Веснины архитекторы – В авангарде авангарда — Триумвират братьев Весниных в мировой архитектуре

Братья Веснины — архитектура и биография

Братья родились в городе Юрьевце под Иваново-Вознесенском. Большинство известных работ браться выполнили вместе, хотя в силу многих причин младший брат, Александр стал наиболее знаменитым.

Все три брата учились в Санкт-Петербурге: Леонид – в Академии художеств, Виктор и Александр — в Институте гражданских инженеров.

Братья открывают свое бюро в Москве в 1909 году, в 1912 году они строят Почтамт на Мясницкой улице, неоклассический особняк Сироткина в Нижнем Новгороде и другие здания. Революция прерывает архитектурную деятельность братьев Весниных. Возвратившись к ней в 1922 году, они быстро становятся лидерами советского архитектурного авангарда. Все три брата активно занимались преподавательской работой во ВХУТЕМАСе и МВТУ, среди учеников Александра — Андрей Буров, Михаил Барщ, Иван Леонидов.

В 1922-1925 годах Веснины выполняют несколько нашумевших конкурсных проектов —Дворец Труда, Ленинградскую Правду, Центральный Телеграф, АРКОС, постепенно утверждая новый язык архитектуры. В 1926 году Александр Веснин вместе с Моисеем Гинзбургом учреждает Объединение современных архитекторов (ОСА) и начинают издавать журнал «Современная архитектура».

Первым построенным братьями в Москве зданием в стиле конструктивизма, стало здание Пресненского Мосторга, законченное в 1927 г. В 1928 г. за ним последовало здание Института минерального сырья в Замоскворечье и клуб Политкаторжан на Поварской улице (1931-1934). Их крупнейшая работа, осуществленная вне Москвы, это проектирование плотин, промышленных и жилых сооружений для Днепростроя в 1927-1932 годах.

В 1930 г., когда на конкурсе на строительство дворца культуры Пролетарского района не был определен явный победитель, проект отдали братьям Весниным. Театральный зал клуба был открыт в 1933 г., а клубная часть — в 1937 г.

Начиная с 1932 по 1936 гг., братья Веснины принимали участие в крупнейших конкурсах на строительство, но все их проекты проиграли– архитектурные вкусы изменились.

Все три брата Веснины скончались в Москве: Леонид — в 1933 г., Виктор — в 1950 г., а Александр — в 1959 г.

Веснин, Виктор Александрович — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Веснин.

Ви́ктор Алекса́ндрович Весни́н (28 марта [9 апреля] 1882 год, Юрьевец — 17 сентября 1950, Москва) — русский и советский архитектор, преподаватель и общественный деятель, один из братьев Весниных, представитель авангардного и неоклассического направлений в архитектуре. Главный архитектор Наркомтяжпрома (1934), председатель Союза архитекторов СССР (1937—1949), первый президент Академии архитектуры СССР (1936—1949), действительный член АН СССР (с 1943), депутат Верховного Совета СССР 1-го и 2-го созывов. В честь архитекторов братьев Весниных назван бульвар Братьев Весниных в Даниловском районе города Москвы.

Ранние годы[править | править код]

Виктор Александрович Веснин родился 28 марта (9 апреля) 1882 года в купеческой семье в небольшом волжском городке Юрьевец. Виктор был средним из трёх братьев: Леонид родился 28 ноября 1880 года, Александр — 16 мая 1883 года. В принадлежавшей матери будущих братьев-архитекторов небольшой усадьбе на берегу Волги на окраине Юрьевца прошли первые годы их жизни.[3]С раннего возраста родители поощряли интерес сыновей к изобразительному искусству, который, по воспоминаниям самого В. А. Веснина, перерос позднее в увлечение архитектурой:

«Любовь к рисованию и живописи проснулась в нас уже в раннем детстве. Приблизительно с десятилетнего возраста мы стали писать этюды с натуры и, будучи очень дружны между собой, проводили прекрасные часы совместной работы на Волге.<…> Уже с первых художественных опытов мы почувствовали большое влечение к архитектуре.
[3]
»

В 1891 году Виктор и Александр поступили в Московскую практическую академию, где к тому времени уже учился их старший брат Леонид. После получения среднего образования в 1901 году Виктор и Александр вслед за Леонидом поступили в Петербургский институт гражданских инженеров (ПИГИ). В столице братья жили вместе, одновременно с учёбой продолжая заниматься рисунком и живописью в студии художника Я. Ф. Ционглинского.[4] В годы первой русской революции Веснины принимали участие в забастовках и демонстрациях, работали в политическом Красном Кресте, студенческом старостате. После закрытия ПИГИ как очага студенческого революционного движения, а также в связи с трудным материальным положением отца архитекторов, Виктор вместе с братьями прервал обучение и возвратился в Москву, где начал работать в архитектурных мастерских известных зодчих — И. А. Иванова-Шица, Р. И. Клейна, П. П. Висьневского, А. Г. Измирова, в врхитектурной конторе Б. М. Великовского и А. Н. Милюкова. В Москве Виктор также продолжил заниматься рисунком вначале у художника К. Ф. Юона, а затем в организованной на своей квартире студии вместе с братьями и В. Е. Татлиным.

[5]

С самого начала творческого пути братья Веснины начали работать над проектами совместно. Как отмечает один из исследователей творчества А. А. Веснина С. О. Хан-Магомедов, определить долю участия каждого из братьев в их совместных проектах чрезвычайно сложно. Однако, «что касается Виктора Александровича, то его участие в совместных проектах было более универсальным… Его твёрдый взгляд и рациональность мышления, глубокое понимание конструктивно-технических проблем, тонкий вкус — всё это играло большую роль <…>».[6]

Одновременно с работой в архитектурных конторах, Виктор вместе с братьями принимал в 1910-х годах активное участие в многочисленных конкурсах, проводимых Московским архитектурным обществом (МАО).

[7] Известность работам братьев принесло участие в конкурсах на проект здания Московского училища живописи, ваяния и зодчества (первая премия) и дома МАО. Проекты Весниных начали публиковаться в специализированных архитектурных журналах. Диплом об окончании высшего образования В. А. Веснин получил лишь в 1912 году.[8]

Дореволюционные работы[править | править код]

В 1913—1916 годах Весниными была осуществлена первая крупная самостоятельная работа — дом-особняк Д. В. Сироткина в Нижнем Новгороде, выполненный в духе русского классицизма.[9][4] В дореволюционный период Веснины работали в основном в Москве. Среди московских работ братьев Весниных дореволюционного периода исследователи их творчества выделяют доходный дом Н. Е. Кузнецова на Мясницкой улице (1910), фасад Главного почтамта на той же улице (1911), здание банка и торгового дома Юнкера на Кузнецком Мосту (1913, совместно с В. И. Ерамишанцевым), дом-особняк Арацкого на проспекте Мира (1913), скаковые конюшни и жокей-клуб при Московском ипподроме (1914) и ряд других проектов и построек.

[10][11]

В годы первой мировой войны Александр и Леонид были призваны в действующую армию, тогда как Виктор продолжил архитектурную практику, выполняя заказы на проектирование промышленных зданий военного назначения.[4] Заказы на проектирование химических заводов А. И. Бурнаева в Заволжске под Кинешмой[12], Красавина в Жилёве, а также заводы в Пензе и Тамбове Веснин получил благодаря своим семейным и деловым связям.[11] При постройке производственных сооружений В. А. Веснин использовал простые композиционные приёмы, иногда обращаясь к стилизациям с использованием элементов ордерной архитектуры.[13] По мнению исследователя биографии и наследия В. А. Веснина, кандидата архитектуры И. С. Черединой, лучшим произведением дореволюционного этапа творческой деятельности зодчего является архитектурный комплекс сооружений Большой Кинешемской мануфактуры «Томна», сооружённый в 1917 году.

[14] Применённое архитектором при постройке производственных корпусов сплошное остекление фасадов способствовало не только лучшему освещению помещений, но и свидетельствовало о поиске новых средств художественной выразительности.[13]

Другой исследователь творчества Весниных, А. Г. Чиняков, отводит одно из главных мест в наследии архитекторов дореволюционного периода неосуществлённому проекту универсального магазина акционерного общества «Динамо», строительство которого планировалось на Лубянской площади. Проект был выполнен братьями в 1916—1917 годах с активным использованием возможностей, которые давало применение при строительстве железобетонных конструкций: архитекторы отказались от наружных несущих стен и применили в оформлении фасада большие плоскости остекления. По мнению Чинякова, в этом проекте Веснины создали новый архитектурный образ универсального магазина, используемый в различных вариантах вплоть до сегодняшних дней.

[15]

После революции[править | править код]

В первые годы после революция братья работали в основном самостоятельно. В. А. Веснин продолжил проектирование промышленных сооружений: по его проектам в 1918—1921 годах был построен промышленный комплекс Чернореченского суперфосфатного завода и посёлок для рабочих в городе Растяпине, сооружены химический завод в Саратове, Петуховский содовый завод в селе Ключи и канифольно-скипидарный завод в Вахтане.[14][16][17] В 1925 году по самостоятельному проекту Веснина был построен комплекс сооружений Центрального института минерального сырья (ЦИМС) в Москве в Старомонетном переулке.[18][19] Проект ЦИМС получил высокую оценку от посетившего Москву архитектора Бруно Таута: «очень рациональная постройка, прекрасно продуманная во всех деталях».

[20]

В. А. Веснин преподавал в МВТУ при котором совместно с А. В. Кузнецовым основал архитектурное отделение, затем архитектурный факультет. Среди учеников В. А. Веснина были ставшие известными впоследствии архитекторы И. С. Николаев и Г. М. Орлов.[21]

Объединение творческих сил братьев впервые после революции произошло при разработке ими в 1922 году конкурсного проекта Дворца труда.[22] Проект стал для Весниных программным и, несмотря на то, что получил лишь третью премию, во многом определил развитие советской архитектуры и фактически стал декларацией её нового направления — конструктивизма.[22][14] В этом и последующих «конструктивистских» проектах Веснины уделяли особое внимание выразительности объёмно-пространственной композиции и архитектурно-художественному образу сооружения. В. А. Веснин подчёркивал, что «план и фасад составляют неразрывное целое, что любой выступ плана отражается на фасаде, закрепляет его основные пропорции».

[23] Виктор Александрович категорически отрицал широко применяемый в те годы метод работы сначала над планом, затем над фасадом и перспективой:

«Всякое архитектурное произведение трёхмерно, поэтому необходимо приучиться проектировать, работая над планом, разрезами, фасадами и перспективой одновременно, параллельно, комплексно. Надо приучить себя думать не об отдельных пропорциях и частях, а об объёме, о сооружении в целом.[24]»

1920-е годы стали самыми плодотворными в архитектурном творчестве В. А. Веснина. Вместе с братьями зодчий участвовал в многочисленных проектах, многие из которых, по мнению доктора архитектуры М. И. Астафьевой-Длугач, вошли в золотой фонд советской архитектуры. Среди этих проектов — здание московской конторы газеты «Ленинградская правда» на Страстном бульваре, дома акционерного общества «Аркос», Народного дома в Иванове (1924 г.), Центрального телеграфа (1925 г.), Библиотеки имени В. И. Ленина (1928 г.), Музыкального театра массового действа в Харькове (1930 г.) и ряд других.[25]

В это десятилетие по проектам братьев были построены здание Ивсельбанка в Иванове (1928 г.), санаторий «Горный воздух» в Мацесте (1928 г.), рабочие клубы на бакинских нефтяных промыслах (1926—1929 гг.), универсальный магазин на Красной Пресне в Москве (1927—1929 гг.).[25]

К этому же периоду относится активная деятельность Весниных в Объединении современных архитекторов (ОСА): А. А. Веснин в 1925 году возглавил Общество, а Виктор Александрович стал одним из его заместителей.[25] Входил в редакцию журнала ОСА «Современная архитектура».

В 1927 году Веснин получил должность руководителя кафедры промышленных сооружений в Высшем инженерно-строительном училище.[26]

Расцвет творческой деятельности[править | править код]

По мнению А. Г. Чинякова на конец 1920-х — начало 1930-х годов пришёлся расцвет творческой деятельности Весниных. В этот период по проектам братьев проектируется ДнепроГЭС (1929 г.), театр массового музыкального действа в Харькове (1930 г.) и Дворец культуры пролетарского района в Москве (1931 г.).[27] Сами Веснины также выделяли в своём творчестве проекты театра в Харькове и ДнепроГЭС, называя их одними «из наиболее удачных работ».[28] Посетивший в этот период Москву архитектор Ле Корбюзье писал Весниным:

«Я снова рассматриваю Ваши проекты и бесконечно восхищаюсь вкусом, с которым Вы их выполнили.[29]»

В 1929 году В. А. Веснин в составе возглавляемой им группы архитекторов победил на конкурсе на проектирование ДнепроГЭС.[30] После окончания строительства электростанции в 1932 году В. А. Веснин отмечал, что коллективу архитекторов в проекте электростанции «удалось достигнуть максимального сочетания целесообразности и красоты».[31]

В 1930 году Виктор Александрович вместе с братьями одержал победу в международном конкурсе на сооружение Театра массового музыкального действа в Харькове.[32][33] Веснины решили здание в предельно лаконичной манере: увенчанный куполом овальный центральный зал, окружённый полукольцом вспомогательных помещений, примыкал к прямоугольному объёму коробки сцены. Архитектор Г. Б. Бархин писал о проекте Весниных:

«В проекте братьев Весниных архитектура огромного театра со всеми новейшими требованиями к ней получила блестящее решение. Особенно поражает удивительная простота архитектурной композиции, где авторам удалось органически сочетать ряд достижений театральной архитектуры с тем ценным наследием, которое получили от архитектуры прошлого[34].»

Во главе Союза архитекторов и Академии архитектуры[править | править код]

Проект Дворца Советов, 1932 г.

После выхода в 1932 году Постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» в стране были ликвидированы большинство существовавших в то время творческих объединений и союзов, включая созданное и работающее при активном участии Весниных Объединение современных архитекторов. В том же году В. А. Веснин возглавил оргкомитет по созданию нового творческого объединения зодчих — Союза архитекторов СССР. В 1936 году Виктор Веснин стал первым президентом Академии архитектуры СССР, а в следующем году возглавил Союз архитекторов. Веснин занимал оба поста более 10 лет и оставил их по состоянию здоровья в 1949 году.[35] Веснин совместно с профессором Д. Е. Аркиным осуществлял общую редакцию выпускавшейся с 1943 года научно-популярной серии книг «Сокровища русского зодчества», а затем и сопутствующей серии «Сокровища зодчества народов СССР».

Надгробие Весниных на Новодевичьем кладбище (архитектор А. Веснин)

Наряду с общественной деятельностью, В. А. Веснин продолжал активно заниматься архитектурным проектированием. Являясь руководителем архитектурно-проектной мастерской Наркомтяжпрома, Веснин фактически руководил всей промышленной архитектурой СССР.[36] Среди проектов, выполненных архитектурно-проектной мастерской Наркомтяжпрома — реконструкция ЗИЛа, проектирование и строительство Камской электростанции, планировка Большого Запорожья, разработка серии типовых жилых домов, планировка и застройка Октябрьска, Небит-Дага, Новокуйбышевска, Туймазы, Лениногорска и ряд других проектов. До 1933 года Веснин руководил постройкой «Соцгорода» в Запорожье, также известной под названием 6-го поселка. Соцгород фактически стал единственной в стране полной реализацией идеи социалистического города, бытовавшей в среде архитекторов 20-30х годов. Широкие магистрали с обширными площадями органично сочетались со свободно поставленными внутри кварталов зданиями. Соцгород был почти полностью разрушен во время Великой Отечественной и восстановлен в первозданном виде после войны Г.М. Орловым с участием Веснина. Авторскими работами Веснина, выполненными им во главе архитектурной мастерской Наркомтяжпрома, являются неосуществлённые проекты станции метро Павелецкая (1938 г.) и мемориальной железнодорожной станции Горки-Ленинские (1938 г.).[37][38]

В период 1930-х — начала 1940-х годов Веснины выполнили также конкурсные проекты Дворца Советов (1932, 1933 гг.), эскиз застройки Котельнической набережной в Москве (1934), проект театра им. В. И. Немировича-Данченко, варианты конкурсного проекта здания Наркомтяжпрома на Красной площади (1935, 1936 гг.) и проект Второго дома Совнаркома в Зарядье (1941 г.) и ряд других.[36][39][40]

В послевоенные годы В. А. Веснин занимался восстановлением Запорожья. В 1943 году Виктор Александрович был избран действительным членом Академии наук СССР.[41]

Виктор Александрович Веснин скончался 17 сентября 1950 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище[42] в Москве. Памятник на могиле братьев выполнен по проекту А. Веснина[43].

  1. ↑ Structurae — Ratingen.
  2. ↑ идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
  3. 1 2 Чиняков, 1970, с. 10.
  4. 1 2 3 Зодчие Москвы, 1981, с. 123.
  5. ↑ Чиняков, 1970, с. 13.
  6. ↑ Зодчие Москвы, 1981, с. 122.
  7. ↑ Чиняков, 1970, с. 14.
  8. ↑ Чиняков, 1970, с. 167.
  9. ↑ Чиняков, 1970, с. 31.
  10. ↑ Чиняков, 1970, с. 22.
  11. 1 2 Чередина, 2007, с. 342.
  12. ↑ История Заволжска (неопр.). Сайт администрации г. Заволжск. — «Второй особняк Бурнаевых-Курочкиных (современный городской Дом культуры) построен в 1915 году талантливым архитектором Виктором Александровичем Весниным.». Дата обращения 6 декабря 2016.
  13. 1 2 Чиняков, 1970, с. 41.
  14. 1 2 3 Чередина, 2007, с. 343.
  15. ↑ Чиняков, 1970, с. 46.
  16. ↑ Чиняков, 1970, с. 174—175.
  17. ↑ Ильин, 1960, с. 26, 37.
  18. ↑ Ильин, 1960, с. 49—51.
  19. ↑ Зодчие Москвы, 1981, с. 124.
  20. ↑ Чиняков, 1970, с. 101.
  21. ↑ Чередина, 2007, с. 344.
  22. 1 2 Зодчие Москвы, 1981, с. 125.
  23. ↑ Чиняков, 1970, с. 85.
  24. ↑ Чиняков, 1970, с. 90.
  25. 1 2 3 Зодчие Москвы, 1981, с. 127.
  26. ↑ Чиняков, 1970, с. 55.
  27. ↑ Чиняков, 1970, с. 117.
  28. ↑ Чиняков, 1970, с. 132.
  29. ↑ Чиняков, 1970, с. 133.
  30. ↑ Чередина, 2007, с. 345.
  31. ↑ Чиняков, 1970, с. 124.
  32. ↑ Чиняков, 1970, с. 128.
  33. ↑ Чередина, 2007, с. 346.
  34. Бархин Г. Б. Архитектура театра. — М., 1947. — С. 88—89.
  35. ↑ Чередина, 2007, с. 347—349.
  36. 1 2 Чередина, 2007, с. 347.
  37. ↑ Чиняков, 1970, с. 163.
  38. ↑ Ильин, 1960, с. 127.
  39. ↑ Чиняков, 1970, с. 177.
  40. ↑ Ильин, 1960, с. 114—124.
  41. ↑ Чередина, 2007, с. 349.
  42. ↑ Могила В. А. Веснина на Новодевичьем кладбище
  43. ↑ Чиняков, 1970, с. 178.
  • Чиняков А. Г. Братья Веснины. — М.: Стройиздат, 1970. — 179 с.
  • Ильин М. А. Веснины. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1960. — 190 с.
  • Полякова Л. Л. Зодчие братья Веснины. — М.: Верхне-Волжское книжное издательство. Иванское отделение, 1989. — 238 с.
  • Астафьева-Длугач М. И. Л., В. и А. Веснины (1880—1933, 1882—1950, 1883—1959) // Зодчие Москвы. — М.: Московский рабочий, 1981. — С. 122—134. — 302 с.
  • Манина А. И. Братья Веснины. — М.: Государственный Комитет по Архитектуре и Градостроительству при Госстрое СССР; Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева, 1988. — 71 с.
  • Чередина И.С. Архитектор, который умел проектировать всё. К 125-летию со дня рождения академика В.А. Веснина // Вестник РАН. — 2007. — № 4. — С. 341—350.

Веснин, Александр Александрович — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Веснин.

Александр Александрович Веснин (16 [28] мая 1883, Юрьевец — 7 ноября 1959, Москва) — русский и советский архитектор, театральный художник и преподаватель. Почётный член Академии строительства и архитектуры СССР (1956), профессор. Один из братьев Весниных.

Младший сын в семье Александра Александровича Веснина и Елизаветы Алексеевны (урождённой Ермолаевой). Отец Весниных родом из Старой Ладоги, мать — из уездного города Макарьев. Они познакомились и поженились в Нижнем Новгороде. В приданое невеста получила небольшую усадьбу в Юрьевце-Поволжском, жених — винокуренно-дрожжевой завод от старшей сестры в подарок. Александр Александрович много читал, тратил много денег на подписку журналов и газет, писал стихи. Елизавета Алексеевна была прекрасной пианисткой, знала языки, любила читать. Благодаря родителям чтение и музыка стали семейной традицией в доме Весниных. В семье почиталась работа, трудолюбие, честь, верность долгу, любовь друг к другу. Обилие белокаменных храмов в Юрьевце, поездки с родителями в Нижний Новгород, который с детства был для них музеем архитектуры под открытым небом, и прекрасное природное окружение будили в детских душах любовь к рисованию.

Учился в Московской практической академии коммерческих наук; в 1901—1912 гг. — в Институте гражданских инженеров в Петербурге.

В 1904 году Александр и Виктор Веснины, когда они были уже на IV курсе, прерывают на ряд лет учёбу в институте, работают помощниками у архитекторов, участвуют в архитектурных конкурсах и занимаются в частных художественных студиях (К. Ф. Юона, И. О. Дудина, В. Е. Татлина и др.)

Работы в театре[править | править код]

Абстрактная композиция (1915)

С 1919 по 1925 годы он оформлял спектакли:

Для новаторской пьесы, вспоминал искусствовед Абрам Эфрос, Александр Веснин сконструировал уникальную установку с лифтами, движущимися тротуарами, вращающимся и опускающимся полом. «Пьеса жила в подъёмной машине и на лестницах небоскребов. На сцене был город стальных ребер и клеток. Между ними вверх и вниз скользили подъёмники и вилась паутина лестниц. Неугомонно подымались, шмыгали, пропадали люди в клетчатых костюмах, плащах, кепи, цилиндрах».[6]

Все короткие эпизоды, из которых был составлен спектакль, сменялись с кинематографической быстротой. Одних подобная «свистопляска на сцене», не похожая ни на что на свете, потрясала и удивляла, а других отталкивала, но никого не оставляла равнодушным. Сам же А. Веснин, по воспоминаниям современников, радовался, словно ребёнок — удалось![7]

Архитектурные работы[править | править код]

Студентом разработал проект посёлка-сада Никольское под Москвой (1908).

С 1923 года вместе с братьями стал одним из лидеров советской архитектуры конструктивизма.

С 1933 года Александр Александрович и Виктор Александрович возглавляли одну из созданных тогда проектных мастерских Моссовета (переданную вскоре в систему Наркомтяжпрома, а затем в Наркомат нефтяной промышленности).

Участвовал в осуществлении:

  • фасада Главного почтамта на Мясницкой улице (1911, проект Л. И. Новикова и О. Р. Мунца),
  • в перестройке Банка и Торгового дома на улице Кузнецкий Мост (1913, проект В. И. Ерамишанцева),
  • Доходного дома на Кузнецком Мосту в 1914—1916 годах.
  • вместе с В. А. Весниным участвовал в строительстве доходного дома на Мясницкой улице, 15 (1912, проект Б. М. Великовского и А. Н. Милюкова),
  • в перестройке особняка на Большой Мещанской улице, 20 (1913, проект П. П. Висневского)
  • в строительстве особняка в М. Знаменском переулке, 11 (1913, проект А. Г. Измирова)
  • скаковых конюшен на Скаковой улице, 3 (1914, проект А. Г. Измирова)
  • Универмаг на Красной Пресне в Москве (1927).
  • доходного дома Петербургского Страхового общества на улице Сретенка, 26 (1915, проект А. Г. Измирова).
  • здание «Ленинградской правды» (1924),
  • дом общества «АРКОС» (1924)
  • комплекс Днепрогэса (1927—1932). Хотя формально автором проекта считался Виктор Веснин, но деятельное участие в его разработке принимали Леонид и Александр. Они считали Днепрогэс одной из лучших своих работ.
  • Дом общества политкаторжан (1931—34) (ныне Театр киноактёра)
  • Дворец культуры ЗИЛа (1930—1934)
  • рабочие клубы в Баку

Преподавательская деятельность[править | править код]

Надгробие Весниных на Новодевичьем кладбище (архитектор А. Веснин)

В 1920-е преподавал во ВХУТЕМАСе.

Александр Веснин и Любовь Попова совместно вели мастерскую на младших курсах живописного факультета ВХУТЕМАСа, на базе которой и формировалась пропедевтическая дисциплина Цвет. Они оба были членами Рабочей группы обжективистов ИНХУКа, в которой главное внимание на теоретических дискуссиях обращалось на проработку таких вопросов, как определение и анализ цвета, конкретизация цвета, анализ элементов цвета, вещественность, пространственность.[9]

Л. Попова и А. Веснин в 1920 году вместе делали макет для театрализованного парада войск, посвящённого конгрессу III Интернационала в Москве. Этот парад должен был режиссировать Мейерхольд. Частью макета, о котором можно судить по сохранившемуся рисунку, был город будущего, составленный из геометрических фигур — пирамид и колёс, напоминающих детали машин — конструкция из декорации к спектаклю «Человек, который был Четвергом».

Вместе с М. Я. Гинзбургом являлся ответственным редактором журнала «Современная архитектура» (1926—1930), редактором журнала «Советский художник».

Умер 7 ноября 1959 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище, рядом с братьями. Памятник на могиле Весниных выполнен по проекту А. А. Веснина.

  • Фонды чертежей, рисунков и документов Весниных в ГНИМА (7711 ед. хр., 1906—1948.)[1] и РГАЛИ.
  • Веснины. Каталог-путеводитель по фондам музея // Гос. научно-исследовательский музей архитектуры. — М., 1981.
  • Хан-Магомедов C. O., Ильин М. А. Веснины. — М., 1983
  • Чиняков А. Братья Веснины. — М., 1970.
  • Камерный театр и его художники. — М., 1934.
  • Гиляровская Н. Декоративное искусство за 12 лет. — М., 1929.
  • Марголин С. Художник театра за 15 лет, М., 1933.
  • Ливицкая З. Г. Имение «Ласпи». Неосуществленный проект или утопия города-сада // Мир усадебной культуры. I Крымские Международные чтения (22-24 мая 2000 г. Алупка): Материалы // Под ред. В. П. Казарина. — Симферополь: Крымский Архив, 2001 г.
  • Полякова Л. Зодчие братья Веснины. — Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд., 1989.
  • Полякова Л. Юрьевец. — Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд., 1984.
  • Хан-Магомедов С. О. Александр Веснин и конструктивизм. — М.: Архитектура-С, 2007. — 412 с. — ISBN 978-5-9647-0116-3.
  1. ↑ ЛИЧНЫЕ АРХИВНЫЕ ФОНДЫ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ХРАНИЛИЩАХ СССР Архивная копия от 12 июня 2012 на Wayback Machine

Братья Веснины. Кто есть кто — Путеводитель по Москве

Детство

Родиной братьев Весниных был небольшой городок Юрьевец, расположенный на реке Волге. Старший из братьев, Леонид, родился 28 ноября 1880 года, Виктор — 9 апреля 1882 года, Александр — 16 мая 1883 года. В принадлежавшей матери будущих братьев-архитекторов небольшой усадьбе на берегу Волги на окраине Юрьевца прошли первые годы их жизни.

С раннего возраста родители поощряли интерес сыновей к изобразительному искусству, который, по воспоминаниям В. А. Веснина, перерос позднее в увлечение архитектурой:

Любовь к рисованию и живописи проснулась в нас уже в раннем детстве. Приблизительно с десятилетнего возраста мы стали писать этюды с натуры и, будучи очень дружны между собой, проводили прекрасные часы совместной работы на Волге.<…> Уже с первых художественных опытов мы почувствовали большое влечение к архитектуре.

Работы

В 1923–1925 годах в советской архитектуре развивалось новое направление — конструктивизм и сплочение сторонников нового направления вокруг лидеров, которыми стали братья Веснины. В проектах общественных сооружений братьев Весниных, участвовавших в первых конкурсах 1920-х годов, было зафиксировано появление новой архитектуры, отвечающей духу времени.

Универсальный магазин Мосторга на Красной Пресне в Москве Owenhatherley, Public Domain

Однако на одном из первых конкурсов 1923 года проект Весниных крупного общественного здания в центре Москвы — Дворца труда — получил третью премию.

В наши дни в учебниках архитектуры наряду с Дворцом труда упоминаются проекты братьев Весниных зданий Московского отделения «Ленинградской правды» и акционерного общества «Аркос».

В 1920-х годах по проектам братьев Весниных было построено несколько малоэтажных жилых домов в московском посёлке «Сокол».

Центральный дом каторги и ссылки на Поварской улице в Москве Moreorless, GNU 1.2

В 1930 году был объявлен конкурс на строительство Театра массового музыкального действа в Харькове (в то время столице Украины). Всего участвовало 144 работы. Согласно условиям конкурса, театр должен был вмещать не меньше четырех тысяч человек; наряду со спектаклями там предполагалось проводить массовые мероприятия. Первый приз конкурса получил проект братьев Весниных, который решал все поставленные задачи. Центральной частью композиции они сделали большой овальный зал вместимостью от 4 до 6 тыс. зрителей. Зрительные места располагались амфитеатром. Однако вскоре столица Украины была перенесена в Киев и проект Весниных не был реализован.

1916 год. Здание конторы пароходного общества «Волга» в Нижнем Новгороде. Edward agapov, Public Domain

Одной из крупнейших работ братьев Весниных стало проектирование Дворца культуры Пролетарского района в Москве. Дворец начали строить в 1931 году, достроили в 1937 году. Осуществлена лишь часть проекта: Т-образная клубная часть с малым зрительным залом на 1200 мест. Не было реализовано отдельно стоящее здание большого зрительного зала. Отвечая принципам конструктивизма, сооружение отличается строго логичной объёмно-пространственной композицией: найдено удачное соотношение и обеспечена удобная взаимосвязь зрелищных и клубных помещений. Зрительный зал, выходящий на улицу боковых фасадом, соединён с анфиладой помещений для занятий в кружках. Анфилада упирается в зимний сад, в конце от её, вдоль зимнего сада, отходят ещё две крыла; в конце правого разместился буфет (ныне на его месте библиотека), в конце левого — репетиционный зал. Непосредственно над зимним садом был размещён конференц-зал, а ещё выше — обсерватория, купол которой возвышается над плоской кровлей здания. При создании проекта авторы опирались на известные пять принципов Ле Корбюзье: использование опор-столбов вместо массивов стен, свободная планировка, свободное оформление фасада, удлинённые окна, плоская крыша. Объёмы клуба подчёркнуто геометричны и представляют собой вытянутые параллелепипеды, в которые врезаны ризалиты лестничных клеток, цилиндры балконов. Стилистика конструктивизма сказалась не только в функциональной целесообразности плана, но и в композиции фасадов: с внешней стороны зал охвачен полукольцом двухярусного фойе, криволинейные очертания которого доминируют во внешнем облике здания.

Среди работ Весниных 1930-х — начала 1940-х годов заслуживает внимания также эскиз застройки Котельнической набережной в Москве (1934), проекты здания Наркомтяжпрома на Красной площади (1935, 1936) и принятый, но не реализованный из-за войны проект Второго дома Совнаркома в Зарядье (1941).

Также братьями был спроектирован молодой город нефтяников в Башкирии — Октябрьский.

Братья Веснины — это… Что такое Братья Веснины?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Веснин. Братья с родителями и сестрой. Фотография 1890-х гг.

Бра́тья Веснины́ — советские архитекторы-конструктивисты, работавшие совместно над рядом проектов.

Братья

  1. Веснин, Александр Александрович (1883—1952) 
  2. Веснин, Виктор Александрович (1882—1950) 
  3. Веснин, Леонид Александрович (1880—1933) 

Детство

Родиной братьев Весниных был небольшой городок Юрьевец, расположенный на реке Волге. Старший из братьев, Леонид, родился 28 ноября 1880 года, Виктор — 9 апреля 1882 года, Александр — 16 мая 1883 года. В принадлежавшей матери будущих братьев-архитекторов небольшой усадьбе на берегу Волги на окраине Юрьевца прошли первые годы их жизни.[1] С раннего возраста родители поощряли интерес сыновей к изобразительному искусству, который, по воспоминаниям В. А. Веснина, перерос позднее в увлечение архитектурой:

«Любовь к рисованию и живописи проснулась в нас уже в раннем детстве. Приблизительно с десятилетнего возраста мы стали писать этюды с натуры и, будучи очень дружны между собой, проводили прекрасные часы совместной работы на Волге.<…> Уже с первых художественных опытов мы почувствовали большое влечение к архитектуре.[1]»

Работы

В 1923—1925 годах в советской архитектуре развивалось новое направление — конструктивизм и сплочение сторонников нового направления вокруг лидеров, которыми стали братья Веснины. В проектах общественных сооружений братьев Весниных, участвовавших в первых конкурсах 1920-х годов, было зафиксировано появление новой архитектуры, отвечающей духу времени.

Однако, на одном из первых конкурсов 1923 года, проект Весниных крупного общественного здания в центре Москвы — Дворца труда, получила третью премию.

В наши дни в учебниках архитектуры наряду с Дворцом труда упоминаются проекты братьев Весниных зданий Московского отделения «Ленинградской правды» и акционерного общества «Аркос».

В 1920-х годах по проектам братьев Весниных было построено несколько малоэтажных жилых домов в московском посёлке «Сокол».

В 1930 году был объявлен конкурс на строительство Театра массового музыкального действа в Харькове (в то время столице Украины). Всего участвовало 144 работы. Согласно условиям конкурса, театр должен был вмещать не меньше четырех тысяч человек; наряду со спектаклями там предполагалось проводить массовые мероприятия. Первый приз конкурса получил проект братьев Весниных, который решал все поставленные задачи. Центральной частью композиции они сделали большой овальный зал вместимостью от 4 до 6 тыс. зрителей. Зрительные места располагались амфитеатром. Однако, вскоре столица Украины была перенесена в Киев и проект Весниных не был реализован.

Среди работ Весниных 1930-х — начала 1940-х годов заслуживает внимания эскиз застройки Котельнической набережной в Москве (1934), проекты здания Наркомтяжпрома на Красной площади (1935, 1936) и принятый, но не реализованный из-за войны проект Второго дома Совнаркома в Зарядье (1941).

Примечания

Литература

  • Чиняков А. Г. Братья Веснины. — М.: Стройиздат, 1970. — 179 с.
  • Ильин М. А. Веснины. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1960. — 190 с.
  • Полякова Л. Л. Зодчие братья Веснины. — М.: Верхне-Волжское книжное издательство. Иванское отделение, 1989. — 238 с.
  • Астафьева-Длугач М. И. Л., В. и А. Веснины (1880—1933, 1882—1950, 1883—1959) // Зодчие Москвы. — М.: Московский рабочий, 1981. — С. 122—134. — 302 с.
  • Манина А. И. Братья Веснины. — М.: Государственный Комитет по Архитектуре и Градостроительству при Госстрое СССР; Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева, 1988. — 71 с.
  • Чередина И. С. Архитектор, который умел проектировать всё. К 125-летию со дня рождения академика В.А. Веснина // Вестник РАН. — 2007. — № 4. — С. 341—350.

Ссылки

Зодчие. Братья Веснины – Сайт города Юрьевец

«Дворец культуры был похож со стороны на глыбу горного хрусталя. Он сверкал радиусами белого света и раздвигал ночь… В потолках сиял невидимый свет. Казалось, что обширное здание не имеет веса и опирается не на стены и колонны, а на простые геометрические линии…»

О каком необыкновенном, почти сказочном дворце написал так Константин Паустовский в 1933 году в газете «Правда»?

Такое романтическое впечатление произвел на писателя Дворец культуры Пролетарского района в Москве – здание, построенное в стиле вполне реалистическом. Предназначался этот дворец для рабочих, совершивших в 1917 году величайший переворот в истории России и завоевавших полное право на дворцы. И даже на необыкновенные, совсем непохожие на те – роскошные, пышные, которыми владели цари и и вельможи. Нет в этом дворце ни колонн, ни пилястров, ни капителей, зато сколько в нем воздуха, света, простора, радости! Открытые лестницы словно «втекают» с двух сторон в фойе, большие и малые прозрачные эркеры смягчают грань между помещением и улицей, сквозные галереи-балконы – свободное, «переливающееся» пространство, не замкнутое стенами. Сверкающие струи фонтанов в ротонде зимнего сада, а за стеклянным ее витражом – парк, деревья, заснеженные, или зеленые, или желто-оранжевые, и огни Москвы, уходящие в бесконечность. Праздничный дворец. В начале 30-х годов создали его замечательные советские зодчие – братья Веснины.

…На крутом берегу Волги, в густой зелени садов приютился старинный городок Юрьевец с тихими улочками, древними белыми церквами и высокими колокольнями. Здесь в конце прошлого века поселился купец из Старой Ладоги Александр Веснин, из рода большого, патриархального. В начале 80-х годов родились у него три сына: Леонид, Виктор и Александр. Были они и лицом друг на друга похожи, и склонностью своей к рисованию. Целые дни проводили они на Волге, запечатлевая на бумаге красоту, окружавшую их. Не знали в то время три мальчика, что чудесные эти часы были началом их серьезного творческого содружества, которое пройдет через всю жизнь. Когда стали чуть постарше, начала их привлекать архитектура. Кремль и соборы в Нижнем Новгороде, древние памятники Старой Ладоги, где жили братья и сестры отца, силуэты старинных церквей на берегах реки Волхов, куда дети ездили в гости к дедушке, – все это западало в душу. Дивная красота земли русской! Шли годы… Родители решили послать сыновей в Москву для обучения в Практической академии коммерческих наук, дающей среднее специальное образование. Однако торговых людей из братьев не получилось. Искусство влекло их непреодолимо. Занимаясь в художественном кружке, организованном учителем рисования, они много времени отдавали музеям, выставкам, частным собраниям коллекционеров.

Студенческая жизнь братьев Весниных проходила в Петербурге. Старший, Леонид, поступил в Академию художеств, а Виктор и Александр – в Институт гражданских инженеров. Шел 1905 год. Они принимали участие в сходках, митингах, демонстрациях, во всех революционных выступлениях студентов. В это же время братья Веснины начинают работать в .архитектурно-строительных конторах. Кто из москвичей и многочисленных гостей нашей столицы не знает Главный почтамт на улице Кирова? Наверное, многие обращали внимание и на элегантный пятиэтажный дом на противоположной стороне улицы с величавой аркой ворот посередине – бывший дом Кузнецова. Эти здания построены по проектам Весниных. В то дореволюционное время в Москве и других городах строилось много частных доходных домов в разных стилях, нередко в манере русского классицизма. В их создании принимали участие и братья Веснины, хотя ни «старые» стили, ни эклектика с ее соединением различных художественных элементов и подражанием всевозможным историческим стилям, ни «модерн» не удовлетворяли их. Уже тогда им очень хотелось попытаться найти иной архитектурный язык, однако, писали Веснины: «В реакционной царской России не было почвы, не было социальных условий, которые могли бы дать толчок исканиям новой формы в архитектуре».

И неизвестно, как сложилась бы творческая биография братьев Весниных, если бы не Великая Октябрьская социалистическая революция. Все три брата приняли ее сразу и восторженно. Наступила новая эра. Впервые полноправным хозяином страны становился рабочий класс, и для него надо было создавать новую художественную культуру. Поиски начались во всех ее сферах, бурные поиски, смелые (порой и чрезмерно!). Говорить с народом первого на планете социалистического государства языком прежних истин и форм было невозможно, а новое рождается нелегко – поначалу оно, как правило, вызывает и споры, и недоумения, и восторги, и протесты. В то яркое, интересное, напряженное время, не имеющее себе аналогов в мировой истории, время, которое, по выражению Маяковского, «гудит телеграфной струной», рождалась новая, молодая культура. Новый театр создают Таиров и Мейерхольд, могучий талант Маяковского ломает старые представления о поэзии, непривычно звучит музыка Прокофьева, полотна некоторых художников удивляют посетителей выставок.

«С первых дней Октября нам стало ясно, что так работать, как работали раньше, нельзя …перед архитектурой возникла задача – идти в ногу со строителями новой жизни …разрешать новые проблемы, выдвигаемые жизнью», – писали братья Веснины в своей творческой декларации.

Архитектура – искусство синтетическое. В отличие от других видов искусства она всегда и непосредственно связана с экономикой общества, с уровнем развития науки и техники. В ее произведениях функциональное, утилитарное назначение должно сочетаться с эстетикой. И если эпоха и социальная среда влияют на архитектуру, то существует и обратная связь: архитектура воздействует на настроение, формирование вкуса и даже на психику человека. Не случайно же героев Достоевского сводили с ума мрачные петербургские дворы-колодцы. Для горожанина архитектура, окружающая его, является естественной средой обитания. Можно не смотреть картины, не слушать музыку, но от улиц и домов никуда не деться. Они могут угнетать, утомлять, давить или, наоборот, радовать, возвышать, вселять энергию. Значит, архитектор несет особую ответственность перед людьми, причем не только перед современниками, но и перед потомками.

И вот в процессе пересмотра, переоценки вековых штампов рождается новое направление – конструктивизм. В самых общих чертах этот стиль можно охарактеризовать так: он отличается простотой архитектурных форм. Большие остекленные поверхности, нередко контрастирующие с глухими стенами; плоские крыши; вместо нижнего этажа у некоторых зданий открытые опоры. Новая форма повлекла за собой и новые материалы. На смену традиционному кирпичу, камню пришли железобетон, сталь, стекло, марбит. Случалось, называли это явление преходящей модой, однако не мода, а дух времени, жизнь породили конструктивные идеи рационализма, простоты, целесообразности, экономичности. На Западе родиной конструктивизма считают Москву, а знаменитый Ле Корбюзье, глава западноевропейского функционализма, назвал Александра Веснина «основателем конструктивизма».

Братья Веснины творили для пролетариата Страны Советов. География их многообразных работ широка и масштабна. Отдельные дома и проекты целых городов, рабочих поселков: Театры, клубы, санатории, правительственные здания и фабрики, заводы. Страна вступала на путь индустриализации, «планов громадье» требовало реального воплощения. Братья много работали вместе, но самая большая заслуга в проектировании и строительстве предприятий принадлежит Виктору Веснину. Архитектуру промышленных сооружений он поднял до уровня высокого искусства. Комплекс большой кинешемской мануфактуры «Томна», сернокислотный завод в Саратове, канифольно-скипидарный – в Вахтане Костромской губернии, первый в стране Чернореченский суперфосфатный завод в Растяпине (Дзержинске) Нижегородской губернии, Днепрогэс – грандиозный, величественный памятник эпохи…

В дореволюционное время архитекторы мало внимания уделяли промышленности. Фабрика, завод обычно являли собой унылое зрелище: безликие корпуса за глухим забором да трубы тянутся к дымному небу. Виктор Веснин сумел увидеть эстетическую ценность техники. Он создал удивительные заводы. Они и на заводы-то не похожи! Вот, к примеру, Чернореченский суперфосфатный. Если говорят «город-сад», то отчего бы не сказать «завод-замок»? Если бы в 20-х годах XX столетия в Советской России воздвигали замки, то наверняка они были бы именно такими. Вдоль строгого фасада – окна. Сначала прямоугольные, затем по всей длине здания – огромные, высотой в два этажа с изящными закруглениями наверху. Целая гамма окон. И, словно перекликаясь с ними, под плоской крышей башни, расчлененной четкими вертикалями, – точно такие же окна с полукружьями, только небольшие. Завод, построенный для радостного труда.

…Перед архитекторами, участвовавшими в конкурсе проектов Днепрогэса, стояли сложнейшие технические проблемы. Не вдаваясь в подробности, скажем лишь, что здание электростанции длиной в четверть километра, высотой с двенадцатиэтажный дом должно было вместить 9 гигантских турбогенераторов. В конкурсе принимали участие академики И.В.Жолтовский и В.А.Щуко. Был представлен и американский проект, выполненный под руководством инженера Купера.

Утвердили проект Виктора Веснина с соавторами. И появилось на Днепре невиданное чудо. Невиданное в буквальном смысле слова, ибо никто в этих краях (и не только в этих!) ничего подобного не видел. Здание Днепровской ГЭС, так же как Дворец культуры ЗИЛа, построено по принципу «перетекающего» пространства. Большой машинный зал. Полное господство техники, и казалось бы, до красоты ли тут? Да и как увязать ее с этими мощными турбинами? И вот что придумал Виктор Веснин – он раскрыл пространство! Сквозь длинный горизонтальный эркер открывается широкая панорама на просторы Днепра, на небо, а оно часто бывает ярко-голубое в этих краях. Текут воды Днепра, солнечные блики играют . на них… И лишь прозрачная стена отделяет прекрасную природу от тех, кто управляет тяжелой техникой. Стекло, сталь, бетон, здание ГЭС облицовано туфом теплого розового цвета. Ажурные мачты электропередач и легкие, воздушные силуэты мостов как бы противостоят мощности плотины, станции и шлюза. Техника, архитектура, природа – все гармонично связано между собой. Утилитарная рациональность и художественная форма обрели органическое единство.

Разносторонним дарованием обладали братья Веснины. Они были еще и художниками, принимали участие в оформлении «массовых действ» – демонстраций и т. д. Театральные работы Александра Веснина в московском Камерном театре А.Я.Таирова вошли в золотой фонд мировой сценографии. Вот уже несколько десятилетий экспонируются они на крупных международных выставках.

Начало 20-х годов. Борьба за новые формы архитектуры, наиболее ярко выражавшие социальные идеи. Конкурс, объявленный на проектирование Дворца труда, был новый по форме. Согласно – его условиям, сооружение должно было быть уникальным по содержанию, не похожим ни на какое другое, известное ранее в истории архитектуры. В центре нашей столицы предполагалось построить грандиозное каменное здание, которому надо «иметь богатый, соответствующий своей идее вид». 47 проектов рассматривало жюри, возглавляемое академиком А. В. Щусевым. Самым необычным, совершенно неожиданным оказался проект братьев Весниных. Камню предпочли они железобетон, «богатому» декоративному убранству – гармоничное сочетание призматических и цилиндрических архитектурных объемов, объединяемых четким ритмом вертикалей и горизонталей каркаса. Проект Весниных с его выраженными геометрическими формами был не просто оригинален, он был интересен. Так, большой овальный зал замышлялся наподобие античного амфитеатра без общепринятых балконов, ярусов, лоджий. Благодаря подвижной стене этот зал в любой момент становился громадным, соединившись с залом соседним, он мог вместить десять с половиной тысяч человек! Много еще всяких (и притом вполне реальных!) «чудес» предполагалось во Дворце труда Весниных, густо «населенном» всевозможными помещениями: зал заседаний и рабочие кабинеты Моссовета, библиотека, музей социальных знаний, огромная столовая и т. д. А в высотной части здания – мощная центральная радиостанция.

Проект Весниных был настолько нетрадиционен и смел, что не на шутку взбудоражил представителей академической школы жюри, вызвав споры и разногласия. А архитектурная молодежь восхищенно приветствовала этот проект.

Дворец труда не был построен. Проект братьев Весниных остался на бумаге. Однако он сыграл значительную роль в развитии архитектуры и стал одним из первых манифестов конструктивизма. Это была попытка создать совершенно новый тип сооружения, новый архитектурный образ, исполненный глубокого идейного содержания.

Не все проекты братьев Весниных были осуществлены. Среди них встречаются и очень интересные конструктивные идеи, архитектурные образы, заложенные в них, до сих пор стимулируют творческую мысль зодчих. По разным причинам не претворились они в жизнь. В начале 20-х годов страна, восстанавливавшая разрушенное хозяйство, имела еще недостаточно средств, ресурсов, материалов. Основные из них шли на строительство индустриальных предприятий, немало внимания уделялось и рабочим поселкам. Когда наступили 30-е годы, в архитектуре усилились тенденции к помпезности, столь чуждой Весниным с их лаконичным архитектурным языком, лишенным всяких вычурностей и излишеств.

Демократизм братьев Весниных пронизывает не только их творчество, но и мировоззрение. Зачинатели новаторской архитектуры, они и сами были зодчими нового типа. Кто из архитекторов прошлого, воздвигавших дворцы, строил жилища для рабочих? Вряд ли мы припомним таких. Веснины, как упоминалось выше, строили здания самого разнообразного назначения для трудового народа. Их рабочие поселки раскинулись по всей стране. Архитектор, по убеждению Александра Веснина, должен «входить в самую жизнь, работать над организацией жизни, помня, что архитектор – организатор жизни, сознательный строитель социализма». И Веснины входили в жизнь. Активно входили, преображая ее, делая лучше.

Все. три брата в течение многих лет преподавали в московских вузах. С1938 по 1949 год академик Виктор Веснин был президентом Академии архитектуры СССР. Рано, в 1933 году, ушел из жизни старший брат, Леонид Александрович, один из ведущих авторов и строителей очень важного в первые послереволюционные годы промышленного объекта – Шатурской электростанции. В 30-х годах братья Веснины возглавляли одну из архитектурно-проектных мастерских при Моссовете, выполнявшую крупные работы в индустриальном строительстве первых пятилеток. Среди них реконструкция Московского автозавода (ЗИЛ), проектирование и строительство Камской ГЭС и еще много других.

Во время Великой Отечественной войны Академия архитектуры сразу переключилась на военные рельсы. Оперативно организуются маскировочные мастерские, проектируются упрощённые жилища и коммунальные предприятия для эвакуированных. А уже с 1943 года, в разгар военных сражений, ведущее место в деятельности Академии архитектуры начинают занимать вопросы восстановления городов, разрушенных фашистами. Война еще не кончилась, а мастерские академии вели проектирование Сталинграда, Смоленска, Новгорода, Истры, Ростова-на-Дону, Новороссийска, Калинина, Севастополя. Виктор Веснин проектировал Запорожье. (Надо заметить, что осуществлению некоторых проектов Весниных 30-х годов помешала война.)

В истории отечественной и мировой архитектуры известны династии зодчих. Но творческое содружество братьев Весниных уникально. Долгие годы, десятилетия работали они вместе – всю жизнь. И никогда не нарушалось их редкостное взаимопонимание, дружба. Разумеется, каждый из братьев обладал своими индивидуальными особенностями. Леонид Александрович прошел серьезную академическую школу. Виктор Александрович отличался точным, аналитическим складом ума. Александр Александрович – незаурядным художественным дарованием. Все эти качества отлично дополняли друг друга в их вдохновенном тройственном союзе.

Жизнь братьев Весниных можно назвать счастливой, несмотря на всякие трудности, без которых не проходит ни одна человеческая жизнь, тем более жизнь людей творческих. Но какое же это безмерное, ни с чем не сравнимое счастье, если человек жил на земле не зря, если после себя оставил он людям дома, города, заводы… Для мирного труда оставил и на долгие годы.

Во многих городах Советского Союза стоят интересные, не совсем обычные здания – без украшательств, но красивые благородством простых архитектурных форм и линий. Здания эти вовсе не похожи друг на друга. Достаточно сравнить хотя бы Театр-студию киноактера (бывший Дом политкаторжан) на улице Воровского в Москве с его тщательно организованным сочетанием прямоугольных блоков разной высоты, с открытыми опорами, с наружной лестницей перед входом, и универмаг на Красной Пресне: четкий ритм широких квадратов зеркального стекла огромного эркера витрины, раскинувшегося по всему фасаду, на все три этажа.

На радость людям стоят творения братьев Весниных, своими громадными остекленными поверхностями щедро вбирая свет. И столь же щедро отдают они его обратно – в пространство.

Лилия Волохонская опубликовано в Смене №1433, Февраль 1987

Веснины — это… Что такое Веснины?

        советские архитекторы, братья, работавшие в творческом содружестве. Леонид Александрович В. [28.11(10.12).1880, Нижний Новгород, — 8.10.1933, Москва], учился в петербургской АХ (1901—09) у Л. Н. Бенуа. Профессор Московского высшего технического училища (1923—31) и Московского архитектурного института (1932—1933). Член ОСА (Объединение современных архитекторов; с 1925). Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Виктор Александрович В. [28.3(9.4).1882, Юрьевец, ныне Ивановской области, — 17.9.1950, Москва], учился в институте гражданских инженеров в Петербурге (1901—1912). Член ОСА (с 1925). Депутат Верховного Совета СССР 1-го и 2-го созывов, академик АН СССР (1943), первый президент (1939—49) Академии архитектуры СССР, ответственный секретарь Союза советских архитекторов (1939—1949). Профессор Московского высшего технического училища (1923—31) и московского Вхутемаса-Вхутеина (1921—30). Награжден орденом Ленина, 3 др. орденами, а также медалями. Александр Александрович В. [16(28).5.1883, Юрьевец, — 7.11.1959, Москва], учился в институте гражданских инженеров в Петербурге (1901—12). Участвовал в работе Инхука (Института художественной культуры; 1921—24), входил в архитектурную группу ЛЕФа (1924). Председатель ОСА (1925—1931), ответственный редактор журнала «Современная архитектура» (1926—30). Преподавал в московском Вхутемасе-Вхутеине (1921—30) и Московском архитектурном институте (до 1936). Почётный член Академии строительства и архитектуры СССР (1956—59). Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.          Среди дореволюционных работ братьев В. выделяются особняки, стилизованные под архитектуру русского классицизма (дом Сироткина, ныне Художественный музей, в Горьком, 1913, и др.). В конторских, торговых и промышленных зданиях этого периода (банк на Кузнецком мосту в Москве, 1913, и др.) проявились черты Рационализма (использование каркаса, больших остеклённых поверхностей). В первые годы Советской власти В. (работавшие в это время порознь) активно выступали в области архитектуры, направленной на удовлетворение насущных потребностей общества (проекты новых типов жилых домов для рабочих Леонида В., промышленные сооружения Виктора В.). В. интенсивно внедряли новые конструкции и материалы, влиявшие на появление новых архитектурных форм. В становлении новых принципов архитектурно-художественного формообразования в творчестве В. важную роль сыграли и театр, работы Александра В., создававшего на сцене некие архитектурные объёмы из ажурных многоярусных конструкций с динамическими элементами — лифтами, колёсами, транспортёрами («Человек, который был четвергом» Честертона в московском Камерном театре, 1923).          С 1923 В. создают коллективные проекты, многие из которых стали вехами в развитии советской архитектуры. С 1925 возглавляют направление, известное под названием Конструктивизм. В. и др. его представители придавали большое значение поискам новых в социальном отношении типов зданий и подчёркивали, важность функционально-конструктивной основы здания. В начале 20-х гг. основное внимание В. уделяли выявлению эстетических возможностей новых конструкций и материалов, дающих возможность замены глухих стен остеклённым каркасом (конкурсные проекты для Москвы: Дворец труда, 1923; московское отделение газеты «Ленинградская правда», 1924; акционерное общество Аркос, 1924). В архитектурных формах произведений 2-й половины 20-х гг. выявлялось прежде всего их функциональное назначение (так называемый функциональный метод), то есть, учитывались требования функционального процесса (взаимосвязь отдельных помещений, учёт движения посетителей) путём рациональной организации плана и оборудования зданий. Широко использовалась павильонная композиция — деление сооружения на отдельные различные по назначению корпуса, соединённые переходами и коридорами, благодаря чему по мере обхода здания возникали новые ракурсы, менялось соотношение объёмов и пространства (бывший дом общества политкаторжан в Москве, 1931—34, ныне Театр киноактёра; рабочие клубы в Баку, 1928—32; Дворец культуры Пролетарского района в Москве, 1-я очередь — 1930—34, ныне Дворец культуры ЗИЛ,). Среди других значительных произведений В. этого периода — универмаг на Красной Пресне в Москве (1927), Днепровская ГЭС.

         Проекты В., созданные после 1932, выполнены с общей для советской архитектуры ориентацией на использование классических традиций прошлого.

         Лит.: Ильин М. А., Веснины, М., 1960; Чиняков А. Г., Веснины, М., 1970.

         С. О. Хан-Магомедов.

        А. А. Веснин.

        А. А. Веснин.

        В. А. Веснин.

        В. А. Веснин.

        Л. А. Веснин.

        Л. А. Веснин.

        А. А. Веснин. Декорация к пьесе «Человек, который был четвергом» Честертона в московском Камерном театре. 1923.

        А. А. Веснин. Декорация к пьесе «Человек, который был четвергом» Честертона в московском Камерном театре. 1923.

        Архитекторы Веснины. Универмаг на Красной Пресне в Москве. 1927.

        Архитекторы Веснины. Универмаг на Красной Пресне в Москве. 1927.

        Архитекторы Веснины. Московское отделение газеты «Ленинградская правда». Конкурсный проект. 1924.

        Архитекторы Веснины. Московское отделение газеты «Ленинградская правда». Конкурсный проект. 1924.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *