Замок архитектура – Замок (в архитектуре) — это… Что такое Замок (в архитектуре)?

Архитектура замков

Замковая архитектура, которая была порождена романским стилем, значительно пережила сам стиль. Даже когда готике, классицизму и барокко уступил романский стиль, глобальные фортификационные сооружения напоминали о рыцарской эпохе. Предугадать опасность в эпоху средневековья было крайне тяжело. Древние укрепления лагерного типа с небольшим валом и частоколом не гарантировали безопасность и защиту от большого количества профессиональных воинов, что наводнили Европу.

Рисунок 1. Современный замок. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Предпосылки возникновения замков

Военные действия во времена могущества Римской империи в основном производились при помощи пехоты, поскольку кавалерия была легкой и нерегулярной. Лошади использовались только для передвижения, а не в качестве боевой единицы.

Совершенно новую военную стратегию показало вторжение с востока. Тогда пришли вооруженные конные воины, для которых конь быль их продолжением и единым целым. Именно представители тюркских и североиранских племен были первыми рыцарями, поэтому европейцы переняли у них кодекс военной демократии и манеру боя.

Завоеватели, пройдя тысячи километров, приобрели серьезный опыт в захвате различных поселений. В тот период были изобретены первые инструменты и новые методы разрушения. Увеличилась мощность вооружения, соответственно стали мощнее и средства защиты.

Европейские замки своими корнями уходят в эпоху античности. Наиболее ранние сооружения такого типа повторяли римские военные лагеря. Это были палатки, которые окружались частоколом.

Замечание 1

Считают, что традиция создания и строительства исполинских каменных сооружений начинается с норманнов, а классические замки появились лишь в XII столетии

Рисунок 2. Замок-крепость. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

С этого периода и на все последующие века замок превращается в крепость, которая имеет башни и окружена каменной стеной. Существует масса вариаций замковой архитектуры. Но поскольку замок, прежде всего, является крепостью и уровень военных технологий и возможностей во всех странах практически одинаков, то основные фортификационные элементы и общие методики строительства были неизменными как для Германии и Франции, так для России и даже Японии.

Замечание 2

К замку предъявлялись очень простые требования – для врага он должен быть малодоступным, а также должен обеспечивать хороший обзор местности, включая близлежащие деревни, что принадлежат владельцу замка. Также замок должен иметь собственный источник воды и выполнять репрезентативные функции (показывать богатство и мощь феодала).

Рисунок 3. Архитектура замка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Особенности замковой архитектуры

Перейти с одного этажа замка на другой можно при помощи узкой винтовой лестницы. Она была настолько узкой, что подъем по ней осуществлялся лишь друг за другом. Воин, который шел первым, рассчитывал только на свое умение сражаться, поскольку крутизна поворота лестницы была подобрана таким образом, что из-за спины главного воина нельзя было сражаться при помощи длинного меча или копья. Поэтому любые бои на лестнице были сведены к единоборстве нападающих и защитников замка. За спинами защитников был расположен специальный расширенный участок.

Замечание 3

Лестницы во всех замках были закручены по часовой стрелке. В мире существует только один замок, в котором есть закрутка лестницы против часовой стрелки, — это крепость графов Валленштейнов. Изучая историю этого рода, было обнаружено, что большинство мужчин были левшами. Историки благодаря этому пришли к выводу: такая проектировка лестниц упрощает работу его защитников.

Благодаря многолетнему опыту работы в нападении и защиту удалось разработать правильную стратегию строительства замка до мельчайших деталей. Дорога была проложена таким образом, что приходящие всегда были обращены правым боком к замку, эта сторона не была прикрыта щитом. Перед стеной располагалось голое плато, которое лежало под ощутимым углом. Сам замок стоял на возвышении. Растительность не была высокой, чтобы нападающие не могли скрыться.

Рисунок 4. Величие замковой архитектуры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Первой преградой был глубокий ров, а перед ним располагался вал вынутой земли. Ров мог быть поперечной формы, отделяя стенку замка от плато либо выгнутым вперед. Ров мог опоясывать замок по кругу, если это позволял ландшафт. Внутри замка иногда выкапывались разделительные рвы, которые затрудняли передвижение противника по территории.

К внешней стене замка мог вести мост, который был перекинут через ров. В зависимости от их величин, мост поддерживал одну или несколько опор из огромных бревен. Подъемный мост был устроен так, чтобы в вертикальном положении он закрывал ворота.

Рисунок 5. Мост к замку. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В движение мост приводился при помощи механизмов, которые прятались над ним в здании замка. От моста уходили канаты к подъемным машинам. Чтобы облегчить работу людей, которые обслуживали мостовой механизм, канаты были снабжены увесистыми противовесами, которые часть веса конструкции брали на себя.

Важным защитным элементом замка была оборонительная внешняя стена: толстая, высокая, иногда на наклонном цоколе. Внешняя поверхность была изготовлена из обработанного кирпича и камня. Внутри она была изготовлена из гашеной извести и бутового камня. Все стены возводились на глубокий фундамент, под который невозможно сделать подкоп.

Немаловажной особенностью замковой архитектуры является то, что в замках возводились двойные стены – небольшая внутренняя и высокая внешняя. Между ними образовалась пустота, которая получила название «цвингер». Нападающие, которые преодолевали внешнюю стену, не могли взять с собой дополнительные штурмовые принадлежности. Как только они оказывались перед цвингером, тот сразу становились мишенью.

Сверху по стене располагалась галерея для тех солдат, что занимались обороной. С внешней стороны замка был расположен бруствер, на котором была каменные зубцы. Форма зубцом имела различную форму – округлые, прямоугольные, также они украшались декоративными элементами. Галереи в некоторых замках были крытыми, чтобы защищать воинов от неблагоприятной погоды.

Стена кроме зубцов была оснащена бойницами, сквозь которые осуществлялся обстрел нападающих. Они были длинными и узкими. Особым видом бойницы была шаровая. Она была представлена в виде деревянного шара, который был закреплен на стене и служил для ведения стрельбы.

Балконы на стенах замках можно было встретить очень редко, поскольку они выполняли лишь декоративные функции. По углам замка были сооружены небольшие башни, благодаря чему защитники могли осуществлять защиту сразу по двум сторонам.

Рисунок 6. Замок на воде. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Как были устроены замки внутри?

Внутреннее устройство замков удивляло своим многообразием. Они состояли из нескольких секций, которые были разделены внутренними стенами. Обязательным атрибутом любого замка был большой внутренний двор и центральная башня.

Рисунок 7. Башня замка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В замке был ряд построек, которые обеспечивали автономный быт их обитателей:

  • баня;
  • пекарня;
  • кухня
  • прачечная.

Самым высоким сооружением во всем замке была башня. Она служила для наблюдения за окрестностями и выполняла функции убежища. Из-за внушительной толщины стен башни, разрушить ее было практически невозможно. Вход в нее был очень узким. Он располагался на высоте 6-12 метров и располагался на внутреннем дворе.

Внутри башни находилась высокая шахта, которая использовалась в качестве тюрьмы или склада. Вход туда осуществлялся только через верхний этаж. Вверху башни находилась открытая площадка, где можно было установить катапульту для обстрела врага.

Условия для проживания в замках были не из приятных. Только крупные паласы были оснащены рыцарским торжественным залом. В паласах было очень холодно. Они строились из камня и имели несколько этажей. Каминное отопление могло спасти ситуацию. Для сохранения тепла стены покрывались толстыми гобеленами и коврами.

Окна практически не пропускали дневной свет. Это обусловлено фортификационным характером замковой архитектуры. Не все окна были застеклены. Туалеты были устроены в виде эркера в стене, они не отапливались. Поэтому посещение его в зимнее время было настоящим испытанием.

В каждом замке было помещение для богослужений. В скромных замках роль храма выполняла стенная ниша, где находился небольшой алтарь. Большие храмы имели несколько этажей. Убранство помещения было скромное – скамейка, алтарь и настенные росписи.

С ходом времени фортификационные сооружения трансформировались в романтический декор, что вписывается в парковый ландшафт. Замковые помещения приобрели комфорт и изысканность.

Рисунок 8. Замок как символ влиятельности своего хозяина. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замки строятся и по сегодняшний день. Те, что находились в собственности государства, возвращаются потомкам древнего рода. Замок – это символ влиятельности своего хозяина. Они – это образец гармоничного композиционного решения, в котором сочетаются:

  • слитность – из-за огромного количества обороны невозможно живописно распределить все строения по территории;
  • многоуровневость построек;
  • функциональность всех замковых элементов.

Элементы замковой архитектуры уже успели стать архетипами. Например, образ замковой башни с зубцами сидит в подсознании любого образованного человека.

Самые красивые замки мира

Каждый имеет свое представление о замке. Кто-то представляет его в виде неприступных стен с многочисленными башнями, а кто-то – как место, где собирались средневековые рыцари, слагались песни, а женщины ждали своих кавалеров из походов и боев. В любом случае замковые сооружения был крепостью для защиты от нападающих.

Замок – это живое наследие, которое хранит историю своего хозяина. Тут стены покрыты мхом, пронизаны величием, тайнами и легендами. Далее в статье мы расскажем о самых красивых замках, которые сохранились практически в первозданном виде по сегодняшний день:

Замок белой цапли (Химэдзи), что расположен в Японии. Основан замок в 1356 году, его строительство длилось более 13 лет. Это самый древний замок Японии, он был возведен как крепость для самурайского клана. Комплекс перестраивался огромное количество раз. Архитектурная достопримечательность осталась невредимой даже во время Второй мировой войны. Замок занесен в список наследий ЮНЕСКО.

Рисунок 9. Замок белой цапли (Химэдзи). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ)

Замок Шенонсо, что во Франции. Это замок является одним из наиболее посещаемых объектов Франции. В комплекс входят ремесленные постройки, оранжерея, администрация, Галерея, Башня Марк, Музей восковых фигур и прочие объекты. Замок официально признан историческим памятником. На сегодняшний день он полностью восстановлен и открыт для посетителей. К садово-парковому ансамблю замка относятся огород, тисовый лабиринт, луг и цветник.

Рисунок 10. Замок Шенонсо. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замок Левенбург, месторасположение: Германия. Его называют «молодым замком», поскольку основан он в конце 18 столетия. Во время войны крепость и прилегающие постройки значительно пострадали, после чего были восстановлены по старинным документам. Туристы могут ознакомиться с элементами, что имеют историческую ценность, — бронзовые статуи, мебель, алтарные плиты, витражи.

Замок Пена, месторасположение: Португалия. Замок возведен в мавританском и эклектическом стиле. Архитектором был Вильгельм Людвиг фон Эшвеге. Парк и цитадель образовались в 1840 году. Строение при жизни Фернанда II не было завершено.

Замок Мон Сен-Мишель, что расположен во Франции. Замок расположен на небольшом скалистом острове, который является крепостью. В 1874 году замок официально признан историческим памятником, а с 1979 года он внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Ежегодно толпы туристов привлекает живописная архитектура аббатства, а также приливы и отливы острова.

Рисунок 11. Замок Мон Сен-Мишель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замок Потала, КНР. Дворец возведен на высокой скале в 637 году, он служил главным местом для медитации царя. В крепости изначально было 999 комнат. В качестве архитекторов приглашались мастера из Китая, Тибета и Непала. Замок возведен на высоте 3700 метров, а его площадь поражает каждого, кто его хоть раз увидел. В настоящее время это музей для паломничества буддистов.

Рисунок 12. Замок Потала. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замок Пражский град, Чехия. Архитектурный стиль замка – романский, готический, барокко и Ренессанс. Автором проекта является Матье Арасский. Замок представляет собой ансамбль, состоящий из фортификационных сооружений, зданий, улиц, площадей, храмов. Главной достопримечательностью комплекса считается Собор Святого Вита. Этот замок самый большой в мире. Вместе с этим он является самой масштабной президентской резиденцией.

Замковая архитектура | Архитектура и Проектирование

Замковая архитектура, порождённая романским стилем, намного пережила сам стиль. Даже когда романский стиль уступил место готике, барокко и классицизму, глобальные фортификационные сооружения продолжали напоминать эпоху рыцарей.

В неспокойное время средних веков предугадать опасность было крайне сложно. Видимой причины для агрессии могло и не быть, просто у кого-то чего-то больше, а значит, что он должен этим поделиться, хочет он того или нет.

Древние укрепления лагерного типа с частоколом и небольшими валом и рвом не могли обеспечить безопасность от большого числа профессиональных воинов, наводнивших Европу. Во времена могущества Римской империи военные действия велись в основном с помощью пехоты, кавалерия была лёгкой и не регулярной. Лошадь использовалась скорее как более удобное средство передвижения, а не как боевая единица. Вторжение с востока показало совершенно новую военную стратегию, пришли тяжеловооружённые конные воины, для которых конь был не дополнением, а частью единого целого. Собственно говоря, именно представители северо-иранских и тюркских племён были первыми рыцарями, и именно у них европейцы переняли манеру боя и кодекс военной демократии. Пройдя тысячи километров, завоеватели приобрели серьёзный опыт в захвате поселений самых различных типов, были изобретены новые способы и инструменты разрушения. Увеличилась мощность вооружения — средства защиты тоже стали мощнее.

Европейский замок уходит своими корнями в эпоху античности. Самые ранние сооружения подобного рода копировали римские военные лагеря (палатки, окруженные частоколом). Принято считать, что традиция строительства исполинских (по меркам того времени) каменных сооружений началась с норманнов, а классические замки появились в XII веке.

Именно с этого времени и на все последующие века замок превратился в крепость, окруженную каменной стеной с башнями, возвышающимися над ней. Существовало множество вариантов замковой архитектуры. Но так как замок — прежде всего крепость, а уровень военных технологий в разных странах был примерно одинаков, общие принципы строительства и основные фортификационные элементы оставались неизменными как для Франции или Германии, так для России, Сирии и даже Японии.

К замку предъявлялись очень простые требования — он должен быть малодоступным для неприятеля, обеспечивать наблюдение за местностью (включая ближайшие деревни, принадлежащие владельцу замка), иметь собственный источник воды (на случай осады) и выполнять репрезентативные функции — то есть показывать мощь, богатство феодала.

С одного этажа башни попасть на другой можно было только по узкой и крутой винтовой лестнице. Подъем по ней осуществлялся лишь друг за другом — столь узкой она была. При этом воин, шедший первым, мог рассчитывать только на свое собственное умение сражаться, ибо крутизна поворота витка была подобрана таким образом, что из-за спины лидера нельзя было действовать копьем или длинным мечом. Поэтому бои на лестнице сводились к единоборству защитников замка и одного из нападавших. Именно защитников, ведь они могли легко сменять друг друга, поскольку за их спиной располагался специальный расширенный участок.

Во всех замках лестницы закручены по часовой стрелке. Существует только один замок с обратной закруткой — крепость графов Валленштейнов. При изучении истории этого рода обнаружилось, что большинство мужчин в нем были левшами. Благодаря этому историки поняли, что такая проектировка лестниц значительно облегчает работу защитников. Наиболее сильный удар мечом можно нанести в сторону своего левого плеча, а щит в левой руке лучше всего прикрывает тело именно с этого направления. Все эти преимущества есть только у обороняющегося. Атакующий же может нанести удар только в правую сторону, но его ударная рука окажется прижата к стене. Если же он выставит вперед щит, то почти утратит возможность действовать оружием.

Многолетний опыт в защите и нападении позволил разработать стратегию строительства замка до мелочей (каковыми они кажутся сейчас). Оборона начинается с дальних подступов.

Дорога проложена таким образом, что пришельцы всегда обращены к замку правым боком, не прикрытым щитом. Непосредственно перед крепостной стеной находится голое плато, лежащее под значительным уклоном (сам замок стоит на возвышении — естественном или насыпном). Растительность невысокая, чтобы не было укрытия нападающим.

Первая преграда — глубокий ров, а перед ним — вал вынутой земли. Ров может быть поперечным (отделяет стену замка от плато), либо серповидным, выгнутым вперед. Если позволяет ландшафт, ров опоясывает весь замок по кругу.

Иногда внутри замка выкапывались разделительные рвы, затрудняющие врагу передвижение по его территории.

Форма дна у рвов могла быть V-образная и U-образная (последняя наиболее распространена). Если почва под замком скалистая, то рвов либо вообще не делалось, либо они вырубались на небольшую глубину, препятствующую лишь продвижению пехоты (в скале практически невозможно сделать подкоп под стену замка — поэтому глубина рва не имела решающего значения).

Гребень земляного вала, лежащего прямо перед рвом (отчего тот кажется еще глубже), часто нес на себе палисад — забор из вкопанных в землю, заостренных и плотно пригнанных друг к другу деревянных колов.

К внешней стене замка ведет мост, перекинутый через ров. В зависимости от величины рва и моста, последний поддерживает одна или несколько опор (огромных брёвен). Внешняя часть моста закреплена, но последний его отрезок (прямо у стены) подвижен.

Подъемный мост устроен так, чтобы в вертикальном положении он закрывал собой ворота. Мост приводится в движение механизмами, спрятанными в здании над ними. От моста к подъемным машинам в стенные отверстия уходят канаты или цепи. Для облегчения работы людей, обслуживающих механизм моста, канаты иногда снабжались тяжелыми противовесами, берущими часть веса этой конструкции на себя.

Особый интерес представляет мост, работавший по принципу качелей (его называют «опрокидывающимся» или «качающимся»). Одна его половина находилась внутри — лежала на земле под воротами, а другая протягивалась через ров. Когда внутренняя часть поднималась, закрывая собой вход в замок, внешняя (на которую иногда уже успевали забежать нападающие) опускалась вниз, в ров, где была устроена так называемая “волчья яма” (острые колья, врытые в землю), невидимая со стороны, пока мост опущен.

Замок Каркассон (Chateau de Carcassonne)
Замок Крак де Шевалье (франц. Crac des Chevaliers – «Замок рыцарей»). Сирия 
Chateau de Pierrefonds
Виндзорский замок был заложен Вильгельмом Завоевателем на территории королевских охотничьих угодий того времени (теперь это Большой Виндзорский парк), после нормандского завоевания Англии в 1066 году. Постепенно он разрастался, перестраивался и реконструировался последующими монархами — от Генриха II до ныне здравствующей Елизаветы II. Их вклад в развитие замка запечатлен, например, в капелле св. Георгия, возведенной в конце эпохи средневековья; зданиях Нижнего двора, построенных во времена Тюдоров; государственных апартаментах. реконструированных Карлом II в стиле барокко; изысканных готических интерьерах полугосударственных апатаментов, построенных для Георга IV. Реставрация после пожара 1992 года привнесла в облик замка современные элементы, включая великолепный новый интерьер исторического зала св. Георгия и Юбилейный сад, разбитый в честь золотого юбилея Ее Величества Королевы.
Башня замка Абенберг (12 век), разрез
Замковый туалет

Для входа в замок при закрытых воротах рядом с ними имелась боковая калитка, к которой обычно проложен отдельный подъемный трап.

Ворота — наиболее уязвимая часть замка, обычно проделывались не прямо в его стене, а устраивались в так называемых «надворотных башнях». Чаще всего ворота были двустворчатые, причем створки сколачивались из двух слоев досок. Для защиты от поджога снаружи они обивались железом. При этом в одной из створок имелась маленькая узкая дверца, в которую можно было пройти, лишь согнувшись. Кроме замков и железных засовов, ворота закрывала поперечная балка, лежащая в стенном канале и задвигающаяся в противоположную стену. Поперечная балка могла также заводиться в крюкообразные прорези на стенах. Основной ее целью была защита ворот от их высаживания нападающими.

За воротами обычно находилась опускающаяся решетка. Чаще всего она была деревянной, с окованными железом нижними концами. Но встречались и железные решетки, сделанные из стальных четырёхгранных прутьев. Решётка могла опускаться из щели в своде портала ворот, либо находиться позади них (с внутренней стороны надворотной башни), опускаясь по пазам в стенах.

Решётка висела на канатах или цепях, которые в случае опасности могли быть обрублены, чтобы она быстро упала вниз, преграждая путь захватчикам.

Внутри надворотной башни имелись комнаты для стражи. Они несли вахту на верхней площадке башни, узнавали у гостей цель их визита, открывали ворота, а в случае необходимости могли поражать из лука всех тех, кто проходил под ними. Для этого в своде портала ворот имелись вертикальные бойницы, а также «смоляные носы» — отверстия для выливания горячей смолы на нападающих

Важнейшим оборонительным элементом замка была внешняя стена — высокая, толстая, порой на наклонном цоколе. Обработанные камни или кирпич составляли ее внешнюю поверхность. Внутри она состояла из бутового камня и гашеной извести. Стены ставились на глубокий фундамент, под который очень сложно было сделать подкоп.

Нередко в замках строились двойные стены — высокая внешняя и небольшая внутренняя. Между ними возникало пустое место, получившее немецкое название «цвингер». Нападавшие, преодолевая внешнюю стену, не могли взять с собой дополнительные штурмовые приспособления (громоздкие лестницы, шесты и прочие вещи, которые нельзя перенести внутрь крепости). Оказавшись в цвингере перед еще одной стеной, они становились легкой мишенью (для лучников в стенах цвингера имелись небольшие бойницы).

Сверху по стене проходила галерея для солдат обороны. С внешней стороны замка их защищал прочный бруствер в половину человеческого роста, на котором были регулярно расположены каменные зубцы. За ними можно было стоять в полный рост и, например, заряжать арбалет. Форма зубцов была предельно разнообразной — прямоугольные, округлые, в виде ласточкиного хвоста, декоративно украшенные. В некоторых замках галереи были крытыми (деревянный навес), чтобы защитить воинов от непогоды.

Кроме зубцов, за которыми удобно было прятаться, стены замка оборудовались бойницами. Через них велся обстрел нападающих. Ввиду особенностей применения метательного оружия (свобода движения и определенная позиция стрельбы) бойницы для лучников были длинными и узкими, а для арбалетчиков — короткие, с расширением по сторонам.

Особый вид бойницы — шаровая. Она представляла собой закрепленный в стене, свободно поворачивающийся деревянный шар с прорезью для ведения стрельбы.

Балконы (так называемые «машикули») устраивались в стенах очень редко — например, в том случае, когда стена была слишком узкой для свободного прохода нескольких солдат, и выполняли, как правило, лишь декоративные функции.

По углам замка на стенах сооружались небольшие башни, чаще всего фланкирующие (то есть выступающие наружу), что позволяло защитникам вести огонь вдоль стен по двум направлениям. В позднее средневековье они стали приспосабливаться под хранилища. Внутренние стороны таких башен (обращенные во двор замка) обычно оставлялись открытыми, чтобы противник, ворвавшийся на стену, не мог закрепиться внутри них.

 

Внутреннее устройство замка

Внутреннее устройство замков отличалось многообразием. Помимо упомянутых цвингеров, за главными воротами мог располагаться маленький прямоугольный дворик с бойницами в стенах — своеобразная «ловушка» для нападающих. Порой замки состояли из нескольких «секций», разделенных внутренними стенами. Но непременным атрибутом замка был большой двор (хозяйственные постройки, колодец, помещения для челяди) и центральная башня, она же «донжон» (donjon).

От наличия и местоположения колодца напрямую зависела жизнь всех обитателей замка. С ним часто возникали проблемы — ведь, как уже было сказано выше, замки строились на возвышениях. Прочный скальный грунт также не облегчал задачу по водоснабжению крепости. Известны случаи прокладки замковых колодцев на глубину более 100 метров (например, замок Куффхойсер в Тюрингии или крепость Кенигстайн в Саксонии имели колодцы глубиной более 140 метров). Прорытие колодца занимало от одного года до пяти лет. В некоторых случаях это поглощало столько же денег, сколько стоили все внутренние постройки замка.

Расположение источника воды зависело, в первую очередь, от естественных причин. Но если был выбор, то колодец выкапывали не на площади, а в укрепленном помещении, чтобы обеспечить его водой на случай укрытия во время осады. Если в силу особенностей залегания грунтовых вод колодец выкапывался за стеной замка, то над ним сооружалась каменная башня (по возможности — с деревянными переходами в замок).

В замке также имелся ряд построек, обеспечивающих автономный быт его обитателей в условиях полной изоляции (блокады): пекарня, паровая баня, кухня и т. п.

Башня была самым высоким сооружением во всем замке. Она обеспечивала возможность наблюдения за окрестностями и выполняла функции последнего убежища. Когда враги прорывались через все линии обороны, население замка укрывалось в донжоне и выдерживало длительную осаду.

Исключительная толщина стен этой башни делала ее разрушение практически невозможным (во всяком случае, на это потребовалось бы огромное количество времени). Вход в башню был очень узким. Он располагался во внутреннем дворе на значительной (6-12 метров) высоте. Деревянную лестницу, ведущую внутрь, можно было легко разрушить и тем самым преградить путь нападающим.

Внутри башни иногда имелась очень высокая шахта, идущая сверху вниз. Она служила либо тюрьмой, либо складом. Вход в нее был возможен только через отверстие в своде верхнего этажа — «Angstloch» (нем. — устрашающая дыра). В зависимости от предназначения шахты, лебедка опускала туда пленников или провиант.

Этажи центральной башни соединялись между собой деревянными лестницами (в случае необходимости их также можно было сжечь). Перекрытия внутри нее были каменными (классический вариант), позже — деревянными (это исключало сжигание внутренних лестниц).

В основании башни располагались подвал, который также мог использоваться в качестве темницы, и кухня с кладовой. Главный зал (столовая, общее помещение) занимал целый этаж и обогревался огромным камином (он распространял тепло всего на несколько метров, так что дальше по залу расставлялись железные корзины с углями). Выше шли палаты семьи феодала, отапливаемые небольшими печками.

На самом верху башни находилась открытая (реже — крытая, но в случае необходимости крышу можно было сбросить) площадка, где можно было установить катапульту или другое метательное орудие для обстрела врага. Там же водружался штандарт (знамя) владельца замка.

Иногда донжон не служил жилым помещением. Он вполне мог применяться только лишь в военно-хозяйственных целях (смотровые посты на башне, темница, хранилище провизии). В таких случаях семья феодала обитала в «паласе» — жилом помещении замка, стоящем обособленно от башни. Паласы строились из камня и имели несколько этажей в высоту.

Следует отметить, что условия проживания в замках были далеко не самыми приятными. Лишь самые крупные паласы имели большой рыцарский зал для торжеств. В донжонах и паласах было очень холодно. Выручало каминное отопление, однако стены все равно покрывались толстыми гобеленами и коврами — не ради украшения, а для сохранения тепла.

Окна пропускали очень мало солнечного света (сказывался фортификационный характер замковой архитектуры), далеко не все из них были застеклены. Туалеты устраивались в виде эркера в стене. Они были неотапливаемыми, поэтому посещение нужника зимой оставляло у людей просто неповторимые ощущения.

Завершая нашу «экскурсию» по замку, нельзя не упомянуть о том, что в нем обязательно присутствовало помещение для богослужений (храм, капелла). К числу непременных обитателей замка относился капеллан или священник, который, помимо своих основных обязанностей, исполнял роль писаря и учителя. В наиболее скромных крепостях роль храма выполняла стенная ниша, где стоял небольшой алтарь.

Крупные храмы имели два этажа. Простолюдины молились внизу, а господа собирались в теплом (иногда застекленном) хоре на втором ярусе. Убранство подобных помещений было довольно скромным — алтарь, скамейки и настенные росписи. Иногда храм исполнял роль гробницы для живущего в замке рода. Реже он применялась как убежище (наряду с донжоном).

В последствии многие замки перестраивались и до наших дней они дошли далеко не в первоначальном виде. Фортификационные сооружения превратились в романтический декор и были вписаны в парковый ландшафт. Замковые помещения приобрели изысканность и комфорт, но всё же замок – это замок, и ничем другим быть не может.

Замки строятся и поныне. Те из них, что находились в государственной собственности, часто возвращаются потомкам древних родов. Замки — символ влиятельности своих хозяев. Они — образец идеального композиционного решения, в котором сочетается слитность (соображения обороны не позволяли живописно распределять строения по территории), многоуровневость построек (главные и второстепенные) и предельная функциональность всех составляющих. Элементы архитектуры замка уже стали архетипами — например, замковая башня с зубцами: ее образ сидит в подсознании любого мало-мальски образованного человека.

Замок (в архитектуре) — это… Что такое Замок (в архитектуре)?


Замок (в архитектуре)
Замок (замковый камень) в архитектуре, обычно клинообразной формы камень (или кирпич) в вершине арки или свода. Конструктивная роль З. обычно подчёркивается декоративно (орнаментом, скульптурной обработкой). Иногда декоративный З. украшает плоскую перемычку над дверным или оконным проёмом.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

  • Замойский Ян
  • Замок (технич.)

Смотреть что такое «Замок (в архитектуре)» в других словарях:

  • Замок (в архитектуре) — замковый камень (замковый кирпич) камень или кирпич, к рый замыкает вершину свода или арочный проем; нередко декоративно оформлен скульптурой или орнаментом …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Замок Нагоя — Замок Замок Нагоя 名古屋城 …   Википедия

  • Замок Хаапсалу — Замок Замок Хаапсалу Haapsalu piiskopilinnus …   Википедия

  • замок — • замок сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? замка, чему? замку, (вижу) что? замок, чем? замком, о чём? о замке; мн. что? замки, (нет) чего? замков, чему? замкам, (вижу) что? замки, чем? замками, о чём? о замках 1. Замком называют… …   Толковый словарь Дмитриева

  • Замок —         замковый камень, в архитектуре клинообразный камень или кирпич в вершине свода или арки. Часто имеет орнаментальную или скульптурную обработку. Иногда превращается в декоративную деталь, украшающую арки и плоские перемычки. Замок.… …   Художественная энциклопедия

  • Замок — I зам ок м. 1. Устройство для запирания дверей, чемоданов, ящиков мебели и т.п. ключом. отт. Приспособление для соединения концов ювелирных изделий (ожерелья, браслета, цепочки и т.п.). 2. Способ соединения бревен, брусьев, при котором они… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Замок — I зам ок м. 1. Устройство для запирания дверей, чемоданов, ящиков мебели и т.п. ключом. отт. Приспособление для соединения концов ювелирных изделий (ожерелья, браслета, цепочки и т.п.). 2. Способ соединения бревен, брусьев, при котором они… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • ЗАМОК — (1) врезное, накладное или висячее устройство для запирания дверей, шкафов, ящиков, сейфов и др. Для запирания и отпирания З. служит ключ особой для данного З. формы; (2) приспособление для производства выстрела в старинных ружьях. В современном… …   Большая политехническая энциклопедия

  • Замок (строение) — У этого термина существуют и другие значения, см. Замок …   Википедия

  • Замок — 1) Замок    укреплённое жилище феодала. Замок возводили в хорошо защищённых местах (окружённые водой, в горах и т.п.). Они могли быть деревянными или каменными. Первыми замками были обнесённые тыном усадьбы, посредине которых возводили главную… …   Архитектурный словарь

Книги

  • Мюнхен. Путеводитель с мини-разговорником, Бедекер К.. Актуализированное издание дополнено интересной информацией и подробной картой (в накладном кармане на обложке). Содержит: 12 маршрутов, 8 карт. Гуляйте, знакомьтесь, восхищайтесь колоритным… Подробнее  Купить за 443 руб
  • Мюнхен. Путеводитель с картой, Бедекер Карин. Актуализированное издание дополнено интересной информацией и подробной картой (в накладном кармане на обложке). Содержит: 12 маршрутов, 8 карт. Гуляйте, знакомьтесь, восхищайтесь колоритным… Подробнее  Купить за 436 грн (только Украина)
  • Мюнхен. Путеводитель с картой, Бедекер Карин. Актуализированное издание дополнено интересной информацией и подробной картой (в накладном кармане на обложке). Содержит: 12 маршрутов, 8 карт. Гуляйте, знакомьтесь, восхищайтесь колоритным… Подробнее  Купить за 407 руб
Другие книги по запросу «Замок (в архитектуре)» >>

Портал:Замки и крепости — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску

Замки и крепости


Введение

За́мок — здание (или комплекс зданий), сочетающее в себе жилые и оборонительно-фортификационные задачи. В наиболее распространённом значении слова — укреплённое жилище феодала в средневековье.

Крепость — это участок земли, обнесённый стеной с башнями. При этом территория может быть как плотно застроена, так и пуста. крепость, как правило, имеет намного большую площадь, чем замок, что и позволяло застраивать внутреннее пространство крепостей различными строениями.

Избранная статья текущая подборка
Кастелло Эстенсе или Замок Святого Михаила — основная резиденция средневековых и ренессансных правителей дома Эсте в Ферраре. Представляет собой массивное средневековое оборонительное сооружение, окружённое рвом; по углам располагаются четыре башни.

(далее…)

Замок Бран — Древняя архитектура

Замок Бран − архитектурный памятник Румынии, расположенный в тридцати километрах от Брашова. Данный замок был возведен в конце четырнадцатого века на месте деревянной крепости. Построен он был местными жителями на их собственные средства для обороны от турок и охраны торгового пути, соединявшего Валахию и Трансильванию.

Замок Бран находится на вершине скалы и сложен из больших валунов и камней. Он представляет собой четырехэтажное здание, имеющее форму трапеции.

В замке имеются две башни, достроенные в 1622-1625 годах, и наблюдательный пункт наверху. Мощные стены, маленькие окна напоминают о том, что некогда он использовался как крепость, в которой располагался гарнизон из двадцати четырех солдат. Внутренние покои, не имеющие симметрии и расположенные на разном уровне, создают некое подобие лабиринта. Помещения обставлены старинной мебелью, украшены оружием и охотничьими трофеями.

Особый интерес представляют музыкальный салон королевы Марии, Старая капелла, апартаменты короля Фердинанда и Пороховая башня. Во внутреннем дворе замка бьет прекрасный фонтан. Есть здесь и колодец, который согласно преданиям ведет к подземным помещениям замка, используемым в свое время для тюремного заключения. Считается, что в замке имеются потайные ходы, выводящие за его пределы.

За долгое время существования замка у него побывало много владельцев.

Изначально он являлся собственностью господаря Мирче Старого, потом его владельцами были уроженцы Брашова и Габсбургская империя.

Согласно преданию, воевода Влад Цепеш, прозванный Дракулой, останавливался здесь во время своих походов.

В 1920 году жители Брашова подарили замок королеве Марии, сделавшей его своей резиденцией. После того как из страны в 1948 году была выслана королевская семья, замок Бран перешел в собственность румынского государства.

В наши дни в этом замке находится Музей истории и средневекового искусства.

< Предыдущая   Следующая >

Замок Гоуска — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Гоуска.

Замок Гоуска (чеш. Hrad Houska) — раннеготический замок XIII века в Северной Чехии. Расположен в Дубской Швейцарии, в местечке Блатце южнее города Доксы в 47 км к северу от Праги[2]. Замок считается одним из самых древних и самых таинственных в Чехии[3].

На песчаниковой скале, где стоит замок Гоуска, ещё в IX веке построили деревянные, а позднее каменные оборонительные укрепления. Основателем считается воевода Славибор, чей сын Гоусек дал имя крепости. Сохранившееся до настоящего времени строение было возведено в 1270—1280 годах по воле короля Пржемысла Отакара II. В конце XVI века замок подвергся реконструкции в стиле ренессанса.

Считается, король Вацлав II передал Гоуску в собственность дворянскому роду Берка. В XV веке замком владели представители рода Смирицких, Вальдштейнов, графы Зульцы и Гогенлоэ. В 1924 году замок Гоуска под летнюю резиденцию приобрёл Йозеф Шимонек, президент завода «Шкода». В 1939—1945 годах замок был конфискован под нужды вермахта ввиду его стратегического положения. В 1950-е годы в замке Гоуска размещался архив Государственной библиотеки Клементинума. В ЧССР предлагалось переоборудовать Гоуску под санаторий. В 1990-х годах замок вернулся к прежним владельцам — наследникам Йозефа Шимонека. С 1999 года замок Гоуска доступен для посещения.

Замок с закрытым внутренним двором и готической формы окнами имеет четырёхугольник в основании. Замковая часовня в готическом стиле украшена старинными фресками и занимает два этажа. В выставочных помещениях размещены полотна эпохи готики и Возрождения. Особо выделяются охотничий салон, рыцарский зал, реконструированная столовая и бальный зал. Крыша оборудована смотровой площадкой в башне. Фасад замка у входа украшен сграффито современной работы. Перед замком установлена барочная статуя святой Людмилы Чешской, датированная 1758 годом. На вершине скалы сохранились руины подвальных помещений и фундамента церкви, разрушенных в 1830 году.

Чешский историк Августин Седлачек писал: «На высокой горе стоял старинный замок, знаменитый не только своими постройками, но и живописным расположением и тайной, его окружающей». По преданиям замок Гоуска скрывает под собой вход в преисподнюю. Под замком якобы расположено множество подземных ходов, ведущих в ад. Путь в таинственное подземелье открывали врата, относительно расположения которых есть несколько версий. По одной из них, врата находились на скале неподалёку от замка, где раньше располагалась барочная церквушка. По другой версии, врата находились непосредственно под полом молельного зала в замке, и не случайно, что посетители этого помещения чувствуют недомогания и часто теряют сознание. По третьей версии, в ад можно было попасть, нырнув в колодец во дворе замка. На стенах колодца изображены главные борцы с дьяволом — архангелы Михаил и Гавриил. По легенде, одному заключённому пообещали свободу, если он спустится в колодец. Его подняли на свет потерявшим разум, он рассказывал о неприятном запахе и страшных криках. Колодец от греха подальше засыпали[3]

  1. ↑ Památkový katalog
  2. Tomáš Durdík. Энциклопедия чешских замков = Encyklopedie českých hradů. — Praga: Libri, 2006. — С. 105—105.
  3. 1 2 Н. Н. Малютин. Гоуска: в окружении тайны // Замки и крепости Чехии. Путешествие сквозь века / под ред. Н. Н. Николаева. — М.: Вече, 2009. — С. 65—67. — 288 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9533-3945-2.
  • Н. Н. Малютин. Гоуска: в окружении тайны // Замки и крепости Чехии. Путешествие сквозь века / под ред. Н. Н. Николаева. — М.: Вече, 2009. — С. 65—67. — 288 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9533-3945-2.

Замок Шамбор — Википедия

За́мок Шамбо́р или Шамбо́рский замок (фр. Château de Chambord) — один из замков Луары построен по приказу Франциска I, который хотел быть ближе к любимой даме — графине Тури, жившей неподалёку.

Строительство велось между 1519 и 1547 годами на изгибе реки Коссон (фр. Cosson) — небольшого притока реки Бёврон (фр. Beuvron), впадающей в Луару, приблизительно в 6 км от левого берега Луары и в 14 км на восток от Блуа во французском департаменте Луар и Шер (номер департамента 41).

Шамбор — один из самых узнаваемых замков Франции, архитектурный шедевр эпохи Ренессанса. Длина фасада 156 м, ширина 117 м, в замке 426 комнат, 77 лестниц, 282 камина и 800 скульптурно украшенных капителей.

Имя архитектора неизвестно, но исследования доказывают участие в проекте Леонардо да Винчи, бывшего в то время архитектором при дворе короля Франциска I, но умершего за несколько месяцев до начала строительства, а также участие Доменико да Кортона, прозванного Боккадор.

План замка нарисован вокруг центрального объекта, названного «донжоном», потому что, хоть он и не предназначался никогда для отражения атак, но построен по образцу укреплённых замков Средневековья. Внутри донжона находятся 5 жилых этажей. На каждом этаже по 4 квадратных и 4 круглых помещения; четыре коридора между помещениями, как будто с четырёх сторон света, ведут к двойной лестнице в центре. Король Франциск I впоследствии расширил замок и квартировал в более просторных помещениях восточного крыла. В западном крыле была построена часовня, законченная Жаном ле Гумбль (фр. Jean le Humble). Подобное расположение часовни и королевских покоев было необычным для того времени: поместив себя в направлении Иерусалима, король хотел показать себя правителем духовной власти в своём королевстве.

Поговаривали, что Франциск I со своим другом Жаном ле Гумблем хотели даже изменить русло течения Луары, чтобы она текла прямо перед замком, но отказались от такой идеи.

Двойная, двухзаходная винтовая лестница в самом центре замка более чем хорошо передаёт творческий стиль Леонардо да Винчи. Двухзаходная — из двух лестниц спиралью, поворачивающихся в одном и том же направлении, но ни разу не пересекающихся, так чтобы спускавшиеся могли избежать встречи с теми, кто поднимался им навстречу, и наоборот. По этой монументальной лестнице с резным орнаментом можно подняться на большую террасу, также задуманную Леонардо, полюбоваться на дымоходы и капители крыши и обойти донжон по периметру. Над лестницей возвышается маяковая башенка, видная и внутри здания с нижних этажей. Она возвышается над всеми каминными трубами, достигая высоты 32 м; на самом верху не привычный крест, а королевская лилия.

Второй этаж также примечателен своими сводами, украшенными эмблемой короля (монограмма F, увенчанная короной, и саламандра) в сопровождении шнура в узелках — эмблемы его матери, Луизы Савойской. Некоторые монограммы лестницы на уровне террас выполнены вверх ногами, — «чтобы Бог с высоты неба видел королевскую мощь»!

Королевский замок Шамбор XVI века

Строительство началось в 1519 году и стало одной из самых крупных строек Возрождения. Рассказывают, что на стройке было занято до 1700—1800 рабочих. Потребовалось около 220 000 тонн камня. Жизнь на стройке была не из лёгких, тем более, что замок строился на болотистом месте, много рабочих умерли от болотной лихорадки. Плотники загоняли дубовые сваи фундамента на глубину до 12 метров. Во время профилактических раскопок 2007 году обнаружено, что юго-западная башня опирается на скалу известкового происхождения, что сохранились следы круглой постройки из песчаника — возможно остатков башни средневекового замка, существовавшего до строительства настоящего замка[1].

На телегах из порта Сен-Дье (фр. Saint-Dyé) привозились строительные материалы и особенно каменные блоки из белого песчаника — камня белого цвета, рыхлого и хрупкого. Каменотесы, не в пример другим рабочим, не имели фиксированной зарплаты, им платили сдельно, как и положено за работу сдельщика. Поэтому на каждом обработанном камне они вырезали свой особый неприметный знак. Такая подпись позволяла казначею оценивать и оплачивать работу; знаки до сих пор видны на некоторых каменных блоках, ещё не пострадавших от граффити после открытия замка публике.

Саламандра, эмблема короля Франциска I

В 1392 году семья герцогов Орлеанских покупает у графа Блуа большое лесистое поместье Шамбор. Когда герцог Орлеанский становится в 1498 году королём Франции под именем Людовика XII, Шамбор соответственно превращается в королевскую собственность.

В 1516 году Франциск I возвращается из Италии вместе с Леонардо да Винчи и желанием осуществить нечто большое в стиле итальянской ренессансной архитектуры той поры. В 1519 году он выбирает Шамбор для строительства охотничьего замка на месте бывшего крепостного замка. Начиная с 1526 года, 1800 рабочих задействовано на строительстве нового замка, завершённого после многочисленных пристроек в 1547 году, уже после смерти короля. Франциск I проводит, в конечном счёте, довольно мало времени в Шамборе — всего несколько раз поохотиться и продемонстрировать своё богатство и величие сопернику испанцу Карлу V.

После смерти Франциска I последующие французские короли не особо интересуются заброшенным замком. В 1639 году Людовик XIII дарит его своему брату Гастону Орлеанскому.

Людовик XIV в 1684 году распоряжается о новых внутренних перестройках замка, о новой крыше для часовни, о том, чтобы соединить четыре жилых покоя северного вестибюля второго этажа в анфиладу комнат для короля, типа королевских апартаментов в Версальском дворце. 14 октября 1670 года Мольер с театральной труппой из Парижа, приглашенной Людовиком XIV, дает в замке самое первое представление пьесы «Мещанин во дворянстве».

С 1725 по 1733 годы замок был занят Станиславом Лещинским — свергнутым польским королём и тестем Людовика XV. С 1745 по 1750 годы он служит казармой для полка Морица.

План замка Шамбор

Туристам рассказывают, что в середине XVIII века по разрешению Людовика XV в замке располагалась химическая лаборатория графа Сен-Жермена.

В 1792 году революционное правительство распродаёт мебель. Наполеон Бонапарт отдаёт замок маршалу Бертье. В 1821 году поместье будет выкуплено у его вдовы благодаря национальной подписке и передано юному Анри д’Артуа, герцогу Бордосскому, родившемуся за год до этого. После революции 1830 года, уже в ссылке, герцог возьмёт себе титул графа Шамборского. Ещё до этого Карл X недолго проживал в замке, слегка его подремонтировав. Во время франко-прусской войны замок служит как полевой госпиталь. Граф Шамборский в 1871 г. обратится к французам из Шамбора с манифестом, призывающим к восстановлению монархии и белого флага. С 1883 года замок принадлежит герцогам Пармским: герцог Роберт Пармский наследует замок от графа Шамборского, своего дяди по материнской линии.

Выкупленный в 1930 году у Элии Бурбон-Пармского за 11 миллионов франков золотом, Шамбор становится собственностью французского государства и управляется при посредничестве «Ассоциации друзей Шамбора». В 1945 году из-за пожара частично уничтожена кровля юго-восточного донжона. В 1947 году начинается большая работа по превращению замка в важнейший туристический объект, предлагающий с 1952 года также светозвуковые вечерние представления.

С 1981 года внесён в список всемирного достояния ЮНЕСКО под номером 933.

С 2005 года замок имеет статус государственного общественно-коммерческого предприятия.

В 2007 году 17 300 скаутов в течение трёх дней праздновали в парке замка столетие создания скаутской организации лордом Баден Пауэллом. На втором этаже замка ныне располагается отделение Музея охоты и природы.

Опоясанная самой длинной стеной во Франции протяженностью 32 км (длина парижской кольцевой дороги «периферик»), территория в 5 441 гектар, из них 1000 га открыты для публики, — это самый большой огороженный парк лесного типа в Европе. Символы парка — олень и кабан, здесь обитает более 100 видов птиц.

  1. Le Monde 20 марта 2007, Статья Крепостные останки под замком Шамбор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *