Современный стиль в архитектуре – Самые известные Современная архитектура мира с фото и подробным описанием

Содержание

Стили в архитектуре зданий – современные тенденции и дань прошлому

Архитектурные решения зданий частного и общественного назначения пока еще сильно разнятся, от того в современной архитектуре присутствует огромное разнообразие стилевых решений. В сознании большинства, частный дом должен представлять собой основательное сооружение, отвечающее общепринятым эстетическим пристрастиям, поскольку для вычурного и необычного здания труднее найти покупателя. В то же время тот, кто готов идти в ногу со временем, прибегает к услугам архитекторов, работающим в авангардных стилях.

Старинные стили в современной архитектуре

Веками жилище человека в суровой Европе представляло собой монументальное и прочное сооружение, которое соответствовало климатическим условиям. Камень и дерево служили лучшей основой для него. Архитектура дома, построенного в современном стиле, может широко заимствовать интересные и необычные элементы старинных архитектурных стилей

Скандинавский стиль

Хотя современная архитектура домов в греческом стиле почти не встречается в чистом виде, греческие каноны красоты вряд ли когда-то будут забыты архитекторами. Греческая культура знаменита своими пропорциональными зданиями. «Греческий ордер» (стоечно-балочная конструкция), то есть выведенная древними греками система пропорций, позволила идеально воспринимать человеческим глазом шедевры архитектуры и скульптуры. Изящные колонны дали человечеству древние греческие храмы.

Греческий стиль

Фраза «мой дом — моя крепость» абсолютно точно характеризует романский стиль, использование его в современной архитектуре придает зданию надежность и основательность. Этот стиль возник в XI веке, древние замки и крепости, сохранившиеся по сей день на территории многих европейских стран, создавались именно в этом стиле: массивные стены, небольшие окна — характерные особенности этого стиля. Высокие сводчатые потолки впервые появились именно в романских замках.

Романский стиль

Готический стиль также нечасто можно встретить в современной архитектуре. Пиком его расцвета можно назвать XIII век, а основой для него послужил романский стиль. Мрачный, загадочный, словно устремленный вверх своими коваными башенками, стрельчатыми окнами и арками, а также розой в центре фасада. Самым известным по сей день строящимся зданием в готическом стиле можно назвать храм Антонио Гауди в Барселоне.

Готический стиль

Надо сказать, что именно готическая архитектура среди разнообразия всех стилей наиболее органично воспринимает элементы, выполненные из облицовочного кирпича, используемого в современных проектах. Более тонкий, чем обычный, облицовочный кирпич, создает необычные контрасты как в экстерьере, так и в интерьере домов, построенных в готическом стиле.

В эпоху Возрождения XVI — XVII веков интерес к классической греческой и римской архитектуре вспыхнул с новой силой, выразителем новой вехи стал итальянский зодчий Андреа Палладиа. Сегодня в постройках чаще используется сочетание классического стиля и современного, что дает в архитектуре некое новое эклектическое решение.

Классический стиль — это монументальность и симметрия, колонный портик и треугольный фронтон над ним. Эти элементы часто использовались при оформлении русских усадеб, что даже дало ему название усадебного стиля. Новые материалы и технологии вдыхают новую жизнь в этот старинный стиль.

Отдельно следует сказать о японском стиле, который начинался как микс минимализма и восточного стилей, а сегодня представляет собой нечто необычное, поражающее воображение. Японский стиль претерпевает новое видение в современной архитектуре — это ассиметрия, необычные формы и новейшие материалы, обилие стекла и металла.

Японский стиль

Интересный факт! Япония, как известно, является страной, страдающей от землетрясений. Новейшие технологии в строительстве позволили создать японским архитекторам дома на воздушной подушке. Специальные датчики позволяют в моменты сейсмической опасности запускать нагнетательный компрессор и поднимать здания над поверхностью земли, причем делать это совершенно незаметно для жителей дома. А после землетрясения здание приземляется на специальную раму. Эта новинка заинтересовала строителей других сейсмоопасных стран.

Современные стили дизайна и архитектуры

Несмотря на обилие стилей, современный облик городов формируется маститыми архитекторами, вобравшими опыт прошлых веков и шагнувшими в будущее.

Основными направлениями сегодня являются деконструктивизм, основоположником которого явился знаменитый канадский архитектор польского происхождения Франц Гери (1929), и хай-тек, создателем которого стал британский архитектор Норман Фостер (1935). Примечательно, что Фостер кумиром своим называет русского инженера В.Г.Шухова. Нельзя не упомянуть об архитекторе иракского происхождения Захе Хадид, первой из женщин получившей престижную архитектурную Притцкеровскую премию. Хадид строит здания в передовом стиле

неофутуризма.

Архитектурный стиль неофутуризм

Цифровые технологии позволяют создавать проекты, которые было невозможно просчитать в доцифровую эру. Первой ласточкой стало здание музея Гуггенхейма в Бильбао (Испания), созданное в 1997 году Францем Гери. Вызвавшее в свое время немало споров, на сегодняшний день оно является эталонным криволинейным зданием.

Здание музея Гуггенхейма в Бильбао

Интересна также пара «танцующих» башен в центре Праги, символизирующих Фреда Астора (прямая башня с «котелком» на крыше) и Джинджер Роджерс (кривая, с «талией» в стиле деконструктивизма). В этих зданиях форма превалирует над функциональностью, но в скором времени архитекторы позаботятся о практичности и удобстве подобных форм.

Танцующие башни в ПрагеТанцующие башни в Праге

Танцующие башни в Праге

Подводя итог, можно сказать, что современные стили зданий в архитектуре представлены новыми формами и решениями, которые были недоступны в доцифровую эпоху. Для каждой страны архитектура зданий в современном стиле служат залогом того, что страна движется в будущее, поэтому передовые архитекторы приглашаются разными странами, та же Хадид построила свои уникальные здания в 44 странах мира.

Умный дом

Это словосочетание уже давно не требует пояснений и, конечно, это направление является важнейшим в современной архитектуре. Первой в этом плане стала компьютерная программа, созданная в далеком 1976 году английским архитектором Седриком Прайсом, под названием «Генератор». Прайс, предвидя будущее, считал, что

архитектура должна быть мобильной. Современные компьютерные программы отвечают за отопление и вентиляцию, освещение и систему безопасности, управлять собственным домом стало возможным даже с маленького смартфона.

Но архитектурные решения зашли еще дальше и вот уже здания словно дышат и живут своей жизнью, чутко реагируя на изменения окружающей среды. Использование солнечных батарей на крыше приводит в зимнее время к обогреву дома, а подземные источники под зданием охлаждают его в летнюю жару. Но и это еще не все, используя специальные термопары, нагревающиеся от солнечных лучей, деформируются нужным образом элементы здания, придавая ему новую форму. В Голландии начинают использовать в строительстве блоки из специального биопластика, позволяющие с легкостью собирать и разбирать дома, создавая постройки разной конфигурации. Широко используются в постройках морские контейнеры, позволяющие в считанные дни собрать жилое здание.

Танцующие башни в ПрагеТанцующие башни в Праге

Автоматические рафшторы в комплексе с системой «Умный дом»

Особое внимание уделяется окнам и вот уже остекление больших площадей привело к появлению новых конструкций. На протяжении последних нескольких лет в Западной Европе огромной популярностью пользуются рафшторы. В отличие от жалюзи их крепят с наружной стороны окна. Выполненные из алюминиевых выпуклых ламелей, они не только регулируют освещенность внутри помещения, но и способствуют сохранению тепла в холодное время, а в жару, напротив, охлаждают попадающий в помещение воздух. Рафшторы доказали свою эффективность, заменив кондиционеры, поэтому сегодня большинство европейских домов проектируется с рафшторами, однако ничто не мешает установить их на окнах любого здания.

Интересный факт! Еще одно интересное решение, созданное американским архитектором Майклом Янцентом, представляет собой дом-невидимку: расположенный на его фасаде дисплей позволяет дому полностью сливаться с окружающей средой.

Современные технологии стремятся идти по пути поиска новых форм, мобильности, экологичности и использования силы природы.

Гид по архитектурным стилям (с примерами)

Романский стиль (Римская архитектура)

Для сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий для практических нужд.

Характерные черты римского архитектурного стиля, в первую очередь круглоголовые арки, а также цилиндрические своды, апсиды и украшения в виде листьев-акантов.

Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами. Такие стены несли в себе оборонительное назначение.

Пантеон Храм-Портун

Готическая архитектура (Готика)

Готика зародилась в северной части Франции в середине XII века. Готическая архитектура cменила архитектуру романской эпохи. Термин подчёркивал радикальное отличие средневекового зодчества от стилистики Древнего Рима. Крёстным отцом готического стиля считается влиятельный и могущественный аббат Сугерий, который в 1135-44 гг. перестроил в новом стиле базилику аббатства Сен-Дени. Традиционно принято считать, что именно с этого здания начинается эпоха готики в Европе. Сугерий писал, что высокий, залитый светом храм призван символизировать безбрежный свет, исходящий от Бога. Вскоре вслед за Сен-Дени новый стиль был применён при возведении собора Парижской Богоматери (заложен в 1163) и Ланского собора (заложен в 1165).

Архитектура Возрождения (Ренессанс)

Особенное значение в этом направлении придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы. Архитектура снова становится ордерной.

Пространство, как архитектурный компонент, организовано в отличном от средневековых представлений образе. В его основу встала логика пропорций, форма и последовательность частей подчинены геометрии, а не интуиции, что было характерной чертой средневековых сооружений.

Чаще всего в оформлении зданий присутствует коринфский ордер с разнообразными видоизменениями капители. Постройки имеют гармонично просторные внутренние дворы, обнесённые в нижнем и в верхнем этажах крытыми галереями на арках, которые поддерживаются колоннами или пилястрами античной формы. Фасаду придаётся размеренность по горизонтали посредством изящных межэтажных карнизов и главного карниза, образующего сильный выступ под крышей.

Фасад симметричен относительно вертикальной оси. Церковные фасады, как правило, размерены пилястрами, арками и антаблементом, увенчаны фронтоном. Расположение колонн и окон передаёт стремление к центру.

Архитектура барокко

Для архитектуры барокко характерно наличие большого количества разнообразной лепнины. Используются сложные архитектурные элементы. Обилие декоративных барельефов и золочение архитектурного декора.
Барокко выделяется приглушенными пастельными цветами фасада; красным, розовым, белым, голубым.

Фрауэнкирхе-Дрезден-Германия Монастырь-в-Мельке-Австрия

Рококо

Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства Филиппа Орлеанского (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов.

В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно;, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны

Зимний-дворец-Санкт-Петербург Версальский-дворец-Париж

Классицизм

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Дворец-детства-и-юности-Севастополь Гостиница-Севастополь-Севастополь

Эклектика

Экле́ктика (эклектизм, историзм) в архитектуре — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е—1890-е гг.

Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура).

Опера-Гранье-Франция Здание-оружейной-палаты, Москва

Модерн

Архитекту́ра моде́рна (архитектура ар-нуво) — архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е—1910-е годы в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).

Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий.

Архитектура модерна разнообразна. Стиль этот вобрал в себя элементы всех предшествующих стилей. Здания в стиле модерн могут напоминать и мавританские дворцы, и замки, и заводские корпуса. Однако, в отличие от предшествовавшего модерну эклектизма, его авторы отказались от прямого копирования форм ренессанса и барокко.

Дом-компании-Зингер-в-Санкт-Петербурге Дом-Мила-Гауди-Барселона

Модернизм

Архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne — новейший, современный; «англ. modern» — современный, новый) — движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 70-е—80-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции.

Кредо архитектурного модернизма заложено в самом его названии — это созидание нового, чего-то такого, что соответствовало бы сегодняшнему дню. То есть, присутствует принципиальная установка на новизну архитектуры, — как конструктивных и планировочных идей, закладываемых в проекте, так и внешних форм. Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передает общий характер построек модернизма. Для модернизма характерно использование самых современных строительных материалов и конструкций и отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений,

Конструктивизм

В идее конструктивизма лежит отрицание исторической преемственности, отказ от декоративных элементов классических стилей, использование функциональной схемы как основы пространственной композиции. Конструктивизм — это выразительность не в декоре, а в динамике простых конструкций, вертикалей и горизонталей строения, свободе плана здания.
Архитекторы зрелого конструктивизма использовали функциональный метод, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Таким образом, идейно-художественные и утилитарно-практические задачи рассматривались в совокупности. Каждой функции отвечает наиболее рациональная объёмно-планировочная структура (форма соответствует функции).
Харьковский-Госпром Дом-правительства-в-Минске

Хай-тек

Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology — высокие технологии) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х.
Для зданий в стиле хай-тек характерно использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений. Широко применяется стекло, пластик и металл.Использование функциональных элементов (лифты, лестницы, системы вентиляции и другие), вынесенных наружу здания.

Деконструктивизм

Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложнённость, неожиданные изломанные и нарочито деструктивные формы, а также подчёркнуто агрессивное вторжение в городскую среду.

В качестве самостоятельного течения деконструктивизм сформировался в конце 1980-х гг. Теоретической подоплёкой движения стали рассуждения Деррида о возможности архитектуры, которая вступает в конфликт, «развенчивает» и упраздняет саму себя.

Штаб-квартира-департамента-здравоохранения-басков-Бильбао-Испания Кубические-дома-Роттердам-Нидерланды

 

Тенденции в архитектуре | Интерьеры Artyhomes.ru

Научно-исследовательский медицинский институт. Буффало, США.

Научно-исследовательский медицинский институт. Буффало, США. Общая площадь — 476 тыс.кв.м.

Архитектура современная не только многообразна, но и удивительна. В четкие рамки ее поместить очень сложно. Но она, так же как и технический прогресс, стремительно развивается. Так каковы же основные тенденции и цели современной архитектуры.

Бурдж-Халифа (араб.— Башня Халифа, до 2010 года называлась Бурдж Дубай — Дубайская башня). Artyhomes.ru

Бурдж-Хали́фа — небоскрёб высотой 828 метров в Дубае, самое высокое сооружение в мире. Архитекторы: Эдриан Смит, Маршалл Страбала, Уильям Ф. Бейкер

Немецкий философ по имени Фридрих Шеллинг архитектуру назвал застывшей музыкой. Она всегда неповторима, имеет свою историю, свое настроение и свою душу. Двух полностью одинаковых городов, как и двух личностей одинаковых просто не существует. В одни города мы можем сразу же влюбиться, а к другим испытывать неприязнь.

Небоскрёб имени Михаэля Шумахера в Дубае

Небоскрёб имени Михаэля Шумахера в Дубае

Архитектура является искусством. Именно она создает декорации и пространства, в которых наша жизнь проходит. В каждой эпохе архитектура представлена в определенном стиле, отражающем приоритеты, ценности и стремления человечества. Прогуливаясь по городам, можно по фасадам старых зданий читать летопись мира. Так и формируются культурные традиции, представления и вкусы.

Жизнь на месте не стоит, поэтому и архитектура постоянно меняется, а вместе с ней растут и запросы, а также потребности. Таким образом, застывшие мелодии прошлого уходят в историю, а на смене ей приходит новая актуальная для современной действительности архитектура.

Особняк в пригороде Мадрида, Лас-Розас, Испания

Особняк в пригороде Мадрида (город Лас-Розас, Испания)

Когда речь заходит об архитектуре современной, сразу возникает вопрос, как она меняет уже сформировавшийся облик городов. Многие архитекторы и дизайнеры считают, что архитектура современная терпит крах, если не соответствует человеческой жизни, а также его целостности. Архитектура должна человеку давать все составляющие его жизненного благополучия, которое складывается из различных деталей, таких как экономический аспект, экология, свет, форма и эмоции и многих других.

Здание-спираль в Нагое, Япония. Высота 170 метров.

Здание-спираль в Нагое, Япония. Высота 170 метров.

Современные строения обязаны быть не только красивыми, но и функциональными. Эстетика же всегда стоит несколько выше. Можно долго говорить о функциональности недвижимости, но встречают по внешнему облику. Также современная архитектура должна быть гармонично и умело, вписана в сформировавшуюся стилистику местности, но выглядеть при этом привлекательно и свежо.

Жилой комплекс The Wave в Вайле, Германия

Жилой комплекс The Wave в Вайле, Германия

Городская современная архитектура восхитительна тогда, когда включает в себя дизайнерские инновационные решения, содержит в себе элементы архитектуры будущего, а также имеет исторический контекст. Подобные успешные компромиссы архитектурные можно увидеть на примерах современных отелей. Основная тенденция в архитектуре городских современных отелей – создание полноценных объектов знаковых в рамках городского контекста. Также такие архитектурные сооружения полностью соответствуют образу жизни постояльцев. Ведь именно от этого зависят яркие и положительные впечатления, которые формируют в дальнейшем популярность временного места жительства.

new-arch-arty6

Такие же задачи должна выполнять и архитектура жилой недвижимости. Главное не разрушить облик района, который был уже сформирован. Стоит отметить, что тренды существовали всегда и во всем, но если архитектура предназначена для создания наиболее комфортной и благоприятной среды для человечества, то, как же здесь рождается мода. Новые тенденции мировые определяют архитекторы. Сказать, какая именно страна наиболее влияет на развитие архитектуры, сложно. Отдельные элементы были позаимствованы в Италии и во Франции.

Кроме того, архитектура современная должна быть экологичной и энергосберегающей. Немецкие архитекторы занимают в этой сфере лидирующие позиции. Какой будет архитектура в том или ином городе, зависит от пристрастий самого архитектора. Если главный архитектор является фанатом всего немецкого, то мы увидим воплощение вкуса его во всем, в камне, бетоне и стекле. Если же архитектор увлечен классикой, то в разработке проектов будут участвовать архитекторы из Италии.

Trump Tower Baku — высотное здание в городе Баку, Азербайджан.

Trump Tower Baku — высотное здание в городе Баку, Азербайджан. Высота 130 метров.

Если же говорить о жилой недвижимости, то классический стиль в архитектуре был всегда самым продаваемым. Помимо классики очень популярны сегодня такие стили, как минимализм, модерн и шале. На смену смешанным стилям, смелым формам и экспериментам пришли расчет прагматичный и желание создать запоминающийся дом, комфортный и удобный для жизни. Основной тренд современной архитектуры – создание максимально комфортной для жизни среды. Достигается это за счет функциональности, грамотной организации пространства, эстетичности, эмоциональности, экономичности и заботы об экологии.

new-arch-arty8

Сейчас как в архитектуре, так и дизайне слово «прекрасно» получило несколько иной смысл. Современная архитектура должна быть простой и не замусоренной лишними деталями.

Похожие записи:

Виды архитектурных стилей с фото

Танцующий дом «Dancing House» в Праге, выполнен в оригинальном архитектурном стиле. Здание изображает танцевальную пару Фред и Джинджер. Архитекторы — хорват В. Милунич и американец, лауреат премии Притцкера, Фрэнк Гери. 1996 г.

Архитектурный стиль отражает общие черты в оформлении фасадов зданий, планов, форм, конструкций. Архитектурные стили формировались в определенных условиях экономического и социального развития общества под влиянием религии, государственной структуры, идеологии, традиций зодчества и национальных особенностей, климатических условий, ландшафта. Появление нового вида архитектурного стиля всегда было связано с техническим прогрессом, изменениями в идеологии и геополитических структур общества. Рассмотрим некоторые виды архитектурных стилей, послужившие основой разнообразных направлений в зодчестве в разные периоды времени.

Архаичная архитектура

Сооружения, возводившиеся до 5 в до н.э., принято относить к архаичной архитектуре. Стилистически сооружения Месопотамии и Ассирии (государства Передней Азии) родственны строениям Древнего Египта. Их роднит простота, монументальность, геометричность форм, стремление к большим размерам. Существовали и отличия: для египетских строений характерна симметрия, в архитектуре Месопотамии присутствует ассиметрия. Египетский храм состоял из анфилады комнат и был вытянут по горизонтали, в месопотамском храме помещения кажутся пристроенными друг к другу случайным образом. Кроме того, одна из частей храма имела вертикальную направленность (зиккурат (sigguratu — вершина) — храмовая башня, характерная черта храмов вавилонской и ассирийской цивилизаций).

Античный стиль

Античность, как вид архитектурного стиля, относится к Древней Греции. Греческие сооружения строились по подобию жилого дома «мегарона» крито-микенской эпохи. В греческом храме стены делали толстыми, массивными, без окон, в крыше делали отверстие для света. В основе строительства была модульная система, ритмичность и симметрия.

Мегарон – означает в переводе «большой зал» — дом прямоугольного плана с очагом посередине (начало 4 тыс. до н.э.)

Античный архитектурный стиль стал основой для развития ордерной системы. В ордерной системе существовали направления: дорическое, ионическое, коринфское. Дорический ордер появился в 6 веке до н.э., он отличался строгостью, массивностью. Ионический ордер более легкий и изящный появился позже, и был популярен на территории Малой Азии. Коринфский ордер появился в 5 в. до н.э. Признаком этого вида архитектурного стиля стали колоннады. Архитектурный стиль, фото которого расположено ниже, определяется как античный, дорического ордера.

Храм Геры в Олимпии (Герайон). Дорический ордер. Конец 7 – начало 6 вв. до н.э.

Римляне, завоевавшие Грецию, переняли архитектурный стиль, обогатили его декором и привнесли ордерную систему в строительство не только храмов, но и дворцов.

Романский стиль

Вид архитектурного стиля 10-12 вв. – получил свое название «романский»  только в 19 в. благодаря искусствоведам. Сооружения создавались как конструкция из простых геометрических форм: цилиндров, параллелепипедов, кубов. В этом стиле строили замки, храмы и монастыри с мощными каменными стенами с зубцами. В 12 в. у замков-крепостей появились башни с бойницами, галереи.

Замок Алькасар в романском стиле. Сеговия. Испания.

Основные постройки той эпохи – храм – крепость и замок. Здания этой эпохи представляли собой простые геометрические фигуры: кубы, призмы, цилиндры, при их возведении создавались сводчатые конструкции, сами своды делались цилиндрическими, крестово-реберными, крестовыми. В раннем романском архитектурном стиле стены расписывали, а к концу 11 в. на фасадах появились объемные каменные рельефы.

Готика

Вид архитектурного стиля – готика в течение века (с середины 12-го до середины 13-го вв.) сменил романский стиль. В основе готических сооружений – конструкция каркасной системы со стрельчатыми сводами, арками. Первые готические соборы появились в Северной Франции. Церковь, созданная по новому проекту в 12 в. в аббатстве Сен-Дени под Парижем под руководством аббата Сугерия стала образцом готического архитектурного стиля. Такого рода сооружения появились в провинции Иль де Франс, а также на территории современной Бельгии и Швейцарии. Затем стиль дошел до Германии, Англии, Испании. После крестовых походов этот вид архитектурного стиля был внедрен в Сирии, Кипре, Родосе. В 14 в. в готическом архитектурном стиле возводили и городские сооружения, такие как ратуши. Например, ратуша в Сен-Кантене с богатым декором, башней по центру фасада.

Ратуша в Сен-Кантене с богатым декором, башней по центру фасада, готический  архитектурный стиль.

Когда укрепилась государственность и необходимость домов-крепостей отпала, вместо замков стали возводить дворцы с элементами готического стиля. Пример архитектурного стиля — на фото внизу.

Комплекс папского дворца в Авиньоне. Старый дворец (1334—1342 гг.)  построен при Бенедикте XII, Новый дворец (1342—1352 гг.) — при Клименте VI, стиль готика

В поздней готике зародился новый архитектурный стиль – Ренессанс, основывающийся на иной идеологии, которая, как в эпоху античной Греции, характеризовалась уважением к человеческой личности.

Вид архитектурного стиля – Ренессанс

Архитектурный стиль Ренессанс (Возрождение) появился в Европе в 14-16 вв. Стиль вернул в архитектуру античные традиции, ордерную систему, которые сочетались с национальными мотивами и местными строительными материалами. В сооружениях подчеркивается простота линий, плоскости, пропорциональность, симметрия, ритмичность членения фасадов, горизонтальное направление. Возвращается соразмерность габаритов строения и размеров человеческого тела. При строительстве в архитектурном стиле Ренессанс используются элементы ордерной системы. Первым зданием в стиле Ренессанс стал Воспитательный дом архитектора Ф. Брунеллески (1377—1446 гг.) во Флоренции (1421 г.). Образец архитектурного стиля – на фото ниже.

Воспитательный дом. Архитектор Ф. Брунеллески. Флоренция. 1421 г., архитектурный стиль – ренессанс.

Дальнейшее развитие общества вновь вело к усложнению структур и конструкций, что породило новый вид архитектурного стиля – барокко.

Вид архитектурного стиля барокко

Архитектурный стиль барокко зародился в Италии в конце 17 в. благодаря творчеству великих мастеров, одним из которых был Микеланджело. Центром барокко стал Рим — столица искусств, откуда архитектурный стиль барокко распространился в другие страны. Для барокко характерны пластичность и криволинейность рельефных фасадов, обильное присутствие декора и лепнины, многоярусность храмовых куполов. В архитектурном стиле возводили соборы, дворцы и общественные сооружения.

Фасад церкви Санта-Сусанна. Архитектор Карло Мадерна. Рим. 1603 г. Вид архитектурного стиля — барокко

Из Италии барокко пришло в Испанию, Францию, Германию, Фландрию, Россию, Восточную Европу. В Испании и Латинской Америке здания в стиле барокко были особенно пышно украшены, это направление получило название «чурригереско». Во Франции этот архитектурный стиль приобрел монархические черты, выразившись в великолепном Версале. Барокко в России получил направления, получившие названия «голицынское», «елизаветинское», «нарышкинское», «петровское». В княжестве Литовском развивались течения «сарматское барокко», «виленское барокко». Архитектурный стиль, фото которого находится ниже, можно определить как «виленское барокко».

Софийский собор в Полоцке. Восстановил собор 1738-1750 гг. виленский архитектор Ян Криштоф Глаубиц. Вид архитектурного стиля — барокко.

Нео-стили

После барокко возникли новые архитектурные стили и течения в зодчестве, которые основывались на возрождении старых традиций с участием современных материалов, и использованием усовершенствованных технологий. Кроме исторических стилей и их имитаций существуют архитектурные стили и стилевые направления, основанные на этносе того или иного народа, эклектические течения, возникшие от слияния восточных и европейских культур, современные стили, появившиеся на основе современных технологий. В современных частных строениях зодчие нередко смешивают архитектурные стили. К примеру, дом в Поздняково, согласно замыслу создателей, обладает некоторыми чертами стиля классицизм, имеет и мотивы Ренессанса.

Современный частный  дом в Поздняково,  согласно замыслу создателей, обладает некоторыми чертами стиля классицизм, имеет и мотивы Ренессанса.

Архитектурный стиль особняка в Подмосковье можно определить как барокко.

Архитектурный стиль особняка в Подмосковье  можно определить как  барокко.

Автор текста: М. Костин

Современная архитектура

Современная архитектура

Современная архитектура сегодня — это практичность и комфорт

Архитектурные формы и дизайн интерьера современного дома в значительной степени отличается от традиционных домов, которые мы все привыкли видеть повсюду, где интерьер помещения дома напрямую следует за внешними формами. Собственно, множество зданий и сооружений частной или же муниципальной застройки 20 веков возводится по схожим правилам. Застройщик выбирает внешний облик дома и прилегающей территории, задает необходимую площадь и другие детали застройки и старается уложится в габариты участка, оставив допустимые отступы для прохода или расстояния до соседнего здания, к примеру прямоугольник с размерами 10 на 16 метров, дом для повседневного проживания большой семьи, облицевать заданное дом стенами, задекорированные гипсовыми элементами декора.

В отличии от прошлого способов застройки, архитектура современных частных домов пошла совершенно по другому пути развития! В современных домах выработан новый стиль проектирования, где не форма навязывает внутреннее наполнение интерьера дома, а рациональная и комфортная для проживания внутренняя планировка пространства, определяющая архитектурный внешний облик дома, его форму и цветовое сочетание. При данном современном подходе к архитекторе в целом, необходимо первым делом задать количество людей живущих в здании, их ремесло, увлечения, цветовые предпочтения, совместные домашние дела, показатели здоровья, перспективы расширения и пополнения в составе семьи!

После всех проведенных мероприятий по установлению психологического портрета заказчика, появляется понимание того кто будет проживать в будущем произведении искусства. Следующим этапом архитектор предлагает варианты максимально подходящей компоновки дома будущим хозяевам. Следующим этапом после согласования с заказчиком внутренней современной архитектуры, дом начинает покрываться внешней оболочкой из стен, используя при этом современные материалы, позволяющие воплощать в жизнь самые причудливые формы. Так современные дома в архитектуре нового поколения начинают проектирование от внутреннего интерьера к внешней архитектуре, данный новый уникальный способ проектирования дарит множество шедевров в архитектуре, проектирование современных эргономичных домов.

Отличительной чертой современного домостроения в архитектуре служит глубокая многоуровневая слияние дома с окружающим ландшафтом и природными условия данного региона. Для проектирования домов в современных подачах и с использованием новых технологий, интересных материалов, архитекторы не стремятся разровнять природный ландшафт бульдозерами, разрушая естественный уникальный рельеф, выкорчевывая большие деревья со своей историей и покрывая всю площадь ужасной и безликой тротуарной плиткой, убивая всю индивидуальность. Современная архитектура сегодня в новом исполнении служит переходником в слиянии между технологиями, цивилизацией и дикой природой. Учитель всемирно известного архитектора и дизайнера Фрэнка Ллойда Райта, и являющийся основателем архитектурного стиля модернизма Луис Генри Салливан полагал, что самая лучшая архитектура идет за функцией дома умноженной на силу ландшафта и дикой природы. Основополагающие начало современного архитектурного стиля были положены на рубеже 19-го и начала 20-го столетия, большую популярность среди людей и массовое распространение же этот стиль получил в середине 20-го столетия, оставаясь перспективным и по сей день!

Предлагаем Вам вдохновиться лучшими творениями архитекторов и дизайнеров современности!

 

Основные стили в архитектуре

Рассмотрим основные архитектурные стили, многие востребованы до сих пор в мировой архитектуре и применяются в строительстве зданий.
Византийский стиль.
Этому виду присущи огромные стены, разрезанные небольшими оконными проемами и арками. Внешнее убранство обильно украшается ярчайшими напольными коврами.
Готический стиль.
Такой стиль отличается особенностью удлиненных и просторных пропорций, которые очень вытягиваются вверх помещений, где человек ощущал бы себя весьма малым созданием. В качестве противовеса бесполезности плоти, яркими цветами расцвели каменные кружева тонких готических строений, это была эпоха возрождения колоритных витражей в виде стрельчатых окон. Такая конструкционная система позволила достичь огромных высот сводов, при помощи больших окон, качественной освещенности.
Эпоха возрождения или Ренессанс.
Непревзойденным мастером эпохи возрождения являлся Микеланджело Буонаротти, который был в преимущественном смысле больше скульптором, чем архитектором. С такой точки зрения Микеланджело создавал архитектурные шедевры, как некоторый интересный фон для собственных скульптур. В особенности, он любил сдваивать колонны и пилястры, меняя их ритмичность.
Стиль барокко.
Микеланджело является в одно время, и последним художником эпохи возрождения и творцом барокко, потому как, именно Микеланджело понимал его в качестве основы стилевого образующего элемента, пластичности стен. Триумф его творческой жизни, это такие творения, как собор Святого Петра в столице Италии, городе Риме, который ныне причислен к стилю барокко.
Стиль рококо.
Этот стиль являет собой современное направление в отделке строений дворян конца 19-го века. Роскошные гостиные, которые изобилуют дорогими коллекциями мировых произведений искусств. Вторая половина 19-го века ознаменована российскими вариантами решений в стиле рококо, когда владелец здания оформлял свои помещения, исходя из своих воззрений. Этот стиль перегружен декорированными элементами, большим числом предметов и, кроме того, пространственной замкнутостью, стандартными признаками кризиса стиля того времени.
Стиль классицизма.
Одно только название говорит за себя. Это стиль в основе, которого собраны накопленный опыт и основные принципы предшествующих ведущих направлений. Попытки создания универсальных стилей, не просто на века, а навсегда. Идея порой вновь возрождалась, становясь актуальной. По сей день, считается действующим принцип «не понимаешь как, делай в классическом варианте». Находит применение в оформлении различных комнат, залов и фасадных элементов.
Стиль неоклассицизма.
Основой этого стиля, является упомянутый чуть выше классицизм, но с добавлением современных элементов эпохи, более легкий и изящный, чуть «прямолинейный», четкие пропорции, в то же время не лишенный помпезности. Подробнее см. в материале – неоклассицизм в архитектуре.
Стиль романтизма.
Натуральные декорированные формы, природные камни, ковки, готические элементы, вечер при свечах, все это является, особенностью для поэтической натуры. Стиль под странным названием неомодерн. Применение пластических форм арнуво для архитектурного оформления помещений на современной технической базе, с полнейшим отсутствием каких-либо орнаментов.
Стиль Арт-Деко.
Этот своеобразный стиль преобладал в 1930 годы 20-го века, и являл собой некое продолжение направления арнуво. Наряду с этим немалое воздействие на него оказывал кубизм, который являлся народным американским дизайнерским искусством, бурно развивавшимся в те времена авто и авиастроения. Париж во все времена задавал модные стили, с легкостью и изяществом, пытался воспринимать скорость и напор будущего века машин — родил стиль декорированного искусства, под названием «Арт-Деко».
Стиль модерн.
Возрождения кубизма и германской дизайнерской школы под названием «Баухауза», являл собой поиски эстетичной рациональности, которая открывает технологичную и утилитарную сущность всего происходящего.
Стиль минимализма.
Этот стиль полностью пренебрегает декором для поиска универсальных пропорций и стандартных цветовых решений в преимущественных формах. Также читайте: японский минимализм в интерьере вашего дома
Стиль арнуво.
Этот архитектурный стиль весьма быстро развивался в искусстве и дизайнерских решениях Европы конца 19-го века в противовес неоготичному стилю. Для него характерными особенностями являются извилистые, красивые очертания со стабильной ассиметричной тенденцией. В мебельном декорировании есть натуральные, и природные мотивации. Для убранства этого стиля характерны изображения женских силуэтов со струящимися волосами. В нашей стране такой стиль имел место в истории под названием модерн. Символикой этого архитектурного стиля являются растительные элементы, в особенности почитались цветки ирисов, орхидей.
Стиль эклектики.
Применение смешанной стилизации, или комбинирование различных предметов, стиля и времени. Эклектика является интерьерным стилем, если он проектировался по принципам сочетания не более 3 стилизованных видов, соединенных цветом, текстурами, архитектурными решениями. Эта направленность стиля, или же, отсутствие как определения, как правило, процветает во время, когда определенный стиль себя уже зарекомендовал, а новый еще не зародился. Современный период времени, то есть, конец 20-го начало 21-го века, является именно этим временем. В моде все, что по нраву или подходит в функциональном смысле. Такой стиль можно охарактеризовать округленными углами, строжайшими отвесными линиями и выступающими формами. От многих стилей мебельного направления, он отличается применением декорированных элементов, треугольников, окружностей.
Стиль индустрии.
Этот стиль тесно связан с минимализмом, а также, с полноценными пространственными площадями, будто бы из фантастического кинофильма. Стальные предметные объекты, которые могут напоминать уникальные приборы и оснащение. Помимо всего прочего, такой стиль, можно охарактеризовать наличием не скрытой коммуникации, в интерьере могут проглядываться промышленные формы. Зачастую, применяют стальные столы, чугунные напольные плиты. Большинству этот стиль кажется бесчеловечным, диким, нежилым, а иногда используется не только в офисах, но и в жилых помещениях. Индустриальный стиль являет собой своеобразную игру, подчеркивающую пренебрежения к быту.
Стиль «Хай Тек».
Этот стиль зародился в Великобритании в 1970-е годы минувшего столетия. Стиль и проектная теория, основанные на использовании новейших технических достижений. Главной особенностью его считается наличие выступающих конструктивных элементов и инженерно-технического оборудования. Серые металлические трубы и поверхности, полированные соединительные перемычки, болты, и все то, что может свидетельствовать о размышлениях и нынешних понятиях космоса. Вся атрибутика весьма востребована в интерьере, связанного с высокими технологиями. Мода на этот стиль всплывает волнами, с зарождением или новейших строительных материалов, или от определенного спроса специализированных технологий.
Стиль пост модернизма.
Этот стиль развивался в конце минувшего столетия в архитектуре и искусстве, в качестве противника радикального модерна. Приверженцы этого стиля применяют сплавы разных стилей минувших веков, например, классицизма с барокко, зачастую, используя их с некоторой нескрываемой иронией. Специфичностью этого стиля является некая гипербола, в качестве инструмента создания колоритного театрализованного образа окружающей среды.
Стандартный стиль.
К таким стилям, преимущественно относятся интерьерная респектабельность, воплощающая буржуазный жизненный строй. Это качественная мебель в стиле антик (прошлого времени), интерьер, который состоит из предметов, которые всегда имеют историческое предопределение.
Стиль современности.
Любые новшества в строительстве и технологии порождают собственный стиль и новые тенденции, которые оказывают влияния на материал, который в свою очередь воздействует на моду. Например, в первобытном общинном строе «модно» было носить и использовать в разных ситуациях природный камень. Аналогично в возведения домов, коттеджей, квартир шли древесные породы, или производный древесный элемент под названием папирус, который, использовался не просто для общения на определенном расстоянии, но и для декорирования. Многим позже, с появлением металла, в обиходе набрал немалую популярность такой материал, как медь, потом бронза. Позже, современной цивилизацией было создано стекло, и в оформлении жилых помещений, стали активно применять его пластические особенности. Миновало несколько веков, было создано потоковое производство, производственная химия, и, как следствие триумфа человека над природной стихией, широко применяется синтетический материал в промышленных сферах и разной отделке. Век пластмасс по сей день, прекрасно вживается в современный интерьер, причем, как в классическом, так и во вторичном варианте.
Китч.
Этот термин обозначает соединенное название определенных стилистических течений пост модерна и мемфис, который использовал потенциал дурного вкуса, и прелесть сентиментальных объектов массового спроса. Эта своеобразная игра в безвкусный дизайн, которая является неким протестным течением в современной моде интерьеров для тех, кто относится к среде собственного обитания не очень серьезно.
Стиль Китая.
Обустройство китайских зданий в определенном роде отличается по стилю от иных восточных народностей. В этом играют определенную роль — равномерный склад жизни и своеобразное отношение ко всему происходящему в мире. В китайских интерьерах нет острых углов, громоздкой мебели, а та, которая есть, не отличается многообразием. Например, материал для создания мебели, в большинстве случаев используется сверхпрочный, но эластичный — бамбуковый стебель. Мебельные элементы декорируются сложнейшей техникой многослойного лакирования, для будущего украшения использовалась резьба по черным лакам. Отличаясь от японской простоты, китайцы преимущественным образом применяют внешнее пространство помещений, создавая ниши, арки для мебельных элементов, а также, различных ваз и т.д. Обстановку такого жилища завершает изысканная декорированная столовой мебель, на которую выставляются разные элементы украшений. В такой мебельной утвари, широко используется прославленная и европейцами техника интарсии, которая представляет собой врезные украшения из тонкой фанеры разных оттенков на поверхности стола или шкафа. Но, отличаясь от европейской, китайская мебель может выступать над поверхностью. Китайская мебель знатных людей, весьма отличается от мебели простого люда, а главными элементами интерьера является лежак, стул и стол. Любые предметы создаются с применением бамбука, преимущественно, прямоугольных форм. Еще одним важным принципом, по которому жили, только китайцы, является полнейшее отсутствие оконных занавесок, в домах отсутствуют люстры, хоть электричество, разумеется, освещает большинство домом, но при помощи, обыкновенных осветительных ламп. Преимущественная идея благоухания китайского жилья заключается в сплетении реальности и мифологии, где главным лицом является дракон, то есть, самый властных среди животных. Ключевым цветом Китая является красный, то есть, цвет красного дракона, энергичный цвет.
Вы можете узнать дополнительную информацию — особенности восточных интерьеров.
Стиль Японии.
Японский вид жилища, хотя и предопределяется определенными законами, однако, отражает личностный дух. Отличительной особенностью этого стиля, является наклонность к упрощению, простоте, интерьер, словно свободно дышит. Если, например, в китайском стиле, зачастую применяются перегородки или ширмы, то в Японии, вместе с такими перегородками используют циновки, кроме того, не просто для определения зоны между помещениями, а также, в качестве стенных украшений, и для напольного покрытия, на котором Японцы проводят большую часть своей жизни, мирно беседуя, принимая пищу. Главный вопрос хозяина жилища, это полноценная изоляция от мира, чему отвечает строгая комнатная функциональность. Мебели, попросту нет, вместо шкафа, или различных полок используются стеновые ниши в стенах, где можно располагать, как гардероб, так и постельное белье и др. Маленькие шкафы, и сундучки, все же в жилище в небольшом количестве присутствуют, но, как и всякая японская вещь, являются шедевром искусства.
Стиль Индии.
Такой стиль, воплощает в себе цвета бирюзы, малины, причем абсолютно уникальные в своем роде. Индийские шелка на ощупь не такие гладкие и скользкие, как китайские, они немного шероховатые. Мебель в домах этой страны нередко, сделанная в ручную из дерева повышенной прочности. Отличительная особенность этого стиля, это облегченная трансформация бытовых деталей, стулья и столы, ставни и дверные проемы, зачастую сменяются друг другом.
Стиль Африки. Это, наверное, самый экзотический из этнических стилей, африканские цвета, теплые и благоприятные, имитирующие окраску дикого животного. Эффект дизайну могут придавать шкуры тигра или зебры. Подробнее: помещение в африканском стиле.
Стиль Англии. В этом стиле, например, стены, как правило, окрашиваются в яркий желтый, красный или мягкий кремовый цвет. Полы из деревянного материала, застилаются толстыми и комфортными коврами из шерсти. Непременная атрибутика такой гостиной, это приятный плед из шерсти с клеточным узором, а также, маленькая скамеечка для ног. Комнаты, часто «украшены» тяжелой, но при этом изящной полированной мебелью. Синтез тканей в интерьере таких гостиных, может показаться несколько хаотичным, но при этом «строжайшая клетка» отлично смотрится наряду с романтизмом цветных узоров.
Стиль средиземноморья.
Этот стиль отличается яркостью, как природа этой части света, в которой преобладает, море солнца, и океан флоры и фауны. Преобладающие цвета: синий, зеленый, золотой, коричневый. Колорит красок, на ярчайшем стеновом покрытии, на полу с уложенным узором из мраморной или цветной плитки керамики. Характерной особенностью также является некоторая грубость, и выраженная неровность, определенная фактура, рукотворность отделки и окраски. Огромные окна пропускают много солнечного света. В этих домах преобладает кованая мебель, которая сочетается, с окрашенной деревянной, зачастую, расписной.
Стиль Египта.
Этот стиль пришел к нам, с помощью, культового сооружения, и хотя просуществовал он более 4000 лет, он совсем не переменился, со времени своего рождения. Дошедшие до сегодняшнего дня, архитектурные памятники того времени, например, храм, дворец, гробница, то есть монументы сооружений, олицетворяющие собой вечность. Стена, пилон, колонна, зачастую, исписывались иероглифическими письменными рисунками, и сценами особенных ритуалов, где силуэты людей изображались в определенной позе, например, голова и остальное тело было в профиль, а руки в фас. В строениях того времени, можно встретить 3 типа колонн, а именно, колонна лотоса, колонна папирусов и гаторическая колонна. Исключением является Амарнский исторический период, когда правил Аменхотепа IV. Запреты на многочисленные старые культы и провозглашение богом солнца дало некоторый толчок к становлению разных искусств. Определенные сцены сменялись изображениями рыб, бабочек, трогательных жизненных сцен. Скульптуры, также приобретали новые не канонические формы. С течением времени, на элементах этого стиля начал базироваться весь ампир и арт-деко.
Стиль Фэн-шуй.
Этот стиль является домашней бытовой магией. Если хотите изменить жизнь, переместите 27 предметов в собственном доме, гласит древняя китайская народная мудрость. Если у вас жилище четкой прямоугольной формы, можете считать себя везучим человеком, потому что, это благоприятная форма. Также как и восьмиугольник, но такое встретишь весьма редко, если вообще можно встретить. Некоторые выступы и вырезы на планах, могут увеличивать или уменьшать определенные зоны. Немного о цветах. В этом стиле, любая зона имеет определенный цвет. Правильно избранный цвет может увеличивать энергию в определенной области вашего жизненного процесса. Разумеется, не каждый человек, будет выкрашивать несколько комнат в разные цвета. Чтобы увеличить ЦИ, нужно попробовать поставить пурпурный светильник в зоне богатства, вазу, которая наполнена нежно розовыми цветами, в зону взаимных отношений, а мраморную черную скульптуру в зону, которая будет отвечать карьере.

Добавить комментарий

Архитектура — Википедия

Архитекту́ра, или зо́дчество[1] — искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения (включая их комплексы)[2][3], а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека[4]. Архитектура создаёт материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с их устремлениями, а также современными техническими возможностями, эстетическими и художественными воззрениями [2][3]. В архитектуре взаимосвязаны функциональные (назначение, польза), технические (прочность, долговечность), эстетические (красота) свойства объектов и их художественно-образный смысл [2]. Художественный смысл и специфику архитектуры как искусства лучше всего выражает классическая Триада Витрувия: Прочность, Польза, Красота (лат. Firmitas, Utilitas, Venustas). В дальнейшем эту формулу стали трактовать исключительно широко — как три мира, или три «царства», с которыми имеет дело архитектор [5].

Архитектурные работы часто воспринимаются как произведения искусства, как культурные или политические символы. Исторические цивилизации характеризуются своими архитектурными достижениями. Архитектура позволяет выполнять жизненные функции общества, в то же время направляет жизненные процессы. Однако архитектура создается в соответствии с возможностями и потребностями людей[4].

Предметом работы с пространством является и организация населённого места в целом. Эта задача выделилась в отдельное направление — градостроительство[4], которое охватывает комплекс общественно-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, санитарно-гигиенических проблем. По этой же причине трудно дать правильную оценку архитектурному сооружению, не зная градостроительства[6].

Одной из высших международных наград в области архитектуры является Притцкеровская премия, присуждаемая ежегодно за наиболее выдающиеся достижения в области архитектуры.

По решению Двадцатой Генеральной ассамблеи Международного союза архитекторов (МСА), проходившей в Барселоне в 1996 году, ежегодно в первый понедельник октября отмечается международный профессиональный праздник архитекторов и ценителей архитектурных шедевров — Всемирный день архитектуры[7].

Русское слово «архитектура» через посредство польск. architektura заимствовано из лат. architectura[8]. В латинском это слово образовано от architectus «архитектор», которое было заимствовано из др.-греч. ἀρχιτέκτων: αρχι- (главный, старший) и τέκτων (плотник, строитель) — «главный строитель»[9][10].

В русском языке имеется оригинальное слово для обозначения строительного искусства: «зодчество» (ст.‑слав. «зьдьчий» от «зьдь» — глина, материя)[11].

К профессии архитектора (в широком смысле) относятся:

  • Архитектор (в узком смысле), который:
  • Главный архитектор проекта, организующий и координирующий процесс разработки всех разделов проектной документации и комплектов рабочих чертежей;
  • Архитектор-градостроитель, разрабатывающий генеральные планы населённых пунктов и иную градостроительную документацию;
  • Главный архитектор города или района — муниципальный служащий, который обеспечивает разработку и контроль за исполнением нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области градостроительства;
  • Историк и теоретик архитектуры, осуществляющие научную, а также преподавательскую деятельность в области архитектуры;
  • Архитектор-реставратор, восстанавливающий памятники архитектуры;
  • Архитектор-эксперт, осуществляющий экспертизу проектной документации.

Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной и материальной культуры. В отличие от утилитарного строительства и эстетической деятельности, например дизайна, архитектура как искусство решает художественно-образные задачи, т. е. выражает в художественных образах представления человека о пространстве и времени и месте человека в окружающем мире [12]

Историческое развитие общества определяет функции, композиционные типы и жанры архитектурного творчества (здания с организованным внутренним пространством, сооружения, формирующие открытые пространства, ансамбли), технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений.

По способу формирования образов архитектуру относят к неизобразительным (тектоническим) видам искусства, которые пользуются неиконическими (конвенциональными) знаками, или абстрагированными образами, предметов, явлений, действий обращённых непосредственно к ассоциативным механизмам восприятия[13]. Прагматическая оценка произведения архитектуры определяется представлениями о его способности обслуживать своё функциональное предназначение[4]. Однако такое одностороннее определение вызывает споры историков и теоретиков искусства, в том числе в вопросе о происхождении архитектуры. Что первично: утилитарная потребность укрытия от стихии или духовная потребность «удвоения человека в образной модели» (определение М. С. Кагана). Первое иллюстрирует знаменитая «хижина Витрувия», объясняющая происхождение архитектуры от простого укрытия типа шалаша, или «куба» из четырех вертикальных шестов, связанных перекладинами и дополненного плетеными завесами (модель Г. Земпера). Второе объяснение связано с вопросом об изобразительной природе архитектуры. Традиционная точка зрения сводится к тому, что архитектура, декоративно-прикладное искусство и промышленный дизайн относятся к так называемым неизобразительным, или архитектоническим, видам искусства (А. В. Иконников, М. С. Каган). Напротив, А. Г. Габричевский, Б. Р. Виппер, Г. Зедльмайр и многие другие считали архитектуру изобразительным искусством с той лишь разницей, что выразительные и изобразительные средства архитектурного творчества имеют более абстрагированный характер в сравнении с живописью, графикой, скульптурой. Так Б. Р. Виппер упоминал категории средневековой эстетики: «природа созидающая» (лат. natura naturans) и «природа созданная» (лат. natura naturata). Первое понятие означает «природу созидающих сил», второе — «природу явлений». Архитектура изображает «первую природу»; живопись, скульптура, графика — вторую. Вопрос, следовательно, заключается не в особой «неизобразительной природе» искусства архитектуры, а в специфике предмета и метода изображения. Поскольку главным выразительным средством архитектора являются пространственные отношения, то можно заключить, что архитектура изображает не формы окружающей действительности, а физические и духовные силы, энергию, устремления, полет мысли в пространстве и времени; в более узком значении — функцию тех или иных элементов строительной конструкции. Именно поэтому в архитектурной композиции все ее видимые части — стены, колонны, капители, своды — представляют собой не конструктивные, реально работающие детали, а — изображение конструкции, части которой действительно работают, но их работа скрыта за внешними формами [14].

По способу развёртывания образов архитектуру традиционно относят к пространственным (пластическим) видам искусства, произведения которых:

  • существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени;
  • имеют предметный характер;
  • выполняются путём обработки вещественного материала;
  • воспринимаются зрителями непосредственно и визуально[13][15].

Однако и такая формальная морфология оспаривается учеными. Здания меняются в веках, они перестраиваются, дополняются новыми деталями. Особенно подвержены изменению интерьеры. Они «живут» вместе с людьми и зависят от смены владельцев, их вкусов, моды и изменений функций, символики и престижности сооружений. Кроме того, восприятие архитектуры осуществляется во времени. Оно имеет длительность и композиционную направленность движения зрителя в архитектурном пространстве экстерьера и интерьера. Существенно меняется в веках семантика и символика зданий. Поэтому теоретик архитектуры А. И. Некрасов писал, что архитектура является «вместилищем жизни», поэтому архитектурное пространство «воспринимается специфически», а материалом искусства архитектуры являются «не камень или дерево, а пространство и время» [16]. Г. Зедльмайр писал о том, что архитектура способна «изображать нечто, превышающее ее, стоящее за ней и выше нее» [17]. Зедльмайр также утверждал, что архитектура представляет собой «организующую силу для всех искусств», поэтому она является «не только изобразительным, но и изображающим искусством» [18]. Эта же мысль подтверждается классическим афоризмом Микеланджело: «Архитектура — мать всех искусств» [19].

Таким образом, архитектура как художественно-образное «мышление в камне» (определение Г. К. Вагнера) относится к пространственно-временны́м видам искусства [20]. Интеграционные трансморфологические процессы в искусстве XX-XXI веков приводят к сближению жанров, форм и методов архитектурного, изобразительного и дизайнерского творчества [21].

Выразительными средствами архитектурного искусства являются масштаб, пропорции, метр, ритм, пластика и тектоника объемов, фактура и цвет используемых материалов. Все это соединяется в архитектурной композиции[2]. Понятие тектоничности подразумевает, что постройка должна быть не только прочной, но и производить впечатление прочной. Если создаётся впечатление тектонической недостаточности, то здание выглядит неустойчивым и ненадёжным, избыток декоративных деталей, производит впечатление чрезмерной тяжести. Всё это вызывает отрицательные эмоции[4]. Архитектуру как искусство часто называют «застывшей музыкой»[22].

Архитектура основывается на трёх началах:
прочность (лат. firmitas),
польза (лат. utilitas) и
красота (лат. venustas).

Проектирование зданий и сооружений[править | править код]

Объёмно-планировочное проектирование (архитектура в узком смысле, зодчество) — основной раздел архитектуры, связанный с проектированием и строительством зданий и сооружений.

Архитектурная деятельность — профессиональная деятельность архитекторов, имеющая целью создание архитектурного объекта и включающая в себя:

Градостроительство[править | править код]

В середине XX века архитектурная профессия разделилась на две ветви: «объёмное проектирование» (которое ведает проектированием зданий — «объёмов»), и «градостроительство» (то есть проектирование городских районов или крупных многофункциональных комплексов).

Градостроительство — раздел архитектуры, решающий задачи проектирования и развития городской среды. В том числе комплексно охватывает вопросы развития планировочного решения города, строительства новых объектов, санитарно-экономические и экологические особенности.

Одним из основоположников современного градостроительства считается Ле Корбюзье[24]. Ему принадлежит большое количество градостроительных проектов (1922—1945), в которых проведена идея «свободного городского плана», или «зеленого города» («Лучезарный Город» — по Ле Корбюзье) — идея, получившая настоящее распространение лишь во второй половине XX века.

Весьма важным (и дискуссионным) является вопрос о соотношении архитектуры и градостроительства

О соотношении понятий архитектуры и градостроительства пункт 92 Афинской хартии (градостроительного манифеста, составленного Ле Корбюзье и принятого конгрессом CIAM в Афинах в 1933 году) говорит следующее:

Архитектура приобретает первостепенное значение. Архитектура предрешает судьбу города. Архитектура определяет структуру жилища, первооснову градостроительного плана. Архитектура группирует жилища в крупные комплексы на основе точных расчётов.

Из сказанного следует, что Афинская хартия первичной считает архитектуру, исходя из принципа сомасштабности человеку: «Человек — мера всех вещей».

Однако существуют иные мнения. В частности, Зигфрид Гидион пишет[25]:

В наше время архитекторы точно знают, что будущее архитектуры неразрывно связано с градостроительством. Один-единственный красивый дом сравнительно мало значит.

Очевидно, такой подход основан не на масштабе отдельного человека, а на масштабе крупных социальных групп, общества в целом.
Советская градостроительная школа также учила мыслить масштабами города как среды[26]:

Невозможно почувствовать и выразить индивидуальный характер отдельного здания, не поняв его места в городе. Градостроитель <…> занимается объектами, которые по своим размерам и сложности на порядок превосходят обычное архитектурное сооружение.

Современное российское законодательство также рассматривает градостроительную деятельность как более широкое понятие, нежели архитектурную деятельность. В соотв. со ст. 1 ГСК РФ:

Градостроительная деятельность — деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде:

В конце XX века, из градостроительства, на стыке социологии и общей теории систем, выделилась как самостоятельная дисциплина урбанистика, имеющая своим предметом город и принципы городского развития[источник не указан 3171 день].

Ландшафтная архитектура[править | править код]

Ландшафтная архитектура — раздел архитектуры, посвящённый организации садов, парков и других сред, в которых материалом является ландшафт и естественная растительность. Ландшафтный архитектор занимается оформлением парков, садов, озеленением городских микрорайонов и придомовых участков.

Дизайн интерьера[править | править код]

Дизайн интерьера — это профессиональная творческая деятельность архитекторов и дизайнеров по созданию функционального, эргономичного и эстетичного пространства внутри помещения архитектурно-художественными средствами.

Архитектура малых форм[править | править код]

Архитектура малых форм — раздел архитектуры, к которому относятся объекты функционально-декоративного (напр., ограды), мемориального характера (напр., надгробия), объекты, являющиеся частью городского благоустройства (напр., фонари), объекты-носители информации (напр., стенды, рекламные щиты).

«Бумажная архитектура»[править | править код]

«Бумажная архитектура» — теоретическая деятельность архитекторов, состоящая в проектировании архитектурных форм без цели их последующей материализации. История «бумажной архитектуры» как вида фантазийного архитектурного творчества восходит к знаменитым циклам гравюр Дж. Б. Пиранези. Примером бумажной архитектуры Нового времени являются графические циклы Якова Георгиевича Чернихова.

Архитектура — это музыка в пространстве, как бы застывшая музыка.

Строительный словарь[28] определяет теорию архитектуры как науку, объектами исследования которой являются природа и специфика архитектуры и её общие закономерности возникновения, развития и функционирования архитектуры как искусства, её сущность, содержание и формы.
Также в предмет теории архитектуры входит система основных понятий (категорий) в том числе — архитектурная композиция, функция, форма, конструкция, архитектоника, архитектурная среда, симметрия и асимметрия и др. Объём — замкнутая, цельная единица среды, воспринимаемая извне. Пространство — часть среды, воспринимаемая изнутри[29].

История архитектуры представляет собой науку, исследующую функциональное, техническое и эстетическое развитие архитектуры во времени и пространстве.

Архитектурный стиль может определяться как совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции). Понятие архитектурного стиля входит в общее понятие стиля как художественного мировоззрения, охватывающего все стороны искусства и культуры общества в определённых условиях его социального и экономического развития, как совокупности главных идейно-художественных особенностей творчества мастера.

Развитие архитектурных стилей зависит от климатических, технических, религиозных и культурных факторов.

Хотя развитие архитектуры напрямую зависит от времени, не всегда стили сменяют друг друга последовательно, известно одновременное сосуществование стилей как альтернативы друг другу (например, барокко и классицизм, модерн и эклектика, функционализм, конструктивизм и ар-деко)[31].

Архитектурный стиль, как и стиль в искусстве вообще, — понятие условное. Он удобен для осмысления истории европейской архитектуры. Однако для сопоставления истории архитектуры нескольких регионов стиль как описательное средство не подходит.

Существуют такие стили (например, модерн), которые в различных странах именуются по-разному.

В рамках постмодернистской парадигмы оформилось множество направлений, которые существенно различаются по философии и языковым средствам. Пока идут научные споры о самостоятельности того или иного направления, нет и не может быть единства в терминологии.

Несмотря на указанные недостатки, стиль как описательное средство является частью научного метода истории архитектуры, поскольку позволяет проследить глобальный вектор развития архитектурной мысли. В европейской культуре выделяют следующие архитектурные стили[источник не указан 40 дней]:

Греческий храм на Сицилии, посвящённый Гере, построен в V веке до н. э.

Психолог Коллин Эллард отмечает способность архитектуры оказывать психологическое воздействие[32][неавторитетный источник?]:

[…] здания заставляют нас чувствовать [эмоции заложенные в архитектурный дизайн], — точно так же как мы становимся счастливее, когда улыбаемся в ответ на радостную улыбку младенца. Эти взаимосвязи заложены в нашем организме в виде нервных цепей, предназначенных для того, чтобы мы могли делиться друг с другом опытом и адекватно реагировать на риски и возможности, таящиеся в нашей среде обитания.

  1. ↑ Архитектура // Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 2. Ар-Би. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 256 с.: ил. — С. 21—22. — ISBN 5-85270-192-0 (кн. 2), ISBN 5-85270-218-8.
  2. 1 2 3 4 Архитектура //Большой энциклопедический словарь
  3. 1 2 Архитектура //Энциклопедия Кругосвет
  4. 1 2 3 4 5 А. В. Иконников. Архитектура // Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Советская Энциклопедия, 1970. — Т. 2. Ангола — Барзас. — С. 296—302.
  5. ↑ Prak N. L. The Language of Architecture: A Contribution to Architectural Theory. The Hague-Paris, 1968
  6. А. Гутнов, В. Глазычев. Мир архитектуры. — Москва: Молодая гвардия, 1990. — 351 с. — 200 000 экз. — ISBN 5-235-00487-6.
  7. World Day of Architecture — Message from the UIA President Архивная копия от 3 января 2014 на Wayback Machine
  8. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. — Прогресс. — М., 1964–1973. — Т. 1. — С. 91.
  9. ↑ Архитектура // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  10. Ernout A., Meillet A. Dictionnaire etymologique de la langue latine. — 3. — Paris, 1951. — P. 78.
  11. Преображенский, А. Этимологический словарь русского языка. — М.: Типография г. Лиссиера и Д. Совко, 1910-1914. — С. 246-247.
  12. ↑ Власов В.Г. Архитектура // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В.10 т. СПб.: Азбука-Классика, т. 1, 2004. С. 487-497.
  13. 1 2 Проект apxu.ru — Художественно-творческая деятельность человека
  14. ↑ Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. – М.: Искусство, 1970. – С. 355-357
  15. ↑ Глоссарий.ru
  16. ↑ Некрасов А. И. Теория архитектуры. М.: Стройиздат, 1994. С. 41-42.
  17. ↑ Sedlmayr H. Die Architektur Borrominis. – Berlin, 1930; Sedlmayr H. Die Entstehung der Kathedrale. – München, 1951; На рус. яз. см.: История архитектуры в избранных отрывках. М.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1935. С. 298-338
  18. ↑ Зедльмайр Х. Искусство и ситина. — . – М.: Искусствознание, 1999. – С. 10
  19. ↑ Письмо Б. Варки. Апрель — июнь 1547 г.
  20. ↑ Власов В. Г. Архитектура как изобразительное искусство. Теория открытой формы, принцип партиципации и синоптический подход в искусствознании // Электронный научный журнал «Архитектон: известия вузов». УралГАХУ, 2018. — № 61.
  21. ↑ Власов В. Г. Дизайн-архитектура и XXI век // Электронный научный журнал «Архитектон: известия вузов». — УралГАХА, 2013. — № 41
  22. ↑ Власов В. Г. Архитектура — застывшая музыка или движущаяся мелодия? (спасёт гравитация, а не крещендо) // Электронный научный журнал «Архитектон: известия вузов». — УралГАХУ, 2016. — № 53. — № 41.
  23. Витрувий. Десять книг об архитектуре. Пер. с лат. Ф. А. Петровского. — М.: Едиториал УРСС, 2003.
  24. Ле Корбюзье. Три формы расселения. Афинская хартия = Пер. с франц. Ж. Розенбаума. Послесл. Ю. Бочарова и А. Раппапорта. — М.: Стройиздат, 1976. — 136 с.
  25. Гидион, Зигфрид. Пространство. Время. Архитектура = Перевод. изд.: Raum, Zeit, Architektur: Die Entstehung einer neuen Tradition / S. Giedion — Ravensburg / Сокр. пер. с нем. М.В. Леонене, И.Л. Черня.. — 3-е изд. — М.: Стройиздат, 1984. — С. 39. — 455 с., ил. с.
  26. Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства. — М.: Стройиздат, 1984. — С. 5. — 256 с., ил. с.
  27. ↑ Архитектура — застывшая музыка
  28. ↑ Терминологический словарь по строительству на 12 языках. — М.: «Русский язык».
  29. ↑ Очерки теории архитектурной композиции / Гл. ред. А.И. Гегелло. — М.: Гос. изд-во лит-ры по стр-ву, архитектуре и стр. материалам, 1960.
  30. ↑ Иллюстрация из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел». Франция, XVIII век
  31. Давидич Т. Ф. Стиль как язык архитектуры. — Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2010. — 336 с. — ISBN 978-966-8324-70-3.
  32. ↑ Эллард, 2016, с. 25.
  • Колин Эллард. Среда обитания: Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие = Colin Ellard “Places of the Heart: The Psychogeography of Everyday Life”. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 282 p. — 2000 экз. — ISBN 978-5-9614-5390-4.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *