Русский стиль архитектурный стиль – Неорусский и псеводрусский стиль в архитектуре Санкт-Петербурга. ТОП 5 памятников данного зодчества: alkopona — LiveJournal

Содержание

Неорусский стиль в архитектуре [История и обзор проектов]

Русский стиль сочетается с неоготикой

Неорусский стиль – одно из ярких направлений русской архитектуры, первое проявление модерна. Течение свободно интерпретирует мотивы древнерусского искусства и элементы гротеска, европейского романтизма и прообразы построек домонгольского периода.

Содержание:

Эклектичный русский стиль выделяется характерными яркими деталями

Зарождение стиля

Место неорусского стиля в архитектуре вызывает множество споров. Одни историки считают его частью псевдорусского стиля, который является предшественником. Другие же не признают преемственность и утверждают, что неорусский стиль обладает собственной уникальностью и целостностью. Также существует мнение, что неорусский стиль – это предтеча модерна, так как направление появилось на рубеже XIX-XX веков, когда архитекторы пребывали в поиске национального стиля.

Обратите внимание! Зарождение неорусского течения напрямую связано с псевдорусским стилем, который начал развиваться в середине XIX века.

В то время велось активное изучение технологии строительства церквей, сбор народной утвари, произведений из стекла и воспроизведение деревянной резьбы. Эти действия были направлены на изучение русских традиций и культуры с целью дальнейшего применения в архитектуре. Изначально неорусский стиль шел по пути эклектичности, пытаясь найти свою дорогу.

В период становления он использовал богатую дробную декорацию, вдохновляясь мотивами зодчества XVI-XVII веков. В работе над планировкой за основу брались «палатные» и «хоромные» сооружения мастеров Древней Руси. Однако к концу XIX века развитие национально-романтического направления существенно меняется. Отменяется культ детали, и увлечение приемами древнерусского зодчества переходит в интерес к другому мастерству – севера России, Владимиро-Суздальской земли.

  • Это переосмысление стало отправной точкой перехода от эклектики к модерну. Так зародился новый вид национального направления в архитектуре под названием неорусский стиль.

Измайловский Кремль – уютный уголок допетровской Москвы

Особенности неорусского стиля

Несмотря на принадлежность неорусского направления к модерну и псевдорусскому течению, он имеет существенные отличия, что выделяет его в самостоятельный стиль. От модерна его отличает маскировка внутренней конструкции строения, а также утилитарное назначение, оформленное в причудливо-сложную орнаментацию.

На заметку! Главное отличие от псевдорусского стиля заключается в использовании свободных вариаций для передачи духа Древней Руси. В то время как ложнорусский натуралистично копировал все детали зодчества Руси.

Неорусский стиль довольно точно отражает традиции и культуру национального зодчества. Он отличается рядом особенностей:

  1. В качестве ориентира использует древнее народное творчество, которое лежит в основе стилистических особенностей современной культуры. Связь старых традиций с появившимся модерном раскрыла новые черты и стала выражением национального самосознания, самобытности.
  2. Применяет обобщенные мотивы, творческую стилизацию прототипа, основные принципы образования формы, объемов и пластичности вместо точного копирования.
  3. Имеет ощутимую связь с религией и философией, в основе которой лежит теория, предполагающая возможность единения интеллигенции с народом при помощи православия.
  4. Сочетает пластическую архитектурную массу с отдельно прорисованными деталями. Баланс, равновесие столь несочетаемых компонентов дает архитектуре уникальный эмоциональный настрой.

Стиль олицетворяет пристрастие к богатой и дробной декорации

Высокие потолки характерны для внутреннего строения здания

На заметку! Лучшие творения мастеров неорусского стиля имеют сегодня ярко выраженную особенность – выход за рамки отечественных традиций. Это способствует мировому признанию представителей школы модерна.

Представители неорусского стиля

  • Центром появления неорусского стиля считают Абрамцевский художественный кружок, в котором состояли известные художники тех времен.

Работая преимущественно в театре, они занимались декорациями, создавая атмосферу и быт Древней Руси для спектаклей. Инициатором нового направления считают Виктора Васнецова, который в своих картинах отражал красоту древнерусской архитектуры.

Храм Димитрия Солунского в Берёзовке. Архитектор – Александр Никанорович Померанцев

По его проекту был создан фасад Третьяковской галереи, сочетающей в себе причудливые формы с гладью и спокойствием кирпичных стен. Огромную роль в формировании стиля сыграл архитектор Алексей Щусев, вдохновлявшийся древнерусским зодчеством Новгорода и Пскова. Его ранняя работа – храм-памятник на Куликовом поле – посвящена победе над монголо-татарами.

  • Самое значимое произведение архитектора Щусева – Казанский вокзал в Москве.

Также он построил не менее знаменитую Марфо-Мариинскую обитель. В том же направлении работали зодчие Владимир Покровский и Сергей Малютин. Покровскому принадлежит проект здания Ссудной кассы, а Малютин создал целый ряд памятников и архитектурных построек в Москве.

Дом купца Игумнова в Ярославле

Дом в неорусском стиле

Чтобы оформить дом в неорусском стиле, необходимо отказаться от фасада стандартной формы. В те времена применяли массивные увесистые конструкции преимущественно из дерева. Можно оформить стены и потолок византийским орнаментом, придав дому особую неповторимую атмосферу.

Внимание! Важным декором фасада был резной наличник, который также использовали для внутренней отделки окон и зеркал.

Резьба по дереву – один из основных атрибутов стиля

Для отделки дома нередко применяли узорчатую фурнитуру, схожую с резьбой по дереву. Для создания накладок применялись бронзовые сплавы, железо. Украсить интерьер можно при помощи арок или скульптур. Для неорусского стиля подходят скульптуры греческих богов или простых жителей прошлых веков.

В то время особенно была в ходу древесина, поэтому дома строились из дерева, украшались резьбой. Мебель также была деревянной, она обладала простыми формами и массивностью. Стулья, шкафы и стол были большими, устойчивыми и крепко сбитыми.

На заметку! Часто в домах использовали лавки, этот атрибут становился неизменным предметом традиционной избы.

Украшенный росписью сундук в доме также занимал особое место – выполнял роль хранителя культуры и древних традиций. Он укреплялся железными полосами и олицетворял собой надежное, самобытное хранилище.

Камин с мозаичной отделкой – классический русский аксессуар

Русский колорит в интерьере

история возникновения, характерные черты :: SYL.ru

Псевдорусский стиль зародился в первой половине XIX в. Данное понятие включает в себя ряд направлений, которые зародились в Европе и России в XIX-XX вв. Он базировался на основных элементах зодчества, которые были распространены в Древней Руси, и византийских, очень грамотно вписанных в общую картину зданиях.

Понятие

Русский стиль начал свое существование в период усиленного внимания общества к архитектуре своего государства. Приблизительно тогда же начинают формироваться его основные отличительные черты, характерные исключительно для него. Они определяют не только внешний облик сооружений, сделанных в этом стиле, но и многие технические архитектурные аспекты.

псевдорусский стиль

В рамках псевдорусского стиля существует несколько течений, различия между которыми несведущему человеку могут быть не видны, но профессионал заметит их невооруженным глазом. В основу каждого из них положен определенный элемент или несколько, которые определяют общие, единые правила для всего архитектурного течения.

Псевдорусский стиль. Черты

Основной чертой этого стиля является грамотное сочетание русской архитектуры с иными стилями, например, романтизмом, или даже модерном.

Красный, белый и бежевый — вот три цвета, которые часто встречаются в архитектуре.

В русском стиле сочетаются вертикальные и горизонтальные строгие линии с изящными изгибами бочковидной формы.

В зданиях часто встречаются множество объемных элементов разных размеров.

В русском стиле встречаются три вида крыш — это шатровые, двускатные и бочечные. Все они обязательно будут украшены различными объемными элементами, например, петушками, колоннами и другими.

Возникновение этого стиля в искусстве, а, прежде всего, в архитектуре совпало по времени с возрастающим интересом всех европейских народов к своей национальной культуре и направлениям в искусстве.

русский стиль

В числе первых подстилей, возникших в рамках псевдорусского стиля, можно назвать русско-византийский, который стал выделяться приблизительно во второй четверти XIX века. Он применялся в первую очередь при сооружении православных церквей.

Этому стилю присущи элементы как исконно русского зодчества, так и классического византийского архитектурного стиля.

Несмотря на свою относительную популярность среди архитекторов того времени, псевдорусский стиль не был единственным, существовавшим и применявшимся тогда. Он параллельно сосуществовал и с другими течениями, такими как романтизм, классицизм, сентиментализм и т.д.

Помимо русско-византийского, в рамках псевдорусского стиля развивались и некоторые другие течения, которые имели несколько меньшее значение для отечественной архитектуры. Лишь спустя несколько десятилетий это направление стало проникать практически во все слои общества.

Псевдорусский стиль в архитектуре конца XIX века

К концу XIX века этот стиль стал уже настолько востребованным, что его стали применять не только при строительстве важных государственных, религиозных и других крупных, дорогостоящих зданий.

Во многом благодаря движению народников и других сходных идей, многие простые сельские жители, причем не только зажиточные, стали строить дома в псевдорусском стиле или с применением его элементов.

псевдорусский стиль в архитектуре

Развитие и его массовая популяризация привели к тому, что люди начали практически полностью копировать русские дома XVII века. Особенный интерес в 70-е гг. XIX века уделялся крестьянским домам.

Дальнейшее развитие

На рубеже XIX-XX веков псевдорусский стиль стал претерпевать некоторые изменения, благодаря чему появилось новое направление в архитектуре, основанное на народном русском зодчестве. Этот новоявленный стиль стали именовать «неорусским».

В основу его были положены характерные черты старой новгородской и псковской архитектуры, а также зодчества других северных городов Руси. На многие сооружения, созданные в этом стиле, было оказано большое влияние со стороны северного модерна.

дом в псевдорусском стиле

Наиболее часто применялся он при сооружении храмов и церквей. Среди самых известных архитекторов, работавших в этом направлении, можно выделить В. Покровского, А. Аплаксина, Г. Гримма.

Эксперты отмечают, что неорусский стиль, в отличие от псевдорусского, ближе к модерну, чем к эклектике, что значительно их разнит.

Храмовые постройки

Как уже говорилось выше, псевдорусский стиль характерен для религиозных сооружений. Поэтому и сегодня он наиболее ярко представлен именно храмовыми и церковными постройками. Именно в православном зодчестве лучше всего продемонстрирован псевдорусский стиль. Храмы, созданные по его правилам, отличаются какой-то особенной притягательностью, аутентичностью и духовностью.

Наиболее яркими примерами сооружений можно назвать: храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец и другие. Также можно выделить здание Исторического музея, церковь Спаса Нерукотворного Образа и многие другие.

Многие архитектурные сооружения, относящиеся к этому направлению в искусстве и архитектуре, сегодня считаются достоянием отечественной архитектуры. Они создают «лицо» городам и населенным пунктам, в которых находятся. Многие приезжие целенаправленно идут, чтобы полюбоваться достопримечательностями, построенными в русском и псевдорусском стиле.

псевдорусский стиль храмы

Это неудивительно, потому что здания, вобравшие в себя черты этого стиля, выглядят очень презентабельно и красиво, чем и привлекают всеобщий интерес и приковывают к себе внимание. К тому же большинство из них выполнены опытными архитекторами, настоящими виртуозами своего дела.

Заключение

Русский народ знает, любит и чтит своих предков, поэтому интерес к искусству, культуре и фольклору предков довольно высок. В современной России наиболее ярко это выражено именно в архитектуре.

Благодаря старинным постройкам и зданиям, созданным в более современных стилях, можно проследить практически весь исторический путь народа и всего государства. Поэтому и правительство страны, и общественные организации, да и большинство простых людей стремятся любыми способами сохранить архитектурное достояние.

псевдорусский стиль черты

Несмотря на большое влияние западной культуры на российскую, российским архитекторам, деятелям искусства удалось гармонично и весьма удачно сочетать не только исконно русские культурные элементы, но и новые веяния, идущие в основном из Европы.

Благодаря этому возникло множество различных направлений, но наиболее развитыми в России оказались направления, вбирающие в себя черты как русского зодчества, так и европейской архитектуры. Эклектика, псевдорусский и неорусский стили приобрели небывалый размах на рубеже XIX-XX веков, а многие здания, построенные когда-то в этих направлениях, сегодня считаются достопримечательными местами.

Русский стиль (архитектура) — это… Что такое Русский стиль (архитектура)?

Русская архитектура следует за традицией, корни которой были установлены еще в Византии, а затем в Восточном Славянском государстве Киевская Русь. После падения Киева, российская архитектурная история продолжалась в княжествах Владимира-Суздаля, и Новгороде, и последующих государствах — Московского Царства, Российской империи, Советского Союза, и современной Российской Федерации.

Средневековая Русь (988—1230)

Тро́ице-Се́ргиева Ла́вра — крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России (РПЦ), расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области. Основан в XIV веке преподобным Сергием Радонежским. Многочисленные архитектурные сооружения Троице-Сергиевой Лавры выстроены лучшими зодчими страны в XV—XIX вв. Ансамбль монастыря включает более 50 зданий различного назначения.

Золотые ворота во Владимире — были воздвигнуты в 1164 и реконструированны в 1795.

Церковь Покрова́ на Нерли (Покров на Нерли, XII век) — храм во Владимирской области России, выдающийся памятник владимиро-суздальской школы, считается одним из самых совершенных храмов России.

См. также: Список сохранившихся древнерусских архитектурных сооружений домонгольского периода

Средневековое государство Киевской Руси было предшественником современных государств России, Белоруссии, и Украины и их соответствующих культур, включая архитектуру.

Большие церкви Киевской Руси построенные после принятия Христианства в 988, были первыми примерами монументальной архитектуры в Восточных Славянских странах.

Архитектурный стиль государства Киевской Руси быстро утвердился под влиянием Византийского. Ранние Восточные Ортодоксальные церкви были главным образом сделаны из дерева, с самой простой формой церкви, которая известна под названием cell church. Главные соборы имеют множество маленьких куполов, что привело некоторых историков искусства к предположению, что это — признак того, на что должны были быть похожи языческие Славянские храмы.

Софийский собор в Новгороде (1044—1052), с другой стороны, выражал новый стиль, который проявил сильное влияние на русскую церковную архитектуру. Его строгие толстые стены, маленькие узкие окна, и защищенные шлемом купола имеют много общего с романской архитектурой Западной Европы.

Дальнейший отход от Византийских моделей очевиден в последующих соборах Новгорода: Николо-Дворищенский собор (1113 год), Рождественский собор Антониева монастыря (1117-19 годы), и Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119 год).

Светская архитектура Киевской Руси едва ли сохранилась. До двадцатого столетия, только Золотые Ворота Владимира, несмотря на большие восстановительные работы восемнадцатого столетия, могли быть расценены как подлинный памятник предмонгольского периода. В 1940-ых, археолог Николай Воронин обнаружил хорошо сохранившиеся остатки дворца Андрея Боголюбского в Боголюбово (1158—1165).

Эпоха Российской империи

После того как Россия становится империей, все монархи, начиная с Петра I и заканчивая Николаем II, начинают возводить дворцы по требованиям европейской архитектуры того времени. 16 мая 1703 года Петр Великий приказывает заложить крепость на острове Заячьем в дельте реки Нева. Крепость он повелел назвать Санкт-Питер-Бурх, названная позднее Петропавловской. С этого времени начинается активная застройка вокруг крепости. Строятся разные дворцы, соборы, палаты, разбиваются сады, возводятся арки, памятники, колонны.

Отечественная война 1812 года явилась поворотным этапом для развития архитектуры и градостроительства Москвы. Во время пожара сгорели почти все деревянные застройки, значительный урон нанесен каменным зданиям.

См. также

Литература

  • «Architecture: Kievan Rus and Russia» in Encyclopædia Britannica (Macropedia) vol. 13, 15th ed., 2003, p. 921.
  • William Craft Brumfield, Landmarks of Russian Architecture: A Photographic Survey. Amsterdam: Gordon and Breach, 1997
  • John Fleming, Hugh Honour, Nikolaus Pevsner. «Russian Architecture» in The Penguin Dictionary of Architecture and Landscape Architecture, 5th ed., [1966] 1998, pp. 493—498, London: Penguin. ISBN 0-670-88017-5.
  • Russian art and architecture, in The Columbia Encyclopedia, Sixth Edition, 2001-05.
  • Encyclopædia BritannicaWestern architecture retrieved 12 August 2005
  • About.com feature on Russian architecture retrieved 12 August 2005
  • Grove Art Online articles on Russian architecture Oxford University Press 2005 retrieved 12 August
  • Russian Life July/August 2000 Volume 43 Issue 4 «Faithful Reproduction» an interview with Russian architecture expert William Brumfield on the rebuilding of Christ the Saviour Cathedral
  • William Craft Brumfield, A History of Russian Architecture. Seattle and London: University of Washington Press, [1993] 2004. ISBN 0-295-98393-0

Ссылки

Австрия | Азербайджан¹ | Албания | Андорра | Армения¹ | Белоруссия | Бельгия | Болгария | Босния и Герцеговина | Ватикан | Великобритания | Венгрия | Германия | Греция | Грузия | Дания | Ирландия | Исландия | Испания | Италия | Казахстан¹ | Кипр¹ | Латвия | Литва | Лихтенштейн | Люксембург | Македония | Мальта | Молдавия | Монако | Нидерланды | Норвегия | Польша | Португалия | Россия¹ | Румыния | Сан-Марино | Сербия | Словакия | Словения | Турция¹ | Украина | Финляндия | Франция | Хорватия | Черногория | Чехия | Швейцария | Швеция | Эстония

Зависимые территории: Акротири и Декелия | Аландские острова | Гернси | Гибралтар | Джерси | Остров Мэн | Фарерские острова | Шпицберген | Ян-Майен

Непризнанные и частично признанные государства (де-факто независимые): Абхазия | Косово | Нагорно-Карабахская Республика | Приднестровье | Южная Осетия

¹ В основном в Азии

 

Азербайджан | Армения | Афганистан | Бангладеш | Бахрейн | Бруней | Бутан | Восточный Тимор | Вьетнам | Грузия | Египет¹ | Израиль | Индия | Индонезия | Иордания | Ирак | Иран | Йемен | Казахстан² | Камбоджа | Катар | Кипр | Киргизия | КНР | КНДР | Республика Корея | Кувейт | Лаос | Ливан | Малайзия | Мальдивы | Монголия | Мьянма | Непал | ОАЭ | Оман | Пакистан | Россия² | Саудовская Аравия | Сингапур | Сирия | Таджикистан | Таиланд | Туркмения | Турция² | Узбекистан | Филиппины | Шри-Ланка | Япония

Другие территории: Абхазия | Гонконг | Западный берег реки Иордан | Китайская Республика | Нагорно-Карабахская Республика | Сектор Газа | Турецкая Республика Северного Кипра | Южная Осетия

¹ В основном в Африке      ² Частично в Европе

 

Wikimedia Foundation. 2010.

Неорусский и псеводрусский стиль в архитектуре Санкт-Петербурга. ТОП 5 памятников данного зодчества: alkopona — LiveJournal

Каким вы себе представляете облик Новой России? Подумайте хорошенько, представьте архитектуру вашей мечты и то, что хотели бы реализовать на улицах любимого города. Ну или представьте лучшие образцы увиденного где-то. Теперь добавьте ко всему этому безобразию национального колорита. Ну как? Получается русский коктейль? Нет? Тогда я вам расскажу о тех, у кого получилось.

Архитектура Петербурга удивительна, а выстроенные дома, своими фасадами радуют не только местных жителей, но заехавший на огонек туристов, прилетевших покапать слюной на поребрики архитекторов. Каждый может найти строение по собственному вкусу и любоваться открыточными видами, водить к ним на закате любимую девушку и рассказывать интересные факты. Но некоторые здания не обросли десятком легенд и мифов, сохранив самое красивое снаружи, пряча свою красивую душу от случайных проходимцев. Но это не значит, что такие дома не заслуживают рассказа о себе! Пускай их обошла история Толстовского дома, про них не написали тысячи древних легенд, как про Египетский дом, но они будут объединятся в небольшие компании и занимать заслуженное своей красотой место, на страничках этого журнала.

Поехали…

1. Доходный дом Н.П. Басина

Николай Петрович был уважаемым архитектором, который оставил на карте любимого города свой след из двадцати с лишним домов, но особенно выделятся один. Тот самый, что он отстроил на площади Островского. Басин подумал и решил, а что я все строю под заказ? Почему бы не сделать что-то хорошее для себя? Ну и выстроил красавца под собственные нужды.

2.
Доходный дом Н.П. Басина на площади Островского

Представляете, веками раньше более значимый для истории архитектор по фамилии Росси, создает уголок Петербурга в духе классицизма, но вот спустя столетие ему на смену приходит дерзкий товарищ и забив на выстроенные вокруг здания, положив штангенциркуль на гармонию, создает свой шедевр в неорусском стиле. Это был вызов для тех времен.

3.
Доходный дом Н.П. Басина на площади Островского

Черпая вдохновения в резных фасадах многочисленных русских деревень, наш герой по камню вырезает индивидуальные черты будущей постройки: кокошники, рельефные изображения петухов, столбики-кубышки. Украшая все элементами привычной для русского человека вышивки, которую с легкостью можно увидеть на скатертях барского дома.

4.
Доходный дом Н.П. Басина на площади Островского

Поговаривают, люди были в шоке и позвали царя разобраться в ситуации: «Милый государь, не могли бы вы съездить и посмотреть, а то этот выскочка скоро своими шедеврами весь город засрет. Видели бы вы что он выстроил возле театра!». Ну естественно Александр III поехал разбираться, вышел из кареты и настолько впечатлился увиденным, что не только не наказал архитектора, но и выпустил новый приказ — усилить возрождение национальных традиций. Вот именно после того как он увидел этот дом, то и заставил всех снова отращивать бороды, а вслед за этим и армию переодел в шаровары с высокими сапогами а-ля рус.

2. Доходный «Дом из Русской Сказки» Никонова на Колокольной улице.

В соавторстве с Басиным работала над тем проектом и будущая звездочка неорусского стиля — Никонов. Возможно под его влиянием и появились все эти петухи на стенах, ибо в одной из своих последующих построек, он снова обратился к русскому фольклору, отстроив здание, которое в наше время и получило сказочное прозвище.

5.
Разрисованная парадная Доходный Дом из Русской Сказки Никонова на Колокольной улице

Поговаривают, Николай Никитич просто грезил мечтой о спокойной и тихой жизни в живописной русской деревушке, но в связи с невозможностью переезда реализовывал свои тайные фантазии в архитектурном облике собственных строений. Вы только всмотритесь в этот непередаваемый орнамент, в свойственные деревянным постройкам остроконечные крыши, в наличники обильно украшенные цветами.

6.
Доходный Дом из Русской Сказки Никонова на Колокольной улице

Про этот дом чаще говорят исконно русское «терем», а в облике видят и хохломскую роспись, и элементы дымковской игрушки, и дворец славного Салтана. Но лично мне кажется, что Никонов реализовал собственную мечту и почувствовав себя эдаким местечковым царем, отстроили красочные палаты, которые вышли из его личной сказки.

7.
Доходный Дом из Русской Сказки Никонова на Колокольной улице

3. Дом офицеров Лениградского военного округа

На месте этого красавчика раньше стояло ничем не примечательное деревянное здание военно-телеграфного ведомства, на территории которого выделили место для «офицерского собрания Русской армии и флота», ну и комнатку для Гвардейского экономического общества, которое нынче нам известно под брендом «Военторг». Вот видать торговля камзолами, погонами, гуталином и тушенкой шла настолько бойко, что те высказывали недовольство своим офисом и обратились с идеей перестроить домишко.

8.
Дом офицеров Лениградского военного округа на Литейном проспекте

За реализацию чертежа боевой задачи взялся Фон Гоген, и с парочкой своих друзей он решил пойти по национальному архитектурному пути. Позже историки архитектуры назовут эту постройку «псевдорусской», но в свое время сам Гоген писал о ней в «строго русском стиле». Правда от предыдущих образцов упомянутых в этом посте, данный вид постройки отличается более спокойной цветовой гаммой, без кричащих и ярких оттенков.

9.
Дом офицеров Лениградского военного округа на Литейном проспекте

Так как здание военное, то черпали идею из старинных крепостей, а фасады углового здания соединили между собой подобием башни, как стены в исконно русском кремле. Наверху этой башни раньше был барельеф с Георгием Победоносцем, на месте которого в советское время прорубили окно, положив кувалду на имперские и религиозные ценности. Сам фасад украсили многочисленными балконами и эркерами с чугунными рельефами в этом самом «русском стиле».

10.

фото с сайта http://citywalls.ru/

В залах выстроенного здания развернулись офицерские рауты и приемы, там проходили концерты, читались доклады, проводились выставки, работали кружки. Под склады того «Военторга» выделили только первый этаж, а через пару лет и вовсе выгнали с этого праздника офицерской жизни спонсирующую постройку организацию. Понимаете ли, они мешали им веселиться. Те с горя приобрели себе новый участок на углу Большой конюшенной улицы и Волынского переулка, отстроив там нынешнее здание ДЛТ, но это уже совсем другая история.

11.
Дом офицеров Лениградского военного округа на Литейном проспекте

4. Усадьба А. И. Чернова «Сосновка»

Был как-то на Руси чиновник по фамилии Чернов. И уж очень он эту самую родину любил, вот как Безруков. Ходил босиком по полям, пил из ручья, березки обнимал и на охоту ездил, тоже с чисто русским размахом. Причем все должно было соответствовать его высокому чиновничьему положению, поэтому и своих стремянных он обязательно наряжал в старинные русские кафтаны, в знак особой любви к родине.

12.
Дом офицеров Лениградского военного округа на Литейном проспекте
фото с сайта https://zydog.livejournal.com/36286.html

Говорят, что именно для охоты он и выкупил участок на территории Малой Рыбацкой слободы, которая тогда была ближайшим пригородом Петербурга, а ответственную работу по возведению дома проучил тому же самому Александру Фон Гогену. Тот был рад стараться, бюджеты есть, фантазия тоже. Неудивительно что на свет появился один из самых ярких образцов неорусского стиля.

13.
Дом офицеров Лениградского военного округа на Литейном проспекте

Под звуки наступающей революции хозяин дачи исчез. Никто не знает, сбежал он за границу сам или отправился в тазике с цементом на дно Невы, но опустевшую без законного владельца землю скомуниздили под дом отдыха, который в последствии переоборудовали под больницу. Когда же надобность в медицинском сооружении отпала, то здание передали под управление министерству связи СССР, которое расквартировала тут особые «глушилки», чтобы заставить молчать вражеские голоса антисоветских радиостанций посылаемые на различных частотах. Фото этого здания я нагло подрезал у Евгения, а то когда я сам приехал на съемки, меня накрыл такой ливень, что вылезать из машины просто не решился и поехал домой пить чай с печенюшками.

14.
Дом офицеров Лениградского военного округа на Литейном проспекте
фото с сайта https://zydog.livejournal.com/36286.html

5. Спас-на-крови

Ну и бонусом. Дабы вы понимали что это был любимый стиль Александра III и архитекторов тех времен. В неорусском стиле построен один из главных храмов города — Спас-на-крови. Так что таким и должен был быть облик Новой России, который в наступающем XX веке все-таки прогнулся под набирающим обороты модерном.

15.
Дом офицеров Лениградского военного округа на Литейном проспекте

Дабы вам не пришлось тратить силы и время на поиски данных достопримечательностей, то вот вам карта местности с подсказками и адресами.

16.

Следите за мной в

Псевдорусский или «петушиный» стиль. История появления: alkopona — LiveJournal

Если кирпичный стиль породило желание сэкономить на строительстве и не прятать дешёвый стройматериал за лепниной, штукатуркой и изысканными формами, то «петушиный» стиль появился как противовес простоте и гармонии, отличаясь довольно массивными и тяжеловесными формами, чем-то напоминая русские сказки и былины. Многие экскурсоводы города предлагают искать истоки этого стиля у дома Басина на площади Островского, где уже добившийся успехов архитектор решил оставить собственный след в архитектуре города и заодно пополнить собственные карманы ежемесячными платежами от арендаторов, поэтому и выстроил этого красавца под личные, но довольно корыстные нужды.

Представляете, веком раньше более значимый для истории архитектор по фамилии Росси создает уголок Петербурга в духе классицизма, а спустя столетие ему на смену приходит дерзкий товарищ, и забив на выстроенные вокруг здания, положив штангенциркуль на гармонию, создает свой шедевр в неорусском стиле. Это был вызов для тех времен. Поговаривают, люди были в шоке и позвали царя разобраться в ситуации: «Милый государь, не могли бы вы съездить и посмотреть, а то этот выскочка скоро своими шедеврами весь город засрёт. Видели бы вы, что он выстроил возле театра!».

2.

Ну естественно Александр III поехал разбираться, но как только вышел из кареты, то настолько впечатлился увиденным, что не только не наказал архитектора, но и выпустил новый приказ — усилить возрождение национальных традиций. Вот именно после того, как он увидел этот дом, то и заставил всех снова отращивать бороды, а вслед за этим и армию переодел в шаровары с высокими сапогами а-ля рус.

3.

фото с сайта http://www.citywalls.ru/

Но это тоже не совсем так, и временами похоже на басни гидов, хотя Александр III и правда прославился как любитель всего русского и именно с его одобрения псевдорусский стиль распространился по всей столице и империи, а пышные здания с резными кокошниками из камня появились не только в Москве, но и даже в Хельсники. Ну а что? «Петушиный стиль» очень хорошо подходил церквям и храмам. Один из таких до сих пор высится над столицей соседнего государства в виде Успенского собора. Некоторые и вовсе говорят, что весь стиль вышел из облика храмов, и начиная с 1830-х годов по всей стране гулял менее дерзкий русско-византийский стиль, ярким примером которого был Храм Христа Спасителя.

4.

Хотя другие поговаривают, что источником этого псевдорусского вдохновения послужила именно соседняя Финляндия, которая пыталась нащупать собственные корни и найти их отражение в архитектурном облике, когда эпос Калевала пытались выстроить из камня и заселить туда людей. Так появился Северный Модерн, о чём я уже тоже писал однажды: https://alkopona.livejournal.com/300311.html. Ну а чисто русский стиль появился примерно в это же время, когда души запутавшихся в европейском пути граждан стали требовать чего-то национального.

5.

Вообще отцом основателем «Петушиного стиля» называют Ивана Ропета. Как бы это смешно не звучало, но отголоски русского стиля в нашем прошлом искал человек, которому не нравилась его максимально русская фамилия Петров, и поэтому он из неё сделал анаграмму, превратив во что-то зарубежное. Так что именитый архитектор не только подарил всему миру баню-«теремок» в Абрамцеве, но и стал главным идейным строителем павильона Русского отдела на Всемирной выставке в Париже, которая запомнилась не столь изящными формами, сколько вызывающей надписью «Здесь говорят по-русски». Хотя павильон тоже был красив, и глядя на него, ты реально думаешь о нашей стране.

6.

фото с сайта https://vavera.livejournal.com

Но если судить исторически, то первое здание с изящными формами столь характерными для псевдорусского стиля появилось чуть раньше и не в Москве! А в Петербурге в 1875 году на Фурштатской улице под номером 20. Ну а потом чертежи нового строения появились и в журнале «Зодчий», и тогда о нём говорилось как о «первом, если не единственном каменном доме, фасад коего скомпонован в русском вкусе; почему мы и опишем его, как первую попытку в таком роде». Кстати, через пять лет напротив него появляется ещё один доходный дом с такими же чудными формами. Оба здания были исполнены по заказу госпожи Зайцевой, а следовательно и вдохновение скорее всего исходило от неё. Возможно именно после этой статьи за штангенциркуль взялся и месье Ропет, который в последствии и был признан мастером этого стиля, характеризовав его вульгарным словом «ропетовщина», но в реалии он грезил такими формами раньше.

7.

Благо он оказался не один воодушевлён открывшимся горизонтам нового стиля, и вслед за финскими архитекторами наши зодчие массово обратились к прошлому, черпая новое вдохновение из русских былин и национального фольклора. Поэтому каждому из представленных ныне образцов псевдорусского стиля хочется добавить исконно русское слово «терем». Кто-то в облике зданий видит хохломскую роспись, кто-то элементы дымковской игрушки, а кто-то и дворец славного Салтана. В любом случае именно русские оттенки и ничего иностранного, поэтому ему дали название — неорусский.

8.

Правда не все современники приняли обращение к истокам должным образом, и, ненавистно шипя, обозвали это псевдорусским стилем в связи с тем, что ничего подобного никогда не было. Все эти элементы лишь русский китч, собранный воедино на радость заморским врагам, и является отражением штампов, поэтому даже подарили ему обидное прозвище — «петушиный стиль».

9.

Ну а главным архитектурным сооружением, образцом этого стиля становится заложенный по указу Александра III храм Спас-на-Крови. Скажите, а вам нравится этот стиль? Или вы считаете его вычурным, пошлым и не имеющим ничего общего с реальной действительностью и Россией?

Продолжение следует…

Глава I. Как крестьяне изменили Петербург?
Глава II. Кто отстраивал Петербург?
Глава III. Раньше строили лучше?
Глава IV. Как снимали жильё?
Глава V. Что такое хорошая квартира?
Глава VI. Да будет свет!
Глава VII. Идеальная квартира. Сколько комнат вам нужно?
Глава VIII. Мифы о каменном Петербурге
Глава IX. Кирпичный стиль – для бедных

Хотите больше увлекательных историй? Тогда подписывайтесь на мой телеграм-канал, на инстаграм, ну или на Дзен, ведь там тоже бывают жаркие дебаты.

Подписаться на обновления
Я в других социальных сетях:

Все фотографии в этом посте сделаны мной, в противном случае указана ссылка на источник. Весь материал принадлежит автору, полная или частичная публикация без моего согласия запрещена. При подготовке статьи могли быть использованы различные источники, но слова и текст авторский. Разрешение на использование можно запросить по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.

По вопросам рекламы и предложений писать на почту [email protected]

Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.

Псевдорусский стиль, его характерные черты и особенности развития

Псевдорусский стиль представляет собой архитектурное течение в России в 19-20 веках. Преобладающими элементами здесь становятся традиции зодчества и народного творчества. Он включает в себя несколько подгрупп, в том числе русско-византийское и неорусское направления.

В псевдорусском стиле есть много элементов, заимствованных из европейской архитектуры и культуры. Можно сказать, что национальными здесь являются только творческие мотивы. Именно поэтому стиль имеет такое название.

Возникновение

В середине 19 века, когда начинается мода на национальные мотивы и течения, многие художники и архитекторы России принимают решение создать определенный «сплав» из старых народных форм, но при этом не жертвовать современными (для того периода) достижениями. Так появляется псевдорусский стиль. Он предназначается для того, чтобы возродить народное творчество России, использовать его не только в мелких игрушках, ремесленной деятельности или, например, мебели, но и в более масштабных проектах.

здания псевдорусского стиляНа самом деле псевдорусского стиля как такового не существует. Это название условное. Оно объединяет в себе несколько течений, иногда с противоречивыми мотивами. Поэтому сегодня происходит некая путаница, когда архитекторы объединяют два совершенно разных по своим формам, линиям и декору здания в один псевдорусский стиль.

Самое главное отличие заключается в стилизации. Псевдорусский стиль настолько гибок, что его можно сочетать с другими архитектурными направлениями, включая модерн и романтизм.

Развитие

Псевдорусский стиль включает в себя несколько течений. Они появлялись по мере его развития:

  1. Русско-византийский. Возникший в 1830-х годах, данный стиль широко практиковался при строительстве религиозных христианских зданий (храм Христа Спасителя, Вознесенский собор, Большой Кремлевский дворец).
  2. Романтизм и славянофильство. На самом деле стиль, который появился чуть позже предыдущего, не имеет названия. Но на него повлияли перечисленные архитектурные течения. Ярким примером является Погодинская изба.
  3. Ропетовщина. Направление появляется в 1870-х годах, оно перенасыщено народной культурой и крестьянским зодчеством (Терем, Типография Мамонтова). Именно это течение получило широкое распространение из-за пропаганды известного критика Стасова.
  4. Официальный. Пузатые колонны, фрески с национальным орнаментом, низкие потолки в виде сводов – все это характерные черты направления. Здесь также отдается предпочтение традициям и народному творчеству. Примеры – Верхние торговые ряды, здание Исторического музея.
  5. Неорусский. Он появляется в начале 20 века. Архитекторы склоняются к монументальной простоте, поэтому они объединяют элементы древних памятников и традиции северного зодчества. Многие замечают сходство с модерном (церковь Спаса Нерукотворного).
псевдорусский стиль в россииВ последнее время историки отделяют неорусский стиль от псевдорусского, рассматривая его в качестве самостоятельного архитектурного течения. Но остались и те, кто их объединяет. Здания псевдорусского стиля широко распространены по всей стране, включая самые отдаленные ее регионы.

Особенности появления

Как и в любой другой стране, в России был период заимствования. Различные мотивы и течения перенимались у Европы, восточных государств и Запада. И настало время нехватки национальных элементов. Поэтому псевдорусский стиль в России, равно как его появление, можно считать закономерным.

Особенности данного архитектурного направления заключаются во многом. Преобладающие цвета – бежевый, белый и красный.

псевдорусский стиль в архитектуреМожно отметить и способности стиля к слиянию. Не было четких разграничений. Он легко сочетался со многими другими стилями, например готикой, псевдоготикой или модерном.

Характерные черты

Псевдорусский стиль в архитектуре имеет свои отличия, по которым его определяют. Характерные черты можно просмотреть в таблице.

ЭлементыХарактеристика
КрышиВысокие, шатровые, с двумя скатами
ЛинииСтрогие вертикальные и горизонтальные, изредка дополняющиеся плавными изгибами
ФормаМножество разных объемов
ДвериОбрамляются колоннами, расширяющимися к центру и сужающимися у основания; украшаются сенью
ОкнаМелкие, но частые; преобладают прямоугольные формы, иногда закругляются кверху; украшаются висячей гирькой

Очень часто при строительстве использовался декор крыши в виде крутящегося петушка или флага.

Многие здания в России, дошедшие до современности, подходят к описанию и характерным чертам псевдорусского стиля.

Заключение

В начале 20 века псевдорусский стиль и тяга к соответствующему строительству постепенно начинают угасать. Фасады многих зданий со всеми башенками, высокой кровлей, частыми небольшими окнами перестают подходить для архитектурного и административного назначения строений.

псевдорусский стильК примеру, Большие залы в Думе, возводящиеся во время господства направления, уже строятся при использовании новых достижений как в архитектуре, так и в технологиях (применение оборудования, больших машин). Потребности современных зданий не соответствую псевдорусскому стилю. Назначения архитектуры обновляются. А стиль уходит в прошлое, оставляя за собой множество памятников и уникальных строений.

В поисках русского стиля: историзм как стиль в архитектуре

Во второй половине XIX века начинается мощное эстетическое движение — историзм. Он создал то архитектурное пространство городов, которое в наше время воспринимается как культурное наследие недавнего прошлого и нуждается во внимательном всматривании в него.

Точно обозначить временные границы развития этого стиля достаточно сложно. Общепринято обозначать время существования историзма периодом, начиная с 1830-х и по 1900-е годы. Такую периодизацию можно признать довольно условной, поскольку черты историзма возникают еще во времена господства ампира. Тем не менее, именно в это время историзм проявляет себя как стиль во всей полноте. Говорить о времени финальных этапов историзма еще сложнее, так как на рубеже веков в архитектуре не только России, но и Европы, начинает формироваться программа нового стиля модерн.

Первая половина XIX века была связана с появлением «национально-романтического» направления в русском искусстве. Вопросы архитектуры, как и других видов искусства, волновали русскую общественную мысль не меньше, чем политические преобразования и реформы. Небывалый расцвет в это время получает именно критико-публицистическое направление. Стоит отметить, что одной из наиболее характерных особенностей движения «национального стиля» можно считать теснейшую связь архитектурно-строительной практики, исторических исследований и теорий. Требования современности оказались одним из стимулов изучения тех или иных периодов в истории русской архитектуры.

Вместе с романтизмом в общественное сознание XIX века приходит новое чувство историзма, трактуемого как непрерывная изменчивость, постоянное становление. Историзм XIX века рожден ситуацией борьбы за национальную независимость и поисков самоопределения и самоидентификации. Проблемы Россия и Европа, допетровская Русь и новая Россия, Восток и Запад остаются животрепещущими на протяжении всего XIX столетия. Свой, неевропейский путь ассоциируется с развитием самобытных начал, заложенных в русском народе. Отсюда следует актуальность проблемы исторического будущего и неотделимой от неё проблемы национального стиля в архитектуре.

В связи с появлением нового метода проектирования, отхода от классицизма и утратой ордерными направлениями ведущей роли в архитектуре возник ряда вопросов. Какой должен быть новый стиль? Каков его характер? Какие идеи он должен выражать и каким образом? Актуальность этих вопросов выдвигала типичную для историзма проблему истолкования формы. За положениями любой архитектурной концепции различалась определённая программа социального преобразования страны. В архитектурной теории, как и в любой другой, виделось средство воплощения идеалов. В результате формы стилей прошлого, особенно заимствованные из древнерусской архитектуры, превращались в символ сложнейших историософских построений, а изъяснение их смысла составляло содержание работ многих авторов.

Интерес к национальной истории особенно широко был распространен в Москве, издревле воспринимавшейся как центр национальной культуры. В свою очередь, в инновациях северной столицы виделось явное европейское влияние. Московский историзм в этих условиях особенно активно начинает ориентироваться на прообразы древнерусской архитектуры. Тогда как в Петербурге национальный характер имела в основном архитектура православных церквей, в Москве национальная ветвь историзма получила широкое распространение во всех типах гражданской архитектуры — от частных особняков до государственных музеев.

Одним из первых архитектурных направлений в поиске национального стиля стал русско-византийский стиль, связанный с формированием правительственной доктрины официальной народности. Ранние примеры русско-византийского стиля связаны с творчеством К. А. Тона, которым были спроектированы ряд церквей и часовен в этом стиле — церковь Святой Екатерины в Петербурге, церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Семеновского полка в Санкт-Петербурге, в том числе храм Христа Спасителя в Москве.

Причастность официально-национальной архитектуры того времени к византийской традиции принимались по началу как миф, не нуждающийся в подтверждении. Но уже в середине века безусловность этого мифа была подвергнута сомнениям в связи с изучением наследия связанных с Византией средневековых школ зодчества Армении и Грузии, а затем и византийской архитектуры на Балканах. Одним из первых исследователей русского искусства стал художник Г. Г. Гагарин. Вслед за Г. Г. Гагариным в научные экспедиции по Кавказу отправился архитектор Д. И. Гримм. Результатом его трудов стал альбом «Византийские памятники Армении и Грузии», вышедший в 1859 году. Таким образом, обнаружилась мнимость византинизма К. А. Тона. «Русско-византийский стиль» сменило византийское направление, проявившееся в культовой архитектуре 1860-х годов. К нему относятся такие проекты, как Греческая церковь (1861-1866 гг.) в Петербурге Р. И. Кузьмина, собор в Тифлисе (1866 г.) Д. И. Гримма, Владимирский собор (1862-1896 гг.) в Киеве И. В. Штрома.

Альтернативы официальной народности в архитектуре появились не ранее 1850‑х годов. Размышления славянофилов к этому времени уже могли опираться на результаты серьёзного изучения зодчества допетровского времени. Своеобразным манифестом славянофильства в архитектуре является «Погодинская изба» на Девичьем поле в Москве, построенная в 1850‑х годах архитектором Н. В. Никитиным. Прямым источником обновления архитектурного языка стало изобразительное и декоративно-прикладное искусство, резьба и роспись по дереву, вышивка и орнаментация тканей. В них видели главные мотивы, ассоциирующиеся с идеями народности.

Знаменательным этапом в истории «национально-романтического» движения в архитектуре явились 1870-е годы. В этот период были возведены такие крупные государственные сооружения как Политехнический и Исторический музеи. Концепция самобытности, имевшая большое значение для теории «национального стиля», вполне оформилась в это время и в значительной степени благодаря деятельности историка И. Е. Забелина. В связи с этим хотелось бы отметить журнал «Зодчий», который начало регулярно выпускать с 1872 года Общество архитекторов. Журнал быстро приобрел репутацию наиболее авторитетного в стране периодического издания по вопросам архитектуры. Наряду с различными темами, посвященными строительству (например, статьями о новом материале бетоне, новых конструкциях и строительной технике с подробными чертежами), на страницах этого журнала серьёзное внимание уделялось проблеме «национального стиля». В журнале публиковались отрывки из большой работы архитектора Льва Владимировича Даля «Историческое исследование памятников русского зодчества» и его же «Материалы для истории русского гражданского зодчества», статьи Николая Владимировича Султанова и Владимира Васильевича Суслова с приложениями, содержащими рисунки из научных экспедиций, а также конкурсные проекты различных архитекторов.

Итак, проявившаяся ещё в практике рубежа XVIII-XIX столетий проблема «национального стиля» привлекла к себе столь значительный общественный интерес во второй половине XIX века, какой не вызывали другие архитектурные направления. Это было связано с целым рядом специфических для России обстоятельств, в которых протекало социально-политическое развитие страны. Задача формирования национальной концепции в искусстве и в архитектуре решалась на основе освоения исторического материала. Выявив в памятниках прошлого именно те черты, которые могут быть охарактеризованы как национальные, можно было рассчитывать на то, что дальнейшее их воспроизведение и трансформация применительно к новым условиям позволит наделить таким же национальным качеством и вновь созданные произведения архитектуры. Зодчие начала XIX века ещё не могли опереться на достаточно солидную историческую базу, формирование которой только начиналось. Лишь позднее, к 1870-м годам, благодаря исследованиям не только архитекторов и художников, но и трудам профессиональных историков и археологов, был накоплен достаточно обширный фактический материал, позволивший перейти к созданию научной истории отечественного зодчества.

Немаловажной представляется проблема конкретных источников художественной стилистики. Использование исторического материала для разработки национального стиля требовало выяснения, по крайней мере, двух основных вопросов: какие именно памятники из всего наследия средневекового зодчества надлежало взять в качестве прототипов и какими методами вести эту разработку? По мнению большинства историков, такой национальной самобытности русское зодчество достигло в XVI и XVII веках, преодолев к этому времени влияние византийской и романской традиции. Одним из основных методов решения конкретных композиционных задач признавался типичный для историзма композиционный ход — от характерной «детали — знака» к общему образу здания. (Причём, если в начале 70‑х годов большой популярностью пользовались мотивы декоративно прикладного искусства, используемые в архитектуре, то к концу они были дополнены материалами изучения архитектурного наследия допетровской Руси). Триединство метода историзма, заключавшееся в неразрывной цепи «история-теория-практика», по-разному интерпретировалось зодчими, и в этом кроется основная особенность всей гаммы разнообразия в произведениях этого направления.

Архитектура историзма проявила себя как цельный художественный стиль, где были достигнуты определённые завоевания в области инженерии, строительства, проектирования и архитектурных композиций. Поиски национального стиля в архитектурной практике получили довольно широкое распространение и были связаны не только со стилистическими исканиями в архитектуре частного характера, но и воплотились в композиционном решении памятников государственного масштаба, таких как ансамбль Красной площади и здания музеев.

В контексте общего движения развития искусства, историзм занял свою позицию в неразрывной цепи истории искусства между классицизмом и модерном. На основе обширного накопленного исторического материала и опыта архитектурной практики к началу XX столетия «национально-романтические» искания привели к формированию «неорусского направления», в котором воплотились эстетические принципы стиля модерн.

Ольга Попова, искусствовед

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *