Свод это в архитектуре: Свод — Википедия – Свод — Архитектурный словарь

Свод - это... Что такое Свод?

  • свод — свод, а …   Русский орфографический словарь

  • СВОД — СВОД, свода, муж. 1. только ед. Действие по гл. свести в 1, 3, 9, 10, 11, 15, 16 и 17 знач. сводить2. Свод коровы со двора. Приступить к своду поступивших данных. 2. Сведенные в одно целое и расположенные в известном порядке тексты, факты, данные …   Толковый словарь Ушакова

  • свод — свод, взвод Криволинейное перекрытие, передающее на основание не только нагрузку, но и распор. Ист.: Плужников, 1995 • • • Перекрытие с криволинейными очертаниями. Ист.: Юсупов, 1994 См. также : ступенчатый свод, бочарный свод, коробовый свод …   Словарь храмового зодчества

  • Свод — строительная конструкция криволинейной формы, служащая для перекрытия помещения. Различают части свода: ПЯТА опорная часть свода. ЗАМОК верхняя часть свода. ШЕЛЫГА линия, проходящая в замковой части свода и соединяющая его верхние точки. ПРОЛЕТ… …   Строительный словарь

  • свод — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? свода, чему? своду, (вижу) что? свод, чем? сводом, о чём? о своде; мн. что? своды, (нет) чего? сводов, чему? сводам, (вижу) что? своды, чем? сводами, о чём? о сводах   собрание правил, законов …   Толковый словарь Дмитриева

  • свод — а; м. 1. к Свести сводить (7 9, 16 зн.). С. леса. С. полков в дивизию. С. косяков в табуны. 2. Сведённые в одно целое и расположенные в определённом порядке сведения, материалы, тексты, документы. С. законов. Международный с. морских сигналов. С …   Энциклопедический словарь

  • СВОД — СВОД, а, муж. 1. см. свести. 2. Сведённые в одно целое и расположенные в известном порядке сведения, материалы, тексты. С. законов. Летописный с. 3. Дугообразное перекрытие, соединяющее стены, опоры какого н. сооружения, а также внутренняя… …   Толковый словарь Ожегова

  • СВОД — Открытые двери в Силиконовую долину (англ. Silicon Valley Open Doors (SVOD)) ежегодная инвестиционно технологическая конференция, проходящая в Силиконовой долине (Калифорния, США). Цели конференции [1, 2]: 1. Продемонстрировать американским и… …   Википедия

  • свод — гражданский брак, невенчанный (Даль, сводить) См …   Словарь синонимов

  • Свод — архит. пространств. конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющее геом. форму выпуклой криволинейной поверхности. Осн. виды С.: цилиндрич. (1), крестовый (2), сомкнутый (3), зеркальный (4), купольный (парусный) (5). Известен с глубокой …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Свод Википедия

    Свод (от «сводить» — соединять, смыкать) — в архитектуре тип перекрытия или покрытия пространства (помещения), ограниченного стенами, балками или столбами — конструкция, которая образуется наклонными поверхностями (прямолинейными или криволинейными).

    Своды позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор, используются преимущественно в круглых, многоугольных или эллиптических в плане помещениях.

    Конструктивная работа[ | ]

    Barrel vault top force.jpg

    Своды, как правило, испытывают нагрузку от собственного веса, плюс от находящихся выше конструктивных элементов здания и атмосферных воздействий. Под нагрузкой свод работает преимущественно на сжатие. Возникшее вертикальное усилие сжатия своды передают на свои опоры. Во многих типах сводов возникает дополнительное усилие — горизонтальное, т. е. они начинают работать ещё и на распор. Горизонтальный распор может быть минимальным или же погашаться в теле кольцевой затяжки или иной заложенной в теле свода арматуры.

    Своды подразделяют на:

    • Повышенные — отношение стрелы свода или подъема к пролету свода более 1/2.
    • Пониженные — отношение стрелы свода к пролету колеблется от 1/4 до 1/2.
    • Плоские — отношение меньше 1/4.

    В России теорией равновесия сводов активно занимались знаменитые учёные, такие как академик Петербургской Академии наук С. Е. Гурьев[1].

    Эволюция сводчатых перекрытий[ | ]

    Barrel vault top force.jpg Арочно-купольная система перекрытий
    (Пон-дю-Гар — римский мост и акведук I в. н.э. в районе Нима, Франция): нагрузка распределяется не смыкающимися под прямым углом балками и стойками, а скругленными арками

    Конструкции сводов, т.е. арочно-купольная система перекрытий явилась следующим шагом в развитии архитектуры. Ей предшествовала

    Свод Википедия

    Свод (от «сводить» — соединять, смыкать) — в архитектуре тип перекрытия или покрытия пространства (помещения), ограниченного стенами, балками или столбами — конструкция, которая образуется наклонными поверхностями (прямолинейными или криволинейными).

    Своды позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор, используются преимущественно в круглых, многоугольных или эллиптических в плане помещениях.

    Конструктивная работа

    Barrel vault top force.jpg

    Своды, как правило, испытывают нагрузку от собственного веса, плюс от находящихся выше конструктивных элементов здания и атмосферных воздействий. Под нагрузкой свод работает преимущественно на сжатие. Возникшее вертикальное усилие сжатия своды передают на свои опоры. Во многих типах сводов возникает дополнительное усилие — горизонтальное, т. е. они начинают работать ещё и на распор. Горизонтальный распор может быть минимальным или же погашаться в теле кольцевой затяжки или иной заложенной в теле свода арматуры.

    Своды подразделяют на:

    • Повышенные — отношение стрелы свода или подъема к пролету свода более 1/2.
    • Пониженные — отношение стрелы свода к пролету колеблется от 1/4 до 1/2.
    • Плоские — отношение меньше 1/4.

    В России теорией равновесия сводов активно занимались знаменитые учёные, такие как академик Петербургской Академии наук С. Е. Гурьев[1].

    Эволюция сводчатых перекрытий

    Barrel vault top force.jpg Арочно-купольная система перекрытий (Пон-дю-Гар — римский мост и акведук I в. н.э. в районе Нима, Франция): нагрузка распределяется не смыкающимися под прямым углом балками и стойками, а скругленными арками

    Конструкции сводов, т.е. арочно-купольная система перекрытий явилась следующим шагом в развитии архитектуры. Ей предшествовала стоечно-балочная система, в основе которой лежит использование древесных стволов в качестве главного строительного материала. Несмотря на то, что блоки камня и кирпич вскоре заменили древесину, стоечно-балочная система (т. е. конструкция, элементы которой смыкаются под прямым углом) оставалась основным принципом строительства в Древнем мире — в архитектуре Древнего Египта и Древней Греции. Величина прочности камня на изгиб ограничивала в стоечно-балочной конструкции ширину пролёта примерно до 5 м. (Те своды, которые все-таки встречаются в архитектуре этих периодов, например, казематы акрополя Тиринфа и шахтовые гробницы носят название ложных сводов, т. к. в отличие от классических вариантов, не передавали распор и напоминали их лишь внешне).

    Ситуация изменилась лишь с изобретением достаточно надёжных связующих — таких как цемент и бетон, а также с развитием науки, которая позволила рассчитывать более сложные криволинейные конструкции. Применение криволинейных сводов, где камень работает уже не на изгиб, а на сжатие, поэтому обнаруживает более высокую прочность, позволило значительно превысить указанный выше размер пролета от 5 метров балочно-стоечной системы.

    [2]

    Хотя цилиндрические своды появились уже в IV — III тыс. до н. э. в Египте и Месопотамии, массовое использование арочно-купольной системы перекрытий началось лишь

    Своды как элемент архитектуры | Деловой квартал

    Своды стали ключевым архитектурным элементом еще до римского периода.

    В своей простейшей форме они состояли из двух параллельных стен, которые кверху постепенно наклонялись одна к другой, соединяясь в верхней точке центральным замковым камнем. Сила веса свода направлена не только вниз, но и наружу, В тех случаях, когда свод располагался над землей, вес должен был передаваться на землю через стены и, при необходимости, через контр­форсы. Своды были необходимой частью огромных базилик классической архитектуры и достигли расцвета в кафе­дральных соборах Средневековья, которые, казалось, не подчинялись силе земного притяжения.

    Контрфорсы

    Контрфорсы развились как конструкции, передающие вес свода на землю в зданиях, не имевших массивных стен. В наиболее утонченной готической архитектуре контрфорсы могли даже быть расположены отдельно от основного здания и легких остекленных стен. Такие «летучие контрфор­сы» использованы в показанном на фото Кёльнском соборе.

    Кёльнском собор

    Цилиндрический свод

    Цилиндрический или бочарный, – вогнутый, одинаковый по всей длине свод. Этот свод явля­ется основным и самым древним и появился в IX в. до Р. X. Цилиндрические своды возводят на основе деревянной скелетной формы, которую разбирают после того, как камни образуют полную арку, поддерживающую саму себя.

    Цилиндрический свод

    Своды соборов

    В отличие от единственного свода базилики, огромный объем готического собора покрывает сложная сеть сводов.

    Ребра крестового свода

    Когда два цилиндрических свода пересекаются под прямым углом, они образуют выступы, или ребра, – как в показанной на рисунке шведской церкви XI века. В тех случаях, когда эти ребра лежат на каменных опорах, образуется крестовый свод.

    Форма этих сводов различна: от простого креста до сложной системы первичных, или коньковых ребер, вторичных ребер, или тьерсеронах, и третичных, или звездчатых ребер.

    Ребра крестового свода

    Пересечения балок, особенно распо­ложенные в центре секции свода, часто украшены высту­пающими камнями, покрытыми искусной резьбой.

    Звездчатый свод

    Один из самых сложных готических сводов – звездчатый. Звездчатые ребра, выполнявшие, в основном, декоратив­ную функцию, использо­ваны здесь как дополнение к конструктивным. Вместе они образуют сетчатый узор свода.

    Звездчатый свод

    Свод с подвеской

    Один из поздних вариантов готического свода, с подвесками, которые кажутся висящими воздухе, а на самом деле являются продолжением замкового камня свода.

    Свод с подвеской

    Каменные ребра поддерживали расположенную между ними кладку и именно здесь располагали украшения свода.

    Смотрите также:

    Свод. Подробно об архитектурном термине.

    Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?

    • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
    • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
    • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
    • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
    • Как предложить событие в «Афишу» портала?
    • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

    Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

    Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

    Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

    Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

    Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?

    Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, отправьте простую заявку нам на почту [email protected]. Образец можно скачать здесь. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

    Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

    Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

    Как предложить событие в «Афишу» портала?

    В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

    Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

    Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

    Если вопросы остались — напишите нам.

    Сотовый свод — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Сотовый свод, мукарны, мукарнасы (перс. مقرنس‎, исп. muqarnas от араб. مقرنص‎), сталактиты — характерный элемент традиционной арабской и персидской архитектуры; разновидность складчатого свода из замкнутых перегороженных складок в виде ромбических гранёных впадин-гексагонов, пирамидальных углублений, похожих на восковые пчелиные соты или на сталактиты[1].

    Данная ячейка-элемент свода также называется собственно мукарной или сотой. Эти ячейки образуют декоративные выступы призматической формы, которые нависают друг над другом. Мукарны могут использоваться в качестве архитектурного элемента (создавать свод) или иметь только орнаментальную функцию[2].

    План-проекция ячеек в сотовом своде

    «Соты»-мукарны имеют форму небольших ниш, расположенных в определенной конструкции ярусами. Они могут быть выполнены из камня, кирпича, штукатурки или дерева. Они часто используются для куполов, карнизов, тромпов, арок и сводов — на тех поверхностях, которые европейская архитектура оставляет гладкой. Двухмерная проекция элементов сотового свода представляет собой основные геометрические формы — квадрат, равнобедренный треугольник, ромб, половину ромба (равнобедренный треугольник с короткой диагональю ромба в качестве основания), восьмиугольник и т. д.

    Тимуридский учёный XV века Гийат аль-Дин Масул Ал-Каши (ок. 1380—1429) описывает мукарны следующим образом[3]:

    «Мукарна — это ячейка, похожая на пирамиду с фацетами (гранями) и плоской крышкой. Каждая грань пересекает прилегающую к ней либо под прямым углом, либо на его половину, либо на их сумму или же любую другую комбинацию этих двух углов. Две грани можно считать будто стоящими на плоскости, параллельной горизонту. Над ними устраивается плоская поверхность (не параллельная горизонту), либо две поверхности, можно плоские либо искривленные, которые образуют их крышку. Обе грани вместе с их крышкой зовутся одной ячейкой. Смежные ячейки, которые имеют в своем основании одну и ту же поверхность, параллельную горизонту, называют рядом»[4].

    Кроме того, существуют промежуточные элементы, которые соединяют крышки соседних ячеек. Поскольку в основу всех граней ложится одинаковый модуль, все ячейки легко сочетаются между собой.

    Ал-Каши различает четыре типа мукарн:

    1. простые мукарны
    2. мукарны из штукатурки — оба типа с простыми гранями и крышками
    3. искривлённые мукарны (арки)
    4. ширази — где все элементы искривлены

    Считается, что этот тип свода возник в середине X века в северной и восточной частях Ирана почти одновременно и, по-видимому, независимо — в центре Северной Африки.

    Самый ранний пример мукарн был обнаружен вблизи Самарры, в мавзолее Шараф ад-Давла (мавзолей Имам Дур). Другие примеры сотового свода — Альгамбра (Гранада), дворец Аббасидов (Багдад), мавзолей султана Каитбея (Египет). Пример росписи на сотовом своде — потолок Палатинской капеллы во дворце сицилийских королей в Палермо (ок. 1140).

    1. ↑ Сталактиты // Архитектура. Краткий справочник / М. В. Адамчик. — Минск: «Харвест», 2004. — С. 473. — 624 с. — ISBN 985-13-1842-6.
    2. ↑ Термин и понятие являются родственными с мокарбе (mocárabe), который, тем не менее, является только орнаментальным дизайном, и не обязательно мог иметь форму сталактитов
    3. ↑ Muqarnas Visualization in the Numerical Geometry Group (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 4 апреля 2009. Архивировано 8 февраля 2009 года.
    4. ↑ The muqarnas is a ceiling like a staircase with facets and a flat roof. Every facet intersects the adjacent one at either a right angle, or half a right angle, or their sum, or another combination of these two. The two facets can be thought of as standing on a plane parallel to the horizon. Above them is built either a flat surface, not parallel to the horizon, or two surfaces, either flat or curved, that constitute their roof. Both facets together with their roof are called one cell. Adjacent cells, which have their bases on one and the same surface parallel to the horizon, are called one tier. (Ghiyath al-Din Mas’ud al-Kashi. «Key of Arithmetic», Book IV, «On Measurements», chapter «Measuring Structures and Buildings»)

    материал по проекту часовни

    Иллюстрация

    Определение

    Цилиндрический свод — образует в поперечном сечении полукруг (или половину эллипса, параболы, проч). Это простейший и наиболее распространённый тип сводов. Перекрытие в нём опирается на параллельно расположенные опоры — две стены, ряд столбов или аркады. В зависимости от профиля арки, лёгшей в основание, бывают:

    • полуциркульные

    • стрельчатые

    • коробовые

    • эллиптические

    • параболические

    Коробовый свод — разновидность цилиндрического свода; отличается от него тем, что образует в поперечном сечении не простую дугу, а трехцентровую или многоцентровую коробовую кривую. Он имеет большой распор, обычно погашаемых металлическими связями, и служит для перекрытия более обширных по площади помещений, нежели цилиндрический свод.

    Цилиндрический свод с распалубками — свод, образованный путем пересечения под прямым углом одного свода с другими меньшего пролета и меньшей высоты, то есть — с образованием распалубок.

    Крестовый свод — образуется путем пересечения двух сводов цилиндрической или коробовой формы одинаковой высоты под прямым углом. Применялся для перекрытия квадратных, а иногда прямоугольных в плане помещений. Он может опираться на свободностоящие опоры (столбы, колонны) по углам, что позволяет сосредоточить в плане давление только на угловых опорах.

    Сомкнутый свод — образуется наклонными по заданной кривой продолжениями стен — лотками (щеками), которые опираются по всему периметру на стены и сходятся в горизонтальной шелыге свода при прямоугольном плане или в одной точке при перекрытии квадратного (на илл.) в плане помещения (в последнем случае также может также называться «монастырским»). Является производным от свода цилиндрического. Передает на стены вертикальное давление и распор по всей длине. Был известен в архитектуре Средней Азии, Рима и готике, но применялся редко, более широко распространился в архитектуре Возрождения.

    Зеркальный свод — отличается от сомкнутого тем, что его верхняя часть представляет собой плоскую горизонтальную плиту-плафон (т. н. «зеркало»). Обычно она отделяется от паддуг (боковых граней) четкой рамой и часто используется для живописи. Подобный свод часто применяется в декоративных целях, в то время как само помещение на самом деле может быть перекрыто балочной или стропильной конструкцией, к которой подвешивается ложный свод. Получил наибольшее распространение в эпоху Возрождения.

    Парусный свод — вспарушенный свод на четырех опорах. Образуется отсечением пертикальными плоскостями частей сферической поверхности купола. Условно расчленен на две зоны: нижнюю — несущую, и верхнюю — несомую пологую часть сферы, называемую скуфьей. Иногда скуфье придавали полуциркульную форму.

    Крещатый свод — сомкнутый свод, прорезанный двумя пересекающимися крест-накрест сводами иной формы, на пересечении которых стоит световой барабан.

    Купольный свод — представляет собой полушарие, обычно опирается на цилиндрический в плане барабан или на полукруглые в плане стены апсид. В последнем случае называется полукупольным сводом или конхой.

    Купол на парусах (свод на парусах, парусный свод) — образуется отсечением вертикальными плоскостями частей сферической поверхности купола (без барабана).

    Крестово-купольный свод — купол, водруженный на крестовое перекрытие (с барабаном).

    Ступенчатый свод — тип свода, применявшийся для перекрытия небольших бесстолпных церквей при помощи системы поперечных арок, расположенных ступенями, на которые опираются ступенчатые арочки, расположенные в продольном направлении, образуя в центре открытый квадрат, завершенный световым барабаном.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *