Современная архитектура 21 века – общая характеристика, процессы, периоду, движения и концепции, архитекторы ,обьекты.

Архитектура современного города как наука и искусство :: SYL.ru

Архитектура современного города отличается многообразием и стремительностью, развиваясь наравне с техническим прогрессом. По построенным в определенную эпоху зданиям можно наблюдать различные стили, ценности и стремления человека к удовлетворению собственных потребностей.

История застройки городов, ордерная система

Древние города Греции и Римской империи до сих пор считаются шедеврами далекой эпохи, гимном красоте и величию созидающего человека. Знаменитые здания и памятники античной архитектуры являются достоянием мировой культуры и наследием прогрессивного человечества. По мнению историков и искусствоведов, без фундамента, заложенного в те древние времена, современная Европа не смогла бы существовать.

Поэтому очевидна связь архитектуры исторического города с архитектурой современного города, ведь планирование территории поселения и возведение в нем зданий, называемое градостроительством, осуществлялось с давних времен. Однако принципы эти для различных эпох и стран сильно отличались.

В Древней Греции политическим, религиозным и культурным центром поселения был храмовый комплекс, а от него отходили проложенные по прямоугольной сетке улицы. Античные храмы в Греции начинали строиться по правилам ордерной системы, что впоследствии оказало большое влияние на всю историю мировой архитектуры.

В те времена были основаны и установлены определенные правила соотношения конструктивных частей зданий и их декоративного оформления, что и получило впоследствии название ордера. Конструкция и композиция храмов были основаны на колоннах и балках, которые имели установленную форму и взаимное расположение.

Классическая ордерная система (дорическая, ионическая, коринфская), за многие века претерпевшая эволюционные изменения, сыграла огромную роль в формировании и развитии европейской архитектуры. Однако при строительстве современных общественных зданий она чаще всего используется архитекторами только в качестве стилизации или декоративных элементов.

Поэтому древнегреческая ордерная система в архитектуре современных городов сохранилась преимущественно в исторических памятниках и застройке старых районов.

Опера (Сидней, Австралия)

Градостроительство: эпохи и страны

Для средневекового города характерно наличие крепости, окруженной высокой каменной стены и рвом с водой, что выполняло оборонительные функции для проживающих в нем жителей. Позднее европейские города строились вокруг здания главного кафедрального собора, рядом с которым обычно размещали ратушу и рыночную площадь. Улицу прокладывали от ворот крепости до центра.

Аналогично проектировались города на Востоке: в центральной части располагалась мечеть и минареты, рядом — медресе (религиозная школа), дворец правителя и караван-сарай, от них расходились дороги и жилые кварталы.

Для планирования древнерусских городов характерно органичное вписывание его в окружающий ландшафт и расположенные недалеко сельские поселения. Как правило, град строился на возвышенности, откуда были хорошо видны окрестные поля и деревни.

Эпоха Возрождения принесла другие принципы градостроительства: улицы планировали строго перпендикулярно, главные выходили на красивые архитектурные ансамбли или дворцы. Примером этого может служить Санкт-Петербург, возведенный по личным указаниям Петра Первого, который принимал участие и в составлении его плана.

Архитектурные стили 20 века

Архитектура современного города удивляет и поражает. Она прошла долгий путь становления. Только за последнее столетие в рамках дисциплины или, если изволите, отрасли искусства, появилось несколько основных направлений, каждое из которых отличается оригинальностью конструкций, форм и тесно связано с использованием новых материалов. Были придуманы и новые термины. Для того чтобы выяснить, какие понятия появились в архитектуре современных городов, рассмотрим основные стили зодчества, характерные для прошедшего столетия: конструктивизм, функционализм, модернизм, ар-деко и др.

Конструктивизм

Начало развитию этого стиля было положено в 1920-е французским архитектором Ле Корбюзье (1887-1965). В своих постройках он впервые начал применять сборные модули, состоящие из железобетонных конструкций. Самое знаменитое здание в стиле конструктивизма по проекту Корбюзье — капелла Нотр-Дам-дю-О, католическая церковь, построенная из бетона на Вогезском холме (г. Роншан, Франция). Идея создания криволинейной асимметричной крыши, напоминающей морскую раковину, позволила идеально вписать строение в ландшафт и воплотить мысли о защищенности происходящего таинства внутри.

Однако в архитектуре современных городов увлечение готовыми сборными блоками привело к обезличиванию зданий. Особенно это касается многоэтажной жилой застройки так называемых «спальных» районов. По мнению психологов, люди, живущие в таких серых «коробках», чувствуют негативное эмоциональное напряжение. Целые районы одинаковых серых зданий, окруженные дорогами, бетонными заборами и скудной растительностью, являются примером неблагоприятной среды, которая не обеспечивает комфортную жизнь, а наоборот, вызывает агрессию и неприятие.

Небоскреб Gherkin building (Лондон)

Модернизм

Модерн — стиль, распространившийся в Европе в начале 20 в. вместе с одноименным направлением искусства. Другие его названия:

  • ар-нуво (новое искусство) — был принят во Франции;
  • югенштиль — в Германии;
  • русский модерн — в России.

Его отличительной чертой стал синтез одновременно нескольких течений мировой культуры. Здания, построенные в стиле модерна, объединяются элементы нескольких архитектурных направлений: готики, рококо и др. Еще одно отличие от ордерной системы и других направлений — асимметрия фасадов, отсутствие прямых углов и линий, формы часто заимствованы у природы, а при постройке применяются новые материалы и технологии (металлические и стеклянные детали и декор).

Главная задача архитектуры модерна — создание зданий, которые одновременно отвечают требованиям эстетики и красоты и функциональности. Вследствие этого много внимания уделено интерьерным решениям с тщательной проработкой лестниц, балконов и других конструктивных элементов. Ярким представителем стиля является испанский архитектор Антонио Гауди (1852-1926), который стал новатором архитектуры этой эпохи.

Фамилия Саграда (Барселона, Испания)

В стиле русского модерна в полной мере отражены национальные черты. Зодчие возводили постройки, напоминающие византийские храмы и боярские хоромы, применяя как традиционные (кирпич, дерево, камень), так и более современные материалы (сталь, бетон, стекло). В декоративной отделке зданий часто использовали природные силуэты и растительные орнаменты, украшением многих стали большие окна с разноцветными витражами, скульптурные композиции над дверями и окнами. Один из знаменитых русских архитекторов Ф. О. Шехтель (1859-1926) построил в стиле русского модерна особняки Рябушинского и Дерожинской, Ярославский вокзал в Москве и др.

Одним из ответвлений модернизма стал появившийся в 1950-1970 годы стиль брутализм, а также необрутализм (термин происходит от фр. béton brut — «необработанный бетон»). Его создателей Элисон и Питера Смитсонов вдохновили возможности пластичности армированных бетонных конструкций.

Представителем модерна, смешанного с авангардизмом (такой неординарный стиль называют иногда биоморфным), был архитектор немецкого происхождения Фр. Хундертвассер (1928-2000). Дома, возведенные по его проектам, отличаются неповторимостью и оригинальностью как по форме, так и по цветовой насыщенности.

Жилой дом (Германия)

Ар-деко, органическая архитектура

Ар-деко — течение в искусстве и архитектуре, появившееся в 1920-е в Париже. Его отличительные черты: использование строгой закономерности, этнических геометрических узоров, дорогих материалов в интерьере.

Основоположник стиля органической архитектуры Ф. Л. Райт (1807-1956) при разработке и конструировании зданий применял принципы гармоничного размещения объектов в окружающем пространстве и пейзаже. При этом для возведения дома применялись только экологически безопасные материалы: дерево, природный камень, а также железобетон. Примером дома, выполненного в этом стиле, является «Дом над водопадом», который с 1966 г. считается Национальным историческим памятником США.

В начале 21 в. произошел всплеск интереса к этому стилю в архитектуре, что дало толчок появлению стиля био-тек, который пропагандирует возведение зданий по аналогии с природными органическими формами.

Функционализм и рационализм

Функционализм — архитектурное направление, появившееся в Нидерландах и Германии в середине 20 века, которое придерживается принципов соответствия здания тому предназначению или процессу, для которого оно построено. В основе его использованы достижения строительной технологии и новые приемы, позволяющие быстро возводить стандартные квартиры по секциям из сборного железобетона.

Небоскреб Aqua tower (Чикаго)

Именно в стиле функционализма и возводятся высотные офисные и жилые здания, составляющие силуэт современного города. Архитектура строений в этом направлении имеет следующие основные признаки:

  • использование прямых углов и форм, крупных плоскостей;
  • в качестве материала применялись монолитные и сборные секции железобетона, стекло, изредка — кирпич;
  • плоские крыши;
  • для многоэтажных и промышленных зданий характерно горизонтально-полосное расположение остекления фасадов;
  • нижние этажи имеют более широкое пространство и используются под магазины и другие общественные заведения.

Рационализм — авангардистский стиль в архитектуре и искусстве, возникший в советский период в 1930-х. Для зданий, построенных в этом направлении, характерны лаконичные формы, строгие и рациональные. По содержанию стиль близок к конструктивизму.

Hong Kong Polytechnic University

Концепция «Город-сад»

Одна из градостроительных концепций возникла в начале 20 в., после выхода книги Э. Говарда «Города-сады», в которой автором были предложены совершенно новые идеи и схемы возведения городов. Были предложены планы и оригинальные особенности архитектуры современного города, располагавшегося на общинных землях. Целью устройства поселения было создание хороших социально-бытовых условий для малообеспеченных слоев населения в пределах пригородных поселков на окраинах мегаполисов.

Храм Лотоса (Нью-Дели, Индия)

Шедевры современной архитектуры

За последние десятилетия многими зодчими было построено множество интересных и оригинальных объектов архитектуры. Современного города — чудо инженерной мысли. Для максимальной выразительности художественного образа архитекторы успешно используют в проекте принципы гармоничного сочетания с окружающим пространством, асимметрии, контрастного противопоставления различных плоскостей и др.

Все современные здания — это, как правило, небоскребы или высокие многоэтажки, которые возводятся в США, ОАЭ, Индии, Сингапуре и т. д. При их возведении используются передовые научно-технические разработки, разнообразные строительные и отделочные материалы, оригинальные возможности фактуры и цвета. Некоторые созданы архитекторами с мировым именем, другие — талантливыми молодыми зодчими.

Музей Гуггенхайма (Бильбао, Испания)

Города с современной архитектурой

По всему миру можно найти интересные и оригинальные города, и сказать, какие среди них лучшие, достаточно сложно. 21-й — век глобализации в архитектуре, искусстве и других направлениях, в нем происходит стирание различий между западными и восточными стилями, мегаполисы тянутся вверх, а здания в них соревнуются не только по высоте, но и по оригинальности и вычурности.

Ниже перечислены некоторые лучшие города с современной архитектурой:

  • Чикаго — является одним из первых высотных мегаполисов, первые многоэтажные здания здесь были построены еще в 19 в. Множество интересных вертикальных построек были сделаны по проектам Л. Салливана, позднее здесь работали Ф. Л. Райт, Людвиг Мис ван дер Роэ и др. Город считается образцом модернизма в области архитектуры.
  • Пекин, Хошимин, Шанхай и другие города Азии представляют собой смешение зданий, построенных в колониальном стиле, и современных небоскребов, вознесшихся к небу за последние 20 лет.
  • Токио — был практически возрожден из руин после Второй мировой войны, его архитектурной особенностью стало строительство высотных зданий с учетом передовых технологий и инноваций.
  • Дубай стремительно взлетает вверх и одновременно покоряет морские просторы, т. к. многие небоскребы строятся на искусственных насыпных островах. Большинство проектов выглядит футуристично и фантастично, самый известный из них — башня «Бурдж-Халифа» высотой 828 м, построенная архитектором из США Э. Смитом.
Штаб-квартира Центрального телевидения КНР

Архитектура современных городов — искусство и наука, для которых характерно смешение стилей и нарушение классических традиций и стереотипов. Многие из возведенных неординарных зданий одним своим внешним видом могут вызвать бурю положительных эмоций, заставляя восхищаться, и одновременно шокируют оригинальностью и необычностью.

стили, новые тенденции — Новости Оптом

Содержание статьи:

Архитектура отражает мироощущение определенного временного периода. Поэтому многие исторические эпохи связаны с появлением новых стилей и направлений в зодчестве. Современный этап развития архитектуры характеризуется многообразием и эклектичностью. Однако в общепринятом представлении зодчество XXI века – это стекло, бетон, минимализм и хай-тек. Мы изложили материал о современной архитектуре России, ее особенностях и стилях.

Проблемы периодизации

Вам будет интересно:Музей Сваровски в Инсбруке — достопримечательность Австрии

Понятие современности растяжимое, кто-то считает, что весь XX век – это уже «наше время», кто-то сильно сокращает этот промежуток. В целом исследователи начинают отмерять новый период в развитии архитектуры в связи со сменой стилевой парадигмы. Отправной точкой здесь служит развитие модернизма в архитектуре. Это направление ознаменовало собой XX век, но к 70-80-м годам он себя исчерпал, тогда на смену приходят новые стили. Поэтому современная архитектура – это зодчество последней четверти XX века и начала XXI века. В России эта периодизация претерпевает определенные корректировки. Так как в нашей стране не развитие модернизма сыграло важную роль в становлении архитектуры, а социально-политические процессы. Уже сложилась традиция считать, что современная архитектура России начинается с момента распада Советского Союза.

Стили

Современное зодчество существует в диалоге с модернизмом. Считается, что есть два больших направления: это неомодернизм или поздний модернизм, который стремится развить принципы этого направления, и постмодернизм, который направлен на переосмысление нового времени и переработку принципов модернизма. Так как модернизм в целом был глобалистским течением, то современная архитектура во многом утрачивала национальные черты. Но не всех зодчих это устраивало. В результате появилось еще одно направление, получившее название регионализм. Он стремится соединить современные архитектурные принципы с национальными традициями. Однако все эти направления имеют скорее идеологические различия, чем формальные. Поэтому искусствоведы и исследователи говорят о таких стилях, как хай-тек в архитектуре, конструктивизм, минимализм, органическая или эко архитектура, деконструктивизм, китч. Особенности современного состояния зодчества заключаются в том, что творцы могут обращаться и к стилям прошлого, обыгрывая и переосмысляя их.

Тенденции

Разнообразие и прорыв в развитии строительных технологий приводят к тому, что архитектура 21 века не укладывается в единые рамки. Она многолика и тенденции в ней разнонаправленные. Но все-таки есть устойчивые векторы ее развития. Первым таким направлением является рост функциональности. Современный человек хочет жить не только в красивом, но и обязательно удобном здании. Еще одним важным трендом является обязательное гармоничное сочетание здания с окружающим ландшафтом. Кроме того, здания должны быть энергосберегающими, экологичными. Таким образом, главные тренды связаны не с формой, а с функциями. Но есть и собственно архитектурные тенденции. В первую очередь это устремление вверх — высотное строительство во всем мире набирает популярность. Еще один тренд – это простота. Чистая геометрия линий, конструктивность, лаконичность – всего этого достаточно, чтобы создать современное здание. Архитектура должна сохранять воздух и свет – это еще одна важнейшая тенденция современного зодчества.

Вам будет интересно:Правила хорошего тона для женщин. Современный этикет

Российская реальность

После перестройки в России начинается строительный бум. И архитекторы вместе с заказчиками решили срочно воплотить все мечты. Этот период характеризуется дикими архитектурными и градостроительными решениями. Позже страна начинает искать свое место в мировом зодчестве, примеряет к себе мировые тенденции. Но до конца проблемы 90-х годов современная архитектура России не преодолела. Все еще в городах страны строят много зданий, не соответствующих никаким актуальным трендам. Новые дома часто плохо сочетаются с существующим городским окружением, не отвечают требованиям энергосбережения. Основная проблема российской архитектуры – это низкое качество образования. Учебные программы в профильных вузах отстают от реальности на 5, а то и 10 лет. Поэтому в Россию часто приглашают зарубежных архитекторов. Они, конечно, привносят свежую струю в отрасль, но чаще всего привозят проекты, которые не создавались специально для российских городов, а просто не были реализованы в других местах. Это разрушает национальные архитектурные традиции, делает города одинаковыми, безликими.

Авторская и типовая архитектура

В России, как и во всем мире, складываются две архитектурные сферы. Это авторская застройка, в этом случае архитекторы создают авторские проекты для конкретных мест и заказчиков. Такие работы представляют на конкурсах, в них творцы могут реализовать свои творческие задумки. И типовая застройка, когда авторы создают универсальный проект без привязки к месту. Главное в таких проектах соблюсти все технические и функциональные требования. Второй вид зодчества в советское время был совершенно лишен творческого начала, сегодня картина начинает меняться. Архитектура типового жилья в современной России сегодня становится комплексной. Часто у автора нет возможности просто проектировать дом, он должен продумывать весь комплекс инфраструктуры вокруг: парковку, благоустройство территории, социальные объекты. Зодчие предлагают решения, которые отвечают требованиям времени. Массовое жилье теперь тоже должно быть не только функциональным, но и красивым.

Вам будет интересно:Лучшие музеи матрешек в России

Стили российской архитектуры

Зодчие России всегда стремились сохранять свою национальную специфику. Но XX век был веком глобализации, и региональные особенности уходили на второй план либо вообще исчезали. Но современный этап развития архитектуры вновь делает актуальными индивидуальные черты зданий. Зодчие стремятся создавать заметные, запоминающиеся дома. При этом они используют разные решения. Сегодня можно говорить, что стили современной архитектуры в России в целом укладываются в мировые тенденции. Но общество в целом отрицательно относится к появлению в старых частях городов ультрасовременных зданий. Примером может послужить общественная ситуация, складывавшаяся вокруг Охта-центра в Петербурге, который должен был нарушить историческую перспективу города. Поэтому сегодня в России сосуществуют новейшие стили: хай-тек, минимализм, деконструктивизм, и исторические, «большие» стили: классицизм, ар-деко и другие. Хотя эти стили все-таки уже не являются чистыми, а становятся базой для осмысления и игры архитекторов. Поэтому основной стиль российской архитектуры – это эклектика.

Тенденции развития российской архитектуры

Исследователи подтверждают, что в отечественном зодчестве есть две тенденции. С одной стороны, архитекторы равняются на Запад и черпают оттуда идеи для вдохновения. С другой, стараются продолжать традиции русской зодчества, сохранять привычные национальные приемы и формы. Также специалисты отмечают такие тенденции современной архитектуры России, как рост высотности. Теперь уже никого не удивляют 25-этажные дома, которые еще недавно воспринимались как небоскребы, которым не место в российских городах. Особая тенденция отечественного зодчества – это боязнь ультрасовременных форм, заказчики не готовы вкладывать большие деньги в авангардную архитектуру. Например, знаменитый новатор сэр Норман Фостер спроектировал для российских заказчиков более 10 зданий, но реализовать ни одного не удалось. Сегодня только современная архитектура Москвы понемногу начинает приближаться к мировым стандартам и трендам, но все равно еще в совсем небольших объемах.

Российские авторы

Сегодня в отечественной архитектуре немало имен, которые хорошо известны специалистам по конкурсам и выставкам. Но обычные люди вряд ли назовут хотя бы одного современного российского автора. А архитектуру 21 века делать молодым. К их числу относятся:

  • Александр Цимайло и Николай Ляшенко, работающие в собственном бюро. На их счету несколько частных домов в современном стиле и здание «Ордынского тупика» в Москве.
  • Николай Белоусов, архитектор, работающий с деревом и сохраняющий традиции национального зодчества.
  • Александр Гликман, который сочетает принципы палладианской архитектуры с современными тенденциями.
  • Дмитрий Долгой, представитель стиля ар-деко. Он работает только с жилой архитектурой и создает полностью авторские проекты.
  • Кроме этого, молодого поколения отечественную архитектуру продолжают создавать такие классики, как Юрий Григорян, Евгений Асс, Алексей Муратов, Михаил Хазанов и другие.

    Зарубежные архитекторы в России

    Еще с древних времен на Руси была традиция приглашать иностранных зодчих для возведения различных сооружений. Мы помним, что немало зданий, которым мы гордимся как русским наследием были возведены иностранцами. Поэтому и современная архитектура России не обходится без «варягов». Самыми заметными иностранными зодчими современности стали:

    • Заха Хадид, ее бюро реализует сейчас проект застройки Рублево-Архангельского;
    • английское бюро LDA создали проект застройки острова Октябрьский в Калининграде;
    • испанец Рикардо Бофилл выиграл конкурс на реновацию проспекта Вернадского в Москве.

    Столичная и региональная архитектура

    Сегодня современная архитектура – это выбор больших, богатых городов страны. Причина заключается в том, что обычно для реализации проектов в современных стилях нужна смелость и большие бюджеты, а у провинциальных городов чаще всего нет ни того, ни другого. Показательным является проект «Москва-сити», который не потянул бы ни один другой город. Поэтому современная архитектура городов России – это либо однообразные типовые проекты, либо что-то в традиционных стилях.

    Источник

    Современная архитектура. Подборка зданий — 2.: varandej — LiveJournal

    В третью подборку «памятников архитектуры конца 20 — начала 21 века» я включу так называемые «рядовые застройки». Просто обычные городские здания, в основном жилые дома.

    На вводном кадре — дом «Муха» в Самаре (1997 год), бывший предшественником многих современных зданий в России.

    Рязань.

    Дом-яйцо. Жесткий постмодернизм.

    Рязань. Офисный центр.

    Рядовые застройки в стиле историзма — такой «неомодерн».

    Липецк.

    Застройка центральных улиц и площадей. Оринетализм.

    Отдельные элитные дома.

    Воронеж.
    Торговый комплекс в центре.

    Саранск.

    Здания в центре города. Ориентализм.

    Йошкар-Ола.

    Здания в центре города. Исторические стилизации на разные темы.

    Саратов.
    Элитные дома. Ориентализм.

    Уфа.

    Жилые дома в центре города. Ориентализм.

    В целом же Уфа по количеству, масштабу и разнообразию современной архитектуры на данный момент не имеет даже приблизительных аналогов в русской провинции. Именно Уфа останется в истории как «наиболее значительный градостроительный комплекс конца 20 — начала 21 века в России».

    Элитный жилой дом.

    Тюмень.

    Нефтегазовые офисы в центре города. Туркострои, пакость какая-то в духе хай-тека.

    Жилые и торговые дома в центре города. Ориентализм.

    Сургут. Жилые и офисные здания.

    Ханты-Мансийск. Панорамы города.

    И, хотелось бы добавить, при всей своей аляповатости эти здания создают в городах очень приятную среду. По Липецку, Саранску, Уфе просто гулять, не задумываясь о судьбах культурного наследия, приятнее чем по многим городам.

    Также стоит добавить, что Липецк, Саранск, Сургут, Ханты-Мансийск застраивались этими домами «на пустом месте», без масштабных разрушений. И в целом — мне здесь нравится далеко не все, но очень многое.

    АРХИТЕКТУРА XXI ВЕКА | CONTEMPORARY ARCHITECTURE

    На русском языке внятного и четкого объяснения термину контемпорари нет. Нас запутывают, объясняя его невнятно и пространно. Но мы хотим знать, что это такое потому, что на английский слово современный переводится как модерн, а не контемпорари. А модерн и контемпорари- это не одно и то же, а два совершенно разных по значению слова.


    Фото Weill Cornell Medical College in Qatar by Arata Isozaki (2004)


    Фото Walt Disney Concert Hall in Los Angeles by Frank Gehry (2003)

    Итак, давайте разберем. Перевод определения с английского создает некоторую путаницу, так как «contemporary» и «modern», не являются синонимами и означают разные понятия. Модерн на английском значит современный и под это определение попадает стиль эпохи великих перемен в архитектуре с начала до середины 20 века.
    Зато термин CONTEMPORARY ARCHITECTURE определяется как наисовременнейшая архитектура, архитектура ровесник, одной с нами эпохи, одного возраста, происходящая одновременно с нами, или архитектура сегодняшнего дня. Терминология обширна и имеет столько оттенков и смыслов, что до сих пор открыта для интерпретации.


    Фото Auditorio de Tenerife, Canary Islands, Spain by Santiago Calatrava (2003)

    Архитектура контемпорари не стиль, а понятие. Причем понятие весьма разнообразное, оно объединяет различные течения, направления, вмещает различные компоненты и нестандартные формы.


    Фото Casa da Musica in Porto, Portugal, by Rem Koolhaas (2005)


    Фото Hearst Tower in New York City by Norman Foster (2006)


    Фото Seattle Central Library, Seattle, Washington , by Rem Koolhaas (2006)


    Фото The Royal Ontario Museum in Toronto, Ontario, Canada by Daniel Libeskind (2007)

    Такая архитектура призвана удивить нас необычными бетонными конструкциями, обернутыми в стекло и алюминий, с асимметричными фасадами и консолями висящими над улицами.


    Фото Beijing National Stadium by Herzog & de Meuron (2008)


    Фото Cathedral of Christ the Light in Oakland, California by SOM (2008)

    Эксцентричная архитектура скручивающихся небоскребов, кристаллоподобных граней и мерцающих фасадов скорее напоминает диковинные скульптуры, нежели обитаемые здания.


    Фото Library and Learning Center of the University of Vienna, by Zaha Hadid (2008)


    Фото Al Hamra Tower in Kuwait by SOM (2011)

    Архитектурный стиль, такой как барокко или модернизм, всегда связан с определенным периодом истории и выступает в качестве точной цитаты исторической эпохи. Контемпорари не стиль, а трансформация мышления архитекторов и изменение стандартных способов создания архитектуры, опирающихся на множество различных стилей.


    Фото Reflections at Keppel Bay apartment complex in Keppel Bay, Singapore by Daniel Libeskind (2011)


    Фото The Shard in London by Renzo Piano, (2012)

    Поскольку контемпорари не является стилем, то и не подпадает под действия каких либо ограничений. Это означает, что в контемпорари трудно распознать определенную стилистику, такая архитектура может существовать во множестве вариантов, единственным условием которых будет отличие от того, что делалось прежде.


    Фото CCTV Headquarters in Beijing by Rem Koolhaas (2012)


    Фото Innovation Tower of Hong Kong Polytechnic University by Zaha Hadid (2013)

    Тем не менее, среди большого разнообразия вариаций, некоторые общие черты существуют, в том числе и ее соответствие современным требованиям функциональности и комфорта.
    Общими принципами, на которые опирается архитектура контемпорари, является нестандартная форма зданий, большие оконные пространства, инновационное использование традиционных материалов и компьютерное проектирование.

    Некоторые признаки архитектуры контнмпорари:

    Такая архитектура стремится дистанцироваться от доминировавших прежде прямых линий, она отдает предпочтение изогнутым, округлым, фрактальным и прочим необычным формам.
    Плавные изогнутые и текущие формы позволяют создавать новые необычные интерьеры и непривычные конфигурации помещений с нестандартными линиями и углами.
    Еще одной особенностью архитектуры контемпорари является стремление к контакту с природой, желанию слиться с ней.


    Фото CityLife (Milan) Residential Complex by Zaha Hadid (2014–2017)


    Фото Dr Chau Chak Wing Building in Sydney, Australia by Frank Gehry (2014)

    Большое внимание уделяется использованию естественных и природных материалов. Появляются экологически чистые полы из дерева, гранитные столешницы, применяются нетоксичные краски и материалы. Широко используются и различные инновационные изобретения в сочетании со стеклом, деревом, кирпичом и металлом.
    Характеристикой экологически чистого дома, служит наличие энергоэффективных фотоэлементов, геотермального отопления, тепловых насосов, теплообменников и тепловых коллекторов. Органическая архитектура является наиболее популярной тенденцией и приоритетным направлением контемпорари. Например, в качестве кровельных материалов используются живые растения. Растения часто встречаются на крышах и стенах, это могут быть, например, вертикальные сады из вьющихся по поверхности стены растений. Зелеными насаждениями часто украшается ландшафт. Растения являются связующим звеном, максимально приближая дом к природе или помогая пейзажу плавно перетекать в помещение.


    Фото Interior of the Philharmonie de Paris by Jean Nouvel (2015)

    Характерны огромные панорамные окна, стеклянные стены и здания из стекла. Архитекторы рассматривают возможные варианты с окнами, начиная от небольших световых люков до панорамных зрелищных огромных стен с захватывающим видом на пейзаж за окном. Максимальное остекление зданий создает возможности по использованию солнечного света как источника естественного освещения и пассивного обогрева, делая масштабное остекление экономически выгодным.
    Прогресс, динамика, впечатление потока является характерной чертой контемпорари. С помощью сложно освещенных фасадов, проекций, инсталляций, подсвечивания фонтанов, водопадов или цветных струй, зданию придается более живой движущийся образ.
    Создание зданий невозможно без компьютерного моделирования.


    Фото The Shanghai Tower in Shanghai, China by Gensler (2015)

    Современные архитекторы, создающие архитектуру контемпорари:
    Santiago Calatrava
    David Chipperfield
    Foster + Partners
    Frank Gehry
    Zaha Hadid
    Steven Holl
    Daniel Libeskind
    Richard Meier
    Jean Nouvel
    Renzo Piano
    Richard Rogers
    SANAA
    MVRDV
    Enric Miralles
    Moshe Safdie
    Alvaro Siza
    Snohetta
    Bernard Tschumi


    Фото The Port Authority Building (Havenhuis) in Antwerp, Belgium by Zaha Hadid (2016)


    Фото Ceiling of the San Francisco Museum of Modern Art by Snøhetta (2016), covered with fiber-reinforced plastic

    Примеры архитектуры контемпорари в Арабских Эмиратах, из которых видно, что они подвержены множеству влияний и настолько разнообразны, что не обязательно имеют одинаковые легко узнаваемые черты:


    Фото The Burj Khalifa in Dubai, by Adrian Smith of SOM (2010)


    Фото The Capital Gate tower in Abu Dhabi, United Arab Emirates by the architects RMJM (2011)


    Фото Cayan Tower Dubai Marina, United Arab Emirates by the architects SOM (2013)
    Екатерина Комиссарова

    ВВЕРХ
    НАЗАД НА СТРАНИЦУ Архитектура XXI века





    Архитектура Контемпорари

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *