Таблица классификация архитектурных стилей – Архитектурные стили по порядку. Стили и направления в мировой архитектуре

Таблица Классификация архитектурных стилей — Универ soloBY

название стиля

характеристика стиля

Канонический

4тыс. до н.э.

332 г.н.э.

Сверх человеческие размеры, устойчивость, строгая симметрия, «колличественность», геометризм форм, грандиозность. Архитектура увековечила обожествлённую власть фараона и веру в загробную жизнью.

(пирамиды в Гизе, ансамбль храмов в Карнаке)

Классический

8 в до н.э.-

5 век н.э.

Этот стиль выработался в Античности: Греции, Риме. Лёгкая стройная архитектура Др. Греции несёт в своём художественном строе иной дух героики и значимости человека. Главное достижение греческих зодчих- создание ордера. Гармония, лёгкость, простота, соразмерность человеческому маштабу практичность, рационализм, торжественность.

(Афинский акрополь, римский колизей)

Романский

11- 12 в.в.

Массивность, тяжеловестность, грузность, крепостной характер, основное выразительное средство — стела с узкими проёмами — крестово -купальная система. Толстые стены, узкие окна- бойниц в монастырях и замках. Главным элементом композиции — донжон. Вокруг нее располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров. 

(Соборный ансамбль в Пизе, Собор в Вормсе)

Готический

13 — 14 в.в.

Конструктивной основой становится каркас, появляются огромные проёмы, заполненные витражами. Вытягиваются и принимают стрельчатую форму арки и порталы. Лёгкость, ажурность, невесомость, устремлённость вверх к небу, к Богу.

(собор Парижской Богоматери, собор в Реймсе, в Кёльне)

Древне — русский

9 — 17 в.в.

Величавая простота, праздничность, нарядность, декоративность, многоглавие.

(храм Св. Софии в Киеве, церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире)

Ренессанс

13 — 17 в.в.

Симметрия, гармония, уравновешенность, геометорическая правильность форм. Важным достижением- создание новой архитектурной формы — этажа. Окна трактуются как глаза здания, фасад — как лицо здания; т.е. снаружи выражается внутреннее архитектурное пространство.

(храм Санта — Мария дель Фьоре, Палаццо Ручелаи, Микеланджело Буонарроти. Купол собора св.Петра. Рим)

Барокко

17 век

Причудливый, динамичный, неспокойный, богато декорированный, скульптурный, создание парков, ансамблей, здания богато укршены лепниной, живописью, скульптурой.

(Ансамбль собора Св. Петра в Риме, Царскосельский дворец, Эрмитаж, Борромини. Церковь Сан Карло алле кватро фонтане. Рим)

Классицизм

17 — 19 в.в.

«Классиус» — образец. Стиль абсолютных монархий, спокойное величие и благородная простота, строгий ритм, симметрия, нарядность, торжественность. строгость формы, ясность пространственного решения, геометризм интерьеров, мягкость цветов и лаконизм внешней и внутренней отделки сооружений

(дворцовый ансамбль Версаля, стрелки Васильевского острова, Казанский собор)

Рококо

18век

«Рокайль» — раковина. Утончённость, манерность, роскошь, прихотливая декоративность, орнамент в виде раковины. характерно тяготение к асимметрии композиций, мелкая деталировка формы, насыщенная и уравновешенная структура декора в интерьерах, сочетание ярких и чистых тонов цвета с белым и золотом, контраст между строгостью внешнего облика зданий и деликатностью внутреннего их убранства. (Овальный зал отеля Субиз, двоцовые интерьеры Зимнего дворца, Смольный собор)

Ампир

18век

Стиль империи эпохи Наполеона, суховатость, академизм, строгость, чёткость линий, холодное величие. сочетание массивных простых геометрических форм с предметами военной эмблематики. увлечение строительством различного рода триумфальных арок, памятных колонн, обелисков. Важными элементами декоративного убранства зданий становятся портики. В отделке интерьеров часто используются бронзовое литье, роспись плафонов, альковов

(Шальгрен. Арка Звезды в Париже, здание главного штаба в Петербурге, Лепер и Гондуэн. Вандомская колонна в Париже.)

Модерн

19 век

Ассиметрия, смягчённые обтекаемые формы, изгибающиеся линии орнамента, внешняя декоративность. использование новых технологий (металл, стекло). Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки — все тщательно проектировалось в едином стиле

(Дом Бальо (1906, арх. Антонио Гауди), Викто́р Орта́ Дом Тасселя (1983), дом Сытина, Особняк С.Рябушинского. Ф.Шехтель. Москва.1902

Модерн – к. XIX — начале XX в; характеризуются различными украшениями домов, скруглениями, уходом от правильных геометрических форм. Использование больших, площадей остекления. Облицовочные поверхности выполняются из декоративного кирпича, керамогранита, а также в отдельных случаях – покраска.( в архитектуре Москвы — Ярославский вокзал, ЦУМ, гостиница Метрополь)

Современный

(контруктивизм,

органика,

ретро)
20 век

Использование новых строительных конструкций, новые строительные материалы, абстракция геометрических форм, эстетизация конструкций. Конструктивизм- конструирования окружающей среды, возможности новой техники, ее логичных, целесообразных конструкций, эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево. Показной роскоши конструктивисты стремились противопоставить простоту и подчеркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чем они видели овеществление демократичности и новых отношений между людьми. (Московский планетарий, арх. М. Барща, М. Синявского; Эйфелева башня  Г. Эйфель Франция)

«органическая архитектура»- утверждать необходимость и приятность для человеческого глаза гибких природных форм, соединения архитектурных сооружений с природным окружением. (Оперный театр,Йорн Устцон, Австралия, Сидней )

Ретро стиль -просторные формы, веранды. Наружная отделка дома выполняется из современных материалов, но стилизованная под старину. Здесь присутствует контраст темных цветов и светлых, изломы крыш, ендовы, мансардные окна, просторные лестницы.

«хай-тек» («хайтек») — максимальная функциональность. Никаких декоративных излишеств. Активное внедрение новейших технологий в среду обитания человека. Порой демонстративное использование технических форм – ярко окрашенных открытых труб, воздуховодов, элементов инженерного оборудования, металлических конструкций и другого антуража «века техники»

Конструкциям присущи: строгость и простота, прямые линии, простые геометрические формы. Декор спокойный. В цветовой гамме преобладает однотонность. Много металла и стекла. Популярны металлостеклянные многоярусные галереи(«Рейнбоу сентр» в Ниагара-Фоллс, США, 1978 )

Архитектурные стили таблица. Стили и направления в мировой архитектуре

Классификация архитектурных стилей

название стиля

характеристика стиля

план

изображение

Канонический

4тыс. до н.э.

332 г.н.э.

Сверх человеческие размеры, устойчивость, строгая симметрия, «колличественность», геометризм форм, грандиозность. Архитектура увековечила обожествлённую власть фараона и веру в загробную жизнью.

Театр был построен во времена Поликетты Млодза, около 300 лет назад. Самые известные здания древней Греции, в дополнение к вышесказанному. Афины, Акрополя, Парфенона, Храм Артемиды, Пророков, храма Ники, Эрехионона и статуи Афины. Парфенон или храм Афин Парфенон — один из самых известных памятников в Древней Греции, построенный самым известным художником греческой эпохи Фидии. Храм построен из белого мрамора и имеет 12 метров статуи Афин, сделанные Фидиасом. На протяжении веков это здание служило церковью, мечетью и даже боеприпасами, но все еще остается символом древней Греции.

(пирамиды в Гизе, ансамбль храмов в Карнаке)


Классический

8 в до н.э.-

5 век н.э.

Этот стиль выработался в Античности: Греции, Риме. Лёгкая стройная архитектура Др. Греции несёт в своём художественном строе иной дух героики и значимости человека. Главное достижение греческих зодчих- создание ордера. Гармония, лёгкость, простота, соразмерность человеческому маштабу практичность, рационализм, торжественность.

Многие скульптуры из интерьера этого здания теперь можно увидеть в Британском музее в Лондоне. Эрехтейон — второй по величине храм, посвященный Афине после Акрополя. Он был построен в стиле иония, с колоннами, характерными для фасадов — статуи женщин, называемых кариатидами. Афина Полиас и Посейдон, который был богом моря, был вторым защитником Афин.

Объективность, характерная для научных областей, основана на сборе и систематизации различных реалий построенной среды. Ограничением этого процесса является теория о том, что достаточная проектная предпосылка, а также только полевые данные и потребности клиентов. «Домашний автомобиль» был, возможно, слишком близок к этому пределу. Не случайно два края указанного интервала являются квази-современными в 20-х годах века. Возможно, это максимум поляризации архитектуры, феномен, характерный для современного периода.

(Афинский акрополь, римский колизей)


Романский

11- 12 в.в.

Массивность, тяжеловестность, грузность, крепостной характер, основное выразительное средство — стела с узкими проёмами — крестово -купальная система. Толстые стены, узкие окна- бойниц в монастырях и замках. Главным элементом композиции — донжон. Вокруг нее располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

Радикализм упомянутых полюсов также демонстрируется их неустойчивостью. Часовня Рончам из расиста № 1 Ле Корбюзье можно понять с этой точки зрения как дезертирство против врага. Действительно, полная свобода, предлагаемая идеологической или даже гностической системой мышления в случае упомянуты

Таблица Классификация архитектурных стилей — Учись.Ru

название стиля

характеристика стиля

Канонический

4тыс. до н.э.

332 г.н.э.

Сверх человеческие размеры, устойчивость, строгая симметрия, «колличественность», геометризм форм, грандиозность. Архитектура увековечила обожествлённую власть фараона и веру в загробную жизнью.

(пирамиды в Гизе, ансамбль храмов в Карнаке)

Классический

8 в до н.э.-

5 век н.э.

Этот стиль выработался в Античности: Греции, Риме. Лёгкая стройная архитектура Др. Греции несёт в своём художественном строе иной дух героики и значимости человека. Главное достижение греческих зодчих- создание ордера. Гармония, лёгкость, простота, соразмерность человеческому маштабу практичность, рационализм, торжественность.

(Афинский акрополь, римский колизей)

Романский

11- 12 в.в.

Массивность, тяжеловестность, грузность, крепостной характер, основное выразительное средство — стела с узкими проёмами — крестово -купальная система. Толстые стены, узкие окна- бойниц в монастырях и замках. Главным элементом композиции — донжон. Вокруг нее располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров. 

(Соборный ансамбль в Пизе, Собор в Вормсе)

Готический

13 — 14 в.в.

Конструктивной основой становится каркас, появляются огромные проёмы, заполненные витражами. Вытягиваются и принимают стрельчатую форму арки и порталы. Лёгкость, ажурность, невесомость, устремлённость вверх к небу, к Богу.

(собор Парижской Богоматери, собор в Реймсе, в Кёльне)

Древне — русский

9 — 17 в.в.

Величавая простота, праздничность, нарядность, декоративность, многоглавие.

(храм Св. Софии в Киеве, церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире)

Ренессанс

13 — 17 в.в.

Симметрия, гармония, уравновешенность, геометорическая правильность форм. Важным достижением- создание новой архитектурной формы — этажа. Окна трактуются как глаза здания, фасад — как лицо здания; т.е. снаружи выражается внутреннее архитектурное пространство.

(храм Санта — Мария дель Фьоре, Палаццо Ручелаи, Микеланджело Буонарроти. Купол собора св.Петра. Рим)

Барокко

17 век

Причудливый, динамичный, неспокойный, богато декорированный, скульптурный, создание парков, ансамблей, здания богато укршены лепниной, живописью, скульптурой.

(Ансамбль собора Св. Петра в Риме, Царскосельский дворец, Эрмитаж, Борромини. Церковь Сан Карло алле кватро фонтане. Рим)

Классицизм

17 — 19 в.в.

«Классиус» — образец. Стиль абсолютных монархий, спокойное величие и благородная простота, строгий ритм, симметрия, нарядность, торжественность. строгость формы, ясность пространственного решения, геометризм интерьеров, мягкость цветов и лаконизм внешней и внутренней отделки сооружений

(дворцовый ансамбль Версаля, стрелки Васильевского острова, Казанский собор)

Рококо

18век

«Рокайль» — раковина. Утончённость, манерность, роскошь, прихотливая декоративность, орнамент в виде раковины. характерно тяготение к асимметрии композиций, мелкая деталировка формы, насыщенная и уравновешенная структура декора в интерьерах, сочетание ярких и чистых тонов цвета с белым и золотом, контраст между строгостью внешнего облика зданий и деликатностью внутреннего их убранства. (Овальный зал отеля Субиз, двоцовые интерьеры Зимнего дворца, Смольный собор)

Ампир

18век

Стиль империи эпохи Наполеона, суховатость, академизм, строгость, чёткость линий, холодное величие. сочетание массивных простых геометрических форм с предметами военной эмблематики. увлечение строительством различного рода триумфальных арок, памятных колонн, обелисков. Важными элементами декоративного убранства зданий становятся портики. В отделке интерьеров часто используются бронзовое литье, роспись плафонов, альковов

(Шальгрен. Арка Звезды в Париже, здание главного штаба в Петербурге, Лепер и Гондуэн. Вандомская колонна в Париже.)

Модерн

19 век

Ассиметрия, смягчённые обтекаемые формы, изгибающиеся линии орнамента, внешняя декоративность. использование новых технологий (металл, стекло). Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки — все тщательно проектировалось в едином стиле

(Дом Бальо (1906, арх. Антонио Гауди), Викто́р Орта́ Дом Тасселя (1983), дом Сытина, Особняк С.Рябушинского. Ф.Шехтель. Москва.1902

Модерн – к. XIX — начале XX в; характеризуются различными украшениями домов, скруглениями, уходом от правильных геометрических форм. Использование больших, площадей остекления. Облицовочные поверхности выполняются из декоративного кирпича, керамогранита, а также в отдельных случаях – покраска.( в архитектуре Москвы — Ярославский вокзал, ЦУМ, гостиница Метрополь)

Современный

(контруктивизм,

органика,

ретро)
20 век

Использование новых строительных конструкций, новые строительные материалы, абстракция геометрических форм, эстетизация конструкций. Конструктивизм- конструирования окружающей среды, возможности новой техники, ее логичных, целесообразных конструкций, эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево. Показной роскоши конструктивисты стремились противопоставить простоту и подчеркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чем они видели овеществление демократичности и новых отношений между людьми. (Московский планетарий, арх. М. Барща, М. Синявского; Эйфелева башня  Г. Эйфель Франция)

«органическая архитектура»- утверждать необходимость и приятность для человеческого глаза гибких природных форм, соединения архитектурных сооружений с природным окружением. (Оперный театр,Йорн Устцон, Австралия, Сидней )

Ретро стиль -просторные формы, веранды. Наружная отделка дома выполняется из современных материалов, но стилизованная под старину. Здесь присутствует контраст темных цветов и светлых, изломы крыш, ендовы, мансардные окна, просторные лестницы.

«хай-тек» («хайтек») — максимальная функциональность. Никаких декоративных излишеств. Активное внедрение новейших технологий в среду обитания человека. Порой демонстративное использование технических форм – ярко окрашенных открытых труб, воздуховодов, элементов инженерного оборудования, металлических конструкций и другого антуража «века техники»

Конструкциям присущи: строгость и простота, прямые линии, простые геометрические формы. Декор спокойный. В цветовой гамме преобладает однотонность. Много металла и стекла. Популярны металлостеклянные многоярусные галереи(«Рейнбоу сентр» в Ниагара-Фоллс, США, 1978 )

Сводная таблица исторических периодов и стилей

История русской архитектуры
Сводная таблица исторических периодов и стилей
(опыт исторического исследования)

Попытка нарисовать сводную таблицу всех периодов и стилей Русской архитектуры дело почти безнадежное. Но некоторые профессиональные историки решались на это. И я тоже встречал подобную таблицу, но давно, и уже не помню в какой книге.
В основном все исследователи ограничиваются эпистолярным жанром или расписывают отдельные моменты истории, отдельные периоды. Их можно понять, лучше написать много и подробно о небольшом этапе.

Но увидеть всю историю Русской архитектуры в одной сводной таблице мне давно хотелось.

И уж раз я взялся за историю Архитектурных стилей России, то решил, что необходимо дополнить словесный жанр графическими построениями, которые всегда более наглядно демонстрируют всю сущность вопроса.

Сводная таблица исторических периодов и стилей разработана как графическое приложение к общей схеме периодов и стилей русской архитектуры. Схема присутствует в левой колонке журнала «Архитектурный стиль»  в качестве Меток журнала:

Сводная таблица исторических периодов и стилей

Сводная табл..jpg

И некоторые пояснения –

1. Древнерусская архитектура. По отдельным региональным архитектурным школам:

Новгород – Псков – Владимир – Суздаль – Ростов – Ярославль – Смоленск – Москва.

Конечно, этих регионов значительно больше, но в своем Журнале я охватил пока только эти регионы — с древними и яркими архитектурными памятниками. В принципе, можно было бы сделать проще – отделаться одной общей фразой: Древнерусская архитектура.

Естественно, что начало каждого периода  — дата очень условная, так как огромное число древних сооружений не сохранилось. Приходится ориентироваться на самый старший объект, дошедший до наших дней. Более правильным было бы указывать даты исторических сооружений на основании археологических сведений. Да, были построены в таком-то году, но не сохранились (но здесь уже не архитектура, а предположения).

Окончание каждого периода тоже тема для исследования.
1 — Возвышение Москвы и создание единого Московского государства наложило свой отпечаток на все регионы. Начиная с XVI века влияние архитектурных веяний Москвы на другие города и веси конечно очень сильное. Но сложившиеся ранее архитектурные школы и Пскова, и Владимира, и Смоленска еще долгое время продолжали свое развитие.
2 — Как это ни удивительно, но и в XVIII веке с началом повсеместного строительства зданий в классических ордерных формах, многие региональные школы продолжали создавать свою, традиционную и привычную архитектуру. Особенно это заметно в архитектуре церквей. Сегодня эти здания для нас неотделимы от древнерусской архитектуры, хотя построены они уже во времена Российской империи.

Здесь уместно привести пример Пскова и, особенно Суздаля, где строительство в «суздальском стиле» продолжалось до конца XVIII века, когда в столицах давно закончился и стиль Барокко, и даже стиль Классицизм был на излете.

Все эти нюансы отечественной истории я тоже попытался отобразить графически в таблице.

1.7 — Деревянная архитектура севера. Изначально Русская земля – страна деревянных городов, деревянных домов, деревянных церквей, и даже деревянных мостовых. Но поскольку сегодня деревянные сооружения (а точнее рубленные из бревен) сохранились в основном только в северных регионах, то и тема названа именно «деревянная архитектура севера». Но дерево – материал недолговечный. Среди сохранившихся построек одной из древнейших считается Лазаревская церковь Муромского монастыря на Онежском озере, построенная в конце XIV века.

Ясность и выразительность деревянной архитектуры, подлинного народного искусства, заканчиваются в конце XVIII века. В XIX веке в деревянную архитектуру проникают эклектичные детали и подражание новым архитектурным методам, что лишило ее исторической и художественной правдивости.

1.8 — Древнерусские крепости. Это огромная тема, проходящая через всю историю отечественной архитектуры. Каждый русский город начинался со строительства крепостной стены – «огораживался». И под термином «крепость» мы сегодня суммируем  разные сооружения – городские стены с башнями и укреплениями, Кремли, детинцы, крепости и укрепленные монастыри, остроги, и другие объекты, имеющие ярко выраженный оборонный характер. Первоначально на Руси еще строились деревянные крепости, которые позднее заменялись каменными. Но обычно строительство оборонных сооружений велось из камня или кирпича. К счастью для нас, огромное количество древнерусских крепостей построены так крепко, что дошли до наших дней. И не только сохранились, но и послужили защитой от врагов и в XVIII — XIX веках, и в XX веке тоже.

3, 4, 6, – Классические архитектурные стили нового времени
(т е. Российской империи  XVIII и XIX веков).

Стиль БАРОККО, стиль Классицизм и стиль Ампир. Эти строки таблицы нарисовать  уже значительно проще. Есть огромное количество исследовательских материалов, имена архитекторов и даты построек. Общий объем этих материалов, конечно, не европейского уровня, белых пятен все равно многовато. Но по сравнению с древнерусскими временами здесь мы имеем просто энциклопедический объем знаний.

5 — «Национально-романтический» этап — это боль и слезы нашей исторической науки. В десятках книг, в статьях, и уж конечно в интернете — везде чаще всего присутствуют названия «русская готика», «готический стиль» и пр. Мода на «готическую» старину при Екатерине оставила в истории это название, хотя в действительности никакой готики в работах Баженова и Казакова не было.

6.1 — Деревянный ампир. Фактически этот термин изобретен мною при составлении общего списка периодов и стилей. Для такого решения было много причин. Начало XIX века, и особенно ситуация в России после наполеоновского нашествия, дала импульс к строительству деревянных домов самого разного назначения. Среди них одноэтажные особняки особенно красивы в своей простой деревянной отделке. Деревянная русская архитектура пополнилась в эпоху Ампира действительно уникальными сооружениями. И эти простые и недорогие деревянные ампирные особняки продолжали строить многие годы, даже во второй половине XIX века. Традиционный «барский дом» с колоннами, на лужайке, привлекал внимание всех слоев тогдашнего общества. И зажиточный купец, и новоявленный промышленник тоже строили для себя ампирный дом с колоннами. Очевидно, что бы почувствовать себя ровней с дворянами.

8 и 9 – Стиль Модерн и Ретроспективизм с его разновидностями.

Это стили последних лет царской России, времени сложного во всех аспектах.

В классической советской архитектурной школе эти периоды старались вообще не рассматривать.  И только в 1980-х годах появились исследования об архитектуре второй половины XIX века (об эклектике), и архитектуре конца XIX века и начала XX века – о Модерне и Ретроспективизме.

Это время расцвета строительного искусства России. Появление новых материалов и новых технологий отделки зданий, творческое освоение исторического опыта и многое другое, что позволило создать за короткий период огромное количество архитектурных сооружений. Конечно, архитектурный уровень зданий этого времени не всегда был на высоте. Излишняя вычурность, особенно в особняках, порою снижают общий уровень постройки. Но зато в промышленной архитектуре произошел поистине революционный переворот.
Если очень коротко, но надо сказать — период был короткий, но очень яркий….

……………………………………………………………………….

Литература:

— История русской архитектуры. – М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956.
— Ю.П.Спегальский. Псков. – Л.- М.: Искусство, 1963.
— М.К.Каргер. Новгород Великий. – Л.- М.: Искусство, 1966.
— Е.И.Кириченко. Русская архитектура 1830-1910-х годов. – М.: Искусство, 1982.
— А.В.Ополовников. Русское деревянное зодчество. – М.: Искусство, 1986.
— И.А.Воротникова, В.М.Неделин. Кремли, крепости и укрепленные монастыри Русского государства XV-XVII веков. — М: Буксмарт, 2013.

№ 1 Архитектура стили

Архитектура: основные стили

Архитектура (или зодчество) – с греческого – «мастер строить».

1) Постройки (здания и сооружения), окружающие человека в жизни и созданные его руками.

2) Искусство проектировать и строить здания и сооружения по законам красоты.

Древнегреческая архитектура

Всякое архитектурное сооружение имеет четкий конструктивный порядок: состоит из частей

несущих (стен, колонн, пилонов) и несомых (плоских и сводчатых перекрытий). Важнейшим достижением древнегреческой архитектуры являлось изобретение архитектурного ордера.

Архитектурный ордер – определенное сочетание несущих и несомых элементов стоечно-балочной конструкции (т.е. на колонны и стены горизонтально укладывались каменные балки), их структура и художественная обработка. Архитектурный ордер слагается из двух элементов – колонна и антаблемент.

Колонна состоит из трех частей – базы, ствола и капители. База представляет собой круглое основание, на которое колона опирается. Ствол колонны может иметь вертикальные желобки – каннелюры. Они придают колонне стройность, оживляют ее ствол светотенями. Венчает колонну фигурная капитель (с латинского – «головка»). Таким образом, античная колонна как бы состоит из головы, туловища и ног и ассоциировалась у греков с человеческим телом. Нередко скульптуры, изображающие людей – атланты и кариатиды – заменяли колонны.

Антаблемент, как и колонна, состоит из трех частей – архитрав, фриз и карниз. Архитрав представляет собой балку, которая покоится на капителях колонн или стене. Над архитравом тянется фриз. Часто снаружи для украшения здания его покрывают скульптурными рельефами. Венчает антаблемент выступающий карниз. Выше антаблемента по торцам здания располагается фронтон, образуемый карнизом и двумя скатами крыш. Именно из фасада древнегреческих храмов с колоннами, антаблементом и венчающим их фронтоном вырос портик – важнейшая часть любого здания эпохи классицизма.

В древнегреческой архитектуре существовало три типа архитектурного ордера:

дорический ордер (сложился в 7-6 вв. до н.э.)

ионический ордер (сложился в 5 в. до н.э.)

коринфский ордер (сложился в конце 5 в. до н.э.)

Отличительным признаком того или иного архитектурного ордера является тип колонны. Дорическая колонна – мощная, коренастая, с широкими каннелюрами. Она не имеет базы, да и капитель предельно проста: квадратная плита (абака) и подпирающая ее круглая подушка (эхин). В сознании древних греков дорическая колонна ассоциировалась с мужским телом атлета.

Ионическая колонна, напротив, сравнима с женской фигурой. Ствол ее тоньше, чем у дорической колонны, она изящна, стройна. Ионическая колонна покоится на высокой базе, а ее капитель имеет четыре красивых завитка – валюты.

Самая же нарядная из греческих колонн – коринфская с великолепной капителью, покрытой растительным орнаментом. Она у греков ассоциировалась с молодой девушкой.

Основные архитектурные стили мировой архитектуры

Хронологические рамки

Название стиля

10 –13 вв.

Романский

13 – 16 вв.

Готический

конец 16 – середина 18 вв.

Барокко

17 – начало 19 вв.

Классицизм

первая половина 19 в.

Ампир

конец 19 – начало 20 вв.

Модерн

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ (от латинского – «римский») – архитектурный стиль в Западной Европе в 10-13 вв., отличающийся простотой, строгостью, массивностью архитектурных форм.

Романская архитектура представлена памятниками как религиозного назначения – монастыри, церкви, так и светского – замки.

Романские церкви должны были вмещать большое количество людей, желавших принять участие в богослужении, поэтому размеры церквей увеличились, что повлекло за собой создание новых конструкций сводов и опор. Именно в романской архитектуре впервые в Средневековье появились огромные здания, целиком выстроенные из камня.

Романские замки также стали каменными и превратились в неприступные крепости. В центре замка находилась каменная башня – донжон. На первом этаже находились кладовые, на втором – комнаты хозяина замка, над ними – помещения для слуг и охраны, в подвале – тюрьма. На вершине башни выставлялся дозор. Как правило, замок был окружен глубоким рвом. Мост, перекинутый через ров к главной башне, в случае опасности поднимали и закрывали им входные ворота.

По принципу защищенной крепости строили и первые города, окруженные стенами и рвами.

Основной признак романской архитектуры – обороноспособность. Для неё характерны: цилиндрические (имеющие форму полуцилиндра) и крестовые (два полуцилиндра, скрещивающиеся под прямым углом) своды, массивные и толстые стены, крупные опоры, обилие гладких поверхностей и скульптурный орнамент. Внешний вид здания отличали простота, величавость и строгость, которые дополняли суровость, а иногда и мрачность.

В скульптуре, украшавшей фасады зданий, во фресковой живописи интерьеров преобладали религиозная догматичность и условность трактовки фигур.

В 13 в. романский стиль был вытеснен готикой.

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ (ГОТИКА) (от названия германского племени готов) – архитектурный стиль Западной Европы в 13-16 вв., пришедший на смену романскому, который характеризуется подчинением архитектурных форм вертикальному ритму, стрельчатыми сводами на ребрах, обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, применением витражей.

В отличие от романского периода центрами европейской религиозной, культурной, политической и экономической жизни к концу 12 в. стали не монастыри, а города. Здесь располагались дворцы аристократов, резиденции высшего духовенства, церкви, монастыри, университеты.

Центрами общественной жизни средневекового города стали ратуша (здание городского самоуправления) и собор (крупный христианский храм). Ратуша представляла собой большое каменное здание с залом для собраний на первом этаже и подсобными помещениями на втором. Над ратушей возвышалась башня – символ свободы города.

Готическая архитектура представляет собой органическое единство двух составляющих – конструкции и декора. Суть готической конструкции состоит в создании особого каркаса или скелета, обеспечивающего прочность и устойчивость зда­ния. Если в романской архитектуре устойчивость постройки зависит от массивности стен, то в готической – от верного распределения сил тяжести. Готическая конструкция включает три главных элемента: 1) свод на нервюрах (арка из тесаных клинчатых камней, укрепляющая ребра свода) стрельчатой формы; 2) система так называемых аркбутанов; 3) мощные контрфорсы. Таким образом, если в романской церкви массивные своды покоятся на толстых стенах, то в готическом соборе свод опирается на арки, а те в свою очередь – на столбы. Боковое давление свода передается аркбутанам (наружные каменные полуарки, передающие распор свода главного нефа конрфорсам) и контрфорсам (наружным опорам, своего рода «костылям» здания). Такая конструкция дала возможность уменьшить толщину стен, увеличить внутренне пространство здания. Стены перестали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество окон, арок, галерей. В готическом соборе исчезла ровная поверхность стены, поэтому стенная роспись уступила место витражу – изображению, составленному из скрепленных между собой цветных стекол, которое помещали в проем окна. Использование витражей открывало свободный доступ света внутрь помещения. Данное обстоятельство было чрезвычайно важ­ным для христианства, ибо оно придает свету божественное и мистическое значение. Цветные витражи вызывают волную­щую игру окрашенного света в интерьере готических соборов.

Если романская церковь тяжеловесная и приземиста, то готический собор легок и устремлен ввысь. Это связано с использованием в готической архитектуре новой конструкции сводов (о чем говорилось выше), а также башен с остроконечными шпилями и богатого декоративного оформления. Наряду с витражами готические постройки украшались скульптурами, рельефами, абстрактными геометрическими узорами, растительным орнаментом. К этому добавлялась искусная церковная утварь собора, прекрасные изделия при­кладного искусства. Все это превращало готический собор в место подлинного синтеза всех видов и жанров искусства.

Колыбелью готики стала Франция. Здесь она родилась во второй половине 12 в. и затем три столетия развивалась по пути все большей легкости и декоративности. В 13 в. она достигала настоящего расцвета. В 14 в. усиление декора­тивности идет главным образом за счет ясности и четкости конструктивного начала, что приводит к появлению «лучистого» готического стиля. 15-е столетие рождает «пламе­неющую» готику, названную так по той причине, что некото­рые декоративные мотивы напоминают языки пламени.

Таблица «Сравнение романского и готического архитектурных стилей»

Архитектурные элементы

Романский стиль

Готический стиль

Время существования

10-13 вв.

13-16 вв.

Наиболее характерны

тип здания

церковь, монастырь, замок

собор, ратуша

Внешний облик

массивность, неприступность

динамичность, устремлённость ввысь

Пространство

небольшое

огромное

Высота

не более 50 метров

50 метров и более

Стены

гладкие, толстые

тонкие, рельефные

Башни

толстые, зубчатые

тонкие, шпилевидные

Арки

закруглённые

стрельчатые

Окна

редкие окна, в виде бойниц, забраные решетками

частые окна, большие, украшены витражами

Декор

наружный декор – только у церковных сооружений; внутренний – фреска, шпалера.

декор снаружи и внутри – богатство скульптурной отделки.

Тип церковного храма

базилика

базилика

БАРОККО (с итальянского – странный, причудливый, неправильной формы) – архитектурный стиль в странах Европы в 16-18 вв., в России – в 18 в., который был связан с дворянской культурой эпохи абсолютизма. Основная идея этого стиля – красота, торжественность, высокопарность, богатство. Отсюда его преувеличенный пафос, театральность, что в архитектуре выражается усложнённостью форм, декоративностью, пышность, роскошеством, излишеством.

Архитектура барокко полна движения, динамики, она не приемлет гладкой, ровной поверхности. Плос­кость стены то резко выступает вперед в виде пучка колонн, подпирающих антаблемент, то сильно западает вглубь. Такой прием в архитектуре называется раскре­повкой. Например, фасад Зимнего дворца в Петербурге (архитектор Ф.-Б. Растрелли) имеет 29 наружных и 29 внутренних углов. Это создает причудливую игру светотени, а при движении вдоль фасадов барочных зданий – постоянную смену вида. Стены барочных построек густо покрывали своеобразными декоративными рельефами – картушами, рокайля­ми, маскаронами. Один из историков архитектуры ост­роумно заметил, что барочные здания кажутся «скорее вылепленными, чем построенными».

Барокко не терпит не только ровных плоскостей, но и прямых линий. Идеал барокко – капризно изогнутая кривая. Вот почему архитекторы той эпохи часто ис­пользовали в своих работах мотив волюты – формы в виде закрученного в спираль завитка. Другой любимый мотив барокко – разорванная арка (или фронтон). Даже крыши зданий делали высокими с переломами, а на карнизах устанавливали статуи и вазы – и все это ради того, чтобы нарушить прямизну. Стена барочного здания на плане напоминает причудливо изломанную линию.

Архитектура барокко не только вычурна, но и очень красочна. Крыши зданий покрывали серебристым луже­ным железом. Стены красили в синий, голубой, желтый цвета, архитектурные детали (колонны, пилястры, карнизы, наличники окон) в белый, а скульптурные ук­рашения нередко золотили.

Барокко любит различные оптические эффекты, «обман зрения». Часто внешняя декорация здания скрывает его внутреннюю конструкцию. Глядя наружи на барочный дворец, трудно определить, сколько в нем этажей. Нередко залы имеют два ряда горизонтально располо­женных окон (двухсветные залы), но снаружи они разделены карнизом таким образом, словно за стеной скрывается межэтажное перекрытие.

Особым богатством отличаются интерьеры барочных построек. В то время в моде было анфиладное расположение залов, которые, словно бусы, нанизывались на одну ось. Сквозь распахнутые двери из одного конца анфилады виден другой. Анфилады тянулись на десят­ки, а порой и сотни метров.

Стены дворцовых комнат затягивали шелковой тканью с цветными орнаментами, потолки покрывали лепниной и росписью (плафонной живописью), полы от­делывали наборным паркетом со сложным рисунком, две­ри украшали золоченой резьбой, по стенам развешивали множество огромных зеркал, зрительно расширявших внутреннее пространство помещения.

Богатому, нарядному барочному интерьеру соответст­вовала роскошная мебель – мягкие стулья, кресла, ди­ваны. Их выгнутые ножки, изогнутые спинки, обшивка из цветной шелковой ткани гармонировали по рисунку и расцветке с отделкой комнат. Мебель расставляли вдоль стен. Нередко архитекторы сами проектировали предметы мебели для своих построек. Обязательным ук­рашением дворцовых покоев были многочисленные про­изведения искусства – картины, скульптуры, вазы. Всё это придавало помещениям праздничный характер.

КЛАССИЦИЗМ – архитектурный стиль в Западной Европе в 17-начале 19 вв., в России – во второй половине 18-начале 19 вв., для которого характерны чёткость, ясность, простота, геометризм форм, симметрия, логичность планировки, сочетание стены с архитектурным ордером и сдержанный декор.

Классицизм возник во Франции в период формиро­вания абсолютной монархии. Если барокко отдаёт предпочтение чувствам, классицизм покоится на разуме. Высшей нормой и идеальным образцом для него служит античное искусство, прежде всего древнегреческое. Главными его принципами являются ясность, упорядоченность, логическая последовательность, стройность и гармония.

«Крестным отцом» архитектурного классицизма принято считать итальянского зодчего 16 в. Андреа Палладио. Его знаменитая постройка – вилла Ротонда с колонными портиками и круглым центральным залом под куполом – стала в 18 в. образцом для подражания. Теоретический труд Палладио « Четыре книги по архитектуре» превратился в настольную книгу всех архитекторов-классицистов.

Зодчие классицизма вслед за Палладио стремились в величественных и строгих формах античной архитектуры выразить гражданственные идеалы своего времени.

Основой архитектурного языка классицизма становится архитектурный ордер, который в барокко играл чисто декоративную роль.

Если для барокко характерно обилие украшений, пристрастие к искривленным линиям и плоскостям, любовь к зрительным эффектам и усложнённости, то классицизм, наоборот, любит простоту и ясность.

Формы классических сооружений тяготеют к простым геометрическим фигурам: кубу, параллелепипеду. Структура здания проста. В центре – колонный портик, увенчанный треугольным фронтоном. Портик примыкает к кубовидному блоку главного здания. Над центральным его объёмом – полусферический купол. По сторонам к зданию примыкают боковые корпуса-флигели. Во всём господствует принцип симметрии. Стены классических построек лишены пышного барочного декора. Ценится ровная, спокойная гладь, оживлённая лишь немногими, строго отработанными, архитектурными деталями.

Таблица «Сравнение стилистических особенностей барокко и классицизма»

Барокко

Классицизм

Время существования

конец 16-середина 18 вв.

17-начало 19 вв.

Родина стиля

Италия

Франция

Происхождение понятия

с латинского – «вычурный»

С латинское – «образцовый»

Характерные особенности

Контрастность, динамизм, напряжённость, яркость, изящность, асимметрия, криволинейность, пышность, парадность, избыточность декора, синтез искусств.

Упорядоченность форм и выразительных средств, симметрия, геометризм, простота, ясность, строгость декора.

Ампир (от французского – «империя») – архитектурный стиль, который складывается в эпоху Наполеона I в начале 19 в. и был призван прославлять его власть и могущество, его военные победы. Этот стиль, зародившись во Франции, прижился и в других странах, в том числе и в России в первой половине 19 в.

Ампир возник не на пустом месте. Благо­датной почвой для него стал классицизм 18 в. Однако ампир, который часто на­зывают поздним классицизмом, имел свои особенности. Образцом для него служило главным образом искусство императорского Рима, отличавшееся пышностью, помпезностью, приверженностью военной, триумфальной тематике. Вот почему в архитектуре ампи­ра преобладают монументальные сооружения, крупные градостроительные проекты, возводятся главным образом общественные здания – театры, биржи, правительственные и военные учреждения, а в декоре зданий стали господствовать во­енные мотивы: античные мечи, шлемы, щиты, знамена и т.п. Если в эпоху барокко скульптура была чисто декоративной, «украшательской», то теперь она приобрела идейное содержание. Зодчий ампира – это, прежде всего, мастер архитектурного ансамбля. Он мыслит как градостроитель, преобразующий обширные городские пространства.

На родине ампира, во Франции, многим блестящим архитектурным проектам не суждено было осуществиться: посто­янные наполеоновские войны мешали этому. Зато в России для процветания ампира имелись все условия.

МОДЕРН (с французского – «новейший») – архитектурный стиль в конце 19-начале 20 вв., связанный с использованием новых конструкций, строительных материалов (металл и железобетон), свободной планировки для создания подчеркнуто индивидуализированных зданий и необычных декоративных эффектов. Стремление к оригинальности, свойственное стилю модерн, приводило к деформации привычных очертаний и появлению изогнутых карнизов, криволинейных форм оконных проемов, подчеркнутой асимметрии, причудливых орнаментов из ломаных, разорванных и кривых линий, а также с использованием символических мотивов – русалки, болотные растения и т.п.

классификация | Архитектурные стили

Якобинский стиль

30 Август, 2019

Якобинский стиль – это направление в архитектуре английского Возрождения, представлявшее собой дальнейшее развитие елизаветинского стиля и названное так по имени короля Якова I Английского, при котором оно было в моде (с 1603 по 1625 год).

Готический стиль

30 Декабрь, 2014

Готический стиль зародился в середине двенадцатого века во Франции, поэтому современники называли его французским. Название «готика» данный стиль получил лишь три столетия спустя. Так его окрестили итальянские зодчие, которым он представлялся грубым по сравнению с римской архитектурой. Слово «готика» в переводе с итальянского языка означает «жестокий, грубый».

Критический регионализм

5 Ноябрь, 2018

Критический регионализм – это подход к архитектуре, противопоставленный интернациональному стилю (для которого характерно отсутствие самобытности и привязки к определённому месту), а также отвергающий эксцентричный индивидуализм и вычурность архитектуры постмодернизма.

Классицизм

23 Август, 2013

Классицизм — это эстетическое направление и художественный стиль в европейском искусстве 17-19 веков. Основной чертой архитектуры классицизма является обращение к античному зодчеству, как эталону простоты, логической ясности, гармонии и монументальности.

Неогрек

23 Август, 2013

Неогрек – это направление в архитектуре, возникшее в 20-х годах девятнадцатого столетия. Оно было основано на возвращении к классическим греческим образцам архитектуры.

Псевдорусский стиль

21 Август, 2013

Псевдорусский стиль (русский стиль) – это течение в русской архитектуре 19-го – начала 20 веков. Оно было основано на использовании традиций древнерусского народного искусства и зодчества.

Неовизантийский стиль

23 Апрель, 2019

Неовизантийский стиль, или неовизантизм – это одно из направлений историзма, ориентированное на архитектуру древней Византии и датирующееся периодом между концом 18-го и началом 20-го века.

Био-тек

19 Август, 2013

Био-тек (бионика) – это направление современной, так называемой «нео-органической» архитектуры, где достижение выразительности конструкций осуществляется за счет заимствования природных форм.

Нео-Тюдор

11 Октябрь, 2016

Нео-Тюдор − архитектурный стиль, имитирующий стиль династии Тюдоров (1485-1603 гг.) и появившийся в Англии в середине XIX века. Изначально дома, построенные в стиле нео-тюдор, были преимущественно одноэтажными, однако с 1970 года широкое распространение в данном стиле получили двухэтажные здания.

Стиль невидимой архитектуры

2 Август, 2018

Любое новое здание, жилое или коммерческое, начинается с его зрительного восприятия, которое первым рисует в своём воображении, как правило, архитектор. Совместно с инженерами-строителями он разрабатывает проект, являющийся как практичным, так и, в определённых случаях, поистине уникальным с эстетической точки зрения.

Отличительный внешний вид зданий, возводимых в стиле невидимой архитектуры (англ.: Invisible architecture), достигается за счёт того, что основное внимание проектировщиков уделяется поиску способов минимизации, как ни странно, именно внешнего вида строящегося сооружения.

Архитектура для чайников

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Лучший подарок на День архитектуры.

Барокко, рококо, конструктивизм, деконструктивизм, модерн и модернизм — во всем этом великолепном наследии, которое по всему миру оставили неугомонные архитекторы, не так-то легко разобраться.

И вот выход найден. По аналогии с инструкцией по живописи AdMe.ru составил краткую памятку по архитектурным стилям. С ее помощью вы всегда произведете впечатление в компании на прогулке, а также поднимете свою самооценку.

Архитекторов, искусствоведов и снобов просим не относиться к нашим изысканиям слишком строго. Это упрощенная и неполная классификация, призванная помочь каждому отличить барокко от неоготики, а значит, сделать мир еще немного просвещеннее и культурнее.

  1. Если все такое строгое, прямое, до умопомрачения симметричное и с большими круглыми колоннами — это классицизм.

Архитектура для чайников

Пантеон в Париже.

  1. Если классицизм стал еще торжественнее, пафоснее и выше, то это ампир.

Архитектура для чайников

Триумфальные ворота в Москве.

  1. Если это Главный корпус МГУ или одно из еще шести таких зданий-близнецов, или кольцевые станции московского метро, то это сталинский ампир.

Архитектура для чайников

Гостиница «Украина» в Москве.

  1. Если классицизму надоели строгость, прямые линии и следование античным канонам и теперь здание напоминает десерт со взбитыми сливками, политый золотом, украшенный атлантами и прочими каменными людьми, — это барокко.

Архитектура для чайников

Замок Версаль в Париже.

  1. Если вам кажется, что здание с вами кокетничает, капризно поджимает губки и поправляет обильные, но тонкие-легкие-изящные золотые украшения и завитки, то вы не упоролись. Просто это рококо.

Архитектура для чайников

Китайский домик в Потсдаме, Германия.

  1. Если от пышности, густо налепленных деталей и излишеств становится неловко даже барокко, то это ультрабарокко.

Архитектура для чайников

Собор Святого Иакова в Сантьяго-ди-Компостела в Испании.

  1. Если здание в России выглядит как расписной высокий пряничный домик, и его хочется немедленно съесть, то это русское барокко.

Архитектура для чайников

Петропавловский собор в Казани.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *