В готическом стиле архитектура – Готический стиль в архитектуре — это… Что такое Готический стиль в архитектуре?

Содержание

Готическая архитектура | Architecto Grad

Характерная особенность готической архитектуры

Стрельчатый свод, состоящий из двух пересекающихся друг с другом сегментных дуг.

Общее описание готической архитектуры

Внутреннее пространство, бесплотная воздушная среда, в которую вступает человек, приобрела в готическом соборе ту силу художественного воздействия, какую на Востоке имели тяжелые каменные массивы, в Греции — выточенные из камня архитектурные формы.

Своей вместимостью и высотой готические соборы значительно превосходят самые большие романские соборы.

Строительная схема готического собора

Наиболее бросающимися в глаза техническими средствами, которыми пользуется готика, являются стрельчатые арки и каркасная система с ребристым сводом. Они придают собору особый внешний вид и устойчивость. Контрфорсы и аркбутаны входят в наружную каркасную конструкцию собора, являясь не только украшением, но и несущим элементом, воспринимая серьезную нагрузку от наружных стен.

История возникновения готической архитектуры

Готика зародилась  в XII веке в северной Франции. В последующие столетия она распространилась во многих европейских странах.

В XI и XII веках формирование городской буржуазии стало толчком для развития культуры и экономики. На этой волне, в городах, развернулось широкое строительство строений нового архетипа, который, спустя пару веков начали называть готикой. Название данного стиля принадлежит итальянскому архитектору, живописцу и писателю Джорджо Вазари. Таким образом, он выразил своё отношение к архитектурному стилю,  казавшемуся ему, грубым и варварским.

Готические соборы строились не без податей горожан. Нередко, строительство прерывалось на десятилетия во время войн и стихийных бедствий. Многие соборы так и остались незаконченными. Некоторые соборы начинали строиться в одном стиле, а заканчивали в другом. Например, Шартрский собор (1145-1260), украшенный двумя стилистически разными башнями.

Основное предпочтение отдавалось строительству больших соборов, церквей и замков.

В архитектуре Западной Европы, готику можно разделить на 3 вида, соответствующие разным временным отрезкам:

  1. Ранняя готика или стрельчатая (1140-1250 гг.). Переход от романского стиля к готическому. Происходит это с середины XII в во Франции, Англии и Германии . Для него характерны мощные стены зданий и высокие арки. Собор в Лане. Ранняя готикаСобор в Лане. Ранняя готика

    Собор Парижской Богоматери. Ранняя готикаСобор Парижской Богоматери. Ранняя готика

  2. Высокая (зрелая) готика. XIII-XIV вв. (1194-1400 гг.) Усовершенствование ранней готики и признание её городским архитектурным стилем Европы. Зрелой (высокой) готике присуща каркасная конструкция, богатые архитектурные композиции, большое количество скульптуры и витражей. Собор в Амьене. Высокая готикаСобор в Амьене. Высокая готикаСобор в Реймсе. Высокая готика
    Собор в Реймсе. Высокая готика

    Шартский Собор. Высокая готикаШартский Собор. Высокая готика

  3. Поздняя готика (пламенеющая). XIV в. 1350-1550. Название происходит от похожих на языки пламени узоров, применявшихся при оформлении зданий. Это высшая форма готической архитектуры, где главное внимание уделяется декоративным элементам. Орнаменты в форме «рыбный пузырь». Для этого периода характерно развитие скульптурного искусства. Скульптурные композиции не только воспитывали у людей религиозные чувства, изображая сюжеты из Библии, но и отражали жизнь простого народа. Миланский Собор. Поздняя готикаМиланский Собор. Поздняя готика

    Севильский кафедральный собор. Поздняя готикаСевильский кафедральный собор. Поздняя готика

В отличие от Германии и Англии поздняя готика во Франции, разоренной Столетней войной, не получила широкого развития и не создала большого числа значительных произведений. К наиболее значимым сооружениям поздней готики относятся: церковь Сен-Маклу (Сен-Мало), Руан, Кафедральный собор в Мулене, Миланский собор, Севильский кафедральный собор, Нантский собор.

На родине готики, во Франции, выделяют следующие этапы этого стиля:

— Стрельчатая готика (ранняя) (1140-1240 гг.)

Собор Сент-Урбен. Лучистая готика

— Лучистая готика или Rayonnant – «сияющий стиль» (1240-1350 г.г.)

Собор Сент-Урбен. Лучистая готикаСобор Сент-Урбен. Лучистая готикаСобор Сент-Шапель. Лучистая готикаСобор Сент-Шапель. Лучистая готика

Стиль готической архитектуры, сложившийся во Франции после 20-х годов XIII века, называют “лучистым” — в честь типичного для того периода орнамента в форме солнечных лучей, украшавшего изящные окна-розы. Благодаря техническим инновациям формы ажурного каменного декора окон стали богаче и изысканнее; сложные узоры теперь выполняли по предварительным чертежам, сделанным на пергаменте. Но несмотря на возросшую сложность орнаментов, декоративная структура по-прежнему оставалась двухмерной, лишенной объема.

— Пламенеющая готика (поздняя) (1350-1500 гг.)

Кафедральный Собор Нотр Дам де Руан. Пламенеющая готикаКафедральный Собор Нотр Дам де Руан. Пламенеющая готикаТроицкое Аббатство в Вандоме. Пламенеющая готикаТроицкое Аббатство в Вандоме. Пламенеющая готика

В Англии и Германии выделяют несколько иные этапы готического стиля в архитектуре:

— Ланцетовидная готика. 13 век. Характерным элементом являются расходящиеся пучки нервюр сводов , напоминающих ланцет.

Собор в городе ДаремеСобор в городе Дареме. Ланцетовидная готикаИнтерьер собора в городе Дареме. "Распускающиеся пучки" нервюр
Интерьер собора в городе Дареме. «Распускающиеся пучки» нервюр. Ланцетовидная готика

— Украшенная готика. 14 век. Декоративность приходит на смену строгости ранней английской готики. Своды собора в Эксетере имеют дополнительные ребра, и кажется, будто над капителями вырастает огромный цветок.

Собор в ЭксетереСобор в Эксетере. Украшенная готикаСобор в ЭксетереИнтерьер собора в Эксетере. Украшенная готика

 — Перпендикулярная готика. XV век. Преобладание вертикальных линий в рисунке декоративных элементов. В соборе Глостера ребра разбегаются от капителей, создавая подобие раскрытого веера, — такой свод и называют веерным. Перпендикулярная готика просуществовала до начала XVI в.

Собор Глостера. Перпендикулярная готикаСобор Глостера. Перпендикулярная готикаИнтерьер собора Глостера. Перпендикулярная готика
Интерьер собора Глостера. Перпендикулярная готикаИнтерьер собора Глостера. Перпендикулярная готикаИнтерьер собора Глостера. Перпендикулярная готикаУльмский СоборУльмский Собор. Перпендикулярная готикаУльмский Собор. Перпендикулярная готикаУльмский Собор. Перпендикулярная готикаИнтерьер Ульмского собора. Перпендикулярная готикаИнтерьер Ульмского собора. Перпендикулярная готика

  — Тюдоровская готика. Первая треть XVI века. В этот период строятся здания по форме совершенно готические, но почти все без исключения светские. Самой важной отличительной чертой тюдоровских строений можно считать использование кирпича, который довольно внезапно распространился во всей Англии. Типичное тюдоровское поместье (например, Ноул или Сент-Джеймский дворец в Лондоне) кирпичное или каменное, с надвратной башней. Вход во внутренний дворик через широкую низкую арку (арку Тюдоров), по бокам часто строили восьмиугольные башни. Часто над входом находится большой фамильный герб, т.к. многие семьи лишь недавно приобрели аристократический статус и хотели его подчеркнуть. Крыша часто почти сплошь застроена декоративными башенками и трубами. Замки к тому времени были уже не нужны, так что укрепления — башни, высокие стены и т.п. — строили чисто для красоты.

Зондерготика (от нем. Sonder – «особая») – позднеготический стиль архитектуры, бывший в моде в Австрии, Бавариии и Богемии в XIV-XVI веках. Для стиля характерны массивные величественные здания, тщательно вырезанные из древесины детали внутреннего и внешнего декора.

Особенности ранней готики. Главные отличительные признаки.

    • Высокие стрельчатые окна без масверка (Франция), с масверком и без крипты (Германия)
    • Фасады 2-х башенные с круглыми окнами (розасами). Розас и фасад Нотр-Дама в Париже становятся образцами многочисленных кафедральных соборов
    • Масверк, круглое готическое окно и вимперги высшей утонченности
    • Важные росписи по стеклу
    • Членение стен 4-х зонное
    • Круглые колонны с 4 тонкими служебными колоннами
    • Богатая орнаментика капителей
  • Исключительно стрельчатые арки

 

Особенности зрелой готики. Главные отличительные признаки.

    • Вместо стен устанавливаются витражи с росписью. После замены односкатных крыш боковых нефов шатровыми и вальмовыми крышами удается снабжать задними окнами и трифории (Кельн). окна верхних проемов круглые
    •  Членение стен 3-х зонное
    • Тонкие разделяющие стены
    • Стремление ввысь, которое требует двойных (Шартр 36 м, Бове 48 м) и тройных аркбутанов
    • Колонны составные (пучкообразные)
    • Арки полуциркульные
    • Свод 4-частный
  • Крыши башен ажурные

 

Особенности поздней готики. Главные отличительные признаки.

    • Низкие верхние оконные проёмы или уменьшение размеров окон, а так же круглые окна наряду со стрельчатыми с богатым ажурным орнаментом
    • Более высокие аркады
    • Более декоративно насыщенная (стиль «Изабелла с 1475, стиль «платереско» — соединение восточных и мавританских влияний)
    • Ажурный орнамент в виде рыбьего пузыря (каф. собор Амьена 1366-1373)
    • Средний неф выше боковых и меньше разделительных элементов между нефами. В германии поперечный неф вовсе отсутствует
    • Колонны приобретают более упрощенный профиль. круглые столбы устанавливаются далеко один от другого
    • Капитель на служебных колоннах отсутствует или есть на отдельных колоннах
    • Арки больших размеров — килевидная (уже ренессансная)
    • Звездчатый или сетчатый свод и свод с замковыми нервюрами с грушевидным профилем
    • Трифорий отсутствует
  • Крыши с куполами

Окна в готической архитектуре

Стены-перегородки травей и хоров заполняются окнами с цветными стеклами, а фронтонные стены главного и боковых нефов — розетками. Особенно большую роль в архитектуре играет ажурный орнамент готики (массверк).

Разноцветные стекла (витражи)Разноцветные стекла (витражи)массверкМассверк

Роза готического собора понимается как узор, заполняющий круглое окно, и как подобие небесного светила. В украшении розы ясно сказался умозрительный склад средневекового мышления: все линии приведены к ясному порядку ( в отличие от мусульманского орнамента), орнаментальные мотивы рождаются один из другого, мелкие кружки по краям подчинены движению главных стержней.

РозаРоза

Стены в готической архитектуре

Поэтический вымысел, который так поражает внутри собора, находит объяснение снаружи. Ажурные стены сдерживаются снаружи сложной инженерной конструкцией — контрфорсами. Противопоставление крепкого костяка легкому заполнению стало краеугольным камнем готической архитектуры. Оно сказалось и в отпадении каменных плоскостей стен, вытесненных ажурными переплетами окон между столбами, и в нервюрном своде, и в трифории, и наконец, в перекинутых от оснований сводов к контрфорсам опорных арках, так назывемых аркбутанах, с их доведенной до минимума массой.

Роза

Конрфорсы и аркбутаныКонрфорсы и аркбутаныКонрфорсы и аркбутаныКонрфорсы и аркбутаны

Двери (порталы) в готической архитектуре

Нижний ярус фасада занимают перспективные порталы. Двери обрамлены снизу статуями, немного большими, чем в рост человека. Они встречают его при входе приветливым взглядом, иногда улыбкой. Порталы обрамлены высокими стрельчатыми арками с круглой розой посередине. Пропорции доведены до крайней степени стройности и ажурности. Скульптурное украшение порталов, вимпергов, консолей.

Скульптурное украшение порталов и вымперговСкульптурное украшение порталов и вымперговСкульптурное украшение порталаСкульптурное украшение портала

Скульптурное украшение портала

Заключение

Развитие готического искусства было вызвано к жизни подъемом городской культуры, стремлением к свободной общественной жизни и умственной деятельности. Но многие из этих идеалов в условиях сохранения незыблемого феодального порядка во всей Европе так и не смогли быть воплощены. В XIII веке в коммунах начинается борьба между мелкой и крупной буржуазией, в жизнь городов больше вмешивается королевская власть. Естественно, что в неокрепшем организме нового общества легко могло пробудится стремление к канонизации достигнутого. Оно подменяло живое творчество богословской учетностью.

Готика - Архитектура и Архитекторы

Кельнский собор. Германия.

Готический стиль, иногда называющийся стилем художественным, является завершающей ступенью в развитии искусства средневековья в странах Центральной, Западной и отчасти Восточной Европы. Термин «готика» ввели в эпоху Возрождения в качестве уничижительного обозначения всего архитектурного искусства средних веков, которое считали поистине «варварским».

Собор Лас-Лахас. Колумбия.

Для готического стиля характерны черты символико-аллегоричного типа мышления и условностей художественного языка. Главенство архитектуры и традиционные типы сооружений готика унаследовала от романского стиля. Особое место в готическом искусстве занимал собор, являвший собой наивысший образец архитектурного синтеза с живописью и скульптурными веяниями. Пространство такого собора было несоизмеримое с человеком – вертикали его сводов и башен, подчинение скульптур динамичности архитектурных ритмов и разноцветное сияние витражей на верующих действовали пленительно.

Собор в Реймсе.

Развитие готического искусства отображало и ключевые изменения в построении средневекового общества – начало образования централизованных держав, рост и укрепление мегаполисов, выдвижение сил знати, а также придворных и рыцарских кругов. Здесь интенсивное развитие получает гражданская архитектура и градостроительство. Архитектурные ансамбли городов включали в себя светские и культовые здания, мосты, укрепления и колодцы. Зачастую главную площадь города обстраивали дома с аркадами, где нижние этажи занимали торговые и складские помещения. И именно от площади расходились все основные улицы с узкими фасадами двух или трёхэтажных домов, украшенных высокими фронтонами. Города обволакивали мощные стены с проездными башнями. Феодальные и королевские замки постепенно перевоплощались в сложнейшие комплексы дворцовых, крепостных и культовых сооружений. В центре города, как правило, располагался собор или замок, который и становился сердцем городской жизни.

Миланский кафедральный собор.

  Сложная, но смелая каркасная конструкция собора готического периода, которая воплощала триумф дерзновенной мысли архитектора, позволила превзойти массивность романских сооружений, облегчая своды и стены и создавая динамичную целостность внутреннего пространства. Применяя каркас, стены перестали быть несущими элементами строений. Создавалось впечатление, что стен нет вовсе. Стрельчатые своды превосходили полуциркульные из-за своей вариабельности, конструктивно опережая по многим позициям.

 Именно в готике приходит усложнение и обогащение созвучности искусств, расширение сюжетной системы, где отражалось средневековое мировоззрение. Возникает интерес к реальным формам природы, к чувствам и физической красоте человека, новую интерпретацию получает тема материнства, мученичества, страдания нравственности и жертвенной устойчивости человека. В готическом стиле архитектуры органично переплетаются трагические аффекты с лиризмом, социальная сатира с духовной возвышенностью, фольклор с фантастическим гротеском и острота жизненных наблюдений.

Готический стиль зародился на территории Северной Франции в середине Хll века и своего расцвета достиг уже к первой половине Хlll. Каменные соборы готического произведения во Франции получили собственную классическую форму. Подобное сооружение обычно составляли трёх-пяти нефные базилики с поперечными нефами - трансептами и деамбулаторием, к которому прилегали радиальные капеллы. Впечатление неукротимого движения к алтарю и вверх создаётся стройными столбами, великим взлётом стрельчатых арок и учащённым пульсом трифории. За счёт контраста главного высокого нефа, а так же боковых полутёмных нефов появляется богатая живопись аспектов, безграничное чувство пространства.

Типы арок. Готический орнамент. Готические капители.

  Готическая система каркаса возникла в аббатской церкви Сен-Дени (1137—1144гг.). К юной готике можно так же отнести соборы в Париже, Лане и Шартре. Богатство ритма, совершенство композиционной архитектуры и безукоризненность декоративной скульптурологии – вот что отличает потрясающие соборы и храмы зрелой готики в Амьене и Реймсе. К готическим соборам середины Хlll века относится и парижская часовня Сент-Шапель (1243—1248гг.) с множеством витражей. Крестоносцы же принципы готической архитектуры донесли и до Родоса, Сирии и Кипра.

Поздняя готика в интерьерах уже распространяет скульптурные алтари, которые объединяют деревянные раскрашенные и позолоченные скульптуры с темпераментной живописью на деревянных досках. Здесь уже складывается новый эмфатический строй обликов, отличающийся напряжённой (зачастую экзальтированной) экспрессией, что в особенности проявляется в сценах страдания Христа и других святых, переданных с непримиримой правдивостью.

В итоге можно заключить, что за счёт решения лишь одной архитектурной проблемы, даже не относящейся к строительству, на свет появилось целое течение в искусстве, и создался, можно сказать, невзначай загадочный и изумительный стиль – готика.

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари.)

  Собор Нотр-Дам де Пари – сердце Парижа. Нижняя часть фасада имеет три портала: портал Девы Марии слева, портал Святой Анны справа и между ними расположился портал Страшного суда. Над ними возвышается аркада из двадцати восьми статуй иудейских царей. Центр фасада украшает большое окно в виде розы, украшенное узорами из камня и витражами. Бронзовый колокол, подаренный Собору в 1400 году, весом в  шесть тонн, находится в правой башне Собора.  Впоследствии колокол был переплавлен заново, а жители Парижа в расплавленную бронзу бросали драгоценности, от чего звон колокола, по  рассказам, приобрел чистый и звучный тембр.

  Собор как модель божественного мироздания, выглядит устремленным вверх, к небу. Острые шпили сверху башен отсутствуют вопреки проекту. Решение это было принято для того, чтобы не была нарушена гармония всего сооружения.  А изнутри храм поражает объемом и широтой пространства. Ни массивные опоры, ни голые стены не напоминают о массивности Собора. Существует красивая традиция, связанная с Собором. Ежегодно, первого мая каждого года, художники в дар преподносят картины, скульптуры и другие творения. Ими украшены часовни в правой части Собора Парижской Богоматери. В ней же находятся две статуи: Девы Марии, в честь которой назван Собор, и статуя святой Дионисии. В память о временах правления Людовика XIII и Людовика XIV в центральной части Собора Парижской Богоматери расположены их скульптурные изображения. Барельефы по теме Нового завета украшают наружную часть хоров. В 1886 году в Соборе прошел обряд принятия католической веры писателя Поля Клоделя, о чем свидетельствует бронзовая плита с надписью, вмонтированная в пол трансепта. Сам Собор Парижской Богоматери увековечен в одноименном сочинении Виктора Гюго.

Конструктивная схема Нотр-Дам де Пари. План собора.

Вернуться к списку стилей.

При создании статьи использовались следующие источники информации.

Готическая архитектура Чехии — Википедия

Готическая архитектура Чехии (чеш. Gotická architektura v Česku) — одно из национальных направлений в европейском готическом стиле архитектуры, период развития чешской архитектуры, подразделяемый на три этапа: ранняя (Пршемысловская) готика (начало — конец XIII века), высокая (Люксембургская) готика (конец XIII — 2-я половина XV века) и поздняя (Ягеллонская или Владиславская) готика (70-е годы XV — начало XVI века)[1]. Важнейшие готические сооружения Чехии были возведены по инициативе королевского двора и влиятельнейших феодальных семей (Рожмберков, Пернштейнов и других), а также в результате строительства новых чешских городов. Чешская готика возникла под сильным влиянием архитектуры цистерцианских монастырских строений и классических принципов французской готики, постепенно развивая свой неповторимый архитектурный стиль, вобравший в себя особенности саксонской и подунайской архитектуры того периода. В процессе развития готической архитектуры Чехии были разработаны особые типы зданий, такие как двухнефные южночешские костёлы. Наиболее известными архитекторами чешской готики являются Петр Парлерж и Бенедикт Рейт.

Исторический контекст[править | править код]

Готика как направление искусства возникла в средневековой Чехии сравнительно поздно. В начале XIII века, когда готическая архитектура уже достигла своего расцвета во Франции и Германии, в чешскую архитектуру только начали проникать первые французские и немецкие готические элементы, которые возобладали над романской архитектурой в Чехии только к концу века. Первые памятники готической архитектуры в Чехии относятся ко 2-й четверти XIII века, т. е. к концу правления короля Пршемысла Отакара I (умер в 1230 году) и периоду правления его сына Вацлава I (1230—1253). Относительно позднее возникновение готической архитектуры в Чехии объясняется, прежде всего, отсутствием ещё в XII—XIII веках развитого самосознания чешских городов, в отличие, например, от Франции, где в этот период именно города стали коллективным заказчиком и вдохновителем готического искусства (в частности, каждый город старался превзойти другие великолепием своих готических храмов). В Чехии этого периода процесс градообразования ещё не закончился и социальное самосознание горожан находилось в процессе формирования. Именно по этой причине чешская готика возникла в XIII веке не как городское мирское, а как монастырское искусство, поскольку монастыри в то время пользовались особым покровительством королей и крупных феодалов Чехии (например, панов из Рожмберка)[1][3][4].

Монастырская готика[править | править код]

Первые строения переходного романско-готического типа в Чехии были сравнительно немногочисленны, ими стали храмы цистерцианских, францисканских, доминиканских и бенедиктинских монастырей (в частности, Анежского, Тепельского, Тршебичского и Тишновского монастырей). Первые монахи новых чешских монастырей, как правило, приглашались из монастырей Германии и Австрии. Вместе с монашескими братиями приходили артели мастеров, нёсшие с собой традиции готической архитектуры Западной Европы. В частности, орден цистерцианцев принёс с собой свой специфический тип готического храма, выработанный цистерцианцами на их родине в Бургундии. Особенностью этого типа было отсутствие башен и внешней опорной системы, а в Чехии этот тип храма был ещё более упрощён и приспособлен к местной романской традиции[5][6].

Первые строения в стиле ранней готики сочетали в себе традиционные массивные кубические черты романской архитектуры с новыми архитектурными приёмами Западной Европы, такими как готические рёбра сводов на консолях и резные ажурные оконные розы. Романские галереи и полукруглые апсибы боковых нефов сочетались в них с каркасной конструкцией готических сводов. Примером эклектики верхнерейнских романских черт и франко-бургундских раннеготических элементов стал возведённый в конце правления короля Вацлава I (1230—1253) монастырский костёл Вознесения Девы Марии в Тршебиче (ныне известный как базилика Святого Прокопа). Соединение в одной архитектурной композиции восьмичастного свода в завершении хора, слепых арок и галерей создают впечатление загромождённости интерьера, придавая ему сумрачную и массивную, ещё романскую пышность[7][8][9].

Красочным примером раннего влияния немецкой готической архитектуры в Чехии является сохранившийся до наших дней раннеготический портал «Небесные Врата» костёла Вознесения Девы Марии в монастыре цистерцианок Porta Coeli, основанного королевой Констанцией и её сыном королём Вацлавом I в селении Пршедкластержи недалеко от южноморавского города Тишнова (костёл был освящён в 1239 году). Портал, по всей видимости, был сооружён артелью саксонских мастеров. Вопреки аскетическим принципам цистерцианской архитектуры «Небесные Врата» были украшены двумя рядами скульптур апостолов на боковых откосах портала и рельефной композицией в тимпане. Исследователи отмечают поразительное сходство многоступенчатого с едва угадываемой стрельчатостью арок архитектурного строения портала и его скульптурного убранства (растительный орнамент, античные одежды скульптур апостолов) с порталом «Златые Врата» во Фрайбергском соборе в Саксонии (около 1230 года). Архитектурная концепция портала «Небесные Врата» обладает несовершенствами, присутствующими в подобных готических сооружениях Германии, которые возводили по образцу творений французской готики. Здесь нарушена основная идея французского готического портала — форма соединения статуй с колоннами. В данном случае статуи расположены не перед колоннами и даже не в специальных нишах, как во фрайбергском портале, а непосредственно перед углами уступов, что никак не соотносится с логикой строения готического портала во Франции. Как и во многих раннеготических сооружениях в портале «Небесные Врата» широко используются приёмы ещё романской архитектуры, что прежде всего относится к облику статуй апостолов[7][10][11].

Поскольку в XIII веке чешское искусство, в том числе и архитектура, развивалось, главным образом, в монастырях, процесс художественного развития ранней чешской готики не мог протекать достаточно системно и динамично. Социокультурная замкнутость монастырей и их разбросанность по территории королевства приводили к фрагментарности и непоследовательности в прохождении чешской архитектурой основных этапов формирования готического искусства Европы. Разные по происхождению и архитектурным принципам монастырские артели мастеров, работавшие в разных частях Чехии в тот период, сменяли друг друга, не создавая при этом прочной архитектурной традиции. Неразвитость городов, замкнутость монастырей и центробежные устремления феодалов не позволяли ещё королям Чехии XIII — начала XIV веков использовать готическое искусство для достижения общегосударственных целей, что станет возможным лишь в следующем периоде — во время Люксембургской готики[12].

Основные школы и типы[править | править код]

Королевский замок в Писеке (реконструкция первоначального облика) — пример южночешской школы готической архитектуры (2-я половина XIII века)

Уже на раннем этапе развития готики в Чехии сформировалось несколько школ готического искусства. Одной из них была южночешская школа готической архитектуры, дольше других сохранявшая архитектурные приёмы и особенности, присущие ранней готике. Готические сооружения этой школы, такие как королевский замок и костёл Рождества Девы Марии в Писеке, возведённые при короле Пршемысле Отакаре II (1253—1278), и замок Йиндржихув-Градец начала XIV века, отличались тяжеловесностью архитектурных форм и изяществом монументального декора. Однако наибольшее значение имела столичная школа готической архитектуры, развивавшаяся в Праге и прилегающих к ней районах (например, в Кутна-Горе)[8][13].

В период ранней готики происходит формирование основных архитектурно-строительных типов чешской готической архитектуры, среди которых были двухнефные здания, трёхнефные базилики с надстроенным центральным нефом (например, храм Святого Варфоломея в Колине, достроенный уже в XIV веке), храмовые сооружения зального типа с нефами одинаковой высоты (например, костёл Воздвижения Святого Креста в Йиглаве). В 60-е годы XIII века в основанном Пршемыслом Отакаром II Златокорунском монастыре цистерцианцев был возведён величественный четырёхнефный храм Вознесения Девы Марии, а в 1290 году началось строительство пятинефного храма собора Вознесения Девы Марии и Святого Иоанна Крестителя в Седлецком монастыре. Перечисленные сооружения в большинстве своём обладали рядом схожих черт, среди которых можно выделить минимальное использование опорной системы аркбутанов, относительно скудное количество скульптуры и активное применение стенной росписи[8][14].

Своеобразным архитектурным типом ранней чешской готики является и двухнефная Пражская синагога, возведённая в последней трети XIII века королевскими каменщиками, работавшими неподалеку на строительстве Анежского монастыря. Простые формы и немного приземистые пропорции синагоги делают её сходной с готическими сооружениями Саксонии того же периода[8][15].

Архитектурно-строительным типом светской готической архитектуры стал городской ансамбль, возникновение которого было обусловлено ростом старых и строительством новых чешских городов. Посреди городов или городских районов строилась главная площадь с городской ратушей и рынком, окруженная домами с лоджиями-галереями вдоль первых этажей, где горожане могли укрыться от непогоды (например, главная площадь города Ческе-Будеёвице). Городские улицы ориентировались на эту площадь и на городские ворота. Этот архитектурный тип продолжал широко использоваться при строительстве чешских городов в XV—XVI веках, что обусловило сохранившийся до наших дней неповторимый облик площадей старинных городов Чехии. Другим новых архитектурным типом стал готический замковый ансамбль: при строительстве больших, прежде всего, королевских замков отныне решались не только оборонительные задачи, но и постепенно достигалась цель превращения замка в представительную готическую резиденцию (например, королевские замки Звиков XIII века с двором, окруженным галереей, и Карлштейн, превращённый в следующем веке в величественную королевскую резиденцию)[8][16]

Исторический контекст[править | править код]

В конце XIII — XIV веке Чешское королевство стало одним из самых экономически и культурно развитых государств Европы. В период правления первых королей династии Люксембургов в Чехии наивысшего подъёма достигают города, бурно развиваются ремёсла и торговля. Основание Пражского университета в 1348 году стало ярким свидетельством развития средневековой чешской науки и образования. Прогрессивные, жизнеутверждающие тенденции развития чешского искусства проявились в том числе и в чешской архитектуре. Обширные материальные ресурсы, сосредоточенные в руках чешских королей позволили широко использовать опыт других государств Европы, прежде всего Франции и Германии, благодаря чему готическая архитектура Чехии очень скоро достигла высокого уровня, получив свой неповторимый национальный характер. 30-е годы XIV века стали временем наивысшего расцвета чешских городов, который обусловил быстрое развитие светских гуманистических тенденций в чешском искусстве. Именно в этот период настал расцвет чешской готической культуры, прежде всего, готической архитектуры. Чешское искусство, преодолевая своё отставание от западноевропейского, становится частью европейского художественного развития, начав формировать свой собственный художественный стиль[17][18].

Неоднозначное значение для развития чешской архитектуры и искусства Чехии вообще имело правление короля Яна Люксембургского (1310—1346). С одной стороны, конфликт короля Яна с чешской знатью привёл к тому, что он фактически самоустранился он управления внутренней политикой Чешского королевства и сосредоточился на увеличении своих владений в других странах, что, в свою очередь, отвлекало ресурсы королевства на внешние войны и никак не стимулировало увеличение затрат королевской казны не только на возведение каких-либо новых архитектурных объектов, но и на поддержание уже существующих. В период правления короля Яна королевский дворец на Пражском граде ветшал в запустении, почти все королевские замки и крепости были заложены. Инициаторами строительства новых архитектурных сооружений по-прежнему оставались монастыри и поддерживавшие их представители чешской знати.С другой стороны, благодаря ориентированной на Запад политике Яна Люксембургского в период его правления происходит активное сближение чешского искусства с западноевропейским, особенно с искусством Франции и Италии, где большую часть своего времени проводил король Ян[19].

Тенденция[править | править код]

Несмотря на то, что в 1-й трети XIV века главенствующую роль в чешском искусстве продолжали играть монастыри, готическое искусство продолжало активно развиваться. В этот период готика пришла и прочно укоренилась в чешской скульптуре и живописи, которые теперь сблизились с архитектурой по стилистическим признакам, став частью господствовавшего в Европе «постклассического» готического стиля. Этот стиль несколько отличался от «классической» европейской готики XIII века: создаваемые образы стали менее эмоционально окрашенными и содержательными, начинает преобладать сухость форм и стремление к их дематериализации, архитектурные и скульптурные мотивы приобретают стандартизированный вид, в качестве основного средства выразительности используется линия. Для Франции это стало началом оскудения и измельчания её монументальной соборной архитектуры, иначе говоря, классическая французская готика сделала определённый шаг назад. Однако для чешской архитектуры, которая «не успела» войти в период готической «классики», овладение постклассическим готическим стилем стало подлинным прорывом на пути сближения с западноевропейским искусством и давало чешской архитектуре возможность окончательно избавиться от элементов романской стилистики[20].

Заметной тенденцией, возникшей в чешской архитектуре в конце XIII века, стало последовательное возрастание динамизации внутреннего пространства готических сооружений: увеличиваются размеры оконных проёмов, стены избавляются от романской тяжеловесности и активизируются вертикальной без горизонтальных цезур тягой. Форма самих тяг, рёбер сводов и консолей, столбов и колонн трансформируется из выпуклой в вогнутую, что ещё более точно определяет направление их линий. Экстерьер зданий украшается готическими элементами, такими как пинакли, фиалы, вимперги, создающими ощущение стремления конструкции вверх, к небесам. Впервые эти тенденции проявляются в уже конструкции храма Седлецкого монастыря цистерцианцев и капитульного зала Златокорунского монастыря конца XIII века, а в полной мере воплощаются в архитектуре костёла Святого Иакова Старшего в Кутна-Горе (около 1330 года) и капитульного зала Сазавского монастыря бенедиктинцев (около 1340 года)[21].

Основные типы[править | править код]

Основным и наиболее распространённым архитектурно-строительным типом стал трехнефный храм с более широким центральным и более узкими боковыми нефами. Эта конструкция усиливала впечатление пространственной мощи главного нефа, сближая базиликальный тип чешских готических сооружений с типом зального храма (например, трехнефный костёл Святого Иакова Старшего в Кутна-Горе). Применение трансепта в храмовом архитектурном типе распространения не получило, что придавало чешским готическим строениям ещё более строгий, величавый и целостный облик. Популярностью пользовались архитектурные типы небольшого двухнефного костёла, зальной капеллы и светского помещения в готическом стиле. Последние два типа включали в себя сложный каркасный свод с опорой на центральный столб-устой. В XIV веке в Чехии ещё не получило большого распространения применение продуманной системы вынесенных наружу опор, поэтому в большинстве готических сооружений нагрузка переносилась на мощные межоконные пилоны с примыкавшими к стене с внешней стороны простыми контрфорсами, что дополнительно придавало внешнему виду этих зданий суровости и мужественности[22].

Готические соборы[править | править код]

Архитектурный тип готического собора был принесён в Чехию в самом начале периода высокой готики монахами ордена цистерцианцев, однако этот тип по указанным выше причинам был впервые воплощён здесь не в форме городского собора, как во Франции, а в форме монастырского костёла. В Седлецком монастыре цистерцианцев близ Кутна-Горы в период с 1290 по 1320 годы был воздвигнут величественный готический храм, ныне известный как собор Вознесения Девы Марии и Святого Иоанна Крестителя. Готический стиль этого храма представляет собой комбинацию северофранцузской готической соборной архитектуры с немецкими готическими элементами. План и грандиозное внутреннее пространство храма отражает традиционный пафос французского готического собора: высота центрального из пяти его нефов составила 30 метров, его трансепт состоит из трёх нефов, а хор окружён обходом и венцом капелл. Седлецкий храм стал первым сооружением соборного типа и величайшим по размерам сакральным строением на территории Чехии и Моравии начала XIV века[14][12][23][24].

  1. 1 2 Vladimír Netolička, 2007, s. 26.
  2. Milan Hlinomaz. Klášter a jeho historie: Klášterní kostel (чешск.). www.klastertepla.cz. Klášter premonstrátů Teplá. Архивировано 17 марта 2016 года.
  3. ↑ Ювалова Е. П., 1998, с. 13—14.
  4. ↑ Искусство средних веков, 1960, с. 433.
  5. ↑ Ювалова Е. П., 1998, с. 14.
  6. ↑ Франтишек Дворник, 2001, с. 209.
  7. 1 2 Ювалова Е. П., 1998, с. 15.
  8. 1 2 3 4 5 Искусство средних веков, 1960, с. 434.
  9. ↑ Jewish Quarter and St Procopius' Basilica in Třebíč (неопр.). World Heritage List. World Heritage Committee (2003). Архивировано 17 марта 2016 года.
  10. Václav Štaud, Josef Zacpal. Gotický poklad střeží kamenní lvi (чешск.). Katolický týdeník (2 сентября 2008). Архивировано 17 марта 2016 года.
  11. ↑ Historie: Přehled událostí (чешск.). www.portacoeli.cz. Cisterciácké opatství Porta coeli v Předklášteří. Архивировано 17 марта 2016 года.
  12. 1 2 Ювалова Е. П., 1998, с. 16.
  13. ↑ Počátky hradu a města Písku (неопр.). www.prachenskemuzeum.cz. Prácheňské muzeum v Písku (29 октября 2014). Архивировано 17 марта 2016 года.
  14. 1 2 Katedrála Nanebevzetí Panny Marie a sv. Jana Křtitele (неопр.). www.sedlec.info. Římskokatolická farnost Kutná Hora - Sedlec (2011). Архивировано 17 марта 2016 года.
  15. ↑ Староновая синагога (неопр.). www.synagogue.cz. Židovská obec v Praze (2012). Архивировано 17 марта 2016 года.
  16. ↑ Gotika (неопр.). Encyklopedie Českých Budějovic. Statutární město České Budějovice. České Budějovice: NEBE s.r.o. (1998—2015). Архивировано 17 марта 2016 года.
  17. ↑ Искусство средних веков, 1960, с. 432—435.
  18. ↑ Ювалова Е. П., 1998, с. 19.
  19. ↑ Ювалова Е. П., 1998, с. 20.
  20. ↑ Ювалова Е. П., 1998, с. 16—17.
  21. ↑ Ювалова Е. П., 1998, с. 17.
  22. ↑ Искусство средних веков, 1960, с. 435.
  23. Kateřina Charvátová. Sedlec u Kutné Hory: bývalé cisterciácké opatství / Vladimír Hyhlík. — Velehrad: Historická společnost Starý Velehrad, 1992. — S. 19. — 24 S. — (Církevní památky; Sv. 9).
  24. ↑ Kutná Hora: Historical Town Centre with the Church of St Barbara and the Cathedral of Our Lady at Sedlec (неопр.). World Heritage List. World Heritage Committee (1995). Архивировано 17 марта 2016 года.
  • Дворник, Франтишек. Славяне в европейской истории и цивилизации. — М.: Языки славянской культуры, 2001. — 800 с. — ISBN 5-7859-0222-2.
  • Искусство средних веков // Всеобщая история искусств / Под общей редакцией Б. В. Веймарна и Ю. Д. Колпинского. — М.: Государственное издательство «Искусство», 1960. — Т. II Книга первая. — С. 432—444. — 508 с. — 70 000 экз.
  • Поп И. И. Искусство Чехии и Моравии IX — начала XVI века. — М.: Искусство, 1978. — 267 с. — (Очерки истории и теории изобразительных искусств).
  • Ювалова Е. П. Чешская готика эпохи расцвета (1350—1420). — М.: Наука, 1998. — 222 с. — ISBN 5-02-011339-5.
  • Kuthan, Jiří. Přehled dějin českého umění: Gotická architektura. — Praha: Filozofická fakulta Univerzita Karlova v Praze.
  • Mencl, Václav. Česká architektura doby lucemburské. — Praha: Sfinx – Bohumil Janda, 1948. — 200 S.
  • Menclová, Dobroslava. Gotický hrad v dějinách české architektury (чешск.) // Volné směry. — Praha: Spolek výtvarných umělců Mánes, 1941. — Č. XXXVI. — S. 231—245. — ISSN 1802-7253.
  • Menclová, Dobroslava. Vliv husitských válek na pozdně gotickou fortifikační architekturu (чешск.) // Umění. — Praha: ČSAV, 1961. — Č. IX. — S. 433—471.
  • Netolička, Vladimír. Dějiny umění. — Praha: Vysoká škola polytechnická Jihlava, 2007. — S. 26—27. — 51 S.

Испанская готика — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 мая 2017; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 мая 2017; проверки требуют 2 правки.

Испанская готика — период и стиль в архитектуре Испании, имеющий отличия от готики других стран.

Обстановка, в которой развивалось искусство Испании в Средние века, была сложной. Первоначально на Пиренейском полуострове правили вестготы, ветвь более крупного народа — готов. По их имени и назван этот архитектурный стиль во всей Европе. Испанская готика имеет отличительные черты. Во-первых, влияние мавританского искусства. Во-вторых, для неё характерны многообразие, несмотря на общие черты. В период 12-13 веков происходила борьба за возврат власти с маврами (Реконкиста). До этого, в 11 в., в Испании господствовал романский стиль, а ему предшествовал астурийский (протороманский) стиль. Готика распространялась по Испании неравномерно. В Кастилии произведения готики появились уже в 13 в., в Каталонии — в 14-15 вв., а в Андалусию она проникла только во 2-й половине 15 в.

В то время многие мавританские учителя работали в Испании ( Мудехар), и его стиль также называли Мудехар. Конечно, они использовали арабские мотивы для украшения зданий. Готический стиль в Испании выражался главным образом в строительстве соборов, а также в архитектуре замков и общественных зданий. Готический стиль навеян французскими конструктивными моделями, хотя используется больше комнатных растений в немецком стиле. Корабли несколько шире, но сохраняют высоту готики. Например, собор Севильи достигает 36 метров в высоту, собор Паленсии - 43 метра, а собор Пальма-де-Майорка - 44 метра.

В интерьере множество часовен и алтарей с великолепным художественным оформлением. Окна очень высокие и большие, хотя их меньше, чем во французской готике.

Интерьер шёлковой биржи в Валенсии, Каталония (XV век).

В Каталонии сложился свой вариант готики. Сооружения в Каталонии отличаются большей пространственной свободой, широтой плана, преобладанием спокойных горизонтальных линий. Вместо острых готических крыш — плоские покрытия по уступам. Аркбутаны и контрфорсы не выступают наружу, а часто спрятаны внутрь.

Последовательность готических стилей в Испании[править | править код]

Определением стилей в испанской готической архитектуры заключаются в следующем. Даты являются приблизительными.

  • Всеобщая история искусств. Редакторы — Ю. Д. Колпинский, Е. И. Ротенберг, М.:"Искусство", 1962.
  • Архитектура Испании.

Кирпичная готика — Википедия

Ганзейский центр Любека в конце XIX века

Кирпичная, ганзейская или северогерманская готика — разновидность готического стиля архитектуры, распространённая в Северной Германии, Польше, Белоруссии и Прибалтике в XIII—XVI веках. Красный керамический кирпич как строительный материал стал использоваться в Северной Европе в XII веке, поэтому самые древние кирпичные образцы относятся ещё к так называемой «кирпичной романике». В XVI в. кирпичную готику сменил «кирпичный ренессанс».

Для кирпичной готики характерны, с одной стороны, отсутствие скульптурных украшений, которые невозможно выполнить из кирпича, и, с другой стороны, богатство орнаментальных деталей кладки и структуризация плоскостей за счёт чередования красного либо глазурованного кирпича и известковой побелки стен.

Многие города, внешний облик которых украшают готические сооружения из красного кирпича, являются объектами Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Образцы кирпичной готики встречаются в первую очередь в регионах, где отсутствуют запасы природного камня, в частности, на Северо-Германской низменности. Этот ареал практически полностью (за исключением Вестфалии и Рейнской области) совпадает с зоной влияния Ганзы, вследствие чего кирпичная готика стала символом этого могущественного союза городов и наряду с нижненемецким языком существенным элементом культуры Северной Германии. В Средние века и Новое время эта культурная область включала в себя южную часть Прибалтики и оказывала большое влияние на Скандинавию. Самый южный образец кирпичной готики в Германии — альтенбургская церковь на горе (нем. Bergkirche) находится далеко за пределами своего основного ареала распространения — в Тюрингии.

На северо-западе перевозки песчаника, использовавшегося как строительный материал, осуществлялись по рекам Везеру и Эльбе. Это привело к синтезу строгого стиля, характерного для регионов к востоку от Эльбы, с архитектурой прирейнских земель. Здесь кирпич использовался в первую очередь для возведения стен, а из песчаника изготавливались скульптурные украшения. Поэтому кирпич не несёт художественной нагрузки, и большинство сооружений на северо-западе Германии не относятся к кирпичной готике.

Отсутствие природного камня не обязательно вело к повсеместному формированию типичного стиля с использованием кирпича. Так, Верхняя Бавария и Верхняя Швабия также ощущали нехватку строительных материалов, но характерный «кирпичный» архитектурный стиль там не возник. Скульптурные украшения здесь изготавливались из штучного камня, либо кирпичная основа облицовывалась природным камнем, как, например, в церкви Святого Мартина в Ландсхуте и мюнхенской Фрауэнкирхе.

В ходе так называемой «восточной колонизации» XII—XIII веков немецкие купцы и колонисты с перенаселённого северо-запада Германии переселялись в районы проживания славян к востоку от Эльбы. В 1158 году Генрих Лев получил Любек, в 1160 году он завоевал Шверин, где располагалась резиденция славянских князей. Использовавшая насильственные методы колонизация продвигалась на восток вместе с христианизацией славян и учреждением Ратцебургского, Шверинского, Камминского (ныне Камень-Поморски) и Бранденбургского епископств.

Новые города вскоре вошли в состав Ганзейского союза и образовали его лужицкое подразделение с центром в Любеке и готландско-лифляндское в пригороде Ревеля (Таллина). Капитулярные и приходские церкви, ратуши, жилые дома богатых купцов и городские ворота, — и церковные, и светские сооружения в процветающих купеческих ганзейских городах отличались большой представительностью. За городскими стенами свой значительный вклад в развитие кирпичной архитектуры вносили монастыри, прежде всего цистерцианцев и премонстрантов. Тевтонский орден для обеспечения своего господства возводил из кирпича свои многочисленные замки на территории Пруссии и Ливонии.

Кирпичная архитектура появилась ещё в XII веке, то есть ещё при романском стиле. Долгое время в Северной Германии дома строили из дерева, которое конечно же не подходит для монументального строительства. Менее значимые сооружения, прежде всего, в сельской местности, вплоть до Нового времени строились в технике фахверка.

Красный кирпич заменил природный камень при строительстве кафедральных соборов и приходских церквей в Ольденбурге, Зегеберге, Ратцебурге, Шлезвиге и Любеке.

В Бранденбургской марке, где необходимость в строительных материалах ощущалась вдвое острее вследствие удалённости от Балтийского моря, в 1165 году при Альбрехте Медведе в Бранденбурге началось возведение из кирпича кафедрального собора. Однако центральное место в кирпичной архитектуре марки занимает монастырь в Йерихове.

Кирпичные сооружения романского стиля ещё близки к «квадровой»[1] архитектуре, поскольку её формы были перенесены на новую «кирпичную» технику. В готическую эпоху развивается оригинальный стиль кирпичной архитектуры, обусловленный нехваткой строительных материалов. Строения отличаются тяжеловесностью и монументальными размерами, однако внешне выглядят скромно и менее грациозно, чем постройки на юге Европы. Несмотря на это в них ощущается влияние архитектуры французских кафедральных соборов и вдохновлённой ими же «шельдовской готики» во Фландрии.

Со временем появились технологии, позволявшие добавить изысканности во внешний облик церквей: для контрастности с тёмным кирпичом углублённые части стен красили известью. Кроме этого началось производство фасонного кирпича, позволявшего лучше имитировать скульптурные украшения.

Исходным материалом для производства красного кирпича, заменившего природный камень, служила глина, которой на Северо-Германской низменности было предостаточно.

Стандартом в строительстве представительских сооружений стал кирпич так называемого «монастырского формата» (от 28×15×9 см до 30×14×10 см со стыком в среднем 1,5 см). В отличие от «квадровой» готики как «монастырский кирпич», так и фасонный изготавливались на специальном производстве, а не непосредственно на строительной площадке.

  • Готичная кладка кирпичной стены

  • Глазурованный кирпич

  • Фасонный кирпич

  • Чёрный глазурованный фасонный кирпич

В XIX веке кирпичная готика пережила период ренессанса благодаря распространению в конце 60-х годов неоготики. Наиболее известными архитекторами, работавшими в этом стиле, были Фридрих Август Штюлер в Берлине и Симон Лошен в Бремене.

Типичным примером неоготического сооружения является построенная по проекту Шинкеля Фридрихсвердерская церковь в Берлине.

Германия[править | править код]

Мекленбург-Передняя Померания[править | править код]
  • Альтентрептов — церковь Св. Петра (Петрикирхе — нем. Petrikirche), городские ворота — Бранденбургские, Демминские
  • Анклам — церковь Св. Марии (Мариенкирхе — нем. Marienkirche), Каменные ворота, церковь Св. Николая (Николайкирхе)
  • Бад-Доберан — церковь Доберанского монастыря
  • Берген-на-Рюгене — церковь Св. Марии
  • Бютцов — Монастырская церковь
  • Фридланд — церковь Св. Марии
  • Грайфсвальд — собор Св. Николая, церковь Св. Марии, церковь Св. Якова (Якобикирхе — нем. Jakobikirche), жилой дом на Рыночной площади 11, монастырь Эльдена (под Грейфсвальдом)
  • Гюстров — собор, церковь Св. Марии
  • Мальхин — церковь Свв. Марии и Иоанна
  • Нойбранденбург — церковь Св. Марии, церковь Св. Иоанна, городские укрепления (Штаргардские, Трептовские, Новые ворота)
  • Росток — церковь Св. Марии, церковь Св. Николая, церковь Св. Петра, ратуша, аббатство Святого Креста, церковь Св. Якова (Якобикирхе), жилой дом на Крёпелинской улице, Керкхофхаус, городские ворота (Каменные и Крёпелинские)
  • Шверин — Шверинский собор
  • Штральзунд — Старый город (в списке Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО), церковь Св. Николая, ратуша, церковь Св. Марии, церковь Св. Якова, монастырь Св. Иоанна, Вульфламхаус, монастырь Св. Екатерины
  • Висмар — Старый город (в списке Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО), церковь Св. Георгия (Георгенкирхе — нем. Georgenkirche), церковь Св. Николая, церковь Св. Марии, жилой дом «Старый швед», архиадиаконат, Водные ворота
Шлезвиг-Гольштейн и Гамбург[править | править код]
  • Цисмар — Цисмарский монастырь
  • Ойтин — церковь Св. Михаила
  • Фленсбург — церковь Св. Николая
  • Гамбург — церковь Св. Петра, церковь Св. Екатерины, церковь Св. Якова
  • Любек — Старый город (в списке Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО), церковь Св. Марии, ратуша, Любекский собор, Голштинские ворота, Крепостные ворота, церковь Св. Петра, церковь Св. Якова, церковь Св. Эгидия (Эгидиенкирхе — нем. Aegidienkirche), церковь Св. Екатерины (Катариненкирхе — нем. Katharinenkirche), Госпиталь Святого Духа, Крепостной монастырь, монастырь святой Анны, Канцелярия
  • Мельдорф — церковь Св. Иоанна
  • Шлезвиг — Собор Св. Петра
Бранденбург, Берлин и Саксония-Анхальт[править | править код]
  • Бад-Вильснак — церковь чудодейственной крови Св. Николая
  • Берлин — церковь Св. Марии, церковь Св. Николая, Серый монастырь
  • Бранденбург-на-Хафеле — церковь Св. Екатерины, Собор Свв. Петра и Павла
  • Корин — Коринский монастырь
  • Доберлуг-Кирххайн — монастырь Добрилугк
  • Франкфурт-на-Одере — церковь Св. Марии, ратуша
  • Хафельберг — собор Св. Марии
  • Ютербог — ратуша, монастырь, цистерцианский монастырь в ютербогской Цинне
  • Клостер-Ленин — монастырь Ленин
  • Пренцлау — церковь Св. Марии
  • Зальцведель — церковь Св. Марии, церковь Св. Екатерины, бывшее здание ратуши в Старом городе, городские укрепления (Каменные и Нойпервские ворота)
  • Штендаль — церковь Св. Марии, собор Св. Николая, ратуша, городские укрепления (Тангермюндские и Инглингские ворота)
  • Тангермюнде — ратуша, церковь Св. Стефана, городские укрепления
Нижняя Саксония и Бремен[править | править код]

Дания[править | править код]

Швеция[править | править код]

Финляндия[править | править код]

Эстония[править | править код]

  • Тарту — собор, церковь Св. Иоанна

Латвия[править | править код]

Литва[править | править код]

Костёл Святой Анны

Польша[править | править код]

Белоруссия[править | править код]

Россия[править | править код]

Калининградская область[править | править код]
Кафедральный собор Кёнигсберга
  1. ↑ «квадр» — отёсанный каменный блок
  • Hans Josef Böker. Die mittelalterliche Backsteinarchitektur Norddeutschlands. Darmstadt 1988. ISBN 3-534-02510-5
  • Gottfried Kiesow. Wege zur Backsteingotik. Eine Einführung. Monumente-Publikationen der Deutschen Stiftung Denkmalschutz, Bonn 2003, ISBN 3-936942-34-X
  • Angela Pfotenhauer, Florian Monheim, Carola Nathan. Backsteingotik. Monumente-Edition. Monumente-Publikation der Deutschen Stiftung Denkmalschutz, Bonn 2000, ISBN 3-935208-00-6
  • Fritz Gottlob. Formenlehre der Norddeutschen Backsteingotik: Ein Beitrag zur Neogotik um 1900. 1907. Nachdruck der 2. Auflage, Verlag Ludwig, 1999, ISBN 3-9805480-8-2
  • Gerlinde Thalheim (Redaktion) et al. Gebrannte Größe — Wege zur Backsteingotik. 5 Bände. Monumente-Publikation der Deutschen Stiftung Denkmalschutz, Bonn, Gesamtausgabe aller 5 Bände unter ISBN 3-936942-22-6
  • B. Busjan, G. Kiesow. Wismar: Bauten der Macht — Eine Kirchenbaustelle im Mittelalter. Monumente Publikationen der Deutschen Stiftung Denkmalschutz, 2002, ISBN 3-935208-14-6 (Bd. 2 der Gesamtausgabe der Ausstellungskataloge Wege zur Backsteingotik, ISBN 3-935208-12-X)

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о