Попов архитектор: Попов, Владимир Васильевич (архитектор) — Википедия – Попов, Александр Петрович (архитектор) — Википедия

Попов, Александр Петрович (архитектор) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Алекса́ндр Петро́вич Попо́в, 3-й (1828 — 6 января 1904, Москва) — русский архитектор и преподаватель, академик архитектуры Императорской Академии художеств. По его проектам было построено несколько зданий в Москве в конце XIX века[1].

Александр Петрович Попов родился в 1828 году. Окончил Императорскую Академию художеств. В течение обучения получал награды Академии художеств: малая серебряная медаль (1853) за «Проект загородного манежа на два вольта», большая серебряная (1856) за программу «Биржа», малая золотая (1857) за программу «Проект высшего театрального училища на 100 человек и при нём театра на 1200 человек», большая золотая медаль (1860) за «проект биржи с пакгаузами, таможней и пр.». Звание классного художника архитектуры 1-й степени (1860). Пенсионар Академии художеств (с 1862). Получил звание академика архитектуры (1870).[2]

В 1872—1875 годах работал в Санкт-Петербурге. В 1875 году был назначен сверхштатным младшим помощником главного архитектора Комиссии для постройки храма Христа Спасителя. С 1880 года преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. С 1883 года работал архитектором в Петровской академии. С 1886 года — архитектор почтамта. В 1888—1903 годах служил смотрителем храма Христа Спасителя. С 1888 года являлся членом Комиссии по возведению университетских клиник на Девичьем Поле

[3].

Умер в Москве 6 января 1904 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище[4].

В Москве:

  • Храм Александра Невского при Александровском убежище.

  • Церковь Троицы Живоначальной при детской больнице Святого Владимира

В честь Александра Петровича Попова был назван Попов проезд[1], расположенный рядом с больницей Святого Владимира, для которой архитектор построил церковь.

Попов, Александр Владимирович (архитектор-реставратор) — Википедия

Алекса́ндр Влади́мирович Попо́в (род. 9 января 1951 (1951-01-09), Москва) — архитектор, реставратор памятников древнерусского зодчества. Лауреат Государственной премии РСФСР 1991 года в области архитектуры[1]. Аттестован Министерством культуры РФ как архитектор-реставратор высшей категории. Советник Российской академии архитектуры и строительных наук по отделению строительных наук[2].

Годы детства и учёбы прошли в Москве. Окончил Московский институт электронного машиностроения по специальности «прикладная математика» (1977) и Московский архитектурный институт по специальности «реставрация» (1981).

Учась в МИЭМе, в студенческие каникулы работал на реставрации памятников архитектуры. Вначале на реставрации Троицкой церкви села Бёхово Тульской области, построенной по проекту художника В. Д. Поленова, затем в Переславле-Залесском, под руководством известного архитектора-реставратора Ивана Борисовича Пуришева. Работал разнорабочим, каменщиком, плотником, столяром. Получил 6-й разряд каменщика-белокаменщика. В конце 1970-х был заведующим мемориальным отделом Музея-усадьбы Поленово, занимаясь вопросами реставрации зданий и сооружений музея.

По окончании МАРХИ уехал из Москвы в глубинку Архангельской области — село Верхняя Уфтюга Красноборского района, где в течение 6 лет жил и работал архитектором, плотником, прорабом, реставрируя деревянный памятник XVIII века — церковь Дмитрия Солунского. Среди первых его рабочих было немало людей с уголовным прошлым (других свободных рук в то время в этих глухих местах не было). Справляться с ситуацией помогала его отменная физическая сила, поддерживаемая ежедневным физическим трудом на памятнике, знание спортивных единоборств. За реставрацию этого памятника ему была присуждена Государственная премия РСФСР (1991). После окончания работ в Верхней Уфтюге переехал в село Нёнокса Архангельской области, где занимался реставрацией деревянной Никольской церкви и колокольни.

В 1988 году создал свою реставрационную мастерскую.

Несмотря на то, что Администрация Архангельской области высоко ценила его работу в селе Нёнокса (за неё он был награждён в 1995 году «Премией за достижения в области реставрации памятников истории и культуры»

[3]), в 1996 году финансирование реставрационных работ было прекращено и он был вынужден вернуться в Москву. В Москве Александр Попов участвовал в реставрации дома Мельникова, главного дома с флигелем усадьбы В. Е. Морозова «Одинцово-Архангельское», рядовой застройки Пятницкой улицы и других объектов. В 2000 начал работы в Кирилло-Белозерском монастыре, в том числе, в 2003 — реставрацию церкви Ильи Пророка на Цыпинский погосте (филиале Кирилло-Белозерского музея заповедника) и в итоге в 2004 году переехал на постоянное жительство в город Кириллов Вологодский области.

Церковь Ризоположения. Рисунок А. В. Попова, отражающий восстановленный в 2010 г. древний вид храма
Аббатство. Музей-заповедник «Поленово». Реставрировано А. В. Поповым в конце 1970-х годах

Первым объектом, комплексной реставрацией которого занимался Александр Попов, было Аббатство (мастерская художника Василия Дмитриевича Поленова) в Музее-усадьбе Поленово Тульской области.

В селе Верхняя Уфтюга Архангельской области Поповым методом полной разборки выполнена реставрация церкви Дмитрия Солунского.

В селе Нёнокса Архангельской области полностью отреставрирована и колокольня и начаты работы на Никольской церкви (1989—1993).

Во время московского периода, кроме перечисленных выше объектов, Поповым сделан проект и выполнена реконструкция Библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино, он участвовал в реставрации здания МАРХИ — памятника архитектуры XVIII—XIX веков.

В Кириллове и Кирилловском районе Вологодской области он отреставрировал Церковь Введения с одностолпной трапезной палатой 1519 года, стены башни XVII века, братский корпус XVII века, домик Келаря XVII века

[4] и ряд других сооружений Кирилло-Белозерского монастыря. Им полностью восстановлена рухнувшая деревянная церковь Ильи Пророка на Цыпинском погосте 1755 года постройки — памятник архитектуры федерального значения.

Начиная с конца августа 2009 года руководимый им реставрационный центр ведёт работы на деревянной церкви Ризоположения из села Бородавы (1458).

Мельница-столбовка в Форт-Росс[править | править код]

Миниатюрная реплика воссозданной мельницы-столбовки в Форт-Росс

Под руководством А. В. Попова была воссоздана действующая ветряная мельница-столбовка, аналогичная построенной русскими поселенцами в 1814 году в крепости Форт-Росс в Калифорнии. Мельница первоначально была срублена в Кириллове, а затем разобрана и вновь собрана в Форт-Росс. 18 октября 2012, в рамках мероприятий по празднованию 200-летия крепости, состоялся торжественный запуск мельницы

[5][6].

[7]

Исторические строительные технологии и инструмент[править | править код]

В Музее плотницкого и столярного инструмента, созданного А. В. Поповым и коллегами по реставрационной работе

По принятой ЮНЕСКО «Международной хартии по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест» 1964 года («Венецианской хартии») все части строения, все конструкции, детали, узлы, а также особенности обработки поверхностей элементов должны соответствовать времени возведения постройки. Для этого необходимо строгое соблюдение исторической технологии строительства, применение исторического инструмента и приёмов работы этим инструментом.

Признано, в том числе современными учёными-древесиноведами, что соблюдение исторической технологии обработки древесины увеличивает длительную сохранность деревянных элементов и долговечность всего строения. Впервые в России реставрация памятника в соответствии с исторической технологией строительства с применением старинного плотницкого инструмента и приёмов работы с ним была осуществлена Александром Поповым при реставрационных работах 1981—1988 годов на церкви Дмитрия Солунского (1784) в селе Верхняя Уфтюга Архангельской области. Анализируя характерные следы работы тем или иным инструментом, сохранившиеся на древесине в разных местах строения, особенно на тёсаных поверхностях, Попову удалось выявить и заново изготовить инструмент, который применяли плотники в прошлом, и частично восстановить способы обработки им древесины

[8].

Плотницкий топор XVII века существенно отличался от современного: выкованный из высокопрочной стали, короткий, каплевидный в сечении, с нешироким, 9—15 см, полукруглым, утолщенным, с большой клиновидностью (напоминающий по форме колун для раскалывания дров) лезвием. Иногда, из-за специфики работы заточку лезвия делают несимметричной. Топор более тяжёл, чем топоры XIX века. Топорище длинное и прямое, на конце утолщённое. Топор, которым тесали в XVII веке, в том числе, при постройке церкви Димитрия Солунского в Верхней Уфтюге, при обтёсывании скалывает древесину, не утопает в ней глубоко и не оставляет следов в виде царапин, рисок и зазубрин. При этом, при ударе, вогнутой боковой стороной и своей массой одновременно уплотняет древесину на обрабатываемой поверхности. Такой топор держат в руках так, чтобы его лезвие было направлено не параллельно бревну, а перемещалось по дуге к нему — тогда в конце удара топор сам выходил из дерева. В случае, если топор останавливался в древесине и оставлял задир, его снимали следующим ударом, наносимым перед местом окончания в бревне предыдущего удара. Таким образом достигалось плотное примыкание друг к другу перерезанных волокон древесины без задиров. Этот топор оставлял на отёсанной древесине характерные следы: рисунок, похожий на ёлочку или рёбра рыбьего скелета, а в продольном сечении доски волнообразный, напоминающий стиральную доску, рельеф. Тёсаная поверхность получалась настолько гладкой, что об неё нельзя было даже занозить руку, и при этом не плоской и ровной, а волнообразной. С такой поверхности легче уходила дождевая вода, поэтому тёсанная таким образом древесина меньше подвергалась гниению. Технология тёски таким топором также отличается от современной: смотреть на обрабатываемую поверхность надо чуть сбоку, через топор, на дерево (при работе топором XIX века плотник при тёске смотрит на обрабатываемую поверхность между деревом и топором по отвесу и может видеть только вертикаль поверхности, но не место остановки топора в материале)

[8].

В процессе реставрации церкви Ильи Пророка на Цыпином погосте Попов установил, что здесь при тёске применялись топоры, отличные от колунообразных XVII века, с характерно оттянутой пяткой, узким лезвием шириной около 16 сантиметров и треугольной проушиной, отличающиеся от более древних колунообразных топоров[9].

С целью следования историческим технологиям обработки дерева при проведении реставрационных работ и в Верхней Уфтюге, и в Нёноксе, и на Цыпином погосте и на других объектах использовались реконструированные аналоги этих топоров и других плотницких инструментов[8][9][10].

[11]

Возглавляемый А. В. Поповым Реставрационный центр имеет лицензию Росохранкультуры на обучение и повышение квалификации в области реставрации[12].

Критика Александром Поповым работ по реставрации Кижей[править | править код]

А. В. Попов занимает активную критическую позицию в отношении проводимой сейчас реставрации церкви Преображения Господня в Кижах, считая, что она может привести к утрате памятника

Александр Попов является одним из наиболее известных и последовательных критиков выполняемых в настоящее время работ по реставрации церкви Преображения Господня в Кижах, памятника, входящего в список «Всемирного наследия» ЮНЕСКО. По его мнению, реализуемая сейчас схема реставрации ведёт к потери памятника. Среди приводимых им аргументов: отсутствие научно обоснованного проекта реставрации, применение не апробированной на близких по масштабу памятниках схемы «лифтинга», недостаточно бережно проводимая реставрация, которая уже привела и будет приводить к утрате важнейших элементов церкви Преображения[13][14][15].

В конце 2011 года А. В. Попов был включён Министерством культуры РФ в состав комиссии по наблюдению за проведением реставрационных работ на Преображенской церкви в Кижах[16].

  • Попов А. В., Шургин И. Н. О воссоздании русской плотничной технологии XVII—XVIII вв. М., 1993.
  • Попов А. В. Технология в реставрации (формулировка проблемы). Альманах «Кириллов». Вып. 6. ВГПУ, из-во «Русь», 2005. — С. 256—261. ISBN 5-87822-267-1.
  • Попов А. В. О воссоздании исторических плотницких технологий при реставрации деревянных памятников архитектуры (недоступная ссылка). Исчезающая красота: проблемы сохранения ценностей культуры в современной России: Материалы Всероссийской научной конференции. 17-19 мая 2002 года, Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2002. — 220 с. ISBN 5-89896-196-8.
  • Попов Александр. Конструкции русский деревянных сооружений XVII—XVIII веков. Составитель М. Н. Шаромазов. Ферапонтово: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей заповедник. 2007, 64 с.
  • Alexandr Popov Constructions and Technologies of Russian Wooden Buildings of XVII—XVIII Centuries (Case Study) The Church of St.Dimitry Solunsky in the Archangelsk Region Proceedings of the 16th International Symposium of the IIWC, Florence, Venice and Vicenza, Italy, 11th — 16th November 2007
  • Попов А.В., Петрова Л.Л., Иванова Г.О., Шургин И.Н. Троицкая церковь: История. Исследование. Реставрация / отв. ред. А.Г. Ситдиков. – Казань: ООО «Главдизайн», 2018. – 252 с.
  • Попов А.В. Лекция «Проблема сохранения деревянного зодчества сегодня как проблема научной реставрации». Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.[1]

Попов, Василий Васильевич — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Василий Васильевич Попов (17 февраля 1884 года — 1930 год) — ростовский архитектор.

Василий Васильевич Попов родился 17 февраля 1884 года в станице Мигулинская Верхнедонского района Ростовской области в небогатой казацкой семье. Учился в церковно-приходской школе. Для получения дальнейшего образования был отправлен в Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров. Там он познакомился с Екатериной Васильевной — дочерью полковника, ростовского окружного военачальника В. Д. Красовского. Вскоре они поженились.

Дом Ивана Зворыкина

Учась в институте, в начале 1900‑х годов, он побывал в Ростове. Будучи студентом, Попов составил проект часовни в «русском стиле» на Софиевском кладбище на окраине Нахичевани. За этот проект он получил золотую медаль. Часовня по его проекту была сооружена в 1904 году, освящена во имя Св. Царицы Александры. Позднее с участием архитектора была построена звонница часовни. Нынешняя часовня — это церковь Святой Александры в Ростове-на Дону.

По окончании института гражданских инженеров Попов занял недавно открытую в Ростове должность архитектора в Ростово-Нахичеванском градоначальстве. В 1910 году Василий и Екатерина Поповы с двухлетним сыном поселились в Ростове-на-Дону на первом этаже трёхэтажного доходного дома на Пушкинской, 60 (нынешней 22), вместе с тёщей Юлией Ивановной.

Первым проектом, созданным Поповым для города, стал проект здания градоначальства, расположенного на пересечении Пушкинской улицы и Николаевского переулка (Дом Ивана Зворыкина). Архитектор сделал проект трёхэтажного здания-замка по мотивам петербургского модерна. Акцентом здания был массивный пятигранный эркер с двухъярусной башней со шлемовидной главкой. По обе стороны башни на тумбах парапета стояли скульптуры рыцарей. В отделке фасада дома сочетались гранитная облицовка цокольного этажа со штукатуркой стен первого, облицовка керамической плиткой стен верхних этажей — с лепным декором.

Церковь Святой Александры в Ростове-на-Дону

Здание имело чёткое функциональное решение. На первом этаже находилась канцелярия градоначальства, цокольный этаж занимали подсобные помещения. На втором этаже дома была квартира градоначальника, на третьем этаже были квартиры чиновников градоначальства. Северное крыло здания предназначалось для доходного дома. Там сдавались в аренду квартиры. Вырученные средства шли на обустройство всего дома.

Дома Мелконова-Езекова и К. Чернова

Следующим архитектурным проектом Попова стало здание театра-биографа на 1200 зрителей. Здание театра было построено из железобетона по последнему слову техники. Будка киномеханика была изолирована от зрительного зала, что важно для пожаробезопасности. Театр украшали картины художника Вейдовского. Здание сохранилось в изменённом виде. В настоящее время в нём размещается «Киномакс-Победа» (ул. Б. Садовая, 51).

Следующей работой Попова стала перестройка доходного дома. В это время в Ростове соперничали нахичеванские предприниматели: Мелконов-Езеков и конезаводчик К. Чернов. В начале XX века они были владельцами доходных домов, стоящих по обе стороны Большого проспекта (ныне Ворошиловского), и вместе затеяли перестройку зданий.

Перестройку дома Мелконова-Езекова вёл архитектор градоначальства В. Попов, реконструкцией дома К. Чернова занимался гражданский инженер Ф. Ясинский. Одновременная перестройка двух домов окончилась сооружением красивейших домов, украсивших главный перекрёсток улиц.

К настоящему времени дом-дворец Мелконова-Езекова сохранился только на фотографиях, а дом К. Чернова сильно перестроен после войны.

Дом гимназии Филипьевой

В 1915 году по проекту Попова было построено здание частой женской гимназии Филипьевой. Гимназическое трёхэтажное здание было построено в стиле неоклассики. Ритм проёмов здания из белого кирпича дополняли размещённые в простенках трёхъярусные ионические пилястры, объединённые венчающим карнизом. Угловую, дугообразную в плане, часть фасада украшал картуш, на щите которого были инициалы основательницы гимназии — «АФ». По вертикали между окнами третьего и второго этажей находились орнаментальные вставки растительного рисунка. Здание сохранилось с утратой ряда лепных украшений. Ныне здесь размещается ростовская Школа № 49.

В начале 1920‑х годов в квартире В. Попова поселилась сестра его жены с детьми, но это не уберегло их квартиру от уплотнения. После гражданской войны архитектор работал в управлении Донского окружного инженера, участвовал в строительстве жилищного кооператива, в реконструкции и сооружении промышленных зданий.

Известен его проект здания электростанция «Артём» (1928). Позднее занимался педагогической деятельностью в политехникуме путей сообщения Северо-Кавказской железной дороги. Архитектор Василий Васильевич Попов скончался летом 1930 года. Его сын Василий, внуки — Екатерина и Владимир стали инженерами‑строителями.

  • Сведения о личном составе сотрудников Донского окружного инженера. 1926 г. // ГАРО. Ф. 2598. Д. 91. Л. 29.
  • Токарев А. Г. Преемственность в архитектуре и градостроительстве Ростова-на-Дону 1920—1930‑х годов : автореферат дис. … канд. архитектуры. М., 2000.

Попов, Александр Протогенович — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Алекса́ндр Протоге́нович Попо́в (Попов 1-й; 20 апреля 1828, Волоколамск — 21 сентября 1887, Москва) — русский архитектор, археолог, реставратор, художник и преподаватель. Автор ряда гражданских и церковных зданий в Москве, строитель здания Государственного исторического музея[1][2].

Старший брат Алексея Протогеновича Попова (Попова 2-го). В 1849 году окончил Московское дворцовое архитектурное училище (МДАУ) со званием архитекторского помощника старшего класса. В 1852—1861 годах служил в том же училище старшим учителем черчения, рисования орнаментов и перспективы. С 1855 года преподавал в Училище живописи и ваяния Московского художественного общества; c 1865 года — в Московском училище живописи, ваяния и зодчества[2][3].

В 1859 году получил звание архитектора Придворного ведомства. В 1871 году — архитектор при Московской городской думе, в 1873 году — член Строительного совета при Московской городской управе. В 1878 году возглавил строительство здания Музея имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича вместо ушедшего архитектора В. О. Шервуда. А. П. Попов фактически завершил строительство музея, разработал инженераный проект башен здания и проекты художественного оформления всех 11-ти экспозиционных залов, опираясь на замысел А. С. Уварова[1]. Заведовал архитектурным отделом Рязанско-Козловской железной дороги, работал в имениях А. С. Уварова и H. A. и В. П. Медведниковых. Помощниками А. П. Попова некоторое время работали архитекторы Л. Ф. Даукша и Р. И. Клейн[2][3].

С 1879 года являлся членом-корреспондентом, с 1886 года — действительным членом Московского археологического общества. Участвовал трудах Общества, занимался исследованием памятников русской архитектуры под руководством Ф. Ф. Рихтера, выезжал для осуществления обмеров памятников во Владимир, Суздаль и Ростов. В 1884 году получил чин действительного статского советника. Приобрёл известность постройкой и реставрацией ряда зданий и церквей[4][3].

Отец архитектора и археолога В. А. Попова[4][3].

  • Надзор за строительством Рязанского вокзала по проекту Р. И. Кузьмина (1863, Москва, Комсомольская площадь), не сохранился[4];
  • Перестройка и приспособление под размещение Московского археологического общества Палат Аверкия Кириллова (1868, Москва, Берсеневская набережная, 20)[3];
  • Доходный дом (1875, Москва, Подсосенский переулок, 11)[4];
  • Доходный дом (1876, Москва, Казарменный переулок, 10)[4];
  • Южный придел церкви Петра и Павла у Яузских ворот (1876, Петропавловский переулок, 4-6)[4][5];
  • Александровские казармы (1877—1878, Москва, Павловская улица, 8/4)[2];
  • Завершение строительства здания Музея имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича по проекту В. О. Шервуда, проект башен здания и отделка залов музея (1878—1881, Москва, Красная площадь, 1/2)[4][1];
  • Доходный дом (1884, Москва, Колпачный переулок, 7)[4];
  • Строительство Собора Троицы Живоначальной в Князь-Владимирском монастыре по проекту П. К. Козиха (1885—1888, Москва, Новомосковский административный округ, Филимонки)[6][2];
  • Возведение фасадного корпуса Селезнёвских бань (1888, Москва, Селезнёвская улица, д. 15, стр. 1)[7][8];
  • Перестройка усадьбы А. С. Уварова (?, Поречье)[1].
  • «Сведения о времени построения и архитектурных особенностях церкви Николая Чудотворца, что в Мясниках в Москве» («Труды Моск. Археол. Общества», т. X),
  • «О Звенигородском Успенском соборе» (ib., т. XI).
  • Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): илл. биогр. словарь / Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А.В.Щусева и др. — М.: КРАБиК, 1998. — С. 201-202. — 320 с. — ISBN 5-900395-17-0.

Попов, Яков Николаевич — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Попов Яков Николаевич (1802 (1798?) — после 1852 (1859?)) — российский архитектор.

Сын обер-офицера, обучался в Барнаульском Горном училище. В апреле 1816 начал службу на Колывано-Воскресенских заводах учеником маркшейдера.

В 1820 году командирован в Петербург для обучения в архитектурном классе Академии художеств, был учеником К. И. Росси. В Петербурге участвовал в строительстве Михайловского дворца.

Мемориальная доска Я. Н. Попову в Барнауле

В марте 1828 произведен в шихтмейстеры.

В августе 1829 года Попов вернулся в Барнаул, где получил должность заводского архитектора. Ему принадлежит заслуга создания ансамбля Демидовской площади, преобразования Петропавловской улицы (ныне Ползунова) в формах классицизма и другие работы.

  • Алтай // Том. губерн. ведомости. 1858. № 41. С. 327—333.
  • Ананьин И. Татарские песни // Там же. 1859. № 2. С. 10-13.
  • Вербицкий В. Замечания на статью «Алтай» // Там же. 1859. № 13. С. 109.
  • Степанская Т. М. Попов // Энцикл. Алт. края. Барнаул, 1997. Т. 2. С. 289.
  • ЦХАФ АК. Ф. 2. Оп. 1. Д. 64. Формулярный список на 1830. Л. 335—337; Д. 3671. Л. 742—745. Выписка о чиновниках к повышению в следующий чин, 1832; Д. 4027-а. Формулярный список на 1849. Л. 726—731.

Попов, Лев Николаевич — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 ноября 2018; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 ноября 2018; проверки требует 1 правка. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Попов; Попов, Лев.

Лев Никола́евич Попо́в (18 марта 1932 (1932-03-18) — 8 октября 2008) — советский и российский архитектор, проектировщик наземных и подземных объектов Московского, Новосибирского, Пражского, Бакинского и Ташкентского метрополитенов.

Бывшие коллеги вспоминают, что он был новатором в проектировании, всегда шел впереди. Однако его часто ругали и прижимали за авангардистские проекты. Сам Попов считал себя учеником Алексея Николаевича Душкина, любил и уважал его как архитектора и человека[1].

Станции Московского метрополитена[править | править код]

Станции других метрополитенов[править | править код]

Баку: «Гянджлик» (соавтор), 1967.

Ташкент: «Мустакиллик майдони», 1977.

Новосибирск: «Площадь Гарина-Михайловского», 1984.

Прага: Anděl, 1985

Его станции — это скульптура наоборот, пространство созданное внутри земли. Так появился «фирменный знак» Попова — идея светоформ, светящихся глубоких ниш-впадин, как ключевого элемента композиции искусственного подземного сооружения. Он использовал ярко выраженную форму: не круг, не квадрат, а форму яйца — овоид, считая её наиболее приемлемой для метро.[1].

За участие в конкурсах на проектирование станций метрополитена удостоен[1]:

  • Ленинград — одна премия,
  • Москва — две премии (построена станция «Полежаевская»),
  • Минск — пять премий,
  • Новосибирск — одна премия,
  • Днепропетровск — одна премия,
  • станция «Нахимовский проспект» — премия Союза советских архитекторов,
  • три премии ВДНХ за строительство станций в Москве.
  • «Полежаевская»

  • «Сходненская»

  • «Площадь Ильича»

  • «Нахимовский проспект»

  • «Достоевская»

Попов, Александр Петрович (архитектор) — это… Что такое Попов, Александр Петрович (архитектор)?

Александр Петрович Попов (1828—1904) — академик архитектуры. По его проектам было построено несколько зданий в Москве в конце XIX века[1].

В рейтинге архитекторов, составленном Профессиональным союзом художников, имеет уровень 4В (состоявшийся профессиональный архитектор)[2].

Биография

Александр Петрович Попов родился в 1828 году. Окончил Императорскую Академию художеств. В 1870 году получил звание академик архитектуры. В 1872—1875 годах работал в Санкт-Петербурге. В 1875 был назначен младшим помощником главного архитектора Комиссии для постройки храма Христа Спасителя. С 1880 года преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. С 1883 года работал архитектором в Петровской академии. С 1886 года — архитектор почтамта. В 1888—1903 годах служил смотрителем храма Христа Спасителя. Александр Петрович Попов умер в Москве 6 января 1904 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Работы

Работы архитектора в Москве:

  • Храм Александра Невского при Александровском убежище.

  • Церковь Троицы Живоначальной при детской больнице Святого Владимира

Память

В честь Александра Петровича Попова был назван Попов проезд[1], расположенный рядом с больницей Святого Владимира, для которой архитектор построил церковь.

Примечания

Литература

  • Кондаков С. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764—1914. — СПб, 1915. — Т. II, с. 374.
  • Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): илл. биогр. словарь / Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А.В.Щусева и др. — М.: КРАБиК, 1998. — С. 200—201. — 320 с. — ISBN 5-900395-17-0

Ссылки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *