершенно четко прослеживается корреляция со скульптурой и живописью, это и является отличительно особенностью направления. Известными дворцами в стиле барокко являются замок Шарлоттенбург в Берлине и дворец Аугустусбург в Брюле.

Рисунок 3. Церковь Фрауэнкирхе, Дрезден. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Классицизм в Германии распространялся во второй половине XVIII века. Здесь архитекторы черпали вдохновение от архитектуры древних сооружений. Одним из самых известных памятников классицизма являются Бранденбургские ворота, которые были созданы по заказу короля Фридриха Вильгельма II в знак мира. На сегодняшний день Бранденбургские ворота по праву входят в список знаменитейших европейских достопримечательностей архитектуры.

Историзм или эклектика берёт свои начала из исторических стилей. Возникло это направление в архитектуре в середине XIX века, ознаменовав возвращение к более раннему классицизму живописи и архитектуры. Особо примечателен вклад в историзм такого архитектора, как Готфрид Земпер, построившего галерею в Цвингере и здание Оперы в Дрездене. В этом разделе стоит упомянуть и о региональных ответвлениях исторического стиля в Германии. Например, курортная архитектура страны (Балтийское побережье) известно Ганноверской школой архитектуры и Нюрнбергским стилем.

Рисунок 4. Здание оперы в Дрездене. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основные особенности

Основные особенности «исторический» архитектуры Германии:

  • до первой половины XIX века неостили развивались преимущественно в ключе романтической эстетики, при том, что определяющее значение в направлении стиля имела так называемая «высокая идея»;
  • со второй половины XIX века плавно формировался «археологический» или «научный» этап использования исторического опыта, начало ему положила дискуссия о «новом стиле»;
  • начал формироваться эклектический творческий метод архитекторов, в основе которого лежала не только ориентация на определенные формы и линии, но и выбор композиционных приемов и принципов связи утилитарных и художественных аспектов архитектуры;
  • архитектура второй половины XIX века характеризовалась отсутствием устойчивой системы форм, т.е. отсутствием стилистического единства.

Фахверк — Википедия

Фахверковые дома в Моншау, Германия

Фахве́рк[1][2][3][4] (нем. Fachwerk) или прусская стена[5] (польск. Mur pruski) — каркасная конструкция, фахверковая конструкция) — тип строительной конструкции, при котором несущей основой служат вертикально установленные несущие столбы, являющиеся, наряду с распорными наклонными балками, опорной конструкцией здания. Эти несущие столбы и балки видны с наружной стороны дома и придают зданию характерный вид. Пространство между балками заполняется глинобитным материалом, кирпичом, иногда деревом. Фахверк появился в XIV веке в Германии и стал очень популярен в Европе, особенно в северной части (от Британии до Польши). В XX веке этот стиль переживает новый расцвет благодаря средневековому колориту и эффекту натуральности строительных материалов.

В Германии существуют исторические сооружения, построенные фахверковым методом уже в XIV веке, одно из которых, датируемое 1347 годом, находится в Кведлинбурге.

В Европе особое развитие каркасного строительства пришлось на средневековье. По некоторым историческим источникам, в Европе фахверковые дома встречались уже в XI веке. Постепенное накопление опыта строительства, повышение мастерства плотников (чему немало способствовало развитие кораблестроения), а также стремление к экономии древесины и другие факторы привели к широкому распространению в Германии и Франции фахверкового метода строительства. (нем. Fachwerk, от нем. Fach — панель, секция, и нем. Werk — сооружение)[6].

Эволюция

Дома такой каркасной конструкции, которые можно увидеть сегодня в Европе, стали строиться еще в Средние века. Однако история этого метода строительства началась намного раньше средневековья. Каркасные дома строили везде, где только произрастали леса, и где уровень культуры и технического развития создавал благоприятные условия для этого. Исторические источники сообщают о существовании построек фахверкового типа уже в X—XI веках, а к XVI веку плотницкое мастерство в строительстве домов достигло своего совершенства. Массовая застройка продолжалась до XVIII века включительно, а в наши дни этот вид строительства возродился из-за тенденции к экологическим материалам и практичности конструкции.

Вначале это была простая столбчатая конструкция, где деревянные столбы закапывали в землю, а сверху на них вешали прогоны. На прогоны укладывали стропила и соломенную кровлю. Пол чаще всего был земляной или глиняный. Всё — в полном соответствии с технологиями того времени. Так как изготавливать стойки и балки прямоугольного сечения тогда ещё не умели, то поэтому использовали во всех строениях бревна и жерди. Заполнение каркасных стен делали из самана (глина, армированная соломой или камышом).

Впоследствии столбы перестали закапывать в землю, чтобы предотвратить гниение. Стойки каркаса теперь ставятся на уложенные в земле камни — по одному большому камню на каждую стойку. На смену бревнам приходят конструктивные элементы (стойки, балки и др.) прямоугольного сечения. Также экспериментальным путём было установлено, что для лучшей устойчивости сооружения в конструкцию стен необходимо добавлять наклонные элементы — распорки и подкосы.

Именно так были построены сотни тысяч деревянных домов в Европе, которые стоят уже по 300—500 лет (и это лучшее доказательство надёжности технологии). Одновременно с немецким фахверком, возникли аналогичные технологии каркасного строительства в Швейцарии, Франции, Англии и других странах. Все эти технологии, включая фахверк, позднее получили общее название Post & Beam — «стоечно-балочные». Однако довольно часто термином «фахверк» обозначают любые стоечно-балочные конструкции и здания.

Фахверковые дома имеют жёсткий несущий каркас из стоек (вертикальных элементов), балок (горизонтальных элементов) и раскосов (диагональных элементов), которые и являются основной отличительной особенностью конструкции фахверка. Раскосы придают жёсткость и прочность каркасам фахверковых домов.

Пространство между элементами каркаса заполнялось смешанными с глиной камышом, ветками, соломой или различным строительным мусором; полученные панели штукатурились, при этом сам каркас обычно оставлялся на виду. Элементы каркаса визуально расчленяли белые стены и придавали облику зданий особую выразительность, которая стала главной архитектурной особенностью фахверка. Наиболее богатые горожане заполняли межкаркасное пространство деревянными резными панелями. Пик применения резных украшений пришёлся на конец XVI — начало XVII века.

Известная жёсткость и прочность каркаса фахверковых домов достигалась путём применения разнообразных и точных соединений деталей — на потайной шип, на шип «ласточкин хвост», врубками и др., закрепляемых деревянными нагелями.

Конструкция этажных выступов[править | править код]

Очень часто в фахверковой конструкции можно заметить такую особенность, как этажные выступы. Строительная техника, где этажи выступают вперед один над другим, для современного человека является чем-то непонятным и диковинным и, в попытках объяснить необходимость такого разделения этажей, нередко можно услышать различные мнения, имеющие с действительностью мало общего. Одним из таких мнений является утверждение, что посредством выступов зодчий стремился увеличить площадь каждого вышестоящего этажа. Без сомнения, такое утверждение может показаться справедливым, однако увеличение площади, которое, заметим, весьма незначительное (выступы редко достигают полуметра), является лишь полезным побочным эффектом другого обстоятельства. Дело в том, что фронтонная стена с большим количеством окон, имея наибольшую высоту по сравнению с боковыми, более всего подвержена воздействию осадков. Строя из дерева, материала, имеющего острую необходимость в защите от губительной влаги, средневековые зодчие стали использовать технику выступов, благодаря которой вода от дождя, попадая на фасад, стекала не с этажа на этаж и на фундамент, а непосредственно на землю. Такая техника защиты деревянных строений, согласно историческим исследованиям, была известна ещё древним грекам. Боковые стены из-за плотного (в городах) прилегания друг к другу домов и, часто не имеющие окон, особой нужды в защите не испытывали и сооружались обычным способом. Стремление защитить фасад от чрезмерного намокания постепенно получило творческое направление, а техника выступов стала использоваться для строительства всевозможных балконов и эркеров.

Заполнение стен[править | править код]

Самым доступным и наиболее часто использовавшимся в качестве заполнителя фахверковых стен всегда был глиняный саман. Глину армировали (смешивая её с соломой или камышом), чтобы та не трескалась и не распадалась на отдельные куски. Чтобы саман держался в стене и не выпадал, под него готовили плетёное основание из тонких веток, которые вставляли в заранее сделанные пазы внутри фахверковых полей. В результате высыхания глины образуются щели между заполнением и элементами каркаса. Эти щели раньше заделывались шерстью, смешанной с известью, а в современных условиях строительства их можно зашпатлевать. Затем поверхность самана оштукатуривалась известковым раствором заподлицо с деревянным каркасом и, по необходимости, окрашивалась.

Также каркас заполняют глиняным кирпичом, как обожженным, так и сырцом, с последующим оштукатуриванием или без него (сырец штукатурят). Применяют обычную или декоративную кладки — по выбору. Старинный способ крепления кирпича к каркасу заключался в использовании трёхгранных реек, прикрепленных к внутренним поверхностям каркаса. В крайних кирпичах вырезается паз под рейку. Более простой и современный способ предполагает применение плоских металлических анкеров. В обоих случаях после трёх-четырёх рядов кирпичей кладку армируют по всей длине. Менее популярно заполнение натуральным камнем. Стены с каменным заполнением красивы, прочны, но тяжелы и хуже держат тепло.

Технология возведения фахверк-домов имеет все преимущества, свойственные каркасной технологии:

  • Высокая энергоэффективность дома;
  • Быстрое возведение здания;
  • Комфортные условия проживания;
  • Длительный срок службы дома;
  • Относительно невысокая стоимость возведения дома;
  • Низкие затраты по эксплуатации дома;
  • Хорошая ремонтопригодность фахверкового дома.

Недостатки те же, что характерны для каркасных домов:

  • Подверженность деревянных конструкций воздействию грибка и плесени;
  • Опасность возгорания деревянных конструкций;
  • Необходимость принудительной вентиляции.

Архитектура Третьего рейха — Википедия

Нацистская символика на крыше берлинского здания (1940 год).

Архитектура эпохи национал-социализма (нем. Architektur im Nationalsozialismus) — одно из самых масштабных проявлений тоталитарной архитектуры, наряду с сталинской архитектурой[1]. Этим термином охватываются[источник не указан 1748 дней] основные архитектурные стили, методы строительства и городского планирования, применявшиеся в Третьем рейхе, где в 1933-45 гг. господствовала идеология национал-социализма. Определённое влияние архитектура эпохи национал-социализма оказала и на строительные проекты в послевоенной Германии.

Вожди национал-социалистической Германии, а также работавшие под их руководством архитекторы и планировщики пытались создать особый, национал-социалистический стиль архитектуры, опираясь на неоклассицизм и национальные германские традиции. В то же время для использования в узких рамках рассматривались также и достижения современных течений в архитектуре. Особое значение имела необходимость считаться с личными взглядами А.Гитлера на зодчество. Категорически отвергалась архитектура модернизма, в том числе и немецкий стиль Баухаус. Представители Баухауса подвергались преследованиям, сам же стиль был заклеймён в нацистской прессе как «культурно-большевистский», «бездушный» и «ненемецкий».

С развитием в Германии периода 1933—1935 годов «патриотического» движения Тингшпиль с созданием и оформлением мест проведения Тинг-торжеств отдельные элементы псевдо-древнегерманского стиля (в орнаменте и пр.) проникают и в официальную, в том числе и в СС-архитектуру (при строительстве СС-oрденсбургов). При планировании и разбивке парковых территорий в Германии 30-х годов как правило учитывались вопросы, связанные с сохранением природного ландшафта и охраной животного/растительного мира. Ведущим представителем в этой области являлся парковый архитектор Элвин Зайферт.

Ведущий представитель школы «Архитектура защиты Отечества» (Heimatschutzarchitektur), одной из разновидностей архитектуры модерна Пауль Шульце-Наумбург, начиная с 1935 года подвергается критике со стороны Гитлера. Ведущим архитектором Третьего Рейха был признан Альберт Шпеер, последователь неоклассической традиции, в то же время не отвергавший и отдельных модернистских влияний. Как в городском строительстве, так и в технологическо-производственной архитектуре национал-социалистами ценились в первую очередь рациональность и функциональность постройки как первый и главный признак технического прогресса в архитектуре. В то же время в Германии 30-х — 1-й пол. 40-х годов XX века не предъявлялось жёстких требований и не осуществлялось диктата «как обязательно надо строить». Государственные органы, распределявшие заказы на проектирование и строительство, просто не замечали специалистов, отходивших от требований, предъявлявшихся генеральной линией. В то же время для сооружения частных зданий и выполнения некоторых индустриальных проектов допускались и архитекторы, строившие в стиле международного модерна. Распределение архитектурных стилей по областям строительства в основном выглядело так:

  • Национал-социалистский классицизм для государственных и партийных сооружений, залов по проведению агитационно-пропагандистских мероприятий;
  • Архитектура защиты Отечества для строительства в городских пригородах, поселениях и в СС-Орденсбургах;
  • Умеренный модерн для жилых и административных зданий;
  • Функционализм для сооружения казарм, военного строительства, стадионов и других спортивных сооружений;
  • Новая вещественность для промышленного строительства, технологических сооружений.

Архитектор комплекса партийных съездов НСДАП в Нюрнберге Альберт Шпеер сформулировал «Теорию ценности развалин». Суть её сводилась к тому, что развалины монументов прошлого должны пробуждать героическое вдохновение. Для убедительности он сделал макет трибуны Цеппелинфельда, которая пробыла в заброшенности несколько поколений и поросла плющом. Данный макет он предъявил Гитлеру и изложил свою теорию. Гитлер счел соображения Шпеера логичными и приказал в дальнейшем осуществлять важнейшие стройки государства с учётом «Закона развалин»[2].

Отношение национал-социалистского руководства[править | править код]

Будучи художником с задатками архитектора, А.Гитлер оценивал достижения каждой эпохи в том числе и достижениями её архитектуры. О значении последней фюрер высказался на Первой Архитектурно-художественной выставке в Доме немецкого искусства в Мюнхене 22 января 1938 года:

«Если народы внутренне переживают времена своего величия, то выражают они эти переживания и отражают их также во внешний мир. В этом случае их слово прочнее просто сказанного. Это слово из камня.»

Такое отношение Гитлера к зодчеству пропагандировалось в Германии в том числе и при помощи кинематографа. В течение 15 лет фюрер желает перестроить всю страну и оказывает личное влияние на осуществление многих проектов. Любимыми его архитекторами были Пауль Людвиг Троост, а после смерти последнего — Людвиг Руфф, затем Альберт Шпеер и Герман Гислер.

Перед началом Второй мировой войны и по мере перехода инициативы в ней к союзникам, в нацистской архитектуре всё сильнее утверждается гигантомания в строительстве зданий, возводятся широчайшие лестницы, проектируются длинные и прямые проспекты (так называемые «оси (Achse)»), создаются циклопические планы, не привязанные к использованию для каких-либо целей — такие как радикальная перестройка Берлина, переходящего в новую столицу Третьего рейха «Германия», и спроектированное мегаздание Зал Народа (Volkshalle) в ней.

»

Осуществление этих проектов требовало непомерного расхода как денежных средств, так и металла (крайне необходимого в военной промышленности), строительных материалов и камня (свозившихся со всей Европы), а также рабочей силы (нехватка в которой компенсировалась пригнанными из оккупированных стран работниками).

Согласно некоторым свидетельствам, А.Гитлер видел в бомбардировках союзниками немецких городов положительный момент, так как они, разрушая старые здания, освобождали место для новых, задуманных фюрером, мегасооружений. В то же время строительная политика Рейха не ограничивалась исключительно территорией Германии, но и распространялась на захваченные территории, в первую очередь на Генерал-губернаторство. Всю Европу должна была покрыть сверхширококолейная железнодорожная сеть Breitspurbahn.

Отдельной программой, поддерживаемой рейхсфюрером СС Г.Гиммлером, была идея создания в Восточной Европе немецких военных поселений, заселённых фермерами-солдатами и соединённых между собой транспортной сетью, для чего, например, был предусмотрен железнодорожный мост через Керченский пролив. Начиная с 1935 года Гиммлер также занимался реконструкцией замка Вевельсбург близ Падерборна и созданием в нём культового центра будущего Ордена СС (архитектором проводимых в Вевельсбурге работ был Герман Бартельс).

Полное преобразование немецких городов «в духе национал-социализма», возведение или окончание строительства различных «культовых центров» и мегасооружений было нарушено обстоятельствами Второй мировой войны и поражением Германии в 1945 году.

  • Академия воспитания юношества, Брауншвейг
  • Рейхсминистерство авиации, Берлин
  • Морской курорт Прора (движения Сила через радость), остров Рюген
  • Здание партийных съездов Рейха (1933-38, арх. А.Шпеер), Нюрнберг
  • Олимпийский стадион (1934-36, арх. Вернер Марх), Берлин
  • Аэропорт Темпельхоф (1934), Берлин
  • Новая рейхсканцелярия, резиденция А.Гитлера (1938-39, арх. А.Шпеер), Берлин
  • Здание итальянского посольства (1939-41, арх. Фридрих Кетцель), Берлин
  • Дом немецкого искусства (1937), Мюнхен
  • Фюрербау, Мюнхен
  • Административное здание НСДАП, Мюнхен
  • Орденсбург Фогельзанг
  • Орденсбург Зонтхофен
  • Трибуна Цеппелинфельд, Нюрнберг

Готическая архитектура Германии: история и особенности

Отражение истории Германии в архитектуре является отличительной чертой этой страны. Буквально каждый этап ее исторического развития сопровождался появлением новых архитектурных направлений и идей. Именно поэтому современные туристы с таким интересом осматривают местные достопримечательности, которые готовы открыть сведущему человеку массу интересного о стране и ее народе. Готический стиль в архитектуре Германии является наиболее значимым и самобытным. Он начал развиваться гораздо позже, чем во Франции, однако настолько слился с культурными традициями страны, что долгие годы считался именно ее порождением. Сегодня мы расскажем вам самые интересные факты об архитектуре Германии, особо выделив немецкую готику, прославившуюся на весь мир своими великолепными храмами.

архитектура германии

Несколько слов о культурном наследии страны

Архитектура Германии складывалась и развивалась под влиянием географических и исторических особенностей. Дело в том, что большая часть территорий страны долго находилась под властью удельных князей, враждующих между собой.

Это способствовало развитию разнообразных направлений в архитектуре Германии. Каждый город строился в своей собственной стилистике, которую было невозможно повторить в другом населенном пункте. Все это позволяет говорить о национальной архитектуре Германии, стиль которой вырабатывался долгими годами мастерами, проходившими обучение во Франции и Италии.

Печально, что в годы Второй мировой войны страна потеряла большую часть своих исторических памятников. Их пришлось восстанавливать в кратчайшие сроки, поэтому некоторые достопримечательности так и не вернули свой прежний облик. Современной архитектуре Германии близок стиль модерн, именно он брался за основу для строительства городов во второй половине двадцатого века. До сих пор большинство новых зданий относится к данному стилю.

Готика: краткая характеристика

Готика начала оформляться в отдельный и определенный стиль приблизительно в начале двенадцатого века. В этот период позднего Средневековья у людей были накоплены уже значительный опыт и знания, позволяющие по-новому взглянуть на возведение зданий. Большинство архитекторов уверенно пользовались опытом античных математиков, а их познания в геометрии давали возможность иначе моделировать пространство. Это постепенно приводило к тому, что романский стиль, царивший во всей Европе, начал уступать место чему-то новому, основанному на совсем иных понятиях.

Интересно, что сам термин «готика» возник значительно позже. Он появился как презрительное обозначение черты между великой культурой и наследием Древнего Рима и новым веянием, которое внесли в Европу варвары. Большинство из них имели прозвище «готы», поэтому и за новым стилем закрепилось такое же красноречивое название.

готическая архитектура германии

Готическая архитектура: общее описание

Готика подразумевает строительство зданий, которые будто несут в себе неудержимые идеи и взмывают к небесам, свидетельствуя о величии человека. Для таких строений требовались очень грамотные чертежи и обилие строительных материалов. Дерево сменилось камнем, который позволял воплотить все идеи архитекторов и был устойчив к частым в то время в европейских городах пожарам.

Интересно, что сама по себе готическая архитектура стала толчком к многочисленным изобретениям. Ведь при строительстве необходимо было поднимать на большую высоту габаритные каменные блоки, которые требовали обработки различными железными инструментами. Параллельно строители должны были создавать новые смеси на основе извести и песка, способные прочно скреплять между собой камни.

Большим достижением готических мастеров считается изобретение каркасной системы. Она позволила просчитывать точки опоры массивных конструкций таким образом, чтобы сократить количество колонн, поднять окна и впустить в строения как можно больше света. Подобный подход стал настоящей находкой для соборов, которые получили возможность объединять залы между собой, чтобы сделать помещения более роскошными и впечатляющими.

Естественно, в каждой европейской стране новый стиль приобретал свои черты. Наиболее ярко показала себя готическая архитектура в Германии. Все основные характеристики стиля трансформировалось в нечто новое, ставшее визитной карточкой страны. Удивительно, но даже сами немцы долгие годы считали, что готика родилась именно в их стране и лишь потом распространилась по всей Европе. Глядя на великолепные соборы, возведенные немецкими мастерами, может показаться, что они были недалеки от истины, — готика стала настоящим отражением культуры и традиций Германии.

Готика в Германии: архитектура

Стоит заметить, что новое направление захватывало умы немецких мастеров гораздо медленнее, чем это произошло в Англии и Франции. В этих странах готика оформилась уже в двенадцатом веке, а в Германии первые строения с элементами, взятыми из данного стиля, появились только к концу тринадцатого.

Большое влияние на архитектуру Германии оказала Франция, именно отсюда приезжали мастера, вдохновленные и восхищенные готическими идеями. Благодаря им появились первые сооружения с элементами нового стиля. Их еще трудно отнести к полноценным строениям готической архитектуры Германии, однако они стали неким переходным этапом от романского стиля. В этот период появились такие шедевры, как церковь Св. Михаила, часовня Св. Варфоломея и собор Св. Килиана.

В дальнейшем эти монументальные сооружения стали относить к романско-готическому стилю, окончательно потерявшему актуальность к концу тринадцатого века.

германия архитектура стиль

Развитие и становление немецкой готической архитектуры

К началу четырнадцатого века архитектура Германии в готическом стиле приобрела свою яркую индивидуальность, мощь и массу черт, заимствованных из Франции. Со временем все, что было взято из других стран и культур, преобразовалось в ряд особенностей, о которых мы поговорим в другом разделе статьи.

Современники считают, что наиболее ярким сооружением в истинно готическом стиле стала церковь Богоматери. Она начала строиться в Тире приблизительно в тридцатом году тринадцатого века. Ее отличительной чертой была планировка в виде правильного креста. Подобных сооружений ранее не было ни в Германии, ни в других европейских странах. Строители расположили в церкви две часовни симметрично горизонтали всего строения. Данный шедевр вызывал восхищение у архитекторов со всего мира.

К периоду расцвета готики можно также отнести Магдебургский собор и церковь Св. Елизаветы.

Особенности архитектуры Германии

Немецкая готика приобрела свои особенные черты, ставшие ее визитной карточкой. Среди наиболее заметных можно выделить следующие:

  • Строгая геометричность. Многие историки отмечают, что германская архитектура данного периода отличается невероятной простотой линий. Часто соборы сравнивают с монументальными крепостными сооружениями, созданными для защиты городов.
  • Отсутствие украшений на западном фасаде. Французы очень тщательно разрабатывали элементы украшений, тогда как немцы избегали излишнего количества дополнительных элементов и предпочитали чистые линии.
  • Приверженность к одной или четырем башням. Во всех странах Европы для готики было характерно возведение на соборах двух башен. Немецкие мастера пошли дальше — их сооружения венчала одна высокая башня или четыре, расположенные симметрично по периметру собора.
  • Перенос входа на боковой фасад. Для готических сооружений привычно планировать вход на центральном фасаде, но в Германии большинство строений имело боковой вход. Это позволяло насладиться красотой здания в полной мере.
  • Кирпичная готика. Данное направление было придумано именно жителями Германии и получило распространение в северной части страны.

Об этом мы расскажем вам более подробно.

современная архитектура германии

Кирпичная готика

Новый стиль в архитектуре диктовал определенные условия при выборе строительных материалов. В выгодном положении оказывались те регионы, которые имели большие залежи камня и песка, однако в Германии с ними были серьезные проблемы. Особо бедными в этом плане оказались северные районы, которые ввели в обиход такое понятие, как «кирпичная готика».

Для нее характерно строительство монументальных зданий из кирпича. Этот материал не мог позволить создавать настолько величественные сооружения, которые являются отражением готического стиля, однако по всем остальным параметрам они полностью соответствуют заданной тенденции.

Образцом кирпичной готики может служить, к примеру, церковь Святого Николая. Интересно, что в регионах, где для строительства использовался кирпич, готические сооружения пополнились ратушами, цеховыми зданиями и даже жилыми домами.

архитектура возрождения германии

Кельнский собор

К периоду расцвета готики в Германии относится возведение Кельнского собора. Стройка, начатая в середине тринадцатого века, закончилась только спустя шестьсот лет. Данное сооружение стало главным символом страны, соединившим в себе истинно немецкую и французскую готику. Автором помпезного проекта был Герард фон Риле, который работал над ним более двух лет. Архитектор решил возводить собор на месте древнего храма римской эпохи, используя его фундамент. К моменту своей смерти талантливый мастер успел увидеть часть собора, который стоял в недостроенном виде вплоть до середины девятнадцатого века.

Закончил строительство инженер Цвирнер, взявший за основу проект своего предшественника, однако заменивший устаревшие материалы на новые. В итоге перед жителями города предстал собор, имеющий две роскошные башни высотой более ста пятидесяти метров, и основание шириной в восемьдесят шесть метров.

Несмотря на то что Кельнский собор не может быть стопроцентно отнесен к готической архитектуре, он все же считается историками наиболее ярким ее воплощением в истории Германии.

Готика четырнадцатого века

Можно сказать, что к середине четырнадцатого века большинство монументальных сооружений, поражающих воображение современников, уже было построено. В городах и небольших поселениях стали появляться совсем иные здания в готическом стиле.

Опираясь на двухвековой опыт, мастера стали возводить сооружения общественного назначение и жилища для зажиточных горожан. В качестве культурного наследия потомкам достались ратуши, здания мэрии и дома гильдий.

На данный момент во многих из них расположены музеи, экспозиции которых вызывают большой интерес у туристов со всего мира.

история германии в архитектуре

Архитектура Возрождения Германии

К началу пятнадцатого века страна подошла в состоянии территориальной раздробленности. Огромное количество княжеств вели затяжные войны, что серьезно препятствовало развитию нового архитектурного стиля.

Стоит заметить, что для него характерен период с пятнадцатого века по семнадцатый. В это время четкие и строгие пропорции сменялись обилием декора с неким подражанием античности. Возрождение сопровождалось развитием новых технологий, дающих возможность использовать иные материалы.

Для данной эпохи характерно замковое строительство, ведь в условиях вооруженных конфликтов довольно сложно приступить к строительству чего-то монументального.

Архитектура Возрождения подарила миру замки в Дрездене, ратушу в Лейпциге, храм святого Михаила и многие другие строения.

готика в германии архитектура

Несколько слов в заключение

Думаем, что из нашей статьи понятно, насколько четко в архитектуре разных периодов прослеживается история страны. Многие туристы утверждают, что Германию можно изучать только по ее строениям, каждое из которых представляет собой ценнейший памятник культуры.

Категория:Архитекторы Германии — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску

Подкатегории

В этой категории отображается 6 подкатегорий из имеющихся 6.

Страницы в категории «Архитекторы Германии»

Показано 195 страниц из 195, находящихся в данной категории.

Б

  • Баумгартен, Пауль
  • Бёклер, Георг Андреас
  • Бём, Готфрид
  • Бём, Доминик
  • Бениш, Гюнтер
  • Бер, Георг
  • Беренс, Петер
  • Блейль, Фриц
  • Боссе, Гаральд Андреевич
  • Ботта, Марио
  • Браунштейн, Иоганн Фридрих
  • Брёйер, Марсель
  • Бромейс, Иоганн Конрад
  • Бюльман, Йозеф

Г

  • Галиндом, Артур
  • Галлер фон Галлерштейн, Карл
  • Гамбургер, Рудольф
  • Гелхорн, Альфред
  • Геммель, Герман
  • Геркан, Майнхард фон
  • Гертнер, Фридрих фон
  • Гесс, Вольф Рюдигер
  • Гидони-Мандельштам, Эльза Файвушевна
  • Гитциг, Фридрих
  • Гонтард, Карл фон
  • Гропиус, Вальтер
  • Гропиус, Мартин
  • Гурлитт, Корнелиус (учёный)
  • Гуткинд, Эрвин Антон

К

  • Кайзер, Йозеф
  • Кассельс, Рихард
  • Квальо, Доменико
  • Кваст, Александр Фердинанд
  • Керстинг, Вальтер Мария
  • Киршенштейн, Вильгельм Адам
  • Клейн, Александр Ионович
  • Кленце, Лео фон
  • Клёппель, Отто
  • Кнобельсдорф, Георг Венцеслаус фон
  • Кноблаух, Эдуард
  • Колани, Луиджи
  • Кольдевей, Роберт
  • Кольхофф, Ханс
  • Кон, Лотта
  • Конрад, Кристоф
  • Крае, Петер Жозеф
  • Крайс, Вильгельм
  • Краузе, Иоганн Вильгельм
  • Крелле, Август Леопольд
  • Курйель, Роберт

Л

  • Лангганс, Карл Готтгард
  • Лангганс, Карл Фердинанд
  • Ланге, Людвиг (художник)
  • Ланге, Эмиль
  • Ланц, Питер
  • Ларс, Фридрих
  • Леви, Александр (архитектор)
  • Леви, Людвиг
  • Ленц, Дезидерий
  • Лозе, Адольф
  • Луке, Рихард

М

  • Май, Эрнст
  • Майер-Швартау, Вильгельм
  • Майер, Ханнес
  • Майер, Юрген (архитектор)
  • Майр, Ганс
  • Малер, Теоберт
  • Маркус, Фриц
  • Марх, Вернер
  • Мейер, Адольф (архитектор)
  • Мемхардт, Иоганн Грегор
  • Мендельсон, Эрих
  • Мессель, Альфред
  • Мецгер, Эдуард
  • Мецнер, Карл-Хайнц
  • Мис ван дер Роэ, Людвиг
  • Мозер, Карл
  • Моллер, Георг
  • Мотес, Оскар
  • Мутезиус, Герман
  • Мухе, Георг
  • Мюллер, Иоганн Гельфрих фон

Ф

  • Фалк, Георг
  • Фёлькер, Карл
  • Фишер, Карл фон
  • Фишер, Теодор
  • Фишер, Фридрих Вильгельм Генрих
  • Фойт, Август фон
  • Форбат, Альфред
  • Френкель, Рудольф
  • Фрик, Курт
  • Фукс, Рихард
  • Фуртенбах, Йозеф

Ш

  • Шадов, Альберт Дитрих
  • Шарун, Ганс
  • Шауэр, Фридрих (архитектор)
  • Швертфегер, Леонард Теодор
  • Швехтен, Франц
  • Шинкель, Карл Фридрих
  • Шкель, Фридрих Людвиг
  • Шлютер, Андреас
  • Шляйф, Ханс
  • Шмидт, Фридрих фон
  • Шмитц, Бруно
  • Шпеер, Альберт
  • Шпеер, Альберт Фридрих
  • Штейнбах, Эрвин фон
  • Штенгель, Фридрих Иоахим
  • Штюлер, Фридрих Август
  • Шулан, Людвиг Теодор
  • Шульц, Иоганн Карл
  • Шульце-Наумбург, Пауль
  • Шумахер, Иоганн Якоб
  • Шумахер, Патрик
  • Шумахер, Фриц

Архитектура Германии — WiKi

Aрхитектура Германии имеет долгую, богатую и разнообразную историю. Здесь имеются образцы архитектуры Каролингов, романского, готического стилей, архитектуры Ренессанса, барокко, классической и современной (модернизм) архитектуры.

Многовековая раздробленность Германии на княжества и царства привела к большому разнообразию направлений в архитектуре и благоприятствовала развитию национальной архитектуры. Строительство немецких городов проводилось в разнородных и разнообразных архитектурных стилях. Многие из архитектурных памятников были утрачены в годы Второй Мировой Войны. Послевоенная застройка проводилась в стиле модерн.

Древняя архитектура

От Римской империи когда-то занимавшей большую часть сегодняшней Федеративной Республики Германии в стране остались сторожевые башни Лимес Романус, когда то стоявшие на границе Древнего Рима и отмечающие границы Римской империи. Помимо военных структур, таких как форты и военные городки, построенные римлянами и другие приграничные укрепления, от Римской империи здесь остались курорты, мосты и амфитеатры.

В 15 году до н. э. римский император Октавианом Августом основал на берегу реки Мозель город Трир, являющийся ныне старейшим городом Германии. В городе Трир сохранились древние городские ворота. От тех времен сохранились также термальные источники, Римский мост и базилика Константина (реконструкция).

С уходом римлян, их достижения в архитектуре, такие как водоснабжение, отопление, окна, стекла в Германии исчезли.

Дороманский период

Романский период

Романский период (с 10 по начало 13 века) в немецкой архитектуре характеризуется полукруглыми арками, небольшими парными окнами, и крутыми сводами домов. Самым значительным сооружением этого периода в Германии является Шпайерский собор. Он строился в несколько этапов с 1030 года, а в 11 веке был самым большим зданием в христианском мире и архитектурным символом власти династии Салиан, династии четырёх немецких монархов (1024—1125).

Соборы Вормса и Майнца стали образцом романского стиля. В это время в Германии было основано много монастырей, особенно в Саксонии-Анхальт. Особое значение имеют церковь Святого Серватия в Кведлинбурге, Любекский Собор, Брауншвейгский Собор, Трирский собор и Бамбергский Собор, чей этап строительства попадал уже в готический период.

Аббатство Маульбронн является примером Цистерцианской архитектуры. Оно было построено между 12-м и 15-м веками, и включает в себя готические элементы. В 11 веке в Германии начали строительство многочисленных крепостей, в это время был построен знаменитый замок Вартбург, перестроенный позже в готическом стиле.

Готический стиль

Готическая архитектура процветала в период высокого и позднего средневековья. Она эволюционировала от романской архитектуры. Первые готические здания в Германии были построены в 1230 годы, например, церковь Девы Марии (по-немецки Церковь нашей Леди) ок. 1233—1283 годов — Трир, который является одним из наиболее важных ранних готических соборов в Германии и построен в архитектурных традициях французской Готики.

Фрайбургский собор был построен в три этапа, первый в 1120 годах — строили герцоги Церинген, второй, начался в 1210 году, а третий — в 1230 году. Его 116-метровая башня, как неоднократно утверждал Якоб Буркхардт, является самой красивой в христианской архитектуре. Башня почти квадратная в основании, в центре — в форме звезды. Наверху — конический шпиль. Это единственная готическая башня в Германии, которая была построена в Средние века (1330), и пережила бомбардировки 1944 года, которые разрушили все дома в западном и северном районах Франкфурта.

  На рынке в Дорнштеттене, справа — средневековая церковь Св. Мартина

Кельнский Собор — крупнейший готический собор в мире. Строительство его началось в 1248 году и велось с перерывами до 1880 года, в течение более 600 лет. Высота собора 144.5 м, ширина — 86.5 м собор имеет две башени высотой 157 метров.[1][2]

Кирпичная Готика (нем. Backsteingotik) — специфический стиль готической архитектуры, распространенный в Северной Европе, особенно в Северной Германии и прибалтийских регионах, не имеющих природных каменных ресурсов. Для строительства использовали только кирпичи. Ратуша Штральзунд и церковь Св. Николая являются примерами этого стиля. Такие города, как Любек, Росток, Висмар, Штральзунд, Грайфсвальд и города на территории современной Северной и Западной Польши были построены в этом стиле. Образцом северогерманских церквей является храм Святой Марии в Любеке, построенный между 1200 и 1350 годами.

Строительство готических храмов в Германии сопровождалось строительством дома гильдий и строительством ратуш. Примером является готическая Ратуша (13 век) в Штральзунде, ратуша Бремена (1410) и мэрия города Мюнстер (1350).

Жилища этого периода можно увидеть в Госларе и Кведлинбурге.

Ренессанс

  Вольфенбюттель в Шлосс.

Архитектура эпохи Возрождения относится к периоду начала 15-го и начала 17 веков. Самым ранним образцом Ренессансной архитектуры в Германии является часовня Фуггеров в церкви Святой Анны в Аугсбурге. Банкир Якоб Фуггер выстроил её в качестве усыпальницы для своей семьи.

В то время Германия была раздроблена на множество княжеств, которые вели вооруженные конфликты. В некоторых княжествах, таких как Торгау и Ашаффенбурга и Ландсхуте, зарождалась ренессансная архитектура. Примером является внутренний двор замка Траусниц и Landshut Residence в центре города, построенные мастерами итальянского Возрождения.

Храм Святого Михаила в Мюнхене (начало 1581 года) является важным строением эпохи Возрождения. Тогда же были построены Гейдельбергский замок с характерными для Ренессанса фасадами, здание Аугсбургской мэрии, построенное в 1614—1620 годах Аугсбургским архитектором Элиасом Холльлем.

В районе Везер Германии находятся многочисленные замки и усадьбы в стиле Везерского Ренессанса. Примерами работ в стиле Реннесанса являются также замки городов Лемго и Хамельн, замок Вольфенбюттель из Гуэлфов и евангелическая церковь Мария Beatae Virginis.

В Тюрингии и Саксонии было построено в стиле Ренессанс множество церквей и дворцов, например, замок Уильям, замок в Шмалькальдене, церковь Св. Екатерины, замок Гота, ратуша в Лейпциге, Фрайбергский Собор, замки в Дрездене и в Герлице. В Северной Германии построен Гюстровский замок и богатая интерьерами церковь Св. Николая.

Барокко

Барокко в архитектуре начатое в начале 17 века в Италии выражала торжество абсолютистского государства и церкви. Барокко было напрямую связано с Контрреформацией, движением по реформированию в католической церкви в ответ на Протестантскую реформацию.

Стиль барокко распространился в Германии после Тридцатилетней войны. Здания в этом стиле строились по французскому образцу, подражая зданиям Людовика XIV в Версале. Примером построенных в Германии зданий является дворцово-парковый комплекс из четырёх зданий Цвингер в Дрездене, построенный Маттеусом Пёппельманом с 1709 по 1728 год, изначально для проведения придворных праздников.

  Цвингер с высоты птичьего полета. На заднем плане река Эльба и опера Земпера, на переднем драматический театр.

Взаимодействие архитектуры, скульптуры и живописи является одним из важнейших элементов архитектуры барокко. Важным примером является Вюрцбургская резиденция императора, строительство которой началось под руководством Иоганна Бальтазара Неймана в 1720 году. Фрески на лестнице выполнил художник Джованни Баттиста Тьеполо с 1751 по 1753 год.

Другими известные дворцами в стиле барокко является Новый дворец в Потсдаме, замок Шарлоттенбург в Берлине, замок Вайсенштайн в Поммерсфельдене и дворец Аугустусбург в Брюле, чей интерьер частично оформлен в стиле рококо.

В стиле Рококо, позднем этапе барокко, украшения стали более обильными с яркими тонами. Примером является дворец Сан-Суси, построенный в 1745—1747 годах, который был летним дворцом Фридриха Великого, короля Пруссии, в Потсдаме, близ Берлина.

Известны также Барочная церковь бенедиктинского аббатства Оттобойрен, монастырь Вельтенбургя, аббатство Этталь и церковь Святого Яна, под названием Церковь Асам в Мюнхене. Другими примерами Барочной церковной архитектуры является базилика Vierzehnheiligen в верхней Франконии и восстановленная Фрауэнкирхе в Дрездене, созданная архитектором Георгом Бэром в 1722—1743 годах.

Классицизм

  Дворец Верлиц

Классицизм распространился в Германии во второй половине 18 века. Он черпал вдохновение от архитектуры древности, как реакция на стиль барокко в архитектуре и ландшафтном дизайне.

Парковое королевство Дессау-Вёрлиц — один из первых и крупнейших английских парков в Германии был создан в конце 18 века при регентстве герцога Леопольда III Ангальт-Дессау (1740—1817), после возвращения из Гранд-Тура по Италии, Нидерландам, Англии, Франции и Швейцарии с его другом архитектором Фридрихом Вильгельмом фон Эрдмансдорфом.

Бранденбургские ворота, созданные по заказу короля Фридриха Вильгельма II прусского в знак мира, оформленные Карлом Готтхардом Лангхансом в 1791 году, являются одним из самых известных памятников классицизма в Германии. Бранденбургские ворота были восстановлены в 2000—2002 году немецким фондом Denkmalschutz (Берлинcкий Фонд охраны природы).[3] В настоящее время они считаются одними из самых знаменитых европейских достопримечательностей.

Самым значительным архитектором этого стиля в Германии был Карл Фридрих Шинкель. Шинкель избегал стиль, который был связан с недавними французскими оккупантами. Его наиболее известные здания находятся в Берлине. Это Нойе-Вахе (1816—1818), Берлинский драматический театр (1819—1821) на площади Жандарменмаркт, который заменил предыдущий театр, разрушенный в результате пожара в 1817 году и Старый музей на Музейном острове (1823—1830).

  Здания 17-го века в Германии

Другой видный представитель греческого стиля, Лео фон Кленце (1784—1864), был придворным архитектором баварского короля Людвига I. Страсть Людвига к эллинизму вдохновляла фон Кленце, который построил много зданий в неоклассическом стиле в Мюнхене, включая Ruhmeshalle и Английский сад. На Кенигсплаце он создал свой самый известный современный Эллинистический архитектурный ансамбль. Возле Регенсбурга он построил храм Валхалла, названный в честь Валгалле, обители богов в скандинавской мифологии.

Ещё одним важным зданием этого периода является замок Вильгельма в Касселе (начало 1786).

Историзм

  Здание Оперы в Дрездене

Историзм (historismus), иногда известный как эклектика, это художественный и архитектурный стиль, который черпает вдохновение из исторических стилей. После Нео-классицизма новый исторический стиль возник в середине 19 века, отмечая возврат к более раннему классицизму в архитектуре и в живописи.

Важным архитектором этого периода был Готфрид Земпер, который построил галерею (1855) в Цвингере и здание Опера Земпера (1878) в Дрездене. В зданиях Земпера отмечены элементы стилей Возрождения, стиля барокко и даже колонны Коринфского стиля, типичные для классической Греции.[4][5]

Существуют региональные варианты исторического стиля в Германии. Примерами является курортная архитектура (особенно в МВ на немецком Балтийском побережье), Ганноверская школа архитектуры и Нюрнбергский стиль.

Пристрастие к средневековым зданиям нашло отражение в замке Нойшванштайн, который Людвиг II построил в 1869 году. Замок Нойшванштайн был спроектирован архитектором Кристианом Янке, театральным декоратором, то, возможно, объясняет фантастический характер получившегося здания. Архитектурный вариант, жизненно важный для такого здания в горной местности, был представлен сначала Мюнхенским придворным архитектором Эдуаром Риделем, а позднее Георгом фон Долманом, зятем Лео фон Кленце.

Известны также Ульмский собор и здание Рейхстага (1894) архитектора Пауля Валлота.

Арт-Нуво (Югендстиль)

Немецкий Модерн известен в Германии под его немецком названием Югендстиля. Это название взято от художественного журнала, Die Jugend, который публиковался в Мюнхене и поддерживал новое художественное движение. Два других журнала, Симплициссимус (Simplicissimus), издаваемый в Мюнхене, и Пан (Pan), издаваемый в Берлине, поддерживали сторонников Модерна. Здесь было два главных центра стиля Югендстиль — в Мюнхене и Дармштадте.

Заимствуя элементы традиционной немецкой гравюры, стиль использует резкие края — элемент, который значительно отличался от плавных линий в стиле модерн. Генри Ван де Вельде, работавший большую часть своей карьеры в Германии, был бельгийским теоретиком, который повлиял на многие работы в этом стиле, в том числе на работы Петера Беренса, Германа Обриста и Ричарда Riemerschmid, дизайнера Августа Энделя и др.[6]

Современность

Отличительным характером современной архитектуры является отсутствие орнамента на зданиях. Стиль в архитектуре следует лозунгам: орнамент-это преступление, форма следует за функцией и дома — это «машины для жилья». Эти лозунги были приняты многими влиятельными архитекторами. Модернизм стал доминирующим архитектурным стилем в строительстве зданий на протяжении трех десятилетий.

Первоначальный импульс для модернистской архитектуры в Германии был дан необходимостью промышленного строительства, например, машзала в Берлине, архитектора Петера Беренса (1908—1909), обувной фабрики, архитектора Вальтера Гропиуса в Альфельде-на-Лейне (1911—1914). В этот период (1915) началось строительство первого небоскреба в городе Йене.

  Сады дружбы и Башня Эйнштейна в Потсдаме, Германия

Известны Башня Эйнштейна, являющейся астрофизической обсерватории в парке науки Альберта Эйнштейна в Потсдаме, Германия, которую спроектировал архитектор Эрих Мендельсон.

Во времена инфляции и экономических трудностей в Высшей школе строительства и художественного конструирования Баухауз искали возможности строительства зданий с экономичным, функциональным и современным дизайном. Такими зданиями стали дома, построенные в Веймаре в 1923 году. Это Haus АМ Рог архитекторов Георга Мухе и Адольфа Мейера.

Когда нацисты пришли к власти в 1932 году Высшую школу Баухауз закрыли. После этого многие представители школы разъехались по миру, многие осели в Соединенных Штатах. В 1927 году одним из первых и наиболее определяющих проявлений интернационального стиля было здание Вайссенхоф в Штутгарте.

  Район Шарун, Вайссенхоф

Построен ряд жилых комплексов, ставших важными зданиями модернистского периода. Они включают в себя Берлинские кварталы эпохи модернизма построенные в Берлине в 1930 году архитектором Бруно Таут и Мартином Вагнером во время Веймарской Республики, Шахта Цольферайн в Эссене, построенная с 1927 по 1932 год архитекторами Фрицем Шуппом и Мартином Kremmer.

Архитектура Третьего рейха (1933—1945) во главе с главным архитектором Альберт Шпеер занималась пропагандой политики рейха. Наиболее известным строением Альберта Шпеера стал комплекс зданий нацистской партии в Нюрнберге, построенный в 1938 году, к съезду национал-социалистической партии. Площадь сооружения была более 11 кв.км. Фрагменты этого строения сохранились по сегодняшний день.

Фашистский стиль архитектуры схож с древнеримским стилем в том, что строились большие и симметричные здания с острыми без закругления краями. Здания и стадионы были большого размера, сложены из известняка и других прочных камней для того, чтобы утвердить полноту фашистской эпохи. Здания строились практически без декора и с минимумом дизайна. Гитлер и Муссолини использовали фашистскую архитектуру как ещё один источник пропаганды, чтобы продемонстрировать миру силу режима. Примером архитектуры национал-социалистов стал олимпийский стадион в Берлине для проведения олимпийских игр 1936 года.

Гитлер вынашивал планы реконструкции столицы и превращения его во «Всемирную столицу Германии». Здесь началось возведение самого большого здания в мире -«Grosse Halle» (Великий зал), которое должно было иметь высоту 290 м и диаметр 230 м. Однако перед началом Второй мировой войны строительство было приостановлено[7].

Фашистская архитектура пришла в упадок с поражением Германии во Второй Мировой войне и упадком идеологии фашизма. В результате, постфашистских эпоха не дала почти никаких новых построек в этом стиле.

Послевоенная архитектура

В ходе стратегических бомбардировок союзников Второй Мировой Войны, исторические центры большинства городов Германии понесли тяжелые потери вплоть до почти полного уничтожения. После войны часть памятников архитектуры была восстановлена или реконструирована, часто в упрощенном виде.

В 1980-х годах в Западной Германии распространился архитектурный стиль Постмодернизм. В этом стиле построен Немецкий музей архитектуры (1984 г.) в городе Франкфурт-на-Майне, здесь же архитектор Хан Холлай построил музей современного искусства (1991 г.).

В 21 веке во многих городах Германии возобновлись работы по реконструкции зданий. Примеры этого можно найти на площади Ноймаркте в Дрездене (в том числе знаменитая Фрауэнкирхе), в реконструкции Старого города Франкфурта (дом-Ремер), городского дворца в Берлине и старого рынка, дворца в Потсдаме и др.

Развивается Неоэкспрессионизм. В этом стиле возводятся скульптурные и футуристические сооружения. Примером является пристройка к Еврейскому музею в Берлине, архитектор Даниэля Либескинда и «Медийная гавань» в Дюссельдорфе, архитектор Франк-О-Гери. Интерес представляет купол Рейхстага в Берлине, архитектор Норман Фостера и здание Коммерцбанка во Франкфурте-на-Майне.

Новым направлением в архитектуре являются «Экологические строения». Используя новые технологии и материалы, разрабатываются проекты «умных» и «солнечных домов» «солнечной архитектуры» c использованием автоматики и компьютерной техники.

См. также

Примечания

Литература

Общие сведения
  • Mathias Wallner und Heike Werner: Architektur und Geschichte in Deutschland. Verlag Werner, München 2006, ISBN 3-9809471-1-4.
  • Всеобщая история искусств. В шести томах. Том 2. Искусство средних веков. Книга 1. [Djv-ZIP] Под общей редакцией Б. В. Веймарна и Ю. Д. Колпинского. М. Государственное издательство «Искусство», 1960.
Античность
  • Charles Marie Ternes: Römisches Deutschland. Aspekte seiner Geschichte und Kultur. Reclam, Stuttgart 1986, ISBN 3-15-010341-X.
Неороманский стиль
  • Michael Imhof (Kunsthistoriker), Christoph Winterer: Karl der Große. Leben und Wirkung, Kunst und Architektur. Edition Winterer, Petersberg 2005, ISBN 978-3-932526-61-9.
Романский стиль
  • Dethard von Winterfeld: Die Kaiserdome Speyerer Dom, Mainzer Dom, Wormser Dom und ihr romanisches Umfeld. Echter Verlag, Würzburg 1993, ISBN 3-429-01489-1.
Готика
  • Gottfried Kiesow: Wege zur Backsteingotik. Deutsche Stiftung Denkmalschutz, Bonn 2003, ISBN 3-936942-34-X.
Реннесанс
  • Hans-Joachim Kadatz: Deutsche Renaissancebaukunst. Von der frühbürgerlichen Revolution bis zum Ausgang des Dreißigjährigen Krieges. Verlag für Bauwesen, Berlin 1983 (zugl. Dissertation Humboldt-Universität Berlin 1986).
  • Wilfried Koch:Baustilkunde. Europäische Baukunst von der Antike bis zur Gegenwart. Orbis-Verlag, München 1988, ISBN 3-572-05927-5, S. 216 (Renaissance, Manierismus Deutschland).
  • Энциклопедия «Всеобщая история архитектуры. Том V. Архитектура Западной Европы XV—XVI веков. Эпоха Возрождения». Редактор: В. Ф. Маркузон. Автор: К. Юнгханс. Москва, Стройиздат, 1967.
Барокко
  • Stephan Hoppe: Was ist Barock. Architektur und Städtebau Europas 1580—1770. 2. Aufl. Primus-Verlag, Darmstadt 2010, ISBN 978-3-89678-694-4.
  • Hermann Bauer (Kunsthistoriker), Anna Bauer: Johann Baptist Zimmermann und Dominikus Zimmermann. Entstehung und Vollendung des bayerischen Rokoko. Pustet, Regensburg 1985, ISBN 3-7917-0918-6.
Классицизм
  • Frank-Andreas Bechtoldt und Thomas Weiss (Hrsg.): Weltbild Wörlitz. Entwurf einer Kulturlandschaft. Hatje, Ostfildern-Ruit 1996, ISBN 3-7757-0603-8 (Katalog der gleichnamigen Ausstellung der Staatlichen Schlösser und Gärten Wörlitz, 21. März bis 2. Juni 1996).
Историзм
  • Valentin W. Hammerschmidt: Anspruch und Ausdruck der Architektur des späten Historismus in Deutschland (1860—1914). Lang, Frankfurt/M. 1985, ISBN 3-8204-8351-9 (zugl. Dissertation, Universität Stuttgart 1984).
Югенстиль
  • Stefanie Lieb: Was ist Jugendstil? Eine Analyse der Jugendstilarchitektur 1890—1910. 2. Aufl. Primus Verlag, Darmstadt 2002, ISBN 978-3-89678-693-7.
Модерн
  • Wolfgang Pehnt: Die Architektur des Expressionismus. Hatje, Ostfildern-Ruit 1998, ISBN 3-7757-0668-2.
  • Romana Schneider und Vittorio Magnago Lampugnani (Hrsg.): Moderne Architektur in Deutschland 1900 bis 1950. Expressionismus und Neue Sachlichkeit. Hatje, Ostfildern-Ruit 1994, ISBN 3-7757-0452-3.
  • Romana Schneider und Vittorio Magnago Lampugnani(Hrsg.): Moderne Architektur in Deutschland 1900 bis 1950. Reform und Tradition. Ostfildern-Ruit 1992. ISBN 3-7757-0363-2.
  • Romana Schneider, Winfried Nerdinger und Wilfried Wang (Hrsg.): Architektur im 20. Jahrhundert. Deutschland. Prestel, München 2000, ISBN 3-7913-2293-1 (Katalog der gleichnamigen Ausstellung, Deutsches Architekturmuseum, Frankfurt/M. 25. März bis 25. Juni 2000).
  • Winfried Nerdinger und Cornelius Tafel: Architekturführer Deutschland. 20. Jahrhundert. Birkhäuser, Basel 1996, ISBN 3-7643-5315-5.
  • Andreas Butter, Ulrich Hartung (Hrsg.): Ostmoderne. Architektur in Berlin 1945—1965. JOVIS Verlag, Berlin 2004, ISBN 978-3-936314-41-0 (Katalog der gleichnamigen Ausstellung, Deutscher Werkbund Berlin e. V.).
Архитектура в период национал-социализма
  • Romana Schneider und Wilfried Wang (Hrsg.): Moderne Architektur in Deutschland 1900 bis 2000. Macht und Monument. Hatje, Ostfildern-Ruit 1997, ISBN 3-7757-0713-1, S. 101—161 (Katalog der gleichnamigen Ausstellung, Deutsches Architekturmuseum, Frankfurt/M. 24. Januar bis 5. April 1998).
  • Winfried Nerdinger (Hrsg.): Architektur, Macht, Erinnerung. Stellungnahmen 1984—2004. Prestel, München 2004, ISBN 3-7913-3227-9
Архитектура в ГДР
  • Romana Schneider und Wilfried Wang (Hrsg.): Moderne Architektur in Deutschland 1900 bis 2000. Macht und Monument. Hatje, Ostfildern-Ruit 1997, ISBN 3-7757-0713-1, S. 163—231 (Katalog der gleichnamigen Ausstellung, Deutsches Architektur, useum Frankfurt/M. 24. Januar bis 5. April 1998).
  • Klaus von Beyme u. a. (Hrsg.): Neue Städte aus Ruinen. Deutscher Städtebau der Nachkriegszeit. Prestel, München 1992, ISBN 3-7913-1164-6.
  • Werner Durth, Jörn Düwel, Niels Gutschow: Architektur und Städtebau der DDR. Die frühen Jahre. JOVIS Verlag, Berlin 2007, ISBN 978-3-939633-29-7.
Архитектура в ФРГ
  • Winfried Nerdinger u. a. (Hrsg.): Neue Städte aus Ruinen. Deutscher Städtebau der Nachkriegszeit. Prestel, München 1992, ISBN 3-7913-1164-6.
  • Winfried Nerdinger und Ines Florschütz (Hrsg.): Architektur der Wunderkinder. Aufbruch und Verdrängung in Bayern 1945—1960. Pustet, Salzburg 2005, ISBN 978-3-7025-0505-9.
  • Wolfgang Jean Stock und Ingeborg Flagge (Hrsg.): Architektur und Demokratie. Bauen für die Politik von der Amerikanische Revolution bis zur Gegenwart. Hatje, Stuttgart 1992, ISBN 3-7757-0402-7.
Постмодерн
  • Heinrich Klotz (Hrsg.): Die Revision der Moderne. Postmoderne Architektur. 1960—1980. Prestel, München 1984, ISBN 3-7913-0664-2 (Katalog der gleichnamigen Ausstellung, Deutsches Architekturmuseum, Frankfurt/M. 1. Juni bis 10. Oktober 1984).
  • Ingeborg Flagge und Romana Schneider (Hrsg.): Die Revision der Postmoderne. Post-Modernism Revisited. Hamburg 2004. ISBN 3-88506-558-4
Конструктивизм
  • Ingeborg Flagge und Romana Schneider (Hrsg.): Die Revision der Postmoderne. Post-Modernism Revisited. Junius-Verlag, Hamburg 2004, ISBN 3-88506-558-4.
Современная архитектура
  • Gert Kähler: Baukultur in Deutschland. Bundesamt für Bauwesen und Raumordnung, Bonn 2002 (2 Bde.).
  • Statusbericht Langfassung, Bestandsaufnahme, Tendenzen, Empfehlungen. 2002, ISBN 3-87994-061-4.
  • Prozeßkommunikation, Umfragen, Interviews. 2002, ISBN 3-87994-062-2.

Ссылки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *