Стиль минимализм в архитектуре – Минимализм в архитектуре частных домов, истоки и развитие стиля, знаковые архитекторы, базовые принципы, особенности и разновидности минимализма
Минимализм (архитектура) — Википедия
Современный дом в стиле минимализма, Эрфурт У этого термина существуют и другие значения, см. Минимализм.Минимализм в архитектуре (от лат. minimus — наименьший) — направление в архитектуре XX—XXI веков. Архитектура минимализма избегает декора и украшения. Расцвет минимализма произошёл в 60-е годы XX века[1], однако яркие примеры течения появились гораздо раньше — в 1920—30-е годы. Новую популярность минимализм обрёл на рубеже XX—XXI веков. Сейчас стиль минимализм остаётся одним из самых востребованных архитектурных направлений[источник не указан 1993 дня].
Архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ (1886–1969) принял девиз «Меньше значит больше», чтобы описать свою эстетику. Его тактика заключалась в том, чтобы организовать необходимые компоненты здания, чтобы создать впечатление предельной простоты: он задействовал каждый элемент и каждую деталь для множества визуальных и функциональных целей; например, проектировал пол в качестве радиатора или массивного камина для размещения ванной комнаты. Дизайнер Бакминстер Фуллер (1895–1983) принял цель инженера «Делать больше с меньшими затратами», но его заботы были направлены скорее на технологии и инженерию, чем на эстетику.
Влияние японской традиции[править | править код]
Сад камней Ry jan-ji. Глиняная стена, приобретшая из-за старости коричневые и оранжевые тона, символизирует «ваби», а каменный сад — «саби», вместе отражая японское мировоззрение или эстетику «ваби-саби»Идея простоты появляется во многих культурах, однако, особенно ярко она выражена в японской традиционной культуре дзенской философии. Японцы манипулируют дзенской культурой в эстетических и дизайнерских элементах своих зданий. Эта идея архитектуры оказала влияние на западное общество, особенно в Америке с середины 18-го века. Более того, он вдохновил минималистскую архитектуру в 19 веке.
Дзенские концепции простоты передают идеи свободы и сущности жизни. Простота — это не только эстетическая ценность, она имеет моральное восприятие, которое смотрит на природу истины и раскрывает внутренние качества и сущность материалов и объектов. Например, сад с песком в храме Рёандзи демонстрирует концепции простоты и необходимости из рассмотренной установки нескольких камней и огромного пустого пространства.
Японский эстетический принцип Ма относится к пустому или открытому пространству. Это удаляет все ненужные внутренние стены и открывает пространство. Пустота пространственного расположения сводит все к самому важному качеству.
Японская эстетика Ваби-саби ценит качество простых и простых предметов. Она ценит отсутствие ненужных функций, ценит спокойную жизнь и стремится раскрыть врожденный характер материалов. Например, японское цветочное искусство, также известное как икебана, имеет центральный принцип, позволяющий цветку выражать себя. Люди срезают ветви, листья и цветы с растений и сохраняют только основную часть растения. Это передает идею существенного качества и врожденного характера в природе.
Тем не менее, Ма не только пространственная концепция, но и присутствует во всех аспектах повседневной жизни японцев, так как она относится ко времени, а также к повседневным задачам.
Архитекторы-минималисты и их работы[править | править код]
Японский минималистский архитектор Тадао Андо передает в своих работах японский традиционный дух и собственное восприятие природы. Его концепции дизайна — это материалы, чистая геометрия и природа. Он обычно использует бетон или натуральное дерево и базовую структурную форму для достижения строгости и лучей света в космосе. Он также устанавливает диалог между местом и природой, чтобы создать отношения и порядок со зданиями. Работы Андо и перевод японских эстетических принципов очень сильно влияют на японскую архитектуру.

Другой японский минималистский архитектор, Кадзуё Сэдзима, работает самостоятельно и вместе с Рюэ Нисидзава в качестве SANAA, возводя культовые японские минималистские здания. Созданный для создания и влияния на определенный жанр японского минимализма, деликатный, интеллектуальный дизайн Sejimas могут использовать белый цвет, тонкие строительные секции и прозрачные элементы, чтобы создать феноменальный тип здания, часто ассоциируемый с минимализмом. Работы включают в себя Новый музей (2010), Нью-Йорк, Маленький дом (2000) Токио, Дом в окружении сливовых деревьев (2003) Токио.
Конференц-центр на кампусе Vitra, Вайль-на-Рейне, 1994В Vitra Conference Pavilion, Вайль-на-Рейне, 1993 г., концепция заключаются в том, чтобы объединить отношения между строительством, движением человека, местом и природой. Что в качестве одного из основных пунктов идеологии минимализма, которые устанавливают диалог между зданием и сайтом. Здание использует простые формы круга и прямоугольника, чтобы противопоставить заполненное и пустое пространство интерьера и природы. В фойе есть большое пейзажное окно, которое выходит наружу. Это позволяет достичь простоты и тишины архитектуры и усиливает свет, ветер, время и природу в пространстве.
Джон Поусон — британский минималистский архитектор; его концепции дизайна — душа, свет и порядок. Он полагает, что, хотя сведение на нет и упрощение интерьера до такой степени, что выходит за рамки идеи существенного качества, вместо пустоты ощущается ясность и богатство простоты. Материалы в его дизайне раскрывают восприятие пространства, поверхности и объема. Кроме того, он любит использовать натуральные материалы из-за их живости, чувства глубины и качества личности. Его также привлекают важные влияния японской философии дзен.
Calvin Klein Madison Avenue, Нью-Йорк, 1995–96, — это бутик, который передает идеи моды Calvin Klein. Концепции дизайна интерьера Джона Поусона для этого проекта заключаются в создании простых, мирных и упорядоченных пространственных решений. Он использовал каменные полы и белые стены, чтобы достичь простоты и гармонии в пространстве. Он также подчеркивает уменьшение и устраняет визуальные искажения, такие как кондиционирование воздуха и лампы, для достижения ощущения чистоты интерьера.
Альберто Кампо Баеза — испанский архитектор и описывает свою работу как основную архитектуру. Он ценит понятия света, идеи и пространства. Свет необходим и обеспечивает связь между жителями и зданием. Идеи должны соответствовать функции и контексту пространства, форм и конструкции. Пространство сформировано минимальными геометрическими формами, чтобы избежать украшения, которое не является существенным.
Гаспер Хаус, Захора, 1992 год — это резиденция, в которой клиент хотел быть независимым. Высокие стены создают закрытое пространство, а каменные полы, используемые в доме и во дворе, показывают непрерывность интерьера и экстерьера. Белый цвет стен раскрывает простоту и единство здания. Особенностью конструкции являются линии, образующие непрерывно горизонтальный дом, поэтому естественное освещение проецируется горизонтально через здание.
- Добрицына И. А. От постмодернизма — к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии. — Directmedia, 2013. — 470 с.
Минимализм в архитектуре на сайте RDH.ru
описание и фото – Rehouz
Минимализм – не просто продукт работы художников и дизайнеров, это закономерность. Тенденция перехода количества в качество прослеживается не только в моде, музыке, дизайне, она четко отражается в архитектуре: больше пространства и света, меньше ненужных деталей. Человек стремится к простоте, которую ему дает чистый, функциональный, почти идеальный – минимализм.

≡ Содержание:
Возникновение направления
Отсекать все лишнее, оставлять рациональное – было принципом работы нидерландского общества художников «Стиль», созданного в 20-х годах прошлого века в Лейдене (Нидерланды). Именно их утилитарный подход к разработке архитектурных объектов стал толчком для развития минимализма. А после Второй мировой войны, когда потребовались новые архитектурные решения для восстановления разрушенных зданий, минимализм как нельзя лучше подошел для воплощения задумок градостроителей.
Окончательно направление сформировалось, когда Западный мир познакомился с японской культурой. Новым девизом архитекторов стало выражение Людвига Мис ванн дер Роэ о своем творчестве: «Меньше – значит больше». Отныне и посей день кредо строителей – делать больше, проще и с минимальными затратами.
Основные черты и элементы стиля
Главная идея архитектуры минимализма состоит в том, чтобы каждая из составляющих созданного объекта выполняла как можно больше функций – какие-либо украшения или не несущие на себе нагрузки элементы исключены. Красота создается посредством использования природных фактур и геометрических форм в качестве контуров и направляющих, а также при помощи игры света и тени.
- Фигуры. Основные – это круг, прямоугольник, прямые линии (вертикальные или горизонтальные, редко – диагональные). Допускаются мягкие изгибы, но не спирали.
- Цвета. Их количество должно быть минимальным. Базовые цвета – это нейтральные, светлые оттенки природных материалов, используемых при строительстве. Чаще других применяются белый, оттенки серого и коричневого. Геометричность подчеркивается черным. В последнее время в моду также входят оттенки зеленого.
- Свет. Свет – протагонист в архитектурном спектакле минимализма. Он дает тепло и объем. Делать ставку на фактуры материалов, забыв о грамотном расположении источников света, бессмысленно – благородство штукатурки или фактура древесины ценных пород рискуют остаться неоцененными по достоинству.
Естественному освещению уделяется не меньше внимания, чем искусственному, именно поэтому дома в стиле минимализм имеют максимально большие оконные проемы, чтобы впустить в помещения как можно больше дневного света. По этой же причине, количество межкомнатных перегородок сводится к минимуму.
Дома в стиле барнхаус
Рекомендации по оформлению фасада
Минимализм в экстерьере – это всегда сочетание горизонтальных и вертикальных прямых. Даже крыша располагается не под наклоном, а горизонтально – на ней обустраивают террасы или смотровые площадки.
Здания в минималистском стиле часто называют «коробками». Но не все так примитивно, как кажется на первый взгляд – акцент сознательно смещен на созерцание идеальной геометрической формы и красоты природных фактур.
Выбирая или разрабатывая собственный проект жилого дома в стиле минимализм, стоит обратить внимание на следующие особенности внешнего вида фасада:
- Этажность. Как правило, подобные дома состоят из одного, реже двух этажей. Это обусловлено удобством эксплуатации здания: не придется беспокоиться о том, что маленький ребенок или пожилой человек будут преодолевать потенциально опасный лестничный проем, проводить коммуникации в такой дом и отапливать его гораздо проще, быстрее и дешевле.
- Геометрические формы. Как говорилось выше, они должны быть простыми и лаконичными: плоская крыша, прямоугольные оконные и дверные проемы.
- Фактуры. Природные, но максимально выявленные.
- Цвет. Чем больше здание, тем, как правило, светлее его внешняя отделка. Но в моду входят фасады благородных оттенков серого цвета, а также с отделкой из натуральной древесины.
- Линии. Тонкие и аккуратные, словно подчеркивающие натуру владельца дома. Люди, знающие толк в красоте, чаще всего выбирают минимализм, поскольку это подчеркивает их хороший вкус.
Применяемые материалы
При возведении дома в стиле минимализм, строительным материалам и их качеству уделяется особое внимание. Поскольку, чаще всего – это монолитное строительство, то самыми распространенными материалами являются бетон и стекло.В последнее время специалисты предлагают использовать газобетонные и пенобетонные блоки, так как это значительно ускоряет процесс строительства, но в то же время позволяет сохранить жесткость форм и чистоту линий.
Достаточно часто дома в минималистическом стиле оштукатурены и выкрашены в светлый цвет. И также органично смотрится клинкерная плитка и натуральная деревянная доска. Стильно и необычно будет выглядеть сочетание бетона, композитных панелей и древесины.
Декор
Работа над проектом в стиле минимализм требует чувства меры. Поскольку красота заключается в лаконичности, простоте и натуральности, декоративные элементы, такие как роспись фасада или лепнина исключены.
Дома в стиле лофт
Допускаются мелкие детали, выполненные вручную из натуральных материалов. Это могут быть дверные ручки, неброские элементы ажурной ковки, нейтральные витражи – они придают дому индивидуальность и эксклюзивность.
Дома в стиле минимализм — фото
Стиль минимализм в архитектуре

Минимализм в архитектуре (от лат. minimus — наименьший) – это сформировавшееся направление, пропагандирующее в своих реализациях простоту и лаконичность форм, чистые текстуры и натуральные (преимущественно светлые) цветовые сочетания.
Несмотря на многообразие стилистических направлений и частое пересечение их черт во многих проектах, основной целью данного обзора является более глубокое погружение в минимализм, изучение его истории, отличительных особенностей и способов реализации на примере архитектуры домов.
История становления стиля минимализм в архитектуре
Первые предпосылки минимализма появились в конструктивизме 1920-х годов. Огромный вклад в данный период внесло общество художников «Де Стейл»(нидерл. «De Stijl», «Стиль»), образованное в Лейдене в 1917 году. Основная идея неопластицизма, направления в котором они работали, выражалась в использования простых форм и воплощении ощущений и структуризации образов. От традиционного, инженерно-технического конструктивизма неопластицизм отличался более философским подходом в осмыслении.
Основателем De Stijl был художник Тео ванн Дусбург. К нему впоследствии примкнули: живописец Пит Мондриан; архитекторы Якоб Ауд и Геррит ванн Ритвельд.
Концепция общества заключалась в стремлении к рациональной функциональности с четкой структурой. Если рассматривать в разрезе архитектуры, то предполагалось, что при создании любого здания нужно добиться получения единого незамкнутого объема с использованием простых форм. Дополняя объемные элементы выступающими плоскостями приверженцы неопластицизма создавали связь строения с окружающим пространством.
Ярким примером архитектуры в стиле неопластицизма является Дом Шредер (Rietveld Schröderhuis) построенный в 1924 году архитектором Герритом Ритвельдом в Утрехте (Нидерланды).

Сформированная неопластицизмом база оказала большое влияние на дальнейшее развитие и распространение минимализма в архитектуре и дизайне. Расцвет минимализма произошел в 60-е годы XX века. В этот период обществу требовались новые архитектурные решения, а идеи модерна с его декоративностью уже не были столь актуальными. На смену плюшевым занавескам, абажурам, фикусам, обилию безделушек пришли гладкие стены, спокойные тона в оформлении, природные и инновационные материалы. Основной целью стало обеспечение максимального комфорта проживающих наиболее доступными и простыми методами.
Американо-немецкий архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ считается одним из основателей минимализма. Он получил известность за использование в своих конструкциях композитных материалов. Так проект жилого дома на выставке в Вайсенхофе был первым в Европе, при возведении которого в качестве строительного материала использовалась сталь. Здание было функциональным и логически завершенным, однако в середине XX века такая смелая идея была жестоко осмеяна прессой.
Знаменитое высказывание Людвиг Мис ван дер Роэ: «меньше — значит больше» стало принципом архитектурного минимализма. Его наработки использовали в своих проектах такие архитекторы как Джон Паусон, Тадао Андо, Марио Бота, Ханс Холляйн, Акира Сакамото, Заха Хадид.
Одними из известных проектов архитектора Мис ван дер Роэ считаются вилла Тугендгат и дом доктора Эдит Фарнсуорт в городе Плано, штат Иллинойс. Последний был построен в 1951 году и был одним из самых идеальных минималистских строений того времени. Дом представлял собой стальной каркас простой формы со стеклянными стенами, что создавало эффект размытого перехода между интерьером и экстерьером.

Новую популярность минимализм обрел на рубеже XX-XXI веков. И до настоящего времени он остается одним из самых востребованных архитектурных направлений.
Современный минимализм в архитектуре
Развиваясь, современный минимализм, помимо оттачивания индивидуальных черт, также разнообразился интеграцией с хай-теком и лофтом. И иногда бывает трудно отнести архитектуру конкретного дома к определенному стилю, так как во всех упомянутых выше направлениях имеется общее:
- Преобладание прямых строгих линий и правильных форм.
- Лаконичность в отделке.
- Большая площадь остекления.
- Сдержанная цветовая гамма.
- Просторная внутренняя планировка.
Отходя от объединяющих минимализм, хай-тек, лофт (и иные схожие направления) черт, можно отметить, что присутствие в минималистском архитектурном проекте специфических черт хай-тека (или лофта) при правильном применении допустимо. Главное, чтобы данные интеграции четко вписывались в общую концепцию, гармонировали и не создавали эффект чужеродности. Углубление в данные тонкости не входит в цели данного обзора, поэтому далее будут рассмотрены только особенности минимализма.

Черты и особенности минимализма
Основная идея минимализма — стремление к уютной простоте и функциональности. Все это выражается в:
- Преобладании больших пространств, избавленных от ненужных деталей (декора). Украшения и иные, не несущие на себе нагрузки, элементы исключены.
- Четких геометрических линиях и использовании природных фактур.
- Максимизации использования дневного света.
- Продуманном до мелочей зонировании помещений и прилегающих территорий.
Проектируя дом в стиле минимализм, следует выделить важные элементы и стремиться придерживаться правил их формирования. К данным элементам можно отнести:
- Формы и линии. Для задания контура форм и получения объема используются такие фигуры, как круг, прямоугольник, квадрат. При формировании проекта практически всегда используются прямые линии. Допустимо дозированное использование плавных изгибов.
- Базовые цвета. Их количество должно быть минимальным и ограничиваться светлыми, нейтральными оттенками природных материалов. Распространенная гамма — белый, оттенки серого и коричневого (зеленого). Особая роль в минимализме уделяется черному цвету. Он идеально подчеркивает геометрию прямых форм.
- Свет как искусственный, так и естественный — это базовый элемент в архитектурной концепции минимализма. Он наполняет жилище теплом, придает объему легкость и выгодно подчеркивает фактуры отделочных материалов. Особая роль уделяется естественному освещению, и по этому дома в стиле минимализм имеют максимально большие оконные проемы, а внутреннее пространство планируется с минимумом межкомнатных перегородок.
Строительные материалы в архитектуре минимализм
Выделяя материалы, используемые при строительстве домов в стиле минимализм, стоит выделить основные участки (элементы). Так, стоит отдельно рассматривать фундамент, материалы несущих стен, отделку фасада, конструкцию крыши, окна и двери.
Фундамент в концепции минимализма
Домам в стиле минимализм характерен низкий цоколь (или его полное отсутствие в плане выделения на общем фоне). То есть, низкая лента цокольной части фундамента если и присутствует, то имеет схожую с основным фасадом однотонную отделку.

В некоторых проектах отделка фундамент может отличаться от цвета и текстуры фасада. Это допустимо при сложном рельефе (сваи, массивные ленточные выступы) или, к примеру, когда фундамент трансформируется в большую террасу.
Конструктивно для минимализма приемлемы плитные и ленточные монолитные фундаменты. Сваи, если они необходимы, рекомендуется использовать железобетонные. Более простые конструкции свай можно использовать для устройства легких террас.

Стены в минимализме
Анализируя проекты домов в стиле минимализм, можно отметить, что чаще представлены монолитные варианты, в основе конструкций которых преобладает бетон и стекло.
Также прослеживается тенденция малоэтажной застройки, когда минималистичные дома состоят из одного, реже двух этажей. Поэтому в роли конструктивных материалов вполне могут быть использованы газобетонные (керамзитобетонные) блоки или кирпич. Данное решение значительно ускоряет, упрощает процесс строительства, и в то же время позволяет сохранить жесткость строений и чистоту линий.

Допустимой для домов в стиле минимализм является и каркасная технология. В этом случае материалом для строительства могут выступать как метал в комбинации со стеновыми панелями, так и дерево (выдержанное в требуемой стилистике).
Минималистская отделка фасада
Для отделки фасадов домов в стиле минимализм используются преимущественно натуральные материалы. Это может быть каменная плитка, мрамор, дерево, стекло. Органично в сочетаниях будет смотреться:
- Клинкерная плитка и натуральная деревянная доска.
- Бетон, композитные панели и натуральная древесина.
При отделке наружных стен также распространена не вычурная штукатурка, окрашенная в нейтральную гамму. В сочетаниях используются оттенки белого, бежевого, коричневого, серого.
Окна и двери в минимализме
Лаконичные геометрические формы минимализма требуют соответствующего, преимущественно прямоугольного, оформления оконных проемов и дверей.
Особое внимание в стиле уделяется максимизации использования естественного света. Поэтому окна в таких домах имеют большие размеры и занимают практически всю стену. С другой стороны, значительная площадь остекления, создавая эффект перспективы и глубины, помогает визуально расширить жилое пространство.
Форма проемов в минимализме всегда прямоугольная. Не допускается использования фигурных деталей, арочных конструкций и витражных вставок. Отделка оконных и дверных рам в соответствии с проектом может быть металлической (под хром или алюминий). Иная цветовая гамма отделки рам — белый, бежевый, коричневый, серый.
Конструкция крыши в стиле минимализм
Дома в стиле минимализм могут иметь скатную конструкцию. Но наиболее распространенными являются плоские крыши, на которых можно смонтировать световые люки, солнечные батареи, обустроить террасу, смотровые площадки и зоны зеленой инверсионной кровли.

В качестве заключения — несколько слов о декоре. Несмотря на всю лаконичность и неприемлемость вычурных решений, в архитектуре минимализма допускается умеренное использование мелких декоративных деталей, преимущественно выполненных из натуральных материалов. Это могут быть дверные ручки, неброские элементы ковки, элементы ландшафтного освещения.

особенности стиля и известные здания
Минимализм представляет собой направление архитектуры, сформировавшееся на рубеже XX и XXI вв. Его отличают большие, свободные пространства, обилие мягкого света, чистая и простая функциональность.
Минимализм в архитектуре развивался и под влиянием возрастающей популярности японской культуры, которая до середины XX века была закрыта от глаз европейцев.

Дизайн дома в стиле минимализма.
Возникновение направления
Минимализм как направление архитектуры начал формироваться в начале XX в., когда нидерландские художники, объединенные обществом «Де Стейл», стали пропагандировать красоту рационального и функционального искусства.
По их мнению, на картинах, в музыке или скульптуре не должно быть лишних деталей — только чистые линии и цвета.
Такой подход стал основой для развития архитектурного минимализма, ставшего крайне востребованным при восстановлении Европы после Второй Мировой войны.
Основные характеристики и элементы стиля
В стиле минимализм каждая деталь функциональна и многозадачна. Здесь нет обилия декоративных элементов, вместо них используется игра света и тени, мягкие изгибы и плавные переходы.
Простые геометрические формы, чистые цвета, естественные фактуры образуют единый образ, поражающий своей законченностью и лаконичностью.
Спектр цветов, используемых в минимализме, ограничен. Это светлые нейтральные оттенки природной гаммы. Чаще всего применяется белый, коричневый и всевозможные варианты серого. Современные архитекторы пользуются и зелеными оттенками, которые ненавязчиво подчеркивают глубину базовых цветов.
Ключевым элементом любого проекта, созданного в рамках минимализма, является свет. С его помощью можно сделать объект более объемным, а его формы более мягкими.
При этом неграмотная расстановка источников света способна перечеркнуть работу даже самого талантливого архитектора.
Пристальное внимание здесь уделяется естественному освещению, поэтому дом минималиста имеет большие окна, наполняющие комнаты дневным светом. Число межкомнатных перегородок, напротив, сокращается, чтобы сделать пространство более свободным и воздушным.

Архитектурный эскиз будущего дома в стиле минимализма. Можно увидеть четкие геометрические формы, строгость и лаконичность строения.
Рекомендации в оформлении фасада
Фасад здания, выполненный по принципам минимализма, сочетает в себе вертикальные и горизонтальные прямые. Крыша здесь расположена строго горизонтально, без каких-либо скосов и наклонов.
Такое решение позволяет обустраивать на крышах смотровые площадки или террасы. Кроме того, крыша может быть полностью выполнена из стекла. В этом случае света в доме будет еще больше.
Большинство минималистичных домов имеют 1, реже 2 этажа. В таком доме удобно жить и маленьким детям, и пожилым людям, которые в силу возраста с трудом поднимаются по лестницам.
Малая этажность облегчает и процесс подвода коммуникаций, обустройство такого здания не связано с большими затратами.
Простота форм и чистота линий не вызывает отторжения, лаконичность и законченность образа делают дом узнаваемым, стильным и элегантным.
Используемые фактуры также приближены к натуральным. Это может быть благородная штукатурка или дорогая древесина, ценные породы камня или прозрачное стекло. При этом выраженность фактур должна быть максимальной.
Цвет фасада напрямую зависит от размера здания. Чем больше дом, тем светлее должен быть его оттенок.

Одна из главных отличительных особенностей стиля — большие окна.
Используемые материалы
Точность и аккуратность линий, красота функциональности и единение с природой — таковы детали, по которым можно узнать дома минималистов. При их строительстве нужно уделить внимание качеству используемых материалов.
Наиболее востребованная технология — монолитное строительство из бетона и стекла. Архитекторы работают с пено- или газобетонными блоками, которые сокращают сроки возведения здания, придают ему жесткость и чистоту линий.
Главный принцип минимализма — это умеренность, поскольку главная красота этого стиля заключается в лаконичности и естественности. Это делает неуместным использование лепнины или художественной росписи фасада.
В качестве декора могут выступать мелкие детали, выполненные вручную из природных материалов. Это могут быть каменные дверные ручки, витражи или кованые элементы оконных решеток. Они сделают проект более оригинальным и элегантным.

Основные материалы при строительстве домов в стиле минимализма являются бетон и стекло.
Знаменитые архитектурные сооружения минимализма
Здания, выстроенные по принципам минимализма, можно увидеть в самых разных уголках мира.
Яркие примеры таких строений демонстрируют все черты, свойственные данному архитектурному направлению.
Концертный зал «Финляндия» в Хельсинки
Белоснежный концертный зал «Финляндия» был построен в 1975 г. по проекту архитектора Алвара Аалто. Монументальность конструкции сочетается с высочайшей функциональностью. Здесь проводятся не только концерты, но и выставки, заседания, конференции.
Главный корпус комплекса построен из гранита и облицован каррарским мрамором, что, по задумке автора, должно символизировать торжественность и чистоту исполняемых здесь музыкальных композиций.
Внешне комплекс напоминает утес, возвышающийся под водами озера Тееле, или лайнер, величественно застывший на водной глади. В проекте присутствуют многие черты минимализма:
- чистые контрастные цвета;
- тонкие вертикальные и горизонтальные линии;
- мрамор, гранит, стекло и хромированная сталь в экстерьере;
- окна, занимающие всю стену, и плоские крыши.
Все это придает «Финляндии» особую красоту без лишних деталей.

Концертный зал «Финляндия», архитектора Алвара Аалто, г.Хельсинки.
Музей современного искусства MOMA на Манхеттене в Нью-Йорке
Музей современного искусства MOMA на Манхеттене в Нью-Йорке поражает воображение не только своими размерами, но и большим количеством архитектурных приемов и образов, реализованных в одном проекте.
При взгляде на здание складывается ощущение, будто оно целиком отлито из тонкого прозрачного стекла, наполнено светом и воздухом и лишено внутренних перегородок или стен.
Созданный образ полностью отражает предназначение помещения: демонстрация и популяризация самых новых, смелых, новаторских идей в искусстве без границ и предубеждений. Здесь мы видим четкие линии, прямые углы, серые оттенки и отсутствие навязчивой декоративности.

Музей современного искусства MOMA, Манхеттен, г. Нью-Йорк. Был основан в 1928 году в шести залах офисного здания на Манхеттене при содействии и покровительстве семейства Рокфеллеров.
Фонд Ланген в комплексе музейного острова Хомбройх (Германия)
Здание Фонда Ланген в комплексе музейного острова Хомбройх было построено в 2004 г. по проекту архитектора Тадао Андо, признанного гуру минимализма.
Здесь знаменитый архитектор использовал свой узнаваемый прием: бетонный объем, заключенный в стеклянный.
Сооружение представляет собой стеклянный короб, внутрь которого помещено строение из серого бетона.
Грамотно расставленная подсветка создает впечатление парения в воздухе. Усиливает эффект и водная гладь, окутывающая комплекс с 3 сторон. Игра света и тени, реальности и отражения — основа проекта японского архитектора.

Здание Фонда Ланген (Германия), архитектор Тадао Андо, музейный остров Хомбройх .
Выставочный павильон Веймарской республики в Барселоне
Здание Выставочного павильона Веймарской республики в Барселоне отдаленно напоминает Фонд Ланген. Оно также окружено водой, которая отражает стеклянные стены.
Белоснежная минималистическая крыша скорее напоминает легкий навес, чем традиционное укрытие от непогоды, что придает проекту дополнительную воздушность и невесомость.
Выставочный павильон построен в 1929 г. под руководством талантливого архитектора-модерниста, задумка которого заключалась в том, что здесь не должны были располагаться какие-либо выставочные экспонаты. Сам павильон и являлся экспонатом Международной выставки.

Здание Выставочного павильона Веймарской республики в Барселоне , архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ, г. Барселона.
Архитекторы минимализма
-
- Японский архитектор, лауреат Притцкеровской премии, последователь Алвара Аалто.
-
- Финский архитектор и дизайнер, крупнейшая фигура в архитектуре Финляндии, «отец модернизма» в Северной Европе.
-
- Немецкий архитектор -модернист, ведущий представитель «интернационального стиля».
Творцы в стиле минимализма:
- Людвиг Мис ван дер Роэ.
Является представителем интернациональной школы минимализма. Это один из тех творцов, под влиянием которых формировался облик городской архитектуры прошлого столетия. В проектах дизайнер отдавал предпочтение простым формам и ясным объемам. Его проекты — Выставочный павильон в Барселоне и Дом Фарнсуорт. - Тадао Андо.
Придерживался того направления минимализма, что принято называть «критический регионализм». В созданных им объектах много естественного света и ландшафтных форм. - Алвар Аалто.
Финский архитектор, который создавал каждый дизайн-проект, используя сочетание национальных традиций, функционализма, органики, свободы и гибкости композиции.
Стиль минимализм в архитектуре, его создание и характеристики
Минимализм — направление в архитектуре XX—XXI вв. еков. А также этот стиль прослеживается в моде, музыке, дизайне и даже в работах художников. Но более четко он отражается в архитектуре, так как там имеется больше пространства и света, меньше ненужных деталей. Человек по своей сущности стремится к простоте, которую и дает ему этот чистый, функциональный, и почти идеальный стиль минимализма.
Общество художников «Стиль», которое было создано в 20-х годах прошлого века, использовало принцип работы — отсекать все лишне, оставляя рациональное. Благодаря их подходу при разработке архитектурных объектов стала возможность развития минимализма. Минимализм как нельзя лучше подошел для градостроителей, после того как закончилась Вторая мировая война, и чтобы восстановить разрушения, требовались новые архитектурные решения.
Окончательно сформировалось направление после ознакомления Западного мира с японской культурой. Для девиза направления использовали выражение Людвига Мис ван дер Роэ о его творчестве: «Меньше — значит больше». С того момента и по нынешние дни строители используют принцип — делать больше, проще, с минимальными затратами.
Основные характеристики и элементы стиля
Главной целью архитектуры минимализма является тем, что каждая составляющая, при создании объекта исполняла множество функций, при этом украшения или элементы которые несут нагрузку — недопустимы. Благодаря использованию природных фактур и геометрических форм, которые выполняют функции контуров и направляющих, и создается красота этого стиля. А также прибегают к помощи игр света и теней.
Фигуры. Основными фигурами, которые используются, являются круг, прямоугольник, прямые вертикальные или горизонтальные линии, редко используют диагональные. Разрешены мягкие изгибы, но не спирали.
- Цвета. Их численность должна быть минимальна. Базовые цвета, которые используют при строительстве — это нейтральные, светлые оттенки натуральных материалов. Часто используют белый, оттенки серого и коричневого. Черным подчеркивают геометричность форм. С недавних пор приобретают популярность оттенки зеленого.
- Свет. Свет является главным в архитектуре минимализма. Он придает тепла и объема объектам. Бессмысленно рассчитывать на фактуры материалов, если источники света располагаются неправильно. Из-за этого благородство штукатурки или фактура древесины могут просто остаться незамеченны. А также стоит уделять внимание естественному освещению, поэтому в домах стиля минимализм устанавливаются большие окна, которые впускают много дневного света в помещение. Количество межкомнатных перегородок сокращается по этой же причине.
Рекомендации в оформлении фасада
Минимализм в экстерьере — это сочетание горизонтальных и вертикальных прямых. Крыши располагаются горизонтально, а не под наклоном, благодаря этому на них можно обустроить террасы и смотровые площадки.
Здания, выполненные в стиле минимализм, нередко называют «коробками». Но они не примитивны как кажется, на первый взгляд — акцент делается на идеальные геометрические формы и великолепие природных фактур.
При разработке собственного проекта жилого дома в этом стиле, обратить внимание стоит на особенности внешнего вида фасада:
Этажность. Дома в этом стиле чаще всего состоят из одного этажа, редко из двух. От этого зависит удобность эксплуатации дома, не придется беспокоиться о детях или пожилых людях, которым нужно преодолевать ступеньки. К тому же проводить коммуникации и отопление в такой дом проще и дешевле.
- Геометрические формы. Они просты и лаконичны, как говорилось раньше. Крыша плоская, окна и двери имеют прямоугольную форму.
- Фактуры. Природные, но предельно выражены.
- Цвет. Здесь зависит от размера дома, чем он больше, тем светлее его внешняя отделка. Но популярность приобретают благородные оттенки серого, а также отделка из натуральной древесины.
- Линии. Тонкие и аккуратные, которые подчеркивают натуру владельца. Ведь стиль минимализм зачастую выбирают люди, которые знают толк в красоте, и он подчеркивает их хороший вкус.
Используемые материалы
Во время строительства дома в этом стиле, следует уделить внимание строительным материалам и их качеству. Зачастую это монолитное строительство, где самыми распространенными материалами являются стекло и бетон.
С недавних пор специалисты рекомендуют использовать газобетонные и пенобетонные блоки, благодаря им ускоряется процесс стройки, и к тому же сохраняется жесткость форм и чистота линий.
Дома в стиле минимализм часто оштукатурены и выкрашены в светлый цвет. А также очень гармонично смотрится клинкерная плита и природная деревянная доска. Сочетание бетона, композитных панелей и дерева будет смотреться стильно и необычно.
Декорирование здания
Стиль минимализм требует чувства меры. Ведь его красота содержится в лаконичности, простоте и натуральности. Исключаются различные декоративные элементы, такие как роспись фасада или лепнина.
Мелкие детали допускаются лишь в том случае, если они сделаны вручную из природных натуральных материалов. Зачастую это дверные ручки, неброские кованые элементы или витражи, имеющие нейтральный окрас. Все это придаст дому оригинальность и исключительность.
Минимализм: основатели и особенности в интерьере
Этой зимой моя душа попросила нечто простого, лаконичного и, тем не менее, оригинального.
Поэтому я решила немного погулять по интернету и насладится стилем «Минимализм».
Если, вам, тоже интересно это путешествие — приглашаю присоединиться.
Кстати, как вы думаете — это стиль или направление?
Минимализм набирает популярность в 20 веке. Людям хочется простых решений даже в архитектуре, четких линий, надёжного функционала.
В некоторых источниках можно прочесть, что это не самостоятельный стиль, а направление, которое появилось благодаря классическому стилю.
На развитие этого направления большое влияние оказали две страны: Нидерланды и Япония.
Каждая внесла свои черты и особенности.
Нидерланды:
В 1917 году в городе Лейден (живописный городок на Старом Рейне) было образовано общество художников с простым и ёмким названием «Стиль» (De Stiil). В него входили сторонники конструктивизма, которые опирались на ясность, трезвость, энергичность, конкретику.
Наиболее известными архитекторами Минимализма стали (родоначальники):
Людвиг Мис ван дер Роэ (1886—1969 гг.) — известный архитектор-модернист. Немец по происхождению. В 50 лет он переезжает в Америку, где продолжает активно работать и создавать здания в характерном ему минимализме. Там, в Америке он разрабатывает свою модель «универсального» здания — здания в виде параллелепипеда, разделённого равными стойками с большими окнами, пропускающими максимум дневного света.
Людвиг Мис ван дер Роэ стал образцом градостроительства в 20 веке. В архитектурно-строительных кругах это направление стало называться «стилем Миса»
Жизненный принцип: «Меньше — значит больше» (Less is more).
Вальтер Адольф Георг Гропиус (1883-1969 г.г.) — немецкий архитектор. Основал и управлял Баухаусом.
«Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, дешевым и красивым.»
Одним из главных проектов Вальтера Адольфа Георга Гропиуса стала обувная фабрика в Германии городе Альфред-на-Лайне под названием «Фагус». Над проектом он трудился вместе с Адольфом Мейером.
После Первой мировой войны Гропиус становится основателем Баухауса.
В 1919 году Саксонско-Веймерская Высшая школа изобразительных искусств объединилась с Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства образовав единую систему под названием Баухаус (Государственный дом строительства).
Алвар Хуго Хенрик Аалто (Hugo Alvar Henrik Aalto, 1898—1976 гг.) — финский архитектор и дизайнер.
В Северной Европе его прозвали «отец модернизма».
Ранее Алвар был сторонником национальных традиций, обычаев. Именно это он и старался запечатлеть в архитектуре — традиции, обычаи, надёжность, функциональность, а также саму природу. Он считал, что здания должны гармонировать с той средой, в которой находились.
Ле Корбюзье — при рождении Шарль-Эдуар Жаннере-Гри (1887-1965 гг.) — известный архитектор, пионер архитектурного модернизма и функционализма.
Так как он по происхождению был швейцарец, а волею судеб прожил всю жизнь во Франции, то старался в своих идеях совместить то, что ему досталось от предков и повседневного окружения. Поэтому он придерживался интернационального стиля в своих архитектурных проектах. Также был замечательным художником и дизайнером.
Ричард Бакминстер Фуллер (1895-1983) — инженер, изобретатель и известный архитектор из Америки.
Всю жизнь его беспокоил вопрос — «есть ли у человечества шанс на долгосрочное и успешное выживание на планете Земля и если да, то каким образом?»
Его кредо: «Делай больше с меньшими затратами».
Фуллер всю свою жизнь что-то изобретал. Так как он был ещё очень хорошим математиком, благодаря своим морским плаваниям (он был морским офицером), то одним из его изобретений стал так называемый «геодезический купол». Это очень необычная конструкция из металлических стержней. Прочная и лёгкая. Фуллер утверждал, что таким образом можно было создать искусственный микроклимат даже целого города и существенно экономить на электричестве, тепле и холоде.
Япония:
Важную роль в развитие Минимализма сыграли архитектура и дизайн этой страны.
Тадао Андо (1941 г.) — известный архитектор из Японии.
За свои работы был удостоен Притцкеровской премии.
Был учеником Алвара Аалто. Он искал способы максимального использования в своих проектах естественного света. Его проекты отличались колоритом природных форм земной поверхности.
Сооружения казались фантастичными и инопланетными. Он ловко переплетал внешнее и внутреннее пространство в общей достаточно крупной композиции.
Йошио Танигучи (Yoshio Taniguchi, 1937 г.) — японский архитектор.
Самый известный его редизайн в Музее современного искусства в Нью-Йорке, который был открыт 20 ноября 2004 года.
Отличительные особенности в архитектуре Минимализма:
Минималистическая архитектура широко известна по всему миру. Она находит своё применение и в общественных, офисных, торговых центрах, и культурных выставочно-музейных ансамблях, и частных домах, виллах.
Современный интерьер можно охарактеризовать как моделирование пространства и света с использованием только необходимых предметов. Самое важное — грамотно спланированное пространство, в котором много рассеянного, спокойного света. Требует безупречного чувства меры и стиля, не прощает ошибок и суеты.
- В минимализме свет играет решающую роль. Интерьеры наполнены рассеянным светом, который отражаясь от светлых стен, потолка и пола создает заполняющее «эмбиентное» освещение. Возможно использование мягкой подсветки — потолок, перегородки, стены, пол — образуя многоуровневость.
- Минималистические интерьеры наполнены воздухом, в них много свободного пространства. Желательно в таких интерьерах отказаться от многочисленности внутренних перегородок. Заменить обычные двери на арки, либо стеклянные раздвижные. Зонирование организовать с помощью полупрозрачных материалов и ткани.
- Преобладают природные необработанные текстуры и материалы — штукатурка, бетон, кирпич, дерево. Широко используются матовое стекло, металл, кожа.
Оптимальное решение для стен — фактурная однотонная штукатурка, обои или крупная плитка.
Для пола используются светлые тона дерева, кафель, линолеум без рисунка.
Потолок красится в однотонный светлый цвет, возможно использование натяжных потолков без рисунка. Многоуровневый потолок выгодно подчеркнет световые нюансы.
В цветовом исполнении за основу берутся один-два цвета. Чаще всего это белый, либо пастельный серый, светло-коричневый.
- Мебель в таком интерьере должна быть эффектная, монолитная, композиционная. Часто используется встроенная мебель природной, однотонной расцветки. Столы, стулья, стеллажи, полки и прочая утварь выбираются простых форм, с прямыми линиями.
Чем можно оживить такой интерьер?
— картинами с ярким простым геометрическим рисунком;
— текстилем, перекликающимся с картинами;
— напольными строгими вазами, чуть поменьше можно расположить на полках;
— икебаной или крупным комнатным растением, хорошо подойдут бонсаи;
— яркими однотонными небольшими подушками;
— ковром с большим ворсом и т.д.
Задача: не притягивать к себе внимание, отвлекая от общего восприятия интерьера, а гармонично дополнять интересными нюансами.
Минимализм подойдет натурам свободным, энергичным, внутренне уравновешенным, а также деловым людям, нежелающим видеть в своем доме ненужных вещей.
Что такое минимализм в архитектуре: принципы и особенности
Мы продолжаем цикл образовательных материалов о современных архитектурных стилях и особенностях их воплощения в строительстве. Минимализм в архитектуре — главная тема этой статьи.
Минимализм в архитектуре
В предыдущем материале мы рассказывали об архитектурной бионике, ее основных принципах, отличительных чертах и ярких примерах ее воплощения. Сегодня же мы обсудим едва ли не самый популярный архитектурный стиль современности — минимализм.
Минимализм – это архитектурное направление, стремящееся к максимальному упрощению композиции и пренебрежению декором ради поиска идеальных пропорций и цветовых соотношений в основных формах.
Этот стиль призван обнажить суть объекта через его лаконичное воплощение, а из самого названия напрашивается вывод «“минимализм” — это все по минимуму, минимум линий, минимум цветовой гаммы, минимум деталей».
Единственное, чего в этом стиле максимум — это пространства и света.
Главный лозунг этого течения был сформулирован американо-немецким архитектором Людвигом Мис ван дер Роэ, духовным отцом минимализма. Его девиз «меньше — значит больше» впоследствии и стал принципом архитектурного минимализма.
Расцвет идеологии этого направления припадает на 60-е годы 20 века, однако яркие примеры течения появились гораздо раньше — в 20-30-е годы. Новую популярность минимализм обрел на рубеже 20-21 веков.
Сейчас минимализм остается одним из самых востребованных архитектурных направлений.
Особенности минимализма
Данный стиль широко применяется как в общественных сооружениях (огромных офисных небоскребах, торговых центрах), так и в культурных и общественных центрах.
Крайне интересными с точки зрения архитектурного дизайна являются частные дома и виллы в стиле минимализм.
Творцы этого направления предпочитают оставлять только самое необходимое, только самое лучшее. Можно предположить, что они довольствуются малым, однако корень идеи этого стиля состоит в другом – во внимании к качеству материалов и продуманности эргономики.
Каждый элемент здания в минималистичном стиле выполняет несколько функций – к примеру, радиатор заменяется полом с подогревом.
Сама суть стиля предполагает применение в строительстве самых современных технологий и разработку материалов для зданий из вторичных материалов — например, переработанную бетонную крошку для пола.
Материалы, использующиеся для создания объекта в минималистичном стиле, в большинстве случаев натуральные, особенное предпочтение отдается камню, мрамору, дереву, стеклу, а излюбленным металлом является хромированная сталь.
За счет своих особенностей, минимализм гармонично сочетается также с зелеными газонами и встроенными солнечными батареями на крыше.
Говоря о кровле, стоит также отметить, что отличительной чертой домов в стиле минимализм является плоская крыша. Кроме этого, часто такие жилища имеют прямоугольные формы и непривычно обширную площадь остекления.
Минимализм внутри здания
В дизайне помещений тоже отдается предпочтение простым геометрическим формам и ясным объемам.
Примечательной деталью является тенденция к использованию похожих форм внутри одного объекта.
Интересно также, что оттенок в минимализме важнее цвета, а сама цветовая гамма — нейтральная, свойственная природным материалам. Чаще других используются оттенки белого, бежевого, коричневого, серого.
Особое внимание уделяется эффектам, связанным со светом.
Здесь и окна, занимающие всю стену, и плоские крыши со стеклянными фрагментами, а также скрытая подсветка по периметру помещения, в стенах и под полом, что порождает новую волну домов в стиле минимализм.
Идеальное проявление минимализма – это стремление к полноценному отказу от применения декоративных средств: к примеру, для интерьера достаточно стульев, стола и кровати, а для воплощения идеи здания — стен и крыши.
Тем не менее, архитектура минимализма зачастую может отличаться сложной конфигурацией, лаконичными и в то же время пластичными формами, но все же всегда без излишеств, ненужных деталей или сложной отделки.
Для корректного воплощения минимализма в первую очередь должно выполняться главное требование: даже самая сложная задача должна быть решена минимальными, по крайней мере визуально, средствами.
Предпочтение должно отдаваться пространственно-объемному решению, которое безупречно выглядит и без дополнительных украшений.
Из этой статьи понятно, что минимализм в архитектуре — обширное направление, которое нужно изучить подробно.