Органическая архитектура примеры: Органическая архитектура: 15 примеров с описанием – Шедевры органической архитектуры
Органическая архитектура: 15 примеров с описанием
Органическая архитектура, как концептуальный подход, в последней половине двадцатого века обрела огромную популярность, благодаря использованию новых технологий и материалов. Современные органические здания стремятся к естественности во всём: в форме, материалах, интерьерах и экстерьерах. Надо отметить, что это направление собирает под свою крышу разные названия:
- экологическая архитектура,
- зелёная архитектура,
- био тек или бионика (если форма напоминает природную),
- эко-модерн.
В настоящее время принимаются и поощряются более креативные и свободные формы строений.
Органическая архитектура: особенности
Данное направление стремится создавать гармонию деятельности человека с окружающей средой,
- максимально бережным отношением к природе,
- реализуя конструктивные особенности природных форм в зданиях,
- оформляя экстерьеры и интерьеры, продолжающие ландшафтные виды,
- уважая натуральные материалы.
Современные органические здания никогда не являются линейными или жестко геометрическими, например, как Арт-деко. Вместо этого, они имеют линии и формы, имитирующие естественность. Это может быть шпиль в форме вытянутого листка дерева, расширяющиеся или сужающиеся спирали и тому подобное. Примером могут быть башни собора Святого Семейства, являющиеся увеличенной ракушкой морского побережья Каталонии (Испания).
Истоки органического стиля
Термин «органическая архитектура» был использован первый раз американским архитектором Фрэнком Ллойдом Райтом (1867-1959) для описания своего экологически интегрированного подхода к дизайну. Его философия выросла из идей наставника Луи Салливана, учившего, что «форма следует за функцией», в противовес рационализму, основанному на логике модульности.

Ф. Л. Райт: дом над водопадом
Резиденция Кауфман, другое распространённое название этого дома, построена для семьи Кауфман и возвышается прямо над ручьем в месте, где формируется водопад. Райт использует местный камень, как для экстерьеров, так и для интерьеров, оставляя многие из них в сыром, необработанном виде.
В некоторых местах видно, что пол — это часть живой скалы, на которой стоит дом. Таким образом, Райт реализует свою архитектурную идею слияния человеческого вмешательства с природной средой.

Центром здания является камин. Обширные интерьеры открытых пространств продолжаются пейзажами через огромные окна, чередуясь с подвесными террасами, расположенными асимметрично.
Музей Соломона Гугенхайма в Нью-Йорке

Так же, как Резиденция Кауфмана полностью согласована архитектором с природой, так музей Гуггенхайма в Нью-Йорке устанавливает непосредственную связь природы с городом. Расположенный в самом сердце сити, он представляет из себя одну из весьма заметных выставочных площадок современного искусства в мире.
Его внешний объём гармонирует с внутренним, предлагая идею большой скульптуры: выставочная площадка состоит из длинного непрерывного спирального пути, который расширяется снизу вверх.

Являясь часто встречающейся формой в природе, спираль дает жизнь вихрям воды и воздуха, присутствует во многих видах растений и раковинах.
Таким образом, несмотря на то, что строение находится в городском пространстве, по своей форме оно взывает к формированию природного принципа.
Органическая архитектура в Сингапуре: деревянные корзины
Проект сингапурского технологического университета в Наньяне был разработан студией Томаса Хезервика. Архитекторы отвергли старую концепцию учебного центра, как бесконечного полупустого коридора без естественного дневного света. И предложили совершенно новое решение. Хаб состоит из взаимосвязанных между собой башен, которые окружают атриум, наполняя его светом.
Несмотря на то, что отделка башен сделана из обычного бетона, конструкция производит эффект деревянных корзин, сложенных друг на друга.
Их форма органична и в здании почти нет прямых линий, что делает его более похожим на природную конструкцию, нежели на построенную человеком.


Дом-слизняк — органическая архитектура Р. Пиано
Произведение архитектора Ренцо Пиано является ещё одним отличным примером органической архитектуры.
Странное «органическое существо», напоминающее слизняка, едва выглядывает, плавно поднимаясь над традиционным фасадом 19 века.
Строение спрятано в небольшое пространство, образуемое задними дворами, благодаря чему гармонично вписывается в городской пейзаж и не нарушает внешнюю гармонию улицы.
Своеобразный дизайн здания соблюдает все необходимые строительные нормы и улучшает доступ соседей к естественному свету.


«Оазис в пустыне» Катара А.Исозаки
Катарский национальный конференц-центр (QNCC) был спроектирован известным японским архитектором Арата Исозаки (Arata Isozaki). Эффектная архитектура центра и ультрасовременный дизайн идеально подходят для проведения местных, региональных и международных мероприятий.

Сооружение представляет собой впечатляющее строение с гигантскими стальными колоннами, которые напоминают стволы деревьев. Стальные деревья на фоне стеклянного фасада служат опорой для крыши и создают органичный вид портика, через который посетители проходят в здание.
Более того, оно символично и показывает связь конференц-центра со священным в Исламе деревом Сидрат аль-Мунтаха, являющееся символом знаний.

Будучи крупнейшим выставочным центром на Ближнем Востоке, вмещающий до 7000 человек в трех основных залах, центр представляет собой «оазис в пустыне» для поэтов и ученых, которые собираются под его ветвями, чтобы поделиться знаниями.
Органическая архитектура в Японии: пример виллы Shell

Эта загородная вилла для отдыха в Каруизаве чем-то похожа на резиденцию Кауфман Фрэнка Ллойда Райта. Жилище идеально вписывается в естественную среду и отражает природу своим дизайном. Конфигурация дома, отдалённо напоминающая раковину, находится среди леса. Трудно определить, какая именно это форма.
Она явно отличается от пещер и скал, созданных природой. Внутри можно найти полы, стены и комнаты. Дизайн похож на заброшенный космический корабль, заросший деревьями, который местные жители обустроили себе под жилье.

По словам архитекторов ARTechnic — быть на одной волне с природой заключается не в том, чтобы во всем ей подчиняться, а в слаженном существовании с ней.
Здание должно гармонично вписываться в природный ландшафт и, одновременно, быть хорошим убежищем.
Например, использование бетона и подъемная конструкция помогают защитить виллу от влажности, которая съедает традиционные дома, построенные в этой местности.

Загородная вилла разработана с идей, что если дом защищен от негативных природных влияний и обеспечивает комфорт, то человек будет возвращаться туда снова и снова, таким образом, выстраивая отношения с природой.

Храм-лотос в Индии
Глобализация приведшая к расширению городов оторвала человека от природы. Чтобы заполнить эту духовную и эстетическую пустоту, человек стал взывать к формам, вдохновленным природой.
Гигантский цветок лотоса спроектирован иранско-канадским архитектором Фарибором Сахбой (Fariborz Sahba) и является Домом Поклонения Бахаи.

По словам архитектора, цветок лотоса, представленный формой здания, отображает идею о том, что «из темных вод нашей коллективной истории невежества и насилия человечество встанет, чтобы вступить в новую эпоху мира и всеобщего братства».
В соответствии с архитектурными принципами, изложенными Абдул-Баха, сыном основателя религии, здание представляет собой девятигранную круговую форму, состоящую из 27 свободно стоящих мраморных «лепестков», расположенных в трех кластерах.
Офис-блин в Англии
Здание Уиллиса в Ипсвиче, Англия, является одним из самых ранних зданий, спроектированных Норманном Фостером и Венди Чизманом после создания ими Foster Associates. Построенное между 1970 и 1975 годами для страховой фирмы, даже по сегодняшним меркам оно является ярким примером органической архитектуры.

1970-75 Ссылка
Несмотря на то, что постройка является офисной башней, здание вписывается гармонично в городской ландшафт, представляя собой всего лишь три этажа. Находясь между несколькими дорожными развязками, его обтекаемая форма максимально использует всю доступную площадь, не нарушая средневекового уличного плана.
Согласно информации на веб-сайте фирмы – оно «растекается до краев участка, как блин на сковородке».

Здание выполнено из бетонных столбов, которые служат поддержкой для бетонных плит, и одето в стеклянный занавес. Панели из темного копченого стекла становятся почти полупрозрачными ночью. На крыше – ресторан с панорамным видом и сад.
Пример органической архитектуры — небоскрёб-огурец

Сооружение было построено в 2001—2004 годах по проекту знаменитого архитектора Нормана Фостера. По существу оно является экологическим небоскребом.
Имея продолговатую конструкцию с закругленным концом, верхушка здания закрыта прозрачным линзообразным куполом, который служит смотровой площадкой. Снаружи равномерно покрыто стеклянными панелями и закруглено по углам, не позволяя ветровым потокам стекать вниз.
Лондонцы называют его Геркин (The Gherkin), что в переводе с английского — соленый огурец, за его органическую форму и зеленоватый оттенок стекла.
Фостер выступал за разработку более экономичных, эффективных и экологически благоприятных форм в архитектуре. Согласно его принципам, прямолинейные здания нельзя рассматривать как идеальные, если они работают против динамики тепла, звука и света.
Дизайн дома Геркин, действительно, очень функционален и практичен с точки зрения экономии энергии — использует естественную вентиляцию, энергию солнца и дневное освещение. Таким образом, несмотря на высоту в 180 метров, здание потребляет вдвое меньше электроэнергии, чем другие постройки такого типа и признано «манифестом Бионики».

Органическая архитектура выражает «зелёный» стиль жизни, бережно относится к ресурсам природы и формирует единое пространство жизни и деятельности человека в ладу с природой.
Забирайте статью себе на стену в социальных сетях, чтобы не потерять. Или добавляйте в закладки.
Оцените, выбрав нужное количество звёзд ниже.
Добавляйте свои примеры органической архитектуры в комментариях. Люди Вам будут благодарны.
Шедевры органической архитектуры
Органическая архитектура — направление архитектурной мысли, возникшее в начале 20 века и получившее развитие в 30—50-е годы. В противоположность функционалистам, приверженцы этого направления проектировали здания, раскрывающие свойства естественных материалов и органично вписанные в окружающий ландшафт.
Наиболее полное воплощение идеи органической архитектуры нашли в работах Фрэнка Ллойда Райта. По мнению Райта, форма здания должна вытекать из его назначения и тех условий среды, в которых оно возводится.
«Дом над водопадом» (архитектор Ф. Л. Райт, 1935).
Индивидуализм органической архитектуры неизбежно вступал в противоречие с потребностями современного урбанизма, и неудивительно, что основными памятниками этого направления стали загородные особняки для состоятельных оригиналов, любителей современного искусства.
Дом Гарольда К. Брэдли, Мэдисон, Висконсин. Архитекторы Луис Салливен и Джордж Грант Элмсли
Возрождение интереса к органической архитектуре в начале XXI века связано со становлением эстетики био-тека, которая, в отличие от Райта, признаёт возможность и значимость прямых внешних аналогий архитектурных форм с формами органической природы.
Meera Sky Garden House от архитектурного бюро Guz Architects
Предлагаем вашему вниманию несколько интересных современных проектов в этом актуальном архитектурном стиле.
Еще одна разработка Френсиса Ллойда Райта – это молитвенный дом Первого унитарного общество в городе Мэдисон штата Висконсин. Строительство здания выполнено подрядчиком Маршалом Эрдманом.
Архитектор Роберт Харви Осхатз (Robert Harvey Oshatz) построил для себя необычный дом. Он возвышается на уровне крон деревьев. Роберт исполнил мечту своего, да и не только своего, детства. Построен дом в лесах Портленда, штат Орегон. Строительство было закончено в 2004 году и с тех пор Роберт живет в полной гармонии с природой.
Casa Amiba, архитектор Javier Senosiain.
Дом Bavinger спроектирован Брюсом Гоффом – еще один потрясающий пример органической архитектуры. Он имеет двадцатисемиметровую изогнутую в спираль стену из камня, и семнадцатиметровую мачту. На первом этаже дома находится бассейн и зеленые растения. Интересно еще и то, что дом не имеет стен. Вместо этого платформа на различной высоте ограждена занавесями, для устройства внутреннего пространства дома.
Дом Sheats Goldstein Residence является классическим примером органической архитектуры. Здание было спроектировано и построено в 60-е годы. Автор проекта – архитектор Джон Лотнер (John Lautner). Чтобы объединить строение с окружающим ландшафтом, конструкцию частично встроили в уступ холма. Открытое пространство гостиной стирает грань между интерьером и экстерьером. Дом спроектирован с учетом пассивного охлаждения за счет естественной вентиляции.
Интерьер Sheats Goldstein Residence не раз появлялся на экране в таких фильмах, как «Ангелы Чарли», «Бандиты» и «Большой Лебовски».
Эта высокая вертикальная структура с футуристической архитектурой – проект музея чилийских вин Wine Museum в Серо Сан-Кристобалле, расположенном к северу от Сантьяго (Чили). Авторы проекта – итальянская архитектурная студия DRA&U – стремились уйти от традиционных ассоциаций, связанных с одним из самых древних и прекрасных напитков, облекая тематику экспозиций в фантастическую ультра-современную оболочку.
Этот дом у воды с гармоничным дизайном появился в Пртланде, штат Орегон (США). Глядя на фотографии этого здания, можно думать только о прекрасном: о музыке, живописи, архитектуре – словом, об искусстве и творчестве. Строительство Fennell Residence завершено в 2005 году.
«В гармонии с природой» — 5 признаков современной органической архитектуры
Органическая архитектура — не только течение архитектурной мысли, но и настоящая философия, в основе которой лежит идея о гармонии человека с окружающим миром.
Органическая архитектура зародилась в 1890-е гг. в противоположность функционализму. Первое упоминание о ней принадлежит Луису Салливену, однако сделать данный стиль популярным суждено было его последователю Фрэнку Ллойду Райту, который в 1920-е — 1950-е гг. сформулировал основные постулаты органической архитектуры.
За все время ее существования первоначальная идея о неразрывности с природой и ландшафтом эволюционировала, культивируя свои новые вариации (бионическая, экологическая архитектура).

Современный всплеск интереса к органической архитектуре обусловлен стремлением человека вновь стать частью окружающего мира. Он устал от суеты, пресыщен видами однотипных многоэтажек и бесконечных дорог. Поэтому все больше архитекторов работают в данном стиле, поддерживая тенденцию «eco-friendly». Так каковы же основные признаки современной органической архитектуры?
Максимальная интеграция в окружающий ландшафт
Данный вид архитектуры характеризуется созданием зданий, органично вписанных в природный ландшафт. Их форма должна каждый раз вытекать из специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых они возводятся. Здесь отсутствует традиция нарочитого выделения постройки из окружающего ландшафта.
Дом представляется как естественное продолжение пейзажа, что достигается двумя путями: биоморфизмом (имитацией природных форм) и интеграцией непосредственно в объект. Каноническим для органической архитектуры является «Дом над водопадом» Ф.Л. Райта, построенный в 1936-1939 годах.

The High Desert House, США
Идея создания уникального дома в пустыне Калифорнии появилась в 1986 году у пары художников, Джея и Бев Дулиттл. К реализации проекта приступил архитектор Кендрик Бангс Келлог, и теперь The High Desert House является впечатляющим примером биоморфизма — имитации природных форм как внутри постройки, так и снаружи.

Дом у скалы, Норвегия
Подобно «Дому над водопадом», дом норвежских архитекторов Lund Hagem встроен непосредственно в природный объект — скалу, которая заменяет одну из стен. «Проект заключается в использования естественного защищенного района, окруженного большими скалами и густой растительностью», — заявили архитекторы.

Использование природных материалов
Если первоначально органическая архитектура предполагала использование только одного вида материала (камень или дерево), то сейчас чаще наблюдается сочетание лёгких конструкций и тяжелых, массивных объектов из фактурных необработанных материалов. Таким образом, пропадает необходимость в дополнительном декоре интерьера.
Dayang Sanghoi, Южная Корея
Архитекторы из южнокорейского агентства TUNEplanning воспользовалось горной поверхностью региона Пхёнчхан в Сеуле, чтобы построить безопасное убежище от шумной атмосферы города. Здание принадлежит частной компании, разместившей на его территории офис, центр обучения, студию, ресторан и кафе.
В постройке и оформлении Dayang Sanghoi использовалось два природных материала: камень и сосна. Пространство было спроектировано таким образом, чтобы горная порода сразу бросалась в глаза посетителям, она обеспечивает фон для бара. Даже мебель здесь установлена беспорядочно, будто расставлена природой и без какого-либо плана.

Отель Amangiri, США
В статье «Затерянный среди скал: отель Amangiri в штате Юта» Losko писал об отеле, расположившемся среди пустынных скал. Отель не только отлично интегрирован в окружающую среду, но и построен из натуральных материалов, песчаный цвет которых продолжает аскетичный образ пустыни.

Обилие естественного света
Свет формирует пространство и служит мощным средством воздействия на эмоции. Поэтому Ф.Л. Райт одним из первых ввел в архитектуру ленточное, потолочное остекленение и панорамные окна, казавшиеся тогда эксцентричным новшеством, и столь привычные для нас сейчас.
Стекло используется не только для окон, но и для зонирования интерьера. Естественный свет посредством обильного остекленения жилого пространства создает присущую для органической архитектуры атмосферу свободы и отсутствия границ.
The paradise-like house, Китай
Все детство владельца этого дома прошло рядом с природой. Пожив в городе, он устал от шума и суеты и попросил дизайнера Сюй Фу-Мина создать для него собственный райский уголок, способный вернуть его к природе. Однако дизайнер не ограничился натуральными материалами и окнами во всю высоту здания с видом на сад. Чтобы создать эффект особого умиротворения и безопасности, Сюй Фу-Мин пристроил окна спальни к массивным камням.

Hidden Pavilion, Испания
Полностью застекленные стены Hidden Pavilion гарантируют, что владельцы этой резиденции, созданной архитекторами Penelas Architects, смогут насладиться наилучшими видами живописного леса за пределами Мадрида. Он полностью оправдывает свое название, поскольку спрятан среди лесных массивов.
Для обильного естественного освещения внутри дома почти все поверхности либо стеклянные, либо отражающие, что позволяет дневному свету задержаться в Hidden Pavilion подольше.

Размытие границ между интерьером и окружающей природой
Одним из главных и отличительных признаков проектирования современного жилища в органическом стиле является перетекание пространств. Гармония между внутренним и внешним пространством (интерьера с окружающей средой) достигается чаще всего через остекление.
Органическая архитектура определяется климатическими особенностями, поэтому современные архитекторы находят нужным не только стереть грань между домом и ландшафтом, но и оригинально использовать естественную природную среду в продолжение интерьера. И вот несколько примеров в доказательство.
Отель Valentinerhof, Италия
Уникальность этого отеля состоит в почти полном отсутствии визуальных границ между внутренним пространством бассейна и окружающими видами Альп. Архитекторы из бюро noa* добились эффекта бесконечного водоема в небесах с помощью панорамного остекления и ступенчатых бассейнов.

The Sirdalen House, Норвегия
Архитекторы из Filter Arkitekter создали современный дом, органично дополняющий заснеженные просторы горнолыжного курорта. В случае, когда погода не позволяет застеклить все поверхности, единственный выход в органическом стиле — создание эффекта перетекания пространства, чтобы внешняя стихия служила естественным продолжением интерьера и наоборот.

Элементы живой природы в интерьере
Для того, чтобы окончательно гармонизировать человека с природой, современные архитекторы прибегают к масштабному озеленению жилой площади. Живая растительность здесь используется в сочетании с минималистичным интерьером. Чем сильнее растительность совпадает с местной, тем органичнее смотрится вся постройка.
MM House, Мексика
Прекрасным примером может стать MM House в Мехико от Nicolas Schuybroek Architects в сотрудничестве с Марком Мерксом. Чистые линии и ультра-минималистическая палитра интерьера украшена богатыми «зелеными карманами» местных растений. Все это в совокупности производит успокаивающий эффект на настроение человека.

Magic Breeze, Индия
Архитектурная студия Penda недавно предложила экологический проект озелененных небоскребов в Индии, каждая квартира в которых будет обладать частным садом. Проект, полный жизненных сил, в лучших традициях органической архитектуры преобразит эстетику городского горизонта.

Алвар Аалто — наиболее влиятельный представитель органической архитектуры в Европе. Больше о нём вы сможете прочесть в нашей статье «Алвар Аалто — эталон скандинавской архитектуры».
Что такое органическая архитектура — отличия и преимущества
Продолжая цикл образовательных материалов о современных архитектурных стилях и реализации их в строительстве, мы подготовили для своих читателей информацию об архитектурной органике. Органическая архитектура — что это?
Органическая архитектура
Ранее, мы уже успели рассказать об особенностях архитектурной бионики, а также о главных принципах направления минимализма. Сегодня речь пойдет о не менее интересном стиле — органической архитектуре.
Органическая архитектура – это не просто одно из направлений современного зодчества. А настоящая философия, в основе которой лежит идея гармонии между человеком и окружающим миром.
Именно, поэтому архитекторы, являющиеся приверженцами этого направления, создают дома таким образом, чтобы одновременно отразить внутренний мир проживающего там человека и вписать здание в ландшафт как неотъемлемую его часть.
Интересно, почему в век стремительного развития урбанизации, технических и формообразующих возможностей, преобладания железобетонных и стеклянных конструкций в обыденном пейзаже некоторые архитекторы остаются верными созданию объектов, повторяющих причудливые контуры природы?
Органический стиль проявляется в динамических и неправильных формах, которые отрицают геометрию.
В противовес функционализму, подобная архитектура предназначена для возведения зданий и сооружений, раскрывающих свойства естественных материалов и органично вписывающихся в окружающий ландшафт.
Органика, как архитектурный стиль, стремится создать пространственную среду такого порядка, где атмосфера призвана стимулировать именно ту функцию здания и помещения, для которой последние предназначены изначально.
Отличительные черты органической архитектуры
Поэтому отличительной чертой данного направления является применение органичных форм и естественное их объединение с окружающей средой.
Самый известный сторонник и основоположник идеи непрерывности архитектурного пространства — Фрэнк Ллойд Райт.
Он полагал, что форма здания должна каждый раз вытекать из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится.
Приверженцы органического стиля придерживаются еще нескольких принципов, утвержденных Райтом.
К примеру, здание должно стремиться к минимализму и простоте. А количество отдельных комнат в доме и число необходимых частей здания также сводится к минимуму.
Так, одна комната плавно перетекает в другую, создавая этим единое целое.
Примечательно также, что именно Фрэнк Ллойд Райт собрал в единое пространство столовую, кухню и гостиную, чем ввел в традиционный обиход открытую планировку.
Сторонники идеи непрерывности архитектурного пространства создают здания так, чтоб его форма каждый раз вытекала из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится.
Проще говоря, дома в органическом стиле служат продолжением окружающей природной среды, напоминая этим эволюционные видоизменения.
В органике стены напоминают мембраны живых организмов, а пластичные и протяженные окна проявляют направленную сверху вниз силу нагрузки и противодействующую ей силу сопротивления материалов.
Сменяющие друг друга вогнутые и выпуклые поверхности стен создают ритм и иллюзию «дыхания» здания.
Материалы и цветовое оформление
В строительстве отдается предпочтение естественным необработанным материалам: к примеру, шероховатым каменным блокам, неотшлифованным гранитным полам и тяжелым, грубо отесанным бревнам.
Зачастую здания органической архитектуры отличаются исключением основания дома из земли. То есть, оно полностью помещается над землей на фундамент-платформу, несущую весь дом.
Приветствуется также большая площадь остекления и открытое пространство внутренних помещений.
Отделка, в частности краска и штукатурка, практически не применяются. А естественную фактуру конструкционных строительных материалов, таких как кирпич, бетон, дерево, камень, наоборот стараются подчеркнуть.
Кроме того, органика сводит к минимуму использование декоративных деталей как в экстерьере, так и в интерьере здания.
В наибольшей степени это касается цветового оформления и количества использования разных материалов и фактур.
Архитекторы-органики отвергают архитектуру-дизайн, которая, по их словам, способна «переехать в любое место».
Предпочитая верить в то, что каждое здание, предназначенное для человека, должно быть составной частью ландшафта, его чертой, присущей местности
Органическая архитектура: жизнь в согласии с природой
Добавить в избранное
Органическая архитектура представляет собой целую философию, в основе которой лежит идея о гармонии между человеком и окружающим миром. Архитекторы, работающие в этом направлении, придерживаются мнения, что каждый дом должен отражать внутренний мир человека, проживающего там, и в то же время быть неотъемлемой составляющей ландшафта.
Очень сложно дать точное определение органической архитектуре, ведь этот термин многозначен и идейно расплывчат. Каждый элемент органической архитектуры рассматривается как организм, развивающийся в соответствии с законами своего собственного существования, выполняемыми функциями, внутренним содержанием и окружающим его пространством. Его можно сравнить с растением или другим живым организмом.
Основоположником органической архитектуры считается американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт, который развил идею своего учителя Луиса Салливана. Его первым реализованным проектом стал так называемый «дом прерий» (дом Роби в Чикаго), который считают лучшей работой первого периода творчества Райта.
Еще одной известной постройкой Райта и прекрасным примером органической архитектуры является удивительный дом, сооруженный прямо над водопадом, – Fallingwater. Это был заказ семьи Кауфман на проектирование их загородного дома. Находится он в Пенсильвании.
Райт считал, что здание должно дополнять окружающую обстановку таким образом, чтобы создавалось единое согласованное пространство и складывалось впечатление, что постройка будто растет из земли и является составной частью ландшафта.
Предпочтение отдается естественным необработанным материалам: шероховатым каменным блокам, неотшлифованным гранитным полам, тяжелым, грубо отесанным бревнам. Причем комбинирование различных материалов сводится к минимуму – архитекторы стараются использовать лишь один вид.
Краска и штукатурка практически не применяются, конструкционные строительные материалы (кирпич, бетон, дерево, камень) не пытаются спрятать; скорее, наоборот, их обнаженную естественную фактуру стараются подчеркнуть.
Органической архитектуре присущи динамические неправильные формы, вытекающие из окружающего пространства. Здесь сложно найти правильные геометрические очертания, такая архитектура следует законам природы.
Существуют некоторые архитектурные принципы, которых придерживался Райт. В первую очередь это минимализм, стремление к простоте; количество отдельных комнат в доме и число необходимых частей здания сводится к минимуму. Одна комната плавно перетекает в другую, создавая одно целое. Именно Райт собрал в единое пространство столовую, кухню и гостиную, ввел открытую планировку.
Органическая архитектура не приемлет избыток декоративных деталей как снаружи здания, так и в самом интерьере. Это касается, в частности, цветового оформления, а также количества используемых материалов и фактур. Зато приветствуется большая площадь остекления и открытое пространство внутренних помещений.
Еще одним принципом Райта является исключение основания дома из земли: он помещает его полностью над землей, сделав фундамент-платформу, несущую весь дом.Автор: Елена Эллер
Органическая архитектура — история и принципы.
Есть представление, что органическая архитектура – это дома в виде слонов, насекомых и прочих живых организмов. Такое бывает, архитекторы умеют создавать строения самого необычного, даже причудливого вида. Однако понятие органическая архитектура подразумевает нечто более емкое и серьезное, чем схожесть с живыми животными или растениями. Концепция органической архитектуры возникла в двадцатом веке во многом в противовес механическому, рациональному, индустриальному.
Знаменитый архитектор прошлого столетия Ле Корбюзье утверждал, что дом – это машина для жизни. Апологеты органической архитектуры верили в противоположное: дом – это подобие живого организма. Значит, всего его части должны естественно сочетаться друг с другом и вместе образовывать цельную систему.
Среда обитания человека по их мнению должна находиться с природой в гармоничных, естественных отношениях.
Впервые словосочетание «органическая архитектура» употребил великий американский архитектор Френк Ллойд Райт в статье, написанной в 1914-м году. «Механизация лучше всего служит посредственности» — говорил он. Органические же здания, по его словам, «сделаны с той же силой и легкостью, с какой паук плетет свою паутину».
Все возможные трактовки слова органический будут верны. Такая архитектура должна мягко вписываться в ландшафт, не нарушая его, а становясь его частью. “Дом не должен стоять на холме. Он должен быть частью холма. Он должен принадлежать холму. Дом и холм должны жить вместе, делая друг друга счастливыми” – так поэтически доносил Френк Ллойд Райт свою идею. Дом-водопад в его исполнении вовсе не выглядит как-то особенно необычно, однако он так удачно расположен, его линии так тонко, хотя и не нарочито вписались в ландшафт, что кажется, действительно, будто потоки воды бегут прямо из него.
Другой принцип органической архитектуры заключается в правильном использовании материалов. Смысл не в том, что материалы обязательно на сто процентов должны быть природными, это может быть и железобетон. Главное – каждый материал использовать естественным для него образом, извлекать из него максимум возможностей и не пытаться делать то, что было бы для него противоестественно. Скажем, дерево может быть очень гибким и образует красивые, фактурные поверхности, бетон может быть текучим, а кирпич обеспечивает идеальную прочность и тоже по-своему очень красивую фактуру.
Текучие формы – тоже признак органической архитектуры, хотя и вовсе необязательный. Знакомый и последователь Френка Ллойда Райта немец Эрих Мендельсон прославился благодаря тому, что построил башню обсерватории в Потсдаме, стены которой были как будто вылеплены из чего-то пластичного. В ней не было не то что ни одной правильной геометрической фигуры, не было даже и прямой линии. Если метафорой механизации архитектуры стали самые простые и понятные геометрические фигуры, то органическая архитектура исходит из того, что природные формы могут быть неправильными и иррациональными, не поддающимися описанию. Впрочем, это не значит, что органическая архитектура полностью отказалась от параллелепипедов и сфер. Это значит, что она не ограничивает себя ими.
Гораздо важнее в наследии Мендельсона то, что он был всегда крайне внимателен к местному контексту, не верил в то, что архитектура может быть универсальной, что можно придумать одно хорошее решение, которое подходило бы любому месту в мире. Приехав в 1930-е годы в Тель-Авив, который тогда застраивался выпускниками знаменитой школы Баухауз белыми бетонными зданиями, он выражал свое резкое
неодобрение по отношению к происходящему. Мендельсон считал, что чтобы в домах было приятно жить, нужно строить их с оглядкой на местные традиции. Использование камня и устройство привычного для арабских культур внутреннего двора были не блажью и не анахронизмом, а важным условием выживания в жарком климате. Именно это он и делал в своих тель-авивских постройках. Сейчас, когда наследие Баухауза стало для Тель-Авива не только гордостью, но и обузой – представьте, сколько нужно электричества, чтобы охлаждать бетонные дома с плоской крышей на почти круглогодичной жаре.
Наконец, органическая архитектура предполагает соблюдение баланса в отношении интегрированности внутренних помещений здания в среду. В доме, с одной стороны, должны быть пространства, открытые внешнему миру: террасы, веранды и балконы. И в то же время, обязательно должны быть зоны, скрытые от внешнего мира, где человек мог бы чувствовать себя в полной безопасности.
Выбирая органическую архитектуру для нашего коттеджного поселка мы выбирали не стиль, а отношение к жизни к месту обитания. Для тех, кто решился строить что бы то ни было на природе, органическая архитектура – единственный правильный выбор.
Дома первой очереди «Прибрежного квартала» отдаленно напоминают грибы, но это только внешний атрибут. В действительности мы хотели построить дома, которые следовали бы всем перечисленным выше принципам, не вторгались бы в природу, а гармонично сосуществовали бы с ней.
Знаменитые здания в стиле органической архитектуры:
Антонио Гауди, Casa Mila (Барселона, Испания)
Френк Ллойд Райт, Дом над водопадом (Штат Пенсильвания, США)
Френк Ллойд Райт, Музей Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк, США)
Эрих Мендельсон, Обсерватория (Постдам, Германия)
Норман Фостер, Сити-холл (Лондон, Великобритания)
Строительство — Потрясающие примеры органической архитектуры
Потрясающие примеры органической архитектуры
Окружающий мир оказывает огромное влияние на многие аспекты нашей жизни. Сегодня уже созданы концепт-кары, которые работают на солнечной энергии, построены также и целый ряд экологических зданий, разрабатывая которые, архитекторы и дизайнеры старались свести к минимуму их воздействие на окружающую среду, в то же время разработчики заимствуют стили из окружающей природы.
1.Nautilus
Nautilus построенный в Мехико, был спроектирован Хавьером Сеносианом, прообразом этого оригинального домика была улитка. Конструкция здания выполнена из железобетона. Прочность такой конструкции была проверена произошедшим землетрясением. В доме не было заметно никаких разрушений. Архитектура Наутилуса гармонично вписывается в окружающую природную среду.
2.Европейский офис Quiksilver
Европейский офис Quiksilver, построенный из дерева, расположен среди прекрасных зеленых насаждений. Офис является комбинацией из пяти зданий, соединенных между собой коридорами и переходами. Дизайн здания разрабатывал Патрик Арочарен, оно строится из сборных конструкций, не требующих при строительстве ни раствора, ни бетона. Европейский офис имеет большие окна, которые обеспечивают достаточную вентиляцию и естественное освещение внутренних помещений. Энергетическое обеспечение в здании осуществляется от солнечных батарей, установленных на крыше.
3.Лук дома
Наслаждайтесь спокойным отдыхом в Лук домах, которые были созданы сторонником органической архитектуры Кендриком Бангом Келлогом. Этот гавайский рай имеет на фасадах большую площадь остекления, в том числе и в виде витражей, которые бросают красочные узоры света в интерьерах, а полупрозрачные панели на крыше светятся ночью. Две арочные конструкции окружены прекрасными садами, прудами, и бассейнами, а вся площадка находится на террасе холма, с которой открывается великолепный вид на побережье Кона.
4. Органическая архитектура Smith Mansion
Самостоятельно построенные дома не всегда выглядят красиво и архитектурно закончено, но Smith Mansion, созданное Френсисом Ли Смитом, выглядит очень оригинально среди таких зданий. Оно построено из дерева и находится в долине Вапити в Вайоминге. Особняк Смит в настоящее время необитаем, после того, как архитектор упал с одного из балконов и разбился насмерть.
5.Fallingwater дом
Fallingwater дом непосредственно является представителем органической архитектуры. Он разработан Френсисом Ллойдом Райтом в облике медведя и построен в заповеднике, на вершине девятиметрового водопада. Fallingwater был построен для семьи Эдгара Кауфмана, который хотел, чтобы водопад был хорошо виден со всех комнат дома. Вместо этого Райт построил дом непосредственно на водопаде.
6.Молитвенный дом Ллойда Райта в Мэдисоне
Еще одна разработка Френсиса Ллойда Райта – это молитвенный дом Первого унитарного общество в городе Мэдисон штата Висконсин. Строительство здания выполнено подрядчиком Маршалом Эрдманом.
7.Wilkinson Residence
Роберт Харви Осхатз является мозгом создания резиденции Вилкинсон, которая сочетает в себе плавные линии, символизирующие поток музыки в гармонии с природным ландшафтом. Осхатз все смешал в природной среде, чтобы дать ощущение жизни в доме-дереве.
8. Дом Bavinger
Дом Bavinger спроектирован Брюсом Гоффом – еще один потрясающий пример органической архитектуры. Он имеет двадцатисемиметровую изогнутую в спираль стену из камня, и семнадцатиметровую мачту. На первом этаже дома находится бассейн и зеленые растения. Интересно еще и то, что дом не имеет стен. Вместо этого платформа на различной высоте ограждена занавесями, для устройства внутреннего пространства дома.
9. Sheats Goldstein Residence
Резиденция Шеатс Голдштейн не нуждается в представлении. О ней есть много информации в фильмах и журналах, резиденция была построена методом изнутри, как и многие другие примеры органической архитектуры. Разработано здание было Джоном Лотнером, для Джеймса Голдштейна. В настоящее время Голдштейн пристраивает резиденцию в соответствии со своим вкусом и стилем.
10. Kitchel House
Kitchel House разработан архитекторами Боора из Орегона, дом имеет открытую концепцию с жилой площадью 825 кв. м. Здание находится на холмах и окружен лесами, он имеет выступающую часть фасада длиной около 12 м, которая простирается на три комнаты. Большие окна обеспечивают отличную вентиляцию и освещение помещений, а окружающие деревья – конфиденциальность.