Таврического дворца архитектор – Таврический дворец, Санкт-Петербург. Сайт, архитектор, органный зал, экскурсии, адрес, афиша 2020, отели рядом, как добраться на Туристер.Ру
архитектор, описание и интересные факты
Санкт-Петербург значительно отличается от других дореволюционных российских городов. Появившись значительно позже таких же больших населенных пунктов, он постоянно рос и совершенствовался под плотным контролем монархии и лично императоров, имел щедрое финансирование и всякое отсутствие свободы. Такое противоречие привело к удивительному результату. Бывшая столица Российской империи известна своими прекрасными особняками и замками, часть из которых были возведены еще в XVIII столетии – в первые сто лет истории города.
Одним из них по праву всегда будет Таврический дворец в С.-Петербурге (архитектор И. Е. Старов). Его возведение началось в знаменитом 1783-м (год присоединения Крыма), и шло примерно шесть лет. Его автором был один из первых специалистов архитектурной школы русского классицизма.
Биография выдающегося архитектурного объекта
В наши дни многие простые любители архитектуры, не очень сведущие в тонкостях предмета, не вспоминают, глядя на Таврический дворец, кто был архитектором этого знаменитого памятника. А это был Иван Егорович Старов, любимый архитектор князя Потемкина-Таврического. По происхождению он был обычным разночинцем – его отец служил в православной церкви в должности дьякона.
Это, впрочем, совершенно не помешало исключительно талантливому юноше попасть на учебу в гимназию при Московском университете в первый же год его существования, а еще спустя год добиться перевода в гимназию при Санкт-Петербургской академии наук в соответствии с будущей профессией архитектора.
Выдающийся талант самородка и помощь некоторых меценатов-современников позволили самоучке пройти полный курс обучения, завершив ее стажировкой за границей, и стать полноценным специалистом, как в плане внутреннего самосозерцания, так и внешних формальных требований. В последние годы он был академиком.
Вклад И. Е. Старова в развитие российской архитектуры
По возвращении после зарубежной стажировки в столицу Российской империи И. Е. Старов быстро отличился в сфере профессиональных занятий. В Санкт-Петербурге ему стали принадлежать архитектурные проекты, в том числе здание кадетского шляхетского корпуса и прочие строения. И конечно же, навечно связаны Таврический дворец и архитектор И. Старов в истории нашей страны. Это – одно из его главных творений.
Кроме того, по предложению графа Потемкина Старов много усилий прилагал для освоения и облагораживания присоединенных южных земель. В 1790 году им был спроектирован план по застройке территории города Николаева около верфи и пристани, между устьями рек Ингул и Южный Буг. План города выделяется прямыми линиями и правильными красивыми кварталами. Умер архитектор в 1808 г.
И. Е. Старов по праву считается одним из выдающихся архитекторов России восемнадцатого века, оставившим большой след в истории страны.
История создания Таврического дворца
Таврический дворец в Санкт-Петербурге (архитектор И. Е. Старов) не зря получил такое название. В ходе первой русско-турецкой войны в состав России в первый раз был включен Крым (древняя Таврида). В честь этого события и было создано роскошное здание.
Территория для строительства дворца была выделена на левом берегу столичной реки Невы на Шпалерной улице столицы. По соседству со строящимся зданием располагался Смольный монастырь. Первоначально строение не именовалось дворцом. В семнадцатом столетии сооружения такого вида просто назывались домами. Здание на Шпалерной улице получило наименование Дома конной гвардии, и он строился для частного жительства блестящего полководца сиятельного князя графа Потемкина, фаворита императрицы Екатерины II. Однако сам владелец всех этих сокровищ из-за регулярных походов почти не бывал в Таврическом дворце. Да и жить ему оставалось после окончания строительства дворца совсем недолго.
Дом конной гвардии как отражение эпохи
Здание Таврического дворца (Россия, Санкт-Петербург) в наши дни представляется прекрасным примером стиля классицизма – архитектурного направления, господствовавшего в нашей стране в семнадцатом-восемнадцатом веках.
С шестидесятых годов восемнадцатого века отечественные архитекторы, изучая европейские примеры, работали в рамках благородной, но не вычурной простоты принципов классицизма. Этому способствовали и персональные предпочтения императрицы Екатерины II. Классицизм в России зарядился оригинальной выразительностью, что вызвано и распространенностью архитектурного наследия России, и реалиями жизни общества и государства (экономическими, общественными, политическими), и, конечно же, творческими возможностями и яркой индивидуальностью ряда поколений талантливых зодчих.
Основное здание Таврического дворца
Архитектурный ансамбль Таврического дворца (архитектор Старов) состоит из основного, прикрытого куполом, двухэтажного корпуса и двух лежащих по сторонам боковых флигелей с внутренними декоративными двориками. Со стороны парадного фасада он серьезно расходится с оформлением вычурных зданий роскошных эпох рококо и барокко. Таврический дворец построен в виде П-образной формы и объединяет ряд сооружений, совокупная площадь которых составляет примерно 66 тысяч квадратных метров. Фасад корпуса растянут на 260-метровую длину, имеет шестиколонный белый портик в классическом стиле. Над главным корпусом, который возвышается над землей на двенадцать метров, лежит барабан с плывущим над всем сооружением куполом.
Боковые здания Дома конной гвардии
С боковых сторон к зданию Таврического дворца (архитектор Старов) подходят одноэтажные более скромные галереи, которые объединяют Дом с флигелями.
В боковых помещениях кроме повседневных жилых и служебных комнат находилась и часть помещений с парадными функциями: небольшие гостиные, различного рода танцевальные комнаты, прекрасный концертный зал и тому подобное.
По направлению к парадному двору боковые здания отличаются скромными отдельными выходами с четырехколонными портиками. В противоположную сторону от Шпалерной улицы, на которой стоял дворец, боковые здания образуют симметричные выдвигающиеся элементы меньшей величины, около которых стоят одноэтажные ответвления дворца. Торцы этих элементов декорированы шестиколонными ионическими греческими портиками и являются боковыми ризалитами основного здания дворца по направлению к парку. Главный портик дворца выделяет вход в парадный вестибюль.
Современный вид памятника архитектуры
Современный Таврический дворец архитектора Старова серьезно отличается от первоначального оригинала. Его более поздние перестроения имеют более суровый и величественный тип, характерный для построек римской античности. Однако надо отметить, что в его внешнем виде нет непосредственного подражания западноевропейским архитектурным памятникам классики, а уровень совокупной композиции корпусов показывает характер классических русских традиций.
Первоначальный вид Таврического дворца
И все же, несмотря на то, что за почти триста пятьдесят прошедших лет интерьер внутренних помещений зданий пережил большое количество изменений, даже в нынешнем дворце можно легко рассмотреть прекрасную отделку залов и комнат. Прежний же вариант Таврического дворца (1783-1789 гг.) был еще великолепнее.
Первоначальное состояние внутренних дворцовых помещений можно представить после изучения рассказов знаменитых современников. В частности, яркий и знаменитый поэт Державин, побывав в этом дворце, был крайне удивлен его насыщенной красотой и оставил свои чувства о нем в своих стихотворных произведениях.
Остались упоминания о дворце в мемуарах и других современников.
Окрестности творения архитектора Старова
Прекрасны и торжественны были ближайшие окрестности Таврического дворца архитектора Старова. Прямо перед парадным фасадом в первые десятилетия лежала тихая небольшая гавань шарообразной формы на р. Неве с надежной пристанью (ликвидирована в 1860-е гг. по техническим причинам). Около нее находились и швартовались достаточно вычурные прогулочные суда хозяев и очередных прибывших гостей усадьбы. В архитектурный комплекс построенного Таврического дворца входит так называемый дом садового мастера.
В это же время позади зданий садовым мастером В. Гульдом был посажен и выращен Таврический сад. На его территории находилось большое количество красочных холмов, небольших искусственных водоемов, проточных каналов, деревянных мостиков, больших цветочных клумб, оранжерей, теплиц для экзотических растений и т. д. Два скромных флигеля покрыты купольными башнями.
Екатерининский зал и другие внутренние помещения
Главным и системообразующим помещением в созданном в последней четверти XVIII в. Таврическом дворце, достопримечательностью всего комплекса стал великолепный Екатерининский зал. Войти в него посетителю можно только через сравнительно небольшую купольную комнату с греческой колоннадой. Вход с внешней стороны комнаты был специально украшен Триумфальными вратами с крупными столпами из полудрагоценной яшмы и прочного гранита для придания торжественности моменту.
Екатерининский зал по-другому первоначально назывался Белоколонным. В его базу архитектор И. Е. Старов решил поставить архитектурные детали эллинской эпохи. В дни роскошных праздников он был рассчитан на принятие до пяти тысяч посетителей.
Интерьер Екатерининского зала дворца
Вообще, надо сказать, что внешне строгий, оставшийся без декора и мраморной скульптуры, дворец поражал своими внутренними помещениями – его комнаты были отличными по форме и высоте, обладали великолепным убранством. В противоположном конце зала лежала ротонда небольшого зимнего сада с несколькими колоннами. В центре нее находилась статуя императрицы Екатерины II (творение скульптура Ф. Шубина). В саду росли красивые экзотические растения.
В Таврическом дворце кроме Екатерининского зала и зимнего сада также можно рассмотреть красивый Китайский и вычурный Диванный зал, картинную галерею и Гобеленовую гостиную. Для оформления помещений были частично привлечены искусные мастера того времени. Изначально, еще при жизни императрицы, здесь была прекрасная коллекция картин и статуй.
Русский архитектор, построивший Таврический дворец, в его величественном и торжественном облике показал растущий уровень победоносного русского государства, расширяющего свои границы. Но это далеко не единственное выдающееся сооружение того времени.
Дальнейшая судьба дворца
Одним только восемнадцатым веком не заканчивается жизнь Таврического дворца в Санкт-Петербурге. История его полностью отражает многовековое развитие страны. После смерти Екатерины Великой в 1796 г. на престол взошел ее сын Павел Первый. Сумасбродный и вспыльчивый, он к тому же ненавидел свою мать и ее окружение. Фаворит императрицы граф Потемкин был одним из первых в списке врагов нового правителя. Поскольку сам Потемкин к этому времени уже умер, Павел начал борьбу с его наследием. Великолепный Таврический дворец был отдан солдатам – здесь построили казармы.
Однако с приходом очередного великого российского императора в первый год девятнадцатого века дворец был вновь воссоздан и превращен в одну из парадных резиденций правящего императорского дома. В начале бурного двадцатого столетия Таврический дворец был объявлен зданием созванной Государственной думы.
Постреволюционная эпоха и современность
1917 г. не остановил развитие Таврического дворца. История после февральской революции и свержения Романовых привела к тому, что в помещениях дворца работало Временное правительство Александра Керенского. Его сменили большевики. До конца лета 1917 года в Таврическом дворце работал ВЦИК Советов. Наконец, в январе 1918 г. здесь было собрано на короткий срок Всероссийское учредительное собрание.
В советское время во дворце работали различные советские и партийные органы.
В начале XXI века в перестроенном, но сохранившем приличное состояние Таврическом дворце собираются регулярные международные экономические форумы и другие совещания. В помещениях дворца в наше время также работает генеральный офис межпарламентской ассамблеи государств Содружества (СНГ).
история создания, фотографии, обитатели, описания современников.
Таврический дворец — одна из самых узнаваемых достопримечательностей Петербурга. Он служил резиденцией известным историческим личностям, Временному правительству и даже был казармой Конногвардейского полка. Эти и другие любопытные факты вспоминает «Культура.РФ».
От Потемкина до Карамзина: известные обитатели Таврического дворца
Иоганн Баптист Лампи-старший. Портрет Григория Потемкина. 1791 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Карл Штейбен. Портрет Александра Суворова. 1815 г. Артиллерийский музей, Санкт-Петербург
Алексей Венецианов. Портрет Николая Карамзина. 1828 г. Национальный музей Пушкина, Москва
Первым владельцем Таврического дворца был светлейший князь Григорий Потемкин, фаворит Екатерины II. Он был генерал-губернатором Новороссийской, Азовской и Астраханской губерний, но часто приезжал в Петербург. Каждый раз останавливаться в Зимнем дворце в конце концов стало для него неудобно, поэтому в 1783 году он затеял строительство собственного палаццо. После возведения дворца он довольно скоро решил продать его в казну, однако в 1791 году особняк снова вернулся к своему хозяину: Екатерина II подарила его Потемкину в качестве благодарности за взятие турецкой крепости Измаил. Уже после смерти Потемкина, когда Таврический опять был выкуплен Екатериной, во дворце некоторое время жил полководец Александр Суворов. Другим известным обитателем дворца был историк Николай Карамзин, который провел в Таврическом последние дни своей жизни.
«Искусство спорит с прелестями природы»
Величественный дворец — работа архитектора Ивана Старова, который учился вместе с Потемкиным в гимназии Московского университета. Старов построил для князя не просто дом, а настоящую городскую усадьбу с роскошным парком.
Основу дворца составляют четыре основных помещения — Купольный зал, Большая галерея (Екатерининский зал), вестибюль и зимний сад. На момент возведения Таврического его Большая галерея была самым просторным дворцовым помещением российской столицы: длина зала составляла 74,5 метра, ширина — 14,9 метра. Зимний сад с редкими растениями также впечатлял современников.
Таврический дворец. Фотография: фотобанк «Лори»
Например, так о нем писал Гавриил Державин: «При первом шаге представляется длинная овальная зала, или, лучше сказать, площадь, пять тысяч человек вместить в себя удобная, и разделенная в длину в два ряда еще 36 столпами. Кажется, что исполинскими силами вмещена в ней вся природа. Сквозь оных столпов виден обширный сад и возвышенные на малом пространстве здания. С первого взгляда усомнишься и помыслишь, что сие есть действие очарования или, по крайней мере, живописи и оптики; но, приступив ближе, увидишь живые лавры, мирты и другие благословленных климатов древа, не токмо растущие, но иные цветами, а другие плодами обремененные. Под мирною тению их, инде как бархат, стелется дерн зеленый; там цветы пестреют, здесь излучистые пeсчаные дopoги пролегают, возвышаются холмы, ниспускаются долины, протягиваются просеки, блистают стеклянные водоемы. Везде царствует весна, и искусство спорит с прелестями природы. Плавает дух в удовольствии».
И все-таки Таврический: какие еще названия были у дворца
Сначала дворец назывался Конногвардейским домом, поскольку располагался в слободе Конногвардейского полка, в котором когда-то служил Потемкин. Свое современное название Таврический дворец получил уже после смерти Потемкина по распоряжению Екатерины II. Таким образом увековечили присоединение Тавриды (Крыма) в 1787 году, которое смогло произойти во многом благодаря самому Потемкину. В 1918 году после убийства известного революционера Моисея Урицкого дворец был переименован в его честь. Но это название не прижилось, и довольно скоро историческое наименование Таврический вернулось.
От манежа до колыбели российской демократии: альтернативное использование здания
Таврический дворец. 25 апреля 1906 г. Депутаты Государственной Думы выбирают себе места. Фотография: klintsy.ru
Обвалившийся потолок в здании Государственной Думы в Таврическом Дворце. 2 (15) марта 1907 г. Фотография: citywalls.ru
Штаб-квартира Межпарламентской ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств в Таврическом Дворце. 2014 г. Фотография: nlr.ru
После смерти Потемкина дворец отреставрировал архитектор Федор Волков. По его проекту на месте Большого зала возвели церковь и пристроили к главному входу портик; а концертный холл он превратил в театр. Кроме того, ко входу в дворец был прорыт канал, соединявшийся с Невой, чтобы к Таврическому могли подплывать небольшие суда.
При Павле I здание снова подверглось реконструкции. После того как император отдал дворец в распоряжение Конногвардейского полка, в Екатерининском и Купольном залах был устроен манеж, а в других помещениях — казармы. В Зимнем саду были организованы конюшни.
В начале XX века дворец был передан Государственной Думе. После революции в Таврическом размещались Временный комитет и Временное правительство, а после в нем обосновался Петроградский совет рабочих депутатов.
Сегодня дворец является штаб-квартирой Межпарламентской ассамблеи стран — участников СНГ.
Штаб-квартира МПА СНГ — Таврический дворец
Уже больше 20 лет со дня своего основания Межпарламентская Ассамблея государств – участников СНГ работает в Таврическом дворце. Он расположен в центре Петербурга, по адресу: Шпалерная улица, д. 47. МПА СНГ — молодая организация, и она, естественно, не первый обитатель этого здания. Таврический дворец буквально пропитан духом царской России и ароматом эпохи зарождения российского парламентаризма. Его история уже насчитывает не одну сотню лет. Дворцу пришлось пережить свои взлеты и падения. В нём устраивали масштабные праздники, создавали законы и… содержали лошадей.
Ансамбль Таврического дворца – один из самых выдающихся памятников архитектуры, садово-паркового искусства, истории и культуры Санкт-Петербурга. В его создании и преобразовании участвовали лучшие архитекторы XVIII – первой половины XIX века: И. Е. Старов, Ф. И. Волков, Л. Руска, К. Росси, П. Висконти, превосходные художники-декораторы: Ф. Д. Данилов, Ф. А. Щербаков, Д.-Б. Скотти, садовый мастер В. Гульд, замечательные скульпторы и портретисты.
Дворец, первоначально носивший название «Конногвардейский дом», был построен как загородная резиденция для всесильного вельможи XVIII века, фаворита и ближайшего помощника императрицы Екатерины II Григория Александровича Потемкина. Родившись в небогатой дворянской семье, Потемкин, благодаря случаю и незаурядным способностям, смог сделать быструю и блистательную карьеру. Он был выдающимся государственным и военным деятелем, талантливым дипломатом и ко времени строительства дворца находился на вершине славы: после императрицы Потемкин считался самым влиятельным человеком в государстве. Возведение дворца началось в 1783 году на обширном участке, ограниченном ведущей к Смольному монастырю Воскресенской улицей, названной во второй половине XIX века Шпалерной, и проложенными в ходе строительства Таврической и Потемкинской улицами.
Согласно проекту архитектора И. Е. Старова, Конногвардейский дом, главным фасадом обращенный в сторону Невы, был построен на русский манер «покоем», то есть в виде сильно растянутой буквы «П».
Симметричная композиция дворца, выполненного в стиле классицизма, включает три основные части: увенчанный куполом центральный двухэтажный корпус, спроектированный в глубине участка застройки, выходящие на Воскресенскую улицу боковые двухэтажные корпуса и объединяющие их с центральным корпусом одноэтажные переходы. Пространство, ограниченное крыльями дворца образует подъездной парадный двор. Центральный корпус отмечен сильно выступающим за линию фасада шестиколонным портиком дорического ордена, соответствующим главному входу. Фасады боковых корпусов, обращенные в сторону парадного двора, также имеют портики, но более скромные, четырехколонные и без завершающих фронтонов.
С лаконично решенными фасадами дворца контрастировало богатое убранство и оригинальное расположение парадных залов центрального корпуса. В отличие от других архитекторов своего времени И. Е. Старов спроектировал анфиладу парадных залов не вдоль главного фасада, а на поперечной оси дворца. Открывалась она квадратным вестибюлем, за ним следовал восьмиугольный Купольный зал, которому снаружи соответствовал пологий купол на невысоком барабане, прорезанном большим количеством прямоугольных окон для освещения зала.
За Купольным залом была спроектирована многоколонная, небывалых размеров, галерея с закругленными торцевыми стенами – Екатерининский зал, за протяженной колоннадой которого располагался зимний сад. Все парадные помещения были богато украшены живописными полотнами, гравюрами в золоченых рамах, коврами, гобеленами, роскошной мебелью.
В 1789 году строительство Конногвардейского дома было завершено, а уже в 1792 году, через год после кончины его первого владельца, он был переименован Екатериной II в Таврический дворец и вместе с садом отошел в казну в счет погашения долгов покойного князя Потемкина.
После смерти Екатерины II в 1796 году трон унаследовал Павел I, который 11 апреля 1799 года издал указ о передаче Таврического дворца под казармы лейб-гвардии Конного полка. В считанные дни дворец был разорен, а роскошная галерея превращена в конюшни и манеж.
Казалось, Таврический дворец, от былого великолепия которого не осталось и следа, закончил свое существование в качестве царской резиденции. Однако восшествие на престол Александра I ознаменовало его возрождение к новой жизни. Летом 1802 года из дворца был перемещен лейб-гусарский полк, и Александр I издал указ о восстановлении Таврического дворца в прежнем виде.
В XIX веке после завершения ремонтно-реставрационных работ дворец использовался царской семьей в основном для устройства различных празднеств, а также для приема высокопоставленных гостей и послов. Так, в ходе дипломатических визитов в Россию в Таврическом дворце останавливались персидский принц Хосров Мирза, шведский и норвежский наследный принц Франц Иосиф. Здесь же, бывая в Петербурге, жил герой Отечественной войны 1812 года граф П. Х. Витгенштейн, а в 1826 году во дворце поселился писатель Н. М. Карамзин, в то время работавший над окончанием «Истории государства Российского».
В конце XIX – начале XX века Таврический дворец был известен прежде всего как место проведения крупнейших выставок того времени: Международной выставки садоводства (1899), Всероссийской кустарно-промышленной выставки (1902), Историко-художественной выставки русских портретов (1905) и др. Здесь же в 1899 году с невиданным размахом проводились юбилейные торжества по случаю столетия со дня рождения А. С. Пушкина.
В 1905 году решением императора Николая II Таврический дворец был предоставлен для работы Государственной думе, что повлекло за собой значительную реконструкцию помещений: зимний сад был изолирован стеной от Екатерининского зала и оборудован под зал заседаний с амфитеатром и трибунами.
В дальнейшем, начиная с 1917 года, в Таврическом дворце размещались Временное правительство и Петроградский Совет рабочих депутатов, заседал Всероссийский центральный исполнительный комитет советов, собирались члены Учредительного собрания, устраивались партийные съезды.
В 1918 году здесь располагались краткосрочные курсы агитаторов, затем на их базе – Первый рабоче-крестьянский университет, преобразованный в 1921 году в Высшую партийную школу, которая просуществовала в Таврическом дворце вплоть до 1991 года, когда был создан Северо-Западный кадровый центр, получивший статус Северо-Западной академии государственной службы. Сейчас Таврический дворец является штаб-квартирой Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств.
Таврический дворец, Санкт-Петербург. Адрес, фото, архитекторы, официальный сайт «Культура.РФ»
Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?
- Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
- Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
- Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
- Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
- Как предложить событие в «Афишу» портала?
- Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, отправьте простую заявку нам на почту [email protected]. Образец можно скачать здесь. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
Как предложить событие в «Афишу» портала?
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Если вопросы остались — напишите нам.
Таврический дворец | Архитектура Санкт-Петербурга1
В конце XVIII века в отдаленном от центра города малонаселенном районе, близ казарм полка Конной гвардии, возник новый архитектурный ансамбль — дворец всесильного временщика екатерининского царствования Г. А. Потемкина-Таврического. На обширном участке на левом берегу Невы, ниже Смольного монастыря, архитектор И. Б. Старов возвел монументальное здание дворца, названного Таврическим.
Перед дворцом была вырыта гавань (ковш), соединенная каналом с Невой. На прилегающей территории распланирован большой пейзажный сад. В начале 1790-х годов Воскресенская, или Шпалерная, улица была продолжена до площади перед Смольным монастырем. Она ограничила территорию дворца с севера. Восточная и западная границы ансамбля определились в результате прокладки двух новых улиц — Таврической и Потемкинской. Архитектор Ф. И. Волков построил на участке дворца несколько новых зданий: оранжерею, теплицы, дом садовника, несохранившийся садовый павильон «Адмиралтейство» и несколько мостов через протоки между прудами дворцового сада.
В конце 1790-х — начале 1800-х годов к югу от усадьбы Таврического дворца возник военный городок — казармы Преображенского полка. Решенные в формах зрелого классицизма, казарменные корпуса Преображенского полка образуют с ансамблем Таврического дворца единый комплекс, определяющий художественно-выразительный и целостный облик городского района, сливающегося с ансамблем Смольного. Основные архитектурные идеи русского классицизма воплощены в нем в высокохудожественной форме. Строительство дворца начато И. Е. Старовым в 1783 и закончено в 1789 году.
Композиция здания отличается ясностью и простотой. Центральный двухэтажный корпус, включающий ряд парадных залов, увенчан плоским куполом на невысоком барабане и объединен одноэтажными галереями с боковыми двухэтажными корпусами, ограничивающими широкий двор. Сооруженная Ф. И. Волковым в 1792- 1793 годах ограда отделяет парадный двор от улицы. Главный вход во дворец оформлен монументальным шестиколонным портиком в центре главного фасада. Ему отвечают четырехколонные портики боковых корпусов. Гладкие плоскости стен центрального корпуса, лишенные каких-либо декоративных украшений, прорезаны высокими окнами и завершены антаблементом строгого рисунка с фризом из триглифов.
С суровой простотой фасадов контрастирует торжественное убранство парадных залов. За главным вестибюлем следует ротонда, объединенная широким проемом с великолепным колонным залом. К нему примыкал зимний сад, отделявшийся от колонного зала открытой двойной колоннадой. Расположенные в главном корпусе с западной и восточной сторон купольного зала парадные помещения — картинный зал, гобеленовая («готлисовая») гостиная, диванная, китайский зал — частично сохранили свою художественную отделку. В ряде помещений в западном и восточном крыльях дошли до наших дней полихромная роспись стен и плафонов, камины, фигурные печи и пр.
Строгий, величественный облик Таврического дворца, глубоко продуманное плановое и объемное решение здания, великолепное оформление интерьеров определяют высокую художественную ценность этого выдающегося памятника архитектуры. В царствование Павла I Таврический дворец едва не подвергся полному разрушению. Он был отдан под казармы Конногвардейского полка. В большой галерее (Колонном зале) разместилась полковая конюшня. Из всех парадных помещений были вывезены предметы убранства, наборные паркеты, изразцовые печи и пр. В 1802–1804 годах дворец был восстановлен архитектором Л. Руска. Интерьеры здания подверглись при этом значительным изменениям. Полы были подняты на 60 сантиметров. Из-за этого изменились пропорции колони купольного зала и большой галереи. Парадные залы и помещения в восточном и западном крыльях дворца были расписаны заново. Новые изменения в оформлении интерьеров произошли в 1819 году, когда центральные залы дворца расписал в характере позднего классицизма известный живописец-декоратор Д. Скотти.
В 1906–1907 годах при использовании помещений дворца под Государственную думу театр был превращен в библиотеку, а зимний сад — в зал заседаний. Открытая колоннада между зимним садом и колонным залом была заложена. Это нанесло архитектуре интерьеров Таврического дворца значительный ущерб. Тогда же к дворцу был пристроен «Министерский павильон». Таврический сад имеет площадь около 30 гектаров, это один из лучших образцов городского пейзажного парка. Он распланирован известным паркостроителем второй половины XVIII века В. Гульдом. Несмотря на плоский рельеф участка, Гульду удалось простыми средствами достигнуть большого разнообразия паркового ландшафта.
Таврический дворец на карте СПб
Историческая справка
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный архитектурно-художественный университет» (УрГАХУ) |
Факультет архитектуры
Кафедра истории искусств и реставрации
РЕФЕРАТ
ТАВРИЧЕСКИЙ ДВОРЕЦ
Исполнитель ст. группы 334 Кочурова Е. А.
Руководитель ст. пр. Есаков А. А.
Екатеринбург 2017
Содержание
стр. | ||
1. | Историческая справка | 3 |
2. | Старов Иван Егорович (1744-1808) | 6 |
3. | Градостроительный анализ | 8 |
4. | Объемно-пространственная композиция | 12 |
5. | Декоративно-художественные особенности | 15 |
6. | Интерьеры дворца | 16 |
7. | Конструктивные особенности | 24 |
8. | Ритмометрические и пропорциональные особенности (графическая часть) | 28 |
9. | Вывод | 30 |
10. | Список литературы | 31 |
Таврический дворец считается одним из лучших архитектурных памятников русского классицизма, был подарен Екатериной II своему фавориту — князю Григорию Потемкину, с именем которого были связаны многие начинания и события, прославившие екатерининскую эпоху. Он был участником, а потом и главнокомандующим в Русско-турецких войнах, руководил созданием Черноморского флота, основанием городов Херсона, Николаева, Севастополя, Новороссийска (Екатеринослава). После присоединения Крыма (тогда он назывался Тавридой) к России в 1783 г. Потемкин получил титул «светлейшего князя Таврического». Поэтому и строившийся дворец стал называться Таврическим.
Таврический дворец
Построил дворец, предназначенный в дар Потемкину, замечательный русский архитектор Иван Старов. Здание было возведено по классической схеме того времени: от его центрального фасада в разные стороны симметрично расходились два крыла. Зато отделка здания была не совсем обычной — кроме портиков с дорическими колоннами Таврический дворец украшал еще и огромный купол на крыше.
Величавая простота и даже суровость внешней архитектуры дворца контрастировала с великолепием его парадных залов. За главным вестибюлем находилась богато украшенная лепниной ротонда, объединенная широким проемом с Белоколонным залом, за открытой двойной колоннадой которого располагался зимний сад. Парадные помещения (картинный зал, гобеленовая гостиная, диванная, китайский зал) частично сохранили до сих пор свою художественную отделку (полихромную роспись стен и плафонов, камины, фигурные печи). В этих залах князь Потемкин любил устраивать празднества в честь императрицы Екатерины и победы над турками.
У дворца был разбит прекрасный парк в английском пейзажном стиле, считавшийся одним из лучших в Петербурге (Таврический сад). Его украшала античная статуя Венеры, известная с того времени как Венера Таврическая (ныне находится в Государственном Эрмитаже). Сюда любила приезжать Екатерина II. В честь императрицы устраивались грандиозные праздники, а зимой — катания с ледяных гор. Искусственный пруд, каналы с мостами, холмистый рельеф местности, живописные группы деревьев и кустарников сохранились до наших дней.
Парком, окружающим дворец Потемкина, занимался садовник В. Гульд, сумевший творчески подойти к этой задаче. По его распоряжению на территории Таврического сада были насыпаны искусственные холмы, вырыты пруды и каналы, над которыми построены изящные мостики. Сам Гульд поселился на окраине сада в небольшом «Домике садового мастера», построенном для него архитектором Ф. И. Волковым. Этот же архитектор установил вокруг Таврического дворца низкую ажурную ограду со строгим, но изящным рисунком из пересекающихся окружностей.
После смерти Потемкина и Екатерины II Таврический дворец перешел в собственность Павла I, который превратил его в казармы Конногвардейского полка. Мебель и другие предметы обстановки при этом были из него вывезены, а дорогой паркет разобран. Но уже при Александре I Таврический дворец был отреставрирован архитектором Л. Руска и стал одной из царских резиденций. Стены дворца были расписаны художником-декоратором Дж. Б. Скотти. Его внутренняя отделка сильно изменилась, хотя и осталась такой же роскошной, какой была при Потемкине.
В начале 20 века Таврический дворец стал местом заседания Государственной думы и подвергся значительной перестройке. К нему был пристроен Министерский корпус, а его открытую колоннаду заложили кирпичом. Так бывший дом царского фаворита превратился в политическую арену, переходившую при смене власти в стране от одного государственного учреждения к другому. В разные годы в нем заседали Петроградский совет рабочих и крестьянский депутатов, Временное правительство, Учредительное собрание, ВЦИК Советов, а также проходили занятия Высшей партийной школы и других учебных заведений. И сегодня в Таврическом дворце проходят не только заседания политических партий, но и различные форумы, конференции и симпозиумы. В нем также находится библиотека, учрежденная в начале 20 века.
Таврический дворец в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото
Таврический дворец в Санкт-Петербурге
Таврический дворец считается одним из лучших архитектурных памятников русского классицизма, был подарен Екатериной II своему фавориту — князю Григорию Потемкину, с именем которого были связаны многие начинания и события, прославившие екатерининскую эпоху. Он был участником, а потом и главнокомандующим в Русско-турецких войнах, руководил созданием Черноморского флота, основанием городов Херсона, Николаева, Севастополя, Новороссийска (Екатеринослава). После присоединения Крыма (тогда он назывался Тавридой) к России в 1783 г. Потемкин получил титул «светлейшего князя Таврического». Поэтому и строившийся дворец стал называться Таврическим.
Общая информация
Построил дворец, предназначенный в дар Потемкину, замечательный русский архитектор Иван Старое. Здание было возведено по классической схеме того времени: от его центрального фасада в разные стороны симметрично расходились два крыла. Зато отделка здания была не совсем обычной — кроме портиков с дорическими колоннами Таврический дворец украшал еще и огромный купол на крыше.
Величавая простота и даже суровость внешней архитектуры дворца контрастировала с великолепием его парадных залов. За главным вестибюлем находилась богато украшенная лепниной ротонда, объединенная широким проемом с Белоколонным залом, за открытой двойной колоннадой которого располагался зимний сад. Парадные помещения (картинный зал, гобеленовая гостиная, диванная, китайский зал) частично сохранили до сих пор свою художественную отделку (полихромную роспись стен и плафонов, камины, фигурные печи). В этих залах князь Потемкин любил устраивать празднества в честь императрицы Екатерины и победы над турками.
У дворца был разбит прекрасный парк в английском пейзажном стиле, считавшийся одним из лучших в Петербурге (Таврический сад). Его украшала античная статуя Венеры, известная с того времени как Венера Таврическая (ныне находится в Государственном Эрмитаже). Сюда любила приезжать Екатерина II. В честь императрицы устраивались грандиозные праздники, а зимой — катания с ледяных гор. Искусственный пруд, каналы с мостами, холмистый рельеф местности, живописные группы деревьев и кустарников сохранились до наших дней.
Светлейший князь недолго пользовался этим подарком: через два года после завершения его строительства он умер, и дворец вернулся в казну. Спустя несколько лет император Павел велел вывезти оттуда все ценное убранство в Михайловский замок, а дворец отдал под казармы Конногвардейского полка. После смерти Павла дворец был реставрирован и стал одной из императорских резиденций. Его внутренняя отделка сильно изменилась, хотя и осталась столь же роскошной, как и при Потемкине.
Таврическому дворцу была отведена значительная роль в событиях русской истории XX в. В 1906 г. он был приспособлен для заседаний Государственной думы. До июля 1917 г. здесь проходили заседания Временного правительства, здесь возник Петроградский Совет рабочих депутатов, здесь неоднократно выступал Ленин. До перестройки в нем размещалась Ленинградская высшая партийная школа. Сейчас в Таврическом дворце проходят заседания Межпарламентской ассамблеи СНГ различные форумы, конференции и симпозиумы, так что войти внутрь неорганизованным туристам не получится — можно только осмотреть его снаружи и прогуляться по Таврическому саду.
Главный фасад этого дворца выходит на Шпалерную улицу (она так называется, потому что до середины XIX в. на ней находились мастерские придворной шпалерной мануфактуры). Чтобы добраться до него, нужно доехать на метро до станции «Чернышевская», свернуть направо и по проспекту Чернышевского выйти на Шпалерную. Адрес Таврического дворца — Шпалерная ул., 47.