Растрелли архитектура петербурга: Растрелли, Бартоломео Франческо — Википедия – Архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. Биография

Б. Растрелли | Архитектура Санкт-Петербурга

Нижние конюшни в Царском Селе

Каменный конюшенный двор, или так называемые Нижние конюшни расположен на Садовой улице. Первый деревянный конюшенный двор находился близ каменных палат императрицы Екатерины I. В 1743 1744 годах его перевели на новое место, где вскоре деревянные конюшенные здания были заменены каменными. Проект каменного конюшенного двора, разработанный 1756 году архитектором Б. Ф. Растрелли, переработал и осуществил в натуре С. И. Чевакинский.

Читать дальше

 

Дом Штегельмана на Мойке

Адрес: наб. Мойки, 50

В 1750-х годах обширный участок на набережной Мойки, смежный с усадьбой К. Г. Разумовского, принадлежал богатому купцу, придворному поставщику Г. X. Штегельману. В 1750–1753 годах архитектор Б. Растрелли построил для Штегельмана большой двухэтажный дом, расположенный в глубине участка, с двумя симметричными флигелями, обрамляющими парадный двор.

Читать дальше

 

Каре корпусов Смольного монастыря, включавшее кельи, трапезную и другие помещения, является неотъемлемой частью архитектурного ансамбля. В его решении, типичном для русской гражданской архитектуры середины XVIII века, в его органической связи с собором Смольного нашло блестящее выражение композиционное и декоративное мастерство В. Растрелли.

По замыслу зодчего монастырские корпуса должны были образовать замкнутый многоугольник, крестообразный в плане. В его центре располагался собор. Четыре башни-церкви отмечают внутренние углы каре. Главные фасады корпусов, обращенные во двор, решены в виде двухъярусных аркад.

Большую роль в оформлении этих фасадов играют сдвоенные полуколонны, создающие богатую игру светотени, а также лепные и литые из чугуна скульптурные декоративные украшения.

Читать дальше

 

Собор Смольного монастыря

Собор Смольного монастыря создан по проекту выдающегося зодчего середины XVIII века Б. Растрелли. Он был заложен 30 октября 1748 года и вчерне закончен к 1764 году. Во второй половине XVIII века строительство приостановилось; достройка и внутренняя отделка здания были осуществлены лишь в 1832–1835 годах архитектором В. П. Стасовым.

Здание решено крестообразным в плане.

Читать дальше

 

Дворец Разумовского

Адрес: наб. Мойки, 48

К немногим сохранившимся в Санкт-Петербурге образцам городских усадеб первой половины XVIII века с регулярными садами и дворцами, расположенными в глубине участков, относится и участок дворца Разумовского, составляющий часть территории, ныне занимаемой Институтом имени А. И. Герцена.

В 1730-х годах архитектор Б. Растрелли построил здесь для приближенного Анны Иоанновны, графа Левенвольде, большой деревянный дворец. Позднее усадьба перешла в собственность гетмана Украины и президента Академии наук К. Г. Разумовского.

Читать дальше

 

Воронцовский дворец

Адрес: Садовая ул., 26

Дворец М. И. Воронцова, сооруженный по проекту архитектора Б. Растрелли в 1749- 1757 годах, — образец обширной и богатой городской усадьбы середины XVIII столетия. Главный трехэтажный корпус с четырехугольным в плане внутренним двором расположен в глубине усадьбы. Два симметричных двухэтажных флигеля вынесены вперед и поставлены по красной линии улицы. Полуциркульные переходы, связывавшие первоначально главный корпус с боковыми флигелями, были впоследствии уничтожены. Парадный двор перед зданием отделен от улицы ажурной чугунной оградой, исполненной по рисунку Растрелли. Эта решетка — один из ранних примеров использования в русском зодчестве художественного чугунного литья.

Читать дальше

 

Здание 12-и коллегий

Адрес: Университетская набережная, 7

Здание «Двенадцати коллегий» — ценнейший образец гражданской архитектуры первой трети XVIII века и одно из самых ранних сооружений на стрелке Васильевского острова. Оно предназначалось для высших органов государственного управления — Сената и коллегий, учрежденных Петром I взамен «приказов». Вначале Сенат и коллегии располагались на Петербургской стороне в мазанковом здании, построенном по проекту Д. Трезини.

Здание состояло из расположенных по одной оси двухэтажных корпусов, имеющих самостоятельные крыши.
Тот же композиционный прием лег в основу решения каменного здания коллегий, заложенного в 1722 году.
В 1724 году, уже после начала строительных работ, состоялся первый в России архитектурный конкурс на разработку проекта здания «Двенадцати коллегий». В нем приняли участие архитекторы Д. Трезини, Т. Швертфегер, Б. Растрелли и др.

Читать дальше

 


Граф Бартоломео Франческо Растрелли.

 


Франческо Бартоломео Растрелли. Художник Лукас Конрад Пфанцель 1750-1760 годы 

Репост с питерской странички в LiveInternet — 

http://www.liveinternet.ru/community/petersburg/post215742948/ 

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..


РАСТРЕЛЛИ, БАРТОЛОМЕО ФРАНЧЕСКО (Варфоломей Варфоломеевич) (Rastrelli, Bartolomeo Francesco) (1700–1771), архитектор, крупнейший представитель зодчества барокко в России.

Родился в Париже, в семье итальянского скульптора БАРТОЛОМЕО КАРЛО РАСТРЕЛЛИ. 
В 1716 вместе с отцом, приглашенным на русскую службу, приехал в Петербург. В 1725–1730 учился за границей, скорее всего в Италии.

Первой самостоятельной работой молодого зодчего (до этого он исполнил порученный отцу проект паркового обустройства мызы Стрельна) был дом молдавского господаря А.Кантемира в Петербурге (1721–1727). Назначенный в 1730 придворным архитектором императрицы Анны Ивановны, спроектировал для нее деревянный дворец на берегу Яузы (Анненгоф в Лефортово; не сохранился), а также новый, т.н. третий Зимний дворец в Петербурге (1732–1736). В 1736–1740 построил для графа Бирона дворцы в Рундале (Руентале) и Митаве (Елгаве) в Курляндии (ныне Латвия). Наиболее значительной среди ранних произведений Растрелли был деревянный Летний дворец в Петербурге (основные работы 1741–1744), впоследствии разобранный при возведении Инженерного замка.

Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1742-1744

Для всех этих построек характерно еще весьма сдержанное барокко с достаточно плоскостными фасадами и умеренным применением скульптуры; не отходя слишком далеко от архитектуры петровского времени в смысле умеренного декора, Растрелли вместе с тем сохраняет и даже усиливает (особенно в Летнем дворце) свойственный ей пространственный размах. Умению мыслить масштабно-пространственно, в широком ландшафте, способствовал его дар художника-графика (чертежи и эскизы Растрелли принадлежат к шедеврам европейского архитектурного рисунка 18 в.).

Рундальский дворец — барочный дворцовый комплекс в Латвии. Построен в 1730-х


Зимняя резиденция Курземского и Земгальского герцога Э.И.Бирона в Митаве (современная Елгава)

Высший расцвет творчества мастера наступает в середине века. В 1745–1757 он руководит работами по перестройке царских резиденций в Петергофе (ныне Петродворец) и Царском Селе (ныне Пушкин). Связав прежние постройки в целостные ансамбли, он объединяет их общим ритмом с помощью фасадов громадной протяженности и внутренних парадных анфилад, которым подчиняется – по принципу «галереи-блока» – вся планировка. В Петергофе зодчий преобразовал и значительно увеличил Большой дворец, создав заново почти всю внутреннюю отделку. Особой грандиозностью и великолепием отличается царскосельский Большой дворец, также практически созданный заново; барокко достигает здесь предельной пластической пышности в сложном чередовании колонн, оконных проемов, скульптур и архитектурного декора; большую роль, что вообще характерно для работ мастера, играет раскраска стен (в данном случае – интенсивно-бирюзовая).

Екатерининский дворец в Царском селе

Во всех случаях поразительная роскошь внутреннего дизайна (с обилием зеркал, золоченой резьбы, декоративной живописи и т.д.) сочетается с необычайной – и в то же время продуманной – масштабностью. Изыск и масштаб сливаются воедино и в обустройстве парадных подъездов к зданиям и парковых территорий (в царскосельском парке Растрелли, в частности, завершил начатый С.И.Чевакинским павильон «Эрмитаж» и построил «Грот»). В 1754–1762 по проектам Растрелли возводился новый Зимний дворец, который также поражает союзом живописной роскоши фасадной пластики и общего силуэта с логической строгостью планировки, зримо подчиняющей себе огромную городскую территорию.


Воронцовский дворец в Санкт-Петербурге Ф.Б. Растрелли. 1749—1757

Среди других произведений Растрелли – Воронцовский (1749–1757) и Строгановский (1752–1754) дворцы в Петербурге. 




Строгановский дворец на Невском проспекте,19 в Санкт-Петербурге

Помимо дворцовой архитектуры мастер радикально обновил русское церковное зодчество: в 1747–1750 он создал проект воссоздания обрушившегося шатра Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря под Москвой (позднее украсив интерьер собора богатым лепным убранством), а также проект Андреевского собора в Киеве, строительство которого в 1748–1767 вел И.Ф.Мичурин.


Андреевский собор в Киеве

Самым крупным из его церковных сооружений, равно как и последним большим произведением, явился Смольный монастырь в Петербурге (1748–1764) с жилыми корпусами и храмами, скомпонованными в ансамбль вокруг центрального Воскресенского собора; последний, как и Андреевский храм в Киеве, центричен в плане, сочетая западные барочные новации с традиционным русским пятиглавием.

Собор Смольного монастыря Ф.Б. Растрелли. 1748—1764

С приходом к власти Екатерины II мода на барокко ушла, и Смольный монастырь, хотя уже и сложившийся как ансамбль, остался недостроенным (в частности, не была возведена задуманная Растрелли гигантская колокольня).


Проектная модель Смольного монастыря. Мастер Я. Лоренц. 1750—1756

Перестав получать заказы, мастер вышел в 1763 в отставку с поста обер-архитектора. В 1764 отделывал бироновские дворцы в Митаве и Руентале. В 1762 и 1767 наезжал в Италию в надежде улучшить свои дела (в том числе путем вывоза картин итальянских художников для продажи в Россию).

Умер Растрелли в Петербурге в 1771.


Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. Архитектор Ф.Б. Растрелли. 1752—1756


Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. Архитектор Ф.Б. Растрелли. 1752—1756. Янтарная комната


Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. 1752—1756. Западный фасад

Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе Восточный фасад. Центральная часть


Восточный фасад


Атланты


Грот (Утренний зал) в Царском селе. Арх. Ф.Б. Растрелли


Грот (Утренний зал) C юго-восточной стороны


Эрмитаж в Царском селе. Арх. М.Г. Земцов, С.И. Чевакинский, Ф.Б. Растрелли. 1743—1753


Эрмитаж в Царском селе. 1743—1753. Вид с юго-восточной стороны


Екатерининский (Большой) дворец 1752—1756 . Восточный фасад


Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1752—1756 . Восточный фасад. Центральная часть


Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1752—1756. Въездные ворота


Вид Екатерининского дворца в Царском Селе со стороны парадного двора и циркумференций. Гравюра П.А. Артемьева, Е.Т. Внукова и Н. Челнакова с оригинала М.И. Махаева. 1761


Екатерининский дворец. Зубовский корпус


Дворцовая площадь. Зимний дворец.


Дворцовая площадь. Зимний дворец.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге


Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Фрагмент западного фасада


Петергоф 


Церковь апостолов Петра и Павла в Петергофе. Ф.Б. Растрелли. 1747–1751


Купола прекрасного Андреевский собор в Киеве

Екатериненский дворец, Царское село. Фото Вадима Гиппенрейтора

Памятник Ф. Б. Растрелли. в Царском Селе 1991 год.

Спасибо гениальному архитектору Растрелли — создателю самых красивых зданий Санкт-Петербурга !

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

СМОЛЬНЫЙ СОБОР — жемчужина РАСТРЕЛЛИ: vladimirtan — LiveJournal

Любимый собор созданный Растрелли. Грандиозный и Прекрасный.

15 августа 2011 009 (700x525, 117Kb)

15 августа 2011 006 (496x700, 110Kb)

15 августа 2011 092 (525x700, 92Kb)

15 августа 2011 064 (525x700, 46Kb)

15 августа 2011 053 (525x700, 128Kb)

19 августа 2011 043 (525x700, 114Kb)

Величественный Смольный собор Франческо Бартоломео Растрелли начал возводить в царствование императрицы Елизаветы Петровны, а завершен он был В.П.Стасовым при императоре Николае I.

Этот храм по праву считается жемчужиной петербургского барокко. Царским указом он стал именоваться Собором всех учебных заведений. Именно в период начала его строительства указом императрицы Елизаветы в северной столице было восстановлено пятиглавие – традиционное завершение православной церкви.

По своей живописности, выразительности композиции, наружному убранству Смольный собор – одна из вершин мирового зодчества.

Смольный собор входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который находится в Санкт-Петербурге на левом берегу Невы на Смольной набережной.

Пятиглавие собора выполнено достаточно необычным образом. По изначальному проекту Растрелли планировал построить однокупольный собор по образцу европейских храмов, но императрица Елизавета упорно настояла на православном пятиглавии. В итоге собор построили пятиглавым, но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре — колокольни

В 1740-е годы наследница царского престола Елизавета Петровна решила провести последние годы своей жизни в тишине и покое монастыря в окружении ста двадцати благородных девиц. Уже будучи императрицей, она указала построить монастырь на месте “Смольного дома” — дворца, в котором она прожила своё юношество. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей.
Архитектор Смольного собора— Ф. Б. Растрелли. Собор был заложен в октябре 1748 года, возведение начато в мае 1751, но вскоре началась война с Пруссией, после которой финансирования для строительства стало недостаточно и строительство пошло медленно. Открытие Смольного института состоялось 28 июня 1764 года, собор же был достроен архитектором В. П. Стасовым только в 1835 году.

15 августа 2011 011 (541x700, 123Kb)

15 августа 2011 007 (438x700, 59Kb)

15 августа 2011 008 (700x525, 129Kb)

15 августа 2011 010 (700x525, 109Kb)

15 августа 2011 016 (529x700, 134Kb)

Если подняться на одну из четырёх колоколен можно увидеть кирпичную кладку XVIII века и увидить Петербург с высоты птичьего полёта.

19 августа 2011 022 (700x525, 128Kb)

19 августа 2011 021 (525x700, 143Kb)

19 августа 2011 042 (525x700, 109Kb)

19 августа 2011 041 (525x700, 104Kb)

19 августа 2011 040 (700x525, 135Kb)

19 августа 2011 038 (700x525, 130Kb)

19 августа 2011 018 (525x700, 132Kb)

19 августа 2011 017 (700x525, 68Kb)

19 августа 2011 036 (525x700, 117Kb)

19 августа 2011 032 (525x700, 68Kb)

19 августа 2011 030 (525x700, 76Kb)

19 августа 2011 031 (525x700, 116Kb)

19 августа 2011 026 (525x700, 115Kb)

19 августа 2011 025 (700x525, 66Kb)

19 августа 2011 023 (525x700, 111Kb)

19 августа 2011 013 (525x700, 105Kb)

19 августа 2011 011 (525x700, 133Kb)

19 августа 2011 003 (525x700, 86Kb)

19 августа 2011 035 (700x525, 71Kb)

19 августа 2011 037 (525x700, 151Kb)

15 августа 2011 018 (700x525, 174Kb)

15 августа 2011 020 (496x700, 118Kb)

15 августа 2011 022 (525x700, 123Kb)

15 августа 2011 025 (525x700, 81Kb)

15 августа 2011 023 (700x525, 86Kb)

15 августа 2011 030 (525x700, 118Kb)

15 августа 2011 024 (525x700, 154Kb)

15 августа 2011 029 (525x700, 39Kb)

15 августа 2011 026 (459x700, 56Kb)

15 августа 2011 031 (504x700, 118Kb)

15 августа 2011 034 (700x525, 153Kb)

15 августа 2011 036 (700x525, 55Kb)

15 августа 2011 038 (700x525, 47Kb)

15 августа 2011 037 (700x525, 82Kb)

15 августа 2011 039 (525x700, 119Kb)

15 августа 2011 040 (700x525, 81Kb)

15 августа 2011 041 (525x700, 108Kb)

15 августа 2011 042 (525x700, 141Kb)

15 августа 2011 043 (486x700, 71Kb)

15 августа 2011 044 (700x525, 129Kb)

15 августа 2011 045 (700x525, 119Kb)

15 августа 2011 047 (525x700, 126Kb)

15 августа 2011 051 (480x700, 131Kb)

Без свадьбы — никуда !!

15 августа 2011 075 (529x700, 129Kb)

15 августа 2011 050 (700x508, 107Kb)

15 августа 2011 055 (700x533, 82Kb)

15 августа 2011 058 (509x700, 131Kb)

15 августа 2011 063 (525x700, 126Kb)

15 августа 2011 066 (700x525, 104Kb)

15 августа 2011 065 (438x700, 85Kb)

15 августа 2011 067 (700x525, 137Kb)

15 августа 2011 070 (700x525, 124Kb)

15 августа 2011 079 (525x700, 109Kb)

15 августа 2011 089 (700x525, 102Kb)

Цветы всем, кто досмотрел фоторассказ до конца.
СПАСИБО.

15 августа 2011 085 (700x554, 139Kb)

15 августа 2011 097 (481x700, 87Kb)

БАРТОЛОМЕО ФРАНЧЕСКО РАСТРЕЛЛИ

Николоз Бараташвили

Цвет небесный, синий цвет,
Полюбил я с малых лет.
В детстве он мне означал
Синеву иных начал.

И теперь, когда достиг
Я вершины дней своих,
В жертву остальным цветам
Голубого не отдам.

Он прекрасен без прикрас.
Это цвет любимых глаз.
Это взгляд бездонный твой,
Напоенный синевой.

Это цвет моей мечты.
Это краска высоты.
В этот голубой раствор
Погружен земной простор.

Это легкий переход
В неизвестность от забот
И от плачущих родных
На похоронах моих.

Это синий негустой
Иней над моей плитой.
Это сизый зимний дым
Мглы над именем моим.

1841

Перевод Бориса Пастернака

15 avgusta_2011 061 (693x541, 128Kb)

Барокко в архитектуре Петербурга. 18-й век.

Петергоф

В 40-х — 50-х годах 18-го века при царице Елизавете по-настоящему развернулся талант отца и сына Растрелли. Старший, Карло Бартоломео Растрелли, скульптор, еще при Петре I приехал в Россию и привез с собой своего пятнадцатилетнего сына — Бартоломео Растрелли младшего, ставшего архитектором. Он жил и творил только в России и стал истинно русским зодчим. Даже имя его стало звучать по-русски: Федор Варфоламеевич. Растрелли строил в стиле барокко, но всегда вносил в этот стиль что-то исконно русское, за что и был назван «певцом русского барокко».

Бартоломео Растрелли


Слово «барокко» в буквальном переводе с итальянского обозначает «причудливый», «вычурный». Этот стиль зародился в Италии в конце 16 века, а в России только в 18-м веке. Сооружения в стиле барокко ослепляют пышностью, роскошью. Здания богато украшены, часто без меры, разнообразными деталями. Это богатый, лепной, с завитками, орнамент, портики, галереи со статуями атлантов и кариатид. В интерьере дворцов сглаживаются углы потолка и стен, они украшаются богатыми росписями, лепниной, позолотой. Помещения украшаются гобеленами, статуями, зеркалами. Разноцветные полы, хрустальные люстры, изящная мебель на тонких изогнутых ножках дополняют убранство дворцов. Растрелли создал много великолепных памятников архитектуры в стиле барокко в Петербурге: Большой Царскосельский дворец ( Екатерининский), собор Смольного монастыря, дворец в Петергофе, Зимний дворец — вот лучшие образцы его творений.

Большой Царскосельский дворец. Барокко.


Во время Великой Отечественной войны Царскосельский дворец сильно пострадал от фашистских вандалов, были разграблены и уничтожены бесценные сокровища дворца. Конечно, многое было заранее спрятано работниками музея. После войны реставраторы долгие годы восстанавливали по крупинкам утраченную красоту. И вот этот шедевр таланта Растрелли вновь предстает перед миром во всей своей красе.

Царскосельский дворец. Атланты украшают стены. Барокко.

Ворота Царскосельского дворца. Барокко.

Янтарная комната. Царскосельский (Екатерининский) дворец. Барокко.

Золотой тронный зал в Екатерининском дворце. Барокко.

Скульптура в стиле барокко украшает стены. Царскосельский дворец. Барокко.

Собор Смольного монастыря. Барокко.

Петергоф. Дворец в стиле барокко и фонтаны.

ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ (1754 — 1762 )


С Дворцовой площади виден лишь фасад Зимнего дворца, торжественный и пышный, соответствующий его внутреннему убранству. Светло-зеленые стены, белые полуколонны то соединены между собой, то равномерно расположены на светло-зеленой глади стены. В стиле барокко сочетание плоских и выпуклых форм, изящные наличники, обрамляющие окна, торжественные подъезды, арка ворот с прекрасной, литой чугунной решеткой и, наконец, сильно выступающий карниз сложной формы, богато украшенный скульптурой — все это создает богатую по своей выразительности поверхность стены. Построенный в середине XVIII века, Зимний дворец явился памятником торжества России, проделавшей за немногие десятилетия огромный путь от средневекового, отсталого государства до одной из ведущих держав тогдашней Европы. В дальнейшем внутри дворца совершали перестройку Росси, Кваренги, Фельтон и другие архитекторы. Сейчас это музей изобразительного искусства, Эрмитаж.

Зимний дворец, вид со стороны Невы. Барокко.

Зимний дворец. Интерьер.

Зимний дворец. Интерьер.

Итальянские зодчие Санкт-Петербурга — Архитектурный стиль — LiveJournal


    Среди итальянских архитекторов, работавших в Санкт-Петербурге, без произведений которых невозможно представить нашу северную столицу, следует прежде всего назвать пятерых: Доменико Андреа Трезини, Бартоломео Франческо Растрелли, Карло ди Джиованни Росси и Джакомо Антонио Доминико Кравенги.

    Первым из них по приглашению Петра I в Россию в 1703 году прибыл Доменико Андреа Трезини (1670 — 1734), заложивший основы европейской архитектуры в нашей стране.


Памятник Трезини напротив его дома в Санкт-Петербурге:

    Архитектурный стиль Трезини получил название «петровского барокко». Самыми известными его произведениями являются Петропавловский собор, построенный им в 1712 — 1733 годах:


Здание Двеннадцати коллегий (1722 — 1742 гг.;
общий проект был составлен Доменико Трезини, заканчивал строительство
немецкий архитектор Теодор Швертфегер):

Дом Трезини, построенный в 1721 — 1723 гг. по его проекту
его учеником архитектором М. Г. Земцовым на Университетской набережной:

Летний дворец Петра I, построенный Трезини в 1710 — 1714 гг.
в Летнем саду и созранившийся в первозданном виде до нашего времени:



    Самым видным представителем «елизаветинского барокко» являлся Бартоломео Франческо Растрелли (1700 — 1771),

архитектурные творения которого представляют собой настоящую гордость Санкт-Петербурга:


Большой Петергофский дворец (1747 — 1756 гг.):

Смольный собор (1748 — 1764 гг.):

Большой Екатерининский дворец в Царском селе (1752 — 1756 гг.):

Зимний дворец (1754 — 1762 гг.):


    Творчество другого итальянского архитектора Карло ди Джиованни (Карла Ивановича) Росси (1775 — 1849) представлено уже классицизмом и ампиром.


Самые известные работы Карло Росси:


Михайловский дворец (1819 — 1825 гг.),
в котором распологается основная экспозиция Русского музея:

Здание Главного штаба на Дворцовой площади (1819 — 1829 гг.):

Здание Сената и Синода на Сенатской площади (1829 — 1834 гг.):

Александринский театр (1827 — 1832 гг.):

Улица Зодчего Росси (бывшая Театральная), (1827 — 1832 гг.):



    Якрим представителем палладианства в России являлся Джакомо Антонио Доменико Кваренги (1744 — 1817 гг.).


    Самые характерные для творчества Кваренги сооружения Петербурга:


Смольный институт (1790-е — 1806 гг.):

Эрмитажный театр (1783 — 1802 гг.):

Конногвардейский манеж на Исаакиевской площади (1804 — 1807 гг.):

Юсуповский дворец на Фонтанке (1790-е — 1802 гг.):


    Сергей Воробьев.

Архитектор Ф.-Б.Растрелли в Петербурге (стр. 1 из 5)

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Кафедра музееведения и экскурсоведения

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«Методика тематических экскурсий»

Тема: «Архитектор Ф.- Б.Растрелли в Петербурге»

Санкт-Петербург

2007 г.

Введение

Тематическая экскурсия «Ф. – Б.Растрелли в Петербурге» является довольно востребованным экскурсионным маршрутом, предлагаемым во многих туристских фирмах.

Около пятидесяти лет Б.-Ф. Растрелли — выдающийся архитектор XVIII века — прожил в России. Здесь сформировался его талант. Здесь он создал произведения, которые принесли ему мировую известность.

Экскурсия, созданная в данной курсовой работе, рассчитана как на гостей, так и не в меньшей степени на жителей Санкт-Петербурга, поскольку позволяет много узнать не только о творениях величайшего архитектора, но и о его личной жизни, раскрыть понятие «растреллиевское барокко. Экскурсия, предоставляет возможность проследить эволюцию архитектора, показать процесс его творческого возмужания. И тем самым приобретает особый интерес.

На основе экскурсионных объектов объясняется стиль барокко, его сходство и различия, по сравнению с другими странами.

Показ многих объектов позволяет показать многоплановость творений Растрелли, не оставляя в тоже время у экскурсантов разрозненного впечатления об архитекторе.

Эти принципы нашли свое отражение в методической разработке и тексте экскурсии, создание которых в соответствии с экскурсионной методикой является одной из задач курсовой работы. Это подразумевает соответствие экскурсионного маршрута требованиям к экскурсиям тематического характера, оформление технологической карты по утвержденной форме, создание текста экскурсии в соответствии с технологической картой; текста, отражающего как индивидуальные особенности автора, так и наличие приемов показа и рассказа, логических переходов и т.п. Помимо этого еще одной задачей является работа с найденными материалами таким образом, чтобы соотнести их с конкретным маршрутом и поднимаемыми вопросами, а также ознакомление с литературой, посвященной методике и практике ведения экскурсий, общения с аудиторией и т.д.

Целью курсовой работы является отработка полученных в ходе курса «Методика тематических экскурсий» теоретических знаний и практических навыков на основе создания тематической экскурсии «Ф.Б.Растрелли в Петербурге», что позволит использовать полученный опыт при выполнении подобных задач в будущем.

Задачами курсовой работы являются:

1. Отбор литературы, необходимый для создания индивидуального текста экскурсии

2. Отбор объектов.

3. Разработка технологической карты экскурсии, которая необходима в дальнейшем для облегчения написания текста экскурсии, отображения приоритетных вопросов, которые будут затем отражены в экскурсии.

4. Составление маршрута.

5. Составление экскурсионного текста.

Создание методической разработки и текста экскурсии требует использования экскурсионной методики, которая подробно расписана в работе Емельянова Б.В., в которой также содержатся важные для проведения экскурсии указания как технического, так и психологического характера.

Созданный в курсовой работе экскурсионный маршрут включает много разных экскурсионных объектов, что подразумевает изучение соответствующего материала. В первую очередь надо отметить книгу Ю. Овсянникова «Франческо Бартоломео Растрелли». Использование автором архивных данных, мемуарной литературы, позволили воссоздать страницы жизни и творчества зодчего, показать связь его с событиями эпохи. Книга Овсянникова Ю.«Франческо Бартоломео Растрелли» предоставляет тщательно проработанный материал об архитектуре, созданной Растрелли.

Книга Галины Козьмян «Ф. – Б.Растрелли» дает значительный материал об истории создания творений зодчего, где прежде всего делается акцент на художественном анализе построек.

Книга Каганова Г.З. «Петербург в контексте барокко» была необходима для лучшего понятия стиля барокко, и его специфики в Санкт – Петербурге.

Созданию экскурсии также помогло использование справочника – путеводителя В.Г. Исаченко «Архитектура Санкт – Петербурга», который построен как ряд своеобразных экскурсионных маршрутов.

Таким образом, изученная литература послужила достаточным материалом для создания экскурсии в соответствии с поставленными в курсовой работе задачами.

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

Кафедра музееведения и экскурсоведения

Методическая разработка экскурсии

«Архитектор Ф.Б. Растрелли в Петербурге»

Продолжительность экскурсии — 3 часа

Место проведения — город Санкт-Петербург

Состав участников — жители и гости Санкт-Петербурга

Авторы:

студентка гр. 401 Бахтина Е.Р.

Научный руководитель Поршнев В.П.

Санкт-Петербург

2007 г.

Цель: Познакомить экскурсантов с творениями Ф.Б.Растрелли, отразив в ходе экскурсии своеобразие его архитектуры и осветив на основе показа экскурсионных объектов эволюцию зодчего.

Задачи: — проследить историю развития таланта архитектора.

— сделать акцент на наиболее знаменательных событиях и выдающихся личностях, которые оказали влияние на деятельность архитектора.

— обозначить место Ф.Б.Растрелли среди других русских архитекторов.

— показать специфику русского барокко.

— показать значимость работ Растрелли для Санкт – Петербурга.

— показать творения Ф.Б.Растрелли.

Краткое описание маршрута:

Экскурсия начинается на Дворцовой набережной, с которой осуществляется панорамный показ Зимнего дворца, а также показ Невы. По Дворцовой набережной и Суворовской площади автобус доезжает до набережной Лебяжьей канавки, с показом дома Д. Кантимира и через Понтелемоновский мост автобус выезжает на улицу Пестеля.

Далее маршрут проходит по Преображенской площади, через Кирочную улицу и Суворовский проспект к площади Растрелли, где производится остановка, когда экскурсанты вернулись в автобус, осуществляется переезд на Шпалерную улицу.

После остановки по Шпалерной улице автобус проезжает к набережной Фонтанки, с показом дома№48 и №31 по Шпалерной, где жил Архитектор.

По набережной Фонтанки автобус выезжает на Невский проспект, где осуществляется показ Аничкова дворца. Во время движения по Невскому проспекту указывается на основные элементы его декора. Также показывается Строгановский дворец. По Малой Морской улице осуществляется въезд на Гороховую улицу, через которую автобус выезжает на Садовую улицу, откуда производится показ дворца Воронцовых. Потом автобус доезжает до Гостиного двора, где осуществляется его показ, где экскурсия заканчивается.

Тезисы вступления к экскурсии:

— знакомство с экскурсантами

— организационные сведения

— своеобразие зодчего как архитектора

— характеристика экскурсии

Тезисы заключения экскурсии:

— историческая эпоха – закат творчества зодчего

— своеобразие «растреллиевского барокко»

— архитектурные шедевры как напоминание о величие архитектора

Список рекомендуемой для создания текста экскурсии литературы

1. Архитектура: краткий справочник; ред. Н.Г. Адамчик. — Минск.:, 2004. — 123с.

2. Грабарь И.Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках; СПб., Лениздат, 1994.- 223 с.

3. Зодчие Санкт-Петербурга XIX — начала XX века; СПб., Лениздат. 1998.-318с.

4. Исаченко В.Г. Архитектура Санкт – Петербурга. Справочник – путеводитель.- СПб.: «Паритет», 2002.- 416 с.,ил.

5. Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. – М.: «Искусство»,1990. – 326 с.

6. Каганов Г.З. Петербург в контексте барокко; СПб., «Стелла», 2001. – 208 с.,ил.

7. Козьмян Г.Ф.-Б. Растрелли; Л., Лениздат, 1976. -199 с.

8. Мавродин В.В. Основание Петербурга. — Л.: Лениздат, 1978. — 231 с.

9. Овсянников Ю.М.: Франческо Бартоломео Растрелли; Л., Искусство, 1982. – 223 с., ил.

10. Пыляев М.И. Старый Петербург: Рассказы из былой жизни столицы. — СПб.: Паритет, 2003. — 480 с.

11. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник/ Ред. Коллегия: Белова Л.Н., Булдаков Г.Н., Дегтярев А.Я. и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1992. — 697 с.

I. От дебюта до гениального творения

1. Зимний дворец — шедевр русского барокко сер. XVIII века

Здравствуйте, меня зовут Бахтина Елена!

Я проведу для вас экскурсию «Архитектор Франческо Бартоломео Растрелли в Петербурге». Мой рассказ продлится 3 часа, и за это время мы познакомимся с лучшими творениями зодчего в Санкт-Петербурге. Начнём мы нашу экскурсию здесь на Дворцовой набережной, где находится красивейшее творение зодчего и один из главных дворцов Санкт-Петербурга — Зимний дворец.

Царь Петр с юности мечтал о новой российской столице на берегу моря. Столице, которая будет походить на западные города. И жизнь в ней будет протекать по европейским порядкам. Вот почему, едва основав Петербург, государь повелел всем послам искать и нанимать на западе опытных мастеров, художников, архитекторов. В числе приглашенных оказался итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли (1675—1744), проживавший в Париже, отец Франческо Бартоломео Растрелли. В 1715 году он подписал договор, что обязуется служить царю Петру и приехал в Петербург вместе с сыном.

Около пятидесяти лет Б.-Ф. Растрелли — выдающийся архитектор XVIII века — прожил в России. Здесь сформировался его талант. Здесь он создал произведения, которые принесли ему мировую известность.

Крупнейший представитель русского барокко, Растрелли переосмыслил традиции европейского барокко под влиянием русской художественной культуры. Его постройки отличаются стремлением к пространственному размаху ансамбля, применением характерных для русского зодчества колоколен, глав, крылец, тонких колонок, увлечением интенсивной расцветкой стен, обилием позолоты, растительных мотивов в декоре, все это мы можем с Вами увидеть в Зимнем дворце.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.