Рационализм в архитектуре 20 века – эмпиризм нового времени, родоначальником французского является, в архитектуре, основоположник, иррационализм, кризис

Содержание

Рационализм (архитектура) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Рационализм.

Рационали́зм — авангардистский метод (стиль, направление) в архитектуре, получивший развитие в 1920-е — начале 1930-х годах. Характеризуется лаконичностью форм, строгостью и подчёркнутым функционализмом. Идеологи рационализма, в отличие от конструктивистов, много внимания уделяли психологическому восприятию архитектуры человеком.

Рационализм известен (и реализован) гораздо хуже, чем современный ему конструктивизм, однако это не делает это направление менее интересным.

Основоположником стиля в России стал Аполлинарий Каэтанович Красовский.

В сфере архитектуры все будущие рационалисты прошли через неоклассику высокого художественного уровня (школа Ивана Жолтовского). Многие рационалисты были неплохими художниками и графиками, причём самых разных направлений — от стилистики «Мира искусства» до кубизма.

В 1920-е годы, в условиях бурной полемики между консервативными неоклассиками и новаторами, рационалисты заняли свою нишу гораздо раньше конструктивистов и были не столь радикальны, как последние.

Так, творческий лидер рационализма Н. Ладовский не отрицал полностью наработок прошлого, как это делали вожди конструктивизма. Напротив, он призывал изучать классическое наследие и ни в коей мере не ограничиваться только утилитарной функцией проектируемого здания.

Кроме того, главным пунктом в творческой программе рационализма было понятие пространства. Н. Ладовский писал: «Архитектура — искусство, оперирующее пространством». Он отмечал, что архитектурно оформленное пространство (здание) всегда особым образом воспринимается человеком: психологические особенности восприятия также следует учитывать при строительстве.

В 1920 году состоялась выставка работ членов Живскульптарха, которую можно назвать первым публичным выступлением сторонников авангарда (их работы были явным образом противопоставлены неоклассике). Проекты Ладовского сделали его невероятно популярным в творческой среде.

В 1921—1922 годах велась работа по формированию творческой концепции рационализма. (Заметим, что конструктивизм в те годы ещё не оформился).

Н. Ладовский — творческий лидер рационализма. Обмас[править | править код]

Студенты выполняют задание по дисциплине «Пространство»

Если конструктивисты группировались вокруг братьев Весниных, то у рационализма абсолютным лидером был Николай Александрович Ладовский. Для воспитания «подрастающего поколения» архитекторов Н. Ладовский создал мастерскую Обмас (Объединённые мастерские) при ВХУТЕМАСе.

Обмас просуществовали всего три года (1920—1923), однако, именно здесь были сделаны первые шаги по созданию новаторской советской архитектуры. Здесь совершенно по-иному обучали искусству архитектора. Так, была введена специальная дисциплина — «Пространство».

Ладовский полагал, что архитектор должен мыслить объёмно — пространственной композицией, эскизировать не на бумаге, а в объёме и лишь затем переносить отработанную композицию на бумагу. Введение макетного метода проектирования помогало проявлять фантазию и вырабатывать новые приёмы и средства художественной выразительности.

АСНОВА — творческая организация рационалистов[править | править код]

На рубеже 1922—1923 гг. группа единомышленников Ладовского уже сложилась в творческую организацию. Организация была названа Ассоциацией новых архитекторов (АСНОВА) (зарегистрирована 13 июля 1923 года).

Учредителями органиции являлись: сам Н. Ладовский и его коллеги — профессора Н. В. Докучаев и В. Ф. Кринский, студенты А. Рухлядев, В. С. Балихин и другие. В состав АСНОВА в разное время входили такие выдающиеся деятели искусства, как Лазарь (Эль) Лисицкий и Константин Мельников. В 1923 году председателем ассоциации являлся А. Ф. Лолейт.

АСНОВА неоднократно предпринимала попытки создать свой печатный орган. В 1926 году под редакцией Л. Лисицкого вышел первый и единственный выпуск «Известия АСНОВА». Однако, с собственной газетой ничего не получилось и рационалисты публиковали свои статьи в журнале «Строительство Москвы», в «Красной Ниве» и других изданиях.

Рационалисты весьма скептически отнеслись к первым конкурсам проектов (в частности, Дворца труда в Москве). Из-за отказа участвовать в этом конкурсе, рационалисты дали возможность конструктивистам занять лидирующее положение в архитектурной среде.

1923—1926 гг. были отмечены полемикой между АСНОВА и ОСА (объединением конструктивистов). Рационалисты обвиняли своих оппонентов в «ограниченности» и «превращении инженерной конструкции в некий фетиш».

В 1928 году происходит раскол АСНОВА. Причиной послужили непреодолимые противоречия, возникшие между Ладовским и его радикально настроенным коллегой — В. Балихиным, а также создание Ладовским Объединения архитекторов-урбанистов (АРУ) .

В 1927 году Моссовет поручил архитекторам АСНОВА разработать проект жилого комплекса. Причём обязательными требованиями были: компактность застройки, дешевизна строительства и художественно-эстетическая выразительность.

Для строительства был отведён небольшой, формой близкой к квадрату, квартал в районе Шаболовки (недалеко от Шуховской башни. Лучшим был признан проект группы Н. Травина.

Всего были запроектированы 24 пяти — шестиэтажных жилых корпуса, детский сад и котельная. Руководящей идеей решения фасадов является максимальное использование солнечного света.

Отсюда образование небольших, полуизолированных дворов, вокруг которых располагаются залитые солнцем «южные» фасады с балконами, сплошь заполняющими плоскости. Сюда выходят главные жилые комнаты. «Северные» фасады лишены балконов и почти ничем не примечательны. Сюда выходят кухни, ванные комнаты.

Большое внимание было уделено организации внутреннего пространства (в том числе и с точки зрения организации зрительно-законченных перспектив. Создаётся впечатление, что дворы как бы «перетекают» друг в друга, создавая ощущение светлого и очень открытого пространства (и это несмотря на то, что застройка очень плотная, и в процессе проектирования архитекторы пытались использовать каждый участок земли).

В 1928 году один из любимых учеников Ладовского — Георгий Крутиков представил свой дипломный проект, сразу же ставший сенсацией. Это была концепция «летающего (вернее сказать — парящего) города». Крутиков поставил вопрос: а нельзя ли не привязывать жильё и другие постройки к земле, нельзя ли освободить занятые под застройку обширные территории?

Архитектор предлагал оставить землю для труда, отдыха и туризма, самим же перебраться в парящие в облаках города-коммуны.

Сообщение между землёй и «заоблачными» зданиями должно осуществляться с помощью универсальной и многофункциональной кабины, которая может двигаться по воздуху, по земле и по воде. Собственно, «летающими» были бы даже не сами города (они трактовались, как неподвижно размещённые в строго отведённом пространстве). Летать должны были жители этих городов.

Крутиков (учитывая развитие воздухоплавания в СССР), увлекался идеями, связанными с астронавтикой, с полётами в стратосферу и полагал, что архитектура будущего будет неотделима от воздушных путей сообщения.

Этот проект многие восприняли, как «новое слово в науке», другие же отозвались весьма скептически. Газета «Постройка» написала разгромную статью «Советские Жюль Верны», где проект Крутикова был подвергнут суровой критике.

В начале 1930-х годов творческая атмосфера в СССР перестала быть столь свободной и способствующей полной самореализации художника. Теперь требовался не поиск новых форм, а планомерное возвеличивание Вождя и свершений советского народа. При помощи рационалистских и конструктивистских средств выразительности сделать это было просто невозможно — «на помощь» вождям пришла вечная классика. Как тогда шутили: «В полемике рационалистов и конструктивистов победили неоклассики», имея в виду тот факт, что отныне господствующим стилем в СССР стал неоклассицизм (с элементами барокко и ар деко).

Рационалистов, как и их оппонентов-конструктивистов, обвинили в «следовании буржуазным взглядам на архитектуру», «в утопичности их проектов», «в формализме». Собственно, конструктивистов ругали всё-таки меньше — они увлекались не столько формой, сколько функциональностью проектируемых помещений. Рационалистам также предъявили обвинение в увлечении психоанализом, который не признавался в СССР.

Н. Ладовский, всеми забытый, умер в 1941 году, хотя у него была возможность стать одним из ведущих сталинских архитекторов, так как он был автором наземного павильона метро «Красные Ворота».

Уже к концу 1950-х имена архитекторов — рационалистов перестали замалчиваться либо же упоминаться в качестве «вредителей—формалистов»: наступило переосмысление наследия 1920-х годов.

Многие идеи рационалистов в области градостроительства были восприняты архитекторами периода «Оттепели».

Рационализм в архитектуре и его особенности

Рационализм — не такое известное направление в архитектуре, как конструктивизм, но не менее интересное. Этот стиль появился в ХХ веке благодаря освоению и появлению новых технологий. Иногда это направление еще называют «современная архитектура». Представители этого стиля уделяли много внимания психологическому восприятию человека. Рационализм в архитектуре — это единство формы, конструкции и функционального назначения.

Краткое описание

Это направление отличается строгостью и простотой форм. Рационализм в архитектуре отличается тем, что у него имеется одна особенность — функциональность. Расцвет этого стиля приходится на 20-50-е годы ХХ века. Основные узоры, которые используются рационализмом в архитектуре — это геометрические формы: прямые линии, квадраты, прямоугольники.

Мастера также экспериментировали с пропорциями и цветом. Архитекторы стремились к тому, чтобы их идеи соответствовали эстетике того периода. Основная их идея — это то, что архитектура должна отвечать современным запросам общества, а не просто повторять идеи прошлых эпох. Новое направление должно быть простым, лаконичным и понятным людям.

Также интересной особенностью рационализма в архитектуре 20 века является то, что для мастеров она была инструментом перестройки общества, «нового» человека, который будет свободен от идей прошлых столетий. Кроме экспериментов с пропорциями и цветом, использовали асимметрию и такие материалы, как железо и бетон. Все это добавляло функциональности этому направлению.

Архитектор, по мнению рационалистов, выступал не в качестве художника-декоратора, а как конструктор. Здания создавали так, чтобы они были практичными, но и выразительными. Мастера этого направления считали, что эстетическая составляющая будет только тогда иметь значение, когда оно выполняет практическую функцию. Поэтому здания получались не просто выразительными, но и функциональными.

здание в стиле рационализм

Развитие стиля в Голландии

Основоположником рационалистического архитектурного направления в Голландии был Хендрик Петрюс Берлаге в XIX-XX веках. Именно его работы оказали большое влияние на формирование этого стиля в других странах. Главные идеи Хендрика Берлаге — это работа с ровными поверхностями и использование природного камня, неоштукатуренных стен из кирпича.

Пример рационализма в архитектуре Голландии — это здание Амстердамской биржи. В его облике гармонично сочетаются жесткие конструкции с элементами, характерными для традиционного голландского стиля. Берлаге занимался реконструкцией «бедных» районов Амстердама. И во многих городах Голландии появились простые, но красивые здания.

стиль рационализм в архитектуре 20 века

Развитие стиля в Италии

В Италии рационализм появился благодаря немецкой школе архитектуры «Баухауз». Итальянские архитектуры создали два сообщества — «Группа 7» и MIAR. Самым известным мастером из творческого объединения «Группа 7» был Джузеппе Терраньи, создавший прекрасное здание в стиле рационализма в 1936 году — Народный дом в Комо.

Глава MIAR Адальберто Либера стал известен благодаря Дворцу конгрессов, который находится в римском пригороде. Он был построен в 1954 году и состоит из просторного конгресс-холла, террасы с висячими садами и театром под открытым небом. Главная особенность стиля рационализма в Италии — это социальная направленность. Итальянские мастера стремились к созданию новой среды и человека, который будет готов к совместному труду.

рационализм 20 века

Развитие стиля в СССР

Это направление не такое популярное, как конструктивизм, но здания в этом стиле не менее интересны, и в нем работали талантливые мастера. Рационализм в архитектуре СССР соответствовал идеям и принципам советского общества. Но при этом, в отличие от представителей конструктивизма, рационалисты не были так категорично настроены к прошлым наработкам в области архитектуры.

Все представители этого течения изучали основы классического стиля и не ограничивались функциональной составляющей. Также очень важно было учитывать и то, как человек воспринимает архитектуру. Лидером этом движения был Н. А. Ладовский, который организовал Обмас (Объединенные мастерские).

Деятельность Обмаса была недолгой, но именно там были сделаны первые шаги по созданию новой архитектурной школы. Там обучали архитекторов на другом уровне и была введена новая дисциплина — «Пространство». Н. А. Ладовский считал, что архитектор должен мыслить объемно. Так был создан макетный метод, который позволял проявлять фантазию в работе и создавать интересные художественные приемы.

направление рационализма в архитектуре

«АСНОВА» — творческая организация рационалистов

В 1923 году единомышленники Н. А. Ладовского создали объединение «АСНОВА» — Ассоциация новых архитекторов. Членами этой организации в разные периоды были известные деятели искусства. Участники «АСНОВА» хотели создать печатное издание, но этого сделать не получилось. Поэтому статьи печатали в журнале «Строительство Москвы» и других тематических изданиях.

Рационалисты не принимали участие в различных конкурсах, поэтому конструктивисты заняли лидирующие позиции. С 1923 по 1926 была полемика между объединением рационалистов и конструктивистов. Рационалисты считали, что конструктивисты слишком ограничены и много уделяют внимания функциональной составляющей.

В 1928 году в «АСНОВА» произошел раскол из-за разногласий между Ладовским и его более радикально настроенным коллегой — В. Балихиным. Также Н. А. Ладовский создал Объединение архитекторов-урбанистов.

"Красные ворота" Ладовского

Жилой комплекс на Шаболовке

Это известный пример советского рационализма в архитектуре. В 1927 году разработку этого здания поручили архитекторам из «АСНОВА». Им нужно было создать жилой комплекс, который соответствовал следующим требованиям:

  • компактность;
  • дешевизна;
  • выразительность.

Для строительства выделили небольшой участок в районе Шаболовки. Выиграла этот конкурс группа Н. Травина. Архитекторы собирались построить 24 корпуса, состоящие из 5 и 6 этажей. Также в комплекс входили детский сад и котельная. Архитекторы хотели построить корпуса так, чтобы можно было использовать максимальное количество света.

Для выполнения этой идеи построили небольшие полуизолированные дворы, которые окружают южные фасады с балконами — именно на эту сторону выходят окна главных жилых комнат. А вот на северной стороне дома — комнаты для кухни и ванной. Большое внимание уделили внутреннему оформлению. Архитекторы создали ощущение того, что дворы плавно «перетекают» друг в друга. Это добавляет эффект максимально светлого и открытого пространства.

«Летающие города»

В 1928 году один из лучших учеников Ладовского — Георгий Крутиков, представил свою дипломную работу, которая стала сенсацией в архитектуре. Это была идея создать «летающий город». Архитектор предлагал оставить землю для туризма, отдыха и труда, а сами жители перебрались бы в летающие города-коммуны.

Сообщение между «воздушными» и «наземными» зданиями должно было осуществляться при помощи многофункциональной кабины. В СССР было хорошо развито воздухоплавание, поэтому нет ничего удивительного в том, что Крутиков увлекался астронавтикой и считал, что городская архитектура будет связана с воздушной тематикой.

Некоторые восприняли эту идею «Летающих городов» с энтузиазмом и считали, что это новое слово в науке. Другие же отнеслись достаточно скептически. Но эта идея подчеркивает, что рационализм связан с развитием техники и науки.

проект Крутикова "Летающие города"

Упадок стиля

В начале 30-х в СССР уже была не такая творческая атмосфера, и у художников стало меньше простора для реализации своих возможностей. Обществу стали нужны не новые формы, а возвеличивание Вождя и достижений советского народа. Ни рационализм, ни конструктивизм не могли реализовать эти требования. Поэтому ведущим направлением в советской архитектуре стал неоклассицизм.

Рационалистам стали говорить, что они поддерживают буржуазные идеи в архитектуре, что их проекты слишком формальны. Но конструктивистов критиковали меньше, потому что они уделяли больше внимания функциональности, чем экспериментам с формой и цветом. Также советской власти не нравилось то, что они увлекаются психоанализом, который не признавали в СССР. И в ту эпоху начался упадок рационализма и функционализма в архитектуре.

рационализм и функционализм в архитектуре

Реабилитация этого направления

До 1950-х годов этот стиль нигде не упоминался. Представителей рационализма называли «вредителями-формалистами», либо о них не говорили вообще. Но к концу 50-х люди стали по-другому относиться к архитектурному наследию 1920-х годов. Многие идеи архитекторов этого направления использовали мастера периода оттепели.

Рационализм в архитектуре — стиль не такой популярный, но не менее интересный, с оригинальными идеями, которые соответствовали потребностям общества того периода. Архитекторы, работающие в этом стиле, учитывали достижения науки и техники. А некоторые мастера выдвигали интересные передовые идеи.

При этом рационалисты не отказывались от изучения других стилей полностью, как это делали конструктивисты. Именно поэтому их критиковали больше, потому что их мышление было более обширным и не таким ограниченным. Особенность рационализма в архитектуре еще и в том, что в своей работе они использовали в своей работе психоанализ, что делает это направление еще более интересным.

Рационализм — Архитектурные стили — Дизайн и архитектура растут здесь

Рационализм — направление в архитектуре 20 века, для которого характерны простота и строгость форм, отказ от декоративности, подчеркнутый интерес к функциональности. Временем расцвета рационализма считаются двадцатые – пятидесятые годы, однако отдельные черты этого стиля просматриваются и у более поздних архитекторов. К примеру, основные мотивы рационализма – использование прямых линий, квадратов и прямоугольников, игра с пропорциями и цветом — широко используются современными архитекторами по всему миру.

Представители рационализма стремились создать методы, соответствующие эстетическим идеям 20 века. По их мнению, архитектура должна отвечать современным запросам общества, а не заниматься бесконечным повторением достижений прошлых столетий. Стили, достигшие расцвета в 18-19 веках, должны быть полностью забыты. Время научно-промышленного прогресса требует создания новых форм — лаконичных, понятных и простых.

Основной принцип рационализма — единство архитектурного образа и его функциональной обусловленности. «Новая архитектура, настоящая, должна основываться на логике, на рациональном начале. Новые формы получат эстетическую ценность только в той мере, в какой они целесообразны», — писал в своем манифесте выдающийся итальянский архитектор-рационалист Джузеппе Терраньи.

Кроме того, представители рационализма из разных стран мира — от Италии и Нидерландов до СССР — считали, что современная архитектура должна быть инструментом воспитания и перестройки общества, создания «нового человека», свободного от наследия прошлого. Для воздействия на психику использовались ритмичные повторения простых геометрических форм, игра с цветом на больших плоскостях, осуществлялись поиски выразительности в области синтеза архитектуры с другими искусствами. Также в числе основных приемов – асимметрия и ставка на такие чисто урбанистические материалы, как железобетон, металл и стекло.

Идеи рационализма разделяли Ш. Ле Корбюзье (Франция), школа «Баухауз» (Германия), группа «Стиль» (Нидерланды), «Группа 7» (Италия), группа «Аснова» (СССР).

Кризис рационализма

Основные идеи рационализма были сформулированы в 1933 году на одном из архитектурных конгрессов в «Афинской хартии». Архитекторами ставилась глобальная цель – внедрение единых градостроительных идей в городах по всему миру, без учета национальных и исторических черт. В итоге сложился так называемый международный стиль, присущий многим современным архитекторам. После 1950 года международный стиль подвергся критике за его однообразие, догматизм, отсутствие интереса к традициям.

Рационализм | Архитектура и Проектирование

Рационализм в архитектуре — совокупность архитектурных направлений 1-й половины XX века, программно осваивавших достижения современной науки и техники. В широком смысле рационализм иногда отождествляют с понятием «современная архитектура».  Рационализм выдвинул требование единства архитектурной формы, конструкции и функционально обусловленной пространственной структуры.

Рационализм (от лат. rationalis – разумный, ratio – разум) стремился выработать новые архитектурные методы, отвечающие современным общественным потребностям, эстетическим запросам и уровню промышленно-технического развития.

Основы рационализма закладывались ещё в конце XIX века (Луис Генри Салливен (Sullivan, Louis Henry, 1856— 1924) в США, Хендрик Петрюс Берлаге (Berlage, Hendrik Petrus,1856–1934) в Нидерландах (кирпичный стиль), Адольф Лоз (Loos) в Австрии, мастера немецкого Веркбунда в Германии, О. Перре во Франции). Становлению рационализма в начале 1920-х годов во многом способствовали теории, пропагандировавшиеся группой, объединившейся вокруг журнала «

Эспри нуво» (L’Esprit Nouveau) во главе с Ле Корбюзье (Le Corbusier) во Франции, руководимой Вальтером Гропиусом (Walter Gropius) архитектурной школой «Баухауз» (Bauhaus – «Дом строительства») в Германии (функционализм). Развитие рационализма охватывает в основном 20-50-е годы. Сторонники рационализма организовали Международные конгрессы современной архитектуры (1928— 59), его градостроительные идеи были зафиксированы в так называемой Афинской хартии (1933). Хартия преследовала цель создания идеальных архитектуры и градостроительства — идей, одинаково применимых в Европе и Америке, Африке и Азии. Результаты известны: появилось стремление к единообразию решений на всем земном шаре, не учитывались национальный склад характера и исторически сложившиеся обычаи народов разных стран и континентов. Общие архитектурные концепции в 50-е годы привели к созданию т. н. международного (интернационального) стиля (
Людвиг Мис ван дер
Роэ (Ludwig Mies van der Rohe) и многих др. архитекторов). Причинами кризиса рационализма в конце 50-х годов стали присущие его представителям известный догматизм архитектурного мышления и социально-реформистский утопизм.

Рационалистами называли себя архитекторы объединения АСНОВА (Николай Александрович Ладовский (1881 — 1941), Константин Степанович Мельников и др.), выдвигавшие на первый план психо-физиологические особенности восприятия архитектурной формы и стремившиеся найти рациональные начала в образцом аспекте архитектуры.

Идеологи рационализма, в отличие от конструктивистов, много внимания уделяли психологическому восприятию архитектуры человеком.

Рационализм известен (и реализован) гораздо хуже, чем современный ему конструктивизм, однако это не делает это направление менее интересным.

В сфере архитектуры все будущие рационалисты прошли через неоклассику высокого художественного уровня (школа Ивана Жолтовского). Многие рационалисты были профессиональными художниками и графиками, причём самых разных направлений — от стилистики «Мира искусства» до кубизма.

В 1920-е годы, в условиях бурной полемики между консервативными неоклассиками и новаторами, рационалисты заняли свою нишу гораздо раньше конструктивистов и были не столь радикальны, как последние.

Так, творческий лидер рационализма Н. Ладовский не отрицал полностью наработок прошлого, как это делали вожди конструктивизма. Напротив, он призывал изучать классическое наследие и ни в коей мере не ограничиваться только утилитарной функцией проектируемого здания.

Кроме того, главным пунтом в творческой программе рационализма было понятие «пространство». Н. Ладовский писал: «Архитектура — искусство, оперирующее пространством». Он отмечал, что архитектурно оформленное пространство (здание) всегда особым образом воспринимается человеком: психологические особенности восприятия также следует учитывать при строительстве.

Первой «лабораторией» рационалистов была Комиссия Живскульптарх (Живопись-Скульптура-Архитектура), в которой разрабатывались новые, экспериментальные проекты и велись творческие поиски во всех областях искусства.

В 1920 году состоялась выставка работ членов Живскульптарха, которую можно назвать первым публичным выступлением сторонников аванграда (их работы были явным образом противопоставлены неоклассике). Проекты Ладовского сделали его невероятно популярным в творческой среде.

Если конструктивисты группировались вокруг братьев Весниных, то у рационализма абсолютным лидером был Николай Александрович Ладовский. Для воспитания «подрастающего поколения» архитекторов Н. Ладовский создал мастерскую Обмас (Объединённые мастерские) при ВХУТЕМАСе.

Обмас просуществовали всего три года (1920—1923), однако, именно здесь были сделаны первые шаги по созданию новаторской советской архитектуры. Здесь совершенно по-иному обучали искусству архитектора. Так, была ввелена специальная дисциплина — «Пространство».

Ладовский полагал, что архитектор должен мыслить объёмно — пространственной композицией, эскизировать не на бумаге, а в объёме и лишь затем переносить отработанную композицию на бумагу! Введение макетного метода проектирования помогало проявлять фантазию и вырабатывать новые приёмы и средства художественной выразительности.

На рубеже 1922—1923 гг. группа единомышленников Ладовского уже сложилась в творческую организацию. Организация была названа Ассоциацией новых архитекторов (АСНОВА) (зарегистрирована 13 июля 1923 года).

Учредителями органиции были: сам Н. Ладовский и его коллеги — Н.В.Докучаев, В.Кринский, А.Рухлядев, В.Балихин. В состав АСНОВА в разное время входили такие выдающиеся деятели искусства, как Лазарь (Эль) Лисицкий и Константин Мельников.

АСНОВА неоднократно предпринимала попытки создать свой печатный орган. В 1926 году под редакцией Л.Лисицкого вышел первый и единственный выпуск «Известия АСНОВА». Однако, с собственной газетой ничего не получилось и рационалисты публиковали свои статьи в журнале «Строительство Москвы», в «Красной Ниве» и других изданиях.

Стоит отметить, что рационалисты весьма скептически отнеслись к первым конкурсам проектов (в частности, Дворца труда в Москве). Из-за отказа участвовать в этом конкурсе, рационалисты дали возможность конструктивистам занять лидирующее положение в архитектурной среде.

1923—1926 гг. были отмечены полемикой между АСНОВА и ОСА (объединением конструктивистов). Рационалисты обвиняли своих оппонентов в «ограниченности» и «превращении инженерной конструкции в некий фетиш». Но факт оставался фактом — конструктивисты были популярнее и «ближе» к насущным потребностям современности.

В 1928 году происходит раскол АСНОВА. Причиной послужили непреодолимые противоречия, возникшие между Ладовским и его радикально настроенным коллегой — В.Балихиным, а также создание Ладовским ассоциации архитекторов — урбанистов АРУ.

В 1928 году один из любимых учеников Ладовского — Георгий Крутиков представил свой дипломный проект, сразу же ставший сенсацией. Это была концепция «летающего (вернее сказать — парящего) города». Крутиков поставил вопрос: а нельзя ли не привязывать жильё и другие постройки к земле, нельзя ли освободить занятые под застройку обширные территории?

Архитектор предлагал оставить землю для труда, отдыха и туризма, самим же перебраться в парящие в облаках города — коммуны.

Сообщение между землёй и «заоблачными» зданиями должно осуществляться с помощью универсальной и многофункциональной кабины, которая может двигаться по воздуху, по земле и по воде. Собственно, «летающими» были бы даже не сами города (они трактовались, как неподвижно размещённые в строго отведённом пространстве). Летать должны были жители этих городов.

Крутиков (учитывая развитие воздухоплавания в СССР), увлекался идеями, связанными с астронавтикой, с полётами в стратосферу и полагал, что архитектура будущего будет неотделима от воздушных путей сообщения.

Этот проект многие восприняли, как «новое слово в науке», другие же отозвались весьма скептически. Газета «Постройка» написала разгромную статью «Советские Жюль Верны», где проект Крутикова был подвергнут суровой критике.

Сегодня подобные проекты рассматриваются как иллюстрация к пролетарско — романтической утопии 1920-х годов, которая была жестоко перечёркнута сталинским террором.

Обвинение в «формализме»

В началу 1930-х годов творческая атмосфера в СССР перестала быть столь свободной и способствующей полной самореализации художника, как ещё несколько лет назад.

Пришли иные времена — теперь требовался не поиск новых форм, а планомерное возвеличивание Вождя и свершений советского народа. При помощи рационалистских и конструктивистских средств выразительности сделать это было просто невозможно — «на помощь» вождям пришла гегемония пролетариата и вечная классика. Пролетарии не хотели жить как новая формация, они хотели быть теми, против кого они боролись. Вкус плебса оказался кривым заимствованием купеческой эклектики и выразился в мечтах о доходных домах в стиле неоклассицизма. Как тогда шутили: «В полемике рационалистов и конструктивистов победили неоклассики», имея в виду тот факт, что отныне господствующим стилем в СССР стал неоклассицизм (с элементами барокко). Сталинский ампир.

Рационалистов, как и их оппонентов конструктивистов, обвинили в «следовании буржуазным взглядам на архитектуру», «в утопичности их проектов», «в формализме». Собственно, конструктивистов ругали всё-таки меньше — они увлекались не столько формой, сколько функциональностью проектируемых помешений. Рационалистам также предъявили обвинение в увлечении психоанализом, который не признавался в СССР.

Н. Ладовский, всеми забытый, умер в 1941 году (как и Эль Лисицкий), хотя у него был неплохой шанс стать одним из ведущих сталинских архитекторов (он был автором наземного павильона метро «Красные ворота»

«Реабилитация» рационализма

Уже к концу 1950-х имена архитекторов — рационалистов перестали замалчиваться либо же упоминаться в качестве «вредителей — формалистов»: наступило переосмысление наследия 1920-х годов.

Многие идеи рационалистов в области градостроительства были восприняты архитекторами периода «Оттепели».

В настоящее время, когда столица и другие города застраиваются современной, эстетически более выверенной и многофункциональной архитектурой, архитекторы всё больше обращаются к разработкам Ладовского и его товарищей.

эмпиризм нового времени, родоначальником французского является, в архитектуре, основоположник, иррационализм, кризис

В конце XIX, а позже, в первой половине XX века, двое абсолютно не знакомых архитекторов независимо друг от друга начали активно продвигать в своих странах новый стиль. Оба придерживались идеи функционального пространства и простых форм, не обременённых элементами стилей предыдущих эпох в искусстве. Италия, ослабленная войнами, довольно холодно отнеслась к столь радикальным идеям. Рационализм продвигался медленно, вызывал массу возмущений и споров. Российская империя, наоборот, лояльно приняла веяние и позволила развиваться ему наряду с более популярным в СССР конструктивизмом.

Черты стиля

Рационализм, как представитель архитектурного модернизма, имел большинство характерных черт развивающихся параллельно стилей. Слишком многим новаторам по всему миру пришло в голову принести архитектуру предыдущих поколений в жертву техническому прогрессу. Сложно назвать особенности рационалистического стиля уникальными. Вот главные из них:

  • Техницизм. Стремительное развитие механизмов интересно повлияло на понятие эстетичности у общества. Роль техники возросла, в крайних случаях её даже прославляли. Впервые бытовые приборы обрели еще и декоративную роль.
  • Отказ от декора. Помпезные украшения не вписывались в новаторское понятие функциональности. Более того, сознательное отрицание многих архитектурных элементов позволило по-новому взглянуть на простые формы.
  • Психологическое восприятие. Попытка оспорить необходимость фундамента, привязанного к земле, вызвала фурор. Идея была раскритикована и оспорена, но получила благодушное звание «нового слова в науке». Рационалисты обыгрывали геометрические фигуры, придавали асимметричность строениям.
  • Утопическая подоплека. Рационализм не преследовал модные тенденции. Архитекторы вовсю увлеклись идеей организации пространства, выдвигали реформистские предложения по упразднению стандартной структуры города. Земля в их понимании выступала площадью для земледелия, передвижения и досуга. В то время как жилплощадь можно было вознести в небесную высь.

Рационализм в архитектуре

Рационализм в архитектуре

Архитектура

Аксиомой рациональной архитектуры стал принцип продвижения на первый план значимости композиции здания.

Архитекторы боролись за упразднение бесполезных элементов, скрывающих истинное назначение искусства возведения строений.

Были выработаны некоторые принципы, которых старались придерживаться лидеры и последователи рационализма.

  • Простота форм. Понятие красоты было переработано в сторону эстетического превосходства прямых линий над вычурностью декораций неостилей. Декоративный элемент заключался, прежде всего, в грамотном обыгрывании пространства и цвета. Примитивные геометрические фигуры легли в основу архитектуры, стимулируя деятелей того времени делать акцент на функциональном и композиционном превосходстве построек.
  • Свет. Окна максимально пропускали солнечные лучи, имели квадратную либо прямоугольную форму, тонкие рамы и большие размеры. В моду вошли балконы и лоджии, двери создавались из однородных материалов, утеряли витражные вставки и рельеф.
  • Гармония конструкции и художественной отделки. Применяемые материалы являлись важным дополнением композиции. Только правильное сочетание технических характеристик и функционального назначения могло придать завершенность возведенному зданию.
  • Полное отсутствие правил стиля поп-арт – это очень яркое и неординарное явление.
  • Неоклассицизм в архитектуре был отодвинут на второй план. В архитектуре царили простота форм и функциональность.

_

_

Интерьер

Панорамные окна появились именно в период развития рационализма.

В интерьере царил подчеркнутый минимализм. Предметы же интерьера имели строгое функциональное назначение, не захламляли комнату. Главным в помещении стало обилие света и пространства, мебель была отодвинута на второй план.

В это же время зародилось явление с ироничным названием – стиль китч в интерьере. Слово «Kitch» пришло из Германии, дословно обозначает дешевку или безвкусицу.

Отделка стен и полов

Узорам и рисункам не было места на отделочных поверхностях. Обои и краска однотонные, часто неярких светлых цветов. Напольное покрытие также без излишеств, более тёмное, обычно представляло собой линолеум или ламинат, который появился позже, реже плитку с неброским геометрическим орнаментом.

Интерьер в стиле рационализм

Интерьер в стиле рационализм

Наполнение комнат

Небольших размеров и правильных форм, мебельные гарнитуры группировались по функциональному назначению. Каждый предмет мебели визуально можно было вписать в один или несколько квадратов. Бытовые приборы вписывались в общий интерьер, строго подбирались по цвету и форме.

Картины и статуэтки были редкостью. Их популярность развилась уже после периода царствования рационализма. Прогрессивная Европа подхватывала и развивала заложенные идеи, художники и скульпторы находили применение авангардизму в своём искусстве.

Деятели

Скульптура рационализма

Скульптура рационализмаРационализм – одно из направлений, вышедших в свет благодаря упорству и идеям архитекторов. Интересный факт: в СССР архитектурный метод появился раньше других стран и продержался недолго. Новая политическая система ценностей не ужилась с утопическим пониманием рационализации пространства. На второй родине – Италии – стиль, напротив, пустил корни благодаря сменившемуся политическому режиму. Архитекторы преследовали разные идеи, считали себя первооткрывателями, подрывающими важность фундаментальных основ. Своим нестандартным мышлением они сделали вклад в стремительное развитие архитектурного модернизма.
  • А.К. Красовский. Орденоносный преподаватель учебных заведений по десятку дисциплин, передовой инженер, член строительной конторы министерства стал родоначальником рационального стиля. Он предложил новую основу для истин науки архитектуры:
  1. Цель строительства здания – потребности, которое оно призвано удовлетворять.
  2. Свойства используемых материалов – способ достижения цели.
  3. Экономия – возможность удовлетворения потребностей.
  • АСНОВА. Первая творческая организация в советском градостроительстве возникла на идее синтеза архитектуры и прочих видов искусства. Члены «ассоциации новых архитекторов» противопоставляли себя конструктивистам. По их мнению, архитектурные элементы должны были не только рационально обосновываться. Важную роль играло эстетическое восприятие этих элементов.
  • Н.А. Ладовский. Творческий лидер АСНОВА очень интересно подходил к системе образования. Он запрещал своим ученикам смотреть примеры работ, на консультациях поправлял и комментировал эскизы, не беря в руки карандаш. Идеи его подопечных должны были основываться исключительно на воображении. Среди сохранившихся работ Ладовского жилой комплекс на Тверской улице, наземный вестибюль и перронный зал двух станций московского метро.
  • Группа «7». Итальянское объединение возглавил молодой архитектор Джузеппе Терраньи. В его понимании, среда для существования здравого общества должна была иметь минимум общего с прошлым. Группа активно боролась с господством неостилей, продвигала многочисленные проекты. Большинство из них оставалось неутвержденными, однако, это не останавливало прогрессивных энтузиастов. Первым достижением коллектива стал памятник павшим в Комо по эскизу почившего архитектора-футуриста Антонио Сант-Элиа. Карьерным толчком Терраньи послужил скандальный проект жилого дома «Novocomum». Позже шумиха улеглась, проектируемые новатором здания, наконец, стали приносить ему славу.

Лучшей работой итальянского архитектора стал Дом Фасций. Позже многие авангардисты других стран успешно его копировали.

Виниловый ламинат в Леруа Мерлен: что это такое и почему данный продукт так популярен.

Польская плитка для ванной: особенности данно1 продукции читайте в этой статье.

Модульные картины для интерьера: https://trendsdesign.ru/home/liv/modulnye-kartiny-kak-yarkij-element-dekora-v-gostinoj.html

Философия нового времени: рационализм

Выводы

Рационализм относительно слабо проявил себя на фоне мировой архитектуры. Из всей группы модернизма он достиг наименьших высот на градостроительном поприще, но стал основой и примером для некоторых стилей. Так зародился и скандинавский стиль, стиль хай-тек, которые были продолжением минимализма, но на просторах бывшей Скандинавии. Китайский стиль тоже можно считать продолжением рационализма, хоть сам стиль мало что имеет общего с культурой СССР.

Читайте также про классический стиль в архитектуре и ар-деко в архитектуре.

Рационализм (архитектура) — Rationalism (architecture)

В архитектуре, рационализм представляет собой архитектурный ток , который в основном разработан из Италии в 1920 — х и 1930 — х годов. Витрувия утверждали в своей работе De Architectura , что архитектура это наука , которая может быть понята рационально. Эта формулировка была взята и дальнейшее развитие в архитектурных трактатах Возрождения . Прогрессивная теория искусства 18- го века противостояла барокко использования иллюзионизма с классической красотой истины и разума.

Рационализм двадцатого века получены менее из специальной, единой теоретической работы , чем от общей веры , что самые разнообразные проблемы , связанные с реальным миром может быть решена по причине. В этом отношении он представлял собой реакцию на историзм и контраст модерн и экспрессионизм .

рационализм Просвещения

Название рационализм ретроспективно применяются к движению в архитектуре , которая возникла во время Просвещения (более конкретно, неоклассицизм ), утверждая интеллектуальную базу , что архитектура является , прежде всего , в науке , в отличии от почтения к и эмуляции архаичных традиций и верований. Рациональные архитекторы, следуя философии Рене Декарт подчеркивал геометрические формы и идеальные пропорции.

В стиле французского Людовика XVI (более известный как неоклассицизм ) появился в середине 18-го века с его корнями в ущербной интерес эпохи барокко. Архитектурные представления о времени тяготели больше к убеждению , что разум и природные формы привязаны близко друг к другу, и что рациональность науки должны служить в качестве основы для того, где структурные элементы должны быть размещены. К концу 18 — го века, Жан-Николя-Луи Дюран , преподаватель влиятельного Политехнической школы в Париже в то время, утверждал , что архитектура в целом была основана в науке.

Другие архитектурные теоретики периода выдвинувшего рационалистические идеи включают в себя аббат Жан Луис Де Кордемой (1631-1713), в венецианском Карло Лодоли (1690-1761), аббат Marc-Antoine Laugier (1713-1769) и Кватрмир Де Куинси (1755- 1849).

Архитектура Клод Николас Леду (1736-1806) и Булла (1728-99) типизировать рационализм Просвещения, с их использованием чистых геометрических форм, в том числе сферы, квадратов, и цилиндров.

Структурно рационализм

Термин структурный рационализм чаще всего относится к французскому движению 19-го века, как правило , связаны с теоретиками Эжен Виоле-ле-Дюк и Огюст Шуази . Виоле-ле-Дюк отверг концепцию идеальной архитектуры и вместо увидел архитектуру в качестве рационального строительства подхода , определяемого материалов и назначения конструкции.

Архитектор Эжен Поезд был один из самых важных практиков этой школы, в частности , с его учебными корпусами , такие как Коллеж Chaptal и Лицеем Вольтер .

Ранний рационализм двадцатого века

Архитекторы , такие как Лабруст и Огюста Перре включены достоинства структурного рационализма на протяжении всего 19 — го века в их зданиях. К началу 20 — го века, архитекторы , такие как Берлаге исследовали идею , что сама структура может создать пространство без необходимости для украшения. Это привело к модернизму , который дальнейшего изучения этой концепции. Более конкретно, советская модернистская группа АСНОВ было известно как «рационалисты».

Rational Architecture (итал Architettura razionale ) процветала в Италии с 1920 — х до 1940 — х годов. В 1926 году группа молодых архитекторов — Себастьяно LARCO , Guido Frette , Carlo Энрико Рава , Adalberto Libera , Луиджи Figini , Джино Pollini и Терраньи (1904-43) основал так называемый Gruppo 7 , публикуя их манифест в журнале Rassegna Italiana . Их объявили намерение состояло в том, чтобы нанести золотую середину между классицизмом новеченто движения и промышленно вдохновленными архитектурами футуризма . Их «примечание» заявил:

Отличительная чертой ранее авангард была надуманный стимул и тщеславная, разрушительная ярость, смешиваясь хорошими и плохие элементы: отличительный признак современной молодежи является стремление к осознанности и мудрости … Это должно быть понятно … мы не намерены порвать с традицией … новая архитектура, истинная архитектура, должна быть результатом тесной связи между логикой и рациональностью.

Одним из первых рационалистических зданий была Палаццо Gualino в Турине , построенная для финансиста Риккардо Гуалино архитекторов Джина Леви-Montalcini и Джузеппе Пагано . Gruppo 7 установлены три выставки между 1926 и 1931, и движение представляет себя в качестве официального органа, Movimento Italiano на l’Architettura Razionale (MIAR), в 1930 году образцовых работ включают Терраньи в Каса — дель — Fascio в Комо (1932-36) , помещение Медалья d’Oro в итальянской авиационной выставке в Милане (1934) по Пагана и Марчелло Низоли и Союз фашистского треда Билдинг в Комо (1938-43), разработанный Cesare Cattaneo, Пьетро Lingeri, Аугусто Маньяни, L. Origoni и Марио Terragni.

Пагано стал редактором Casabella в 1933 году вместе с Эдоардо Персико. Пагано и Persico экспонировались работа рационалистов в журнале, и его передовица призвала итальянское государство принять рационализм в качестве официального стиля. Рационалисты пользуются некоторыми официальными комиссиями от фашистского правительства Бенито Муссолини, но государство , как правило , в пользу более классический вдохновили работу Национального союза архитекторов. Архитекторы , связанные с движением сотрудничали на крупных официальные проектах режима Муссолини, в том числе университета Рима (начатом в 1932 году) и Esposizione Универсал Roma (EUR) в южной части Рима (начался в 1936 году). EUR Характеристика монументальных зданий, многие из которых воспоминания древней римской архитектуры, но отсутствующий орнамент, выявляя сильные геометрические формы.

Нео-рационализм

В конце 1960 — х годов, новое рационалист движение появилось в архитектуре, утверждая , что вдохновение как просветителей и рационалистов в начале 20-го века. Как и ранее рационалисты, движение, известное как TENDENZA, было сосредоточено в Италии. Практикующие включают Карло Aymonino (1926-2010), Альдо Росси (1931-97) и Джорджио Грасси . Итальянский дизайн журнала Casabella экспонировались работы этих архитекторов и теоретиков. Работа историк архитектуры Манфредо Тафури повлияли на движение, и университет IUAV Венеции превратился в центр TENDENZA после Тафури стал председателем истории архитектуры в 1968 г. TENDENZA выставка была организована в 1973 году [[Милан Триеннале XV | Милан Триеннале ]].

Книга Росси L’Architettura делла città , опубликованной в 1966 году и переведен на английский язык как архитектура города в 1982 году, исследовал некоторые из идей , которые сообщают Neo-рационализм. Стремясь развить понимание города за простой функционализм, Росся возрождают идею типологии , вытекающую из Кватрмир Де Куинси, как метод для понимания зданий, а также более крупным город. Он также пишет о важности памятников как выражения коллективной памяти города, идея места как выражение как физической реальности и истории.

Архитекторы , такие как Леон KRIER , Морис Culot и Деметрий Порфирий взял идеи Росси до логического конца с возрождением классической архитектуры и традиционного урбанизма. Остроумная критика KRIER о модернизме, часто в виде мультфильмов, а также обработанные философские аргументы , Порфирий, в таких , как «классицизм не стиль», победили небольшую , но талантливую группу архитекторов с классической точкой зрения. Такие организации, как Architecture Group Традиционного в RIBA , и Институт классической архитектуры свидетельствуют их растущее число, но маскируют рационалист происхождения.

В Германии, Освальд Матиас Юнджерс стал ведущим практиком немецкого рационализма с середины 1960-х годов. Ungers влияние на молодое поколение немецких архитекторов, в том числе Ганс Кольхоффа , Макс Дадлер и Кристоф Маклер .

Смотрите также

Рекомендации

  • Мелвин, Джереми (2006). … измы: Понимание архитектуры стилей . Нью — Йорк: Вселенная. ISBN  9780789313805 .
  • Selvafolta, Орнелла (2012). «Il верде Нелла dell’uomo Дом «Compendio ди Gioie essenziali » «. L’Elemento верде е l’abitazione (на итальянском языке ). Milano: Libraccio. ISBN  978-8897748205 .

внешняя ссылка

Конструктивизм, рационализм, функционализм и дезурбанизм

Конструктивизм как направление в художественной культуре с особенной отчетливостью заявил о себе в 20 -30-е гг. XX в. Он выдвинул на передний план конструктивно-техническую сторону творчества, сделав одной из главных задач конструирование материальной среды, окружающей человека. Преобразование действительности осуществлялось путем использования новой техники для создания простых, логичных, функционально оправданных форм и целесообразных конструкций. Согласно конструктивистским идеям, были воздвигнуты инженером Э. Фрейсине складчатые железобетонные своды ангара в Орли под Парижем.

Рационализм стремился выработать новые архитектурные методы, отвечающие современным потребностям общества, эстетическим запросам и уровню промышленно-технического развития. Он выдвигает требование единства архитектурной формы, конструкции и функционально обусловленной пространственной структуры. Принципы рационализма осуществлялись Ле Корбюзье во Франции и школой «Баухауз» в Германии.

Ле Корбюзье (1887- 1965) считается одним из наиболее влиятельных архитекторов XX в. Этот французский зодчий был не только практиком, но и теоретиком архитектуры. Ле Корбюзье был в числе создателей таких современных течений в архитектуре, как рационализм и функционализм. Он видел в современной технике и серийности индустриального строительства основу обновления архитектуры, стремился эстетически выявить функционально оправданную структуру сооружения. На современное зодчество, безусловно, оказали влияние пять его принципов: дом на столбах, сад на плоской крыше, свободная планировка интерьера, горизонтально протяженные окна и свободная компоновка фасада. По проектам Ле Корбюзье было построено множество зданий в Европе и Азии, в том числе здание Центросоюза в Москве на Мясницкой улице (1955 г). Он также создавал и большие городские ансамбли, например Чандигарх в Индии (1951 — 1956).

Функционализм требовал строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям). Это архитектурное направление складывается практически одновременно в Германии и Нидерландах. В. Гропиус возводит в Германии здание завода Фагуса. Его фасад представляет собой сплошную стеклянную стену, обеспечивающую освещенность интерьеров. Для функционализма характерны новые принципы архитектурной практики, такие, как типизация и индустриализация строительства, создание малометражных («минимальных») квартир. Появляются новые приемы и нормы планировки не только зданий, но и целых жилых комплексов: стандартные секции и квартиры, «строчная» застройка кварталов торцами зданий к улице и др. В городах стали «зонировать» территории, выделяя особые пространства для каждой функции: деловой центр, «спальный район» и т. п. Примером функционально-рационалистического подхода к архитектуре могут служить небоскребы.

В противовес этой во многом обездушенной индустриальной архитектуре возникают утопические направления, в частности дезурбанизм. Англичанином Э. Хоуардом была разработана концепция города-сада, пропагандирующего здоровый образ жизни, но практическое приложение этой концепции дало ничтожные результаты, несмотря на все усилия Ассоциации городов-садов, охватывающей Англию, Францию, Россию.

Оппозицию авангардизму в изобразительном искусстве и в архитектуре представляли национальная романтика и неоклассицизм. В то же время ряд черт и неоклассицизма, и национальной романтики отвечали канонам модерна (например, преобладание вымысла автора над впечатлениями от натуры или присущие национальной романтике узорно-орнаментальная композиция и плоскостно-графическая манера, не предполагавшие передачу световоздушной среды).

Автор текста: М.В.Соколова



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *