Веснин архитектор – Веснин, Виктор Александрович — это… Что такое Веснин, Виктор Александрович?

Веснин Александр Александрович | Знаменитые архитекторы и дизайнеры

Архитектор Александр Александрович Веснин (1883—1959), брат Л.А. Веснина и В.А. Веснина с которыми работал тесном творческом содружестве. Учился в институте гражданских инженеров в Петербурге (1901—1912). Участвовал в работе Инхука (Института художественной культуры; 1921—24), входил в архитектурную группу ЛЕФа (1924). Председатель ОСА (1925—1931), ответственный редактор журнала «Современная архитектура» (1926—1930). Преподавал в московском Вхутемасе-Вхутеине (1921—1930) и Московском архитектурном институте (до 1936). Почётный член Академии строительства и архитектуры СССР (1956—1959). Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Александр Александрович Веснин, как и его братья, родился и провел детство на Волге, в древнем русском городе Юрьевце. Окончив Московскую практическую академию, он поступает в Петербургский институт гражданских инженеров (1901 —1912).

Еще со студенческой скамьи А. Веснин делил свои симпатии между архитектурой и живописью. Он был талантливым художником, о чем, например, свидетельствует выполненный им живописный плафон дома Сироткина.

В 1912—1914 годах Александр Александрович работал в мастерской В. Е. Татлина. В первые годы после Октябрьской революции А. А. Веснин выступает главным образом как художник — беспредметная живопись, книжная графика, театральные декорации (в Камерном театре, Малом театре и др.), с 1921 года он профессор живописи и рисунка во Вхутемасе. В эти годы А. А. Веснин принимает активное участие в работе ИНХУКа и в архитектурной группе ЛЕФа, где в тесном контакте («левыми» художниками и теоретиками производственного искусства формируется его творческое кредо как архитектора, положенное затем в основу теоретической концепции архитектурного конструктивизма.

Конструктивизм многое воспринял из теоретических принципов производственного искусства, в котором провозглашались Задачи: создание материальной среды для человека, конструирование полезных вещей.

В апреле 1922 года А. Веснин представил в ИНХУК личное творческое кредо, ряд формулировок которого он уточняет и развивает в июне того же года в записи о задачах художников. В этих документах были сформулированы теоретические принципы раннего конструктивизма — активная роль, созданных художником произведений, подчеркивание конструктивной целесообразности новой формы.

Вокруг А. А. Веснина — лидера архитектурного конструктивизма — в 1923—1925 годах постепенно сплотилась группа творческих единомышленников (в основном из числа студентов архитектурного факультета Вхутемаса, где он возглавляет архитектурную мастерскую), которая в полемике с рационалистами — членами АСНОВА (лидер Н. А. Ладовский) — обратила пристальное внимание на функциональное назначение сооружений как основу формообразования.

Большое значение для формирования эстетического кредо А. Веснина имела его работа над оформлением (1922—1923) спектакля «Человек, который был четвергом» в Камерном театре. А. Веснин создал на сцене обобщенный образ современного города (художественное воплощение идеи урбанизма), использовав каркасные  конструкции, фермы,  консоли, лифты, движущиеся тротуары, различные элементы техники (вращающиеся колеса) и т. д. Эстетизация обнаженной конструкции, которая использовалась и раньше некоторыми художниками (В. Татлин, Л. Попова, Г. Клуцис, А. Экстер и др.), была доведена здесь до уровня новой художественно-композиционной системы. Эта система   приобрела архитектоническую структуру в конкурсных проектах братьев Весниных 1923—1925 годов (Дворец Труда — 1922—1923, московское отделение газеты «Ленинградская правда», ангар для самолетов, здание акционерного  общества «Аркос» — 1924 г., телеграф — 1925 г.), которые сыграли большую роль в формировании нового творческого направления в советской архитектуре. В этих работах оказались как бы слитыми воедино формально-эстетические  поиски А. Веснина и практический опыт его старших братьев. Все это придало новое качество этим произведениям Весниных, существенно отличавшимся (особенно по подходу к решению художественных задач) от более ранних проектов и построек В. и Л. Весниных.

Во второй половине 20-х годов мастерская А. Веснина на архитектурном факультете Вхутемаса—Вхутеина становится не только местом подготовки сторонников нового направления, но и своеобразной лабораторией творческих поисков в области формообразования.

Выполненные под руководством А. А. Веснина курсовые и дипломные работы студентов (А. Бурова, М. Барща, М. Синявского, И. Леонидова и др.) способствовали обогащению профессиональных средств и приемов конструктивизма.

В 30-е годы А. Веснин активно участвовал в творческих дискуссиях, последовательно отстаивая творческие принципы конструктивизма. Он серьезно занимается в 30-е годы теоретическими проблемами (взаимосвязь формы и содержания, пути освоения архитектурного наследия). А. Веснин еще и еще раз тщательно анализирует выработанные под его руководством в 20-е годы творческие принципы конструктивизма, отделяя в них то, что, по его мнению, прошло проверку временем, от того, что требует дальнейшего уточнения или не подтвердилось на практике.

Представляют интерес высказывания Л. Веснина (а также и В. Веснина) о закономерностях формообразования в архитектуре, о взаимоотношении в архитектуре всеобщего и временного (характерного для определенной исторической эпохи), о роли отдельных средств архитектурной композиции, о простоте и сложности, о значении пространства, о взаимоотношении функции и формы и др.

Большое уважение вызывает бескомпромиссная оценка А. Весниным эклектических тенденций в советской архитектуре 30-х годок и защита художественных ценностей поной архитектуры и ряда конкретных произведений ее наиболее талантливых представителей (Ле Корбюзье, Райта, Леонидова) в тот период, когда в советской архитектуре на передний план выходило освоение классики.

Источник: Мастера советской архитектуры об архитектуре. Бархин М.Г., Иконников А.В. и др. (ред.). 1975

А. А. Веснин и Л. С. Попова. Проект художественного оформления массового действа в честь третьего конгресса Коминтерна. 1921
А. А. Веснин. Сценическая установка к скетчу Честертона «Человек, который был четвергом» в Московском Камерном театре. 1922—1923

Архитектор Александр Веснин — Троицкий вариант — Наука

Ревекка ФрумкинаРевекка Фрумкина

Братья Веснины — Леонид Александрович (1880–1933), Виктор Александрович (1882–1950) и Александр Александрович (1883– 1959) — были погодками. Они родились в г. Юрьевец в обеспеченной семье, что позволило получить фундаментальное профессиональное образование в избранной ими области строительства и архитектуры.

С точки зрения умений братья, выражаясь сегодняшним языком, были универсалами: они умели строить всё — от Днепрогэса до дворцов культуры.

Все трое активно преподавали, были любимы учениками, писали мало, зато много рисовали.

Портрет А. А. ВеснинаПортрет А. А. Веснина

Александр Веснин и вовсе был профессиональным художником, притом еще в 1910-е годы составил себе серьезное имя — прежде всего как художник театральный, соратник А. Таирова, А. Экстер и Л. Поповой.

Нередко говорят, что Александр Веснин пришел в архитектуру «через театр». Однако до собственно театральных работ он участвовал, например, в создании особняка Сироткина в Нижнем Новгороде (1913), причем не только как архитектор, но именно как художник (декоративные росписи). И это далеко не всё.

Свой художественный дар Александр Александрович осознал рано; он занимался живописью и рисунком в Школе К. Ф. Юона и И. О. Дудина (с 1907 года), а также в студии Я. Ф. Ционглинского (с 1909-го). В 1912–1914 годах А. Веснин работал в мастерской В. Е. Татлина; сблизился с Л. Поповой, Н. Удальцовой и другими представителями русского художественного авангарда.

К середине 1920-х годов Веснину-художнику «было что показать»: он участвовал в Первой выставке картин Профессионального союза художников (1918), выставках «Беспредметное творчество и супрематизм» (1919), «5 х 5 = 25», объединения «Мир искусства» (обе — в 1921 году) в Москве; в XIV Международной выставке искусств в Венеции (1924), в Международной выставке художественно-декоративных искусств в Париже (1925).

По-настоящему А. Веснин прославился художественным решением спектаклей Александра Таирова в Камерном театре. Как театральный художник Веснин работал с 1919 года, но именно постановки в Камерном театре — «Федра» Расина (1922) и «Человек, который был Четвергом» Г.-К. Честертона (1923) стали этапными и принесли ему настоящую славу.

Рис. 1. Композиция
Рис. 1. Композиция

Режиссерские принципы Таирова были близки архитектурно ориентированному мышлению Веснина. Александр Таиров понимал сценическое пространство не как воплощение живописной декорации, а искал организованный художником вариант трехмерного пространства, который позволил бы реализовать действие одновременно на нескольких горизонтальных сценических площадках.

С 1921 года А. Веснин был профессором живописи и рисунка во Вхутемасе. В эти же годы он активно работал в ИНХУКе (Институт художественной культуры) и в архитектурной группе ЛЕФ, где и сформировалась его концепция архитектурного конструктивизма.

В 1923–1925 годах вокруг Александра Александровича сплотилась группа творческих единомышленников — в основном из числа студентов архитектурного факультета Вхутемаса, где он возглавлял архитектурную мастерскую. И вот тут — с моей точки зрения — начинается самое интересное.

В уникальном труде Селима Хан-Магомедова «Архитектура советского авангарда» (М., 1996) приведены иллюстрации к студенческим проектам «птенцов гнезда» Веснина — и там мы видим многое из того, что потом осуществилось в материале, но уже совсем другими поколениями архитекторов — и «всего-то» через 40–50 лет! (Самое прямое сходство — это дома на Новом Арбате, называемые в народе «книжками».)

Писать А. Веснин не любил, а говорил он ясно. Процитирую записи некоторых его публичных высказываний:

О синтезе искусств: «Синтез искусств мы считаем могучим средством создания полноценного архитектурного произведения. <…> Мы, однако, против декорирования архитектуры архитектурой. Скульптура и живопись, примененные в архитектуре, никого не обманывают. Архитектурная же декорация всегда выступает с претензией на реальную функциональную или конструктивную роль, и, если она этой роли в действительности не играет, она оказывается внутренне фальшивой».

Рис. 2. Фойе во Дворце культуры завода им. Лихачёва
Рис. 2. Фойе во Дворце культуры завода им. Лихачёва

О фойе во Дворце культуры автозавода им. Лихачёва: «Нам хотелось, чтобы в этом фойе дышалось полной грудью, легко и свободно. Мы пытались достигнуть этого несколькими средствами. Во-первых, мы открыли с боков лестницы на верхний этаж, вместо того чтобы отгораживать их от фойе стенами лестничных клеток. Пространство фойе раздвинулось: самые лестницы приобрели необычайно открытый характер, стали как бы омываться пространством окружающего их просторного помещения. Они подчеркнули значение верхнего пояса фойе, создали перетекание пространства снизу вверх и сверху вниз. Во-вторых, мы открыли в фойе кулуары расположенных друг над другом ярусов. Пространство фойе, переходящее, таким образом, в глубину театральных интерьеров, стало двухэтажным и по контрасту с более низкими кулуарами — высоким и просторным».

Рис. 3. Библиотечное крыло во Дворце культуры завода им. ЛихачёваРис. 3. Библиотечное крыло во Дворце культуры завода им. Лихачёва

В точности этого описания читатель может убедиться (рис. 2). А для понимания масштабов личности и творчества Александра Веснина отсылаю читателя к упомянутому труду С. О. Хан-Магомедова.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Веснин Виктор Александрович | Знаменитые архитекторы и дизайнеры

Виктор Александрович Веснин (1882 — 1950) — русский и советский архитектор, преподаватель и общественный деятель, один из братьев Весниных, представитель авангардного и неоклассического направлений в архитектуре. Главный архитектор Наркомтяжпрома (1934), председатель Союза архитекторов СССР (1937—1949), первый президент Академии архитектуры СССР (1936—1949), действительный член АН СССР (с 1943), депутат Верховного Совета СССР 1-го и 2-го созывов.

Виктор Александрович Веснин одновременно с младшим братом Александром Александровичем окончил Московскую практическую академию, а затем Петербургский институт гражданских инженеров (1912). В 1908— 1914 годах В. А. Веснин выполняет целый ряд проектов совместно со своими братьями. В годы первой мировой войны, а затем и в первые послереволюционные годы Виктор Александрович работает, как правило, один, все более специализируясь в области промышленной архитектуры (химические заводы в Кинешме и в Тамбовской губернии —1915, Жилевский химический завод под Москвой —1916, комплекс сооружений Большой кинешемской мануфактуры «Томна» — 1916—1917, Чернореченский суперфосфатный завод в Нижегородской губ.— 1918—1919, сернокислый завод в Саратове — 1920—1922, канифольно-скипидарный завод в Вахтане — 1922—1924 и др.), Именно в этих произведениях В. Веснина наиболее определенно проявились черты «рациональной архитектуры», которые не только оказали влияние на некоторые проекты гражданских зданий, выполнившиеся совместно всеми братьями, но и явились одними из истоков конструктивизма.

В. А. Веснин начиная с 1923 года преподает на архитектурном отделении МВТУ, оказав (совместно с А. В. Кузнецовым) решающее влияние на формирование советской промышленной архитектурной школы. Группа его учеников из МВТУ (Г. М. Орлов, И. С. Николаев, А. С. Фисенко и др.) наряду со сторонниками А. А. Веснина из Вхутемаса и М. Я. Гинзбурга из Московского института гражданских инженеров влилась в творческое объединение конструктивистов — ОСА, став частью основного состава этой творческой организации.

Работая в 1923—1932 годах в тесном творческом контакте со своими братьями, В. А. Веснин выполняет в этот период и ряд самостоятельных проектов. Среди них наиболее интересны осуществленные сооружении — Институт минерального сырья в Москве (1925—1928), Сельскохозяйственный банк в Иваново-Вознесенске (1926—1927), Днепрогэс (1929—1930, соавторы Н. Я. Колли, Г. М. Орлов и С. Г. Андриевский).

Конкурс на проект Днепрогэса (1929) явился своеобразной проверкой понимания сути промышленной архитектуры. Здесь встретились и противостояли различные позиции зодчих: утилитарно-инженерная — группы приглашенных американских специалистов во главе с Купером, «академически-оформительская», представленная проектами И. В. Жолтовского, В. А. Щуко, и позиции группы В. А. Веснина. В ней всесторонне сочетались современная трактовка конструктивно-технических и эксплуатационных требований с высокими архитектурно-художественными качествами. Во время широкого общественного обсуждения конкурсных проектов в 1930 году наибольший теоретический интерес представляло, во время диалога между А. В. Луначарским и В. А. Весниным, формулирование Виктором Александровичем своих взглядов по «контролю на гигиену восприятия» архитектурной формы. Веснин говорил о процессе уточнения и совершенствования формы как средстве решения художественных проблем социалистической архитектуры.

В 1930—1940-е годы В. А. Веснин играл крупнейшую роль в создании Союза советских архитекторов и в развитии архитектурной науки. В этот период в полной мере проявился его талант как крупного общественного и государственного деятеля. Он был председателем Оргкомитета (с 1932 г.), а затем ответственным секретарем Союза советских архитекторов (1937—1949). В качестве организатора и первого президента (1939—1949) Всесоюзной Академии архитектуры он последовательно и настойчиво стремился к повышению значения архитектурной науки и связи ее с практикой.

Источник: Мастера советской архитектуры об архитектуре. Бархин М.Г., Иконников А.В. и др. (ред.). 1975

В. А. Веснин, Н. Я. Колли, Г. М. Орлов, С. Г. Андриевский. Днепрогэс. 1929—1930

Архитектор Веснин Виктор Александрович | Достопримечательности Москвы

 

 

Архитектор Виктор Александрович Веснин (1882 — 1950) — русский и советский архитектор, преподаватель и общественный деятель, один из братьев Весниных, представитель авангардного и неоклассического направлений в архитектуре.

 

Главный архитектор Наркомтяжпрома (1934), председатель Союза архитекторов СССР (1937-1949), первый президент Академии архитектуры СССР (1936-1949), действительный член АН СССР (с 1943), депутат Верховного Совета СССР 1-го и 2-го созывов.

 

Виктор Александрович Веснин одновременно с младшим братом Александром Александровичем окончил Московскую практическую академию, а затем Петербургский институт гражданских инженеров (1912).

 

В 1908 — 1914 годах В. А. Веснин выполняет целый ряд проектов совместно со своими братьями.

 

В годы первой мировой войны, а затем и в первые послереволюционные годы Виктор Александрович работает, как правило, один, все более специализируясь в области промышленной архитектуры (химические заводы в Кинешме и в Тамбовской губернии — 1915, Жилевский химический завод под Москвой — 1916, комплекс сооружений Большой кинешемской мануфактуры «Томна» — 1916-1917, Чернореченский суперфосфатный завод в Нижегородской губернии — 1918-1919, сернокислый завод в Саратове — 1920-1922, канифольно-скипидарный завод в Вахтане — 1922-1924 и др.).

 

Именно в этих произведениях архитектора Виктора Веснина наиболее определенно проявились черты «рациональной архитектуры», которые не только оказали влияние на некоторые проекты гражданских зданий, выполнившиеся совместно всеми братьями, но и явились одними из истоков конструктивизма.

 

Виктор Александрович Веснин, начиная с 1923 года, преподает на архитектурном отделении МВТУ, оказав (совместно с А. В. Кузнецовым) решающее влияние на формирование советской промышленной архитектурной школы.

 

Группа его учеников из МВТУ (Г. М. Орлов, И. С. Николаев, А. С. Фисенко и др.) наряду со сторонниками А. А. Веснина из Вхутемаса и М. Я. Гинзбурга из Московского института гражданских инженеров влилась в творческое объединение конструктивистов — ОСА, став частью основного состава этой творческой организации.

 

Работая в 1923-1932 годах в тесном творческом контакте со своими братьями, В. А. Веснин выполняет в этот период и ряд самостоятельных проектов. Среди них наиболее интересны осуществленные сооружении — Институт минерального сырья в Москве (1925-1928), Сельскохозяйственный банк в Иваново-Вознесенске (1926-1927), Днепрогэс (1929-1930, соавторы Н. Я. Колли, Г. М. Орлов и С. Г. Андриевский).

 

Конкурс на проект Днепрогэса (1929) явился своеобразной проверкой понимания сути промышленной архитектуры.

 

Здесь встретились и противостояли различные позиции зодчих: утилитарно-инженерная — группы приглашенных американских специалистов во главе с Купером, «академически-оформительская», представленная проектами И. В. Жолтовского, В. А. Щуко, и позиции группы В. А. Веснина. В последней всесторонне сочетались современная трактовка конструктивно-технических и эксплуатационных требований с высокими архитектурно-художественными качествами. 

 

Во время широкого общественного обсуждения конкурсных проектов в 1930 году наибольший теоретический интерес представляло, во время диалога между А. В. Луначарским и В. А. Весниным, формулирование Виктором Александровичем своих взглядов по «контролю на гигиену восприятия» архитектурной формы. Веснин говорил о процессе уточнения и совершенствования формы как средстве решения художественных проблем социалистической архитектуры.

 

В 1930-1940-е годы архитектор Виктор Александрович Веснин играл крупнейшую роль в создании Союза советских архитекторов и в развитии архитектурной науки.

 

В этот период в полной мере проявился его талант как крупного общественного и государственного деятеля. Он был председателем Оргкомитета (с 1932 г.), а затем ответственным секретарем Союза советских архитекторов (1937-1949).

 

В качестве организатора и первого президента (1939-1949) Всесоюзной Академии архитектуры он последовательно и настойчиво стремился к повышению значения архитектурной науки и связи ее с практикой.

 

Дома и здания работы архитектора Веснина В.А. в Москве

  • Здание культурного центра ЗИЛа на улице Восточная, 4
  • Обустройство и застройка поселка «Сокол» в САО
  • Участие в проектировании конюшни Манташева на Скаковой улице, 3
  • Здание Пресненского Мосторга на улице Красная Пресня, 48
  • Здание Всероссийского НИИ минерального сырья в Старомонетном переулке, 29-31
  • Театр Киноактера на улице Поварская, 33
  • Дом Кузнецова на улице Мясницкая, 15
  • Особняк Носенкова по улице Поварская, 21/Борисоглебский переулок, 17
  • Здание банка и ТД «Юнкер и Ко» по улице Кузнецкий Мост, 16
  • Дом Ученых РАН на улице Пречистенка, 16
  • Здание Московского почтамта на улице Мясницкая, 26

 

 

Работы архитектора Виктора Веснина в Москве

Фото 1. Государственный театр киноактера на Поварской улице, 33

 

 

Работы архитектора Виктора Веснина в Москве

Фото 2. Дом Кузнецова на Мясницкой, 15, спроектированный архитектором

Виктором Весниным

 

 

Работы архитектора Виктора Веснина в Москве

Фото 3. Здание банка по улице Кузнецкий Мост, 16

 

 

 

 

Веснин, Виктор Александрович — это… Что такое Веснин, Виктор Александрович?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Веснин.

Ви́ктор Алекса́ндрович Весни́н (9 апреля 1882, Юрьевец — 17 сентября 1950, Москва) — русский и советский архитектор, преподаватель и общественный деятель, один из братьев Весниных, представитель авангардного и неоклассического направлений в архитектуре. Главный архитектор Наркомтяжпрома (1934), председатель Союза архитекторов СССР (1937—1949), первый президент Академии архитектуры СССР (1936—1949), действительный член АН СССР (с 1943), депутат Верховного Совета СССР 1-го и 2-го созывов.

Биография

Ранние годы

Виктор Александрович Веснин родился 9 апреля (28 марта по старому стилю) 1882 года в купеческой семье в небольшом волжском городке Юрьевец. Виктор был средним из трёх братьев: Леонид родился 28 ноября 1880 года, Александр — 16 мая 1883 года. В принадлежавшей матери будущих братьев-архитекторов небольшой усадьбе на берегу Волги на окраине Юрьевца прошли первые годы их жизни.[1] С раннего возраста родители поощряли интерес сыновей к изобразительному искусству, который, по воспоминаниям самого В. А. Веснина, перерос позднее в увлечение архитектурой:

«Любовь к рисованию и живописи проснулась в нас уже в раннем детстве. Приблизительно с десятилетнего возраста мы стали писать этюды с натуры и, будучи очень дружны между собой, проводили прекрасные часы совместной работы на Волге.<…> Уже с первых художественных опытов мы почувствовали большое влечение к архитектуре.[1]»

В 1891 году Виктор и Александр поступили в Московскую практическую академию, где к тому времени уже учился их старший брат Леонид. После получения среднего образования в 1901 году Виктор и Александр вслед за Леонидом поступили в Петербургский институт гражданских инженеров (ПИГИ). В столице братья жили вместе, одновременно с учёбой продолжая заниматься рисунком и живописью в студии художника Я. Ф. Ционглинского.[2] В годы первой русской революции Веснины принимали участие в забастовках и демонстрациях, работали в политическом Красном Кресте, студенческом старостате. После закрытия ПИГИ как очага студенческого революционного движения, а также в связи с трудным материальным положением отца архитекторов, Виктор вместе с братьями прервал обучение и возвратился в Москву, где начал работать в архитектурных мастерских известных зодчих — И. А. Иванова-Шица, Р. И. Клейна, П. П. Висьневского и других. В Москве Виктор также продолжил заниматься рисунком вначале у художника К. Ф. Юона, а затем в организованной на своей квартире студии вместе с братьями и В. Е. Татлиным.[3]

С самого начала творческого пути братья Веснины начали работать над проектами совместно. Как отмечает один из исследователей творчества А. А. Веснина С. О. Хан-Магомедов, определить долю участия каждого из братьев в их совместных проектах чрезвычайно сложно. Однако, «что касается Виктора Александровича, то его участие в совместных проектах было более универсальным… Его твёрдый взгляд и рациональность мышления, глубокое понимание конструктивно-технических проблем, тонкий вкус — всё это играло большую роль <…>».[4]

Одновременно с работой в архитектурных конторах, Виктор вместе с братьями принимал в 1910-х годах активное участие в многочисленных конкурсах, проводимых Московским архитектурным обществом (МАО).[5] Известность работам братьев принесло участие в конкурсах на проект здания Московского училища живописи, ваяния и зодчества (первая премия) и дома МАО. Проекты Весниных начали публиковаться в специализированных архитектурных журналах. Диплом об окончании высшего образования В. А. Веснин получил лишь в 1912 году.[6]

Самостоятельное творчество

Дореволюционные работы

В 1913—1916 годах Весниными была осуществлена первая крупная самостоятельная работа — дом-особняк Д. В. Сироткина в Нижнем Новгороде, выполненный в духе русского классицизма.[7][2] В дореволюционный период Веснины работали в основном в Москве. Среди московских работ братьев Весниных дореволюционного периода исследователи их творчества выделяют доходный дом Н. Е. Кузнецова на Мясницкой улице (1910), фасад Главного почтамта на той же улице (1911), здание банка и торгового дома Юнкера на Кузнецком Мосту (1913, совместно с В. И. Ерамишанцевым), дом-особняк Арацкого на проспекте Мира (1913), скаковые конюшни и жокей-клуб при Московском ипподроме (1914) и ряд других проектов и построек.[8][9]

В годы первой мировой войны Александр и Леонид были призваны в действующую армию, тогда как Виктор продолжил архитектурную практику, выполняя заказы на проектирование промышленных зданий военного назначения.[2] Заказы на проектирование химических заводов А. И. Бурнаева под Кинешмой, Красавина в Жилёве, а также заводы в Пензе и Тамбове Веснин получил благодаря своим семейным и деловым связям.[9] При постройке производственных сооружений В. А. Веснин использовал простые композиционные приёмы, иногда обращаясь к стилизациям с использованием элементов ордерной архитектуры.[10] По мнению исследователя биографии и наследия В. А. Веснина, кандидата архитектуры И. С. Черединой, лучшим произведением дореволюционного этапа творческой деятельности зодчего является архитектурный комплекс сооружений Большой Кинешемской мануфактуры «Томна», сооружённый в 1917 году.[11] Применённое архитектором при постройке производственных корпусов сплошное остекление фасадов способствовало не только лучшему освещению помещений, но и свидетельствовало о поиске новых средств художественной выразительности.[10]

Другой исследователь творчества Весниных, А. Г. Чиняков, отводит одно из главных мест в наследии архитекторов дореволюционного периода неосуществлённому проекту универсального магазина акционерного общества «Динамо», строительство которого планировалось на Лубянской площади. Проект был выполнен братьями в 1916—1917 годах с активным использованием возможностей, которые давало применение при строительстве железобетонных конструкций: архитекторы отказались от наружных несущих стен и применили в оформлении фасада большие плоскости остекления. По мнению Чинякова, в этом проекте Веснины создали новый архитектурный образ универсального магазина, используемый в различных вариантах вплоть до сегодняшних дней.[12]

После революции

В первые годы после революция братья работали в основном самостоятельно. В. А. Веснин продолжил проектирование промышленных сооружений: по его проектам в 1918—1921 годах был построен промышленный комплекс Чернореченского суперфосфатного завода и посёлок для рабочих в городе Растяпине, сооружены химический завод в Саратове, Петуховский содовый завод в селе Ключи и канифольно-скипидарный завод в Вахтане.[11][13][14] В 1925 году по самостоятельному проекту Веснина был построен комплекс сооружений Центрального института минерального сырья (ЦИМС) в Москве в Старомонетном переулке.[15][16] Проект ЦИМС получил высокую оценку от посетившего Москву архитектора Бруно Таута: «очень рациональная постройка, прекрасно продуманная во всех деталях».[17]

В. А. Веснин преподавал в МВТУ при котором совместно с А. В. Кузнецовым основал архитектурное отделение, затем архитектурный факультет. Среди учеников В. А. Веснина были ставшие известными впоследствии архитекторы И. С. Николаев и Г. М. Орлов.[18]

Объединение творческих сил братьев впервые после революции произошло при разработке ими в 1922 году конкурсного проекта Дворца труда.[19] Проект стал для Весниных программным и, несмотря на то, что получил лишь третью премию, во многом определил развитие советской архитектуры и фактически стал декларацией её нового направления — конструктивизма.[19][11] В этом и последующих «конструктивистских» проектах Веснины уделяли особое внимание выразительности объёмно-пространственной композиции и архитектурно-художественному образу сооружения. В. А. Веснин подчёркивал, что «план и фасад составляют неразрывное целое, что любой выступ плана отражается на фасаде, закрепляет его основные пропорции».[20] Виктор Александрович категорически отрицал широко применяемый в те годы метод работы сначала над планом, затем над фасадом и перспективой:

«Всякое архитектурное произведение трёхмерно, поэтому необходимо приучиться проектировать, работая над планом, разрезами, фасадами и перспективой одновременно, параллельно, комплексно. Надо приучить себя думать не об отдельных пропорциях и частях, а об объёме, о сооружении в целом.[21]»

1920-е годы стали самыми плодотворными в архитектурном творчестве В. А. Веснина. Вместе с братьями зодчий участвовал в многочисленных проектах, многие из которых, по мнению доктора архитектуры М. И. Астафьевой-Длугач, вошли в золотой фонд советской архитектуры. Среди этих проектов — здание московской конторы газеты «Ленинградская правда» на Страстном бульваре, дома акционерного общества «Аркос», Народного дома в Иванове (1924 г.), Центрального телеграфа (1925 г.), Библиотеки имени В. И. Ленина (1928 г.), Музыкального театра массового действа в Харькове (1930 г.) и ряд других.[22]

В это десятилетие по проектам братьев были построены здание Ивсельбанка в Иванове (1926 г.), санаторий «Горный воздух» в Мацесте (1928 г.), рабочие клубы на бакинских нефтяных промыслах (1926—1929 гг.), универсальный магазин на Красной Пресне в Москве (1927—1929 гг.).[22]

К этому же периоду относится активная деятельность Весниных в Объединении современных архитекторов (ОСА): А. А. Веснин в 1925 году возглавил Общество, а Виктор Александрович стал одним из его заместителей.[22]

В 1927 году Веснин получил должность руководителя кафедры промышленных сооружений в Высшем инженерно-строительном училище.[23]

Расцвет творческой деятельности

По мнению А. Г. Чинякова на конец 1920-х — начало 1930-х годов пришёлся расцвет творческой деятельности Весниных. В этот период по проектам братьев проектируется ДнепроГЭС (1929 г.), театр массового музыкального действа в Харькове (1930 г.) и Дворец культуры пролетарского района в Москве (1931 г.).[24] Сами Веснины также выделяли в своём творчестве проекты театра в Харькове и ДнепроГЭС, называя их одними «из наиболее удачных работ».[25] Посетивший в этот период Москву архитектор Ле Корбюзье писал Весниным:

«Я снова рассматриваю Ваши проекты и бесконечно восхищаюсь вкусом, с которым Вы их выполнили.[26]»

В 1929 году В. А. Веснин в составе возглавляемой им группы архитекторов победил на конкурсе на проектирование ДнепроГЭС.[27] После окончания строительства электростанции в 1932 году В. А. Веснин отмечал, что коллективу архитекторов в проекте электростанции «удалось достигнуть максимального сочетания целесообразности и красоты».[28]

В 1930 году Виктор Александрович вместе с братьями одержал победу в международном конкурсе на сооружение Театра массового музыкального действа в Харькове.[29][30] Веснины решили здание в предельно лаконичной манере: увенчанный куполом овальный центральный зал, окружённый полукольцом вспомогательных помещений, примыкал к прямоугольному объёму коробки сцены. Архитектор Г. Б. Бархин писал о проекте Весниных:

«В проекте братьев Весниных архитектура огромного театра со всеми новейшими требованиями к ней получила блестящее решение. Особенно поражает удивительная простота архитектурной композиции, где авторам удалось органически сочетать ряд достижений театральной архитектуры с тем ценным наследием, которое получили от архитектуры прошлого.[31]»

Во главе Союза архитекторов и Академии архитектуры

Проект Дворца Советов, 1932 г.

После выхода в 1932 году Постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» в стране были ликвидированы большинство существовавших в то время творческих объединений и союзов, включая созданное и работающее при активном участии Весниных Объединение современных архитекторов. В том же году В. А. Веснин возглавил оргкомитет по созданию нового творческого объединения зодчих — Союза архитекторов СССР. В 1936 году Виктор Веснин стал первым президентом Академии архитектуры СССР, а в следующем году возглавил Союз архитекторов. Веснин занимал оба поста более 10 лет и оставил их по состоянию здоровья в 1949 году.[32] Веснин совместно с профессором Д. Е. Аркиным осуществлял общую редакцию выпускавшейся с 1943 года научно-популярной серии книг «Сокровища русского зодчества», а затем и сопутствующей серии «Сокровища зодчества народов СССР».

Наряду с общественной деятельностью, В. А. Веснин продолжал активно заниматься архитектурным проектированием. Являясь руководителем архитектурно-проектной мастерской Наркомтяжпрома, Веснин фактически руководил всей промышленной архитектурой СССР.[33] Среди проектов, выполненных архитектурно-проектной мастерской Наркомтяжпрома — реконструкция ЗИЛа, проектирование и строительство Камской электростанции, планировка Большого Запорожья, разработка серии типовых жилых домов, планировка и застройка Октябрьска, Небит-Дага, Новокуйбышевска, Туймазы, Лениногорска и ряд других проектов. Авторскими работами Веснина, выполненными им во главе архитектурной мастерской Наркомтяжпрома, являются неосуществлённые проекты станции метро Павелецкая (1938 г.) и мемориальной железнодорожной станции Горки-Ленинские (1938 г.).[34][35]

В период 1930-х — начала 1940-х годов Веснины выполнили также конкурсные проекты Дворца Советов (1932, 1933 гг.), эскиз застройки Котельнической набережной в Москве (1934), проект театра им. В. И. Немировича-Данченко, варианты конкурсного проекта здания Наркомтяжпрома на Красной площади (1935, 1936 гг.) и проект Второго дома Совнаркома в Зарядье (1941 г.) и ряд других.[33][36][37]

В послевоенные годы В. А. Веснин занимался восстановлением Запорожья. В 1943 году Виктор Александрович был избран действительным членом Академии наук СССР.[38]

Виктор Александрович Веснин скончался 17 сентября 1950 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище[39] в Москве.

Примечания

  1. 1 2 Чиняков, 1970, с. 10
  2. 1 2 3 Зодчие Москвы, 1981, с. 123
  3. Чиняков, 1970, с. 13
  4. Зодчие Москвы, 1981, с. 122
  5. Чиняков, 1970, с. 14
  6. Чиняков, 1970, с. 167
  7. Чиняков, 1970, с. 31
  8. Чиняков, 1970, с. 22
  9. 1 2 Чередина, 2007, с. 342
  10. 1 2 Чиняков, 1970, с. 41
  11. 1 2 3 Чередина, 2007, с. 343
  12. Чиняков, 1970, с. 46
  13. Чиняков, 1970, с. 174—175
  14. Ильин, 1960, с. 26, 37
  15. Ильин, 1960, с. 49—51
  16. Зодчие Москвы, 1981, с. 124
  17. Чиняков, 1970, с. 101
  18. Чередина, 2007, с. 344
  19. 1 2 Зодчие Москвы, 1981, с. 125
  20. Чиняков, 1970, с. 85
  21. Чиняков, 1970, с. 90
  22. 1 2 3 Зодчие Москвы, 1981, с. 127
  23. Чиняков, 1970, с. 55
  24. Чиняков, 1970, с. 117
  25. Чиняков, 1970, с. 132
  26. Чиняков, 1970, с. 133
  27. Чередина, 2007, с. 345
  28. Чиняков, 1970, с. 124
  29. Чиняков, 1970, с. 128
  30. Чередина, 2007, с. 346
  31. Бархин Г. Б. Архитектура театра. — М., 1947. — С. 88—89.
  32. Чередина, 2007, с. 347—349
  33. 1 2 Чередина, 2007, с. 347
  34. Чиняков, 1970, с. 163
  35. Ильин, 1960, с. 127
  36. Чиняков, 1970, с. 177
  37. Ильин, 1960, с. 114—124
  38. Чередина, 2007, с. 349
  39. Могила В.А. Веснина на Новодевичьем кладбище

Литература

  • Чиняков А. Г. Братья Веснины. — М.: Стройиздат, 1970. — 179 с.
  • Ильин М. А. Веснины. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1960. — 190 с.
  • Полякова Л. Л. Зодчие братья Веснины. — М.: Верхне-Волжское книжное издательство. Иванское отделение, 1989. — 238 с.
  • Астафьева-Длугач М. И. Л., В. и А. Веснины (1880—1933, 1882—1950, 1883—1959) // Зодчие Москвы. — М.: Московский рабочий, 1981. — С. 122—134. — 302 с.
  • Манина А. И. Братья Веснины. — М.: Государственный Комитет по Архитектуре и Градостроительству при Госстрое СССР; Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева, 1988. — 71 с.
  • Чередина И.С. Архитектор, который умел проектировать всё. К 125-летию со дня рождения академика В.А. Веснина // Вестник РАН. — 2007. — № 4. — С. 341—350.

Ссылки

Братья Веснины — это… Что такое Братья Веснины?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Веснин. Братья с родителями и сестрой. Фотография 1890-х гг.

Бра́тья Веснины́ — советские архитекторы-конструктивисты, работавшие совместно над рядом проектов.

Братья

  1. Веснин, Александр Александрович (1883—1952) 
  2. Веснин, Виктор Александрович (1882—1950) 
  3. Веснин, Леонид Александрович (1880—1933) 

Детство

Родиной братьев Весниных был небольшой городок Юрьевец, расположенный на реке Волге. Старший из братьев, Леонид, родился 28 ноября 1880 года, Виктор — 9 апреля 1882 года, Александр — 16 мая 1883 года. В принадлежавшей матери будущих братьев-архитекторов небольшой усадьбе на берегу Волги на окраине Юрьевца прошли первые годы их жизни.[1] С раннего возраста родители поощряли интерес сыновей к изобразительному искусству, который, по воспоминаниям В. А. Веснина, перерос позднее в увлечение архитектурой:

Любовь к рисованию и живописи проснулась в нас уже в раннем детстве. Приблизительно с десятилетнего возраста мы стали писать этюды с натуры и, будучи очень дружны между собой, проводили прекрасные часы совместной работы на Волге.<…> Уже с первых художественных опытов мы почувствовали большое влечение к архитектуре.[1]

Работы

В 1923—1925 годах в советской архитектуре развивалось новое направление — конструктивизм и сплочение сторонников нового направления вокруг лидеров, которыми стали братья Веснины. В проектах общественных сооружений братьев Весниных, участвовавших в первых конкурсах 1920-х годов, было зафиксировано появление новой архитектуры, отвечающей духу времени.

Однако, на одном из первых конкурсов 1923 года, проект Весниных крупного общественного здания в центре Москвы — Дворца труда, получила третью премию.

В наши дни в учебниках архитектуры наряду с Дворцом труда упоминаются проекты братьев Весниных зданий Московского отделения «Ленинградской правды» и акционерного общества «Аркос».

В 1920-х годах по проектам братьев Весниных было построено несколько малоэтажных жилых домов в московском посёлке «Сокол».

В 1930 году был объявлен конкурс на строительство Театра массового музыкального действа в Харькове (в то время столице Украины). Всего участвовало 144 работы. Согласно условиям конкурса, театр должен был вмещать не меньше четырех тысяч человек; наряду со спектаклями там предполагалось проводить массовые мероприятия. Первый приз конкурса получил проект братьев Весниных, который решал все поставленные задачи. Центральной частью композиции они сделали большой овальный зал вместимостью от 4 до 6 тыс. зрителей. Зрительные места располагались амфитеатром. Однако, вскоре столица Украины была перенесена в Киев и проект Весниных не был реализован.

Среди работ Весниных 1930-х — начала 1940-х годов заслуживает внимания эскиз застройки Котельнической набережной в Москве (1934), проекты здания Наркомтяжпрома на Красной площади (1935, 1936) и принятый, но не реализованный из-за войны проект Второго дома Совнаркома в Зарядье (1941).

Примечания

Литература

  • Чиняков А. Г. Братья Веснины. — М.: Стройиздат, 1970. — 179 с.
  • Ильин М. А. Веснины. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1960. — 190 с.
  • Полякова Л. Л. Зодчие братья Веснины. — М.: Верхне-Волжское книжное издательство. Иванское отделение, 1989. — 238 с.
  • Астафьева-Длугач М. И. Л., В. и А. Веснины (1880—1933, 1882—1950, 1883—1959) // Зодчие Москвы. — М.: Московский рабочий, 1981. — С. 122—134. — 302 с.
  • Манина А. И. Братья Веснины. — М.: Государственный Комитет по Архитектуре и Градостроительству при Госстрое СССР; Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева, 1988. — 71 с.
  • Чередина И. С. Архитектор, который умел проектировать всё. К 125-летию со дня рождения академика В.А. Веснина // Вестник РАН. — 2007. — № 4. — С. 341—350.

Ссылки

ГБУ «Музеи г.Юрьевца» | Музей архитекторов братьев Весниных

15 января  1986 года в Юрьевце был открыт музей архитекторов братьев Весниных. Разместился он в небольшом двухэтажном доме XIX века из красного кирпича, который до 1904 года принадлежал родителям Весниных, купцам первой гильдии. Основу экспозиции составили материалы Государственного научно-исследовательского музея им. Щусева, Юрьевецкого краеведческого музея, личные архивы архитектора А. Г. Чинякова, искусствоведа К. В. Усачевой, родственников архитекторов, большую помощь оказала вдова В. А. Веснина — Н. М. Веснина.В основу экспозиции вошли акварельные пейзажи времен детства и юности будущих архитекторов, а также документы и фотографии из семейного архива, эскизы проектных работ разных периодов их творчества. Первый зал мемориала содержит свыше тридцати акварелей и выполненных маслом этюдов, которые в 40-х годах были переданы авторами местному краеведческому музею. Эти этюды написаны главным образом в Юрьевце, где братья Леонид, Виктор и Александр провели детские и юношеские годы, куда приезжали на каникулы, став студентами. Здесь же мы можем наблюдать эскизы, проекты и фотографии их первых творческих работ: это и самостоятельные проекты Леонида для Шатурской электростанции, и промышленные сооружения Виктора, и театральные работы Александра.

Второй зал содержит в себе информацию о послереволюционной жизни и творчестве архитекторов братьев Весниных.

Архитекторы Веснины… Кажется в этой фамилии ключ к пониманию творчества зодчих, в чьих работах столько весенней свежести, новизны и силы. В сокровищницу советского зодчества вошли такие их шедевры, как станция и плотина Днепрогэса, Дворец Культуры автозавода имени Лихачева, планировка Большого Запорожья, универмаг на Красной Пресне в Москве, санаторий в Мацесте, конкурсные проекты, московского отделения газеты «Ленинградская правда», театра в Харькове, второго дома совнаркома в Зарядье и многие другие постройки и проекты. Даже экономично спроектированное, сравнительно небольшое здание банка в Иванове, несет в себе выразительный художественный образ, вписываясь в окрестные улицы красивым силуэтом. Блестящий триумвират братьев-архитекторов явился отражением целой эпохи становления новых стилей и направлений в архитектуре начала ХХ века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *