Великий архитектор картина: Великий архитектор (гравюра) — Википедия – «Великий архитектор» Уильяма Блейка — ЖЖ
Уильям Блейк. Великий Архитектор
Английский поэт-мистик Уильям Блейк вошел в историю не только благодаря своим литературным произведениям. Он также создал несколько гравировок, самой знаменитой из которых является гравюра «Великий Архитектор», написанная в жанре близком к сюрреализму.
Взаимоотношение Блейка с религией были несколько особенными для того времени. Будучи одним из сторонников теории креационизма, тема Господа-создателя была центральной в работах англичанина. Блейк представлял его несколько в другой ипостаси, часто называя его Уризеном.
Мало кто знает имя христианского бога-отца. В библейских трактатах употребляются многочисленные синонимы, начиная от Яхве, Иегова, Сущий и заканчивая Всемогущий, Всевышний, Ветхий Днями и Великий Архитектор.
Английское название этой гравюры имеет название «Ветхий День» (The Ancient of Days), а последним именем эта гравюра была названа при переводе на русский язык.
Главным персонажем этого невероятно известного произведения является Господь-создатель, но его изображение необычно для христианского представления того времени. Весьма отдаленно Великий Архитектор напоминает Господа на картине Микеланджело.
Он могучего телосложения, его тело прекрасно и наполнено великой энергией. Мощные мышцы левой руки и спины такие же как у античных атлетов и очеловеченных богов на картинах эпохи Возрождения. У Архитектора – длинные седые волосы и длинная седая борода, благодаря чему зритель понимает, что Господу много лет, но его физическая форма остается такой же, как и у мужчины в расцвет сил.
Уильям Блейк поместил своего персонажа в центр зловещей красной сферы, подобной солнцу, излучающей яркий желтый свет в черную непроглядную тьму мироздания. Вокруг этого яркого круга расположились сине-черные тучи. Присев на правую ногу, левой рукой Архитектор держит огромный циркуль.
В религиозной концепции Блейка Ветхий Днями не столько творец, сколько высшая сущность, дарующая законы, порядок и ограничивающая пределы воображения и свободу.
Черты лица Господа сосредоточены и трудно осознать, то ли он сердится, то ли просто размышляет над своим творением. В какой-то мере и сам Создатель ограничен угрожающе-красной сферой, а то, что он левой рукой очерчивает законы циркулем весьма неспроста.
Гравюра Уильяма Блейка необычная для своего времени. Она нарушила привычные каноны в передаче лика Всемогущего, принятого до тих пор в христианстве и в восприятии современников граничило с ересью.
Долгое время она была забыта и редко вспоминалась среди художников. Но сейчас она считается одной из самых известных в европейской культуре.
Автор сочинения: Ирина Шастова
Похожие записи
Великий Архитектор Вселенной — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Великий Архитектор Вселенной (ВАВ) в масонстве — универсальное и нейтральное обозначение Верховной Сущности (Бога), в которое верит каждый член братства, при этом как и в кого верить — личное дело каждого масона, в зависимости от его вероисповедания.
Христианский теолог Фома Аквинский полагал, что существует Архитектор Вселенной, как первопричина, что и является Богом[1]. Толкователь Аквинского Стивен Ричардс[2] отмечал, что утверждение Великого Архитектора Вселенной как христианского Бога «не лежит на поверхности в теологии, а требует дополнительной веры, основа которой находится в откровении Библии».
Протестант Жан Кальвин в своем труде «Institutes of the Christian Religion» (издана в 1536 году), неоднократно называл христианского Бога Великим Архитектором Вселенной, также как и в труде «Архитектура Вселенной» и в комментариях к Псалму 19.
Масонские историки, такие как Вильям Биссе[3], Гарри Лизер[4] и С. Брент Моррис[5] утверждают, что «Масонская аббревиатура В:.А:.В:. (Великий Архитектор Вселенной) продолжает древнюю традицию использования аллегории для Божества». Они проследили появление такого названия и аббревиатуры в масонстве из Книги конституций, которую написал Джеймс Андерсон в 1723 году. Они также отмечают, что, будучи кальвинистом, он мог позаимствовать эту аллегорию именно оттуда.
Объяснение Кристофера Хаффнера, что есть концепция «Великий Архитектор Вселенной» в качестве определения Верховной Сущности по личному выбору каждого, приводится в труде «Workman Unashamed»:
Представьте меня в ложе, когда преклонив голову, молюсь между Братом Мохаммедом Бокхари и Братом Эрджаном Мелвани. Ни для одного из них Великий Архитектор Вселенной не является Святой Троицей. Для Брата Бокхари он является Аллахом. Для Брата Мелвани — возможно Вишну[6].
- ↑ Stephen A. Richards. Thomas Aquinas (1225—1274 CE). Theology. Pelusa Media Group (2006)
- ↑ Stephen A. Richards. Thomas Aquinas (1225–1274 CE) (неопр.). Theology. Pelusa Media Group (2006).
- ↑ William K. Bissey. G.A.O.T.U., The Indiana Freemason (Spring 1997).
- ↑ Gary Leazer Masonic Research, 2001
- ↑ S. Brent Morris The Complete Idiot’s Guide to Freemasonry, publisher=Alpha/Penguin Books, ISBN 1-59257-490-4, page 212, 2006
- ↑ Christopher Haffner. Workman Unashamed: The Testimony of a Christian Freemason (англ.). — Lewis Masonic, 1989. — P. 39.
мир мистических смыслов Уильяма Блейка. — Арт
«Великий Архитектор».
Его работы можно смело отнести к числу сюрреалистических,
реалистических и даже символических, и все бы ничего, если не тот факт, что время их написания на порядок опережает все эти течения.
Уильям Блейк (англ. William Blake; 28 ноября 1757, Лондон — 12 августа 1827, Лондон) — английский поэт, художник и гравёр. Почти непризнанный при жизни, Блейк в настоящее время считается важной фигурой в истории поэзии и изобразительного искусства романтической эпохи ,
философ, художник, поэт и один из самых ярких представителей романтизма европейского культурного течения XIX века в Англии. Романтизм воплотил идею нового человека, творящего на грани разрушения и созерцания.
Блейк был необычен с самого детства. Его талант проявлялся на ряду со способностями видеть то, чего нет на самом деле. Он видел Бога в окне и деревья, облепленные ангелами. Можно объяснить это протестантской религиозностью семьи Уильяма. Художник был вдохновлен и впечатлен Библией, в особенности апокалиптическими сюжетами. Тексты Священного Писания на протяжении всей жизни оставались источником для его наития.
Исаак Ньютон
Художника можно считать основоположником визионерского искусства. В молодости он был приверженцем классического стиля эпохи Высокого Возрождения и не признавал новых течений. Любил чистые контурные линии и детальную прорисовку образов. Блейк проявлял интерес к творчеству философа-ясновидца Сведенборга. Почитал искусство готики и картины Рафаэля и Микеланджело.
В создании своих гравюр Уильям Блэйк экспериментировал. Он применял метод рельефного оттиска для оформления своих картин и книг. В таком стиле были созданы иллюстрации к Библии.
Иллюстрации к Библии. Женщина, уличенная в прелюбодеянии
астролог Джон Варли попросил изобразить видения на бумаге в его присутствии.Так появилась серия работ, выполненная карандашом, «Головы призраков». На бумаге были запечатлены образы исторических и мифологических личностей: Иов, Сократ, Христос, Вольтер и даже Дьявол
автор – Юля Рокицкая.
в творчестве Блейка мелькают художественные образы с полотен Франциска Гойя, Иеронима Босха и Питера Брейгеля Старшего. цветовые решения, к которым обращается Блейк, относят нас к картинам Караваджо.
Барочные бордово-коричневые оттенки, выделение центральной фигуры посредством игры света и тени, тщательно обрисованные, местами гротескные, рубенсовские фигуры — создают кардинально новую подачу образов и сюжета.
«Навуходоносор».
Страшный суд 1808
Художник не просто смешивает разные художественные техники, а создает принципиально новое воплощение образов.
У негонеобычная манера создания образов, а также не классическое
распределение объектов и новые композиционные решения.
Художник тяготеет к средневековым мистификациям, но при этом ощущает острую необходимость в ренессансной реалистичности форм, из этого противостояния, рождается, даже не романтическое, а какое-то сугубо блейковское отражение реальности.
Иллюстрации к Библии. Призрак Самуила,
Уильям Блейк
(англ. — William Blake, 28 ноября 1757 г., Лондон — 12 августа 1827 г., Лондон)
— Обучался искусству рисования и гравюры у лондонского мастера Дж. Безайра, учился в Академии художеств.
Особенности творчества художника Уильяма Блейка: изобрел иллюминированную печать — гравюры с изображениями и поясняющими их текстами.
Художнику Блейку присуща тяга к аллегоризму, визионерской фантастике, мистическому символизму. Он увлекался библейской мифологией, рисовал иллюстрации к Библии и создал собственную мифологию, соединив в ней библейские сюжеты, мистические знания Средневековья и достижения науки тех лет
. В картинах Уильяма Блейка представлено его оригинальное восприятие мира, где воедино слиты фантазии и реальность. Блейк отрицает классическую композицию и использует смелые решения, играя линиями и формами. Немногие современники восприняли своеобразное творчество Блейка, и лишь спустя два века его настиг заслуженный успех.
Известные картины и гравюры Уильяма Блейка:
«Вихрь влюбленных»,
«Геката»,
«Великий Красный Дракон»,
«Сатана»,
Иллюстрации к Библии. Лестница Иакова
1805, 37×29.2 см
Иллюстрации к Библии. Богохульник
акварели к «Божественной комедии» Д. Алигьери и пр.
Уильям Блейк привлекает к себе внимание не только как неординарный поэт и мыслитель, но и как личность оригинальная, окутанная ореолом мистики и загадочности. Таким он был с детства и таким оставался до последних дней своей жизни. По словам матери Уильяма, в возрасте 4 лет он впервые повстречался с Богом: став постарше, мальчик рассказал ей о своих воспоминаниях об огромном сияющем лике, испытующе глядящем на него сквозь окно детской. Эта встреча стала судьбоносной и оказала огромное влияние на все творчество Блейка. В 9 лет он увидел, что на ветках дерева сидит множество ангелов — попытка поделиться этим видением со взрослыми привела к печальному результату: ему никто не поверил, что повергло юного Уильяма в обиду.
Картины Уильяма Блейка
Первые картины, вышедшие из-под кисти Уильяма Блейка, представляли собой гравюры ручной работы, соединяющие в себе поэтический текст и иллюстрацию к нему. По словам художника, так он пытался записать гимны, которые пели для него ангелы. Два сборника, получившиеся в результате этого, — «Песни опыта» и «Песни невинности» — не принесли автору славы при жизни и были по достоинству оценены уже после его смерти.
Несмотря на это, поэт и художник Блейк продолжает творить. Если внимательно изучить по отдельности его литературные, философские и художественные работы, то можно заметить, что все они не соответствуют общепринятым канонам, местами алогичны и непоследовательны. Однако в совокупности эти произведения представляют собой величественную и поражающую воображение симфонию, в которой мастер воспевает Любовь и Гармонию. Бог на известной картине Уильяма Блейка представляется не в классическом библейском понимании сурового и карающего Творца, а в образе Великого Архитектора, любовно созидающего этот мир.
Блейк, не понятый своими современниками, стремился отыскать закономерность в строении мироздания, проникнуть в самую суть духовности и передать эти знания людям. Для этого он использовал прием, изобретенный им в юности, записывая свои мысли и рассуждения в рифме и прозе и сопровождая их пояснениями в виде изображений. Своеобразные картины Уильяма Блейка, наполненные образами и символами, дают возможность познакомиться с внутренним миром этого удивительного человека и приблизиться к пониманию тех вещей и явлений, которые художник запечатлел на своих полотнах.
Последней работой Блейка была серия акварелей, иллюстрировавших «Божественную комедию». Испытывая по отношению к автору восхищение и при этом не всегда соглашаясь с его позицией, Блейк по-своему интерпретирует это произведение. Для художника Блейка Рай и Ад были единым целым: на его акварелях мы видим, что в представлении живописца ад не являлся мрачным местом, наполненным муками и страданиями. Ад Блейка — это место, залитое мягким светом и являющееся вратами, которые могут привести человека, преисполненного любовью и состраданием, в рай.
Интерес к творчеству Блейка возник в 1863 году после публикации книги «Жизнь Блейка» за авторством А. Гилкриста. Издатели активно печатают гравюры и картины художника, знакомя с ними публику, а в 1893 году Эллис и Иитс выпускают трехтомное собрание сочинений Уильяма Блейка. Его полное собрание сочинений было издано в 1966 году. В заключение стоит отметить, что картины и гравюры Блейка оказали огромное влияние на развитие стиля модерн.
по материалам
сайтаhttps://artchive.ru
Великий архитектор (картина) — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
| |
Уильям Блейк | |
Ветхий днями. 1794, 1827 | |
The Ancient of Days | |
Бумага, гравировка, акварель. 23,3 × 16,8 см | |
Художественная галерея Уитворт, Манчестер, Англия | |
«Ветхий днями» (англ. The Ancient of Days) — гравюра английского художника и поэта Уильяма Блейка.
Название картины «The Ancient of Days» по-английски означает «Ветхий днями» — это одно из имён (эпитетов) Бога в Ветхом завете, упомянутое в книге пророка Даниила (по-арамейски: Атик Йомин):
Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нём было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колёса Его — пылающий огонь.
— Дан. 7:9
Главный персонаж картины — Бог в момент творения. Блейк даёт ему имя Уризен (от слова reason — разум). Он напоминает фигуры с фресок Сикстинской капеллы работы Микеланджело, однако если Микеланджело остаётся в рамках традиции, то работа Блейка находится на грани ереси. Бог Отец видится в злой ипостаси, как создатель жестоких законов и ограничений. Мистик Блейк презирал все инструменты, так почитаемые последователями Ньютона и всеми теми, кто, по мнению Уильяма Блейка создал заговор с целью уничтожить всю поэзию в жизни. Поэтому Бог на его гравюре не устанавливает порядок, а ограничивает и обозначает пределы воображения. Блейк изображает самого Бога ограниченным, заключённым в пространство внутри солнца. Только развевающиеся локоны волос и бороды, а также гигантский циркуль в его руке, вырывающиеся из зловещего красного круга, говорят о возможности вырваться в загадочную темноту — мир духа, освобождённого воображения, в котором, как считал Блейк, можно обрести истинное счастье.
См. также
Напишите отзыв о статье «Великий архитектор (картина)»
Примечания
Литература
- Alexander Gilchrist. The Life of William Blake. — Courier Dover Publications, 1998. — 504 с. — ISBN 0-486-40005-0.
- Wendy Beckett, Patricia Wright. Sister Wendy’s 1000 Masterpieces. — London: Dorling Kindersley Limited, 1999. — С. 40. — 512 с. — ISBN 0-7894-4603-0.
Отрывок, характеризующий Великий архитектор (картина)
Ростов сам так же, как немец, взмахнул фуражкой над головой и, смеясь, закричал: «Und Vivat die ganze Welt»! Хотя не было никакой причины к особенной радости ни для немца, вычищавшего свой коровник, ни для Ростова, ездившего со взводом за сеном, оба человека эти с счастливым восторгом и братскою любовью посмотрели друг на друга, потрясли головами в знак взаимной любви и улыбаясь разошлись – немец в коровник, а Ростов в избу, которую занимал с Денисовым.– Что барин? – спросил он у Лаврушки, известного всему полку плута лакея Денисова.
– С вечера не бывали. Верно, проигрались, – отвечал Лаврушка. – Уж я знаю, коли выиграют, рано придут хвастаться, а коли до утра нет, значит, продулись, – сердитые придут. Кофею прикажете?
– Давай, давай.
Через 10 минут Лаврушка принес кофею. Идут! – сказал он, – теперь беда. – Ростов заглянул в окно и увидал возвращающегося домой Денисова. Денисов был маленький человек с красным лицом, блестящими черными глазами, черными взлохмоченными усами и волосами. На нем был расстегнутый ментик, спущенные в складках широкие чикчиры, и на затылке была надета смятая гусарская шапочка. Он мрачно, опустив голову, приближался к крыльцу.
– Да я и так снимаю, – отвечал голос Лаврушки.
– А! ты уж встал, – сказал Денисов, входя в комнату.
– Давно, – сказал Ростов, – я уже за сеном сходил и фрейлен Матильда видел.
– Вот как! А я пг’одулся, бг’ат, вчег’а, как сукин сын! – закричал Денисов, не выговаривая р . – Такого несчастия! Такого несчастия! Как ты уехал, так и пошло. Эй, чаю!
Денисов, сморщившись, как бы улыбаясь и выказывая свои короткие крепкие зубы, начал обеими руками с короткими пальцами лохматить, как пес, взбитые черные, густые волосы.
– Чог’т меня дег’нул пойти к этой кг’ысе (прозвище офицера), – растирая себе обеими руками лоб и лицо, говорил он. – Можешь себе пг’едставить, ни одной каг’ты, ни одной, ни одной каг’ты не дал.
Денисов взял подаваемую ему закуренную трубку, сжал в кулак, и, рассыпая огонь, ударил ею по полу, продолжая кричать.
– Семпель даст, паг’оль бьет; семпель даст, паг’оль бьет.
Он рассыпал огонь, разбил трубку и бросил ее. Денисов помолчал и вдруг своими блестящими черными глазами весело взглянул на Ростова.
– Хоть бы женщины были. А то тут, кг’оме как пить, делать нечего. Хоть бы дг’аться ског’ей.
– Эй, кто там? – обратился он к двери, заслышав остановившиеся шаги толстых сапог с бряцанием шпор и почтительное покашливанье.
Великий архитектор (гравюра) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Ветхий днями» (англ. The Ancient of Days) — гравюра английского художника и поэта Уильяма Блейка.
Название произведения «The Ancient of Days» по-английски означает «Ветхий днями» — это одно из имён (эпитетов) Бога в Ветхом завете, упомянутое в книге пророка Даниила (по-арамейски: Атик Йомин):
Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нём было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колёса Его — пылающий огонь.
Главный персонаж картины — Бог в момент творения. Блейк даёт ему имя Уризен (от слова reason — разум). Он напоминает фигуры с фресок Сикстинской капеллы работы Микеланджело, однако если Микеланджело остаётся в рамках традиции, то работа Блейка находится на грани ереси. Бог Отец видится в злой ипостаси, как создатель жестоких законов и ограничений. Мистик Блейк презирал все инструменты, так почитаемые последователями Ньютона и всеми теми, кто, по мнению Уильяма Блейка создал заговор с целью уничтожить всю поэзию в жизни. Поэтому Бог на его гравюре не устанавливает порядок, а ограничивает и обозначает пределы воображения. Блейк изображает самого Бога ограниченным, заключённым в пространство внутри солнца. Только развевающиеся локоны волос и бороды, а также гигантский циркуль в его руке, вырывающиеся из зловещего красного круга, говорят о возможности вырваться в загадочную темноту — мир духа, освобождённого воображения, в котором, как считал Блейк, можно обрести истинное счастье.
См. также
Примечания
Литература
- Alexander Gilchrist. The Life of William Blake. — Courier Dover Publications, 1998. — 504 с. — ISBN 0-486-40005-0.
- Wendy Beckett, Patricia Wright. Sister Wendy’s 1000 Masterpieces. — London: Dorling Kindersley Limited, 1999. — С. 40. — 512 с. — ISBN 0-7894-4603-0.
Великий архитектор (картина) — Википедия (с комментариями)
Ты — не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: «Истинное обустройство мира».
http://noslave.org
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Уильям Блейк |
Ветхий днями. 1794, 1827 |
The Ancient of Days |
Бумага, гравировка, акварель. 23,3 × 16,8 см |
Художественная галерея Уитворт, Манчестер, Англия |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value). |
«Ветхий днями» (англ. The Ancient of Days) — гравюра английского художника и поэта Уильяма Блейка.
Название картины «The Ancient of Days» по-английски означает «Ветхий днями» — это одно из имён (эпитетов) Бога в Ветхом завете, упомянутое в книге пророка Даниила (по-арамейски: Атик Йомин):
Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нём было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колёса Его — пылающий огонь.
— Дан. 7:9
Главный персонаж картины — Бог в момент творения. Блейк даёт ему имя Уризен (от слова reason — разум). Он напоминает фигуры с фресок Сикстинской капеллы работы Микеланджело, однако если Микеланджело остаётся в рамках традиции, то работа Блейка находится на грани ереси. Бог Отец видится в злой ипостаси, как создатель жестоких законов и ограничений. Мистик Блейк презирал все инструменты, так почитаемые последователями Ньютона и всеми теми, кто, по мнению Уильяма Блейка создал заговор с целью уничтожить всю поэзию в жизни. Поэтому Бог на его гравюре не устанавливает порядок, а ограничивает и обозначает пределы воображения. Блейк изображает самого Бога ограниченным, заключённым в пространство внутри солнца. Только развевающиеся локоны волос и бороды, а также гигантский циркуль в его руке, вырывающиеся из зловещего красного круга, говорят о возможности вырваться в загадочную темноту — мир духа, освобождённого воображения, в котором, как считал Блейк, можно обрести истинное счастье.
См. также
Напишите отзыв о статье «Великий архитектор (картина)»
Примечания
Литература
- Alexander Gilchrist. The Life of William Blake. — Courier Dover Publications, 1998. — 504 с. — ISBN 0-486-40005-0.
- Wendy Beckett, Patricia Wright. Sister Wendy’s 1000 Masterpieces. — London: Dorling Kindersley Limited, 1999. — С. 40. — 512 с. — ISBN 0-7894-4603-0.
Отрывок, характеризующий Великий архитектор (картина)
Я не знала, что ему сказать, как объяснить? Да и стоило ли?.. Ведь всё равно он почти ничего в данный момент не понимал. Но тоненький голосок опять прошептал:– Не бойся, пожалуйста… Скажи ему, что я здесь. Я много раз его таким видела…
– Простите меня, Артур. Ведь так вас зовут? Хотите вы верить или нет, но со мною и правда сейчас здесь находится ваша дочь и она видит всё, что вы говорите или делаете.
Он на секунду уставился на меня почти что осмысленным взором, и я уже успела обрадоваться, что всё обойдётся, как вдруг сильные руки подняли меня с земли и поставили по другую сторону порога, быстро захлопнув прямо у меня перед носом злосчастную дверь…
К своему стыду, я совершенно растерялась… Конечно же, за всё это время, что я общалась с умершими, было всякое. Некоторые люди злились уже только за то, что какая-то незнакомая девчонка вдруг посмела потревожить их покой… Некоторые просто вначале не верили в реальность того, о чём я пыталась им рассказать… А некоторые не хотели говорить вообще, так как я была им чужой. Всякое было…. Но чтобы вот так просто выставили за дверь – такого не было никогда. И я опять же, как иногда это со мной бывало, почувствовала себя маленькой и беспомощной девочкой, и очень захотела, чтобы какой-то умный взрослый человек вдруг дал бы мне хороший совет, от которого сразу решились бы все проблемы и всё стало бы на свои места.
Но, к сожалению, такого «взрослого» рядом не было, и выпутываться из всего приходилось мне самой. Так что, зажмурившись и глубоко вздохнув, я собрала свои «дрожащие» эмоции в кулак и опять позвонила в дверь…
Опасность всегда не так страшна, когда знаешь, как она выглядит… Вот так и здесь – я сказала себе, что имею дело всего-навсего с пьяным, озлобленным болью человеком, которого я ни за что больше не буду бояться.
На этот раз дверь открылась намного быстрее. На пьяном лице Артура было неописуе-мое удивление.
– Да неужто опять ты?!.. – не мог поверить он.
Я очень боялась, что он опять захлопнет дверь, и тогда уже у меня не останется никаких шансов…
– Папа, папочка, не обижай её! Она уйдёт и тогда уже никто нам не поможет!!! – чуть не плача шептала девчушка. – Это я, твой лисёнок! Помнишь, как ты мне обещал отвезти меня на волшебную гору?!.. Помнишь? – Она «впилась» в меня своими круглыми умоляющими глазёнками, отчаянно прося повторить её слова. Я посмотрела на её мать – Кристина тоже кивнула.
Это никак не казалось мне хорошей идеей, но решать за них я не имела права, потому, что это была их жизнь и это был, вероятнее всего, их последний разговор…
Удивительный мир Уильяма Блейка: lovers_of_art — LiveJournal
Томас Филлипс — Портрет Уильяма Блейка, 1807
Английский поэт и художник Уильям Блейк (William Blake), (1757, Лондон — 1827, Лондон) — один из величайших мифотворцев и мистиков. Визионер, создавший совершенно новый облик любви и показавший, что Ад и Рай мало отличаются друг от друга.
Уильям Блейк — Исаак Ньютон, 1795
Уильям Блейк — Красный дракон и женщина, одетая в солнце, 1805
Уильям Блейк — Лестница Иакова, (1799-1806)
Уильям Блейк — Призрак ничтожества, 1820
Уильям-Блейк — Притча о разумных и неразумных девах, 1822
Уильям Блейк — Сошествие Христа, 1804
Уильям Блейк — Искушение и грехопадение Евы (иллюстрация к поэме Джона Мильтона «Потерянный рай»), 1808
Уильям Блейк — Оберон, Титания и Пак с танцующими феями (иллюстрация к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь»), 1786
Уильям Блейк — Страшный суд, 1808
Мода управляет почти всем в этом мире. Самыми великими художниками считаются те, которые не были признаны при жизни и свое бессмертие обрели уже после того, как отправились в мир иной. Картины ван Гога, поздние работы Франсиско Гойи, Рембрандта ван Рейна и Уильяма Тернера завораживают нас не только своей красотой, но и тем фактом, с какой легкостью они были отвергнуты людьми прошлого.
Как просто гениальность признавалась бездарностью, а новое слово в живописи воспринималось ценителями искусства своего времени как речь ярмарочного шарлатана. И чем трагичней судьба художника, тем больше наше желание восстановить историческую справедливость. Но в судьбе Уильяма Блейка не было трагедии. Он отвергнутый, но не несчастный художник. Наверное, именно поэтому массовая культура не уделят ему такого внимания, хотя именно его судьба показывает, как непризнанный талант волей случая может обрести мировую известность.
Каждый гений — сумасшедший. Эта простая истина легко применима по отношению к Уильяму Блейку. Бога мальчик впервые увидел в возрасте четырех лет, когда тот лично заглянул к нему в окно. Огромное сияющее лицо Создателя смотрело на него испытующим взглядом, а юный поэт и художник кричал от ужаса в своей детской кровати. Это было только начало длительной череды свиданий Создателя и Блейка. Уже в возрасте девяти лет он рассказал своей матери, что увидел ангелов на дереве. Впоследствии художник вспоминал:
«Оно было буквально облеплено ими, и яркие ангельские крылья осыпали ветви дерева, словно звезды».
Мальчику не поверили, и он обиделся, да так сильно, что почти нигде не упоминал о своей родительнице. А потом появились не только визуальные образы, но и голоса. Они пели прекрасные гимны, и, по признанию самого Блейка, он стремился тут же записать их и как можно быстрее изобразить пришедшее к нему видение. Таким образом и возникает изобретенный им способ иллюминированной печати, где изготовленные вручную гравюры сопровождались поэтическим текстом. Так и создаются «Песни невинности» и «Песни опыта». Но успеха своему создателю они не принесут. В отличие от Бога, удача и слава заглянут в его окно только после смерти.
Непримиримость и абсурдность мышления и творчества Блейка поражают. Он принимал участие в восстаниях: в первых рядах штурмовал Ньюгейтскую тюрьму, в возрасте сорока шести лет избил солдата британской армии, за что был судим, поддерживал революционные движения в Америке и Франции. Он — настоящий плевок в лицо английскому консерватизму. Всю жизнь увлекаясь библейской мифологией и создавая иллюстрации к Библии, Блейк ненавидел церковь, причем любую, а в итоге создал абсолютно свою мифологию.
И центральное место в ней занимали идеи гармонии и любви. Больше нет четкого противопоставления между добром и злом. Создатель преклоняет колени перед сотворенным им миром. Все в мире подчинено любви и страсти, нет различий между плотским и духовным — они единое целое. Неудивительно, что христианский идеал непорочности художник и поэт считает полным бредом, ведь, по его мнению, он противоречит самой сути этого мира. Да, явно не благочестивые разговоры вели с Блейком Господь и ангелы его, сидящие на ветвях. И еще один интересный парадокс: Блейк, обожавший свою жену, считавший ее ангелом во плоти и создающий ее портрет перед самой своей смертью, в первую брачную ночь хотел, чтобы на ложе взошла с ним не только жена, но и его любовница. Получилось ли у него это — все, кто мог об этом рассказать, уже давно мертвы, но целомудренность — это явно не про нашего пророка.
Впрочем, то, что отпугивает или поражает простых людей в обычной жизни, то, что считается вершиной развращенности и испорченности характера, в искусстве часто принимает самые удивительные и необычные формы, восхищающие своей глубиной и красотой. Так было и в случае с Блейком. Только на первый взгляд его идеи кажутся абсурдными, и для того, чтобы их понять, необходимо знать и эпоху, в которую жил и творил художник. Его творчество во многом превосходило возможности понимания современников, но формировалось оно под влиянием идей того времени и было их порождением.
XVIII и XIX века вошли в историю как эпоха становления и развития научного знания. Именно тогда весь окружающий мир для мыслящего человека был представлен в качестве единой системы. Нечто наподобие часового механизма, где каждая деталь выполняет свою функцию, без которой вселенная погибнет. А где в этой системе было место для Бога? Для Декарта Господь был той пружиной, тем перводвигателем, который приводил в движение весь механизм. Но у Блейка был совершенно другой взгляд на порядок вещей. Господь, заглянувший к нему в окно, не был банальной часовой пружиной. В голове английского художника все последние научные знания причудливым образом сочетались с мистическими учениями Средневековья — иначе и быть не могло. Для Блейка Бог — это, прежде всего, «Великий архитектор».
Уильям Блейк — Творец вселенной (фронтиспис к поэме «Европа»), 1794
Создатель стоит перед своим творением на одном колене, как влюбленный рыцарь перед прекрасной дамой. Сам архитектор находится в светящемся круге, а круг в представлении средневековых мистиков был идеальной формой, воплощением божественного начала, символом вечности (сферы Рая, уступы Чистилища, круги Ада в «Божественной комедии» Данте, но про него чуть позже). На первый взгляд, фигура Бога идеальна, как на картинах Микеланджело, но это не так. Его тело диспропорционально, руки по длине не меньше ног. Традиции итальянского Возрождения самым необычным образом сочетаются с мотивами религиозной живописи Эль Греко.
В руках Великий Архитектор держит циркуль, образующий равносторонний треугольник — один из христианских символов троицы. Это причудливое сочетание пропорции и диспропорции лучше всего отображает мышление Уильяма Блейка. Мир — это гармония между рациональным и иррациональным, между добром и злом. Все противоположности едины между собой. И еще одна антитеза сразу приковывает наше внимание: ветер времени развевает волосы и бороду Создателя, несет по небу тяжелые темные тучи, заслоняющие солнце, но фигура творца неподвижна, зато сколько внутренней энергии в ней: все мышцы тела напряжены до предела. Истинная гармония и любовь рождаются в борьбе, а Блейк, штурмовавший тюрьмы, избивающий солдат, всю жизнь сражавшийся, чтобы быть признанным, знал об этом не понаслышке.
Признания при жизни, как уже говорилось, Уильям Блейк так и не получил. Но отсутствие понимания со стороны современников никогда не останавливало художника. Незадолго до своей смерти он взялся за главный труд своей жизни, закончить который ему так и не удалось. Речь идет о его иллюстрациях в акварели к «Божественной комедии» Данте.
Уильям Блейк — Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте
Уильям Блейк — Ад (иллюстрация к «Божественной комедии» Данте)
Уильям Блейк — Беатриче (иллюстрация к «Божественной комедии» Данте)
Уильям Блейк — Ад (иллюстрация к «Божественной комедии» Данте)
Уильям Блейк — Чистилище (иллюстрация к «Божественной комедии» Данте)
Уильям Блейк — Гарпии — Ад (иллюстрация к «Божественной комедии» Данте)
Эта серия картин была вызовом и величайшей борьбой в жизни Блейка, ведь по отношению к итальянскому поэту он испытывал очень сложные эмоции. Здесь не было и речи о банальном восхищении! Английский живописец преклонялся перед силой воображения Данте, перед тем, как ему удалось изобразить загробный мир, но на этом положительные эмоции подходили к концу. Блейку не нравилось то злорадство, с которым итальянский классик отправлял в Ад своих врагов, да и само описание этого места — в представлении непризнанного гения своей эпохи оно не было таким уж мрачным. В своей антитезе Ад и Рай — единое целое, именно так считал Блейк. Неудивительно, что после его смерти часть работ была уничтожена, поскольку их сочли еретическими.
Над художественный переосмыслением «Божественной комедии» художник работал до самого конца, даже в последний день своей жизни. И хотя смерть помешала окончательному выполнению замысла, но даже те немногие работы, что дошли до нас, способны буквально перевернуть мировоззрение зрителя. Больше никому не приходило в голову изобразить Ад, залитый теплыми лучами солнечного света, Ад, в котором властвует любовь! Несчастный Босх, наверное, готов был съесть на том свете свои краски от негодования.
На мой взгляд, «Вихрь любовников» — одна из самых эмоциональных, глубоких и красивых картин в английской живописи XIX века.
Уильям Блейк — Вихрь любовников (иллюстрация к «Божественной комедии» Данте), 1827
В ее основе та часть поэмы Данте, где, услышав историю Франчески ди Римини, лирический герой падает без чувств, пораженный красотой и трагичностью рассказа. Но несмотря на это, Данте все равно помещает Франческу и ее любовника в Ад, ведь их связь была преступна с точки зрения христианской морали.
В картине же Блейка настроение совсем иное. Про Ад напоминает только раскаленная лава внизу полотна, но о страданиях и мучениях здесь нет и речи. Вихрь подхватывает души любовников, слитые в едином сладострастном порыве, и уносит их вверх, к свету, к раю, ведь именно в любви, по мнению Блейка, и познается истинное блаженство. И Данте падает на землю не от того, что поражен трагичностью истории, а от того, что перед ним открылась истина, до этого скрытая от глаз. Не случайно в верхнем правом углу полотна мы видим сияющую сферу, в центре которой обнаженные мужчина и женщина. Они обнимают друг друга. Это объятия любви. С ее помощью был создан мир: Ад и Рай в том числе.
Неслучайно, что пика своей популярности поэзия и живопись Блейка достигли в США и Англии в 60-е годы ХХ века. «Лето любви», хиппи, галлюцинации — все это наверняка пришлось бы художнику по вкусу.
Удивительный мир Уильяма Блейка