Польша архитектура: Категория:Архитектура Польши — Википедия – Архитектура Польши

Архитектура Польши

Архитектура Польши

Архитектура Польши – это удивительное сочетание стилей и направлений – от готических замков и барочных дворцов до ультрасовременных постмодернистских зданий. Каждый из комплексов и садово-парковых ансамблей – это отражение нелегкого и долгого пути, который прошла эта страна за свою тысячелетнюю историю.

Особенности архитектуры Польши

Красота польских городов, их архитектурная самобытность как раз и является тем фактором, благодаря которому эта страна пользуется такой популярностью у туристов. Большая часть построек относится к средневековому периоду и Новому времени, основные стили – это барокко, готика и ренессанс.

Практически все города выстроены по одному принципу – в центре расположена главная площадь с ратушей, ближе к окраине – замки или то, что от них осталось, например, оборонительные стены, башни или ворота. Сам исторический центр часто делится на несколько частей: Старе Място и Нове Място – именно в этих районах и расположены наиболее привлекательные здания и ценные с точки зрения истории архитектурные комплексы.

Нельзя не отметить, что на стиль застройки польских городов самый большой отпечаток отложила религиозная составляющая, поэтому здесь так много католических костелов, православных церквей, соборов, иудейских синагог. Наибольшая концентрация архитектурных шедевров приходится на столичный регион, а также на Краков и Силезию. Однако в каждом городе обязательно найдется два-три старинных здания и как минимум одно, которое можно назвать суперавангардным.

Современные тенденции польской архитектуры таковы: минимализм, оригинальность и символизм. Новые, хай-тек или эклектичные здания наравне со старыми постройками идеально вписываются в ландшафт при том, что здесь явно имеет место разрушение стилевого единства. Однако это не пугает поляков, которые с трепетом сохраняют историческое прошлое и умеют искренне радоваться высоким технологиям и новациям, применяемым сегодня в градостроительстве.

Музей Второй Мировой  в Гданьске - образец современного зодчества

Шедевры польской архитектуры

Это прежде всего дворцы и храмы, среди которых:

  1. Дворец Браницких (Белосток) – резиденция коронного гетмана, построенная в начале XVIII в. в стиле барокко, считается «Подляшским Версалем».
  2. Дворец Браницких
  3. Бельведерский дворец (Варшава). Возведен в 1824 г. по проекту Якова Кубицкого. Сегодня особняк – одна из резиденций президента Польши.
  4. Бельведерский дворец
  5. Вавель (Краков). Архитектурный комплекс, расположенный на левом берегу Вислы, построили в конце ХIII – начале XIV вв. Вавельскую кафедру в ХХ в. возглавлял Кароль Войтыла (папа римский Иоанн Павел II).
  6. Вавель
  7. Вилянувский дворец (Варшава). Построен в 1698 г., считается шедевром барочного стиля и по праву носит звание национальной гордости страны.
  8. Вилянувский дворец
  9. Кафедральный собор Иоанна Крестителя (Вроцлав)
    . Возведен в 1158 г., неоднократно горел и разрушался, в том числе во время Второй мировой, отреставрирован в 1951 г.
  10. Кафедральный собор Иоанна Крестителя
  11. Кафедральный собор Святых апостолов Петра и Павла (Познань, остров Тумский). Построен во второй половине Х в., возведен в статус собора в 968 г., является действующим.
  12. Кафедральный собор Святых апостолов Петра и Павла
  13. Кафедральный собор Святого Николая (Бельско-Бяла). Первоначально построен в 1447 г., был реконструирован два раза – в 1630 и 1910 гг. Статус кафедрального собора присвоен в 1992 г.
  14. Кафедральный собор Святого Николая
  15. Квидзынский собор и замок (Квидзын). Основан крестоносцами в период Средневековья, длительное время был епископской резиденцией. На территории находится также собор Иоанна Евангелиста и крипта с мощами святой Доротеи.
Квидзынский собор и замок

Современная архитектура Польши

Практически все современные здания, построенные в стране, спроектированы не польскими архитекторами – к созданию образа крупных городов приложили руку финны, австрийцы, испанцы, итальянцы. Самыми яркими представителями современного градостроительства являются:

  1. Музей истории польских евреев (Варшава, 2013 г.). Возведен по проекту финских мастеров и представляет собой модернистский комплекс с фасадом из графитового стекла, под которым скрыт экспрессивный волнообразный интерьер.
  2. Музей истории польских евреев
  3. Музей современного искусства (Краков, 2011 г.). Расположен в одном из корпусов бывшей фабрики Оскара Шиндлера. Построен по проекту, который разработали итальянцы Леонард Мария Проли и Клаудио Нарди.
  4. Музей современного искусства
  5. Щецинская филармония (Щецин, 2015 г.). Создана испанским архитектурным бюро Barozzi/Veiga, удостоена архитектурной премии.
  6. Щецинская филармония
  7. Шекспировский театр (Гданьск, 2014 г.). Построен по проекту итальянского дизайнера Ренато Рицци. Представляет собой черную «коробку» из кирпича цвета графита, имеет распахивающуюся крышу.
  8. Шекспировский театр
  9. «Кривой дом» (Сопот, 2003 г.). Идея создания здания принадлежит польским архитекторам – Шотинскому и Залевскому. Комплекс считается визитной карточкой города, внутри расположен торговый центр «Резидент».
Танцующий дом

Самые высокие здания Польши

«Высотки» стали строить в стране еще в середине ХХ в., причем уже в этот период для возведения небоскребов в Польше использовали самые инновационные архитектурные приемы, которые не устарели до сих пор.

В топ-5 самых высоких построек входят:

  1. Дворец культуры и науки (Варшава, 1955 г.). 42-этажное здание высотой 237 м (со шпилем) построено по аналогии со «сталинскими высотками», и было подарено Советским Союзом народу Польши.
  2. Дворец культуры и науки
  3. Варшавский шпиль (Варшава, 2016 г.). Высота 49-этажного небоскреба, построенного бельгийским девелопером в стиле постмодерн – 220 м (еще 55 м находятся под землей) Фасад отделан гиперболоидным стеклом, общая площадь помещений – 100 тыс. кв. м.
  4. Варшавский шпиль
  5. Небесная башня (Вроцлав, 2012 г). 50-этажный комплекс высотой 51 м, построенный по проекту польских архитекторов, обошелся его владельцу в $400 млн.
  6. Небесная башня
  7. Бизнес-центр «Q22» (Варшава, 2016 г.). 42-этажное здание высотой 195 м. Буква «Q» обозначает «Quartz» (кварц), который символизирует архитектурное вдохновение, а цифра «22» – часть адреса комплекса.
  8. Q22
  9. Złota 44 (Варшава, 2016 г.). 54-этажный небоскреб высотой 192 м назван по имени улицы, где он расположен.
Zlota 44

 

Архитектура Польши XV в. | История архитектуры

Города. Планировка городов определилась уже в предыдущем периоде. Центр города, прямоугольная торговая площадь (рынок), имела во многих польских городах значительные размеры (например, Новый Сонч 320X320 м, Вроцлав 208X1575, Краков 210X1190, Познань 130X130). По диагональным осям площади, а при больших размерах ее и по нормальным осям расходятся улицы, образующие прямоугольную сетку внутри овальной линии оборонительных укреплений. Часто улицы, ведущие с площади к городским воротам, искривлены. Иногда можно в плане города видеть овал, связанный со старейшей формой поселений, так называемых «овальниц».

Рис. 1. Краков. Генеральный план старой части города. 1 — ратуша; 2 — суконные ряды; 3 — костел Богоматери; 4 — королевский замок; 5 — кафедральный костел; 6 — Флорианские ворота

Ратуша стоит на площади обычно несколько сбоку для удобства торговли. Городской храм (фара) находится вне площади, как более ранний, чем планировка готического города, и лишь иногда, как, например, в Кракове, стоит непосредственно на площади (рис. 1). Францисканский и доминиканский монастыри размещены внутри города при городских стенах близ ворот. Кварталы внутри города разделены на участки 6 — 9 м ширины при длине до 40 м.

Участки застраивались жилыми домами по одной стороне, в глубине участков располагались хозяйственные постройки. Общая плотность застройки сильно увеличилась с XVI в. в связи с ростом населения при ограничении территории и города линией городских стен. Много ремесленных мастерских, особенно огнеопасных, было вынесено за городские стены, что способствовало образованию предместий. Развитие промышленности приводит к созданию новых городов, каков, например, Олькуш (горный промысел). В области благоустройства городов известно о сооружении водопроводов (Краков), устройстве каменных и деревянных тротуаров.

Рис. 2. Старград. Жилой дом первой половины XV в.

Жилые дома. В XV в. в городах строят много каменных домов, хотя количество деревянных домов продолжает оставаться значительным, а в меньших городах преобладающим. Длина домов 25 — 30 м при трехчастной композиции плана с сенями посредине. Первый этаж использовался для торговли и складов и соединялся с погребами. На втором этаже жил владелец дома, а выше челядь. Иногда верхние этажи и многоярусные чердаки использовались как склады. Фасады домов в северной части Польши — кирпичные, в южной — каменно-кирпичные, иногда членились вертикальными нишами, в которых находились окна (рис. 2), а завершались щипцами разнообразной формы. В интерьерах характерны ниши в стенах, деревянные потолки на профилированных балках и роспись стен сеней и комнат.

Городские укрепления, замки и усадьбы. В XV в. городские стены дополнялись новыми пристройками, старые тыны или деревянно-земляные валы заменялись каменными и кирпичными стенами. В ряде городов (Краков, Познань, Варшава) возведена была вторая линия укреплений из стен с башнями, расположенных ниже старых стен. Старые башни надстраивались, иногда получая машикули; строились богато оформленные воротные башни, особенно на Поморье (Гданьск, Слупск, Хойна и др.).

Рис. 3. Краков. Барбакан перед Флорианскими воротами, 1498 г.

Для лучшей защиты входов в город перед ними возводят особые укрепления — цвингеры (Краков, Варшава, Сандомеж), а со второй половины XV в. — барбаканы, соединенные с воротами длинным укрепленным переходом, уже приспособленные для артиллерии и являющиеся выдвинутой вперед батареей. В Кракове сохранился барбакан перед Флорианскими воротами (1498 г., рис. 3) — кирпичная постройка с внутренним диаметром около 10 м при толщине стен свыше 2 м. Два нижних яруса бойниц пушечные, третий — для ручного оружия. Шесть башенок со шпилями играют скорее декоративную роль. Въезд в барбакан с подъемным мостом расположен сбоку, что давало возможность защищать его с городских стен. Мост, проходивший над рвом, в XIX в. был разрушен, а ров засыпан. Барбакан в Варшаве XVI в. меньше краковского: внутренний диаметр его 4 м, толщина стен 2 м. В 1548 г. он завершен декоративной стенкой. С Новомейскими воротами барбакан соединен мостом, причем на мостовых устоях стоят с обеих сторон перехода небольшие башни на тромпах.

Рис. 4. Опоров. Замок, 1434—1449 гг. Рисунок Я. ЗахватовичаРис. 5. Дембно. Замок, 1470—1480 гг.

О строительстве деревни и постройках мелкой шляхты в XV в. мы знаем немного. Это были деревянные усадьбы, часто укрепленные (тыны, валы) для защиты от крестоносцев, татар или внутренних усобиц. Появляются небольшие каменные замки, дополняющие систему королевских замков, составлявших совместно с укрепленными городами общую систему обороны страны, осуществленную еще в первой половине XIV в. при короле Казимире Великом. Маленький замок в Опорове (1434—1449 гг.) имеет внутренний двор, окруженный крепостной стеной, с большой прямоугольной жилой башней, часовней в полукруглой башне и сокровищницей (рис. 4). В замке в Дембно (1470—1480 гг.) (рис. 5) тоже устроен внутренний двор. В его архитектуре преобладает не оборонный, а жилой характер. В окнах, порталах и росписях замка сохранилось много элементов готики.

Литературные источники почти ничего не говорят о сельских постройках. Известно, что стены их были рубленые или фахверковые, кровли из соломы, теса или гонта. Стены хозяйственных построек делали главным образом из плетня, но с развитием вотчинного хозяйства феодалов строили и каменные здания (гумно в Колбаче, остатки построек в Сулейове и др.).

Общественные здания. Развитие городов выразилось в строительстве общественных и хозяйственных зданий. Существующие ратуши XIV в. были увеличены, а в некоторых городах построены заново (Тарнов, Бечь). В XV в. надстроен великолепный щипец ратуши в Гданьске. В первой половине XV в. мастер Генрих Брунсберг строит ратуши в Хойне и Шецине, продолговатые в плане, без башен, с открытой лоджией на короткой стороне и большими богатыми щипцами.

Рис. 6. Гданьск. Артусов дом, 1476—1481 гг.
Рис. 7. Гданьск. Дом Братства Куркового, 1479—1494 гг.Рис. 8. Краков. Университет, XV в. Галерея двора

В конце XV в. построен дом собраний купечества, так называемый дом Артуса в Гданьске (рис. 6), с большим залом, перекрытым звездчатым сводом на четырех тонких гранитных столбах. Там же построено интересное здание Братства Куркового (стрелков), квадратное в плане, кирпичное с изящной отделкой фасадов и высокой крышей с фигурой св. Георгия наверху (рис. 7). В 1400 г. было начато строительство здания для Краковского университета, основанного в XIV в. Ряд залов окружает внутренний четырехугольный двор, окруженный галереями на каменных столбах с «хрустальными» сводами (вторая половина XV в., рис. 8).

Из зданий другого рода известно по рисункам общежитие кантонистов в Кракове 1470 г. К этому же типу принадлежат так называемые дома Длугоша в Сандомеже (1478 г.) и в Вислице — двухэтажные здания с большими сенями посредине.

В XV в. появляются склады-амбары в торговых городах: Торуне, Грудзендзе, Быдгощи, Гданьске, кирпичные здания с маленькими окошками и щипцами со ступенчатыми нишами. В Радоме сохранилось средневековое кирпичное здание с печью для плавки воска.

Представление о мастерских и их оборудовании в период позднего средневековья дают иллюстрации так называемого Кодекса Бехема начала XVI в. (в Кракове). Сохранились перестроенное здание госпиталя Св. Духа в Кракове (1474 г.), а также госпиталь в Шидлове за городскими воротами, состоящий из анфилады залов с капеллой на поперечной оси здания.

Культовые здания. В XV в. заканчивается возведение кафедральных соборов в Гнезне и Познани, перестраивается алтарная часть церкви Богоматери в Гданьске, строятся приходские церкви. Но все же строительство культовых зданий в XV в. не имело такого значения, как столетием раньше.

При строительстве новых церквей в XV в. в Польше, как и в Баварии, Чехии или Словении, отдавалось предпочтение зальным постройкам. В приходских церквах алтарную часть не отделяют специальной аркой, объединяя нефы и алтарь в одно целое. Для полного соединения пространства нефов и алтаря продолжают боковые нефы (деамбулаторием).

Рис. 9. Гданьск. Церковь Богоматери, XIV—XV вв.
Рис. 10. Гданьск. Троицкая церковь францисканского монастыря, 1431—1480 гг.

В северной группе церквей в XV в. вместо характерного для классической готики расчленения внешних стен контрфорсами возводятся стены гладкие, либо с плоскими декоративными лопатками. Контрфорсы, необходимые по конструктивным соображениям, обращены внутрь здания, обогащая его внутреннее пространство. Мощные гладкие стены церквей, прорезанные высокими окнами, — это создание XV в., когда начинаются поиски простого массивного объема, дополняемого кружевной деталировкой щипцов или аттиков, что выявится вполне в формах архитектуры Возрождения в XVI в. Самым выдающимся примером такой постройки XV в. является церковь Богоматери в Гданьске (рис. 9). В 1446 г. закончена перестройка алтарной части, а затем перестроены нефы одной высоты с зальным трехнефным трансептом. Возник, таким образом, исключительно выразительный интерьер огромного храма, имеющего снаружи простые стены без контрфорсов, прорезанные высокими окнами. Над карнизом проходит кружево готического аттика, а тройные щипцы фланкированы по углам башенками со шпилями. Контраст гладкой мощной стены и легкой ажурности завершения можно видеть в церкви Св. Троицы при монастыре францисканцев в Гданьске (рис. 10) и в других церквах XV в. в Гданьске и Торуне.

Несколько иной является группа церквей на Западном Поморье и в Великопольше, связанных с именем выдающегося архитектора Генриха Брунсберга, уроженца Бранева, работавшего в Бранденбурге, Западном Поморье, Мархии и Великополыне в конце XIV и в первой половине XV в. как «магистр» из Шецина.

Рис. 11. Познань. Церковь Богоматери, 1433—1444 гг. г. Брунсберг
Рис. 12. Ныса. Церковь Якуба, 1401—1430 гг.

Из построек Генриха Брунсберга на территории теперешней Польши самыми выдающимися являются ратуши в Хойне и Шецине, церкви в Хойне, церкви Богоматери в Познани (1433—1444 гг.), Петра и Павла в Шецине и там же перестроенная церковь св. Якуба. Он применял зальную систему с внутренними контрфорсами, а снаружи вводил плоские лопатки с декоративной обработкой из профилированного, глазурованного кирпича и выступающие над ними выше карниза изящные вимперги. Церковь Богоматери в Познани (рис. 11) является типичной постройкой Брунсберга.

Среди зальных костелов Силезии наиболее интересна церковь св. Якуба в Нысе, построенная в 1401—1430 гг. архитектором Петром, — трехнефный зал, составляющий одно целое с тоже зальной алтарной частью (рис. 12). При значительной высоте нефа (25 м) интерьер является лучшим среди интерьеров зальных храмов. Пространственная концепция и некоторые детали связывают церковь в Нысе с чешской архитектурой (Колин, Кутна Гора).

На территории Великопольши в XV в. строится много церквей почти исключительно зального типа (в Быдгоще, Лекно, Мендыжече, Слупце и др.). Единственной базиликой этого времени является церковь в Шамотулах. К XV в. принадлежит перестройка алтарной части кафедрального собора в Познани с деамбулаторием, над которым возвышаются три башни, открытые внутрь. Великопольские церкви имеют хорошие пропорции и, как в XIV в., наружные контрфорсы. Исключение составляет упомянутая церковь Богоматери в Познани. На территории Великопольши были сооружены два центрических храма, редких в готической архитектуре. Один из них в Гославицах (1444 г.), другой, искаженный позднее, в Мишеве. Церковь в Гославицах (рис. 13) восьмиугольная в плане с четырьмя ветвями; нервюрный свод восьмерика поддерживается тонким восьмигранным каменным столбом, стоящим посредине.

Рис. 13. Гославицы. Церковь первой половины XV в. План и интерьер
Рис. 14. Визна. Церковь, XV в.

В XV в. строились и более архаичные постройки. Построенные в XV в. в Малопольше церкви-базилики в Бешове, Скальбмеже и Бодзентине — поздний отзвук церквей с системой столбов и контрфорсов так называемой «Краковской школы». Простые в объеме однонефные церкви в Шидлове или Кшценцицах (уже XVI в.) отличаются стройностью лизеновых и ступенчатых щипцов.

В Люблине в XV в. кроме капеллы на Замке построена церковь монастыря Визиток, основанная Владиславом Ягелло после победы под Грюнвальдом, трехнефная с позднеготическим щипцом. Скромны церкви XV в. на Мазовше, в которых вся экспрессия сосредоточивается в щипцах, украшенных ступеньками, побеленными нишами, а иногда просветами декоративных отверстий (Цеханув, Бендкув, Бжесть Куявски, Визна, рис. 14). У других мазовецких церквей с запада стоят большие башни — влияние архитектуры крестоносцев (Нешава, Рацёнжек, Пшасныш, Остроленка). Все упомянутые церкви однонефны, кроме собора в Ломже, трехнефного зального с приподнятым средним нефом и позднеготическими хрустальными сводами XVI в.

С момента объединения Польши и Литвы готические формы проникают на восток, а некоторые элементы русского искусства проникают в Польшу (русские художники расписывали церкви в Люблине, Кракове, Сандомеже и Гнезне). Это сочетание живописи, ведущей свое происхождение из Византии, с готической архитектурой в Люблине или Сандомеже дало необыкновенно сильное художественное целое.

Древнейшие сохранившиеся деревянные церкви принадлежат ко второй половине XV в. Таковы церкви в Малопольше — в Дембно, Грывалде, Ивкове второй половины XV в., в Харклёве, Лонче (рис. 15, 1490 г. а также силезские — в Ксенжем Лясе (1499 г.).

Рис. 15. Деревянные церкви: Лонча, 1490 г., общий вид; Дембно, вторая половина XV в., интерьер 

Деревянные церкви однонефны, в плане близки к квадрату, с более узкой алтарной частью, прямоугольной или многогранной. Стены рубленые, а крутая гонтовая крыша придает церквам готический силуэт. С запада примыкает деревянная башня — колокольня каркасной конструкции с нависающим верхним этажом (обычно более поздняя, как и окружающие церковь навесы). В резьбе деревянных порталов, иногда в стрельчатой форме алтарного проема много готических форм. Внутри деревянные церкви были покрыты росписью, главным образом мелким орнаментом (Дембно, рис. 15, Кружлёва).

Польская архитектура XV в. была готической, связанной с предшествующими этапами ее развития и сохранившей многое от старой строительной техники и материалов — кирпича для стен и сводов с каменными столбами, нервюрами, проемами и декором на юге, кирпича с керамическим убранством на севере. Но в течение XV в. архитектурные детали становились утонченнее и сложнее, а крестовые нервюрные своды превратились в более декоративные звездчатые, а затем в сетчатые и хрустальные.

Усложнялись формы лопаток, фиалов, оконных переплетов, а также щипцов и аттиков, которые в Поморье и Мазовше сами превратились в эффектную декорацию, не связанную с крышами и своим богатством контрастировавшую с гладкими стенами. Близость форм аттиков и щипцов светских построек и церквей, как и предпочтение, отдававшееся тогда зальным церквам, говорит о проникновении светского в церковную архитектуру. Наконец, для XV в. типичны увеличение числа каменных светских построек и начало процесса превращения замка-крепости в замок-дворец.


Глава «Архитектура Польши», раздел «Архитектура эпохи Возрождения в западноевропейских странах (вне Италии)», энциклопедия «Всеобщая история архитектуры. Том V. Архитектура Западной Европы XV—XVI веков. Эпоха Возрождения». Ответственный редактор: В.Ф. Маркузон. Автор: Я. Захватович. Москва, Стройиздат, 1967

Архитектура польской независимости | Статья

Архитектура польской независимости

default, Варшавский национальный музей, фото: Петр Лигер / Варшавский национальный музей, center, mnw_photo_c_copyright_by_piotr_ligier_wystawa_trasa_m-z.jpg

#архитектура #polska 100

Государствообразующая символика и монументализм, современность и новаторство — вот черты, отличавшие архитектуру Польши после 1918 года.

Независимость, вновь обретенная в 1918 году, принесла Польше не только великую радость, но и поставила сложнейшие задачи. Предстояло сплотить регионы, более ста лет входившие в состав других государств, различающихся языком, уровнем развития, культуры, экономики. Важно было не только сгладить многочисленные диспропорции, но и возродить в людях дух единства. В этой символической интеграции трех частей Польши важную роль сыграла архитектура.

Таким образом 1918 год оказался важной цезурой в развитии польского зодчества. В начале ХХ века польские архитекторы следили за новыми течениями и тенденциями, однако лишь в свободной стране они получили шанс воплотить их в жизнь. Уверенность в том, что архитектура не просто выполняет определенные утилитарные функции, но и несет мощный пропагандистский заряд, облегчала осуществление многих новаторских проектов, политическое и архитектурное значение которых отчетливо прочитывается и в наши дни.

Главное здание Сейма Республики Польша, Варшава

Сложно себе представить объект, обладающий большим символическим значением для независимого государства, чем здание его парламента. Начиная с 1918 года новый польский парламент заседал в бывшем здании Александро-Мариинского института благородных девиц на улице Вейска. В 1925 году модернизацию объекта поручили Казимиру Скуревичу, тогдашнему хранителю Королевского замка. Архитектор отказался от распространенного в те годы убеждения, что штаб-квартира парламента должна напоминать дворец или замок, и спроектировал простой пятиэтажный Депутатский дом с залом заседаний в виде амфитеатра, заключенного в шатрообразную ротонду. Ее разделенные полуколоннами фасады украшают барельефы Яна Щепковского 1927–28 годов. Изображенные аллегории профессий считаются одним из лучших образцов стиля ар-деко в Польше. Камерный масштаб и далекую от монументализма форму зданий парламента в последствии развил Богдан Пневский, расширив комплекс зданий сейма в 1949–1952 годах и превратив его в утопающий в зелени комплекс небольших павильонов.

Варшавский национальный музей

Варшавский национальный музей как учреждение культуры был создан еще в 1916 году, однако своего собственного здания ему пришлось ждать довольно долго. Первый конкурс на проект здания (который изначально должен был расположиться на территории района Уяздов) объявили в 1919 году, однако его результаты не удовлетворили жюри. Позже состоялись еще два конкурса, но и они не принесли результата. Примечательно, что проекты, заявленные на последний конкурс, пресса критиковала как вторичные и недостаточно современные. Здание, сегодня известное каждому, спроектировал Тадеуш Толвинский, победив в четвертом, на сей раз закрытом архитектурном конкурсе.

Толвинский предложил построить здание не просто суровое, а по-настоящему монументальное. Он лишил его деталей и украшений, убрал все намеки на известные исторические стили. Фасады Национального музея облицованы шидловецким песчаником; этот же материал наряду с келецким мрамором доминирует в элегантном, но скромном фойе. Главное достоинство этой архитектуры — ее сдержанность. В начале ХХ века еще была жива традиция строить богато декорированные парадные музейные здания с классицистическими деталями. Тадеуш Товинский не поддался этой моде и спроектировал простое здание, о серьезной функции которого свидетельствуют не декоративные элементы, а композиция геометрических форм и выверенные пропорции. Несмотря на многие изменения, произошедшие в архитектуре Варшавы с 1938 года — года открытия здания Национального музея, — его суровые массивные очертания сохранили былую величественность.

Банк национального хозяйства (BGK), Варшава

standardowy [760 px]

Банк национального хозяйства (

Потрясающая архитектура Польши

Архитектура Польши — это совершенно уникальное сочетание различных стилей — от романских и готических замков до современных постмодернистских комплексов.

Архитектура этого крупного государства в восточной части Европы — отражение долгого и нелегкого пути, через который оно прошло.

1. Собор Святой Равноапостольной Марии Магдалины в Варшаве


Собор Святой Равноапостольной Марии Магдалины в Варшаве
Собор Святой Равноапостольной Марии Магдалины в Варшаве

Один из главных православных символов столицы Польши, Собор Святой Равноапостольной Марии Магдалины, был возведен в центре города в 1869 году. В XIX веке в Польше резко увеличилось число проживающих россиян, исповедующих православие, что вызвало дискуссии о необходимости строительства в Польше православного храма.

Проект будущей церкви был доверен русскому зодчему Николаю Сычеву. До начала Первой мировой войны Собор оставался приходским — в нем работали приют и церковная школа. Во время Второй мировой войны здание пострадало незначительно — была частично обрушена кровля. В 1965 году собору было присвоено официальное звание памятника архитектуры Польши.

2. Жилой комплекс «Злота 44» в Варшаве


Жилой комплекс «Злота 44» в Варшаве с высоты птичьего полета
Жилой комплекс «Злота 44» в Варшаве

Построенный в 2013 году по проекту легендарного архитектора современности Даниэля Либескинда жилой комплекс «Злота 44» стал самым высоким в Европе жилым небоскребом (высота — 192 метра). В структуре жилого комплекса предусмотрены 4 типа апартаментов — однокомнатные (до 70 кв.м), средние (до 120 кв.м) и крупные (до 250 кв.м) квартиры, а также пентхаусы (до 1000 кв.м).

В этом комплексе предусмотрена обширная сеть обслуживания жильцов — винный погреб, 25-метровый бассейн, джакузи, фитнес-клуб, сауна, террасы, магазины и многое другое. По мнению многих экспертов, внешне угловатый и крайне необычный объект должен стать символом будущей Варшавы.

3. Центр документации искусства «Крикотека» в Кракове


Центр документации искусства «Крикотека» в Кракове
Центр документации искусства «Крикотека» в Кракове

Центр документации искусства «Крикотека» был основан прославленным польским режиссером и художником Тадеушем Кантором еще еще в 1980 году. В 2014 году «Крикотека» переехала в новое яркое здание в авангардном стиле, чей фасад из зеркал и металлических плит как бы нависает над окружающей застройкой.

Интерьер представляет собой пространство со множеством перепутанных лестниц и подъемников, выглядящих при этом вполне органично. Для людей, незнакомых с творчеством художника, посещение Центра с его внушающими страх экспонатами и шокирующими видео, возможно, покажется странным. Помимо выставок, в музее часто проходят лекции и театральные показы.

4. Собор Иоанна Крестителя во Вроцлаве


Собор Иоанна Крестителя во Вроцлаве
Собор Иоанна Крестителя во Вроцлаве: ночной кадр

Католический собор Иоанна Крестителя, построенный в XIII веке на острове Тумский во Вроцлаве — это первый готический храм на территории Польши. Строительство культового здания проходило в несколько этапов — хор был завершён в 1272 году, а неф был окончательно достроен в 1341 году.

Главный фасад собора с двумя протяженными шпилями, достигающими в высоту 98 м, обращён на запад. В 1913 году в этом здании был сооружен крупнейший на тот момент в мире орган. Вроцлавский собор, как и многие другие религиозные сооружения, пострадал от военных действий — во время осады немецкого города Бреслау Красной Армией собор был разрушен практически полностью. К счастью его удалось восстановить — в 1951 году была проведена его реконструкция.

5. Кривой домик в Сопоте


Кривой домик в Сопоте: главный фасад
Кривой домик в Сопоте

Кривой домик был построен в 2004 году в польском городе Сопоте по проекту местных архитекторов Шотинских и Залевского. Вдохновением для них послужили рисунки художников-иллюстраторов Яна Шанцера и Пера Оскара Дальберга.

Дом полностью оправдывает свое название, не имея ни одного прямого угла или ровной поверхности. При виде этого сооружения, у многочисленных туристов складывается впечатление, что либо дом расплавился на солнце, либо они видят отражение обычного дома в кривом зеркале.

6. Выставочный центр Targi Kielce в Кельце


Выставочный центр Targi Kielce в Кельце: ночной кадр
Выставочный центр Targi Kielce в Кельце: ночной кадр

Современный выставочный центр в городке Кельце, что в центре Польши, представляет собой образец современной архитектуры — максимально светлой и легкой. В центре Targi Kielce есть несколько выставочных помещений, небольшая кафе-закусочная и главная аудитория, где проходит большинство презентаций, выступлений и различных массовых мероприятий.

Ежегодно в стенах Targi Kielce проходит около 150 различных конференций, семинаров, презентаций и выставок в области искусства, тяжелой промышленности и строительства.

7. Королевский дворец в Варшаве


Королевский дворец в Варшаве
Королевский дворец в Варшаве

Королевский дворец был построен на искусственной возвышенности в столице Польши по приказу короля польского Сигизмунда Вазы в 1618 году. Это мощное здание в форме пятиугольника пережило множество страшных событий — войн, осад и междоусобиц, однако самым тяжелым для него периодом стала середина XX века, когда нацисты заминировали дворец и разрушили его до основания.

После завершения Второй мировой войны место, где когда-то находился замок, пустовало до 1971 года, когда польский сейм принял решение восстановить дворец по сохранившимся фрагментам и фотографиям. Так 1988 год, когда реставрация замка была фактически завершена, стал фактически годом его второго рождения.

8. Загородный дом для семьи автомобилистов в Еленя-Гуре


Загородный дом для семьи автомобилистов в Еленя-Гуре
Загородный дом для семьи автомобилистов в Еленя-Гуре: интерьер помещений

Главной концепцией построенного в 2012 году дома для семьи автомобилистов в Еленя-Гуре стало объединение внутренних пространств для людей и их личного транспорта. В этом доме предусмотрены две «прихожие» — для людей и для автомобилей.

В роли одной выступает уютная открытая терраса, а другая представлена въездным туннелем и стоянкой. Туннель для автомобилей также играет роль художественной галереи — на стенах вывешены картины художника-главы семьи, а его крыша полностью покрыта газоном.

9. Дворец культуры и науки в Варшаве


Дворец культуры и науки в Варшаве: ночной кадр
Дворец культуры и науки в Варшаве с высоты птичьего полета

Самое высокое здание Польши, Дворец культуры и науки, было построено в 1955 году по образцу «сталинских высоток» в качестве подарка Советского Союза польскому народу. 42-этажный небоскрёб высотой около 168 м (вместе со шпилем — 231 м) имеет 3288 комнат. На тридцатом этаже здания (на высоте 114 м) расположена свободная для посещения терраса со смотровой площадкой, откуда открывается роскошная панорама города.

После целой серии самоубийственных прыжков с нее терраса была огорожена решеткой. Сегодня небоскрёб выполняет функции офисного здания и выставочного центра с самым большим в стране конференц-залом, рассчитанным на 3 тысячи человек. В наши дни дворец входит в десятку самых высоких зданий Европы.

10. Торговая галерея Silesia City Center в Катовице


Торговая галерея Silesia City Center в Катовице: ночной кадр
Торговая галерея Silesia City Center в Катовице: интерьер помещений

В столице воеводства Шленского, городе Катовице, находится один из крупнейших в стране торговых центров – галерея Silesia City Center. В состав комплекса входит более 300 магазинов и бутиков, 13 суперсовременных кинотеатров, фитнес-центр и салоны красоты, а также огромное количество ресторанов самой разной кухни, кафе и баров.

Но главной гордостью Silesia City Center считается потрясающий по красоте фонтан в центре Тропикальной площади, вокруг которого установлены комфортные скамейки для отдыхающих и зоны рекреации.

11. Библиотека университета в Варшаве


Библиотека университета в Варшаве
Библиотека университета в Варшаве: интерьер помещений

Современное здание библиотеки варшавского университета было построено в декабре 1999 года. В ее состав входит главный корпус высотой в 4 этажа и невысокая фронтовая пристройка. Эти корпуса объединены в общую систему с помощью пассажа с остекленной крышей.

На крыше главного корпуса разбит ботанический сад площадью в 1,5 га. Наибольший интерес у посетителей и студентов вызывает расположенная рядом с главным входом колоннада философов — на четырёх высоких колоннах установлены статуи польских философов XX века.

12. Многофункциональный комплекс «Золотые террасы» в Варшаве


Многофункциональный комплекс «Золотые террасы» в Варшаве
Многофункциональный комплекс «Золотые террасы» в Варшаве: интерьер помещения

Многофункциональный комплекс «Золотые террасы» в Варшаве состоит из двух частей — торгового центра и офисной башни. Особый интерес привлекает расположенный в первых этажах роскошный торговый центр, впечатляющий своими формами и масштабом.

При первом знакомстве с ним может показаться, что гигантская морская волна хлынула между небоскребами, но потом почему-то застыла. Крыша ТЦ выполнена из стекла, в ней нет ни одной прямой линии. Внутри комплекса стены и потолок также наклонены, отчего у многих посетителей возникает ощущение, что они попали в гигантский пузырь.

13. Башня торгового центра в Варшаве


Башня торгового центра в Варшаве
Башня торгового центра в Варшаве: ночной кадр

43-метровая башня торгового центра, построенная в Варшаве в 1999 году, считается третьим по высоте небоскребом Польши (высота — 184 м, вместе с антенной — 208 м). Внутри башни расположено огромное количество офисных помещений и объектов обслуживания, официальным собственником башни считается страховая компания AXA.

На крыше здания расположена смотровая площадка, на которую может попасть любой желающий. Любопытно, что в этом небоскребе работают самые быстрые лифты в мире.

14. Колонна короля Сигизмунда III в Варшаве


Колонна короля Сигизмунда III в Варшаве
Колонна короля Сигизмунда III в Варшаве

Памятник в виде 22-метровой колонны, посвященный королю Сигизмунду III, был возведен на площади перед Королевским дворцом в Варшаве по приказу Владислава IV в 1644 году. Авторами проекта столь значимого для Польши монумента стали итальянские инженеры Августин Лоччи и Константино Тенкалла. Вдохновением для них послужила Марианская колонна перед базиликой Санта-Мария-Маджоре в Риме.

Авторство самой статуи из бронзы, изображающей польского короля в рыцарских доспехах с кривой саблей в деснице, принадлежит скульптору Клементе Молли. Во время Варшавского восстания против нацистских оккупантов колонна была повалена, однако в 1949 году ее удалось восстановить, заменив старый ствол на новый из гранита.

15. Отель The Westin в Варшаве


Отель The Westin в Варшаве: вечерний кадр
Отель The Westin в Варшаве

Современный отель The Westin в Варшаве расположен в экономическом центре динамичной столицы, в шаговой доступности от ее исторической части. Его архитектура решена весьма необычно — угол прямоугольного гостиничного блока буквально прорезан стеклянным объемом, в котором расположены панорамные лифты с видами на Варшаву.

Особенно эффектно здание выглядит с разноцветной ночной подсветкой. The Westin Warsaw являет собой редкий случай, когда гостиничному комплексу удается стать действительно знаковым архитектурным объектом в крупном мегаполисе.

Архитектура средневековой Польши: замки и соборы

Богатое историческое наследие Польши оставило глубокий след в культуре государства, в частности на ее архитектуре. Укрепленность мощными камнями и деревом, рвы и крепости, — все это рассказывает о трудных, кровопролитных временах. Величественность, острые пики и выдержанная симметрия готики; легкость и воздушность арочных элементов, колонны и своды Эпохи Возрождения… Здесь переплелись всевозможные стили и направления, старобытность и современность, камень, дерево и стекло.

В Польше сохранилось около 40 тысяч стародавних памятников архитектуры. Многие из них уникальны и бесценны.

Собор Иоанна Крестителя во Вроцлаве

Является первым готическим храмом на территории средневековой Польши. Первые своды и стены были построены в 1272 году. Отличительной особенностью святыни считаются два шпиля, украшающих фасад здания. Высота каждого достигает 98 метров. В 1913 здесь был построен орган, долгое время он считался самым крупным в мире. Во время Второй мировой войны собор был разрушен на 70%, но уже через пять лет после окончания войны он прошел полную реконструкцию.

Замок Мальборк

Мальборк — крупнейший в мире готический замковый комплекс (занимает 21 га площади), так же считается самым большим рукотворным сооружением из кирпича.

Стены замка были заложены рыцарями тевтонского ордена в 1274 году. В 14-15 веках замок служил столицей крестоносцев. В те времена Мальборк был ярким примером защитного сооружения — замок окружали четыре линии обороны, глубокие оборонительные рвы и колодцы. В многоуровневой системе подвалов было все самое необходимое для жизни, пропитания и поддержания в боевой готовности целого войска.

В 1997 году замок Мальборк был занесен в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Вилянувский дворец

Авантажный, торжественный, сказочный Вилянувский дворец, выполненный в стиле барокко, считается главной достопримечательностью Варшавы и предметом национальной гордости.

Дворец начал строиться в 17 веке как загородная резиденция короля. Со временем во дворце достраивались дополнительные комнаты и интерьеры. Прилегающую ко дворцу территорию украшает садово-парковый ансамбль внушительных размеров.

Ягеллонский университет

Да, к уникальным и известным достопримечательностям относятся даже польские вузы. Дата основания университета — 1364 год, что позволяет его считать самым старым высшим учебным заведением не только в Польше, но и во всей Европе. Было сформированно 11 кафедр — медицинские, правоведческие и свободных искусств. Здесь собрана огромная библиотека — более 6 млн печатных изданий — старинных рукописей, свитков, манускриптов…

Ягеллонский университет (ранее Краковская академия) окончили такие великие деятели как Николай Коперник, Иван Федоров, Ян Кохановский и многие другие.

Костел Вознесения Пресвятой Девы Марии

Эта святыня не может похвастаться стремящимися в высь шпилями, величественными колонами, воздушными сводами или арками, однако, это не уменьшает ее значимости. Костел Вознесения Пресвятой Девы Марии является самым большим и старым деревянным храмом в Европе. Церковь была построена в 1388 году. Из-за дефицита камня для строительства костела в основном использовались дерево и солома.

Пережив татаро-мангольское нашествие, войны, пожары, костел Вознесения Пресвятой Девы Марии множество раз ремонтировался и реставрировался, но при этом его внешний вид не притерпел кардинальных изменений.

Рудницкая Марина

Застывшие в камне: советская архитектура в Польше

Начиная со второй половины 40‑х годов, когда послевоенная Польша вместе с другими странами Центральной и Восточной Европы взяла курс на строительство социализма под бдительным руководством московских партийных лидеров, ее, в частности культурная, жизнь была неразрывно связана с таковой в СССР. Архитектура, как один из самых наглядных и долговечных видов искусства, говорит об этом контекстуальном единстве предельно ясно.

Стоит ли упоминать, что Польша катастрофически пострадала во время войны, когда почти половина ее культурно-исторического наследия была уничтожена, а в таких городах, как Варшава, Гданьск, Вроцлав, Познань, Щецин, Эльблонг и другие, пострадало до 90% старинной застройки в центральных районах. Это не говоря уж о плачевном состоянии промышленных предприятий, путей сообщения, включая мосты, и прочей инфраструктуры. Одним словом, Польше предстояло превратиться в одну большую стройку на долгие годы.

Польша вместе с другими странами Центральной и Восточной Европы взяла курс на строительство социализма под бдительным руководством московских партийных лидеровПольша вместе с другими странами Центральной и Восточной Европы взяла курс на строительство социализма под бдительным руководством московских партийных лидеров

И первым делом поднять из руин предстояло Варшаву, которой, согласно Генплану, была уготована роль главного административного и культурного центра Польши, одного из ведущих промышленных и транспортных узлов.

План реконструкции Варшавы охватывал целую шестилетку с 1950 до 1955 года, предполагая по ее завершении продолжение работ в заданном направлении вплоть до середины 60‑х годов.
План реконструкции Варшавы План реконструкции Варшавы

Одним из первых представителей новой польской архитектуры стало здание Главного статистического управления в Варшаве, которое проектировал именитый архитектор Ромуальд Гутт. Для его построек, в которых преобладали черты функционализма, были характерны трехмерные фасады с выступающими элементами, и этот проект не только не стал исключением, но, скорее, оказался квинтэссенцией его авторского стиля.

Здание Главного статистического управления в ВаршавеЗдание Главного статистического управления в Варшаве

Только с высоты птичьего полета можно в полной мере оценить всю необычность замысла и масштабность осуществленных работ. Так здание Главного статистического управления выглядело сразу после завершения строительных работ в 1954 году. Всего же понадобилось шесть лет, чтобы возвести это необычное сооружение.

Здание Главного статистического управления в 1954 годуЗдание Главного статистического управления в 1954 году

На несколько лет позже появился Дом крестьянина, построенный по проекту Богдана Пневского в 1957–1961 годах.

Это здание стало первым примером удачного сочетания строгой простоты функционализма и элементов ордерной архитектуры.

Одной из отличительных черт его внутреннего оформления были мозаичные картины в помещениях первого этажа.

Дом крестьянинаДом крестьянина

Практически ровесником вышеназванных зданий является и чемпион по высоте не только в Варшаве, но и во всей Польше — Дворец культуры и науки.

Появившийся в центре города в 1955 году брат-близнец знаменитых «сталинских высоток» был спроектирован одним из популярнейших в ту пору архитекторов СССР, апологетом «советского ампира» и лауреатом Сталинской премии Львом Рудневым.

В этом конкретном случае зодчий успешно сочетал в проекте свой излюбленный неоклассицизм с аутентичными архитектурными мотивами, именуемыми «польским историзмом». Здание Дворца культуры и науки имени Сталина, как оно именовалось в ту пору, было своеобразным даром Польше от правительства Советского Союза.

Дворец культуры и наукиДворец культуры и науки

Не только польская столица, конечно, прирастала в эти годы интересными архитектурными сооружениями. Ярким примером может служить здание Высшего сельскохозяйственного училища, построенное в Кракове архитектором С. Ющиком в 1963 году. Проект в основном создан в стиле характерного для советского зодчества конструктивизма с привнесением некоторых присущих именно польской архитектуре черт.

Здание Высшего сельскохозяйственного училищаЗдание Высшего сельскохозяйственного училища

В настоящее время это учебное заведение носит название Сельскохозяйственный университет имени Гуго Коллонтая и ежегодно подготавливает студентов со всей Польши по пятидесяти специальностям на семи факультетах.

Сельскохозяйственный университет имени Гуго КоллонтаяСельскохозяйственный университет имени Гуго Коллонтая

Не столь масштабным, но тоже весьма любопытным с архитектурной точки зрения можно назвать кинотеатр «Космос» в Щецине, спроектированный в конце 50‑х годов польским зодчим Анджеем Коженевским. 

Относящийся скорее к монументализму, кинотеатр не поражает размерами, но внушает почтение строгим и лаконичным абрисом, суровой геометрией фасада, а стены кажутся ничуть не тоньше, чем у средневекового романского замка, и крошечные окна-бойницы только усиливают этот эффект. 

В прошлом году кинотеатр, действовавший на протяжении всех этих лет, закрыли на реконструкцию, которая не должна значительно затронуть внешний вид здания, так как оно признано памятником архитектуры.

Кинотеатр «Космос»Кинотеатр «Космос»

60‑е годы открывают в Польше десятилетие, которое можно было бы окрестить «десятилетием оригинальной архитектуры». «Первые ласточки» появились, впрочем, еще раньше.

Первым образчиком «космических» построек в социалистической Польше стал универмаг «Кругляк» в Познани, построенный в 1955 году и до сих пор удерживающий звание первого и единственного идеально круглого — а точнее, цилиндрического — здания подобного назначения во всей Европе.

Сейчас там, помимо торговых площадей, располагается множество офисов, а также заведения общественного питания и развлекательные площадки.

Универмаг «Кругляк»Универмаг «Кругляк»

Еще один «межзвездный лайнер» приземлился на набережной Кракова по воле архитектора Януша Ингардена и притворился гостиницей, которая получила название «Форум» и множество хвалебных отзывов об оригинальном фасаде и удачном расположении.

И — как тут не поверить в роковую силу «чертовой дюжины» — здание просуществовало в качестве гостиницы только следующие тринадцать лет! В 2002 году ее этажи опустели, и сейчас большинство из них простаивает, за исключением помещения на первом этаже, где теплится жизнь в небольшом анеграундовом кафе.

Гостиница «Форум»Гостиница «Форум»

Но самым «неземным» стал, конечно, стадион «Блюдце» (по-польски Spodek) в Катовице, прославившийся именно своей нестандартной формой.

Спроектировали эту «летающую тарелочку» Мацей Гинтовт и Мацей Красинский, но одного проекта было мало, пришлось преодолеть значительные трудности, прежде чем строительство стало возможным.

Например, сырую и зыбкую почву под будущим символом города укрепляли с помощью тридцати тысяч тонн грунта, перевезенных сюда из других мест и распределенных на площади в девять гектаров — именно столько места планировалось отвести под сооружение. Но в конце концов стадион с помпой отпраздновал свой день рождения в 1971 году. Ведет активную жизнь он и поныне, являясь площадкой не только для спортивных мероприятий, но и для концертов и даже турниров по компьютерным играм.

Стадион «Блюдце»Стадион «Блюдце»

В заключение хочется добавить, что оригинальной архитектурой в Польше отличаются не только общественные заведения и административные здания — есть и представители «малых сих», то есть обычных жилых многоквартирных домов. 

Таков и первый польский «небоскреб» с подобием корабельной палубы у вершины, выросший в 60‑е годы по воле архитекторов Яна Богуславского и Богдана Гневевского в Варшаве, на пустыре, оставшемся после войны. Двухэтажная «палуба» ранее вмещала кафе, которое теперь не функционирует, а в доме по-прежнему живут люди.

Стадион «Блюдце»
Первый польский «небоскреб»

Застывшие в камне: советская архитектура в Латвии
Застывшие в камне: советская архитектура в Литве
Застывшие в камне: советская архитектура в Эстонии
Застывшие в камне: советская архитектура на Украине
Застывшие в камне: советская архитектура в Беларуси
Застывшие в камне: советская архитектура в Грузии

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!

​Шедевры готической архитектуры Польши — Арткласс

Katedra św. Mikołaja w Bielsku-Białej-1443 – 1447

Собор Святого Николая.Бельско-Бяла1442—1444

Медленное распространение западных идей в Польше вызвано тем, что церковные реформы Григория VII были восприняты в Польше лишь в начале XIII в., гораздо позже, чем в Богемии.

Собор Успения Девы Марии .Белосток.1617—1626

Готический стиль распространился в Польше в течение XIV—XV вв. На юге, в районе Кракова, доминировала готика французского типа. Немецкая готика распространилась на Западе и Севере Польши. Значительное распространение готическое искусство получило в городах немецких колонистов.

Собор Святых Мартина и Николая.Быдгощ XIV—XV века

Тевтонские рыцари, великие магистры которых часто были профессиональными строителями, переняли тот специфический стиль готической архитектуры богатых городов Ганзы. Некоторые из этих сооружений, церковь Божьей Матери в Данциге (ныне Гданьск, 1345—1503)

Gdańsk, kościół par. p.w. Wniebowzięcia NMP, tzw. Mariacki, 1343, 1502, po 1945

Интерьер церкви У;спения Пресвятой девы Марии в Гданьське

И самое значительное кирпичное сооружение — дворец великих магистров в Мариенбурге (1276—1335),

Орденский замок Мариенбург , давший начало одноимённому городу (ныне город Мальборк в Польше), служил резиденцией великого магистра Тевтонского ордена с 1309 по 1456 годы. Это крупнейший средневековый кирпичный замок в мире, один из эталонов кирпичной готики, памятник истории, памятник Всемирного наследия человечества.

Они оказали большое влияние на строительство в Северо-восточной Польше. Имело своё влияние и чешское готическое искусство, представленное учениками Петра Парлержа. Позднеготический стиль расцветёт в Польше только в XV в.

Собор Архангела Михаила и Святого Флориана (Варшава)

Готическая архитектура обычно использовала тёсаные камни (песчаник, мрамор). Но в местностях с дефицитом или отсутствием природных залежей камня использовали кирпич.

Костёл Святого Иоанна Крестителя (Варшава)-был возведён в 1390 году в стиле кирпичной готики как место коронаций и похорон князей Мазовии

Прежде всего это характерно для готических сооружений северных княжеств Германии и Польши. Кирпич использовали не только для построения небольших жилых домов, но и для величественных готических соборов. Использование кирпича обусловило особенности подобной готики, потому что унифицированный кирпич значительно ограничивал создание готических узоров, сделанных из тёсаного камня. Строители вышли из ограничений созданием и использованием фигурного кирпича (лекальный кирпич), который предоставил возможность создавать настоящее готическое плетение.

Собор Успения Девы Марии,Влоцлавек,XIV—XV века

Своего полного развития готика в Польше достигла только в XIV в.

Замечателен кафедральный собор на Вавеле(1320—1364 гг.).

Готическая архитектура отличалась в Польше значительным своеобразием. Конструкции польских сооружений принципиально отличались от западноевропейских. Так, костел на Вавеле, несмотря на значительный пролет (около 10 м) и высоту среднего нефа, не имел аркбутанов. Аркбутаны вообще почти не использовались в польской архитектуре.

Konfesja bp Stanisława na Wawelu Wawel Cathedral

Для восприятия распора сводов в Польше применялась оригинальная «контрфорсно-колонная» система. Основы этой конструкции наметились еще в постройках XIII в. (подобных костелу в Вонхоцке). В костеле на Вавеле контрфорсы главного нефа образовали в боковых нефах прямоугольные выступы, на которые опирается аркада разделяющая нефы. Конструктивная схема при этом упростилась, так как распор не передавался на наружные стены боковых нефов. Конструктивные особенности польских готических построек сказались на их облике.

Кафедральный костел на Вавеле в Кракове

Наметившаяся в романскую эпоху тенденция как бы лепить здание из крупных объемов получила в сооружениях польской готики свое дальнейшее развитие, выразившееся в значительно большей по сравнению с предыдущим периодом утонченности форм, приобретших скульптурный характер (ср. фасад кафедрального костела в Гнезно, алтарную часть костела св. Екатерины в Кракове и др.).

Кафедральный костел в Гнезно

Кафедральный костел в Гнезно, интерьер

Кафедральный костел в Гнезно, скульптура.Это стремление к скульптурности объемов здания сопровождалось и использованием скульптурных деталей.

Что касается архитектурных деталей, то и они нередко принимали здесь характер своеобразных скульптурных произведений (как, например, капители из кафедрального костела во Вроцлаве), часто достигая значительной экспрессии.

Кафедральный собор Иоанна Крестителя (1158 г. — первый готический храм на польской земле).

Кафедральный собор Иоанна во Вроцлаве, интерьер

Кафедральный собор Иоанна во Вроцлаве

Собор Святой Марии Магдалины

Одним из выдающихся образцов городских костелов является Мариацкий Костел в Кракове(1226—1478 гг.).

Северная школа польской готики уделяла преимущественное внимание декоративным завершениям обычно гладких стен. Пышно обрабатывались щипцы и аттики. Основным материалом здесь был кирпич; камень почти совсем не использовался. Иногда стены костелов целиком или частично (плоские ниши) покрывались штукатуркой.

Собор Святой Троицы, Девы Марии и Святого Бернарда

Собор Святого Иоанна Богослова.Квидзын

Готическая архитектура в Польше, как, впрочем, и в других странах, дала бесчисленные варианты сводов, искусство возведения которых достигло тогда своего предела.

Собор Святых Петра и Павла.Легница
Крестовые своды предшествовавшего времени уже в 13 веке начали делиться дополнительными нервюрами и образовывать , шестидольные своды, что укрепляло кострукцию в больших пролетах.Появились своды с еще более мелким делением полей, в том числе и характерные для польской архитектуры «пястовские», девятидольные своды.

Собор Успения Богородицы и Святого Андрея.Пельплин

Такие своды были применены уже в кафедральном костеле на Вавеле. Сложная система деления сводов применялась в тот период и в перекрытиях гражданских зданий. Интересными примерами могут служить дом № 1/8 на рынке в Кракове и дом № 17 там же (так называемый «Гетманский дом»).

Świdnica, Cathedral.Radom — Cathedral of Virgin Mary.

В дальнейшем конструкции сводов еще более усложнились, и после сводов звездчатых, сетчатых, с множественным переплетением нервюр, и сводов веерных в Польше в XV—XVI вв. появились эффектные сотовые своды, использованные в самых разнообразных их вариантах. Большого развития достигли в ту эпоху и деревянные конструкции, в частности стропильные фермы, поддерживавшие высокие крыши готических зданий.

Тarnów Cathedral, Lesser Polish Voivodship, Poland

Katedra w Elblągu

Польские архитекторы средневековья в отличие от более позднего периода проявляли большую сдержанность в обработке наружных стен и искали совершенства композиционных построений в гармонической уравновешенности самых масс зданий. Они добивались пластической выразительности объемов путем их взаимосвязи и противопоставления.

Katedra we Fromborku

Собор Святого Семейства.Ченстохова

Достигнув значительного совершенства в применении декоративных и скульптурных элементов, польские архитекторы средневековья очень сдержанно использовали их в наружном облике зданий и вместе с тем широко применяли их во внутренней отделке, порой довольно пышной. Характерной тенденцией польских зодчих средневековья было стремление к объемной и силуэтной выразительности их построек. При этом свойственный готической архитектуре вертикализм носил в польской архитектуре очень сдержанный характер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *