Тектоника это в архитектуре: Тектоника — Википедия – ТЕКТОНИКА (в архитектуре) — это… Что такое ТЕКТОНИКА (в архитектуре)?

Тектоника — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Эта статья о разделе геологии. О построении художественного произведения (например, о тектонике в архитектуре) см. Тектоника и Архитектоника. Placas tectonicas limites detallados-es.svg

Текто́ника или (от греч. τεκτονικός, «строительный») — геологический процесс в геодинамике и геотектонике, в котором изучается структура (строение) твёрдой оболочки Земли и других планет — земной коры — её тектоносфера (литосфера + астеносфера), а также история движений, изменяющих эту структуру.

Выделение крупномасштабных тектонических единиц (подвижных поясов, платформ и т. д.) привело в XX веке к перерастанию тектоники в геотектонику. При этом собственно тектоника в старом значении стала одним из разделов геотектоники[1]. Иногда, однако, тектоника и геотектоника рассматриваются как синонимы.

В 1938 году СССР одно из первых обобщений по тектонике Земли сделал М. М. Тетяев в учебнике «Геотектоника СССР»[2].

В 1944 году в Сейсмологическом институте АН СССР прошло совещание «О методах изучения движения и деформации земной коры», на нём, в частности, выступили[3]:

  • Шатский Н. С. — Развитие и движения «земной коры».
  • Белоусов В. В. — Колебательные движения земной коры в прошлом и настоящем.
  • Николаев Н. И. — Современные тектонические движения на территории СССР и геологические методы их изучения.
  • Марков К. К. — Геоморфологические методы изучения движения земной коры в области континентов.
  • Лейбензон А. С. — Внутреннее строение земного шара и физические предпосылки движений на больших глубинах.
  • Орлов А. Я. — Астрономические методы изучения деформаций земной коры.
  • Заварицкий А. Н. — Движения земной поверхности в вулканических областях.
Placas tectonicas limites detallados-es.svg Разделения суперконтинента Пангея
  1. Хаин В. Е. Глава 1. Предмет, методы и основные этапы развития геотектоники // Геотектоника с основами геодинамики. — Москва: Издательство Московского университета, 1995. — С. 4—15. — 480 с. — 3000 экз. — ISBN 5-211-03063-X.
  2. Тетяев М. М. Геотектоника СССР: Утв. ВКВШ при СНК СССР в качестве учебника для высших учеб. заведений. Л., М.: ГОНТИ, Гл. ред. горно-топл. и геол.-развед. лит., 1938. 299 с.
  3. ↑ Программа совещания по вопросам о методах изучения движения и деформации земной коры. Сейсмологический институт АН СССР: [Москва. 14-18 декабря 1944 г.]. 1944. 2 с.

ТЕКТОНИКА (в архитектуре) — это… Что такое ТЕКТОНИКА (в архитектуре)?


ТЕКТОНИКА (в архитектуре)
ТЕКТОНИКА (в архитектуре)

Энциклопедический словарь. 2009.

  • ТЕКСЕЛЬСКОЕ СРАЖЕНИЕ
  • ТЕКТОНИКА (отрасль геологии)

Смотреть что такое «ТЕКТОНИКА (в архитектуре)» в других словарях:

  • Тектоника (в архитектуре) — Тектоника в архитектуре, то же, что архитектоника …   Большая советская энциклопедия

  • ТЕКТОНИКА — в архитектуре, то же, что архитектоника …   Современная энциклопедия

  • ТЕКТОНИКА — в архитектуре см. Архитектоника …   Большой Энциклопедический словарь

  • Тектоника (архит.) — ТЕКТОНИКА в архитектуре, то же, что архитектоника.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ТЕКТОНИКА — ТЕКТОНИКА, и, жен. (спец.). 1. Строение земной коры. 2. Раздел геологии, изучающий структуру земной коры в связи с её движениями и деформациями. 3. В архитектуре: то же, что архитектоника. | прил. тектонический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова.… …   Толковый словарь Ожегова

  • Тектоника (искусство) — У этого термина существуют и другие значения, см. Тектоника (значения) …   Википедия

  • Тектоника — Эта статья о разделе геологии. О построении художественного произведения (например о тектонике в архитектуре) см. Тектоника и Архитектоника. Тектоника (от греч. τεκτονικός, «строительный»)  раздел геологии, предметом изучения которого… …   Википедия

  • Тектоника — I Тектоника (от греч. tektonikós относящийся к строительству)         геотектоника, отрасль геологии, изучающая структуру земной коры и её изменения под влиянием механических тектонических движений и деформаций, связанных с развитием Земли в… …   Большая советская энциклопедия

  • тектоника — и; ж. [от греч. tektonikos строительный, плотничий] 1. Геол. Строение какого л. участка земной коры; процессы, происходящие в ней. Т. дна морей. 2. Геол. Раздел геологии, изучающий строение земной коры в связи с её движениями и деформациями. 3.… …   Энциклопедический словарь

  • ТЕКТОНИКА — (архитектоника) (греч. tektonike строительное иск во) худож. образное выражение в архитектурной форме победы человеческого духа над косностью материи; организация целесообразной структуры архитектурного образа в соответствии с конструктивной… …   Эстетика: Словарь


Тектоника (искусство) — Википедия

Текто́ника (от др.-греч. τεκτονική — строение, построение) — точная наука (или интуитивное искусство) построения конструктивного целого. В применении к искусству термин тектоника обозначает зрительное (зримое) воплощение внутренней конструкции (например, архитектурной, живописной или графической) — в том виде, как она проявляет себя через соотношение отдельных частей формы (пропорции) или членение на составляющие элементы.

Краткая характеристика

Термин тектоника происходит от др.-греч. τεκτον (tektos) — строить, возводить, что в дословном переводе означает «устроение» (или построение).[1]

Что касается тектоники как общего термина, то само по себе это понятие является довольно старым. Однако ещё старше — некое неконкретное и интуитивное представление о ней. Более или менее отчётливые следы подобного представления можно обнаружить уже у Витрувия. также прослеживаются они и в трактате Палладио «I Quattro Libri dell’Architettura» и в работах некоторых других теоретиков ордерного задчества эпохи Ренессанса, отдельные суждения которых о принципах идеальной постройки предполагают в качестве своей невысказанной и, скорее всего, неосознанной предпосылки некое требование тектонической экспрессии. Конечно, само по себе понятие тектоники выкристаллизовалось из первоначальной смутной идеи не сразу, и всё же, это случилось значительно раньше, чем возник сам термин.[2]

Самое старое из дошедших до нас определений высказано в форме высказано в форме эстетического императива; оно принадлежит известному французскому теоретику архитектуры Р.Фреару де Шамбре и было обнародовано им в середине XVII века на страницах его трактата об архитектурных ордерах («Параллели между древней и современной архитектурой»). В конце того же столетия эту формулировку значительно уточнил и развил Жан-Франсуа Фелибьен, сын известного французского теоретика и историка искусства Андре Фелибьена. Можно сказать, что именно с этого момента понятие тектоники стало прочным достоянием архитектурно-теоретической литературы.

[2]

В отношении искусства (или в целом эстетики) тектоника может быть названа видимой конструкцией целого, выраженной через членение и соотношение конструктивных (несущих) частей художественной или архитектурной формы.

Отсюда, понятие тектоничность — есть одно из важнейших свойств, так или иначе определяющих степень (или зримость) отражения на поверхности формы её конструктивной основы (отчасти это понятие пересекается со структурой художественного целого). «Тектоничное произведение» в своём максимальном выражении имеет вид почти голой конструкции. К примеру, именно такого направления в качестве идеального образца придерживается конструктивизм и близкие ему течения (такие как футуризм, кубизм или супрематизм). Но далеко не только XX век дал подобные образцы. Также, в истории архитектурного искусства известны подлинные тектоничные шедевры ранних времён, среди которых такой несомненный образец как Эйфелева башня. В ней конструкция не только совпадает с целым произведением, но и определяет уникальность его художественного образа.

В индустриальной, коммуникационной и даже парадной архитектуре второй половины XX века сугубая тектоничность формы здания, моста или иного объекта часто выражала себя также в прямой форме, когда основные несущие конструкции (опоры, балки или подвесы) выходили на поверхность сооружения и составляли характерную основу его внешнего облика.

Однако далеко не только сама по себе конструкция определяет (и, в свою очередь, определяется) тектоничностью формы. Равным образом, тектоника может находить своё выражение и через конкретные (как зримые, так и скрытые) свойства материала, из которого построено архитектурное целое. К примеру, здание (или промышленная конструкция), построенная из вязких материалов (или имеющая опорные металлические конструкции) неизбежным образом будет отличаться от строений, построенных из крупных каменных блоков или пенобетона. Однако здесь, в этой области берёт своё начало так называемая «имитационная тектоника», когда через воспроизводство внешних признаков (пластики или текстуры) некоего материала создаётся ложное впечатление о его конструкции. Как правило, подобные приёмы употребляются в облицовке зданий.

Тектоника в искусстве является понятием близкородственным, но более частным и узким, чем архитектоника, которая проявляет себя прежде всего через ясно выраженное членение и соотношение частей целого: не только конструктивных, но и внешних.

[1] Однако, и тот, и другой термин проник в остальные искусства и науки именно из архитектуры.

Так, в древне-русском языке тектоника (через греческое заимствование) прежде всего проявила себя в названии профессии плотник (тектонъ).[1]

Также и в Римской империи профессия тектор (лат. tector) имела сугубо строительное значение — маляр или штукатур.[3] Оба этих строительных занятия равным образом имеют отношение к внешности художественного целого.

Тектоника — является достаточно важной дисциплиной также в промышленном и художественном дизайне. Именно она определяет, насколько форма изделия должна соответствовать его конструкции (или внутренней структуре), а также технологии изготовления и природе материала. Также тектоника обуславливает связь важнейших характеристик промышленного изделия — его конструктивной основы и формы во всех её сложных проявлениях (например, в пластике, пропорциях, повторах, характере и т.д.)

Примечания

  1. 1 2 3 Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. — СПб.: Икар, 1993. — С. 214.
  2. 1 2 Л.И.Таруашвили. Докторская диссертация по специальности изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура на тему «Тектоника визуального образа в поэзии античности и христианской Европы». — М.: 1996 г. — стр. 32
  3. Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь, изд. третье, исправленное. — М.: «Русский язык», 1986. — Т. 1. — С. 762. — 840 с. — 45 000 экз.

См. также

Архитектоника — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 апреля 2019; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 апреля 2019; проверки требуют 3 правки.

Архитекто́ника (от др.-греч. ἀρχιτεκτονική — главное строение) — построение художественного произведения. Часто употребляется, хотя это и не верно в большинстве случаев, в том же значении, что и термин «композиция», причём в применении не только к произведению в целом, но и к отдельным его элементам: композиция образа, сюжета, строфы и т. п. Родственным, но более узким понятием в применении к искусству является термин тектоника.

Краткое описание и интерпретация понятия[править | править код]

Термин архитектоника состоит из двух слов греческого происхождения: др.-греч. ἀρχι (archi) — главный и др.-греч. τεκτον (tektos) — строить, возводить, что в прямом переводе означает «главное устроение» (или основное строение). Это слово является однокоренным со словами: архитектор (древнерусское архитектонъ, главный строитель), архитектура. Родственный термин: текто́ника (от др.-греч. τεκτονική — строение, построение) — качество формы, определяемое отражением на ее поверхности внутренней конструкции (функциональной структуры), например, архитектурной, живописной или графической. Существенно различие этих понятий. Тектоничность — формальное качество, оно обусловлено мерой выражения, ясностью конструктивных членений, подразделений целого на части, отношений величин, выявления верха и низа, центра и периферии композиции[1]. Впервые слово «тектоника» в качестве научного термина использовал в середине XIX в. немецкий археолог Карл Готтлиб Бёттихер [2]. Архитектоничность – ясно воспринимаемая целостность, соподчиненность и закономерность связи частей и целого. В отличие от простой тектоничности, архитектоника имеет не только формальный, но и семантический смысл. Архитектоника призвана выражать соподчиненность главного и второстепенного, т. е. композиционный смысл формы. Поэтому качествами тектоничности могут обладать и природные объекты: скалы, деревья, но архитектоничность характеризует только произведения человеческого разума, осмысления формы и придания ей чувства и смысла.

Именно архитектоника формирует главное впечатление от восприятия объекта. Через цельность внешнего образа архитектоника выражает главную композиционную идею (иначе говоря, составляет образ объекта). Именно этим архитектоника отличается от тектоники, представляющей собой только эстетические качества конструкции и материала.

Аналогичное значение имеют эти понятия также в живописи, графике, скульптуре, литературе и даже музыке. К примеру, музыканты говорят о некоем «архитектоническом слухе» (тренированная способность на слух оценивать соразмерность и красоту музыкальной композиции). В применении к литературному творчеству понятие архитектоники объединяет в себе соотношение частей произведения, расположение и взаимную связь его компонентов (слагаемых), образующих вместе некоторое художественное единство. В понятие архитектоники входит как внешняя структура произведения, так и построение сюжета: деление произведения на части, тип рассказывания (от автора или от лица особого рассказчика), роль диалога, та или иная последовательность событий (временная или с нарушением хронологического принципа), введение в повествовательную ткань различных описаний, авторских рассуждений и лирических отступлений, группировка действующих лиц и т. п.

Приёмы архитектоники составляют один из существенных элементов стиля (в широком смысле слова) и вместе с ним являются социально обусловленными. Поэтому они изменяются в связи с социально-экономической жизнью данного общества, с появлением на исторической сцене новых классов и групп. Если взять, например, романы Тургенева, то мы найдём в них последовательность в изложении событий, плавность в ходе повествования, установку на гармоническую стройность целого, важную композиционную роль пейзажа. Эти черты легко объясняются как бытом поместья, так и психикой его обитателей. Романы Достоевского строятся по совершенно иным законам: действие начинается с середины, повествование течёт быстро, скачками, замечается также внешняя несоразмерность частей. Эти свойства архитектоники точно так же определяются особенностями изображаемой среды — столичного мещанства. В пределах одного и того же литературного стиля приёмы архитектоники изменяются в зависимости от художественного жанра (роман, повесть, рассказ, поэма, драматическое произведение, лирическое стихотворение). Каждый жанр характеризуется рядом специфических признаков, требующих своеобразной композиции.

  1. ↑ Власов В. Г.. Тектоника // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IХ, 2008. — С. 450-451
  2. ↑ Bötticher, K. Die Tektonik der Hellenen. Bd. I: Einleitung und Dorika. – Potsdam, 1844

Тектоника (в архитектуре) — это… Что такое Тектоника (в архитектуре)?


Тектоника (в архитектуре)
Тектоника в архитектуре, то же, что архитектоника.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

  • Тектогенез
  • Тектоника (геол.)

Смотреть что такое «Тектоника (в архитектуре)» в других словарях:

  • ТЕКТОНИКА (в архитектуре) — ТЕКТОНИКА в архитектуре, см. Архитектоника (см. АРХИТЕКТОНИКА) …   Энциклопедический словарь

  • ТЕКТОНИКА — в архитектуре, то же, что архитектоника …   Современная энциклопедия

  • ТЕКТОНИКА — в архитектуре см. Архитектоника …   Большой Энциклопедический словарь

  • Тектоника (архит.) — ТЕКТОНИКА в архитектуре, то же, что архитектоника.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ТЕКТОНИКА — ТЕКТОНИКА, и, жен. (спец.). 1. Строение земной коры. 2. Раздел геологии, изучающий структуру земной коры в связи с её движениями и деформациями. 3. В архитектуре: то же, что архитектоника. | прил. тектонический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова.… …   Толковый словарь Ожегова

  • Тектоника (искусство) — У этого термина существуют и другие значения, см. Тектоника (значения) …   Википедия

  • Тектоника — Эта статья о разделе геологии. О построении художественного произведения (например о тектонике в архитектуре) см. Тектоника и Архитектоника. Тектоника (от греч. τεκτονικός, «строительный»)  раздел геологии, предметом изучения которого… …   Википедия

  • Тектоника — I Тектоника (от греч. tektonikós относящийся к строительству)         геотектоника, отрасль геологии, изучающая структуру земной коры и её изменения под влиянием механических тектонических движений и деформаций, связанных с развитием Земли в… …   Большая советская энциклопедия

  • тектоника — и; ж. [от греч. tektonikos строительный, плотничий] 1. Геол. Строение какого л. участка земной коры; процессы, происходящие в ней. Т. дна морей. 2. Геол. Раздел геологии, изучающий строение земной коры в связи с её движениями и деформациями. 3.… …   Энциклопедический словарь

  • ТЕКТОНИКА — (архитектоника) (греч. tektonike строительное иск во) худож. образное выражение в архитектурной форме победы человеческого духа над косностью материи; организация целесообразной структуры архитектурного образа в соответствии с конструктивной… …   Эстетика: Словарь


3. Тектоника. Очерки по истории архитектуры Т.2

Тектоника является одним из центральных понятий классической греческой архитектуры. Некоторые ученые склонны даже приравнивать понятие тектоники к понятию архитектуры. Так, говорят об архитектонике греков, понимая под этим их архитектуру. Термины «тектоника» и «архитектоника» являются различными обозначениями одного и того же понятия. Однако понятие тектоники не совпадает с понятием архитектуры, оно не совпадает и с понятием греческой архитектуры или даже классической греческой архитектуры. Тектоника является лишь ее элементом и затрагивает только одну сторону классической греческой архитектурной формы. Понятие тектоники требует определения.

Земпер определял тектонику как всякое построение из полос, независимо от того материала, из которого оно выполнено. Дословно ????????????? ?????  или ?????????  означает по-гречески архитектуру или буквально — плотничье искусство, плотничье ремесло. В том, что самый греческий термин, от которого происходит и наше слово «архитектура», означает работу плотника, мы имеем лишнее доказательство тесной связи классической греческой каменной архитектурной формы с ее деревянными прототипами. И Земпер в своем определении тектоники исходит из деревянных конструкций и техники, но отвлекает самый характерный признак деревянной конструктивной системы — построение из полос — и распространяет его на любой материал. Таким образом, свойство, присущее деревянной технике, оказывается возведенным в общий не только конструктивный, но и архитектурно-художественный принцип: метод архитектурного мышления полосами, балками, независимо от того, из какого материала сделаны эти полосы. Под земперовское понятие тектоники главным образом подпадает всякая архитектура, которая строит свою форму на основе античного ордера, и в первую очередь, конечно, сама классическая греческая архитектура.

Понятие тектоники, как оно выработано у Земпера, затрагивает очень важную сторону не только классической греческой архитектуры, но и последующих архитектурных стилей Европы. Если мы, с одной стороны, вспомним различные стили зодчества восточных деспотий, с другой стороны — Парфенон, готический собор, дом на столбах Корбюзье, то станет ясным, что от Парфенона к Корбюзье идет линия развития, которую следует противопоставить Востоку, которая имеет свое начало в классической греческой архитектуре. Правда, тут опять вспоминаются те предшественники греческого ордера, о которых уже была речь: колонны и столбы в Египте и Крите, аналогичные формы в Китае и Персии. Все эти построения из полос, если следовать Земперу, как будто говорят о том, что в этом отношении греки не создали ничего нового и только переняли уже готовое у Востока. Можно было бы пойти еще глубже и указать на Стонхендж (рис. 370) и свайные жилые постройки как на образцы тектонических композиций, соответствующих определению Земпера.

На самом деле глубокая принципиальная разница отделяет греческие колонны и антаблементы от их восточных предшественников. Именно понятие тектоники, целиком приложимое к классическому греческому периптеру, и только в очень небольшой степени применимое к его восточным предшественникам, затрагивает очень существенную разницу между ними. Определение тектоники Земпером является внешним и техническим. Суть тектонической формы, конечно, не в том, что она строится из полос, так как не всякое построение из полос в своей основе тектонично.

Сущность тектоничности классического дорического периптера V века состоит в том, что в нем дано разложение наружного объема на отдельные составные части, на колонны и антаблемент, т. е. наглядный архитектурный анализ. Это теснейшим образом связано с освобождением архитектуры от религии, с открытием специфической области архитектурного мышления и с общим рационализмом греческой архитектурной формы.

Вернемся еще раз к египетскому столбу и колонне, т. е. к таким формам восточной деспотической архитектуры, которые, казалось бы, стоят ближе всего к греческому ордеру. В портиках Дейр-эль-Бахри (рис. 372) столбы ничем не отделены от лежащих на них горизонтальных частей, архитектор подчеркивает первичность общей передней плоскости портика, воспринимаемой как сплошная, и господство ее над отдельными столбами: в этой плоскости сделаны темные геометрически правильные выемки пролетов. Колонны-растения открытых дворов и гипостильных залов внутри святилищ Нового царства (рис. 371) активно растут вверх и стремятся соединиться, срастись в широко раскинувшихся верхних чашках-цветках, над которыми нависает потолок — небо. Прямоугольные вертикальные блоки над чашками цветов не только отметают у зрителя всякую мысль о том, что эти цветы и деревья несут какую-то тяжесть, что они имеют конструктивную функцию, но и производят впечатление свободного парения потолков над ними, особенно в более темном гипостильном зале, где зритель может смотреть на колонны только с близкого расстояния, благодаря чему широкие чашки прикрывают собой блоки над ними. Даже протодорическая колонна (рис. 374), внешне больше всего напоминающая греческие формы, близка к столбу, вытесанному из скалы, к остатку первоначально сплошной скалы, в которую углубилась вырытая пещера. И таким же пещерным характером отличаются и критские дворцы, в которых аструктивные колонны (рис. 14) усиливают живописное движение внутреннего пространства. Колонны персидских дворцов также нельзя сравнивать с греческим ордером, так как и персидские колонны изобразительны и символичны, как и вытесанные из скалы колонны индийских пещерных храмов. Принципиально отличны от греческих колонн и тоненькие столбики китайских зданий, которые тоже приближаются по своему внешнему виду к растительным формам и, кроме того, играют лишь второстепенную роль по сравнению с пространством, окружающим китайское здание, с пространством сада, с пространством и в данном случае по-восточному обожествленной природы (ср. т. 1). Но свободно стоящая подпора является на Востоке исключением. Для восточно-деспотического искусства гораздо типичнее гигантские недифференцированные массы, пронизанные и оживленные ритмом, подчиненным религиозным эмоциям, увлекающим толпы зрителей. Пирамиды в пустыне или пилоны египетского храма, таинственные растительные массы индийских башнеобразных святилищ или гигантские объемы ассирийских дворцов, непроницаемая пещерная оболочка зажатых тесных внутренних пространств гипостильных залов, критских или персидских дворцов, индийских пещерных храмов, массы холмов и деревьев китайских садов — везде наблюдается основная тенденция к недифференцированному, к сплошным массам, действующим на эмоции, усыпляющим разум, ставящим человека перед непонятными ему в их величии глыбами, силу которых он может только смутно ощущать, которых он никогда не поймет до конца и перед которыми его пронизывает священный ужас.

Рис. 39. Афины. Парфенон

В противоположность трактовке материи здания в восточных деспотиях как недифференцированного целого, тектоника классического греческого храма состоит в том, что в периптере наружная масса разложена на отдельные составные части — колонны, стены, скаты кровли, горизонтальные балки, на которые опирается покрытие, и т. д., — причем целое складывается из отдельных частей на глазах у зрителей (рис. 39). Каждая часть настолько ясно и четко отделена от соседней, функция каждой из них в общей структуре целого охарактеризована так ясно и наглядно, что зритель сразу ее воспринимает. Получается впечатление, что архитектор на глазах у зрителя разнимает постройку на последние неделимые составные части и потом опять складывает ее из них. Но части не поглощаются целым, а продолжают сохранять свою самостоятельность и законченность даже после того, как они уже вошли в общую систему периптера, которая получается в результате взаимной связи отдельных очень развитых и завершенных в себе элементов. Тот же принцип тектоники наблюдается в стенах целлы периптера. Они сложены из отдельных очень правильных квадров одинаковой величины. Блоки камня не теряются в общей массе стены, как в Египте, а остаются последними неделимыми единицами, из которых складывается стена. Зритель отчитывает стену как сумму квадров. Стена наглядно проанализирована архитектором, и зритель видит, что она представляет собой систему каменных блоков, расположенных в известном порядке. В периптере архитектор со всех сторон показывает зрителю колонны: они постоянно напоминают ему об анализе массы на ее составные части, точно определенный порядок которых и составляет греческий архитектурный ордер.

В тектонике содержится одна из основных мыслей периптера: выразить в архитектурно-художественной форме конструкцию здания. Это не нужно понимать в том смысле, что конструкция целиком определила форму периптера. Самая задача — по возможности ясно выразить в художественной форме конструктивное соотношение частей — является задачей чисто художественной и обусловленной идеологией эпохи. В этом ярко проявился рационализм, диаметрально противоположный восточно-деспотической эмоциональности. Греческий рационализм является существенным признаком развитой человеческой индивидуальности; в тектонике греков проявилось очеловечение архитектуры. Необходимой предпосылкой тектоники является значительно продвинувшаяся дифференциация культуры и ее освобождение от религии. При помощи тектоники классическая греческая архитектура, хотя она и строит храмы, все же освобождает архитектурную форму от опеки религии и строит ее на рациональной основе. Для восточно-деспотической архитектуры можно говорить только о слабых зачатках тектоники. В форме тектонического мышления греческие архитекторы практически осознали самостоятельное содержание освобожденной от религии архитектуры.

Наружная масса периптера разложена на три совершенно отделенные друг от друга и противопоставленные друг другу части, во взаимном соотношении которых раскрывается его тектоническая идея. Это: 1) ступенчатый постамент; 2) колонны; 3) антаблемент и покрытие. Ступенчатый постамент является той искусственной площадкой, на которой воздвигнут храм. Его назначение — выравнять почву, на которую ставят стены и колонны. Горизонталь, повторяющая горизонталь почвы, — основная отличительная черта ступенчатого постамента. Эта горизонталь подчеркивается не только линией верхней площадки стилобата, но и ступенями, которые и своими лентообразными плоскостями, и ограничивающими их линиями многократно повторяют горизонталь. В резком контрасте со ступенчатым постаментом вся обработка колонн подчеркивает их основную роль как несущих частей. В колоннах господствует вертикаль. Стволы колонн ориентированы по вертикали, которая еще сильнее подчеркивается энтазисом — сужением колонн вверх. Контраст с многочисленными горизонталями ступенчатого постамента и антаблемента еще сильнее выявляет вертикализм колонн, особенно наглядно выступающий на фоне стен, от которых колонны отделяются, как фигуры от фона в горельефе. Наконец, многочисленные каннелюры своими гранями и тенями, сгущающимися в желобах, дают большое количество второстепенных вертикалей, сопровождающих основной мотив всей колонны. Антаблемент с венчающим фронтоном гораздо сложнее нижних частей. Это — тяжесть, которую несут колонны; она состоит из двускатной кровли и балок, на которые опирается крыша. Антаблемент своей обшей формой тоже подчеркивает горизонталь. Но, в противоположность более мелочным членениям ступенчатого постамента, горизонтальные членения антаблемента гораздо крупнее. Венчающая роль верхних частей периптера выражена в том, что горизонтальная лента фриза прерывается вертикальными триглифами; все завершается сильно выступающим карнизом и фронтоном, который и в своей общей форме, и в позах заполняющих его человеческих фигур, и в трех акротериях на углах совмещает и примиряет горизонталь и вертикаль. Различная характеристика трех основных частей греческого храма служит дифференциации его общей массы на отдельные части, из которых каждая выполняет свое назначение и всевозможными средствами охарактеризована особо.

Дифференциация отдельных частей здания, как средство архитектурно-художественного анализа наружных масс периптера, еще усиливается цветом. Установлено, что наружные части греческого классического храма окрашивались в яркие простые тона: синий, красный, желтый. Окраска сосредоточивалась главным образом в верхних частях здания, где было много скульптуры. Противопоставление ярких цветов, особенно синего и красного, служило для более четкого и резкого отделения друг от друга элементов антаблемента (например, синих триглифов от фона метоп и узких красных полос, ограничивавших фриз сверху и снизу), а также для отделения всего антаблемента и фронтона, взятых вместе, от нижних частей.

В стенах целлы единица тектонического разложения формы совпадала с единицей материала: ею был, в обоих смыслах, прекрасно отесанный каменный блок. Этого нет в колоннах: единицей материала в них являются отдельные каменные барабаны, из нескольких штук которых составлен ствол; напротив, художественной единицей является каждый ствол в целом, который, несмотря на то что он реально составлялся из нескольких барабанов, с точки зрения архитектурно-художественного образа понимался как последняя неделимая составная часть колоннады периптера.

Semper G. Der Stil. Munehen, 1878; Hittorjf I. L’architecture polychrome chez les Grecs. Paris, 1851; Dunn I. Polychrome und konstruktive Details der griechischer Baukunst. Berlin, 1880; Он же. Liber die naturliche rostbraune Farbung des Marmors an den Bauten der Akropolis in Athen (Zeitschrift fur Bauwesen). 1871; Fenger. Dorische Polychromie.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Понятие тектоники. Виды тектонических систем (стр. 1 из 2)

Федеральное агентство по образованию и науке

Институт архитектуры и строительства

Кафедра Основы архитектурного проектирования, рисунка, живописи и скульптуры

РЕФЕРАТ

ПОНЯТИЕ ТЕКТОНИКИ.

ВИДЫ ТЕКТОНИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Выполнила: студентка группы ДАС-1-06

Денисенко Е. В.

Проверила: Матовникова Н. Г.

Волгоград 2007

СОДЕРЖАНИЕ

1. Понятие тектоники в архитектуре.

2. Виды тектонических систем (конструкций)

2.1.Тектоника стеновых конструкций.

2.2Тектоника ордерных систем.

2.3.Тектоника каркасных сооружений.

2.4.Тектоника сводчатых конструкций.

2.5.Тектоника современных пространственных конструкций.

3. Приложение.

Использованная литература

ПОНЯТИЕ ТЕКТОНИКИ

В архитектуре тектоникой мы называем художественное выражение работы конструкций и материала. Ю. П. Волчек, один из исследователей архитектурной тектоники, назвал её «взаимосвязью художественного и технологического способов мышления и деятельности в материале».В 30-е годы под тектоникой понимали «закономерности построения пространства».Такое определение было предложено А.А. Весниным.

Все эти определения в каких-то отношениях справедливы. Все зависит от того, какой из аспектов сложных взаимодействий формы и конструкции интересовал автора. Поскольку понятие тектоники интересует нас в его взаимосвязи с архитектурной композицией, а сама тектоника рассматривается, как средство композиции, мы можем присоединиться к мнению известного советского архитектора А.К.Бурова о тектонике как результате «пластически разработанной, художественно осмысленной конструкции».

Поскольку процесс развития художественного осмысления действительности, частью которой является и архитектура, приобретал определенные формы во времени, что относится также и к конструктивным сис-темам, понимание тектоники и воплощение этого понимания в профессиональной деятельности архитектора также изменялись. Категория тектоники исторична по своей сути.

Тектоника сооружений возникает из конструкции и работы материала и неотделима от них. Целесообразно поэтому конкретный анализ тектонических средств архитектуры связать с основными типами конструкций и рассматривать их как виды тектонических систем.

ТЕКТОНИКА СТЕНОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ

Стена- массивная конструкция, совмещающая функцию ограждения и расчленения пространства с функцией восприятия нагрузок, образуемых собственным весом, весом перекрытий и кровли, а также тех нагрузок, которые связаны с процессами, происходящими в здании. Первые стены в лесных районах сооружались из брёвен. Пластика поля деревянной стены определяется самим материалом-подбором брёвен. До тех пор пока не был изобретён косяк, окна в стене вырубались лишь в полдерева, т.к. полная прорубка нескольких рядов брёвен ослабляла стену. С изобретением косяка появилась возможность вырезки вертикальных окон. Обрамление проёмов, наличники , ставни, коньковый брус-все эти архитектурные детали как бы собирают в одно художественное целое бревенчатый сруб и кровлю и становятся самостоятельными тектоническими элементами. Русские северные избы и деревянные церкви, альпийские дома Швейцарии и Австрии представляют замечательные образцы тектонически совершенных сооружений рубленной бревенчатой конструкции.

Классическая» завершённость системы профилировки каменной стены была достигнута архитектурой Италии в эпоху Возрождения. Здесь наиболее последовательно и художественно убедительно использован принцип постепенного изменения нагрузки стены в зависимости от её роста вверх.

В русской архитектуре широко применялась кладка стен из кирпича. По мере распространения железобетонных перемычек, перекрытий и структурных каркасов организация проёма уже не лимитируется прочностью самого материала стены. Увеличение размеров элементов кладки стены привело к развитию крупноблочного строительства. Принципиально этот вид строительства мало чем отличается от кладки из кирпича. Это также массивная несущая стена. Дальнейшее укрупнение элементов стены определило переход к крупнопанельному строительству.

ТЕКТОНИКА ОРДЕРНЫХ СИСТЕМ

Ещё на заре строительной деятельности люди при сооружении примитивных жилищ- шалашей- применяли деревянный каркас.

Самой древней конструктивной системой, действующей в наши дни, является стоечно-балочная система. Она возникла ещё в эпоху неолита. Но в архитектурно-композиционном плане сооружения того времени ( жилища) не были ещё архитектурой как результатом художественного осмысления действительности. Последовательное развитие и эстетическое осмысление этой системы привели к чёткому расчленению несомых и несущих частей конструкции — опорных столбов и балок. В Древнем Египте из дерева делались стойки и балки, а сырцовый кирпич служил заполнением промежутков каркаса. Так возникла форма колонны. В древнегреческой архитектуре стоечно-балочная конструкция нашла своё выражение в ордере, основными частями которого являются колонна и архитравное перекрытие. В греческой архитектуре сложились 3 ордере: дорический, ионический и коринфский. Все три ордера имеют одни и те же составные части-колоны, антаблемент (система венчания), стилобат (ступенчатое основание). Колонны — это опоры, поддерживающие антаблемент, они завершаются капителями. Верхняя часть капители покрыта плоской плитой-абакой, которая и принимает тяжесть перекрытия. Капитель, являющаяся переходом от ствола колонны к антаблементу, служит для организации конструктивной и зрительной связи между ними. В эпоху Возрождения построение ордера было канонизировано.

ТЕКТОНИКА КАРКАСНЫХ СООРУЖЕНИЙ

Стоечно-балочная конструкция послужила основой для новой выразительной тектонической архитектурной формы. Сюда относится деревянное зодчество стран Юго-Восточной Азии и Японии, фахверковые постройки западноевропейского средневековья. Несущей основой фахверковых зданий служил деревянный остов, состоящий из стоек, подкосов и обвязок с заполнением промежутков кирпичом или другим материалом. Часто такая постройка имела массивное каменное основание и сравнительно лёгкие, нависающие один над другим верхние этажи. Консольный вынос балки, не превышающий толщины сечения, позволял, не нарушая устойчивости сооружения, выдвигать верхний этаж относительно предыдущего вперёд почти на толщину стены. Различные системы стоек, балок, ригелей и подкосов, характер их соединения становятся основой выразительных средств фахверковой (стоечно-стеновой )архитектуры.

Применение металлического каркаса и изобретение лифта в конце XIX века привели к созданию многоэтажных сооружений, что в свою очередь значительно стимулировало развитие каркасных систем. Возникают небоскрёбы в Чикаго и Нью-Йорке. Характерным примером является здание страховой компании « Рилайэнс» (1890-1895г. стр-ва) в Чикаго.

В данное время сложились два композиционно-конструкторских типа каркасных сооружений: с каркасом, скрытым за стенами-ограждениями, и «решёткой» каркаса, выведенной наружу. В первом случае подчёркивается общая форма объёма здания, во втором -начинает сильно звучать ритм членений, выявляемых каркасом. Эти два направления в развитии сооружений определяют их тектонический характер.

В зданиях с навесными стенами чётко разделяются функции несущих и ограждающих частей. Это позволяет более эффективно использовать материалы. Элементы навесных стен выполняются из материалов лёгких, хорошо сохраняющих тепло, каркасы — из материалов высокопрочных, хорошо сопротивляющихся статическим усилиям, что позволяет элементы, составляющие стену, делать очень крупными. Здания при этом монтируются из заранее изготовленных частей.

ТЕКТОНИКА СВОДЧАТЫХ КОНСТРУКЦИЙ

Стоечно-балочная конструкция из камня не давала возможности создать достаточно обширные пространства, чтобы вместить огромные массы людей. Проблема была решена путём использования клинчатых арочных конструкций, сводов и куполов. Арочно-сводчатые конструкции позволили по-новому использовать свойства материала. В арке каменные блоки работают только на сжатие, т.е. самым выгодным образом для этого материала. Для сводов и арок не нужны грандиозные камни архитравов. Здесь пригодны блоки того же веса и размера, что и кладки стены. Работа каменной арки может быть обрисована следующим образом. Усилия от веса самой арки и вышележащих конструкций в опорных сечениях могут быть разложены на два направления — вертикальное и горизонтальное. Последнее называется распором. Трибуны Колизея ( 75-80 гг.), поднимающиеся вокруг эллиптической арены, образуют замкнутую арочную систему и являются примером стоечно-сводчатых конструкций. Основные узлы арочной конструкции римских мостов и акведуков, вошедшие в число великих достижений зодчества-пяты арок, где нагрузка передаётся опорам, и замковые камни, соединяющие арку в единое целое.

Долгое время наиболее распространёнными были два вида сводчатых покрытий: цилиндрический свод и сферический купол, где опорная нагрузка передаётся на весь периметр стен. Новые композиционные возможности появились у зодчих, когда для распределения нагрузки стали использоваться паруса и арки на отдельно стоящих опорах. Специфическая архитектурная форма- парус- служит для организации перехода от опорного кольца купола к квадратной в плане системе опор. Формы парусов отличаются большим разнообразием, а по конструктивной структуре они подразделяются на балочно-консольные и арочно-сводчатые.

Тектоническая ясность в распределении масс и объёмов была достигнута при крестообразной в плане схеме сооружений с полусферой. расположенной в центре на парусах и подпружных арках. Здесь распор передаётся на стены через цилиндрические своды пристроек либо сферические поверхности, венчающие полукруглые в плане ниши. Ярким примером является конструкция собора св. Софии в Константинополе. В готических соборах крестовые своды были высоко подняты на каменных столбах. Система рёбер-нервюр образует каркас, поддерживающий облегчённую кладку свода и передающий нагрузку на опоры. Изобретение нервюр позволило перекрывать крестовыми сводами помещения не только квадратные, но также прямоугольные и полигональные в плане. В эпоху Ренессанса часто использовался купольный свод. При строительстве собора св. Павла в Лондоне (1675-1710)арх-р Рен впервые применил конус как наиболее целесообразную форму, несущую световой фонарь, создав трёхчастную систему, состоящую из внутреннего купола, конуса и внешнего купола.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *