Образ в архитектуре: 4. Красота. Архитектурный образ. Образно-композиционные средства. Стиль в архитектуре – ОБРАЗ АРХИТЕКТУРНЫЙ — это… Что такое ОБРАЗ АРХИТЕКТУРНЫЙ?

ОБРАЗ АРХИТЕКТУРНЫЙ - это... Что такое ОБРАЗ АРХИТЕКТУРНЫЙ?


ОБРАЗ АРХИТЕКТУРНЫЙ
обобщённое художественное выражение функционального назначения и идейного содержания архитектурного произведения в его общем облике

(Болгарский язык; Български) — архитектурен образ

(Чешский язык; Čeština) — architektonický výraz

(Немецкий язык; Deutsch) — architektonische Gestalt

(Венгерский язык; Magyar) — építészeti megjelenés

(Монгольский язык) — архитектурын дүр

(Польский язык; Polska) — obraz architektoniczny

(Румынский язык; Român) — imagine arhitecturală

(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — arhitektonski izgled

(Испанский язык; Español) — fisionomía arquitectónica

(Английский язык; English) — architectural image

(Французский язык; Français) — image architecturale

Источник: Терминологический словарь по строительству на 12 языках

Строительный словарь.

  • ОБРАБОТКА ТЕПЛО-ВЛАЖНОСТНАЯ
  • ОБРАЗЕЦ ГРУНТА

Смотреть что такое "ОБРАЗ АРХИТЕКТУРНЫЙ" в других словарях:

  • образ архитектурный — Обобщённое художественное выражение функционального назначения и идейного содержания архитектурного произведения в его общем облике [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики архитектура, основные… …   Справочник технического переводчика

  • образ — [облик] сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? образа, чему? образу, (вижу) что? образ, чем? образом, о чём? об образе; мн. что? образы, (нет) чего? образов, чему? образам, (вижу) что? образы, чем? образами, о чём? об образах 1.… …   Толковый словарь Дмитриева

  • ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — см. Художественный образ. Философская Энциклопедия. В 5 х т. М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960 1970. ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ …   Философская энциклопедия

  • Архитектурный ансамбль — Ансамбль Исаакиевской площади (Санкт Петербург) …   Википедия

  • Покровский собор - архитектурный образ Нового Иерусалима — Уникальный Покровский собор стал воинским храмом и в то же время сложнейшим символическим воплощением московской национальной идеи Третьего Рима, представляя собой архитектурный образ библейского Нового Иерусалима Царствия Божия, описанного в… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Адмиралтейство (Санкт-Петербург) — Архитектурный памятник Адмиралтейство Кораблик на шпиле Адмиралтейства один из символов Санкт Петербурга Стран …   Википедия

  • Эскориал — Архитектурный ансамбль Эскориала* Monastery and Site of the Escorial, Madrid** Всемирное наследие ЮНЕСКО …   Википедия

  • Доходный дом К. К. Шмидта — Архитектурный памятник Доходный дом К. К. Шмидта …   Википедия

  • ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ IV — Изобразительное искусство является важнейшей по значению в христ. культуре и наиболее обширной по количеству сохранившихся памятников частью художественного наследия В. и. Хронология развития визант. искусства не вполне совпадает с хронологией… …   Православная энциклопедия

  • СССР. Литература и искусство —         Литература          Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… …   Большая советская энциклопедия


Функция, форма, образ в архитектуре. Иконников А.В. 1986 | Библиотека: книги по архитектуре и строительству

Книга посвящена идейно-художественным проблемам архитектуры, их значению в комплексе задач общего повышения качества и социальной эффективности строительства. Выразительность и художественная образность показана в связи с назначением сооружений и средствами их осуществления и вместе с тем как часть социальных и идейно-воспитательных функций зодчества. Анализируются используемые современной архитектурой средства композиции и их связь с решением идеологических задач. Особое внимание уделено экспериментам зарубежного постмодернизма и поискам, развернувшимся в советской архитектуре 70—80-х годов. Для архитекторов и искусствоведов.

Андрей Владимирович Иконников

— доктор архитектуры, профессор. В 1960 г. закончил архитектурный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, затем совмещал преподавание в этом институте с творческой работой в проектных организациях Ленинграда. В 1966 г. защитил докторскую диссертацию «Основные эстетические проблемы города». С 1966 г. живет и работает в Москве, занимаясь проблемами теории и истории архитектуры и дизайна. В 1979 г. удостоен звания лауреата Государственной премии СССР за участие в работе над 12-томным изданием «Всеобщей истории архитектуры». Автор ряда книг, среди которых «Эстетические проблемы массового жилищного строительства» (Стройиздат, 1966), «Основы архитектурной композиции» (Искусство, 1971), «Современная архитектура Швеции» (Стройиздат, 1978), «Каменная летопись Москвы» (Московский рабочий, 1978), «Архитектура США» (Искусство, 1979), «Зарубежная архитектура: от «новой архитектуры» до постмодернизма» (Стройиздат, 1982).

Функция и форма
Архитектурная форма и техника
Образ и форма
Произведение архитектуры (средства композиции и их развитие в современной архитектуре)
Архитектура в художественной культуре Запада 70-х годов (постмодернизм)

Развитие средств выразительности в советской архитектуре 70-х - начала 80-х годов

Введение

Зодчество с глубокой древности выступает как необходимая часть человеческой культуры. В своем содержании оно воспроизводит многогранность, сложность ее системы, соединяя процессы созидательной, творческой деятельности, направленной на освоение мира, и результаты, в которых эта деятельность опредмечивается. Поэтому неполны определения архитектуры, ограниченные характеристикой ее деятельностной стороны, подобно данному еще Альберти — «искусство строить». Понятие «архитектура» даже в обыденном словоупотреблении распространяется и на исторически сложившуюся совокупность результатов применения этого искусства. Так, говоря об архитектуре Москвы, мы имеем в виду и деятельность ее зодчих, и результат этой деятельности — фонд архитектурных объектов, накопленный городом. И в этом выявляется не особенность русского языка, а широта содержания самого понятия (подобным образом его отразили и другие языки).

В нашей философской литературе сформулирована мысль, что процесс развертывания человеческих сил и способностей, воплощающихся во всем разнообразии создаваемой людьми предметной действительности, составляет содержание культуры, а достигнутый ею уровень характеризует эпохи, общества, народности и нации. То и другое с большой наглядностью выражает архитектура — и в процессе развития, и в его результатах. Архитектурное наследие, накопленное городами, стало одной из форм опредмеченной коллективной памяти человечества, средством закрепления определенных типов поведения и деятельности, которые у человека в отличие от животных не программируются генетически. Благодаря этому архитектура не только постоянно расширяет фонд ценностей, которыми располагает общество, но и служит воспроизводству самого общества как социального организма, существующего в историческом времени.

В системе культуры архитектура вместе с дизайном занимает место на стыке материальной и духовной культуры или на стыке материальной, духовной и художественной культуры, если структурно выделить последнюю, как это делают некоторые наши философы. Архитектура входит в каждую из этих сфер — она удовлетворяет как материальные, так и духовные потребности общества и человека; в то же время как деятельность она обладает интегрирующим, синтетическим характером, который специфичен для художественной деятельности и художественной культуры.

Главный признак произведения архитектуры — пространство, целесообразно организованное для определенной социально значимой цели, вмещающее человека и воспринимаемое им зрительно. При этом речь идет не только о пространстве, со всех сторон ограниченном, как в интерьере здания, но и о пространстве внешнем, организованном объемами зданий и сооружений, благоустройством земной поверхности и зелеными насаждениями. Таким образом, в понятие «архитектура» вместе со зданиями входят комплексы застройки и населенные места в целом. Входят в него и сооружения, не имеющие внутреннего пространства, но служащие для организации внешних пространств (ограды, террасы, набережные, мосты, эстакады, развязки автомагистралей, монументы ит. п.).

Другой существенный признак архитектуры, отделяющий ее от видов строительной деятельности, которыми решаются узко практические задачи (создание подземных коллекторов, перегонных тоннелей метрополитена, временных складских или военно-оборонительных сооружений),— заранее программируемая информация, которая закладывается в ее произведения. Эта информация несет общекультурное, эмоционально-эстетическое и идейно-художественное содержание, важное для практической ориентации людей, для формирования их психологических установок и воспитания личности. Архитектура, таким образом, служит организации жизнедеятельности не только своими материальными структурами, обеспечивающими необходимые условия осуществления процессов, но и той информацией, которую она несет. Ее произведения обладают двоякой ценностью — материально-практической и информационно-эстетической.

Наконец, третий существенный признак архитектуры — ее системность. Формируя определенную часть пространства, произведение архитектуры вместе с тем входит в систему объектов — здание образует элемент комплекса сооружений; комплекс, в свою очередь, является элементом населенного места в целом. При этом архитектурные объекты складываются в структурную основу предметно-пространственной среды — того предметно-пространственного окружения, которое взаимодействует с субъектом и актуализуется его поведением (в качестве субъекта может при этом выступать индивид, некая группа людей, городское сообщество или даже народ и человечество — субъектом определяется тот уровень системной организации, на котором рассматривается среда).

Проблемы среды по сути своей — проблемы человеческие. Человек неотделим от вещественности своего бытия. Взаимодействуя с окружением, он формирует «материальный каркас» своей деятельности, поведения и отношений с другими людьми. Таким образом, планируя предметный мир, человек вместе с ним планирует свою будущую жизнь и, в конечном счете, самого себя. Средовой подход, который стал утверждаться в художественной культуре последних лет, связывает системность, присущую архитектуре и дизайну, с представлением о неразрывности форм поведения и тех материальных структур, которыми они обеспечены, ориентируя на «очеловеченность» окружения как необходимое качество. Произведение архитектуры существует как часть такой очеловеченной системы и в практическом использовании, и в своих информационных качествах (причем важно подчеркнуть — информация, которую оно несет, обретает конкретное содержание только в соотнесении с контекстом, средой).

Разные уровни системной организации среды воплощаются в различных категориях объектов. Уровень элементарный, связанный с обеспечением отдельных процессов, опредмечивается в вещи или в группе вещей — это сфера дизайна. Сложные, составные функции, требующие для своей организации устойчивых пространственных структур, определяют сферу архитектуры. Архитектурное творчество, направленное на образование крупных систем, таких, как город и тем более расселение па территории региона, связывается уже с проблемами принципиально иными, чем возникающие в связи с локальным объектом — зданием или группой зданий. Результатом расширения сферы системных задач формирования среды стало обособление градостроительства — теории и практики организации расселения и населенных мест, хотя граница между градостроительством и архитектурой достаточно условна. С одной стороны, решение проблем архитектуры должно начинаться на градостроительном уровне, с другой — любые градостроительные решения реализуются через уровень, традиционный для архитектуры (здание, комплекс зданий, ансамбль, система ансамблей).

Сегодня мы живем в плотно заселенном, урбанизированном мире. Чем больше разрастаются города, чем плотнее становится их застройка, тем более мощным становится давление массивов искусственной среды на человека и природу. Проблемы экологии как-то вдруг выступили на первый план, обернувшись проблемами выживания человечества. Однако забота о здоровой среде не может быть ограничена одними ее физическими качествами и сведена к предотвращению загрязнений атмосферы и водоемов или нарушения равновесия в природных системах. Взаимосвязь между формами среды и человеческим поведением обязывает задуматься и о проблемах социальных и психологических — об «экологии культуры», но выражению Д. Лихачева. Мы должны защитить культурное наследие прошлого от массированного давления нового, а само новое — от бездумно разрастающейся механистичности, подавляющей отражение человека в его окружении.

Как и вся культура в целом, архитектура, развиваясь вместе с обществом, опирается на многовековые результаты труда человечества, материального и духовного производства прошлых эпох. Обладая на каждом этапе исторической конкретностью, будучи связана с системой общественных отношений, архитектура песет и общечеловеческое содержание, опирающееся на народную основу культуры, ее преемственность. Единство достижений общества в материальном и духовном развитии, характеризующее его культуру, получает в архитектуре прямое и целостное выражение.

В архитектуре опредмечиваются основы мировоззрения общества, его этические принципы и эстетические идеалы. Архитектура всегда относилась к числу важнейших средств утверждения определенной идеологии. Среда, организованная архитектурой, ненавязчиво, но постоянно воздействует на эмоции, сознание и поведение человека. Эстетическое, таким образом, выступает не как некая «надстройка». Создание эстетических ценностей — необходимая часть общественного назначения архитектуры. Противопоставлять утилитарно-практические и эстетические ценности архитектуры неправомерно. Те и другие взаимосвязаны и потребляются в процессе использования архитектурных объектов. Видимость противоречия между ними возникает лишь тогда, когда нарушается соответствие целей и методов архитектурного творчества разносторонним потребностям человека и общества. В подобной ситуации одни стороны назначения зодчества начинают развиваться за счет других. В идеале же единство утилитарно-практического и эстетического определяет место архитектуры в человеческой культуре — на стыке материального и духовного производства, технического и художественного творчества.

Такая позиция стала источником многих трудностей профессии. С одной стороны, ее промежуточность, «срединность» рождает искушения «архитектуроцентризма», иллюзию, что, опираясь на внутренние закономерности архитектуры, можно с этой центральной позиции предписать самой жизни некие идеальные схемы, повлиять на социальное развитие, соответствующим образом формируя пространственный костяк среды. Утопии подобного рода почти столетие питали так называемое новое движение в западноевропейской архитектуре, приведя его, в конечном счете, к тяжелейшему кризису. С другой стороны, промежуточная позиция архитектуры делает ее объектом разнородных внешних влиянии, подчас ведущих к ее внутренним деформациям. Она рождает и множество трудностей для архитектора, постоянно имеющего дело с разнородной информацией и обязанного объединять в своем творческом методе различные типы профессионального сознания и деятельности. Однако лишь реализуя синтетичность и интегративный характер роли, определяемой этой «неудобной» позицией, архитектор может решать задачи, которые ставит перед ним общество.

Конкретная постановка этих задач исторически изменчива; внутренняя структура зодчества под воздействием внешних связей и отношений, формируемых обществом, тоже меняется. Эти внутренние сдвиги, выражающиеся в творческих методах и организации деятельности, отвечают специфическим закономерностям самого зодчества. Однако в конечном счете их динамика подчинена развитию социальных процессов, определяющему цели и задачи профессиональной деятельности. Содержание архитектуры социально; оно реализуется как в практическом функционировании объекта, так и в его эстетической и идейно-художественной ценности. Неразрывность этой взаимосвязи определяет специфику архитектуры как вида созидательной деятельности и как искусства, силу ее воздействия на сознание.

Если от развернутой характеристики архитектуры вернуться к краткому определению, его можно сформулировать так: архитектура — развивающаяся система сооружений, формирующая предметно-пространственную среду жизнедеятельности общества, а также искусство создавать эти сооружения в соответствии с потребностями общества и по законам красоты.

До мощного развертывания производительных сил в процессе промышленной революции методы решения задач архитектуры основывались на интегративных тенденциях, заложенных в основу профессии. Практическим инструментом интеграции служила традиция, которой закреплялся опыт многих поколений зодчих. При этом результаты длительного отбора оптимальных решений утилитарно-практических проблем — конструктивно-технических и функциональных — соединялись с опытом стилеобразования, поиска устойчивых приемов эстетической упорядоченности и знакового выражения определенных смыслов.

Все вместе облекалось в канон, где на первый план выступало эстетическое как обобщающая, интегрирующая ценность (древнейший известный нам архитектурный канон описан в трактате Витрувия, где опыт целесообразного формирования стоечно-балочной конструкции облечен в правила пропорционирования архитектурных ордеров). Как бы естественная постепенность развития традиционных систем, опирающихся на каноны формообразования, была нарушена массированным натиском нового, привносимого во все сферы жизни развитием промышленной цивилизации. Следствием стремительно нараставших изменений стал и разрыв традиций, пресечение их преемственности. Разделение труда и углубление специализации изменили и сферу ответственности профессии архитектора — вместе с отделением в особые профессии инженеров-конструкторов и производителей работ многие традиционные для нее проблемы превратились во внешние факторы.

В системе культуры буржуазного общества ремесленная традиция уже не могла быть опорой деятельности. Стало необходимо широкое осмысление ее целей и методов, ее значения для общества — сложившиеся стереотипы не могли служить решению задач, которые выдвигались социальным и научно-техническим прогрессом. Менялась и форма, в которую выливалась профессиональная мысль. Место трактатов, которыми предписывались некие универсальные каноны, заняли изложения творческих концепций, несущие отпечаток индивидуальности авторов. Их предметом стал уже не свод рецептов, а утверждение принципов профессиональной деятельности, основанное на определенной общественной позиции (сочинения Л. Салливена, Ф.-Л. Райта, О. Вагнера, А. Лооса, Х.-П. Берлаге, А. Ван де Вельде, В. Гропиуса, Б. Таута, Ле Корбюзье и др.). В пестроте вкусов и художественных направлений эстетическое не могло больше играть роли интегрирующего критерия — нужны были иные системы оценки результатов профессиональной деятельности.

Проблемным стержнем архитектурных концепций конца XIX — начала XX в. стало отношение формы и функции произведения архитектуры. Именно через разработку этого отношения внутрипрофессиональные проблемы связывались с осмыслением социальных задач и места зодчества в системе культуры; его понимание определяло творческую позицию и критерии оценки. Конструкция выступала при этом как вторичный фактор, средство осуществления. Содержание, которое вкладывалось в исходные понятия — форма и функция, не было стабильным; его трактовка в большой мере определяла содержание концепций в целом (сегодня это в немалой степени затрудняет восприятие и понимание общей картины развития идей).

Отношения формы и функции разносторонне исследовались в советской теории архитектуры; они занимают важное место к оформленных текстами творческих концепциях ее мастеров — А. Щусева, И. Жолтовского, Ив. Фомина, М. Гинзбурга, братьев Весниных, И. Голосова, И. Леонидова, К. Мельникова, А. Бурова, М. Посохина, А. Полянского. В их теоретических идеях и творчестве эти отношения разрабатывались в связи с общей гуманистической позицией, которую заняло советское зодчество, служащее потребностям народа в целом. Устремленность к реальным средствам решения социальных задач, проходившая через все периоды развития архитектуры Страны Советов, определяла и угол зрения на проблему. Не случайно особое внимание в советской архитектурной мысли уделялось методам осуществления проектных идей. Конструкции и технология строительного производства выступали как активный фактор формирования архитектурных организмов. Большое внимание уделялось и архитектурному образу — представление о нем сыграло немалую роль в определении средств формообразования.

В разные периоды развития советской архитектуры выступали на первый план, получали приоритетное значение различные пути решения стоящих перед ней задач, менялись и акцепты, которые ставились на тех или иных сторонах сложного комплекса общественных потребностей, менялся и язык форм, которыми выражает смысловые значения зодчий. Однако при всех внешних различиях установки на удовлетворение потребностей общества и социальный реализм оставались неизменными, связывая все этапы и направления.

«По мере роста культурного уровня народа,— говорится в новой редакции Программы КПСС,— усиливается влияние искусства на жизнь общества, его морально психологический климат. Это повышает ответственность мастеров культуры за идейную направленность творчества, художественную силу воздействия их произведений».

Проблемы отношений функции и формы, архитектурной формы и техники, проблемы образа и средств его воплощения, которые дает архитектурная форма, не теряют актуальности. В этой работе автор ставил перед собой задачу рассмотреть их в исторической динамике и в том преломлении, которое они получили в процессах развития, характеризующих архитектуру 70—80-х годов. Особо выделена проблема целостности произведения архитектуры, его композиции и тех средств, которыми эта целостность достигается в современной архитектуре. Место архитектуры в системе современной культуры таково, что разговор о ней нельзя замкнуть в рамках внутрипрофессиональных понятий; она рассматривается в связях, которые устанавливаются в среде современных городов и в культурных контекстах, в пространстве и во времени.

Художественный образ в архитектуре

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Художественный образ в архитектуре МХК 8 класс Подготовила учитель ИЗО и МХК Описание слайда:

Художественный образ в архитектуре МХК 8 класс Подготовила учитель ИЗО и МХК Мусынова И.Н.

2 слайд Что же необходимо для создания художественного образа в архитектуре? Творческ Описание слайда:

Что же необходимо для создания художественного образа в архитектуре? Творческое воображение Безграничная фантазия Умение видеть особенное в знакомом и привычном

3 слайд Эро Сааринен. Терминал в аэропорту имени Дж. Кеннеди. Нью- Йорк. 1962г. Описание слайда:

Эро Сааринен. Терминал в аэропорту имени Дж. Кеннеди. Нью- Йорк. 1962г.

4 слайд  Описание слайда: 5 слайд  Описание слайда: 6 слайд Йорн Утзон. Сиднейский оперный театр. Австралия. 1959-1973гг Описание слайда:

Йорн Утзон. Сиднейский оперный театр. Австралия. 1959-1973гг

7 слайд  Описание слайда: 8 слайд Художественный образ в архитектуре определяют и материалы, применяемые для со Описание слайда:

Художественный образ в архитектуре определяют и материалы, применяемые для создания сооружения. Какие чувства у Вас вызывает сооружения из стекла? Из камня? Из дерева?

9 слайд Единство внешней и внутренней формы – так же важнейшее средство создания архи Описание слайда:

Единство внешней и внутренней формы – так же важнейшее средство создания архитектурного образа.

10 слайд Собор Святой Софии. 532-537гг. Современный вид. Стамбул, Турция Описание слайда:

Собор Святой Софии. 532-537гг. Современный вид. Стамбул, Турция

11 слайд  Описание слайда: 12 слайд Л. Лево, Ж. Ардуэн-Мансар, А. Ленотр. Королевский дворец и парк в Версале. Вт Описание слайда:

Л. Лево, Ж. Ардуэн-Мансар, А. Ленотр. Королевский дворец и парк в Версале. Вторая половина 17- начало18 вв. Париж

13 слайд  Описание слайда: 14 слайд Особенность художественного образа в архитектуре во многом определяется его с Описание слайда:

Особенность художественного образа в архитектуре во многом определяется его связью с окружающей природой. Ле Корбюзье заметил, что: «Архитектура распространяет свои волны в окружающем природном ландшафте подобно звучащему колоколу».

15 слайд Запретный город. 17 век. Пекин. Описание слайда:

Запретный город. 17 век. Пекин.

16 слайд Храм Ченна Кесава в Белуре. 17 век. Штат Майсур, Индия. Описание слайда:

Храм Ченна Кесава в Белуре. 17 век. Штат Майсур, Индия.

17 слайд Американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959гг) выдвинул идею «органич Описание слайда:

Американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959гг) выдвинул идею «органической архитектуры» Стиль прерий

18 слайд Френк Ллойд Райт. Дом Уиллитса в Хайленд-Парке. 1902г. Штат Иллинойс, США Описание слайда:

Френк Ллойд Райт. Дом Уиллитса в Хайленд-Парке. 1902г. Штат Иллинойс, США

19 слайд Средства создания архитектурного образа Описание слайда:

Средства создания архитектурного образа

20 слайд Ритм – это закономерное повторение, чередование однородных элементов или форм Описание слайда:

Ритм – это закономерное повторение, чередование однородных элементов или форм, которое обеспечивает целостное и гармоничное восприятие архитектурного произведения, а также придаёт ему динамический характер.

21 слайд Л. Бернини. Ансамбль площади Святого Петра. 1656-1667 гг. Ватикан, Рим А.Н. В Описание слайда:

Л. Бернини. Ансамбль площади Святого Петра. 1656-1667 гг. Ватикан, Рим А.Н. Воронихин. Казанский собор. 1801- 1811 гг. Санкт-Петербург

22 слайд Симметрия – одинаковое расположение равных частей по отношению к оси здания. Описание слайда:

Симметрия – одинаковое расположение равных частей по отношению к оси здания. Противоположность – асимметрия.

23 слайд Тадж-Махал. 1632-1648 гг. Агра, Индия. Сантьяго Калатрава. Аудиторио- де- Тен Описание слайда:

Тадж-Махал. 1632-1648 гг. Агра, Индия. Сантьяго Калатрава. Аудиторио- де- Тенерифе. 2003г. Испания.

24 слайд Пропорции – определённые закономерности соотношения отдельных частей сооружен Описание слайда:

Пропорции – определённые закономерности соотношения отдельных частей сооружения, связывающие их в единое целое. Универсальный «закон красоты» Леонардо да Винчи – принцип золотого сечения.

25 слайд Храм Парфенон в Афинах. Описание слайда:

Храм Парфенон в Афинах.

26 слайд Нюанс – элемент архитектуры, сближающий несходные элементы формы, сглаживающи Описание слайда:

Нюанс – элемент архитектуры, сближающий несходные элементы формы, сглаживающий различия между ними, делающий незаметными, постепенными переходы от одних форм к другим.

27 слайд Купол Пантеона. 2 век. Рим. Описание слайда:

Купол Пантеона. 2 век. Рим.

28 слайд Контраст представляет собой соотношение резко противоположных признаков (высо Описание слайда:

Контраст представляет собой соотношение резко противоположных признаков (высокое и низкое, горизонтальное и вертикальное, тёмное и светлое, тяжёлое и лёгкое. Светотеневая и цветовая моделировка усиливает эмоциональное восприятие произведения.

29 слайд Ф.Б. Растрелли. Большой танцевальный зал Екатерининского дворца. Царское село. Описание слайда:

Ф.Б. Растрелли. Большой танцевальный зал Екатерининского дворца. Царское село.

30 слайд Масштаб – соотнесённость с размерами человека и его восприятием. Витрувий: хр Описание слайда:

Масштаб – соотнесённость с размерами человека и его восприятием. Витрувий: храм « не может иметь правильной композиции, если в нём не будет точно такого членения, как у хорошо сложенного человека».

31 слайд Карнаке.Древний Египет. Описание слайда:

Карнаке.Древний Египет.

32 слайд  Описание слайда:

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-401697

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

"Средства создания архитектурного образа" | Социальная сеть работников образования

Слайд 2

В создании архитектурного образа большую роль играют такие средства художественной выразительности, как ритм, симметрия, пропорции, нюансы и контрасты, светотеневая и цветовая моделировка, масштаб. В основе восприятия любой архитектурной композиции всегда лежит скрытое движение, главным признаком которого является ритм . Лоренцо Бернини . Ансамбль площади Святого Петра.1656-1667гг . Ватикан Рим Простейший ритм-это чередование одинаковых элементов с равными интервалами. Ритм, основанный на регулярности интервалов, является признаком упорядоченности и гармонии; он позволяет избежать монотонности и однообразия в архитектурном облике зданий.

Слайд 3

Так, ритмическая повторяемость колонн собора Святого Петра в Риме или Казанского собора в Санкт-Петербурге создает иллюзию непрерывного движения, придает особый динамизм каждому из этих ансамблей. Площадь перед собором Святого Петра, подобно распростертым крыльям, обрамлена великолепной колоннадой . Гениальность архитектурного решения Лоренцо Бернини состоит в том, что колоннада легко и изящно охватывает площадь, незаметно вовлекая зрителе в свое пространство.

Слайд 4

Продвигаясь вдоль колонн, постоянно меняя ракурсы и точки обзора, зритель получает возможность наблюдать «шаг колонн», подвижность и изменчивость их архитектурных форм.

Слайд 5

Здание Казанского собора, возведенное Воронихиным , стало одним из главных украшений города благодаря колоннаде из 144 колонн, расположенных в четыре ряда. Их мерный и сдержанный ритм по обеим сторонам здания замыкают широкие проезды в виде триумфальных арок. Ритм архитектурному сооружению могут сообщать не только колонны, но и определенное расположение дверей, оконных проемов на фасаде здания, количество куполов, венчающих храмовые сооружения, минареты, окружающие мусульманские культовые постройки, анфилады комнат во дворцах и усадьбах, расстановка арок или опор мостов. Андрей Никифорович Воронихин. Казанский собор. 1801-1811гг. Санкт-Петербург

Слайд 6

Одним из важнейших элементов азбуки архитектуры является симметрия –одинаковое расположение равных частей по отношению к оси здания. Благодаря симметрии архитектурная композиция приобретает строгую упорядоченность, статичность, уравновешенность форм и объемов. Особая роль симметрии как признака красоты и гармонии была понята человеком еще в древнейшие времена. С тех пор симметрия всегда присутствует в величайших творениях архитектуры. Мавзолей Тадж-Махал. 1632-1648гг Агра, Индия

Слайд 7

Ведь природа сложила человеческое тело так, что лицо от подбородка до верхней линии лба и корней волос составляет десятую часть тела… голова вместе с шеей, начиная с ее основания от верха груди до корней волос, -шестую часть… ступня составляет шестую часть. Гармонию форм и линий в архитектуре способны создать и пропорции - определенные закономерности соотношения отдельных частей сооружения, связывающие их в единое целое. Еще Витрувий отмечал: композиции храмов основана на соразмерности, правила которой должны тщательно соблюдать архитекторы. Пропорция есть соответствие между членами всего произведения и его целым по отношению к части, принятой за исходную… никакой храм без соразмерности и пропорции не может иметь правильной композиции, если в нем не будет точно такого членения , как у хорошо сложенного человека.

Слайд 8

Таким образом, пропорции человеческого тела еще в древности были перенесены на архитектуру. В древней Греции была создана дорическая колонна, соответствующая пропорциям и красоте мужского тела. Колонне ионической была придана утонченность женского тела. В этих аналогиях можно убедиться , обратившись к наименованиям частей тела. «Сома» (ствол колонны)по-гречески означает «тело», а название ее верхней части- капитель переводится как «голова». Вертикальные желобки на теле колонны (каннелюры)уподоблялись ниспадающим складкам одежды человека.

Слайд 9

Асимметрия Однако не только симметрия определяет красоту здания. Нередко особый колорит и неповторимый облик ему придает асимметрия. Асимметрия афинского храма Эрехтейон или некоторых современных сооружений сообщает композиции динамичность, гибкость и подвижность форм.

Слайд 10

Нюанс как один из элементов архитектуры сближает несхожие элементы формы, сглаживает различия между ними, делает незаметными переходы от одних форм к другим .

Слайд 11

Нюанс как один из элементов архитектуры сближает несхожие элементы формы, сглаживает различия между ними, делает незаметными переходы от одних форм к другим . Купол Пантеона II в Рим Свет проходит через специальное отверстие

Слайд 12

Ф.Б Растрелли. Большой (Танцевальный) зал Екатерининского дворца. 1752-1756гг Царское Село Значительных высот искусство светотеневой моделировки достигло в архитектуре барокко. При сооружении дворцов и храмов всегда учитывалась их освещенность. Имеющая символический ,Божественный смысл. Сложная игра солнечных бликов на фасадах и в интерьерах зданий оказывала огромное эмоциональное воздействие на зрителей.

Слайд 13

Не меньшее значение имела и окраска архитектурных сооружений. Так, например, фасады греческих зданий, окрашенные в яркие цвета, четко выделялись на фоне пышной зеленой растительности.

Слайд 14

Войдя в гипостильный зал храма Амона в Карнаке, он мог заблудиться среди 144 массивных колонн, поддерживающих каменные плиты потолка. А высота 12 центральных колонн(12 метров- высота современного семиэтажного дома), способна была поразить воображение даже самого невозмутимого человека. В создании архитектурного образа большую роль играет масштаб - соотнесенность с размерами человека и его восприятием . Неслучайно в Древнем мире и в эпоху Средневековья естественным масштабом архитектурного сооружения было человеческое тело. Нетрудно догадаться, какие чувства мог испытывать человек, стоя рядом с величественными пирамидами Древнего Египта.

Слайд 15

При возведении храмов в Древней Греции хорошо понимали, что их масштаб должен во много раз превышать пропорции человеческой фигуры. Так. Сооружая Парфенон, зодчий Иктин, повторил в нем основные пропорции человеческого тела, увеличив их в 10 раз!

Слайд 16

Спасибо за внимание

Access to the site is allowed only for human.

Вы используете прокси или другую странную штуку.
Подтвердите что вы человек.
Отвечать нужно быстро

You are using a proxy or other strange thing.
Confirm that you are a person.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *