Пространство архитектурное – Определение архитектурное пространство общее значение и понятие. Что это такое архитектурное пространство

Архитектурное пространство, его характеристика и свойства, коррекция пространства в помещении

Термин “архитектурное пространство” используется в профессиональной деятельности дизайнеров и архитекторов, например, по отношению к открытым городским пространствам. Пространство важно и в других областях архитектуры и дизайна, особенно в дизайне интерьера. Проблема архитектурного пространства является основной для дизайнера и архитектора. Сущность архитектуры заключается в искусственном отграничении естественного пространства.

Архитектура — это искусственно созданная человеком материально-пространственная среда, обладающая эстетическими качествами. Архитектурная среда состоит из компонентов — массы, пространства, состояния среды, освещенности, акустики, движения воздуха. Понятие “архитектурное пространство” состоит из пространственной формы, плоскостей ограждения и предметов оборудования. Архитектурное пространство визуально ограничено в виде конкретной пространственной формы.

Абсолютная величина пространства в интерьере мысленно соизмеряется с количеством людей, которые будут находиться в помещении. Для каждого человека выделяется “моторное пространство”, — это условно ограниченная часть общего пространства для конкретного человека. Индивидуальное (моторное) пространство изучается эргономикой.

Как составная часть архитектурного пространства, индивидуальное пространство человека образует группы и зоны. Например, в гостинице выделяются зоны администратора, зона ожидания. Архитектурное пространство всегда социально определенно, в его основе лежит процесс — торговля, учеба, проживание, быт.

Понятие закрытое или открытое пространство определяет взаимоотношения архитектурных пространств и природных. “Закрытое пространство” означает физическую изолированность созданного пространства от природного для обеспечения защитных функций. “Открытое пространство” находится непосредственно в природных условиях.

Понятие внутреннего и внешнего пространства определяет положение места одного пространства относительно другого. Например, улица — внешнее пространство по отношению к зданию. Существует термин “городской интерьер”, или “интерьер открытых пространств”. Даже внутреннее пространство здания может иметь деление на внутренние и внешние зоны.

Архитектурное пространство обладает важным свойством ориентации и направленности, динамики своего развития. Ориентация связана с физическими особенностями человека гравитацией, положением в физическом пространстве, с понятиями низ, верх, впереди, сзади, сбоку. Направленность пространства выражается понятиями “низкое- высокое”, “узкое- широкое”, “короткое-вытянутое”.

Условно все помещения квартиры можно разделить на гостевые и приватные. К первым относят кухню, столовую и гостиную, которые служат как для приема гостей, так и для отдыха всей семьи. Скрытыми от посторонних глаз оказываются те комнаты, которые концептуально должны быть изолированы: спальня, детская, кабинет, ванная комната и гардеробная. В противоположность им гостиная и столовая образуют открытое пространство, ограниченное только несущими стенами. Они должны быть просторными и торжественными.

Самый распространенный способ визуально увеличить комнаты — это объединить их. Проемы без дверей и арки, прорубленные в несущей стене, которая отделяет столовую от коридора, позволяют увидеть гостевую часть квартиры уже из прихожей. Можно пробить проемы в стенах, за счет чего удастся связать несколько разрозненных комнат в единое целое. Чтобы усилить этот эффект, стену между столовой и гостиной можно задекорировать стеклянными панелями. Таким образом появляется ощущение, что эти комнаты разделяет лишь легкая перегородка. Иногда предпочтение лучше отдать конструкциям, способным быстро и без хлопот трансформировать комнаты — из большой в маленькую, из спальни в гостиную и т.д. Весьма функциональны ширмы (деревянные, матерчатые, витражные, металлические, плетеные…
, раздвижные двери-гармошки, перегородки из прозрачного стекла или открытых стеклянных полок, цветные витражи. Вариантов масса.

Между гостиной и кухней сегодня модно делать перегородку — барную стойку. Но из гипсокартона возможны и более сложные варианты: со стороны гостиной встроенный фальшкамин, а с кухни — ниша для телевизора. Перегородки из гипсокартона можно не доводить до потолка. Например, между прихожей и гостиной уместна глухая зеркальная поверхность на высоту человеческого роста, выше – открытая со стороны прихожей полка для шляп или открытая с обоих сторон — для предметов декора (часов, керамики, деревянных, стеклянных или металлических фигурок и т.д.).

Можно применить и такой старый и безотказный вариант, как книжные полки. Как известно, ими можно легко выгородить уголок для кабинета, для игровой (тогда на полках будут стоять не только книжки, но и игрушки), для места отдыха пожилого человека (домашние растения, шкатулки с тысячью мелочей, письменные принадлежности и опять же книги). Более “свежий” подход — “полочная” перегородка между рабочим пространством кухни и столовой. На ней можно разместить поваренные книги, деревянные бочонки под хохлому, керамические банки для специй, глиняные или кованые фигурки, цветы. Кстати, сами полки могут быть застекленными с обеих сторон. А можно привлечь природу — и тогда роль перегородки выполнит аквариум или террариум. Рыбы вполне уместны между спальней и кабинетом, прихожей и гостиной или гостиной и комнатой подростка. Прозрачная “натура” не только придаст интерьеру живость, неповторимость, но и откроет доступ свету в помещение без окон. Всегда хорошо смотрится “зеленая” ширма — ажурная перегородка с кашпо и живыми цветами.

Что касается других приемов визуального укрупнения и слияния комнатных пространств, то стоит отметить внутернние стеклянные двери-перегородки. Сквозь них просматриваются другие комнаты, а свет как бы перетекает из стороны в сторону. Тем самым коридор из темного и замкнутого превращается в светлую и открытую часть квартиры. Суммарно гостиную можно увеличить не только за счет коридора, но и за счет лоджии. Чтобы во втором случае два образовавшихся проема воспринимались как единое целое, архитекторы советуют “округлять” центральную колонну.

Увеличению пространства служит единая цветовая гамма гостиной, кухни и столовой: цвет напольной и настенной плитки должен повторять основные цвета остальных помещений. Если вы хотите, чтобы квартира выглядела просторно, однозначно ее главные комнаты должны быть решены в светлых и теплых тонах, подойдут белый, разбеленный желтый и коричневый, оттенки светлого дерева. Подобная палитра легка, просторна и имеет свойство как бы аккумулировать свет.

В малогабаритных квартирах архитекторы советуют отказаться и от нагромождения корпусной мебели. Ее минимальное количество в сочетании со стенами в светлых тонах создает иллюзию свободного пространства. В небольших комнатах всегда оправданны эксперименты с зеркалом. Это самый загадочный предмет интерьера, способный раздвинуть стены, нарушить прямолинейность линий, заставить забыть реальные пропорции. Эффект легкости создает и обилие стеклянных поверхностей мебели – это зрительно ее облегчает и растворяет в воздушной среде.

Видимому увеличению простора может служ

Архитектурное пространство | Понятия и категории

АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО — эстетическая категория, характеризующая свойства пространства, искусственно созданного с помощью средств архитектуры. Большое влияние на формирование содержания понятия А.п. оказал Платон. Его попытка найти онтологический статус геометрических объектов впервые приводит к понятию геометрического пространства — некоего среднего между идеями и чувственным миром. Формы четырех правильных многогранников (Платоновы тела) он приписывает частицам, из которых состоят элементы материи (земля, огонь, воздух и вода). Многогранники Платона суть формы определенным образом организованного пространства. Более того, Платон подмечает, что все правильные многогранники состоят из равносторонних и прямоугольных треугольников. Эти два типа треугольников и есть, по Платону, предельные элементы или буквы мира вещей. Примером структурного космизма в платоновском смысле может служить здание Пантеона в Риме: диаметр купола равен высоте сооружения, в целом оно — шар, наполовину погруженный в цилиндр. Эта форма создала Пантеону славу модели мира и символа абсолютного совершенства. Архитектурной интерпретацией пифагорейско-платоновской традиции миропонимания служат геометрические начала архитектуры: канон «золотого сечения», различные теории пропорций и геометрических соотношений, т.е. всевозможные искания количественного, структурного выражения гармонии мира в искусственно создаваемых А.п.

Для средневековья самым важным было соблюдение определенного порядка, определенной техники размышления и построения рассуждения. Это же будет основным и для представлений об А.п. Открытые еще античностью пропорции безусловно ис-пользовались в реальной практике средневековыми архитекторами, но уже не в качестве определяющего метода, а в качестве вспомогательного средства. Многие принципы схоластической философии были полностью воплощены в пластике средневекового собора.

В эпоху Возрождения начинает утверждаться мысль, что созданный Богом мир может быть несовершенен в конкретных своих проявлениях, выражается интерес к выявлению идеальных антропоморфных пропорций и к реальному воплощению их в архитектуре. В период Возрождения возникают идеи о необходимой обозримости архитектурных построений. Восприятие человеком А.п. должно быть упорядочено, организованно, направлено, акцентировано. Например, значимые здания в городе должны быть показаны наилучшим образом, со всех сторон их должно окружать художественно организованное А.п. Обращение к зрительному образу как основному критерию качества А.п. было характерным для этой эпохи. Многие мастера Возрождения пытались выяснить возможности корректировки зрительного восприятия. Сами по себе идеи упорядочения, геометризации городских планов возникли именно в эпоху Возрождения. Ренессанс стал поворотной точкой в эволюции представлений об А.п. города в европейском художественном сознании.

Если для архитектуры Возрождения вся сила художественного воздействия архитектуры заключалась в статике сооружения, то далее в организации А.п. начинают преобладать представления о непрерывности, бесконечности иной, динамичной картины Вселенной. Отличительной чертой математики Нового времени является стремление понять природу движения, обусловленного формулировкой закона инерции. Самым простым в этом контексте, а значит, совершенным оказывается не круговое, а прямолинейное движение. В системе метафизических размышлений прямолинейность приобретает ценностный смысл: прямолинейное — хорошее (от Бога), криволинейное — дурное (от самой материи). В конце XVII в. представление о бесконечности прямой линии применялось как средство достижения художественного эффекта.

Второй важнейшей особенностью архи-тектурных построений Нового времени является осознание принципиальной возможности построения и восприятия больших А.п. по единой схеме, которая восходит к представлениям Декарта о том, что можно описать все в мире с помощью единой системы. Методы королевской Академии архитектуры, открытой в Париже в 1671 г., складывались под влиянием Академии наук: дух исследования и познания причин явлений распространяет свое влияние и на архитектуру. Красота рассматривалась как один из аспектов архитектуры наряду с прочностью и удобством, и правила, касающиеся красоты, создавались таким же образом, как и предписания, касавшиеся прочности и удобства — путем логических рассуждений. (К середине XVIII в. мастерство составления плана считалось едва ли не главным достижением классической традиции во французской архитектуре.) Согласно правилам Академии, красота рассматривалась как функция геометрических компонентов архитектуры: чем более части формы удовлетворяют единым математическим условиям, чем меньше требуется допущений, тем прекраснее форма. Так определяемая красота А.п. считалась тождественной пониманию, которое достигается с помощью разумных правил соответствия пропорций А.п. реальным возможностям их наблюдения и восприятия. Декартовское положение о существовании единой системы описания мира предоставило архитектуре возможность описания и построения пространства как строгого, четкого, ясного для прочтения в процессе восприятия.

В дальнейшем в философские концепции А.п. вводится субъект, который наделяется все большими возможностями. Так, пространство для субъекта, по Канту, существует только в акте его восприятия и никак иначе. В дальнейшем ни философия, ни искусство уже не смогут игнорировать этот факт.

Многие идеи классической немецкой философии были активно восприняты романтизмом. Романтизм впервые наделяет город и его А.п. статусом субъекта. Будучи осознан как субъект, город наделяется соответственно всеми атрибутами субъекта: дуализмом души и тела, непредсказуемостью поведения, родовой памятью и пр. Отсюда сквозной мотив поиска «городской души», тянущийся от романтиков до Шпенглера и дальше. Впоследствии образ города, порожденный художественным сознанием романтизма, восстает против своего творца — уже XIX в. создает образы города-монстра, города-тирана, города-убийцы. (Например, клас-сическая русская литература XIX в. дает немало ярких примеров противостояния города и человека.) Человек начинает мучительно искать формы контакта и сосуществования с так понимаемым городом.

Открытая философией проблематика субъекта оказывается определяющей для мыслителей XIX в. Кроме того, важно то, что середина XIX в. считается временем основания психологии как науки. При проектировании А.п. зодчий теперь учитывает самые разные психологические аспекты его восприятия.

В начале XX в. в философии вновь возникает интерес к описанию пространства как такового. Новое понимание пространства, оказавшее влияние на искусство XX в., дает М. Хайдеггер, определяя его как «высвобождение мест» для «человеческого обитания».

С учетом изменения представлений об А.п. для градостроителя важно теперь не столько расположить в проектируемом пространстве правильно построенные здания, сколько предоставить определенные возможности для проживания человека. Основной задачей становится не навязывание какой-то идеальной схемы. А.п. становится операциональной категорией. Изменчивость становится характерной чертой любого представления об Ап.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 37-39.

Определение архитектурное пространство общее значение и понятие. Что это такое архитектурное пространство

Часть, которая занимает чувствительный объект, емкость места и расширение, которое содержит существующую материю, являются некоторыми из определений пространства, термин, который берет свое начало в латинском слове spatium .

Архитектурное от латинского architectonicus — это то, что относится к архитектуре или относится к ней (искусство и техника проектирования и строительства зданий).

Понятие архитектурного пространства относится к месту, производство которого является объектом архитектуры . Концепция находится в постоянном рассмотрении специалистами в этой области, поскольку она предполагает различные концепции. Правильно утверждать, что это пространство, созданное человеком (иными словами, искусственное пространство) с целью осуществления его деятельности в условиях, которые он считает целесообразными.

Таким образом, можно сказать, что основной функцией архитектора является конфигурация адекватных архитектурных пространств. Чтобы добиться этого, архитектор использует архитектурные элементы, которые составляют функциональные или декоративные части работы .

Арка, перемычка, колонна, колонна, стена, купол, лестница, портик и перегородка — это лишь некоторые архитектурные элементы, используемые архитекторами при разработке архитектурного пространства. Чтобы получить архитектурное пространство, необходимо разграничить естественное пространство с помощью этих элементов конструктивного типа, которые позволяют его конфигурировать для создания внутреннего и внешнего пространства, которые разделены на построенное. По словам Роберта Вентури, очень влиятельного американского архитектора, родившегося в 1925 году, архитектура рождается, когда обнаруживается внутреннее и внешнее пространство .

Живые существа постоянно находятся в пространстве; мы перемещаемся через его объем, мы видим объекты и формы, мы чувствуем бриз, мы слышим различные звуки, мы чувствуем запахи … Пространство не имеет формы само по себе; если бы не ограничения, наложенные на него, использование формальных элементов для определения его границ, внешнего вида, качеств, масштаба и размеров было бы другим. Считается, что архитектура является результатом ограждения пространства, его структурирования и согласования с элементами формы.

Некоторые характеристики горизонтальных элементов следующие:

* может состоять из базовой плоскости, приподнятой или нет, которая контрастирует с поверхностью, которая ее окружает;
* некоторые вертикальные элементы могут быть использованы для их усиления;
* возможно, что это представляет определенную депрессию (которая тонет).

С другой стороны, вертикальные элементы отличаются тем, что:

* может состоять или не состоять из абсолютно непрозрачных поверхностей, что не всегда влияет на видимость;
* использование вертикальной плоскости четко формулирует пространство, перед которым оно расположено;
* при использовании конфигурации «L» (две вертикальные плоскости, соединенные вершиной и образующие угол 90 градусов), создается пространственное поле ;
* параллельные плоскости генерируют пространственно ориентированный объем;
* расположение «U» (три плоскости, как три грани неполного квадрата) создает пространственный объем, ориентированный на открытый конец;
* Если четыре плоскости размещены вместе, создается замкнутое пространство, которое формирует пространственное поле, которое его окружает.

Создание архитектурного пространства также связано с урбанизмом (который отвечает за настройку окружающей среды ) и декоративно-прикладным искусством .

Разграничение архитектурного пространства дается через архитектурный объем . Эти два понятия (архитектурное пространство и архитектурный объем) являются независ

10 лучших общественных пространств, открытых в 2015 году – Варламов.ру – ЖЖ

Снова итоги 2015 года. Мы уже разобрались с топом ужасных событий, которые стали мемами, с топом событий, спровоцировавших кризис в России и с десяткой главных отличий русско-украинского интерьера в 2015 году. Сегодня свои итоги подведет Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Яна Козак, аналитик «Стрелка КБ», подготовила для вас список из 10 лучших общественных пространств, открытых в ушедшем году. Передаю ей слово.

Девелоперы, занимающиеся развитием общественных пространств, в этом году ставили себе задачи по трем основным направлениям:
— Удешевление и облегчение систем эксплуатации пространств. Отсюда устойчивые и экологичные решения: проницаемые покрытия, системы отведения дождевых вод, биодренажные канавы, светлые поверхности мощения, которые отражают свет и препятствуют перегреву.
— Повышение климатического комфорта, поэтому почти в каждом выбранном объекте есть навесы, тенты, элементы адиабатического охлаждения, то есть фонтанов, искусственных прудов и озер.
— Мультифункциональность. Пешеходные пространства включают не только места отдыха, но и площадки для игр, занятий спортом, пикников, рынков. В них одинаково комфортно как веселой компании, так и одинокому городскому мечтателю.

Вот десять самых ярких проектов 2015 года, отвечающих заданным критериям и потенциально полезных для Москвы.

1. Площадь Берты Крегер
Гамбург, Германия
Автор проекта: relais Landschaftsarchitekten

Целью архитектурного бюро было создание общественного пространства с уютной атмосферой, которое могло бы стать символом всего квартала. relais Landschaftsarchitekten удалось сделать то, что сейчас пытаются сделать в Москве: придать характер многофункциональности «потерянному» пустырю. Теперь здесь есть место и для торговых лавок, и для прогулок, и для отдыха.

Центральная часть площади разделена сидячими островками, называемыми Sitztiden. Скамейки имеют разную высоту и напоминают волны, деревья растут прямо сквозь них.

От площади идет проход к находящейся рядом железнодорожной станции. Он так же, как и сама площадь, выложен серой брусчаткой. Его поверхность пересекают светлые плавные линии из бетонных плит, их задача — указывать направление от вокзала к общественному пространству.

2. Центральная площадь в Эммене
Эммен, Нидерланды
Автор проекта: LandschaftsArchitekten Stadtplaner

Пример грандиозной реконструкции всего центра города. 26 тысяч квадратных метров стали новой достопримечательностью и самым большим общественным пространством Эммена. Раньше площадь была заполнена автомобилями, но теперь она предназначена для пешеходов и велосипедистов, на ней большое количество уличной мебели.

Площадка, вымощенная натуральным камнем, деревянные навесы, зеленые зоны, необычное использование воды, солнечная терраса и потрясающее освещение — вот главные особенности этой площади.

Среди лучших проектов площадь в Эммене оказалась за то, как интересно и функционально на ней использована вода. В северной части площади находится пруд, в котором высажены декоративные водные растения.

Длинным каналом он соединен с центральной частью площади. Здесь вода разлита прямо по камням, ее глубина составляет всего 15 см. Здесь же находятся наземные фонтаны. Гладкая поверхность красиво отражает небо, здания и деревья.

3. Хафенпарк
Франкфурт, Германия
Автор проекта: Sinai

Хафенпарк — пример удачной трансформации индустриальной пустоши в публичный парк. В 2012 году там появилась первая часть парка — «Цементные джунгли» — скейт и BMX-парк.

Но начиная с 2013 года вдоль реки там начали появляться возможности для отдыха и более спокойных слоев населения. Компании Sinai удалось переосмыслить территорию набережной: здесь появились раскидистые рощи, тенистые сады, приподнятые озелененные плато.

Удивительный пример того, как совместить агрессивный тип спорта, поля с фитнес-оборудованием и спокойные зеленые зоны. Здесь все та же приверженность основным тенденциям 2015 года: проницаемые поверхности, не требующие установок дренажа, и светлые ненагревающиеся покрытия.

4. Торговая линия и набережная
Район Ультимо, Сидней
Автор проекта: Aspect Studio

Открытие обновленной набережной в районе Ультимо делает Сидней ещё более инновационным и экологичным городом. The Goods Line — стратегическое связующее звено и важное зеленое пространство для развивающейся части города. Все организовано так, что места под коворкинг, пикник, ритейл или детскую площадку или теннисный стол тщательно продуманы и используются по назначению.

Этот уникальный парк раньше представлял собой железнодорожный коридор, который трансформировали в зеленую пешеходную вену одного из самых густонаселенных районов Сиднея. Это пространство стало живой метафорой перехода от индустриального прошлого к инновационному и информационному будущему.

На набережной есть возможность проводить разные мероприятия и фестивали, она создает чувство общности в ранее заброшенном пространстве. Намеренно нелинейный дизайн создает большое количество небольших субпространств, которые можно использовать для разных целей.

5. Квартал Этьен-э-Фош Барак
Ландау, Германия
Автор проекта: A24 Landschaft GmbH

The State Horticultural Show Landau 2015 — проект грандиозного преображения 27 гектаров на общий бюджет в 13 миллионов евро. Он обеспечит основу для будущего развития нового жилого квартала, для этой же цели на территории бывших военных объектов готовят площадки для отдыха и занятий спортом.

Эта территория примыкает к природному заповеднику Эденберга, поэтому все меры по ее реконструкции направлены на сохранение природного ландшафта и разумное его использование в рекреационных целях.

Огромная зеленая зона уже сыграла свою роль в развитии этого района. Ей удалось привести к гармонии свежеотстроенные жилые дома и казармы. В центре нового квартала находится пруд со множеством водных растений. Площадка для спорта и отдыха расположилась на территории бывшего угольного склада.

Дизайн парка вдохновлен сдвигами тектонических плит в рифтовой долине Верхнего Рейна: необработанные края, разрывы и расслоившийся камень выглядят здесь очень эстетично. И, конечно же, все утопает в зелени.

6. Кампус университета Монаша
Мельбурн, Австралия
Автор проекта: Taylor Cullity Lethlean Landscape Architecture

В эпоху развития онлайн-обучения университетские кампусы стали еще более значимыми для преподавателей и студентов. Аллеи, газоны, террасы и площадки для разных активностей имеют огромное количество возможностей для обучения, общения и питания. Архитектурное бюро постаралось создать в университете Монаша благодатную почву для обмена идеями и социализации, умственного и физического развития.

В центре кампуса теперь пространство для проведения мероприятий и терраса для спокойного отдыха на свежем воздухе. Пол центральной площадки украшен большим графическим рисунком. Тут находятся площадки для игры в баскетбол и настольный теннис.

Дороги и парковку превратили в площадку для прогулок с водными объектами, которая создает реальное ощущение пребывания в кампусе.

7. Порт Ольборга
Ольборг, Дания
Автор проекта: C.F. Møller Landscape

Средневековый центр города связали с прилегающим к нему фьордом, который раньше был недоступен для пешеходов из-за интенсивного транспортного движения и расположения здесь промышленной гавани. То, что раньше было обратной стороной города, стало новым, привлекательным центром.

Пристань превратилась в бульвар для пешеходов и велосипедистов. Средневековый замок Ольборна снова стал центральной гаванью, теперь уже обрамленной зелеными зонами. На набережной появились ступенчатые спуски к воде, оборудованы площадки для торговли, игр с мячом и принятия солнечных ванн. В общем, архитекторы постарались создать привлекательное общественное пространство для разных слоев населения.

Центральная площадка для активного времяпрепровождения — это игровое пространство, полезное для людей всех возрастов. Тут можно заниматься чем угодно: от пляжного волейбола летом до катания на коньках зимой. Здесь находится несколько стальных павильонов, в которых хранится спортивный инвентарь и продается мороженое.

По соседству с игровой зоной находятся зеленые насаждения, пышные оазисы для спокойного отдыха. Рядом с набережной расположен бывший ледокол Эльбьерн, превращенный в плавучий ресторан.

8. Кампус Alumni Green Технологического университета в Сиднее
Сидней, Австралия
Автор проекта: Aspect Studio

UTS Alumni Green – самое значимое открытое пространство Городского кампуса Технологического университета Сиднея. Оно делится на три части. «Зеленая зона» — приподнятая платформа с газоном, которая может быть использована для разных мероприятий и отдыха. Фигурные границы зоны используются как скамейки.

«Центральная зона» — пространство для сбора студентов и посетителей.

И «садовая зона» — оазис из деревьев, со столами, стульями, розетками, барбекю и площадками для игры в пинг-понг.

Пространство специально было разработано так, чтобы удовлетворять самые разные нужды. Здесь можно проводить концерты, показывать кино, устраивать вечеринки и пикники.

9. Парк на крыше здания
Осло, Норвегия
Автор проекта: OSLO Ontwerp Stedelijke en Landschappelijke Omgeving

На берегу реки Доммел стоит невысокое строение, а на его крыше — маленький парк. Это место — вал Sint Jan, который был одним из четырех главных входов укрепленный старый город. Здесь были найдены остатки ворот и стены из средневекового булыжника. Фланговые стены бастиона были частично восстановлены и последи них была возведена массивная крыша на стальных колоннах. Она на полтора метра выше уровня улицы и на ней разбито общественное пространство.

Площадь парка всего 700 квадратных метров, но в нем достаточно сидячих мест.

Он расположен на одном из изгибов Доммела, поэтому с площадки открывается широкий вид на обе стороны реки. Плитка, которой выложена площадка, была изготовлена специально для этого парка: по форме она напоминает льдины.

Высаженные по периметру деревья создают тень и укрывают отдыхающих от посторонних глаз. Ковер из гравия позволяет корням деревьев получать воду и воздух. Стволы покрашены коричневым природным пигментом, который сочетается с ржавыми конструкциями.

10. Парк Ulls hus
Уппсала, Швеция
Автор проекта: White Arkitekter

Бюро White спроектировало ландшафтную зону перед новым зданием Шведского аграрного университета в Уппсале. Закрытый внутренний двор, аллеи и несколько входов стали для него основой. Растительность играет здесь ведущую роль.

Большой двор — это коллективное пространство для отдыха, встреч, повседневной жизни и праздничных мероприятий. Площадка покрыта гравием, ее пересекают дорожки из крупных гранитных плит. Гранитные каналы выравнивают гравий и отводят дождевую воду. В центре площадки находится минималистичный фонтан.

На южной стороне расположена тисовая изгородь, парковка для велосипедов и площадка со столами.

Архитектурное пространство. Методика освоения в курсе рисунка

В.М. СОНЯК,

УралГАХА, Екатеринбург

Пространство, а не камень — материал архитектуры.

Н. Ладовский

Огражденное пространство есть медиум архитектуры.

В. Гропиус

Пространство есть форма существования материи. Так утверждает философия. В нашем обыденном сознании — пространство — это пустота, «то, что между». Между полом и потолком, между стенами, между домами, между планетми, звездами и т. д. Но мы знаем, что это не пустота: воздух, которым мы дышим; гравитационные поля Земли, Луны, Солнца, планет и звезд, которые нас пронизывают; лучи света видимые и невидимые и т. п.

Современная наука различает пространство мега-, микро- и макромира. Мегамир включает в себя космическое пространство — все, что за пределами Земли: планеты, звезды, галактики и т. д. Микромир включает в себя микроскопически малые объекты: молекулы, атомы, протоны, электроны и т. п. — и их взаимодействия. Макромир — это реально воспринимаемое человеком пространство: земля с ее полями, лесами, реками, горами, морями, городами и селами, улицами и площадями, жилищем и местами трудовой деятельности — среда обитания человека. Макромир включает в себя архитектурное пространство, т. е. ту среду, которая преобразована или создана человеком искусственно.

Освоение архитектурного пространства имеет два полярных подхода: изучение концептуального(мыслимого, математического) иперцептуального(чувственно воспринимаемого) пространства.

Евклидова геометрия, созданная две с половиной тысячи лет назад, являет собой пример концептуального пространства, в котором, по выражению художника-педагога П.П. Чистякова, «верста к версте — до бесконечности». На основе этой геометрии Декарт создал систему координат; используемую ныне во всех видах проекций (ортогональные проекции, аксонометрия, математическая перспектива).

Геометрии Н.И. Лобачевского и Б. Римана, как показали современные исследования [12,8,9], моделируют особенности перцетуального (зрительно воспринимаемого) пространства. В этом пространстве самая ближняя его часть воспринимается предельно адекватно, стереометрично, здесь нет перспективных сокращений, а наоборот — возникают эффекты «обратной перспективы» (геометрия Н.И. Лобачевского). С удалением пространство изменяет метрику — уплощается, параллельные линии — пересекаются, бесконечное пространство нам представляется в виде сферы, в центре которой мы находимся (геометрия Римана).

Для освоения взаимосвязи концептуального и перцептуального пространства в профессиональном мышлении будущих архитекторов необходимо усвоение технологии восприятия и отображения реального пространства

В математике пространство определяется как множество. Например: 0-мерное пространство — точка. Если эту точку двинуть в определенном направлении, мы получим множество точек — линию, или 1-мерное пространство. Если эту линию двигать в перпендикулярном ей направлении, мы получим множество линий — плоскость, или 2-мерное пространство. Если эту плоскость двигать в перпендикулярном к ней направлении, получим множество плоскостей — объем, или 3-мерное пространство. А что будет «перпендикуляром» к объему? Т. е. что является «равнозначным» направлением ко всем трем измерениям? Время. В 20-е гг. XX в. математик Г. Минковский доказал, что пространство и время неразрывны, что время является тем самым четвертым измерением, без которого не существуют первые три. Осознание пространства как основного материала профессиональной деятельности архитектора отмечается в работах и высказываниях многих зодчих. Пространственно-временная концепция архитектуры стала одной из ведущих в XX в. [1,4,5,6].

Изучение моделей концептуального пространства не может заменить реального восприятия планов, фасадов, конструкций, архитектурно-пространственной среды в натуре, отмечал А. Буров [2]. Необходимо освоить ортогональные проекции, научиться использовать их при изучении натуры. Изучение математической перспективы в курсе начертательной геометрии не связано с реальным восприятием архитектурно-пространственной среды. По выражению Е.В. Раушенбаха, математическая перспектива — это «безмозглая перспектива», так как пространственные соотношения и глубина пространства в ней существенно искажаются [8].

Точный смысл понятия «перспектива» — «видеть сквозь». Т. е. картинная плоскость представляет собой своеобразное «окно», сквозь которое человек воспринимает реальный мир, а, точнее, показывает его отражение в своем сознании и отображении. Система «глаз — мозг» не сводится к оптической проекции видимых соотношений на сетчатку глаза. Рисунок в перспективе архитектурного пространства с натуры требует освоения целостного восприятии формы пространства как предмета восприятия[9]. Умение представить план и фасады изучаемого пространства по натурным впечатлениям (шагомерные соотношения длины и ширины помещения, участка; визуальные соотношения высоты, ширины, глубины и размеров в плане и т. д.) требует знания общей модели перцептуального пространства и соотнесения зрительного восприятия и реальных пространственных соотношений [9].

Для формирования пространственных представлений необходимо не менее двух проекций [7]. Чтобы представить архитектурное сооружение в трех измерениях, нам необходимо иметь, например, план и фасад, перспективное изображение и план, перспективное изображение и разрез и т. д. Две проекции воспринимает и наш мозг с помощью глаз — бинокулярно, поэтому пространство, особенно ближнее, мы видим стереометрично, объемно. С удалением от нас пространство ощутимо уплощается, появляется эффект «кулисности». Дальнее пространство воспринимается в виде плоской «картины» — сферы, на которой звезды, луна, самолет, летящий по небу, видны на одинаковом от нас расстоянии, в одной плоскости. Таким образом, при изучении пространства необходимо научиться целостно воспринимать и изображать его в перспективе, научиться отображать в плане его реальные соотношения и научиться соотносить изображение и план.

В соответствии с этим технология изучения архитектурного пространства в курсе рисунка строится на базе теоретико-экспериментального метода, разработанного автором на базе УралГАХА. Суть метода заключается в комплексном подходе к освоению архитектурного пространства в восприятии, понимании пространственных отношений и умении оперировать ими в профессиональном архитектурном рисунке. В психолого-педагогическом аспекте используется технология деятельностного подхода [10]. В качестве ориентировочной основы деятельности используется ориентировка на метод, отвечающая на вопрос «почему?», в отличие от традиционных ориентировок на образец (отвечает на вопрос «что?») и наалгоритм(отвечает на вопрос «как?»).

В качестве ключевого используется понятие «форма». Как правило, имеется в виду объемная форма — голова, фигура человека, здание, дерево и т. д. А как представить форму внутреннего пространства, например, храма? Проведем мысленный эксперимент: заполним интерьер водой и заморозим ее. Отделив ограждения, получим ледяную форму пространства, слепок изнутри. Что общего у этого слепка и ограждения?Граница. Другими словами, для изображения внутреннего пространства нужно изобразить ограждения этого пространства. Но если можно охватить одним взглядом четкие контуры объемной формы, когда она находится перед нами, то, находясь в интерьере, внутри формы пространства, мы лишены этой возможности. Как наиболее адекватно изобразить внутреннее пространство? Необходимо выделить границы поверхностей, ограждающих пространство, и удержать в поле зрения от пяти до девяти поверхностей. Для этого нужно освоитьтехнику управления восприятием и алгоритм рисунка интерьера, которые изучаются на первом и втором курсах. При этом важно отметить, что с увеличением угла восприятия возрастает «эффект присутствия» и адекватность передачи «оркестра пространственных соотношений» данного внутреннего пространства. Максимальный угол восприятия для изображения интерьера в широкоугольной перспективе, по данным экспериментов соответствует полю бинокулярного зрения и равен 120 градусам. Как показал опыт; рисунок интерьера в широкоугольной перспективе смогли освоить все студенты, у которых не было органических дефектов.

Для осознания пространства как специфической формы в профессиональной деятельности архитектора рассмотрим возможности сочетания двух элементарных геометрических пространств:

1. «Отстоящие пространства». Пример: дома через дорогу рождают производное пространство — пространство улицы.

2. «Соприкасающиеся пространства». Пример: дом и крыльцо.

3. «Соприкасающиеся пространства изнутри». Пример: здание и встроенный тамбур.

4. «Пространства, находящиеся одно в другом». Пример: Каслинский павильон в атриуме Музея изобразительного искусства (Екатеринбург).

5. «Пересекающиеся пространства». Пример: дом архитектора К. Мельникова. Отметим, что реже всего используются, но при этом имеют наибольшее количество вариантов исполнения «пересекающиеся пространства». Положение в пространстве поверхностей, ограждающих пространство, имеет определенный смысл (семантику):

1. Горизонтальная плоскость — устойчивость, уравновешенность,

2. Вертикальная плоскость — преграда, ограждение.

Сочетание ограждений позволяет создавать пространства различной степени открытости: от закрытых до предельно открытых (аэродром). При этом если две горизонтальные плоскости (пол и потолок) без стен могут организовать архитектурное пространство, то две вертикальные плоскости этого выполнить не могут, так как силы гравитации «изымут» человека из этого пространства.

При решении композиционно-пространственных задач, особенно при решении тектоники сооружения, определенную роль играет выбор конструктивной системы. Например: возьмем две горизонтальные плоскости («пол» и «потолок») и рассмотрим способы крепления «потолка» над «полом».

1. Несущая колонна находится в центре пространства.

2. Несущие колонны находятся по углам пространства.

3. Потолок подвешен над полом (это может быть подвеска к раме, арке и т. п.).

4. Потолок опирается на две стены.

5. Потолок опирается на три или четыре стены.

6. Потолок крепится как консоль.

7. Пол подвешен к потолку.

8. Потолок опирается на воздух (пневмоопорные или пневмокаркасные конструкции).

Из приведенного примера видно, что решение пространственных задач имеет приоритетное значение перед конструктивными, так как, решив задачу определения пространственных соотношений, мы можем выбрать любую конструктивную систему, соответствующую нашим композиционно-образным поискам.

Для развития пространственного воображенияиспользуется методкомпозиционной трансформации пространствав рисунке, разработанный и внедренный автором в УралГАХА. Суть заключается в следующем. В реальном интерьере мы можем мысленно изменять соотношения: передвигать стены, полы, потолки, изменять членения, уровни и т. д. Выполнив рисунок интерьера в широкоугольной перспективе и изобразив план интерьера с указанием точки и угла восприятия, мы изменяем пространственные соотношения, стиль, образ интерьера и, соответственно, его план. Для трансформации интерьера в рисунке используются приемы «экстраполяции», «интерполяции» и «вариации». При «экстраполяции» границы интерьера выходят за пределы плана. При «интерполяции» пространство интерьера уменьшается. При использовании приема «вариации» структура плана не изменяется, а происходит «переодевание» интерьере: меняется характер интерьера, его стиль и т. п. В окончательном варианте композиционной трансформации может быть использован и один, и все три приема трансформации. Освоив данный метод, студент — архитектор может представить и изобразитьлюбоевнутреннее пространство, опираясь на конкретный интерьер, в котором он находится.

Изучению специфики восприятия и отображения композиции городского пространства посвящена практика по рисунку. В качестве объекта берется градостроительный ансамбль, комплекс или фрагмент городской среды. Делается шагомерный план ансамбля с отметкой точек и углов зрения, наиболее интересных с позиции выявления композиции ансамбля и определения наиболее интересных визуальных связей элементов этого ансамбля. На основе серии зарисовок и плана выполняется рисунок данного ансамбля по представлениюв перспективе с птичьего полета или в аксонометрии. (В качестве варианта возможно задание на композиционную трансформацию фрагмента ансамбля по заданному проекту или по проекту самого студента). Выход на рисунок по представлению на основе натурного изучения ансамбля или градостроительного комплекса позволяетпрактически формировать профессиональное пространственное художественно-образное мышление будущих архитекторов.

Особое значение имеет в архитектурном образовании изучение фигуры человека. Человекв архитектурном пространствеявляется мерой вещей и пространства. Поэтому изучается канон фигуры человека, представляющий собой соединение «квадрата древних», русских мер длины и «Модулора» Ле Корбюзье. Размах рук равен росту человека или 1 сажени. Сажень равна 4 локтям или 8 пядям. «Модулор» (фигура с поднятой рукой) равен 5 локтям иди 10 пядям. Определив уровень глаз, можно вычислить габариты всех элементов архитектурного пространства. Таким образом, уровень глаз, или плоскость горизонта, является указателем масштаба в перспективном рисунке.

Тело человека представляет собой уникальную конструктивно-пластическую систему, в которой представлены все имеющиеся в современной архитектуре конструкции, начиная со стоечно-балочной, купольной и сводчатой систем, включая гиперболические параболоиды, пневмоопорные, пневмокаркасные, подвесные конструкции, и заканчивая пространственными конструкциями. Поэтому изучение пластической анатомии человека в рисунке включает в себя развитие образного конструктивного мышления будущих архитекторов.

Взаимосвязь тем «пространство» и «человек» в архитектурном рисунке обусловлена тем, что проектируемое пространство предназначено для жизни человека. Поэтому ряд заданий включает изображение человека в пространстве (фигура, группа, толпа). Основа для рисунка по воображению — рисунок с натуры.

Рисунки по воображению подразделяются на две группы: рисунки по собственному проекту и архитектурные фантазии. Особое внимание уделяется рисунку интерьера по своему проекту, так как очень часто до организации внутреннего пространства и его проработки «не доходят руки». А ведь именно внутренне пространство, его воздействие на человека является приоритетным в творчестве архитектора. Характер внутреннего пространства, его геометрия, пластика, масштаб, масштабность, визуальные связи частей этого пространства, степень открытости и т. д. можно показать только в рисунке.

Архитектурные фантазии — это «оптическое моделирование», это «окно» в воображаемый и одновременно реальный в своей осязаемости мир. По мысли К. Мельникова, профессия архитектора заключается именно в том, чтобы «трепетные архитектурные фантазии ставить на суровый фундамент действительности». Поэтому в фантазиях подразумевается не только эмоционально-стилистический образ пространства, но и его реальные ортогональные проекции.

Архитектурные фантазии могут быть на темы прошлого, будущего архитектуры и современности. Ближайшее будущее поставит задачи освоения «неудобных» территорий, подводного пространства, космоса и иных планет. Какой будет архитектура экстремальных условий — на крутых склонах гор и в пустынях, подводная и подземная, на космических станциях и на Луне, на иных планетах и, опять же, на Земле?! Ведь необходимо найти новые доминанты, новые формы, диктуемые новой ситуацией, не забывая, что только посредственный архитектор проектирует полы, потолки и стены. Хотелось бы, чтобы наши студенты могли запроектировать настроение.

ПРОСТРАНСТВО АРХИТЕКТУРНОЕ — это… Что такое ПРОСТРАНСТВО АРХИТЕКТУРНОЕ?


ПРОСТРАНСТВО АРХИТЕКТУРНОЕ
внутреннее или внешнее пространство, организованное средствами архитектуры

(Болгарский язык; Български) — архитектурно пространство

(Чешский язык; Čeština) — architektonický prostor

(Немецкий язык; Deutsch) — Architekturraum

(Венгерский язык; Magyar) — építészeti tér

(Монгольский язык) — архитектурын орон зай

(Польский язык; Polska) — przestrzeń architektoniczna

(Румынский язык; Român) — spaţiu arhitectural

(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — arhitektonski prostor

(Испанский язык; Español) — entorno arquitectónico; espacio arquitectónico

(Английский язык; English) — architectural space

(Французский язык; Français) — espace architectural

Источник: Терминологический словарь по строительству на 12 языках

Строительный словарь.

  • ПРОСТИЛЬ
  • ПРОСТРАНСТВО КООРДИНАЦИОННОЕ МОДУЛЬНОЕ

Смотреть что такое «ПРОСТРАНСТВО АРХИТЕКТУРНОЕ» в других словарях:

  • пространство архитектурное — Внутреннее или внешнее пространство, организованное средствами архитектуры [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики архитектура, основные понятия EN architectural space DE Architekturraum FR espace …   Справочник технического переводчика

  • СООРУЖЕНИЕ АРХИТЕКТУРНОЕ — сооружение, организующее своими формами архитектурное пространство (Болгарский язык; Български) архитектурно съоръжение (Чешский язык; Čeština) (Немецкий язык; Deutsch) architektonisches Gebäude (Венгерский язык; Magyar) építészeti létesítmény… …   Строительный словарь

  • Проект меганом — Архитектурное бюро «Проект Меганом» Основано в 1999 году. Содержание 1 Концепция 2 Избранные проекты и постройки 3 Выставки, награды, конкурсы …   Википедия

  • СРЕДА АРХИТЕКТУРНАЯ — архитектурное пространство, окружающее человека или архитектурный объект (Болгарский язык; Български) архитектурна среда (Чешский язык; Čeština) (Немецкий язык; Deutsch) gebaute Umwelt (Венгерский язык; Magyar) építészeti környezet (Монгольский… …   Строительный словарь

  • Бахметьевский гараж — Здание Бахметьевский гараж Сторона въезд …   Википедия

  • Иконостас — Спасо Преображенского собора в …   Википедия

  • Раппапорт, Александр Гербертович — Александр Гербертович Раппапорт …   Википедия

  • Москва-Сити — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия

  • Мельников, Константин Степанович — Запрос «Константин Мельников» перенаправляется сюда; см. также другие значения. В Википедии есть статьи о других людях с именем Мельников, Константин Степанович. Константин Степанович Мельников …   Википедия

  • Дом Мельникова — Здание Дом мастерская архитектора К.С. Мельникова …   Википедия


Архитектура: форма, пространство и порядок

Архитектура: форма, пространство и порядок

Описание через Amazon. Превосходная визуальная ссылка на принципы архитектуры Теперь, включая интерактивный CD-ROM! В течение более тридцати лет прекрасно иллюстрированная архитектура: форма, пространство и порядок — это классическое введение в базовую лексику архитектурного дизайна. В обновленном третьем выпуске представлены расширенные разделы по типу обращения, свету, мнениям и контексту сайта, а также новые соображения об экологических факторах, строительных кодексах и современных примерах формы, пространства и порядка. Эта классическая визуальная ссылка помогает как студентам, так и практикующим архитекторам понимать базовый лексикон архитектурного дизайна, изучая, как форма и пространство заказываются в построенной среде.? Используя свой дотошный рисунок своей торговой марки, профессор Чинг показывает взаимосвязь между фундаментальными элементами архитектуры на протяжении веков и между культурными границами. Рассматривая эти оригинальные идеи, «Архитектура: форма, пространство и порядок» побуждают читателя критически взглянуть на построенную среду и способствовать более впечатляющему пониманию архитектуры. В дополнение к обновлениям контента и многим иллюстрациям, эта новая версия включает компакт-диск для компаньонов, который воплощает архитектурные концепции книги в жизнь через трехмерные модели и анимации, созданные профессором Чином.

  • ISBN

    9780471752165

  • заглавие

    Архитектура: форма, пространство и порядок

  • автор

    Фрэнсис Д. К. Чинг

  • издатель

    Джон Уили и сыновья

  • Год публикации

    2007

  • переплет

    книга в мягкой обложке

  • язык

    английский

Архитектура: форма, пространство и порядок

Купить с

amazon.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *